Меню
Бесплатно
Главная  /  Хозяйке на заметку  /  Анализ главы горе от ума. Анализ произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума

Анализ главы горе от ума. Анализ произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума

Анализ комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Комедия, написанная Александром Сергеевичем Гри­боедовым. К сожалению, нет точных данных о времени возникновения замысла комедии. По некоторым данным, она была задумана в 1816 году, но существуют предполо­жения, что первые мысли о комедии появились у Грибое­дова еще раньше. Закончив произведение в 1824 году, автор приложил немало усилий, чтобы ее напечатать, но это ему не удалось. Не удалось также получить разрешение для постановки «Горя от ума», но это не помешало широкой известности комедии. Она расходилась в списках, ее чита­ли, обсуждали, восхищались ею.

«Горе от ума» стоит у истоков зарождения националь­ной русской литературы, открывая новую эпоху в ее исто­рии - эпоху реализма. Автор отдает дань традициям клас­сицизма (единство действия, места и времени, «значащие» имена, любовная интрига), но пьеса полностью отражает тогдашнюю действительность, характеры ее персонажей многогранны (достаточно вспомнить Фамусова, заигрыва­ющего с Лизой, лебезящего перед Скалозубом, читающего наставления Софье). Комедия написана живым русским языком, острый, полемический диалог ее увлекает, застав­ляет почувствовать напряженность действия. И.А.Гончаров писал в критической статье «Мильон терзаний», что в пьесе изображен длинный период русской жизни, что «в группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, истори­ческий момент и нравы».

Грибоедовская комедия основана на конфликтах: лю­бовном и общественном. Одно с другим оказывается тесно связанным, личная проблематика вытекает из обществен­ной. Грибоедов писал в письме к одному из своих друзей: «...Девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, что ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здраво­мыслящего человека); и этот человек, разумеется, в проти­воречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других...»

Главный герой пьесы, Александр Андреевич Чацкий, после трехлетнего отсутствия вернулся в Москву и сразу же, не заезжая домой, явился в дом Фамусова. Одной из многих причин, побудивших Чацкого покинуть столицу, была одна, которая больше всего тревожила и терзала его сердце - любовь к Софье. Софья - умница, в этом Чацкий был уверен. Еще четырнадцатилетней девочкой она вместе с ним смеялась и над молодящейся тетушкой, и над пре­данностью батюшки Английскому клубу. Если бы в про­шлом не было этого сочувствия, если бы она тогда - три года назад - не разделяла, хоть и полудетски, без доста­точно глубокого понимания, его мнений и мыслей, он, наверное, и не пускался бы в расспросы и воспоминания. Стараясь возобновить разговоры, прерванные три года назад, Чацкий хотел узнать, по-прежнему ли она смеется над тем, что смешно и ему, то есть хотел понять тепереш­ний образ ее мыслей. Если она и теперь его единомышлен­ница, то надежды были не напрасными.

Но Софья недвусмысленно осудила даже самые легкие его насмешки над Москвой. Естественно, что возникло подозрение:

...Нет ли впрямь тут жениха какого?

И самое главное в мучительных поисках Чацкого за­ключалось в том, что критерий ума был для него единст­венным. Скалозуб потому и не вызвал у него больших подозрений, что умная Софья не могла полюбить такого глупца. По тем же причинам он долго не верил в ее любовь к Молчалину. Даже на минуту он не хотел допустить, что умная Софья может искренне хвалить возлюбленного за лакейскую покорность и угодливость.

Грибоедов-реалист превосходно понимал, что характер человека складывается под воздействием условий жизни - в широком смысле этого слова - и прежде всего под влиянием непосредственного окружения: родственных связей, воспитания, бытовых обычаев, традиционных взглядов, мнений, предрассудков и т.д. Понять человека можно только тогда, когда знаешь его среду. Поэтому автор достаточно подробно знакомит нас со средой, в которой Софья сформировалась как личность в отсутствие Чацкого.

Более всего характеризует это общество Фамусов, отец Софьи. Павел Афанасьевич Фамусов - типичный москов­ский барин начала позапрошлого века с характерной смесью самодурства и патриархальности. Он привык быть бари­ном, он очень уверен в себе и любит себя. Он занимает большой служебный пост, но к службе тоже относится по-барски, не отягощает себя ею. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося: ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Идеал человека для Фамусова тот, кто сделал выгодную карьеру, неважно какими средствами. Раболепие и подлость для него тоже хороший путь, если он приводит к желаемому результату. Фамусов - зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь - и потому оно особенно пугает.

Фамусову нравится полковник Скалозуб Сергей Сер­геевич. Он сравнительно молод, но завтра непременно станет генералом; он надежный защитник старины. Скало­зуб - шумный, затянутый в мундир, озабоченный военны­ми упражнениями и танцами типичный аракчеевский офи­цер, тупой и бездумный, противник всякой свободной мысли и просвещения.

К фамусовскому обществу принадлежит и Алексей Степанович Молчалин, более того, он прямое его порож­дение. С первого же появления он кажется совершенным ничтожеством: боится произнести лишнее слово, охотно угодничает перед всеми, не смеет иметь своего мнения, своим главным талантом считает «умеренность и аккурат­ность». Эти свойства обеспечивают его настоящие и буду­щие успехи в фамусовском мире.

Фамусовское общество представлено не только основ­ными героями пьесы, но и эпизодическими.

Старуха Хлестова - важная московская барыня, гру­боватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Она даже в отношении Фамусова не может не показать своей властности. И в то же время она очень похожа на Фамусова: и постоянным желанием повелевать людьми, и преданностью старым, отжившим устоям и порядкам.

Антон Антонович Загорецкий - необходимый спут­ник Фамусовых и хлестовых. Он всегда готов предложить свои услуги, при этом его сомнительные нравственные качества не смущают хозяев общества. Хлестова говорит о нем:

Лгунишка он, картежник, вор...

Я от него было и двери на запор;

Да мастер услужить...

Говоря о Загорецком, Хлестова характеризует и себя, показывает нравственный уровень и свой, и своего круга. Того круга, которому противостоит Чацкий.

Чацкий - вольнолюбив, его идеалы - идеалы Про­свещения, он видит свой долг и жизненное призвание в служении Родине. Порядки, существующие в России, воз­мущают его, он с гневом обличает «негодяев знатных» - крепостников, душащих все новое, угнетающих собствен­ный парод. Он истинный патриот, ему непонятно существующее в высшем свете преклонение перед всем иностран­ным. Чацкий воплотил в себе лучшие черты прогрессивной молодежи начала XIX века, его отличает острый, живой ум. Показывая конфликты героя и окружающего его общества, автор раскрывает содержание главного конфликта эпохи: столкновение «века нынешнего и века минувшего», не желающего сдавать свои позиции. Позиции «века минув­шего» еще сильны: его представители формируют общест­венное мнение, мнение света, имеющего огромное значе­ние в жизни любого. Им ничего не стоит объявить человека сумасшедшим, тем самым сделав его для себя безопасным: безумие объясняет дерзкие речи Чацкого, его «странное» поведение. Но Чацкого удерживает в доме Фамусова Софья, ее участь, ее отношение к нему.

Надо было увидеть ночное свидание, собственными ушами услышать, что сплетню о сумасшествии выдумала и пустила в оборот именно Софья, чтобы понять, наконец, что она давно сделала свой выбор - выбор между ним и Молчалиным, между высокими идеалами человечности и моралью фамусовской Москвы. Может быть, она и не захочет помириться с Молчалиным, но Чацкий для нее потерян навсегда. Теперь ей осталось вместе с батюшкой ждать со страхом, «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна».

В комедии «век минувший» побеждает, но повержен ли Чацкий? «Чацкий сломлен количеством старой силы», - пишет И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний». По вы­ражению Гончарова, Чацкий - «провозвестник», «за­стрельщик» нового и потому - «всегда жертва». «Чацкий неизбежен при смене одного века другим», - приходит к выводу писатель.

В этих словах и заключается вечный, общечеловечес­кий смысл пьесы Грибоедова. Борьба старого и нового будет продолжаться всегда. Автор с непревзойденной силой убедительности показал, что сила старого ущербная, сле­пая.

Огромное количество цитат из «Горя от ума» стали поговорками, крылатыми фразами, прочно заняв место в русском языке, тем самым обеспечив комедии бессмертие, так же, как и ее автору, Александру Сергеевичу Грибоедову. «Горе от ума» - до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы...» (А. Блок).

Тип урока – урок изучения нового материала.

Форма урока – урок аналитического чтения.

Форма деятельности – работа в группах сменного состава.

Методы – метод комментированного чтения, чтения по ролям, метод беседы, наблюдения, сопоставления.

Цели урока.

Образовательная:

1. Определить роль I действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

2. Найти определение конфликта, через который происходит развитие действия

3. Схематически представить развитие I действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

4. Внести дополнения в рабочую таблицу.

Развивающая:

1. Продолжить работу по развитию коммуникативных и творческих навыков, аналитических способностей.

2. Продолжить работу по развитию языковых способностей, образного мышления в процессе работы над анализом текста.

3. Продолжить формирование навыка аналитического чтения в процессе изучения комедии.

4.Научить чувствовать жанровые особенности драматического произведения.

5. Показать богатство русского языка в процессе аналитического чтения.

Воспитательная:

1. На примере взаимоотношений героев комедии продолжить работу по формированию бинарного мышления.

2. Показать значимость непреходящих человеческих ценностей.

Подготовка к уроку

1. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом I действия комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.

2. Составляется рабочая таблица “Характеристика главных героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 2 , 2А)

3. Делятся на группы по номерам 1–4.

4. Первые номера отбирают материал для характеристики Чацкого, вторые – для характеристики Софьи, третьи характеризуют Молчалина, четвертые – Фамусова.

5. Выбранные из текста I действия цитаты для характеристики героя вносятся в таблицу.

6. Заготавливается черновик схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 3)

7. Повторяются ранее изученные термины.

8.Отдельная группа готовит инсценировку по I действию (явления 1-3).

9. Парты расставляются попарно для работы в группах по 4 человека.

10. Перед уроком учащиеся разбиваются на новые группы, включающие номера 1-4.

Оформление урока

1. Для инсценировки 1-3 явлений оформляются декорации.

2. Подбирается музыка: вальсы А.С. Грибоедова, звуки флейты и пианино, звона часов.

3. Подготавливается презентация, отражающая основные этапы работы на уроке. (Приложение 1)

Ход урока

Перед уроком звучат 2 вальса А.С. Грибоедова. Слайд № 2, 3, 4.

I. Оргмомент

II. Сообщение цели урока. Постановка проблемного вопроса

Запись темы урока.

Учитель: Вечная современность русской классики… Пожалуй, эти слова можно полностью отнести к одному из самых нестареющих, несмотря на свой приличный возраст (185 лет!) произведений русской литературы. “Горе от ума” А. Грибоедова. Наш сегодняшний урок “Утро в доме Фамусова” – первый в системе уроков изучения текста комедии.

Этим уроком мы начинаем ПОИСК ответов на вопросы: Почему горе? Почему именно от ума? Кому горе?

Слайд № 6. Запись темы, зарисовка схемы

Итак, сегодня мы должны провести анализ первого действия комедии, определить его роль. Внести дополнения в рабочую таблицу. Составить схему “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.

Слайд № 7. Цель урока

III. Актуализация ранее полученных знаний. Проверка домашнего задания (инсценировка)

Учитель: Чтобы разобраться в событиях и конфликте, определить роль

I действия, лучше понять характеры героев и замысел автора, предлагаем посмотреть небольшую инсценировку первых трех явлений комедии.

Слайд №8. Афиша

IV. Инсценировка 1-3 явлений I действия

Учитель: Итак, судя по вашим смеющимся лицам, видно, что мы имеем дело с жанром комедии. В комедии Грибоедова, как и в комедии классицизма, представлен определенный набор действующих лиц: благородный отец, героиня, первый любовник (пока только), служанка. Остановимся подробнее на каждом главном герое.

Слайд №9. Вопросы явл. №1-5

V. Анализ явлений 1-6. Работа в группах с таблицей “Характеристика главных героев комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Внесение дополнений в таблицу

Благородный отец – ФАМУСОВ Павел Афанасьевич (рассказ уч-ся №4).

1. Каким хочет казаться Фамусов и каким он выглядит в 1-4 явлениях? (Фамусов хочет казаться глубоко нравственным человеком, хорошим отцом. На самом деле – лицемер, но любит свою дочь, прочит ей богатого мужа)

2. Верит ли Фамусов объяснениям своей дочери и секретаря?(Скорее всего не верит, но он боится хлопот, не терпит перемен. И поэтому ограничивается только лишь словесным “распеканием”)

Героиня – СОФЬЯ Павловна (рассказ уч-ся №2).

3. Как складываются взаимоотношения между Софьей и отцом, отцом и дочерью, Софьей и Молчалиным? Какое понятие объединяет героев по отношению друг к другу? (Явл. 5)

Чем живет дом Фамусова до появления Чацкого?

(В доме Фамусова все держится на лжи и обмане(Бывает хуже – с рук сойдет). Ложь как милое плутовство (Лиза), ложь как средство скрыть тайну (Софья), ложь как средство угодничества (Молчалин), ложь как щит пороков (Фамусов).

Первый любовник – Молчалин Алексей Степанович (рассказ уч-ся №3).

3. Почему Молчалин так ловко вышел из столь щепетильной ситуации?

(Бумаги при нем даже на свидании!)

Учитель: Итак, события 1-5 явления знакомят нас с главными и второстепенными персонажами. Запишем в столбик через 4 клетки фамилии главных героев

Слайд № 10. Зарисовка схемы в тетрадь

Учитель: И вот привычное, размеренно – спокойное течение событий вдруг нарушает известие: “К вам Александр Андреич Чацкий”.

(Вносим дополнение в зарисованную схему)

Слайд № 11

VI. Чтение по ролям 7 явления I действия

Слайд № 12

Учитель: А теперь обратимся к вопросам по 7-10 явлениям.

Слайд № 13 (Вопросы 7-10 явл.)

VII. Анализ 7-10 явлений. Работа в группах с таблицей “Характеристика главных героев комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Внесение дополнений

Беседа по вопросам.

Чацкий Александр Андреевич (рассказ уч-ся №1).

1. Что привело Чацкого в дом Фамусова? [№5]

Как ведет себя Чацкий в диалоге с Софьей? Хочет ли он кого-либо обидеть на самом деле?

(Чацкий торопится к Софье. Он искренне влюблен в нее. Он искренне говорит о том, что думает, не желая никого обидеть и оскорбить)

2. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече?

(Софья холодна, иронизирует, отвечает язвительными репликами на слова Чацкого, ее обижают слова Чацкого о Молчалине).

Чем вызвана холодность Софьи по отношению к Чацкому?

(Прошло три года – и Софья изменилась, изменилось ее отношение к окружающим. В ней говорит обида, что когда-то, три года назад Чацкий неожиданно уехал, не писал писем, она в нем разочарована. Считает, что тот слишком горд, высокомерен, недобр по отношению к окружающим. Более того, Софья влюблена в Молчалина, и это неизвестно Чацкому).

3. Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова?

(Конечно, не ждали. Чацкий не писал писем, никого не извещал)

Понимает ли сейчас Чацкий, что в этом доме он чужой?

(Он искренне сражен красотой Софьи, надеется на взаимность. Хочет найти в любимой прошлые чувства, но встречает холодность и равнодушие. Не понимает ее реакции на свои слова. Все его мысли – лишь о Софье)

4. Что значит реплика Софьи: “Ах, батюшка, сон в руку”?

(С. Хочет перевести подозрения отца с Молчалина на Чацкого)

Учитель: Итак, возникает ли конфликтная ситуация в I действии? Если возникает, то какой это конфликт: любовный, общественный, морально-нравственный?

Слайд № 14

Чтобы подвести итоги анализа I действия комедии, предлагаем обратиться к черновику схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”.

С помощью фломастеров, стрелок, условных обозначений передайте суть конфликта первого действия

VIII. Работа в группах с черновиком схемы “Конфликт в I действии комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”. (Приложение 3)

IX. Презентация схем по группам

X. Вывод.

Слайд № 15. Схема конфликта

Учитель: Какова же роль I действия комедии “Горе от ума”?

Слайд № 16. Роль 1 действия комедии

Роль 1 действия комедии: В I действии дана расстановка действующих лиц, раскрываются характеры главных и некоторых второстепенных персонажей. Заявлены основные общественные проблемы, волнующие автора комедии. 7 явление – завязка любовного конфликта между Чацким и Софьей. Искренний, открытый Чацкий вторгается в дом Фамусова, где все взаимоотношения построены на лжи. Таким образом, искренность, открытость Чацкого сталкиваются с ложью, фальшью и, конечно, обманом. (Ключевое слово отражается в схеме).

XI. Запись домашнего задания. Слайд № 1 7

2. Внести дополнения в таблицу.

3. Сравнить монологи “Вкус, батюшка, отменная манера” и “А судьи кто?”

XII. Итоги урока. Выставление оценок

XIII. Этап рефлексии

Список литературы

1. Грибоедов А.С. Сочинения. – М.: Худож. лит, 1988.

2. Вайль П, Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. –М.: “Независимая газета”, 1991.

3. Валагин А.П. Прочитаем вместе…:Комедии Д.Фонвизина, А. Грибоедова, Н.Гоголя, А.Островского: Кн. Для учащихся. – М.: “Просвещение”, 1991.

4. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. Пособие для учителей. – М.: “Просвещение”, 1977.

5. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Комисарова Е.В., Михеева Г.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М.: ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2007.

6. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”: Комментарий. Кн. для учителя. – М.: “Просвещение”, 1983.

Грибоедов писал пьесу два года (1822-1824). Поскольку Александр Сергеевич служил дипломатом и считался влиятельным человеком, он рассчитывал, что его творение легко пройдет цензуру вскоре станет полноценным спектаклем. Однако вскоре он понял: комедии «нет пропуску». Удалось опубликовать лишь фрагменты (в 1825 году в альманахе «Русская Талия»). Весь текст пьесы был издан много позже, в 1862 году. Первая театральная постановка состоялась в 1831 году. Однако в рукописных списках (самиздате того времени) книга распространилась стремительно и стала очень популярной среди читающей публики.

Особенность комедии

Театр – самый консервативный вид искусства, поэтому в то время, как в литературе развивались романтизм и реализм, на сцене все еще господствовал классицизм. Пьеса Грибоедова сочетает в себе черты всех трех направлений: «Горе от ума» по форме классицистическое произведение, но реалистичные диалоги и проблематика, относящаяся к реалиям России 19 века, сближают его с реализмом, а романтический герой (Чацкий) и конфликт этого героя с обществом – характерное противопоставление для романтизма. Как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность? Автору удалось гармонично сплести противоречивые компоненты воедино за счет того, что он был блестяще образован по меркам своего времени, часто путешествовал по миру и читал на других языках, поэтому впитал новые литературные веяния раньше других драматургов. Он не вращался среди писателей, служил в дипломатической миссии, а потому его сознание было свободно от многих стереотипов, которые мешали авторам экспериментировать.

Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?

Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру. Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический. Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова. В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль. Пьеса не была однозначной и типичной, она вырывалась из имеющихся театральных и литературных клише, поэтому ее так высоко оценили как современники, так и нынешнее поколение читателей.

Конфликт. Композиция. Проблематика

В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта : частный (любовная драма) и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).

Один из строгих канонов классицизма – единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов. В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно. Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.

Особенность композиции состоит в том, что она выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.

Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи. Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).

Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»

В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил, казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде присяжных, цензуре и институтах.

Моральные аспекты, которые не менее важны для драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке. К примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха. Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.

Композиция драмы выдержана в классицистическом стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих пор с аншлагом проходит во многих театрах России. Герои не олицетворяют один порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным героем. Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и вздорный характер не красит главного героя.

Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у каждого героя есть свойственные ему речевые обороты. Этот замысел был осложнен тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф. Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».

Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума» : например, «Молчалин» означает скрытую и лицемерную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «зубоскальство», означающее хамское поведение в обществе.

Почему комедия Грибоедова «Горе от ума» сейчас читаема?

В настоящее время люди часто используют цитаты Грибоедова, сами того не ведая. Фразеологизмы «свежо предание, а верится с трудом», «счастливые часов не наблюдают», «и дым отечества нам сладок и приятен» — все эти крылатые фразы знакомы каждому. Пьеса до сих пор актуальна за счет легкого афористичного авторского стиля Грибоедова. Он одним из первых написал драму на настоящем русском языке, на котором говорят и думают люди до сих пор. Тяжеловесный и напыщенный лексикон его времени не запомнился современнику ничем, но новаторский слог Грибоедова нашел свое место в языковой памяти русского народа. Можно ли назвать пьесу «Горе от ума» актуальной в 21 веке? Да, хотя бы потому, что мы говорим его цитатами в повседневной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Завершил свою работу над пьесой Горе от ума в далеком 1824 году, и она и по сей день не теряет своей актуальности и пользуется успехом у читателей. Эта комедия стала в один ряд с лучшими произведениями русской литературы, и пожалуй, была единственным творением автора, которое стало известно во всем мире. В школьной программе это произведение занимает не последнее место, поэтому придется поработать над анализом Грибоедовской комедии Горе от ума по эпизодам.

Конфликт и проблематика Горе от ума

— это яркое произведение, относящееся к русской классической литературе 19 века. Оно переносит читателей в дом Фамусова, где царит атмосфера лжи и притворства. И вот среди всего этого обмана появляется Чацкий, который еще три года назад убежал от скуки в поисках ума за границу. Вернуться назад его заставляет любовь к Софье и любовь к Родине. Вернувшись домой, Чацкий не заметил никаких изменений за время своего отсутствия, единственное, он теперь сильно отличается от фамусовского общества и уже не вписывается в него. Он теперь лишний, и Чацкого сумасшедшим.

Комедия горе от ума богата по своему содержанию, где каждый монолог и реплика имеет свое значение, помогая раскрывать поднятые конфликты и проблематику произведения.

Говоря о конфликте, то уже в названии комедии читатель видит противоречие. Ведь по сути, от ума не может быть горя, но не в 19 веке, не в фамусовском обществе. Если для просветителей вершителем судеб был ум, то для фамусовского общества это чума. И здесь Чацкий понимает, что от его ума будет только горе.

В пьесе мы видим два конфликтующих лагеря, поэтому вся комедия — это извечный конфликт, где у героев даже общечеловеческие разные и разное отношение к народу и стране. Так, если для Чацкого смысл жизни служить своей Родине, то для противоположного лагеря государственные идеи не важны, им бы чин получить, да звания.

В своей пьесе Грибоедов поднимает проблемы жестокости, карьеризма, невежества и чинопочитания. А теперь давайте сделаем комедии Горе от ума по действиям.

Анализ комедии Горе от ума по действиям

Рассматривая анализ отдельных эпизодов Горе от ума, мы сможем более подробно изучить пьесу Грибоедова с ее проблемами, актуальными темами, идеями, где налицо несовершенство государственного аппарата, проблема воспитания, несправедливость крепостного права. Комедия состоит из четырех действий, их мы и рассмотрим.

Анализ 1 действия

В первом действии комедии все события происходят в доме Фамусова и мы отправляемся в дом Павла Афанасьевича. Служанка Лиза прикрывает Софью, у которой свидание с Молчалиным. Мужчина должен был незаметно уйти, но его все же застает , которому говорят, что тот оказался в доме проездом. Лиза с Софьей обсуждают Молчалина, и служанка говорит, что с этим человеком у нее нет будущего, так как отец девушки не одобрит брак. Лучшим выбором Софьи станет Скалозуб, у которого и чин, и деньги. А по мнению Фамусова этого достаточно для счастья дочери. Рассуждая об уме, Лиза вспомнила Чацкого и юную любовь барышни. В этот момент и появляется Чацкий, который спешил к Софье, и которого Софья встретила очень холодно. Чацкий подозревает, что девушка влюблена в кого-то еще.

В целом, здесь происходят первые знакомства читателя с героями, по разговорам которых мы начинаем понимать, что для кого важно и находится в приоритете.

Анализ 2 действия

Переходя к анализу 2 действия пьесы Грибоедова, мы наблюдаем первые конфликты, что возникают между героями. Еще вначале, когда Чацкий спрашивает Фамусова по поводу того, какой бы ответ он получил, если бы попросил руки Софьи, мы видим, что для Фамусова важен чин и положение будущего зятя. При этом все можно получить без заслуг, достаточно подслужиться, как это сделал в свое время его дядя, который за умение прислуживать императрице достиг высокого положения. Такое отношение было чуждо Чацкому, который обвиняет век минувший, то есть поколение Фамусова, в том, что они судят людей по размеру их кошелька и готовы быть шутами. Чацкий же предпочитал служить делу, а не отдельным личностям. Мы видим богатого Скалозуба, поставившего себе цель стать генералом, но это звание он хочет не заслужить, а достать. Вот Скалозуб был бы хорошей партией для Софьи. И здесь проявляется конфликт свободомыслия, где Фамусов начинает обвинять Чацкого за его смелые мысли и высказывания. А Чацкий не приемлет того, что в фамусовском обществе сторонятся людей науки, тех, кто занимается искусством и не гоняется за чинами.

Анализируя второе действие, мы видим что для Фамусова тот жених, у кого чины и имение. Во втором действии также становится известно истинное отношение Софьи к Молчалину. Чацкий теперь понимает к кому неравнодушна девушка.

Анализ 3 действия

Далее мы переносимся в комнату, где состоялся разговор Софьи и Чацкого. Мужчина хотел понять, кто мил сердцу девушки, то ли это Молчалин, то ли Скалозуб. Но она уходила от ответа, в то время как Чацкий признается Софье, что он от нее без ума. Эту фразу в дальнейшем и применит героиня против Чацкого, назвав его безумцем на званом вечере. Известие о безумии на балу, где были приглашены только влиятельные люди столицы, быстро распространилось. Самому же Чацкому было неуютно среди этого общества, он был недоволен столицей, где не было ничего русского. На каждом шагу чувствовалось веяние иностранного. Очень много было французского. Настолько много, что француз чувствовал себя в России, как дома. Это было ужасно и не приемлемо для Чацкого, но для фамусовского общества было привычно и они с удовольствием преклонялись перед Францией.

Анализ 3 действия затрагивает тему зависимости общества от другого мнения, где стоило бросить фразу, как тут же все ее принимали, не утруждая себя поиском правды и лжи. Мы видим стадность толпы, которая из-за шутки Софьи сделала Чацкого безумцем. Мы видим, насколько здесь верят авторитетам. И сам автор пишет, что если это говорят князья, значит так оно и есть. На самом же деле это тоже была одна из проблем, которую поднял Грибоедов.

Анализ 4 действия

Продолжая анализ 4 действия комедии, мы видим ее завершающий этап. Это конец бала, все гости разъезжаются. В 4 действии мы видим истинное лицо Молчалина, который вовсе не любит Софью, а просто выслуживается перед Фамусовым. Это слышит Софья, которая прогоняет Молчалина. Тот же пытается заслужить прощение, бросаясь Софье в ноги. О чувстве собственного достоинства вспоминает и Чацкий. Он надеялся разбудить у девушки любовь, а она лишь посмеялась над ним, назвав Чацкого сумасшедшим. Она предала их дружбу, предала их чувства. Чацкий обвиняет героиню в том, что она подарила три года назад надежду, не сказав правду о своем к нему равнодушии. А ведь он все три года думал лишь о ней. Чацкому становится плохо в этом фамусовском обществе. Ему душно, ему противна сонная столица. Не потеряв достоинство, Чацкий высказывает свое мнение и покидает теперь такой чужой дом Фамусова.

В 4 действии комедии мы видим проблему человеческого достоинства, которое должно быть в каждом. Но, для фамусовского общества это чуждо.

Закончив анализ эпизодов произведения Грибоедова, мы еще раз убедились, насколько оно актуально. Ведь и в наше время многие крылатые фразы используются в быту. Пьесу наполняют яркие образы и сравнения. Здесь очень много остроумных высказываний, а язык насколько понятен, что по праву делает произведение великим и народным. Главная же его ценность в том, что в отличие от других писателей 18-19 вв, которые обличали пороки отдельных людей, Грибоедов обрушился с сатирой на весь жизненный уклад, который полностью погряз в пороках. В этом и была сила комедии, что стала достоянием русской литературы и с удовольствием читается в наши дни.

«Горе от ума» анализ комедии Грибоедова

А какую оценку поставите вы?


Сочинение на тему: «Чацкий и Молчалин в комедии Горе от ума»

А. С. Грибоедова часто называют "создателем одной книги". Вряд ли автора знаменитой комедии "Горе от ума" можно упрекнуть в нерадивости и лени. Александр Сергеевич был выдающимся дипломатом, одаренным музыкантом и видным общественным деятелем. Все, за что брался этот необыкновенный человек, носило отпечаток гениальности. Его жизненным и творческим кредо была фраза: "Я как живу, так и пишу - свободно и свободно". Анализу пьесы "Горе от ума" посвящена эта статья.

История создания

Замысел комедии "Горе от ума" появился, по некоторым сведениям, еще в 1816 году. Грибоедов выступил с обличительной речью на одном из светских раутов. Ему не понравилось раболепное преклонение русских перед всем иностранным. Тогда Александра Сергеевича в шутку обозвали сумасшедшим. После этого происшествия в голове у литератора возник план будущей комедии. Но к написанию произведения он приступил только в 1820 году, находясь на службе в городе Тифлисе.

Первые два акта были закончены к началу 1922 года. Последние части пьесы Грибоедов дописывал будучи в отпуске, в городе Москве. Здесь он "надышался воздухом" светских гостиных и получил дополнительный материал для творчества. Первая редакция "Горя от ума" была закончена в 1823 году. Однако уже в 1824-м первоначальная версия пьесы подверглась тщательной стилистической правке. В дальнейшем над произведением старательно потрудилась цензура. В результате авторская версия произведения увидела свет только в 1862 году. При жизни Александра Сергеевича комедия распространялась в виде рукописных копий - списков. Она вызвала живой отклик в литературных кругах. Подробный анализ "Горя от ума" покажет, насколько это произведение было новаторским для своего времени.

Элементы классицизма в "Горе от ума"

Знаменитую комедию Грибоедова принято считать первой русской реалистической комедией. Вместе с тем в ней соединились черты классицизма, бурно развивающегося в ту эпоху романтизма и новаторского реализма. Тщательный анализ комедии "Горе от ума" свидетельствует о том, что в произведении соблюдены основные требования к созданию "высокой" комедии.

В пьесе присутствует единство места (дом Фамусова) и времени (действие происходит в течение одних суток). Однако в произведении присутствуют два конфликта - любовный и общественно-политический. Это значит, что единство действия в пьесе Грибоедов нарушил.

В комедии есть традиционный и тесно связанная с ним система персонажей: героиня, два претендента на ее благосклонность, "благородный отец", служанка-субретка и так далее. Однако Грибоедов "вдохнул" в своих героев новую жизнь. Из карикатурных комедийных персонажей они превратились в сложные портретные образы.

Александр Сергеевич наделил своих героев "говорящими" фамилиями: Скалозуб, Репетилов, Фамусов, Молчалин. Вместе с тем характеристика его персонажей выходит далеко за рамки одной черты.

Элементы реализма в "Горе от ума"

Прежде всего, Грибоедов отказался от схематического изображения своих героев. Характеры его персонажей и "редкая картина нравов", изображенная им в комедии, порой пугают своей достоверностью. Например, многогранность характера Фамусова проявляется в его диалогах с другими персонажами: он заигрывает с Лизой, лебезит перед Скалозубом, читает наставления Софии.

Однако Чацкому в пьесе противостоят не только конкретные представители фамусовской гвардии, но и весь консервативный "минувший век". Анализ "Горя от ума" позволяет выявить в произведении множество эпизодических образов, призванных расширить рамки

Реалистический подход к созданию произведения проявляется и в отношении автора к главному герою. Чацкий порой ведет себя непоследовательно и постоянно попадает в комические ситуации из-за своего безрассудства и несдержанности. Он вовсе не является абсолютно положительным героем в произведении. Ведь его мотивы, в сущности, эгоистичны. Он стремится завоевать любовь Софии.

Язык "Горя от ума"

Одним из элементов драматургического новаторства Грибоедова является употребление в написании комедии разговорной речи. Гибкий стихотворный размер (вольный ямб) позволяет Грибоедову создать словесный облик персонажей. Каждому из них присущи свои особенности речи. "Голос" главного героя неповторим и выдает в нем яростного противника московских обычаев. Он иронизирует над "нескладными умниками", "лукавыми простаками", праздными и "злыми языками". В его монологах чувствуется страстная убежденность в собственной правоте, высокий пафос утверждения действительных жизненных ценностей. Анализ комедии "Горе от ума" свидетельствует о том, что в языке пьесы отсутствуют интонационные, синтаксические и лексический ограничения. Это "непричесанная", "грубая" стихия разговорного языка, превращенная Грибоедовым в чудо поэзии. Пушкин отмечал, что половина из написанных Александром Сергеевичем стихов "должны войти в пословицу".

Две сюжетные линии

Анализ "Горя от ума" Грибоедова позволяет выявить в произведении два равноправных конфликта. Это любовная линия, в которой Чацкий противостоит Софии, и общественно-политическая, в которой главный герой сталкивается с На первом плане, с точки зрения проблематики, оказываются социальные противоречия. Однако и личный конфликт является важной сюжетообразующей составляющей. Ведь именно ради Софии Чацкий приезжает в Москву, и ради нее остается в доме Фамусова. Обе сюжетные линии усиливают и дополняют друг друга. Они необходимы в равной степени для того, чтобы провести достоверный анализ "Горя от ума", понять психологию, мировоззрение, характеры и взаимоотношения главных действующих лиц комедии.

Общественно-политическая тематика произведения

В комедии поднимаются важнейшие проблемы в жизни российского общества первой половины 19-го века: вред чинопочитания и бюрократии, бесчеловечность крепостного права, вопросы образования и просвещения, честного служения отечеству и долгу, самобытность национальной русской культуры и так далее. Не обошел своим внимание Грибоедов и вопрос о социально-политическом устройстве Российского государства. Все эти нравственные и политические вопросы пропускаются через призму личных отношений героев.

Философская тема в пьесе

Очень сложной и многоплановой является проблематика комедии "Горе от ума". позволяет выявить философскую подоплеку, скрытую в самом названии пьесы. Так или иначе, все герои комедии вовлечены в обсуждение проблемы глупости и ума, сумасшествия и безумия, шутовства и дурачества, лицедейства и притворства. Эти вопросы решены Александром Сергеевичем на разнообразном психическом, общественном и бытовом материале. Главной фигурой в этом вопросе является умный "безумец" Александр Андреевич Чацкий. Именно вокруг него концентрируется все многообразие мнений о комедии. Давайте рассмотрим этот персонаж подробнее.

Главный герой пьесы

Александр Андреевич вернулся в Москву после долгого отсутствия. Он тут же приехал в дом Фамусова, чтобы увидеться со своей возлюбленной - Софией. Он помнит ее умной и насмешливой девочкой, которая вместе с ним от души потешалась над преданностью отца Английскому клубу, молодящейся тетушкой и другими колоритными представителями фамусовской Москвы. Встретившись с Софией, Чацкий стремится выяснить ход ее мыслей, надеясь, что она осталась его единомышленницей. Однако девушка решительно осудила его насмешки над аристократической Москвой. Александр Андреевич задался вопросом: "...Нет ли впрямь тут жениха какого?" Главная ошибка Чацкого заключалась в том, что ум стал главным критерием, по которому он пытался вычислить возлюбленного Софии. По этой причине он отметает и Скалозуба, и Молчалина как возможных соперников.

Философия московского барина

Гораздо умнее Чацкого оказывается автор комедии "Горе от ума". Анализ действий Софии он предлагает начать со знакомства со средой, в которой она выросла и сформировалась как личность. Более всего это общество характеризует Фамусов, отец главной героини. Это обыкновенный московский барин. В его характере превалирует смесь патриархальности и самодурства. Он не отягощает себя заботами по службе, хотя занимает серьезный пост. Его политические идеалы сводятся к простым житейским радостям: "и награжденья брать, и весело пожить". Идеалом для Фамусова является человек, сделавший карьеру. Средства при этом не имеют значения. Слова Петра Афанасьевича часто расходятся с делом. Например, он хвастается "монашеским поведением", но перед этим активно заигрывает с Лизой. Это главный оппонент искреннего и пылкого Чацкого.

Завидный жених

Безмерно нравится Фамусову полковник Скалозуб. Он - "золотой мешок" и "метит в генералы". О лучшем женихе для своей дочери Павел Афанасьевич и не мечтает. Полковник - надежный защитник "века минувшего". Его не "обморочишь" ученостью, всю книжную "премудрость" он готов истребить муштрой на плацу. Скалозуб - тупой солдафон, но в фамусовском обществе этого принято не замечать. К неутешительным выводам приводит изучение обычаев аристократической Москвы, их подробный анализ. "Горе от ума" Грибоедова свидетельствует о том, что обучение у петербургских профессоров и стремление к просвещению - самый длинный и неэффективный путь к достижению карьерных высот.

Характеристика Молчалина

Живая "картина нравов" представлена в пьесе "Горе от ума". Анализ героев произведения вынуждает нас обратиться к самому тихому и ничтожному из них - Алексею Степановичу Молчалину. Этот персонаж вовсе не безобиден. Своей лакейской угодливостью он успешно пробивает себе дорогу в высшее общество. Его ничтожные таланты - "умеренность и аккуратность" - обеспечивают ему пропуск в фамусовскую гвардию. Молчалин - убежденный консерватор, зависящий от мнения других и потакающий "всем людям без изъятья". Как ни странно, это помогло ему завоевать благосклонность Софии. Она без памяти любит Алексея Степановича.

Эпизодические роли

Меткими штрихами характеризует московскую аристократию Грибоедов. "Горе от ума", анализ которого представляется в этой статье, богат выразительными эпизодическими ролями, позволяющими раскрыть многоликость фамусовского общества.

Например, богатая старуха Хлестова таскает с собой на светские вечера "арапку-девку да собаку", обожает молоденьких французов и, как огня, боится просвещения. Ее основные черты - невежество и самодурство.

Загорецкого в фамусовском обществе открыто называют "плутом" и "картежником". Но это не мешает ему вращаться в среде местной аристократии. Он умеет вовремя "услужить", поэтому пользуется симпатией богатых персон.

Очень обширный материал для размышления содержит в себе "Горе от ума". Анализ произведения позволяет выяснить отношения автора к некоторым "тайным" обществам, которые появились в современной ему России. Например, Репетилов - "шумный" заговорщик. Он во всеуслышание заявляет о том, что у него с Чацким "одни и те же вкусы", однако не представляет для фамусовского общества никакой опасности. Репетилов и сам бы делал карьеру, да "неудачи встретил". Поэтому сделал заговорщицкую деятельность формой светского времяпрепровождения.

В "Горе от ума" имеется множество внесюжетных персонажей, прямого участия в комедии не принимающих. Они вскользь упоминаются героями пьесы и дают возможность расширить рамки действия до масштабов всего российского общества.

Мировоззрение главного героя

Чацкий - представитель "века нынешнего". Он вольнолюбив, по каждому вопросу имеет свое и не боится его озвучивать. Раздосадованный равнодушием Софии, Александр Андреевич вступает в полемику с окружающими его "фамусовцами" и в гневе обличает их корыстолюбие, лицемерие, невежество и ничтожество. Будучи истинным патриотом России, он осуждает "засилье негодяев знатных" и не желает иметь с ними ничего общего. На предложение Фамусова жить, "как все", Чацкий отвечает решительным отказом. Александр Андреевич признает необходимость служения Родине, но проводит четкую грань между "прислуживаться" и "служить". Эту разницу он считает принципиальной. Дерзкие монологи Чацкого кажутся настолько возмутительными для местного светского общества, что его безоговорочно признают сумасшедшим.

Александр Андреевич - центральный персонаж произведения, поэтому характеристике его образа посвящен не один серьезный и обстоятельный анализ. "Горе от ума" Грибоедова подвергалось рассмотрению со стороны В. Г. Белинского, И. А. Гончарова, и других ведущих литераторов 19-го века. И отношение к поведению Чацкого определяло, как правило, характеристику всего произведения в целом.

Композиционные особенности

"Горе от ума" подчиняется строгим законам классического построения сюжета. Обе линии (любовная и общественно-идеологическая) развиваются параллельно друг другу. Экспозицию представляют собой все сцены первого действия до появления главного героя. Завязка любовного конфликта происходит во время первой встречи Чацкого с Софией. Социальный начинает назревать немного позже - во время первой беседы Фамусова и Александра Андреевича.

Комедия отличается молниеносным темпом смены событий. Этапами развития любовной линии являются диалоги между Софией и Чацким, во время которых тот пытается выяснить причину равнодушия девушки.

Социально-идеологическая линия состоит из множества частных конфликтов, словесных "дуэлей" между представителями фамусовского общества и главным героем. Кульминация пьесы - пример выдающегося творческого мастерства создателя комедии "Горе от ума". Анализ бала в произведении демонстрирует, как высшая точка напряжения в любовном сюжете мотивирует кульминацию конфликта общественно-идеологического. Случайная реплика Софии: "Он не в своем уме" буквально понимается светским сплетником. Желая отомстить Чацкому за насмешки над Молчалиным, девушка подтверждает, что убеждена в его безумии. После этого самостоятельные сюжетные линии пьесы встречаются в одной кульминационной точке - пространной сцене на балу, когда Чацкого признают сумасшедшим. После этого они вновь расходятся.

Развязка любовного конфликта происходит во время ночной сцены в доме Фамусова, когда встречаются Молчалин и Лиза, а затем Чацкий и София. А общественно-идеологическая линия заканчивается последним монологом Чацкого, направленного против "толпы гонителей". Современники автора "Горя от ума" обвиняли его в том, что "план" комедии не имеет четких границ. Время показало, что сложное переплетение сюжетных линий - еще одно неоспоримое достоинство комедии.

Заключение

Вашему вниманию был представлен лишь краткий анализ. "Горе от ума" можно перечитывать многократно и всякий раз находить нечто новое. В этом произведении очень ярко проявились основные характеристики реалистического искусства. Оно не только освобождает автора от ненужных канонов, условностей и правил, но и опирается на проверенные временем приемы иных художественных систем.