Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские болезни  /  Анализ «Матренин двор» Солженицын. Все темы в одном произведении Солженицын А.И. «Матрёнин двор

Анализ «Матренин двор» Солженицын. Все темы в одном произведении Солженицын А.И. «Матрёнин двор

В начале 20 века Россия подвергалась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Бедам и радостям русского народа посвящено все творчество А.И. Солженицына.

В своем рассказе «Матренин двор» (1959) он описал положение русской деревни в послевоенные годы. С уверенностью можно сказать, что этот писатель был одним из первых, кто открыл правду о судьбе крестьянства, изобразил трагическую жизнь русского человека и причины его несчастья.

Жители деревни Тальново, в которой происходит действие рассказа, существуют в ужасных условиях. У них отсутствует электричество, больницы, магазины. Вот как описывает Солженицын дом главной героини: «Изгнивала щепа, почернели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка», «темноватая изба с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты».

Сюжет рассказа концентрируется вокруг события, происшедшего «на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани». Рассказчик прошел путь к Матрениному двору «из пыльной горячей пустыни». Судьба привела его к «одинокой женщине лет шестидесяти», бедной и измотанной «черным недугом». Именно в этой «темноватой избе» рассказчик находит не только желанную тишину, уют, но и особую жизнь («безмолвная, но живая толпа» фикусов, заполняющая «одиночество хозяйки»).

В рассказе «Матренин двор» автор изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте 20 века. Жизнь Матрены была нищенской: «…Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала…ни рубля. Потому что пенсии ей не платили… А в колхозе она работала не за деньги – за палочки». «Много было у Матрены обид», с ней «наворочено было много несправедливостей». Но, привыкнув, героиня остается «простодушной», «доброжелательной», «лучезарной», «просветленной».

Главным в образе Матрены является доброта («доброе расположение духа», «добрая улыбка»), побеждающая в ее душе все тяготы и заботы. Никакие враги («…воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста», «Из канцелярии в канцелярию…гоняли ее два месяца…») не могли надолго «омрачить» настроения героини. «Верным средством вернуть» внутренний свет была для нее работа. Матрена работала для колхоза, «для любой родственницы дальней или просто соседки». Все это она делала бескорыстно («Не берет она денег»).

Солженицын показывает, что крестьянство не могло пользоваться продуктом своего труда. Все доставалось государству: «рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли начальству». Бабы вынуждены были воровать торф, чтобы выжить зимой.

Государство отрезало огороды у тружеников, лишало их платы за тяжелый труд. Поэтому в народе к нему не было доверия: «А что – пенсия? Государство – оно поминутное. Сегодня, вишь, дало. А завтра отымет».

Героиня в рассказе оказывается в центре вечного противостояния добра и зла, пытаясь «совестью своей», самой жизнью соединить края пропасти. Кульминацией является момент гибели Матрены на переезде во время перевоза сруба своей горницы: «На переезде – горка, въезд крутой. Шлагбаума нет. С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани… застряли… туда же… понесло и Матрену».

Трагические события предвещают и страх Матрены перед поездом («Боялась… больше всего почему-то…»), и пропажа котелка на водосвятие («…как дух нечистый его унес»), и то, что «в те же дни кошка колченогая сбрела со двора…». Даже природа противится перевозу – двое суток кружит метель, после чего начинается оттепель: «Две недели не давалась трактору разломанная горница!»

Среди своих односельчан Матрена остается «непонятой», «чужой». Но, если ранее в речи героев использовались пословицы, отразившие горький опыт народной жизни («Незнайка на печи лежит, а знайку на веревочке ведут…», «Две загадки в мире есть: как родился – не помню, как умру – не знаю»), то в финале рассказа народная мудрость становится основой для оценки героини: «…она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

В чем суть праведности Матрены? В том, что жизнь ее строится на правде. Матрена испытывает на себе все трудности советской сельской жизни 1950-х годов: проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны. Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она, как и другие, вынуждена брать его тайком. Но, несмотря ни на что, эта героиня сохранила все самое светлое, сохранила свою душу.

Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства того времени, с его бесправием и пренебрежением к обычному человеку. И от того еще ценнее становится характер Матрены. Праведность этой героини состоит в ее способности сохранить свое, человеческое, в столь недоступных для этого условиях.


В декабре 1961 года А. И. Солженицын представил главреду журнала «Новый мир» Твардовскому второй рассказ (для ознакомления). Он назывался «Не стоит село без праведника», но практически сразу был переименован в «Матренин двор». Проблема состояла не только в содержании произведения, но и в названии, содержащем «религиозный термин». Опубликовать рассказ удалось лишь через год - в январском выпуске 1963 года самого читаемого в СССР литературного журнала.

Завязка сюжета

То время принято называть оттепелью. Для этого определенные основания были: многие миллионы недавних узников сталинских лагерей и ссыльные покинули места с тяжелым морозным или пустынным климатом и оправились в Европейскую часть Союза - не в крупные города (их туда не пускали), а в деревни и поселки средней полосы. Здесь, среди мягко шелестящих листвою лесов, возле протекающих тихих речек, долгострадальцам все казалось милым и уютным. Тем не менее жизнь даже в этих краях была непростой. Устроиться на работу оказалось непросто, хотя легче, чем совсем недавно, когда даже тачку бывшему заключенному не доверили бы. Эти обстоятельства не смущали рассказчика, от имени которого ведется повествование. Он ощущал насущную потребность в довольно простых вещах, а именно: устроиться работать в сельскую школу учителем математики, найти себе жилье. Это и были его «задачи первичные и проблемы поднятые». В Матренин двор его привела случайная знакомая, торговавшая на железнодорожной станции молоком. Других вариантов не оказалось, свободным местом обладала только пожилая женщина. Звали ее Матреной. Так и состоялось их знакомство.

Пенсия

Итак, шел 1956 год, в стране многое менялось, но колхозный быт оставался убогим. Многие аспекты крестьянской жизни постсталинской эпохи как бы мимоходом осветил Александр Исаевич в рассказе «Матренин двор». Проблема его квартирной хозяйки современному читателю может показаться тривиальной, но в первые хрущевские годы она стояла перед многими сельчанами необъятной страны. Колхозная пенсия - нищенская, восьмидесятирублевая (8 руб. новыми, послереформенными) - и та не полагалась женщине, честно оттрудившейся всю жизнь. Она ходила по инстанциям, собирала какие-то справки о доходах покойного мужа, сталкиваясь с постоянной тупой черствостью и недоброжелательным чиновничьим безразличием, и, в конце концов, добилась своего. Ей положили пенсию, а с учетом дополнительной выплаты за квартирование учителя (Игнатьича, от имени которого ведется рассказ), ее доходы приобрели, по сельским меркам, колоссальные размеры - целых сто восемьдесят рублей (после 1961 года 18 руб.) - «умирать не надо».

А еще машина торфа…

Торф

Да, этот вид топлива часто используется для отопления в местах с болотистым климатом. Вроде бы его должно хватать всем, но в жесткой советской реальности пятидесятых ощущалась недостача всего, что было нужно людям. Это положение в значительной мере сохранялось в течение всей советской эпохи. В Высоком Поле хлеба не пекли, продуктами не торговали, все это приходилось тащить в мешках из областного центра. Но, помимо снабжения населения съестным, А. И. Солженицын рассказывает о еще одной важной стороне крестьянской жизни в рассказе «Матренин двор». Проблема отопления руководством колхоза была полностью переложена на жителей деревни, и решали они ее самостоятельно и как могли: воровали торф. Игнатьич по наивности считал, что грузовик топлива - это много, что хватит его на всю зиму, а на деле требовалось втрое больше. Таскали торф на себе все женщины деревни - с риском быть пойманными, пряча украденное от председателя, который о тепле в своем доме, конечно, позаботился.

Личная жизнь

Домом Матрена владела просторным, когда-то добротным, но от времени и отсутствия мужских рук пришедшим в ветхость. История этого недвижимого имущества уходит корнями еще в дореволюционное время. Хозяйка была замужем, жила здесь давно, родила шестерых детей, ни один из которых не выжил. Матрена воспитывала племянницу как родную дочь, взяв ее из многодетной семьи брата своего мужа. Была и предыстория: будучи невестой, она собиралась выходить за Фаддея, нынешнего своего «дивиря», но не сложилось. Пропал он в Германскую без вести, а она не дождалась, вышла за его брата. Фаддей позже объявился, был очень сердит, но так уже и осталась Матрена с Ефимом.

Права на недвижимость стали причиной конфликта, возникшего между родственниками, уже решавшими, как они будут делить Матренин двор. Проблемы и аргументы, приводимые будущими наследниками, стали причиной многих противоречий и мистическим образом привели к гибели женщины.

Быт и одиночество

Деревня - особый мир, в которой правят свои неписаные законы. Матрену многие считают бестолковой. Она не ведет домашнего хозяйства так, как принято практически у всех. Хозяйкины материальные проблемы в произведении «Матренин двор» иллюстрированы отсутствием коровы и поросенка, без которых сельчане обычно обойтись не могут. Ее за это критикуют, хотя, казалось бы, какое кому дело до того, как живет одинокая пожилая женщина? Сама она вполне понятно объясняет причину такой нерадивости. Молоко ей дает коза, с которой хлопот по прокорму куда меньше (ей отнюдь не улыбается перспектива кормить пастуха, да и здоровье оставляет желать лучшего). Из живности у нее живут мыши, хромая кошка да тараканы, коих множество, - вот и весь «Матренин двор». Проблема старческого одиночества была, есть и будет.

Праведность

Теперь следует вспомнить о первоначальном варианте названия рассказа. При чем тут праведник, и почему это православное понятие применимо к самой обычной крестьянке, живущей в бедности, одиночестве и мало отличающейся от многих миллионов подобных ей женщин всего Советского Союза? Чем она отличается от других? Ведь не зря же Александр Исаевич хотел назвать свое произведение так? Какие проблемы в рассказе «Матренин двор» он поднимает?

Дело в том, что Матрена обладает важным человеческим качеством. Она никогда не отказывает другим в помощи, не делая при этом различия между «хорошими» и «плохими». Пришла председателева жена, дама важная, и с апломбом требует (не просит) выйти на работу, «помочь колхозу». Она даже не здоровается, лишь уведомляет, что нужно взять с собой. Больная пожилая женщина и хочет вроде бы отказаться, но тут же интересуется, к которому часу приходить. Что же касается соседей, то тут и просить не нужно Матрену - она всегда готова впрячься, не считая это даже услугой со своей стороны и отказываясь от любого материального вознаграждения, хотя оно ей бы ни в коем случае не повредило. Игнатьич ни разу не слышал от нее слова осуждения чьих бы то ни было действий, его хозяйка никогда не сплетничает.

Гибель Матрены

Пресловутый «квартирный вопрос» действительно портит наших, в общем-то, хороших людей. И персонажи произведения тоже страдают от этой проблемы. В рассказе Солженицына «Матренин двор» старик Фаддей стал выразителем суетливого корыстолюбия и чрезмерной хозяйственности. Ему не терпится получить часть завещанного наследства, причем прямо сейчас. Со строительным лесом проблемы: пристройка старухе не нужна, он хочет разобрать ее и перевести к себе. Само по себе ничего плохого не выражает, однако важно здесь отметить, что Фаддей знает, что Матрена не сможет отказать. Проблемы, поднятые в рассказе «Матренин двор», существуют в обществе независимо от уровня достатка. Скупость и торопливость, в конце концов, приводят к трагическому происшествию. Перегруженная сцепка саней со стройматериалами обрывается на переезде, машинисты не замечают ее и сталкиваются с трактором. Гибнут люди, в том числе и Матрена, как всегда взявшаяся помогать.

Похороны и поминки

Тонкий психологизм, ирония и даже мрачноватый юмор присутствуют в сцене прощания с главной героиней рассказа «Матренин двор». Проблемы и аргументы, зашифрованные в погребальных причитаниях и плачах разных персонажей, расшифровываются путем разъяснения их истинной подоплеки. Читателю невольно становится обидно, что над грубо сколоченным гробом Матрены, женщины при жизни доброй и бесхитростной, проносятся столь изощренные и интриганские потоки информации. Есть, правда, и люди, любившие покойную, они плачут искренне. Фаддей тем временем хлопочет: ему срочно нужно вывести имущество, пока оно не пропало, и он «решает этот вопрос», поспевая к поминкам, которые, как это часто бывает, завершаются почти веселым застольем. Все это в первую очередь обнажает нравственные проблемы.

В рассказе «Матренин двор», как и в других произведениях А. И. Солженицына, сливаются воедино досада писателя на суетно-корыстное отношение к жизни и вера в доброе праведное начало.

История создания произведения Солженицына «Матрёнин двор»

В 1962 г. в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший имя Солженицына известным всей стране и далеко за ее пределами. Через год в том же журнале Солженицын опубликовал несколько рассказов, в том числе — «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было допущено к изданию в СССР. А в 1970 г. Солженицын был удостоен Нобелевской премии.
Первоначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит село без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956-го был заменен автором на 1953-й. «Матренин двор», как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен». Во всех примечаниях к рассказу сообщается о прототипе героини — Матрёне Васильевне Захаровой из деревни Мильцово Курловского района Владимирской области. Рассказчик, как и сам автор, учительствует в рязанской деревне, живя у героини рассказа, да и само отчество рассказчика - Игнатич - созвучно с отчеством А. Солженицына — Исаевич. Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы.
Критика высоко оценила рассказ. Суть произведения Солженицына отметил А. Твардовский: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И однако ее душевный мир наделен такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Прочтя эти слова в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрене, много для меня значит. Вы указали на самую суть— на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».
Первое название рассказа «Не стоит село без праведников» заключало в себе глубокий смысл: российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Так как праведником называют, во-первых, человека, живущего в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человека, ни в чем не погрешающего против правил нравственности (правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе). Второе название — «Матренин двор» — несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь четкие границы только в пределах Матрениного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто отличаются от нее. Озаглавив рассказ «Матренин двор», Солженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины.

Род, жанр, творческий метод анализируемого произведения

Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, для «художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение — работать над малой формой. Потому что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». В рассказе «Матренин двор» все грани отточены с блеском, и встреча с рассказом становится, в свою очередь, большим наслаждением для читателя. В основе рассказа обычно — случай, раскрывающий характер главного героя.
По поводу рассказа «Матренин двор» в литературоведении имели место две точки зрения. Одна из них представляла рассказ Солженицына как явление «деревенской прозы». В.Астафьев, назвав «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики», считал, что наша «деревенская проза» вышла из этого рассказа. Несколько позже эта мысль получила развитие и в литературной критике.
Вместе с тем рассказ «Матренин двор» связывали со сформировавшимся во второй половине 1950-х годов оригинальным жанром «монументального рассказа». Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова «Судьба человека».
В 1960-е годы жанровые черты «монументального рассказа» узнаются в «Матренином дворе» А. Солженицына», «Матери человеческой» В. Закруткина, «При свете дня» Э. Казакевича. Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем общечеловеческих ценностей. Причем изображение простого человека дается в возвышенных тонах, а сам рассказ ориентирован на высокий жанр. Так, в рассказе «Судьба человека» просматриваются черты эпоса. А в «Матренином дворе» уклон сделан на жития святых. Перед нами житие Матрены Васильевны Григорьевой, праведницы и великомученицы эпохи «сплошной коллективизации» и трагического эксперимента над целой страной. Матрена рисовалась автором как святая («Только грехов у нее было меньше, чем у колченогой кошки»).

Тематика произведения

Темой рассказа является описание жизни патриархального российского села, где отражается, как процветающий эгоизм и хищность обезображивают Россию и «рушат связи и смысл». Писатель поднимает в небольшом рассказе серьезные проблемы русской деревни начала 50-х гг. (ее жизнь, обычаи и нравы, взаимоотношение власти и человека-труженика). Автор неоднократно подчеркивает, что государству нужны только рабочие руки, а не сам человек: «Была она одинока кругом, а с тех пор, как стала болеть — из колхоза ее отпустили». Человек, по мнению автора, должен заниматься своим делом. Вот и Матрена смысл жизни находит в работе, ее сердит недобросовестное отношение других к делу.

Анализ произведения показывает, что поднятые в нём проблемы подчинены одной цели: раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения героини. На примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей. Но гибнет Матрена — и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни города. Ни вся земля наша». Последние фразы расширяют границы Матрени-ного двора (как личного мира героини) до масштабов человечества.

Основные герои произведения

Главной героиней рассказа, как это и обозначено в названии, является Матрена Васильевна Григорьева. Матрена — одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни — дом:«... не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего...».
Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способности сопереживать с другими радость и горе. Она бескорыстна: искренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песке его никогда не бывает. Все богатство Матрены составляют грязно-белая коза, хроменькая кошка да большие цветы в кадках.
Матрена — сосредоточие лучших черт национального характера: стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене ее деликатность, отсутствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, трудолюбие. Четверть века проработала она в колхозе, но потому, что не на заводе, — не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за кормильца. В итоге пенсии она так и не добилась. Жить приходилось чрезвычайно трудно. Она добывала траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, помогая выживать и тем, кто находился рядом.
Анализ произведения говорит, что образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символический характер. Матрена у Солженицына — воплощение идеала русской женщины. Как отмечается в критической литературе, облик героини подобен иконе, а жизнь — житию святых. Ее дом как бы символизирует ковчег библейского Ноя, в котором он спасается от всемирного потопа. Гибель Матрены символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила.
Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не всегда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Матрену окружают сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей. Однако никто не оценил ее по достоинству. Жила она бедно, убого, одиноко — «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работает всю жизнь. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно судили ее за это. Среди окружавших ее людей с большой симпатией относится к своей героине автор, любит ее и сын Фаддея, и ее воспитанница Кира.
Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу жестокого и алчного Фаддея, который стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни.
Двор Матрены — один из ключевых образов рассказа. Описание двора, дома подробное, с массой деталей, лишено ярких красок Матрена живет «в запуши». Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом — погибнет и его хозяйка. Эта слитность заявлена уже в самом названии рассказа. Изба для Матрены наполнена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу.

Сюжет и композиция

Рассказ состоит их трех частей. В первой части речь идет о том, как судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием — Торфопродукт. Бывший заключенный, а ныне школьный учитель, жаждущий обрести покой в каком-нибудь глухом и тихом уголке России, находит приют и тепло в доме пожилой и познавшей жизнь Матрены. «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны. Кроме Матрены и меня, жили в избе еще — кошка, мыши и тараканы». Они сразу находят общий язык. Рядом с Матреной герой успокаивается душой.
Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодости, о страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее жених Фаддей пропал без вести на Первой мировой войне. К ней посватался младший брат пропавшего мужа, Ефим, оставшийся после смерти один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вышла замуж за нелюбимого. А здесь после трех лет отсутствия неожиданно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала любить. Тяжелая жизнь не ожесточила сердце Матрены. В заботах о хлебе насущном прошла она свой путь до конца. И даже смерть настигла женщину в трудовых заботах. Матрена погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее гибель.
В третьей части квартирант узнает о гибели хозяйки дома. Описание похорон и поминок показали истинное отношение к Матрене близких ей людей. Когда родственники хоронят Матрену, они плачут скорее по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрениного имущества. А Фаддей даже не приходит на поминки.

Художественные особенности анализируемого рассказа

Художественный мир в рассказе выстраивается линейно — в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека, много претерпевшего на своем веку, мечтавшего «затесаться и затеряться в самой нутряной России». Рассказчик оценивает ее жизнь со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во второй части героиня рассказывает о себе сама. Сочетание страниц лирического и эпического, сцепление эпизодов по принципу эмоционального контраста позволяет автору менять ритмику повествования, его тональность. Таким путем идет автор к воссозданию многослойной картины жизни. Уже первые страницы рассказа служат убедительным примером. Его открывает зачин, рассказывающий о трагедии на железнодорожном разъезде. Подробности этой трагедии мы узнаем в конце рассказа.
Солженицын в своем произведении не дает подробного, конкретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором — «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Уже в самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, — и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее — уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Даже после страшной гибели героини ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое».
В Матрене воплощен народный характер, который в первую очередь проявляется в ее речи. Выразительность, яркую индивидуальность придает ее языку обилие просторечной, диалектной лексики (приспею, кужоткаму, летость, молонья). Глубоко народна и манера ее речи, то, как она выговаривает свои слова: «Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». «Матрёнин двор» минимально включает пейзаж, больше внимания он уделяет интерьеру, который появляется не сам по себе, а в оживленном сплетении с «жителями» и со звуками — от шорохов мышей и тараканов до состояния фикусов и колченогой кошки. Каждая деталь здесь характеризует не только крестьянский быт, Матрёнин двор, но и рассказчика. Голос рассказчика открывает в нем психолога, моралиста, даже поэта — в том, как наблюдает он за Матрёной, её соседями и родственниками, как оценивает их и её. Поэтическое чувство проявляется в эмоциях автора: «Только грехов у неё было меньше, чем у кошки...»; «Зато и вознаградила меня Матрёна...». Особенно очевиден лирический пафос в самом финале рассказа, где даже синтаксический строй меняется, включая абзацы, переводя речь в белый стих:
«Веемы жили рядам с ней/и не поняли, / что есть она тот самый праведник, / без которого, по пословице, / не стоит село. /Ни город./Ни вся земля наша».
Писатель искал новое слово. Примером тому могут служить его убедительные статьи о языке в «Литературной газете», фантастическая приверженность Далю (исследователи отмечают, что примерно 40% лексики в рассказе Солженицын заимствовал из словаря Даля), изобретательность в лексике. В рассказе «Матренин двор» Солженицын пришел к языку проповеди.

Значение произведения

«Есть такие прирожденные ангелы, — писал в статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын, как бы характеризуя и Матрену, — они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это — праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, — и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».
В чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи, скажем мы теперь словами самого писателя, произнесенными значительно позже. Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства сельской колхозной жизни 50-х гг. Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях. Как писал Н.С.Лесков, праведность — это способность жить, «не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и не осудив пристрастного врага».
Рассказ называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». В отзывах о нем отмечалось, что он и среди рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса.
Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» — на все времена. Особенно он актуален сегодня, когда вопросы нравственных ценностей и жизненных приоритетов остро стоят в современном российском обществе.

Точка зрения

Анна Ахматова
Когда вышла его большая вещь («Один день Ивана Денисовича»), я сказала: это должны прочесть все 200 миллионов. А когда я читала «Матренин двор», я плакала, а я редко плачу.
В. Сурганов
В конце концов ведь не столько облик солженицынской Матрены вызывает у нас внутренний отпор, сколько откровенное авторское любование нищенским бескорыстием и не менее откровенное стремление вознести и противопоставить его хищности собственника, гнездящейся в окружающих ее, близких ей людях.
(Из книги «Слово пробивает себе дорогу».
Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне.
1962-1974. - М.: Русский путь, 1978.)
Это интересно
20 августа 1956 г. Солженицын выехал к месту работы. Таких названий, как «Торфопродукт», во Владимирской области было немало. Торфопродукт (здешняя молодёжь называла его «Тыр-пыр») — был железнодорожной станцией в 180 километрах и четырёх часах езды от Москвы по Казанской дороге. Школа находилась в ближнем посёлке Мезиновском, а жить Солженицыну довелось в двух километрах от школы — в мещерской деревне Мильцево.
Пройдёт всего три года, и Солженицын напишет рассказ, который обессмертит эти места: станцию с топорным названием, посёлок с крохотным базарцем, дом квартирной хозяйки Матрёны Васильевны Захаровой и саму Матрёну, праведницу и страдалицу. Фотография же уголка избы, где поставит постоялец раскладушку и, оттеснив хозяйские фикусы, устроит стол с лампой, обойдёт весь мир.
Педагогический коллектив Мезиновки насчитывал в тот год около полусотни членов и заметно влиял на жизнь посёлка. Здесь было четыре школы: начальная, семилетняя, средняя и вечерняя для рабочей молодёжи. Солженицын получил направление в среднюю школу — она находилась в старом одноэтажном здании. Учебный год начинался августовской учительской конференцией, так что, прибыв в Торфопродукт, учитель математики и электротехники 8-10 классов успел съездить в Курловское районо на традиционное совещание. «Исаич», как его окрестили коллеги, мог бы при желании сослаться на тяжёлую болезнь, но нет, он ни с кем о ней не заговаривал. Только видели, как он ищет в лесу берёзовый гриб-чагу и какие-то травы, а на вопросы коротко отвечает: «Лечебные напитки делаю». Его считали стеснительным: всё-таки пострадал человек... Но дело было совсем не в этом: «Я приехал со своей целью, со своим прошлым. Чтоуони могли знать, чтоуя мог им рассказать? Я сидел у Матрёны и каждую свободную минуту писал роман. Чего ради я буду болтать про себя? У меня такой манеры не было. Я был конспиратор до конца». Потом все привыкнут, что этот худой, бледный, высокий мужчина в костюме и галстуке, носивший, как и все учителя, шляпу, пальто или плащ, держит дистанцию и ни с кем не сближается. Промолчит, когда через полгода придёт документ о реабилитации — просто школьный завуч Б.С. Процеров получит уведомление из поселкового совета и пошлёт учителя за справкой. Никаких разговоров, когда начнёт приезжать жена. «Какое кому дело? Живу у Матрёны и живу». Многих настораживало (не шпион ли?), что он повсюду ходит с фотоаппаратом «Зоркий» и снимает совсем не то, что обычно снимают любители: вместо родных и знакомых — дома, фермы-развалюхи, скучные пейзажи.
Придя в школу в начале учебного года, он предложил собственную методику — дав всем классам контрольную, по результатам разделил учеников на сильных и посредственных, а далее работал индивидуально.
На уроках каждый получал отдельное задание, так что списывать не было ни возможности, ни желания. Ценились не только решение задачи, но и способ решения. Максимально была сокращена вводная часть урока: учитель жалел время на «пустяки». Точно знал, кого и когда нужно вызвать к доске, кого спрашивать чаще, кому доверить самостоятельную работу. Учитель никогда не садился за учительский стол. В класс не входил, а врывался. Он всех зажигал своей энергией, умел построить урок так, что скучать или дремать было некогда. Он уважал своих учеников. Никогда не кричал, даже голоса не повышал.
И только вне класса Солженицын был молчалив и замкнут. Уходил после уроков домой, съедал приготовленный Матрёной «картонный» суп и садился работать. Соседки долго помнили, как неприметно квартировал постоялец, гулянок не устраивал, в весельях не участвовал, а всё читал да писал. «Любила Матрёна Исаича, — говаривала Шура Романова, приёмная дочь Матрёны (в рассказе она Кира). — Бывало, приедет ко мне в Черусти, я её уговариваю подольше погостить. «Нет», говорит. «У меня Исаич — надо ему варить, печку топить». И обратно домой».
Привязался к потерянной старухе и квартирант, дорожа её бескорыстием, совестливостью, сердечной простотой, улыбкой, которую тщетно пытался поймать в объектив фотоаппарата. «Так привыкла Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами». В ней начисто отсутствовало бабье любопытство, и квартирант тоже не бередил ей душу, но вышло так, что они открылись друг другу.
Узнала она и про тюрьму, и про тяжёлую болезнь постояльца, и про его одиночество. И не было горше потери для него в те времена, чем нелепая смерть Матрёны 21 февраля 1957 года под колесами товарняка на переезде сто восемьдесят четвёртого километра от Москвы по ветке, что идет к Мурому от Казани, ровно через полгода после того дня, когда он поселился в её избе.
(Из книги Людмилы Сараскиной «Александр Солженицын»)
Матренин двор беден, как прежде
Знакомство Солженицына с «кондовой», «нутряной» Россией, в которой он так хотел оказаться после экибастузской ссылки, через несколько лет воплотилось в получившем мировую известность рассказе «Матренин двор». В этом году исполнилось 40 лет со времени его создания. Как оказалось, в самом Мезиновском это произведение Солженицына стало букинистической редкостью. Нет этой книги и на самом Матренином дворе, на котором сейчас живет Люба — племянница героини солженицынского рассказа. «Были у меня странички из журнала, как-то попросили соседи, когда стали его в школе проходить, так и не вернули», — сетует Люба, сегодня воспитывающая в «исторических» стенах своего внука на пособие по инвалидности. Матренина изба досталась ей от матери — самой младшей сестры Матрены. Избу в Мезиновский перевезли из соседней деревни Мильцево (в рассказе Солженицына — Тальново), где у Матрены Захаровой (у Солженицына — Матрены Григорьевой) и квартировал будущий писатель. В деревне Мильцево к визиту сюда Александра Солженицына в 1994 г. спешно возвели похожий, но куда более добротный дом. Вскоре после памятного приезда Солженицына из этого стоящего на отшибе деревни неохраняемого строения Матренины земляки выкорчевали оконные рамы и половые доски.
В «новой» мезиновской школе, построенной в 1957 г., сейчас учится 240 учеников. В несохранившемся здании старой, в которой вел уроки Солженицын, обучалось около тысячи. За полвека не только обмелела мильцевская речка и оскудели запасы торфа в окрестных болотах, но и опустели соседние деревни. И при этом не перевелись солженицынские Фаддеи, называющие добро народное «нашим» и считающие, что терять его «постыдно и глупо».
Разваливающийся дом Матрены, переставленный на новое место без фундамента, на два венца врос в землю, под худую крышу в дожди подставляют ведра. Как и у Матрены, здесь вовсю промышляют тараканы, но мышей нет: в доме четыре кошки, две свои и две прибившиеся. Бывшая литейщица на местном заводе Люба, как когда-то месяцами выправлявшая пенсию Матрена, ходит по инстанциям, чтобы продлить пособие по инвалидности. «Никто, кроме Солженицына, не помогает, — жалуется она. — Как-то на джипе приехал один, назвался Алексеем, осмотрел дом и денег дал». За домом, как и у Матрены, огород в 15 соток, на котором Люба сажает картошку. Как и прежде, «картошка-мятуха», грибы и капуста — основные продукты для ее жизни. Кроме кошек, у нее на подворье нет даже козы, какая была у Матрены.
Так жили и живут многие мезиновские праведники. О пребывании великого писателя в Мезиновском сочиняют книги краеведы, местные поэты слагают стихи, новые пионеры пишут сочинения «О непростой судьбе Александра Солженицына, нобелевского лауреата», как когда-то писали сочинения о брежневской «Целине» и «Малой земле». Подумывают снова возродить музейную избу Матрены на окраине опустевшей деревни Мильцево. А старый Матренин двор живет все той же жизнью, как и полвека назад.
Леонид Новиков, Владимирская область.

Банда Ю. Служба Солженицына // Новое время. — 1995. № 24.
Запевалов В. А. Солженицын. К 30-летию выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича» // Русская литература. — 1993. № 2.
Литвинова В.И. Жить не во лжи. Методические рекомендации по изучению творчества А.И. Солженицына. — Абакан: издательство ХГУ, 1997.
МуринД. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А.И. Солженицына // Литература в школе. — 1995. № 5.
Паламарчук П. Александр Солженицын: Путеводитель. — М.,
1991.
СараскинаЛ. Александр Солженицын. Серия ЖЗЛ. — М.: Молодая
гвардия, 2009.
Слово пробивает себе дорогу. Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне. 1962-1974. — М.: Русский путь, 1978.
ЧалмаевВ. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. — М., 1994.
Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына. — М., 2003.

Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» (1959) имел автобиографическую основу. То, что увидел писатель в русской деревне после своего освобождения, было типич­ным, а поэтому особенно болезненным. Тяжелое положе­ние деревни, испытавшей страшные годы коллективиза­ции, кормившей страну во время войны, поднимавшей после лихолетья разрушенное хозяйство, так правдиво не представало на страницах произведений. Работа в колхозе за трудодни вместо денег, отсутствие пенсии и какой бы то ни было благодарности («Государство - оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет») - все это реаль­ность крестьянской жизни, о которой нужно было громко заявить. Первоначальным названием было - «Не стоит село без праведника», окончательный вариант был пред­ложен А. Т. Твардовским.

Сюжетная основа рассказа и его проблематика. В цент­ре повествования находится простая русская крестьянка, до краев испившая беды своей страны, своей малой родины. Но никакие жизненные трудности не могут изменить этого душевного человека, сделать его черствым и бессердечным. Вот Матрена никому и не могла отказать, всем помогала. Потеря шестерых детей не ожесточила героиню: всю мате­ринскую любовь и заботу она отдала приемной дочери Кире. Сама жизнь Матрены - нравственный урок, она не уклады­валась в традиционную деревенскую схему: «Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом бе­речь’ их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже своим мужем, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смеш­ная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти…»

Рассказ А. И. Солженицына написан в реалистических традициях. И в нем нет излишней приукрашенности. Пра­ведный образ главной героини, для которой дом - это кате­гория духовная, противопоставляется людям обычным, стремящимся своего не упустить и не замечающим, как их жестокость ранит. «Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Мат­рена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой про­жила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это - конец ее жизни всей». Символичен трагический конец рассказа: когда разобрана горница, Мат­рена погибает. И жизнь быстро берет свое - Фаддей, деверь

Матрены, «преодолевая немощь и ломоту, оживился и помо­лодел»: начал разбирать сарай и забор, оставшиеся без хо­зяйки.

Внутренний свет души таких людей освещает жизнь ок­ружающим. Потому-то и говорит в финале рассказа автор: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот са­мый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

    1. Солженицын - летописец советской эпохи. 2. «Матренин двор» - прототип праведного уголка в стране. 3. Образ Матрены. 4. Финал й смысл рассказа. А. И. Солженицын имеет свое особое место в русской литературе XX века. Он словно летописец этой эпохи,...

    «Летом 1953 года из пыльной горячей пустыни возвращался наугад - просто в Россию». Эти строки открывают рассказ Солженицына «Матренин двор», удивительный сплав документа и высокой художественной прозы. В рукописи, правда, указывался 1956 г., но, по совету...

    Рассказ А.И.Солженицына \"Матрёнин двор\" затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, борьба за выживание, противоречие личности и общества, отношение власти и человека. \"Матрёнин двор\" написан целиком...

    Написан просто и о простом, обыденном. Главная героиня Матрёна, у неё необычная судьба. Её любимый Фадей во время войны попал в плен. Она вышла замуж за его младшего брата, а через некоторое время Фадей вернулся. Тосковал, женился только когда нашёл...

  1. Новое!

    Матрена - одинокая обездоленная кресть­янка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне му­жа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни - дом: «… не жалко ей было...


Небольшой по объему рассказ А. И. Солженицына «Матренин
двор» вобрал в себя множество тем и проблем, характерных для русской
литературы. Солженицын создал образ крестьянки, заставляющий
вспомнить крестьянок Некрасова, на плечи которых всегда на
Руси ложилась тяжкая ноша хозяйства, семьи. Несмотря на непосильный
труд и заботы, русские женщины оставались и остаются
хранительницами вечных духовных ценностей: добра, сострадания,
бескорыстности, самоотверженности. Свои ранние произведения
Солженицын создавал на основе личного жизненного опыта. Первая
повесть, принесшая ему всероссийскую славу, «Один день Ивана
Денисовича», основана на лагерном опыте писателя, репрессированного
в сталинские годы, «Матренин двор» - реальная история, произошедшая,
когда Солженицына после лагерей устроился в деревню
учителем математики.
Время действия в рассказе - 1956 год. Можно вообразить, что
произведение устарело, недостатки той жизни побеждены. Посмотрим,
так ли это. В начале рассказа авторский герой Игнатьич устраивается
после лагеря учительствовать в селе с поэтичным названием -
Высокое Поле. Но жить там, как выясняется, невозможно: крестьяне
не пекут хлеб, а везут его мешками из города. Разве нынешнее положение
нашей страны, вынужденной покупать импортные продукты,
не является следствием разорения сельского хозяйства? Следующее
место, куда попадает герой, называется Торфопродукт. Вроде бы
маленькая деталь, но в ней отразилась глобальная проблема обеднения
русского языка, которая сейчас решается на президентском уровне,
потому что приняла катастрофические размеры. Сам Солженицын
всегда стремился вернуть языку самобытность, яркость. Он активно
использует народные выражения, пословицы.
Пейзаж Торфопродукта удручает: окрестные леса вырублены,
всюду ведется варварская добыча торфа, трубы изрыгают черный
дым, узкоколейка разрезает поселок пополам. Мотив железной дороги
можно считать важнейшим в рассказе: страх главной героини
перед наступающей городской цивилизацией и ее смерть связаны с
поездом. Каков внешний вид поселка, такова и внешняя жизнь его
обитателей: «Без ошибки я мог предположить, что вечером над дверьми
клуба будет надрываться радиола, а по улице подбраживать пьяные
да подпьеривать друг друга ножами». Итак, изменились ли
к лучшему экологическая ситуация или условия жизни людей? Нет,
рассказ по-прежнему звучит современно.
Наряду с публицистической остротой в произведении присутствует
художественная глубина. Вечные проблемы духовности,
внутренней красоты человека раскрываются на примере образа Матрены.
Солженицын раскрывает ее характер в два этапа. Сначала читатель
вместе с рассказчиком видит лишь повседневное существование
одинокой старухи, живущей на краю деревни. Изба Матрены давно
нуждается в ремонте, но еще добротна и тепла. Как с юмором сообщает
рассказчик, кроме него и Матрены, «жили в избе еще: кошка,
мыши и тараканы». Какая-то заброшенность двора Матрены подчеркивается
тем, что в ее избе нет радио. Авторский герой, ищущий
после лагеря тишины, рад этому. Он месяц за месяцем живет у Матрены,
но видит по-прежнему только внешнюю сторону ее существования.
Матрена не умирает с голоду только благодаря маленькому огороду,
где выращивается картофель. Колхоз, в котором она проработала всю
жизнь, не платит ей пенсию, поскольку муж Матрены пропал без
вести на войне, а нужные документы об утере кормильца не собраны.
Причем это не мешает бесцеремонной жене председателя привлекать
одинокую старуху к общим колхозным работам. Часто просят
Матрену помочь соседи и родственники. Она никому не отказывает,
деньги за помощь брать стесняется, и автор замечает, что в деревне
к бескорыстной Матрене относятся насмешливо. Рассказчик
знает, что дети Матрены умирали в младенчестве и она воспитывала
приемную дочь Киру.
Неожиданно автору открывается прошлое Матрены. Оказывается,
были в ее жизни и любовь, и и разлука, и ревность. Жених Матрены,
Фаддей, пропал на три года после первой мировой. Не дождавшись его,
Матрена вышла замуж за брата жениха - Ефима. Вернувшийся Фаддей
не зарубил обоих только из-за брата. Ефим относился к Матрене
свысока, «загуливал» на стороне и пропал на фронте, возможно, сбежал
за границу. Фаддей принципиально выискал невесту с таким же
именем, женился, но счастья в их семье не было. Это его дочь, Киру,
выпросила на воспитание бездетная Матрена. Одинокая, больная
старуха неожиданно предстала перед глазами автора интересным,
много пережившим человеком.
И тут следует трагический финал. Матрена погибает под колесами
поезда. В этой, на первый взгляд, случайной смерти автор видит
символический смысл. Фаддей уговорил Матрену отдать завещанную
Кире горницу при жизни. При перевозке бревен Фаддей с трактористом
из-за жадности прицепил сразу двое саней, одни из которых
застряли на рельсах. Матрена бросилась, как она всегда делала, помогать
мужикам, и тут налетел поезд. Символ городской цивилизации
врезался в избу - символ деревенской жизни. Гибнет Матрена,
и с ней уходит из жизни какое-то удивительное душевное тепло,
которого нет в других жителях деревни. Они даже на поминках беспокоятся,
как бы не попало в чужие руки Матренино добро.
Только после смерти Матрены автор понимает, каким человеком
она была: «Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить
вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами.
За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев». Матрена, в отличие
от односельчан, понимала слово «добро» как доброе чувство,
а не как нажитые вещи. Первоначально Солженицын хотел назвать
рассказ «Не стоит село без праведника». Писатель сумел разглядеть
в смешной и жалкой, по мнению окружающих, старухе праведницу.
Несмотря на тяжелую жизнь, многочисленные обиды и несправедливости,
Матрена до конца оставалась добрым, светлым человеком.