Меню
Бесплатно
Главная  /  Красота  /  Анализ "старуха изергиль". "Старуха Изергиль": жанр произведения

Анализ "старуха изергиль". "Старуха Изергиль": жанр произведения


Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Рассказ А. М. Горького «Старуха Изергиль» впервые напечатан в «Самарской газете» (1895, № 80, 86, 89, с 16 по 27 апреля). Сам Горький указывал на разные даты создания рассказа: 1893-й и 1895- ый. В то же время он вспоминал, что «Старуха Изергиль» была написана им за одну ночь: «Бывают случаи, когда писал круглые сутки и больше, не вставая из-за стола.

Так были написаны: «Старуха Изергиль», «Двадцать шесть и одна».

В рассказе отразились воспоминания автора, когда, странствуя по Руси, летом 1891 года он был в Южной Бессарабии (ныне Молдавия). Очевидна связь с молдавским фольклором. Сам Горький считал этот рассказ лучшим своим произведением, «Старуху Изергиль» относят к ранней романтической прозе.

Романтизм как литературное направление возник в России в начале девятнадцатого века. Произведения этого литературного направления изображали исключительную личность в исключительных обстоятельствах. Герой ставит себя выше общества, отвергает его и поэтому одинок. Он не принимает окружающей действительности, переживая разлад между мечтой и жизнью.

Мир природы в романтических произведениях полон мощи и красоты. Лишь в общении с природой герой ощущает полную гармонию с миром.

Почему в начале двадцатого века Горький создаёт романтические произведения, ведь время романтизма уже почти как сто лет прошло? Увлечённый философией Ницше, его идеей «сверхчеловека», писатель воспевает сильную личность. Он убеждён, что «настало время нужды в героическом».

Если для романтических героев девятнадцатого века несоответствие между реальной жизнью и идеалом становится причиной ухода от действительности в мир мечты, то романтизм Горького основан на активных характерах. Писатель призывает к действию.

Проблема человеческой свободы и несвободы является центральной для всего творчества «буревестника революции».

В рассказе Горького «Старуха Изергиль» предметом изображения, темой является жизнь, причём реальная действительность раскрывается в рассказе старухи Изергиль о себе, а в двух легендах: о Ларре и о Данко – вымышленная жизнь.

В этом произведении поставлено множество нравственных и философских проблем: проблема подвига, свободы и любви, эгоизма и самопожертвования, человека и общества, смысла жизни, борьбы и смирения.

Основная идея произведения выражена в словах старухи Изергиль, которая утверждала, что в жизни всегда есть место подвигу.

Стройная кольцевая композиция имеет трёхчастную структуру. Повествование Изергиль делится на три самостоятельные части: легенды о Ларре, история жизни старухи Изергиль, легенда о Данко. Все три части объединены общей идеей: показать, что ценность человеческой жизни состоит в подвиге во имя людей, в самопожертвовании. Эпизоды расположены по принципу градации. Вначале показан гордый себялюбец и эгоист Ларра, сын женщины и орла, убивший девушку только за то, что она оттолкнула его. Затем Изергиль передаёт рассказчику историю своей жизни, в которой она много любила, «много поцелуев взяла и дала». Ключевыми словами всего произведения является высказывание старой женщины о подвиге: «В жизни … всегда есть место подвигам». Идеалом для неё являются «сильные и красивые люди», умеющие жертвовать собой. Но сама она в жизни любила только себя. Охладев сердцем, без сожаления покидала возлюбленных.

Композицию рассказа можно считать как рассказ с обрамлением, или «рассказ в рассказе». В нём два рассказчика. Первый рассказчик путешествует по Руси, знакомит нас со старухой Изергиль, а вторым рассказчиком является сама Изергиль. Экспозицией всего рассказа можно считать описание сборщиков винограда, партией молдаван, с которой рассказчик работал. Описание дано в романтическом ключе, подчёркивается красота этих героев, их сила и свобода. Здесь же даётся романтический пейзаж: «воздух пропитан острым запахом моря», «ласково блестели тёмно-голубые клочки неба», «всё… было странно красиво и грустно». Сюда же относится и портрет Изергиль. Детали портрета подчёркивают безжизненность старухи: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Завязкой легенды о Ларре служит фраза старухи о том, что тень, бегущая по степи – это Ларра. Изергиль сообщает рассказчику, что Ларра «уже стал теперь как тень» - и добавляет: «Он живёт тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..»

В легенде о Ларре тоже можно выделить элементы композиции, потому что она представляет собой целостное произведение и может существовать самостоятельно.

В экспозиции старуха рассказывает о времени, месте действия и о героях легенды. События произошли многие тысячелетия назад далеко за морем, в стране большой реки, в щедрой земле, где жило могучее племя людей, пасших стада и охотящихся за зверями.

Завязка действия начинается с того момента, как после похищения орлом прекрасной девушки она вернулась спустя двадцать лет с сыном. Сын орла был красивый и сильный, но глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. Кульминацией является тот момент, когда Ларра ударил оттолкнувшую его девушку, а когда она упала, встал ногой на её грудь, так, что из её уст кровь брызнула к небу, и она, вздохнув, умерла. Людей оковал страх: впервые на их глазах так убивали женщину. Племя придумало самую страшную казнь для Ларры: он был изгнан из племени и обречён на вечное одиночество. Вначале отверженный юноша смеялся вслед людям. Но прошёл не один десяток лет, и сын орла пришёл к людям, чтобы найти смерть, так невыносимо было ему одиночество, но люди его не тронули. Этот момент можно считать развязкой действия.

Во второй главе старуха Изергиль рассказывает о своей жизни, в которой было много любовных историй. В пятнадцать лет она встречалась с рыбаком, но скоро он ей наскучил, потом был гуцул, обоих повесили румыны. Жизнь в турецком гареме, побег с сыном хозяина гарема, затем она ушла с поляком, а маленький турок умер от тоски. С поляком она поссорилась из-за его оскорблений и бросила его в реку. Потом она любила «одного достойного пана с изрубленным лицом», который любил подвиги. Самое главное для Изергиль в этих отношениях, что она «не была никогда рабой, ничьей». «Последнюю игру» она сыграла, когда встретила одного шляхтича. Но вскоре он её бросил и тогда она поняла, что стара стала. Но когда любимого взяли в плен, она, убив часового, помогла ему выйти на свободу, но остаться с ним гордая Изергиль не захотела, ей не нужна была любовь из благодарности. Сама старуха считает, что прожила достойную жизнь, но в портрете её подчёркивается, что она похожа на тень, а это значит, что она по своему эгоизму и гордости ближе не к Данко, как думает она сама, а к Ларре.

Третья часть – восторженный гимн Данко, пожертвовавшему собой ради людей. Таким образом, первая и последняя части противопоставлены. Ларра превратился в тень, а от сердца Данко рассыпались по всей степи голубые искры.

В легенде о Данко можно выделить все элементы композиции эпического жанра: экспозицию, завязку действия, кульминацию и развязку.

Начало легенды подчёркнуто сказовое: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трёх сторон таборы этих людей, а с четвёртой – была степь».

В экспозиции описана жизнь «весёлых, сильных и смелых людей», которых чуждые племена прогнали в глубь леса. Жизнь в тёмном лесу среди смрада болот была невыносима и гибельна. Перед людьми пролегали только две дороги: одна – назад, - там были сильные и злые враги, другая – вперёд, - там стояли великаны-деревья…»

В экспозиции автор усиливает мотив тьмы и создаёт ощущение невыносимости и безнадёжности положения людей. С этой целью он использует олицетворение: «…каменные деревья стояли молча и неподвижно днём в сером сумраке и ещё плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам»; «лес глухо гудел, точно грозил, и пел похоронную песню людям».

«Сильные люди» не могли умереть в боях с врагами, потому что должны были хранить заветы. Явление Данко можно считать завязкой действия. Замечательна характеристика этого героя: «Красивые – всегда смелы». У Горького эти два эпитета выступают в роли синонимов. Романтик, он ценит в людях силу и смелость.

Люди откликнулись на призыв Данко пройти сквозь лес, потому что увидели: «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня!»

Путь был трудный, люди гибли, теряли силы. Они «стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повёл их куда-то».

Кульминационный момент происходит в грозу. Пейзаж подчёркивает напряжённость момента. Чтобы показать враждебность природы по отношению к людям, автор использует много ярких художественных средств, характерных для романтического произведения. Во-первых, это олицетворение: «зашептали деревья глухо, грозно»; «великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни».

Во-вторых, это гипербола: «стало в лесу так темно, точно в нём собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился».

В-третьих, чтобы усилить мотив слабости и беспомощности людей перед грозными силами природы, автор использует антитезу: «Шли маленькие люди между больших деревьев…»

Усталые и разъярённые люди захотели убить Данко, обвиняя его в своих бедах. Сравнения «как звери». «как волки» подчёркивают ожесточение людей, упавших духом.

Данко в этот момент испытывает сложные и противоречивые чувства: «в сердце его вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло».

В портрете романтического героя подчёркивается его высокая одухотворённость, передаваемая автором с помощью мотива света и огня: «сердце вспыхнуло огнём желания спасти их»; «в его очах засверкали лучи… могучего огня»… Как вспышка яркого света изображён подвиг Данко, жертвующего собой ради людей: «И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой».

«Горящее сердце Данко» - это метафора человеческого подвига – подвига самопожертвования во имя людей. В описании горящего сердца применяются разнообразные средства изобразительности: гипербола («Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца»); метафора («Этим факелом великой любви к людям»); антитеза и олицетворение («тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота»).

Люди, «увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца», достигли цели – они «окунулись в море солнечного света».

Смерть романтического героя показана как апофеоз его героического поступка: «Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер».

Люди не заметили его смерти, и «только один осторожный человек… наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»

Данко воплотил в себе высшее понимание красоты и величия человека. Его поступок можно назвать подвигом, потому что он пожертвовал собой ради спасения людей. Художественные средства в рассказе подчинены утверждению правоты «подвига во имя жизни».

Моё восприятие романтического произведения Горького таково: рассказ производит яркое впечатление романтическими пейзажными зарисовками, которые передают разные чувства. Описание неба, моря, красок и звуков создают ощущение сказки, подготавливают к восприятию двух легенд, тесно связанных друг и другом по принципу антитезы. Ларра своим холодным эгоизмом, самолюбованием и самоуверенностью вызывает к себе неприязненное чувство. Пёстрая жизнь старухи Изергиль не кажется такой яркой, активной и полной, как описывает она сама себя. Людям свойственно ошибаться в оценке свой личности, не избежала этого и героиня Горького. Напротив, жизнь старухи Изергиль кажется бессмысленным мельтешением, в котором нет главного – настоящей любви к людям, способностью жертвовать собой. Старуха гордится тем, что «много любила», но в этой любви больше эгоизма и нет ответственности за того, кого она «приручила». Несомненно, Данко- это герой – символ. Он по-настоящему любил свой народ и хотел ему помочь. Злоба и враждебность соплеменников в самый напряжённый момент не смогла погасить огонь его сердца, пылающий любовью. Горький создал вечные образы, олицетворяющие собой два полюса. На одном - холод души и эгоизм, на другом – горение, подвиг и самопожертвование.

В 90-е годы XIX столетия происходит резкое ускорение капиталистического развития страны. Миллионы людей, прежде всего крестьян, оказываются обезземеленными, обездоленными, оторванными от родных мест. Этот процесс был мучительным, но он вел к изменению образа жизни населения.

Эту ломку привычных устоев и вызванную ими интенсивность духовной жизни человека Горький почувствовал острее, чем его современники. Свое представление о новом мироощущении, рождающемся в народной среде, он и воплотил в своих романтических произведениях. Таков рассказ «Старуха Изергиль», анализ которого мы проведем.

В этом произведении романтические легенды органично сплавлены с современной Горькому народной жизнью. Жизнь, богатая событиями, страстями, мятежным несогласием с предначертанным, с принципами умеренности и аккуратности отличает главную героиню рассказа.

Жизнь ее полна героики, неукротимого стремления к свободе. На ее глазах сражались и умирали за свою свободу солдаты революционной Польши, она знала и любила «одного достойного пана с изрубленным лицом» — поляка, который «воевал за греков», она осуждала русских, ходивших бить мадьяр». Изергиль, возможно, была свидетельницей кровавого подавления революции в Венгрии войсками Николая I. Наконец, старуха рассказывает, как сама помогала бежать из плена восставшим полякам.

Подстать истории ее жизни и те легенды, которые она рассказывает проходящему. В отличие от «были» Макара Чудры, где в романтическом освещении давались, хотя и необычные, но все же реальные факты действительности, повествования Изергиль о Ларре и Данко выделяются как поистине сказочные.

Гиперболизация факта в «были» Макара Чудры не переходила границ возможного. На это, в частности, указывает то, что рассказчик мог показать себя свидетелем драмы, разыгравшейся между Лойко и Раддой. Иное дело — легенды старухи Изергиль. Преувеличение здесь явно выходит за пределы реальности, и говорить в данном случае следует уже не о романтическом освещении действительности, а о сказочности, которая выражается прежде всего в повествовании о событиях фантастического характера.

В первой из легенд, которые рассказывает Изергиль, повествуется о трагической судьбе сына женщины и орла — Ларры.

Образ Ларры («Старуха Изергиль»)

Этот юноша, незнакомый с законами того племени, откуда была родом его мать, и привыкший считать себя лучшим, вступает в конфликт с племенем, которое потребовало от него уважать свои законы и обычаи. Но Ларра сам хочет повелевать, везде и во всем признавая только свое желание, свою волю, свое право сильного. И потому он отказывается подчиниться этому требованию, и в результате трагического столкновения с людьми был осужден ими на вечное одиночество. Справедливость такого суда, по словам Изергиль, подтвердили сами небеса. Вот до чего может довести человека гордость и вот как могут покарать гордеца Бог и люди! — хочет сказать она.

Как проходящий, так и сам автор, конечно, не могли принять ни эгоизма, ни индивидуализма Ларры. В критике справедливо отмечалось, что образом Ларры Горький полемизировал с философией Ницше и Шопенгауэра, проповедовавших презрение сверхчеловека к толпе, народу, право «сильной личности» на преступление, насилие, неподсудность и т. п. Однако, если попытаться глубже вникнуть в суть изображения трагического конфликта Ларры с людьми племени, то вопрос о полемике предстанет во всей своей сложности. Писатель оспаривал не только реакционные идеи Ницше и Шопенгауэра, но и многие косные народные понятия о жизни, о герое, которым следует старуха Изергиль.

Осуждая Ларру, Изергиль заключает, что он был поражен за гордость. Естественно, что писатель не склонен был безоговорочно соглашаться с осуждением человека за гордость. Ведь гордость в характере персонажа могла сочетаться с его вольнолюбием, уважением прав на свободу других. Полемизируя с Изергиль, писатель (и вместе с ним проходящий) как бы хотел сказать: Ларра был поражен не за гордость вообще, а за гордость индивидуалиста и эгоиста.

Старуха Изергиль не поняла сущности характера Ларры, осудив его за гордость (за гордость вообще!). А если учесть при этом, что гордость была присуща и ей самой, то станут вполне понятными слова автора, сказанные им о старухе: «И стало, почему-то, страшно жалко ее. Конец рассказа она вела таким возвышенным, угрожающим тоном, а все-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота». Ведь по-своему поняв причины трагедии Ларры и осудив его за стремление быть независимым, гордым, она осудила и самое себя. Естественно спросить: почему же так получилось? Ответ на это дает следующая за легендой история жизни Изергиль, которую старуха рассказывает проходящему.

Образ старухи Изергиль

В критике уже достаточно подробно говорилось о свободолюбии горьковской героини, ее способности «пожертвовать собой». Но в том еще не вся правда, как это ни странно, при всей любви к независимости, свободе, при всем осуждении проходящего за отрыв от людей, сама-то Изергиль по духу своему эгоистична и внутренне была мало связана с теми людьми, среди которых жила.

Ее все время влечет к сильным, героическим натурам, ее симпатии всецело на стороне этих борцов за свободу. Но, будучи сама гордой, красивой и сильной, она и других людей ценит, прежде всего, за эти качества. Те же политические идеалы, за которые боролись любимые ею люди, гораздо менее интересовали ее. Этим, думается, можно объяснить то, что Изергиль могла полюбить не только «достойного пана», сражавшегося с «турецкой тиранией» за свободу греков, но и деспотичного богача-турка.

Идеалом жизни горьковской героини была свободная любовь, которую она ставит превыше всего. И с тем, кто пытался в этом ущемить ее права, Изергиль обходилась решительно и сурово. Так было с «маленьким полячком», сказавшим ей «гордое, обидное слово», за что рассерженная женщина сбросила того с моста в реку, так было с паном Аркадэком, которому она «дала... пинка ногой и ударила бы его в лицо, да он отшатнулся», — за то, что он хотел любить Изергиль в благодарность за избавление из плена.

Однако и сама Изергиль в своей любви оказалась эгоистичной. Поцелуи ее нередко приносили людям страданье, вели их к гибели. Но на это Изергиль смотрит как на что-то обычное, мало интересное ей, то и дело позабывая досказать проходящему печальную историю судьбы своего бывшего возлюбленного. И понятно, ибо в любви она «для себя лишь хочет воли».

В отличие от легенд история жизни Изергиль вполне реальна, но дается она в романтическом освещении. Подобно Макару Чудре старуха не скупится на похвалы себе и своему времени. Она, как и Чудра (только в большей степени), гиперболизует факт. Этому служат и возвышенно-риторический стиль повествования Изергиль со множеством афоризмов и лирико-философских отступлений, например, рассуждение о жизни и подвигах, и красочное описание ее возлюбленного, и умолчание — до поры до времени — о том отрицательном, что было в них.

Во всем рассказе, и особенно там, где говорит непосредственно сама Изергиль, — а говорит в основном она одна, — преобладает приподнято-«философический» стиль повествования.

Изергиль хочет показать себя как пример для подражания, но характер ее весьма противоречив. В этом смысле очень показателен конец ее рассказа о своей жизни: «И вот уже около трех десятков лет живу здесь... Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени. И живу я вот! Одна живу... Нет, не одна, а вон с теми».

Эта оговорка отнюдь не случайна. Она лишний раз говорит о глубокой противоречивости характера героини, ее индивидуализме и эгоизме.

Тем не менее, проходящий, желая в том окончательно убедиться, просит старуху рассказать уже известную ему легенду о горящем сердце Данко. «Я слышал, — говорит проходящий, — кое-что раньше о происхождении этих искр (от горящего сердца Данко), но мне хотелось послушать, как расскажет о том старая Изергиль».

Образ Данко («Старуха Изергиль»)

Данко изображается старухой человеком сильным, смелым, но стоящим как бы вне коллектива, толпы. На своих соплеменников он смотрит свысока. Все это, — если и далее последовать за рассказчицей, — в какой-то степени позволяет сближать Данко с персонажем другой легенды — Ларрой. Что же касается различия в их судьбах, то оно опять-таки могло быть объяснено тем, что в сказании о Ларре коллектив изображался как «могучее племя людей», в легенде же о Данко коллектив племени оказывался каким-то слабым, беспомощным в постигшей его беде: все «хотели идти к врагу и принести ему в дар свою волю, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...». Но тут, говорит Изергиль, «явился Данко и спас всех один». Это «явился» — очень характерно для ее понимания героя. Данко точно явился откуда-то, хотя дальше Изергиль поясняет: «Данко — один из тех людей...» И затем — не люди, которые, усомнившись в способности героического соплеменника вывести их из мрака лесов и болот, как звери, набросились на него, не люди, а именно он — Данко «спас всех один».

Вся легенда о Данко в изложении Изергиль выдержана в одном тоне. Ради спасения людей герой жертвует собой и умирает, «не прося у них ничего в награду себе».

Но было бы, конечно, неверным, исходя из той оценки, которую дает Изергиль, считать Данко индивидуалистом или противоречивой по своему характеру личностью. Содержание легенды дает основание говорить о Данко, как о цельной героической личности, верной интересам своего народа, живущей с народом одними помыслами. Обращает на себя внимание тот факт, что племя без колебаний выбрало Данко вожаком похода, от которого зависела судьба всех. И не своей красотой, как считает старуха Изергиль, а своей смелостью и решительностью Данко заставил людей поверить в него и в самих себя. «Во мне есть мужество вести, вот почему я повел вас!» — говорит он людям племени. Сквозь суровый и осуждающий тон повествования старухи Изергиль невольно прорывается живое народное сказание о человеке, отдавшем жизнь за народ, и о народе, вместе с ним идущим к царству света и свободы.

Функции романтических легенд

Образы романтических легенд значительны и сами по себе. Но Горькому они нужны, прежде всего, чтобы охарактеризовать мироощущение реального человека. То восхищение, с которым Изергиль повествует о подвигах, о самоотверженности, о вольнолюбии, о бескорыстии и активности, и то негодование, которым проникнуто ее отношение к бесславному прозябанию, эгоизму, рабству, свидетельствует о ее собственном стремлении к свободе, показывает, что в душе человека живет жажда нового, прекрасного, что человек этот не ощущает себя пассивной жертвой обстоятельств.

Романтические мироощущение героев проявляется не только в том, что они рассказывают, но и в том, как они рассказывают. С позиций идеала они рассматривают мир как соотношение только двух категорий: возвышенного и низменного. При этом они не склонны к объективному восприятию и изложению фактов. Доходя до преувеличения, до крайности, они защищают то, что им представляется прекрасным, и так же, доходя до крайности, до преувеличения, отрицают то, что представляется безобразным. Поэтому образы легенд отмечены печатью поэтической условности, необычности и односторонности: каждая воплощает одно какое-то начало в его исключительном выражении. Так, Ларра — символ эгоизма, возведенного в такую крайнюю степень, что герой способен убить девушку, которая пренебрегла его желанием. Ему противопоставляется Данко, герой, являющийся воплощением любви к людям, любви столь самоотверженной, что она заставляет его пожертвовать своей жизнью. На этом завершим анализ рассказа «Старуха Изергиль».

«Старуха Изергиль» относится к раннему периоду творчества Максима Горького , развивает идеи и элементы романтизма. По мнению самого писателя, эта работа является одной из лучших среди всех написанных. Чему учит нас Старуха Изергиль: анализ произведения.

Вконтакте

История создания

В 1891 году (более точная дата неизвестна), Алексей Пешков известный всем под псевдонимом Максим Горький, скитается по южным землям Бессарабии. Весну он проводит в поисках впечатлений, которые впоследствии отразятся в его произведениях. Эта творческая пора в жизни писателя отображает его восхищение личностью, целостностью и единством человека.

Именно с такими романтическими мыслями наполнено рассказ Горького «Старуха Изергиль». Его героями являются легендарные люди своего времени , которые сталкиваются с разными жизненными препятствиями, автор ярко показал различные результаты противостояния личности и толпы. Основными рассказами в направлении романтизм являются:

  1. «Старуха Изергиль»,
  2. «Девушка и смерть»,
  3. «Песнь о Соколе».

Точных сведений даты написания «Старухи Изергиль» нет. Произведение было опубликовано в 1895 году, а было написано предположительно в 1894-м . Его разместили в трех весенних выпусках «Самарской газеты». Сам автор высоко оценивал свой рассказ и даже признавался в письмах А.П. Чехову: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал». Название тесно связано с фамилией автора, ведь она является одной из тех, что принесла ему популярность.

Произведение «Старуха Изергиль» предположительно было написано в 1894 году.

Композиция

Принцип построения рассказа весьма необычен. Композиция состоит из трёх частей.

  • Легенда о Ларре;
  • История жизни рассказчицы;
  • Легенда о Данко.

Причём две из них это сказки, рассказанные главной героиней. Отсюда вытекает такой принцип, как рассказ в рассказе . Автор использует этот приём, потому что хочет сделать акцент не только на личности героя, а на его историях, живущих в памяти персонажа и народа.

Главная особенность – это противопоставление легенд по своему смыслу. Очень трудно определить «Старуха Изергиль» — это рассказ или повесть, так как границы этих жанров весьма размыты. Однако литературоведы склоняются к тому, что это произведение не повесть , поскольку количество героев и сюжетных линий здесь ограничено.

Через все три главы «Старухи Изергиль» проходит главная темажизненных ценностей. Автор пытается найти ответ на вопрос, в чем же состоит свобода и смысл жизни. Во всех главах даётся разное толкование и попытка объяснения ответов. Но несмотря на свою непохожесть, они делают этот рассказ единым и цельным произведением.

В план рассказа главной героини старухи Изергиль следует еще добавить вступление, ведь именно в нем читатель погружается в таинственную приморскую атмосферу и знакомится с рассказчицей сказок.

Во вступлении рассказа молодость главного героя-мужчины, который ведет беседу со старой женщиной , противопоставляется преклонным годам старухи Изергиль и ее усталости от жизни.

Представить образ старухи на фоне моря и виноградников помогает не только описание ее внешности, но и скрипучий голос, которым она поведала свою жизнь и предания, увлекающие читателя своей притягательностью и сказочностью. О чем же рассказ старухи Изергиль?

Легенда о Ларре

Центральной фигурой первого повествования является гордец и себялюбец — юноша Ларра. Имея красивую внешность, он был сыном простой женщины и орла . От хищной птицы юноше достался неукротимый нрав и стремление добиваться любых , во что бы то ни стало. Инстинкты лишают его всех человеческих черт, только внешне его невозможно отличить от других людей. Внутри же этот персонаж полностью бездушен . Ценность для него составляет только он сам, удовлетворение своих удовольствий — цель его жизни. Поэтому герой с легкостью идет на убийство.

Его убежденность в своем совершенстве и наплевательское отношение к другим жизням приводят к тому, что он лишается обычной человеческой судьбы . За его эгоизм он получает страшнейшую кару – Ларра обречен на вечное и полное одиночество. Бог дал ему бессмертие, однако это нельзя назвать даром.

Имя героя означает «отверженный» . Находиться в стороне от людей – вот самое страшное наказание, которое может понести человек, по мнению автора.

Внимание! Принцип жизни этого героя «Жить без людей для себя».

Жизнь старой женщины

Во второй части рассказа можно проследить за поступками старухи Изергиль. Глядя на нее, рассказчику-мужчине трудно поверить, что когда-то давно она была молодой и красивой, как она постоянно утверждает. На жизненном пути Изергиль многое пришлось пережить . Ее красота ушла, но на смену пришла мудрость. Речь женщины богата афористическими выражениями. Основной здесь является тема любви – это личное, в отличие от легенд, в которых имеется в виду любовь не к отдельному человеку, а к народу.

Поступки старухи нельзя назвать однозначными , ведь Изергиль жила, слушая свое сердце. Она готова вызволить из плена человека, которого любит, не побоявшись при этом убить другого. Но, почувствовав фальшь и неискренность, еще, будучи молодой девушкой, могла с гордостью продолжить свой жизненный путь в одиночку . Находясь в конце жизни, она приходит к выводу, что красивых и сильных людей гораздо меньше в мире, чем когда она была полна энергии.

Легенда о Данко

Последняя сказка, которую рассказывает женщина, помогает читателю сделать вывод, как надо правильно жить.

Данко – сказочный персонаж , который пожертвовал собой в страшный миг, чтобы спасти людей. Несмотря на озлобленность других, он чувствовал только любовь к каждому человеку. Смысл его жизни – отдать сердце другим , послужить во благо.

К сожалению, говорит в рассказе Горький, люди не способны отнестись к такой жертве с полным ее пониманием. Мало того, многие боятся такой отверженности.

Все, что осталось от Данко, вырвавшем свое пламенное сердце из груди, это лишь голубые искры . Они продолжают до сих пор мерцать среди людей, но мало кто обращает на них внимание.

Важно! Данко совершил свой поступок безвозмездно, исключительно ради любви. Данко и Ларра — две противоположности, но обоими двигало одно и то же чувство.

Чему учит рассказ Горького

«Старуха Изергиль» показывает читателю не только отношение к толпе отдельной личности, в данном случае сравниваются Данко и Ларра , но и любовь людей друг к другу. Для писателя – жить вместе с людьми и для людей – представляется огромной ценностью. Однако даже в таком случае между ними возможно возникновение конфликтов и непонимания .

Старуха Изергиль. Максим Горький (анализ)

Черты романтизма в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»

Заключение

Проведя анализ произведения и героев «Старухи Изергиль», читатель может прийти к выводу, что в рассказе Горького, действительно, затронуты глубокие проблемы и вопросы отношения к жизни и окружающим. Они заставляют задуматься о главных человеческих ценностях.

Произведение «Старуха Изергиль», жанр которого является предметом настоящего обзора, - одна из самых известных работ знаменитого российского писателя М. Горького. Оно было написано в 1894 году и стало знаковой книгой в творчестве автора, так как ознаменовало его переход к романтизму. Особенность данного сочинения состоит в том, что оно состоит из трех самостоятельных частей, объединенных одной общей идеей.

Особенности первого эпизода

Книга «Старуха Изергиль», жанр которой можно определить как рассказ, тем не менее, не является таковым в прямом смысле слова. Как уже говорилось выше, произведение включает три самостоятельные части, которые на первый взгляд никак между собой не связаны по сюжету.

Главная героиня рассказывает автору три истории, первая из которых - это философская По своему содержанию она похожа на старинную легенду или древнюю сказку. В данном случае к типично романтическим образам обратился писатель Горький. «Старуха Изергиль» - это рассказ, который наполнен отсылками к классическим произведениям данного направления. Главный персонаж первой части - типично байроновский герой: он горд, надменен, таинственен и презирает людей и за это получает наказание, став бессмертным. Такой сюжет напоминает лучшие образцы литературы 19 века.

Образ Ларры

Этот персонаж является воплощением гордости и чрезвычайного презрения ко всем окружающим. Он, будучи сыном орла, считает себя во всем правым, не считается с мнением людей и делает то, что хочет. Возможно, именно поэтому этот рассказ поставил на первое место Горький. «Старуха Изергиль» - это произведение, которое построено по принципу восхождения от худшего сюжета к лучшему. Герой Ларры - это воплощение человеческой гордости. Автор хотел представить сверхчеловека и сверхгероя, который, тем не менее, оказывается в конце поверженным собственным пороком. В связи со сказанным необходимо помнить, что рассматриваемое произведение имеет свои жанровые особенности.

Рассказ «Старуха Изергиль» по сути не является таковым в прямом смысле слова, поскольку по идее и повествованию напоминает старинную легенду или сказание. История о Ларре восходит к древним временам полупервобытного общества, что придает повествованию особое очарование.

Второй рассказ

Наполовину повестью о жизни самой героини является «Старуха Изергиль». Герои рассказа этой женщины - личности незаурядные во всех отношениях. Это относится и к самой рассказчице. Из ее уст мы узнаем, что в молодости она была весьма темпераментной женщиной. Она была очень живой и непосредственной и жила полной жизнью. Ее натура жаждала приключений и острых ощущений. Судя по ее словам, героиня любила много мужчин. Некоторых она бросала, ради других была готова на преступление, рискнуть собственной жизнью и судьбой.

Это делает ее похожей на тех героев, о которых она рассказывала. Те личности, которые становились действующими лицами ее повествований также презирали опасность и для достижения своей цели были готовы на все.

Образ Данко

Произведение «Старуха Изергиль», жанр которого может вызвать затруднение в связи с тем, что в тексте присутствуют несколько разных пластов повествования, завершается красивой легендой о герое, который взялся вывести людей из мрака. По дороге путешественникам пришлось пережить множество трудностей, и когда люди начали роптать, он вырвал себе сердце, осветил им путь и вывел спутников из мрачного и темного леса на волю и к свету. Таким образом, данный герой в цикле историй является настоящим идеалом мужества, чести и отваги.

Героический оттенок повествования делает произведение близким по духу к сказаниям и древним легендам, которые также посвящались великим личностям. Последнее обстоятельство необходимо учитывать при анализе рассматриваемого произведения. Когда речь заходит об его жанре, следует помнить об указанных выше особенностях. И говоря о том, что сочинение является рассказом, следует оговориться, что оно стало как бы рассказом в рассказе, поскольку состоит из трех разных историй. Они объединены общей идеей - мыслью о том, что есть смысл человеческого существования. Этим вопросом задается сама рассказчица, эта же проблема волнует и героев ее историй. Итак, книга "Старуха Изергиль", жанр которой можно определить как рассказ в стиле легенды, стала одной из самых лучших в творчестве Горького.

Композиция рассказа (вступление – легенда о Ларре – рассказ о жизни Изергиль – легенда о Данко – заключение) устанавливает связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в рассказе противостоят друг другу. Они освещают две концепции жизни, два представления о ней. Ларра – гордец, себялюбец, эгоист. Он утверждает право на господство сильной личности, противопоставляет себя массе, но люди не принимают его. Ларра ценит только себя и свою свободу, Данко стремится добыть свободу для всех. Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», а Данко отдает всего себя.

Образ Изергиль противоречив. Героиня рассказывает о себе лишь то, что лучше всего запомнилось. Юная Изергиль – воплощение стихийного вольнолюбия. Девушка не хотела быть ничьей рабой и жила, не зная забот о других. Впрочем, она была умна и наблюдательна, ценя людей за их личные качества, а не за положение в обществе (предпочла пана с изрубленным лицом, готового к подвигам, вельможе, осыпавшему ее с головы до ног золотом). История шляхтича Аркадэка является связующим звеном между преданиями и реальной жизнью.

Романтические рассказы: Макар Чудра. Старуха Изергиль.

Творческий путь писателя начался в 1892 году, когда в газете «Кавказ» (А.М.Пешков в это время находился в Тифлисе, куда его привели странствия по Руси) был опубликован его первый рассказ «Макар Чудра». Тогда же родился псевдоним – М.Горький.

А в 1895 году три апрельские номера «Самарской газеты» познакомили читателей с рассказом «Старуха Изергиль». Стало очевидно, что в литературу пришел новый яркий писатель. Горький начал свой литературный путь как романтик. Его первые произведения вполне вписывались в философию и поэтику романтизма как творческого метода. Герой в произведениях романтиков – исключительная личность, вступающая в борьбу с целым миром. Он подходит к действительности с позиции своего идеала. Люди, окружающие романтического героя, не понимают его. Герой-романтик одинок. Равное себе начало он видит лишь в стихийных силах природы. Поэтому огромную роль в романтическом произведении играет пейзаж, передающий таинственную могучую и неукротимую силу природы. Только она может быть адекватна романтическому сознанию. Романтический герой не соотносим с реальными жизненными обстоятельствами. Он отторгает реальность, живя в мире своих идеальных устремлений. Этот принцип романтического художественного мира называется принципом романтического двоемирия. Противостояние героя и действительности – одна из важнейших черт романтизма как литературного метода. Герои вышеназванных рассказов писателя именно романтические. Все художественные средства подчинены раскрытию романтического характера.

И Макар Чудра, и Изергиль (их именами названы оба произведения) не случайно в центре авторского внимания. Они герои-рассказчики. Из их уст мы слышим удивительные легенды о красивых людях Лойко Зобаре и красавице Радде («Макар Чудра»), о герое, спасшем свой народ, Данко («Старуха Изергиль»). Но, пожалуй, эти рассказы в рассказе (использование легенд, преданий, былей, сказочных элементов – характерный прием в творчестве писателей-романтиков) прежде всего выражают представления об идеальном и антиидеальном в человеке самих рассказчиков и автора.

Макар Чудра и Изергиль как романтические герои устремлены к одной цели, они носители одной мечты, страсти. Д ля Макара Чудры – это безудержное стремление к свободе, воле; Изергиль подчинила всю свою жизнь любви. И герои рассказанных ими легенд также носители единственного начала, доведенного до максимальной степени. Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям. Ларра – его романтический антипод – крайний индивидуализм, эгоцентризм (по представлениям автора – антиидеал).

Романтический герой – цельная натура, ни при каких обстоятельствах не способная к компромиссу. Когда жизнь искушает, «провоцирует», в его сознании возникает неразрешимое противоречие. Так происходит с Лойко и Раддой. Они не в силах сделать выбор между гордостью, вольнолюбием и любовью. Верные своему идеалу, они предпочитают смерть. И герой-рассказчик, Макар Чудра, сам романтик, воспринимает такое разрешение как естественное и единственно возможное. По представлению Макара, только таким образом можно было сохранить свою свободу, дороже которой для Лойко и Радды нет ничего. Закономерен вывод рассказчика из романтической истории о гордых цыганах: «Ну, сокол, ...век свой будешь свободной птицей»– но при одном условии – надо запомнить историю молодых цыган на всю жизнь. Таким образом, можно сказать, что идеал героев и рассказчика единый. Композиция повествования – вставные легенды и были – помогает раскрыть представления о ценностях жизни, идеалы автора и рассказчика.

Немаловажную роль играет композиция в создании образа Изергиль. Две легенды, рассказанные ею, – о Данко и Ларе – как два выражения идеала и антиидеала. Между ними автор помещает рассказ Изергиль о своей мятежной жизни, в которой главным началом была любовь. Изергиль полагает, что сама она близка Данко силой любви, но в ее рассказе о бывших возлюбленных читатель видит эгоистический характер любви героини. Она совершенно равнодушно отвечает на расспросы повествователя о судьбе ее возлюбленных. Даже о смерти их говорит безразлично. Это сближает Изергиль с Ларрой. Ее любовь, действительно всепоглощающая, не несла в себе света ни тем, кого она любила, ни ей самой. Не случайно, в старости она показана как испепеленная и опустошенная, она даже напоминает тень. Как мы помним, и Ларра вечной тенью бродит по свету. В портрете, данном глазами повествователя, оценка личности Изергиль дается средствами поэтической образности, которые подчеркивают ее близость с Ларрой: «...Сидит рядом со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, – тоже почти тень». Антиэстетичные детали портрета «тусклые черные глаза», «черные ямы щек» говорят об отношении автора к героине. Он не считает ее жизнь служением идеалу любви. Напротив, Изергиль так же эгоистична, как и Ларра. И потому одинока, далека от людей.

Очевидно, что представление об идеале повествователя в этом рассказе связано с образом Данко. Именно такой герой, любовь которого к людям ведет его к подвигу самопожертвования, близок автору. Свет его подвига из древних времен дошел до наших дней. Его сердце рассыпалось искрами по степи, и эти голубые искры, как живые, являются людям перед грозой.

Кроме композиции повествования, особую роль, как уже отмечалось, в горьковских романтических рассказах играет пейзаж. Природа у Горького одушевлена. Она дышит свободой и тайной. Старый цыган Макар показан во «мгле осенней ночи». Ночь, как живая, «вздрагивала и пугливо отодвигалась, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море» (подчеркнутые нами глаголы передают одушевленность природы. – И.С.). Еще более торжествен и выразителен пейзаж в рассказе «Старуха Изергиль»: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и рождая сильный порыв, развевая волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными». Пейзаж кроме того играет роль фона для героя.

Важнейшим средством создания образа и необычной атмосферы у Горького является язык. Язык и стиль повествования экспрессивен, насыщен изобразительно-выразительными средствами. То же относится и к языку героя-рассказчика. Прием инверсии (в данном случае расположение эпитета после определяемого слова) усиливает выразительность тропов: «Их волосы, шелковые и черные», «ветер, теплый и ласковый». Сравнения характеризует тенденция к гиперболизации, выявлению исключительного; «Сильнее грома крикнул Данко»; сердце «пылало так ярко, как солнце». Нередко портрет персонажа строится на сравнении: «очи, как ясные звезды, горят, а улыбка целое солнце... стоит весь, как в огне крови, в огне костра» (портрет Лойко Зобара в рассказе «Макар Чудра»).

Необходимо отметить и роль синтаксиса: повтор однотипных синтаксических конструкций делает повествование ритмичным, усиливает эмоциональное воздействие на читателя всего произведения.

Романтическое творчество Горького, его мечта о свободном человеке, воспетый им герой, совершающий подвиг самопожертвования во имя любви к людям, оказали определенное революционизирующее влияние на русское общество того времени, хотя автор не вкладывал прямой революционный смысл в образ своего Данко.

Романтический период в творчестве Горького был достаточно коротким, но цельным в содержательном и стилевом отношении. Горьковский идеал свободной, активной, созидающей личности нашел воплощение в романтически приподнятом стиле его рассказов. Для них характерна обобщенно-лирическая характеристика героев, использование сказочно-легендарных образов и сюжетов, торжественная лексика, усложненный синтаксис, эмоционально окрашенные изобразительно-выразительные средства языка.