Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии праздников  /  Архив рубрики: Изображения. Проповедуя карандашом и кистью V тема. Храм. Начальные понятия о богослужении

Архив рубрики: Изображения. Проповедуя карандашом и кистью V тема. Храм. Начальные понятия о богослужении

Он служит Господу молитвой и рассказывает детям о красоте Божиего мира при помощи красок. Иеродиакон Паисий (Новожёнов) из Свято-Успенского монастыря в городе Старица под Тверью - удивительный человек. Автор книг и фильмов на духовные темы, он занимается иконописью, делает акварельные иллюстрации к детским книгам и ведет изостудию при монастырском образовательном центре «Образ». Рисунки учеников отца Паисия - живые и чистые, трогают душу, вызывают умиление и радость. О том, как и чему монах-художник учит ребят, - беседа с ним.

- Отец Паисий, а откуда в монастырский кружок приходят ребята? Это дети прихожан?

Большая радость в том, что мои нынешние ученики - абсолютно светские дети. Это обычные школьники, которые не ходят в церковь, дети не из православных семей. Даже есть несколько девочек-мусульманок. Честно говоря, я не знаю, как так получилось. Это какое-то чудо! Вы только подумайте: в монастырь к преподавателю-монаху приходят светские дети. Сами! Не потому, что их родители привели. Это замечательная возможность рассказать ребятам о Боге, о Православии.

У меня самый сложный вариант - смешанные группы. В них занимаются ребята 6-14 лет. Детей ровно 50, они разделены на две группки по 25 учеников. В основном учатся школьники 4-7-х классов, но есть художники постарше и помладше.

- А как вы набирали нынешних учеников? И как давно вы преподаете рисование?

В 2003 году я начал преподавать изобразительное искусство во дворце культуры. Мне эта работа так понравилась, так вдохновила, что теперь не представляю своей жизни в отрыве от преподавательской деятельности. С тех пор я постоянно занимаюсь организациями кружков, студий, воскресных школ и факультативов - в Сергиевом Посаде, Ржеве, Твери. Теперь в Старице, в монастыре, куда меня направили полгода назад.

Когда приехал в этот город, первым делом отправился в школы - у нас их три. Прошел по классам, в каждом из них открывал большую папку с лучшими детскими рисунками прежних учеников и показывал ребятам. Приглашал в изостудию при монастыре всех желающих. Пришло много школьников - аж 44 человека! Потом они стали друзей приводить, братьев-сестер, в итоге у нас 50 детей.

Когда-то, когда я сам учился во втором классе, на урок зашла молодая учительница рисования из школы искусств, показав свои графические работы, пригласила в школу. Мне рисунки так понравились, что я пошел учиться. А теперь сам использую этот прием.

- Отче, как проводите занятия? На что обращаете внимание?

Самое главное и самое сложное - создание правильной учебной атмосферы. С одной стороны, педагогу нужно постараться, чтобы детям было интересно - чтобы на занятиях образовалась добрая веселая дружественная среда. Также важно строить уроки так, чтобы ученики приобретали навыки умения и знания, раскрывали таланты.

Я им постоянно твержу, что они должны развивать свои таланты, быть целеустремленными, трудиться каждый день над саморазвитием, стараться определить свои склонности. И уже есть небольшие проблески. Однажды ко мне подошла маленькая девочка, ее зовут Машенька, и шепотом сказала: «Отец Паисий, кажется, у меня есть свой талант». Поясню, о чем речь. То, что я рисую на доске, эта ученица перерисовывает в точности. Другие ребятишки в основном импровизируют на тему «что нам показал отец Паисий», и в этом, конечно, тоже есть свой смысл. Уникальные вещи получаются, порой даже в стиле Пикассо. А эта девочка очень точно следует тому, что показано на доске, правильно передает пропорции и контуры, угол линии даже угадывает. Как будто мой рисунок перенесли на ее листочек - только в уменьшенном виде. До этого я постоянно твердил: у тебя есть особый талант, развивай его. Она в ответ только хихикала. А потом додумалась своей маленькой головушкой.

Убеждая ребят в одаренности, я не гордыню провоцирую, а учу ответственному отношению к своим талантам

Тут я хотел бы уточнить: убеждая ребят в одаренности, я в них не гордыню провоцирую, а учу ответственному отношению к своим дарованиям. Дары - от Бога. И нельзя ими пренебрегать, а нужно, напротив, преумножать их. Поэтому я постоянно внушаю детям, что время - драгоценно, что жизнь строится смолоду.

Иногда я беру книгу Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени» и читаю оттуда вслух отрывки, пока они рисуют. Чтобы глубже в ребят вошло понимание драгоценности времени, особенно в юношеский период, когда формируется их будущая жизнь. Иногда незаметно для других я наклоняюсь над кем-нибудь, помогая нарисовать, и тихонько говорю какое-нибудь полезное слово.

- А как поступаете с озорниками?

Если в ком-то из ребят ярко проявляется дурное, не высмеивая его при всем классе, наедине даю совет. Даже больших баловников надо терпеть. Разумно, конечно. Но не стоит отрубать больную веточку раньше времени, пока еще есть надежда исцелить. У меня есть хороший пример на эту тему. Ко мне приходил ученик - с самым дурным поведением. Зимой, когда я выходил из школы, он мне, учителю и церковнослужителю, в спину комком снега кидал. И много чего еще делал плохого. И директор, и учителя постоянно указывали мне на него, готовили к тому, чтобы его отчислить из воскресной школы.

Я думал: ну, еще немножко потерплю его. Был уверен: мальчик это от глупости делает, не со зла. Ведь я в нем чувствовал одаренность и увлеченность. Думаю, и крутило его потому, что он очень эмоциональный был, гиперактивный. Я его вызывал на беседы, говорил то, что ему стоило услышать по поводу его поведения, пытался достучаться до самой глубины его сердца. И, знаете, вскоре была победа. Тут, может быть, и вовсе не наши беседы стали причиной, может, какие-то жизненные обстоятельства, но вскоре мальчик стал серьезнее. Это, конечно, Господь действует над теми, кто подает надежды. Этот баловник стал самым лучшим учеником. Лучше даже тех, кого считали самыми благонравными. А сейчас он учится на третьем курсе московской семинарии. Добрый парень, выше меня ростом.

Ученики перед учителем - как на ладони. В студии очень хорошо видно, какие у кого дурные привычки. Это им кажется, что я их не замечаю, вполоборота стою, а я всё вижу. Понимаю, кто баловник, кто хитрит, кто других готов обидеть, кто в унынии пребывает, потому что в семье разлад между родителями. Им всем сегодня не хватает доброты взрослых, нежности какой-то.

- А как самих детей научить быть добрее, если доброты вокруг не хватает?

Как? Я не знаю. Но я никогда не обижаю детей, не ругаю их. Надеюсь, этот дух доброты им сообщится без поучений, передастся как состояние. Учить ведь можно и молчанием, и сочувствием, выслушивая их детские переживания по поводу того, кто во дворе что сказал-сделал и как теперь быть.

В крайних случаях, если они начинают слишком баловаться, применяю методику «сетования». Как старая добрая бабушка, которая твердит: «Ох, и что же теперь делать-то?!», начинаю ходить вокруг них и сетовать. Они догадываются, что перешли границы, и успокаиваются.

Надеюсь, ребята запомнят, как можно выходить из неприятных ситуаций, покрывая ошибки других любовью

А когда кто-нибудь опрокидывает банку с гуашью на белоснежный пол, не смотрю с остервенением на них, дескать «что натворили!»… Они по привычке замирают и глядят на меня, широко открыв глаза. Потому что знают эквивалент наказания в таких случаях из опыта общеобразовательной школы. Но тут-то у меня и появляется шанс показать, как преподаватель берет на себя их вину. Сам же успокаиваю их сразу, несу ведро и начинаю мыть пол. И они присоединяются радостно и, как послушные ангелочки, всё начисто вытирают. И так мы сохраняем нервы друг другу. Очень надеюсь, что они, став взрослыми, будут помнить, как можно выходить из неприятных ситуаций без скандалов и криков, а покрывая ошибки окружающих любовью.

Каждый раз, когда ребята перестают рисовать и начинают о чем-то переговариваться, смеяться, шутить, мне кажется, что нарушается строгий чин образа урока. В эти минуты я вспоминаю гравюру Питера Брейгеля: «Если в школе учитель осёл». Там изображен осёл в кафтане учителя, а вокруг него дети хаотично занимаются кто чем. Это, конечно, недопустимо. Урок должен быть системным, с дисциплиной. Но без перегибов, без закручивания гаек. Мне коллеги часто говорят: «Будь с детьми построже». Но что означает «построже»?

Больше чем у половины учеников нет отцов, потому что родители развелись. Это трагедия для ребенка. У одного мальчика нет и матери, она от него отказалась, парень бабушкой. У другого мальчика мама погибла в аварии… Ну как тут быть строгим с этими ребятами, какую уставную дисциплину устраивать?!

Воскресная школа - это доброе времяпровождение, и оно потом всю жизнь будет вспоминаться

Воскресная школа - это иное настроение, веселый урок доброго общения. Это время должно особенно запоминаться и нравиться. Не обязательно здесь сообщать очень много информации, устраивать муштру и зубрежку на тему «какого цвета должен быть аналой». Главное в воскресных школах - научение духу нравственной доброй жизни. Пусть иногда занятия проходят балагурно, но при всем при этом создается культурное пространство, творческое культурно-этическое поле, которое формирует души детей. Это доброе времяпровождение впоследствии всю жизнь будет вспоминаться ребятами. И не важно, что на таком уроке ученик может ничего не записать на белом листе тетради. Ребенок созерцал саму жизнь и радовался ей, смотрел на лица товарищей и от души хохотал, и тетрадью оказалась его память, в ней остался прекрасный день, и это воспоминание будет поддерживать его в будущем во всех тяготах.

То, о чем я упомянул в нескольких примерах выше, это и есть некие мои принципы, к которым я пришел, работая с детьми.

- Отец Паисий, а какова глобальная цель вашей педагогики?

Уверен, искусство способно преображать душу человека, прививать чувства справедливости, побуждать к совершению благородных поступков. Через каждодневное совершенствование в науках и искусствах ученики приходят к пониманию закономерностей духовной жизни. Впоследствии кто-то станет врачом, кто-то учителем, а кто-то ученым, но все с благодарностью будут вспоминать своих учителей музыки и рисования, вдохновивших их на подвиг жизни, сумевших привить им понимание красоты мира и величия человеческой души.

- А где вы сами обучились живописи?

До иконописной школы мне посчастливилось учиться на живописца-педагога в Тверском художественном училище имени Алексея Гавриловича Венецианова. До монашества - учился в удивительно интересной иконописной школе при Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре. Лавра - это уникальнейшее место для русской православной культуры. Здесь собираются выдающиеся творческие люди: опытнейшие иконописцы, мастера реставрации и золотошвеи, регенты, филологи-редакторы, композиторы, режиссеры, фотографы, миссионеры, талантливейшие педагоги, профессора, искусствоведы, писатели, рассудительные монахи-молитвенники.

Пять лет мы изучали древнерусскую живопись, делали списки древнейших икон Переславльского музея, Ростовского кремля, Новгородского музея, иконного зала Третьяковской галереи, посещали древние монастыри, находящиеся в «Золотом кольце» России. Всё это дало хорошее представление о сущности русского православного искусства, привило понимание о подлинно высоком и прекрасном. В иконописной школе прошли традиционную технику иконописи, монументальную живопись - фреску, реставрацию икон. Всё, что я там узнал и увидел, очень помогает в работе над пособиями по православной культуре.

Время обучения стало бесценным временем знакомства с тысячелетним наследием культуры Святой Руси, ее храмами и росписями - от Старой Ладоги до Ярославля. Мы беседовали с лаврскими старцами - схимонахами и старейшими архимандритами, общались с интересными людьми. И в меру наших возможностей черпали от них духовную мудрость.

Считаю, именно в таких учебных заведениях реализуется правильное образование, когда вместе с интеллектуальным развитием проходит и относительно здоровая духовная жизнь.

- А когда сами начали учить детей рисованию, сразу всё получилось?

Конечно, поначалу я допускал много ошибок. Но через этот опыт лучше понял: надо основательно изучать методику и историю педагогики. Ради этого четыре года назад решил поступить в Тверской университет на кафедру теологии педагогического факультета. И теперь радуюсь, что так сделал. Это было крайне необходимо для того, чтобы грамотнее подходить к составлению занятий для школьников.

Сейчас работаю над программой преподавания изобразительного искусства в воскресных школах. Пока работа в подвешенном состоянии. На мой взгляд, прежде, чем издавать второпях теоретические пособия, их нужно апробировать, дорабатывать, учитывая реалии, и только потом выпускать.

Преподавание в воскресных школах - в принципе дело непростое. Педагогам ИЗО, например, нужны знания в области мировой художественной культуры и церковного искусства. Теорию, полученную в вузах, требуется перевести в категории, понятные детям. Однажды кто-то из ребят на уроке спросил, почему дали в пейзаже всегда кажутся голубыми, ведь деревья, которые там растут, - зеленые. Вспомнил интересную книгу «Живопись» Ж. Вибера, где говорилось о преломлении света, видах лучей, их длине и характерах прохождения сквозь различную среду. Начал рассказывать обо всём этом детям. Маленькие ребята, лет 7-9, смотрели на меня с недоумением. А я всё говорил, не мог до конца ясно выразить свою мысль, под конец напрочь запутался и едва довершил объяснение. Ученики смотрели на меня ошарашенно. Понял, что я их заморочил сложными пояснениями и вряд ли они уловили что-нибудь.

Нужно говорить с детьми не только на языке понятных им слов, но и на языке доступных их восприятию понятий

Этот случай заставил меня серьезнее подходить к вопросу адаптации теории изобразительного искусства. Нам нужно говорить с детьми не только на языке понятных им слов, но и на языке доступных их восприятию понятий.

При этом не всегда удается найти методические пособия к нужной теме. Поэтому я уже привык, что нередко приходится самому разрабатывать те или иные уроки. Уверен, за многие годы преподавания у многих моих коллег-педагогов рождаются интересные идеи и приемы. Хотелось бы найти площадку, где можно было бы встречаться с коллегами и обсуждать актуальные проблемы преподавания «Основ православной культуры», «Мировой художественной культуры», ИЗО, истории христианского искусства. Вовсе не считаю себя профессионалом в области преподавания, но ищу единомышленников, с которыми можно обсудить проблемы этой сферы.

Из заметок отца Паисия

Рассказал ребятам об истории нашего монастыря, о том, как 900 лет назад сюда пришли два монаха, обустроили территорию, возвели деревянную келью. Рассказал и о том, как случился пожар в обители. В сущности, истории основания всех русских монастырей похожи. Обязательно первые монахи, придя, быстренько сооружали малые храмы, и пожары всегда были типичным явлением. Интересно, что дети, эти маленькие чуткие аналитики, удивительно проницательно изобразили всё услышанное поэтапно.

Первый рисунок был посвящен тощему монаху-аскету с киркой в руке. Он угрюмо долбил известняковую гору. В Старице много известняка, здесь была крупная добыча белого камня. Кто-то из мальчишек спросил: «А можно будет идти дождь?» Как точно! Это же образ искушений и трудностей, всегда присутствующих при основании монастырей.

Другой мальчик нарисовал несколько молний на небе, причем одна из них угодила прямо в голову монаху. Его спасла скуфья. Крепкий монах продолжил свою работу в прежнем режиме, а мальчик пояснил, что в те времена еще не было громоотвода. Я разрешил присутствие такой энергетики. Ведь благодать тоже своего рода Божественная энергия, помогающая в подвигах. Однако я насторожился: «Что же следующее они придумают?»

Девочки свели всю суровость на нет. У них засияло на рисунках солнышко, земля расцвела после дождя. Одна девочка спросила: «А можно там будет собачка?» Она старательно изобразила рядом с черной фигуркой отшельника пятнистого щенка далматинца. Я до такого никогда бы не додумался. Вскоре у всех девочек на рисунках были изображены далматинцы, цветочки, розочки, птички. В общем, в конце концов обитель мы основали веселую.

Когда я иду и стучу в деревянное било, созывая на службу, вижу, как на электропроводах усаживается несколько десятков чудных воробушков, они не пугаются моего стука, смотрят с любопытством и щебечут. Глядя на них, я думаю о том, что монахи - это провода электростанции, по которым движется духовная энергия в города. Провода с виду просты, и на них безопасно могут сидеть малые пташки, но в то же время та сила, которая проходит через них, потом раздвигает мосты, освещает улицы, зажигает свет в тысячах квартир. Я стучу в свое било, молчу и думаю: как соединить разведенные мосты между Богом и сотнями наших соотечественников, не знающих Иисуса Христа? как осветить светом Христовым темные улицы ложных учений, во тьме которых блуждает сегодня столько людей?

Ваша помощь сайту и приходу

Вознесение Господне (Подборка материалов на сайте)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (10) В помощь прихожанам (3 900) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (316) Буклеты, памятки и листовки (137) Видеофильмы, видеолекции и беседы (1 019) Вопросы священнику (442) Изображения (260) Иконы (551) Иконы Божией Матери (109) Проповеди (1 125) Статьи (1 887) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (175) Любовь, брак, семья (77) Материалы для воскресной школы (416) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (46) Дидактические материалы (76) Игры (31) Изображения (46) Кроссворды (27) Методические материалы (48) Поделки (26) Раскраски (14) Сценарии (11) Тексты (101) Повести и рассказы (31) Сказки (12) Статьи (19) Стихи (32) Учебники (17) Молитва (527) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (389) Новости (283) Новости Кинельской епархии (107) Новости прихода (54) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (81) Основы православия (3 996) Библия (899) Закон Божий (914) Миссионерство и катехизация (1 541) Секты (7) Православная библиотека (492) Словари, справочники (54) Святые и Подвижники благочестия (1 842) Блаженная Матрона Московская (5) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (100) Храм (169) Устройство храма (1) Церковное пение (34) Церковные записки (10) Церковные свечи (10) Церковный этикет (12) Церковный календарь (2 633) Антипасха (15) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (19) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (10) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (11) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (7) Пост (483) Радоница (10) Родительская суббота (35) Светлая Седмица (17) Страстная Седмица (69) Церковные праздники (722) Благовещение (17) Введение во храм Пресвятой Богородицы (11) Воздвижение Креста Господня (15) Вознесение Господне (19) Вход Господень в Иерусалим (20) День Святого Духа (10) День Святой Троицы (38) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (139) Покров Пресвятой Богородицы (21) Праздник Крещения Господня (45) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (16) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (120) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (24) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (18) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (156) Елеосвящение (10) Исповедь (35) Миропомазание (5) Причащение (27) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (35) Паломничество (254) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Рим (Вечный город) (3) Святая земля (4) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (38) Православное радио (71) Православный журнал (38) Православный музыкальный архив (171) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (103) Расписание богослужений (63) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (118) СМИ о приходе (23) Суеверия (40) Телеканал (388) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (246) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Вознесение Господне

Прп. Симеона столпника на Дивной горе (596). Прп. Никиты, столпника Переяславского (1186). Блж. Ксении Петербургской (прославление 1988).

Мчч. Мелетия Стратилата, Стефана, Иоанна, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста и с ними 1218-ти воинов с женами и детьми (ок. 218). Прп. Викентия Леринского (до 450). Мучеников, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших (XVII) (Груз.) (переходящее празднование в день Вознесения Господня).

Утр. – Мк., 71 зач., XVI, 9–20. Лит. – Деян., 1 зач., I, 1–12. Лк., 114 зач., XXIV, 36–53.

На великой вечерне «Блажен муж» не поется. На утрене величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на Небеса с Пречистою Твоею Плотию Божественное вознесение». После Евангелия – «Воскресение Христово видевше». Катавасия «Божественным покрове́н...». Вместо «Честнейшую» поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на Небо Христа Жизнодавца».

В конце утрени и на литургии отпуст: «и́же во слáве вознесы́йся от нас на Не́бо и одеснýю се́дый Бо́га и Отцá, Христо́с, и́стинный Бог наш...».

На литургии антифоны праздника. Вхо́дный стих: «Взы́де Бог в воскликнове́нии, Господь во гласе трубне». Трисвятое. Вместо «Достойно» – «Величай, душе моя... Тя паче ума и словесе́...». Вместо «Видехом Свет Истинный...» – «Вознеслся еси во славе...» (до отдания).

Вечером в праздник совершается великая вечерня со входом и великим прокимном.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Пре­по­доб­ный Ни­ки­та Столп­ник Пе­ре­я­с­лав­ский

Пре­по­доб­ный Ни­ки­та Столп­ник

Пре­по­доб­ный Ни­ки­та Столп­ник Пе­ре­я­с­лав­ский был уро­жен­цем го­ро­да Пе­ре­я­с­лав­ля-За­лес­ско­го и за­ве­до­вал сбо­ром ка­зен­ных по­да­тей и на­ло­гов. В 1152 го­ду князь Юрий Дол­го­ру­кий пе­ре­нес го­род Пе­ре­я­с­лавль и ка­мен­ный храм во имя Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са на но­вое ме­сто. В свя­зи с рас­хо­да­ми по стро­и­тель­ству го­ро­да и хра­ма был про­из­ве­ден уси­лен­ный сбор по­да­тей с жи­те­лей го­ро­да. Ни­ки­та, ру­ко­во­див­ший эти­ми сбо­ра­ми, нещад­но гра­бил жи­те­лей, со­би­рая огром­ные сум­мы де­нег для се­бя. Так дли­лось мно­го лет. Но ми­ло­серд­ный Гос­подь, же­ла­ю­щий всех греш­ни­ков спа­сти, и Ни­ки­ту при­вел к по­ка­я­нию.

Од­на­жды он при­шел в цер­ковь и услы­шал сло­ва про­ро­ка Ис­а­ии: «Из­мый­те­ся, и чи­сти бу­де­те, отьи­ми­те лу­кав­ства от душ ва­ших... на­учи­те­ся доб­ро тво­ри­ти... из­ба­ви­те оби­ди­ма­го, су­ди­те си­ру (за­щи­ти­те си­ро­ту) и оправ­ди­те вдо­ви­цу» (Ис.1,16-17). Слов­но гро­мом, был по­тря­сен он эти­ми сло­ва­ми, про­ник­ши­ми в глу­би­ну серд­ца. Всю ночь Ни­ки­та про­вел без сна, вспо­ми­ная сло­ва: «Из­мый­те­ся и чи­сти бу­де­те». Од­на­ко утром он ре­шил при­гла­сить дру­зей, чтобы в ве­се­лой бе­се­де за­быть ужа­сы про­шед­шей но­чи. Гос­подь вновь при­звал Ни­ки­ту к по­ка­я­нию. Ко­гда же­на ста­ла го­то­вить обед для уго­ще­ния го­стей, то вдруг уви­де­ла в ки­пя­щем кот­ле то всплы­вав­шую че­ло­ве­че­скую го­ло­ву, то ру­ку, то но­гу. В ужа­се по­зва­ла она му­жа, и Ни­ки­та уви­дел то же са­мое. Вне­зап­но в нем про­бу­ди­лась уснув­шая со­весть, и Ни­ки­та яс­но осо­знал, что сво­и­ми по­бо­ра­ми он по­сту­па­ет как убий­ца. «Увы мне, мно­го я со­гре­шил! Гос­по­ди, на­ставь ме­ня на путь Твой!» – с та­ки­ми сло­ва­ми вы­бе­жал он из до­ма.

В трех вер­стах от Пе­ре­я­с­лав­ля сто­ял мо­на­стырь во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты, ку­да и при­шел по­тря­сен­ный страш­ным ви­де­ни­ем Ни­ки­та. Со сле­за­ми он при­пал к но­гам игу­ме­на: «Спа­си по­ги­ба­ю­щую ду­шу». То­гда игу­мен ре­шил ис­пы­тать ис­крен­ность его по­ка­я­ния и дал пер­вое по­слу­ша­ние: три дня сто­ять при мо­на­стыр­ских во­ро­тах и ис­по­ве­до­вать всем про­хо­дя­щим гре­хи свои. С глу­бо­ким сми­ре­ни­ем Ни­ки­та при­нял пер­вое по­слу­ша­ние. Через три дня игу­мен вспом­нил о нем и по­слал од­но­го ино­ка по­смот­реть, что он де­ла­ет у мо­на­стыр­ских во­рот. Но инок не на­шел Ни­ки­ту на преж­нем ме­сте, а об­на­ру­жил его ле­жа­щим в бо­ло­те; он был по­крыт ко­ма­ра­ми и мош­ка­ми, те­ло его бы­ло в кро­ви. То­гда сам игу­мен с бра­ти­ей при­шел к доб­ро­воль­но­му стра­даль­цу и спро­сил: «Сын мой! что ты де­ла­ешь с со­бой?» «Отец! Спа­си по­ги­ба­ю­щую ду­шу», – от­ве­чал Ни­ки­та. Игу­мен одел Ни­ки­ту во вла­ся­ни­цу, сам ввел в мо­на­стырь и по­стриг в мо­на­ше­ство.

Всем серд­цем при­няв мо­на­ше­ские обе­ты, пре­по­доб­ный Ни­ки­та про­во­дил дни и но­чи в мо­лит­ве, пе­нии псал­мов и чте­нии жи­тий свя­тых по­движ­ни­ков. По бла­го­сло­ве­нию на­сто­я­те­ля он воз­ло­жил на се­бя тя­же­лые вери­ги и на ме­стах сво­их мо­на­ше­ских по­дви­гов ис­ко­пал два глу­бо­ких ко­лод­ца. Вско­ре пре­по­доб­ный уси­лил свой по­двиг – он вы­ко­пал глу­бо­кую круг­лую яму и там, воз­ло­жив на гла­ву ка­мен­ную шап­ку, стал, по­доб­но древним столп­ни­кам, на пла­мен­ную мо­лит­ву. Толь­ко го­лу­бое небо да ноч­ные звез­ды ви­дел он со дна сво­е­го стол­па-ко­лод­ца, да уз­кий под­зем­ный ход вел под цер­ков­ную сте­ну – по нему пре­по­доб­ный Ни­ки­та хо­дил в храм на бо­го­слу­же­ние.

Так, под­ви­за­ясь доб­рым по­дви­гом в оби­те­ли ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты, пре­по­доб­ный Ни­ки­та и сам за­вер­шил жизнь му­че­ни­че­ской кон­чи­ной. Од­на­жды но­чью род­ствен­ни­ки свя­то­го, при­хо­див­шие к нему для бла­го­сло­ве­ния, пре­льсти­лись его бле­стев­ши­ми ве­ри­га­ми и кре­ста­ми, при­няв их за се­реб­ря­ные, и ре­ши­ли овла­деть ими. В ночь на 24 мая 1186 го­да они разо­бра­ли по­кры­тие стол­па, уби­ли по­движ­ни­ка, сня­ли с него кре­сты и вери­ги, за­вер­ну­ли их в гру­бую хол­сти­ну и убе­жа­ли.

Пе­ред утрен­ним бо­го­слу­же­ни­ем по­но­марь, при­шед­ший за бла­го­сло­ве­ни­ем к свя­то­му Ни­ки­те, об­на­ру­жил разо­бран­ную кры­шу и со­об­щил об этом игу­ме­ну. Игу­мен с бра­ти­ей по­спе­шил к стол­пу пре­по­доб­но­го и уви­дел уби­то­го свя­то­го, от те­ла ко­то­ро­го ис­хо­ди­ло бла­го­уха­ние.

Меж­ду тем убий­цы, оста­но­вив­шись на бе­ре­гу ре­ки Вол­ги, ре­ши­ли по­де­лить до­бы­чу, но с удив­ле­ни­ем уви­де­ли, что это не се­реб­ро, а же­ле­зо, и бро­си­ли вери­ги в Вол­гу. Гос­подь про­сла­вил и эти ви­ди­мые зна­ки тай­ных по­дви­гов и тру­дов свя­то­го. В ту же ночь Си­ме­он, бла­го­че­сти­вый ста­рец Яро­слав­ско­го мо­на­сты­ря во имя свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла, уви­дел над Вол­гой три яр­ких лу­ча све­та. Он со­об­щил об этом на­сто­я­те­лю мо­на­сты­ря и ста­рей­шине го­ро­да. Со­бор свя­щен­ни­ков и мно­го­чис­лен­ные го­ро­жане, со­шед­ши­е­ся к ре­ке, уви­де­ли три кре­ста и вери­ги «яко дре­во в во­дах волж­ских пла­ва­ю­щие». С бла­го­го­ве­ни­ем и мо­лит­ва­ми пе­ре­не­се­ны бы­ли вери­ги в оби­тель ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ни­ки­ты и по­ло­же­ны на гроб пре­по­доб­но­го Ни­ки­ты. При этом про­изо­шли ис­це­ле­ния. Око­ло 1420–1425 гг. свя­ти­тель Фо­тий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, бла­го­сло­вил от­крыть мо­щи свя­то­го Ни­ки­ты. Игу­мен мо­на­сты­ря с бра­ти­ей со­вер­шил мо­ле­бен, за­тем от­кры­ли бе­ре­сту, ко­то­рой бы­ло обер­ну­то нетлен­ное те­ло, но вдруг мо­ги­ла за­кры­лась зем­лей, и мо­щи оста­лись под спу­дом. В 1511–1522 гг. был воз­двиг­нут при­дел во имя пре­по­доб­но­го Ни­ки­ты, а в XIX ве­ке про­то­и­е­рей А. Сви­ре­лин со­ста­вил ака­фист свя­то­му.

Тропарь преподобному Никите Столпнику, Переяславскому

Правосла́вным смы́слом ю́ношская возжеле́ния возненави́дев/ и до́блественныя нра́вы восприи́м, врага́ победи́л еси́,/ и во благоразу́мии Бо́гу угоди́л еси́,/ и свы́ше от Него́ прие́м дар чуде́с,/ бе́сы прогоня́ти, неду́ги исцеля́ти,/ Ники́то пресла́вне,// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Православным разумом возненавидев юношеские страсти и начав мужественно подвизаться, ты победил врага, и в своем усердии угодил Богу, и свыше от Него получил дар чудотворений: прогонять бесов, исцелять болезни. Никита преславный, моли Христа Бога да спасет души наши.

Кондак преподобному Никите Столпнику, Переяславскому

Христа́ ра́ди от твои́х рабо́в ну́ждную смерть претерпе́л еси́/ и вене́ц нетле́ния от Него́ восприя́л еси́,/ приходя́щим же с ве́рою от честна́го твоего́ гро́ба подае́ши цельбы́,/ о Ники́то преподо́бне,// моли́твенниче о душа́х на́ших.

Перевод: Ради Христа ты претерпел насильственную смерть от рабов твоих и принял от Него нетленный венец, приходящим же с верой от почитаемого твоего гроба подаешь исцеления, о Никита преподобный, молитвенник о душах наших.

Молитва преподобному Никите Столпнику, Переяславскому

О, всечестна́я главо́, преподо́бне о́тче преблаже́нне, Ники́то преподобному́чениче! Не забу́ди ни́щих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х свои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу и не забу́ди присеща́ти чад свои́х. Моли́ за ны, о́тче благи́й и избра́нниче Христо́в, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́, и не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя. Помина́й нас, недосто́йных, у Престо́ла Вседержи́телева и не преста́й моля́ся за нас ко Христу́ Бо́гу: тебе́ бо дана́ бысть благода́ть моли́тися за ны. Не мним бо тя ме́ртва су́ща, а́ще бо и те́лом преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти у́бо жив пребыва́еши. Не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я и соблюда́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския, засту́пниче и моли́твенниче наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со Безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами у Престо́ла Вседержи́теля Бо́га досто́йно весели́тся. Ве́дуще у́бо тя вои́стинну и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем, и тебе́ мо́лимся, и ми́лися де́ем, е́же моли́тися о нас Всеси́льному Бо́гу о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние и невозбра́нно прейти́ от земли́ на Не́бо, и го́рьких мыта́рств, и возду́шных князе́й, и ве́чныя му́ки изба́вится нам, и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Ему́, Го́споду на́шему Иису́су Христу́. Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 12, ст. 19-36.

19 Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.

21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.

24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

25 Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

26 Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

27 Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

28 Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.

29 Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.

30 Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.

31 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

32 И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

33 Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

34 Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?

35 Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.

36 Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

(Ин. гл. 12, 19-36.)

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

ХРИСТОС – ИСТОЧНИК ВОДЫ ЖИВОЙ: Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

В о имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнее воскресенье мы вспоминаем о евангельской беседе с самарянкой. Богослужение воспевает Христа, Который в беседе с женщиной из деревни Сихарь ясно дал понять, что Источник воды живой, ведущей человека к вечной жизни, – это Он. Желающий утолить телесную жажду может идти к вырытому в земле колодцу, желающий утолить духовный голод – должен идти ко Христу.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 09:34 мин. Размер 8.76 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

Руководитель отделения Савенко Лариса Юрьевна, преподаватель высшей квалификационной категории, выпускница Волгоградской государственной архитектурно-строительной академии, магистр художественного образования. Стаж педагогической работы 19 лет. В ДШИ «Воскресение» работает с 1998 года. Учащиеся Савенко Ларисы Юрьевны неоднократно становились лауреатами городских, всероссийских и международных конкурсов, продолжили обучение в ВУЗах Волгограда; Аникеев Илья стал обладателем денежной премии VI Международного конкурса детского рисунка на лучшую открытку Арт-город, г. Санкт-Петербург.

Савенко Л.Ю. в разные годы становилась лауреатом открытого городского фестиваля «Артсинтез-конкурс» среди преподавателей, награждена денежной премией, лауреатом и дипломантом Областного пленэра-конкурса в номинации «Графика», лауреатом Всероссийского конкурса «Благовест», лауреатом и педагогом-мастером Международного конкурса духовно-певческого и изобразительного искусства «Русь называется Святой», награждена специальным призом «За профессионализм и высокий уровень представленных работ». Награждена Дипломами, Почетными грамотами и Благодарственными письмами за высокое педагогическое мастерство и профессиональную подготовку лауреатов конкурсов. Награждена Почётными грамотами и Благодарственными письмами Министерства образования и науки Волгоградской области, Волгоградской областной думы, Волгоградской городской думы, Администрации Кировского района Волгограда, Администрации Детской школы искусств «Воскресение», Благодарственным письмом от родителей и выпускников ДШИ «Воскресение» отделения изобразительного искусства и другими наградами. Ведёт активную педагогическую и творческую деятельность: посещает различные современные мастер-классы, награждена дипломом за достигнутые успехи в художественном обучении по мастер-классу «Декоративная роспись ткани».

Методические разработки :

  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по направлению «Изобразительное искусство» (рисунок, живопись, композиция, скульптура, пленэр)
  • Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» (рисунок, живопись, композиция, пленэр)
  • Методика формирования духовно-нравственной основы личности учащихся в процессе обучения учебной дисциплине «Пленэр»
  • План-конспект урока по учебной дисциплине «Пленэр»
  • Разработки дидактических игр по учебной дисциплине «Рисунок».

Фрагмент урока "И рисуем и поём", преподаватель Л.Ю. Савенко

Педагогический состав отделения


1. Литвинова Галина Борисовна ,преподаватель высшей квалификационной категории, обладатель статусного звания "педагог-мастер", выпускница Алма-Атинского педагогического института (художественно-графическое отделение, диплом с отличием), член экспертной комиссии по аттестации преподавателей художественных дисциплин, лауреат Всероссийских, областных, городских творческих конкурсов и фестивалей.

Творческие проекты, реализованные Г.Б. Литвиновой на базе отделения: 1) "Древнерусские Буквици" (изучение основ каллиграфии); 2) "Написание иконы по старинному канону" (использование традиционных технологий и материалов); 3) " Иконописные образы почитаемых святых" (исполнение серии работ в технике батик); 4) " Портрет с именной иконой" (современное осмысление православных традиций в изобразительном искусстве через формирование личного отношения учащихся к ним), 5) " Пушкин и музыка".

Конкурсы, выставки, фестивали это всегда яркие и значительные события в жизни каждого учащегося, но не менее важным является сам творческий процесс подготовки и создания работы, от её замысла до момента оформления, презентации и награждения.

/ "

2.
Забнева Елена Владимировна - преподаватель высшей квалификационной категории. Образование средне-специальн ое, Касимовское педагогическое училище, педагог-художник. Стаж педагогической работы 30 лет. В ДШИ «Воскресение» работает с 2000 года. Является лауреатом Всероссийских конкурсов «Благовест» и «Русь называется Святой». Учащиеся Елены Владимировны неоднократно становились лауреатами городских, всероссийских и международных конкурсов, есть поступившие в художественные вузы. Ведет активную творческую деятельность: возрождает традиции древнерусского лицевого шитья. Иконы, вышитые Еленой Владимировной, находятся в храмах Волгограда и в кабинетах ДШИ "Воскресение".

3.
Лысикова Александра Васильевна , преподаватель высшей квалификационной категории. Образование высшее: Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова, художник-преподаватель. Стаж педагогической работы более 12 лет. В ДШИ «Воскресение» работает с 2013 года. Является лауреатом Всероссийских конкурсов «Благовест» и «Русь называется Святой». Учащиеся Александры Васильевны неоднократно становились лауреатами городских, всероссийских и международных конкурсов. Ведёт активную педагогическую и творческую деятельность: занимается станковой живописью, владеет многими видами традиционной художественной росписи, постоянно совершенствует своё мастерство: посещает современные мастер-классы, осваивает новые художественные приемы и технологии (освоила технику рисования песком).

5.
Быцуля Ирина Григорьевна , преподаватель первой квалификационной категории. Образование высшее, Волгоградский социально-педаго гический университет, педагог-художник. Стаж педагогической работы - 7 лет, в ДШИ «Воскресение» - 7 лет. Является лауреатом Международного конкурса «Русь называется Святой». Учащиеся Ирины Григорьевны являются лауреатами городских, всероссийских и международных конкурсов. Ведёт активную творческую деятельность художника-дизайн ера.

История возникновения отделения изобразительного искусства Детской школы искусств «Воскресение» начиналась с истории создания школы. У истоков создания отделения стояли преподаватели Забнева Елена Владимировна, Литвинова Галина Борисовна, Савенко Лариса Юрьевна . Бессменным преподавателем теоретических дисциплин на протяжении долгих лет существования отделения является Лескова Инна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент. С 2006 года на отделении работает молодой и перспективный специалист Быцуля Ирина Григорьевна . В разные годы к преподавательскому составу присоединились Лысикова Александра Васильевна и Ускач Ирина Анатольевна . В период 1998-2012 годы на отделении преподавала Сафонова Муза Викторовна , уникальный преподаватель древнерусского лицевого шитья, работы которой экспонировались на выставках в Санкт-Петербурге, Москве, украшают храмы Волгограда и Волгоградской области.

Группы Д-2 и Н-1.

Педагог : Соболева Мария Львовна

Программа предмета по выбору:
Художественно-изобразительный кружок

Художественное образование — один из важнейших способов развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала.

Необходимо в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе морально-нравственных ценностей и духовных основ. Важно раскрыть детям предназначение искусства, как служение человеку для возвышения его духа, изначальное назначение художника — создание произведений, служащих, прежде всего духовной пищей, представляющих совокупность красоты и высоконравственного, доброго смысла.

Занятия художественным творчеством в Воскресной школе тесно связаны с уроками Закона Божия и церковным календарем. Так же предлагаются темы близкие детям 5−8 лет (например: зимний пейзаж, домашние питомцы).

Цель предмета

Развитие нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве, предоставление свободы для художественно-творческого решения общей учебной задачи.

Задачи

  1. Закрепление материала, изученного на вероучительных предметах.
  2. Развитие ассоциативного мышления, фантазии, воображения.
  3. Формирование знаний о названии основных и составных цветов, их эмоциональной характеристики.
  4. Формирование на занятиях эмоциональной атмосферы, атмосферы любви и сотоварищества, постепенное втягивание детей в осознание темы, совместный диалог, рассуждения и т. д.
  5. Установление прочных связей с окружающим миром, с человеком (с самим собой), привлечение личного опыта детей (эмоционального, визуального, бытового).
  6. Использование метода оформления интерьера класса работами детей, оформление выставок.
  7. Использование метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д. ).
  8. Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности, навыков взаимопомощи.

Тематическое планирование

  1. Моя семья
  2. Осенние цветы. Рисуем астры.
  3. Осенний пейзаж. Аппликация из цветной бумаги
  4. Покров Пресвятой Богородицы. Декоративное рисование. Украшаем узорами платок
  5. Животный мир. Работа с бумагой
  6. Натюрморт — фрукты
  7. Домашние любимцы. Лепим из пластилина
  8. Рождество: Ангелы явившиеся пастухам. Работа с бумагой.
  9. Домашние животные
  10. Волхвы. Аппликация
  11. Святки, катание на санях
  12. Гирлянда из снежинок
  13. Елочные украшения к Рождеству
  14. Рисуем пейзаж Рождественская ночь
  15. Снежинки (декоративное рисование).
  16. Крест Декоративное рисование
  17. Рисуем крупой. Зимний пейзаж
  18. Тема доброты — портрет доброго человека
  19. Сретение Господне Птенцы голубиные, аппликация с использованием шерсти.
  20. Дружба — портрет моего друга
  21. Наш храм. Рисуем красками
  22. Открытка подарок для папы
  23. Открытка подарок для мамы
  24. Первые весенние цветы
  25. Пасхальные узоры (роспись яиц)
  26. Пасхальная открытка.
  27. Пасхальный подарок (коллективная работа)
  28. Обобщающее занятие

Литература

  1. Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1 — 4 кл. /Скребцова М. А. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Дрезнина М. Г. «Каждый ребёнок — художник». М., 2002
  3. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006
  4. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа «. М., 2006
  5. Шалина Л. С. Уроки для самых маленьких /Л. С. Шалина //Юный художник. — 1991. — № 6. — с. 45.

Начиная преподавать рисование в воскресной школе, я столкнулась с двумя проблемами: отсутствием учителей с соответствующей специальностью и с наличием специфической тематики. Поэтому уроки рисования в воскресных школах часто сводятся в лучшем случае к попыткам реалистичного изображения храмов и житийных сцен, в худшем дети сидят, пыхтя над распечатками раскрасок на те же темы.

Думаю, не обязательно темы всех уроков по ИЗО в воскресной школе сводить к околоприходской тематике, но нить христианского образа жизни упускать тоже не стоит. Поэтому я посчитала полезным делиться нашими наработками.

Есть две крайности, в которые может впасть преподаватель в воскресной школе: излишняя сухость, наукообразность урока и чрезмерное панибратство, пускание процесса на волю волн. Давать конкретные знания необходимо, но и поразмышлять вместе, выслушать детей очень важно. Важно научиться и научить видеть красоту Божьего мира в простых повседневных вещах. И я очень рада, что мне ни разу не удалось «дать теорию» гладко и по пунктам. Значит, есть процесс осмысления. Очень хорошо, когда дети задают вопросы, а ведь бывает, что понятия, как бы всем известные и кажущиеся очевидными, не обсуждаются и обрастают в детской голове большим количеством мифов и фантазий. Помню, читала историю про мальчика, которому первые слова молитвы Господней слышались как «Очи наши». Дескать, Господь – это такие большие глаза, которые на нас с неба смотрят.

Поэтому остановимся сегодня на чисто церковном, возвышенном и загадочном явлении – на монашестве. Дети верующих пап и мам бывают в монастырях: родители едут приложиться к святыне, искупаться в святом источнике, испросить духовного совета у людей сугубо молящихся. И берут с собой детишек. Всё ли дети понимают правильно? Это откроется в ходе работы. Мы выполним коллективное изображение в технике аппликации.

Первым делом рассмотрим фотографию какого-нибудь монастыря (здесь Задонского Рождество-Богородицкого), чтобы понять внешнее устроение храма и колокольни.

Источник: smotra.ru

Обговорим основные особенности монашеской жизни: что монастыри бывают женскими и мужскими, что монахи не женятся, для того чтобы много времени проводить в молитве и часто бывать на богослужениях, для чего в монастыре обязательно есть храм. Одежда у монаха особенная, длинная, наглухо застёгнутая. Нижнее одеяние – подрясник, верхнее – мантия. Под одеждой на теле монахи имеют параман – плат с изображением Голгофского креста, носимый на четырёх шнурах таким образом, чтобы шнуры на груди также образовывали крест. Параман напоминает о кресте, который взял на себя монах, пожелав следовать за Христом. Головной убор монаха называется клобук и имеет вид цилиндра и прикреплённого к нему чёрного покрывала, разделяющегося на три части, которые спускаются по плечам и спине до пояса. Для отсчитывания молитв монах имеет чётки – шнур, замкнутый в кольцо, с нанизанными на него бусинами.

Для начала достаточно, поэтому приступаем к творческому процессу. Нам потребуется:

— большой лист тонированной бумаги для рисования пастелью или упаковочной,

— белая офисная бумага,

— упаковочный картон,

— из цветной бумаги берём чёрную и «золотую» (а можно и фольгу от шоколадки),

—клей-карандаш и ПВА,

— фломастеры,

—гелевая ручка серебристого цвета.

Теперь на большом листе нам надо определить линию горизонта и заполнить «земную» часть снегом, ведь сейчас зима! Часто в воскресной школе группа детей разновозрастная, поэтому используем принцип разделения труда. Снег пусть изобразят малыши: просим их порвать на полоски белую бумагу и намазать её клеем-карандашом. Наклеиваем полоски на основу горизонтально, оставляя для неба меньшую часть листа. В это время силами старших детей снимаем с упаковочного картона верхний слой бумаги и получаем отличный «строительный материал» для храма и колокольни, купола которых «золотим» с помощью цветной бумаги соответствующего цвета. Архитектурные элементы довольно тяжёлые, поэтому для их фиксации на листе используем клей ПВА.

Остаётся самое интересное: портреты людей на переднем плане. Для вдохновения мы показываем детям фотографию керамики из Новоголутвинского женского монастыря, изображающей монахинь.

Фигуры людей делают все, кто ещё не устал. Мы берём чёрную бумагу и вырезаем заготовки для фигур, а лица и руки рисуем на белой бумаге, вырезаем и приклеиваем к основе. Все кресты, а также чётки выполняются серебристой ручкой. Чтобы как-то заполнить промежутки между нашими основными объёмами, рисуем деревца на земле, а по небу пускаем облака из кусочков белой бумаги.

Так и не сойдясь в окончательном решении, рисовать монахов или монахинь, дети выдают мне и тех, и других. Ладно, матушки налево, батюшки направо! Наблюдаю ещё одну неувязку: одна девочка всё-таки изобразила своей монахине маленький свёрточек на груди, похожий на дитя в слинге. Что делать, объясняю, что при монастырях бывают детские приюты для сирот, и монахини в таких случаях принимают участие в воспитании детей. Нашлось объяснение и для присутствующих в женском монастыре двоих монахов. Они приехали на праздник в гости. У одного из них есть наперсный крест, значит этот монах ещё и священник – иеромонах. Такой же крест есть и у одной из матушек – это настоятельница монастыря. Она вышла самой весёлой, хоть и покрасневшей от мороза. Наверное, больше всех хлопотала на улице! Эх, тяжело быть начальницей!..

Вот собрались взрослые и обсуждают, на какой из монастырей похоже наше изображение.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

8 Comment threads

3 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать