Меню
Бесплатно
Главная  /  Для дома  /  Биография поля сезанна. Художник Сезанн Поль: биография, работы и автопортрет

Биография поля сезанна. Художник Сезанн Поль: биография, работы и автопортрет

Поль Сезанн краткая биография французского художника, представителя постимпрессионизма изложена в этой статье.

Поль Сезанн краткая биография

Будущий художник Поль Сезанн появился на свет 19 января 1839 года в городке Экс-ан-Прованс в семье коммерсанта-ростовщика. Окончив школу, поступил в местный коллеж Бурбон.

По настоянию отца в 1858 году Сезанн поступает в юридическую школу при университете родного города и занимается в Муниципальной школе рисования. Решив посвятить жизнь искусству, он в 1861 году отправляется в Париж. Здесь он посещает Лувр и академию Сюиса.

В целом творчество Поля Сезанна можно разделить на такие периоды:

  • Романтический период 1860-1872 года. Герои картин изображены в нереальном, мрачном мире. Им присущи человеческие страсти. К данному периоду относят картины «В комнатах», «Девушка у пианино» и «Увертюра к „Тангейзеру”».
  • Импрессионистический период 1872-1879 года. Образы уже более приближены к реальному миру. Преобладают светлые и тонкие цвета. Основные жанры данного периода – натюрморт и пейзаж.
  • Конструктивный период 1879-1888 года. Появляется в его полотнах строгая композиция с массивными формами. Создал картины «Фрукты», «Пьеро и Арлекин».
  • Синтетический период 1888-1899 года. Формируется единый образ природы и человека — «Большая сосна близ Экса», «Купальщики», «Натюрморт с драпировкой».

В 1886 году умирает отец художника и Поль практически безвыездно живет в семейном поместье на юге Франции. В начале ХХ века он стал замыкаться в себе, создавая картины без четко запланированной композиции. Умер Поль Сезанн 22 октября 1906 года.

Имя: Поль Сезанн (Paul Cezanne)

Возраст: 67 лет

Деятельность: художник-живописец

Семейное положение: был в разводе

Поль Сезанн: биография

В 1874 году в Париже, ставшим в то время местом художественной революции, открылась первая выставка художников, которых впоследствии назвали импрессионистами. Это событие вызвало шквал негатива со стороны критиков, привыкших оценивать работы, выполненные в соответствии с канонами классической живописи.


Творчество и не поддавалось осмыслению, а их картины осуждали и высмеивали. В ряду недооцененных творцов был и постимпрессионист Поль Сезанн, в чью сторону отпускались самые нелицеприятные высказывания.

Сейчас холсты живописца, которого при жизни игнорировали и не понимали, украшают лучшие музеи Европы и продаются на различных аукционах за баснословные суммы денег.

Детство и юность

Будущий художник родился 19 января 1839 года в небольшом городке на юге Франции – Экс-ан-Прованс.

Поль был первенцем в семье банкира Луи - Огюста Сезанна. Отец, начинавший с продажи шляп, а затем открывший собственный банк, был человеком крайне властным. Вся семья подчинялась его воле. Мать художника, Анна - Елизавета, родила еще двух дочерей – Марию и Розу, но обожала своего первенца Поля и во всем его поддерживала.


Тяга к рисованию проявилась у художника в пять лет. Тогда Сезанн разрисовывал стены в доме углем, создавая весьма правдоподобные изображения. Правда, успехами сына гордилась только мать, а отец мечтал передать сыну свой бизнес.

Из биографии гениального живописца известно, что он по воле главы семейства в 1849 году поступил в школу Сен-Джозеф. В 1852 году Поль перевелся из Сен-Джозефа в шестой класс престижного закрытого колледжа Бурбон.

Там создатель картины «Персики и груши» познакомился с будущим знаменитым писателем . Именно Эмиль открыл новому товарищу волшебный мир книг и поэзии.


В 1855 году шестнадцатилетний Поль окончил колледж, отличившись в написании стихотворений на французском и латыни, но никак не проявив себя как художник. Затем амбициозный юноша по велению отца поступил на юридический факультет. После занятий, вечерами, Поль ходил в местную школу живописи. К радости Сезанна, в ту пору глава семейства не усмотрел в этом занятии ничего предосудительного.

Любимым местом творческого парня был городской музей, в котором регулярно выставлялись живописные полотна. Именно там Сезанн понял, что хочет стать художником. Правда, отец был непреклонен и настаивал на том, чтобы сын продолжал изучать право.

Мыслями одаренный юноша был в Париже, в который его зазывал друг по колледжу - Эмиль Золя, перебравшийся к тому времени во французскую столицу и пробовавший свои силы в литературном творчестве. В конце концов, Сезанн добился от отца позволения уехать на пару месяцев в гости к товарищу.


В 1861 году юный живописец окончательно перебрался в столицу Франции для того, чтобы готовится к поступлению в Академию художеств. В тот период Сезанн посещал занятия в местной мастерской, в которой он познакомился с будущими импрессионистами и Клодом Моне, которые хоть и обучались азам рисования, но уже имели собственное сформированное видение пути развития живописного искусства.

Писсарро сразу поверил в Сезанна и прочил в будущем ему успех. Несмотря на хвалебные отзывы, молодой художник из провинции чувствовал себя чужим в атмосфере столичной мастерской. Единственным другом, которого он там завел, был его земляк Ахилл Амперера, который впоследствии увлеченно писал обнаженных женщин.


Поль не верил в свой талант. Временами ему даже казалось, что все его занятия бессмысленны и нужно вернуться в родные края, чтобы продолжить дело отца. Художника мучили угрызения совести и чувство вины перед родителем, надежды которого он не оправдал. Эти душевные терзания в конечном итоге привели к тому, что творец бросил любимое занятие и уехал домой.

В Экс-ан-Провансе Поль стал работать в банке Сезанна – старшего, которого обрадовало возвращение блудного сына. Правда, радость обоих была недолгой. Парень не мог долго жить без живописи и скоро вновь стал посещать школу рисования. После проведенного дома года и бесконечных разговоров с главой семейства молодой человек вновь отправился в Париж с намерением во что бы то ни стало поступить в школу при Академии художеств.

Готовясь к сдаче экзаменов, Сезанн вдруг обнаружил, что ему чуждо то искусство, которое он вознамерился изучать. Салонная живопись казалась юноше бессмысленной и пустой. Помимо прочего, Поль вновь стал сомневаться в собственном таланте. Он много работал, но его недовольство собой только усиливалось. Результатом стала очередная неудача – художник завалили экзамены.


В 1863-ем живописец посетил Салон, в котором увидел отвергнутую публикой скандальную работу «Завтрак на траве». Это произведение, благодаря которому в искусстве того времени свершился переворот, изменило и видение мира Сезанна. Именно оно приобщило молодого художника, как и многих его ровесников, к новому пониманию искусства.

Судьбоносным для Сезанна стало знакомство с Фредериком Базилем, случившееся в этом же году. Базиль привел нового знакомого в мастерскую Марка Глейра, выпускниками которого были Клод Моне, Альфред Сислей и Огюст Ренуар. Природная робость не позволила Сезанну влиться в круг будущих импрессионистов.

В 1864 году, получив отказ Салона принять его новые работы, Поль вновь бросил занятия живописью и снова вернулся в Экс-ан-Прованс. Правда, и там он продолжил писать, не в силах отказаться от занятий искусством. Через полгода Сезанн приехал в Париж, чтобы в очередной раз показать жюри Салона свои работы, которые те вновь забраковали.


По возвращении в Экс-ан-Прованс Поль посвятил себя портрету. Он упорно работал, но и в следующем году произведения художника были списаны в утиль. Сезанн совершенно отчаялся. Он понимал, что его творчество чуждо современникам, но рисовать, подстраиваясь под узко мыслящих критиков, живописец не хотел.

После того как на очередном предварительном показе в Салоне картины Сезанна получили издевательские овации публики, к нему подошел Эдуард Мане, который тепло отзывался о работах молодого дарования. Получив положительный отзыв от своего кумира, Сезанн наконец-то обрел уверенность, которой ему так не хватало.

Живопись

Работы раннего периода творчества Поля имели романтический характер: сцены насилия («Убийство»), натюрморты («Натюрморт с черепом и подсвечником»), эротические видения («Оргия»).


В начале 1870-х годов художник начал писать этюды на пленэре и в совершенстве овладел техникой мелкого мазка. Наиболее импрессионистическая картина этого периода - «Дом повешенного».


Стоит отметить и то, что в пейзажах с панорамным охватом Сезанн достигал величественной эпичности («Берега Марны»), а в натюрмортах подчеркивал структуру предмета, как бы утяжеляя его с помощью красочной фактуры («Горшок с геранью и фрукты», «Натюрморт с яблоками и апельсинами»).


На рубеже 1880-1890 годов Поль все больше увлекся фигурными жанрами. Так, композиция «Пьеро и Арлекин» сюжетно посвящена последнему дню карнавала перед постом. В этот же период живописец написал серию картин, посвященных игре в карты. Все они вышли под одинаковым названием – «Игроки в карты».



Творчество одного из главных мастеров постимпрессионизма, стремившегося к созданию классического искусства, лишенного всего преходящего и мимолетного, оказало громадное влияние как на художников ХХ века, так и на целые направления изобразительного искусства.

Личная жизнь

Сезанн, страдавший от фобии прикосновений и способный разве что сбрить бороду, чтобы завоевать понравившуюся женщину, был женат на натурщице Мари-Гортензии Фике.

Встреча будущих супругов произошла в Париже в 1869 году, когда Сезанну было тридцать лет, а Фике едва исполнилось девятнадцать. Через год влюбленные уже жили вместе. В 1872-ом Мари родила избраннику сына, который при крещении получил имя Поль.


После рождения наследника чувства живописца к супруге постепенно остывали. Разлуки, случавшиеся во время сезонных переездов Сезанна то в Париж, то в Экс-ан-Прованс, усугубляли и без того шаткое положение дел.

Сначала их отношения были тайными. Ни Поль, ни Мари не стремились вести общее хозяйство. Сезанн, опасавшийся родительского гнева, приложил немало усилий, чтобы отец не узнал о его возлюбленной.


Открыто признать связь с Гортензией и официально усыновить Поля получилось только в 1886 году, когда они наконец поженились. В итоге за двадцать лет супружеской жизни Сезанн написал маслом двадцать четыре портрета Гортензии. После того как супруги развелись, натурщица продолжала позировать Полю.

Смерть

Известно, что на протяжении последних лет жизни у художника обострился диабет. Помимо прочего, он страдал от конъюнктивита и гнойника на правой ноге. Для того чтобы добираться до пленэра, живописец каждый день нанимал один и тот же ветхий экипаж, доставлявший его от собственного дома до места назначения.

Когда в октябре 1906 года стало прохладно и самочувствие создателя картины «Дома у дороги» ухудшилось, цена на экипаж резко подскочила, и разгневанный Сезанн прогнал возницу. Из-за того что художник был не в состоянии носить громоздкие принадлежности, необходимые при работе маслом, он перешел на акварель. Правда, даже ходьба с этюдником на спине была для мастера испытанием.


Однажды Поль попал в сильную грозу недалеко от горы Сент-Виктуар, на которой он часто писал этюды. По пути домой продрогший живописец потерял сознание. Через пару часов кучер проезжавшего мимо экипажа подобрал мастера и отвез его восвояси. Домоправительница, увидев Сезанна, тут же послала за доктором.

Следующий день был холодным, и, вопреки предписаниям врача, своенравный художник отправился дописывать портрет своего садовника Валье среди лимонных деревьев на холме. Проведя весь день на улице, Поль простыл. У него начался жар. Творец всегда испытывал отвращение к чужим прикосновениям, но в тот день попросил Валье помочь ему спуститься к дому.


Заболев пневмонией, осложненной хроническим диабетом, художник скончался, так и не придя в себя. На протяжении пары дней автор произведения «Купальщицы» бредил, попеременно бормоча себе под нос имена то покойного друга Эмиля, то сына. Сестра Мари, понимая, что брату осталось недолго, пригласила в дом священника, который совершил все полагающиеся обряды.


22 октября 1906 года, когда Мари была в церкви, домоправительница обнаружила, что лежащий лицом к стене художник скончался. Объявление о смерти отложили до следующего дня, чтобы жена живописца Гортензия и наследник приехали на похороны Сезанна, проходившие на кладбище Сен-Поль в Экс-ан-Провансе.

Произведения

  • 1865 – «Натюрморт с хлебом и яйцами»
  • 1867 – «Пейзаж с источником»
  • 1867 – «Похищение»
  • 1869 – «Завтрак на свежем воздухе»
  • 1870 – «Купание»
  • 1870 – «Убийство»
  • 1874 – «Дом отшельника в Понтуазе»
  • 1877 – «Вечно женственное»
  • 1877 – «Мадам Сезанн в красном кресле»
  • 1884 – «Натюрморт с суповой чашей»
  • 1890 – «Мужчина с трубкой»
  • 1900 – «Натюрморт с черепами»
  • 1906 – «Садовник Валье»

Поль Сезанн (1839–1906) - знаменитый французский художник, один из представителей постимпрессионизма.

Поль Сезанн. Автопортрет

Биография Поля Сезанна

Ранние годы

Художник появился на свет в 1839 году в местечке Экс-ан-Прованс, на юге Франции. Отец его был прославленным ростовщиком, хотя многие считали его жадным и злым. В детские годы Сезанна совсем не привлекала живопись, он занимался изучением других наук. Он закончил среднюю школу, после чего поступил в колледж, где получал традиционное образование. Он был прилежным учеником, ему прекрасно давались многие науки, за некоторые он даже получал награды. До конца жизни он занимался написанием стихотворений.

С малого возраста художник был заинтересован искусством, но ничего не умел. В средней школе рисование входило в список обязательных предметов, его это привлекло и с 15 лет он обучался в художественной школе, но никогда не получал ежегодную награду за лучшие рисунки. Первые произведения Сезанна выделяются своей мрачностью и явными недочетами в плане техники рисования, что показывает его непрофессионализм. Сюжеты картин можно отнести скорее к романтизму, но задумки таких сюжетов связаны с психическим состоянием художника.

Дом повешенного

Жизнь и творчество

Произведения Поля Сезанна содержат в себе частички его внутреннего мира. Картины притягивают к себе, но в то же время и отталкивают. Живописца часто мучили противоречивые чувства. Художник был слишком самоуверенным, но одновременно с этим всегда боялся, что не сможет точно показать на картине свою задумку. Он всегда был недоволен тем, что у него не получалось вообразить на полотне желаемое, он часто сомневался в себе. Поль имел шаткие нервы и постоянно чего-то страшился. Живопись помогала ему обрести спокойствие. Работа помогала ему обрести себя. Шли годы, и его противоречивость сменилась на мысли о загадочности и непостижимости мира.

В своих произведениях Сезанн отчаянно пытался смешать классику и современное искусство. Эту задачу было невозможно выполнить, это и служило причиной его расстройств. Но даже те произведения, которые он создавал, заставили огромное количество зрителей и других художников начать уважать его. Картины художника служили для других напоминанием о том, что в любом времени нужно помнить о классике и поддерживать с ней связь, хотя бы небольшую.

Биография Поля Сезанна обновлено: Сентябрь 12, 2017 автором: Валентина

Поль Сезанн - французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма.

Сезанн родился в Экс-ан-Провансе 19 января 1839 года. Он был единственным сыном властного отца и вырос в тихом тенистом Экс-ан-Провансе, старой провинциальной столице Южной Франции, в 15 милях в глубь страны от Марселя. Его образование вполне соответствовало традиции и общественным и религиозным требованиям времени. Сезанн учился хорошо, если не блестяще, и получил немало наград по математике, латинскому и греческому языкам. На протяжении всей последующей жизни он с увлечением читал классических авторов, писал латинские и французские стихи и до последних дней был способен цитировать по памяти целые страницы из Апулея, Вергилия и Лукреция.

Художественное наследие Сезанна составляет больше 800 работ маслом, не считая акварелей и других произведений. Никто не может подсчитать количества работ, уничтоженных, как несовершенные, самим художником за годы своего долгого творческого пути. В парижском осеннем Салоне 1904 года целый зал был отведен для демонстрации картин Сезанна. Эта выставка стала первым действительным успехом, более того - триумфом художника.

Ранние работы Сезанна отличаются темпераментом, мрачными сценами и признаками отсутствия профессиональной школы. По сюжетам их можно отнести к романтизму, но сам выбор сюжетов определённо связан с серьёзными психическими проблемами автора. Всё это, вместе взятое: и сюжеты работ, и откровенно слабая школа рисунка и живописи, предопределили невозможность как выставить, так и продать эти работы. В дальнейшем знакомство и совместная работа с Камилем Писарро привели к тому, что палитра Сезанна стала намного более светлой, а мазки - раздельными. Влияние Писарро сказалось в том, что пейзажи заняли ключевое место в творчестве Сезанна.

В своём творчестве художник попытался ценой титанических усилий примирить классику и современность, Пуссена и природу, законы большого стиля и право на индивидуальный выбор. Конечно, в эпоху торжества индивидуального выбора никакой стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал теперь свой путь в искусстве свободно, повинуясь исключительно внутренним свойствам своей души, а не требованиям художественного сообщества. Поэтому задача, которую ставил перед собой Сезанн, была в принципе невыполнимой, что и предопределило постоянные сомнения художника. Невозможно одновременно утверждать и свободу, и каноны. Но те конкретные художественные результаты, которых достигал в своём творчестве Сезанн, были настолько впечатляющими, что вызывали уважение у представителей самых разных направлений в живописи.

Поль Сезанн начал свой творческий путь вместе с импрессионистами, учавствовал в их первой выставке 1874г., затем уехал в родной Прованс (г.Экс), где жил замкнутой, но напряженнейшей творческой жизнью. К концу 80-х годов имя Сезанна стало чем-то вроде легенды, мифа. Этому способствовали рассказы его единственного покупателя коллекционера Танги. Но Танги умер и картины Сезанна пошли с молотка. В следующем году ему предложили выставить свои картины на выставке в Париже, и художник, который не выставлялся 20 лет, прислал в Париж 150 картин. Прогрессивная парижская интеллигенция и молодежь приветствовали Сезанна как великого художника. Но очень многие не понимали и не принимали его искусство.

Художник начинал с импрессионистами, он до конца жизни подписывал свои картины, добавляя к своему имени "ученик Писсарро", отдавая должное уважение знаменитому импрессионисту. Однако Сезанн в своем творчестве уже отошел от этого течения, его объединяют вместе с Ван Гогом и Поль Гогеном и их называют постимпрессионистами. Художник стремился создать искусство "более правильное", чем искусство импрессионистов. За изменчивой внешностью вещей Сезанн хотел уловить их неизменное и прочное строение. В разнообразии природных форм он угадывал основные геометирческие фигуры - шар, цилиндр, конус и т.п. И человеческая голова, и яблоко напоминали о шаре. Расположенный неподалеку от Экса небольшой горный хребет Сен-Виктуар с торца напоминал гигантский треугольник, облитый светом южного солнца. Так, стремясь как можно точнее передать неизменную сущность природы, Сезанн все-таки искажал ее видимые формы. Сам он так писал о своей живописи:"Все в природе лепится в форме шара, конуса, цилиндра; надо учиться писать на этих простых фигурах, и, если вы научитесь владеть этими формами, вы сделаете все, что хотите. Нельзя отделять рисунок от красок, нужно рисовать по мере того, как пишете, и чем гармоничнее становятся краски, тем точнее делается рисунок. При наибольшем богатстве красок форма неизменно достигает своей полноты".

Сезанн писал портреты, пейзажи, натюрморты, очень редко - сюжетные картины, у него нет картин сложного содержания. Художник утратил в своих картинах некоторую конкретность формы, чувство ее фактуры. На натюрмортах трудно определить, какие фрукты изображены, а на портретах - не понять, в какие ткани облачены фигуры. В портретах, в изображениях людей, есть некоторая бездушность, ибо художника не столько занимают духовный мир и характеры моделей, сколько основные формы предметного мира, переданные цветовыми соотношениями.

Сезанна долго не понимали, и только под конец жизни Сезанну довелось завоевать признание и понимание.