Меню
Бесплатно
Главная  /  Товары для детей  /  Будда — биография, история, учение. Будда шакьямуни - биография, информация, личная жизнь

Будда — биография, история, учение. Будда шакьямуни - биография, информация, личная жизнь

Приветствуем вас, уважаемые читатели.

Из этой статьи вы узнаете о необыкновенном человеке – Сиддхартхе Гаутаме, который смог войти в состояние духовного просветления. Здесь изложена информация о том, каким образом деятельность простого смертного, пусть и королевских кровей, привела его к непостижимой для других истине.

Принято считать, что Будда пребывал в нашем мире приблизительно с 563 по 483 год до нашей эры. Духовный лидер, оказавший заметное влияние на человеческую цивилизацию, появился на свет в маленькой стране. Его родина располагалась в гималайских предгорьях. Сейчас это территория южного Непала.

Ранние годы

Мальчик получил имя Сиддхартха и носил фамилию Гаутама. По одной из версий его отцом был влиятельный монарх. Существует также предположение о том, что родитель будущего Просветленного возглавлял совет старейшин.

В древних текстах, где написано кратко об истории жизни Будды, говорится о различных чудесах. Необычные события, которые сопровождали рождение ребенка, привлекли внимание одного из мудрецов. Уважаемый человек осмотрел новорожденного, узрел на его теле признаки будущего величия и поклонился мальчику.

Парень рос в очень комфортных условиях. Это неудивительно, ведь речь шла о принце. Отец предоставил ему возможность проживать поочередно в трех дворцах, каждый из которых был возведен под конкретный сезон. Юноша приглашал туда своих друзей и наслаждался жизнью в их компании.

Когда Сиддхартху исполнилось 16 лет, он вступил в брак с двоюродной сестрой. С великолепной он проживал в . Исследователи полагают, что тогда принц постигал военное искусство и учился управлять государством.

Мысли об освобождении и пути реализации желаний

Со временем будущий Учитель начал задумываться о смысле существования. В процессе размышлений о проблемах, на которые люди в повседневной жизни не обращают внимания, он стал замыкался в себе. Дошло до того, что он отрекся от светской жизни, и его матери пришлось испытать невероятные страдания из-за этого.

На глазах у шокированных родителей и жены молодой человек остриг волосы и бороду, облачился в желтую одежду и покинул дворец. Причем это произошло в день появления на свет его сына.

В поисках озарения светлостью будущий Будда пустился в странствие. Путь его лежал в Магадху, расположенную на севере Индии. Там жили такие же искатели смысла жизни, как и он сам. Принцу удалось найти там двух выдающихся гуру – Алара Каламу и Уддака Рамапутту.


Мастера дали ему уроки , и вскоре их подопечный весьма преуспел в этом деле. Однако не стал останавливаться на достигнутом, поскольку не приблизился к главной своей цели. Дорога к абсолютному просветлению, освобождению от всяческих страданий и чувственного существования еще не закончилась.

Посчитав, что взял от учителей все, что мог, ученик расстался с ними. Он решил вести аскетичную жизнь и придерживался крайне суровых правил в течение шести лет: питался очень скудно, днем пребывал под палящим солнцем, а ночью выдерживал испытание холодом.

Таким образом (человек, ищущий просветления) пытался прийти к совершенному освобождению. Тело его было подобно скелету, и он оказался фактически на грани смерти. Наконец мученик осознал, что посредством самоистязания просветления не достичь, и пошел к своей цели другим путем – отбросил в сторону аскетизм и окунулся с головой в процесс постоянного созерцания и глубокого изучения.

Осуществление желания

О самоумерщвлении речь уже не шла, необходимо было отыскать «срединный путь». В ходе поисков новой дороги наставник лишился пяти сподвижников, которые верили в него. После того, как их учитель вновь стал принимать пищу, они разочаровались и покинули его.


Оставшись один, Бодхисаттва получил возможность идти к своей цели, ни на что не отвлекаясь. Ему удалось отыскать уединенный участок на берегу реки Неранджары, который казался идеальным местом для погружения в мысли.

Там росло священное дерево ашваттха (разновидность индийской смоковницы), под которым нашлось место соломенному матрасу. Жаждущий просветления Сиддхартха уселся на нем, скрестив ноги, а перед этим дал себе клятву оставаться там до победного конца.

Прошел день, закончился вечер, началась ночь. Бодхисаттва оставался неподвижным, пребывая в состоянии непрерывной медитации. К самому разгару ночи его стали посещать необыкновенные видения, в частности, процессы отхода людей в мир иной и возрождения в другом качестве.

К исходу тьмы он полностью познал истину существования, превратившись тем самым в Будду. Рассвет он встретил в качестве самопробуждённого, достигшего бессмертия в этой жизни.

Будда не спешил покидать чудесное место, поскольку ему требовалось определенное время для осознания результата. Прошло несколько недель, прежде чем он решился уйти оттуда. Перед ним стоял нелегкий выбор:

  • оставаться и далее в одиночестве, наслаждаясь долгожданным ощущением освобождения;

Для того чтобы обрести сына, царь Шуддходхана и его жена Маядеви в течение нескольких лет занимались аскетическими духовными практиками. Они консультировались у многих астрологов. Шуддходхана не мог пребывать в покое, так как мысль о том, что у него нет наследника трона, преследовала его день и ночь. В конце концов, его молитвы были услышаны, и в Люмбини Маядеви родила сына. Его назвали Сиддхартхой. К несчастью, Маядеви умерла на девятый день после рождения сына. Гаутами, вторая жена Шуддходханы, вырастила ребёнка, любя его как собственного сына. Поэтому ребёнка так же называли Гаутама.

Астрологи предсказали, что Гаутама оставит царство и станет отречённым. Это предсказание постоянно звучало в голове Шуддходханы и беспокоило его в те годы, когда сын подрастал. Он опасался, что, если Гаутаму предоставить самому себе, то он станет затворником. Поэтому царь держал его исключительно во дворце, чтобы мальчик ничего не знал о страданиях людей в мире.

Однажды Шуддхабуддха, шурин царя, выразил желание выдать свою дочь Яшодхару замуж за Гаутаму. Когда Гаутаме исполнилось восемнадцать лет, Шуддходхана провёл церемонию бракосочетания и короновал его как законного наследника. После женитьбы по настоянию родителей Гаутама продолжал жить вместе с ними во дворце. Через год у него родился сын, которого назвали Рахул. Муж и жена счастливо проводили время вместе с сыном.

После коронации принц Гаутама пожелал объехать царство. Несмотря на свои опасения царь, согласился с требованием Гаутамы, так как теперь сын был женат и вряд ли станет отречённым.

Гаутама сел в карету и отправился осматривать царство. Когда Гаутама увидел согбенную пожилую женщину, он спросил колесничего: "Что это за странное существо, которое идёт по дороге?" Колесничий ответил: "Господь! Когда человек стареет, его спина сгибается, и он слабеет. Это пожилая женщина". Принц спросил: "Такое происходит со всеми, кто стареет?" Колесничий ответил: "Это неизбежно. Это закон природы".

Колесница поехала дальше, и Гаутама увидел кашляющего и стонущего больного человека, сидящего под деревом. Принц спросил, что это за явление. Колесничий ответил: "Тело человека болеет различными заболеваниями. Этот человек заболел тяжёлой болезнью. Никто не знает, когда человек может заболеть".

Колесница поехала дальше. Принц увидел, как несли мёртвое тело, и спросил: "Что это люди понесли?" Колесничий ответил: "В мёртвом теле нет жизни". "А в нас есть жизнь?" - спросил принц. "Мы живые", - сказал колесничий. Тогда принц спросил: "Что же все умирают?" "Да. Смерть неизбежна, она приходит рано или поздно", - ответил колесничий. Услышав это, принц сжал меч в руке и вернулся во дворец.

Несмотря на комфортную и счастливую семейную жизнь, Гаутама пребывал в беспокойстве. Он спрашивал себя: "Что такое жизнь? Рождение - страдание. Старость - страдание. Жена - причина страдания. В конце жизни человек переживает страдание". Он думал так: "Всё является причиной страдания, всё преходяще, всё тленно". Рядом с ним спала Яшода и сын. Гаутама долго посмотрел на них, обласкал сына и ушёл в лес.

Глава 2

Духовные поиски Гаутамы

Гаутама скитался по всему царству в поисках покоя и освобождения. В течение 26 лет он изучал священные тексты, встречался с мудрецами и святыми и слушал их наставления. Он посетил многочисленные священные места и длительное время усиленно занимался аскетическими практиками.

Сначала Будда не ел несколько дней, и в результате его физические и ментальные силы иссякли. Он пошёл в ближайшую деревню, выпил простоквашу и утолил голод. После этого Гаутама каждый день принимал немного пищи, осознав, что для плодотворной медитации телу необходимо определённое количество чистой пищи.

Во время этого путешествия Гаутама однажды встретил святого человека, который рассказал ему, что причина его страданий заключается в нём самом. Сказав это, он дал ему защитный талисман. Когда Гаутама надел талисман на шею, все его страдания тут же исчезли. Он носил его до последнего дыхания.

Гаутама занимался различными видами медитации и аскетическими практиками, но он понял, что это пустая трата времени. В конце концов, он пошёл к Гае и взял обет молчания. Тогда он осознал, что "Я есть То". Гаутама понял, что блаженство невозможно обрести во внешнем мире, что он сам является воплощением блаженства. Он пережил единство всего творения, и в нём произошла полная трансформация. Он понял, что все мирские взаимоотношения неистинны, и превзошёл сознание тела. Вот почему его назвали Будда (просветлённый).

Тогда Будда понял, что духовные практики нужны для тех людей, которые привязаны к телу. Те, кто привязаны к истинному Я, не нуждаются в этих практиках. Будда не интересовался изучением Вед или проведением яджн и ягас , поэтому Его считают атеистом.

Это совершенно неверно. Будда не придавал значения религиозным ритуалам, потому что он чувствовал, что, прежде всего, необходимо очистить пять органов чувств. Будда осознал, что секрет духовной мудрости невозможно обрести с помощью учёных людей или обучения. Высшее знание даруется только чистым незапятнанным сознанием. Он провозгласил, что освобождение заключается в священном использовании пяти органов чувств - речи, языка, видения, вкуса и запаха. Если эти чувства неверно используются, то никакие духовные практики не принесут пользу.

Поэтому Будда провозгласил, что первое требование - это верное видение. То, что человек видит, воздействует на чувства сердца. Состояние сердца определяет природу мыслей, а они воздействуют на жизнь человека. Поэтому первое условие добродетельной жизни - чистое видение. Это первый урок, которому обучил Будда.

Развивая священное видение, человеку следует сделать священной свою речь. Язык дан человеку не для того, чтобы он наслаждался вкусовыми ощущениями, доставлял неприятности людям или произносил ложь. Язык был дан человеку для того, чтобы он говорил правдивые приятные слова, прославлял Божественность и наслаждался блаженством такой священной речи.

Чистота действия - это третье необходимое условие. Будда провозгласил, что добродетельный поступок способствует успешному духовному развитию. Формальное поклонение и проведение ритуалов - это не духовные устремления. Духовная практика - это уничтожение плохих склонностей и обретение добродетельных и священных качеств.

Будда провозгласил, что священное завершение добродетельной жизни, это освобождение, то есть избавление от желаний и действий, побуждаемых ими. Равное отношение к свету и тьме, удовольствию и боли, обретению и утрате, славе и осуждению называется Самадхи . Будда назвал его Нирваной .

Глава 3
Послание Будды

Когда Будда сел под деревом бодхи в Буддхагае после обретения просветления, неверующие собрались вокруг него и стали смеяться над ним и бесчестить. Его ученики были разгневаны. Они стали молиться Будде: "Господь, позволь нам пойти и побить этих высокомерных и невежественных людей за их клевету". Но Будда только улыбнулся, увидев их гнев. Он сказал: "Дорогие мои! Знаете, какую радость они испытывают, произнося эти слова? Вы чувствуете радость, когда поклоняетесь мне. Они радуются, когда оскорбляют меня. Контролируйте себя. Вам не следует ненавидеть кого-либо. Это моё наставление. Это давнее предписание". Так Будда преподал урок того, что хорошее и плохое, слава и порицание, хвала и клевета подобны двум ногам. Человек не может передвигаться, если у него будет только одна нога. Двойственные проявления свойственны жизни.

Будда начал свою миссию проповедника, идя от одной деревни к другой со своими учениками и проповедуя истину о том, что Божественный принцип управляет всем миром. У него никогда не возникала потребность в отдыхе. Он чувствовал, что его долг заключался в том, чтобы распространять высшее знание среди людей. Будда провозгласил:

"Буддхам Шаранам Гаччами
Дхармам Шаранам Гаччами
Сангам Шаранам Гаччами
Сатья Саиша Шаранам Гаччами".

Это означает, что интеллект должен следовать по пути дхармы . Что такое дхарма ? Будда осознал, что неверно причинять вред другим людям. Поэтому он сказал, что ненасилие - это наивысшая дхарма . Если люди будут следовать дхарме , общество очистится.

Однажды Будда пришёл в деревню, где жители проводили обряд жертвенного подношения (яджну ). Для проведения ритуала они приготовили жертвенное животное. Будда увидел это и посоветовал деревенским жителям не делать этого.

Он сказал: "Нельзя причинять вред ни одному живому существу, потому что Бог обитает во всех". Главный священник ответил: "Господин, мы не убиваем это животное, мы освобождаем его". Будда улыбнулся и сказал: "Вы освобождаете животное, которое не просит вас об этом. Вместо этого, почему бы вам не освободить человека, который просит об этом? Ваш довод не находит подтверждения в священных текстах. Никакие ведические тексты не поддерживают того, что вы говорите. Ваше высказывание ложно, в нём нет истины. Вы думаете, что освобождение можно даровать, причиняя вред, боль и телесные повреждения? Нет! Ваш отец, мать, жена и сын так же хотят обрести освобождение. Почему же вы не приносите их в жертву и не даруете им освобождение, которое они ищут? То, что вы собираетесь сделать - это самый страшный из всех грехов. Никогда не причиняйте вред, не наносите телесные повреждения и не убивайте живые существа". Вот что сказал Будда.

Когда Будда скитался повсюду и просил подаяние, его отец, царь Шуддодхана, позвал его и сказал: "Сын! Для чего ты скитаешься, как нищий? Я - царь, а ты живёшь как нищий. Это неправильно". Будда ответил: "Выше величество, вы - Бог, и я - Бог. Вы - не отец, а я - не сын. Мы - Бог. В феноменальном мире вы принадлежите к роду правителей, а я - к роду отречённых. Ваша династия основывается на привязанности. Моя - на отречении. Для тех, у кого есть привязанность, она становится болезнью. Для отречённых привязанность - это средство для достижения освобождения". Такое послание Будда передал своему отцу, жене и сыну.

Будда не любил помпезность, внешний лоск и лесть. Он был простым, всегда пребывающим в покое, скромным человеком с чистым сердцем, наполненным любовью и состраданием. Однажды Будду спросили: "Кто самый богатый человек в мире?" Он ответил: "Самый богатый человек - это тот, кто полностью удовлетворён тем, что имеет". На вопрос: "Кто самый бедный человек?" - Будда ответил: "Тот, у кого много желаний".

У Будды был маленький барабан. Его ученики спросили его: "Мастер! Почему ты всегда носишь с собой этот барабанчик?" Будда ответил: "Я буду играть на этом барабане в тот день, когда ко мне придёт человек, который принесёт самую великую жертву". Всем было интересно узнать, кто же будет этим человеком. Однажды Махараджа, желая получить признание, нагрузил слонов сокровищами и приехал к Будде. Он хотел преподнести Будде это богатство и обрести его похвалу.

По пути Махараджу поприветствовала пожилая женщина и стала молиться ему: "Я очень голодна. Не дадите ли вы мне немного еды?" Махараджа взял с паланкина гранат и дал его женщине. Эта женщина пошла к Будде с этим гранатом. К тому времени Махараджа так же пришёл к Будде и ждал, когда Будда начнёт играть на барабане. Будда долгое время не начинал играть. Махараджа продолжал ждать. Пожилая женщина подошла к Будде, пошатываясь, и преподнесла ему гранат. Будда тут же взял барабан и заиграл на нём.

Махараджа спросил Будду: "Я преподнёс тебе такое богатство, но ты не играл на барабане. Но ты заиграл, когда получил небольшой фрукт. Разве это великая жертва?" Будда ответил: "Махараджа! Когда человек приносит жертву, важно не количество, а качество. Для Махараджей естественно преподносить золото. Но какую большую жертву принесла голодная пожилая женщина, когда, несмотря на свой голод, она предложила гранат своему гуру. Можно ли принести большую жертву? Предлагать то, что излишне для тебя, это не значит принести жертву. Истинная жертвенность заключается в преподнесении того, что больше всего дорого тебе, что ты ценишь больше всего".

Глава 4
Величие Будды

Будда ходил из одной деревни в другую и проводил беседы на духовные темы. Однажды он почувствовал усталость и попросил одного из учеников провести беседу, а сам удалился, чтобы отдохнуть. Во время выступления ученик сказал: "В этом мире никогда не было и никогда не будет более великого мастера, чем Будда". Раздались громкие аплодисменты. Услышав аплодисменты, Будда вышел из комнаты. Один из учеников рассказал ему о том, почему присутствующие радостно аплодируют. Будда улыбнулся и позвал ученика, который выступал с речью и спросил его: "Сколько тебе лет?" Ученик ответил, что ему было 35 лет. "Сколько царств ты посетил?" Ученик ответил, что он был в двух царствах. Будда сказал: "Тебе 35 лет и побывал только в двух царствах. Ты не знаешь всего о настоящем. Тогда что ты можешь говорить о прошлом и будущем? Бессмысленно говорить, что такой мастер, как Будда, никогда не рождался и никогда не родится вновь. На священной земле Бхараты родилось много Аватаров и мудрецов. Многие родятся в будущем. В этом мире много благородных людей. Я с почтением приветствую их всех". Так Будда ответил своему ученику.

Глава одной деревни не любил Будду. Однажды он узнал, что Будда собирается прийти в их деревню вместе с учениками. Так как он был главой деревни, то он издал указ о том, чтобы никто не давал Будде подаяние, когда Будда придёт в деревню, и чтобы все закрыли двери своих домов. Глава деревни так же закрыл двери своего дома и сидел на веранде. Будда был вездесущ, и он знал, что должно было случиться. Вместе со своими учениками он пришёл в тот дом, где жил глава деревни. На великих людей никогда не оказывает воздействие похвала и осуждение. Такие люди развили равное отношение ко всему и идут к тем, кто страдает от зависти и эгоизма.

Глава деревни страдал от подобного невежества и гордыни, и Будда пошёл прямо к нему и стал просить милостыню. Глава деревни очень разволновался. Добродетельные люди всегда готовы помочь плохим людям, чтобы плохие качества исчезли, и они очистились. Глава деревни разгневался и сказал: "Ты - ленивый человек, ты собрал вокруг себя людей, которые тоже стали лентяями. Они ходят с тобой повсюду, потому что они не хотят работать. Ты разрушил не только свою жизнь, но и жизни своих учеников. Это совершенно неправильно!" Так он оскорблял Будду и учеников, которые пришли с ним.

Будда улыбнулся и спросил главу деревни, может ли он прояснить его сомнения. Мужчина прокричал: "Какие у тебя сомнения? Говори". Будда сказал: "Я пришёл, чтобы попросить у тебя милостыню. Ты принёс мне нечто, чтобы предложить мне. Если я не возьму то, что ты даёшь мне, то куда денется подношение?" Мужчина, смеясь, ответил: "Какой великий вопрос ты задал! Если ты не возьмёшь то, что я принесу тебе, то я возьму это обратно". Будда сказал, что он был очень счастлив."Я пришёл сюда со своими учениками. Ты пришёл с оскорблениями и хотел предложить их мне в качестве милостыни. Но я не принимаю того подношения, которое ты сделал мне в форме оскорбления. Поэтому к кому они вернутся?" Глава деревни замолчал, и, раскаявшись, стыдливо опустил голову. Будда продолжал свою миссию в духе равного отношения ко всему и терпимости. Он учил людей тому, что им не следует гневаться, отыскивать в других недостатки, вредить людям, так как все являются воплощениями чистого и вечного Атмана .

Во время скитаний Будды люди видели его и поражались его сиянию и обаянию. Однажды Амбашали, очарованная сиянием Будды, подошла к нему и сказала: "О, великий человек! Ты выглядишь как Принц. Могу ли я узнать, почему в таком юном возрасте ты носишь оранжевые одежды?"

Будда ответил, что он стал отречённым для того, чтобы разрешить три вопроса: "Это молодое привлекательное тело состарится и заболеет, в конечном итоге оно разрушится. Я хочу узнать причину старения, болезни и смерти".

Поражённая его решимостью найти Истину, она пригласила его на обед в свой дом. Об этом тут же узнала вся деревня. Деревенские жители пришли к Будде и потребовали, чтобы он не принимал её приглашение, так как она была женщиной с плохим характером. Будда спросил главу деревни: "Ты так же подтверждаешь, что у неё плохой характер?" Глава деревни ответил: "Не один, а тысячу раз я скажу, что у Амбашали плохой характер. Пожалуйста, не ходи в её дом".

Тогда Будда взял мужчину за правую руку и попросил его хлопнуть в ладоши. Мужчина сказал, что невозможно хлопнуть в ладоши одной рукой. Будда ответил: "Подобно этому Амбашали не может быть плохой сама по себе. Если бы все люди в деревне были хорошими, она не стала бы плохой. Характер Амбашали испортился из-за людей и их денег".

Сказав это, Будда пожелал узнать, есть ли среди собравшихся человек, в характере которого не было бы и тени зла, и он мог бы пойти в дом к этому человеку на обед. Никто не вышел вперёд. Тогда Будда сказал: "Если в деревне столько плохих людей, но неверно обвинять только эту женщину. Она стала плохой, общаясь с плохими людьми". Осознав свою недальновидность, люди упали к стопам Будды и стали просить прощение. С того времени они начали относиться к Амбашали как и к другим жителям деревни. Вдохновлённая наставлениями Будды, Амбашали так же пошла по пути отречения и стала жить добродетельной жизнью.

С помощью своих поучений Будда развивал в людях священные чувства и мудрость. В жизни Будды много подобных историй.

Глава 5
Наивысшее достижение

Перед тем, как уйти из жизни, Будда обучил своего сводного брата Ананду тому, что мирские удовольствия преходящи, что одна лишь мирская жизнь не принесёт пользу. Будда сказал Ананде, что эту истину он постиг на своём опыте. Будда сказал: "Когда я ушёл из дворца, мой отец сказал мне, что я совершаю большую ошибку, отрекаясь от семьи. Мои родители, родственники и другие люди пытались повлиять на моё мнение, чтобы я восстановил узы семейной жизни. Эти неверные усилия с их стороны придали мне ещё больше решимости следовать по духовному пути. В поисках духовного покоя необходимо преодолеть некоторые трудности. Сегодня я нашёл Истину жизни. В чём она заключается? Путь Истины - это путь освящения всех пяти чувств".

Ананда погрузился в печаль, думая: "Что будет теперь с нами? Какое у нас будущее?" Будда сказал, что ему не следует беспокоиться о том, что произойдёт с тленным телом, склонным к болезням. Он посоветовал Ананде не беспокоиться о теле или уме, а жить в соответствии с указаниями совести.

Когда Будда почти достиг нирваны , Ананда начал плакать, погрузившись в печаль. Будда уже почти оставил своё тело, но стал утешать его и сказал: "Ананда! Почему ты плачешь в этот момент? Ни один человек не должен плакать, когда кто-то умирает. Слёзы связаны с Божественностью, и плакать нужно только о Божественности, а не по пустякам. Тебе следует плакать от радости. Печаль не свойственна человеку. Поэтому не следует печалиться и плакать".

Он продолжал: "Все эти годы я боролся для того, чтобы осознать это блаженное состояние. Многие ли могут пережить такое блаженство? Лишь немногие люди. Ты смотришь только на моё физическое тело. Ты не знаешь того внутреннего блаженства, которое я переживаю в этот момент".

"За последние тридцать лет я пережил много страданий. Сегодня я освободился от оков ума. В этом причина моего блаженного состояния. Блаженство появляется там, где нет ума". Этот урок Будда преподал Ананде. Ананда понял истину и последовал наставлениям Будды. В конце концов, он так же достиг Нирваны.

Для того чтобы осознать Истину, Будда должен был пережить большие трудности. Многие благородные люди, которые были современниками Будды, признали величие Будды. Они сказали, что Будда пережил Истину, которую они не смогли осознать. Когда Будда отбросил все желания, он стал символом полного отречения. В нём не было ничего кроме любви. Он считал любовь дыханием своей жизни. Без любви мир погибнет.

История Будды в высшей степени благородна и священна. Будда не был обычным человеком. Он родился в царской семье и воспитывался в комфортных условиях. Но он пожертвовал всем и отправился на поиски Истины. Будда сказал: "Дхармам Шаранам Гаччами (я принимаю прибежище в дхарме )" . Человеку следует практиковать, распространять и переживать дхарму . В этом заключалось учение Будды. Истинный идеал - демонстрировать людям знание дхармы на практике. Человеку следует быть героем на практике, а не в проповеди. Таким был идеал Будды. Нелегко понять внутренние побуждения великих людей или мотивы и действия Аватаров. Все Аватары и благородные люди живут идеальной жизнью и помогают людям пережить Божественность. Вдохновенный принцип Аватара бесконечен. В сравнении с ним возможности обыкновенного человека бесконечно малы. Как атом может понять бесконечность? Может ли муравей измерить глубину океана? Это невозможно. Подобно этому природа Божественности находится за пределами человеческого понимания.

Time past and time future
What might have been and what has been
Point to one end, which is always present

Т. С. Элиот «Четыре квартета»

Г аутама Будда и его учение вдохновляют многих людей во всём мире. Философия буддизма вышла за пределы Азии, проложила путь в Европу. У этого религиозно-философского течения появляется всё больше последователей. Давайте чуть ближе посмотрим на фигуру Гаутамы Будды.

История Будды Гаутамы

Гаутама Будда, или Готама Шакьямуни, принц Капилавасту Сиддхартха, родился в семье царя в северной Индии, на территории современного Непала. В то время столицей этого царства был город Капилавасту, отсюда и имя принца - Капилавасту Сиддхартха, что означает ‘исполнивший своё предназначение’. Готама не исполнил своё прямое предназначение - царствовать, - но обрёл себя, просветлился, т. е. стал Буддой (просветлённым), что также можно считать за выполнение своего предназначения. Так же как Иисус не был Христом (Христос добавилось позднее, что означает ‘помазанный’), так и «Будда» не фамилия Гаутамы, а уже добавленное позже дополнение к имени «просветлённый».

Отсюда мы можем заключить, что просветлённые были и до Гаутамы и что он не был первым «просветлённым», но тем не менее само учение буддизма (в дальнейшем и религия буддизма) начинает свой отсчёт с момента просветления Будды Шакьямуни, как его принято называть. Принц Гаутама Будда родился в 621 году до н. э. и перешёл в паринирвану в 543 году до н. э.

На пятый день после рождения принца по обыкновению тех времён во дворце собрались мудрецы-брамины, чтобы предсказать ему будущее, и один из браминов предрёк царевичу отказ от престола после того момента, как он увидит старика, больного, умершего и отшельника. Как бы напуганный предсказанием отец Гаутамы Будды впоследствии ни пытался уберечь мальчика от столкновения с опытом внешнего мира - принц был окружен роскошью, красотой и даже успел жениться, у него родился сын, - но тогда-то и суждено было сбыться пророчеству. Сиддхартха ужаснулся тому, что на свете есть место не только красоте и достатку, но и страданиям. Это поразило молодого наследника государства настолько глубоко, что уже ни семья, ни ребёнок не могли его удержать от странствий. Гаутама Будда встал на путь познания, и после этого ему уже не суждено было вернуться и выполнить предназначение так, как хотел его отец. Вместо этого он стал Буддой.

По некоторым источникам Будда провёл в странствиях около 7 лет, но точная продолжительность неизвестна, так же как и сам возраст, когда он покинул дворец. По одним данным он оставил всё, когда ему было 24 года, по другим - когда ему исполнилось 29, а в 36 он стал просветлённым.

Однако, как нам кажется, идеальная точность в конкретных цифрах не настолько и важна; важен сам факт, важны поступки, о чём впоследствии и заявит учение буддизма. Числа, так же как и слова, - это всего лишь символы. Для того чтобы извлечь из них нужное нам знание, мы должны в первую очередь расшифровать их символику. Иначе бы не было никакого смысла в них.

Так и в жизни: есть ли смысл в датах как таковых, если не имеешь понятия, что за ними скрывается? Таким образом, мы перестанем цепляться за даты, а сосредоточимся на сути учения Просветлённого. И всё-таки прежде, чем к нему перейти, нужно закончить историю Гаутамы Будды и дополнить её несколькими довольно примечательными деталями.

Учение Будды: взаимосвязь буддизма и Вед

Быть может, некоторым из наших читателей, кто следит за статьями сайта, известно, что буддизм как религиозное течение или философская школа возник не на пустом месте. Тому были предпосылки, и, чтобы понять их, мы должны обратиться к истории: к той эпохе, когда жил Сиддхартха. А родиться ему пришлось в эпоху Кали-юги, что уже самим названием наталкивает нас на догадки о присутствии Вед и ведизма в нашем рассказе. Что ж, читатель прав.

Будущий Будда родился в обществе, где господствовало учение Вед, а, следовательно, кастовая система с брахманами на её вершине и шудрами внизу крепко стояла на ногах. Вернее, государства этого региона подчинялись существующему порядку вещей, из-за чего царь строжайше запретил кому бы то ни было знакомить принца со всей несправедливостью и скорбью этого мира. Так что до очень зрелого возраста Гаутама Будда был ограждён от действительного знания мира, что, скорее всего, и сыграло решающее значение в его жизни. Потому что для зрелого человека, впервые увидевшего после комфорта и красот королевских дворцов оборотную сторону медали, довольно трудно примириться с мыслью, что именно таков закон мироздания.

В сознательном возрасте сложно примириться с такими догмами и просто принять их как данность. Для Гаутамы это стало своеобразным вызовом, которому он подчинился и из-за которого ушёл странствовать в поисках ответов на множество появившихся вопросов.

День рождения Гаутамы Будды: начало учения Будды

По традиции истории великих людей начинают с того, что говорят о дне, когда они родились. Наш случай не исключение, лишь с одной поправкой. За давностью лет довольно трудно установить точную дату рождения Будды. Сколько воды утекло с тех пор, больше 2500 лет. До нас дошли сведения, что Гаутама Будда родился в начале мая месяца в полнолуние. Ключевым здесь будет слово «полнолуние», потому что в современное время многие буддисты ориентируются на майское полнолуние. Этот день известен как «Висакха Буча», или «Весак», - день рождения Будды, день его перехода в паринирвану (смерть физического тела). В этот же день также произошло просветление Гаутама Будды под деревом Бодхи через несколько лет после того, как он отправился странствовать, знакомился с жизнью отличной от дворцовых палат, был отшельником.

Официальным же днём Будды во всём мире принято считать 22 мая. Неслучаен также факт того, что просветление произошло в ту же дату, что и рождение. Это в определённом смысле очень символично, особенно если принять во внимание, что те факты и даты, о которых мы говорим, так или иначе условны, потому что сам Будда не оставил нам никаких письменных свидетельств, равно как и его непосредственные ученики. Лишь несколько лет спустя другие поколения последователей учения Гаутамы Будды увековечили знания и учение Будды (дхарму), которое дошло до нас в виде Палийского канона.

Тем не менее даты и дни полнолуния, которые так чтут буддисты, - это, скорее, условные обозначения, которые предоставляют возможность последователям буддизма отмечать какие-то важные точки, события, связанные с жизненным путём Будды. Поэтому не стоит воспринимать их в качестве исключительно точной биографической информации.

Тот же символизм относится и к самому буддизму. Часто популярное объяснение философии буддизма начинается с того, что новичкам представляют во всей красе космологию, которую буддизм во многом заимствовал из ведизма, а также не забывают упомянуть о вечном колесе сансары, что непосредственно подразумевает непрекращающуюся цепь перевоплощений, или, по-другому, реинкарнаций. Это также сближает его с более древними учениями.

Отсюда следуют и разговоры о карме: что это такое, как её очистить, улучшить и облегчить. Собственно под тяжестью кармы мы вынуждены воплощаться вновь и вновь, поэтому для выхода из колеса сансары понятие кармы ключевое, а также важно следование дхарме, учению Будды, методу, который он предлагает, чтобы человек наконец-то стал свободен, достиг самадхи и нирваны, что и является конечной ступенью Восьмеричного пути.

Однако, уяснив вышесказанное, вернёмся к тому, что само понятие реинкарнации не стоит понимать буквально, как это делает большинство обычных людей, следующих путём Будды. Согласно учению буддизма, существует несколько миров: один из них - мир богов, или дэвов; другой - мир асуров, полубогов; между ними расположен мир людей; ниже идёт мир животных; мир голодных духов, претов; и мир нараков, или злых духов. Всего шесть миров. Согласно этой классификации, человек может воплотиться в любом из них. Но что отличает буддистский ад от христианского - это наличие выхода оттуда. Перерождение в нараке не навсегда. Исправившись, можно оттуда выйти и перевоплотиться.

Всё же не стоит воспринимать эту иерархию миров настолько буквально. Продвинутые в своих знаниях буддисты говорят о том, что это, скорее, символическое представление состояний сознания. И на своём жизненном пути человек может пройти через все из них, причём совсем необязательно проходить их последовательно. Человек может возвращаться в более низкое состояние сознания, а также переходить в более высокое, перескакивая через ступеньки, разделяющие их.

Цветок Будды

Говоря о большой роли символизма в философии и религии буддизма, нельзя не вспомнить и о главном наглядном символе этого учения - цветке лотоса. Лотос издревле считался воплощением чистоты и мудрости, самоочищения и одновременно непостоянности вещей.

Лотос поднимается над поверхностью воды, из ила, прекрасный, тянущийся на прямом стебле к солнцу, чтобы к вечеру закрыться и погрузиться обратно под воду. Но это не будет продолжаться вечно. Жизнь цветка коротка: всего пару дней он радует глаз своей красотой. Поэтому нет никакого смысла срывать лотосы. Без той почвы, из которой он произрастал, цветок не продержится и нескольких часов. Он сразу же завянет.

В этом также его большое символическое значение для философии буддизма: стоит ли держаться за то, что никогда нам не принадлежало и не будет принадлежать. Изменения неизбежны. Единственное, что постоянно в мире, - это изменения. Для чего срывать лотос, если он никогда не зацветёт для вас? Зачем его вообще срывать, ведь жизнь его и так коротка? Сорвав, вы не сможете запечатлеть его красоту.

Также и в жизни: стремясь завладеть чем-то или проводить время в погоне за интеллектуальными ценностями, новыми ощущениями, какими бы нужными они ни казались, мы лишь преследуем химеру постоянства. Жизнь меняется, её невозможно поймать, поэтому нет смысла что-либо коллекционировать, т. к. чем больший груз мы несём за собой, тем более мы отделены от настоящего. Мы живём прошлым, потому что столько вещей нас с ним связывают, и мы не хотим с ними расставаться. Нас нет в настоящем, ведь мы погружены в то, что уже прошло или ещё не наступило. У того, кто пытается ухватить и сохранить момент, нет времени для того, чтобы действительно увидеть и прожить настоящее. Всё это символизирует цветок лотоса.

Время прошедшее и время будущее
Ограничивают сознание.
Быть сознательным значит быть вне времени

Вряд ли можно было бы выразиться точнее и лучше о сути учения буддизма. Ещё более удивительно, что эти строки написаны Т. С. Элиотом - поэтом, принадлежавшим англиканскому вероисповеданию. Буддизм как философия предоставляет огромную свободу для мысли и эксперимента. Не случайно в нём так много внимания уделяется понятию настоящего. Мы живём во времени, и буддизм наиболее пристально рассматривает это явление.

Переходя плавно от цветка Лотоса как символа философии буддизма, следует принять Позу лотоса (Падмасану), а именно позу Будды для четверга.

Падмасана, или Поза лотоса, - это положение, в котором часто запечатлён Будда: сидящим со скрещёнными ногами, прямой спиной, макушкой, тянущейся к небесам, ладонями, положенными одна на другую и повёрнутыми к солнцу. Чем не имитация цветка, который раскрывает свои лепестки навстречу солнцу?

Однако для каждого дня недели у Будды своя поза. Его изображают не только в сидячем положении, но и стоя, с разным положением рук, а также лёжа. Лежащий Будда соответствует вторнику. Статую с изображением Будды в этой позе можно увидеть в одном из храмов в центре Бангкока, Ват Пхо.

Для наших читателей, возможно, будет интересным узнать, что Падмасана - это одна из лучших поз для практики медитации. Она самая устойчивая из всех, и одновременно в этой позе очень трудно заснуть. Сначала довольно трудно освоить непривычную асану, но со временем вам это удастся, и тогда вы сможете оценить её преимущества в практике медитации и при занятиях йогой.

В моём начале мой конец, в моём конце начало
Прошлое и будущее - что было и что могло бы быть - всегда ведут к настоящему

Строки, которые мы использовали в качестве эпиграфа статьи, также её и завершают. Главное, что мы должны уяснить, вступив на путь Будды и прочитав историю о нём, - это то, что изначально в нас уже есть Будда, нужно лишь это осознать.

В те далекие времена в Индии были йоги, брахманы, и отшельники. Все они учили своим истинам. Поэтому неграмотному человеку было очень легко запутаться в этом множестве учений. Но в VI веке до н. э. на землях Индостана появился необычный человек. Так началась история Будды. Отец его был раджа по имени Шуддходана, матерью - Маха Майя. Как говорят предания, Маха Майя перед родами отправилась к своим родителям, однако не дойдя до цели, родила на земле около дерева в роще.

Спустя некоторое время после рождения ребёнка, женщина умерла. Новорожденного назвали Сиддхартха Гаутама. Его день рождения празднуется в майское полнолуние в буддистских странах. Воспитанием ребёнка занялась родная сестра матери Маха Паджапати. В 16 лет юноша женился на девушке по имени Яшодхаре, которая родила ему мальчика Рахулу. Это был единственный потомок грядущего Будды.

Сиддхартха Гаутама отличался любознательным разумом, но всё время проводил во дворце. Юноша совершенно не знал реальную жизнь. Когда ему исполнилось 29 лет, то он в первый раз вышел за границы дворца в сопровождении собственного слуги Чанна. Оказавшись посреди обычных людей, царевич увидел четыре вида людей, которые кардинально перевернули все его сознание.

Это были нищий старик, разлагающийся труп, больной человек и отшельник. Тогда и Гаутама понял всю серьезность реальности. Он сообразил, что достояние является иллюзией. Оно не может защитить от заболеваний, физических мучений, старости и погибели. Единственный путь к спасению - самопознание. После чего наследственный царевич оставил отчий дом и пошёл по земле искать правду.

Он обошёл всех мудрецов-учителей, не удовлетворился их учениями и сделал своё собственное. Учение это было до крайности обычным сначала и стало неописуемо сложным через 2 тыс. лет.

Заключалось оно в том, что у людей есть желания, которые при неудовлетворённости порождают мучения, а те, в свою очередь, ведут к погибели, новым воплощениям и новым страданиям. Как следует, чтоб избавиться от страданий, необходимо ничего не вожделеть. И только тогда может быть избежать и страданий, и погибели.

Гаутама сел под деревом, сложил ноги калачиком и стал пытаться достигнуть состояния, при котором он ничего бы не желал. Это оказалось очень сложным делом. Но ему это удалось, и он начал учить других тому, чем овладел сам. Предания говорят о сотворенных им 12 чудес. Этим он противостоял бесу Мара. Тот насылал на него всяких монстров, к примеру, обезумевшего слона, блудницу и многие другие козни. Однако он с этим справился, став Буддой, другими словами, совершенным.

Сложнее оказалось совладать со своими ближайшими учениками. Одного из их звали Девадатта. Он усвоил учение и решил, что в состоянии сделать больше. Вместе с отречением от желаний от ввёл серьезный аскетизм. Сам же Будда считал, что человек для спасения мучиться не должен. Ему только не нужно дотрагиваться к золоту, серебру и женщинам, потому что это соблазны, распаляющие желания.

Девадатта с этим не согласился. Он заявил, что необходимо ещё и голодать. Но это уже было искушение, что противоречило учению. И потому община раскололась на две. Но сторонников у бывшего царевича всё равно осталось много. Знатные дамы приглашали его к для себя из любопытства, а богатые люди давали средства на общину. Сам учитель ни к чему не прикасался, но ученики использовали пожертвования на благие дела.

Община буддистов получила заглавие сангха. А члены общины (по сути, монашеской), достигшие полного освобождения от страстей, стали называться архатами.

Учитель во главе сангхи много путешествовал по землям Индии и проповедовал свои взгляды. Они нашли отклик в сердцах как бедных, так и богатых людей. На учителя совершали покушения представители других религиозных течений, но видимо само Провидение сберегало создателя буддизма. Когда Будде исполнилось 80 лет, судьба приготовила для него искушение, от которого тот не сумел удержаться. Это было сочувствие.

Пока он сидел под деревом, одно из племен напало на княжество Шакья и перебило всех близких Будды. Ему об этом сказали, и 80-летний старик, самый почитаемый в Индии человек, пошёл с палочкой по саду, в каком когда-то играл ребёнком, по дворцу, где его воспитывали. А всюду лежали его родственники, его слуги, друзья, искалеченные и изуродованные. Он мимо всего этого прошёл, но не сумел остаться равнодушным и вошёл в нирвану.

Когда Будда умер, его тело было кремировано. Пепел разделили на 8 частей. Их положили в основании особых памятников, которые не сохранились до наших дней. Перед гибелью учитель завещал ученикам следовать не за фаворитом, а за учением. Никаких рукописных трудов он после себя не оставил. Потому передача главных истин шла из уст в уста. Только через 3 века появился 1-ый свод священных буддистских текстов. Получил он заглавие Трипитака - три корзины текста либо три корзины воспоминаний.

Баллада о маркизе де Геранде, писаре из Гарлона и красавице Аннаик. Часть1

Бретонцы рассказывают историю о грубом и жестоком молодом аристократе, Луи-Франсуа де Геранде, сеньоре Локмарии, который жил...

Обустройство второго этажа

В процессе постройки жилья следует определиться, что же лучше построить – функциональную мансарду или этаж. В случае если вы...

Пленочный теплый пол

Человек всегда и во всем старается стремиться к максимально возможному комфорту и уюту. Именно благодаря этой особенности...

Бог Кронос

КРОНОС - в древнегреческой мифологии великий бог Времени, один из титанов, сын Урана и Геи. Мать уговорила Кроноса оскопить отца...

Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама или будда Шакьямуни родился около 500-600 года до нашей эры на севере Индии в семье царя Шуддходана. История просветленного будды начинется когда жене царя Маха Майе приснился сон, в котором она очутилась высоко в горах на ложе из лепестков, а с небес спустился слон, державший в хоботе цветок лотоса. Брахманы трактовали это сновидение как приход великого правителя или мудреца, который принесет миру новое учение.

Рождение будды Сиддхартхи Гаутамы

В майское полнолуние Майя рожает младенца и вскоре умирает. Легенда гласит будто грудной ребенок говорит матери что пришел освободить мир от страданий. Он идет по траве, а вокруг распускаются цветы. Так же на теле младенца находят знаки в доказательство его избранности богами. Так начинается история просветления будды Сиддхартха Гаутама — одного из величайших учителей древнего мира. Здесь автор полагает, что вышеописанные сверхъестественные качества не более чем преувеличение, попытка приукрасить историю (дальше вы поймете почему) .

Мальчика называют Сиддхартха (идущий к цели), он растет в стенах дворца, в изобилии, в достатке и взаперти… Раджа Шуддходана знает о пророчестве и намеревается сделать из принца достойного наследника — великого воина и правителя. Побаиваясь как бы принц не ударился в духовные поиски, царь ограждает Сиддхартху от внешнего мира так, что он не знает что такое болезнь, старость и смерть. Так же он не знает о монахах и духовных учителях (здесь очевиден парадокс — если Гаутама является просветленным с момента рождения, он должен знать о старости, болезни, и тем более о смерти ).

Детство будды Шакьямуни

С раннего детства мальчика посвящают в тайны воинского искусства где он проявляет особый талант. В 16 лет юный принц побеждает на воинском турнире и женится на принцессе Яшодхаре, через год у них рождается сын Рахулу. Раджа видит, что мирские заботы и ратное дело мало волнуют Гаутаму. Больше всего пытливый ум принца жаждет исследовать и познать природу вещей в мире. Будущий будда Сиддхартха Гаутама любит наблюдать и мыслить и часто ненамеренно погружается в медитативные состояния.

Он мечтает о мире вне стен отцовского дворца и однажды у него оказывается такая возможность. Кстати о дворце, в истории жизни Гаутамы Будды описывается величайшая роскошь, в которой буквально «купался» принц. Говорится об озерах с лотосами, богатом убранстве и трех дворцах в которых жила королевская семья во время смены сезонов. На самом деле, когда археологи нашли один из таких дворцов, они обнаружили всего лишь остатки небольшого дома.

Вернемся к истории просветления будды. Жизнь принца меняется, когда он покидает отчий дом и погружается в настоящий мир. Сиддхартха понимает, что люди рождаются, проживают жизнь, их тела стареют, они болеют, и вскоре приходит смерть. Он осознает, что все существа страдают, а после смерти рождаются вновь, чтобы продолжить страдание . Эта мысль поражает Гаутаму до самой глубины души. В этот момент Сиддхартха Гаутама постигает свое предназначение, он осознает цель своей жизни — выйти за пределы и достичь просветления будды.

Учение будды Гаутамы

Будущий будда Шакьямуни навсегда уходит из дворца, срезает свои волосы, снимает украшения и богатое одеяние. В простой одежде он пускается в странствие по Индии. Тогда основной религией был брахманизм — ранняя форма индуизма, и принц-монах начинает постигать это учение. В то время существовало несколько медитативных техник. Одна из них представляла собой аскетизм, частичное или полное голодание для погружения в измененные состояния сознания. Будущий будда Сиддхартха Гаутама выбирает второй путь и в течение продолжительного времени практикует аскезу. У него появляются первые последователи. Вскоре Гаутама доводит свое тело до грани между жизнью и смертью и осознает, что самоограничение разрушает человека, так же как и чрезмерность. Так в нем рождается мысль о Срединном Пути. Его сподвижники разочаровываются и покидают учителя, когда узнают, что он оставил аскезу.

Сиддхартха Гаутама находит в лесу дерево и дает себе обет, он будет пребывать под его тенью пока не достигнет просветления. Принц-монах следит за дыханием концентрируясь на кончике носа при вдохе, наблюдая как воздух наполняет легкие и так же внимательно провожает выдох. Такая медитация успокаивает дух и предшествует состоянию, когда разум чист и очень силен в процессе познания. Возможно, он вспоминает свои предыдущие жизни, смотрит на свое рождение, детство, жизнь во дворце, жизнь бродячего монаха. Вскоре он мысленно приходит к давно забытому состоянию из детства, когда спонтанно погружался в медитацию.

Здесь стоит заметить, когда человек заново проживает ситуации из прошлого, он возвращает себе затраченную энергию. В учении дона Хуана Карлоса Кастанеды эта техника вспоминания называется перепросмотром.

Вернемся к истории просветления будды Сиддхартхи. Под кроной дерева Бодхи к нему приходит демон Мара, который олицетворяет темную сторону человека. Он пытается заставить принца испытать страх, вожделение или отвращение, но Шакьямуни остается безмятежен. Он безразлично принимает все как часть себя и страсти утихают. Вскоре будда Сиддхартха Гаутама постигает Четыре Благородные Истины и достигает просветления. Он называет свое учение Восьмеричный или Срединный Путь. Эти истины звучат примерно так:

  • В жизни есть место страданию
  • Желание обладать есть причина страдания
  • Пагубные желания можно усмирить
  • Следование Срединному Пути ведет к просветлению будды

Это смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия, самоконтроль и отказ от крайностей. Он узнает, что если устранить желание можно избавиться от страдания. Стремление обладать — прямая дорога к разочарованию и страданию. Это состояние сознания свободное от невежества, алчности, ненависти и заблуждений. Это возможность выйти за пределы сансары — бесконечного цикла перерождений. Путь к просветлению будды начинается из и следованию нескольким заповедям: нравственности, медитации и мудрости. Это так же значит не убивать, не красть, контролировать свою сексуальную жизнь (но не отказываться от нее), не лгать и не опьянять ум.

Возвышение Сиддхартхи Гаутамы

Будда Шакьямуни начинает проповедовать Четыре Благородных Истины для всех кто желает достигнуть просветления. После восьми лет скитаний будда Сиддхартха Гаутама возвращается во дворец к покинутой семье. Отец прощает его от всего сердца, а его мачеха молит о принятии в ученики. Сиддхартха соглашается, она становится первой в истории монахиней, а его сын — монахом. Вскоре Гаутама снова покидает свою землю и продолжает проповедовать истину, которую постиг под деревом Бодхи. Сиддхартха основывает школу медитации Сангха, где обучает всех желающих медитации и помогает встать на путь просветления.

Он умирает в майское полнолуние в возрасте 80 лет, возможно от болезни или отравления, доподлинно неизвестно. Перед уходом будда Шакьямуни погружается в глубокий транс на пути к нирване — вечному блаженству, свободе от новых рождений, от страданий и смерти… Тело будды Сиддхартхи Гаутамы кремируют, а его прах сохраняют. Так заканчивается история просветления будды, но не его учение. После смерти, буддизм массово распространяется с помощью царя Индии Ашока, но больше всего благодаря странствующим монахам. Созывается совет, чтобы сохранить наследие будды, таким образом, священные тексты были увековечены и частично дошли до наших дней в первозданном виде. Современный буддизм насчитывает около 400 млн. последователей по всему миру. Это единственная в мире религия без насилия и крови.

Символ буддизма

Символ Гаутамы будды — лотос, прекрасный цветок, который произрастает из грязи, но при этом всегда остается чистым и благоухающим. Так и сознание каждого человека, способно раскрыться и стать таким же прекрасным и чистым как лотос. Смыкаясь на закате лотос укрывается в самом себе — источник просветления и чистоты, недоступный скверне земного мира. Будда Шакьямуни искал и нашел свой путь. Он постиг Знание, которое противоположно обладанию вещами и удовлетворению желаний. Буддизм — это единственная религия, которая не содержит в себе поклонение богу. Посредством учения будды человек учится контролировать свой ум, он может стать хозяином своего ума и достичь нирваны. Сиддхартха был человеком, он учил, что каждый человек при должном усердии может достигнуть просветления и освободится от бесконечного цикла перерождений.

История просветления будды Сиддхартха Гаутама учит что жизнь — это единение тела и разума, продолжается до тех пор, пока существует неудовлетворенное желание. Желание — причина перерождений . Жажда удовольствий, власти, богатства, ввергает нас в круг сансары. Чтобы обрести избавление от этого страшного мира полного скорби нужно избавиться от своих желаний. Только тогда душа просветленного войдет в нирвану, сладость вечного молчания.

Просмотры 7 524