Что можно с физическое явление. Примеры химических и физических явлений в природе
Нас окружает бесконечно разнообразный мир веществ и явлений.
В нем непрерывно происходят изменения.
Любые изменения, которые происходят с телами, называют явлениями. Рождение звезд, смена дня и ночи, таяние льда, набухание почек на деревьях, сверкание молнии при грозе и так далее – все это явления природы.
Физические явления
Вспомним, что тела состоят из веществ. Заметим, что при одних явлениях вещества тел не меняются, а при других – меняются. Например, если разорвать листок бумаги пополам, то, несмотря на произошедшие изменения, бумага останется бумагой. Если же бумагу сжечь, то она превратится в пепел и дым.
Явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел, состояние веществ, но вещества остаются прежними, не превращаются в другие, называют физическими явлениями (испарение воды, свечение электрической лампочки, звучание струн музыкального инструмента и т. д.).
Физические явления чрезвычайно разнообразны. Среди них различают механические, тепловые, электрические, световые и др.
Давайте вспомним, как плывут по небу облака, летит самолет, едет автомобиль, падает яблоко, катится тележка и т. д. Во всех перечисленных явлениях предметы (тела) движутся. Явления, связанные с изменением положения какого-либо тела по отношению к другим телам, называют механическими (в переводе с греческого «механе» означает машина, орудие).
Многие явления вызываются сменой тепла и холода. При этом происходят изменения свойств самих тел. Они меняют форму, размеры, изменяется состояние этих тел. Например, при нагревании лед превращается в воду, вода – в пар; при понижении температуры пар превращается в воду, вода – в лед. Явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел, называют тепловыми (рис. 35).
Рис. 35. Физическое явление: переход вещества из одного состояния в другое. Если заморозить капли воды, вновь возникнет лед
Рассмотрим электрические явления. Слово «электричество» происходит от греческого слова «электрон» – янтарь. Вспомните, что, когда вы быстро снимаете с себя шерстяной свитер, вы слышите легкий треск. Проделав то же в полной темноте, вы увидите еще и искры. Это простейшее электрическое явление.
Чтобы познакомиться еще с одним электрическим явлением, проделайте следующий опыт.
Нарвите маленькие кусочки бумаги, положите их на поверхность стола. Расчешите чистые и сухие волосы пластмассовой расческой и поднесите ее к бумажкам. Что произошло?
Рис. 36. Небольшие кусочки бумаги притягиваются к расческе
Тела, которые способны после натирания притягивать легкие предметы, называют наэлектризованными (рис. 36). Молнии при грозе, полярные сияния, электризация бумаги и синтетических тканей – все это электрические явления. Работа телефона, радио, телевизора, разнообразных бытовых приборов – это примеры использования человеком электрических явлений.
Явления, которые связаны со светом, называют световыми. Свет излучают Солнце, звезды, лампы и некоторые живые существа, например жуки-светлячки. Такие тела называются светящимися.
Мы видим при условии воздействия света на сетчатку глаза. В абсолютной темноте мы видеть не можем. Предметы, которые сами не излучают свет (например, деревья, трава, страницы этой книги и др.), видны только тогда, когда они получают свет от какого-нибудь светящегося тела и отражают его от своей поверхности.
Луна, о которой мы часто говорим как о ночном светиле, в действительности является лишь своеобразным отражателем солнечного света.
Изучая физические явления природы, человек научился использовать их в повседневной жизни, быту.
1. Что называют явлениями природы?
2. Прочитайте текст. Перечислите, какие явления природы называются в нем: «Наступила весна. Солнце греет все сильнее. Тает снег, бегут ручьи. На деревьях набухли почки, прилетели грачи».
3. Какие явления называют физическими?
4. Из перечисленных ниже физических явлений в первый столбик выпишите механические явления; во второй – тепловые; в третий – электрические; в четвертый – световые явления.
Физические явления: вспышка молнии; таяние снега; спуск с горы на санках; плавление металлов; работа электрического звонка; радуга на небе; солнечный зайчик; перемещение камней, песка водой; кипение воды.
<<< Назад
|
Вперед >>>
|
Цели урока:
- Дать понятие о предмете физики.
- Создать представление о первичных понятиях в физике (тело, вещество, явление).
- Сформулировать цели изучения явлений природы.
- Выявить источники физических знаний, определить круг изучаемых явлений, пояснить связь физики с другими науками и техникой.
- Ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений.
- Пробудить у детей интерес к изучению физики и развить любознательность.
Оборудование: три линейки из разного материала, наклонный желоб, стальной шарик, штатив; пружина, набор грузов; электрическая лампочка на подставке электрофорная машина, электрический звонок, зеркало, детская машинка.
Ход урока
Организационный момент
Объяснение нового материала
Мы приступаем с вами к изучению основ очень интересной и полезной науки – физики. Садясь в поезд, такси, трамвай, нажимая на кнопку электрического звонка, просматривая кинофильм или наблюдая, как комбайн убирает урожай, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих больших и маленьких достижений техники, сколько труда вложено в каждое из них. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником.
А ведь не очень давно люди ездили в тарантасах, запряженных лошадьми, жали рожь и пшеницу серпами, сидели при свете горящих лучин в длинные зимние вечера и только в сказках мечтали о различных волшебствах. Гусли-самогуды, ковер-самолет, топор-саморуб? вот предметы сказочных мечтаний. Вспомните, в сказке А.С.Пушкина звездочет и мудрец, подаривший царю Додону чудесного петушка, заверял его:
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется.
И вот мечта сбылась. Современные радиолокационные установки куда лучше золотого петушка. Они позволяют мгновенно и точно обнаружить в небе самолеты, ракеты и другие объекты.
Как о чуде говорится в сказке Ершова “Конек-горбунок” о холодном свете:
Огонек горит светлее,
Горбунок бежит скорее.
Вот уж он перед огнем.
Светит поле словно днем.
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится.
Диву дался тут Иван,
“Что, - сказал он, - за шайтан!
Шапок с пять найдется свету,
А тепла и дыму нету.
Эко чудо-огонек...”
И вот чудо-огонек в виде ламп дневного света проник в наш быт. Он радует людей на улицах, в магазинах, в учреждениях, в метро, в школах, на предприятиях.
Да, сказки становятся былью: гусли-самогуды воплотились в магнитофон. Электропилы за несколько секунд валят вековые деревья лучше сказочных топоров-саморубов. Не ковры, а самолеты стали широко распространенным средством транспорта. Наши ракеты выводят на орбиты искусственные спутники Земли и космические корабли с космонавтами на борту. Все это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.
Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса,
Он всего, всего боялся.
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.
И решил он, что ж бояться,
Лучше просто все узнать.
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он земли науку,
Кратко "физикой" назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу распознал.
"Физика" – это греческое слово и в переводе означает, как вы поняли, "природа".
Одной из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, которая дает возможность понять современную технику и развивать ее дальше, является физика. Знания физики необходимы не только ученым и изобретателям. Без них не может обойтись ни агроном, ни рабочий, ни врач. Каждому из вас они тоже потребуются не раз, а многим, может быть, доведется сделать новые открытия и изобретения. То, что сделано трудом многих ученых и изобретателей – великолепно. Имена многих из них вы уже слышали: Аристотель, М. Ломоносов, Н. Коперник и многие другие. Но впереди еще много нерешенных задач: надо поставить на службу человеку тепло и свет Солнца, научиться безошибочно предсказывать погоду, предсказывать стихийные бедствия, надо проникнуть на огромные океанские и земные глубины, надо разведать и освоить другие планеты и звездные миры и многое другое, чего нет даже в сказках.
Но для этого надо прежде всего усвоить то, что добыто, в частности, овладеть знаниями по физике. Физика – интереснейшая наука. Ее надо изучать с большим вниманием, доходить до самой сути. Однако не рассчитывайте на легкий успех. Наука – не развлечение, не все будет весело и занимательно. Она требует настойчивого труда.
Получив некие знания, человек сформулировал закон, использовал в своей жизнедеятельности изученное явление, создал приборы и машины, прочие вспомогательные орудия, с помощью которых он может успешнее и совершеннее изучать и глубже описывать другие явления. Процесс изучения физики можно сравнить с движением по лестнице всегда вверх.
Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления , понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу.
Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что физическое тело – это любой предмет подлежащий рассмотрению в физике.
Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)
Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках?
Класс. Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.
Учитель . Какой можно сделать вывод?
Класс. Тела могут различаться веществом.
Учитель. Что такое вещество?
Класс. Это то, из чего состоит физическое тело.
Учитель. Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.)
Вещество – это один из видов материи.
Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания.
Материя – вещество, поле.
Любой материальный предмет состоит из вещества. Мы можем его потрогать и увидеть. Сложнее с полем – мы можем констатировать последствия его действия на нас, но не можем увидеть. Например существует гравитационное поле, которое мы не ощущаем, но благодаря которому мы ходим по земле и не улетаем с нее, несмотря на то, что она вращается со скоростью 30 км/с, измерить его мы пока не можем. А вот электромагнитное поле человека не только можно ощущать по последствиям его воздействия, но и изменять.
В природе с телами происходят различные изменения. Они называются явлениями. Физическими явлениями называется . различные изменения, происходящие с физическими телами.
Какие физические явления вы наблюдали? (Учащиеся приводят примеры.)
Все явления делятся на несколько видов: механические, тепловые, звуковые, электрические, магнитные, световые. Рассмотрим их на конкретных примерах и опытах. (Демонстрируются некоторые виды явлений.)
А сейчас подумаем вместе над таким вопросами:“Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?”
– Можно наблюдать за явлением, что мы и делали на уроке.
– Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы. Назовем некоторые из них: часы, линейка, вольтметр,
– Можно применять математические знания
– Обязательно нужно делать обобщения
Закрепление материала
Задача 1 . Разделите на три группы понятий следующие слова: стул, древесина, дождь, железо, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас.
Задача 2. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и она там растаяла. Можно ли случившееся назвать явлением? (Да.)
Задача 3. Вам во сне явился добрый волшебник, подарил много мороженого, и Вы угостили им всех своих друзей. Жаль только, что это был сон. Можно ли считать появление доброго волшебника физическим явлением? (Нет.)
Задача 4. Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девочки. Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики? (И физики и другие ученые назовут действия хулиганством. Но с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты) .
Запись домашнего задания § 1 ? 3. Ответить на вопросы.
Тема: Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
Тема урока: Природные явления и их классификация.
Цель урока: Познакомить учащихся с природными явлениями и их разнообразием.
Задачи урока:
I . Образовательные задачи:
- Вспомнить и закрепить знания об оболочках Земли.
- Сформировать знания у учащихся о том, что образование любого природного явления связано с процессами, происходящими в оболочках Земли.
- Дать общее представление, учащимся о видах природных явлений по месту их возникновения.
II . Развивающие задачи.
- Развивать у учащихся способности и умения предвидеть природные явления своей местности, которые могут привести к тяжелым последствиям, а так же способы защиты от них.
III . Воспитательные задачи.
- Воспитать у учащихся убеждение в том, что любое природное явление разрушительной силы приносит государству огромный ущерб различного вида, в первую очередь материальный и гибели людей. Поэтому государству необходимо направлять средства научным учреждениям, для того чтобы они занимались данной проблемой и в будущем смогли бы их предсказывать.
Ход урока
Учитель: Сегодня дети мы с вами поговорим о природных явлениях и их разнообразии. Некоторые вы конечно знаете, какие-то вы узнали из курса природоведения и географии, а если кто-то интересуется средствами массовой информации то и от туда. Если включить телевизор, радио или воспользоваться Интернетом, то можно сказать с уверенностью, что природные явления разрушительной силы происходят все чаще и чаще, а их сила становится все больше. Поэтому нам необходимо знать какие природные явления бывают, где всего чаще они возникают и как от них защититься.
Учитель: И так давайте с вами вспомним из курса географии, какие оболочки Земли существуют.
Всего выделяют 4 оболочки Земли:
- Литосфера – в нее входит земная кора и верхняя часть мантии.
- Гидросфера – водная оболочка, в нее входит вся вода в разных состояниях.
- Атмосфера – газовая оболочка, самая легкая и подвижная.
- Биосфера – сфера жизни, это область существования всех живых организмов.
Учитель: Во всех этих оболочках идут свои определенные процессы, в результате которых возникают природные явления. Поэтому, различные природные явления по месту их возникновения можно разделить:
Учитель: Из данной схемы мы видим, какое большое количество существует природных явлений. Теперь давайте рассмотрим каждое из них и выясним, что они из себя представляют. (В данной части дети должны принимать активное участие.)
Геологические.
1. Землетрясение – это природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли, оно проявляется в виде подземных толчков и колебаний земной поверхности, возникающих в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии.
Рисунок 1.
2. Вулкан – это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскаленное вещество – магма.
Извержение вулкана – это выход поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой.
Рисунок 2.
3. Оползень – это скользящее вниз смещение масс грунта под действием сил тяжести, возникающее на склонах при нарушении устойчивости грунта или горных пород.
Образование оползней зависит от различных факторов, таких как:
- какие горные породы слагают данный склон;
- крутизна склона;
- грунтовые воды и др.
Оползни могут возникнуть как естественным путем (например, землетрясение, обильное выпадение осадков), так и искусственным путем (например, деятельность человека: вырубка лесов, изымание грунта).
Рисунок 3.
4. Обвал – это отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах.
Причины обвалов в горах могут быть:
- породы, слагающие горы имеют слоистость или разбиты трещинами;
- деятельность воды;
- геологические процессы (землетрясение) и др.
Причины обвалов на побережье морей и рек, это подмыв и растворение нижележащих пород.
Рисунок 4.
5. Снежная лавина – это обвал массы снега на горных склонах, угол наклона должен составлять не менее 15°.
Причинами схода снежной лавины являются:
- землетрясение;
- интенсивное таянье снега;
- длительный снегопад;
- деятельность человека.
Рисунок 5.
Метеорологические.
1. Ураган – это ветер скорость которого превышает 30 м/с, приводящий к огромным разрушениям.
Рисунок 6.
2. Буря – это ветер, но с меньшей скоростью чем в урагане и составляет не более 20 м/с.
Рисунок 7.
3. Смерч – представляет собой атмосферный вихрь, образующийся в грозовом облаке и спускающийся вниз, имеет фору воронки или рукава.
Смерч состоит из ядра и стенки. Вокруг ядра происходит восходящее движение воздуха, скорость которого может достигать 200 м/с.
Рисунок 8.
Гидрологические.
1. Наводнение – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в озере, реке и т.д.
Причины наводнения:
- интенсивное таяние снега в весенний период;
- обильное выпадение осадков;
- загромождение русла рек горными породами во время землетрясения, обвала и т.д., а также льдом при заторах;
- деятельность ветра (нагон воды из моря, залива в устье реки).
Виды наводнений:
Рисунок 9.
2. Сель – это бурный поток в горах носящий временный характер, состоящий из воды и большого количества обломков горных пород.
Образование селей связано с обильным выпадением осадков в виде дождя или интенсивного таяния снега. В результате чего происходит смывание рыхлых пород и движение их по руслу реки с большой скоростью, который подхватывает все на своем пути: валуны, деревья и т.д.
Рисунок 10.
3. Цунами – это разновидность морских волн, возникающие в результате вертикального сдвига значительных участков морского дна.
Цунами возникает в результате:
- землетрясения;
- извержения подводного вулкана;
- оползней и т.д.
Рисунок 11.
Биологические.
1. Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющийся по лесной территории.
Лесной пожар может быть: низовой и верховой.
Подземный пожар – это горение торфа в заболоченных и болотных почвах.
Рисунок 12.
2. Эпидемия – это распространение инфекционной болезни среди большого количества населения и значительно превышающий уровень заболеваемости, обычно регистрируемый в данной местности.
Рисунок 13.
3. Эпизоотия – это широкое распространение инфекционной болезни среди животных (например: ящур, чума свиней, бруцеллез КРС).
Рисунок 14.
4. Эпифитотии – это массовое распространение инфекционного заболевания среди растений (например: фитофтороз, ржавчина пшеницы).
Рисунок 15.
Учитель: Как видите, в мире существует огромное количество явлений которые окружают нас с вами. Так давайте же запомним их и будем предельно осторожны в момент их возникновения.
Некоторые из вас могут сказать: «А зачем нам их все знать, если основная часть для нашего района они не характерны?». С одной позиции вы правы, но вот с другой нет. Каждый из вас завтра, послезавтра или в будущем наверняка соберется в путешествие в другие уголки Родины и страны. А там как известно могут быть совершенного другие явления, не характерные для нашей местности. И вот тогда ваши знания помогут вам в критической ситуации выжить и избежать негативных последствий. Как говорится: «Береженого Бог бережет».
Литература.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.
- Шеманаев В.А. Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя.
- Смирнов А.Т. Программа общеобразовательных учреждений основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы.
Как известно, явления — это изменения, происходящие с телами природы. В природе на-блюдаются разнообразные явления. Светит Солн-це, образуется туман, дует ветер, бегут лошади, из семени прорастает растение — это лишь некоторые примеры. Повседневная жизнь каждого человека также наполнена явлениями, происходящими при участии рукотворных тел, например, едет автомо-биль, нагревается утюг, звучит музыка. Посмотри-те вокруг, и вы увидите и сможете привести приме-ры многих других явлений.
Учёные разделили их на группы. Различают био-логические, физические, химические явления .
Биологические явления. Все явления, которые происходят с телами живой природы, т.е. организ-мами, называются биологическими явлениями . К ним относятся прорастание семян, цветение, образование плодов, листопад, зимняя спячка животных, полёт птиц (рис. 29).
Физические явления. К признакам физических явлений относятся изменение формы, размеров, ме-ста расположения тел и их агрегатного состояния (рис. 30). Когда гончар изготовляет из глины ка-кое-либо изделие, изменяется форма. При добыче каменного угля изменяются размеры кусков горной породы. Во время движения велосипедиста изменя-ется размещение велосипедиста и велосипеда отно-сительно тел, расположенных вдоль дороги. Таяние снега, испарение и замерзание воды сопровождают-ся переходом вещества из одного агрегатного состо-яния в другое. Во время грозы гремит гром и появ-ляется молния. Это физические явления.
Согласитесь, что данные примеры физических явлений очень разные. Но какими бы разнообраз-ными не были физические явления, ни в одном из них не происходит образование новых веществ.
Физические явления — явления, во время кото-рых новые вещества не образуются, но изменяются размеры, форма, размещение, агрегатное состоя-ние тел и веществ.
Химические явления. Вам хорошо известны та-кие явления, как горение свечи, образование ржав-чины на железной цепи, скисание молока и др. (рис. 31). Это примеры химических явлений. Материал с сайта
Химические явления — это явления, во время которых из одних веществ образуются другие.
Химические явления имеют широкое примене-ние. С их помощью люди добывают металлы, соз-дают средства личной гигиены, материалы, лекар-ства, готовят разнообразные блюда.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
С давних времен люди собирали сведения о том мире, в котором они живут. Была лишь одна наука, объединяющая всю информацию о природе, которую человечество накопило на тот момент. Тогда еще люди не знали, что они наблюдают примеры физических явлений. В настоящее время такая наука носит название «естествознание».
Что изучает физическая наука
Со временем научные представления об окружающем мире заметно изменились - их стало гораздо больше. Естествознание раскололось на много отдельных наук, среди которых: биология, химия, астрономия, география и другие. В ряде этих наук не последнее место занимает физика. Открытия и достижения в этой области позволили человечеству обладать новыми знаниями. К ним можно отнести структуру и поведение различных объектов всяких размеров (начиная с гигантских звезд и заканчивая мельчайшими частицами - атомами и молекулами).
Физическое тело - это...
Существует специальный термин «материя», которым в кругах ученых называют все, что есть вокруг нас. Состоящее из материи физическое тело - это какое-либо вещество, занимающее определенное место в пространстве. Любое физическое тело в действии можно назвать примером физического явления. Опираясь на это определение, можно сказать, что любой предмет является физическим телом. Примеры физических тел: кнопка, блокнот, люстра, карниз, Луна, мальчик, облака.
Что такое физическое явление
Любая материя находится в постоянном изменении. Одни тела двигаются, другие соприкасаются с третьими, четвертые крутятся. Не зря много лет назад философом Гераклитом была произнесена фраза «Все течет, все меняется». У ученых есть даже специальный термин таким изменениям - это все явления.
К физическим явлениям относится все то, что движется.
Какие существуют типы физических явлений
- Тепловые.
Это явления, когда из-за воздействия температуры некоторые тела начинают трансформироваться (изменяется форма, размер и состояние). Пример физических явлений: под воздействием теплого весеннего солнца тают сосульки и превращаются в жидкость, с наступлением холодов лужи замерзают, кипящая вода становится паром.
- Механические.
Эти явления характеризуют смену положения одного тела по отношению к остальным. Примеры: часы идут, мяч прыгает, дерево качается, ручка пишет, вода течет. Все они находятся в движении.
- Электрические.
Характер этих явлений полностью оправдывает свое название. Слово «электричество» уходит корнями в греческий язык, где «электрон» значит «янтарь». Пример достаточно простой и многим наверняка знакомый. При резком снятии с себя шерстяного свитера слышится небольшой треск. Если проделать это, отключив в комнате свет, то можно увидеть искорки.
- Световые.
Тело, участвующее в явлении, которое связанно со светом, называют светящимся. В качестве примера физических явлений можно привести всем известную звезду нашей Солнечной системы - Солнце, а также любую другую звезду, лампу и даже жучка-светлячка.
- Звуковые.
Распространение звука, поведение звуковых волн при столкновениях с препятствием, а также иные явления, которые так или иначе связаны со звуком, относятся к этому типу физических явлений.
- Оптические.
Они происходят благодаря свету. Так, например, человек и животные способны видеть, потому что есть свет. В эту группу также включены явления распространения и преломления света, его отражение от предметов и прохождение сквозь разные среды.
Теперь вы знаете, какие бывают физические явления. Однако стоит понимать, что между природными и физическими явлениями существует определенная разница. Так, при природном явлении происходит одновременно несколько физических явлений. Например, при ударе молнии в землю происходят следующие звуковое, электрическое, тепловое и световое.