Меню
Бесплатно
Главная  /  Праздники  /  Что такое муки тантала определение. Каково значение фразеологизма "танталовы муки"? Каково его происхождение

Что такое муки тантала определение. Каково значение фразеологизма "танталовы муки"? Каково его происхождение

Каково значение фразеологизма "танталовы муки"? Каково его происхождение?

    Танталовы муки - означает вечную жажду и голод и не просто так, а в то время, когда вода и пища есть перед глазами, но недоступна.

    Сын Зевса и царицы Омфалы был наказан за дерзость .

    Очень многое ему прощалось, ведь Зевс любил его больше всех земных сыновей (даже то, что он воровал у богов (для людей) чудесную пищу - амброзию и нектар, которая помогала сохранять вечную молодость и дарила силу и здоровье).

    Дерзость заключалась в том, что он убил своего сына Пелопа, порезал его тело на куски, пожарил его и подал на стол богам.

    Почему Тантал убил своего сына? - есть много версий и одна из них (к которой я склоняюсь) это та, по которой Тантал убил своего сына по велению богов и своим поступком выразил протест богам, за что и был жестоко наказан.

  • Фразеологизм Танталовы муки означает муки, от невозможности достичь желаемого. Согласно существующего мифа, фригийский царь Тантал был наказан богами за чрезмерную гордость и низвергнут в ад, где был подвергнут жестоким мучениям. В частности, когда он страдал от голода, над его головой висели плоды, которые он не мог достать.

    Фразеологизм о танталовых муках произошел из мифа о Тантале, который хотел украсть со стола амброзию и нектар, чтобы подарить людям вечную молодость. За это его бросили в ад, где он был окружен водой и сочными плодами и его мучил голод, но стоило ему протянуть к плодам руку, как все исчезало.

    Т.е. Танталовы муки - это такие муки, когда мучит желание что-то получить, но достичь желаемого невозможно.

    Танталовы муки, фразеологизм из греческого мифотворчества.Испытовать танталовы муки, означает,нынче претерпевать жесточайшие мучения,нестерпимую боль и т. д.

    Однако история страдальца Тантала, заслуживает на мой взгляд,мескольких минут внимания.Потому, что это используя это устоявшееся выражение, мы.как это зачастую бывает,забываем,а кем,собственно был этот несчастный.

    Итак,знакомтесь -Тантал.Существует несколько версий его родословной,но наиболее распространеная гласит,что он был сыном нимфы Плуто и самого Зевса.Естественно, такие родители не могли не позаботится о своем чадо,и устроили парнишку царем в Сипилу (нынешияя Маниса, в курортной турецкой Анатолии).Видимо,занятость, на ниве дел божественных, отвлекала родителей от воспитания отпрыска. Поэтому Тантал,вырос типичным древнегреческим оболтусом и мажором.

    В силу родственных связей, он регулярно посещал и чинные воскресные семейные обеды, и лихие корпоративы на Олимпе(21+), коими так славился античный божественный истеблишмент. А потом, хвастаясь своим земным друзьям, выбалтовал в деталях,что там да как. И тем самым подрывал светлый (ну или же темный)авторитет своих сводных братьев и сестер, кузенов и кузин,не говоря уже об более дальней небесной родне,который те,между прочим,веками нарабатывали.

    Ну представте.на минуту, вы,древний грек, и служите в армии. И очень уважаете бога воинов Ареса. Потому что,тот такой сильный, смелый и справедливый, и строгий.Настоящий Батяня-комбат. И даже слегка его побаиваетесь. И тут,вы узнаете,что ваш кумир,в свободное от боев и походов время,любит вязать крючком, или там вышивать крестиком. а дома,скинув боевые сандали,чапает по комнатам в смешных мохнатых тапках, с мордочками мультяшных пушистиков на носках.Наверняка вера ваша серьезно бы пошатнулась,боевой дух подпортился и настроение бы упало. А вам завтра на работу, Фивы завоевывать...))

    Потом Тантал был замечен и уличен в мелком воровстве с божественного стола эксклюзивных продуктов питания (нектар и амброзия),якобы для друзей.чем очень огорчил папу. И не то, что бы Зевс был жмотом. Нет. Скорее даже наоборот. Но тут, вот в чем дело.Нектар и амброзия даровали людям бессмертие.А Зевс,в отличие от множества современный родителей, прекрасно знал с кем якшается его сынуля,ведь он-то все ж таки бог.)Правильно,с такими же мажорами, только из семей статусом пониже, так сказать местного уровня.И Зевс прекрасно понимал,какой бардак может приключится на ввереной ему Земле, если эта компашка будет еще и бессмертна.А ему и без того головной боли было достаточно.Вот он и пригрозил сынуле, что если тот не прекратит исполнять,то будет отправлен к дяде Гадесу на перевоспитание.

    Но папино,а равно и прочей родни,терпенье, всеж таки лопнуло,когда Тантал,видимо, обдолбавшись до немогу,решил устроить всем высокопоставленным родственникам пикничек,а на шашлычек зарезал собственного сына.Племянника боги любили. Особенно, Посейдон.Поэтому мальченку быстренько воскресили.А его гадского папу Тантала,после всеобщего физического порицания за все хорошее,Дядя Гадес,таки забрал к себе на тот свет.

    И в качестве наказания. стоит теперь Тантал по горло в кристальной воде но попить не может.А над ним висят и дразнятся спелые яблоки-груши. Но стоит протянуть руку и ветки прднимают еду вверх...

    Танталовы муки - это муки, которые испытывает человек, когда невозможно достичь того, чего он желает. Тантал считал себя равным богам, но боги его наказали за его гордость собой, его отправили в ад, где он испытывал муки голода и жажды. Он находился в воде по горло, а вокруг него были фрукты. Только он наклонится - вода уходит. Только он потянется к фруктам - ветки поднимаются вверх. Также и человек испытывает танталовы муки, когда не может чего-то достичь. Лучше уж смириться и жить, как есть, чем мучиться, как Тантал.

    У знатоков древнегреческой мифологии нет единого мнения о том, что именно Тантал сделал не так. Воровство нектара, разбалтывание олимпийских тайн и даже каннибальская кулинария с целью выведать всеведение богов - список прегрешений у разных античных авторов не совпадает.

    В мифе о Пелопе прослеживается гораздо более древний мотив человеческих жертвоприношений и его отмена. В нм есть явные фактические параллели с библейским сказанием о принесении Авраамом в жертву сына Исаака. Был ли герой набожным или анфан террибль , какие цели он ставил страшным актом для сюжета значения не имеет. Трактовка зависит от оценочных наслоений, нарастающих снежным комом и влекущих друг друга в причинно-следственных связях. Главное: была жертва, отец убивал сына для ублажения бога (богов), потом нужда в этом акте отпала. Авраам представлен последовательным исполнителем воли Божьей, готовым ради не не считаться со своими личными желаниями. Тантал изображн предельно своевольным, не ставящим интересы богов ни во что по сравнению с собственными спонтанными порывами.

    В обоих случаях позднейшее осмысливание поступков, уже непонятных новым поколениям, но в древнееврейском случае персонажу (Аврааму) требовалось дать исключительно положительную коннотацию , а Танталу - отрицательную. Приписывание умервщление сына именно царю Сипила - вообще случайность. Нужен был отрицательный персонаж, с которым удалось бы ассоциировать непонятный варварский поступок, Тантал хорошо вписался в требуемый профиль. Приписывание ему действий из далкой древности могло носить заместительный характер: что именно сделал Тантал, давно позабыли, но само наказание помнили - не могли же с таким размахом расквитаться за мелочь?

    Выражение танталовы муки означает ужасные бесконечные страдания , ибо мифический персонаж стоял по горло в воде, которой не мог утолить жажду, под прекрасными плодами, которыми не мог утолить голод, ибо при первом же движении столь близкое становится недостижимым.

    Фразеологизм произошел из древнегреческой мифологии, и был описан в поэме Гомера Одиссея. Согласно мифу, был такой фригийский царь Тантал. Боги всегда были к нему благосклонны и приглашали его на свои пиршества. От такого отношения Тантал возгордился и был наказан за это. Будучи низвергнутым в ад, он был обречен на вечные муки голода и жажды. Но при этом он стоял в воде по горло, а прямо над его головой висели ветви с плодами. Стоило ему потянуться к еде или воде, они сразу отступали. Фразеологизм отражает страдания от невозможности достичь желаемого, которое на первый взгляд кажется легко достижимым.

    Танталовы муки - это значит нестерпимые муки от того, что тобой не может быть достигнуто, будь оно у тебя хоть перед самым носом. Часто такое бывает во сне (держишь что - то в руке вкусное, а откусить никак не можешь). Ну а вообще - то этот фразеологизм взят из древнегреческой мифологии. Тантал -любимец богов возгордившись своим положением, оскорбил их и за это был очень жестоко наказан. Наказание это заключалось в том, что, низвергнутый в ад, он должен был вечно испытывать нестерпимые муки жажды и голода; стоять по самое горло в воде, но не иметь возможности напиться и над ним нависали ветви с роскошными плодами, но, как только он протягивал руки к плодам, ветви с плодами отклонялись от него.

    Фразеологизм танталовы муки возник из древнегреческой мифологии и означает испытывать неистерпимые страдания и мучения от осознания того, что самые заветные желания и цели близки, но нет возможности их достигнуть.

    Тантал - сын Зевса и Плуто- был царем Фригии и любимцем богов. Со временем Тантал стал высокомерен и начал считать себя равным богам. Однажды он захотел испытать богов и подвидом изысканного блюда преподнс мясо убитого им собственного сына Пелопса. Боги разгадали злой замысел и наказали Тантала. Так он стоял по подбородок в прозрачной воде, но как только он опускал голову, чтобы напиться вода исчезала. Над головой Тантала были фрукты, но как только он поднимал руку, чтобы сорвать фрукты, ветви поднимались. Так он и был обречен на вечные муки жажды и голода.

    Выражение о танталовых муках используется, чтобы выразить невозможность терпеть дальше, человеческие силы находятся на пределе, но сделать ничего невозможно, а делать надо, поэтому человек терпит и делает дальше. Так мифический царь Тантал испытывал адскую жажду, вода была перед ним, но он не мог испить даже маленький глоток. Боги наказали Тантала терпеть муки в аду, то есть в Тартаре.

    Мифы Греции очень похожи на русские народные мудрости, только наши мудрости учат, а мифы Греции предостерегают. Все черты человеческого характера разобраны в мифах со всех сторон и если делать выводы, то можно избежать танталовых мук.

    Танталовы муки можно не испытывать, если к жизни относиться разумно.

Древнегреческая мифология необычайно интересна и поучительна. Пантеон богов, которым поклонялись древние греки, богат персонажами. Легенды хранят сведения о взаимоотношении бессмертных и людей, показывают, как награждались и карались те, кто привлекал к себе внимание добрыми или ужасающими поступками. Дети богов и богинь вели земное существование, многие из них стали героями многочисленных легенд.

Интересно, что до наших дней дошли некоторые выражения – идиомы, которые связаны с тем или иным мифом. Хорошо известны фразы «ахиллесова пята» (уязвимая точка), «сизифов труд» (бесполезное занятие) или «танталовы муки» (нестерпимые мучения). Но далеко не все знают сами первоисточники и не всегда понимают, что у каждой идиомы есть своя история. Миф про Тантала поучителен. Он помогает разобраться в природе неблаговидных человеческих поступков, которые приводят в итоге к жесткому, но справедливому наказанию.

Легенда о Тантале

Существует несколько мифов про танталовы муки, краткое изложение наиболее распространенной версии поможет понять, за что любимец богов был наказан.

Сын Зевса

Согласно легенде, Тантал был сыном верховного божества Олимпа, Зевса-Громовержца и земной женщины по имени Плуто. Отец хорошо позаботился о своем отпрыске: сделал его верховным правителем богатейшей территории у горы Сипила (Лидия). Одноименным городом правил Тантал, ему было дано все, что только может пожелать человек. Изобильные земли обеспечивали едой, на пастбищах паслись ценные тонкорунные овцы и круторогие быки, табуны быстрых скакунов резвились на огромных лугах. Недра Сипила изобиловали драгоценностями, а золото можно было черпать горстями прямо из русла реки, Пактола протекала по владениям и была золотоносной.

Но земное богатство – не единственное, чем был одарен сын Зевса. Сами небожители принимали смертного за равного. Спускались в его шикарный, инкрустированный золотом дворец, и пировали там. А иной раз царю предоставляли возможность побывать на божественном Олимпе, там он не только пировал, но и присутствовал на важных совещаниях, где решались судьбы человеческие.

Такой жизни можно только завидовать. Танталу были оказаны великие почести, всего у него было в избытке, жизнь могла бы стать бесконечным праздником и источником удовольствий. Но гордец, избалованный божественным вниманием и покровительством, возомнил себя равным божествам. Ему мало было внимания свыше, он еще решил насладиться своим превосходством над смертными. Стал с Олимпа воровать нектар и амброзию, угощать друзей своих, разбалтывать секреты, услышанные на совещаниях, хвастать своими связями с небожителями.

Недоволен был Зевс таким поведением, гневался, но прощал сына любимого. Чтобы еще больше показать свою любовь, предложил однажды исполнить любое желание. Поразил отца глупый и горделивый ответ отпрыска, отказался он от милостей предложенных, да еще с обидными словами. Так и ответил: «Не нуждаюсь в твоих милостях, без того счастлив, и богат безмерно. Жребий, выпавший на мою долю, лучше и прекраснее тех, что выпали на долю бессмертных богов». Оскорбился Зевс, обиделся, но нашел в себе силы простить глупого сына, проявил в очередной раз свою отцовскую любовь.

Только не на пользу пошло такое всепрощение. Совсем царь Сипила забылся. Начал проявлять он неуважение и к другим жителям Олимпа, оскорблять и обманывать их. Следующий проступок был беспрецедентным. Он спрятал у себя Золотую собаку, охранявшую храм Зевса на острове Крит. Собака охраняла когда-то священную козу Амалфею, вскормившую самого Зевса, да и сам Громовержец в младенчестве находился под защитой Золотой собаки.

По одной из версий ее выкрал сам Тантал, по другой – просто спрятал у себя, а похитителем был Пандарей, царь Эфеса.

Зевс-Громовержец моментально узнал, где спрятана Золотая собака и послал к сыну Гермеса с требованием вернуть Золотую собаку хозяину. Но слова посланца не вразумили гордеца. Он ответил, что боги ошибаются, нет у него собаки. И поклялся в этом страшной клятвой. Еще раз простил обиду Громовержец и оставил дерзкое поведение без наказания.

Последнее преступление против небожителей

Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало ужасающее преступление царя Сипила. Решил он доказать, что боги не всевидящие, и выбрал для этого ужасный способ. Пригласил на пир всех небожителей и в качестве угощения преподнес блюдо из мяса. Ужас заключался в том, что для его приготовления блюда он зарезал собственного сына Пелопса. Отказались жители Олимпа от такого угощения, поняли, что за мясо перед ними. Только Деметра, ничего не замечавшая вокруг из-за пропажи дочери своей Персефоны, машинально съела кусок лопатки.

Такой жестокий поступок и оскорбление не смогли стерпеть жители Олимпа. Пелопса тут же оживили, а на место лопатки, съеденной Деметрой, поставили новую, которую из слоновой кости тут же изготовил Гефест. Преступника тут же отправили в царство Аида, где поставили его в реке, по горло в воде, без возможности сдвинуться с места.

Таково краткое содержание мифа. В чем же заключалось наказание и почему появилось выражение «танталовы муки»? Дело в том, что вода доходит до подбородка низверженного царя. Хочет пить он, но стоит только наклониться, как вода исчезает полностью, на ее месте остается только сухая земля. А над самой головой гордеца весят фрукты. Но достать их тоже невозможно: потянется к ветке за плодом, а ее ветром относит в сторону. Так и стоит наказанный на одном месте, рядом еда и вода, но достать он не может ни того, ни другого. И мучают его вечный голод и жажда. А над ним нависает огромная скала, готовая в любой момент обрушиться на голову. И страх постоянно сжимает сердце, ведь каждое мгновение может стать последним.

Чему учит миф о Тантале

После краткого изложения древнегреческой мифологии о Тантале становится понятно, что гордость, глупость и неблагодарность рано или поздно доведет до беды. Все было у царя Сипила: благосклонность Зевса-Громовежца, самого верховного правителя Олимпа. Все бессмертные принимали смертного как равного. На земле богатства были несметные власть, благополучие. Но не ценил всего этого гордец, решил пойти против воли богов, доказать, что они не всевидящие, усомнился в могуществе. И был наказан, обречен на вечные муки.

17.12.2016

О значении известного фразеологизма «танталовы муки» очень сложно догадаться, если не располагать информацией о его происхождении. Тем не менее, оборот достаточно часто встречается в различных СМИ. Кроме того, его можно услышать в разговорах интеллигенции. Попробуем разобраться со значением выражения «танталовы муки» с помощью рассмотрения его истории происхождения и значения.

Фразеологизм состоит из двух элементов. Значение слова «муки» понятно всем: даже когда люди сталкиваются с выражением впервые, они тут же понимают, что речь идет о чьих-то страданиях и пытках. А вот элемент «танталовы» (реже используется форма «Тантала») понятен лишь тем, кто в свое время познакомился с греческой мифологией.

Дело в том, что в Древней Греции существовал миф о царе Тантале, провинившимся перед богами и обреченным на вечные муки. Тантал был сыном Зевса, и его жизнь была воплощением настоящего счастья. Боги очень любили земного царя, засыпали его дарами и даже приглашали на Олимп.

Так как же Тантал смог разгневать своих покровителей? Все очень просто. Тантал очень возгордился своим положением, многое себе позволял, не страшился разглашать тайны могущественного родителя и, как-то раз, высокомерно заявил, что живет намного счастливее всех олимпийских богов.

Конечно, такое поведение не могло остаться безнаказанным. Последней каплей для Зевса стала ужасная преступная выходка Тантала: земной царь изрубил на куски своего сына Пелопса, приготовил из него угощения, которые подал на стол для спустившихся с Олимпа богов. Этим земной царь хотел проверить, настолько ли боги всеведущи, как о них принято говорить.

Разумеется, боги раскрыли страшный замысел Тантала и обрекли его на вечные страдания в подземном Царстве Аида. Согласно Гомеру «Танталовы муки» заключались в том, что он должен был вечно стоять в озере по горло в воде, но не иметь возможности ее испить. Также над наказанным царем располагались ветви фруктовых деревьев, которые поднимались вверх от сильного ветра, как только Тантал протягивал к ним руку.

Благодаря этому описанию становится понятно и значение рассматриваемого фразеологизма. «Танталовы муки» - это удовольствия и блага, которые кажутся такими близкими, но по факту являются абсолютно недостижимыми, какие усилия ни прикладывай. Это самая распространенная трактовка.

Существует и другая версия. Поэт Пиндар описывал муки Тантала несколько иначе. По его версии над царем нависла огромная каменная глыба, которая вселяла нестерпимый вечный ужас в человека, так как казалось, что этот камень в любой момент сорвется и упадет.

Танталовы муки (значение ) - нестерпимые муки, вызываемые созерцанием близости желанной цели и сознанием бессилия, невозможности ее достигнуть (Толковый словарь , 1935-1940).

Согласно древнегреческому мифу, царь Фригии Тантал был любимцем богов и его часто приглашали их пиршества. Но, возгордившись, он оскорбил богов. За это в наказание он был отправлен в Тартар, где он стоит по горло в воде, но не может напиться. Вода отступает от него, как только он наклонит голову, чтобы напиться. Роскошные плоды, висящие над его головой, отклоняются от его рук. Поэтому он вечно обречен испытывать нестерпимые муки голода и жажды.

"Видел потом я Тантала , казнимого страшною казнью:
В озере светлом стоял он по горло в воде и, томимый
Жаркою жаждой, напрасно воды захлебнуть порывался.
585 Только что голову к ней он склонял, уповая напиться,
С шумом она убегала; внизу ж под ногами являлось
Черное дно, и его осушал во мгновение демон.
Много росло плодоносных дерев над его головою,
Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных,
590 Также и сладких смоковниц, и маслин, роскошно цветущих.
Голодом мучась, лишь только к плодам он протягивал руку,
Разом все ветви дерев к облакам подымалися темным".

Миф о Тантале по Куну Н.А.

В "Легенды и мифы Древней Греции" описывает историю Тантала (по поэме Гомера "Одиссея"):

"В Лидии, у горы Сипила, находился богатый город, называвшийся по имени горы Сипилом. В этом городе правил любимец богов, сын Зевса Тантал. Всем в изобилии наградили его боги. Не было на земле никого, кто был бы богаче и счастливее царя Сипила, Тантала. Неисчислимые богатства давали ему богатейшие золотые рудники на горе Сипиле. Ни у кого не было таких плодородных полей, никому не приносили таких прекрасных плодов сады и виноградники. На лугах Тантала, любимца богов, паслись громадные стада тонкорунных овец, круторогих быков, коров и табуны быстрых, как ветер, коней. У царя Тантала был избыток во всем. Он мог бы жить в счастье и довольстве до глубокой старости, но погубили его чрезмерная гордость и преступление.

Боги смотрели на своего любимца Тантала, как на равного себе. Олимпийцы часто приходили в сияющие золотом чертоги Тантала и весело пировали с ним. Даже на светлый Олимп, куда не всходит ни один смертный, не раз всходил по зову богов Тантал. Там он принимал участие в совете богов и пировал за одним столом с ними во дворце своего отца, громовержца Зевса. От такого великого счастья Тантал возгордился. Он стал считать себя равным даже самому тучегонителю Зевсу. Часто, возвращаясь с Олимпа, Тантал брал с собой пищу богов - амврозию и нектар - и давал их своим смертным друзьям, пируя с ними у себя во дворце. Даже те решения, которые принимали боги, совещаясь на светлом Олимпе о судьбе мира, Тантал сообщал людям; он не хранил тайн, которые поверял ему отец его Зевс. Однажды во время пира на Олимпе великий сын Крона обратился к Танталу и сказал ему:

Сын мой, я исполню все, что ты пожелаешь, проси у меня все, что хочешь. Из любви к тебе я исполню любую твою просьбу.

Но Тантал, забыв, что он только смертный, гордо ответил отцу своему, эгидодержавному Зевсу:

Я не нуждаюсь в твоих милостях. Мне ничего не нужно. Жребий, выпавший мне на долю, прекрасней жребия бессмертных богов.

Громовержец ничего не ответил сыну. Он нахмурил грозно брови, но сдержал свой гнев. Он еще любил своего сына, несмотря на его высокомерие. Вскоре Тантал дважды жестоко оскорбил бессмертных богов. Только тогда Зевс наказал высокомерного.

На Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. Царь Эфеса Пандарей, прельщенный красотой и силой этой собаки, тайно приехал на Крит и увез ее на своем корабле с Крита. Но где же скрыть чудесное животное? Долго думал об этом Пандарей во время пути по морю и, наконец, решил отдать золотую собаку на хранение Танталу. Царь Сипила скрыл от богов чудесное животное. Разгневался Зевс. Призвал он сына своего, вестника богов Гермеса, и послал его к Танталу потребовать у него возвращения золотой собаки. В мгновение ока примчался с Олимпа в Сипил быстрый Гермес, предстал перед Танталом и сказал ему:

Царь Эфеса, Пандарей, похитил на Крите из святилища Зевса золотую собаку и отдал ее на сохранение тебе. Все знают боги Олимпа, ничего не могут скрыть от них смертные! Верни собаку Зевсу. Остерегайся навлечь на себя гнев громовержца!

Тантал же так ответил вестнику богов:

Напрасно грозишь ты мне гневом Зевса. Не видал я золотой собаки. Боги ошибаются, нет ее у меня.

Страшной клятвой поклялся Тантал в том, что говорит правду. Этой клятвой еще больше разгневал он Зевса. Таково было первое оскорбление, нанесенное Танталом богам. Но и теперь не наказал его громовержец.

Кару богов навлек на себя Тантал следующим, вторым оскорблением богов и страшным злодеянием. Когда олимпийцы собрались на пир во дворце Тантала, то он задумал испытать их всеведение. Царь Сипила не верил во всеведение олимпийцев. Тантал приготовил богам ужасную трапезу. Он убил своего сына Пелопса и его мясо под видом прекрасного блюда подал богам во время пира. Боги тотчас постигли злой умысел Тантала, никто из них не коснулся ужасного блюда. Лишь богиня Деметра, полная скорби по похищенной у нее дочери Персефоне, думая только о ней и в своем горе ничего не замечая вокруг, съела плечо юного Пелопса. Боги взяли ужасное блюдо, положили все мясо и кости Пелопса в котел и поставили его на ярко пылавший огонь. Гермес же своими чарами опять оживил мальчика. Предстал он перед богами еще прекраснее, чем был раньше, не хватало лишь у него того плеча, которое съела Деметра. По повелению Зевса великий Гефест тотчас изготовил Пелопсу плечо из блестящей слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.

Преступление же Тантала переполнило чашу терпения великого царя богов и людей, Зевса. Громовержец низверг Тантала в мрачное царство брата своего Аида; там он и несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить свою мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются ветви плодородных деревьев: сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы висят низко над его головой; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки. Не только голод и жажда терзают Тантала, вечный страх сжимает его сердце. Над его головой нависла скала, едва держится она, грозит ежеминутно упасть и раздавить своей тяжестью Тантала. Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой."

Тантал - персонаж мифологический. Никаких исторических свидетельств, которые бы подтверждали, что такой человек некогда жил, или у этого героя был реальный прототип, не существует. Тем не менее, античные авторы привязали миф к конкретным географическим координатам: Тантал был царем одного из государств малой Азии. Сегодня места, где оно располагалось, относятся к Турции.

Жил Тантал в те чудесные времена, когда боги не гнушались спускаться с Олимпа, а земных людей могли пригласить в свою обитель на посиделки. К завсегдатаям царства божьего относился и Тантал. Он был дружен с Зевсом и часто бывал у него в гостях. Царю знания о замыслах небожителей помогали разумно выстраивать политику и добиться процветания государства.

Дружеские посиделки с богами заставили Тантала возгордиться. Относительно того, чем именно он прогневал олимпийцев, существуют разные версии:

  • Монарх после пирушек на небесах любил рассказывать байки об увиденном и услышанном там своим земным товарищам.
  • Пристрастившись к лакомствам богов, гость выкрал амброзию и нектар, чтобы поставить на праздничный стол дома.
  • Зазнавшийся царь не поделил с Зевсом сторожевую собаку. Она предназначалась для храма, а Тантал и его смертные товарищи украли пса, а потом клялись богам, что не видели животное.
  • Желая обмануть богов, пригласил их на пир и приказал в качестве праздничной трапезы убить и приготовить своего сына. На вопрос Тантала о том, что это за лакомство, олимпийцы в один голос заявили, что перед ними человечина, есть они не станут, а детоубийца будет низвергнут в преисподнюю. Данная версия повторяет миф о Сизифе.

В наказание за гордыню боги отправили Тантала в преисподнюю, где Аид придумал для него оригинальное наказание. Чревоугодника и любителя хмельного поместили в озеро, около которого росли деревья. Когда Тантал захотел напиться воды, он склонил голову и вода отступила от его лица. Пытаясь утолить голод, он протянул руку к ветку дерева, но плоды и листья поднялись на большую высоту. Это и была уготовленная ему мука.

Смысл фразеологизма

Из древнегреческих мифов образ Тантала дошел до наших дней. Люди забыли, за что был наказан царь, но их впечатляло положение человека, который не может удовлетворить свои элементарные потребности. При этом то, что может прекратить страдания монарха, находится на расстоянии вытянутой руки, но недоступно, как будто находится на другой планете.

Танталовыми муками называют страдания от невозможности достичь цели. Это перманентное состояние. При этом желаемое должно находиться рядом и путь к нему должен казаться простым. Человек пытается следовать этим самым простым путем, но зримый успех недостижим, а цель, как будто дразня, отдаляется.

Предложения с фразеологизмом:

  • Будучи не в силах вытащить из стеклянной бутылки фантик, кошка испытывала танталовы муки.
  • Начинающий музыкант терпел танталовы муки от отсутствия приглашений на концерты.
  • и в рифму:

Толстяк на диете, в витрине кус сала -