Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии сказок  /  Древняя история деда мороза. Откуда появился Дед Мороз: история для детей

Древняя история деда мороза. Откуда появился Дед Мороз: история для детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дед Мороз. История происхождения

Многие думают, что Дед Мороз имеет русское происхождение, а его родословная восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Это не совсем так, вернее - совсем не так. Иногда ошибочно полагают, что Дед Мороз и Снегурочка с древних времен являются спутниками праздничных новогодних елок, однако это произошло только в конце XIX века.

В преданиях наших предков издревле существовал Мороз - повелитель зимних холодов. В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне - боге зимней стужи. Мороза представляли в образе старичка низенького роста с длинной седой бородой. С ноября по март у Мороза всегда много работы. Мороз бегает по лесам и стучит своим посохом, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам и раскрашивает оконные стекла узора ми. Мороз леденит гладь озер и рек. Мороз щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистыми снегопадами.

Этот образ зимнего повелителя художественно развивается и воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко. Однако, хотя эти морозные деды не были лишены чувства справедливости и сострадания и иногда одаривали забредающих в их владения добрых и трудолюбивых людей, они не были связаны с приходом Нового года и раздавать подарки не было их главной заботой.

Прообразом современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. Унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях.

В России Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем или Николаем Мирликийским, также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых святых. Его считали своим покровителем и заступником мореплаватели и рыбаки, но особенно много доброго и чудесного сделал этот святой для детей.

О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд, распространенных в Западной Европе. Одна из таких историй рассказывает, что некий бедный отец семейства не мог найти средств на то, чтобы прокормить трех своих дочерей, и, отчаявшись, собирался отдать их в чужие руки. Прослышавший об этом Святой Николай, пробравшись в дом, засунул мешок с монетами в дымоход. В печке в это время сушилась старая, изношенная обувь сестер (по другой версии, у камина сушились их чулки). Утром изумленные девочки достали свои старые башмаки (чулки), наполненные золотом. Нужно ли говорить, что их счастью и ликованию не было предела? Добросердечные христиане с умилением пересказывали эту историю многим поколениям своих детей и внуков, что привело к появлению обычая: дети на ночь ставят свои сапожки за порог и вешают свои чулки у кровати с ожиданием получить утром подарки от Святого Николая. Традиция дарить детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе с XIV века, постепенно этот обычай переместился на рождественскую ночь.

В XIX веке вместе с европейскими эмигрантами образ Святого Николая стал известен в Америке. Голландский святой Николай, которого на родине называли Синтер Клаас, перевоплотился в американского Санта-Клауса. Этому способствовала появившаяся в 1822 году в Америке книга Клемента Кларка Мура «Приход святого Николая». В ней рассказывается о рождественской встрече одного мальчика со Святым Николаем, который живет на холодном Севере и разъезжает на быстрой оленьей упряжке с мешком игрушек, раздаривая их детям.

Естественно, что прижиться рождественскому деду в России было не сложно, так как похожий образ с древнейших времен присутствовал в славянском фольклоре, развился в русских народных сказках и художественной литературе (поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»). Внешний облик русского морозного деда вобрал в себя и древние славянские представления (старик невысокого роста с длинной седой бородой и посохом в руке), и особенности костюма Санта-Клауса (красная шуба, отороченная белым мехом).

Такова краткая предыстория появления на рождественских праздниках, а позднее - на новогодних елках русского Деда Мороза. И тем более приятно, что только у нашего Деда Мороза есть внучка Снегурочка и родилась она в России.


Сколько лет Деду Морозу? Когда появился Дедушка Мороз?

Приблизительно в одно время с елкой постоянным персонажем новогоднего праздника становится Дед Мороз, хотя возраст сказочного деда уже перевалил за тысячу лет.

До сих пор никто точно не знает, откуда к нам пришел Дед Мороз и кто был его прототипом. В разных странахразные мнения. Одни считают, что Дед Мороз — это потомок местных гномов, другие — средневековых бродячих жонглеров, третьи — странствующих продавцов игрушек. Но всё это только предположения, на самом деле, узнать кто такой Дед Мороз и откуда он взялся, очень сложно.

Еще в конце I тысячелетия нашей эры среди народов Востока появился культ Николая Мирского (от названия одного из городов Малой Азии — Мира) — покровителя детей, моряков, девушек- невест и даже воров. За добрые деяния и подвижничество Николая Мирского после смерти возвели в ранг святых. Останки угодника и чудотворца долгое время находились в одной из восточных церквей, но в XI веке храм ограбили итальянские пираты, которые похитили мощи святого и переправили их в Италию. Прихожане после такого зверства долгое время не могли прийти в себя и усердно молились за сохранение останков святого Николая.

С Востока культ чудо творца распространился позднее и на страны Центральной и Западной Европы. В раннем средневековье в этот праздник дети даже не учились. Святой Никалаус— в Германии, Клаас— в Голландии, Клаус— в Англии в образе старит с белой бородкой передвигался по улицам смешком за спиной на белом коне или ослике и раздавал детям подарки.

Со временем Санта Клаус стал приезжать с подарками на Рождество Христово, которое отмечалось 25 декабря. Церковникам не очень нравилось это, ведь праздник был связан с именем Христа. И тогда подарки стал раздавать сам Христос, которого изображали девушки- подростки в белых одеждах. Но народ, привыкший к Николаю Чудотворцу, уже не представлял без этого персонажа Новый год. Так у дедушки появилась юная спутница. Оба эти персонажа в России прижились очень быстро — ведь их прототипы давно существовали в сказках, куда они перекочевали из древнеславянских мифов о Деде Морозе и Снегурочке. Понятно, что Дед Мороз является мифическим персонажем.

Любители праздничной символики решили, что у нашего Деда Мороза должна быть своя Родина. Резиденцией русского Деда Мороза в декабре 1998 года был объявлен расположенный на севере Вологодской области Великий Устюг.

Считается, что наш Дед Мороз является потомком восточнославянского духа холода Трескуна (Студенца, Мороза, Морозко, Карачуна). Со временем образ Деда Мороза изменялся. Сначала сакральный персонаж представал в образе старичка с бородой и в валенках; в одной руке он нес мешок с подарками, в другой — держал посох. Такой Дед Мороз дарил гостинцы только самым умным, послушным и воспитанным деткам, а нерадивых «потчевал» палкой, дабы исправлялись.

Постепенно Дед Мороз превращался в более доброго старичка — он уже не бил детей, а только пугал их страшными рассказами. Потом Дедушка Мороз стал совсем добрым — сейчас он дарит детям подарки и никогда не пугает их. Посох старика стал волшебным. С помощью этого атрибута он спасает все живое в лютые морозы и показывает детишкам забавные фокусы. Теперь у Деда Мороза есть еще и внучка — Снегурочка, которая помогает старику разносить подарки и рассказывать сказки.

Одеяние Деда Мороза, также как и его образ, претерпело значительные изменения. Сначала наряд был похож на плащ, после, к началу XIX века, в Голландии Деда Мороза представили в образе стройного трубочиста, постоянно курившего трубку и прочищающего дымоходы, для того чтобы забросить туда подарки.

К концу XIX века у Деда Мороза появилась красная шуба, отороченная мехом, в которой он щеголяет по сей день. Образ современного Деда Мороза создал англичанин Тенниел, превративший его в толстого добродушного старичка, только назвал он волшебника Санта Клаусом.

И не важно, что вы больше не верите в Деда Мороза, главное, что вы абсолютно не представляете себе Новый год без его веселых шуток, плясок и подарков, которые превращают обыкновенный день в настоящий праздник.

Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.

Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной. Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать до недавнего времени было известно весьма путанно и туманно. По этой причине редакция SuperCook.ru провела свои собственные фундаментальные научно-исторические исследования, наконец-то прояснившие эту великую древнюю тайну.


Наш всесильный русский языческий Бог Дед Мороз могуч и велик во всем, в том числе и в способности по-русски превелико выпивать – с божественным здоровьем у него все в порядке, никакие хвори и опьянения его не берут…

Однажды у великого русского Бога-Отца Деда Мороза и божественной Снежной Вьюги-Метелицы родился Бог-Сын Снеговик. По причине зачатия в состояниии крепкого новогоднего подпития родителей, он родился несколько слабоватым умом, но очень добрым и отзывчивым. Привычку выпивать он от Отца не перенял, потому совсем не пьет, а всякой еде предпочитает мороженое.

В один прекрасный момент у зимнего Бога-Сына Снеговика и русской богини Весны-Красны родилась дочка Снегурочка. Так как у непьющего Снеговика с божественной генетикой все в порядке, его дочка уродилась на славу!

Всем Снегурочка вышла – и перенятой от Весны-Красны невиданной божественной красотой, и умом, и сообразительностью, и перенятыми от Снеговика добротой и несклонностью к принятию алкоголя.

Божественные мамашки Бога-Сына Снеговика (сына Деда Мороза и Снежной Вьюги-Метелицы), и Богини-Внучки Снегурочки (дочки Снеговика и Весны-Красны) быстренько от этой развеселой разгульной новогодней компании разбежались и появляются там нечасто. Мудрая Весна-Красна предпочитает общаться с Дедом Морозом, Снеговиком и Снегурочкой лишь кратенько, перед самым наступлением весеннего тепла, когда наши веселые новогодние Бог-Отец Дед Мороз, Бог-Сын Снеговик и Богиня-Внучка Снегурочка уже собираются к отъезду на все лето в свою вотчину на Диком Дальнем Севере. А вот более смелая и решительная божественная Снежная Вьюга-Метелица эпизодически навещает своих новогодних родственников в течение всей зимы, да и летом тоже иногда заглядывает их проведать в северной Стране Вечных Снегов.

А вот что известно о Снегурочке из других, более ранних источников.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.


В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).


История Снегурочки.

Снегурочка - русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.

Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.


Образ Снегурочки не зафиксирован в древнем русском народном обряде. Снегурочка – сравнительно недавнее достижение русской культуры.

Ныне часто фигурирует глубоко ошибочное, антинаучное мнение, будто образ нашей Снегурочки возник из образа некой языческой богини зимы и смерти Костромы.

Здесь вспомним, что в исторической науке существует термин «кабинетная мифология», в которой известные разрозненные факты искусственно «притягиваются за уши», мощно дополняются собственной фантазией "исследователя", и в результате возникает квазиисторическое сочинение в стиле фэнтези, не имеющее ничего общего с реальностью. Зачастую, такие ученые-мифологи работают под заказ властей – местных или государственных.

В исторической науке «кабинетная мифология» не вчера возникла и не завтра исчезнет. Во всех науках всегда были и есть любители посочинять отсебятину, не связанную с действительностью. Связь образа русской Снегурочки с Костромой была "найдена" костромскими краеведами, когда власти Костромы решили объявить свои места родиной Снегурочки.

Заметим, что якобы "древний" обряд, связанный с образом Костромы, был впервые отмечен и описан только в XIX веке, так что древность сведений о нем весьма невелика. Много позже из этих описаний местные костромские «кабинетные мифологи» сделали выводы, будто миф о Снегурочке возник из "древнего" славянского обряда похорон Костромы, который проводился крестьянами в местностях вокруг города Кострома.

Но рассмотрим, кто такая Кострома в этом обряде.

Мара

Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.

Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.

Из описаний обряда отчетливо видно, что богиня зимы Кострома - не отдельное самостоятельное божество, а всего лишь местное (локальное) костромское имя общеславянской Марены (Мораны), языческой богини смерти, зимы и ночи.

Морана (Марана, Кострома…) олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть - черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.

Марена

Множественность в русском языке имен Мораны-Костромы не удивительна. В XIX веке на Руси еще существовало множество местных особенностей русского языка, к середине ХХ века практически исчезнувших из-за введения единого стандартизованного образования. Например, один и тот же древний языческий праздник урожая, традиционно отмечаемый в день осеннего равноденствия, в разных местностях России именовался Вересень, Таусень, Овсень, Авсень, Усень, Осень, Радогощь.

Зима Марена

Сожжение чучела Зимы (Марены, Костромы и т.д.) – это проводы надоевшей зимы, практиковавшиеся по весне у всех народов Европы, включая славян, у которых в дохристианские времена существовала общая религия друидов/волхвов (у славян языческие священнослужители-друиды именовались "волхвы").

В дохристианские времена чучело Зимы уничтожали утоплением в воде или сжиганием в день весеннего равноденствия во время языческого праздника Комоедицы (см. подробности). Позднее, когда победившая христианская церковь под страхом тяжкой кары запретила языческую Комоедицу и ввела взамен христианский праздник Масленицу (в Европе именуемый "карнавал"), чучело Зимы люди стали уничтожать в последний день Масленицы.

Обряд сожжения на Комоедицу в день весеннего равноденствия (позднее в христианские времена – в последний день Масленицы) чучела надоевшей Зимы-Марены (а не Масленицы, как некоторые ошибочно полагают) был призван обеспечить плодородие земель.

Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы) – это всего лишь нелепые антинаучные натяжки излишне остроумных костромских краеведов, действовавших под заказ местных властей.

Бессмысленны и попытки искать корни родства Снегурочки в дохристианской мифологии славян, которая к XIII веку была полностью и невосстановимо уничтожена церковниками, и о которой ныне практически ничего неизвестно.

В жестокие средневековые времена внедрения христианства на завоеванной и порабощенной пришлыми скандинавскими бандитами-варягами (викингами) Руси русский народ лишился и своей мифологии, и древней славянской рунической письменности, а вместе с рунической письменностью – и всех своих исторических хроник, которые вели волхвы. Именно тогда история, верования и обычаи славян дохристианских времен в течение нескольких веков старательно уничтожались церковниками и варяжскими властями и стали неведомыми.

Обратимся к реальной истории происхождения нашей русской Снегурочки.

Известно, что боги когда-то родятся, некоторое время живут в сознании людей, а потом умирают, стираясь из памяти.

В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, покуда наш русский народ будет существовать.

Для понимания этого русского культурного явления не следует ошибочно полагать, что новых богов способен создавать лишь хитроумный еврейский народ, а другие народы в своем творчество и традициях должны непременно плясать под дудку только еврейских религиозных фантазий. Как показывает история культуры XIX и XX веков, русские люди тоже не лыком шиты. Было бы неплохо, если бы и в нынешнем XXI веке русские об этом не забывали.

С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).

Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

Снегурочка Островского

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.


Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке - явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.

Изумительная русская культура XIX века породила еще одно подобное уникальное произведение - оперу «Иоланта», в которой тоже нет ни одного отрицательного персонажа, и вся фабула тоже строится на борьбе добрых благородных героев с неблагоприятными природными обстоятельствами. Вот только в опере «Иоланта» герои (с помощью достижений науки) побеждают, а в народной сказке «Снегурочка» героиня гибнет под воздействием неодолимой силы земной природы.

Современный образ языческой Богини Снегурочки, имя которой однокоренное со словами "снеговик" и "снег", - сравнительно недавнее порождение великой русской культуры XIX века.

Наша божественная русская Снегурочка возникла как литературный персонаж.

Первоначальное исследование народных сказок о Снегурке провел А. Н. Афанасьев (см. второй том его труда «Поэтические воззрения славян на природу», 1867 год).

Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).

Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку - боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.

Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Снегурка

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок.

Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.


В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.

Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка.

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки.

Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

Впрочем, два из секретных адресов Снегурочки уже известны : Россия, 156000, г. Кострома, ул. Ленина 3, Снегурочке и Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки На эти адреса Снегурочке можно отправлять письма в надежде получить ответ от Снегурочки или от ее добрых помощников.


Кострома. Терем Снегурочки зимой.

А вот у Деда Мороза официальных резиденций сразу несколько.

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в «луковичном» стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем тоже очень нравится.

Если ты захочешь послать письмо или открытку Деду Морозу обычной почтой, пиши на очень простой адрес: Куда: Север Кому: Деду Морозу (индекса не надо - этот адрес на почте все знают, и письмо обязательно дойдет, можешь быть уверен)

Письма Деду Морозу

Или ты можешь написать на письме полный почтовый адрес Дедушки Мороза: Россия, 162390, Вологодская область, г. Великий Устюг, Деду Морозу



Мы уже до такой степени привыкли к таким признакам новогодних праздников, как елка, гирлянды, салат оливье и др., что почти не задумываемся о том, как они стали традиционными. Но часто отвечаем на вопрос наших детей о том, откуда появился Дед Мороз. Об этом сегодня и поговорим. Итак…

История Деда Мороза

Образ Деда Мороза - статного добродушного старика с длинной пышной бородой, с посохом в руке и мешком подарков - сейчас знаком каждому ребенку и взрослому. Он приходит в поздравляет, желает счастья и одаривает всех. Не удивительно, что его появления особенно ждут на детских утренниках.

История появления Деда Мороза начинается с глубины веков, с мифологии древних славян. Но ошибается тот, кто думает, что он изначально был добрым волшебником, приносящим радость. Скорее наоборот. Славянский предшественник Деда Мороза - Снежный Дед, Карачун, Студенец, Трескун, Зимник, Морозко - был суров, старался заморозить тех, кто встретится на пути. И отношение к детям было своеобразное - унести в мешке... Не он раздавал подарки, а его было необходимо задабривать, чтобы избежать неприятностей. Вот откуда осталась забава - лепить снеговиков. На самом деле для наших предков это были идолы, изображающие бога зимы. С приходом христианства этот своеобразный дух Зимы сохранился в народных сказках.

Только в 19 веке Морозко, Мороз Иванович и другие персонажи сказок стали представляться хоть и строгими, но справедливыми существами. Доброта и трудолюбие вознаграждались, а лень и злоба - наказывались. Сказка Одоевского о Морозе Ивановиче - вот откуда появился Дед Мороз!

Рождественский Дед Мороз

В 80-е годы 19 века с праздником Рождества, по примеру европейских стран, стали связывать персону, называемую Рождественский Дед (или Святочный Дед). Вот он уже приносил подарки, чтобы вознаградить детей за хорошее поведение в течение года. Но, в отличие от Санта Клауса, он не был святым и вообще не имел ничего общего с религией. А в сельской местности вовсе не заметили его появления и продолжали праздновать Святые вечера, как и раньше - с гаданиями и колядками.

А вот широкой публике Дед Мороз стал знаком с 1910 года. И помогли в этом рождественские открытки. Сначала его рисовали в синей или белой шубе до пят, под цвет самой зиме. На голове изображалась шапка того же цвета, также Дед носил теплые валенки и рукавицы. Непременными атрибутами стали волшебный посох и мешок с подарками.

После начали борьбу против "религиозного хлама". В 1929 году запретили празднование Рождества как религиозного праздника. Понятно, что и Дед Мороз с рождественской елкой также впали в немилость. Даже сказки были признаны обманом, призванным затуманить головы народных масс.

И только в 1935 году с подачи Сталина вышло постановление ВЛКСМ о праздновании Нового Года. Предписывалось организовать новогодние елки для детей вместо дореволюционных рождественских. Отмечалось, что это прекрасная забава для малышей рабочих и крестьян, которые раньше могли только с завистью смотреть на развлечение отпрысков богачей.

Символика елки тоже изменилась. Это был светский, а не религиозный праздник. Вместо на вершине лесной красавицы зажглась красная Дед Мороз же остался таким же добрым дедушкой, приносящим подарки. Он разъезжал на русской тройке в сопровождении любимой внучки Снегурочки.

Как Дед Мороз стал дедушкой

Итак, мы разобрались, откуда появился Дед Мороз. Снегурочка же рядом с ним возникла гораздо позже. В древнеславянском фольклоре нет никакого указания на спутницу нашего Деда.

Образ Снегурочки был придуман писателем А. Н.Островским. В его сказке она была дочкой Деда Мороза, которая пришла к людям, привлеченная музыкой. После появления оперы Н. А. Римского-Корсакова Снегурочка стала очень популярна. Иногда она появлялась на елках, но сама по себе, без Деда Мороза.

В 1937 году на Ёлке в московском Доме Союзов впервые Снегурочка выступила вместе со своим Дедом. Превращение ее из дочери во внучку произошло потому, что веселая девочка или совсем юная девушка была ближе к детям, для которых и устраивался праздник.

С тех пор Снегурочка сопровождает Деда Мороза на любом новогоднем празднике, чаще всего именно она и является его ведущей. Правда, после полета Гагарина иногда на Ёлках вместо Снегурочки появлялся... космонавт.

Помощники Деда Мороза

История появления Деда Мороза в последнее время дополняется новыми страницами. Кроме Снегурочки, в добром новогоднем волшебстве принимают участие и новые сказочные герои. Например, Снеговик, появившийся в сказках замечательного детского писателя и мультипликатора Сутеева. Он то идет в лес за елочкой на праздник, то водит машину с подарками. Лесные звери в большинстве своем помогают Дедушке, а некоторые иногда пытаются помешать наступлению новогодних праздников. Зачастую в сценариях появляются Старички-Лесовички, Братья-Месяцы...

Там, откуда появился Дед Мороз, он передвигался пешком или на крыльях метели. Впоследствии его стали представлять на лихой русской тройке. А сейчас в Великом Устюге содержатся и северные олени - самый настоящий зимний вид транспорта. Не может же самый добрый волшебник страны, чьи владения простираются до Северного полюса, отставать от Санта Клауса!

Когда родился Дед Мороз?

Любопытные дети хотят выяснить, сколько лет Деду Морозу. Несмотря на древние славянские корни, Дедушка еще довольно молод. Можно считать моментом его рождения появление сказки (1840 год). Именно в ней впервые появляется добрый старик, который одаривает старательную девочку и наказывает ленивую. По этой версии, Деду 174 года.

Но в упомянутой сказке Мороз ни к кому не приходит, подарков в связи с праздником не раздает. Все это будет гораздо позже, ближе к концу 19 века. Если считать с этого момента, Деду Морозу еще нет и 150 лет.

Когда День рождения у Деда Мороза?

Это еще один вопрос, которым озадачивают нас дети. Ведь им, получившим подарки на Новый год, часто хочется отблагодарить доброго старика. На этот вопрос можно ответить совершенно точно - 18 ноября. Ведь так решили сами дети, выбрав в качестве наступления зимы на родине Деда Мороза. Случилось это в 2005 году.

И теперь каждый год в этот день проводится большой праздник, на который прибывают его коллеги. Это Санта Клаус из настоящей Лапландии, Паккайне из Карелии, Микулаш из Чехии и даже Чисхан из Якутии... С каждым годом размах празднования расширяется, съезжаются все новые гости. Но главное, со своей родины, с Костромы, поздравить Дедушку спешит Снегурочка.

На празднование приглашаются и гости из других городов. Это и заместители Деда Мороза, которые будут приходит к детям на Новый год, и сказочные персонажи-помощники. Всех их ждут веселые мероприятия. А вечером Дед Мороз зажигает огоньки на самой первой елке и объявляет о начале подготовки к Новому году. После этого он с помощниками отправляется в путешествие по стране, чтобы успеть поздравить всех ее жителей.

В марте Дед Мороз сдает свое дежурство Весне-Красне и возвращается в свой дом. На людях до следующего Дня рождения он появится еще раз - летом, в День Города. Оба праздника включают в себя народные гуляния, обширнейшую программу мероприятий, рассказывающих о Русском Севере, в том числе и экскурсии по вотчине Деда Мороза.

И пусть мы не скажем точно, сколько лет Деду Морозу, но поздравить его, написать письмо с добрыми пожеланиями вполне возможно.

Куда писать?

Где может жить Дед Мороз? На Северном полюсе? Или в Лапландии, рядом с Санта Клаусом? А может, в колодце, как в сказке "Мороз Иванович"?

Адрес Деда Мороза многим известен очень даже хорошо. Резиденция его располагается в что в Вологодской области. Там построен великолепный терем для него, работает его почта. Дед Мороз даже получил паспорт из рук губернатора Вологодской области. И на вопрос детей "откуда появился Дед Мороз", можно смело отвечать: из Великого Устюга.

Если ваш ребенок захочет написать письмо, поздравить доброго старичка с Днем рождения, загадать желание на Новый год, не пугайтесь и не теряйтесь, ибо сделать это просто. Записывайте адрес Деда Мороза: 162390, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг. Почта Деда Мороза.

Для самых маленьких Дедушка Мороз – добрый и веселый волшебник, способный исполнить любое желание. Для взрослых Дед Мороз – это воспоминание о детстве, которое уже не вернуть, о счастливых моментах, которых мы не забудем никогда. Все взрослые превращаются в детей в новогоднюю ночь! Ждут чуда и исполнения желаний!

Родина Дед Мороза - Турция?

Даже Турция официально претендует на статус родины Деда Мороза!

Подарки доставались послушным и прилежным детям, а остальных Дедушка «поучал» палкой, которая со временем превратилась в волшебный посох. Самых непослушных Дед Мороз пугал страшными сказками. Но со временем характер самого главного персонажа праздника изменился в лучшую сторону. Подарки теперь получают все.

Великий Устюг стал официальной резиденцией Дедушки. Да и помощников у Дедушки прибавилось. А Снегурочка стала его постоянной спутницей и внучкой.

Снегурочка. Дочка или внучка?

Загадочный образ Снегурочки появился только в России. В других странах женского персонажа нет рядом с главным новогодним героем. По данным русского фольклора, Снегурочкой стала девочка, вылепленная из снега.

В 1873 году А.Н. Островский написал пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны. Прекрасная бледная светловолосая девушка одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой ( , меховая шапка, рукавички). В пьесе Снегурочка погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.

Равноправное значение образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок Снегурочка становится внучкой Деда Мороза, обязательной помощницей в общении с детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. С тех пор взрослые и дети зовут Снегурочку, если вдруг ее нет рядом с Дедушкой.

В каждой стране есть свой новогодний дедушка!

У нашего Деда Мороза очень много родственников, которые помогают ему сделать незабываемым по всему миру:
Австралия, США - Санта Клаус.
Австрия - Сильвестр.
Англия - Батюшка Рождество.
Бельгия, Польша - Святой Николай.
Греция, Кипр - Святой Василий.
Дания - Юлетомте, Юлеманден, Святой Николас.
Италия - Бабо Наттале.
Испания - Папа Ноэль.
Казахстан - Аяз-ата.
Камбоджа - Дед Жар.
Карелия - Паккайнен.
Китай - Шо Хин, Шэн Дань Лаожэнь.
Колумбия - Папа Паскуаль.
Монголия - Увлин Увгун.
Нидерланды - Сандерклаас.
Норвегия - Ниссе (маленькие домовые).
Румыния - Мош Джерилэ.
Узбекистан - Корбобо.
Финляндия - Йоулупукки.
Франция - Дед Январь, Пер Ноэль.
Чехия - Дед Микулаш.
Швеция - Крисе Крингл, Юлниссан, Юль Томтен (Йолотомтен).
Япония - Одзи-сан.