Меню
Бесплатно
Главная  /  Интересное  /  Елангаш петроглифы. Петроглифы долины реки елангаш. Петроглифы долины реки Елангаш

Елангаш петроглифы. Петроглифы долины реки елангаш. Петроглифы долины реки Елангаш


Изучение наскальных рисунков Алтая ведется больше столетия, но даже сейчас, ни один исследователь не может с полной уверенностью определить точное число петроглифических памятников. Большинство рисунков, относятся к эпохе бронзы. Рисунки отражают сложный и длительный процесс исторического развития культуры охотников, скотоводов и кочевников Алтая. По мнению исследователей, наскальное искусство было связано с культом камней и гор.
В долине реки Елангаш (Дьалангаш, Дъелангаш) находится самое известное и богатое место скопления наскальных рисунков.

Высказывается мнение, что рисунков может достигать 90 тысяч, а самым древним из них более 11 тысячи лет! Поля камней с рисунками протянулись на 18 километров по обоим берегам реки Елангаш, и до полутора километров в ширину. Наиболее распространенными сюжетами петроглифов являются олени, козлы, процессия быков, антропоморфные фигуры, верблюды, колесницы, борьба зверей и т.д. Рисунки выполнены в технике точечной выбивки и граффити.







На сегодня, учёными скопировано более 30 000 рисунков. Особенно целенаправленными и результативными были исследования Алтайского отряда ИИФФ СО АН СССР по изучению петроглифов Чуйской степи. Итогом 11 полевых сезонов, 1969 - 1979 годов, стало издание пяти сводных монографий, в которые вошло 14 000 скопированных рисунков. Ещё 15 000 рисунков Елангаша, хранятся в фондах Института этнографии (Санкт-Петербург) и ждут своей публикации. Наиболее часто звучат имена исследователей Елангаша: академик Окладников А.П. и Окладникова Е.А., этнограф Тощакова Е.М., профессор Кубарев В.Д.

Многие рисунки, найденные в долине Елангаш, это не отдельные изображения, а сцены из жизни.

Лучники держат в руках большие луки с натянутой тетивой, хорошо переданы форма кибити луков в виде буквы «М», что можно считать признаком рефлексирующих луков.

Самые информативные наскальные изображения находятся в верховьях реки, они были открыты в 1972 году, при проведении археологической разведки в Юго-Восточном Алтае. В устье ручья Турай, впадающего справа в реку Елангаш, на заглаженных ледником коренных выходах, сконцентрированы петроглифы эпохи бронзы. Среди них также отмечены скопления рисунков колесниц, быков, оленей, лошадей, козлов, верблюдов и всадников.
Добрать в долину Елангаш и посмотреть наскальные рисунки можно только на полноприводном автомобиле. Река Елангаш берёт начало с покрытых вечными снегами склонов Южно-Чуйского хребта. Сначала необходимо добраться до села Ортолык, проехать село насквозь в направлении дороги на старый Бельтир (Кызыл-Маны), в самом начале бельтирской дороги будет хорошо накатанный поворот налево, с него и начинается дорога в долину Елангаш. Покрытие каменистое, нужно быть осторожнее с покрышками автомобиля. Проехав три стоянки, дорога выходит в водоводной трубе, служащей для орошения. Нужно переехать за трубу и двигаться в направлении линии гор, труба останется по правую руку, и некоторое время будет идти вдоль дороги. Здесь дорога несколько раз петляет и раздваивается, держитесь направления в сторону гор и не отклоняйтесь далеко от маршрута. "За трубой" дорога значительно ухудшается, несколько раз спускается к реке, идёт вдоль самого берега. В скором времени появится стоянка пастухов. Уже здесь можно попытать счастье в поиске рисунков, но число их незначительно. Лучше продолжать двигаться дальше. Но на пути придётся преодолеть несколько бродов, заболоченных участков. На пути встретится ещё два зимовья.
Постоянно в них никто не живёт и можно остановиться на ночлег. У зимовий число рисунков очень велико. Переходя от камня к камню можно легко находить древние изображения. Далее последнего зимовья проехать очень проблематично, а ещё лучше сделать стоянку у зимовья в долине Елангаша.

Удивительная природа, разнообразный ландшафт и климат, это не единственная прелесть нашего региона. Алтай - это слепок истории мира. Здесь великое множество курганов, стоянок древнего человека, каменных баб и наскальных рисунков. Вот как раз о последних, о петроглифах, как их по научному называют, я и расскажу...

Мест, где расположены наскальные рисунки на Алтае много, но наиболее крупное скопление расположено в долине реки Елангаш. Можно сказать, это целая галерея народного творчества, разных эпох, разных цивилизаций. По общедоступным данным, рисунков здесь найдено около 30 тысяч.

Долина расположена на склонах Южно-Чуйского хребта, дорога сюда есть, но плохого качества и достаточно сложная. Так, что если вы путешествуете самостоятельно имейте введу, без высоко поднятой машины проезд может быть затруднен. В определенный месяц, например в июне и вовсе не доступен, ввиду глубоких бродов.

Сама по себе долина расположена недалеко от крупного районного центра Кош-Агач (примерно 45 км). Двигаться необходимо в сторону села Ортолык, а далее по дороге на село Бельтир. Подъезжая ближе к горам не пропустите крупный поворот налево в сторону широкой долины с огромной ледяной вершиной (координаты поворота на Яндексе: 49.997820, 88.377211)

Наскальные рисунки начинаются уже на въезде в долину. Если в вас давно затаился Шерлок Хомс, то вы обязательно найдете рисунки даже на самых маленьких камнях и выступах. Но, а если вы хотите хлеба и зрелищ, то сразу езжайте дальше до самого крупного скопления рисунков в долине (координаты Яндекса: 49.851495, 88.085508)

В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Такие композиции приблизительно датируются VI-IV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет то му назад.

(Джаланаш, Jалангаш , Джелангаш, Джеланаш); Jаан-Jалангаш (Ялангаш, Елонгаш). южноалт. jаланташ - голый, без леса, лишенный растительности.

Петроглифы (наскальные изображения или надписи) - высеченные изображения на каменной основе (от др.-греч. πέτρος - камень и γλυφή - резьба).

Посланья старины глубокой. Рисунки на скалах, оставленные даже не предками, а далёкими и неведомыми пращурами. Впрочем, не такими уж и неведомыми. Учёные разгадывают код древних художников, восстанавливают условия современной им жизни, этнические типы племён и народов, оставивших свои знаки на камнях Елангаша.

Картина складывается поразительная. Здесь обнаружены рисунки всех тюркских и скифских культур, в течение многих веков процветавших на Алтае, совместно или же сменяя друг друга. Самые старые изображения были нанесены на здешние скалы, возможно, еще в неолите. На камнях высечены различные животные, некоторые из которых теперь даже и не встречаются на Алтае, изображения людей, жанровые сценки. Это сцены охоты, в том числе с собаками. Всадники на конях. Женщина-мать. Шаман за камланием. Воин в вооружении. Есть мнение, что феноменальное, по сравнению с соседними ущельями, количество и разнообразие петроглифов в долине Елангаша объясняется тем, что на протяжении долгого времени и различных эпох через долину неизменно проходили торговые и миграционные пути.

При всём разнообразии наскальных изображений особенно завораживают рисунки с животными. Иногда они схематичны, а иногда выполнены натуралистично и мастерски. Зачастую это не просто статичные изображения, многие звери показаны в движении. Древним художникам удивительным образом удалось передать и характер своих моделей. Олени — грациозные и стремительные. Быки — огромные и грозные. Верблюды — медлительные и меланхоличные.

А ещё урочище невероятно живописно. Оно полностью оправдывает своё название: здесь вы не найдёте ни одного дерева. Зато в верховьях есть несколько озёр, на лугах множество цветов. Это и символ гор, нежный эдельвейс, и горная астра, и пронзительно-синяя горечавка, и скромные лютики, и многие другие. В Елангаше живёт, наверное, самое большое стадо сарлыков. Эти горные быки по невероятности внешнего вида делят первое место с верблюдами в местном хит-параде. Суровые, лохматые, как сенбернар, и неуклюжие на первый взгляд звери, прыгают по скалам с грацией ланей. Они обитают на высотах не менее 1500 метров над уровнем моря. А в безлесной долине Елангаша им живётся особенно комфортно.





Озеро в долине























Ранняя весна в Елангаш. Июнь

Урочище Елангаш находится в долине одноименной реки, берущей начало на покрытых вечными снегами склонах Южно-Чуйского хребта. Название переводится на русский как "голый, лишенный растительности".

В Урочище расположена знаменитая долина петроглифов, самые древние из которых принадлежат эпохе неолита. Выссказываются предположения, что возраст отдельных изображений может достигать 11 тысяч лет!

Особенно целенаправленными и результативными были исследования Алтайского отряда ИИФФ СО АН СССР по изучению петроглифов Чуйской степи. В настоящее время археологами описано более 30 тысяч наскальных рисунков. Итогом 11 полевых сезонов, 1969- 1979 годов, стало издание пяти сводных монографий, в которые вошло 14 000 скопированных рисунков. Еще 15 тысяч рисунков Елангаша, хранятся в фондах Института этнографии (Санкт-Петербург) и ждут своей публикации.

Этот комплекс формировался многие века. В нем нашли отражение этнос и культуры разных народов, которые в течение нескольких тысячелетий в разное время населяли эти места. В основном петроглифы расположены на огромных каменных возвышениях, протянувшихся на 18 километров по обоим берегам реки Елангаш, и до полутора километров в ширину. Над ними возвышаются массивные безлесные хребты, круглый год покрытые снегом.

Многие рисунки, найденные в долине Елангаш, представляют собой не отдельные изображения, а сцены из жизни. Самые информативные наскальные изображения находятся в верховьях реки. В устье ручья Турай, впадающего справа в реку Елангаш, на заглаженных ледником коренных выходах, сконцентрированы петроглифы, среди которых отмечены скопления рисунков колесниц, быков, оленей, лошадей, козлов, верблюдов и всадников. Ученые посчитали, что в долине Елангаша имеется более 80 изображений колесниц. Кроме того, ученые обнаружили определенную закономерность: колесницы часто сочетаются с лошадьми, быками и оленями с древовидными рогами. Это позволило датировать такие изображения эпохой развитой бронзы.

Туристическая инфраструктура в этом районе совершенно не развита. Некоторые источники отмечают единственный "островок" цивилизации - чабанскую стоянку, где живет только одна семья. Их жилище находится на южном склоне хребта, недалеко от перевала в долину реки Дара (или Тара).

Добрать в долину Елангаш и посмотреть наскальные рисунки можно только на полноприводном автомобиле. Каменистая дорога в долину Елангаш идет через села Ортолык и старый Бельтир (Кызыл-Маны). Дальше дорога, петляя и раздваиваясь, преодолевая броды и заболоченные участки, идет в направлении гор. По пути будет несколько зимовий, в которых постоянно никто не живет. Уже в районе первых зимовий можно попытать счастья и поискать рисунки на близлежащих камнях, но основная масса петроглифов находится дальше, там, переходя от камня к камню, можно легко находить древние изображения.

Изучение наскальных рисунков Алтая ведется больше столетия, но даже сейчас, ни один исследователь не может с полной уверенностью определить точное число петроглифических памятников. Большинство рисунков, относятся к эпохе бронзы. Рисунки отражают сложный и длительный процесс исторического развития культуры охотников, скотоводов и кочевников Алтая. По мнению исследователей, наскальное искусство было связано с культом камней и гор.

В долине реки Елангаш (Дьалангаш, Дъелангаш) находится самое известное и богатое место скопления наскальных рисунков.

Высказывается мнение, что рисунков может достигать 90 тысяч, а самым древним из них более 11 тысячи лет! Поля камней с рисунками протянулись на 18 километров по обоим берегам реки Елангаш, и до полутора километров в ширину. Наиболее распространенными сюжетами петроглифов являются олени, козлы, процессия быков, антропоморфные фигуры, верблюды, колесницы, борьба зверей и т.д. Рисунки выполнены в технике точечной выбивки и граффити.


На сегодня, учёными скопировано более 30 000 рисунков. Особенно целенаправленными и результативными были исследования Алтайского отряда ИИФФ СО АН СССР по изучению петроглифов Чуйской степи. Итогом 11 полевых сезонов, 1969 - 1979 годов, стало издание пяти сводных монографий, в которые вошло 14 000 скопированных рисунков. Ещё 15 000 рисунков Елангаша, хранятся в фондах Института этнографии (Санкт-Петербург) и ждут своей публикации. Наиболее часто звучат имена исследователей Елангаша: академик Окладников А.П. и Окладникова Е.А., этнограф Тощакова Е.М., профессор Кубарев В.Д.


Многие рисунки, найденные в долине Елангаш, это не отдельные изображения, а сцены из жизни.

<< Так на рисунке, выразительная сцена поединка четырех пеших лучников.

Лучники держат в руках большие луки с натянутой тетивой, хорошо переданы форма кибити луков в виде буквы «М», что можно считать признаком рефлексирующих луков.

Самые информативные наскальные изображения находятся в верховьях реки, они были открыты в 1972 году, при проведении археологической разведки в Юго-Восточном Алтае. В устье ручья Турай, впадающего справа в реку Елангаш, на заглаженных ледником коренных выходах, сконцентрированы петроглифы эпохи бронзы. Среди них также отмечены скопления рисунков колесниц, быков, оленей, лошадей, козлов, верблюдов и всадников.


Простая схема поможет самостоятельно ориентироваться в эпохах когда выполненны рисунки.

Добрать в долину Елангаш и посмотреть наскальные рисунки можно только на полноприводном автомобиле. Река Елангаш берёт начало с покрытых вечными снегами склонов Южно-Чуйского хребта. Сначала необходимо добраться до села Ортолык, проехать село насквозь в направлении дороги на старый Бельтир (Кызыл-Маны), в самом начале бельтирской дороги будет хорошо накатанный поворот налево, с него и начинается дорога в долину Елангаш. Покрытие каменистое, нужно быть осторожнее с покрышками автомобиля. Проехав три стоянки, дорога выходит в водоводной трубе, служащей для орошения. Нужно переехать за трубу и двигаться в направлении линии гор, труба останется по правую руку, и некоторое время будет идти вдоль дороги. Здесь дорога несколько раз петляет и раздваивается, держитесь направления в сторону гор и не отклоняйтесь далеко от маршрута. "За трубой" дорога значительно ухудшается, несколько раз спускается к реке, идёт вдоль самого берега. В скором времени появится стоянка пастухов. Уже здесь можно попытать счастье в поиске рисунков, но число их незначительно. Лучше продолжать двигаться дальше. Но на пути придётся преодолеть несколько бродов, заболоченных участков. На пути встретится ещё два зимовья.



Самое верхнее зимовье
Постоянно в них никто не живёт и можно остановиться на ночлег. У зимовий число рисунков очень велико. Переходя от камня к камню можно легко находить древние изображения. Далее последнего зимовья проехать очень проблематично, а ещё лучше сделать стоянку у