Меню
Бесплатно
Главная  /  Поделки  /  Фрунзик мкртчян семья. Тайное наследие мкртчяна. Фрунзик Мкртчян: грустное солнце

Фрунзик мкртчян семья. Тайное наследие мкртчяна. Фрунзик Мкртчян: грустное солнце

У актера, вызывавшего улыбку с экрана, было мало поводов для веселья в личной жизни.

В фильме «Не горюй!» герой Фрунзика Мкртчяна, сидя в долговой яме, неожиданно обращается к товарищу по несчастью: «Хочешь конфетку?.. А нету!». Так же играла с «грустным смешным армянином» и его собственная судьба. 4 июля ему исполнилось бы 88 лет…

Трудное детство

Фрунзе Мкртчян родился 4 июля 1930 года в Ленинакане (Гюмри) в семье спасшихся от турецкой резни армянских беженцев. Жизнь ему дали рабочие текстильного комбината: на только что построенном к тому времени предприятии отец Мушег Мкртчян был табельщиком, а мать Санам - посудомойкой в заводской столовой. Геноцид армян отнял у родителей Фрунзика всех близких. Оба родителя воспитывались в детдоме, и оба в пятилетнем возрасте были подобраны просто на дороге. Создав собственную семью, Мушег и Санам родили четверых детей (братьев и сестер - поровну), прокормить которых отец семейства пытался всеми способами. Получив срок за кражу нескольких метров ткани, десять лет валил лес в Нижнем Тагиле, и все заботы о детях легли на мать и старшего сына Фрунзика. Отец будущего народного любимца проживет всего 50 лет, а матери не станет в 59…


Некрасивый любимец

Мать не скрывала от детей, что больше других любила Фрунзика, и с материнской заботой купала его в ванной, даже когда он вырос. Просто пожалеть ее некрасивого сына больше было некому. Родня и соседи вспоминали, что с детства над трогательно беспомощным Фрунзиком все смеялись - и не только во время домашних представлений, которые он устраивал в коммунальной квартире. У него было два имени: официальное Фрунзе (в честь героя гражданской войны Михаила Фрунзе) и Мгер (так называли сына в семье), но окружающие окликали колоритного мальчугана только по прозвищу - Нос.

Лишь со временем обладатель «гордого профиля» научился относиться к узнаваемому недостатку собственной внешности философски: демонстрировал вместо паспорта свой длинный крючкообразный нос с горбинкой пограничникам в аэропортах и подтрунивал над собой в анекдотах. Когда на сцене ему доверят главную роль в «Сирано де Бержераке», артист пошутит, что так театр решил сэкономить на гримере. На премьере Фрунзик, кстати, сильно сократил главный монолог своего героя, объяснив это другу Вахтангу Кикабидзе в свойственной ему манере: «Буба- джан, когда долго говоришь про нос, армянам это неприятно».

Комик без улыбки

Но самый большой нос не скроет грустных глаз и изломанных печалью бровей артиста, которого коллеги характеризовали как «комика без улыбки».

За выразительное лицо помощника киномеханика в заводском клубе сначала взяли в самодеятельный драмкружок при текстильном комбинате, потом - в студию и труппу Ленинаканского театра, в Ереванский театрально-художественный институт и Армянский театр в Ереване. А сниматься в кино Мкртчяна пригласили еще во время учёбы - первая картина с его участием вышла в 1955 году («В поисках адресата»). За свою не долгую по кавказским меркам жизнь (63 года) артист сыграл в 56 фильмах, создав любимые всеми образы в «Не горюй» и «Мимино», «Кавказской пленнице» и «Суете сует». В его творческом арсенале - Первый приз за лучшую актёрскую работу в фильме «Солдат и слон» на Всесоюзном кинофестивале в Ереване и Государственная премия СССР за работу в «Мимино».


Народный артист СССР был по-настоящему любим народом: Мкртчяна звал в свой дом каждый встречный, всюду пускали без билетов и денег, а на выступлениях аплодировали уже за то, что он просто выходил на сцену. В «Нью-Йорк таймс», например, была статья «Пять минут молчания Мгера Мкртчяна». В США артист вышел к публике, не понимавшей ни по-армянски, ни по-русски, и просто молча смотрел в зал, заливавшийся хохотом. Фрунзик невозмутимо простоял перед зрителями, дав волю их чувствам, а потом поклонился и ушел.


Личное горе

Он везде был «своим», никогда не кичился известностью и не рассказывал в интервью о личных трагедиях, начавшихся еще в студенчестве, когда родители любимой Джульетты отказали юноше в руке их красавицы-дочери. От досады Мкртчян женился на однокурснице, но брак с Кнарой распался уже через год. В стенах театрального института Фрунзик познакомился и со своей второй женой - звездой курса Донарой Пилосян. Друзья отговаривали его от женитьбы на талантливой, но импульсивной актрисе с непредсказуемым поведением и настораживавшей всех частой сменой настроения. Позже у жены Фрунзика обнаружится тяжелая наследственная душевная болезнь, которая разрушит жизнь ее несчастного супруга.

Всякий раз, когда Мкртчяна утверждали на роль, Донара настаивала на совместных съемках. Лишь благодаря мужу, она снялась в эпизоде в «Кавказской пленнице», где сыграла жену Джабраила - героя Мкртчяна. К творческой ревности примешивалась женская, и не умевшая себя контролировать супруга истерила и дралась не только дома, но и на людях: устраивала скандалы в театре, когда муж просто здоровался с актрисами.

Родив второго ребенка, Донара вообще перестала заниматься детьми, забота о которых легла на Фрунзика Мкртчяна. Сыну было всего 2 года, а дочери - 12, когда их мать впала в депрессию. Артисту приходилось разрываться между работой и домом, потому что детей некому было покормить и помыть.

Когда у жены диагностировали шизофрению, Фрунзик собрал все деньги и отправил Донару лечиться во Францию. После зарубежных врачей ее пытались лечить их армянские коллеги, но надежды на выздоровление никто дать не мог. До конца дней женщина оставалась под присмотром врачей в психиатрических больницах: сперва в Ереване, а последние 25 лет жизни - в Севане.

Истина в вине

Третьим браком Фрунзик женился на дочери председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна - Тамаре. Когда один из друзей в шутку спросил, не зачастил ли он в ЗАГС, Фрунзик с юмором ответил: «Чаплин женился восемь раз. А я чем хуже?».

Но этот шаг отца не одобрила дочь Нуне, эмигрировавшая после замужества в Аргентину. К сожалению, семьи не получилось, и у Фрунзика оставалась одна радость - сын Вазген. Увы, и его поведение вскоре стало давать поводы для беспокойства. Обследование подтвердило, что мальчик болен той же болезнью, что и мать.

Сникший Мкртчян отправил сына в ту самую клинику, где лечилась жена. Когда врачи показали Вазгена Донаре, мать и сын друг друга не узнали…

Фрунзик забывал свои несчастья в работе и стакане. Он пил так же много, как и снимался. Каждый съемочный день заканчивался для артиста в ресторане. Во время работы над картиной «Мимино» из-за запоев Мкртчяна даже несколько раз отменяли съемки. Георгий Данелия предложил любимому актеру выбор: роль или алкоголь. Продержавшись без спиртного несколько дней, грустный Фрунзик поделился с режиссером невеселыми мыслями: «Я понял, почему миром правят бездарности: они не пьют и всё свободное время тратят на карьеру».

«Я не один»

Как-то Фрунзика спросили, почему он один бродит по ночному городу. Артист удивился: «Почему я один? Собаки ходят, кошки - я не один…».
Когда распался советский кинематограф, Мкртчян занялся созданием собственного театра в Ереване и в качестве театрального режиссёра ставил спектакли в Армении и за рубежом. Но его жизнь была уже на исходе.
Фрунзик не придавал значения тому, что находился в предынфарктном состоянии. Сердечный приступ сразил его 29 декабря 1993 года. Такую смерть Бог дарит хорошим людям: актер перестал дышать во сне.

«Саморазрушался Фрунзик из-за того, что ему жизнь была не в радость, - считал брат артиста и руководитель его театра Альберт Мкртчян. - Он не щадил себя сознательно, потому что страдал из-за болезни сына и жены».
Брат усыновил племянника Вазгена, но в 33 года сын Мкртчяна умер от цирроза печени. Ненадолго пережила отца и дочь: прооперированной по поводу опухоли Нуне не стало через пять лет - в восстановительный период произошла закупорка тромба (34-летняя внучка артиста Гаяне Тертерян осталась жить в Буэнос-Айресе). Умер в этом году и брат Фрунзика - сценарист и режиссер Альберт Мкртчян.

Остался созданный актером Ереванский артистический театр, носящий имя Фрунзе Мкртчяна, и его работы - в пленке и камне: памятники его героям стоят в Москве, Тбилиси, Ереване и Дилижане.
В Армении Фрунзик Мкртчян - национальный герой. На родине в Гюмри открыт музей его имени, а перед зданием местного драмтеатра установлен памятник талантливому земляку. Его портреты висят в армянских домах и офисах, а на могиле артиста в пантеоне парка им. Комитаса в Ереване круглый год - живые цветы…


Народный артист СССР (1984)
Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1975, за фильм «Треугольник»)
Лауреат первого приза на Всесоюзном кинофестивале в Ереване (1978, за фильм «Солдат и слон»)
Лауреат Государственной премии СССР (1978, за фильм «Мимино»)

Родителям Фрунзика было 5 лет, когда они попали в детский дом. В нем они вместе выросли, в 1924 году поженились, а когда в Армении открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильных комбинатов, вместе устроились туда на работу. Отец Фррунзика Мушег работал на заводе табельщиком, а мама Санам - посудомойкой в заводской столовой. У них было четверо детей, и одному из сыновей они дали имя Фрунзик в честь героя гражданской войны Фрунзе. Отец очень хотел, чтобы хорошо рисовавший Фрунзик стал художником, но в десятилетнем возрасте мальчик увлекся театром, и начал ходить в драматический кружок. Он любил организовывать представления у себя дома на лестничной клетке - Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице публикой моноспектакли. Дети сидели на коленях у своих родителей, и не стеснялисьаплодировать маленькому актеру. В том, что Фрунзик чрезвычайно одарен, уже тогда не сомневался никто.

Чтобы прокормить большую семью, Мушег Мкртчян однажды украл небольшой кусок ткани на комбинате, и был осужден на десять лет, после чего дети и его жена начали голодать, так как Санам получала за свою работу посудомойки всего 30 рублей.

В 1947 году Фрунзик окончил школу и пошел работать на завод, но через несколько лет поступил в Ереванский театрально-художественный институт, и еще будучи студентом второго курса института получил приглашение в театр имени Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. Но после первого же спектакля учитель уступил роль Фрунзику. В 1956 году Мкртчян окончил театральный институт и был принят в труппу театра имени Сундукяна. Армен Джигарханян рассказывал: «Впервые Фрунзика я увидел не в кино, а на сцене. В середине 1950-х он уже был популярен. Народ ходил в Театр имени Сундукяна специально «на Фрунзика». И действительно, глядя на его сценическое существование, ты понимал, что он - Артист с большой буквы. Есть такие Богом поцелованные натуры, которые сразу рождаются артистами. Тайны мастерства у них в крови».

Во время учебы Мкртчян женился, но его первый брак был недолгим, бытовые и материальные проблемы привели к тому, что супруги вскоре расстались. Со своей второй женой Данарой Фрунзик Мкртчян познакомился в середине 50-х, когда она приехала поступать в Ленинакан в театрально-художественный институт. Сразу после окончания института Мкртчян впервые снялся в кино - он сыграл в фильме Александра Роу «Тайна озера Севан»в небольшом эпизоде. А его полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году в фильме Г. Маляна и Г. Маркаряна «Парни музкоманды», в котором он сыграл музыканта по имени Арсен.

Но следующей работы в кино Мкртчяну пришлось ждать пять лет, и ей стала в 1965 году роль профессора Берга 1965 году в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии. Однако фильм по идеологическим причинам был очень быстро снят с проката.

Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». В эту картину Мкртчян попал благодаря протекции актера и режиссера Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актер был утвержден на роль, и вскоре Мкртчян вместе с Алексеем Смирновым и с самим Роланом Быковым в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году. Альберт Мкртчян рассказывал: «Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы — я и наши две сестры — даже обижались на нее. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик — беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына».

В том же 1966 году на экраны СССР вышла искрометная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. В этой картине так же сыграла и его настоящая супруга актриса Данара Мкртчян.


После выхода этих двух фильмов Фрунзик Мкртчян сразу же стал одним из самых востребованных комедийных актеров страны. Сам Фрунзик признавался в своей любви именно к жанру комедии и, в частности - к Чарли Чаплину: «Чаплин для меня, как Бах в музыке - учитель человечества. Подобно тому, как жизнь кишит сюрпризами, так и Чаплин не переставал меня удивлять. Однажды московское телевидение снимало обо мне документальный фильм. Начинался он кадрами, где маленький мальчик смотрит в кинотеатре фильм с Чаплиным, и загорается желанием однажды так же, как и он, сыграть в кино. Это было неслучайно. Я стал комиком потому, что мечтал об этом с детства. Я очень уважаю всех первопроходцев киногротеска. Они были тем, кем стал Гагарин в космонавтике. Только я лично никого не могу поставить в один ряд с Чаплиным».


Жизнь Мкртчяна складывалась успешно, вскоре у супругов родились дочь Нунэ и сын Вазген, и его супруга Данара устроилась работать в театр.

Мкртчян был известен тем, что нередко помогал близким ему людям в беде, причем делал он это тихо, без всякой помпы. Альберт Мкртчян рассказывал: «К славе он относился спокойно и никогда не страдал звездной болезнью. Но люди бурно реагировали на «живого» Фрунзика, что было равносильно вторжению на личную территорию. Каждый прохожий в Ереване считал его родным человеком. Однажды мы спустились в московское метро и смогли проехать только одну остановку - с аплодисментами. Никаких материальных благ он не нажил. Но просящим он не мог отказать. Тут его известность помогала добывать и квартиры, и машины, и лекарства. Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать… Он помогал родственникам, друзьям, соседям и совершенно незнакомым людям. Спустя месяц после смерти нашей матери к нам постучалась в дверь изможденная женщина. Узнав, что наша Санам (мать Фрунзика Мкртчяна) скончалась, она забилась в истерике и все время повторяла: «Мои дети теперь умрут…» Оказывается, наша мать пообещала поговорить с Фрунзиком насчет квартиры для несчастной. Женщина жила без мужа, с пятью детьми в съемной комнатке. Я глянул на Фрунзика и понял, что душа его плачет. Он сказал только одно слово: «Хорошо». Он пошел в ЦК, где его все уважали, и через три месяца Фрунзик выбил для женщины и ее детей квартиру. Он никогда помногу не разглагольствовал, большие дела делал тихо, без помпы».



В начале 1970-х годов в семье Мкртчянов случилось несчастье. Данара заболела тяжелым психическим расстройством - шизофренией, и ей пришлось расстаться театром, в то время как Фрунзик стал необыкновенно популярным актером и часто выезжал на съемки. Болезнь Данары привела к тому, что Мкртчяну приходилось часто отказываться от хороших ролей. Но, несмотря на то, что из-за несложившейся семейной жизни Фрунзик мог быть иногда недисциплинированным актером, обычно он очень старательно готовился к работе, долго и мучительно искал образ. В первой половине 1970-х годов вышло не так много фильмов с его участием, тем не менее, в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР - руководство республики решило отметить его роль в фильме «Треугольник», который вышел на экраны в 1967 году.

Новый виток популярности для Мкртчяна наступил во второй половине 1970-х годов. Этому поспособствовал выход на экраны СССР комедии Георгия Данелии «Мимино», в которой Мкртчян вместе с Вахтангом Кикабидзе создал великолепный актерский дуэт.


Много смешных реплик, ставших позже крылатыми: «Я тут так хохотался», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я тебе один умный вещь скажу…» - и другие Фрунзик придумал сам. В частности, сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде была импровизацией актера.


Когда вместе с Вахтангом Кикабидзе и Георгием Данелия Фрунзик поехал в Кремль получать Государственную премию за фильм «Мимино», охранники потребовали у них предъявить документы. На что Мкртчян с укоризненной улыбкой ответил: «Разве иностранные шпионы в Кремль без документов ходят?»


После выхода этой картины, наполненной искрометными шутками, режиссеры снова вспомнили о Мкртчяне. Один за другим начали выходить фильмы с его участием. Мкртчян снялся в музыкальной комедии «Багдасар разводится с женой», лирической драме «Солдат и слон», сказке «Приключения Али-бабы и сорока разбойников», комедии «Суета сует» и других фильмах.


Со своими друзьями и коллегами о своей сложной семейной жизни Фрунзик Мкртчян предпочитал не общаться. На людях он всегда оставался веселым, жизнерадостным человеком, большим выдумщиком и мастером розыгрышей. Он мог запросто забраться ночью по водосточной трубе под окно друга и спеть серенаду с шампуром шашлыка в руке. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «С творческих капустников, которые в театре нередко затягивались до утра, мы выходили на улицу и вытворяли такое. Помню, хорошо выпившие, мы выкатились однажды в 5 утра на центральную площадь, где стоял огромный памятник Ленину и трибуна, и устроили свой парад. Там всегда находился дежурный милиционер, но Фрунзика это не смущало, отказать ему было невозможно. Он залезал на трибуну и начинал распределять всем роли. Один из нас был Генеральным секретарем, другой министром иностранных дел, третий членом Политбюро. Фрунзик чаще всего изображал народ. На наши лозунги с трибуны он из толпы выкрикивал всякие ругательства. Когда милиционер хватал его за шкирку, он возмущенно кричал на всю площадь: «Это кричал не я, кто-то из демонстрантов». Мог Фрунзик с криками и воплями остановить и поздний трамвай. Забравшись на крышу, он изображал Ленина на броневике…»


Мкртчяна любили и зрители, и коллеги по работе. Георгий Данелия, снявший его в трех своих фильмах, как-то заметил: «С ним очень легко работалось. Он все время придумывал интересные ходы, и режиссеру оставалось только отбирать нужное», а Ролан Быков, благодаря Довлатяна за предложенную кандидатуру Мкртчяна на роль разбойника в фильме «Айболит-66», признался: «Ты мне подарил солнце».


Между тем болезнь жены Фрунзика Данары прогрессировала, и в начале 1980-х годов Мкртчяну пришлось поместить ее в психиатрическую лечебницу, оставшись одному с двумя детьми. После этого нелегкого решения ему пришлось разрываться между работой и семьей - Мкртчян продолжал активно работать в театре и в кино. В том числе, и в картинах у своего брата, который рассказывал: «Все роли для актера дороги, потому что в каждой остается часть его души, после съемок актер просто стареет. А самой драматичной его ролью была роль почтальона в моем фильме «Песнь прошедших дней». Это во многом автобиографичный фильм. У нас во дворе во время войны жил инвалид, который вернулся с фронта в Ленинакан и работал почтальоном. Однажды нам, пацанам, дали похоронку. Мы обрадовались и с криками «ура!» принесли конверт пожилой женщине. Мы думали, что это письмо с фронта… Фрунзик на всю жизнь запомнил этот случай. В фильме он должен был играть человека, который приносит матери похоронку на ее последнего, четвертого сына… Он чувствует, что если сделает это, то просто сойдет с ума. И возле церкви почтальон начинает этот бумажный конверт есть… Этот эпизод мы снимали в городе нашего детства, в Ленинакане. Фрунзик три дня не выходил из гостиничного номера, пил. Потом вышел, небритый, с синяками под глазами, и сказал: «Я готов сниматься в этом эпизоде». С ролью он играл, как кошка с мышкой, — три дня он превращался в старика-инвалида».


В середине 80-х Мкртчян решился на третий брак. Его новой женой стала дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна Тамара. Сразу после свадьбы молодожены переехали в новую четырехкомнатную квартиру в центре Еревана, но и этот брак Мкртчяна оказался неудачным, и спустя несколько лет он развелся.


С середины 1980-х годов Мкртчян практически перестал сниматься в кино. Предложения к нему продолжали поступать, но он от них отказывался, шутливо заявляя: «Разве в моем возрасте играют в кино?» А в начале 1990-х годов Мкртчян ушел из театра имени Сундукяна. К уходу его подтолкнуло решение коллектива избрать главным режиссером Хорена Абрамяна. Мкртчян, 35 лет отдавший театру, сам претендовал на эту должность, и решение коллег его обидело. После ухода из театра имени Сундукяна Фрунзик Мкртчян решил создать собственный театр, но руководить им Фрунзику довелось недолго.



Здоровье Мкртчяна было подорвано - врачи диагностировали у актера проблемы с сердцем, печенью и желудком. Его дочь Нунэ к тому времени вышла замуж, и уехала с мужем в Аргентину, и смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. И тут без того слабое здоровье подорвала новая трагедия. Оказалось, что Вазген унаследовал болезнь матери. В 1993 году Мкртчан повез его на лечение во Францию, где выяснилось, что болезнь сына неизлечима - ему по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Данара, они даже не узнали друг друга. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «В семье Фрунзик был очень несчастлив. У него в доме не было домашнего уюта. И пил он так страшно, я думаю, потому, что ему не хватало теплых отношений в семье».


Мкртчян вернулся в Ереван, лишенный из-за военных действий с Азербайджаном света и тепла, и здесь его ждал новый удар, - умер его близкий друг народный артист Армении Азат Шеренц. Мкртчян сам попал в больницу, где у него случилась клиническая смерть, но врачи спасли жизнь артиста. Альберт Мкртчян рассказывал: «Когда врачи поставили трагический диагноз любимой жене, а потом и сыну, Фрунзик боролся до конца. Он много работал, чтобы обеспечить им достойное лечение. А еще - страшное землетрясение в Ленинакане в 1988 году. От нашего родного дома не осталось ничего. Погибли многие знакомые, друзья. И в Ереване жизнь в начале девяностых была очень тяжелой. Зимой 1993 года практически не было освещения и отопления. А Фрунзик очень любил «Адажио» Альбинони. Мы с друзьями приспособили к его магнитофону аккумулятор от машины, и он мог слушать свою любимую мелодию».


Последние месяцы Фрунзик Мкртчан жил дома, где за ним ухаживал его младший брат Альберт, который позже рассказывал: «28 декабря 1993 года я весь день провел у него дома. Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своем следующем спектакле. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику — у меня было какое-то недоброе предчувствие. Хотя и понимал, что это невозможно — телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не смогла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года… Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Главной его трагедией стала душевная болезнь сына, передавшаяся ему от матери. Вазген умер в прошлом году. Дочери не стало через пять лет после смерти Фрунзика. У нее была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у нее оторвался тромб. Брат, конечно, понимал, какой он актер. Но никогда не показывал этого. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».

На похороны Фрунзика Мкртчана собралось огромное количество ереванцев. Прощание с любимым артистом затянулось, и похороны Фрунзика проходили в сумерках. Стоявшие на обочинах машины фарами освещали темные мостовые, и тысячи людей шли по улицам с зажженными свечами, пока гроб с телом артиста несли по живому многокилометровому освещенному коридору…

Журналист Иосиф Вердиян после смерти Фрунзика Мкртчяна написал: «Через пару недель после похорон Фрунзика я пригласил его брата, известного кинорежиссера Альберта Мкртчяна, к себе, и мы несколько часов кряду проговорили на кухне о его великом брате. Запомнилось: «Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе».


Фрунзик Мкртчян похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване.


На его родине в Гюмри установлен памятник великому Артисту.


Леонид Филатов подготовил о Фрунзике Мкртчяне передачу из цикла «Чтобы помнили».


Использованные материалы:

Материалы сайта www.peoples.ru В поисках адресата (1955)

  • Из-за чести (1956)
  • О чем шумит река (1959)
  • Парни музкоманды (1960)
  • Двадцать шесть бакинских комиссаров (1965)
  • Тридцать три (1965)
  • Айболит-66 (1966)
  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
  • Формула радуги (1966)
  • Из времен голода (1967)
  • Треугольник (1967)
  • Белый рояль (1968)
  • Адам и Хева (1969)
  • Мы и наши горы (1969)
  • Не горюй! (1969)
  • Вчера, сегодня и всегда (1969)
  • Взрыв после полуночи (1970)
  • Хатабала (1972)
  • Мужчины (1972)
  • Айрик (Папа) (1972)
  • Памятник (1972) короткометражный
  • Мимино (1977)
  • Наапет (1977)
  • Солдат и слон (1977)
  • Суета сует (1978)
  • Добрая половина жизни (1979)
  • Приключения Али-бабы и сорока разбойников (1979)
  • Пощечина ("Кусок неба") (1980)
  • Крупный выигрыш (1981)
  • Песнь прошедших дней (1982)
  • Одиноким предоставляется общежитие (1983)
  • Пожар (1983)
  • Легенда о любви (1984)
  • Танго нашего детства (1985)
  • Как дома, как дела? (1987)
  • 4 июля 1930 года - 29 декабря 1993 года

    в городе Ленинакане (ныне Гюмри, Армения) в многодетной семье рабочих текстильного комбината. У актера было два имени: Мгер (так его звали дома) и Фрунзик, которое ему дал отец в честь известного полководца Михаила Фрунзе.

    Отец хотел, чтобы хорошо рисовавший Фрунзик стал художником, но в десятилетнем возрасте мальчик увлекся театром и начал ходить в драматический кружок.

    Фрунзик Мкртчян окончил школу и начал работать на заводе, в свободное время посещал репетиции самодеятельного театра. Несколько лет выступал на сцене Ленинаканского театра имени Мравяна.

    В 1956 году окончил Ереванский театрально-художественный институт (ныне Ереванский государственный институт театра и кино) и был принят в труппу Академического театра имени Габриэла Сундукяна в Ереване. За годы работы в театре Мкртчян сыграл почти весь классический репертуар — от царя Гвидона до Сирано де Бержерака.

    Кинодебютом Мкртчяна стала роль музыканта Арсена в фильме Генриха Маляна и Генриха Маркаряна "Парни музкоманды" (1960).
    В 1965 году он сыграл роль профессора Берга в комедии "Тридцать три" режиссера Георгия Данелии.

    Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова "Айболит-66". Актер вместе с Алексеем Смирновым и с самим Роланом Быковым в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году.

    В том же году на экраны СССР вышла комедия Леонида Гайдая "Кавказская пленница", в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. В этой картине роль его экранной жены сыграла его настоящая супруга - актриса Донара Мкртчян.

    В 1967 году на экраны вышел фильме "Треугольник", за участие в котором в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР.

    Новому витку популярности Мкртчяна во второй половине 1970-х годов способствовал выход на экраны СССР комедии Георгия Данелии "Мимино" (1977), в которой он вместе с Вахтангом Кикабидзе создал великолепный актерский дуэт.

    Актер снимался в фильмах "Солдат и слон" (1977) Дмитрия Кесаянца, "Суета сует" (1979) Аллы Суриковой, "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников" (1979) Латифа Файзиева и Умеша Мехры, "Одиноким предоставляется общежитие" (1983) Самсона Самсонова и др.

    Мкртчян играл в картинах своего младшего брата режиссера Альберта Мкртчяна "Каменная долина" (1977), "Крупный выигрыш" (1980), "Песнь прошедших дней" (1982) и "Танго нашего детства" (1984).

    В 1986 году в Ереване актер основал собственный театр (ныне — Артистический театр ""Мгер Мкртчян"). На открытии театра была представлена постановка ""Жена пекаря"" Марселя Паньоля, где Фрунзик Мкртчян исполнил главную роль Анабеля Кастанье.

    29 декабря 1993 года Фрунзик Мкртчян скончался. Похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване в Армении.

    В 1971 году Фрунзику Мкртчяну было присвоено звание народного артиста Армянской ССР, в 1984 году - народного артиста СССР. Он также имел звания заслуженного артиста Дагестанской АССР (1972) и заслуженного артиста Грузинской ССР (1980).

    Мкртчян был удостоен Государственной премии Армянской ССР (1975), Государственной премии СССР (1978). Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первый приз за лучшую актерскую работу" за 1978 год.

    В 2001 году посмертно Фрунзик Мкртчян был награжден армянским орденом Святого Месропа Маштоца.

    Памятник артисту был установлен на его родине в Гюмри . Там же открыт музей Фрунзика Мкртчяна.

    Именем известного артиста названы площадь и одна из центральных улиц в Ереване, улицы в других городах Армении.

    Памятник героям фильма "Мимино", в том числе Фрунзику Мкртчяну, работы Зураба Церетели был открыт в центре Тбилиси.

    Памятник-фонтан, посвященный героям "Мимино", работы Армена Варданяна был установлен в курортном городе Дилижан на севере Армении.

    Фрунзик Мкртчян был трижды женат. Первый брак с сокурсницей Кнарой быстро закончился разводом. Второй раз его супругой стала актриса Донара Мкртчян, которая родила актеру двух детей, но вскоре тяжело заболела душевным недугом и десятки лет провела психиатрической лечебнице. Третьей его женой была Тамара - дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна.

    Дочь Фрунзика Мкртчяна от второго брака Нунэ скончалась спустя пять лет после смерти отца. Через некоторое время после сестры умер сын Вазген, унаследовавший душевную болезнь матери.

    Скончалась Донара Мкртчян, запомнившаяся зрителям по сыгранным ролям в картинах "Кавказская пленница", "Хатабала", "Помада №4", "Приключения Мгера".

    Брат Фрунзика Мкртчяна - режиссер и сценарист Альберт Мкртчян является художественным руководителем Артистического театра "Мгер Мкртчян" мэрии города Еревана.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    Народный артист Армянской ССР, народный артист СССР Фрунзе (Мгер) Мушегович Мкртчян (1930-1993) был не просто народным любимцем. Он стал настоящим символом Армении. В кабинетах местных начальников, наравне с портретами руководителей партии и государства, висел и портрет актера Мкртчяна. Фрунзе, или как его еще называли Фрунзик, мечтал о трагических ролях, но ему доставались комедийные («Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» (1966), «Мимино» (1977), «Суета сует» (1978), «Одиноким предоставляется общежитие» (1984). Может быть поэтому его герои всегда получались такими печальными. Актер снялся в трех десятках фильмов в основном в эпизодических ролях. Однако многие фразы, произносимые его персонажами, стали крылатыми, их повторяла вся страна.

    Живая легенда

    4 июля ему исполнилось бы 87 лет. В Армении Мкртчян - настоящий национальный герой. На одном из центральных проспектов Еревана стоит огромный портрет, с которого на прохожих с грустной улыбкой смотрит этот самый, пожалуй, известный и обожаемый всеми армянин. Кстати, сами армяне своего любимца называют иначе - Мгером.

    «Вообще-то родители назвали своего первенца Фрунзиком, - рассказывает брат актера Альберт Мкртчян. - Наверное, в честь советского военачальника Михаила Фрунзе. В тридцатых годах армян обвиняли в национализме, вот они и стали давать детям странные имена.

    Появились Роберты, Альберты, Фрунзики. А когда много лет спустя Театр им. Сандукяна, в котором работал брат, гастролировал по Ливану, местные армяне назвали его Мгером. Это библейское имя, которое в переводе обозначает Солнце».

    Сегодня брат Фрунзика Альберт Мушегович - художественный руководитель Ереванского театра им. Мгера Мкртчяна. На здании театра - мемориальная доска с барельефом в виде знаменитого профиля актера. Фрунзик никогда не переживал из-за своей внешности.

    Тем более что сам ничего необычного в ней не видел. А о своем выдающемся во всех отношениях носе даже придумывал анекдоты. Когда Мкртчяна приглашали выступать за деньги на различных пирушках, он категорически отказывался, смеясь, по его собственным словам, прямо в нос приглашающему.

    «Нет, брат никогда не стеснялся своей внешности, - смеется Альберт. - А глядя на тех, кого природа не наделила таким же носом, как у него, всегда удивлялся. А потом, у всех армян такие носы. У меня, что, не такой разве?»

    Мкртчян-младший пусть и не как две капли воды, но очень похож на Фрунзика. По профессии Альберт Мушегович - кинорежиссер, окончил ВГИК. Кстати, в своей дипломной работе Альберт снял брата.

    «Фильм назывался «Фотография» и длился всего 15 минут, - говорит он. - Я дал ему роль отца, сын которого погиб на войне. Фрунзик сумел заставить зрителей первые 10 минут умирать от смеха, а последние пять - плакать».

    Фрунзик Мкртчян стал легендой уже при жизни. Говорят, у актера даже было два паспорта - один официальный, а другой - подарок друзей, в котором так и было написано - «Мгер Мкртчян». Хотя паспорт народному кумиру был без надобности.

    Когда вместе с Вахтангом Кикабидзе и Георгием Данелия Фрунзик отправился в Кремль получать Государственную премию за фильм «Мимино», охранники потребовали у них предъявить документы. На что Мкртчян с укоризненной улыбкой ответил: «Разве иностранные шпионы в Кремль без документов ходят?» Разумеется, лауреатов пропустили без досмотра.

    А однажды вместе с друзьями Мкртчян отправился навестить арестованного товарища. Оставив друзей в ресторане, Фрунзик на несколько минут отлучился и появился уже… в компании арестованного и начальника СИЗО.

    Не нуждался Мкртчян и в деньгах. «Мне совсем недавно рассказали такую историю, - продолжает Альберт Мкртчян. - Как-то Фрунзику неожиданно пришла в голову идея слетать в Сочи. Он вообще был спонтанным человеком - мог сидеть-сидеть, а потом подхватиться и отправиться на другой конец Советского Союза.

    Так и в тот раз, взяв с собой друга, Фрунзик уже через несколько часов был в Сочи. В кармане у него была 1000 рублей. Отдохнув на курорте и погуляв в ресторанах, друзья вернулись в Ереван. В кармане у Фрунзика по-прежнему лежала тысяча рублей».

    Популярность у Мкртчяна была фантастическая. Как-то, уже после выхода на экраны фильма Георгия Данелия «Мимино», Фрунзик на несколько дней прилетел в Москву. Вместе с братом они торопились на важную встречу, и Фрунзик предложил добраться на нее на метро.

    «Мы еле-еле втиснулись в вагон, - вспоминает Альберт. - Народу - не протолкнуться: кто читает, кто дремлет. Однако уже через тридцать секунд, после того как Фрунзик оказался в вагоне, все принялись аплодировать. Брату стало неловко, и на следующей станции мы вышли.

    Его любили не только в Москве и городах Советского Союза. У меня хранится статья из газеты «Нью-Йорк таймс». «Пять минут молчания Мгера Мкртчяна» называется. Дело в том, что на одном из его выступлений в Америке больше половины зала составляли американцы, которые не говорили ни по-русски, ни по-армянски.

    Тогда брат вышел на авансцену и пять минут молча стоял и смотрел в зал. Публика от хохота сползала со своих кресел на пол. А Фрунзик еще раз окинул их взглядом, поклонился и ушел».

    Мамин любимчик

    С ДЕТСТВА Фрунзик прекрасно рисовал. Однако ни о какой другой профессии, кроме актерской, не думал. Он родился в Ленинакане, родители - Мушег и Санам - работали на местном текстильном комбинате. «Наши отец и мать были детьми геноцида, - рассказывает Альберт Мкртчян.

    Им было по 5 лет, когда их нашли буквально на дороге и поместили в один детский дом. Они вместе выросли, поженились и в 24-м году, когда открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильный комбинат, устроились туда на работу. При комбинате был клуб, в самодеятельном кружке которого играл Фрунзик».

    Квартира Мкртчянов была на втором этаже. На лестничной клетке десятилетний Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице детворой моноспектакли. Когда после одного из представлений он вышел на поклоны, то с удивлением заметил, что публики стало больше - маленькие зрители сидели на коленях у своих родителей, которые самозабвенно аплодировали маленькому гению.

    В том, что мальчик одарен чрезвычайно, уже тогда не сомневался никто. В Ереване до сих пор с восхищением рассказывают, как 17-летний Мкртчян играл роль 80-летнего старика и никто не мог узнать в согбенном старце парня с рабочей окраины.

    «Театральный триумф начался у Фрунзика с его первых же ролей, - говорит Альберт Мкртчян. - Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошел к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль.

    Кого он потом только не играл в театре, начиная от царя Гвидона и заканчивая Сирано де Бержераком. Кино его тоже сразу полюбило. Считал ли Фрунзик себя реализованным? Нет, конечно. Только дурак будет так думать.

    Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы - я и наши две сестры - даже обижались на нее. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик - беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына».

    По-настоящему суперзвездой Фрунзик стал после роли водителя Хачикяна в фильме Данелии «Мимино».

    Кстати, массу смешных реплик, ставших поистине народными («Такие вопросы задаете, что неудобно отвечать даже», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь» и другие), Фрунзик придумал сам. Сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде - абсолютная импровизация актера.

    По предложению Мкртчяна режиссер снял эпизод, в котором герои Фрунзика и Кикабидзе оказывались в одном лифте вместе с двумя китайцами. И один китаец говорил другому: «Как же эти русские похожи друг на друга». По требованию цензуры эпизод из картины пришлось вырезать.

    Запомнились съемки «Мимино» и неприятными моментами - Мкртчян начал сильно пить. Несколько раз съемки приходилось отменять. В конце концов Данелия поставил перед Фрунзиком жесткое условие - либо алкоголь, либо кино. Несколько дней Мкртчян не притрагивался к спиртному. А потом пришел к режиссеру и грустно сказал: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой».

    Народный депутат

    НЕСМОТРЯ на всеобщее обожание, в личной жизни Фрунзик был несчастлив. После непродолжительного первого брака он встретил удивительно красивую студентку театрального института Дамиру. Как и все женщины, она не устояла перед обаянием Фрунзика и в скором времени стала его женой. У пары родилось двое детей - сын Вазген и дочь Нунэ. Актер их обожал, из каждой поездки привозил массу игрушек. Но чаще всего он тут же отнимал их у детей и начинал играть сам.

    «Ему все было интересно, - говорит Альберт. - Как устроены, например, игрушечные голуби, которые взлетают в небо и потом возвращаются к тебе в руки. Фрунзик разбирал их, пытаясь понять устройство механизма. И, разумеется, потом не мог собрать обратно. Он до конца жизни чему-нибудь удивлялся. Не мог, например, понять, как работает телевизор. Как это фильм из Америки доходит до Еревана. Разбирал приемник, раскручивал все, а потом даже мастер не мог ничего починить».

    Дамира всюду сопровождала мужа. В «Кавказской пленнице» она сыграла жену водителя товарища Саахова, которая печально рассказывает герою Юрия Никулина о местных обычаях - похищении невест.

    С каждым днем поведение Дамиры становилось все более и более странным. Она устраивала мужу жуткие сцены ревности. Наконец, Фрунзик не выдержал и по совету друзей обратился к врачам. Приговор медиков оказался страшным - шизофрения. Когда усилия местных специалистов оказались бессильны, Дамиру отправили в психиатрическую клинику во Франции.

    Личная жизнь Фрунзика со временем вроде начала налаживаться. Он познакомился с очаровательной женщиной. Тамара была дочерью председателя Союза писателей Армении Оганесяна.

    Рассказывают, что, когда актер в очередной раз отправился в загс, один из друзей пожурил его, мол, не зачастил ли он в это учреждение. На что Фрунзик со свойственным ему юмором ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?» Увы, но и этот брак не принес Мкртчяну счастья.

    «Был ли он замкнутым человеком? - рассуждает Альберт Мушегович. - Нет, он же жил среди людей. И в то же время жил один. Однажды его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один».

    Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать…»

    Дочь Нунэ к этому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину. Смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. Однако поведение юноши тоже стало настораживать отца. Вазгена показывали лучшим врачам-психиатрам, которые, увы, ничего не смогли сделать.

    Мальчику по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Динара, они даже не узнали друг друга.

    В последние годы жизни Фрунзик отказался от кино, сосредоточив все силы на создании своего театра. «28 декабря 1993 года я весь день провел у него дома, - рассказывает Альберт Мкртчян.

    Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своем следующем спектакле.

    Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Мы вообще с ним очень чувствовали друг друга.

    Помню, я как-то в четыре утра вдруг проснулся и тут же набрал номер брата. Он тогда был в Москве, снимался в «Мимино». После первого же гудка он поднял трубку. «Ты чего не спишь?» - спрашиваю. «Какое там, - отвечает, - рядом со мной только что человек умер».

    Так и в тот день я пытался дозвониться до него. Хотя и понимал, что это невозможно: телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не могла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года…

    Поначалу правительство хотело перенести похороны на 2 января. Но я не согласился. Армения прощалась с братом 31 декабря. До пантеона, где находится его могила, за гробом шли тысячи людей.

    Сейчас из брата начинают делать легенду, расказывая то, чего не было. Говорят, что его здоровье подорвала гибель в автокатастрофе дочери. На самом деле Нунэ умерла через пять лет после того, как не стало Фрунзика.

    У нее была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у нее оторвался тромб. Вазгена после смерти брата я усыновил. Но в прошлом году его тоже не стало. Цирроз печени. 33 года ему было.

    Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Фрунзик, конечно, понимал, какой он актер.

    Но никогда не показывал это. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик». http://www.aif.ru/archive/1684801


    Солнце – так называли его друзья

    Его улыбка была неотразимой, актерское дарование блистательным, а огромный нос всегда становился предметом внимания острословов. Легкий, ироничный и внешне абсолютно беззаботный человек, к тому же баловень судьбы: немногим советским актерам выпала такая слава. Фрунзик Мкртчян казался олицетворением абсолютного успеха. Кому еще все милиционеры Еревана козыряли на улицах, а гаишники закрывали глаза, если кумир был за рулем, мягко говоря, не кристально трезв? Кому еще в магазинах или на рынке давали все что угодно, не требуя платы? Его друзья шутили: вот он, коммунизм для отдельно взятого человека. Фрунзику не надо было ни паспорта, ни денег, ни прописки. Его и так все знают, обожают безмерно и носят на руках.

    После выхода комедии Гайдая «Кавказская пленница» малоизвестный в масштабах страны ереванский артист Фрунзе Мкртчян проснулся знаменитым. После фильма Данелия «Мимино» – стал любимцем миллионов кинозрителей. О его таланте писали лучшие критики: какая пластика, какое обаяние! Друзья говорили ему: ты самый известный армянин в Советском Союзе. Зрители, конечно, помнили его и по другим картинам, но главной киноролью в судьбе артиста стал шофер Хачикян – трогательный, добрый чудак из «Мимино». В памяти миллионов Мкртчян таким и остался: смешным и колоритным восточным комиком.

    Но только самые близкие люди знали о другой жизни Фрунзика. В ней были мечты о совсем иных ролях, несбывшиеся надежды и тяжелые запои. Солнце – так называли его друзья. Он отвечал: если солнце, то очень грустное. Только самые близкие люди знали: между актерскими образами Фрунзе Мкртчяна и его личной судьбой – пропасть. Блестящий комик на экране, в жизни он – персонаж трагический. Его отец пил горькую и бил сына нещадно. Сверстники издевались над слабым, низкорослым мальчишкой. Мало кто знает, что даже во времена своей невероятной славы Мкртчян в жизни был угрюм, неразговорчив и редко улыбался.

    Тяжелейшее психическое заболевание жены Донары передалось их сыну Вааку, и этот недуг был неизлечим, а дочь Мкртчяна Нунэ погибла в автокатастрофе. Знаменитый актер и жил, и работал в театре, снимался в состоянии жесточайшей депрессии, которую пытался гасить алкоголем. После двух-трех знаковых ролей в кино его приглашать стали редко: запойный актер – беда. Но об этой темной стороне «Солнца» зрители не знали, Фрунзе Мкртчян всегда был для них истинным кумиром – иногда смешным, иногда грустным, но всегда очень понятным. Оглушительная слава не испортила характера Фрунзика, он был абсолютно лишен звездности, стеснялся здравиц и дифирамбов в свой адрес. Перед ним открывались двери самых высоких кабинетов, однако он редко просил за себя, и часто – за других, иногда совсем незнакомых людей.


    Грустный смешной Фрунзик Мкртчян

    Любимому артисту миллионов сегодня должно было исполниться 87лет. Он был смешной. Его огромный нос, его невысокий рост, его манера говорить смешили всех. Однажды он вышел на сцену и несколько минут просто стоял, а потом поклонился и ушёл. А зритель все это время заливался в хохоте. Даже то, что почти все называли его не Фрунзе, а Фрунзик, вызывало добрую улыбку.

    Часто ли смеялся сам Фрунзик Мкртчян? Возможно, в далёком детстве он заливался смехом. Наверняка смеялся он, когда устраивал детские театральные представления для своих домашних и соседей, смеялся, когда смотрел фильмы со своим любимым Чарли Чаплином, смеялся, когда смешил людей. И уж в этом он был настоящий профи, истинный актёр.

    Правда, актёром Фрунзик Мкртчян стал не сразу. Он родился в 1930 году в простой трудовой семье. Мама - посудомойка, отец - табельщик, но мальчик грезил творчеством. Правда, пришлось на время Фрунзику всё же спуститься с небес на землю, когда отца арестовали за кражу на комбинате. Мкртчян-старший пытался вынести отрез ткани, чтобы продать его и купить на вырученные деньги хоть какую-то еду для семьи. Но голодного злоумышленника быстро поймали, осудили и отправили в заключение на долгих 10 лет. В университеты дорога Фрунзику была закрыта, пришлось идти вкалывать на завод. Диплом об окончании Ереванского театрально-художественного института Мкртчян получил только в 1956 году.

    Друзья актёра вспоминали, как он удивительно иронично рассказывал про свой вскоре состоявшийся первый дебют в кино. Фрунзика тогда пригласил на роль сам Александр Роу в свою картину «Тайна озера Севан». У Мкртчяна была простая задача - всего-навсего убрать мешающий на дороге камень. Фрунзик исполнил роль идеально. Правда, режиссёр решил, что его в кадре слишком много, и так порезал эпизод, что от Фрунзика Мкртчяна в фильме осталась только одна нога.

    Несмотря на такую фильмографию, комедийный талант Фрунзика Мкртчяна вмиг разглядел Георгий Данелия. Он пригласил актёра сначала в свою комедию «Тридцать три», а затем - в «Мимино». Мкртчян очень любил роль шофёра Хачикяна, ведь на съёмках Данелия позволял ему то, чего не позволял другим. Мкртчян был настоящим заводилой, тамадой. Сам придумывал себе эпизоды, сочинял шутки, устраивал мизансцены. Это ведь именно Фрунзик сочинил крылатую фразу: «Я к нему такой личный неприязнь испытываю, что кушать не могу». Он импровизировал так, что животы от смеха надрывались у всей съёмочной группы.

    Надо ли говорить, что Фрунзик импровизировал и на сцене, и в кино, и в жизни. Среди киношников давно из уст в уста переходит рассказ о том, как актёр Фрунзик Мкртчян съездил в Сочи с другом. Всё было: билеты на ближайший самолёт, отличная гостиница, развлечения, лучшая еда. А Фрунзик как выехал из дома на курорт с тысячей рублей в кошельке, так с этой тысячей и вернулся. Когда молодые коллеги интересовались: «Как же удалось?», Фрунзик улыбался загадочней Моны Лизы, разводил руками и делал такое лицо, что окружающие снова покатывались со смеху. Но смеялся ли сам Фрунзик Мкртчян? Нет, наедине с самим собой Фрунзе Мкртчян всё больше грустил.

    Между двумя работами у Данелии Мкртчян успел побывать на съёмочной площадке «Кавказской пленницы» Гайдая, где исполнил роль дяди главной героини Нины. А его жену сыграла… его жена, красавица Данара Мкртчян. Фрунзик безумно любил супругу, подарившую ему сына и дочку, поэтому был счастлив, когда Данелия предложил ей роль. Но счастье быстро закончилось. Вскоре после съёмок Данару как подменили. Она стала устраивать Фрунзику скандал за скандалом, кричала, что у него в каждом городе по любовнице, делала невыносимым каждый день, проведённый дома.

    Мкртчяну посоветовали хорошего психолога. Он-то и подсказал актёру, что дело вовсе не в мнимых любовницах, не в безумной ревности жены, а в её психическом недуге. Врачи диагностировали у Данары шизофрению. С тех пор, благодаря Фрунзику, его супругу наблюдали лучшие специалисты, женщину отвезли в клинику во Франции, но вылечить её никто не мог. Через некоторое время стало ясно, что страшная неизлечимая болезнь передалась от матери сыну… Эта новость добила Фрунзика. Коллеги говорят, что после этих врачебных «приговоров» двум родным любимым людям Фрунзик стал реже бывать на публике. Нет, когда его встречали друзья, он как-то улыбался, смешно шутил, но сам больше не смеялся.

    Как-то Фрунзика Мкртчяна спросили: «Почему же ты постоянно бродишь по улицам по ночам совершенно один?». Фрунзик всё так же загадочно улыбнулся, посмотрел своими грустными глазами на вопрошавшего и ответил: «Разве я один? Кошки и собаки ведь тоже бродят».

    Его ненадолго встряхнул и «разбудил» новый проект - Фрунзику предложили создать собственный театр в Ереване. Но новому детищу предстояло жить без своего создателя. В 1993 году, за два дня до Нового года, сердце Фрунзика Мкртчяна остановилось. Говорят, в ночь с 31 декабря на 1 января вся мировая армянская диаспора отстояла минуту молчания в память о таком смешном, таком грустном и таком талантливом актёре Фрунзике Мкртчяне.

    Советский и армянский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии СССР. Бесконечно талантливый, универсальный актер. Совсем простой человек. лишенный “звездности”, скромный, стеснительный.

    Он прожил 63 года – слишком мало для великого актера. Был очень уважаемым человеком, которого узнавали на улицах, не спрашивали документов, даже денег в магазинах и ресторанах часто не брали.

    Имя Фрунзик не вполне армянское и уж точно для Армении не традиционное. Не известно, в честь кого Фрунзик получил свое имя – возможно, в честь Михаила Фрунзе. Младшего брата Фрунзика назвали Альбертом – тоже явно не армянское имя.

    Мкртчян не любил своего имени. И это знали его друзья.

    Однажды во время зарубежных гастролей группа Ереванского театра имени Сундукяна попала в Бейрут. Представителям армянской диаспоры игра Мкртчян так полюбилось, что Фрунзика стали называть Мгер – “Солнечный”, или “Светлый”. Это имя ему очень нравилось.

    У семьи Мкртчянов нет родословной. Родителей Фрунзика, тогда еще совсем детей, нашли на дороге. Они стали жертвами турецкой резни, в ходе которой погибло около миллиона армян. Детей подобрали и определили в детский дом в Гюмри. Здесь они и познакомились – Мушег и Санам.

    В 1924 году они стали мужем и женой.Жили они бедно и не очень счастливо.

    В 1930 году, 4 июля, на свет их первенец. Для Санам маленький Фрунзик был настоящим счастьем. Привязанность к первенцу она сохранила на всю жизнь. В семье было четверо детей. В детстве Фрунзик был слабеньким и ранимым.

    В детстве он хорошо рисовал, и отец больше всего хотел, чтобы старший сын стал художником.

    Того города, в котором родился Фрунзик, уже не существует. Ужасная катастрофа -землетрясение 1988 года – уничтожила старые кварталы и убил тысячи жителей Ленинакана.

    Район, в котором жили Мкртчяны, считался в Ленинакане бандитским. Кругом царила бедность.

    Не известно, как учился он в школе. В зрелом возрасте Мкртчян очень хорошо знал мировую литературу и классическую музыку.

    Лет в десять Фрунзик, уже неоднократно побывавший в местном театре и загоревшийся идеей стать артистом, затеял свою детскую игру “в театр”. На площадке второго этажа, прямо перед дверью квартиры с помощью матушки Фрунзик соорудил самодельный занавес. Перед ним установил ряд стульев, попросил их у соседей. И начал “представление”. Игра заканчивалась с приходом отца.

    Классе в пятом Фрунзик попробовал вступить в театральный кружок при Доме культуры текстильного комбината. Талант мальчика был настолько очевидным, что его тут же взяли. Интересно тот факт, что его взяли во взрослую группу, где играли ребята гораздо старше, а он был самым младшим.

    однажды на его спектакль решил прийти отец. Спектакль закончился. Фрунзик отправился домой, ожидая скандала. Но отец задержался. Утром Папаша был немногословен. Лишь завтраком буркнул: “Молодец, хорошо играл…”.

    Однажды в 1945 году, когда Фрунзику исполнилось 15 лет. отец вернулся с работы чем-то обозленным. Спросил, почему сын не рисует. Фрунзик огрызнулся. Отец достал железную линейку и ударил Фрунзика по рукам… А спустя несколько минут в дверь квартиры постучали. Отец открыл. В квартиру ввалились люди в форме.

    В этот вечер Мушега Мкртчяна арестовали. Он, как и и много раз раньше, вынес с комбината пять метров бязи. Выносили все – обматывая бязью ноги вместо портянок. Эту бязь собирали, потом продавали в рынке. И на эти деньги покупали одежду и пропитание для детей.

    Воровали все. Иногда попадались. На суде Мушега признали виновным и присудили десять лет лагерей. Отца четырех детей отправили в Нижний Тагил валить лес. После десяти лет Мушег вернулся домой уничтоженным здоровьем и тут же умер.

    Можно лишь представить, чего стоило матушке Санам поднять сыновей и дочек одной, без мужа. Возможно, именно эти трудные времена и воспитали во Фрунзике пренебрежение к роскоши и к собственной одежде. К предметам роскоши, ко всяком побрякушкам и украшениям Фрунзик относился презрением.

    В 15 лет, еще школьником, Фрунзик стал зарабатывать на жизнь. И это было не его желание, а суровая необходимость.

    Друг отца, киномеханик Дома культуры текстильного комбината, взял мальчика себе в помощники.

    Он проработал помощником киномеханика два года – до окончания средней школы. И за это время смог увидеть многие шедевры советского кино.

    Мкртчян окончил Ереванский театрально – художественный институт, но при этом был актером – самоучкой.

    В кинематограф Мкртчян вошел спонтанно, внезапно и как высочайший профессионал.

    Дарование Фрунзика было настолько ярким, что в 1951 году руководство Ленинаканского театра желая своему воспитаннику, направил Мкртчяна в Ереван – в Театрально-художественный институт.

    На втором курсе института Фрунзик отправился Ереванский театр – главный театр Армении. Ему устроили просмотр и тут же взяли.

    Институт он закончил уже будучи известным в стране театральном актером. Ереван, в котором Фрунзик попал впервые в жизни, полюбился ему сразу.

    Он учился на последнем курсе Ереванского театрального-художественного института. 18-летний брат Алберт учился здесь же – на втором курсе. Однажды братья поспорили. Фрунзик решил сняться в кино. На следующий день Фрунзик отправился на киностудию. Принес свою фотографию, отрекомендовался актером театра Сундукяна. Его внесли в актерскую базу. А потом он об этом визите забыл.

    И вдруг его пригласили пройти кинопробы на роль в новом фильме “В поисках адресата”.

    В 1956 году он снова получил приглашение и снялся в фильме “Из-за чести”. В 1959 году – “О чем шумит река”, а в 1960-м -“Парни музкоманды”.

    После этого фильма наступила пятилетняя пауза, он играл только в театре и на все приглашения отвечал отказом.

    Фрунзик в юности переживал за свое внешность, за большой нос. В юности – ведь в это время пора самоутверждения и поисков первого любви. Но его всегда спасало чувство юмора.

    Он очень много пил.

    Однажды, уже в восьмидесятые годы, Фрунзик попал в Нью-Йорк. Он не знал английского языка. Как на грех, в зале собралась публика, которая не знала ни армянского, ни русского. Американский зритель, который пришел на легенду советского кино. Катастрофа. Фрунзик моментально нашел выход. Он вышел на сцену. Поклонился. И … пять минут стоял молча, не произнося ни слова.Он просто смотрел в зал и “играл лицом”. И зал сползал от хохот под кресла. Спустя пять минут Фрунзик снова поклонился и удалился со сцены. Ему устроили грандиозную овацию. А этот концерт вошел в легенды.

    Он никогда не был ангелом. Любил выпить, любил покутить друзьями. Любил женщин… И женщины любили его.

    Фрунзик был удивительно несчастлив в семейной жизни. Трижды женился – и все неудачно.

    Его первой любовью была девушка по имени Джульетта. Отношения не сложились – родители девушки были против ее брака с некрасивым парнем, да еще и со студентом.

    На втором курсе познакомился с девушкой, не имевшей никакого отношения к миру искусства и ни разу не побывавшей в театре. Очень простая девушка по имени Кнара.

    А потом была скромная студенческая свадьба – спустя несколько недель после знакомства.

    Но потом они поняли, что не подходят друг-другу. У них к быстрому охлаждению добавились еще и нешуточные бытовые трудности. Им негде и не на что было жить. Их брак продержался несколько месяцев.

    Вскоре в Ереван из Ленинакана приехала потрясающей красоты женщина, попросившая Фрунзика, как земляка, помочь ей поступить в театр имени Сундукяна. Мкртчян помог. И… снова влюбился.

    Это была Донара. Была свадьба, шумная, щедрая. Донара не оставила театр и продолжала играть до тех пор, пока не родился их первый ребенок. Она сыграла с мужем в “Кавказской пленнице” – жену героя Фрунзика водителя Саахова “товарища Джабриала”. Потом она родила второго ребенка. И после этого Донара начала ревновать мужа. Скандалы Донары день за днем становились все безумней. Мкртчян обратился за помощью к докторам-психиатрам…

    После роли в фильме “Кавказская пленница” Фрунзик получил всесоюзную славу. Роль была не большая, но все ровно его полюбили и не представляли другого артиста когда речь шла о роли кавказца.

    Мкртчян стал самым смешным армянином советского кинематографа.

    1969 году ему исполнилось 39. Он никогда не был богат, но в эти годы стал зарабатывать достаточно, чтобы купить автомобиль (в те годы “Волга” была признаком благосостояния) и полностью обеспечить семью.

    Мкртчян любил застолье. Старался достать деликатесов, чтобы гости могли полакомиться икрой или экзотическими фруктами. Он же любил самые простые блюда. Обычно делал себе маленький бутерброд.

    К своей популярности Фрунзик относился с юмором и самоиронией.

    Однажды Мкртчяну пришло в голову идея – слетать в Сочи и хорошо там погулять. Взял с собой друга, Фрунзик отправился в аэропорт. В кармане у него лежала пачка купюр – тысяча рублей. Три дня друзья колесили по Сочи. Отдыхали в гостинице, обедали в дорогих ресторанах. Потом вернулись в Ереван – опять же самолетом. В кармане Фрунзика лежала все та же тысяча рублей…

    В фильме “Мимино”, вышедшем на советские экраны в 1977 году, Данелия собрал любимых актеров – Вахтанга Кикабидзе, Евгения Леонова и Фрунзика Мкртчяна. Как рассказывал сам Данелия, они не могли решит с кем снимать. Тогда Данелия бросил монету. Выпадает орел – будут снимать Леонова. Решка -Мкртчяна. Выпала решка и директор картины отправился в Ереван договариваться с руководством театра, чтобы освободить Фрунзика от спектаклей.

    В ходе съемок картины “Мимино” случилось неприятность – Мкртчян вдруг запил. Истинную причину срывов знали только близкие друзья. В ту пору положение супруги Мкртчяна было хуже некуда. Но Данелия поставил вопрос – либо пьянка, либо съемка. Мкртчян клятвенно пообещал бросить пить. И действительно некоторое время он не пил.

    И все же он был человеком по-житейски беспечным и наивным. В Москву не съемки Мимино приехал без документов. Без документов улетел домой. А когда после шумного успеха картины “Мимино” в 1978 году Мкртчян стал лауреатом Государственной премии СССР за роль Рубена Хачикяна. он приехал в Москву опять без документов.

    Он был очень наивным. Например, никак не мог понять принципа работы телевизора. Искренне удивлялся – как изображение доходит из Москвы до Еревана.

    Первое звание народного артиста Армянской ССР Мкртчян получил в 1971 году, когда актеру исполнилось 41 год.

    В 1975 году Фрунзику была присуждена государственная премия Армянской ССР за участие в фильме “Треугольник”.

    Фильм “Мимино” принес ему Государственную премию СССР, врученную в 1978 году.

    Высшее звание в профессии – народного артиста СССР – Мкртчян получил в 1984 году.

    Фрунзик очень ценил дружбу со старшим коллегой Азатом Шеренцом, которого называл крестным отцом в своей профессии.

    Когда Донара лечилась ва Франции, в те же времена психическими болезнями Фрунзик отнес и сына Вазгена. Вазген тоже страдал шизофренией. Однажды в коридоре больницы мать и сын встретились. И… не узнали друг друга. Фрунзик терял себя, начал еще больше пить.

    Мкртчяна уничтожила не только семейная трагедия. Его уничтожило одиночество. Но никто, кроме брата и самых близких друзей, не видел его рыдающим.

    Он продолжал играть главные роли в лучших спектаклях Академического театра имени Сундукян, но все чаще задумывался о создании собственного театра – театра Мгера Мкртчяна. Этот театр по имени Мгера Мкртчяна открыл его брат Алберт Мкртчян.

    Последным всплеском интереса к жизни, надежды на возрождение стала последняя любовь. Он не мог пройти мимо красивой женщины. А дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна – Тамара Оганесян – была невероятно красивой женщиной.

    Фрунзик влюбился, ожил, прекратил свои запои, приоделся. Он добился свадьбы. Свидетелем на свадьбе был его близкий друг Георгий Тер-Ованесян.

    Перед регистрацией брака Тер-Ованесян спросил: “Не слишком ли часто мы ходим в загс?” На что Фрунзик ответил: “Чаплин был женат не то пять, не то семь раз. Чем я хуже?”

    Третий брак оказался для него несчастливым. Супруги переехали в четырехкомнатную квартиру, но прожили там недолго. Когда Тамара поняла, что стала женой алкоголика с разрушенным здоровьем, то стала закатывать Фрунзику ужасающие скандалы. Мкртчян уехал во Францию с больным сыном. А когда вернулся (за три недели до своей смерти), то из аэропорта отправился в свою старую однокомнатную квартиру. С женой он больше не виделся.

    Самой дорогой вещью в его доме был кассетный магнитофон, работающий от батареек. Фрунзик любил классическую музыку и заслушивался Альбинони. Под музыку Альбинони он и умер…

    25 декабря 1993 года Фрунзика поразило страшное известие – умер его друг Азат Шеренц. Шеренц прожил 80 лет. Фрунзил запил, жестоко, до полного беспамятства.

    Источник – книга “Неформальные биографии” – Николай Надеждин

    Фрунзик Мкртчян – биография, факты – бесконечно талантливый армянский актер обновлено: Январь 13, 2018 автором: сайт