Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Функции чисел в романе преступление и наказание. Числовая символика «Преступления и наказания» как ключ к пониманию идейной проблематики романа Ф.М. Достоевского. Притча о Марфе и Марии

Функции чисел в романе преступление и наказание. Числовая символика «Преступления и наказания» как ключ к пониманию идейной проблематики романа Ф.М. Достоевского. Притча о Марфе и Марии

Какое число играет значительную роль в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"? и получил лучший ответ

Ответ от Анна[гуру]
11, 7, 4, 3 - их там, знаковых чисел, до фига))) например, отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову все еще не поздно сбросить с себя наваждение, еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым. (Недаром для Сони был «весь приход» в том, что в момент прихода к ней Раскольникова у Капернаумовых пробило одиннадцать часов.)
7 - можно предположить, что, «посылая» своего героя на убийство именно в семь часов, Достоевский тем самым уже заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз» бога с человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз» , чтобы снова стать человеком, Раскольников должен снова пройти через это «истинно святое число» . Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось еще семь лет; а а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья! < . .> Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней» . Двойник Раскольникова, Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: «. . Во все наши семь лет. .», «Семь лет из деревни не выезжал» , «. . Все семь лет каждую неделю сам заводил. .», «. . Семь лет безвыездно проживал. .»
еще - семь детей портного Капернаумова, семилетний голосок, певший «хуторок» , сон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком, семьсот тридцать шагов от дома Раскольникова до дома старухи, семьдесят тысяч долга Свидригайлова.
4 - приведя многочисленные примеры «поразительно устойчивого образа» четырехэтажных домов и четвертого этажа в «Преступлении и наказании» , супер-филолог Топоров делает вывод: «Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны) , связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. Этот второй, сакральный аспект чисел, противопоставленных профаническим числам, годным лишь для «низкой жизни» , снова возвращает нас к архаическим схемам мифомышления и, в частности к практике ритуальных измерений основных параметров мира. И у Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую его. Для приближения к ней, проникновения в нее необходима полнота жизни» .
3 - конечно, тоже)) . Его связь с евангельскими мотивами несомненна. Так, например, Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников, как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за тридцать сребреников. Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила» , не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой.
два последних числа - такие...общечеловеческие. 4 вообще имеет основополагающее значение (4 времени года, 4 направления, четырехклеточнные стадии в эмбриональном развитии, 4 стадии человеческой жизни, 4 «мира» , 4 элемента.
Символика чисел в произведении Достоевского, конечно, восходит к фольклорной и библейской числовой символике.
В откровениях Иоанна Богослова – 4 животных; 4 ангела, 4 угла земли, 4 ветра; 4 имени сатаны; 4 сотворённых богом предмета; 4 имени народа и т. д.
Фольклорно – евангелистское число «три» (в фольклоре – 3 дороги, 3 встречи, 3 сына, 3 препятствия; в Евангелии – 3 отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом 3 раза и др.) тож, натурально, оч даже неспроста. И какое из них самое "значительное"?))
Анна
Просветленный
(21572)
ну как же ж не стоит)) дуель будет))

Ответ от Biakya [гуру]
Там три числа -3;7; и 30


Ответ от Пользователь удален [гуру]
семь


Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какое число играет значительную роль в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"?

Ф.М. Достоевский - это не просто классик
русской литературы. Это гений, сумевший
понять загадочный русский характер и раскрыть
многие проблемы русского общества, которые
актуальны и в наши дни. Его роман
«Преступление и наказание» открывает череду
эпохальных романов, сделавших писателя
поистине мировым классиком. В нем подробно
исследован человеческий индивидуализм,
граничащий с абсолютным эгоизмом, который
приводит к отрицанию всех ценностей жизни.
Помимо точного психологического анализа
отдельного человека, в произведении дается
подробное описание жизни беднейших слоев
общества, что делает этот роман практически
энциклопедией жизни в Санкт-Петербурге того
времени. Каждый роман Ф.М.Достоевского -
это неповторимый мир, который буквально
захватывает читателя. В этом мире важна
каждая мелочь и каждой детали придается
особое значение. «Преступление и наказание»
не является исключением и содержит множество
символов. Особенное значение в этом романе
писатель отдает числам.

Число три.

Число три.
Издавна числовыми значениями человек
пытался передать различную информацию
и описать отдельные нравственные понятия.
Числа «три» и «тридцать три» особенно
важны для христианской культуры. Символ
Бога - Святая Троица, тридцать три года -
возраст Иисуса Христа, воскресение через
три дня. Поэтому именно с этими числами
Ф.М.Достоевский олицетворяет
божественную сущность. Вот некоторые
примеры, в которых это число встречается в
тексте:
Раскольников совершает преступление на 3ий день повествования в романе;
Раскольников звонит в дверь старухи 3 раза
перед совершением преступления;
Раскольников ударяет старуху 3 раза;
Раскольников признается Соне в
преступлении на 3-ий день знакомства с
ней;
Раскольников встречается со следователем 3
раза до того, как явиться с повинной;
У Катерины Ивановны Мармеладовой есть
трое маленьких детей;
Около трех лет Раскольников не видится со
своей матерью и сестрой до их приезда в
Петербург;
Марфа Петровна Свидригайлова завещает
Дуне 3 тысячи рублей;
Свидригайлов дает Соне 3 тысячи рублей в
виде благотворительности;
Соня зарабатывает тридцать целковых в
первый день своей "непристойной работы«
(целковый - монета достоинством в один
рубль);
В семье Раскольниковых был третий ребенок
(брат Родиона и Дуни), который умер в
младенчестве;
В каморке Раскольникова стоит три стула;
У Сони в комнате три окна;
Колечко, которое закладывает Раскольников у
старухи, украшено «тремя какими-то
красными камушками»;
Кроме того, в романе часто встречается такое
выражение, как "в трех шагах", содержащее в
себе число "три":
"в трех шагах от стола"
"в трех шагах от него"
"в трех шагах и нельзя не убить"
"стоит перед ним в трех шагах"

Мы считаем, что введение в произведение данного числа, также как и
других, было неслучайным и имеет несколько значений: во-первых, это
символ несчастья(3 раза Раскольников ударил старуху по голове;После
убийства Раскольников спустился по 3 лестницам;Предположительно
трех человек убил Раскольников;3 раза Свидригайлов бил жену
кнутом;От смерти Мармеладова до смерти Катерины Ивановны прошло 3
дня;В 3 часа ночи Свидригайлов видит свой третий сон.), во-вторых, это
символ обновления и надежды(3 тысячи Марфа Петровна оставила
Дуне;3 копейки Раскольников дал Настасье за письмо матери;3 тысячи
Свидригайлов перед смертью даёт Соне; Признался в конторе на третьем
этаже в третьей комнате.)1, в-третьих, упоминания в тексте этого числа
связаны с предательством.

Число одиннадцать.

Еще одно евангельское число -
одиннадцать - так же
присутствует в романе
неоднократно. Именно в
одиннадцать часов Раскольников
ушел от умершего Мармеладова.
В это же время он встречается с
Соней и Порфирием Петровичем.
Чтобы понять смысл этого числа в
романе, необходимо обратиться к
евангельской притче. Хозяин
дома вышел нанимать работников
в третьем часу, затем в шестом, в
девятом и в одиннадцатом. В
конце хозяин расплатился со
всеми работниками поровну,
начав с последнего, который
пришел в одиннадцатом часу.
Число
одиннадцать.
В этом высшая божественная
справедливость. Поэтому, писатель
считает, что Раскольникову, как
пришедшему последним в
одиннадцатом часу, еще не поздно
покаяться и стать первым.

Число семь.

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто
повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей
и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов
вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова.
Теологи называют число 7 истинно святым числом, так
как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего
божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 –
числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является
символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая”
Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера,
Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как
тот хочет разорвать этот союз.
Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова
стать человеком, герой должен снова пройти через это
истинно святое число. В эпилоге романа возникает число
7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число.
Раскольников приговорен к девяти годам заключения,
последняя встреча с героями состоится в эпилоге, до конца
каторжной жизни осталось семь лет, но они, пишет автор,
пройдут как семь дней.
Свидригайлов прожил в Марфой Петровной всего 7 лет. В
своём сне Раскольников представлет себя 7летним
мальчиком.
- «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе
раздался чей-то крик:» Семой час давно!» ; старуха берет 7
процентов в месяц; Свидригайлов должен был 70 тысяч
перед женитьбой на Марфе Петровне; 7 детей было у
Капернаумовых; в 7 часов перед покаянием Раскольников
пришел проститься с матерью.

Вывод:

В заключение можно сказать, что все произведения
Ф.М.Достоевского настолько глубоки по смыслу, что
понять все тонкости каждого просто невозможно.
Каждый роман буквально нашпигован глобальными
проблемами, которые актуальны в любое время. И
конечно же, главной темой для писателя всегда
остается личность самого человека, его душа,
которая, по искреннему убеждению классика, всегда
была ближе к Богу, чем казалось на первый взгляд. Я
думаю, что роман «Преступление и наказание» -
гениальный путеводитель, позволяющий нам
приблизиться к загадке человеческой души, понять
самих себя и окружающих людей.

Презентацию подготовили:

Гришина Екатерина;
Аветисян Нелли.
Спасибо за внимание!

и литературы

1. Введение

О нумерологии 1

2. Нумерология в романе Достоевского «Преступление и наказание»

2.1 Цифра четыре 4

2.2 Цифра три, тридцать -

2.3 Цифра одиннадцать 5

2.4 Цифра семь -

3. Заключение

Что помогла мне понять нумерология в романе Достоевского

«Преступление и наказание» 7

4. Список литературы 8

Нумерология - это паранаука о числах. Её часто называют магией чисел

Нумерология уходит своими корнями в глубокую древность - числами пользовались ещё первобытные племена. Осознанно или неосознанно, люди подчиняются ей: нечётное число цветов в букете, особенно в Германии, где цветы чаще всего продают по 10 штук, сервиз на шесть или двенадцать персон, повторить три раза. Числовая магия отражена в суевериях: во многих странах нет самолётов с бортовым номером 13, нет этажа с номером «13», нет 13-го номера в гостиницах и т. д.

В нумерологии за каждым однозначным числом закреплены определённые свойства, понятия и образы. Нумерологией пользуются при анализе характера человека, чтобы определить характер, природные дарования, сильные и слабые стороны, предсказать будущее, выбрать лучшее место для жизни, открыть наиболее подходящее время для принятия решений и для действий. Некоторые люди также пользуются нумерологией, чтобы выбрать себе партнёров - в бизнесе, браке, а также в обществе.

История.


Сейчас невозможно точно установить, когда именно зародилась нумерология, по той причине, что в древности (в Вавилоне, Индии, Египте, Греции и Риме) такой отдельной области знания не выделялось. В те времена философ и математик без труда понимали друг друга и не мыслили свои науки отделёнными друг от друга непроницаемыми барьерами. Поэтому одни и те же учёные изучали числа с точки зрения и философии, и математики. Платон, Аристотель требовали от своих учеников уверенного владения математикой, а большинство математиков древности были хорошо знакомы с философией своего времени.

Положения Пифагора

Основные положения нынешнего варианта западной нумерологии были разработаны в VI веке до н. э. древнегреческим философом и математиком Пифагором, который объединил математические системы арабов, друидов, финикийцев и египтян с науками о природе человека

Сокращение чисел до цифр

Для сокращения больших чисел в элементарные разработаны разные системы. Самый простой и популярный метод получения из чисел этих цифр - сложить все десятичные разряды этого числа, затем, если образуется 10 или более, сложить и эти цифры, Этот процесс продолжают до тех пор, пока не получат элементарное число от 1 до 9 (в некоторых вариантах нумерологических расчётов двузначные числа 11 и 22, также называемые господствующими, не сокращаются до однозначных). Такому «анализу» могут быть подвергнуты любые числа: дата рождения, номер телефона, номер квартиры и т. д. Математически эта процедура эквивалентна замене исходного числа его остатком от целочисленного деления на 9.

С нумерологический точки зрения, время движется по нескончаемо повторяющимся циклам от 1 до 9. В рамках столетий и декад каждый новый год приносит с собой новое число. Дни и месяцы внутри года также могут быть разделены на циклы.

Связь нумерологии и Библии

В качестве одного из способов разрешения сложной жизненной ситуации, некоторые нумерологи рекомендуют запись проблемы на бумаге, расчёт по нумерологической таблице полного нумерологического числа, и дальнейший поиск подсказки из текста Библии. В качестве ярчайшего примера действенности данного метода используется совпадение, связанное с царём Соломоном: нумерологическое сложение фразы «Царь Соломон» дает результирующее число 11. И именно в 11 книге Библии (3-я книга царств), в первых 11 главах (не считая отдельных упоминаний во 2-й Царств), дано жизнеописание царя Соломона, а в главе 11 стихе 11 дана причина наказания Соломона Богом. Однако такие совпадения достаточно редки, и их приходится целенаправленно искать.

В сказках и мифах многих народов широко используются числа 3, 7, 12.

Пифагор говорил своим ученикам, что числа правят миром. Его нумерологическое учение было основано на аксиоме , что числа скрывают и содержат в себе тайну Вселенной. Платон, верный пифагорейской традиции, заключил, что математический код - неотъемлемое свойство мироздания - лежит в основе всех явлений. Выражаемые числами идеи абсолютны, неизменны и совершенны. Сокровенный ряд чисел невелик, их всего одиннадцать. Это 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 и 22.


Нечетные числа говорят о процессах начала и созидания и считаются женскими, а четные - о процессах завершения и созревания и считаются мужскими. Каждое число олицетворяет какую-то идею, а какую именно и как можно использовать нумерологию чисел в нашей повседневной жизни - об этом и рассказывает наука нумерология. Каждый человек - тайна, а нумерология дает нам ключ к шифру, секретный код.

Душа каждого человека связана со своим индивидуальным нумерологическим кодом. Числовые соотношения несут как добро, радость и благоденствие , так и зло, горе и упадок. Человек, постигший мистический смысл своего нумерологического кода, становится свободным созидателем собственной судьбы. Каждый человек по своей многогранности подобен матрешке или огромному дворцу с анфиладой залов, и ни одно число не может стать единственным ключом к его судьбе. На наши судьбы воздействуют нумерология имени, отчества и фамилии, дня и месяца рождения, года рождения и часа, адреса и документов, номера автомобиля и телефона. Каждая вибрация - ключик к одной из дверей дворца нашей судьбы, тайный нумерологический код к одному из аспектов нашей жизни, например - нумерологической совместимости.

Как нам известно, Пифагор, его ученики и последователи сократили все числа до цифр от 1 до 9 включительно, поскольку они являются исходными числами, из которых могут быть получены все другие (именно эту систему и приняла современная нумерология).

Для сокращения больших чисел в элементарные были разработаны разные системы. Самый простой метод - сложить все цифры этого числа, затем, если образуется 10 или более, сложить и эти цифры. Этот процесс продолжают до тех пор, пока не получат элементарное число от 1 до 9 (далее трактуется значение полученного числа).

В качестве простого примера берем число 125. Раскладываем его так: 1+2+5=8. Таким образом, 8 будет представлять вибрирующий символ 125. Возьмем "звериное число" из Апокалипсиса - 666. Сложим: 6+6+6=18, а далее 1+8=9. Это очень уместная вибрация, учитывающая всеобщее влияние, представленное числом 9.

Более сложный пример - число 684371. Складываем: 6+8+4+3+7+1=29; далее: 2+9=11; далее 1+1=2. Таким образом, 2 становится вибрирующим символом этого числа.

Сумма 13 будет сокращена до 4 (1+3), также как и 31 (3+1). Ни одно из этих чисел не будет иметь другого вибрирующего значения, кроме того, что представлено окончательным числом 4.

Нумерология используется в современном мире в различных областях жизни.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» меня заинтересовали цифры, которые там постоянно повторяются. Узнав о том, что Достоевский хорошо знал Евангелие и русский фольклор, я решила посмотреть на роман через призму нумерологии, понаблюдать за магией чисел, подвергнуть их анализу.

"...стало быть, в четвертом этаже, по этой лестнице и на этой площадке, остается, на некоторое время, только одна старухина квартира занятая".

Л. Даунер обратил внимание на часто повторяющееся в романе число "четыре": "Однако так как мучительные колебания Раскольникова, символизирующие его психический разлад и моральное замешательство, все же должны представлять его возможную психическую и моральную цельность, то лестницы и число четыре связаны, так как лестница буквально ведет к определенному повторяющемуся уровню высоты - к четвертому этажу.

Квартира жертвы находиться на четвертом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строиться четырехэтажный дом; убогая комната Мармеладова находиться на четвертом этаже; полицейская контора находиться на 4-ом этаже этого здания, и Раскольников направляется к четвертой комнате. В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент в психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника (укрывательство), первая встреча с Соней и окончательное признание. После преступления Раскольников четыре дня находиться в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Раскольникову, Лазарь был мертв четыре дня. История эта помещена в 4-м евангелии (Евангелие от Иоанна). У Раскольникова есть четыре основных бреда. Таким образом, мы имеем восемь (дважды четыре) проявлений числа "4", все связанные с преступлением Раскольникова, виной его и признанием.

Число 4 имеет основопологающее значение. Есть 4 времени года, четыре направления, четырехклеточные стадии в эмбриональном развитии, четыре стадии человеческой жизни, четыре "мира", четыре "элемента".

К этому следует добавить, что символика чисел в произведениях Достоевского, в частности в "Преступлении и наказании", восходит к фольклорной и библейской числовой символике: четыре стороны света - слова Сони: "стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю... поклонись всему свету на все четыре стороны"; четыре евангелия. В - 4 животных; 4 ангела, 4 угла земли, 4 ветра; 4 имени сатаны; 4 сотворенных богом предмета; 4 имени народа и т. д.

Приведя многочисленные примеры "поразительно устойчивого образа" четырехэтажных домов и четвертого этажа в "Преступлении и наказании", делает вывод: "Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны), связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. Этот второй, сакральный аспект чисел, противопоставленных профаническим числам, годным лишь для "низкой жизни", снова возвращает нас к архаическим схемам мифомышления и, в частности, к практике ритуальных измерений основных параметров мира. И у Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую суть его. Для приближения к ней, проникновения в нее необходима полнота жизни".

Вероятно, Достоевский был знаком также и с учением пифагорийцев, последователей древнегреческого философа Пифагора, приписывавших различным числам тайные значения. Пифагорийцы утверждали, что числа являются основным началом и сущностью вещей, и подробно определили качество и роды чисел, создав пифагорейский математический символизм и таинственную мистику чисел.

«…тридцать целковых молча выложила».

Фольклорно-евангельское число «три» (в фольклоре – три дороги, три встречи, три сына, три препятствия; в Евангелии – три отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом 3 раза, 3 года искал плодов на смоковнице хозяин) играет значительную роль в романе «Преступление и наказание». Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию, Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для себя минуту не ощущать себя Иудой. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников, и он ее предал (покушался на ее жизнь), как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за 30 сребреников; Свидригайлов хотел предложить Дуне «тысяч до тридцати». Раскольников три раза позвонило в колокольчик старухи, три раза ударил ее топором. «Три встречи» Раскольникова с Порфирием Петровичем конденсируют философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт»; в трех шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснется; «три раза» приходила Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги, думает Раскольников, когда она стояла в трех шагах от стола; о трех тысячах рассуждает Свидригайлов; у Сони «большая комната с тремя окнами» и т. д.

В Государственной библиотеке СССР имени есть экземпляр Евангелия, подаренный Достоевскому в Тобольске женами декабристов перед отправкой петрашевцев на каторгу. Это Евангелие Достоевский хранил до конца своей жизни. Отдельные пометы свидетельствуют о том, что писатель выделял и евангельские числа.

«Было уже почти одиннадцать часов…»

Неоднократное указание в романе на одиннадцать часов связано непосредственно с евангельским текстом. «Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу», - отмечает Достоевский время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова. А вот время прихода к Соне: «Я поздно... Одиннадцать часов есть? – спросил он, все еще не подымая на нее глаз. – Есть, - пробормотала Соня. – Ах да, есть! – заторопилась она вдруг, как будто в этом был для нее весь исход, - сейчас у хозяев пробили… и я сама слышала… Есть».

После посещения Сони, «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошел в дом – й части, в отделение пристава следственных дел, и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу».

Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

Эту же евангельскую притчу Достоевский мог слышать и в проповеди cв. Иоанна Златоуста, читаемой в православных церквях во время пасхальной заутрени.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову все еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, пришедших в одиннадцатом часу, первым. (Недаром для Сони был «весь исход» в том, что в момент прихода к ней Раскольникова у Капернаумовых пробило 11 часов.)

«Приходите-тко завтра, часу в седьмом-с » .

Число 7 является наиболее устойчивым и, видимо, символическим числом в «Преступлении и наказании». Сам роман семичленен (6 частей и эпилог), первые две части состоят из семи глав каждая, роковое время для Раскольникова – 7 часов вчера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова: «В семом часу, завтра»; «Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна» ; «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей то крик: - Семой час давно!»

И цифра 7 здесь, конечно, не случайна. Согласно учению пифагорийцев число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 «истинно святым числом», так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенств, и числа 4, числа, числа мирового порядка; следовательно, само число 7 является символом «союза» бога с

человеком, символом общения между богом и его творением. В библии говориться о том, что в 7-й день, после шести дней творения, бог почил. «И всякого скота чистого… по семи мужского пола и женского» должен взять Ной в ковчег (Первая книга Моисеева. Бытие, гл. 7). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7. Каждый 7-й день и каждый 7-ой год – святы, и после 7х7 лет – юбилейный год и т. д. и т. п.

Можно предположить, что, «посылая» своего героя на убийство именно в 7 часов, Достоевский тем самым уже заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз» бога с человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать человеком, Раскольников должен снова пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней».

Двойник Раскольникова, Свидригайлов тоже прожил с Марфой Петровной семь лет, но для него они были не как семь дней счастья, а как семь лет каторги. Любопытно, что об этих семи годах Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: «…во все наши семь лет…», «Семь лет из деревни не выезжал», «…все семь лет каждую неделю сам заводил…», «семь лет безвыездно проживал…» и т. д.

Можно отметить также семь детей портного Капернаумова, семилетний голосок, певший «Хуторок», сон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком, семьсот тридцать шагов до дома старухи, семьдесят тысяч долга Свидиригайлова и т. д.

В статье «Магическое число семь плюс или минус два» американский психолог Дж. Миллер на большом экспериментальном материале показал ограниченность оперативной памяти человека, могущей оперировать не более чем семью символами или объектами одновременно. Советский исследователь О. Рисс совершенно справедливо пишет, что к числу заинтриговавших Миллера семиричных сочетаний, известных в природе, быту, мифологии и т. д. (семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр.) необходимо добавить перл народной мудрости – основательный совет семь раз отмерять или проверять перед тем, как хочешь сделать что то важное.

Таким образом, главная задача нумерологии – человеческая жизнь. И я убедилась в том, что Достоевский не случайно использует символику чисел. Он стремиться или усилить с помощью них мотивы узости, ужаса, насилия, нищеты, или акцентировать внимание на фольклорно-евангельском значении числа «три», «семь», «одиннадцать» и раскрыть мотивы предательства, возможности покаяться, обречения на поражение.

Мне кажется, что именно нумерология помогла мне более глубоко характеры героев, их поведение.

Список литературы

1. . М. «Просвещение», 1980

2. «Преступление и наказание». Комментарии. М. «Просвещение», 1980

3. «Жизнь и творчество Ф. М, Достоевского» . М. «Детская литература», 1979

4. Лебедев. 2 т. М. «Просвещение», 1992

5. «Изучение в школе романа Достоевского «Преступление и наказание». Иж., 1971

6. «». Л. «Просвещение», 1971

7. http://www. /numerology/numerology. html

Сызранов Игорь

Актуальность темы.

К творчеству Ф. Достоевского по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Многие считают писателя самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересно не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России второй половины ХIХ века, но и тем, что писатель поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие.

ü через символику показать всю сложность и глубину романа,

ü выявить роль деталей и символов в идейно-тематическом осмыслении романа,

ü показать роль библейских мотивов через символику в романе “Преступление и наказание”.

ü исследование и выявление значения цифровых символов с точки зрения философского восприятия романа;

ü классификация цифровых символов на основе анализа текста романа и библейского восприятия символов;

ü соотношение цифровой ассоциации и застрочного пространства изображаемого в романе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа ученика 11а класса ГБОУ СОШ №362 Московского района г.Санкт-Петербурга

Сызранова Игоря

Научный руководитель:

Сызранова Наталия Владимировна

Тема работы

«Значение символики в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Смирись, гордый человек!

Ф.М.Достоевский

Актуальность темы.

К творчеству Ф. Достоевского по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Многие считают писателя самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересно не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России второй половины ХIХ века, но и тем, что писатель поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие.

Цели:

  • через символику показать всю сложность и глубину романа,
  • выявить роль деталей и символов в идейно-тематическом осмыслении романа,
  • показать роль библейских мотивов через символику в романе “Преступление и наказание”.

Задачи:

  • исследование и выявление значения цифровых символов с точки зрения философского восприятия романа;
  • классификация цифровых символов на основе анализа текста романа и библейского восприятия символов;
  • соотношение цифровой ассоциации и застрочного пространства изображаемого в романе.

Введение.

Л. Толстой отмечал, что писатель придает огромное значение – «бесконечно малым моментам текста». Действительно, художественный текст романа говорит языком детали. Правильно и точно найденная деталь приковывает к себе внимание читателя, является способом проникновения в застрочное пространство текста, нередко становясь ключевым символом, помогающим понять сокровенные мысли писателя.

В литературе символом становится художественная деталь, когда, сохраняя прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, то есть становится знаком, несущим иносказательный смысл. Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

Основные образы-символы произведения, которые сразу возникают в памяти чаще всего называют следующие: фамилия главного героя, архитектура Петербурга, желтый цвет, лестница, топор, слово «вдруг», которое повторяется в романе 760 раз. Возникает и числовая символика. Что не случайно. Достоевскому была известна теория пифагорейцев, которая была положена в основу числовой символики романа. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Известна такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды отец сказал Пифагору, что он может просить всё, что захочет, кроме бессмертия. Пифагор просил сохранить ему память обо всех жизнях, которые ему предстоит прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал школу для юношей, но с каждого взял клятву, что тот будет молчать о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир узнал о теории пифагорейцев, которая утверждает, что число играет в жизни человека решающее значение.

Основная часть.

Число 30 – предательство Иуды.

Обратимся к тексту.

«В девять часов вечера выложила Соня тридцать целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детей.»

«Последние тридцать копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой».

«Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за тридцать тысяч, и он предал ее».

Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет. И все упоминания в тексте связаны с предательством.

Символика числа 7.

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека.

В тексте находим

  • Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера.
  • Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Число 7 – союз Бога и человека.
  • «…он узнал, что завтра, ровно в 7 часов вечера, Лизавете, старухиной сестры, не будет дома…»
  • Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги.
  • Сон Раскольникова, когда он представляет себя 7-летним мальчиком.
  • «Им оставалось еще 7 лет. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастья они оба были готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней».

Достоевский посылает Раскольникова на убийство именно в 7 часов,

так как тот хочет разорвать этот союз.

В эпилоге вновь появляется вновь число для того, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. Число 7 конце романа уже не как символ гибели, а спасительное число.

Символика числа 4.

Отмечаем в тексте:

  • Квартира жертвы находится на четвертом этаже.
  • Раскольников прячет деньги старухи во дворе, где строится четырехэтажный дом.
  • Комната Мармеладова находится на четвертом этаже.
  • Полицейская комната находится на четвертом этаже.
  • Чтение притчи про Лазаря происходит через 4 дня после преступления, то есть через четыре дня после нравственной смерти Раскольникова.
  • Слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

В миропорядке число 4 имеет основополагающее значение: четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света, четыре этапа жизни человека.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти. Причем это действие расположено в 4 части, главе 4. Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Не случайно же, он просит Соню перечитать именно эту притчу.

Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому , то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал останки по всей книге.

Число 11- число высшей справедливости.

Читаем в романе:

  • «В 11 часов вечера зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне».
  • «Я поздно… 11 часов есть?» - время прихода Раскольникова к Соне.
  • «… на другое утро, в ровно в 11 часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу».

Неоднократное указание в романе на число 11 связано непосредственно с евангельским текстом. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках, который выходил нанимать работников на виноградник в 3-м часу, в 6-м, в 9-м и, наконец, в 11-м. А вечером заплатил всем поровну, начав с тех, кто пришёл в 11.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым. Ответы на эти вопросы Достоевский пытался найти, обращаясь к Новому Завету, повествующему о судьбе Иисуса Христа.

При чтении текста романа читатель замечает, что Раскольников так часто пересекает мост. На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает.

Мост – это своего рода Лета: в мифологии река мёртвых.

Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей Евангелия о конце света.

Можно провести еще одну параллель с библейским мотивом. Известны семь смертных грехов, нарушение которых ведут к гибели души. Вспомните «Божественную комедию» Данте, все круги, через которые проходит герой вместе со своим проводником - Вергилием. Это гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев (злоба), алчность (жадность), уныние (лень).

Достоевский показывает насколько глубоко падение Раскольникова, но даже он способен на возрождение души, надо только прийти к духовной вере, к Богу через любовь.

Все символы романа, так или иначе, соотносятся с именем Иисуса Христа, учение которого изложено в Евангелии его учениками – апостолами Матфеем, Лукой, Иоанном, Марком. Сам Ф.М.Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. Кстати, описание именно этой книги встречается в сцене встречи Сони и Раскольникова. («На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете».) После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

Выводы

Таким образом, через числовую символику раскрывается роль библейских мотивов в психологическом романе. Писатель указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм. Для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского: “Смирись, гордый человек!” Спасти людей от моральной гибели может только вера: вера в Бога, в себя, в нравственные устои.

Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой окажется человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле.

Список литературы.

  1. Л.В.Карасёв О символах Достоевского. Вопросы философии 1994 №10
  2. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976
  3. Топорков Л.В. Солнце // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Международн. отношения, 2002.
  4. Белый А.Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.
  5. http://www.noisette-software.com/

«Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» - первый в ряду пяти крупных романов Ф. М. Достоевского. Писателю с необычайной художественной силой удалось обнажить в данном произведении опасность для человечества индивидуалистического сознания, стремящегося самоутвердиться слишком дорогой ценой-за счет жизни других людей. Огромная трагическая мощь романа, глубина психологического анализа, точное воспроизведение социальных условий жизни столичной бедноты, его сочувствие «униженным и оскорбленным» сделали «Преступление и наказание» одной из вершин реалистического романа XIX века.

и вдумчивому читателю и поэтому многого не договаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру. Роман «Преступление и наказание» пронизан символами от заглавия до эпилога. «... Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине», - говорил Д. Мережковский.

«три» и «тридцать три» несут особую смысловую нагрузку в произведении. Еще во времена античной мифологии числа рассматривались как специальная кодовая система, служившая для передачи нравственных понятий. Именно ими символически представлена транскрипция мудрости и истины. Является несомненным тот факт, признанный всеми религиями мира, что, например, треугольник представляет собой не что иное, как взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

Христианские знаки - символы трехзначия - Святая Троица, воскрешение Христа через три дня после смерти, сдвоенная цифра три, определяющая возраст Иисуса Христа. Как мы видим, с этим числом писатель связывает божественное, идеальное начало сущности мироздания. Раскольников до убийства провел три ужасных дня, трижды посетил старуху-процентщицу, на шее у нее были медный образок и два православных крестика..

Марфа Петровна оставила Лупе три тысячи рублей, Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой.

экземпляр Евангелия. Это Евангелие Достоевский хранил до конца своей жизни. Отдельные пометки в нем свидетельствуют о том, что он особо выделял евангельские числа.

Число три в христианской религии трактовалось по-разному. Мы уже говорили о его божественной. сути. Близко соотносится с этим основным значением и другая его семантика. В частности, употребление этого числа для обозначения грядущей беды, своеобразного предупреждения (три раза оставлял заклад Раскольников у старухи), проекция образа Троицы как символа надежды и, наконец, значение неотвратимою наказания, искупления вины (тридцать серебренников).

Также непосредственно с евангельским текстом связано неоднократное указание в романе на число одиннадцать. «Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу», - отмечает Достоевский время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова. Писатель хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Притча гласит о том, что выходит он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым.

«семь» является наиболее устойчивым, часто повторяющимся и, видимо, особо символическим числом в «Преступлении и наказании». Сам роман представляет собой 7 частей (6 частей и эпилог), первые две части состоят из 7 глав каждая, роковое для Раскольникова время - семь часов вечера. «... Он вдруг внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера...»; «Только он достал свой заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: «Седьмой час давно!» Согласно учению пифагорейцев, число «семь» является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют эту цифру «истинно святым числом», так как оно представляет собой соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа «четыре», числа мирового порядка. Так, число 7 является символом «союза» Бога с человеком, общения между Творцом и его творением.

Приведя многочисленные примеры «поразительно устойчивого образа» четырехэтажных домов и четвертого этажа в «Преступлении и наказании», В. Н. Топоров делает вывод: «Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам грусти, ужаса, насилия, нищеты и, тем самым, противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны), связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. И у Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую его суть. Для приближения к ней, проникновения в нее необходима полнота жизни».

Думаю, сложно не согласиться с тем, что творческий дар Достоевского настолько велик и своеобразен, что полностью охватить все нюансы и подробности его произведений просто невозможно. Его произведения насыщены глубинными проблемами, стоящими перед человечеством не первое столетие. Но для Достоевского всегда на первом месте стоял вопрос познания великой тайны - тайны души человека. Я считаю, что «Преступление и наказание» - это очередная попытка писателя приоткрыть завесу, закрывающую от нас эту тайну.