Меню
Бесплатно
Главная  /  Интересное  /  Ганс христиан андерсен полная биография. Ханс Кристиан Андерсен: краткая биография, интересные факты о жизни сказочника, произведения и известные сказки

Ганс христиан андерсен полная биография. Ханс Кристиан Андерсен: краткая биография, интересные факты о жизни сказочника, произведения и известные сказки

Андерсен, Ганс Христиан (Andersen, Hans Christian) (1805-1875), датский сказочник, автор более 400 сказок, поэт, писатель, драматург, эссеист, автор мемуарных очерков Сказка моей жизни (Mit livs eventir). Родился 2 апреля 1805 в городе Оденсе на острове Фюн. Мать была прачкой. Она мечтала, чтобы сын стал удачливым портным, и научила его шить, кроить и штопать. Отец считался невезучим сапожником и плотником. Больше всего ему нравилось мастерить детские игрушки «из чего подвернется», увлеченно распевать песни, читать сыну сказки из «Тысячи и одной ночи» и разыгрывать с ним сцены из комедий датского драматурга Гольберга. Навсегда поразил воображение Андерсена и его сумасшедший, доброжелательный дед, большой умелец вырезать из дерева фигурки неведомых крылатых зверей и людей с птичьими головами. Его бабушка по материнской линии работала в госпитале для душевнобольных, где маленький Андерсен проводил долгие часы и с увлечением слушал рассказы обитателей больницы. Под конец жизни он написал: «Меня сделали писателем песни отца и речи безумных». Не успев записать сына в городскую школу, родители отдали его на обучение к вдове перчаточника, но после первой порки он взял свой букварь и гордо ушел.

Благодаря спектаклю «Абеллино - страшный бандит», который показывала в Оденсе копенгагенская труппа, Андерсен полюбил театр. Три месяца с помощью отца, который сколотил ему специальный ящик для представления, он придумывал свою первую пьесу, вырезая из чурбачков кукольных артистов, шил костюмы из лоскутков, учился водить на веревочках своих персонажей. Он так и не закончил начальной школы, а читать и писать научился только к десяти годам. В одиннадцать лет получил подарок - том пьес Шекспира и начал разыгрывать сцены из Макбета. После смерти отца семья едва сводила концы с концами, и двенадцатилетнего Андерсена отдали в подмастерья, сначала на суконную фабрику, затем на табачную. Вскоре из Копенгагена в Оденсе приехала труппа, которой для спектакля срочно требовался статист, и Андерсен получил бессловесную роль кучера, уверившись, что театр - его призвание. В 1819 четырнадцатилетний Андерсен, заработав немного денег и купив первые в жизни сапоги, отправился завоевывать Копенгаген. Благодаря помощи покровителей он посещал балетную школу, получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков, принялся всерьез за изучение мировой драматургии и поэзии.

И постоянно сочинял, живя по углам и впроголодь. Мечтам о театральной карьере пришел конец после приговора актера Линдгрена: «Чувств у Вас много, но актера из Вас никогда не получится». Преодолевая отчаяние, принялся за трагедию Разбойники в Виссенберге. Первый акт опубликовала газета «Арфа», и он впервые получил литературный гонорар. Вдохновленный удачей, взялся за трагедию «Альфсоль». К этому времени его начинают привечать копенгагенские знаменитости, в том числе физик Эрстед, директор театра Й. Коллин, поэт Раабек, знаменитый драматург Эленшлегер. Благодаря стараниям Й. Коллина получил королевскую стипендию и в 1822 отправился в Слагельсе, где был зачислен во второй класс латинской гимназии, где у него не сложились отношения с ее ректором. Много пишет, и его стихотворения Вечер и Умирающее дитя удостаиваются высокой оценки критики. В 1828 поступил в Копенгагенский университет, где среди начинающих университетских поэтов единодушно был признан первым, по окончании обучения сдал два экзамена на звание кандидата философии. В 1829 вышла первая романтическая проза Андерсена - Путешествие пешком от Холь-мен-канала до восточного мыса острова Амагер, где автор пародировал себя в виде «тощего кота в плаще поверх ночной рубахи». Родоначальник датского водевиля, эссеист Гейберг позже назвал книгу музыкальной фантазией.

Актерское начало, помогающее Андерсену мысленно перевоплощаться в своих персонажей, принесло долгожданные плоды. Его водевиль Любовь на Николаевой башне (1829) имел шумный успех. В 1831 отправился в первое путешествие по Германии, итог которого - эссе-размышление «Теневые картины» (1831) и сборник стихов «Фантазии и эскизы». За два года вышли 4 сборника стихов. В 1833 подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил небольшое пособие для путешествия по Европе. Началась его «эра странствий». В Париже познакомился с Генрихом Гейне, в Риме - со знаменитым скульптором Торвальдсеном, здесь же начал писать свой первый роман « Импровизатор.» После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. В Англии завязывается дружба с Чарльзом Диккенсом.

Во Франции сблизился с Виктором Гюго, познакомился с О. де Бальзаком и Александром Дюма. На стихи Андерсена писали романсы Шуман и Мендельсон. Андерсен подолгу вынашивал каждый замысел, но писал сравнительно быстро, зато помногу раз переписывал и правил, мучаясь жестокими сомнениями. А датская критика обвиняла его в небрежности и подражательстве, литературной неряшливости и убогости сюжетов. При этом жил он весьма бедно, так как доход ему приносили лишь небольшие литературные заработки. Помимо поэтических сочинений, путевых заметок и философских эссе, создает романы «Импровизатор» (1835), принесший ему европейскую известность, «Всего лишь скрипач» (1837), «Быть или не быть» (1857). Признание получили его комедия «Первенец» и остросоциальная мелодрама «Мулат"(1840). Долгая и счастливая судьба выпала на долю пьес-сказок Дороже жемчуга и злата, Бузинная матушка, Оле-Лукойе. Всемирную славу и любовь читателей принесли Андерсену его сказки. В мае и декабре 1835 появились два первых выпуска Сказок, рассказанных для детей. Третий сказочный сборник вышел в апреле 1837.

(Everi, fortalte for born, кн. 1-3, 1835-1837). В сборники вошли хорошо известные русскому читателю сказки Огниво, Принцесса на горошине, Русалочка, и др. С этого времени регулярно публиковались сборники, которые назывались просто Сказки. Расцвет творчества приходится на вт. пол. 1830-1840-х, когда были написаны знаменитые сказки Снежная королева, Стойкий оловянный солдатик, Гадкий утенок, Девочка со спичками, Тень, Мать, Соловей и др. Восприняты и оценены они были далеко не сразу, автора критиковали за ошибки в правописании и новаторство в стиле, за то, что его сказки якобы легковесны для взрослых и недостаточно назидательны для детской аудитории. Зато физик Эрстед сразу после выхода первого выпуска сказок пророчески заметил: «Вот увидите, «Импровизатор» прославит Вас, а сказки сделают Ваше имя бессмертным». Л.Н.Толстой, прочтя сказку Пятеро из одного стручка, отозвался о ней так: «Какая озорная и мудрая сказка. Одной такой хватит, чтобы остаться в истории литературы». Один из парадоксов сказок Андерсена состоит в том, что даже самые печальные и трагические из них обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить душу.

Олицетворением самоотверженной любви стала для миллионов людей андерсеновская Русалочка, символ Копенгагена, где ей поставлен памятник. Актуальной вновь и вновь оказывается сказка Новое платье короля, высмеивающая холуйско-рабскую психологию верноподданничества, порождающую культ ничтожных, «голых» королей. Или магическая ирония Калош счастья и насмешливая ассоциативность, тонкий юмор и образность Свинопаса и Принцессы на горошине и Веселого нрава. В лучших сказках высокая поэтика органично переплетается с бесшабашной насмешливостью, а романтическая ирония - с мистикой. Таковы сказки Тень, Стойкий оловянный солдатик, Огниво, Буря перемещает вывески. Уникальность Андерсена в том, он наделил дивным даром не только Русалочку. Он разглядел и с убедительностью воспел силу духа земных хрупких девчонок. Таких, как Герда из Снежной королевы или Эльза из Диких лебедей, чей бескорыстный героизм и жертвенность затмевают деяния даже могучих героев. Ибо вершат их неприметные слабосильные малышки, чьи души пронизывает и двигает великая самоотверженная любовь, увлекающая за собой миллионы детских сердец. Андерсен с достоверностью наделил неодушевленные предметы человеческими свойствами. А главное - душой, тем самым открыв для своего читателя ранее неведомый, безмерный мир, пробудив «чувства добрые» к цветам и деревьям, стершейся монетке и обглоданной щепке, к разгильдяю-троллю или домовому-неудачнику. О бессмертии созидательного начала и реальности чудес повествует притчево-многомерная сказка Лен.

Это история голубого цветка, пришедшего из Древнего Египта, чьи невесомые лепестки подобны крыльям мотылька. С чудесным цветком происходит множество превращений. Вот его высохшие стебли распяты и вытянуты в нити. Из нитей возникает одежда, согревающая в стужу, дарящая прохладу в жару. Но одежда изнашивается. Однако и тряпка годится для мытья полов и стирания пыли. А когда превращается в труху, то из нее творят бумагу. Бумага превращается в книги - вместилища мудрости и света. И даже если книги попадают в огонь, то зола и пепел, удобряющие поля, снова порождают мириады голубых цветов. Все повторяется сначала, славя непобедимость ликующей жизни. Пример сказки, равной высокой, светлой трагедии, сказка-притча Мать. Смерть похитила у матери ребенка. Дабы узнать дорогу к похитительнице, мать дарит свои глаза озеру. Прижав к груди, согревает замерзший терновник, так, что он начинает зеленеть и расцветать.

Свои прекрасные черные волосы она отдает в обмен на седые космы старухи-привратницы, чтобы войти в волшебный сад смерти и спасти свое дитя. Интересовала Андерсена и проблема истинного и ложного в искусстве, о чем повествует сказка Соловей. Оригинальность сказок Андерсена в том, что, вопреки литературным традициям, он использовал в своих историях элементы разговорного языка, сочетал воображаемое с универсальным, взятым из народных легенд, а также в особенностях описания пейзажей - одухотворенных, динамичных и одновременно точных. В сказках «датчанина с впалыми щеками» мы встречаем библейских героев и персонажей из мифов Древнего Египта, Тристана с Изольдой и тех, о ком повествует Коран. Здесь органично слились Запад и Восток и присутствует таинство, которое трудно объяснить, а дано постичь лишь душой. Одни из лучших в мировой литературе детские сказки - они адресованы в равной мере и взрослым, что осознавал и сам автор. Жизнь Андерсена невозможно представить без любви, чаще всего безответной. Последняя и самая глубокая любовь пришла к нему осенью 1843, когда в Копенгаген приехала знаменитая оперная певица Иенни Линд. Казалось, вот оно, столь долгожданное «созвучье душ». Но и эта встреча обернулась для Андерсена душевной болью, и всю жизнь он прожил холостяком. За два месяца до смерти узнал из английской газеты, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер 4 августа 1875 в Копенгагене. Шведский писатель и драматург Август Стриндберг сказал о нем так: «Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость». В связи с 200-летием со дня рождения 2005 объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена.

А главным символом страны является Русалочка – героиня сказки великого сказочника.

Дания (официальное название – Королевство Дания ) – самая южная из скандинавских стран.
С юга по суше она граничит с Германией. От Норвегии её отделяет пролив Скагеррак, а от Швеции – проливы Каттегат и Эресунн. В состав Дании входит самый крупный в мире остров Гренландия и Фарерские острова. Но на этих территориях действует самоуправление, что даёт им возможность быть практически независимыми.

Государственная символика Дании

Флаг – красное прямоугольное полотнище с изображением белого скандинавского креста (прямого креста, вертикальная крестовина которого смещена к древковому краю полотнища). Отношение ширины флага к его длине - 28:37.
Флаг по-датски называется Даннеброг .
Из предания следует, что в 1219 г. с благословения Папы Римского войско датского короля Вальдемара II (Победителя) высадилось недалеко от Колывани (современный Таллин) под предлогом христианизации. 15 июня 1219 г. отряды эстов напали на датское войско, которое возглавляли король и епископы. Датские отряды начали отступать. Тогда епископы поднялись на холм и стали просить Бога о помощи. Неожиданно с небес опустилось большое красное полотнище с прямым белым крестом – датчане восприняли его как знак помощи, воспрянули духом и победили язычников.
День победы при Колывани (или Битва Вальдемара) отмечается как день рождения Даннеброга .

Герб – состоит из трех голубых леопардовых львов и 9 красных сердец на золотом щите. Сверху герб венчает королевская корона. В современном виде был принят в 1972 г .
– щит герба разделен на 4 части, деление произведено не при помощи линий, а при помощи креста. В двух четвертях изображения те же, что и на гербе страны (голубые львы и красные сердца). Щиток с двумя красными полосами в центре – символ Ольденбурга (Германия, Нижняя Саксония), бывшего владения датских королей. В правой (от зрителя) верхней четверти льва только два. Это символ Шлезвига - ныне большей частью находящегося в Германии (Земля Шлезвиг-Гольштейн), но в прошлом принадлежавшего Дании.

Три золотые короны символизируют Кальмарскую унию – объединение Дании, Норвегии (с Исландией) и Швеции (с Финляндией) в единое государство под верховной властью датских королей. Щиты держат два «лесных человека» - они взяты с герба Пруссии, чьи земли частично оспаривались Данией. Серебряный баран под кальмарскими коронами обозначает Фарерские Острова, остающиеся под датским владычеством.
Серебряный белый медведь - символ Гренландии. Герб украшают Орден Слона (память о том, что датчане в одном из крестовых походов XII в. убили боевого слона) и Орден Даннеброг.

Краткая информация о стране

Государственный строй – конституционная монархия.
Глава государства – король (королева). Королем осуществляется законодательная власть совместно с однопалатным парламентом (фолькетингом).
Глава правительства – премьер-министр.
Король (королева) является верховным главнокомандующим вооружёнными силами Дании и главой официальной государственной церкви.

Административное деление – 5 крупных административных регионов: Столичный, Зеландия (или Селандия), Северная Ютландия, Центральная Ютландия и Южная Дания.
Официальный язык – датский. На границе с Германией говорят на немецком. Многие хорошо владеют английским.
Столица – Копенгаген.
Крупнейшие города – Копенгаген, Орхус, Оденсе.
Государственная религия – лютеранство. 84,3 % датчан являются членами государственной Датской народной церкви, принадлежащей к лютеранству. Остальные исповедуют другие конфессии христианства.
Территория – 43 094 км². Территория страны включает в себя большой полуостров Ютландия и 409 островов Датского архипелага, среди которых наиболее известны Зеландия, Фюн, Северная Ютландия, Лолланд, Фальстер и Борнхольм.
Население – 5 587 085 чел.
Валюта – датская крона.
Климат – умеренный, морской.
Экономика – индустриально-аграрная страна с высоким уровнем развития. Доля промышленности в национальном доходе - более 40 %. Страна стоит на первом месте в мире по объёму внешнеторгового оборота на душу населения.
Образование – обязательное школьное образование состоит из трёх звеньев: подготовительного класса (один год), основной школы (девять лет) и дополнительного класса для планирующих продолжить обучение в гимназии или на подготовительных курсах для поступающих в вузы. В Дании существуют государственные, частные и частично финансируемые государством школы. Большинство детей учатся в государственных школах.

Высшие учебные заведения: университеты, специализированные высшие школы и колледжи и технические институты. Копенгагенский университет был основан в 1479 г. С 1916 г. кафедру теоретической физики Копенгагенского университета возглавлял один из крупнейших физиков XX в. Нильс Бор , в 1920 г. он основал Институт теоретической физики, позднее получивший имя Бора. До Второй мировой войны Дания была одним из мировых центров изучения физики атома.

Культура Дании

Самый известный древний писатель Дании – летописец Саксон Грамматик (ок. 1140 – около 1216). Свое прозвище он получил в знак признания его стилистического мастерства. Саксон Грамматик создал 16-томную хронику «Деяния данов» , изложившую древнейшие саги. Один из мотивов хроники использовал Шекспир для создания трагедии «Гамлет».
О личности Саксона Грамматика неизвестно очень мало. Непосредственно в «Деяниях данов» говорится, что отец и дед его служили в войске короля Вальдемара I, а сам он состоял на службе, но не военной, у Вальдемара II. Стиль латинского письма Саксона даёт возможность предполагать, что он получил образование за пределами Дании – скорее всего, во Франции.
Существует предположение, что Саксон был некоторое время секретарем и доверенным лицом епископа Абсолона (Авессалома), известного церковного деятеля Дании второй половины XII в.
Дания является родиной одного из самых знаменитых сказочников Ганса Христиана Андерсена (1805-1875).

Другие известные датские писатели: Сёрен Кьеркегор, Мартин Андерсен-Нексё, Питер Хёг .
Первыми датскими музыкантами были скальды . Скальдическая поэзия обладает нарочито изощрённой формой и часто весьма бедным содержанием. Скальдическая традиция сложилась к первой половине IX в. Она устойчиво сохранялась ещё около двухсот лет после введения письменности в Исландии, крайне медленно разлагаясь под влиянием европейских письменных литератур. Скальд – древнескандинавский поэт-певец. Скальды жили преимущественно при дворах и дружинах конунгов и творили в период с IX по XIV в. Основным жанром их поэзии была драпа (боевая песня, прославлявшая подвиги конунга, его дружины и выражали героические идеалы). За хорошее произведение скальд мог получить целое состояние. Поэзия для скальдов – способ констатации фактов, скальды могли только сообщить факты, свидетелями которых они были. Содержание их стихов не выбрано ими, а продиктовано действительностью. Понятия «художественного вымысла» ещё не существовало, он для человека эпохи викингов был бы неотличим от лжи. Поэтому функция скальдической поэзии была в корне отличной от современного представления о литературном творчестве.
Дитрих Букстехуде – выдающийся датский композитор, величайший представитель музыки барокко.
Крупнейший современный пианист – В. Шёлер .
Первый датский кинофильм появился в 1897 г. – «Путешествие в Гренландию на упряжке с собаками». Известные кинорежиссёры – Карл Теодор Дрейер (1889-1968), Билле Аугуст (род. 1948), Ларс фон Триер (род.1956).

Достопримечательности Дании

В эпоху викингов (ви́кинги – раннесредневековые, преимущественно скандинавские мореходы, в VIII-XI вв. совершавшие морские походы). В основном это были свободные крестьяне, жившие на территории современной Скандинавии, они уходили за пределы родных стран в результате перенаселения и жажды лёгкой наживы. В религиозном отношении в основном они были язычниками) были созданы крепости Треллеборг, Аггерсборг и Фюркат.

– сейчас это самый южный город Швеции на берегу Балтийского моря, центр одноимённой коммуны. Первое упоминание о нём относится к 1257 г. В 1260 г. король Дании Эрик IV подарил Треллеборг и Мальмё королю Швеции Вальдемару I в качестве приданого дочери Эрика Софии, вышедшей замуж за Вальдемара. Однако вскоре Треллеборг, как и вся провинция Сконе, вернулся в состав Дании. Лишался статуса города и вновь приобретал его.

Главной достопримечательностью города считается церковь св. Николая , построенная архитектором Зеттерваллем в 1881-1883 гг. на месте средневековой церкви.

Старинные церкви и соборы Дании

С Х в. в Дании строились деревянные, а с XI в. - каменные базилики (основной тип христианских храмов). Самые известные соборы – в Виборге и Рибе.

Две башни собора видны издалека. Археологические раскопки показали, что на месте нынешнего собора, начиная с 1130 г., находилась церковь. От оригинального здания сохранилась только крипта, а современный вид собора – проект XIX в. Это одна из крупнейших гранитных церквей в Северной Европе.

Церковь Богородицы в романском стиле, увенчанная пятью башнями. Её строительство начато благодаря деятельности короля Вальдемара I и архиепископа Абсалона. Считается, что церковь построена ок. 1170 г. братом Абсалона Эсберном Снаре.

Собор в Роскилле

Главный собор Дании, усыпальница датских королей. Яркий образец кирпичной готики. Внесён в 1995 г. ЮНЕСКО в список всемирного наследия.
Уже в начале эпохи Средневековья собор был одной из наиболее известных церквей Дании и служил кафедральным собором епархии острова Зеландия, а с 1923 г. – Роскилльской епархии.
До Реформации, начавшейся в Дании в 1536 г., собор был католическим. После Реформации боковые алтари были убраны. С этого времени все датские короли и почти все датские королевы были захоронены в соборе и пристроенных к нему королевских капеллах. В соборе имеется и несколько захоронений, относящихся к периоду Средневековья. Всего в соборе находится 39 захоронений. По воле последнего короля Фредерика IX и его супруги Ингрид для них был возведён мавзолей за стенами собора.

Церковь Богоматери необычна по архитектуре – ступенчатый фасад, башенка с луковичной формы куполом на одной стороне и высокая башня с барочным шпилем – на другой. Построена церковь была в 1388-1428 гг. , после Реформации частично перестроена, башни появились в 1600 г. В 1871 г. поздние пристройки разобрали, и теперь церковь выглядит примерно так, как и до Реформации.

Замки Дании

Замок (точнее, дворец) в городке Хиллерёд. Был построен для короля Кристиана IV и в настоящее время действует как Музей национальной истории.
Первый замок на месте Фредериксборга был построен в 1560 г . королем Фредериком II и получил название Хилерёдсхолм от имени города неподалеку.

Замок находится в Хельсингёре (Эльсинор), куда Шекспир поместил действие пьесы «Гамлет». Кронборг – замок на северо-восточной оконечности острова Зеландия. В этом месте ширина пролива Эресунн между Данией и Швецией составляет всего 4 км, что придавало замку важное военно-стратегическое значение в течение долгого времени. 30 ноября 2000 года Кронборг был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как один из наиболее значимых замков эпохи Возрождения в Северной Европе.

Достопримечательности Копенгагена

Статуя, изображающая персонаж из сказки «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена, расположена в порту Копенгагена. Скульптура 1,25 м высотой, весит около 175 кг.
Автор – датский скульптор Эдвард Эриксен . Открыта 23 августа 1913 г. Статуя изготовлена по заказу сына основателя пивоварни «Carlsberg» Карла Якобсена, который был очарован балетом по сказке «Русалочка» в Королевском театре Копенгагена.
Русалочка стала одним из самых известных символов Копенгагена и всемирно известной достопримечательностью для туристов, о чём свидетельствует тот факт, что во многих городах установлены копии статуи. Русалочка неоднократно была объектом вандализма, начиная с середины 1960-х годов по разным причинам, но каждый раз была восстановлена.

Парк Тиволи

Знаменитый парк развлечений в центре Копенгагена. Один из старейших парков Дании. Был основан датским офицером Георгом Карстенсеном , открыт в 1843 г . Сейчас парк является одним из наиболее посещаемых в Скандинавии и третьим в Европе, уступая парижскому Диснейленду и немецкому Европа-парку.

Королевский дворец, является официальной резиденцией и местом проживания датской королевской семьи. Своё название замок получил от имени жены Фредерика III, королевы Софии Амалии, которая в 1673 г . построила на этом месте дворец под названием Софи Амалиенборг, сгоревший при пожаре в 1689 г.
Архитектор ансамбля – Николай Эйтвед . Замок состоит из четырех отдельно стоящих зданий с почти одинаковыми фасадами в стиле рококо (здания отличаются еще и количеством печных труб), которые вместе с флигелями обрамляют восьмиугольную площадь, посредине которой возвышается конная статуя Фредерика V в образе римского императора работы французского скульптора Жака Сали .

Ансамбль был заложен по указанию короля Фредерика V к 300-летнему юбилею коронации Кристиана I, родоначальника Ольденбургской королевской династии.
Амалиенборг стал выполнять роль королевской резиденции после пожара дворца Кристиансборг в феврале 1794 г.

Копенгагенский зоопарк

Основан в 1859 г. и является одним из старейших зоопарков в Европе. Копенгагенский зоопарк был основан орнитологом Нильсом Кьербёллингом в 1859 г . Первыми животными, представленными в зоопарки, были орлы, куры, утки, совы, кролики, лисица, тюлень и черепаха.

Копенгагенский зоопарк является единственным зоопарком вне Австралии, где содержится тасманский дьявол (млекопитающее семейства хищных сумчатых). Его чёрная окраска, огромная пасть с острыми зубами, зловещие ночные крики и свирепый нрав дали первым европейским поселенцам основание прозвать этого коренастого хищника «дьяволом» . Здесь также содержатся такие редкие виды, как дальневосточный леопард и амурский тигр.

Бывшая резиденция датских королей, построена по приказу короля Кристиана IV на окраине Копенгагена в 1606-1624 гг .
Здание спроектировано фламандцем в ренессансном стиле своей родины. Вокруг замка был разбит Королевский сад, который ежегодно посещает 2,5 млн туристов. Это самый популярный парк датской столицы.
В 1710 г. датский король Фредерик IV покинул со своим семейством замок Розенборг. С тех пор датские короли возвращались в замок только дважды: на время перестройки сгоревшего Кристиансборга и на время Копенгагенского сражения в 1801 г. С 1838 г. Розенборгский замок открыт для свободного посещения.

Датский национальный музей

Крупнейший музей истории культуры. Представляет историю датских и зарубежных культур, содержит экспонаты со всего мира: от Гренландии до Южной Америки. В музее экспонаты археологии, этнологии, нумизматики, этнографии, естественных наук, связи, строительства, антиквариата церквей Дании.

Новая глиптотека Карлсберга

Художественный музей. Основан в XIX веке сыном основателя пивоварен Карлсберг – Карлом Якобсеном (1842-1914). Коллекция музея взяла начало из частного собрания Якобсена. В Новой глиптотеке выставлены произведения искусства Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима. Одна из самых богатых за пределами Италии этрусская коллекция.
На нижнем этаже – обширная коллекция скульптур, среди них около тридцати работ Родена . Это самая значительная коллекция его скульптур за пределами Франции. В музее есть и бронзовые скульптуры Дега , включая серию танцовщиц, и огромное количество работ датских и норвежских скульпторов. На верхних этажах выставлены картины импрессионистов: Мане, Писсарро, Ренуара, Дега, Сезанна, постимпресионистов Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Боннара и Гогена. В глиптотеке хранятся около 50 работ Гогена. Широко представлены и работы художников Золотого века датской живописи. Интерес представляет и само здание музея с зимним садом в центре.

Кристиансборг (дворец)

Датский замок с 1167 г ., затем королевский дворец, а после 1849 г . до настоящего времени - здание датского парламента Фолькетинга. Расположен в старой части Копенгагена, на небольшом острове Слотсхольмен. Является одной из архитектурных достопримечательностей датского королевства. Несколько раз перестраивался, подвергался разрушениям и реставрациям.

Государственный музей искусств

Музей содержит коллекции произведений искусства, начиная с XII в. Представлены работы Мантенья, Тициана, Тинторетто, Брейгеля, Рубенса, Халса и Рембрандта. Коллекция современного искусства из произведений Пикассо, Брака, Леже, Матисса, Модильяни и Нольде . Широко представлены картины, скульптуры, инсталляции и другие произведения датских авторов.

Датский музей современного искусства, в 20 км к югу от Копенгагена. Открыт в 1996 г. Архитектор здания – Сёрен Роберт Лунн . Здесь хранятся работы современных датских, скандинавских и иностранных авторов.

Обсерватория в составе комплекса университетских зданий, который был возведён в приходе копенгагенской церкви Троицы по приказу короля Кристиана IV в середине XVII в. Строительные работы (1637-1642) курировал Стенвинкель Младший . Обсерватория в башне является одной из старейших в Европе. В XVII-XVIII вв. здесь работали астрономы Оле Рёмер и Педер Хорребоу . Со временем башня стала одним из символов датской столицы. В сказке Андерсена «Огниво» сказано, что у самой большой собаки глаза такой величины, как Круглая башня. Сейчас обсерватория имеет любительский статус.

Известна также как Мраморная церковь – лютеранская церковь, одна из достопримечательностей Копенгагена. Проект здания был создан архитектором Николаем Эйгтведом в 1740 г. Почти 150 лет церковь была недостроенной. Была открыта 19 августа 1894 г.

Одна из резиденций, принадлежащих датской королевской фамилии. Находится в центральной части датской столицы. В настоящее время в здании располагается художественная галерея и Датская королевская академия изящных искусств.

Здание, построенное благодарными соотечественниками в Копенгагене, служащее местом хранения многих работ Торвальдсена – одного из наиболее значительных представителей стиля позднего классицизма в скульптуре.

Бертель Торвальдсен (1770-1844) – датский художник, скульптор, ярчайший представитель позднего классицизма. Торвальдсен был одним из самых плодовитых скульпторов в истории искусства. Почти все его лучшие вещи - на античные сюжеты. Современникам казалось, что именно он смог прочувствовать и воссоздать суть классического искусства Греции и Рима. Идеализированные портретные бюсты Торвальдсена пользовались спросом по всей Европе: (бюст Александра I, многочисленных представителей аристократии различных государств (в том числе и русской). Торвальдсен также является автором памятников Юзефу Понятовскому в Варшаве, Н. Копернику в Варшаве, Дж. Байрону в Кембридже, Шиллеру в Штутгарте. Он разрабатывал библейские и христианские темы.

Остров в проливе Эресунн. Находится к востоку от датского острова Амагер. Его длина - 7 км, а ширина – 3 км. В растительности Сальтхольма преобладают в основном травы, которые образуют луга. Остров является крупнейшим датским пастбищем гусей, около 7000 которых посещают его в течение лета. Около 3 500 молодых лебедей обитают летом на острове и около 2 000 остаются зимовать. Здесь обитают и утки (10-12 тыс.). Сальтхольм является домом также и для крупнейшей в Европе колонии гаг: 15 000 их живет на острове весной.
Сальтхольм является защищенным природным заповедником диких птиц, которые в большом количестве гнездятся на острове.

Пристань, променад и парк протяжённостью около 1,8 км в центре Копенгагена. Здесь расположены англиканская церковь Св. Албана, Музей освобождения Дании, фонтан Гефион, памятник погибшим датским морякам и Русалочка. Это популярное место экскурсий и прогулок. Большинство круизных судов, заходящих в Копенгаген, причаливают именно здесь. Фонтан Гефион украшает скульптурная композиция, изображающая скандинавскую богиню плодородия Гефион с четырьмя быками.

Королевский сад

Старейший и самый посещаемый парк Копенгагена. Был заложен в 1606 г . по приказу короля Кристиана IV одновременно с началом строительства замка Розенборг.

Достопримечательности города Оденсе

Это город Андерсена: здесь он родился и жил. На центральной площади города стоят памятники Андерсену и святому Кнуду , ратуша и кафедральный собор св. Кнуда – датского короля, который вместе с братом был убит восставшей знатью в начале XI в. под кровом церкви святого Албана. После этого страшного кровопролития Данию постигла череда несчастий – неурожай, голод, волнение народных масс.

Кнуд был канонизирован после того, когда очевидцы открыли чудотворную силу, исходящую от его останков. На сегодня кафедральный собор является главным местом паломничества и самым красивым готическим собором в Дании.
В парке Андерсена на речке Оденет «плывет» Бумажный кораблик, на котором путешествовал стойкий оловянный солдатик. Сохранился дом, где писатель провел детство.

На картинке: Дом, где Андерсен жил в детстве

В музей Андерсена дети до 16 лет могут попасть бесплатно, здесь хранятся его рукописи и личные вещи, а также разнообразные иллюстрации к сказкам и книги, изданные в разных странах.

В предместьях Оденсе в центре озера высится величественный и невероятный по красоте замок Эгесков «Дубовый лес» . Он получил это название потому, что построен на фундаменте из многочисленных стволов дуба, вертикально вмонтированных в дно.

Достопримечательности города Орхус

Один из прекрасных городов Дании. История города начинается почти тысячу лет тому назад.

Основан в 1875 г. , он находится недалеко от Старого города. Площадь сада – 21 га. В саду собрано более 1000 видов разнообразных растений. Здесь находится множество растений из разных климатических регионов земли: дубы (пробковый, каменный), розмарин, ладанник, лавр. В тропических парниках, где поддерживается влажность от 80-100 %, выращивают лианы, имбирь (различные виды), тыквы, кардамон, ваниль, чилийский перец, саговые пальмы и много других растений. В субтропической летней теплице выращивают цитрусовые, ананасы, древовидный папоротник и др.

Здание построено в 1857 г . В музее можно узнать все о скандинавских женщинах, начиная с их образа жизни, быта, традиций и заканчивая современными взглядами на жизнь и деятельность женщин в истории культуры Дании. В музее представлены две постоянные выставки: «Жизнь женщин с доисторических времен до наших дней» и «История детства девочек и мальчиков».
В музее проводятся временные выставки, лекции, семинары, на которых разрешено выступать только женщинам.

Дворец Марселисборг

Летняя королевская резиденция. История дворца начинается с 1661 г. , когда король Фредерик III в счет уплаты долга передал земли и угодья голландскому торговцу Габриэлю Марселису. Из-за тяжелого финансового положения семьи замок переходил из рук в руки, пока резиденцию не приобрел муниципалитет Орхуса в 1896 г. Особняк был отреставрирован известным датским архитектором Хаком Кампманни . Сооружение расположено посреди прекрасного цветущего сада и зеленых лужаек. Подходы к резиденции украшены статуями, которые вырезаны из деревьев и пней, автором статуй был Йорн Роннау .
В 1902 г. местные власти подарили резиденцию в качестве свадебного подарка королю Кристиану Х и его супруге Александрине Мекленбург-Шверинской. После смерти королевы Александрины в 1952 г. замок пятнадцать лет пребывал в заброшенном состоянии. В 1967 г. особняк Марселисборг отреставрировали. В настоящее время замок служит летней королевской резиденцией. Смена караула возле замка проводится в период летнего отдыха королевской семьи. Дворец закрыт для всеобщего обозрения, но парк открыт для посетителей, когда в резиденции нет королевской семьи.

Кафедральный собор Орхуса

Расположен на Соборной площади. Храм был возведен в честь покровителя моряков – Святого Климента, его полное название – кафедральный собор Святого Климента.
История собора началась в конце XII в. , когда епископ Педер Вогнсен принял решение о строительстве храма. В 1300 г. строительство собора в романском стиле было завершено. Спустя 30 лет собор сгорел, и только в 1449 г. был отстроен заново, уже в готическом стиле.
Собор является одним из самых больших в Дании: высота нефа составляет 96 м, высота башни - 93 м, внутренний зал вмещает до 1200 прихожан. При пожаре большая часть внутреннего убранства собора сгорела, до нашего времени сохранились несколько фресок общей площадью в 220 кв.м. Среди этих фресок есть одна самая старая - «Окна Лазаря», датируемая 1300 г.

Самый большой театр города. Строительство его началось в 1897 г., окончательные отделочные работы здания были завершены спустя два года. Официальное открытие театра состоялось 15 сентября 1900 г. В театре несколько сцен, где работает постоянная труппа профессиональных актеров.

История Дании

Ранняя история Дании

Первые следы человека на территории Дании появились примерно 100-70 тыс. лет назад . Примерно 3900 лет до н. э. на территории Дании появилось сельское хозяйство.

На картинке: Солнечная повозка
Археологическая находка (солнечная повозка из Трундхольма) относится к скандинавскому бронзовому веку (1700-500 гг. до н. э.). В конце I в. до н. э. на территории Ютландского полуострова обитали кимвры (смешанное племя) и тевтоны (древнегерманские племена).
В IV в. на территорию Дании прибыли юты (германское племя) и англы, а полуостров Ютландию заселили пришедшие с юга Скандинавского полуострова даны (древнегерманское племя). Даны были объединены в родовые союзы, к началу IX в. у них стала складываться раннефеодальная структура общества, во главе которой стояли вожди (конунги), ниже - родовая знать и свободные крестьяне-общинники (бонды), имевшие право носить оружие.

Викинги

Да́ны были активными участниками походов викингов (с конца VIII по XI век). В этот период была освоена Исландия, а также созданы поселения в Гренландии и Северной Америке (Винланд). Поселение Хедебю в южной Ютландии стало важным торговым узлом. Основным направлением походов данов были Великобритания и Франция.
Христианизация Дании началась в VIII в. , она связана с деятельностью миссионеров Виллиброрда и Ансгара. В 960-х годах король Харальд I Синезубый крестился сам и сделал христианство государственной религией.

Средневековье. Реформация

В 1157 г. королём стал Вальдемар I Великий , закончился период усобиц. Он, его сын Кнуд VI и внук Вальдемар II завоевали Померанию, Мекленбург и Гольштейн. В 1241 г . при Вальдемаре II было кодифицировано датское право (Ютландский закон).
Начиная с середины XIII в., монарх часто был вынужден противостоять знати, стремившейся ограничить власть короля. Эрик V в 1282 г. подписал хартию, ограничивавшую королевскую власть, но уже четыре года спустя был убит. В течение нескольких лет датская монархия не существовала. И только Вальдемар IV Аттердаг принял так называемый «Земский мир» - соглашение между королём и сословиями, согласно которому сословия обязались подчиняться королю, а король - повелевать страной, соблюдая закон.
Дочь Вальдемара IV Маргрете заключила брак с норвежским королём Хоконом VI. После его смерти в 1380 г. две монархии стали объединены, а затем Маргрете была избрана и на шведский престол. Этот союз получил название Кальмарской унии , во главе которой встала Дания, в результате чего вся Скандинавия оказалась под владычеством датской короны. Но союз был непрочным. С 1433 г. резиденцией короля стал Копенгаген.
В распространении лютеранства в Дании решающую роль сыграл сподвижник Лютера Ганс Таусен . Лютеранство завоевало популярность у низших слоёв, плативших больше налоги в пользу католической церкви, и стало причиной волнений в ряде областей Дании. На состоявшемся в 1530 г. публичном диспуте Таусен одержал уверенную победу над католическим духовенством. Последующие три года известны в историографии как «Графская распря». Восставшие призвали изгнанного Кристиана II, поэтому дворянство и духовенство было вынуждено избрать королём сына Фредерика Кристиана III, который сделал расплывчатые заявления относительно будущей религиозной политики. 6 августа 1536 года взял Копенгаген.

На картинке: Кристиан III
Утвердившись в качестве короля, провёл секуляризацию церковных земель и арестовал католических епископов, которые были объявлены виновными в развязывании гражданской войны. 30 октября был принят закон, официально закрепивший Реформацию в Дании.

Новое время

В 1563 г. датский король Фредерик II начал северную семилетнюю войну против Швеции. После этого до XIX в. между странами произошло ещё несколько войн за гегемонию в регионе. Фредерик II получил известность как покровитель наук и искусств, в 1576 г. он выделил астроному Тихо Браге остров Вен и средства на постройку обсерватории Ураниборг . При Фредерике III Дания стала абсолютной монархией, монархия объявлена наследной, на государственные должности стали принимать не только дворян, но и выходцев из городского сословия. Правивший в XVIII в. Кристиан VII считался слабоумным королем. При нём королева привлекает на службу Струэнзе, который проводит положительные реформы, улучшает жизнь народа, но ограничивает права дворян. В результате заговора недовольных аристократов он был казнён, а реформы частично отменены.
В конце XVIII-начале XIX в. Дания входила в инициированный Российской империей вооружённый нейтралитет. Союз распался в 1801 г. после поражения в морском сражении с английским флотом. В 1807 г. Дания присоединилась к континентальной блокаде , что послужило поводом к англо-датской войне. Король Фредерик VI участвовал в наполеоновских войнах на стороне Франции. По итогам кильских мирных договоров и Венского конгресса Дания уступила Норвегию Швеции и остров Гельголанд Великобритании. При этом Дания сохранила Исландию, Гренландию, Фарерские острова и герцогство Шлезвиг-Гольштейн.
В 1848 г . при Фредерике VII была разработана конституция Дании. Первую половину XIX в. называют «золотым веком» Дании: в этот период в стране работали выдающиеся деятели культуры и науки: скульптор Торвальдсен, художники Вильхельм Эккерсберг и Кристен Кёбке, физик Ганс Христиан Эрстед, философ Сёрен Кьеркегор, писатель Ганс Христиан Андерсен.
Но в результате войны с Пруссией (1864 г.) Дания лишилась Шлезвига, Гольштейна и Саксен-Лауэнбурга.

Дания в XX веке

С 1901 г. в Дании начала складываться система парламентаризма. В 1903 г. Исландия получила автономию. Во внешней политике Дания с 1864 г. придерживалась нейтралитета и не принимала участия в Первой мировой войне. В 1915 г. была принята новая конституция, предоставившая женщинам право голоса на выборах. В 1918 г . Исландия получила независимость как Королевство Исландия, находившееся в личной унии с Данией.
В сентябре 1939 г. Дания подписала договор о ненападении с нацистской Германией и объявила о своём нейтралитете, но в апреле 1940 г. Германия оккупировала страну. Первые годы оккупационный режим был довольно мягким. Но на территории страны начало деятельность движение Сопротивления, и в 1943 г. в ответ на это нацисты отстранили от власти коалиционное правительство, ввели чрезвычайное положение и начали преследование евреев. Реакцией на действия оккупантов стали массовые акции протеста, забастовки и диверсии. В 1944 г. провозгласила суверенитет Исландия . 5 мая 1945 г. Дания была освобождена британскими войсками. В 1945 г. Дания вступила в ООН, а в 1949 г. – в НАТО. В 1953 г. была принята действующая на данный момент конституция. Первой женщиной-монархом стала Маргрете II в 1972 г. В 1948 г. самоуправление было введено на Фарерских островах, а в 1979 г. – в Гренландии.

Биография

Детство

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в Оденсе на датском острове Фюн . Отец Андерсена, Ганс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, мать Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833), была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние, она была похоронена на кладбище для бедных. В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии - королём Фредериком VII, и у него не было друзей среди уличных мальчишек - только принц. Дружба Андерсена с принцем Фритсом, согласно фантазии Андерсена, продолжалась и во взрослом возрасте, до самой смерти последнего. После смерти Фритса, за исключением родственников, один лишь Андерсен был допущен к гробу покойного. Причиной этой фантазии явились рассказы отца мальчика, что он родственник короля. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли, вызывавшие смех и издёвки детей. В г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике. В раннем детстве Ганс Христиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами, который сидел в углу и играл в свою любимую игру - кукольный театр. Это единственное своё занятие он сохранил и в юности.

Юность

В возрасте 14 лет Андерсен поехал в Копенгаген, мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Андерсен тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!» Он поехал с целью устроиться на работу в театр , мотивируя это своей любовью ко всему тому, что с ним связано. Он получил деньги по рекомендательному письму полковника, в семье которого он устраивал в детстве свои спектакли. В течение года жизни в Копенгагене он пытался попасть в театр. Сперва он пришёл домой к известной певице и, от волнения заливаясь слезами, просил её устроить его в театр. Она, чтобы только отвязаться от назойливого странного долговязого подростка, обещала всё устроить, но, конечно, не выполнила своего обещания. Гораздо позднее она скажет Андерсену, что просто приняла тогда его за сумасшедшего. Ганс Христиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом, он являлся квинтэссенцией Гадкого Утёнка. Но благодаря его приятному голосу и его просьбам, а также из жалости, Ганс Христиан, несмотря на неэффектную внешность, был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Его всё меньше и меньше задействовали, а затем началась возрастная ломка голоса, и он был уволен. Андерсен тем временем сочинил пьесу в 5-ти актах и написал письмо королю, убедив дать деньги на её издание. В эту книгу входили также стихи. Ганс Христиан позаботился о рекламе и дал анонс в газете. Книга была напечатана, но никто её не покупал, она пошла на обёртку. Он не терял надежды и понёс свою книгу в театр, чтобы по пьесе был поставлен спектакль. Ему было отказано с формулировкой «ввиду полного отсутствия опыта у автора». Но ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI , который разрешил учиться в школе в городке Слагелсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Это означало, что больше не нужно будет думать о куске хлеба, о том, как прожить дальше. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней - он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал на письме множество грамматических ошибок - Андерсен так и не одолел грамоты.

Андерсен не соответствовал образу сказочника, окружённого детьми, рассказывающего им свои сказки. Его замкнутость и эгоцентричность вылилась в нелюбовь к детям. Когда знаменитый скульптор хотел изобразить знаменитого уже сказочника в окружении детей, тот разгневался настолько, что выгнал его взашей и сказал, что у него нет привычки беседовать с детьми. Он так и умер в полном одиночестве.

Творчество

Список известных сказок

  • Аисты (Storkene , 1839)
  • Ангел (Engelen , 1843)
  • Анне Лисбет (Anne Lisbeth , 1859)
  • Бабушка (Bedstemoder , 1845)
  • Бронзовый кабан (быль) (Metalsvinet , 1842)
  • Бузинная матушка (Hyldemoer , 1844)
  • Бутылочное горлышко (Flaskehalsen , 1857)
  • Ветер рассказывает о Вальдемаре До и его дочерях (Vinden fortæller om Valdemar Daae og hans Døttre , 1859)
  • Волшебный холм (1845)
  • Воротничок (Flipperne , 1847)
  • Всяк знай своё место! (“Alt paa sin rette Plads” , 1852)
  • Гадкий утёнок (Den grimme Ælling , )
  • Ганс Чурбан (Klods-Hans , 1855)
  • Гречиха (Boghveden , 1841)
  • Две девицы (1853)
  • Дворовый петух и флюгерный (Gaardhanen og Veirhanen , 1859)
  • Девочка со спичками (Den lille Pige med Svovlstikkerne , 1845)
  • Девочка, которая наступила на хлеб (Pigen, som traadte paa Brødet , 1859)
  • Дикие лебеди (De vilde Svaner , 1838)
  • Директор кукольного театра (Marionetspilleren , 1851)
  • Домовой у лавочника (1852)
  • Дорожный товарищ (Reisekammeraten , 1835)
  • Дочь болотного царя (Dynd-Kongens Datter 1858)
  • Дурень Ганс (Klods-Hans , 1855)
  • Дюймовочка (Tommelise , 1835) (см. также Дюймовочка (персонаж))
  • Есть же разница! (“Der er Forskjel!” , 1851)
  • Ель (Grantræet , 1844)
  • Жаба (Skrubtudsen , 1866)
  • Жених и невеста (Kjærestefolkene или Toppen og Bolden , 1843)
  • Злой князь. Предание (Den onde Fyrste , 1840)
  • Иб и Христиночка (Ib og lille Christine , 1855)
  • Истинная правда (Det er ganske vist! , 1852)
  • История года (Aarets Historie , 1852)
  • История одной матери (Historien om en Moder , 1847)
  • Как хороша! (1859)
  • Калоши счастья (Lykkens Kalosker , 1838)
  • Капля воды (Vanddraaben , 1847)
  • Колокол (Klokken , 1845)
  • Колокольный омут (Klokkedybet , 1856)
  • Красные башмаки (De røde Skoe , 1845)
  • Лесной холм (1845)
  • Лён (Hørren , 1848)
  • Маленький Клаус и Большой Клаус (Lille Claus og store Claus , 1835)
  • Маленький Тук (Lille Tuk , 1847)
  • Мотылёк (1860)
  • На дюнах (En Historie fra Klitterne , 1859)
  • На утином дворе (1861)
  • Немая книга (Den stumme Bog , 1851)
  • Нехороший мальчик
  • Новое платье короля (Keiserens nye Klæder , 1837)
  • О том, как буря перевесила вывески (1865)
  • Огниво (Fyrtøiet , )
  • Оле-Лукойе (Ole Lukøie , 1841)
  • Отпрыск райского растения (Et Blad fra Himlen , 1853)
  • Парочка (Kjærestefolkene , 1843)
  • Пастушка и трубочист (Hyrdinden og Skorsteensfeieren , 1845)
  • Пейтер, Петер и Пер (Peiter, Peter og Peer , 1868)
  • Перо и чернильница (Pen og Blækhuus , 1859)
  • Побратимы (Venskabs-Pagten ,1842)
  • Подснежник (отрывок) (1862)
  • Последний сон старого дуба (Det gamle Egetræes sidste Drøm , 1858)
  • Последняя жемчужина (Den sidste Perle , 1853)
  • Принцесса на горошине (Prindsessen paa Ærten , 1835)
  • Пропащая (“Hun duede ikke” , 1852)
  • Прыгуны (Springfyrene , 1845)
  • Птица феникс (Fugl Phønix , 1850)
  • Пятеро из одного стручка (Fem fra en Ærtebælg , 1852)
  • Райский сад (Paradisets Have , 1839)
  • Ребячья болтовня (Børnesnak , 1859)
  • Роза с могилы Гомера (En Rose fra Homers Grav , 1842)
  • Ромашка (Gaaseurten , 1838)
  • Русалочка (Den lille Havfrue , 1837)
  • С крепостного вала (Et Billede fra Castelsvolden , 1846)
  • Самое невероятное (Det Utroligste , 1870)
  • Свинопас (Svinedrengen , )
  • Снежная королева (Sneedronningen , 1844)
  • Соловей (Nattergalen , )
  • Сон (En Historie , 1851)
  • Соседи (Nabofamilierne , 1847)
  • Старый дом (Det gamle Huus , 1847)
  • Старый уличный фонарь (Den gamle Gadeløgte , 1847)
  • Стойкий оловянный солдатик (Den standhaftige Tinsoldat , )
  • Судьба репейника (1869)
  • Сундук-самолёт (1839)
  • Суп из колбасной палочки (1858)
  • Счастливое семейство (Den lykkelige Familie , 1847)
  • Тень (Skyggen , 1847)
  • Уж что муженёк сделает, то и ладно (Hvad Fatter gjør, det er altid det Rigtige , 1861)
  • Улитка и розы (Sneglen og Rosenhækken , 1861)
  • Цветы маленькой Иды (Den lille Idas Blomster , 1835)
  • Чайник (1863)
  • Чего только не придумают… (1869)
  • Через тысячу лет (Om Aartusinder , 1852)
  • Штопальная игла (Stoppenaalen , 1845)
  • Эльф розового куста (Rosen-Alfen , 1839)

Экранизации произведений

  • - «Ганс Христиан Андерсен. Сказки» - коллекционное издание мультфильмов:
    • Дикие лебеди
    • Навозный жук
    • Прыгун
    • Огниво
    • Русалочка
    • Что муж ни сделает, то и хорошо
    • Оле-Лукойе
    • Сундук-самолет
    • Стойкий оловянный солдатик
    • Цветы малышки Иды
    • Золотое сокровище
    • Профессор и блоха
    • Принцесса на горошине
    • Свинопас
    • Калоши счастья
    • Новое платье короля
    • Жених и невеста
    • Старый уличный фонарь
    • Бутылочное горлышко
    • Садовник и семейство
    • Гадкий утенок
    • Истинная правда
    • Суп из колбасной палочки
    • Спутник
    • Снежная королева (в двух частях)
    • Снеговик
    • Дюймовочка
    • Соловей
    • Ганс Чурбан

Оперы по сказкам Андерсена

  • Опера-притча «Гадкий утёнок», соч. 1996, - свободная оперная версия Льва Конова на музыку Сергея Прокофьева (ор.18 и ор.22) для сопрано-соло, детского хора и фортепиано. 1 Акт: 2 Эпиграфа и 38 картинок-мимолётностей, продолжительностью - 28 мин.
  • «The Ugly Duckling» Opera-Parable By Andersen For Mezzo-Soprano (Soprano), Three-part Childrens Choir And the Piano *

1 Act: 2 Epigraphs, 38 Theatrical Pictures * Length: Approximately 28 minutes * The opera version (Free transcription) Written by Lev Konov (1996) On music of Sergei Prokofiev: The Ugly Duckling, op. 18 (1914) And Visions Fugitives, op. 22 (1915-1917) * (Vocal score language: Russian, English, German, French)

Фотогалерея

Ссылки

  • Полное собрание сочинений Андерсена. Сказки на 7 языках с иллюстрациями, повести, романы, стихи, письма, автобиография, фотографии, картины. (рус.) (укр.) (белор.) (монг.) (англ.) (фр.) (исп.)

Биография

ЧУДЕСНАЯ СУДЬБА

    «Моя жизнь - это прекрасная сказка... Если бы в детстве, когда я бедным мальчиком один пустился по белу свету, меня встретила могущественная фея и сказала бы мне: «Выбери себе дорогу и цель, и я буду охранять и направлять тебя!» - и тогда моя судьба не сложилась бы счастливее, мудрее и лучше. История моей жизни поведает миру то, что она говорит мне: Господь милостив и все творит к лучшему».

    Так начинается автобиография всемирно известного датского писателя, великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.

    Четырнадцатилетним мальчиком Андерсен приехал из провинции в город, не зная ни единого человека и не имея ни денег, ни возможности заработать себе на пропитание. И ему удалось не только выжить, но и стать знаменитым человеком. Мало того, еще при жизни он смог увидеть собственный памятник, который воздвиг ему датский народ. Кто мог бы похвастаться таким благоволением судьбы?


    «ГАДКИЙ УТЕНОК»

    Наружность и поведение Андерсена часто вызывали смех. Он был чрезвычайно нескладен: очень высокий рост, худые и длинные, почти до колен руки, неправдоподобно большой нос, за которым прятались маленькие, близко посаженные друг к другу раскосые глаза, огненно-рыжая копна нечесаных волос. При этом, несмотря на гренадерский рост, - тонкий женский голос, неестественно театральные движения, и такая же театрально-вычурная речь. Эта странная, если не сказать комическая, внешность была одной из причин его болезненной мнительности. Помните, как в сказке «Гадкий утенок» утка учила утят держать лапки вместе? Когда-то и Андерсена мать учила держать ноги носками наружу, а не внутрь - «так только дураки и неудачники ходят». Похоже, советы матери мало помогали сыну. Он, «гадкий утенок», только к концу жизни смог превратиться в прекрасного лебедя.

    Каких только оскорбительных кличек ему не довелось услышать! И «аист», и «фонарный столб», и «орангутанг»... Причем, это говорилось в открытую, в лицо, с издевкой! Земляки Андерсена проявляли к нему крайнюю несправедливость: они просто не понимали его и мешали ему когда могли и в чем могли. И признали они его только потому, что его признали чужие - народы других стран. Опомнившись и удивившись, датчане загладили свою вину перед ним, поставив писателю в центре столицы бронзовый монумент...

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    НАИВНЫЙ ВЕЛИКАН

    Если наружность и поведение Андерсена вызывали смех, то еще большее впечатление производил сам человек, скрывающийся за этой внешностью. От его наивной и пламенной души исходило некое излучение, от которого невозможно было укрыться. Никто не мог устоять против его искренне добрых, умоляющих глаз, его невозможно было оттолкнуть. Вот только один пример:

    В детстве Ганс Христиан ходил с матерью на поля, где бедняки собирали колосья. Однажды им встретился там управляющий, известный своим дурным нравом. Они увидели, что он приближается с огромным кнутом; все пустились бежать, но малыш не поспевал за другими, и управляющий схватил его. Он уже поднял кнут, но мальчик посмотрел ему прямо в лицо и сказал: «Как вы смеете бить меня, ведь Бог может увидеть!» Управляющий сразу смягчился, погладил мальчика по щеке, спросил, как его зовут, и дал ему монетку. Когда мальчик показал деньги матери, она сказала, обращаясь к окружающим: «Удивительный ребенок мой Ганс! Все его любят, и даже этот негодяй дал ему денег!»

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    ЕМУ ВСЕГДА ХОТЕЛОСЬ ЕСТЬ

    Андерсен был сыном башмачника и прачки. И еды в его семье почти всегда не хватало. На закате жизни Андерсен признавался, что ему постоянно хотелось есть, и он мечтал когда-нибудь наесться досыта. Вероятно, память о голодной молодости заставила его быть предельно экономным. Получив от друзей или его покровителей деньги, он тотчас же перекладывал их в сундук. Чтобы не тратиться на еду, он напрашивался в гости то к одному, то к другому - к этому на завтрак, к этому на обед... Но он вовсе не был скупцом. Став относительно свободным в своих тратах, он помогал бедным, в том числе и многим из тех, кто письменно обращался к нему с просьбой о помощи. А таких писем к нему приходило со всего света до сотни в день.

    Андерсена, как никакого другого писателя, обкрадывали издатели, не платя ему авторских. Если же и платили, то совершенно мизерные суммы. Однако, несмотря на это, он сумел накопить немалое состояние, которое после его кончины было завещано его друзьям.

    Чрезвычайная чуткость и ранимость его большой души заставляли Андерсена, не в силах которого было мужественно сражаться с препятствиями, обращаться к слезам. Плакал он не реже маленькой капризной девочки - по нескольку раз на день, а временами и того чаще. Женщинам не раз приходилось утешать и успокаивать его, когда он со слезами выходил из-за стола, оскорбленный той или иной невинной шуткой.

    Некоторые биографы объясняют плаксивость писателя следующим эпизодом из его жизни. В молодости, еще никому неизвестный юноша, недавно приехавший в столицу, он снимал за небольшие деньги комнату в доме у некой мадам Торгесен. Он спросил хозяйку, не возьмется ли она его кормить. Хозяйка согласилась, но потребовала за это 20 риксдалеров в месяц. Таких денег у Андерсена не было. Те немногие деньги, которые давали ему друзья и знакомые - а их-то он всегда умел заводить повсюду - уходили на скудную еду и билеты в театр, без которого он не мог тогда представить свою жизнь. Может быть, хозяйка возьмет 16 вместо 20? Нет, она была неумолима. Она сказала, что собирается в город, и пусть он даст ответ, когда она вернется. 20 риксдалеров, ни больше, ни меньше. Она ушла, оставив его в слезах. На стене висел портрет ее покойного мужа, и Андерсену показалось, что портрет смотрит на него очень приветливо, и тогда в своей детской простоте он попросил покойного, чтобы тот смягчил сердце жены; он увлажнил глаза портрета собственными слезами, чтобы тот лучше его понял. Такое удивительное использование средневековой магии оказало свое действие, и хозяйка, вернувшись, снизила цену до 16 риксдалеров, которые предлагал Андерсен.

    «ПОСЛЕЗАВТРА Я УЕЗЖАЮ, И ВООБЩЕ, СКОРО УМРУ...»

    В молодости Андерсен работал на фабрике. Грубые и сальные шутки рабочих шокировали ранимого и впечатлительного юношу, заставляя его по-девичьи краснеть и опускать глаза. Однажды, во время пения - у Андерсена от природы было прекрасное сопрано - рабочие подкрались к нему сзади и стянули с него штаны: они хотели удостовериться - юноша он или девушка?

    Став взрослым, Андерсен так и не повзрослел характером: он остался таким же наивным и крайне чувствительным ребенком. Любая, даже малейшая похвала или комплимент в его адрес могла привести его в восторг и трепет, и он, забывая обо всем и всех, начинал декламировать собственные стихи или читать свою новую рукопись, которую он всегда носил в кармане, чтобы читать из нее при любой возможности. Но если вдруг находились такие, кто отказывался наслаждаться плодом его творческого гения, то это повергало Андерсена в такую депрессию, что он от горя целый день сидел, запершись в своем номере или комнате, и беспрестанно плакал.

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    Ему было трудно угодить. Даже его друзья, хорошо зная его натуру, подчас теряли с ним всякое терпение. Андерсену не в силах было понять, что у друзей могут быть другие обязанности, кроме как быть его друзьями, всегда готовыми ему услужить. В отчаяние и пессимизм его могла привести любая мелочь: например, недостаточно доброжелательный взгляд или слишком, по его мнению, холодный тон письма, не такой, как «друг пишет другу»...

    Каждый день он ходил к кому-нибудь в гости - посетовать на что-нибудь. И если, не дай бог, он случайно никого не заставал дома, то жутко сердился и писал, например, такие трагические записки: «Фру Коллин! Мне больно, что вы меня избегаете; сейчас я ухожу, послезавтра я уезжаю, и вообще, скоро умру! С почтением Г. К.»

    Приходится только посочувствовать его друзьям, ибо им приходилось, общаясь с Андерсеном, учиться терпению. Да и как можно было вести себя с человеком, который на людях стремится говорить только о себе, который вечно жалуется, что болен, или плачет, если кто-нибудь ему перечит...

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    «ЭТО ТОЛЬКО КАЖЕТСЯ, ЧТО Я УМЕР»

    Любой пустяк: царапина на пальце, синяк на колене, рыбная кость, которую он, как ему казалось, проглотил, небольшая простуда - все внушало ему ипохондрический страх. Даже слушая о болезнях других, он боялся заболеть сам. Он так боялся погибнуть от огня, что в любую поездку всегда брал с собой длинный канат, надеясь спастись с его помощью в случае пожара. Он также очень боялся, что его похоронят живым, и потому просил друзей, чтобы в любом случае ему разрезали одну из артерий перед тем, как его положат в гроб. Когда он болел, он часто оставлял на столике и кровати записку. В ней было написано: «Это только кажется, что я умер».

    Андерсен страдал особой формой неврастении, проявлявшейся в постоянной усталости и недомоганиях - тошнотой, головной болью, приступами головокружения и многим другим. Почти у каждой даты в его дневнике записано, что он чувствует себя больным. Ему постоянно нужно было отвлекаться от чувства усталости, ходить в гости, чтобы думать о чем-нибудь другом, путешествовать, чтобы забыть свои страдания. Отсюда его постоянное движение, продолжительные ежегодные путешествия. Стоит ли после этого удивляться, что у Андерсена не было собственного дома.

    Всю жизнь он прожил в гостиницах и меблированных комнатах. Когда в 1866 году ему все же пришлось купить собственную мебель, он был вне себя: проклятые вещи привязывали его к определенному месту! Особенно его приводила в ужас кровать: ему казалось, что он скоро умрет и кровать переживет его и станет ему смертным одром. (Она им не стала, но действительно пережила хозяина и теперь стоит в музее в Оденсе.)

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    В БОРЬБЕ С ЛЮБОВЬЮ

    Андерсен всю жизнь прожил девственником. Он не был ни гомосексуалистом, ни импотентом, но, увы, насладиться плодом чувственной любви он так и не сумел. Сознание собственной невыгодной внешности и чувство, что он не такой, как все, мешало ему поверить в успех у противоположного пола. Он не раз был на волоске от грехопадения, но всякий раз отступал.

    В Дрездене, например, его пыталась соблазнить одна немецкая писательница, которая все время порывалась поцеловать его и которая была «старая, толстая и горячая». В Неаполе искушения преследовали его на каждом шагу, но он, «испытывая страсть, которой никогда не знал», вынужден был спешить домой, чтобы облить холодной водой голову. В своем дневнике он писал: «У меня в крови жар. Я по-прежнему сохраняю невинность, но я весь в огне... Я наполовину больной. Счастлив тот, кто женат, и счастлив тот, кто хотя бы помолвлен». Он с трудом сопротивлялся сиренам опасного города, а при отъезде успокоенно написал: «Все же я вышел из Неаполя невинным».

    Его потребность в женщинах была велика, но страх перед ними еще сильнее. Во время поездок в Париж после 1860 года Андерсен иногда посещал публичные дома. Там он наслаждался вежливыми приятными беседами с полуобнаженными проститутками. Но он был просто шокирован и крайне возмущен, когда Дюма, который и затащил его в это заведение, намекнул ему, что в публичный дом он ходит, вероятно, не только для того, чтобы поговорить...

    Ганс Христиан Андерсен (дат. Hans Christian Andersen)

    АХ, МОЙ МИЛЫЙ АНДЕРСЕН!..

    События последних тридцати лет его жизни заставили Андерсена забыть впечатления прежних обид. Он считал себя необыкновенно счастливым человеком. «Все к лучшему в этом наилучшем из миров!» - любил повторять он, успокаивая других, и... успокаиваясь сам. Светлый и радостный оптимизм можно обнаружить во всех его произведениях. Даже его знаменитая сказка «Ледяная дева», несмотря на печальный конец, завершается фразой: «Все к лучшему».

    В последние свои дни он был весел, спокоен и полон благодарности за судьбу, а также за любовь и заботу, которую оказывали ему его многочисленные друзья. Рассказывают, что за несколько дней до смерти он пытался спеть старую детскую песенку, которую когда-то пела ему мать. Он слегка лишь подправил в ней слова, сменив имя Августин на - Андерсен:
    - Ах, мой милый Андерсен,
    Андерсен, Андерсен!
    Ах, мой милый Андерсен,
    Все, все пройдет!..

На острове Фюн . Отец Андерсена, Ханс Андерсен (1782-1816), был бедным башмачником, а мать, Анна Мари Андерсдаттер (1775-1833), была прачкой из бедной семьи.

Он рос очень нервным ребёнком, эмоциональным и восприимчивым. В то время физические наказания детей в школах были обычным делом, поэтому мальчик боялся ходить в школу, и мама отдала его в благотворительную школу, где физические наказания не практиковались . Известно, что этой школой руководил христианин Феддер Карстенс.

Юность

В возрасте 14 лет Ханс поехал в Копенгаген ; мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся домой. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её и дом, юный Ханс Кристиан тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!».

Ханс Кристиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом. Несмотря на его неэффектную внешность, из жалости Ханс Кристиан был принят в Королевский театр , где играл второстепенные роли. Ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI , который разрешил ему учиться в школе в городке Слагельсе , а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того, что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней - он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал в письме множество грамматических ошибок - Андерсен так и не одолел грамоты.

Личная жизнь

Андерсен никогда не был женат и не имел детей. Его сохранившиеся дневники свидетельствуют, что он в конечном итоге принял решение вообще отказаться от каких-либо сексуальных отношений, потому что влюблялся в девушек и женщин, которые либо по каким-либо причинам не отвечали ему взаимностью, либо же он сам в них разочаровывался. Также сохранились его письма, показывающие, что он испытывал однополые романтические чувства как минимум к трём мужчинам, но они остались безответными.