Меню
Бесплатно
Главная  /  Интересное  /  Графические художественные техники. Графические техники

Графические художественные техники. Графические техники

Графика объединяет две группы художественных произведений: рисунок и печатную графику.

Рисунок считают уникальным, потому что он существует в единственном экземпляре. В старину художники рисовали на папирусе, позднее - на пергаменте, с XIV в. - на бумаге. До нашего времени сохранилась традиция рисовать на ткани.

Изображение может быть создано карандашом, углем, тушью, соусом, сангиной. Работа выполненная цветными мелками - это техника пастели, кроме того акварель тоже является графическим материалом.

В отличие от рисунка, печатная графика существует в больших экземплярах. Чтобы их получить, используют гравюру - изображение на твердом материале, которое покрывают красками, а потом отпечатывают на бумаге.

Существуют разные техники гравюры: ксилография, линогравюра, офорт, литография . С появлением гравюры связано возникновение печатной книги и развитие книжной графики.

Линогравюра - рисунок, вырезанный на линолеуме. Рисунок вырезают на линолеумной пластине стальными резцами разной конфигурации. В зависимости от формы резца линия, которую он оставляет, может быть совсем тоненькой, острой или же широкой, округленной. Таким образом изготавливают форму. Потом на нее наносят печатную краску с помощью специального оборудования - валиков.

Печатают линогравюру на печатном прессе. При этом слой краски, нанесенный на форму, отпечатывается на бумаге. Бумажный отпечаток называют линогравюрой, или, обобщенно, как и все другие печатные техники, - эстампом.

Ксилография (гравюра на дереве) - изображение, выполненное резцами на деревянной поверхности. Для этого пригодны не все породы деревьев. Художники используют грушу, дуб, бук, самшит.

Деревянную поверхность тщательно шлифуют и даже заглаживают воском. Рисунок вырезают так же, как и на линогравюре, но большая твердость дерева позволяет обогатить изображение мелочами, деталями. Выполнять такую работу сложнее.

Печатают оттиск так же, как и линогравюру, с помощью печатного пресса на специальной эстампной бумаге. Эта техника старинная и пришла к нам из глубины веков. Именно таким образом выполняли первые печатные книги.

Литография - это гравюра на камне. Для нее используют специальный, литографский камень. Система нанесения рисунка на камень очень сложная. Это может быть и процарапывание, и нанесение рисунка кистью с тушью, и рисование карандашом. Во всех этих случаях используют материалы, предназначенные только для литографии. Печатают оттиск на печатном станке. Литография позволяет достичь тонких градаций (переходов) тона, похожих на рисунок карандашом или акварелью. Благодаря этому литографские оттиски иногда напоминают акварельные рисунки.

Монотипия – это оттиск краски с любой поверхности на бумагу. Такой оттиск существует в единичном экземпляре, на что указывает частица «моно» в названии. Это что-то среднее между печатной графикой и рисунком.

Офорт , или гравюра на металле, - это несколько техник исполнения печатной формы из металла (меди, цинка). Рисунок наносят на предварительно обработанную, отшлифованную, гладкую пластину. Это может быть гравирование, процарапывание. Такая работа требует исключительной точности и физического напряжения.

Существуют способы более легкого нанесения рисунка. Пластину можно покрыть защитным слоем специального лака и «рисовать», снимая лишь лак. Потом такую пластину погружают в емкость с кислотой, и кислота вместо гравера делает углубления в металле. Краску на офортную пластину наносят руками. Отпечаток делают на печатном станке. Мягкая бумага, прижимаясь к пластине, как бы вбирает краску из углублений.

В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:

  • Станковая графика (станковый рисунок, эстамп)
  • Книжная графика (иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.)
  • Журнальная и газетная графика
  • Прикладная графика (плакат и пр.)
  • Компьютерная графика
  • Промышленная графика

В повседневной жизни мы чаще всего сталкиваемся с промышленной графикой. Это - почтовые марки, афиши, этикетки, театральные программки, фирменные знаки, рисунки на фантиках конфет и т.п.

Графика

Графика от греч.— пишу — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки, контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ.

Наиболее древний и традиционный вид графического искусства, где основу изображения составляют линия и силуэт. В графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют и натурные наброски, эскизы к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры.

Классификация:

В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования графику делят на уникальную и печатную. Уникальная графика — создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, акварель, монотипия, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков.

Уникальная графика:

Акварель, водяные краски по бумаге или шелку. Техника использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.

Шанько Ирина, бумага, акварель, 2014.

_____________________________________________________________________________________________________

Гуашь , водяные краски на основе мела. Вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый. Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвета несколько выбеливаются (высветляются), что должен учитывать художник в процессе рисования. С помощью гуашевых красок можно перекрывать темные тона светлыми. Высохшее изображение, сделанное гуашью, слегка светлее влажного, что делает сложным подбор цвета. Основа также может быть чувствительной к образованию трещин, если наложена слишком толсто.

Шанько Ирина, бумага, гуашь. 2012

_____________________________________________________________________________________________________

Пастель, цветные мелки. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением.

Пастель бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая . Масляная пастель производится из пигмента с льнягым маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твердая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Дега. Голубые танцовщицы.

_____________________________________________________________________________________________________

Сангина, мелок или карандаш «рыжего» цвета. Часто входит в состав набора для пастели (сухая пастель).

Шанько Ирина, Бумага, сангина

_____________________________________________________________________________________________________

Сепия, мелок или карандаш коричневого цвета, из вещества выпускаемого каракатицей.Часто входит в состав набора для пастели (сухая пастель).

Шанько Ирина, бумага, сепия

_____________________________________________________________________________________________________

Уголь, в искусстве, материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек (в XIX в. также из угольного порошка с растительным клеем).

Угольные палочки

Угольные палочки изготавливаются из виноградных, буковых или ивовых сучков, обожженных в герметичной печи при высокой температуре. Ивовые угольные палочки - наиболее распространенный вариант. Виноградные и буковые палочки стоят дороже, но они оставляют более насыщенные штрихи. Палочки длиной 15 см продают в коробках, степень их твердости и толщины варьируется. Мягкий уголь быстрее превращается в порошок и хуже проникает в бумагу, чем твердый уголь. Поэтому мягкий уголь удобнее для создания больших тонированных участков, а также для незаметного перехода из оттенка в оттенок и для растушевывания.

Более твердые виды угля подходят для прописывания деталей, вырисовывания линии, он хуже растушевывается. Единственный недостаток угольных палочек - это их хрупкость: при сильном нажиме они обычно ломаются.

Прессованный уголь

Такой уголь производят из перемолотой угольной крошки, смешанной со связующим веществом, спрессованной в короткие толстые палочки.

Прессованный уголь крепче, чем угольные палочки, он не так легко ломается и оставляет насыщенный бархатистый след.

Но смахнуть такой уголь с бумаги намного труднее, чем природный уголь.

Угольный карандаш (ретушь)

Ретушь представляет собой тонкий «грифель» из прессованного угля, заключенный в деревянную оболочку. Такие карандаши не пачкают руки, их легче контролировать, чем угольные палочки. У них чуть более твердая текстура. Вы можете использовать только кончик такого карандаша, поэтому широкие штрихи вам будут недоступны. Кончик карандаша можно затачивать так же, как точат грифельные карандаши.

Шанько Ирина, бумага, уголь, мел.

_____________________________________________________________________________________________________

Соус , материал для рисунков, имеющий вид коротких круглых серых и черных, палочек. Приготовляют соус из каолина, мела и прессованной газовой сажи. Соус - один из видов пастели. Он обладает большой силой и рыхлостью мягких сортов пастели. Рисование соусом ведется двояким путем — сухим и мокрым.

Ученическая работа. Фото из интернета.

_____________________________________________________________________________________________________

Тушь , краска для рисования и каллиграфии из сажи.

Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. Наноситься на бумагу перьями или кистями.

Шанько Ирина, бумага, тушь, перо, кисть.

_____________________________________________________________________________________________________

Итальянский карандаш, который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порош-ка жжёной кости, скреплённого рас-тительным клеем.

А. А. Иванов. «Мальчик, играющий на свирели». Этюд к картине «Аполлон, Гиацинт и Кипарис». Итальянский карандаш. Ок. 1831—34. Третьяковская галерея. Москва.

_____________________________________________________________________________________________________

Гравюра, вид тиражной графики, когда с одного оригинала можно получить несколько оттисков. Виды гравюр:

Ксилография , гравюра на дереве.

А. П. Остроумова-Лебедева. "Горный институт". Гравюра на дереве для книги Н. П. Анциферова "Душа Петербурга". 1920.

_____________________________________________________________________________________________________

Литография , гравюра на камне.

_____________________________________________________________________________________________________

Линогравюра, гравюра на линолеуме.

И. В. Голицын. "Утром у В. А. Фаворского". Гравюра на линолеуме. 1963.

_____________________________________________________________________________________________________

Офорт, гравюра на металле, есть несколько различных техник: меццо-тинто, акватинта, сухая игла.

Т. н. Мастер игральных карт. "Дама с зеркалом". Резцовая гравюра на меди. Середина 15 в.

_____________________________________________________________________________________________________

Меццо-тинто

Предварительно полированная поверхность металлической доски подвергается зернению — покрывается с помощью «качалки» (гранильника) множеством мельчайших углублений, приобретая характерную шероховатость. Зернение — процесс длительный и весьма трудоёмкий. При печати такая доска («заготовка») даёт сплошной чёрный тон. Существуют и другие, в том числе за счёт травления, способы зернения доски.

В местах, соответствующих светлым частям рисунка, доску выскабливают и выглаживают, достигая постепенных переходов от тени к свету. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатностью тона, богатством светотеневых оттенков. Меццо-тинто служит и для цветной печати.

Пример гравюры меццо-тинто, работа фламандского худ-ка Валлеранта Вайланта

_____________________________________________________________________________________________________

Акватинта

Оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок водяными красками —акварелью; это сходство и обусловило происхождение наименования. Сущность этого приёма сводится к тому, что на печатную форму перед травлением наносится кислотоупорная смола —канифольная, асфальтовая или другого происхождения пудра или порошок, которые в процессе нагревания печатной формы плавятся и образуют на поверхности доски покрытие, сквозь мельчайшие промежутки между частицами которого металл протравливается на разную глубину, что создаёт на оттисках при печати различные тональные плоскости, состоящие из множества точек; таким образом размер гранул смоляного порошка или пыли, её дисперсность, сказывается на фактурных и тональных характеристиках, являющихся основной целью данного вспомогательного вида гравюры на металле.

Жан Клод Ришар, аббат де Сен-Нон (с оригинала Юбера Робера). Вид парка на Вилле Мадама под Римом. 1765. Акватинта

_____________________________________________________________________________________________________

Сухая игла — техника гравирования на металле, не использующая травление, а основанная на процарапывании острием твёрдой иглы штрихов на поверхности металлической доски. Полученная доска с изображением представляет собой форму глубокой печати.

Отличительной особенностью оттисков с гравированной таким образом формы является «мягкость» штриха: используемые гравером иглы оставляют на металле углублённые борозды с поднятыми заусенцами — барбами. Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой.

Jean-Michel Mathieux-Marie

_____________________________________________________________________________________________________

















О курсе

Эстамп, гравюра, гравюра на дереве, линолеуме, картоне и другие традиционные и современные способы ручной печати.

Запах краски, тактильные ощущения от материальности оттиска на плотной, фактурной и тонкой, податливой к печати, бумаге – ни с чем не сравнимое удовольствие.

Множество известных художников, включая таких гениев, как Дюрер, Рембрандт, Гойя, Дега и Пикассо, создали выдающиеся произведения искусства, используя различные печатные техники. Сложно представить себе творчество Рембрандта без исполненных классической мощи офортов или творчество Гойи без страстных листов «Капричос».

Линогравюра и офорт, коллаграфия и монотипия – техники печати столь разнообразны и настолько широки, что позволяют каждому слушателю выработать свою индивидуальную технику, наиболее полно выражающую его творческие пристрастия.

Что дает изучение печатной техники? Занятия в печатной студии – это материальность творчества, которой нас лишили цифровые технологии, это захватывающий эксперимент в технике традиционной печати.

Через занятия эстампом слушатели приобретают:

  • Всестороннее развитие различных творческих навыков: рисования, работы с цветом, композицией, умения выбирать техники и приемы, необходимые для реализации замысла.
  • Методы работы с различными материалами и технологиями, понимание их особенностей и возможностей.

Программа

НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (1 месяц)

Экспресс-курс, охватывающий основные техники и позволяющий слушателям поэкспериментировать и напечатать свои первые эстампы.

  • Гравюра на линолеуме (1 занятие)
  • Офорт (Сухая игла) (1 занятие)
  • Монотипия (1 занятие)
  • Коллаграфия (гравюра-коллаж) (1 занятие)

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (5 месяцев)

  • Гравюра на линолеуме. Цветная линогравюра методом единственной доски (4 занятия). Техника высокой печати. Линолеум – удобный и доступный материал для любых творческих замыслов: от экслибриса и книжной иллюстрации до большой станковой гравюры.
  • Офорт (Сухая игла) (4 занятия). Традиционная техника глубокой печати на металле. Печатная форма гравируется твёрдыми иглами без использования травления. Характерной особенностью оттисков в данной технике является особая «мягкость» штриха.
  • Коллаграфия (гравюра-коллаж) (4 занятия). Современная экспериментальная печатная техника, сочетающая достоинства высокой и глубокой печати. Печатная форма формируется за счет рельефа из множества материалов с разнообразной текстурой.
  • Гравюра на фанере (4 занятия). Техника высокой печати, близкая к обрезной ксилографии (гравюре на дереве), с характерными контрастными штрихами и фактурой. Доступность материала позволяет создавать гравюры большого размера.
  • Монотипия (4 занятия). Нетиражная печатная техника, при которой каждый оттиск является уникальным. Интересна рассчитанной «спонтанностью» и случайными эффектами. В качестве печатной формы используются различные материалы от стекла до аллюминия.

ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ (4 месяца)

  • Смешанные техники. Chine colle (шинколле). Совмещение принтерной печати с различными техниками гравюры (4 занятия). Смешанные техники позволяют комбинировать несколько типов печати в одном оттиске (эстампе). Chine colle – особая совмещённая техника печати с использованием слоя тонкой бумаги.
  • Печать на ткани в различных техниках (4 занятия). Печатные техники для тиражных оттисков на ткани, в том числе на одежде (майки, футболки) и различных аксессуарах.
  • Книга художника (8 занятий). Авторский издательский проект с использованием выбранных печатных техник.

Срок и стоимость обучения

Графика Графика

(греч. graphike, от grapho - пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Термин "графика" первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце XIX - начале XX вв. в связи с бурным развитием промышленной полиграфии и распространением каллиграфически чёткого, контрастного линейного рисунка, наиболее удобного для фотомеханического воспроизведения в книге и журнале. Тогда графика определилась как искусство, в основе которого лежат линия, контраст чёрного и белого. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги - основного материала графики. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применение цвета. Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги или, по выражению советского графика В. А. Фаворского, "воздух белого листа". Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит в известной мере плоскостный характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности. Графике могут быть свойственны тщательность объёмно- пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельное штудирование натуры, выявление структуры и фактуры предмета. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета или как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя. Незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств художественной выразительности. Ёмкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, образно- выразительными метафорами. Поэтому в графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведения живописи, скульптуры и архитектуры (рисунки Леонардо да Винчи, Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова, А. А. Иванова, Вал. А. Серова в России, Н. Пуссена, А. Ватто, Э. Дега, О. Родена во Франции и многих других). Способность графики к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, Ж. Калло во Франции, литографии О. Домье во Франции, рисунки Ж. Гроса в Германии, Кукрыниксов в СССР и др.). Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приёмов (живописность и "бархатистость" офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, чёткость и гибкая контрастность ксилографии, мягкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и др.). Особое место занимают в графике неизобразительные элементы - чисто декоративные мотивы, орнаментальный текст, представляющий собой систему графических знаков. Графика обладает широчайшим диапазоном функций, видов, жанров, художественных средств, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувств и мыслей художника. Различны и способы общения зрителя с произведениями графики - от массового воздействия плаката до интимного восприятия наброска, иллюстрации, миниатюры. Важными особенностями графики являются её способность быстро откликаться на актуальные события, возможность тиражирования во многих экземплярах, последовательного раскрытия замысла в ряде изображений (серии гравюр и рисунков французов Калло и Домье, англичанина У. Хогарта, бельгийца Ф. Мазереля, поляка Т. Кулисевича, советских графиков И. И. Нивинского, А. И. Кравченко, В. И. Касияна, А. Ф. Пахомова, Б. И. Пророкова, Е. А. Кибрика, Д. А. Шмаринова, Л. А. Ильиной и др.). Эти качества были широко использованы в агитационных и сатирических политической графике, бурное развитие которой падает на годы крупных исторических событий ("летучие листки" Крестьянской войны 1524-26 в Германии, лубки Отечественной войны 1812 в России, гравюры времён революций 1830 и 1848 во Франции, советские плакаты эпохи Гражданской войны 1918-20 и Великой Отечественной войны 1941-45, многочисленные произведения антифашистской графики 30-х - начала 40-х гг. в Европе). В XX в. графика развивается как демократическое искусство большого социального звучания, обращённое к массовому зрителю. Особое значение приобретает политическая газетная и журнальная графика, принимающая активное участие в революционной, национально-освободительной борьбе народов.

По технике графику разделяют на рисунок и печатную графику. Наиболее древний и традиционный вид графического искусства - рисунок, истоки которого можно видеть в наскальных изображениях эпохи палеолита, античной вазописи, где основу изображения составляют линия, силуэт, цветовое пятно.

Рисунок с присущими ему конструктивно-изобразительными и худо- жественно-выразительными возможностями, гибкостью и бесконечным многообразием приёмов и форм является одним из главных средств графики (как и других видов изобразительного искусства), служа извечным способом творческого общения художника с натурой, её художественного познания, непосредственного отклика человека на окружающий его мир. В задачах рисунка много общего с задачами живописи, а границы между ними условны: акварель, гуашь, пастель, темпера могут использоваться для создания как живописных, так и графических по характеру произведений. Рисунок сближает с живописью и его уникальность, тогда как произведения печатной графики могут распространяться во многих равноценных экземплярах. Гравюра известна с VI-VII вв. в Китае, с XIV-XV вв. в Европе (первоначально ксилография и резцовая гравюра, позже офорт). Литография возникла лишь к XIX в. До появления фотомеханической репродукции печатная графика служила для воспроизведения картин и рисунков.

По назначению различаются станковая, книжная и газетно-журнальная, прикладная графика и плакат. Станковая графика получила широкое распространение в основном с эпохи Возрождения. Она издавна обращается к традиционным жанрам изобразительного искусства - тематической композиции (гравюры А. Дюрера в Германии, Калло во Франции, Рембрандта в Голландии, Хогарта и Ф. Брэнгвина в Великобритании, Гойи в Испании, К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазереля в Бельгии, литографии Э. Делакруа, Домье, Т. Стейнлена во Франции, работы членов "Мастерской народной графики" в Мексике, гравюры и рисунки И. Е. Репина в России), портрету (рисунки Ф. Клуэ, Ж. О. Д. Энгра во Франции, О. А. Кипренского, Вал. А. Серова, гравюры Н. И. Уткина в России, М. Швабинского в Чехии, С. Выспяньского в Польше, рисунки Н. А. Андреева, Г. С. Верейского в СССР), пейзажу (гравюры Кацусика Хокусай в Японии, И. И. Шишкина в России, рисунки и гравюры советских художников А. П. Остроумовой-Лебедевой, П. В. Митурича, Н. Н. Купреянова и др.), натюрморту (рисунки М. А. Врубеля в России, А. Матисса во Франции, гравюры Д. И. Митрохина в СССР). Станковые произведения печатной графики (эстампы) в силу тиражности и, следовательно, большей доступности, а также декоративных качеств широко используются для украшения интерьеров. Специфическими массовыми видами являются в станковой графике лубок, а в газетно-журнальной - карикатура. Одна из основных областей применения графики - книга. С рукописной книгой древности и средних веков во многом связаны рисунок и миниатюра, с печатной книгой - гравюра и литография. С искусством графики связан также и книжный шрифт, поскольку буква является графическим знаком. Книжная графика (У. Моррис в Великобритании, В. А. Фаворский, В. В. Лебедев, С. М. Пожарский, Л. М. Лисицкий, С. Б. Телингатер в СССР, В. Клемке в ГДР, К. Сволинский, Я. Главса в Чехии, В. Гложник, А. Бруновский в Словакии, Р. Кент в США и др.) включает иллюстрации, создание рисунка шрифта, общее конструирование и оформление книги. Сравнительно молодая область графики - плакат, который в современных формах сложился в XIX в. как вид торговые и театральные афиши (работы художников Ж. Шере и А. Тулуз-Лотрека во Франции), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты Д. С. Моора, В. В. Маяковского, А. А. Дейнеки в СССР, Т. Трепковского в Польше и др.). Кроме рисунка плакат использует и приёмы фотомонтажа, применявшиеся также в книге и журнале (работы Дж. Хартфилда в Германии, Г. Г. Клуциса в СССР). Прикладная, в том числе промышленная, графика (Лисицкий, А. М. Родченко в СССР) приобретает широкий круг функций, внося художественное начало в оформление печатных и промышленных изделий (почтовые марки, экслибрисы, товарные знаки, этикетки, различные виды упаковки и т. п.). Связь графики с современной жизнью, возможности, открываемые перед ней развитием полиграфии, создают условия для возникновения всё новых видов графического искусства.

Литература: М. Клингер, Живопись и рисунок, (перевод с немецкого), СПБ., 1908; П. Кристеллер, История европейской гравюры. XV-XVIII в. (перевод с немецкого), М., 1939; А. А. Сидоров, Рисунки старых мастеров. Техника, теория, история, М.-Л., 1940; его же, Рисунок старых русских мастеров, М., 1956; его же, Рисунок русских мастеров. (Вторая половина XIX в.). М., 1960; его же, Графика первого десятилетия. 1917-1927. (Альбом), М., 1967; его же, Русская графика начала XX в., М., 1969; В. А. Фаворский, О графике как основе книжного искусства, в сборнике: Искусство книги, в. 2, М., 1961; (Е. Левитин), Современная графика капиталистических стран Европы и Америки. (Альбом), М., 1959; Б. Р. Виппер, Графика, в его книге: Статьи об искусстве, М., 1970; А. Д. Чегодаев, Русская графика... 1928-1940, М., 1971; Р. В. Гараева, Н. Л. Мальцева, Пути развития советской графики, М., 1980; В. М. Полевой, Двадцать лет французской графики, М., 1981; Bock E., Geschichte der graphischen Kunst..., В., 1930; Magnus G. H., DuMont"s Handbuch fьr Grafiker, Koln, 1980.

Графика (греч. graphike, от grapho - пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и различные виды печатной графики изображения, основан­ные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными сред­ствами и выразительными возможностями.

Графика - древний вид изобразительного искусства. Рисунки древнейших ху­дожников на стенах пещер; орнаменты и рисунки на старинных греческих вазах; гравюры и рисунки выдающихся мастеров Возрождения - все это прекрасная графика. На Руси графика в виде орнаментов и иллюстраций украшала рукописные и старопечатные книги, а в виде занимательных и веселых гравюр - народных лубков, раскрашенных акварельными красками, украшала жилища крестьян и ремесленников.

По назначению различаются станковая, книжная, газетно-журнальная, при­кладная графика и плакат.

Станковая графика

Станковое искусство - род изобразительных искусств, про­изведения которых носят самостоятельный характер и не имеют прямого декора­тивного или утилитарного назначения (в живописи - картины; в графике - эстампы, станковые рисунки и лубок). Название происходит от станка (мольберт, скульптурный станок), на котором создаются многие произведения.

Станковая графика в зависимости от характера техники подразделяется на два типа: эстамп и рисунок. Эстамп - оттиск на бумаге. Основными формы бытования станковой графики являются музейные и выста­вочные коллекции и экспозиции.

Книжная графика включает иллюстрации (выполняющие задачи истолкова­ния литературных произведений), создание рисунка шрифта, общее конструирова­ние и оформление книги.

В зависимости от размера и расположения в книге иллюстрации подразделяются: - фронтиспис, заставку и концовку; - полуполосные, полосные и разворотные иллюстрации, которые соответствен­но располагаются на половине страницы, на всей странице и на двух страницах; - оборонные иллюстрации; - рисунки на полях.

Газетно-журнальная графика - иллюстрации, оформление и конструирование печатных изданий, специфический массовый вид - карикатура.

Наряду с традиционной, рисованной или печатной, но так или иначе возни­кающей под рукой художника, появилась компьютерная графика. Компьютерная графика - технология создания и обработки графических изображений средствами вычислительной техники.

Особую, самостоятельную область образует Графика письма (эпиграфика, ис­кусство шрифта, каллиграфия).

По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графического произведения различаются уникальная и печатная Графика.

Уникальная Графика - рисунок акварель, гуашь, монотипия, коллаж и другие способы создания композиции с помощью различных материалов, дающие в итоге графическое произведение как единственный, неповторимый образец.

Печатная Графика дает возможность получить определенный тираж относи­тельно равноценных, идентичных художественных произведений - оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую нанесен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттис­ку).

В зависимости от материала, от технического способа его обработки (гравиро­вания), различаются такие разновидности ("техники") печатной Графики: ксило­графия, линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и другие, выступающие иногда в чистом виде, иногда как смешанная техника, как в черно-белом, так и в цветных вариантах.

В прикладной графике, в плакате, книжной иллюстрации используется печа­тание. Печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного художником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому получается ряд экземпляров подлин­ных произведений искусства одинаковой художественной ценности, полностью сохраняющих живой и непосредственный отпечаток творческой работы автора. Сам процесс создания печатной формы из какого-либо твердого материала - дерева, металла, линолеума - называется гравированием (от французского сло­ва graver - вырезать). Рисунок создается с помощью вырезания, процарапыва­ния каким-либо острым инструментом - иглой, резцом. Произведения графики, отпечатанные с гравировальной печатной формы, называют гравюрой.

Виды гравюры:

Плоская гравюра - рисунок и фон находятся на одном уровне;

Выпуклая гравюра - краска покрывает поверхность рисунка - рисунок выше уровня фона;

Углубленная гравюра - краска заполняет углубления, рисунок ниже уров­ня фона.

В зависимости от материала, из которого создается печатная форма, разли­чают разные виды гравюры:

Литография - печатной формой является поверхность камня (известняка). Камень очень гладко полируется и обезжиривается. Изображение на ли­тографический камень наносится специальной жирной литографической тушью или карандашом. Камень смачивается водой, далее накатывается краска, пристающая только к ранее нанесенному рисунку. Литография изобретена в 1798 году.

Альграфия - плоская печать, техника исполнения аналогична литографии, но вместо камня используется алюминиевая пластина.

Ксилография - гравюра на дереве, вырезается специальным резцом. Крас­ка накатывается на плоскость исходной доски. При печати на бумаге бе­лыми остаются участки, вырезанные резцом. Оттиски представляют со­бой контурный рисунок толстыми черными линиями.

Линогравюра - гравюра на линолеуме. По технике очень близка к ксило­графии. Линолеум - недорогой, доступный материал. Линогравюры более просты в исполнении по сравнению с ксилографией из-за синтетического происхождения используемого материала (однородность, отсутствие мешающих резцу искусственных волокон).

Гравюра по металлу выполняется на цинке, меди, железе, стали. Гравюра по металлу делится на печать с травлением и без травления. Существует большое количество техник этого вида гравюры - техника сухой иглы (наиболее близка к авторской графике, так как не имеет большого тира­жа), меццо-тинто ("черная печать"), офорт, акватинта, мягкий лак (или срывной лак).

Офорт - от французского eau-forte - азотная кислота. Рисунок процарапы­вается гравировальной иглой в слое кислотно-упорного лака, покрываю­щего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.

Сухая игла - рисунок наносится непосредственно на металл, путем проца­рапывания острием твердой иглы штрихов на поверхности металличе­ской доски.

Меццо-тинто - вид углубленной гравюры, в которой поверхности метал­лической доски гранильником придается шероховатость, дающая при пе­чати сплошной черный фон. Участки доски, соответствующие светлым местам рисунка выскабливаются, выглаживаются, полируются.

Акватинта - метод гравирования, основанный на протравливании кисло­той поверхности металлической пластины с наплавленной асфальтовой или канифольной пылью и с изображением нанесенным с помощью кисти кислото-отталкивающим лаком. Имеет огромное количество оттенков от черного до белого.

В зависимости своих замыслов, художник волен выбирать разные техники гравюры. Печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного худож­ником, фотомеханическим, машинным путем. В станковой графике для эстампа печатная форма создается самим художником, поэтому получается ряд экземп­ляров подлинных произведений искусства одинаковой художественной ценно­сти, полностью сохраняющих живой и непосредственный отпечаток творческой работы автора.

Более доступный в исполнении - станковый рисунок (рисунок не как одно из художественных средств изобразительного искусства, а как вспомогательное произведение). Рисунок исполняется художником непосредственно на листе бу­маги каким-либо графическим материалом - карандашом, углем, тушью, сангиной, акварелью, гуашью.

Главное средство графики - рисунок (пластика - в скульптуре, цвет - в живопи­си). Рисунок - изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графиче­ских средств: контурной линии, штриха и пятна. Рисунок (как художественно-выразительное средство) используется во всех видах изобразительного искусст­ва, но в графике он применяется в более чистом виде. Рисунок демонстрирует характер, темперамент, настроение художника. Рисунок обычно черно-белый, в отдельных случаях цветной. Существуют многочисленные разновидности рисун­ка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения.

Рисунок - изображение, выполненное от руки. На глаз, с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Существуют многочисленные разно­видности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, технике и характеру исполнения.

Средства выразительности графики - контурная линия, штрих, контур, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Цвет в графике в отличие от живописи чаще играет вспомогательную роль.

Графика тяготеет к монохромности, чаще всего извлекая художественную выразительность из сочетания двух цветов: белого (либо другого оттенка основы) и черного (или какого-либо другого цвета красящего пигмента).

Стилистические средства графики разнообразны: от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций – изобразительных, декоративных, шрифтовых.

Материалы графики разнообразны, но, как правило, основой является бумаж­ный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Бумага - предопределяет классическую роль белого фона, на котором значительную выразительность обре­тают линия и пятна; при этом монохромное изображение на контрастном белом фоне формирует особую эстетическую систему, что позволяет охарактеризовать графику как искусство «белого и черного». Но это вовсе не исключает богатой полихромии или подцветки плоскостей в зависимости от творческого замысла художника и выбора им материалов (цветная бумага, цветные карандаши, аква­рель, и т.п.).

Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изобра­жаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бума­ги. Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги.

Техники рисунка:

Перо - используется для рисунка жидкими красящими веществами (тушь, чернила, акварель). В зависимости от формы наконечника пера получают различные линии и штрихи, дающие возможность как передать большую форму, так и прорисовать мельчайшие детали. Рисунки, сделанные пером, трудно исправлять, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Перовая техника требует от художника большой собранности, акку­ратности, самодисциплины.

Уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких ве­ток или обструганных палочек липы, ивы или других пород деревьев. Рас­пространен твердый уголь из прессованного угольного порошка с добавлением шероховатой поверхностью палочкой рисовального угля, плохо соединяют­ся с бумагой и осыпаются. Законченные рисунки, выполненные сыпучим уг­лем, нуждаются в закреплении специальным раствором-фиксатором. В отли­чие от натурального рисовального угля палочки из спрессованного угольного порошка дают жирные вязкие линии, которые очень трудно удаляются. Тех­ника рисунка углем разнообразна, так как углем можно проводить тонкие четкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности.

Сангина - палочки без оправы различных красно-коричневых тонов. В отли­чие от натуральной, искусственная сангина производится из каолина и оки­слов железа. Заточенные палочки сангины дают тонкие линии и штрихи. Как и углем, сангиной можно работать торцом палочки и плашмя. Она хорошо растирается различными растушевками, резинками и тонкими наждачными шкурками. При растирании сангина несколько меняет цвет и фактуру, но и эти качества могут быть использованы как новые выразительные средства в рисунке. Техника сангины дает возможность добиться тонких тональных пе­реходов. Наиболее часто употребляется теплого красно-коричневого тона. Близкого к телесному. Во время работы палочку сангины можно смачивать, что позволит добиться большего разнообразия толщины и плотности штриха. К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней.

Пастель - сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спрес­сованных, стертых в порошок пигментов с добавлением клея, молока, мела и гипса. Пастели присуща матовая фактура, чистота, мягкость красок, как пра­вило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок цветными мел­ками приближает графику к живописи. Пастельными карандашами (палочка­ми) рисуют на шероховатой бумаге, картоне. Нежную, бархатистую поверх­ность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясе­ний. Чтобы сохранить рисунки, выполненные пастелью, их не закрепляют фиксативом (от этого пастель теряет бархатистость и чистоту цвета), а осто­рожно окантовывают и застекляют в раму. "Чистая пастель" выполняется штрихами и пятнами в один красочный слой. Но цвета пастели можно смеши­вать, нанося один слой на другой и растирая их растушевкой или рукой.

Соус - жирные черные палочки цилиндрической формы диаметром 8-10 мм, обернутые в станиолевую бумагу без оправы, изготовленные из спрессован­ного порошка, сажи или угля с добавлением клея. Можно работать линией, штрихами, пятнами с применением растирки (сухой соус) и растворенным в воде соусом кистью (мокрый соус). В рисунке соусом мокрым способом, как и в живописи, применяются остроконечные и плоские кисти из обезжиренного прокаленного волоса или шерсти различных животных - беличьи, барсучьи, колонковые и других. На грани живописи и графики находится не только пастельная техника, но и техника акварели и гуаши.

Акварель - краски, обычно на растительном клее, разводимые водой. Ее ос­новные качества - прозрачность красок, сквозь которые просвечивает тон и фактура основы (главным образом бумаги, реже - шелка, слоновой кости), чистота цвета. Акварель совмещает в себе особенности графики (активная роль бумаги в построении изображения и в передаче художественного об­раза) и живописи (богатый тон, построение формы и пространства цветом). Специфические приемы акварели - размывка и затеки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. В акварель, выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом. Акварель сочетают с белила­ми, гуашью, темперой, пастелью и другими материалами.

Гуашь - краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал) и примесью белил. Гуашь обычно употребляется для работы по разнообразной основе - бумаге, карто­ну, полотну, шелку. Гуашь возникла как разновидность акварели, когда для достижения плотности красочного слоя к водным краскам стали подмеши­вать белила. По технике гуашь ближе к акварели, а по художественному воз­действию - к пастели. В настоящее время гуашь используют для выполнения оригиналов плакатов, книжной и прикладной графики, эскизов и декоратив­ных работ. Красочные материалы и техники определяются видом графики.

Основные отличия графики от живописи:

Графика (особенно рисунок, литография) дает художнику больше свободы, нежели живопись, благодаря простоте и доступности техники, возможности работать быстро, отражая мгновенные эмоциональные переживания;

Графика в основном имеет иллюстративный характер, она более декоративна (часто используется для создания иллюстраций к книгам, шаржей и т. д.).

В.М. Иванушкина, старший воспитатель