Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские болезни  /  Характеристика героев в пьесе «Гроза. Образ катерины в драме "гроза"

Характеристика героев в пьесе «Гроза. Образ катерины в драме "гроза"

<…>Мы можем проследить его [женского энергического характера ] развитие по личности Катерины.

Прежде всего, «вас поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически. Это мы видим, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме у матери. Оказывается, что воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей; в доме ее матери было то же, что и у Кабановых: ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились... Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: «да ведь и у нас то же самое». Но разница определяется Катериною очень быстро в пяти словах: «да здесь всё как будто из-под неволи!» И дальнейший разговор показывает, что во всей этой внешности, которая так обыденна у нас повсюду, Катерина умела находить свой особенный смысл, применять ее к своим потребностям и стремлениям, пока не налегла на нее тяжелая рука Кабанихи. Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало... Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении; <…> Всякий внешний диссонанс она старается согласить с гармонией своей души, всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил. Грубые, суеверные рассказы и бессмысленные бредни странниц превращаются у ней в золотые, поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Бедны ее образы, потому что материалы, представляемые ей действительностью, так однообразны; но и с этими скудными средствами ее воображение работает неутомимо и уносит ее в новый мир, тихий и светлый. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения, для нее служба кончается неприметно, как будто в одну секунду. Она смотрит на деревья, странно нарисованные на образах, и воображает себе целую страну садов, где всё такие деревья и всё это цветет, благоухает, всё полно райского пения. А то увидит она в солнечный день, как «из купола светлый такой столб вниз идет и в этом столбе ходит дым, точно облака», — и вот она уже видит, «будто ангелы в этом столбе летают и поют». Иногда представится ей, — отчего бы и ей не летать? и когда на горе стоит, то так ее и тянет лететь: вот так бы разбежалась, подняла руки, да и полетела. Она странная, сумасбродная с точки зрения окружающих; но это потому, что она никак не может принять в себя их воззрений и наклонностей. Она берет от них материалы, потому что иначе взять их неоткуда; но не берет выводов, а ищет их сама и часто приходит вовсе не к тому, на чем успокаиваются они. Подобное отношение к внешним впечатлениям мы замечаем и в другой среде, в людях, по своему воспитанию привыкших к отвлеченным рассуждениям и умеющих анализировать свои чувства. Вся разница в том, что у Катерины, как личности непосредственной, живой, все делается по влечению натуры, без отчетливого сознания, а у людей развитых теоретически и сильных умом главную роль играет логика и анализ. Сильные умы именно и отличаются той внутренней силой, которая дает им возможность не поддаваться готовым воззрениям и системам, а самим создавать свои взгляды и выводы на основании живых впечатлений. Они ничего не отвергают сначала, но ни на чем и не останавливаются, а только всё принимают к сведению и перерабатывают по-своему. Аналогические результаты представляет нам и Катерина, хотя она и не резонирует и даже не понимает сама своих ощущений, а водится прямо натурою. В сухой, однообразной жизни своей юности, в грубых и суеверных понятиях окружающей среды она постоянно умела брать то, что соглашалось с ее естественными стремлениями к красоте, гармонии, довольству, счастью. В разговорах странниц, в земных поклонах и причитаниях она видела не мертвую форму, а что-то другое, к чему постоянно стремилось ее сердце. На основании их она строила себе свой идеальный мир, без страстей, без нужды, без горя, мир, весь посвященный добру и наслажденью. Но в чем настоящее добро и истинное наслаждение для человека, она не могла определить себе; вот отчего эти внезапные порывы каких-то безотчетных, неясных стремлений, о которых она вспоминает: «Иной раз, бывало, рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, — упаду на колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила — не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно». Бедная девочка, не получившая широкого теоретического образования, не знающая всего, что на свете делается, не понимающая хорошенько даже своих собственных потребностей, не может, разумеется, дать себе отчета в том, что ей нужно. Покамест она живет у матери, на полной свободе, без всякой житейской заботы, пока еще не обозначились в ней потребности и страсти взрослого человека, она не умеет даже отличить своих собственных мечтаний, своего внутреннего мира — от внешних впечатлений. Забываясь среди богомолок в своих радужных думах и гуляя в своем светлом царстве, она все думает, что ее довольство происходит именно от этих богомолок, от лампадок, зажженных по всем углам в доме, от причитаний, раздающихся вокруг нее; своими чувствами она одушевляет мертвую обстановку, в которой живет, и сливает с ней внутренний мир души своей. <…>

В сумрачной обстановке новой семьи начала чувствовать Катерина недостаточность внешности, которою думала довольствоваться прежде. Под тяжелой рукою бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам. В порыве нежности к мужу она хочет обнять его, — старуха кричит: «что на шею виснешь, бесстыдница? В ноги кланяйся!» Ей хочется остаться одной и погрустить тихонько, как бывало, а свекровь говорит: «отчего не воешь?» Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, — а ее держат в неволе, в ней постоянно подозревают нечистые, развратные замыслы. Она ищет прибежища по-прежнему в религиозной практике, в посещении церкви, в душеспасительных разговорах; но и здесь не находит уже прежних впечатлений. Убитая дневной работой и вечной неволей, она уже не может с прежней ясностью мечтать об ангелах, поющих в пыльном столбе, освещенном солнцем, не может вообразить себе райских садов с их невозмущенным видом и радостью. Все мрачно, страшно вокруг нее, все веет холодом и какой-то неотразимой угрозой; и лики святых так строги, и церковные чтения так грозны, и рассказы странниц так чудовищны... Они всё те же в сущности, они нимало не изменились, но изменилась она сама: в ней уже нет охоты строить воздушные видения, да уж и не удовлетворяет ее то неопределенное воображение блаженства, которым она наслаждалась прежде. Она возмужала, в ней проснулись другие желания, более реальные; не зная иного поприща, кроме семьи, иного мира, кроме того, какой сложился для нее в обществе ее городка, она, разумеется, и начинает сознавать из всех человеческих стремлений то, которое всего неизбежнее и всего ближе к ней, — стремление любви и преданности. В прежнее время ее сердце было слишком полно мечтами, она не обращала внимания на молодых людей, которые на нее заглядывались, а только смеялась. Выходя замуж за Тихона Кабанова, она и его не любила, она еще и не понимала этого чувства; сказали ей, что всякой девушке надо замуж выходить, показали Тихона как будущего мужа, она и пошла за него, оставаясь совершенно индифферентною к этому шагу. И здесь тоже проявляется особенность характера: по обычным нашим понятиям, ей бы следовало противиться, если у ней решительный характер; но она и не думает о сопротивлении, потому что не имеет достаточно оснований для этого. Ей нет особенной охоты выходить замуж, но нет и отвращения от замужества; нет в ней любви к Тихону, но нет любви и ни к кому другому. Ей все равно покамест, вот почему она и позволяет делать с собою что угодно. В этом нельзя видеть ни бессилия, ни апатии, а можно находить только недостаток опытности, да еще слишком большую готовность делать все для других, мало заботясь о себе. У ней мало знания и много доверчивости, вот отчего до времени она не выказывает противодействия окружающим и решается лучше терпеть, нежели делать назло им.

Но когда она поймет, что ей нужно, и захочет чего-нибудь достигнуть, то добьется своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится вполне сила ее характера, не растраченная в мелочных выходках. Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми, чем-нибудь связанными с ней; и если они сумеют воспользоваться этим первоначальным настроением и решатся дать ей полное удовлетворение, — хорошо тогда и ей и им. Но если нет, — она ни перед чем не остановится: закон, родство, обычай, людской суд, правила благоразумия — все исчезает для нее пред силою внутреннего влечения; она не щадит себя и не думает о других. Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, среди которой она находится.

Добролюбов Н.А. "Луч света в темном царстве"

Согласно одной версии драма "Гроза" была написана Островским, когда он находился под впечатлением от одной замужней актрисы - Любы Косицкой. Образ Катерины в "Грозе" появился именно благодаря Косицкой, и интересно, что потом эта роль ей и досталась на сцене.

Катерина родилась в купеческой семье, дом их был зажиточным, а детство Катерины беззаботным и радостным. Сама героиня сравнила себя с вольной птичкой, и призналась Варваре, что занималась пока не вышла замуж чем хотела. Да, семья Катерины была хорошей, воспитание ладное, поэтому девушка выросла чистой и открытой. В образе Катерины ясно прослеживается добрая, искренняя, русская душа, которая не умеет обманывать.

Продолжим рассматривать образ Катерины в драме "Гроза" Островского, и отметим, что очень трудно было девушке жить с мужем без притворства, учитывая его семью. Если вспомнить Кабаниху, свекровь Катерины, держащую под страхом всех домашних, становится понятно, почему у этих персонажей драмы назрел конфликт. Конечно, Кабаниха действовала методами унижения и запугивания, и некоторые смогли приспособиться к этому и смириться. Например, Варваре и Тихону легче было создавать впечатление, что они полностью покорны матери, хотя вне дома и дочь и сын пускались в разгул.

Черты в образе Катерины в драме "Гроза"

Какими же чертами характера Катерина буквально пугала Кабаниху? Она была чиста душой, искренняя и горячая, не терпела лицемерия и обмана. Например, когда состоялся отъезд мужа, свекрови хотелось видеть невестку воющей, но не в правилах Катерины притворяться. Если обычай не принимает душа, значит не стоит ему следовать, считает девушка.

Когда Катерина поняла, что любит Бориса, она не стала скрывать своих чувств, рассказав о них. О любви Катерины узнала и Варвара, и свекровь, и сам муж главной героини. В натуре девушки мы видим глубину, силу и страсть, и ее слова хорошо выражают эти черты личности. Она рассуждает о людях и птицах, почему люди не могут летать так же? В итоге Катерина говорит, что она не будет терпеть несносную и опостылую жизнь, и в крайнем случае решится на роковой шаг - кинуться в окно или утопиться в реке. Размышляя над этими словами, можно лучше понять образ Катерины в драме Островского "Гроза".

Наконец, каких усилий стоило девушке рассказать о своих чувствах Борису! Ведь Катерина была замужней женщиной, но страсть к свободе и желание быть счастливой, а также сила воли, проявились в этом смелом поступке. Островский противопоставляет эти черты характера Катерины миру Кабанихи (Марфа Кабанова). В чем это проявляется? Например, Кабаниха слепо преклоняется перед традициями старых времен, и это не порыв души, а возможность не потерять власть над другими. То же можно сказать и о религиозном отношении, ведь для Катерины ходить в церковь - это естественно и приятно, в Кабаниха исполняет формальность, и житейские вопросы ее волнуют больше, чем мысли о духовном.

К чему стремится Катерина

Важный момент, который надо учесть, говоря об образе Катерины в драме "Гроза",- то, что она полна религиозного страха. Девушка думает, что кара за грех от Господа и гроза, которую она отождествляет с этими понятиями, страшны и суровы. Все это вместе с чувством вины побуждает ее при всех рассказать о совершенном грехе. Катерина принимает решение бежать из семьи, которую она не принимает душой и сердцем. Муж испытывает к ней жалость, но избивает, ведь так нужно делать.

Борис, возлюбленный Катерины, не может помочь ей. И хотя он сочувствует ей, видно, как он бессилен и проявляет слабость, безволие. Оставшись в одиночестве, Катерина решает броситься с обрыва. Некоторые приписывают такое действие слабоволию девушки, но Островский хотел показать силу ее личности, что опять же, дополняет образ Катерины.

В заключение можно сказать, что в Катерине воплотилась прекрасная русская душа - чистая и светлая. Ее душа противопоставлена самодурству, хамству, жестокости и невежеству - качествам, которые присущи многим людям не только во времена написания драмы, но и сегодня.

Надеемся, что рассмотрение образа Катерины в драме "Гроза" Островского оказалось для вас полезным. Другие статьи


Пьеса «Гроза» А. Н. Островского была опубликована 1860 году. В России назревала революционная ситуация, время было достаточно сложным. Летом 1856 года писатель путешествовал по Волге. В пьесе он передал свои впечатления от этой поездки, однако не описывал конкретные города и лица, а изобразил обобщенные, но глубоко типичные картины жизни на Руси.

Вообще, Островский считается настоящим «певцом купеческого быта». Он является автором многочисленных пьес, центральной темой которых стало изображение купеческого мира второй половины XIX века.

Драма характеризуется тем, что в основе ее лежит неразрешимый конфликт, который приводит к смерти главной героини. Конфликт возникает между Катериной Кабановой и «темным царством» купеческого мира, которое представлено в лице Кабанихи и ее окружения. Катерина совершает самоубийство – поступок, который принято считать проявлением трусости и слабости характера. Хотелось бы разобраться в этом вопросе поподробнее.

Итак, Катерина Кабанова – главная героиня пьесы «Гроза», жена Тихона и невестка Кабанихи.

Образ Катерины наделен сильным характером и представляет собой личность, просыпающуюся в патриархальных условиях. Истоки характера Катерины скрываются в условиях ее жизни до замужества. Рассказывая о девичестве героини, автор рисует патриархальный мир в его идеальном проявлении. Главное в этом мире – огромное и взаимное чувство любви.

В родительском доме Катерины царили те же порядки, что и в доме Кабанихи. Но там Катерина занимала положение любимой доченьки, а в доме у Кабанихи – подчиненной невестки. Поэтому в девичестве Катерина не знала принуждения и насилия, с которыми ей довелось столкнуться после замужества. Для нее патриархальная гармония семейной жизни является нравственным идеалом, но в доме мужа она не находит этой гармонии. Замуж Катерину выдали совсем юной, так решили ее родители, и она покорно подчинилась их воле, ведь таков обычай. Но это было подчинение с любовью и уважением, а, попав в дом к свекрови, Катерина с удивлением обнаружила, что уважать здесь некого. Спустя какое-то время, в ее душе начинает формироваться новый взгляд на жизнь, иное отношение к людям и к самой себе. Это проявляется в ее первом самостоятельном выборестрастной любви к Борису. Катерина религиозна и проснувшееся сильное чувство пугает ее. Она воспринимает эту любовь как страшный грех, всячески сопротивляясь ей. Но героине не хватает поддержки и внутренних сил. В душе Катерины нарастает страшная гроза. «Грешная» любовь разгорелась в ней с невероятной силой, стремление к воле росло с каждым днем, но и религиозный страх тоже становился все сильнее. Катерина не смогла больше противиться страсти и изменила мужу, а затем прилюдно созналась в своем грехе, не надеясь на прощение. Именно отсутствие надежды толкнуло героиню к еще большему греху – самоубийству. Любовь к Борису она не могла примирить с требованиями своей совести, а мысль о возвращении в домашнюю тюрьму, куда заточила ее Кабаниха, вызывала физическое отвращение. Безвыходность такого положения привела Катерину к погибели.

Образ Катерины олицетворяет собой душевную красоту и нравственную чистоту русской женщины. В одной из своих статей А. Н. Добролюбов писал об этой героине, называя ее «лучом света в темном царстве». Катерина поразительно естественна, проста и искренна. В пьесе неоднократно упоминается образ вольной птицы. Действительно, героиня напоминает птицу, которую заперли в железной клетке. Она стремится на свободу, поскольку жить в неволе стало просто невыносимо. На мой взгляд, ее самоубийство – это скорее протест против «темного царства» и самоотверженное стремление к свободе, чем слабость характера, хотя существуют и другие точки зрения.

Обновлено: 2012-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

После выхода в свет пьесы Островского «Гроза» жители некоторых городов Поволжья спорили о том, с каким из них были связаны события, изображённые драматургом. Однако Островский изобразил типичные характеры и картины русской жизни, не конкретизируя образы героев под определённые прототипы.

Вот шествует по бульвару Кабаниха в сопровождении дочери Варвары, сына Тихона и его жены Катерины. Все терпят обиды, нанесённые главой этого семейства. Все, кроме Катерины, которая мужественно отстаивает своё право на уважение. Молодая женщина не хочет никому угождать, а хочет любить и быть взаимно любимой. Этим она отличается от других персонажей пьесы.

Катерина в пьесе сравнивается с народно-поэтическим образом – птицей, которая является символом любви к свободе. Вот и Катерина, рассказывая Варваре о своей жизни у родителей, с восторгом говорит о вольной жизни, когда она была девушкой:

«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».

Жизнь Катерины в семье Кабановых – это плач по погибшей молодой жизни. Но героиня – сильная и волевая натура, не желающая мириться с кабановскими порядками. Она не воет по безвольному, униженному матерью мужу, который уезжает по делам. Она тоскует по настоящей любви и поэтому без оглядки отдаётся своему чувству к Борису, так как понимает, что переломить себя она не сможет.

Но Катерина религиозна, кара за совершённый грех пугает героиню. Гроза надвигается не только на город Калинов. Гроза зарождается в сердце героини. Борис в последнем свидании повёл себя как зависимый от материальных обстоятельств человек, проявив душевную слабость и незрелость. Поэтому, будучи на пределе психологического состояния, Катерина прилюдно признаётся мужу в совершённом грехе, а затем бросается с обрыва в реку.

Самоубийство с точки зрения религии – страшный грех! Видимо, героиня Островского думала в последнюю минуту жизни не о спасении своей души, а об открывшейся ей любви. Поэтому и последние её слова были:

«Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Таким образом, не могла она, да и не хотела мириться с жизнью семьи Кабановых и ей подобных… Вот и Добролюбов в критической статье «Луч света в тёмном царстве» пишет о Катерине: «Она … не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за её живую душу…»

СОЧИНЕНИЕ

На тему: Образ Екатерины, его идейный смысл в драме

А.Н. Островского "Гроза"
Студента группы 1А
Завального Владимира

Отчего люди не летают так,
как птицы?
(А.Н. Островский "Гроза")

I. История написания драмы, прообраз Екатерины.

II. 1. Место Катерины среди других лиц драмы:
А) воспитание и жизнь до замужества
Б) условия жизни после замужества

2. Характерные черты Катерины:
А) искренность и правдивость
Б) страстность натуры, глубина и большая сила чувств
В) решительность, сила воли

3. Катерина и общество г. Калинова:
А) с кем и за что ведется борьба
Б) на чем основана внутренняя борьба в душе Катерины
В) какие события побудили к публичному раскаянию
Г) какие события побудили к самоубийству
Д) почему не могли помочь Борис и Тихон
Е) отличие протеста Катерины от протеста Кулибина

III. Роль образа Катерины для современников и последующих поколений русских людей.

Существует версия, что Островский писал "Грозу", будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя - она любила другого, который позже довел ее до нищеты и ранней смерти. Но тогда, в 1859г, Любовь Павловна играла словно свою судьбу, жила понятными ей чувствами, создав образ юной трогательной Катерины, покорившей даже самого императора.

Катерина росла в зажиточном купеческом доме легко, беззаботно, радостно. Рассказывая Варваре о своей жизни до замужества, она говорит:
"Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю". Воспитываясь в хорошей семье, она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. "Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - говорит она Варваре.

А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Основной конфликт у Катерины- со свекровью Кабанихой, которая всех в доме держит в страхе. Философия Кабанихи- пугать и унижать. Дочь ее Варвара и сын Тихон приспособились к такой жизни, создавая видимость послушания, но отводили душу на стороне - лишь бы "шито да крыто было" (Варвара - гуляя по ночам, а Тихон - напиваясь и ведя разгульный образ жизни, вырвавшись из дома).

Катерина же, тихая, не вмешивающаяся в домашние дела, пугает Кабаниху. Чем же? - Своей чистотой, горячей, искренней душой, не терпящей фальши. Так, Катерина не притворяется, что чтит обычаи, которые не принимает душой: не стала выть после отъезда мужа, как хотела свекровь.
Да и о своей любви к Борису призналась сразу- сначала Варваре, а после приезда мужа - и ему, и свекрови. Глубина, сила и страстность ее натуры проявляются в ее словах, что если жизнь здесь ей опостылеет, то не удержать ее ничем - или в окно кинется, или в Волге утопится. И мечты у нее "странные", непонятные для местных обывателей: "Отчего люди не летают так, как птицы?", и сны сказочные: "снятся мне или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голосаЕ"
А какую смелость, силу воли надо было иметь замужней женщине, чтобы признаться в любви Борису, вложив в него все свое желание свободы, счастья. Именно эти качества Катерины и вступают в конфликт с миром Марфы Кабановой, для которой слепое поклонение традициям старины- не душевная потребность, а единственный шанс сохранить свою власть. Даже к религии у них разное отношение: у Катерины это естественное чувство ("до смерти любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду"), а у Кабанихи - ханжество,формальность (быстро переходит от мыслей о боге к житейским делам).

Катерина - лучшая, но все-таки часть патриархального строя- ей присущ религиозный страх (боится грозы как кары за грех). Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе.

Она бежит из ненавистного дома, где муж жалеет ее, но бьет (потому что так надо); ищет Бориса для защиты, надеясь на помощь, но находит только сочувствие и бессилие любимого человека. Борис слаб, безволен. "Эх, кабы сила!"-только и мог сказать он. Катерина остается одна и бросается с обрыва, не желая жить в этом страшном мире. Я считаю, что этот поступок не от слабости, а от силы ее характера.

Протест Катерины сильнее протеста Кулигина, который зависит от "сильных мира сего", а поэтому дальше словесных рассуждений не идет.

Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. По словам Добролюбова "Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порывеЕ" Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (потеряв авторитет, ей остается только уйти в монастырь). Недаром пьесу запрещали к постановке, углядев в ней "завуалированный призыв к возмущению". Обыватели не пускали на пьесу своих дочерей.

Для нас же образ Катерины- это облик прекрасной русской, чистой, светлой души. Это то, что побуждает нас бороться с "темными" силами самодурства, невежества, хамства, приспособленчества, которые есть и по сей день.

Задачи и тесты по теме "Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А.Н. Островского Гроза"

  • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 5 Заданий: 7

  • СПП с придаточными обстоятельственными (придаточные сравнения, образа действия, меры и степени) - Сложноподчинённое предложение 9 класс