Меню
Бесплатно
Главная  /  Мода и стиль  /  Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина). Образ простаковой в комедии "недоросль" Образ госпожи простаковой в комедии недоросль кратко

Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина). Образ простаковой в комедии "недоросль" Образ госпожи простаковой в комедии недоросль кратко

>Характеристики героев Недоросль

Характеристика героя Простакова

Простакова – одна из главных персонажей и движущее лицо в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль». Она мать Митрофанушки и сестра Тараса Скотинина . Простакова участвует практически во всех событиях пьесы, так как действие происходит в доме, где она является хозяйкой. По положению она дворянка, имеет крепостных и представляет собой типичный образец русской помещицы середины XVIII века. Её отличают беспринципность, невежество, безграмотность и желание все контролировать. Муж героини не осмеливается перечить ей. Такие понятия, как совесть и честь ей чужды. Для достижения своих целей она готова пойти любые уловки, включая подлость и обман. Всё что её интересует это её личное благосостояние и благополучие сына. Ради Митрофанушки она готова пойти на всё. Так, например, узнав о богатом приданном воспитанницы Софьи , она сразу же решает женить своего сына на ней, несмотря на то, что первоначально было решено выдать её за брата помещицы Тараса Скотинина и, несмотря на протесты самой Софьи. Даже когда её планы рушатся, она все равно пытается тайно обвенчать молодых.

В пьесе показана безграничная и тупая любовь Простаковой к сыну, который является её единственной отрадой. Будучи сама безграмотной, она пытается дать ему достойное образование, чтобы не выглядеть хуже других помещиц. Для этого она нанимает учителя-немца. Однако это делается не ради того, чтобы сын был научен, а ради столичной моды. Также, в попытках устранить своего брата с пути Митрофанушки, она просто вцепляется ему в горло. Автор отчетливо показывает причины такого поведения Простаковой. В первую очередь, это связано с её внутренним невежеством и отсутствием воспитания. Вторая причина имеет социальный подтекст и кроется в указе Екатерины II «О вольности дворян». Благодаря этому указу, дворяне того времени получили полную власть над крепостными и были вольны делать все, что им пожелается. Показав крах Простаковой и её планов в конце пьесы, автор подчеркивает и крах всей системы.

– госпожа Простакова. Драматург изображает её ярко и реально. Перед нами живое лицо, мы видим Простакову, понимаем всю ее несложную примитивную психологию, понимаем, почему и как сложился характер этой «презлой фурии», как называет ее Правдин. Первое, что бросается в глаза, когда читаешь «Недоросль», или видишь постановку этой комедии, это – необычайная грубость г-жи Простаковой: первое действие начинается с того, что она бранит портного Тришку, называя его «скотом, воровской харей и болваном». Та же грубость видна в ее словах, обращенных к мужу, к брату. Но в обращении со слугами видна не только грубость, но и бесчеловечная жестокость. Узнав, что девка Палашка заболела, слегла и бредит, Простакова восклицает: «Ах, она, бестия! Лежит! Бредит, бестия! Как будто она благородная!» Тришку портного она велит мужу наказать за то, что, по ее мнению, кафтан, который он сшил Митрофану , плохо сидит. «Плуты! воры! мошенники! всех прибить до смерти!» – кричит она людям. Дурное обращение со слугами Простакова считает не только своим правом, но и своим долгом: «Все сама управляюсь, батюшка», – говорит она Правдину, «с утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь, тем дом и держится!» Крепостных своих она совершенно разорила оброками и сама это говорит: «с тех пор, как все, что у крестьян было, мы обобрали, ничего уже содрать не можем». То же самое делает и брат ее, Скотинин, со своими крестьянами: «Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали», говорит он, «я ни на кого не бил челом: а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду».

Герои «Недоросля» Фонвизина

Брат и сестра получили одинаковое воспитание, которым отчасти объясняется грубость их нравов. Простакова сама рассказывает, что их у отца было восемнадцать человек братьев и сестер, но, кроме нее с братом, все «примерли»; видно, что дети росли без всякого присмотра: «иных из бани мертвых вытащили; трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались; двое о Святой с колокольни свалились; а достальные сами не стояли...» Детей дома ничему не учили. Отец сердился, когда «добрые люди» уговаривали его отдать сына в школу, и кричал: «прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет».

В разговоре со Стародумом , Простакова дорисовывает портрет своего отца: «Покойник батюшка», говорит она, «воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал, бывало, всегда, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит». При этом он «эконом» великий был, другими словами, – скупой скряга. «Покойник, свет», оканчивает свой рассказ Простакова, «лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду». Пример такого отца и воспитание, данное им детям, отразилось на характере и взглядах Простаковой.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Однако, соглашаясь с отцом в том, что «без наук люди живут и жили», Простакова старается дать сыну своему Митрофанушке какое-то образование. Следуя требованиям времени, она даже сама говорит Митрофану: «век живи, век учись». Она понимает, что теперь без грамоты больших чинов не получишь. Поэтому семинарист Кутейкин уже третий год как учит Митрофана грамоте, отставной солдат Цыфиркин – арифметике, а немец Вральман, пользующийся в доме особым почетом, как иностранец, всем наукам. Простакова ничего не жалеет для того, чтобы вывести Митрофанушку в люди, но, сама не понимая ничего в науках, она вмешивается в уроки, глупо мешает учителям делать свое дело и потакает лени Митрофана.

Безумная любовь Простаковой к сыну – единственная хорошая черта ее характера, хотя, по существу, это – примитивное, грубое чувство; сама Простакова сравнивает свою любовь к сыну с естественной привязанностью собаки к своему щенку. Но любовь к сыну, какая бы она ни была, занимает первое место во всех поступках и мыслях госпожи Простаковой. Митрофан – центр и смысл ее жизни. Ради него она готова совершить преступление, пытается увезти Софью и насильно обвенчать ее с Митрофаном. Поэтому, когда все ее злодеяния раскрыты, когда Правдин берет в опеку ее имение за бесчеловечное обращение со слугами и грозит отдать ее под суд, видя, что власть и сила у нее отняты, она бросается к своему обожаемому сыну: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!» – И когда Митрофан, в ответ на этот крик материнского сердца, грубо ее отталкивает: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – она не выдерживает своего горя и со словами: «И ты! И ты меня бросаешь!» лишается чувств. В этот момент невольно становится жалко г-жу Простакову; автор сумел изобразить ее действительно, как живое лицо. Указывая на нее, Стародум говорит известные заключительные слова комедии: «Вот злонравия достойные плоды!»

Наиболее ярко и разносторонне дан образ Простаковой в комедии "Недоросль". Простакова — тип грубой помещицы-крепостницы. Деспотический нрав этой героини сказывается, прежде всего, в семье, в домашней обстановке. Мужа своего, безвольного, робкого человека, она довела почти до идиотизма. Он до того забит, что боится высказать свое мнение даже по мелким вопросам, покорно заявляя жене: «При твоих глазах мои ничего не видят».

Еще резче сказывается характер Простаковой в ее отношении к крепостным. Это мучительница крепостных слуг и крестьян. Особенно тяжело складывается жизнь дворовых, вынужденных все время находиться на ее глазах. Слуги для нее не люди. Когда дворовая женщина Палашка заболевает, Простакова в бешенстве кричит: «Лежит! Как будто благородная...».

Образ Простаковой в комедии "Недоросль" характеризуется тем, что она обращается со слугами, как с безответными животными. Так она относится и к своей верной рабе Еремеевне. На вопрос Кутейкина, какую благодарность она получает за свою службу от Простаковой, Еремеевна отвечает: «По пяти рублей в год, да по пяти пощечин в день». Треск пощечин — повседневное, обычное явление в доме Простаковой.

Естественно, что положение крестьян в усадьбе этой «злой фурии» было невыносимым. Мы не видим на сцене этих крестьян, но положение крепостной деревни легко вообразить. Простакова — закоренелая, убежденная крепостница. Она неисправима. Когда Стародум прощает ее, она, встав с колен, восклицает: «Ну, теперь-то дам я зорю канальям, своим людям!» Это — голос ее природы.

Одна из причин диких представлений и грубости Простаковой — ее невежество. Она даже не умеет читать, возмущается, что «девушки грамоте умеют», географию называет «еоргафией» и т.д. Рассказы ее о роде Скотининых и об отце, грозившем проклятием всякому из детей, который чему-нибудь научится, очень выразительно характеризуют среду, формировавшую Простаковых и Скотининых.

Обращает внимание нравственный цинизм Простаковой. В отношениях к окружающим она руководствуется одним грубым расчетом. Когда ей выгодно, она молится, чтобы Стародум умер, и она же потом восклицает: «Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка!» Перед нужным человеком она готова и притворяться, и пойти на унижение, и лгать: «Отроду, батюшка, ни с кем не бранивалась», — рассыпается она перед Стародумом.

У Простаковой есть только одно теплое чувство: любовь к сыну Митрофанушке. Митрофанушке она прощает все. Ради него она готова и на жертвы, и на преступление. У нее одна забота: «вывести в люди» Митрофанушку. Она даже преодолевает свое наследственное отвращение к науке и пытается дать ему образование. Правда, система воспитания Митрофанушки носит уродливый характер. Результаты, как и следовало ожидать, скоро обнаруживаются. Слепая, животная любовь Простаковой к сыну не делает ее образ привлекательнее, но хорошо объясняет ее действия в комедии.

Выразительности образа Простаковой в комедии "Недоросль" способствует и ее язык. Он по-своему ярок и образен. Вот образец ее речи: «Ну... а ты, бестия, остолбенела, ты не впилась братцу в харю...» Перед нами так и вырисовывается женщина с резкими, размашистыми жестами, растрепанная, с лицом фурии и злыми глазами. Язык ее полон ругательств и обнаруживает всю грубость и жестокость ее натуры. Впрочем, когда ей выгодно, Простакова может говорить и другим языком, притворно ласковым: «Софьюшка, душа моя», — обращается она к Софье, а к Стародуму: «Гость наш бесценный!.. Благодетель наш!»

Характер этой жестокой, невежественной, лживой женщины очень хорошо определяет в конце комедии Милон: «И преступление и раскаяние в ней презрения достойны». Характер ее — смесь невежества и наглости, трусости и злобы, бесчеловечия к крепостным и нежности к сыну. А результаты ее деятельности прекрасно охарактеризованы в заключительных словах комедии: «Вот злонравия достойные плоды...»

Комедия Фонвизина «Недоросль» - одно из классических произведений, без которых нельзя рассматривать традиции социальной комедии и сатиры в русской литературе вообще. Автор умело изображает типичных персонажей глубинки, закостенелых, грубых, необразованных, однако носящих важные титулы и гордящихся собственным дворянством.

Немаловажную роль в отражении авторской позиции и всей мысли произведения играет такой характерный персонаж как Госпожа Простакова. Жесткая помещица, она вполне типична для российской действительности того времени. Под ее «крылом» находится горячо любимый сын, а также не слишком любящий муж, который попросту не смеет возражать властной жене. Она фактически недалёкая, но очень целеустремленная женщина, которая полностью сосредоточена на воспитании собственного сына и финансовом, социальном процветании своей семьи. Ей, очевидно, не хватает как образования, так и банального воспитания и такта, однако, этот персонаж не лишен сильных чувств, и совсем не так однозначен, как может показаться.

Характеристика героя

Основные черты персонажа понять не так сложно, они прописываются Фонвизином вполне ясно, поскольку сама Простакова не является ни личностью загадочной, ни дамой слишком глубокой по своему внутреннему содержанию. С одно стороны, она жестока и беспощадна, она готова на все ради достижения собственных целей. С другой стороны, она наполнена любовью к своему сыну настолько, что не хочет замечать его очевиднейших недостатков. Такое противоречие не позволяет читателю воспринимать ее исключительно как отрицательного героя.

К основным чертам героини также можно отнести злонравие, вспыльчивость, нетерпимость. Она не слишком счастлива, поэтому всегда недовольна происходящим вокруг. Это касается как отношений с мужем, так и общественно устройства, даже политики и экономики на столько, насколько она способна вообще их понять.

Еще одна важная черта этого героя - ее нелюбовь к наукам во всех их проявлениях. Для нее отсутствие любого развития - залог стабильности и благополучия. Она очень прямолинейна, поэтому любые упражнения и уроки воспринимает буквально. Во многих сценах с учителем раскрывается и ее жадность: простые математические задачи повергают ее в настоящий шок, заставляют полностью оградить своего ребенка от этих зловредных наук.

Именно таков ее психологический портрет: типичное сознание властной помещицы с годами буквально «убило» в ней все человеческое. Только жажда власти движет ею, и даже хорошие чувства превращаются в нечто негативное: любовь к мужу превращается в повелевание, нежность к сыну - в гиперопеку. Мелкие, но значимые черты, автор прорисовывает через детали, к примеру, давая ссылку на неприглядную девичью фамилию. Бывшая Скотина, Простакова получила после замужества не менее говорящую фамилию.

Образ героя в произведении

Простакова - центральный образ в комедии, вокруг которого закручивается сразу несколько сюжетных линий. Однако намного важнее то, что она воплощает в себе все старое помещичество, которое и высмеивает Фонвизин. Финал, в котором Простакова играет опять же центральную роль, показывает основную мысль автора именно через социальную гибель этой «зловредной фурии». Ей неминуемо пришел конец, как и всему строю мещанского общества. На протяжении всей комедии Простакова и есть воплощение мещанских порядков и пережитков.

Через образ Простаковой автор комедии вырисовывает все черты, которые ему так ненавистны в современном ему обществе. Госпожа не считает своих крепостных людьми, они для нее только бездушные и не слишком умные машины для исполнения поручений. Они обязаны терпеть от нее любые наказания по поводу и без него. В ее глазах такие люди просто не могут иметь добрых намерений и нуждаются в «ежовых рукавицах».

Интересы и чувства других людей она не считает чем-то важным. Без обмана и хитрости эта женщина не сможет устроить свое будущее, а это тупиковый путь развития, именно поэтому он и приводит к такому трагичному финалу. Лишение в конце Простаковой ее деревни - это прямая отсылка автора к печальному концу всего мещанства, которое должно за свои преступления лишиться всякой собственности. При этом будущее государства, по мнению Фонвизина, остается за такими персонажами и классами как Софья и Милан.

Характеристика госпожи Простаковой из комедии «Недоросль» Д. Фонвизина


В комедии Д. Фонвизина «Недоросль» рассказывается о событиях, происходивших в доме Простаковых. Их главными участниками являются Митрофан, сын хозяина дома, его мать, госпожа Простакова, и Стародум со своей племянницей.

Госпожа Простакова безумно любит своего сыночка, чересчур заботится и панькается с ним, потакая всем его капризам и прихотям, отчего Митрофан растет абсолютно несамостоятельным человеком, уровень развития которого совсем не соответствует возрасту. Но госпожа Простакова слепо следует его желаниям. В сыне она видит свое будущее, все время повторяя: «Вот сынок – одно мое утешение!». И при этом не делает ничего для того, чтобы из ее сына выросло что-то путевое. Грамоте Митрофана учат плохие учителя, да и сам он не хочет учиться. Однако мать считает своего сына самым лучшим и самым образованным, хотя умом или знаниями у этого лентяя и не пахнет.

С мужем госпожа Простакова ведет себя так, словно вообще не держит его за человека, не то что за главу семьи. Она сама решает все вопросы, не считаясь с его мнением и пренебрегая им, если дело касается Митрофана.

Госпожа Простакова – жестокая и несправедливая хозяйка по отношению к своим слугам и крестьянам. Она может сурово наказать портного за то, что он неправильно сшил костюм, не обращает внимания, если кто-то из слуг заболел. Госпожа Простакова отчитывает Еремеевну за каждую «оплошность». Например, если Митрофанушка переелбулочек за ужином, и Еремеевна проявила беспокойство по этому поводу, она говорит: «Тебе жалко шестой булки, бестия? Вот какое усердие». Ей и в голову не пришло, что переедание не пойдет ее сыну на пользу. Всех крепостных Простакова считает своей собственностью, практически вещью, поэтому позволяет себе бездумно распоряжаться их жизнью и обдирать их, как липку, просто по своей прихоти.

К Софье госпожа Простакова относится, как злобная хозяйка. Она всегда груба, холодна. Но стоит ей узнать, что Стародум, дядя Софьи, оставил племяннице большое наследство, как она меняет свое поведение, становится лицемерно доброй и ласковой, называет «милый друг». Теперь Простакова хочет женить сына на Софии, чтоб получить в приданое все ее деньги, отказывая в этом своему брату, хотя прежде соглашалась на этот брак. Узнав, что София засватана за офицера Милана и что Стародум дал на это согласие, Простакова хочет силой и обманом женить сына на девушке. Однако ее затея провалилась. По закону у нее отобрали деревню, лишив власти.

Госпожа Простакова была жестокой, своевольной женщиной, которая не принимала во внимание интересы и чувства других людей, потому-то она и потеряла все. В образе Простаковой Фонвизин раскрывает негативные черты недалекого, бессовестного человека, обладающего властью, который своими поступками доводит до беды и себя, и своих близких. Автор показывает, что можно добыть богатство, не теряя чети и человеческого лица. А такие люди, как Простакова, в конце концов платят за все причиненное зло.