Меню
Бесплатно
Главная  /  Праздники  /  Храм святой великомученицы параскевы пятницы. Святая параскева, нареченная пятница

Храм святой великомученицы параскевы пятницы. Святая параскева, нареченная пятница

В Болгарии и других южнославянских государствах сегодня весьма популярно древнее славянское женское имя – Петка. Тем же словом обозначается и пятый день недели – пятница. В России это имя звучит несколько иначе – Параскева или Прасковья. Сейчас оно почти забылось, хотя ранее и у нас встречалось весьма часто. Популярность этого имени была обусловлена широким народным почитанием святой Параскевы Пятницы, чья память празднуется православной церковью 10 ноября по новому стилю (или 28 октября по старому). В ряде русских городов по сей день стоят старинные церкви, освященные во имя Параскевы Пятницы. Существовали ее храмы и в историческом центре Москвы, но, к сожалению, в ХХ веке они оказались утрачены. Совсем ли и навсегда ли?

Святая Параскева Пятница считается покровительницей сельского хозяйства: о богатом урожае на полях, о здоровье домашнего скота молились ей с древних времен. Слывет она и женской заступницей. Наконец, своей святой Параскеву Пятницу считали и торговцы. Последнее обстоятельство, по-видимому, и сыграло свою роль при строительстве первого храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном ряду – это было одно из самых бойких торговых мест старой Москвы с древних времен и до 1920-х годов. Уже в начале XV века здесь стояла деревянная церковь, впоследствии не раз страдавшая от многочисленных московских пожаров. Наконец, в середине XVII века она была выстроена в камне. Тогда же в Замоскворечье – другой части города, тоже неразрывно связанной с торговлей, – был создан другой каменный храм, тоже освященный во имя св. Параскевы Пятницы.
В Охотном ряду в конце XVII века восходит звезда нового фаворита царевны Софьи – князя Василия Голицына. Для своего времени это был весьма знаменитый человек, сторонник больших контактов России с Европой и любитель иноземной моды. Некоторые исследователи даже приписывают ему создание в Москве первых каменных мостовых взамен деревянных. Вместо старой Пятницкой церкви на средства князя Голицына был возведен новый двухэтажный храм. На первом этаже находился главный храм во имя св. Параскевы Пятницы, который могли посещать все прихожане, на втором этаже князь устроил собственную домовую церковь во имя Воскресения Словущего, где молились только члены его семьи.
При Петре I Василий Голицын попал в опалу и его дом был передан новым владельцам – грузинским князьям. В середине XVIII века церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду оказалась перестроена и утратила часть своего декора, а в 1775 году она едва не была снесена ради создания новой широкой площади – лишь заступничество митрополита Платона спасло ее тогда от гибели. В новом столетии церковь несколько раз становилась центром торжеств по случаю военных побед Российского государства: в память об Отечественной войне 1812 года на средства Благородного Дворянского собрания в верхнем храме (к тому времени уже ставшем приходским, как и нижний) были устроены приделы св. Александра Невского (покровителя императора Александра I) и св. мученицы Екатерины (покровительницы великой княжны Екатерины Павловны – сестры императора). В росписях храма после 1812 года были изображены святые, память которых празднуется в дни побед, одержанных над Наполеоном. Так, в честь Бородина были написаны лики мучеников Адриана и Натальи, а на день Тарутинского сражения – лик св. митрополита Петра. Позднее в нижнем храме появился еще придел
св. Иоанна Воина – он был устроен в 1877 году для молитв о победе русского оружия на Балканах, где армия боролась за свободу южнославянских народов. И, конечно, придел самого популярного в России христианского святого – Николая Чудотворца.
Но не только события военного характера отмечались в Пятницкой церкви в Охотном ряду. Ежегодно 19 февраля вплоть до революции здесь совершались благодарственные молебны в память освобождения крестьян в 1861 году. Такие молебны проводились именно здесь неслучайно: в храме Св. Параскевы Пятницы в день отмены крепостного права впервые был публично прочитан соответствующий императорский манифест.
Изменения постигли в XVIII веке и замоскворецкую церковь Св. Параскевы Пятницы: в 1739–1744 годах она была полностью перестроена. Вместо небольшой приходской церкви, ранее давшей имя широкой улице – Пятницкая, на пожертвования купцов Журавлевых был построен огромный собор в стиле «елизаветинского барокко» с отдельно стоящей высокой колокольней. Внешне казавшийся одноглавым большой храм помимо крупной главы нес еще восемь маленьких главок, венчавших собою медальоны с изображениями святых, особо почитаемых в приходе. Колокольня, одна из самых торжественных и величественных в Замоскворечье, стала главным ориентиром всей Пятницкой улицы, в ее нижнем ярусе были проездные ворота на территорию храма и его большое кладбище, а на втором этаже находилась отдельная церковь во имя св. пророка Илии. Великолепие храма выдавало мастерство зодчего: над его возведением работал знаменитый архитектор того времени Дмитрий Ухтомский, создатель Красных ворот в Москве и колокольни Троице-Сергиевой лавры. Тогда же появилась и главная гордость замоскворецкой Параскевы Пятницы – золоченый резной иконостас. Церковные владения были четко очерчены старинной оградой с витыми металлическими решетками. Свой торжественный облик церковь Параскевы Пятницы в Замоскворечье сохраняла неизменно вплоть до начала ХХ века.
В 1920-х годах над обоими храмами нависла угроза сноса ради прокладки новых магистралей: в Охотном ряду предполагалось строительство широкого проспекта, который должен был носить имя Ленина, а в Замоскворечье решено было продолжить Бульварное кольцо. Тогда же настоятель замоскворецкой церкви был арестован, осужден по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей (многие священники Москвы тогда пострадали) и расстрелян в мае 1922 года. На несколько лет снос удалось отсрочить: великий русский реставратор П.Д. Барановский совместно с И.Э. Грабарем начали реставрацию церкви в Охотном ряду и одновременно приступили к исследованию сохранившегося дома Голицына. Специалистам удалось за короткий срок не только сделать потрясающие открытия, но и вернуть Москве старинные палаты, чей декор по документам и натурным исследованиям был восстановлен. С Пятницкой церкви в Охотном ряду были сняты поздние наслоения, в результате чего открылся уникальный декор, архитектурные украшения, поливные изразцы, изготовленные мастерами подмосковного Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме – все эти сокровища русского зодчества считались давно утраченными! Был разработан проект реставрации палат и церкви, даже составлен план их превращения в новый музей, который мог бы стать подлинным украшением исторической Москвы.
Барановский и его сотрудники считали, что реставрация может спасти памятники истории от уничтожения, показав москвичам их истинную красоту и ценность. Но логика властей была иной: большевикам нужен был только новый проспект, ради прокладки которого они не намерены были останавливаться ни перед чем. Уже в 1925 году все торговые лавки в Охотном ряду были разобраны, а через три года началось уничтожение церкви Параскевы Пятницы. Официальная печать приветствовала это, «Рабочая газета» в 1928 году писала: «Через месяц-два Параскева Пятница будет окончательно снесена. Не станет помехи уличному движению, исчезнет ненужный свидетель мрачного прошлого». Реставраторы пытались жаловаться, но все было тщетно, лишь отдельные фрагменты изразцов Барановскому удалось извлечь из почти развалин храма – все они были отправлены в музей «Коломенское».
После охотнорядской настала очередь и замоскворецкой Пятницы: с 1929 года она медленно, но планомерно разрушалась – сначала оказалась ободрана позолота куполов, потом исчезли главы, разобрали решетку… В 1934 году с церковью Параскевы Пятницы на Пятницкой улице было покончено, а на ее месте через 10 лет возникла станция метро «Новокузнецкая». Лишь сама улица Пятницкая сохранила свое название и в советские годы не переименовывалась.
Осколки древних храмов ныне можно увидеть только на старинных фотографиях и открытках, в музее в Коломенском и в Троице-Сергиевой лавре – в ее Смоленскую церковь был перенесен резной иконостас из Ильинского придела в колокольне замоскворецкого храма. Что же касается амбициозных проектов, то ни один из них не был осуществлен: проспект Ленина не был проложен, захлебнулось и продолжение Бульварного кольца (лишь площадь у метро «Новокузнецкая» напоминает об этом нереализованном плане).
Сегодня в Москве святая Параскева Пятница, к сожалению, почти забыта. Женское имя Прасковья, некогда весьма популярное в России, своим детям сейчас почти никто не дает. Оба старинных храма в центре столицы уничтожены. Лишь на самой окраине города, за МКАД, на территории бывшего села Качалова (ныне – район Северное Бутово) стоит единственная на всю Москву церковь Св. Параскевы Пятницы. Впервые появившаяся еще в XVI веке, она была заново выстроена в камне в конце XVII века владельцем села – князем Иваном Ивановичем Щербатовым, а в 1901–1904 годах снова перестроена. Пострадавшая в ХХ веке и наполовину разрушенная церковь была возвращена верующим лишь в начале 90-х годов и затем отреставрирована силами прихожан. Сегодня эта маленькая церковь стала приходской для огромного района Москвы и одновременно единственным напоминанием о Параскеве Пятнице в столице.
Воссоздание двух древних храмов в центре Москвы сегодня невозможно: в огромном здании, занявшем место церкви на Охотном ряду, заседает парламент России, а станция метро «Новокузнецкая», одна из красивейших в столичной подземке, давно уже сама стала памятником архитектуры. Однако все это позволяет оставить хотя бы напоминание о некогда существовавших здесь святынях. На здании Государственной Думы было бы уместно установить табличку, сообщающую об утраченной церкви (как это уже не раз делалось в нашем городе – например, в Кремле, на месте Чудова монастыря). А возле метро «Новокузнецкая», на пустопорожней площадке, образовавшейся после сноса колокольни, можно было бы построить небольшую поминальную часовенку
(и такие случаи уже встречались в Москве – в Столешниковом переулке на месте церкви Рождества Богородицы). В 90-е годы такая инициатива даже была озвучена, но дальше слов дело не пошло. Может, теперь настало время для ее реализации?

Церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой

Пятницкая ул., 23 (вестибюль метро)

"Пятницкие улица и переулок названы в XVIII в. по церкви Прасковьи Пятницы, стоявшей с XVI в. на месте современной станции метро "Новокузнецкая".

"Пятницкий переулок до революции был тупиковым - он упирался в здание церкви Параскевы Пятницы, стоявшей примерно на месте станции метро "Новокузнецкая". От нее переулок и получил свое название. Территория около станции метро была расчищена в связи с предполагавшимся продолжением в Замоскворечье Бульварного кольца. Будущую его трассу отмечает скошенный угол здания Государственного комитета по телевидению и радиовещанию".

"Известна по пожару 1564 г. В 1657 г. показана каменной. 20 октября 1701 г. выдан антиминс в новопостроенный придел Артемия Веркольского. С 1727 г. числится третий престол св. Троицы. 11 февраля 1739 г. подано прошение о разборке старого храма за ветхостью. Дело об освящении новой помечено 18 июля 1744 г. Трапезная с Пятницким и Артемьевским престолами построены одновременно с колокольней в 1746 г. На восьмерике главного храма было 8 маленьких главок. Внутренняя обстановка 1870-х гг., когда вся церковь была обновлена на средства П. Г. Губонина.

Внутри отдельно стоявшей колокольни в среднем ярусе была придельная церковь Илии Пророка. Колокольня заложена в 1746 г., освящена в 1748 г. Имела вокруг ходовую паперть, над собой проходные ворота, а наверху звон. Замечательное внутреннее убранство в стиле рококо сохранялось без обновления с середины XVIII в.; хоры шли по трем сторонам. А. И. Некрасов в "Городах Московской губернии" называет архитектором И. Мичурина. Вероятно, именем храм обязан отцу главных вкладчиков на построение церкви Параскевы купцов Романа и Гавриила Журавлевых. В середине же XVIII в. по обе стороны колокольни устроена ограда с железной решеткой - одна из лучших того времени в Москве".

Церковь называлась "проща" (или "прощная церковь"). Проща - от слова прощение; прощеным человеком называли в старину получившего исцеление, прощение грехов. Слово "проща" в приложении к храму означало, что в нем имеется чудотворная икона. Таких церквей в древней Москве было известно три: Параскевы Пятницы на Пятницкой ул., Николы Явленного ("явил чудо") на Арбате и Николы, или Похвалы Богоматери, в Башмакове близ храма Христа Спасителя (есть мнение, что слово "проща" происходит от "прощаться", и церкви - "прощи" ставились на окраинах городов, где происходило прощание с путешественниками, но названные три церкви не подтверждают его, так как расположены вовсе не у окраин даже древней Москвы. - П. П.).

"Храм обновлялся в 1817 г.".

"При церкви Параскевы была Пятницкая церковно-приходская школа, одноклассная, для детей обоего пола. Открыта 14 декабря 1862 г.".

"Через несколько дней после Благовещения в 1922 г. были арестованы протоиерей В. И. Соколов - настоятель церкви Николы Явленного на Арбате (благочинный центрального района Москвы), протоиерей А. Н. Заозерский - настоятель церкви Параскевы Пятницы (благочинный Замоскворецкого Сорока), благочинный о. А. Ф. Добролюбов и ряд других; 15 апреля был арестован управляющий московской епархией архиепископ Никандр (Феноменов).

26 апреля 1922 года в помещении Политехнического музея начался судебный процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей в гор. Москве. Дело разбиралось Революционным Трибуналом гор. Москвы под председательством Бека; обвинение поддерживалось Луниным и Лонгиновым; на скамье подсудимых было 17 человек. Состав подсудимых поражал своей разношерстностью: наряду с известными в Москве протоиереями о.о. Заозерским, Добролюбовым, Надеждиным и т.д. на скамье подсудимых был, например, Николай Иванович Брызгалов, инженер и декадентский поэт; наряду со стариком профессором-юристом Е. Н. Ефимовым на скамье подсудимых сидела 22-летняя девушка В. И. Брусилова (родственница знаменитого генерала) и т.д. Все эти люди обвинялись в том, что они распространяли патриаршее воззвание и этим способствовали возникновению беспорядка в московских храмах. Благочинные были привлечены, так сказать, "по должности": согласно церковному праву они обязаны были сообщить подведомственному им духовенству воззвание Патриарха. О. Заозерский - один из популярнейших московских священников - сам в своем храме сдал ценности; однако на суде он считал долгом чести отстаивать правильность патриаршего воззвания; благодаря этому он стал центральной фигурой процесса... 7 мая 1922 г. прот. Александр Заозерский, 42 лет, приговорен к расстрелу с конфискацией всего имущества. Приговор приведен в исполнение".

"Церковь и колокольня сломаны в 1934 г.". На месте храма - вестибюль старой станции метро "Новокузнецкая". "Павильон метро "Новокузнецкая" возведен на месте церкви Параскевы Пятницы в, 1943-1944 гг. архитекторами В. Г. Гельфрейхом и И. Е. Рожиным". На месте колокольни - площадка между улицей и вестибюлем.

"Резной иконостас Смоленской церкви Троице-Сергиевой лавры работы Ухтомского, обильно украшенный скульптурой, перенесен из московской церкви Параскевы Пятницы и установлен в 1956 г.". Исконный иконостас Смоленской церкви был уничтожен при закрытии Лавры в 1920-х гг. Подобная же история произошла с иконостасом церкви Николы Большой Крест в Китай-городе (см. в части "Китай-город").

Святая великомученица ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА (III в.)

Великомученица Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконии в Малой Азии (южная Турция). Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева ).

Родители воспитывали Параскеву в благочестии и чистоте. Она осиротела, когда ещё была юной. С детства Параскева всем сердцем возлюбила Христа, подражая в вере и в делах своим родителям. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников. Она строго исполняла заповеди Господни, всегда благоговейно чтила пятницу и принимала странников в своем доме. Блаженная Параскева щедро тратила свое значительное состояние, унаследованное от родителей, не на украшения и роскошную жизнь, а на пропитание и одежду для бедных. Девушка отличалась редкой красотой, но не обращала никакого внимания на юношей, домогавшихся ее руки.

Когда император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, он повелел правителю Ликаонии Аэтию в подвластных ему городах преследованиями и мучениями истребить христианскую веру. Аэтий отправился в Иконий. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили Параскеву и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. Параскева отказалась принести жертву идолам:

Опомнись, Параскева, и откажись от Христа! Я не хочу отдавать тебя палачу для мучений, ибо очень ценю твою юность и красоту, - воскликнул правитель.

Не жалей, эпарх, временной красоты. Сегодня она цветет, а завтра увянет. Лучше подумай о своей душе: тебя ждут вечные мучения.

Слова Параскевы оскорбили правителя. Аэтий повелел разодрать на девушке одежды и бить ее сырыми воловьими жилами, а раны растирать власяницей. Пока палачи истязали Параскеву, она не проронила ни одного звука. Взирая на небо, святая славила Господа и просила Его помочь перенести мучения.

Вскоре эпарх, щадя красоту девушки, остановил палачей и ласково сказал:

Уверуй, девица, в богов, и я сохраню тебе жизнь.

Вместо ответа святая плюнула ему в лицо.

Аэтий страшно рассвирепел. Он приказал подвесить Параскеву на столбе и нещадно строгать ее бока железными когтями. Потом изъязвленную до костей и едва живую её бросили в темницу. От потери крови и жестоких ран она была так слаба, что она не могла даже стонать и лежала как мертвая. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил её. Утром тюремная стража увидела, что на теле Параскевы нет ран. Святая была совершенно здорова. Она стояла и пела молитвы. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Но по молитвам святой огонь не смог причинить ей вреда. Тогда разгневанный Аэтий приказал отсечь ей голову. Так завершилось многострадальное житие славной Параскевы.

На следующий день утром правитель Аэтий отправился на охоту. Внезапно его конь взбесился, встал на дыбы и сбросил эпарха в заросли. Аэтий разбился на смерть и отдал дьяволу свою окаянную душу.

Христиане же похоронили тело святой Параскевы.

От мощей великомученицы подавались исцеления болящим.

Народное почитание святой Параскевы-Пятницы

На самом деле, святых Параскев несколько: 20 марта/2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нероне), 26 июля /8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), но самая известная и почитаемая на Руси - 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Святая Параскева-Пятница всегда пользовалась у православных особой любовью и почитанием, наравне с Николаем Чудотворцем и Богородицей. На старых севернорусских иконах даже встречается изображение ее лика на обороте иконы Божьей Матери.

Она считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Ей же молились девушки на выданье, чтобы выйти замуж по любви и поскорее.

В народе святая получила двойное имя Параскева-Пятница. Русские называли мученицу Параскеву — Пятницей, Пятиной, Петкой . Популярной была русифицированная форма имени — Прасковья . Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы). Не было ни одного торга на Руси, где бы не стоял храм или часовня в честь Параскевы-Пятницы. Особенно почитали святую промышленники, торговцы и путешественники. В дореволюционной Москве было четыре храма в ее честь, в том числе один в Охотном ряду.

На иконах святая Параскева обычно изображается суровой подвижницей, в красном мафории, с лучезарным венцом на голове и с крестом в руках.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Святая Великомученица Параскева (из цикла Мульткалендарь)

Тропарь, глас 4
Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приимши, женскую же немощь отвергши, диавола победи и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите, аз бо, радующися, иду ко Христу, Жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак, глас 3
Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вено пречестное, безсмертному Жениху Христу, Ангельское ликостояние возвеселила еси и победила еси демонские козни. Сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево многострадальная.

Молитва святой великомученице Параскеве, нареченной Пятница
Святая невесто Христова, многострадальная мученице Параскево! Вемы, яко от юности твоея ты всею душею твоею и всем сердцем твоим возлюбила еси Царя Славы, Христа Спасителя, и Ему единому уневестилася еси, раздавши имения твоя неимущим и бедным. Ты силою благочестия твоего, твоим целомудрием и праведностию, яко лучами солнечными, просияла еси, живши свято среди неверных и безбоязненно проповедавши им Христа Бога. Ты, от дней юности твоея, наученная твоими родителями, всегда благоговейно чествовала дни искупительных страстей Господа нашего Иисуса Христа, Егоже ради и сама добровольно пострадала еси. Ты, десницею Ангела Божия от неисцельных ран дивно исцеленная и восприявшая неизреченную светлость, изумила еси неверных мучителей. Ты, именем Господа нашего Иисуса Христа и силою молитвы твоею в капище языческом всех идолов долу повергши, в прах сокрушила еси я. Ты, опаляемая свещами, единою молитвою твоею ко всесильному Господу угасила еси огнь естественный, и тем же пламенем, чудесне возжженным чрез Ангела Божия, попаливши неистовых беззаконников, мног народ привела еси к познанию истиннаго Бога. Ты, во славу Господа приявши мечное главы твоея усечение от мучителей, доблественно скончала еси страдальческий твой подвиг, возшедши душею твоею на Небеса, в чертог вожделеннаго твоего Жениха Христа Царя Славы, радостно сретшаго тя сим небесным гласом: «Радуйтеся, праведнии, яко мученица Параскева увенчася!» Темже и мы днесь приветствуем тя, многострадальная, и, взирающе на святую твою икону, с умилением вопием ти: всечестная Параскево! Вемы, яко велие имаши дерзновение ко Господу: умоли убо Его, Человеколюбца, и о нас предстоящих и молящихся ти. Да подаст Он и нам, якоже тебе, терпение и благодушие в бедах и скорбных обстояниях; да дарует Он, ходатайством твоим и заступлением, радостное, благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешение возлюбленному нашему отечеству да ниспослет святое Свое благословение и мир, и всем православным христианом да подаст твоими святыми молитвами утверждение в вере, благочестии и святости, преспеяние же в христианской любви и всякой добродетели; да очистит нас грешных от всякия скверны и порока; да оградит нас святыми Своими ангелами, да заступит, сохранит и помилует всех святою Своею благодатию и соделает наследниками и причастниками Небеснаго Своего Царствия. И тако улучивше спасение твоими святыми молитвами, предстательством и заступлением, всеславная невесто Христова Параскево, прославим все пречестное и великолепое имя дивнаго во святых Своих истиннаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, всегда, ныне и присно, и во веки веков. А минь.

Молитва 2-я святой великомученице Параскеве, нареченной Пятница
О, святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице, буди о нас печальница ко Христу Богу, Его же преблаженнейшим зрением присно веселитися; моли Всемилостиваго, иже словом очи слепым отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных; разжени твоими святыми молитвами темный мрак прибывший от грехов наших, испроси у Отца Света свет благодати душевным и телесным очесем нашим; просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение. О, великая угодница Божия! О, мужественнейшая дево! О, крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешницех, ускори на помощь нам, ибо зело немощны есмы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствоваши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми Небесными Силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. А минь.

Город Икони Римской империи - родина святой великомученицы Параскевы Пятницы, жившей там в III веке. Рожденная в семье христиан Параскева всем сердцем была предана этой религии, пошла из-за нее на мученическую смерть, и навсегда останется в памяти христиан. В ее честь строились храмы и часовни.

Святая великомученица Параскева

Параскева Пятница считается покровительницей сельскохозяйственных тружеников. Промышленники, торговцы и путешественники тоже считают себя находящимися под ее опекой и заботой. В дореволюционной России не было ни одной торговой площади, где не стоял бы храм святой Параскевы Пятницы, в одной Москве их было 4. Имя Пятница дано было ей родителями в память о дне Параскева в переводе с древнегреческого означает «канун праздника». В православной церкви день памяти этой великомученицы приходится на 28 октября. В этот день принято приносить к алтарю плоды для освящения и хранить их до следующего урожая, обеспечивая таким образом его последующее обилие. Этой святой молятся как об урожае, так и о предотвращении падежа скота.

У людей она способна исцелить тяжелые недуги - и душевные, и телесные. Кроме того, многовековой опыт способствовал образованию традиции просить девушкам у святой содействия в скорейшем и удачном замужестве. Поэтому каждый храм великомученицы Параскевы Пятницы популярен. На иконах святая всегда изображена с крестом в руках и красной мафории. Она всегда строга и сурова, а на росписях, связанных со Страстями Христовыми, она представляет собой Великую Пятницу, день распятия Христа. У православных ее образ переплелся с Мокошей, языческим божеством, тоже покровительницей полей и скота, которой также посвящалась пятница.

Возникновение Бутово

Храм Параскевы Пятницы в Бутово - один из многих культовых объектов, посвященных этой великомученице, на территории имеет богатую историю, начавшуюся за три сотни лет до возникновения вокруг громадного района Северное Бутово. С XVII в России существовало понятие «сельцо», представляющее собой очень маленький населенный пункт, буквально в несколько дворов. Но в его состав обязательно должна была входить часовенка. Таким сельцом в пять дворов - 3 крестьянских и 2 бобыльских, то есть не имеющих никаких земельных наделов, и было Бутово, которым владел дьяк Самойлов. Оно возникло на месте сгоревшей дотла деревни помещиков Щербатовых, владевших этими землями с XV века.

Часовня, церковь, храм

В их поместье была деревянная церковь, которая тоже сгорела во времена польско-литовского нашествия - в Спустя десятилетия, а именно в 1694 году, здесь была освящена новая каменная церковь, построенная в новом русском стиле по проекту архитектора Благовещенского. Храм Параскевы Пятницы в Бутово был невелик, и в XVIII веке к нему был пристроен придел Рождества Богородицы. Теперь здесь могло находиться до 400 верующих. В 1903-1904 годах храм обновлялся. Неподалеку, в селе «Знаменское Садки», усадьбе князей Трубецких, тоже была церковь, но она не сохранилась. Вместе эти два культовых сооружения то объединялись в один приход, то разъединялись.

Свое название храм Параскевы Пятницы в Бутово получил от придорожной часовенки, многие из которых издревле называли в честь этой святой, а она была популярна в Руси еще в домонгольские времена. Как же иначе - ведь она покровительствовала путешественника и торговца! Ее икона в застекленном киоте, такой своеобразной часовенке, находится в наше время с внешней стороны храма. Церковь очень красива. Она наряду с храмами, посвященными этой святой, возведенными в древнем Чернигове и Смоленске и сохранившимися до наших дней, является памятниками зодчества. Могила последнего настоятеля Николая Богоявленского находится недалеко от алтаря, с восточной стороны.

Годы лихолетья

На храм Параскевы Пятницы в Бутово обрушились все тяготы 30-х годов, когда уничтожались церкви и их служители. Он был закрыт, осквернен и разграблен. Затем в нем долгие годы находились то склады, то пошивочные мастерские, а позднее храм и вовсе сгорел. Разрушенный, без окон, дверей и крыши, он стал восстанавливаться в 90-е годы силами общины, которой был передан, и в 1998 году храм был освящен Патриархом Московским. Верующие приносили иконы, на пожертвования были заказаны новые. Когда не было громадного жилого микрорайона Северное Бутово, на этом месте находились несколько сел - Киово, Бица, Качалово. Поэтому церковь Пятницы в Бутово имеет и другое название, так сказать, синоним - храм Параскевы Пятницы в Качалове.

Он очень популярен у местного населения, но мал. Поэтому в этом районе запланировано строительство нового большого культового сооружения, названного в честь

Новые тенденции

Среди старцев храма люди, бывшие в прошлом и капитаном дальнего плавания, и военным, и детским врачом. Может быть, это и сказывается на активной церковной жизни храма. При нем имеется воскресная школа, ученики которой наряду с изучением религии принимают участие в спортивных соревнованиях. Храм оказывает действенную помощь детским домам, занимается и наркоманов.

Среди святынь храма имеются такие редкости, как икона равноапостольной Нины (грузинской святой), икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», икона Серафима Сваровского.