Меню
Бесплатно
Главная  /  Сценарии сказок  /  Художественная культура первой половины XIX века. Русская культура XIX века: литература, искусство, музыка, наука

Художественная культура первой половины XIX века. Русская культура XIX века: литература, искусство, музыка, наука

Для художественной культуры первой половины XIX в. были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное со­существование разных художественных стилей. В художественном сознании первых десятилетий XIX в. проис­ходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мо­тивами действий героя были прежде всего гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не долг, становится побудитель­ным источником его поступков.

Основное направление в художественной культуре первых де­сятилетий XIX в. - романтизм. В России он возник в перелом­ную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действи­тельности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности.

Внимание к отечественной истории было характерно для худо­жественной культуры в целом. К исторической тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Отечественная история была предметом раздумий А.С.Пушкина, особенно в последний период его творчества ("Борис Годунов", "Капитанская дочка", "Медный всадник", "Арап Петра Великого", "История пу­гачевского бунта").

В русской литературе возникновение романтизма связано с именем В.А.Жуковского (1783-1852). Его баллады, исполненные гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии "душу и сердце", составили "целый период нравственного развития нашего общества", как писал Белинский. Развитие ли­рики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, про­никнутой чувством борьбы "за угнетенную свободу человека", было характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декаб­ристы способствовали утверждению мысли о ее высоком граж­данском назначении.

В русле романтического движения закладывались основы рус­ского исторического романа (А.А.Бестужев-Марлинский, М.Н.Загоскин), формировалось понимание национальной само­бытности и народности литературы. Поэты-романтики много сделали для художественного перевода. По существу, они впер­вые познакомили русского читателя с произведениями современ­ных западноевропейских и античных писателей. В.А.Жуковский был талантливым переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера.

Важнейшая проблема национальной культуры, в частности ли­тературы, - народность художественных произведений, эволю­ция самого этого понятия. Поиск сущности народности первона­чально связывался с растущим интересом к отечественной исто­рии. По мнению Н.М.Карамзина, ключ к пониманию самобытно­сти русской литературы надо искать в истории, что и определило широкое развитие исторического жанра в искусстве романтизма.

Идейные искания 30-40-х годов все более находили отражение в глубоком осмыслении понятия "народность". Если официаль­ная народность исходила из "беспредельной преданности и пови­новения самодержавию", то в понимании передовых деятелей культуры народность означала "верность изображения картин русской жизни".

В последние предреформенные десятилетия развитие художе­ственной культуры характеризовалось движением от романтиз­му к реализму. В литературе это движение связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

В развитии русской национальной литературы и культуры в целом роль А.С.Пушкина (1799-1837) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о рус­ском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет".

Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории, в период становления дворянской рево­люционности (первое стихотворение Пушкина "К другу стихотворцу" было напечатано в 1814 г.). Его творчество - закономер­ный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, «стоявших перед Россией со времени Петра I до декабристов. С Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художествен­ного направления. "Евгений Онегин" Пушкина был первым русским реалистическим романом, "в высшей степени народным произведением" (В.Г.Белинский). Впервые отдельным изданием роман был опубликован в 1833 г.

Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творче­ство М.Ю.Лермонтова (1814-1841), отразившее трудное время - погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825 г. разочарование. Неприятие поэтом окружающей действи­тельности приобретало ярко выраженный социальный характер. Его роман "Герой нашего времени" (1841), сохраняя романтичес­кие черты, явился одним из первых произведений литературы критического реализма.

Огромна роль Н.В.Гоголя (1809-1852) в русской литературе. "Мертвые души" (1-й том вышел в 1842 г.) - одно из ярких реали­стических изображений русской жизни того времени. В.Г.Белин­ский оценил его как "творение чисто русское, национальное, вых­ваченное из тайников народной жизни".

Оставаясь глубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства и сострадательности. Соци­альность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни - общепризнанная особенность и характерная черта. Од­ним из открытий писателей "натуральной школы" (ранние произ­ведения И.А.Гончарова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Ф.М.До­стоевского и др.) был "маленький человек" с его нелегкой жи­тейской судьбой.

Предметом пристального внимания русской литературы стано­вилась судьба крепостного крестьянина (повести Д.В.Григо­ровича, очерки из крестьянской жизни В.И.Даля, цикл рассказов "Записки охотника" И.С.Тургенева). Новый, невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А.Н.Ост­ровский.

Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в духовной жизни общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально дей­ственный характер, воздействие "на понятия и нравы общества" отмечали многие современники.

В первой половине XIX в. активизируется собирательская и исследовательская деятельность в области русского фольклора. Много занимались этим славянофилы. Собрание народных песен П.В.Киреевского, составившее 11 томов, является наиболее пол­ным сводом русского фольклора.

Состояние театрально-сценического искусства было показате­лем "общественного просвещения и духа времени" (В.Г.Белинский). Несмотря на монополию императорских театров, начало которой было положено в 1803 г., драматическую цензуру, вли­явшую на репертуар, театр играл все более заметную роль в общественно-культурной жизни.

Центром театральной культуры в Москве был Малый театр. В 1824 г. произошло окончательное разделение труппы бывшего Петровского театра на драматическую и балетную. Драматические спектакли были перенесены в здание, построенное архитек­тором О.И.Бове и получившее название Малого театра. Большой театр с 1825 г. предназначался только для оперных и балетных спектаклей. В Петербурге имелось несколько театров, наиболee известный из них - Александрийский (архитектор Росси), открытый в 1832 г. исторической драмой М.В.Крю­ковского "Князь Пожарский".

В отличие от московского Малого театра, где были сильны демократические традиции, театр северной столицы Российской империи носил официально-парадный характер. Театры существовали также во многих губернских го­родах. Расцвет романтизма на сцене связан с творчеством замечатель­ного русского актера П.С.Мочалова (1800-1848), прославивши­йся игрой в пьесах Шиллера и Шекспира. Вершиной его творче­ства стала роль Гамлета. Успех Мочалова в этой области объяс­нялся современным прочтением пьесы. Герой Мочалова воспри­нимался зрителями как русский Гамлет 30-40-х годов XIX в. Драматургия А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, особенно А.Н.Ост­ровского способствовала утверждению реалистической драмы в театральном репертуаре.

Реформатором актерского искусства, основоположником реализмa на русской сцене был великий актер М.С.Щепкин (1788-1863). "Он создал правду на русской сцене, - писал о нем Герцен,- он первый стал не театрален на театре". Метод игры Щепкина
явился основой сценической школы актерского искусства в течение многих последующих десятилетий.

Театр первой половины XIX в. воспитал плеяду замечательных русских актеров, которыми и доныне по праву гордится русская сцена (Е.С.Семенова, В.А.Каратыгин, П.С.Мочалов, М.С.Щепкин, А.Е.Мартынов). В этот период начинается становление режиссуры, искусства оформления спектакля.

Музыка этого времени, опираясь на лучшие традиции народно­сти и демократизма, испытала на себе сильное воздействие эпохи 1812 года. Композиторы стали чаще обращаться к героико-патриотическим, национальным сюжетам (опера К.А.Кавоса "Иван Сусанин", 1815). Видным представителем романтизма в музыке был А.Н.Верстовский (1799-1862). Постановка наиболее известной его оперы "Аскольдова могила", созданной на либретто М.Н.Загоскина, состоялась в 1835 г.

В обществе усилился интерес к камерным и публичным кон­цертам. Внимание многих композиторов, писателей, художников привлекали музыкальные вечера у А.А.Дельвига, В.Ф.Одоев­ского, в литературном салоне З.А.Волконской. Огромным успехом пользовались летние концертные сезоны в Павловске, которые стали устраиваться с 1838 г., когда сюда была проведена железная дорога из Петербурга. Неоднократно в этих концертах выступал австрийский композитор и дирижер, знаменитый "король вальсов" И.Штраус.

В истории русского музыкального искусства особая роль при­надлежит М.И.Глинке (1804-1857). С его именем связано воз­никновение русской музыкальной классики, национальной школы в музыке. Событием в культурной жизни России была постановка оперы Глинки "Жизнь за царя" (1836). Оперу довольно су­хо встретила великосветская публика, "кучерская музыка" не вызвала ее симпатий. Но многие передовые люди России востор­женно приветствовали спектакль. В числе поклонников оперы были Пушкин, Гоголь, Белинский, Одоевский, Хомяков.

Глинка - родоначальник основных жанров отечественной про­фессиональной музыки. Он "создал национальную русскую опе­ру, национальную инструментальную музыку... русский национальный романс", - писал о нем В.В.Стасов. Глинка - компози­тор, для которого высшими принципами искусства были идей­ность и народность. "Создает музыку народ, - говорил он А.Н.Се­рову (композитор и музыкальный критик), - а мы, художники, только ее аранжируем".

Для творчества А.С.Даргомыжского (1813-1869) наряду с принципами реализма и народности становится характерным большая социальная, драматическая напряженность, горячее со­чувствие к "маленькому человеку" (опера "Русалка", 1856). Дар­гомыжский выступил новатором в музыке, привнеся в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности (мелодичный речитатив в опере "Каменный гость").

В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского искусства заключалась в его художественных достоинствах, гражданствен­ности, высокой нравственности и демократической направленно­сти.

Искусство критического реализма - основное художественное направление того времени - было тесно связано с идейными иска­ниями. Его отличала повышенная социальная активность. Лите­ратура и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современ­ная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т.д.).

Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н.Г.Чернышевского. Искусство, по его мнению, это проявление реальной человеческой сущности, поэтому "прекрасное есть жизнь". Общественная функция искус­ства должна состоять не только в воспроизведении и объяснении жизни, но и в вынесении "приговора о явлениях ее". Подобный тезис представлял собой новый аспект в понимании искусства.

В художественной литературе нашли отображение соци­альные проблемы пореформенного времени. Дух обличительства, критическое отношение к действительности были характер­ны для произведений русских писателей этих лет. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним. Правда, эти пути по-разному понимались: одни видели избавление от социальных несправедливостей в нрав­ственном усовершенствовании человека, другие призывали к ак­тивной борьбе против них. Но русскую литературу всегда отли­чали демократизм, любовь к простому человеку, стремление по­мочь ему освободиться от векового угнетения.

Литература пореформенного времени представляла собой "яркое созвездие великих имен". В эти годы создавали произведе­ния крупнейшие русские писатели, творческий путь которых на­чался еще в предшествующую эпоху. Новое поколение писате­лей-реалистов, которое пришло в литературу в 60-70-е годы, принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном процессе тех лет ведущее место принадлежало очерку, в котором ставились острые социальные проблемы, ко­свенные вопросы жизни и быта крестьянства (очерки В.А.Слепцова, Г.И.Успенского и др.).

С общественным подъемом связано появление демократического романа, в котором действующим лицом стал разночинец (повесть Н.Г.Помяловского "Мещанское счастье"). Программным произведением 60-х годов был роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?", опубликованный в "Современнике" в 1863 г. Это было повествование о "новых людях", их морали и нравственных ценностях.

Отражением острой идейно-художественной борьбы в литературе 60-70-х годов было появление так называемого антинигилиского романа ("Бесы" Ф.М.Достоевского и др.).

70-е годы - время наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную культуру внесли И.С.Тургенев (1818-1883) и Ф.М.Достоевский (1821-1881). В романе Тургенева "Отцы и дети", опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи.

Творчество Ф.М.Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя. Он выступал против смуты и крови как средства обновления мира. Н.А.Некрасова (1821-1877/78) разночинская молодежь считала идейным вождем. Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии Некрасова центральное место. В ней выражена не только мечта о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы рабства (поэма "Кому на Руси жить хорошо"). Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Л.Н.Толстого (1828-1910). Он ставил в своих романах, повестях, публицистике "великие вопросы". Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея "Война и мир"). Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого "Анна Каренина", в котором, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит бесспорный приговор морали, нравам, устоям этого общества.

Состояние театра в пореформенную эпоху определялось ус­пехами отечественной драматургии. Общественность, в частно­сти театральная, привлекала внимание к животрепещущим воп­росам развития театра: улучшению профессионального актерско­го образования, расширению сети театров за счет создания част­ных антреприз. В 1882 г. монополия казенных театров была от­менена. Однако еще раньше частные спектакли возникали под видом "домашних спектаклей", "семейных вечеров" и т.д. Так, появились в Москве Артистический кружок - общественно-художественная организация (1865-1883), созданная по инициа­тиве А.Н.Островского, Н.Г.Рубинштейна, В.Ф.Одоевского; пер­вый народный театр на Политехнической выставке (1872).

Основными центрами театральной культуры продолжали оста­ваться Малый и Александрийский театры. Однако значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России. В 60-е годы они действовали более чем в 100 городах. В это время открылись театры в Орле, Рязани, Костро­ме, Смоленске, Саратове, Пензе и др. Появился новый зритель из среды разночинской интеллигенции. Театр становился культур­ным центром провинции.

С усилением острых проблем в общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме.

Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрыв­но связано с именем А.Н.Островского (1823-1886), который счи­тал театр "признаком зрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи". Драматургия Островского - замечатель­ное явление национальной художественной культуры. С поста­новки пьесы "Не в свои сани не садись" в 1852 г. на сцене Малого театра произведения Островского заняли ведущее место в его репертуаре. На драматургии Островского воспитывались многие талан­тливые русские актеры (П.М.Садовский, Н.Х.Рыбаков, П.А.Стрепетова, А.Е.Мартынов, Н.А.Никулина и др.).

Музыкальная культура этого времени также отличалась неко­торыми новыми чертами. В 1859 г. по инициативе А.Г.Рубинштейна (1829-1894) было организовано Русское музыкальное общество "для развития музыкального образования, вкуса к му­зыке в России и поощрения отечественных талантов". Общество устраивало симфонические и камерные концерты. В Петербурге А.Г.Рубинштейном (1862), а затем в Москве Н.Г.Рубинштейном (1866) были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России. В Петербурге в 60-е годы композитором М.А.Балакиревым и преподавателем пения Г.Я.Ломакиным была открыта бесплатная музыкальная школа, существовавшая до 1917 г. Она ставила задачи - распространения музыкальных знаний, пропаганды сочинений Глинки, Даргомыжского, композиторов "могучей кучки", произведений зарубежных композиторов (Л.Бетховена, Листа, Г.Берлиоза и др.).

Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композито­ре "могучая кучка" [М.А.Балакирев (1836/37-1910), М.П.Мусоргский (1839-1881), Ц.А.Кюи (1835-1918), А.П.Бородин (1833-87), Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908)]. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В.В.Стасов (1824-1906). Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием идей 60-70-х годов. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов "могучей кучки" было стремление передать в музыке "правду жизни", национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной темы ("Борис Годунов", "Хованщина" М.П.Мусоргского).

Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П.И.Чайковского (1840-1893). Он - один из величайших композиторов нашей эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица"; оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама"; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл "Времена года" и т.д.). Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия. Наряду с лирическим жизнеутверждающим началом музыке Чай­ковского присущи черты трагедийности, особенно сильные в последних его произведениях.

Реальная жизнь и ее проблемы ставили новые задачи и перед изобразительным искусством, в частности перед живописью. Одна из статей "Современника" (1859) призывала художников "вдохновляться историей и движением современного общества".

1880-е годы в истории русского классического романа не оставили что-либо значительного. Яркие, непревзойденные произведения были созданы в предшествующий период ("Отцы и дети" Тургене­ва; "Война и мир", "Анна Каренина" Толстого; "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы" Достоевского; "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина; "Обрыв" Гончарова и др.). Но ушли из жизни крупнейшие русские писатели - Достоевский, Тургенев, Островский. Мировоззренческий кризис Л.Толстого отразился на его творчестве, изменились условия общественной жизни. На­ступил период, когда "почва действительности" оказалась небла­гоприятной для создания больших произведений. Писатели, при­шедшие в литературу в конце 70-х - начале 80-х годов (В.М.Гаршин, В.Г.Короленко и др.), были авторами произведений малых форм (рассказ, новелла, небольшая повесть).

В 1880 г. в литературу приходит А.П.Чехов (1860-1904). В журнале "Стрекоза" был опубликован его первый рассказ "Письмо ученому соседу". В творчестве Чехова, особенно в ран­ний период, отразилась идейная атмосфера, порожденная эпохой 80-х годов. Он писал о "хмурой точке" жизни, пошлости и мещан­стве, захлестнувших обывателя, рисовал широкую картину жизни различных слоев русского общества рубежа столетий, по сути своей остро критическую.

Писатель восставал против мира пошлости, мечтал о светлой жизни и прекрасной человеческой личности. Л.Толстой сказал о Чехове: "Это был несравненный художник... художник жизни... и достоинство его творчества то, что оно понятно не только вся­кому русскому, но и всякому человеку вообще".


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Культура 19 века - это культура свободы, активности, инициативности и деловитости. Именно в этот век человеческая мысль получила широчайший простор свободы самовыражения. Однако при этом ценились и рамки предыдущего века. Жесткость же проявилась в отношении людей друг с другом. На смену романтизированным критериям шестнадцатого и семнадцатого века, страстям и сантиментам восемнадцатого пришел строгий меркантилизм. Материальное положение и богатство становятся на планку более высокую, чем человеческие чувства или же духовные и нравственные ценности. Ярко выражена доминанта трезвого расчета.

Культура 19 века - основные черты

Первая половина девятнадцатого века для Европы - это время быстрого развития мануфактур и промышленности, а также активное социальное преобразование. Люди искусства пытались передать своим творчеством пойманные и интерпретированные ими образы и веяния нового времени. Начало века ознаменовано крушением рожденных в прошедших веках художественных принципов и разрушением старых сюжетов.

Франция - законодатель стиля

Уже несколько веков подряд Францию считали законодательницей моды во всей Европе. Культура 19 века несет в себе отличительные черты именно французских воззрений. В Париже начали проводиться так называемые Салоны, где выставлялись специально отобранные работы живописцев. Публика обсуждала их труды, а журналы и газеты печатали многочисленные рецензии. Художественная культура 19 века преобразилась вместе с обществом. Основными темами стали города, дома, комнаты, посуда, платья и прочее. Обычно в Париже также устраивалась и Всемирная промышленная выставка (примерно раз в пару лет), где вместе с новинками техники демонстрировались и картины, скульптура.

Архитектура Западной Европы девятнадцатого века

Стремительное развитие промышленности вызвало и бурный приток людей в города. Появлялись уже фактически мегаполисы. В середине 19 века облик многих городов Западной Европы резко сменился. Положено начало системе радиальных и магистральных улиц, которые пришли на смену средневековой замкнутости. Промышленные предприятия стали как грибы после дождя вырастать в предместьях и на окраинах. Европейская культура 19 века, в частности архитектурные решения, во многом зависела именно от промышленного прогресса. Появление новых материалов (железобетон, сталь, чугун) внесло свои коррективы в строительство зданий.

Эклектизм - основа культуры Западной Европы 19 века

Именно эклектизм как архитектурный стиль, основанный на декоративных формах, и стал торжествовать в то время. Культура 19 века была уже «подготовлена» неоготикой, классицизмом, барокко и рококо, неоренессансом и романско-византийским стилем. Само слово «эклектикос» в переводе с греческого значит «выбирающий», что великолепно характеризует и направление в искусстве девятнадцатого века, отражающее психологию современника того периода, считающего именно свою эпоху и цивилизацию просто вершиной истории. Культура 19 века и основана именно на апологии подобных принципов и воззрений.

Особенностью мироотношения искусства 19 века является, с одной стороны, продолжение традиций 17 и 18 веков (развитие классицистической и барочной тенденций), с другой стороны – возникает интерес к новаторству и эксперименту в живописи, скульптуре и архитектуре. Причем интерес этот тесным образом связан с научными и техническими открытиями второй половины 19 века (изобретение

фотографии, например). Интерес к экспериментам и научное обоснование основ творчества приводит к появлению индивидуальных концепций творчества к концу

столетия, что потом станет основой многогранной и дробной структуры искусства в 20 веке. Искусство 19 столетия принято разделять на два периода, в соответствии с особенностями художественной жизни первой и второй половины века. Ведущим художественным центром в Западной Европе является Франция, в которой возникают основные стили и направления 19 века: «неоклассицизм», «романтизм», «реализм», «импрессионизм»,«неоимпрессионизм», «постимпрессионизм», «модерн».

2. Характеристика искусства первой половины 19 века. Для первой половины 19 века в целом характерно продолжение традиций 18 века, то есть параллельное существование противоположных художественных явлений в относительной независимости друг от друга. К классицистической тенденции, основывающейся на принципах Просвещения, относятся неоклассицизм и реализм . К барочной тенденции, демонстрирующей уникальность индивидуальности, относится романтизм. Для неоклассицизма 19 века характерно учитывание опыта рококо, выражающееся в поиске такого эталона, который бы имел общечеловеческую значимость. Ярким представителем неоклассицизма в живописи является Огюст Доменик Энгр (1780 – 1867 гг.), излюбленным мотивом работ которого являлись одалиски и обнаженные купальщицы. Именно через женский образ, способный заразить своей эротической искушающей силой, по мнению Энгра, и можно раскрывать содержание классицистических идеалов. Неоклассицизм в живописи искал возможный путь примирения общепризнанных эталонов и неповторимой уникальности каждого отдельного человека. В архитектуре и скульптуре неоклассицизм продолжает развивать принципы классицизма 18 века: творчество Ж.Ж. Юве (Храм Славы в Париже, 1807 г.), Ж.Ф. Шальгрена (Триумфальная арка Звезды в Париже, 1806 – 1836 гг.), Р. Смерка (Британский музей в Лондоне, 1842 – 1847 гг.), Д. Нэша (Террасные дворцы в Риджент-парке, 1826 – 1827 гг.), Д. Соуна (Галерея Гавернор Корт Английского банка, 1803 г.), Ф. Шинкеля (Драматический театр в Берлине (1818 – 1821 гг.). Романтизм возникает как художественное явление, противопоставленное классицизму. В основе романтизма лежит пестование индивидуальности человека и представление о противопоставленности человеческого индивидуума миру. Основное положение эстетики романтизма - изображение нео­бычного (исключительного) героя в необычных (исключитель­ных) ситуациях. В. Гюго писал: «Обыденное - смерть искусст­ва». Этому принципу соответствовали художественные сред­ства романтизма: пафос, возвышенность, приподнятость языка и стиля, резкие контрасты, динамика, широкое использование фан­тастических и легендарных образов, гротеск.



Романтизм отрицает возможность какого-либо компромисса между общественными и личными идеалами, рождая понятие двумирия – миру реальному противопоставлен мир идеальный и переход из первого мира во второй возможен только через переживание смерти, то есть почти невозможен гармоничным путем. Принято выделять две разновидности романтизма.1) Активный романтизм – французский вариант, акцентирующий необходимость действенной позиции личности в мире. Для произведений активного романтизма характерно обращение к остроактуальным современным сюжетам, изображение человека в экстремальных ситуациях, сложные ракурсы и диагональные композиции, динамичность действия и использование шокирующих деталей. Представители: Теодор Жерико (1791 – 1824 гг.), Эжен Делакруа (1798 – 1863 гг.).2) Созерцательный романтизм – немецкий и английский вариант, сосредотачивающий внимание на погружении человека в идеальный мир раздумий над своей судьбой и судьбой мира. Для произведений этого варианта романтизма характерно обращение к пейзажной живописи с обязательным присутствием человека, минимальный сюжет, «говорящие» названия. Представители: Уильям Тернер (1775 – 1851 гг.), Каспар Давид Фридрих (1774 – 1840 гг.). Особый вариант романтизма представляет творчество английских художников, входящих в состав «Прерафаэлитского братства». Его участники видели свою задачу в реформировании живописи посредством обращения к традициям раннего Возрождения, соединяя их с национальной спецификой английской культуры. Прерафаэлиты провозглашали принцип индивидуальной трактовки ставших уже классическими сюжетов (религиозные, мифологические, исторические, литературные сюжеты), решая привычные сцены в русле национальной специфики и остро индивидуально. Представители: Джон Эверетт Миллес (1829 – 1896 гг.), Уильям Майкл Россетти (1829 – 1919 гг.), Уильям Холмант Хант (1827 – 1910 гг.). Середина 19 века - период формирования реализма в евро­пейском изобразительном искусстве. Реализм как художественное направление появляется в творчестве французских художников и отличается устойчивостью художественных приемов в творчестве разных художников. Наблюдается процесс сбли­жения искусства с повседневной действительностью, с жизнью народа, утверждается интерес к поэтическому пейзажу своей род­ной страны. Особенно ярко эти процессы воплощены во француз­ском искусстве. В основе реализма лежит вера в соответствие сущности явления его внешнему виду, а значит вера в возможность через точное и подробное изображение внешнего вида явления, предмета, события или человека передать сущность максимально объективно. По своей сути реализм очень близок классицизму и идеям Просвещения, но его характерной отличительной чертой является поиск объектов для изображения не в эталонной исключительной среде, а в типичной, повседневной. Представители: Оноре Домье (1808 – 1879 гг.), Франсуа Милле (1814 – 1875 гг.), Гюстав Курбе (1819 – 1877 гг.), Камиль Коро (1796 – 1875 гг.). 3. Особенности искусства второй половины 19 века. Вторая половина 19 столетия в живописи и скульптуре характеризуется синтезированием различных художественных традиций и стилей в творчестве одного мастера, в результате чего возникают новые художественные явления, объединяющие некогда противоположные принципы. Ключевой фигурой для живописи второй половины 19 века является Эдуард Мане (1832 – 1883 гг.), творчество которого можно определить как предимпрессионизм, для которого характерно: использование чистых цветов, цветные тени, живопись с натуры, «кадровость» композиции, совмещение нескольких художественных традиций. Направление импрессионизм получает свое название благодаря работе Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», выставленной на первой выставке художников, впоследствии объединенных этим названием. Для импрессионизма в целом характерно обращение к свето-цветовым эффектам как к главному объекту для живописания. Основной художественный метод импрессионизма – живопись чистыми цветами с использованием эффекта оптического смешения цветов в глазу зрителя. Импрессионисты ставили перед собой задачу живописания единой сущности бытия, которую они видели в наличии в этом мире света, проявленного через цвет. Именно поэтому сюжет их произведений – это изменение характера освещения, то есть изменение света – единой основы всего существующего в качестве видимого. По своим внешним художественным особенностям (неясность контуров, единство колорита, живописность, смутность, динамичность мазка) импрессионизм можно отнести к барочной тенденции в искусстве, но по своим задачам (фиксация объективной и единой сущности мира) импрессионизм может быть соотнесен с классицизмом. Представители: Клод Моне (1840 – 1926 гг.), Огюст Ренуар (1841 – 1919 гг.). Камиль Писсарро(1830 - 1903), Альфред Сислей(1839 - 1899), Эдуард Мане(1832 - 1883), Эдгар Дега(1834 - 1917) и др. Направление неоимпрессионизм представляет собой теоретическую стадию импрессионизма. Отличительной особенностью творческой манеры неоимпрессионистов является живопись раздельными мазками различной формы – дивизионизм. Этот метод основывается на теоретических разработках, связанных с оптическими эффектами цветов. Неоимпрессионисты продемонстрировали не только единую основу мира, но и иллюзорность его материальности и незыблемой явленности в качестве объективно существующего, поскольку формы и фон в их произведениях формируются в качестве таковых лишь при рассмотрении с определенного расстояния, тогда как вблизи это всего лишь холст, заполненный отдельными мазками красок. Основатели и представители: Жорж Сёра и Поль Синьяк.

Тема 9 . Искусство Западной Европы и Америки конца 19 первой половины 20 ст. 1. Постимпрессионизм в искусстве конца 19 в. 2.Модерн и модернистские течения в искусстве 20 в.

1. Постимпрессионизм в искусстве конца 19 в. Постимпрессионизм в живописи рубежа 19 – 20 веков представлен творчеством нескольких художников, объединенных не едиными творческими принципами, а идейной направленностью на поиск универсальных основ бытия человека. Еще одной общей чертой постимпрессионистов является не только синтезирование различных художественных традиций, но и выработка индивидуальных стилей. Сила дарования, масштабность личности каждого художника во многом стали причиной неизбежного распада содружества импрессионистов. Последняя совместная выставка импрессионистов в 1886 году, а всего их было восемь, убедительно показала, что пути художников разошлись. История импрессионизма как художественного течения завершилась, но борьба за новое искусство продолжалась. Теперь ее вели художники «постимпрессионизма» – периода в истории французского искусства с середины 80-х годов 19 века по 1906 год – год смерти последнего великого постимпрессиониста Сезанна. Постимпрессионизм – эпоха гениальных одиночек: Поль Сезанн (1839 – 1906 гг.), Винсент Ван Гог (1853 – 1890 гг.), Поль Гоген (1848 – 1903 гг.), Анри Тулуз-Лотрек(1864 - 1901). Художники трагического, «проклятого» поколения дерзнули пойти своим путем, непонятые, отвергнутые современниками. Все они начинали с импрессионизма, но красота мгновений – далеко не все, чем жила душа и мысль человека в последние десятилетия богатого событиями 19 столетия. Потребность выразить в искусстве всю сложность ощущения жизни, все многообразие чувств, мыслей, представлений побуждало к поиску художественного языка более многопланового и универсального, чем импрессионистический, и при этом языка собственного: каждый из них мог сказать словами Шопенгауэра, предельно точно выразившего самоощущение личности этого времени: «Мир есть мое представление». Мастера постимпрессионизма значительно обогатили возможности использования цвета, как главного изобразительно - выразительного средства живописи, открыв дорогу новым поискам и экспериментам. Участник первых импрессионистских выставок, Сезанн («Игроки в карты», «Берега Марны», «Пьеро и Арлекин», «Каштаны и ферма в Жа де Буффан») продолжал работать на пленэре, применял в живописи метод оптического смешения красок, добиваясь синтеза цвета и формы. Голландец Винсент Ван Гог – художник с трагически короткой творческой жизнью («Красные виноградники в Арле», «Хижины», «Подсолнухи», «Арльские дамы») сумел извлечь из цвета всю мощь его эмоциональной выразительности, нашел язык, на котором страстно и горячо выразил свои чувства, подняв их до общечеловеческого, символического звучания. Вершиной трудных исканий Поля Гогена («Женщина, держащая плод», «Таитянская пастораль», «А, ты ревнуешь?», «Аве, Мария») стали полотна, созданные им в Океании, на острове Таити, где, как ему казалось, он обрел утраченную современным человеком связь с природой и вечностью. Художник острого взгляда Анри Тулуз-Лотрек («В кафе», «Танец в Мулен Руж», «В цирке Фернандо», «Салон на улице Мулен», афиши и театральный плакат) не питал иллюзий относительно окружающей его жизни, но при этом писал людей с теплотой, окрашенной нотками юмора, за которым внимательные видели тоску и отчаяние. Влияние постимпрессионистов на художественные школы новейшего времени. «Наби» и «Ар Нуво» как завершающие этапы периода развития европейской культуры на рубеже веков.

XIX век – эпоха блистательного развития русской культуры, сыгравшей ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества. Уже в XIX веке она приобрела мировую известность, оказав влияние на мировой культурный процесс. В духовную жизнь человечества вошли А. Пушкин и П. Чайковский, А. Иванов и И. Репин, Л. Толстой и Ф. Достоевский. Известный английский критик Морис Бэринг писал: "Достоевский создал и понял такие высоты и такие глубины человеческой души, которые лежали далеко за пределами понимания... даже Шекспира". Культура России XIX в. поражает не только глубиной своего содержания, но и многообразием форм своего воплощения.

Развитие общественной мысли России первой половины Х1Хв. прошло под знаком отечественных и европейских событий этого периода: наполеоновские войны, особенно Отечественная война 1812 года, декабристское движение, революции во Франции 1830 и 1848 гг. и. другие. Пробуждается интерес к идеалистической философии, к проблемам народности и историзма, к национальному искусству. В 1818 г. осуществляется публикация "Истории государства Российского " Н.М. Карамзина (1766 – 1826). Оживляется литературно-журнальная жизнь (в первые 20 лет XIX в. возникает более 40 новых журналов, в том числе "Русский вестник", "Вестник Европы" и др.), возникают литературные общества ("Арзамас", "Зеленая лампа", "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств" и другие), литературно-музыкальные салоны (в Петербурге ­ салон Оленина, в Москве – княгини З.Волконской и другие).

В литературе начала ХIХ в. сосуществуют несколько художественных методов: еще проявляется классицизм ; Но Н.М. Карамзин, молодой В.А. Жуковский (1783 – 1852), И.И. Дмитриев (1760 – 1837) воплощают идеи сентиментализма . Сентиментализм (фр. sentimentalisme – чувственность) сформировался во Франции, Англии, Германии. Л. Стерн (1713 – 1768) – «Сентиментальное путешествие» – дал ему название. Сентиментализм противопоставил чувство (sentiment) разуму (ratio).



В России сентиментализм нашёл воплощение в творчестве Н. Карамзина («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»), А. Радищева (1749 – 1802) – «Путешествие из Петербурга в Москву». Карамзин оставался одной из центральных фигура литературного движения первых десятилетий XIX века (преобразователь русского языка, издатель журнала «Вестник Европы» и другие).

Все более властно заявляет о себе романтизм. Идут споры о языке: реформа Карамзина, стремившегося сблизить литературный язык с разговорным; ему противостоит А.С. Шишков (1754 – 1841), основатель общества "Беседа любителей русского слова", выступившего в защиту языковой архаики.

После войны 1812 г. в русском искусстве формируется романтизм . Основателем его стал В.А. Жуковский , который, по словам Веселовского, создал "поэзию чувства и сердечного воображения" ("Певец во стане русских воинов", "Сельское кладбище", "Вечер", "Людмила", "Светлана" и другие). В литературе к романтизму приходят К. Батюшков (1787 – 1855), Е. Баратынский (1800 – 1844), П. Вяземский (1792 – 1878) и другие. Романтизм нашел наиболее яркое воплощение в творчестве А.С. Пушкина (1799 – 1837): цикл "Южные поэмы" – "Кавказский пленник", "Братья-разбойники", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы", лирика и др.; М.Ю. Лермонтова (1814 – 1841): "Мцыри", "Демон", "Маскарад" и другое. Глубокий интерес к внутреннему миру человека, противопоставление его серости и жестокости окружающего мира, стремление к необычному, исключительному характеризует романтический стиль.

Значительными поэтами "пушкинской плеяды" явились Д.Давыдов (1784 – 1839), А.Дельвиг (1798 – 1831), В.Кюхельбекер (1797 – 1846) и другие. Бунтарское направление русского романтизма воплотилось в творчестве К.Рылеева (1795 – 1826), А.Одоевского (1802 – 1839), А.Бестужева – Марлинского (1797 – 1837) и других поэтов-декабристов.

Пластические искусства первой половины XIX в. обладают внутренней общностью и единством, неповторимым обаянием светлых и гуманных идеалов. Классицизм обогащается новыми чертами; его сильные стороны отчетливее всего проявились в архитектуре, исторической живописи, отчасти скульптуре. Наряду с классицизмом получает интенсивное развитие романтизм. Блистательного расцвета достигают все виды изобразительного искусства и их синтез, который находит свое воплощение в развитии архитектуры и скульптуры.

С наибольшей силой характерные чертыархитектуры и монументального искусства проявились в творчестве зодчих А. Воронихина, А. Захарова, Т. де Томона. А.Н. Воронихин (1759 – 1814) – создатель здания Казанского собора в Петербурге. Его мощные колонные портики монументальны, а купол легок и изящен. Большое внимание Воронихин уделил декоративной скульптуре, к выполнению которой были привлечены крупнейшие ваятели того времени: И. Мартос, И. Прокофьев, Ф. Щедрин.

А.Д. Захаров (1761 – 1814) реконструировал здание Адмиралтейства, сохранив его облик, архитектурные элементы, в первую очередь, знаменитый золоченый шпиль Коробова.

Важнейшая постройка Тома де Томона (1760 – 1813) – здание Биржи, величественное сооружение, окруженное доисторическими колонными портиками – галереями. Ансамбль Биржи определил собой облик центра Петербурга.

В Москве работают архитекторы О.И. Бове (1784 – 1834), занимавшийся реконструкцией Красной площади, Д.И. Жилярди (1788 – 1845), А.Г. Григорьев (1782 – 1868) и другие.

Замечательна была деятельность К.И. Росси (1775 – 1849), создателя выдающихся ансамблей площадей, улиц, архитектурных сооружений в Петербурге (здание Главного штаба на Дворцовой площади, Михайловский дворец – ныне Русский музей, Михайловская площадь – ныне площадь Искусств, новый общественный театр – ныне театр драмы им. А.С. Пушкина, объединенные аркой здания Сената и Синода и др.).

Одно из последних крупных монументальных сооружений в русской архитектуре XIX в. – Исаакиевский собор, строителем которого был А.А. Монферран (1786 – 1858), им же воздвигнута Александрийская колонна на Дворцовой площади.

К.А. Тон (1794 – 1881) осуществлял линию "национального" направления в русской архитектуре. Он построил Большой Кремлевский дворец, самое выдающееся его создание – храм Христа Спасителя в Москве (1837 – 1883).

В этот период работают крупнейшиеваятели. И.П. Мартос (1754 – 1835) был близок к основателям классицизма в искусстве. Изучив в Италии античные надгробия, он наполнил традиционную форму новым содержанием. Одно из его лучших произведений – надгробие М.П.Собакиной (плакальщица, задрапированная в античные одежды, и гений смерти с потухшим факелом в руке). Самое выдающееся его создание ­ памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804 – 1818), отразивший возвышенные патриотические идеалы.

Памятники героям Отечественной войны 1812 г. – М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли, решенные в духе классицизма, создал Б.И. Орловский (1793 – 1837). Представителем позднего классицизма в скульптуре явился И.П. Витали (1794 – 1855) – скульптуры фонтанов в Нескучном саду и перед Большим театром (Москва) и др.

Реалистические тенденции проявились в творчестве П.К.Клодта (1805 – 1867), создателя конных групп для Аничкова моста в Петербурге, памятника И.А.Крылову, конного памятника Николаю I.

Живопись первой трети XIX в. представлена всеми жанрами: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина. Историческая тема нашла отражение в творчестве художников, работавших в русле классицизма, но обратившихся к русской тематике. А.И. Иванов (1776 – 1848) создает картины "Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году", "Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедею" и др.

Блестящих успехов достигла портретная живопись. Парадность портретов XVIII в. уступила место интимности и задушевности.

Орест Кипренский (1782 – 1836) – представитель нового поколения романтически настроенных художников. Его творчество явилось поиском наиболее полного и глубокого раскрытия человеческой личности. Цвет в его портретах способствовал выявлению эмоциональности образа: портрет мечтателя и воина Е.В.Давыдова, одухотворенные портреты Е.П. Растопчиной и Д.Н. Хвостовой, возвышенный облик А.С. Пушкина , "питомца чистых муз" и другие

В.А. Тропинин (1776 – 1857) работал в портретном и бытовом жанре. До сорока семи лет крепостной, он создал замечательные картины украинской жизни (вместе с помещиком жил долго на Украине). Картины портретно-бытового содержания – "Старик нищий", "Кружевница", "Гитарист", подкупающие искренностью чувства. Одни из лучших полотен – портреты композитора Булахова, А.С. Пушкина .

Мастером пейзажной живописи был С.Ф. Щедрин (1791 – 1830), создавший поэтические городские пейзажи, виды Рима и других городов Италии. Эти работы отличаются романтической трактовкой сюжета.

Ярчайшим явлением в русской живописи этого периода явилось творчество Карла Брюллова (1799 – 1852). Уже в ранних работах он стремился преодолеть условность живописно-пластической академической манеры ("Итальянский полдень", "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" и другие). В 1833г. он завершает поразившую современников картину "Последний день Помпеи ":

И стал "Последний день Помпеи"

для русской кисти первым днем.

А.С.Пушкин

С блестящим мастерством написаныим портретные композиции: "Всадница", "Графиня Ю.П. Самойлова" и др. Брюлловым созданы портреты выдающихся представителей русской интеллигенции: В.А. Жуковского, И.А.Крылова и другие. Прекрасный образ талантливого творца создан им в автопортрете 1848 г., написанном в излюбленной художником гамме золотисто-коричневых и черных тонов. Во второй трети XIX в. Брюллов обращается к бытовому жанру, воплощая реалистические принципы.

Глубочайшее понимание искусства и его задач в жизни общества проявил гениальный русский художник Александр Иванов (1806 – 1858). Двадцать лет жизни (1837 – 1857) посвятил он своей картине "Явление Христа народу ". Сюжет картины евангельский: Иоанн Креститель указывает толпе на приближающегося Христа, возвещенного библейскими пророками Мессией (спасителем). Величественную тему освобождения народа – "скорбящих и безутешных" Иванов рассматривал в религиозном и нравственном плане; освободителем он показал Христа. И.Е.Репин писал об этом полотне: это "самая гениальная и самая народная русская картина. По своей идее близка она сердцу каждого русского. Тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы". Картина является новаторской и по своим живописно-пластическим средствам, сочетающим традиции классического искусства с достижениями реализма.

В 30-е – 40-е гг. в русском искусстве формируется реализм, основоположником которого явился А.С. Пушкин . В трагедии "Борис Годунов ", воскрешая "век минувший во всей его истине", он изобразил "истину страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах". Принципы реализма были воплощены в романе в стихах "Евгений Онегин", в "Повестях Белкина", "Пиковой даме", "Маленьких трагедиях" и других произведениях.

Традиции Пушкина развивает М.Ю. Лермонтов ("Герой нашего времени"). К критическому реализму приходит в своем творчестве Н.В. Гоголь (1809 – 1852). "Петербургские повести", "Ревизор", "Мертвые души" явились реалистическими картинами русской действительности, написанными ярким, образным языком, отличавшимся "простотой, силой, меткостью, близостью к натуре" (В.Стасов).

Путь русского изобразительного искусства к реализму нашел воплощение в бытовом жанре, занявшем ведущее место в 40-е годы. Крупнейший представитель этого жанра – А.Г. Венецианов (1780 – 1847). Он поэтически передавал сцены деревенской жизни и крестьянского труда, положив в основу своего творческого метода изучение действительности. Светлый и гуманный взгляд Венецианова выражен в изображении крепостных крестьян: "Гумно", "Утро помещицы", "На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "Жнецы", "Захарка" и др. В своих героях художник видел национальный идеал русской красоты. Венецианов показал себя мастером интерьера и пейзажа.

Этап критического реализма в русском изобразительном искусстве открывает П.А. Федотов (1815 – 1852), по духу своего творчества близкий к Гоголю. Тонким психологизмом отличаются его портреты (портрет Н.Жданович за фортепиано и другие), но сам художник рассматривал их как подготовительную работу к будущим сложным композициям. Его славу составили работы: "Свежий кавалер", "Разборчивая невеста", "Сватовство майора", "Завтрак аристократа", "Вдовушка", "Анкор, еще анкор". Звание академика принесла художнику картина "Сватовство майора ", ссылаясь на которую Т.Г. Шевченко писал, что для современного искусства "нужна ловкая, верная, а главное – не карикатурная (кисть), скорей драматический сарказм, чем насмешка".

Больших успехов в первой половине XIX века достиглаграфика, разнообразная по техническим средствам и жанрам. Ее расцвет связан с ростом книгоиздательского дела. Традиции русской гравюры продолжал Н.И. Уткин (1780 – 1863). Наиболее известные его работы – галерея портретов писателей: Державина, Крылова, Пушкина. Выдающимися графиками были А.Г. Ухтомский (1770 – 1852), С.Ф. Галактионов (1778 – 1854), А.О. Орловский (1777 – 1832) и другие.

Новым этапом явилось русское искусство второй половины XIX века, развивавшееся под знаком эстетической теории Н.Г. Чернышевского (1828 – 1889). Основное положение его эстетики – "прекрасное есть жизнь" – выдвигало требование правды в искусстве, обращения к реальной действительности, к жизни народа, создания произведений, возникающих под влиянием идей сильных и живых, которые удовлетворяют настоятельным потребностям эпохи.

Реалистические тенденции нашли воплощение вромане середины и второй половины XIX века. Это своеобразная "трилогия" И.А. Гончарова (1812 – 1891): "Обыкновенная история ", "Обломов ", "Обрыв ", поднимавшая проблемы формирования личности в сложных обстоятельствах русской крепостнической действительности. Роман Гончаров считал "кодексом к изучению взаимных отношений, страстей, симпатий и антипатий... словом, школой жизни".

Значительную роль в духовном и нравственном развитии русского общества, в истории русского реализма сыграло творчество И.С. Тургенева (1818 – 1883). "Записки охотника " обратили читателя к жизни народа. Нравственной историей русской интеллигенции стали романы Тургенева: "Рудин ", "Накануне ", "Отцы и дети ", "Дворянское гнездо ", "Новь ", "Дым ". Тонкий психолог, певец любви, живописатель природы, величайший мастер языка, Тургенев отразил общественное и умственное движение своей эпохи.

Создателем сатирического романа был М.Е. Салтыков-Щедрин (1826 – 1889): "Пошехонская старина", "История одного города", "Господа Головлевы".

Вершиной в развитии реалистического направления в русской литературе явились два великих писателя: Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

Ф.М. Достоевский (1821 – 1881), сложившийся как писатель под влиянием гоголевской "натуральной школы", обратился к теме "униженных и оскорбленных". Глубокий психолог и гуманист, он поставил в своих произведениях важнейшие проблемы времени. Осудив анархический бунт ("Преступление и наказание "), высказав гениальное предвидение о разрушительной силе революции и революционерах ("Бесы "), резко критикуя мир зла ("Братья Карамазовы"), Достоевский мечтал создать образ истинно прекрасного человека (князь Мышкин, роман "Идиот ", Алеша Карамазов роман "Братья Карамазовы "). В центре его внимания – социальные противоречия и противоречия человеческой души – "две бездны": "идеал Мадонны и идеал содомский", примирить которые Достоевский пытался евангельскими принципами смирения и всепрощения.

Л.Н. Толстой (1828 – 1910) – трезвый реалист и великий психолог, изобразивший "диалектику души" (Чернышевский) своих героев, создатель эпопеи "Война и мир ", романов "Анна Каренина " и "Воскресение ". Творчество Л.Н. Толстого, отразив целую эпоху в истории России, поражает силой правды и художественным совершенством. "Судьба человеческая, судьба народная" – вот основные проблемы его произведений, представляющих собой гигантскую и всеобъемлющую картину непрерывного движения жизни, времени, исторического процесса.

Русская литература II половины XIX века дала и великую поэзию: Н.А. Некрасов (1821 – 1878) с глубокой болью писал о тяжелой доле русского народа, воспевал его духовную красоту, русскую природу. Значительный вклад в развитие литературы, эстетических воззрений общества внесли Ф.И. Тютчев (1803 – 1873), А.А. Фет (1820 – 1892) и др. Создателем русского национального театра явился А.Н. Островский (1823 – 1886).

Реализм, демократизм, народность – основные черты русскогоизобразительного искусства этого периода. Один из ведущих художников 60-х годов – В.Г. Перов (1834 – 1882), критический реалист, автор картин "Чаепитие в Мытищах", "Последний кабак у заставы", "Проводы покойника" и другие Значительное место в его творчестве занимают портреты (Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского и другие деятелей русской культуры.).

Перов В.Г. – один из организаторов Товарищества передвижных выставок, возникшего по инициативе Г.Г. Мясоедова (1835 – 1911), Н.Н. Ге (1831 – 1894), И.Н. Крамского (1837 – 1887). Товариществу принадлежит ведущая роль в последующем развитии русского искусства, получившего название "передвижничества".

Передвижники ставили основной задачей многостороннее отображение современной жизни. Активно участвовали они в развитии национальных художественных школ в России . Передвижники разрабатывали все жанры изобразительного искусства, особенно бытовую картину, историческую, портретную и пейзажную живопись. Большую роль в деятельности передвижников, и не только их, но и писателей, композиторов второй половины XIX века сыграл В.В. Стасов (1824 – 1906), борец за народность и демократизм в искусстве.

Талантливым художником и теоретиком искусства был И.Н. Крамской (1837 – 1887). Обладая редким даром психолога, он создал портреты великих людей России: Л. Толстого, Ф. Васильева, И. Шишкина и других. Обращался он и к людям из народа (портрет полесовщика. Мины Моисеева). Крамской создает и сюжетно-композиционные картины, наиболее значительная из них – "Христос в пустыне", где воплощен идеал прекрасного человека, принесшего себя в жертву общечеловеческим интересам и нашедшего в этом свое счастье.

К бытовой живописи обратились художники В.М. Максимов (1844 – 1911; "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу"), Г.Г. Мясоедов (1835 – 1911; "Земство обедает"), А.И. Корзухин (1835 – 1894; "В монастырской гостинице"), В.Е.Маковский (1846 – 1920; "Крах банка", "Свидание", "На бульваре"). Особой глубиной творческих замыслов отличались произведения Н.А. Ярошенко (1846 – 1898): "Кочегар", "Заключенный", "Студент", "Курсистка", портреты Г.И. Успенского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П.А. Стрепетовой и других

Наиболее ярко особенности русской живописи этого периода воплотились в творчестве И.Е. Репина (1844 – 1930). Его творческая деятельность была исключительно разнообразна. Крупные полотна на сложные современные и исторические темы перемежались с галереей портретов. Блестящее мастерство рисунка и композиции, свежесть колорита сочетались с живым и страстным темпераментом. Под непосредственным впечатлением жизни созданы картины "Бурлаки на Волге ", "Протодьякон", "Крестный ход в Курской губернии". Образы революционеров-народников запечатлены в работах "Арест пропагандиста", "Отказ от исповеди", "Не ждали". Талант исторического живописца раскрылся в полотне "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года ". Глубоко показал художник мир передовых деятелей русской культуры (портреты М. Мусоргского, Л.Толстого, хирурга Н. Пирогова и другие).

Великим историческим живописцем России был В.И. Суриков (1848 – 1916). Народ – главный герой его картины "Утро стрелецкой казни". С поистине шекспировской силой показана трагедия бывшего всемогущего вельможи в полотне "Меншиков в Березове ". Образ сильной духом героини создал Суриков в картине "Боярыня Морозова ". Он автор батальных полотен ("Переход Суворова через Альпы ") и других композиций. Эпическому настроению его картин соответствует богатый и сложный колорит.

С народным творчеством, историей народа связал свои произведения В.М. Васнецов (1848 – 1926): "После побоища Игоря Святославича с половцами", навеянное "Словом о полку Игореве"; "Аленушка", "Богатыри", "Баян" и другие. Значительные достижения русского искусства в батальной живописи проявились в творчестве В.В. Верещагина (1842 – 1904) "Апофеоз войны", "На Шипке все спокойно" и другие).

Любовь к родине, родной природе воодушевляла творчество мастеров русского пейзажа: А.К. Саврасова (1830 – 1897; "Грачи прилетели "), Ф.А. Васильева (1850 – 1873; "Мокрый луг", "В Крымских горах"), И.И. Шишкина (1832 – 1898; "Среди долины ровныя", "Утро в сосновом лесу", "Корабельная роща" и другие); А.И. Куинджи (1842 – 1910; "Ночь на Днепре"), И.И. Левитана ("Над вечным покоем", "Вечерний звон", "Березовая роща", "Владимирка" и другие).

Реалистическое направление в русскойскульптуре воплощал М.М. Антокольский (1843 – 1902), обратившийся к темам русской истории: Иван Грозный, Петр I, Нестор-летописец, Ермак.

XIX век – эпоха создания русской национальноймузыки. Ее основоположником явился М.И. Глинка (1804 – 1857). Мечтая о создании национальной оперы. Глинка обратился к русской истории XVII века, к подвигу простого крестьянина Ивана Сусанина. Музыка оперы "Жизнь за царя " своими интонациями, строем была близка народным мелодиям. Волшебным цветком, возросшим на русской почве, называли современники вторую оперу Глинки на сюжет пушкинской поэмы "Руслан и Людмила ". Глинка – автор проникновенных романсов, хоровых, оркестровых произведений.

Традиции Глинки развивал в своем творчестве А.С. Даргомыжский (1813 – 1869), автор оперы "Русалка" на сюжет драмы А.С.Пушкина, романсов на темы русской жизни ("Титулярный советник" и другие)

Во второй половине XIX века возникает "Вольное содружество пяти" русских композиторов, названное В. Стасовым "Могучей кучкой ": М.П. Мусоргский (1839 – 1881), М.А. Балакирев (1837 – 1910), Ц.А. Кюи (1835 – 1918), А.П. Бородин (1833 – 1887). Н.А. Римский-Корсаков (1844 – 1908). Народ, русская история, судьба родины – основные темы творчества этих композиторов. В числе их лучших созданий – народно-музыкальные драмы Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина", опера Бородина "Князь Игорь" и "Богатырская" симфония, поэтические и сказочные оперы Римского-Корсакова: "Снегурочка", "Золотой петушок", "Садко", многочисленные симфонические, оркестровые и вокальные произведения, обработка народных мелодий.

Великой страницей истории русской музыки явилось творчество П.И. Чайковского (1840 – 1893). Поразительна сила его творческой энергии: десять опер ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта", "Черевички" и другие), три балета ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик"), шесть симфоний, три фортепьянных концерта и один для скрипки с оркестром, около ста романсов, множество пьес для фортепиано и скрипки... О могуществе творческих сил, таящихся в людях, о силе любви говорит его музыка. Не случайно своей последней симфонии он хотел дать название "Жизнь".

РУССКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВЕКА

Этот период отмечен сложностью социокультурной обстановки в России. Эпоха русско-японской и первой мировой войн, трех революций, грозных катастроф и социальных взрывов.

В то же время конец XIX – начало XX вв. отмечены достижениями научно-технического прогресса. Внедрение электричества в промышленность, появление автомобилей и аэропланов, открытие радио- и рентгеновских волн – все меняло облик страны, быт людей. В начале века появились первые русские города более чем с миллионным населением. С весны 1896 г. сначала в Петербурге и Москве, а затем и в других крупных городах (в 1903 – 1904 гг) стал функционировать кинематограф. К 1913 г. в России насчитывалось более 1400 кинотеатров.

Общий процесс развития русского искусства протекал противоречиво, поражая многообразием художественных методов, школ, направлений,

В русской художественной культуре этот период получил название Серебряного века , наступившего вслед за Золотым, воплотившим высшие достижения русского искусства.

Своеобразие художественной культуры Серебряного века можно охарактеризовать как параллельное развитие реалистического направления и ряда нереалистических тенденций, объединённых именем авангарда. Как утверждает искусствовед В. Ванслов: «В XX веке реализм и авангардизм оценивали в борьбе и взаимоотрицании».

Художественную значимость и плодотворность сохраняет реализм. Достаточно привести в пример творчество Л.Н. Толстого (1898 – 1910) – драматургия («Плоды просвещенгия» ­ 1891; «Живой труп» – 1900; проза – «Крейцерова соната» ­ 1891; «Отец Сергий» – опубл. в 1912, «Хаджи-Мурат» – опубл. 1912; религиозно-философские искания – «Исповедь» ­ опубл. В 1906 г. и другие.

На рубеже веков реалистические тенденции с элементами импрессионизма воплощаются в прозе и драматургии А.П. Чехова (1860 – 1904), связанный с Московским художественным театром, творчеством К. Станиславского и В. Немировича-Данченко: проза – «Палата N 6» – 1892, «Дом с мезонином» – 1896; «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник» ­ все в 1898; драматургия – «Дядя Ваня», «Чайка» ­ 1896; «Три сестры», «Вишнёвый сад» – обе 1904.

Развивают реалистические тенденции русской классической литературы А. Куприн, И. Бунин, В. Вересаев. В наши дни их направление получило название неореализма .

А. Куприн (1870 – 1953) – «Листригоны» (1907-1911); «Гамбринус» – 1907, «Гранатовый браслет» – 1911, «Анафема» – 1913. Следует отметить, что Куприн жил в Крыму в Балаклаве; именно её жителям-рыбакам посвящена повесть «Листригоны» 1907-1911.

И. Бунин (1870 – 1953) – Нобелевский лауреат, с 1920 в эмиграции. В России: «Антоновские яблоки» – 1900, «Господин из Сан-Франциско» – 1915, «Лёгкое дыхание» – 1910 и другие. В то же время И. Бунин – выдающийся поэт: «Листопад», 1981; певец любви («Тёмные аллеи» и другие), блестящий стилист, мастер языка.

В. Вересаев (1867 – 1945) в повестях и рассказах "Без дороги" – 1895, "Поветрие" – 1989, "Два конца" – 1899-1903, "Записки врача" – 1901 и других поставил вопросы о судьбе русской интеллигенции переломного периода. Романы Н.Г. Гарина-Михайловского (1852 – 1906; "Детство Темы", "Гимназисты", "Студенты", "Инженеры"). "История моего современника" (опубликовано в 1922 году) В.Г. Короленко (1853 – 1921) явились достоверным повествованием о духовной жизни и исканиях русской молодежи.

В этот период начинается творческий путь М. Горького (1868 – 1936), создающего на рубеже веков реалистические повести, рассказы и романы ("Фома Гордеев", – 1899, "Трое" – 1901) и пьесы ("Мещане" – 1902, "На дне" – 1902, "Дачники" – 1905, "Враги" – 1906 и другие). По инициативе Горького организуется издательство "Знание", объединяющее писателей-реалистов (Н. Телешов, А. Серафимович, И. Шмелев, Е. Чириков и другие). В то же время М. Горький – автор романтических произведений: «Сказки об Италии», 1911 – 1913, «Старуха Изергиль», 1895 и другие.

Наряду с реализмом, неореализмом в литературе рубежа XIX – XX вв. и в Европе, и в России формируются нереалистические направления, в том числе символизм . Концепция символизма объединила поэтов двух поколений:

«старшие» символисты (поэты 90-х гг.): З. Гиппиус (1869 – 1921), Д Мережковский (1865 – 1911), В. Брюсов (1873 – 1924), Ф. Сологуб (1865 – 1941) и другие.

«младшие» символисты – поколение 1900-х гг.: А. Блок (1880 – 1949), А. Белый (1880 – 1934), Вяч. Иванов (1866 – 1949) и другие.

Вслед за Рембо, Маларие, Бодлером русские символисты, основываясь на поэтике символа, стремились воссоздать ирреальное художественное пространство, эффект неопределённости, что сближало их с поэтикой романтизма. Провозглашалось творческое начало (теургия, жизнетворчество), взаимозаменяемость способность к синтезу искусств (С. Булгаков: «...всякое искусство в глубине своей есть всеискусство...», Ш. Бодлер – закон «всеобщей аналогии»). Философской основой стали идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и других.

Объединяло столь различных мастеров учение Вл. Соловьёва : идеи «цельного творчества», подчинение материи идеальному божественному началу.

К. Бальмонт – «В безбрежности», 1895; «Будем как солнце», 1902;

А. Белый – «Золото в лазури», 1904; «Северная симфония, 1904;

А. Блок – «Возмездие», 1908 – 1913; «Стихи о Прекрасной Даме», 1904, 1905; «Соловьиный сад», 1915 и другие.

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее ­ увековечить,

Безличное ­ вочеловечить,

Несбывшееся ­ воплотить!

А. Блок, «Ямбы»

В развитии форм, музыкальности языковых средств русского стиха, в обогащении "страны русской поэзии" А. Блок, В. Брюсов, в лучших произведениях А. Белый, К. Бальмонт, Ф. Сологуб многое сделали и по праву утвердились как значительные мастера. Творчество А. Блока составило эпоху в русской культуре (циклы "Возмездие", "На поле Куликовом", "Родина", "Ямбы" и др.), отразив сложности и противоречия русского искусства этого периода.

Новое направление русского модернизма–акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила) представляли крупнейшие поэты XX века. Манифестом акмеизма явилась статья Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм», отразившая его художественную направленность. Одной из форм организации стал «Цех поэтов», к которому принадлежали: Н. Гумилёв (1886 – 1921), А. Ахматова (1889 – 1966), О. Мандельштам (1891 – 1938).

В центре эстетики акмеистов – проблема величия слова, благоговейное отношение к родному языку. Программным явилось стихотворение Гумилёва «Слово»:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонил лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом
Словом разрушали города…

Судьба этих поэтов трагична: Н. Гумилёв был расстрелян (1921 г.), в лагерях скончался О. Мандельштам (1938 г.).

Анна Ахматова в более поздних произведениях – «Реквием », «Поэма без героя » отразила трагизм эпохи 30-х гг. XX века. Она была признана великим русским поэтом, стала совестью поколения.

В грозном военном 1942 г., 23 февраля, она написала стихи в которых русское слово назвала достоянием народа, символом его мужества и бессмертия.

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, ­
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

Бурно развивается направление, получившие название русского авангарда. Из направлений авангарда в России наибольшее развитие получил футуризм , впоследствии преобразованный в кубофутуризм.

В предыдущих разделах книги было отмечено, что родиной футуризма была Западная Европа, а его основоположник – Томазо Маринетти, молодой итальянский поэт, опубликовавший в 1909 г. в Париже «Первый манифест футуризма». «Главным элементом нашей поэзии – заявил Маринетти, – будут храбрость, дерзость и бунт».

Автор позиционировал «наступательное движение», не только «гимнастический шаг» как определяющие особенности своего направления, но даже скорость «гоночного автомобиля», объединяя всё это «красотой быстроты» и динамизмом, разрушительной силой.

Русский футуризм, хотя и был во многом схож с итальянским, но не был столь монолитен. В. Маяковский (1893 – 1930), В. Хлебников (1885 – 1922), А. Кручёных (1886 – 1968), наконец, Д. Бурлюк (1883 – 1967), получивший прозвище «отец футризма», были яркими индивидуальностями, экспериментаторами. После посещения Маринетти России (1914 г.) Д. Бурлюк и В. Каменский опубликовали письмо, где утверждали: «Мы с итальянскими футуристом ничего общего, кроме клички, не имеем».

Футуристы ставили задачу создания «синтетического» искусства», объединяющего все виды художественной деятельности. Исходя из этого синтетичность, синтез искусств – отличительные черты творческого стиля мастеров-футуристов.

Они были и поэты, и художники, и деятели театра.

Я сразу смазал карту дубня,

Плеснувши краску из стакана,

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

В. Маяковский (1913)

Футуристы занимались языкотворчеством (В. Маяковский, В. Хлебников), поисками новых живописных форм (Д. Бурлюк, А. Крученых, А. Экстер, М. Гончарова, В. Ларионов и другие), проводили диспуты, организовывали выставки. Плодотворным явилось обращение к примитивизму , народному лубку . Художники – авангардисты особое внимание уделял проблемам формы: композиционные решения, цвет и линия, ритм, фактура и т. п.

Характеризуя своеобразие русского авангарда, Дм. Сарабянов подчеркивал, что его деятели решали «общие проблемы бытия»: соотношения земного и космического (Малевич), приоритета духовного над материальным (Кандинский), единства человечества в его историческом, современном и будущем состоянии (Филонов), реализации человеческой мечты в «её слиянии с людской памятью (Шагал). «Эти проблемы решались не в философски трактах, а в живописных формулах, а эти формулы получили философскую окраску». Футуризм в русской поэзии нашел выражение в творчестве Д. Бурлюка (1882 – 1967), В. Хлебникова (1885 – 1922), А. Крученых (1886 – 1968). Ярчайшим поэтом, в творчестве которого отразились черты футуризма, явился В. Маяковский (1893 – 1930), расширивший границы своей поэзии, ставшей криком боли завоеванного городом человека ("Владимир Маяковский", "Облако в штанах" и другие)

Певцом родной природы, выразителем сокровенных тайн человеческой души явилась поэзия С. Есенина (1895 – 1925): сборники «Радуница » ­ 1916; «Голубень » ­ 1918, «Персидские мотивы » ­ 1925, поэмы «Анна Снегина » ­ 1925, «Черный человек » ­ 1926 и другие. Мир человека и мир природы в поэме С. Есенина неразделимы. Он проникновенно писал:

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек

Недолгий жизненный и творческий путь поэта отразил и противоречия действительности, и сложности его личности. Но основным направлением его поэзии всегда была любовь к Родине, её культуре, природе, к русскому слову:

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, ­
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".

В начале 19 века у людей вырос интерес к литературе и искусству. Человека на то время увлекала философия, исторические произведения, классическая трагедия и комическая опера. Люди стали заниматся коллекционированием и собирать книги. Устраивали домашние спектакли и посещали музыкальные вечера.

Начало "Золотого века" и новые веяния в культуре

Главным направлением в русском и европейском искусстве этого века был классицизм. В основу произведений классицизма входили идеи служения государю и Отечеству.

Сентиментализм возник перед Отечественной войной 1812. В отличие от классицизма, внимание уделялось к чувствам и переживаниям людей.

Новым направлением стал романтизм. В русском романтизме внимание уделялось традициям, отечественной истории.

Реализм получил развитие в 20-50х годах - изображали окружающую действительность. Новым стилем стал критический реализм - выявлял плохие стороны жизни и требовал перемен.

В первой половине 19века русская литература вступила в "золотой век". Писатели обращались к историческому прошлому страны, обсуждали важные общественные проблемы. Романтические произведения создавали великие поэты - Пушкин и Лермонтов, в их работах присутствовал оптимизм и активная борьба за идеалы.

В критическом реализме проявил себя Гоголь, одним из ярких его произведений является повесть "Шинель".

Реалистичный мир показал читателю Островский в драмме "Свои люди - сочтемся", работал по темам быт, купечество.

Тургенев писал произведения на тему крепостной деревни и крестьян, к которым он отнесся с симпатией и теплотой.

Театр и живопись

В театре в 20-30 годах особое внимание уделялось героико-трагедийным пьесам, в которых главным акцентом были переживания героев. С 40х годов тема театра связана с реалистическими направлениями. В реализме хорошо проявил себя великий актер театра М.С. Щепкин. Каждая его роль в театре была крупнейшим событием для Москвы.

Петровский театр в Москве в 1824 году разделили на Большой и Малый.

В живописи происходит отказ от классицизма, растет интерес к жизни не только богов и царей, но и простых людей.

Кипренский и Тропинин были портретистами и работали в стиле романтизма. Кипренский создал портреты Пушкина. Тропинин любил рисовать человека за любимым делом. Критическим реализмом занимался Федотов. В картинах выражал главные социальные проблемы.

Архитектура

В архитектуре классицизм был дольше чем в других областях творчества. В начале 19 века внимание обращалось к стилю ампир - главным было четкость линий, богатые украшения. Главным были скульптуры которые дополняли оформление зданий. В стиле ампир строились здания правительства, театры, храмы.

В начале 19 века застраивались Москва, Петербург и центральные части крупных городов. Губернские города перестраивались по специальным технологиям. В центральной части были не только соборы и дворцы, но и новые здания - музеи, школы, библиотеки, театры.