Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские игры  /  Игры и конкурсы в летнем лагере

Игры и конкурсы в летнем лагере

Летом немало ребят проводят время в школьных лагерях. Чтобы организовать детям интересный досуг, необходимо заранее продумать программу. Можно приготовить для пришкольного лагеря игры и конкурсы. К тому же такие мероприятия являются не только развлечением, они могут нести и воспитательную функцию.

Интеллектуальные игры и конкурсы для детей лагеря

Игровые методы весьма эффективны в обучении. Различные игры можно использовать для повторения какого-либо материала, для сообразительности. Можно предложить несколько интересных

  1. Маленькие повара. Ребят необходимо разделить на две команды. Одним выдается задание варить суп, а другим - компот. То есть одна команда должна называть овощи, другая фрукты, делают они это по очереди. Кто первым остановится, те и проиграли.
  2. Слова. Этот вариант подойдет на дождливую погоду, когда необходимо организовать досуг в помещении. Дети берут листик, ручку, им предлагается длинное слово, из которого предстоит выделить много коротких. Кто сможет выписать больше слов, тот и победил.
  3. Кто лучше считает? Дети делятся на команды по 8 человек и каждому из них на спину крепятся номерки от 1 до 8 в разброс. Но при этом участники не знают свои цифры, а видят лишь число на спине того, кто стоит впереди. Нужно проявить смекалку и выстроиться по порядку.

Творческие и спортивные игры и конкурсы в школьном лагере

Известно, что развитие должно быть всесторонним. Потому можно предложить ребятам такие конкурсы:

  1. Тяни-толкай. Ребят нужно разделить на команды. Они должны совершить забег на расстояние до 30 м и обратно. Но особенность в том, что бежать будут сразу двое участников от команды и делают они это, прижавшись спинами друг к другу, и взявшись за руки.
  2. Инсценированная песня. Каждая команда должна подготовить постановку под какую-либо песню. Далее можно провести конкурс таких вот музыкальных спектаклей.

Можно придумать немало игр, викторин и конкурсов для детей в летнем лагере, необходимо лишь проявить фантазию и учитывать возраст и интересы ребят.

Досуговое мероприятие для младших школьников 1-4 класса «Своя игра».

Подготовлено учителем начальных классов МАОУ СОШ №58 г. Улан- Удэ Афанасьевой Светланой Анатольевной.

Описание: данное мероприятие может быть проведено как досуговое во время летнего лагеря, а так же как внеклассное в рамках «Недели литературного чтения». Оно рассчитано на детей младшего школьного возраста. Может быть полезным для учителей начальных классов, вожатых и воспитателей летней площадки.
Цель: организация досуга учащихся.
Задачи: разнообразить досуг детей, учить их общаться в неформальной обстановке, следовать правилам игры, способствовать развитию познавательной активности, памяти, внимания, логического мышления.

Ход занятия.

1.Мотивация . Вступительное слово ведущего.
Знакомство с темой: звучит запись музыкальной заставки к телепередаче «Своя игра».
- Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашей игре! Сегодня мы узнаем, кто среди вас самый внимательный и удачливый.
2. Отборочный тур.
-А для начала проведём отборочный тур, чтобы выявить трёх участников, которые и будут соревноваться дальше. Итак, я буду задавать вам вопросы, а жюри внимательно следить, чья поднятая рука была первой. За правильный ответ участник получает одну фишку. Внимание, мы начинаем!
- В каком городе жил Незнайка? (Цветочном)
- Кто съел Колобка? (лиса)
- Кто помог вытащить репку? (мышка)
- Кто разбил золотое яичко? (мышка)
- Как звали няньку Маугли? (Балу)
- Какое лакомство предпочитал Карлсон? (варенье)
- Где Винни нашёл хвостик Иа? (на двери у совы)
- Сколько принцесс- дочек было у морского царя? (шесть)
- Когда Русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря? (в 15 лет)
- Жилище Бабы Яги. (избушка на курьих ножках)
- Имя мальчика, которого унесли гуси- лебеди. (Иванушка)
- Второе название волшебной скатерти. (самобранка)
- Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)
- Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёты. (ступа)
- Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)
- Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (оленя)
- Сколько дней пролежали деньги Буратино на Поле чудес? (нисколько)
- Что попало Каю в глаз? (осколок зеркала)
- Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)
- Кто из героев сказки «Золотой ключик» кукла? (Мальвина)
Подведение итогов отборочного тура, выявление трёх победителей, которые продолжат соревнование.
3.Знакомство с правилами игры.
Вывешивается таблица. Игроки по- очереди выбирают категорию и количество баллов. Если игрок не может ответить, остальные имеют шанс. Если ответ неверен, баллы вычитаются. За одним из табло спрятана «Своя игра»- каждый игрок предлагает свою ставку, отвечает тот, кто даёт больше. «Кот в мешке»- вопрос на любую тему. Игрок может передать ход другому участнику. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество баллов.
Волшебное средство 10 20 30 40 50
Путаница 10 20 30 40 50
Загадки 10 20 30 40 50
Пословицы 10 20 30 40 50
Как меня зовут? 10 20 30 40 50

4. Игра (листы с вопросами- у ведущего). Выбранное жюри ведёт подсчёт баллов.
Волшебное средство
Какое волшебное средство было…
10 У Золушки (хрустальная туфелька)
20 У Буратино (золотой ключик)
30 У девочки Жени из сказки Катаева (цветик- семицветик)
40 У Оле- Лукойе (зонтик со снами)
50 У солдата из сказки Андерсена (огниво)
Путаница
Исправь ошибку в стихотворении:
10 Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Таня)
20 Идёт медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!» (бычок)
30 Зайку бросила лентяйка,
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок. (хозяйка)
40 Жил старик со своею женою
У самого синего моря. (старухой)
50 Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с лягушки глаз не сводит…(вороны)
Загадки
10 Всё ломаю, всё сметаю,
Ничему пощады нет. (вихрь)
20 В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама.(варежки)
СВОЯ ИГРА: Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз. (зима)
30 Брызнешь воду-
Упадёт не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (январь)
40 Сверху голо, снизу лохмато,
Теплом богато, что твоя хата. (шуба)
50 Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз,
Я смогла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (сосулька)
Пословицы
10 Без труда не вынешь (и рыбку из пруда)
20 Семь раз отмерь, (один раз отрежь)
30 Красна птица пером, (а человек умом).
40 Крепкую дружбу (и топором не разрубишь)
50 КОТ В МЕШКЕ: как переводится с греческого слово «фотография»? (фото- свет, графо- пишу)
Как меня зовут?
10 Появилась в чашечке цветка,
А была чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
20 Я- большой друг Чебурашки. (крокодил Гена)
30 Я в 4 года читать научился, в 6 сам себе кашу варил, уехал в деревню жить с говорящим котом. (дядя Фёдор)
40 Кукла с голубыми волосами, учительница Буратино. (Мальвина)
50 Пожилой добрый человек, с которым мы встречаемся 1 раз в год. (Дед Мороз)

5. Награждение победителя призом.

Это интеллектуальная игра, в ходе которой выявляются самые эрудированные, сообразительные и находчивые ребята. Конкурсы для нее подобраны так, что участвовать в них могут сколько угодно человек от отряда. Может быть так, что в одном отряде будет пятеро желающих проверить себя и свои знания, а в другом - один. В каждом конкурсе определяется один победитель. Он получает звездочку, которую потом в Банке можно обменять на «стипендию» (лагерные деньги).

Сценарии для летнего лагеря: интеллектуальные игры

В конкурсах побеждают те, кто:


Дал больше правильных ответов быстрее своих соперников;

Точнее справился с заданием;

Быстрее соперников выполнил задание правильно.

Бывает так, что к концу какого-либо конкурса 2-3 человека идут с одинаковым результатом. В этом случае надо оставить на сцене основных претендентов и с ними продолжить конкурс для точного определения победителя.

Описание конкурсов

1. «Аукцион». Предложите ребятам, в качестве разминки, довольно простой конкурс: надо называть имена существительные, которые начинаются с буквы А и оканчиваются на букву Я.

2. «Да - нет». Предложите ребятам поднимать руку вверх, если они считают прочитанное вами утверждение верным и не делать никаких движений, если они считают его неверным.

Внимание! Или у вас для оценки этого конкурса должны быть очень внимательные помощники, отмечающие правильные ответы всех детей, а делать это надо очень быстро, чтобы конкурс не затянулся.

Или можно отправлять со сцены ребят, давших неправильные ответы после каждого вопроса.

1.1. Ножницы можно заточить, разрезая наждачную бумагу. (Да)

1.2. Можно ли японцу при встрече подарить белые цветы? (Нет. Это цвет траура.)

1.3. Вуаль на дамской шляпке греет. (Да)

1.4. Тачку с овощами легче тянуть за собой, чем толкать впереди. (Да)

1.5. В Саргассовом море застревают корабли, запутываясь в водорослях. (Нет)

1.6. Кит пускает фонтаны воды. (Нет. Он выдувает воздух.)

1.7. В море достаточно золота, чтобы каждого человека на Земле сделать миллионером. (Да)

1.8. Осьминог от страха становится почти черным. (Нет. Белым.)

1.9. Верблюды, во время странствий по пустыням, хранят запасы воды в своих горбах. (Нет. Горбы наполнены салом. За счет него верблюды и живут при полном отсутствии пищи.)

1.10. Каждая седьмая волна выше предыдущих шести. (Нет)

1.11. Божьи коровки кусаются, когда они рассержены. (Нет. Но когда им досаждают, из их суставов сочится кровеобразная жидкость, она едкая и раздражает кожу.)

1.12. Совы слышат, как ползет по земле таракан. (Да)

1.13. Во время брачных боев самцы гадюки забивают противника до смерти. (Нет)

1.14. Летучие мыши могут бегать по земле. (Да)

1.15. Паук-граммастола (мохнатый) ест молодых гремучих змей. (Да)

1.16. В пещерах растут травы-альбиносы. (Да)

1.17. Гигантский кальмар, в погоне за жертвой, развивает скорость свыше пятидесяти километров в час. (Да)

1.18. Ислам - самая старая из мировых религий. (Нет. Самая молодая.)

1.19. Фильм «Черный тюльпан» снят по одноименному роману Александра Дюма? (Нет)

1.20. Роман «Таинственный остров» написал Стивенсон? (Нет. Жюль Берн)

1.21. У кобры есть ядовитое жало. (Нет. Кобра не жалит, как насекомые, а кусает зубами. Через отверстия в них в жертву попадает яд.)

1.22. Самый тяжелый овощ - капуста. (Нет. Тыква.)

1.23. Арабы считают, что сотое Имя Аллаха известно только ослу. (Нет. Верблюду. Поэтому он такой гордый и высокомерный.)

3. «И такой, и сякой». Ведущий зачитывает прилагательные, которые могут стать определениями к одному и тому же слову. Надо быстрее соперников назвать это слово.

3.1. И морская, и пивная, и мыльная... (Пена)

3.2. И снежная, и ромовая, и каменная, и сварливая...(Баба)

3.3. И немецкая, и почтовая, и акцизная... (Марка)

3.4. И финский, и столовый, и тупой, и острый... (Нож)

3.5. И водный, и воздушный, и финансовый, и бурный... (Поток)

3.6. И квадратный, и кубический, и погонный... (Метр)

3.7. И словесный, и фехтовальный, и кровавый... (Поединок)

3.8. И нижнее, и постельное, и тонкое... (Белье)

3.9. И раскидистое, и трухлявое, и фруктовое... (Дерево)

3.10. И радостная, и грустная, и издевательская... (Улыбка)

3.11. И подвижная, и азартная, и старинная... (Игра)

3.12. И пулеметная, и атласная, и клейкая... (Лента)

3.13. И скрытая, и газовая, и одиночная... (Камера)

3.14. И фальшивая, и золотая, и мелкая, и редкая... (Монета)

3.15. И здоровый, и молочный, и гнилой... (Зуб)

3.16. И разбитое, и тонированное, и увеличительное... (Стекло)

3.17. И аристократические, и дурные, и приятные... (Манеры)

3.18. И атласный, и стеганый, и махровый... (Халат)

3.19. И нефтяная, и замочная... (Скважина)

3.20. И сердечный, и предохранительный... (Клапан)

3.21. О коронный, и пустой, и гостиничный, и порядковый... (Номер)

3.22. И английский, и кодовый, и амбарный... (Замок)

3.23. И мертвая, и веревочная, и дверная... (Петля)

3.24. И желтый, и белый, и студенческий, и проездной, и входной... (Билет)

3.25. И игральная, и географическая, и топографическая, и политическая, и масштабная... (Карта)

3.26. И новые, и кленовые, и решетчатые... (Сени)

3.27. И дымовая, и толовая, и острая, и казачья... (Шашка)

3.28. И хоккейный, и теннисный... (Корт)

3.29. И олимпийский, и плюшевый, и косолапый... (Мишка)

3.30. И высокая, и крутая, и медная... (Гора)

4. «Разминка для ума». Надо ответить на вопросы, написанные на билетиках. Ответил - продолжаешь играть дальше, не ответил - выбываешь.

4.1. Назовите то, что есть у любого человека, но не могло быть у библейского Адама. (Пупок)

4.2. Что хороший певец может потерять, а плохому - это все равно не достанется? (Голос)

4.3. Назовите очки, позволяющие держать себя в руках. (Лорнет)

4.4. У какого мастера шкурные интересы. (Скорняк)

4.5. Сидит человек, а вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдет. Где он сидит? (У вас на коленях.)

4.6. У кого ее нет, тот не хочет ее иметь, у кого она есть, тот не может ее отдать. Что это? (Лысина)

4.7. Она ни одной глупости не сделала, а слывет символом глупости. Что это? (Пробка)

4.8. Какое слово мужского рода означает королеву? (Ферзь)

4.9. Как можно три раза наполнить до краев ведро, не опорожняя его? (Сначала насыпать камни, потом песок, потом налить воду.)

4.10. Какому врачу частенько приходится извлекать корень? (Стоматологу)

4.11. Какое архитектурное сооружение вмещает большое количество ума? (Палата)

4.12. Какие яйца никогда никем не были снесены? (Киндер-сюрприз)

4.13. Какой вещи, несмотря на ее небольшой размер, выделяют в квартире отдельную комнату? (Унитаз)

4.14. Из-за какого атавизма вы рискуете попасть под нож? (Аппендицит)

4.15. Что за человек с видимым удовольствием в тысячный раз рассказывает об одном и том же? (Гид, экскурсовод, искусствовед)

4.16. Какого охранника человек создает по своему образу и подобию? (Пугало)

4.17. Кто ходит, сидя? (Шахматист)

4.18. В русском языке есть одно слово, которое всегда произносится неправильно. Что это за слово? (Неправильно)

4.19. Почему мужчина, живущий в Киеве, не может быть похоронен к востоку от реки Волга? (Потому, что он еще жив.)

4.20. Сколько животных взял Моисей в свой Ковчег? (Нисколько. Ковчег был у Ноя, а не у Моисея.)

4.21. Разрешено ли в Туркмении жениться на сестре своей вдовы? (Если жена человека - вдова, то он уже умер.)

22.22. Что становится легче, когда его наполняют? (Воздушный шар)

4.23. Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете? (Вторую)

4.24. Вы обогнали последнего бегуна. Какую позицию вы теперь занимаете? (Это невозможно. Если вы бежите за ним, значит, он не последний.)

4.25. У отца Мэри пять дочерей: 1. Чача. 2. Чече. 3. Чичи. 4. Чочо. Как зовут пятую дочь? (Мэри)

4.26. У входа в Британский Музей стоят двое американцев. Один из них - отец сына другого. Как такое возможно? (Они были мужем и женой.)

5. «Скажи по...». Многие слова пришли к нам из других языков и настолько прижились у нас, что иногда мы забываем, какое значение они имеют у себя на родине. Например, вот что значат латинские слова: абитуриент

(выпускник), монах (одинокий), аббат (отец); арабское слово: бедуин (степняк, житель степей).

Попробуйте сказать по...

по-английски

по-арабски

по-гречески

петушиный хвост

передний

ноль, ничто

золотой цветок

воображение

перламутр

коктейль

талисман

хризантема

фантазия

маргарин

по-голландски

по-испански

по-итальянски

по-китайски

на латыни

по-немецки

по-персидски

полинезийски

по-польски

по-татарски

по-турецки

по-тюркски

по-французски

китайское яблоко

праздничный

первая дама

зеленый листочек

исступленный

учение, школа

удар, толчок

свободный

спокойствие

кукурузное зерно

шейный платок

хлеб с маслом

возрастание

не понимаю

разбойник

свидание

ткань из Китая

мертвая природа

лицом к лицу

жеваная бумага

длинный стул

толчок, удар

апельсин

фестиваль

вендетта

примадонна

бутерброд

крепдешин

натюрморт

папье-маше

по-японски

жирный, тучный

я пропускаю

крутая яма

Фудзияма

6. «Чего и сколько?». Ребятам выдаются карточки по числу вопросов и маркеры. Решив задачу, они должны написать ответ маркером, а карточку поднять над головой.

6.1. Сколько девяток в числах от 1 до 100? (Двадцать)

6.3. Какой знак надо поставить между 2 и 3, чтобы получилось число больше двух, но меньше трех? (Запятую)

6.4. Во сколько раз большее однозначное число меньше большего двузначного числа? (99: 9 = 11 раз)

6.5. Сколько получиться, если из числа, выраженного тремя единицами второго разряда, вычесть число, выраженное пятью единицами первого разряда? (30 - 5 = 25)

6.6. На сколько единиц меньше наибольшее однозначное число, чем наибольшее двузначное число? (99 - 9 = 90)

6.7. Назовите два таких числа, чтобы их сумма и разность равнялись трем. (3 и 0)

6.8. Сколько получится, если из наименьшего семизначного числа вычесть наибольшее шестизначное число? (1)

6.9. Сколько получится, если к наибольшему четырехзначному числу прибавить наименьшее двузначное число? (9999 + 10 = 10009)

6.10. Ребята, наверняка, знают, как пишутся римские цифры в пределах десятка. А вот цифры, обозначающие большие значения, надо будет нарисовать на плакате: L 50, С 100, Д 500, М 1 000.

Ведущий показывает карточки, на которых написаны римские цифры, ребята на своих карточках пишут эти же значения, привычными нам, арабскими цифрами:

6.11. Старославянская нумерация основана почти на том же правиле, как и римская: несколько букв под титлом (это черточка сверху буквы), написанных рядом, обозначают число, равное сумме чисел, обозначенных буквами. При этом, числа меньше тысячи, но больше двадцати - пишутся в том порядке, в котором они произносятся, то есть слева направо. Повесьте перед глазами ребят плакат с рисунком.

Ведущий диктует число по-старославянски. Дети должны написать его арабскими (современными) цифрами:

6.12. При обозначении чисел, меньших 20 и больших 10, буква, обозначающая единицу, ставится впереди буквы, обозначающей десяток. Продиктуйте ребятам следующие числа:

6.13. На плакате написаны китайские цифры. Ведущий произносит цифры по-русски по одной для каждого игрока, дети называют их по-китайски.

7. «Эквиваленты пословиц». Надо назвать русскую пословицу, которая по смыслу совпадает с иностранной.

7.1. Английские пословицы:

7.1.1. Хорошие мысли приходят потом. (Хорошая мысля приходит опосля.)

7.1.2. Богатство создает друзей - нужда их испытывает. (Друг познается в беде.)

7.1.3. Встать в грязь. (Сесть в лужу, калошу.)

7.1.4. Безмолвный, как могила. (Нем, как рыба.)

7.2. Армянские пословицы:

7.2.1. Каждая неудача - назидание. (На ошибках учатся.)

7.2.2. Кто с вороной дружит, будет и в навозе копаться. (С кем поведешься, от того и наберешься. С волками жить по-волчьи выть.)

7.2.3. Что ему ни говори, он все равно своего осла гонит. (Хоть кол на голове теши.)

7.3. Башкирская пословица:

7.3.1. Там, где не знают тебя, уважают твою шубу. (По одежке встречают, по уму провожают.)

7.4. Белорусская пословица:

7.4.1. В свой час и сосна красна. (Всякому овощу свое время.)

7.5. Бурятская пословица:

7.5.1. Первый поросенок слепой. (Первый блин комом.)

7.6. Индонезийская пословица:

7.6.1. Очень резво белка прыгает, но иногда срывается. (Конь о четырех ногах, и то спотыкается.)

7.7. Китайские пословицы:

7.7.1. Будешь экономить в день по горсти - через десять лет купишь лошадь. (Пушинка к пушинке - будет перинка. Копейка рубль бережет.)

7.7.2. Встретит человека - говорит по-человечьи, встретит черта - говорит по-чертовски. (И нашим, и вашим.)

7.7.3. Глаза могут видеть на тысячу ли, но не могут видеть своих ресниц. (Не видит дальше собственного носа.)

7.7.4. Если в горах нету тигра, то и обезьяна князь. (На безрыбье и рак - рыба. Меж слепых и кривой в чести.)

7.8. Литовская пословица:

7.8.1. Не разгрызешь орех - не съешь ядрышко. (Не потопаешь - не полопаешь.)

7.9. Марийская пословица:

7.9.1. Еще соли не пробовал. (Еще молоко на губах не обсохло.)

7.10. Мордовская пословица:

7.10.1. И в пшенице есть сор. (В семье не без урода)

7.11. Немецкая пословица:

7.11.1. Лису ловят лисицами. (Клин клином вышибают.)

7.12. Персидские пословицы:

7.12.1. Во рту козла трава сладкая. (О вкусах не спорят.)

7.12.2. Кислую простоквашу видно по горшку. (Видно птицу по полету.)

7.13. Польская пословица:

7.13.1. С большого облака малый дождь. (Гора родила мышь.)

7.14. Туркменская пословица:

7.14.1. Знающему - светло, незнающему - темно.) Учение - свет, неучение - тьма.)

7.15. Узбекская пословица:

7.15.1. Лучше быть у себя пастухом, чем на чужбине падишахом. (Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе.)

7.16. Финские пословицы:

7.16.1. И у старой лисы голова в кувшине может застрять. (И на старуху бывает проруха.)

7.16.2. По скотине и подстилка. (По Сеньке шапка.)

7.16.3. Коль отец пропьет лошадь, сын пропьет телегу. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

7.16.4. На своем поле плуг не тяжел. (Своя ноша не тянет.)

7.17. Французская пословица:

7.17.1. Разлука - смерть любви. (С глаз долой - из сердца вон.)

7.18. Японская пословица:

7.18.1. С воробьиную слезу. (С гулькин нос. Кот наплакал.)

Примечания:

Кроме того, конкурсы «Аукцион», «И такой, и сякой», «Разминка для ума», «Скажи по...», «Эквивалент пословиц» - можно проводить со всей аудиторией и вручать звездочки каждому, кто первым дал ответ.

Если ребятам захочется, то можно определить самого-самого одаренного ребенка, предложив тем, у кого самое большое (и главное!) равное количество звездочек, сыграть в игру «Самый-самый».

Сценарии для летнего лагеря: конкурсы

Ведущий зачитывает определение - надо быстрее соперника назвать то, о чем идет речь:

8. «Самый-самый».

8.1. Самый глубокий океан. (Тихий)

8.2. Самое соленое море. (Мертвое)

8.3. Самый мелкий океан. (Атлантический)

8.4. Самый большой музыкальный инструмент. (Орган)

8.5. Самый большой струнно-смычковый инструмент. (Контрабас)

8.8. Самый большой остров, принадлежащий России. (Сахалин)

8.9. Самый большой остров на озере Байкал. (Ольхой)

8.10. Самый большой вулкан в России. (Ключевская Сопка)

8.11. Самое маленькое государство в мире. (Ватикан)

8.13. Крупнейшая река мира, текущая с Запада на Восток. (Амазонка)

8.14. Самый холодный полюс на Земле. (Южный)

8.20. Самый крупный город в Западной Европе. (Париж)

8.21. Самый крупный город в США. (Нью-Йорк)

8.22. Самый колючий цветок. (Кактус)

8.27. Самый крупный приток реки Енисей. (Ангара)

8.28. Самое крупное сухопутное млекопитающее. (Слон)

8.31. Самый известный герой книг Ильфа и Петрова. (Остап Бендер)

8.32. Самое большое по площади государство Латинской Америки. (Бразилия)

8.33. Самое распространенное осветительное устройство в России пятнадцатого века. (Лучина)

8.34. Самый известный сочинитель органных произведений. (Иоганн Себастьян Бах)

8.35. Самый длительный сон, в который может погрузиться человек. (Летаргический)

8.36. Самое большое семя. (Кокосовый орех)

8.37. Самое распространенное слово, придуманное чешским писателем Карелом Чапеком. (Робот)

8.38. Самый распространенный во Вселенной химический элемент. (Водород)

8.39. Самое страшное, по разрушительной силе, природное явление. (Землетрясение)

8.40. Самый народонаселенный город Европы. (Москва)

8.41. Самое прирученное в Европе насекомое. (Пчела)

8.42. Самый великий английский драматург. (Уильям Шекспир)

8.43. Самый лучший ныряльщик среди млекопитающих. (Кашалот)

8.44. Наше дерево, разбрасывающее самое большое количество семян в год. (Тополь)

8.46. Самое крупное пресмыкающееся из обитающих сегодня на Земле. (Крокодил)

8.47. Самый легкоплавкий металл. (Ртуть)

8.48. Кто среди обитателей животного мира развивает самую большую скорость (Сокол. Триста километров в час.)

8.49. Самый большой цирк Древнего Рима. (Колизей)

8.50. Самый многочисленный класс животного мира, по количеству видов. (Насекомые)

8.51. Самая большая известная современной науке скорость в природе. (Свет. Триста тысяч километров в секунду.)

8.52. Назовите имя основателя самого первого русского университета. (Михаила Васильевич Ломоносов)

8.54. Самый большой по размерам грызун в России. (Бобр)

8.56. Кто из животных имеет самую большую продолжительность жизни? (Гигантская, или Слоновая, черепаха - 180 лет.)

8.57. Самая древняя (первая) книга по истории и географии Русской Земли. («Повесть временных лет».)

8.58. Назовите море, омывающее самое большое количество государств. (Карибское море омывает 22 государства.)

8.59. Назовите самую морозостойкую птицу. (Домашний гусь выдерживает температуру - 110 С° .)

8.60. Самый знаменитый итальянский оперный театр. (Ла Скала)

8.61 Самое маленькое млекопитающее Земли. (Землеройка)

8.62. Самое высокое сооружение в Вашингтоне. (Капитолий)

8.63. Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)

8.64. Самый народонаселенный город мира. (Мехико)

8.67. Самое высокое сооружение в Париже. (Эйфелева Башня)

8.68. Птица - обладатель самого большого клюва. (Пеликан)

8.69. Млекопитающее, приспособившееся жить на самой большой высоте над уровнем моря. (Як)

8.71. Животное с самыми большими ушами. (Слон)

8.72. Самое высокое млекопитающее. (Жираф)

8.73. Самое крупное млекопитающее, обитающее в наши дни на нашей Планете. (Синий Кит)

8.74. Какие животные собираются в самые большие стада? (Газели. Стадо может занимать площадь 24 километра х 150 километров.)

8.75. Какая птица глубже всех ныряет? (Пингвин)

8.76. Самый маленький по площади материк. (Австралия)

8.77. Самое быстрое морское животное. (Дельфин-касатка)

8.79. У какого животного самый длинный язык? (У муравьеда.)

8.81. У какого морского животного самый длинный рог? (У нарвала-единорога.)

8.82. У каких насекомых самые большие гнезда. (У термитлв.)

8.83. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал)

Материал из Летний лагеря

Общее

Желающих играть в «Что? Где? Когда?» много, поэтому в спортивном ЧГК знатоки играют не против авторов вопросов, а друг против друга. Несколько команд садятся за столы в одном зале, ведущий зачитывает вопросы, а команды сдают ответы в письменном виде, на бланках. Выигрывает, конечно, команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.

Турниры, как правило, состоят из нескольких туров по 12-15 вопросов. Команды, как и в элитарном клубе (в телепередаче), состоят из шести игроков, однако обычно у каждой команды есть запасные игроки, которые могут подменять уставшего или не пришедшего на игру участника.

Вопросы для спортивного ЧГК пишут «авторы-вопросники» - чаще всего те же знатоки. Обычно организатор игры объявляет о наборе вопросов, и авторы, которые не будут играть в данном турнире, отправляют ему составленные ими вопросы. Сочинить хороший вопрос не каждому под силу: ведь главные козыри знатоков при «взятии» вопросов - отнюдь не заоблачная «высоколобая» эрудиция, а способность логически мыслить, развитая интуиция и быстрота соображения. Так, вопросы, требующие от игроков знания малоизвестных фактов, не приветствуются - они скорее подходят для «Своей игры», а не для ЧГК.

В вопросах часто используются «пропуски» или «замены»: требуется разгадать, какой символ, слово или фраза пропущены или заменены. В некоторых вопросах используется раздаточный материал: предмет, картинка или текст.

Правила

  • В команде не допускается единовременное участие в игре более чем шести человек (ограничения снизу нет: случаи, когда игроки выступали в одиночку, известны). Разрешается наличие ограниченного числа запасных игроков в команде и замены игроков между турами.
  • На обсуждение каждого вопроса выделяется 1 минута (для блиц-вопросов, состоящих из произвольного числа вопросов, суммарное время обсуждения составляет также 1 минуту).
  • Ответы сдаются в письменном виде.
  • Основной показатель, по которому определяется место команды, - количество правильных ответов.
  • Если ответ не в точности совпадает с авторским, он может быть зачтён либо игровым жюри (на игре), либо апелляционным жюри (в случае подачи апелляции).
  • Апелляционное жюри рассматривает апелляции двух типов: требования зачёта ответа, удовлетворяющего всем условиям вопроса (так называемая «дуаль»), а также требования снятия вопроса (в случае наличия в нём фактической ошибки или серьёзной фактической ошибки, в зависимости от регламента конкретного турнира).

Вопросы

Для правильного ответа на вопрос ЧГК («взятия» вопроса) должны требоваться один или несколько логических шагов, интуитивный поиск, «озарение» и т. п. Вопросы, требующие от игроков прямого знания малоизвестных фактов, воспринимаются негативно, а вопросы которые не требуют ничего, кроме прямого знания, вообще находятся за рамками игры (распространена аббревиатура ЧЗВЧГКНЯ - «чистое знание вопросом ЧГК не является»).

Распространёнными приёмами для написания вопросов спортивного «Что? Где? Когда?» являются «пропуски» (требуется восстановить пропущенные слова в некотором тексте) и «замены» (требуется понять, какие слова были заменены).

В некоторых вопросах используется раздаточный материал (как правило, отпечатанные картинка или текст).

По построению вопроса могут быть выделены такие разновидности, как одноходовки и многоходовки (в зависимости от числа необходимых для взятия логических ходов), «мозаики» (об объекте вопроса сообщаются различные факты, по которым нужно определить объект) и пр.

К некачественным вопросам относят «гробы» (вопросы, которые из-за их недостатков или чрезмерной для турнира данного уровня сложности не смогла взять ни одна команда из игравших на турнире; впрочем, некоторые «гробы» являются очень качественными), «детские вопросы» или «гайки» (вопросы, которые взяли все команды), «свечки» («засвеченные» вопросы - то есть те, которые полностью или частично повторяют игравшиеся ранее), вопросы с дуальными ответами (это либо альтернативные ответы, которые полностью удовлетворяют всем фактам вопроса и, следовательно, должны быть засчитаны, либо «логические дуали» - ответы, которые столь же логичны, как и авторский, но прямо противоречат фактам вопроса, и поэтому не должны засчитываться), некорректные вопросы (базирующиеся на ложных фактах - такие вопросы могут быть сняты апелляционным жюри, если регламент турнира предусматривает это).

Вариант для младших

Целью этой игры является активизация познавательной деятельности ребенка. В процессе игры у ребят также формируются чувства партнерства наряду с чувствами индивидуализма, как свойств личности, умения переносить полученные знания в нестандартные условия.

В игре участвуют любое число команд, но минимум две. Состав команды может колебаться от 6 до 20 человек. Каждая команда должна выбрать себе капитана и придумать себе название. Игра проводится в актовом зале или другом большом помещении, на стенах которого развешены плакаты с названием игры. На сцене находится стол для ведущего. За ведущим расположено табло для счета игры.

Во время игры все команды сидят в зале. В начале игры ведущий еще раз объясняет правила игры. Правила игры: ведущий зачитывает вопрос и дает одну минуту для обсуждения всем командам. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого в течение 20 секунд команды должны сдать в письменном виде свои ответы ведущему. По истечении 20 секунд звучит второй звуковой сигнал, после которого ответы от команд больше не принимаются. Ведущий быстро просматривает листочки с ответама команд и перед тем как он сообщает правильный ответ он может зачитать, не называя при этом команды, которая сдала этот листок, “оригинальные ответы”. Далее ведущий произносит правильный ответ и результаты первого вопроса вносятся на табло. Если команда правильно ответила на вопрос, она получает один балл. При этом в скобках записывается рейтинг вопроса - число команд, которые не ответили на вопрос. Далее игра продолжается и задается следующий вопрос. В перерывах между вопросами можно включать музыку (продолжительностью около 5 секунд каждая). После того как ведуший прочитает половину вопросов, для того чтобы команды немного отдохнули, можно включить какой-нибудь музыкальный номер (музыкальная пауза). После музыкальной паузы игра возобновляется. Команда, победившая в игре (набравшая большее количество очков) награждается медалями победителей, именными дипломами чемпионов игры Что? Где? Когда?, а также памятными призами. Если две команды набрали одинаковае число баллов, то для выявления победителя смотрится сумма рейтига всех вопросов. У кокой команды он больше та и победила в игре. Проигравшие команды получает поощрительные призы. При большом числе участвующих каманд возможно выделение мест (с первого по третье). Также возможен особый приз команде за самую оригинальную версию ответа.

Теперь самое главное вопросы для игры:

1. Свинья, собака, ворона, заяц. Эти животные известны всем малышам. Назовите имя хотя бы одного из них? (Хрюша, Филя, Каркуша, Степашка). 2. В старину в Сибири был такой обычай - каждый пуд добытого металла отмечался выстрелом из пушки. Какой металл обладал такой почестью. (Золото). 3. В одном из российских городов организована служба спасения, идентичная американской службе спасения 911. В эту службу вошли пожарные, милиция и скорая помощь. Какой номер телефона у российской службы? (1-2-3). 4. Хищник семейства псовых, жвачное полурогое животное, растение семейства крестоцветных. С 18 века известна логическая задача с участием этой троицы. Сформулируйте эту задачу. (Задача о том, как перевезти через реку волка, козу и капусту, если лодка выдерживает не более одного из них). 5. Определение из словаря Владимира Ивановича Даля: “Сказочное лицо вроде вечного жида” Кто же это? (Кощей Бессмертный). 6. Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Водовзводная. Как вы думаете, какая деталь этих башен Московского кремля является общей для них и ни на одной из других башен не встречается? (Рубиновые звезды). 7. Изобретенный в III веке нашей эры в Китае прибор по имени “чи-нан” заменил мореходам птиц. Что это был за прибор? (Компас). 8. В 312 году в Риме вместо старой серебряной монеты была выпущена новая, золотая - “солидус”. Далее от названия этой монеты произошло название итальянского “сольдо”. А от последнего возникло название военного человека. Что это за название? (Солдат). 9. Красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий, голубой. Какого цвета в данном списке не хватает? (Фиолетовый). 10. Вы несомненно любите остросюжетные произведения. Вот сюжет одного из них: Во время прогулки неожиданно найден клад. По случаю находки состоится праздник, который омрачен появлением коварного злодея. Жизнь героини в опасности, но в последний момент появляется герой и убивает злодея. Все заканчивается свадьбой. как зовут героиню произведения? (Муха-Цокотуха). 11. Конструкция из пяти букв “Х” и четырех букв “О” по английски называется “тик-так-тоу”. Как она называется по русски? (Крестики-нолики). 12. До войны во многих кинотеатрах СССР с успехом шли фильмы Чарли-Чаплина. Кто озвучивал роли Чаплина? (Никто. Эти фильмы немые). 13. Детей обычно приносит аист, или их находят в капусте. А кого можно найти в апельсинах? (Чебурашку). 14. Фильм “Подвиг Геракла” 1956 года, имел такой успех, что миллионы мальчишек стали по утрам делать... Что? (Зарядку). 15. В 1991 году они погубили в Америке 67 детей и ранили около 160 тысяч. Социологи подсчитали, что каждая шестая из них таит в себе опасность для ребенка. Но практически все родители пренебрегают этим предупреждением. Что это за опасности? (Игрушки). 16. В древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали модлотками, добавляли клей, заливали водой и все это просеивали через мелкое сито. Массу осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Как мы называем полученное таким образом изделие? (Бумага). 17. В конце июля в Гааге прошел слет. Все его участники называли себя Николаями. Один из вопросов слета был о трудностях проникновения в дом через печные трубы. Как бы назвал себя предстовитель России на этом слете? (Дед Мороз). 18. В романе английского писателя Томаса Хардли рассказыва-ется, что когда одна девушка из бедной семьи собиралась в гости, мать завешивала окно ее комнаты снаружи черным плащом. Для чего она это делела? (Так окно можно использовать как зеркало). 19. В Непал из Индии в 1965 году через три горных цепи на бамбуковых носилках несли королевскую покупку, для которой специально было построено 1,5 км асфальтовой дороги вокруг дворца. Что это была за покупка? (Автомобиль). 20. Одного звали Филлипп, второго Руфольд. Дважды они пытались ограбить некую квартиру, причем во второй раз вещи они крали по привычке, а целью их был человек, кстати, помешавший им совершить обе кражи. Назовите этого человека. (Карлсон). 21. Один из вариантов этого изобретения действовал при соприкосновении с серной кислотой, другой - когда стеклянную головку раздавливали щипцами. Шведский вариант давал результат при трении о шершавую поверхность. Усовершенствованным вариантом мы пользуемся и сейчас довольно часто. О чем идет речь? (Спички). 22. Валентину пикулю приходило много писем. Иногда он говорил жене: “А вот это письмо я читать не буду, поскольку в нем написана гадость”. Что интересно, практически всегда, этот прогноз оказывался точным. А как писатель угадывал содержание письма, не вскрывая конверта? (Это письмо было без обратного адреса (анонимное)). 23. Праздник Ивана Купалы на Руси всегда отмечался с весельем и ночным гуляньем. Одно из развлесений было прыгание через костер. Однако, иногда Купальский костер заменяли кучей стеблей некоего растения. Какого? (Крапива). 24. Процедура выяснения обстоятельств любого дела в римском суде состояла из семи вопросов. Вот четыре из них: Кто? С чьей помощью? Для чего? Каким образом? Назовите три оставшихся вопроса. (Что? Где? Когда?).

Детский мир уникален. Он обладает своей лексикой, своими нормами, своими кодексами чести и забавами. Это признаки волшебной страны, имеющей название «Игра». Эта страна необыкновенно радует, увлекает детей, заполняет собой все время и является делом очень важным. Малыши живут и развиваются в игре. И не только малыши. Игра захватывает всех своей притягательной романтикой, волшебством и неповторимостью. Бытует мнение, что каждое поколение увлекается своими играми. И это правда. Изменяется время, изменяется культура, изменяется игра. Сегодня сформировалось новое направление, названное «Интеллектуальная игра для детей».

Эти игры помогают раскрыться талантливым, необычайно эрудированным детям, для которых наука, новые знания, многообразие творчества носят первостепенный характер. В отличие от научных конференций, разных олимпиад и факультативов, интеллектуальная игра для детей превращает серьезную деятельность в красочное зрелище, в захватывающее состязание, в яркий праздник. Поэтому такие игры нравятся не только детям. В них с удовольствием принимают участие подростки, студенты. И даже взрослые, заинтересовавшись игрой, с удовольствием присоединяются к играющим.

Правильная организация отдыха имеет большое значение. Умственные нагрузки, холодная пора года сильно истощают физическое и психологическое состояние ребенка. Поэтому летом просто необходимо отдохнуть. Грамотно организовать процесс творческой самореализации, обогащения дополнительными знаниями может только интеллектуальная игра в лагере. Такие игры - творческая деятельность, в которой дети демонстрируют свое понимание жизни, раскрывают мысли, стремления, а подчас и чувства.

Примеры игр

«Сложный ответ»

Один из детей (выбранный ведущий) задает очень простые вопросы, подразумевающие ответы «Да», «Нет». Остальные участники игры должны дать ответ, при этом использовать слова «Да», «Нет» категорически запрещено.

«Диспут»

Все дети разделяются на две команды. Вожатый или воспитатель раскрывает детям определенную тему. Первая команда должна утверждать, пытаясь доказать известными фактами, а вторая - напротив, должна найти факты, чтобы доказать противоположную сторону.

«Составь пословицу»

Детям выдают листочки с написанными двумя словами. Из этих слов нужно составить пословицу. Например, слова: свет - тьма. Выигрывает тот ребенок, который первый правильно озвучит известную пословицу.

Все дети любят сказки. Именно поэтому в советское время все лагеря проводили конкурс на лучшее театрализованное представление известных сказок. Сегодняшние дети не очень любят участвовать в таких спектаклях. Поэтому интеллектуальная игра для детей, включающая в себя множество различных сказок, будет очень полезна.

Сценарий игры «Мир сказок»

В такой игре предполагается наличие четырех команд-отрядов.

Конкурс 1

Называется любая сказка. На последнюю букву этой сказки нужно назвать новую. Действие происходит по кругу. Выбывает из участия команда, не подобравшая в течение 5 секунд необходимого названия сказки.

Конкурс 2

Необходимо придумать хвалебную оду любому Всем командам выдаются заготовленные рифмы:

галка - палка,
носок - песок.

Конкурс 3

Продумать и театрализовать встречу трех абсолютно разных персонажей. Например, таких как:

  • Конек-Горбунок, Алладин, Баба-Яга.
  • Русалочка, Старик-Хоттабыч, Винни-Пух.
  • Змей Горыныч, Золушка, Маугли.
  • Красная Шапочка, Пятачок.

Конкурс 4

Капитаны тянут жребий. Каждая команда получает свою сказку. Не употребляя слов, исключительно пантомимой, команда должна продемонстрировать сказку, чтобы зрители угадали ее название. Варианты сказок:

  • «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».

Конкурс 5

Продумать и театрализовать небольшую сказку-историю, в которой будут применены три волшебных предмета: скатерть-самобранка, ковер-самолет, магическое зеркало.

Конкурс 6

Театрализовать известную сказку «Три поросенка» в национальном стиле. Можно использовать африканский стиль, индийский, английский. В этом действии учитывается подбор соответствующих животных, передача колорита, подражание стилю и даже акценту.

Такой сценарий интеллектуальной игры можно дополнять конкурсами, если дети войдут в азарт. Для этого нужно заранее заготовить несколько дополнительных конкурсов. По окончании, конечно, подводится итог, и награждаются победители - как лучшие сказочники.

В мире существует некоторый досадный стереотип - креативное развитие направлено на развитие маленьких детей или младших школьников. Зачастую в школах и лагерях тщательно подбираются интеллектуальные игры для младших школьников. Но подростки и старшеклассники также нуждаются в развитии творческого и креативного потенциала. Именно поэтому предложите старшим детям создать клуб интеллектуальных игр. Заинтересуйте их не только самими играми, но и планированием работы с младшими детьми.

Несколько игр, которые понравятся старшеклассникам, предложены вашему вниманию.

Игры для старших детей

«Театр аббревиатур»

Игра требует прекрасного актерского мастерства.

Один из игроков выходит за дверь. Остальные придумывают слово. Буквы этого слова распределяются между играющими детьми. Каждая буква характеризует тип поведения. Например «з» - зависть, «о» - озорство. Когда ведущий входит в комнату, игроки должны показать ему пантомимы. Необходимо определить, какую черту характера ему демонстрируют, и из полученных букв сложить правильное слово.

«Море волнуется»

Все игроки придумывают по одному слову и в порядке очереди называют их вслух. Заключающий эту цепочку игрок называет свое слово и приобретает роль рассказчика. Он начинает рассказывать выдуманную историю, в которую необходимо связно включить все названные игроками слова. Игрок, слово которого было произнесено, должен выйти из цепочки и отойти подальше от своего места. Рассказчику необходимо запутать игроков своим повествованием. Например, долго не произносить ни одного из слов игроков, а затем назвать несколько слов сразу. Рассказ должен закончиться фразой «море волнуется». Эта фраза является сигналом, по которому все игроки стремятся вернуться на свои места. Тот, кто не успел, становится рассказчиком.