Меню
Бесплатно
Главная  /  Хозяйке на заметку  /  Институт искусств им л и м ростроповичей. Мстислав Леопольдович Ростропович. Биографическая справка. Участие в жюри конкурсов

Институт искусств им л и м ростроповичей. Мстислав Леопольдович Ростропович. Биографическая справка. Участие в жюри конкурсов

Всемирно известный виолончелист, дирижер Мстислав Леопольдович Ростропович родился 27 марта 1927 года в городе Баку (Азербайджан), где его отец, виолончелист Леопольд Ростропович (1892-1942), тогда профессор Азербайджанской консерватории, выступал в сольных концертах, играл в составе квартета. Мать, Софья Федотова, была пианисткой. Предки Ростроповича по отцу принадлежали к польским дворянам .

В четыре года Мстислав Ростропович сочинил свой первый опус — польку для фортепиано.

В 1931 году после переезда с родителями в Москву за несколько месяцев освоил игру на виолончели под руководством отца и выступил в открытом концерте учащихся Музыкальной школы имени Гнесиных. В 13-летнем возрасте Мстислав Ростропович исполнил с симфоническим оркестром Концерт для виолончели Камиля Сен-Санса в городе Славянске.

В 16 лет он поступил в Московскую государственную консерваторию, которую окончил в 1946 году .

Учился по классам виолончели у Семена Козолупова и композиции у Виссариона Шебалина. Под руководством композитора Дмитрия Шостаковича изучал курс инструментовки.

В декабре 1945 года на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей он получил первую премию, затем участвовал в Международных конкурсах в Праге (1947, 1950) и в Будапеште (1949), где также был удостоен первых премий. С тех пор началась обширная концертная деятельность Мстислава Ростроповича сначала по СССР, с 1947 года — по странам Европы, а затем и по всему миру.

В 1962 году на фестивале, посвященном музыке Шостаковича, Ростропович впервые встал за дирижерский пульт. В 1968 году в Большом театре под управлением Ростроповича прошла премьера оперы "Евгений Онегин" Петра Чайковского, в 1970 году в Большом театре под его руководством прошла опера "Война и мир" Сергея Прокофьева.

С 1947 года Мстислав Ростропович вел преподавательскую деятельность сначала в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, а затем в 1948-1974 годах — в Московской государственной консерватории. С 1960 года — профессор, с 1961 года возглавлял кафедру виолончели и контрабаса Московской консерватории, одновременно был избран почетным профессором Ленинградской консерватории, где в 1961-1966 годах был заведующим кафедрой виолончели.

В 1969 году Мстислав Ростропович и Галина Вишневская приютили у себя на даче писателя Александра Солженицына, чем спровоцировали гонения со стороны советских властей. В 1974 году семья была вынуждена временно уехать за границу. В 1978 году супругов , которое им вернули спустя двенадцать лет — в январе 1990 года.

В 1977-1994 годах Мстислав Ростропович возглавлял Национальный симфонический оркестр США в Вашингтоне. В 1990 году он предпринял с оркестром турне по России.

За годы работы с NSO Ростропович продирижировал более 500 различных произведений, многие из которых были исполнены впервые. Список его дирижерских премьер украшают такие выдающиеся сочинения, как "Польский реквием" Кшиштофа Пендерецкого, "Новелетты" Витольда Лютославского и 6-я симфония Альфреда Шнитке, посвященные Ростроповичу, "Timbres, Espace, Mouvement" Анри Дютийе (последнее посвящено двум дирижерам — Чарльзу Мюншу и Мстиславу Ростроповичу).

На дирижерском счету Ростроповича мировые премьеры более 70 оркестровых произведений, а также девяти опер, в числе которых "Эра Водолея" Софьи Губайдулиной (Генуя, 1991), "Жизнь с идиотом" (Амстердам, 1992) и "Джезуальдо" (Вена, 1995) Альфреда Шнитке, "Лолита" Родиона Щедрина (Стокгольм,1994) и "Видения Иоанна Грозного" Сергея Слонимского (Самара, 1999).

Маэстро Ростропович выступал в качестве дирижера и виолончелиста с лучшими оркестрами мира, среди которых такие известные коллективы как Лондонский симфонический оркестр, Венский Филармонический оркестр, Оркестр де Пари, оркестр Нью-Йоркской Филармонии, Чикагский Филармонический оркестр, Бостонский Филармонический оркестр, оркестр Берлинской Филармонии, Новый Японский Филармонический оркестр, оркестр Баварского Радио, Нидерландский королевский симфонический оркестр, Израильский Филармонический оркестр и другие.

Он был организатором фестивалей, посвященных Сергею Прокофьеву (1991), Бенджамину Бриттену (1993) и Альфреду Шнитке (1994), принимал участие в работе и организации конкурса имени Чайковского в Москве; с 1987 года по 2000 год был создателем, участником и бессменным руководителем музыкального фестиваля в Эвиане (Франция).

В августе 1991 года Ростропович приехал в Москву на защиту Белого дома. В 1993 году он был награжден медалью "Защитнику свободной России ".

В 1991 году вместе с Галиной Вишневской Мстислав Ростропович основал в Вашингтоне "Благотворительный фонд помощи детям России".

С 2002 года входил в состав Попечительского совета Московской консерватории.

Ростропович был членом шести академий, являлся почетным доктором 50 университетов (среди них — Гарвард, Принстон, Кембридж, Йель, Оксфорд, Сорбонна, Болонья).

Был обладателем свыше 130 высших наград и премий из более чем 30 стран мира. В их числе: высшая награда США — Президентская медаль Свободы, Орден Почетного Легиона (Франция), орден "Рыцарь Британской Империи" (Великобритания), высшая награда Швеции "Полярная звезда", императорская премия Японии, премия принца Астурийского, международная премия Карла IV и др.

Был удостоен титула "Сэр Королевства Великобритании".

На родине Мстислав Ростропович был отмечен многими государственными и профессиональными наградами. В 1964 году он был удостоен звания Народного артиста СССР. Был лауреатом Государственной премии СССР (1951), Ленинской премии (1965), Государственной премии РСФСР (1991) и Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1995 года. Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" (1997) и степеней (2007).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Ростропович Мстислав Леопольдович - (1927—2007) , русский виолончелист, дирижер, народный артист СССР (1966), лауреат Сталинской (1951) и Ленинской (1964) премий СССР, Государственной премии РФ (1992). Известен не только как музыкант, но и как общественный деятель.

Лондонская «Таймс» назвала его величайшим из живущих музыкантов. Его имя включено в число «Сорока бессмертных» - почетных членов Академии искусств Франции. Член Академии наук и искусств (США), Академии «Санта Чечилия» (Рим), Королевской академии музыки Англии, Королевской академии Швеции, Баварской академии изящных искусств, обладатель Императорской премии Японской ассоциации искусств и множества других премий. Удостоен звания почетного доктора более 50 университетов в различных странах. Почетный гражданин многих городов мира. Командор орденов Почетного легиона (Франция, 1981, 1987), почетный рыцарь-командор Светлейшего ордена Британской империи. Награжден множеством государственных наград 29 стран. В 1997 награжден Большим Русским Призом «Слава/Gloria».

Это храм Христа Спасителя, как я рад… На памятной мраморной доске, где указаны все принимавшие участие в его строительстве, есть и мое имя - первое в списке. Для того, чтобы помочь выстроить храм, я три концерта дал бесплатно. Весь гонорар, все собранные деньги отдал на его восстановление. Так что я счастлив, что вижу его сейчас...

Ростропович Мстислав Леопольдович

Родился 27 марта 1927 в Баку. Музыкальная родословная берет начало из Оренбурга. Оба деда и родители - музыканты. В 15 лет уже преподавал в музыкальном училище, занимаясь у М.Чулаки, эвакуированного в годы войны в Оренбург. В 16 лет поступил в Московскую консерваторию в класс виолончелиста Семена Козолупова. Исполнительская карьера Ростроповича началась в 1945, когда он получил I премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов.

Международное признание пришло в 1950 после победы на конкурсе им. Гануша Вигана в Праге. После победы во Всесоюзном конкурсе студент консерватории Слава Ростропович был переведен со второго курса сразу на пятый. Затем в течение 26 лет преподавал в Московской консерватории, 7 лет - в Ленинградской. Его ученики - известные исполнители, многие из них впоследствии сами стали профессорами ведущих музыкальных академий мира: Сергей Ролдыгин, Иосиф Фейгельсон, Наталья Шаховская, Давид Герингас, Иван Монигетти, Элеонора Тестелец, Марис Виллеруш, Миша Майский.

На формирование личности Ростроповича решающее воздействие, по его признанию, оказали три композитора, Прокофьев, Шостакович и Бриттен. Его творчество развивалось в двух направлениях - как виолончелиста (солиста и ансамблиста) и как дирижера - оперного и симфонического. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки. Он вдохновил многих крупнейших композиторов 20 в. на создание произведений специально для него. Шостакович и Прокофьев, Бриттен и Л.Бернстайн, А.Дютийе, В.Лютославский, К.Пендерецкий, Б.Чайковский - всего около 60 современных композиторов посвятили свои сочинения Ростроповичу. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле с С.Рихтером, в трио с Э.Гилельсом и Л.Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с Г.Вишневской.

Дирижерскую карьеру начал в 1967 в Большом театре (дебютировал в Евгении Онегине П.Чайковского, затем последовали постановки опер Семен Котко и Война и мир Прокофьева). Однако жизнь на родине сложилась не совсем гладко. Он оказался в опале и следствием этого стал вынужденный отъезд из СССР в 1974. А в 1978 за правозащитную деятельность (в частности, за покровительство А.Солженицыну) он и его жена Г.Вишневская были лишены советского гражданства. В 1990 М.Горбачев издал указ об аннулировании Постановлений Президиума Верховного Совета о лишении их гражданства и о восстановлении снятых почетных званий. Многие страны предлагали Ростроповичу взять их гражданство, но он отказался, и не имеет никакого гражданства.

В Сан-Франциско исполнил (как дирижер) Пиковую даму, в Монте-Карло Царскую невесту. Участник мировых премьер таких опер, как Жизнь с идиотом (1992, Амстердам) и Джезуальдо (1995, Вена) А.Шнитке, Лолита Р.Щедрина (в Стокгольмской опере). Затем последовали постановки Леди Макбет Мценского уезда Шостаковича (в первой редакции) в Мюнхене, Париже, Мадриде, Буэнос-Айресе, Олдборо, Москве и др. городах. После возвращения в Россию дирижировал Хованщиной в редакции Шостаковича (1996, Москва, Большой театр). С оркестром Французского радио в Париже им были записаны оперы Война и мир, Евгений Онегин, Борис Годунов, Леди Макбет Мценского уезда.

Paraphrasing tool is an article rewriter tool used to create what appears to be new content from what already exists. Paraphrasing tool works by replacing specific words, phrases, sentences, or even entire paragraphs with any number of alternate versions to provide a slightly different variation with each paraphrasing. Paraphrasing tool can spin as many times as needed. However, paraphrasing tools are more sophisticated now a days, and can now result in perfectly readable articles which appear original.

Paraphrasing tool or article rewriter can change the meaning of a sentence through the use of words with similar but subtly different meaning to the original. For example, the word “picture ” could be replaced by the word “image ” or “photo “. 1000+ of word-for-word combinations are saved in either a text file or database thesaurus to draw from. This ensures that a large percentage of words are different from the original article.

This free or best article rewriter tool is used to paraphrase or rewrite full length articles or find new ways to write simple phrases, sentences or single words. Whether your aim is to remix articles for a blog posts, research papers assignments, final year research projects , email, will do the job.

How to use this paraphrasing tool

  1. How to Input Text

    Type or copy and paste in the text(content to rewrite) box you wish to rewrite. If you have already looked over your article and you are satisfied with the spelling and grammar, then enter the correct (Recaptcha) answer and then click the ‘Submit’ button. Your re-written work will appear below.

  2. How to Spin

    To make the work even easier for you, simply hit ‘Enter’ after you have entered the correct (Recaptcha) answer, assuming that the text you want to paraphrase is already entered in the first box.

  3. Text Limit

    If you already have a chunk of text (for example an essay, article or a single sentence) and you need to paraphrase this text, then this spinbot Paraphrasing-Tool will be of help.

  4. Registration

    No need to register/log-in or give any personal information to use this spinbot paraphrasing tool.

How this Article Rewriter Works


This image shows how this paraphrasing tool work

Plagiarism

Writing is an essential element of every student and content writer. A Good and plagiarism free content that is unique provides useful information that readers want. Writing your own unique content can take time. To hire a writer for original content can be expensive and for many students or writers, it is not possible on their budgets. As an alternative to completely unique content, older articles can be rewritten so that they become completely a unique article. The fastest and efficient way to rewrite older articles is by using online or a paraphrasing software to do the job.

Avoid overuse of work from previous authors

In your original work, you can quite a limited amount from a previously written work because if you quote too much, you can get in trouble for copyright infringement. Although, there is no stated amount for the number of words to use before you stop being safe, try to use your initiative and know when you’re doing too much. Paraphrases are supposed to be just a small portion of the original work, if it becomes too much, it can be pointed out that the new work was gotten from the original one and that can make your work be seen as weak. For your paper to be relevant, it has to be able to have its own identity; i.e. stand on its own. Any paraphrased part of it should only be there to support and elucidate the research paper.

Мстислав Ростропович - всемирно известный виолончелист и дирижер, пламенный защитник прав человека, без которого невозможно представить себе современный мир музыки. Исключительный талант и неиссякаемая энергия, уникальное сочетание великого художника, гуманиста и необыкновенно сильной, магнетически привлекательной личности, сделали его одной из выдающихся фигур нашего времени.

27 марта 2002 года, в день его 75-летия лондонская газета «Таймс» провозгласила Мстислава Ростроповича «величайшим из ныне живущих музыкантов». В его честь были организованы юбилейные торжества по всему миру. Ростроповича, возможно, самого известного в мире исполнителя классической музыки, чествовали почти во всех европейских странах, в Японии, в Северной и Южной Америке. Концерт с Лондонским симфоническим оркестром, посвященный празднованию его дня рождения в Лондоне, собрал небывалое созвездие самых любимых современных исполнителей. Её Величеством королевой Елизаветой II в честь Маэстро был дан официальный обед в Букингемском дворце.

Мстислав Ростропович родился 27 марта 1927 года в Баку (СССР). Его первое публичное выступление состоялось в возрасте восьми лет, в 16 лет он уже поступил в Московскую консерваторию, которую блестяще окончил в 1946 году.

Первое выступление Ростроповича-виолончелиста с симфоническим оркестром состоялось в 1940 году в г. Славянске. В декабре 1945 года на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей он получил первую премию, затем участвовал в Международных конкурсах в Праге (1947 и 1950 гг.) и в Будапеште (1949 г.), где также был удостоен первых премий. С тех пор началась обширная концертная деятельность Ростроповича сначала по СССР, а с 1947 года и по странам Европы.

В 1951 году Ростроповичу присваивается Сталинская премия второй степени, а в 1955 году за крупные достижения в исполнительском искусстве звание заслуженного артиста РСФСР. В 1964 году он был удостоен Ленинской премии и звания Народного артиста СССР.

В камерных ансамблях Ростропович выступал с такими выдающимися музыкантами, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Леонид Коган, Давид Ойстрах, Александр Дедюхин, Владимир Горовиц, Рудольф Серкин, Вильгельм Кемпф, Исаак Стерн, Жан-Пьер Рампаль.

Он многократно выступал с известнейшими дирижерами, среди которых Герберт фон Караян, Пьер Монтэ, Шарль Мюнш, Димитриос Митрополус, Юджин Орманди, Георг Шолти, Леонард Бернстайн, Сейджи Озава.

Его громадный талант, блестящее владение инструментом, мощная темпераментная манера игры вдохновляли многих известных композиторов на создание новых сочинений. Среди них были самые выдающиеся композиторы ХХ века - Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Бриттен, Дютийе, Мессиан, Лютославский, Пендерецкий и многие другие. Репертуар Ростроповича-виолончелиста стал поистине безграничным, включив, наряду с классическими сочинениями, более 100 современных произведений для виолончели, специально написанных для него и ему посвященных. Ростропович был солистом в премьерах Симфонии-концерта Прокофьева (1954), двух виолончельных концертов Шостаковича (1959 и 1966), Симфонии для виолончели с оркестром Бриттена (1964) и др.

Ярчайший артистический темперамент Мстислава Ростроповича дал мощный заряд его организаторской и дирижерской деятельности. Его дирижерский дебют состоялся в 1962 году в г. Горьком (ныне Нижний Новгород). Он первым в СССР стал инициатором проведения музыкальных фестивалей: именно ему принадлежала идея организовать Первый фестиваль современной музыки в Горьком в 1962 году. Затем по его же просьбе Шостакович сделал набросок программы фестиваля из своих произведений. Этот грандиозный проект Ростропович смог осуществить лишь спустя много лет, но именно в том виде, как об этом мечтал сам композитор: фестивали музыки Шостаковича прошли в Санкт-Петербурге (1997), Лондоне (1998), Токио (1998), Чикаго (1999) и Нью-Йорке (2002). Важнейшим событием стал Фестиваль Шостаковича в Лондоне, когда вместе с Лондонским Симфоническим Оркестром (LSO) в течение двух месяцев Ростропович исполнил все симфонии Шостаковича и много других его произведений. В планах Маэстро провести в 2006 году ряд масштабных мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения великого композитора, как в России, так и за рубежом.

Плодотворное постоянное сотрудничество с LSO дало возможность Ростроповичу организовать столь же развернутые фестивали, посвященные Прокофьеву (1991), Бриттену (1993) и Шнитке (1994). С 1987 по 2000 год он был создателем, участником и бессменным руководителем музыкального фестиваля в Эвиане (Франция), где ежегодно собирались лучшие музыканты мира и исполнялись как премьеры сочинений современных композиторов, так и произведения классического репертуара.

Особая страница его дирижерской биографии - оперный театр, дебют в котором состоялся в 1968 году (Большой театр, «Евгений Онегин» Чайковского). Вслед за этим в Большом театре под руководством Маэстро прошла опера «Война и мир» Прокофьева (1970), и Шостакович сразу откликнулся своим выступлением в газете: «Это было по-настоящему большое музыкальное событие. «Война и мир» впервые звучала так, как она должна звучать. За пульт встал настоящий дирижер, настоящий музыкант с огромным талантом, с огромной исполнительской культурой, и оркестр зазвучал мощно, тонко, ярко, нежно». Трактовка Ростроповичем оперных шедевров всегда поражала глубиной раскрытия авторского замысла, накалом страсти, максимальной чистотой и убедительностью языка и стиля. Каждая оперная премьера в его исполнении становилась выдающимся, незабываемым событием. Такими были постановки «Хованщины» Мусоргского в Большом театре в Москве (1995), «Мазепы» Чайковского в Ла Скала в Милане (1999), «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Мадриде, Мюнхене и Дижоне (2000), в Буэнос-Айресе (2001) и в Риме (2002). Со столь же триумфальным успехом прошла премьера балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева под управлением Ростроповича в Рио-де-Жанейро (2001), в Осаке (2001) и в Валенсии (2002), «Хованщина» Мусоргского в редакции Шостаковича (2005) и «Черевички» Чайковского в Ла Скала (2006).

Дирижерский дебют Ростроповича на Западе состоялся в сентябре 1974 года с Новым Филармоническим Оркестром в Лондонском Фестиваль-Холле. Его дебют в США в качестве дирижера прошел с Национальным Симфоническим Оркестром Вашингтона, Округ Колумбия, в марте 1975 года - выступление, получившее такую высокую оценку, что в 1977 году он был назначен музыкальным руководителем этого коллектива. Под руководством Ростроповича, который возглавлял оркестр 17 лет, престиж коллектива невероятно возрос.

За годы работы с NSO Ростропович продирижировал более 500 различных произведений, многие из которых были исполнены впервые. Список его дирижерских премьер украшают такие выдающиеся сочинения, как «Польский реквием» Пендерецкого, «Новелетты» Лютославского и 6-я симфония Шнитке, посвященные Ростроповичу, «Timbres, Espace, Mouvement» Дютийе (последнее посвящено двум дирижерам - Чарльзу Мюншу и Мстиславу Ростроповичу).

Мстислав Ростропович - неутомимый пропагандист музыки 20 века. На его дирижерском счету мировые премьеры более 70 оркестровых произведений, а также 9 опер, в числе которых «Эра Водолея» Губайдулиной (Генуя, 1991), «Жизнь с идиотом» Шнитке (Амстердам, 1992) «Ах, эти русские!» Торнопольского (Эвиан, 1993), «Лолита» Щедрина (Стокгольм,1994), «Лиджия» Томас (Эвиан, 1994), «Джезуальдо» Шнитке (Вена, 1995) и «Видения Иоанна Грозного» Слонимского (Самара, 1999).

Маэстро Ростропович выступал в качестве дирижера и виолончелиста с лучшими оркестрами мира, среди которых такие известные коллективы как Лондонский симфонический оркестр, Венский Филармонический оркестр, Оркестр де Пари, оркестр Нью-Йоркской Филармонии, Чикагский Филармонический оркестр, Бостонский Филармонический оркестр, оркестр Берлинской Филармонии, Новый Японский Филармонический оркестр, оркестр Баварского Радио, оркестр Концертгебау, Израильский Филармонический оркестр и другие.

Дирижерские записи Ростроповича - «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Леди Макбет», «Тоска», все симфонии Шостаковича, «Песни и пляски смерти» Мусоргского, Скрипичные концерты Прокофьева и Шостаковича, а также многие другие, наряду с его широчайшим виолончельным репертуаром, стали безусловным образцом для новых поколений музыкантов и отмечены множеством международных премий «Grammy», «Grammophone», Academie Charles Cros, Academie du Disque Francais, EMI-Classics. В 2004 году EMI Classics официально объявила, что количество дисков с записями Ростроповича, выпущенными этой фирмой, превысило 2 000 000 экземпляров. Такой же результат ранее был достигнут только Марией Каллас, Иегуди Менухиным и Гербертом фон Караяном.

В течение 26 лет Ростропович преподавал в Московской консерватории (1948-1974) и 7 лет - в Ленинградской. Среди его учеников такие известные виолончелисты, как Наталья Шаховская, Наталья Гутман, Давид Герингас, Иван Монигетти, Жаклин дю Пре и другие. Многие из них стали победителями международных конкурсов, в том числе конкурса им. Чайковского в Москве, в работе и организации которого Ростропович принимал самое деятельное участие вплоть до изгнания из СССР в 1974 году. С 1977 года каждые четыре года в Париже проходит Конкурс виолончелистов им. Ростроповича, где Маэстро являлся руководителем и председателем жюри. Самые значительные конгрессы, конкурсы виолончелистов в США, Японии, России, Польше, Германии и других странах стремились привлечь его к участию, на что он неизменно откликался с благодарностью и энтузиазмом. Ростропович постоянно проводил многочисленные Мастер-классы по всему миру, передавая молодым музыкантам свои бесценные знания.

Мстислав Ростропович давал многочисленные концерты в поддержку гуманитарных организаций во всем мире. Вошли в историю его благотворительные концерты в помощь пострадавшим от землетрясения в Армении, беженцам из Чечни, детям, больным раком, на строительство детской больницы в Буэнос-Айресе и Храма Христа Спасителя в Москве. В 1991 году вместе с Галиной Вишневской Мстислав Ростропович основал в Вашингтоне «Благотворительный фонд помощи детям России».

Забота о преемственности в развитии отечественной культуры, почтительная память к своим великим друзьям и учителям побудили Маэстро на создание в 1997 году Благотворительного Фонда помощи одаренным студентам музыкальных учебных заведений. Молодые талантливые исполнители из разных городов России получают именные стипендии в честь С. Рихтера, Э. Гилельса, Н. Мясковского, С.Прокофьева и других выдающихся музыкантов. Помимо стипендий, Мстислав Ростропович пристально следил за творческим развитием своих подопечных, стимулируя лучших из них совместными выступлениями и организацией их специальных концертов - как в России, так и за рубежом.

Мстислав Ростропович - почетный доктор 50 университетов (среди них - Гарвард, Кембридж, Йель, Оксфорд), обладатель свыше 130 высших наград и премий из более, чем 30 стран мира. В их числе: Рыцарь Светлейшего ордена Британской Империи (КВЕ), золотая медаль Королевского Филармонического Общества (Англия), три степени ордена Почетного Легиона Франции, действительный член Академии Искусств Франции («Сорок бессмертных»), Президентская медаль Свободы (США), Командорский крест со звездой (Германия), Орден Восходящего Солнца и Императорская премия Ассоциации Искусств Японии, орден Карлоса III (Испания), орден «За заслуги перед Отечеством» II степени и Государственная премия России. В мае 1995 года Мстислав Ростропович был награжден премией «Полярная звезда» Шведской Королевской Академии Музыки, которая является аналогом Нобелевской премии. В 2003 году на особой церемонии вручения “Grammy” Ростропович был награжден президентской премией «За заслуги» (он стал седьмым музыкантом в истории, получившим такую награду) за выдающуюся артистическую карьеру и человеческие достижения. В 2004 году он был удостоен таких высоких наград, как Почетная победа в области классической музыки (Франция) и Премия Эдисона за жизненные достижения (Нидерланды). В 2007 году Президент России В.В.Путин наградил Мстислава Ростроповича Орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени в связи с 80-летием Маэстро.

Мстислав Ростропович фотография

С 1932 по 1937 год Ростропович учился в Москве в музыкальной школе имени Гнесиных. В 1941 году его семья была эвакуирована в город Чкалов (Оренбург). Уже в четырнадцать лет (по другим данным – в пятнадцать) Ростропович начал преподавать в местном музыкальном училище – после смерти отца он стал главой семьи и заменил его на преподавательской работе. В эвакуации им были созданы фортепианный концерт, поэма для виолончели, прелюдия для фортепиано, он много выступал, в том числе - с оркестром Малого театра, исполнявшим "Вариацию на тему рококо" Чайковского. Являясь артистом концертно-эстрадного бюро, он также давал концерты в госпиталях, воинских частях, колхозах, райцентрах.

В возрасте 16 лет Ростропович поступил в Московскую консерваторию, попав сразу на два факультета - композиторский и в класс виолончели, к преподавателю-виолончелисту Семену Козолупову. Ростропович показал другому преподавателю консерватории, выдающемуся композитору Дмитрию Шостаковичу партитуру своего первого фортепианного концерта, а потом виртуозно сыграл его. Шостакович предложил Ростроповичу позаниматься с ним "в классе по инструментовке", но композитором Ростропович так и не стал. Сам виолончелист говорил, что Восьмая симфония Шостаковича после первой же репетиции произвела на него такое впечатление, что он перестал сочинять музыку: "С тех пор я, слава Богу, не сочинил ни одной ноты". В 1945 году Ростропович получил I премию на Всесоюзном конкурсе молодых музыкантов, а в 1950 году одержал победу на конкурсе имени Гануша Вигана в Праге. В 1945 году, после победы на всесоюзном конкурсе, студент Ростропович был переведен со второго курса сразу на пятый.

Окончив консерваторию в 1946 году Ростропович поступил в аспирантуру, в которой учился до 1948 года после чего стал преподавателем: в течение 26 лет он преподавал в Московской консерватории, 7 лет – в Ленинградской. Среди его учеников были такие известные исполнители, как Наталия Гутман, Сергей Ролдугин, Иосиф Фейгельсон, Наталья Шаховская, Давид Герингас, Иван Монигетти, Элеонора Тестелец, Марис Виллеруш, Миша Майский. Как отмечалось в прессе, многие из воспитанников Ростроповича впоследствии сами стали профессорами ведущих музыкальных академий мира.

Творчество Ростроповича-музыканта можно разделить на два направления: виолончелиста (солиста и ансамблиста) и дирижера – оперного и симфонического. Он исполнил практически весь репертуар классической виолончельной музыки. Кроме того, около 60 крупнейших композиторов ХХ века написали для него сочинения. Он впервые исполнил 117 произведений для виолончели и дал 70 оркестровых премьер. В 1967 "Евгений Онегин" Чайковского в Большом театре стал его дирижерским дебютом, впоследствии в ГАБТ он в этом качестве принял участие в постановке опер "Семен Котко" и "Война и мир" Прокофьева.

Ростропович в советский период много выступал с концертами в СССР и других странах мира. Как камерный музыкант он играл в ансамбле со Святославом Рихтером и Давидом Ойстрахом с Эмилем Гилельсом и Леонидом Коганом. Многократно аккомпанировал своей жене, оперной певице Галине Вишневской. В 1951 году Ростропович стал лауреатом Сталинской премии в 1965 - Ленинской премии в 1966 году был удостоен звания Народного артиста СССР.

С 1969 года (по другим данным, с 1970 года) Ростропович подвергался гонениям со стороны властей. Причиной для этого послужили выступления музыканта в защиту опального писателя Александра Солженицына. Виолончелист написал открытое письмо в газету "Правда" в защиту своего друга ("Я знаю произведения Солженицына, люблю их и верю, что он пострадал за право писать правду", - утверждал Ростропович), а позднее он и его супруга приютили Солженицина у себя на даче. После этого Ростроповичу не давали возможности выступать с большими оркестрами и не отпускали в заграничные гастроли, а в 1974 году Ростропович и Вишневская были высланы из СССР за диссидентскую деятельность. В 1978 году они были лишены советского гражданства. Уже после своего возвращения в Россию маэстро в одном из интервью сказал: "Лучшее, что я сделал в жизни - это, наверное, даже не музыка, а письмо в "Правду" - с этого момента моя совесть была чиста".

После отъезда из СССР Ростропович и Вишневская жили в США (по другим данным - во Франции). В 1977-1994 годах музыкант возглавлял Вашингтонский национальный симфонический оркестр. Кроме этого, он в эти годы неоднократно выступал по приглашению известнейших оркестров Великобритании, Франции, Германии, Австрии, США, Японии и других стран.

Лучшие дня

СМИ неоднократно писали о Ростроповиче как о правозащитнике и поборнике демократии. В 1974 году за усилия по защите прав человека Ростроповичу была присвоена ежегодная награда Лиги прав человека. Ярким событием стало выступление маэстро в Германии в 1989 году у Берлинской стены, где он сыграл виолончельную сюиту Баха.

В 1990 году президент СССР Михаил Горбачев своим указом аннулировал постановление президиума Верховного Совета СССР о лишении Ростроповича и Вишневской гражданства и восстановил снятые с них почетные звания. Впоследствии многие страны предлагали Ростроповичу принять их гражданство, но он отказывался и до конца жизни оставался "гражданином мира". Во время путча ГКЧП в августе 1991 года Ростропович специально прилетел в Москву из Парижа и присоединился к защитникам российского Белого дома.

В последующие годы Ростропович продолжил активную деятельность как исполнитель и дирижер. В Сан-Франциско он дирижировал "Пиковой дамой" Чайковского, в Монте-Карло - "Царской невестой" Римского-Корсакова, выступил участником ряда мировых оперных премьер – "Жизнь с идиотом" (1992, Амстердам), "Джезуальдо" (1995, Вена) Шнитке, "Лолита" Щедрина (в Стокгольмской опере), постановок "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича (в первой редакции) в Мюнхене, Париже, Мадриде, Буэнос-Айресе, Олдборо, Москве и других городах мира. В России Ростропович в Большом театре дирижировал "Хованщиной" Мусоргского в редакции Шостаковича (1996), в Париже с оркестром Французского радио записал оперы "Война и мир", "Евгений Онегин" (Чайковский), "Борис Годунов" (Мусоргский), "Леди Макбет Мценского уезда". В 2003 году он стал первым русским музыкантом и седьмым в мире, кому была вручена премия Grammy "за экстраординарную карьеру музыканта, за жизнь в записях" а в 2004 году Ростропович получил Grammy в категории "Лучшее исполнение инструментального соло в сопровождении оркестра". Критики отмечали безупречное техническое мастерство музыканта, присущую его исполнительской натуре красоту звука, артистизм, стилистическую культуру, драматургическую выверенность, заражающую эмоциональность и вдохновенность. Сам же Ростропович говорил: "Все, что я играю, я люблю до обморока".

Ростропович, кроме концертной, занимался также и преподавательской деятельностью, открывал музыкальные школы, вел мастер-классы. В 2004 году Ростропович возглавил Школу высшего музыкального мастерства в Валенсии (Испания). Он неоднократно не только принимал участие в разного рода музыкальных фестивалях, но и выступал организатором собственных. Ростропович являлся президентом носящего его имя фонда помощи одаренным студентам музыкальных вузов, а также основал фонд помощи молодым музыкантам в Германии и стипендиальный фонд для талантливых детей в России. Кроме того, широкую известность получила благотворительная деятельность музыканта: он был президентом "Благотворительного фонда Вишневской – Ростроповича", оказывавшего помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации (так, в частности, в 2000 году фонд начал осуществлять в России программу по детской вакцинопрофилактике против вирусного гепатита В которая стала крупнейшей программой в этой области со времени распада СССР) и других стран.

В 2006 году СМИ писали об ухудшении состояния музыканта. По некоторым данным, летом этого года Ростропович перенес сложную девятичасовую операцию в Женеве. Сообщалось, что после поездки в Воронеж в декабре 2006 года он был госпитализирован в московский онкоцентр и был выписан оттуда только в начале марта следующего года. В апреле он вновь попал в больницу. 27 апреля 2007 года пресс-служба Ростроповича сообщила о его кончине.

Имя Ростроповича было включено в число "Сорока бессмертных" – почетных членов Академии искусств Франции. Ростропович являлся членом Академии наук и искусств (США), Академии "Санта Чечилия" (Рим), Королевской академии музыки Англии, Королевской академии Швеции, Баварской академии изящных искусств, обладателем Императорской премии Японской ассоциации искусств и множества других премий. Ростропович был удостоен звания почетного доктора более 50 университетов в различных странах и стал почетным гражданином многих городов мира. Ростропович являлся командором орденов Почетного легиона (Франция, 1981, 1987), почетным рыцарем-командором Светлейшего ордена Британской империи. Он был награжден государственными наградами 29 стран в том числе высшими: Президентской медалью Свободы (США), Орденом Почетного Легиона (Франция), орденом Рыцаря Британской Империи, орденом "Полярная звезда" (Швеция). Среди других его зарубежных наград - золотая медаль Королевского филармонического общества Лондона (1970), японский Орден Восходящего Солнца (2003), орден Великого князя Литовского Гедиминаса II степени (1995) и ряд других. Ростропович также был награжден и отечественными государственными наградами: медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", "Защитнику свободной России" (1993). В марте 2007 года, накануне своего юбилея, Ростропович был награжден российским орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени.

Отмечая уникальность личности и деятельности Ростроповича, СМИ писали: "Своим магическим музыкальным дарованием и фантастическим общественным темпераментом он объял весь цивилизованный мир, создав некий новый круг "кровообращения" культуры и связей между людьми".

Ростропович был женат на выдающейся оперной певице Галине Вишневской. Брак был заключен в 1959 году (по словам самого Ростроповича, он женился на Галине в 1955 году - спустя четыре дня после знакомства). У Ростроповича остались две дочери - старшая Ольга и младшая Елена, и шесть внуков - Олег, Мстислав, Иван, Сергей, Анастасия и Александра.