Меню
Бесплатно
Главная  /  Семья и отношения  /  Исследовательская работа "как люди научились считать". Старт в науке

Исследовательская работа "как люди научились считать". Старт в науке

Как

люди

научились считать?

Содержание

1.Введение……………………………………………………………….......2

2. Основная часть……………………………………………………….......

2.1. Как люди научились считать.…………………………………… …....3

2.2. Как люди научились записывать цифры……………………………...4

2. 3. Как к нам пришли современные цифры……………………………..4-5

3. Цифры и числа в нашей жизни………………………………………….5-6

4. Мои исследования и наблюдения и их результаты…………………….6

5. Заключение…………………………………………..................................7

6. Литература…………………………...........................................................7

    ВВЕДЕНИЕ.

Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота?

Чтобы все это подсчитать, нужно знать числа. В этом нам помогают учителя и учебники, родители и старшие друзья. А между тем, раньше люди не умели считать! Это трудно представить, но это факт. И мне стало интересно, а как считали древние люди, ведь они не знали цифр. Как люди научились их записывать?

Тема исследования:

«Как люди научились считать?»

Цель: собрать материал о цифрах и числах,рассмотреть историю возникновения числа. Какие символы используют для записи числа. Узнать, какими цифрами мы пользуемся сегодня.Проследить какую роль они играют в нашей жизни.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТ ь.

    1. КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ.

Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда.

Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры, товарищи. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Чтобы с успехом заниматься сельским хозяйством, понадобились математические знания. Без подсчета дней трудно было определять, когда надо засевать поля, когда начинать полив, когда ждать потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбары.

И вот более 8 тысяч лет тому назад древние пастухи стали делать из глины кружки – по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по кружку каждый раз, когда очередное животное заходило в загон. И только убедившись, что овец вернулось столько же, сколько кружков он спокойно шел спать. Но в его стаде были не только овцы. Поэтому пришлось из глины делать еще и другие фигурки. А земледельцы для подсчета собранного урожая использовали свои фигурки. Перекладывать каждый раз глиняные фигурки было утомительно. Поэтому люди стали придумывать числам названия.

Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей - одного оленя. Поначалу они определяли это соотношение как "один" и "много". А когда придумали название для числа три, то его стали применять вместо слова « много ». В некоторых сказках, поговорках, пословицах число три обозначает много. Русская пословица говорит: « Обещанного три года ждут », а в сказках героев отправляют « за тридевять земель, в тридесятое царство».

Чем больше зерна собирали люди со своих полей, чем многочисленнее становились их стада, тем большие числа становились им нужны. Тогда старые методы счета вытеснил новый – счет по пальцам. Пальцы оказались прекрасной вычислительной машиной. Так, например, желая обменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней. Пальцы были первыми изображениями чисел.

2.2. Как люди научились записывать цифры.

С развитием скотоводства и земледелия люди все чаще начали сталкиваться с большими числами, запоминать которые стало трудно. Нужно было придумать, как их записать. В разных странах и в разные времена это делалось по - разному. Очень разные и порою даже забавные эти цифры у разных народов.

В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры 3 – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы. У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: А - это один, Б - два, В – три и т. д.

У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два пальца; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня да еще один палец.

Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек.

2.3. Как к нам пришли современные цифры.

Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими. От арабов к нам пришло и слово цифра. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 ,7 , 8 ,9. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от позиции, места в числе. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.

В России только после введения Петром I гражданского шрифта, арабские цифры практически полностью сумели вытеснить буквенное обозначение цифр. Они остались с нами до настоящего времени.

    Цифры и числа в нашей жизни .

Жизнь каждого и моя тоже связана с числами. Я родилась 20 июля 2004 года в 13ч.50мин., весом 4. 300, рост – 56 см. Когда мне было 11 месяцев, я начала ходить. Я живу на улице Олимпийская, дом 4, квартира 1. В 7 лет я пошла в школу и обнаружила, что числа везде:

    на подъездах домов;

    на зданиях;

    на номерах машин;

    на документах;

    в магазине, на ценниках;

    на страницах книг, журналов, календарей;

    на вещах;

    на деньгах;

    на часах;

    на дорожных знаках;

    в названиях праздников (8 Марта, 9 Мая, 23 февраля, 1 Мая);

    на упаковке любой игрушки, продуктов питания, вещей, техники;

Часто встречаются числа однозначные, двузначные. Числа, состоящие из большого количества цифр, встречаются реже. Например, номер моего свидетельства о рождении содержит 6 цифр. Номер моего мобильного телефона состоит из 11 цифр.

Мне было интересно узнать, как мои одноклассники относятся к числам. Для этого я провела опрос среди учеников, и вот что у меня получилось.

Любимым числом большинства оказалось 5.

Сегодня очень многие приписывают числам магические свойства, связывают их с различными событиями, которые происходят в жизни, и я решила узнать, как мои одноклассники относятся к таким числам.

Как видно из диаграмм, в большинстве своем, мои одноклассники не суеверны.

Ну и в заключении моего анкетирования я задала, пожалуй, самый важный вопрос, ради которого я и выбрала эту тему.

На вопрос «Зачем людям счет?» ребята ответили так:

    чтобы решать задачи и примеры;

    чтобы знать в каком ты учишься классе, сколько тебе лет;

    чтобы все можно было сосчитать, в том числе и деньги, и узнать много их или мало.

Это значит, что мои одноклассники тоже часто встречаются с числами и понимают, что без счета нам не обойтись.

Заключение

Числа возникли из практических нужд человека. Числа записывают с помощью десяти цифр. Мы используем арабские цифры. Числа сыграли большую роль в развитии человечества.

    Современную жизнь невозможно представить без чисел, они вокруг нас, мы живем среди них, они нам нужны, как солнце, воздух и вода.

    Мы используем числа изо дня в день, из года в год. Они с нами дома и в школе, на уроках и после уроков.

    Для осознанного понимания окружающего мира необходимы математические знания о числах, необходимо дальнейшее развитие математического мышления

    Теоретические знания могут быть глубокими и прочными лишь при условии их непосредственной связи с живой деятельностью людей.

На протяжении всей жизни каждый человек всегда чему-то учится, причем полученные знания спустя некоторое время кажутся настолько естественными, что воспринимаются как привычный факт. В голову даже не закрадывается мысль: как все начиналось? Как люди научились считать и Как давно общество пришло к пониманию того, что в мире практически все подчиняется цифрам?

Как человек научился считать время

Это в современном мире 365 дней в году, 30 дней в месяце и 24 часа в сутках являются естественным фактом. Раньше, когда не было знаний о количестве времени, человек довольствовался способами, придуманными самостоятельно, и средством для этого являлось Солнце. На какую-либо поверхность устанавливался циферблат с отметками и шест, тень от которого перемещалась по окружности. Зависимость от погодных условий являлась существенным недостатком такого устройства: и дожди не давали возможности определения времени. Аналогом такой конструкции в современном мире являются часы, прочно завоевавшие свою нишу и ставшие незаменимым предметом в жизни человека.

Определение времени по звездам, воде и огню

Звезды - символ романтики и мечтаний о чем-то далеком и прекрасном, служили также своего рода определителем времени в ночной период. Для этого были изобретены карты звездного неба, измерение по которым происходило при помощи пассажного инструмента.

Помимо звездных и солнечных часов, популярных практически у всех народов и отличавшихся лишь конструкцией, довольно массово использовались водные экспонаты, представляющие собой емкость цилиндрической формы, из которого по каплям стекала вода. Именно по количеству стекшей воды люди отмеряли время. Такие часы были популярны в Египте, Риме, Вавилоне. А как человек научился считать время в странах Азии? Здесь в устройствах водного типа использовался обратный принцип: плавающий сосуд заполнялся водой, поступающей через маленькое отверстие.

Пытаясь привнести в свою жизнь не только водную, но и огненную стихию, человек также придумал огненные часы, взявшие свое начало в Китае и завоевавшие со временем популярность во всей Европе. Основой этих устройств, определяющих время, являлся горючий материал (в виде палочки или спирали) и прикрепленные к нему металлические шарики, падающие при сгорании определенной доли материала. В Европе в основном использовали свечные часы, предпочитая их лампадным и фитильным. Время по ним определялось количеством сгоревшего воска. Особенно распространены такие часы были в церквях и монастырях.

Песочные часы - раритетная гордость современности

Конечно же, самыми популярными были песочные часы, которые и в настоящее время активно используются для выполнения основной своей функции, а также в качестве предмета декора. Точность исчисляемого времени в устройствах такого типа зависит от качества песка, определяющего равномерность его сыпучести.

История возникновения счетной науки

Понимание времени в его количественном показателе являлось определяющим фактором для познания цифр и умения считать. Причем история возникновения счета настолько давняя, что больше похожа на сказку. Как люди научились считать? Много веков назад человечество жило племенами, вело стадный образ жизни, одевалось в шкуры убитых животных и питалось тем, что его представители могли сами добыть.

Соответственно, и подручными инструментами для выживания и добычи пищи являлись простейшие орудия: палки и камни. Возможно, постоянные опасности и потребность в добыче пищи стали основным толчком к необходимости счета, который в наше время не только воспринимается как естественный факт, но и облегчается при помощи современной вычислительной техники.

Один, два и много

Первыми понятиями, обозначающими количество и разъясняющими, как люди научились считать, были «один» и «много». «Один» - отдельно выделяемый по определенным критериям предмет или особь: вожак стаи, зерно в колосе и т.п. «Много» - общая масса, в которой этот предмет находится.

Появление числа «два», обозначающего «пару»: глаз, ушей, лап, крыльев, рук, объясняет, как человек научился считать во времена несуществующих цифр. Рассказывая о двух добытых утках, охотник показывал на свои глаза, поясняя таким образом количество трофея.

В счетной науке древнего мира наблюдался постепенный прогресс: были уже известны числа «один», «два» и «много». Вскоре человек пришел к тому, что стал из общей массы выделять три, четыре, пять и более предметов, причем данное количество не имело названия, а объяснялось, как сумма известных на тот момент чисел: «2» и «1». Например: «3»- это «1» и «2» в сумме; «4» - сумма «2» и «2»; а «5» - «2», «2» и «1» вместе взятые. В Тибете число «2» -это крылья, в Индии - глаза, у некоторых народов «1» - это луна, «5» - рука. То есть каждое число имело сначала визуально-ассоциативное восприятие, прежде чем получало название.

Счет как жизненно важная необходимость

Как люди научились считать, если умение этому «искусству» на каждом этапе развития человечества становилось просто необходимостью? В процессе охоты при окружении зверя старшему охотнику требовалось правильно расставить людей, чтобы взять животное в кольцо. Для этого он на пальцах показывал, в каком месте и скольким людям требуется занять нужные позиции..

В торговле для обозначения цены также применялась математика пальцев рук (и ног, если стоимость была высокая). К примеру, при обмене сделанного копья на шкурки животных, продавец клал руку на землю и показывал, что напротив каждого пальца требуется положить шкурку. К слову, загибание пальцев обозначало сложение, а их разгибание - вычитание. Это были первые математические примеры, объясняющие, как научились считать в далеком прошлом.

Счетная наука в разных странах

Многие страны, сохранившие в своей истории модели того, как люди научились считать, до сих пор используют наследие прошлого: в Японии и Китае предметы домашнего пользования считают пятерками и десятками; в Англии и Франции - двадцатками.

Древние египтяне, изображавшие любое действие в виде картинки на папирусе, как таковых чисел не записывали. Жители Древнего Рима числа обозначали черточками. Так «I» - это один, «V» - изображение кисти с оттопыренным в сторону пальцем, вернее пяти пальцев в упрощенном варианте, «Х» - две пятерни, сложенные вместе.

С появлением букв для обозначения чисел стали использовать алфавит. К примеру: В-

С появлением букв для обозначения чисел стали использовать алфавит. К примеру: В - это «2», Г - «3», Д - «4», Е - «5». Для отличия букв и цифр над последними ставился значок, именуемый «титло». Способ был не очень удобный, так как не позволял записывать большие числа. Со временем люди стали отделять числа от букв и воспринимать отдельно, независимо от предметов.

Современные которые широко применяются сегодня повсеместно, были изобретены в Индии, а в нашей стране нашли свое применение в 18 веке. Не утратили популярность и римские числа, по сегодняшний день встречающиеся на циферблатах часов, и используемые для обозначения столетий и глав в книгах.

Отличился способом счета Древний Вавилон, в котором за 6 тысяч лет до нашей эры уже велся математический учет хозяйственных операций. Записи такого рода изображались картинками (иероглифами) в виде узких горизонтальных и вертикальных клинышков, откуда и пошло название «клинопись».

Единица обозначалась одним клинышком, двойка - двумя и так далее. Число «10» выделялось широким клином и имело особенное название. Свой расцвет математика Вавилона пережила во времена правления В письменных источниках того временного периода обнаружены доказательства того, как люди научились писать и считать задолго до наших времен. Это записи сложных вычислительных действий, а также решения квадратных и кубических уравнений.

Как научиться считать в уме

Если такие сложные действия были под силу нашим предкам, то для современного поколения математический счет, усовершенствованный временем и множеством великих умов, не должен составлять особой сложности. Правда, наличие вычислительной техники, способной произвести цифровые действия вместо человека, значительно облегчает умственную работу последнего. Поэтому устным счетом, помогающим развивать память и тренировать навыки, должен владеть каждый. Обучение такому виду умственной деятельности будет успешным, если присутствуют:

  • способности, которые совместно с умственной концентрацией помогают сосредоточить внимание на поставленной задаче и удержать в памяти сложные числа;
  • знание формул, обуславливающих легкость производимых вычислительных действий;
  • практика, которая наряду с постоянными тренировками позволяет развивать и совершенствовать навыки.

Примеры несложного умственного счета

Умножение на 4

Легкий способ, при котором число нужно умножить на 2, а полученный результат еще раз удвоить. Например:

35 * 4 = 35* 2 = 70 * 2 = 140

Умножение на 11

Цифры двузначного числа, умножаемого на 11, требуется как бы раздвинуть.

Например:

48 * 11 = 4 и 8 * 11

Потом требуется сложить цифры числа, в данном случае 4 и 8 и полученный результат будет ответом. Важно запомнить, что если при суммировании результатом будет двухзначное число, то оставить нужно только единицы, а к десяткам прибавить 1.

4 (12) 8 = 5 2 8 = 528. То есть из полученного результата 12 оставили единицы - это 2, а к десятку прибавили 1.

Деление на 5

Чтобы данное действие не вызывало сложностей, требуется число увеличить в два раза и переместить запятую на одну цифру назад.

К примеру:

125/5 = 125*2 = 250 (смещение запятой) = 25

Деление на 50

В данном случае закономерность аналогична: число умножается на 2 и делится на 100.

600/50 = 600 * 2 / 100 = 12

Деление на 25

Число умножается на 4 и делится на 100.

700/ 25 = 700*4 / 100 = 28

Сложение и вычитание натуральных чисел

При сложении следует знать такую хитрость, что если одно из слагаемых увеличить на некое число (для облегчения счета), то это же число нужно отнять от результата.

К примеру:

787 + 193 = (787 + 193+ 7 (для округления 193 до 200)) - 7 = (787 + 200) - 7 = 980

Этот вопрос до того интересный, что он оказался в центре жарких споров археологов. При этом ученых в первую очередь, интересует не то, что сподвигло человека учиться плавать, а когда он овладел искусством изготовлять плавательные средства.

Возник этот вопрос по той простой причине, что в последние годы, в конце концов, удалось согласовать все археологические и генетические данные и воссоздать общую картину расселения Homo Sapiens из Африки, где он (как опять же удалось уточнить несколько лет назад) появился примерно 200 тыс. лет назад.

Раньше предполагали, что вид Человека разумного ответвился от прочих африканских гоминидов (которые потом вымерли без остатка) около 100 тыс. лет назад. Потом находка некоего черепа в Эфиопии отодвинула эту дату к 160 тыс. лет назад. А еще одна находка (хотя и менее бесспорная, чем первая) принудила отодвинуть дату еще раз - к уже упомянутым 200 тысячам.

Африка – родина человека

Тогда археологи озадачились: почему представители Человека разумного так надолго задержались в Африке? Ведь судя по последним данным, по другим материкам они начали расселяться всего 60-70 тыс. лет назад. При этом считалось, что люди начали мигрировать намного раньше, около 90-100 тыс. лет назад: об этом свидетельствовало обнаружение стоянки в пещерах на хребте Кармель (Израиль). Археологи предположили, что эта группа из Израиля отправилась дальше, на север и на восток. Но теперь почти достоверно установлено археологами вкупе с генетиками, что первые группы людей двигались не «северным», а другим, «южным» путем - через Эритрею и Баб-эль-Мандебский пролив на Аравийский полуостров и потом по его южной оконечности (ныне Оман) к Персидскому заливу и далее в Индию, Китай и Сибирь, а также на юг - через Малайзию в Индонезию - и далее в Австралию.

Насчет причин долгой задержки Homo Sapiens в Африке уже существует несколько гипотез. Во-первых, как показывает анализ генов африканских племен, первые группы людей, возникшие там, где сейчас находится Эфиопия, долгие тысячелетия занимались тем, что расселялись по африканскому континенту, от современной Нигерии до нынешней Республики Южная Африка. Именно здесь, в Южной Африке, в пещере Бломбос, несколько лет назад были найдены самые ранние признаки прачеловеческой культуры: простейшие символические рисунки, оставленные на стенах, покрытых красной охрой.

Эта примитивная наскальная живопись говорит о приближении мозга их творцов к тому уровню, когда возможен материально-культурный скачок, или культурная революция. И действительно, археологи находят признаки такого скачка (более совершенные орудия труда и т.п.) как раз перед самым выходом Человека разумного из Африки. А поскольку археологи находят точно такие же (постреволюционные) орудия труда по всему южному побережью Азии, это дополнительно убеждает их в том, что первопроходцы шли именно южным путем.

Кстати, в пользу этого говорит также питание первых Homo Sapiens. Они вышли из Эфиопии, где на многих их древних стоянках археологи находят остатки съедобных ракушек и прочей морской живности, которая, видимо, составляла их рацион. Значит, идя южным, прибрежным путем, люди все время имели возможность питаться привычной пищей, тогда как путь на север повел бы их через пустыни, где найти пищу и воду было бы проблематично. Видно, первые израильские поселенцы из пещер Кармеля были все-таки случайной группой, за которой не последовали остальные.

Помимо добывания пищи и создания простейших орудий труда, люди должны были также научиться преодолевать водные преграды. Ученые спорят по поводу датировки: когда эти навыки впервые появились? Теперь, когда путь первопроходцев более или менее ясен, понятно, что пересечь Красное море им не составляло особого труда. 60-70 тыс. лет назад уровень океана был метров на 50 ниже, чем сейчас. Баб-эль-Мандебский пролив в отдельных местах напоминал цепочку отмелей, перейти по которым было проще простого. Дальше, как уже сказано, путь вел по берегу. Реки ученые не учитывали, так как их всегда можно перейти вброд.

Путь в Австралию на плотах

Но остается загадка: как древние люди 45 тыс. лет назад (а то и раньше) оказались в Австралии? Или на острове Борнео? Или в Новой Зеландии, например, на острове Флорес, где нашли останки карликов, названных «хоббитами»? С последним археологи разобрались: здесь найдены орудия Homo Erectus 800-тысячелетней давности, и можно думать, что какие-то из этих далеких предков современных людей могли быть занесены туда на случайном плавучем дереве, а там, оказавшись в изоляции, постепенно выродились в карликов. Но ведь не все же острова и земли Тихого океана были заселены так же случайно!

Ученые разделились на два лагеря - на сторонников «случайного и медленного расселения» и сторонников «расселения быстрого и целенаправленного». Первые ссылались на данные геологии, которая говорит, что 50 тыс. лет назад Борнео и вообще вся Индонезия и Филиппины составляли один общий материк, а Новая Гвинея, Австралия и Тасмания - другой. Поэтому в пределах этих материков расселение не требовало мореплавания. Ну, а между ними?

Второй лагерь поэтому считает, что ко времени прихода Homo Sapiens на берега Тихого и Индийского океанов он уже выработал первые навыки постройки плотов из бамбука и ему подобных подходящих материалов и обрел умение переправляться на них довольно большими группами. Ведь нужно еще принять во внимание, говорят эти ученые, что для заселения тех или иных островов нужно было, как минимум, несколько мужчин и несколько женщин, а учитывая тогдашнюю большую и раннюю смертность, - даже не несколько, а куда больше. Такие крупные группы не могли каждый раз случайно оказываться на дереве, которое ветер случайно понес к следующему острову, а то и вообще к соседнему континенту. И где столько случайных деревьев взять?

В конце концов, спор между сторонниками медленного расселения и сторонниками расселения быстрого свелся к вопросу о датах этого расселения. Если считать (как говорит имеющаяся радиоактивно-углеродная датировка), что Борнео был колонизован уже 60 тыс. лет назад, а до Австралии люди добрались 45 тыс. лет назад, то у них было достаточно времени, чтобы методом проб и ошибок стать мореплавателями, хотя бы и на бамбуковых плотах. Если же принять, как говорят «быстряки», что эта радиоуглеродная датировка не вполне точна и что Борнео был колонизован лишь 50 тыс. лет назад, то для освоения навыков мореплавания (чтобы вовремя перебраться в Австралию) остается лишь 5 тыс. лет, и тогда логичней думать, что эти навыки появились у древних людей намного раньше, еще на промежуточных этапах расселения, а возможно - даже и на африканской родине.

К сожалению, главные доказательства археологов - «черепки и кости» - для решения данного спора уже не привлечешь. Те 50 м, на которые океан был ниже 50 тыс. лет назад, он добрал к нашему времени, похоронив под своими прибрежными водами все былые следы промежуточных стоянок древних переселенцев. Поэтому археологи вынуждены искать косвенные аргументы, а это значит, что их споры наверняка продолжатся, и мы еще не раз будем иметь возможность рассказывать о том, как и когда человек научился плавать.

Продолжаем тему и возвращаемся к истокам. А именно: когда человеку понадобилось измерять время? Оказывается, потребность появилась очень давно. И связано это было с необходимостью согласовывать коллективные действия. Например, строительство пирамид. Так когда же начали «забивать стрелки» впервые?

Первые простейшие солнечные часы

У первобытных людей ещё не было того представления о времени, какое есть у наших современников. Их жизнь определялась ритмом природы. Отправными точками для них служила не только смена времён года, но и восход, и закат солнца. Впрочем, это не означает, что люди жили одним днём. Они очень точно подмечали, что происходит вокруг, при этом однажды им бросилось в глаза то, что по мере продвижения солнечного диска по небосводу, меняется и положение тени, отбрасываемой деревьями и кустами. Наконец они решили воткнуть в землю посох и понаблюдать за тем, как движется вокруг него тень. Так появились простейшие солнечные часы. Это было около 3500 лет назад.

Простейшие солнечные часы нуждались в апгрейде

Приблизительно в 700 г. до н. э. египтяне усовершенствовали конструкцию часов. Их часы выглядели как большая латинская буква «Ь», причём её короткая часть поднималась кверху вертикально, а вдоль движения длинной «стрелки» были указаны деления. В зависимости от того, в какой точке неба находилось солнце, менялись направление и длина тени: так измерялось время. У этой конструкции был свой недостаток: во второй половине дня (как только оставался позади солнечный зенит) часы приходилось переворачивать. Лишь спустя несколько столетий астрономы нашли решение этой проблемы: они сконструировали солнечные часы с криволинейной шкалой. Теперь эти часы могли показывать время, до тех пор, пока солнце светило.

Время и его измерение всегда интересовало людей

К вопросам времени человек относился всегда очень серьезно. Недаром художники всех жанров — живописцы, скульпторы, писатели и поэты — с благоговейным трепетом касались темы времени. И самая сильная ипостась времени — Вечность , ни одного из творцов не обошла стороной.

И слово Память, и многочисленные Памятники — все из этого Измерения. Вспомним Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Там, где Черная Речка впадает в Стикс — там начинается путь к познанию Такого Времени, которое неизмеримо в каких либо известных ныне цифрах. Эти цифры и измерители для них еще предстоит открыть.

Гостевая статья.

Согласно легенде, огонь людям дал Прометей, за что понес суровое наказание. Ученые склонны думать иначе. Антропологи установили, что человек добыл и научился использовать огонь сам.

Пищевая гипотеза эволюции людей

Первые свидетельства укрощения стихии – кострища, обгоревшие останки костей животных, пепел и прочее – были обнаружены археологами в Кении. Эти следы оставили древние люди, обитавшие около 1,5 млн лет назад. Контролируемое использование огня считается одним из ключевых факторов эволюции человека.

Так, профессор Гарвардского университета Ричард Рэнгем выдвинул гипотезу, что мозг первобытных людей развился благодаря термической обработке пищи. Усвоение еды, приготовленной на огне, требовало меньших затрат энергии. Ее излишки, считает профессор, шли на формирование интеллекта.

Изначально первобытные люди добывали пламя после лесных пожаров. Его старались сохранить как можно дольше. Разжигать костры самостоятельно древний человек научился значительно поздней.

Приручение стихии

Результаты последних изысканий говорят о том, что регулярно разводить очаги первобытные люди начали порядка 350 тыс. лет назад. Это всецело соответствует общим палеоклиматическим и культурным критериям. К такому выводу антропологи пришли на основе изучения серии древних артефактов. Объекты обнаружили в пещере Табун, которая расположена на израильской территории рядом с Хайфой. Их возраст насчитывает примерно 500 тыс. лет.

По словам доктора наук Рона Шимельмитца, из Хайфвского университета, под руководством которого проводилось исследование, уникальность пещеры Табун в том, что здесь описана целая эра истории человечества. Обнаруженные объекты дают возможность поэтапно отследить процесс приручения стихии.

Самостоятельная добыча огня

Найденные артефакты в основном представлены кремневыми орудиями для свежевания животных и отщепившимися сколами. Чтобы установить, когда человек научился добывать огонь, ученые изучили порядка 100 пластов осадочных отложений. Пласты старше 350 тыс. лет обгоревших следов не имели. Но в более молодых отложениях отчетливо присутствовали свидетельства обожженного кремния в виде красного и черного окраса.

По мнению ученых, возникновение пожара среди каменных стен маловероятно. Очевидно, что к этому времени уже научились пользоваться очагом. Но не до конца ясным остается вопрос: добывал человек огонь сам или просто сохранял?

Полученные сведения вполне соответствуют результату изысканий, произведенных на соседних территориях. Эти данные говорят о том, что первобытные люди освоили разведение очагов по всему Средиземноморью примерно 350 тыс. лет назад. Продолжительное изучение процесса приручения стихии свидетельствует, что человек на протяжении очень долгого времени учился искусству разжигания костров.

Научные разногласия

Как отмечает Шимельмитц, чье исследование было отражено в статье издания Journal of Human Evolution, ученым известны более ранние примеры применения огня. Но они имеют отрывочный, случайный характер. Отсюда следует, что до установленного группой доктора периода человек не пользовался кострами постоянно. Другими словами, стихия была ему неподвластна.

Но кое-кто из ученых, не участвовавших в изучении пещеры Табун, высказали несогласие по поводу свежих идей. Многие из них считают, что люди, еще не обладая речью и письменностью, овладели сложным процессом готовки еды порядка двух миллионов лет назад. Эти антропологи считают, что в этот же период эволюция привела к изменению кишечника людей, их зубы стали мелкими, а мозг увеличился.

Но какие бы споры не велись среди ученых, освоение огня считается одним из самых значительных достижений человечества.