Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  История панка. Стиль панк в моде и жизни

История панка. Стиль панк в моде и жизни

Различные направления молодежных субкультур стали активно привлекать к себе внимание общественности – старшего поколения, политиков, психологов – во второй половине ХХ века. Панки стали именно той культурой, которая явно определилась со своей индивидуальностью, заявляя миру свою «непохожесть». Но насколько эта культура в действительности является антисоциальной? Именно с этим вопросом мы приступали к изучению панк-движения в современном мире.

Современное представление о панках настолько искажено, что найти в сегодняшней России человека, который бы четко представлял себе, что такое настоящее панк-движение, практически невозможно. Именно этим и определяется актуальность данного исследования.

Панк (Punk) – так раньше называли на уличном жаргоне женщин легкого поведения. В этом значении слово встречается в пьесе У. Шекспира «Мера за меру». В Америке в начале XX века его относят уже к заключённым – «шестеркам». Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении «грязь», «гнилье», «отбросы».

В середине 1970-х гг. в Великобритании во время сильнейшей безработицы и апатии внезапно появляется яркая молодежная культура, названная журналистами «панк», что означает «гниль». Большинство исследователей увидели в нем новую молодежную субкультуру, вроде модов или рокеров, разойдясь лишь в определении ее социальной базы.

Панк изначально представлял собой контркультуру, далее развившуюся в контркультурное движение. Основными отличиями контркультуры от молодежной субкультуры является преобладание политических форм противостояния над символическими и отрицание доминирующих ценностей вместо принадлежности классу или традиции.

Но прежде всего, панк – это музыка, громкая, тяжелая и очень быстрая, главной задачей которой ставилось то, чтобы люди увидели протест, задумались о жизни, о будущем. Панк-рок 60-х годов принято называть «гаражным роком» . Откуда появилось такое странное название? Все объясняется очень просто: любительские группы репетировали в основном в гаражах – больше им просто некуда было деваться. «Гаражные» панки пели в свое удовольствие, не строили меркантильных планов и были известны только в среде своих родственников, друзей и соседей. Их творческие поиски отвечали на запросы не массовой, а локальной аудитории (школы, колледжа, района).

Факел, зажженный «гаражниками», подхватывают в 1973-1974 годах вполне образованные молодые люди из Нью-Йорка. Они собираются по вечерам в дорогих клубах. Кумиром этой молодежи становятся новые группы: «Talking Heads», «New York Dolls» «Ramones» , которые представляются теперь первыми панк-музыкантами второй, настоящей волны панк-рока. Первой настоящей панк-группой принято считать Нью-Йоркских «Ramones» .

Поначалу деятельность американских панков не выходила за границы клубных вечеринок. Они оставались в рамках приличия, практикуясь в основном в музыке и авангардистской литературе – символизме, футуризме. В общем, как выражались американские СМИ, «интеллигенция развлекается, ничего страшного». Так все и думали, пока гроза панк-рока не грянула над Великобританией в 1976 году. Англичане точно скопировали американцев – и ошеломили респектабельную Англию. То, что прошло в США не очень заметно, подняло за океаном бурю, называлась она – «Sex Pistols».

Поначалу напуганные власти объявили панков хулиганами. Но когда хулиганят сотни тысяч, это называется по-другому – бунт. Причем бунт этот возник из трансформированного конфликта «отцов и детей».

Старые мечты рухнули – новым никто не верил. Пришло время отчаяния, полного неприятия окружающего мира и нигилизма. При изобилии материальных благ ни у общества, ни у конфликтующей с ним молодежи не оказалось достаточно прочных моральных качеств для того, чтобы воспользоваться ими во благо себе и всему человечеству. Это тоже послужило причиной возникновения панк-бунта. В начале 1976 года добропорядочным англичанам показалось, что британская молодежь сошла с ума. Улицы наводнили толпы отвратительного вида подростков.

Атрибутика стиля панк вошла в моду и производилась на конвейере. Обработка общественного мнения пошла в том направлении, что, дескать, в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоит антисистема. Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность самой системы и ее правильный путь развития. Панк – такая антисистема. И если бы система была плоха, панк смел бы ее. Раз ему это не удалось, значит, система прекрасна.

Первые панк-группы (такие как «Sex Pistols», «Clash», «Jam» и др.) выражали в своих песнях и поведении анархичность, апокалиптичность, отрицание ради отрицания, эпатаж, недовольство всем. Большинство этих групп достаточно быстро саморазрушились, избегнув участи контркультуры 1960-х и не став частью системы. Преуспевание панка в шоу-бизнесе (как части массовой культуры) «успешно» потерпело поражение.

Но панк «не умер», появляется так называемая вторая, политизированная, волна европейского панка (1980-1984), представленная группами «Crass», «Conflict», «Discharge» в Великобритании, "BGK" в Голландии и др. За четверть века существования панк сумел сформировать целую систему, оппозиционную шоу-бизнесу. Он противопоставил маленькие независимые лэйблы – транснациональным музыкальным концернам, фанзины, размноженные на ксероксе при использовании дешевой переработанной бумаги и соевых чернил, – дорогим глянцевым журналам, системы дистрибьюции, распространяющие панк-музыку и панк-идеи посредством рассылки по почте или непосредственно на концертах или фестивалях – покупкам в дорогих супермаркетах и т. п.

С другой стороны, панкам удалось создать альтернативное социокультурное и отчасти экономическое пространство, в котором основными ценностями являются не деньги и конкуренция, а дружба и сотрудничество.

Сегодня принято говорить, что в отличие от английского панка, возникшего как естественная реакция на социально-экономический кризис на Западе, панк в СССР появляется как протест против тоталитарного мышления. Безусловно, как и многие другие явления «советского андеграунда», он испытывал на себе западное влияние, хотя прямые заимствования в 1980-х были фактически невозможны.

Панк был одним из немногих музыкальных течений, которое пришло в Советский Союз с минимальным опозданием. В 1976 году панк-рок появился в Англии, а уже в 1977 году в Ленинграде, Москве, Сибири. Молодые люди, интересующиеся западной музыкой, приобретали у фарцовщиков пластинки «Sex Pistols», «Clash» и других британских панк-групп, ловили музыкальные передачи по «Голосу Америки», ВВС с Севой Новгородцевым, читали советские журналы и газеты, которые не преминули откликнуться на появление нового молодежного течения как «нароста на гниющем теле буржуазной культуры».

Что представляли собой первые панки в СССР и в чем заключалось их противостояние советской власти? Выделим три основные ареала, где панк получил наибольшее, отличное от других регионов развитие – это Ленинград, Москва и Сибирь (Омск, Новосибирск, Тюмень), и, в соответствии с этим, попытаемся ответить на поставленные вопросы.

Первыми ленинградскими панками были подростки 15-17 лет, меломаны, собиратели пластинок. Знакомились они чаще всего на «пластиночном толчке», собирались вместе, пьянствовали, слушали музыку. Они пытались жить так, как им нравится, но это было серьезным противоречием не только доминирующей идеологии, но и советским законам (например, закон о тунеядстве). Многие хотели побывать за границей, оказаться там, где были любимые панк-группы. Для ленинградских панков панк-рок не был выражением политического протеста, призывами к разрушению системы. Это было скорее стихийное внутреннее неприятие официально принятых норм и ценностей, отступление от которых в советском государстве могло расцениваться в спектре от мелкого хулиганства и вплоть до предательства Родины. По официальной версии, рок-музыка была изобретением западной пропаганды, призванным отвлекать советскую молодежь от строительства коммунизма, а западную демократическую – от борьбы с капитализмом.

Сибирский ареал панк-рока представлен, главным образом, тремя городами – Омском, Новосибирском и Тюменью. Так называемый сибирский панк-рок был наиболее политизированным и открыто направленным против тоталитарной системы. Это нашло выражение как в текстах песен (например, группа «Кооператив ништяк» в разгар репрессий на рок-музыкантов пела: «Бродит призрак по Европе, отрубите ему ноги»), так и в реакции власти на их творчество. Участников сибирских панк-групп сажали в психиатрические лечебницы, отправляли в армию, но они оставались «льдом под ногами майора» .

Советская панк-культура 1980-х, изначально ориентируясь на западное течение, органично переосмысливала его, переплетала с национальными корнями. В итоге возникали абсолютно оригинальные явления, порожденные, прежде всего не подражательством, а желанием самовыразиться и как-то противопоставить себя официозу.

В СССР панк являлся контркультурой уже в силу своей запретности, поэтому он противостоял системе. С 1987 года тоталитарные механизмы начинают активно разрушаться, и рок-музыка, по моему мнению, внесла в этот процесс свой вклад, хоть и небольшой, будучи носителем иных ценностей культуры. Здесь и заключается основное противоречие отечественного панка: приняв участие в разрушении системы, он оказался в сложной ситуации – против чего бороться теперь, когда все можно? Вслед за тем панк теряет свой статус контркультуры с уничтожением запретности, а развитие современных западных форм противостояния в России затруднено из-за сложной социально-экономической и политической ситуации. Существование панк-движения, как и других форм контркультуры в СССР в том виде, в каком они функционировали до перестроечной эпохи, потеряло смысл на рубеже 1980-90-х гг.

Понятие о панк-музыке в России изменилось и эволюционировало.

В СССР Панк был субкультурой, как нам кажется, только в период с 80-х до 90-х годов. Именно в этот период в стране происходил системный кризис, 70% молодежи оказались за чертой бедности, крах идеологии и централизованная система распределения товаров: все это создавало благодатную почву для развития такой субкультуры как панк.

После 90-х панк стал разлагаться, он коммерциализировался, потерял идею, потерял себя, но вместе с этим панк и не исчез полностью, он разделялся на другие социальные явления. Таким образом, в Советском Союзе играть рок, а тем более панк, было противостоянием. Это было запрещено, и люди, которые занимались рок-музыкой и не вписывались в стандартный образ «простого советского человека», часто серьезно рисковали не только быть избитыми в отделении милиции или «дружинниками», но и лишиться свободы. Государственная власть пыталась подавить любые отклонения от официальной идеологии: выгоняла с работы и из институтов, отправляла в армию и в психиатрические лечебницы на принудительное лечение, травила через прессу (разоблачительные статьи) и т. п. С другой стороны, что панки могли противопоставить государственной машине? Противостояние происходило, прежде всего, на уровне образа жизни и мировоззрения, что проявлялось в поведении, внешнем виде, системе ценностей. Неприятие советской идеологии и стандартизированного общества не обязательно выражалось в критике и борьбе.

Глава 2. Панки как субкультура

Сегодня панк представляется нам чаще всего в грязном, плохо пахнущем, и нетрезвом образе. Если обратиться к старшему поколению с вопросом «Кто такой панк?», в 9 из 10 случаев можно услышать, что-нибудь не очень приятное.

На сегодняшний день большая часть подростков, называющих себя панками, не знают даже элементарных фактов из раздела истории панк-движения. Некоторые «панки» настолько далеки от реальности, что просто смешны. С этим тесно связана вторая глава работы и непосредственно само исследование.

2. 1. Поведение в обществе. Политическая позиция.

Самооценка панка

Панк всегда имеет свое мнение и не боится его высказывать. Ему все равно, что о нем будут думать. Он таков, какой есть и ничего не станет менять. Традиционно считается, что поведение панка во всех случаях – это борьба, борьба против системы. Против какой, решает сам панк. Система подразумевает под собой в первую очередь правила. Правила – значит подчиняться. Подчиняться – значит сдаваться. Это и есть самый главный пункт в панковской политике.

Определяющим стало наплевательское отношение к окружающим и самим себе, установка всегда совершать только то, что хочется сию минуту. Мораль оказалась измененной на 180 градусов: все, что считалось аморальным у нормальных людей, на улице становилось внешним проявлением «нравственности».

Панк-культура предполагала полную свободу действий. Панки хулиганили в кинотеатрах, вызывающе вели себя по отношению к полицейским и задирали прохожих. Таким способом они спешили выразить свой протест миру, в котором родились и выросли. Философия панков была философией «потерянного поколения», простой до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест.

Сами панки по-разному оценивают и панк-движение, и себя в этой культуре. Вот несколько выдержек с одного из панковских форумов:

«я панк, потому что мне так хочется. Панк – это необязательно валяться в грязи, а для посвящения спать в помойке. и ирокез ставить на пиве, смешанном с мочей. А обязательно – состояние души» . (Орфография и стилистика высказываний сохранены в оригинале – прим. В. С.).

«Для начала я скажу вам, чем панк не является: это не мода, не определенный стиль одежды, не бунт на коленях против родителей, не новейшее «крутое» течение или особый стиль музыки. На самом деле это Идея, которая ведет и строит вашу жизнь. Думай самостоятельно, будь самим собой, не просто принимай то, что дает общество, – создавай свои собственные правила, живи своей собственной жизнью!» .

«Я – панк, потому что Я ПРОТИВ. Панк – это состояние души, образ мыслей, не столь важно насколько это проявляется внешне. Панк – это внутри. Ненавижу тех, кто считает панк просто модной атрибутикой!»

«Любое движение – это в первую очередь идея, а не шмотки и показуха Всегда главное – то, что внутри, а не то, о чем орут на каждом перекрестке. Точно так же, как и анархию превратили в свободу бухать и беспределить, хотя ее смысл намного глубже» .

Мы видим, что большая часть тех людей, кто относит себя к панкам, сходятся во мнении, что панк – это прежде всего идея, образ жизни и мыслей, и только потом – внешняя атрибутика! Именно идеология панк-движения не изменилась с 70-х годов, но сами панки отмечают, что с идеей панка знакомо очень небольшое количество молодежи, относящей себя к панк-культуре. Таким образом, получается, что панк-движение «вырождается». Превращаясь из «Идеи» в «Моду»

2. 2. Общественная оценка панка

Социологи Интернет сайта Info_Mania, проводя социологический опрос среди разных слоев населения г. Москвы (выборка – 100 человек), часто получали такие характеристики панков, как «шизофреническая категория», «может, со своими убеждениями, но психически больные люди», «невоспитанный, легкомысленный народ» и панка как «молодежного сдвига по фазе». Некоторые опрашиваемые отмечали в качестве отличительной черты панков «гребешки».

Приведем несколько распространенных мнений обычных людей о панк-движении:

«В моём понимании панк, это по-любому балахон, гады, хохолок для понта и нашивка с анархией. Панк по-любому должен ездить на концерты вместо митингов, ибо там можно нажраться, а если он не дай Бог не нажрется, то он увидит мир трезвыми глазами, ужаснется и случайно начнет думать своей башкой, а не чужими идеями и стереотипами. Панк, это, прежде всего, протест, а против чего, как, зачем, и почему – это уже не важно. Панк – это состояние души» .

Для того, чтобы получить данные по вопросам общественной оценки панков и панк-культуры, учащимся Гимназии № 8 были предложены две анкеты, на основе которых мы смогли прийти к следующим выводам:

1) О панке имеют общее представление более половины опрошенных нами учащихся старших классов.

2) Представление о панке строится в основном на внешней атрибутике – одежде, обуви, прическах.

3) Поведение панка большинством учащихся воспринимается как антисоциальное – курение, алкоголь, агрессия.

Cкладывается впечатление того, что большинство обычных людей в Москве (по опросу Info_Mania), а так же обычных городах России (учащиеся города Ангарска) не разбирается в нюансах молодежных субкультур и для них панки почти ничем не отличаются от металлистов или хиппи. Отношение к панкам в обществе достаточно негативное – «агрессивные, наркоманы, алкоголики». Этот образ панка, созданный СМИ, активно подтверждается самими панками («пионерами»), черпающими свою «эстетику и идеи» из масс-медиа.

Мы постараемся систематизировать наиболее распространенные убеждения о панках среди обывателей, и дать свои комментарии к ним. В качестве основы для данных утверждений были взяты результаты исследования агентства Info_Mania. Мы провели аналогичный опрос среди учащихся нашей гимназии и пришли к определенным выводам, которые и оформили в виде комментариев.

Утверждение 1. Все панки – это тупые, ограниченные «птушники» и двоечники (в общем, люди низкого интеллектуального уровня развития).

Комментарий: утверждение очень распространенное среди обывателей. 34 % опрошенных учащихся Гимназии №8 согласились с правильностью этого утверждения. Однако большинство респондентов (49%) не согласились с таким мнением россиян, отметив, что так о панках говорят люди, малознакомые с панками, никогда с ними не общавшиеся. Да, конечно, среди панков есть и «птушники», и вообще очень глупые люди, но их не так много и составляют они лишь малый процент от числа всех панков. Гораздо больше среди последователей панк-движения процент студентов вузов.

Утверждение 2: панк – это чисто молодежное течение, подростковый протест, проходящий с возрастом. Панком можно быть в период с 12 до 18, максимум 20 лет, а дальше нужно взрослеть.

Комментарий: На этом утверждении мнения гимназистов разделились примерно поровну: 45% опрошенных согласились с тем, что панк-движение носит молодежный характер, а 43% опровергли это мнение. Это вполне соответствует тем данным, которыми располагаем мы, занимаясь исследованием панка.

Действительно, большинство панков начинают «панковать» в юношеском или подростковом возрасте, но это не значит, что панк – сугубо молодежное течение. Некоторые отходят с возрастом от панка, но в большинстве своем это люди, для которых мнение большинства, толпы, важнее их собственного мнения. Есть среди бывших панков и те, кто просто разочаровался в идеях этого движения. Однако, есть и панки 30 лет и старше, и хотя не все из них придерживаются внешних атрибутов панка, но по-прежнему разделяют большинство «панковских» идей. И вообще, в утверждении «Панком можно быть в период с 12 до 18, максимум 20 лет, а дальше нужно взрослеть», слово взрослеть на самом деле, как правило, используется обывателями в значении «стать таким как все, принять идеи распространенные в обществе». Сравните со значением слова «взрослеть» в толковом словаре. Быть нонконформистом (а панки нонконформисты, т. к. придерживаются идей, не являющихся на сегодня распространенными в обществе), не значит не быть взрослым человеком.

Утверждение3: Панки – вечно грязные и никогда не моются, от них постоянно дурно пахнет.

История возникновения и сущность субкультуры «Панк»

Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической).

За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы».

Неформалы - это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения.

Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.

Они очень разные - ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу подростки, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения.

1. Музыкальные неформальные молодёжные организации. (Главная цель таких молодёжных организаций - прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.)

2. Неформальные организации в спорте. (Ведущие представители данного течения -- знаменитые футбольные фанаты, а также рокеры)

3. Философствующие неформальные организации. (Выделяются среди них хиппи.)

4. Политические неформальные организации. (В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию)

К последней группе, политическим неформальным организациям, относятся панки.

Музыка для панков играет очень большую роль, так как они предпочитают пассивный протест и редко предпринимают открытые митинги и агитации, имеющие яркий политический окрас. С помощью музыки, панки выражают свое мировоззрение.

Панк, панки, панк-рокеры, пункера (от англ. punk -- отбросы) -- контркультура, возникшая в середине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе, протест против истеблишмента, консерватизма, авторитаризма, национализма и радикального капитализма, а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма. Легендарная американская группа Ramones была первым музыкальным коллективом, игравшим панк-рок. Первой британской панк-группой были Sex Pistols. После возникновения этих и других коллективов панк распространился по всему миру (с 1980-х в СССР). Панк явился своеобразным ответом на кризис хиппи-движения и его уклона в мистицизм, на рок-музыку того времени, которая отошла от энергии и ритма традиционного рок-н-ролла, а также на трудную ситуацию для молодых людей на рынке труда. Обработка общественного мнения пошла в том направлении, что, дескать, в любой системе нет ничего хорошего, пока ей не противостоит антисистема. Эта угроза просто необходима, чтобы доказать жизнеспособность самой системы и ее правильный путь развития. Панк - такая антисистема. И если бы система была плоха, панк смел бы ее. Раз ему это не удалось, значит, система прекрасна. Панку подкосили ноги тем, что его разрешили и вывели из подполья. Панк пустили на телевидение и эстрадные подмостки любых залов. Отсюда началась новая волна. Панк-рок начал деформироваться, изменяться, расчленяться по самым разным музыкальным, политическим, эстетическим направлениям. Появились десятки новых стилей со своими концепциями, новым художественным мышлением, видением мира, иными целями.

По возрасту панки - преимущественно старшие подростки. В качестве лидера выступают парни.

Желание панка любым путём привлечь к себе внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению.

1. Истоки и влияния.

«Панк берет свое начало с середины 70-х годов 20-ого столетия, когда под влиянием Beatles и Rolling Stones стали появляться много молодежных команд, исполняющих рок-н-ролл» -- говорится в статье «Потерянное поколение» на сайте журнала Volkey.

Относительно сырой и грубый звук, основанный всего лишь на нескольких аккордах, вызывающе примитивное звучание, в соединении с вульгарной манерой поведения на сцене, стала культивировать американская команда The Stooges. Её лидер, Игги Поп, отвергал музыкальные утончённости, ценил в рок-н-ролле необузданный драйв.

Связующим звеном между движением панков и предыдущим поколением битников выступила «крёстная мать панк-движения», Патти Смит.

2. Внешний вид.

Некоторые молодые панки любят шокировать общественность антиконсервативным внешним видом, однако, следует заметить, что для остальных панк-рокеров внешний вид является второстепенной деталью. Идеологом внешнего вида панков была английский дизайнер Вивьен Вествуд, которая внесла атрибутику панков в массы и модную индустрию.

Некоторые панки предпочитают веселые прически c разноцветными стоящими торчком волосами, нередко с выбритыми волосами или ирокезами. Панки существенно повлияли на парикмахерское искусство введя смелый яркий окрас волос и асимметричные прически. Моду на ирокезы ввела британская группа The Exploited.

Аксессуары: цепи и булавки в одежде, шипованные напульсники, значки и нашивки с названиями групп или различного рода высказываниями.

Удобная городская одежда: футболка (часто черного цвета), куртка (обычно «косуха»), джинсы, кеды, кроссовки или тяжелые ботинки. Одежда нередко специально порванная и потертая, снабженная иногда провокационными прокламациями.

Некоторые девушки-панки (панкуши) используют вызывающе-сексуальный имидж (яркий макияж, начес волос, короткие юбки, рваные колготки или чулки).

4. Родственные субкультуры.

Скинхэды -- молодежная субкультура шестидесятых годов, получившая «второе рождение» во времена панка. Музыка традиционных скинхэдов -- Ска, Oi!, Рокстеди и Регги.

Моды -- предшественники и современники панков. Оказали влияние на панк-рок. Музыка модов -- Ска, Соул.

Rude boys -- ямайская молодежь, предшественники и современники панков и традиционных скинхедов. Оказали влияние на внешний вид и музыкальные пристрастия тех и других. Музыка рудбойз -- Ска и Рокстеди.

Straight edge"ры -- субкультура, порождённая ранней американской панк/хардкор-сценой начала 80-х, характернейшей особенностью которой является отказ от наркотиков, алкоголя и табака, а также от беспорядочных половых связей.

Готы -- близкая панкам субкультура, возникшая в начале 1980-х годов. Готы, как правило, отличаются пессимистичным мировоззрением и не интересуются социально-критическими темами. Они предпочитают минорный готический рок, черный цвет и мрачную (зачастую вампирскую) эстетику. Готы нередко носят прически-«ирокезы», но не цветные, как у панков, а выглядящие так, как будто поставлены на чёрный гуталин.

Выводы по 1 главе.

Субкультуры, как подкультуры, имеющие собственные, в чем-то специфические, ценности, убеждения, нормы широко распространены в нашей стране. Панк - одна из таких субкультур.

Представители данной субкультуры любят эпатаж, шокировать окружающих, открыто проявлять свою яркую индивидуальность.

Панк появился в 70-х годах 20-го столетия и вплоть до настоящего времени активно видоизменялся. Но те «первые впечатления», которые произвел Панк на общество, стали стереотипом восприятия обществом данной субкультуры.

Панков относят к политическим неформальным организациям.

Если рассматривать "Панк" в более широком смысле то он относиться и к музыкальной группе неформальных организаций.

Музыка для панков играет важную роль, так как они предпочитают пассивный протест и редко предпринимают открытые митинги и агитации, имеющие яркий политический окрас. С помощью музыки, панки выражают свое мировоззрение.

Чаще всего в неформальные объединения такого типа вступают подростки, у которых присутствуют какие-либо проблемы в семье, в коллективе сверстников и пр.

В группе подростков объединенных субкультурой «Панк» привлекают возможность общения по интересам, отсутствие осуждения каких-либо поступков, возможность проявления своей индивидуальности и др.

Кто такие панки?

Все люди выражают свою индивидуальность по-разному. Субкультура является как раз одним из способов показать эту индивидуальность, но в то же время быть причастным к какой-то группе людей, имеющих сходные интересы, общую идеологию. Сегодня мы поговорим о панках.

Кто такие панки? В основе данной субкультуры находится пристрастие к музыкальному направлению - панк-року. Этот жанр возник в середине 70-х годов 20-го века в США и Великобритании. В нем отражался протест против тогдашних форм рока. Главное в панк-роке - это задорность раннего рок-н-ролла и нарочито примитивная игра.

Панки - это люди, которые отличаются собственной культурой, стилем музыки, идеологией и модой. В основе идеологии панка - реализация права каждого человека на свободу без давления. Панки против любого проявления конформизма, они не принимают политический уклад и культуру широкого потребления.

Что касается выражения своей приверженности к культуре в плане внешности, то панки сочетают определенным образом свою одежду, прически, косметику, татуировки и украшения. Но для многих панков внешний вид является моментом второстепенным. Они красят волосы в яркие цвета, делают ирокезы, иглы, используют в одежде булавки и цепи, шипованные напульсники в виде украшений.

Представителей молодёжной готической субкультуры выделяет из толпы мертвецкий макияж и одежда чёрного цвета. Фанаты стиля рэп отличаются внешне от них расклешёнными штанами и стильной кепкой. Привлекает внимание толпы знак панков в виде вызывающего ирокеза на голове, изобилие металла на кожаных куртках и на теле. Разные по интересам молодёжные группы, объединённые поиском смысла жизни и справедливости, нарекли неформалами.

История развития панк движения

Зародилась панк культура в западной Европе под влиянием творчества групп The Beatles и Rolling Stones, Sex Pistols. В своей музыке они выражали идею вседозволенности и анархии. Подражание музыкальным кумирам и отрицание социальных норм, протест против власти и общества трансформировались в бунтарское вызывающее поведение. Английское слово (pank)в свободном переводе как пропащий человек, отброс, никчёмный, бродяга в полном смысле подходило под поведение панков.

Чрезмерное и демонстративное употребления алкоголя и наркотиков тоже характерный знак панков, как одной из формы протеста против здорового образа жизни. Желание демонстрации личной свободы проявилось в выборе анархической символики красно-чёрного цвета.

Мировоззрение панков

В общественной среде о панках сложилось устойчивое негативное мнение, подкреплённое вызывающим внешним видом представителей этой субкультуры мира. За внешней неряшливостью и агрессивным поведением скрыто устойчивое желание самоутверждения и самовыражения, свойственное подросткам. В чём внешне проявляется протест?

  1. Одежда. Обязательный элемент – кожаная короткая тёмная куртка, в металлических клёпках и красно-чёрные майки с анархической символикой, создающие образ раскрепощённой небрежности.
  2. Обувь. Это, конечно, гады –громоздкие, тяжёлые ботинки с голенищем и грубой подошвой.
  3. Поведение. Демонстративно-пренебрежительное к представителям власти и общественному мнению. Вырывающая агрессивность и независимость от стереотипов. Пристрастие к выпивке и наркотикам.
  4. Причёска. Любят яркие цвета волос, поэтому перекрашивают их в различные оттенки красных, зелёных, лиловых тонов. Особое значение придают фиксации волос в виде вздыбленного воинствующего ирокеза.
  5. Музыка. Отличается звучанием утверждающих ритмов, драйвом и экспрессией.

Чем вызван интерес подростков к панкам?

  • Во-первых, тем, что их привлекает громкое, яркое, в полной мере бесшабашное, нестандартное поведение этой группы молодых людей.
  • Во-вторых, желанием выразить личное отношение к бытовой нестабильности протестом в виде отрицания всех норм и правил. Этим же вызвано подражание стиля одежды.
  • В-третьих, а почему бы и нет? Когда как не в юности развлечься и подурить, назло «серой повседневности».

В подростковом возрасте трудно требовать взвешенного отношения к жизни. Каждый второй старается примкнуть к неформальным группам. Со временем меняются взгляды на жизни, приходит осмысление бытовых стандартов, взросление.

Музыкальное направление панк-рок

Последователи направления панк-рок ценят ритмичный, агрессивный темп исполнения. Тексты песен, написанные в хулиганской манере, отражают социальные проблемы молодёжной среды. Короткие песенные композиции на 3 — 4 аккорда хорошо запоминаются и дают возможность самовыражения.

Одни подражают в манере одежды, другие считают, что достаточно быть пьяным и ругать власть, третьи демонстрируют ирокезы. Но, прежде всего, панк – это жизненная позиция и образ мышления.






Слово «punk» имеет длинную историю. Ещё Уильям Шекспир называл так дешёвых проституток в своей пьесе «Мера за меру». Затем значение слова немного изменилось, и уже в 20 веке панки – это заключённые. Позже слово «punk» приобрело ещё один смысл: «грязь», «отбросы».

В отличие от многих других субкультур, идейные границы которых определены не так чётко, панк стал именно той культурой, которая явно нашла и отразила свою индивидуальность, заявляя миру: «Мы не похожи на других, и нам это жутко нравится!». Изначально панк представлял собой контркультуру, развившуюся в целое контркультурное движение. Отличие контркультуры от молодежной субкультуры - противостояние политике и обществу в целом и отрицание всего, что их окружает. По большому счёту, первым русским панком можно назвать Евгения Базарова, героя романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети»: именно он первым начал отрицать всё самое важное для русского человека: Бога, семью, любовь, существующий государственный строй, даже самые минимальные потребности человека. Первые панки – как западные, так и советские – были теми же самыми нигилистами, плюющими на все общепринятые ценности. Они задавали свой «беспорядочный порядок».

Поначалу деятельность американских панков не выходила за границы клубных вечеринок. Они не занимались дебошами и вели себя очень даже приличо: практиковлись в музыке и авангардистской литературе – символизме, футуризме. В общем, как писали о них тогда американские СМИ: «Интеллигенция развлекается, ничего страшного». Так все и думали, пока буря панк-рока не накрыла Лондон в 1976 году.

Песня "Anarchy in The UK" группы Sex Pistols стала гимном всех панков

Официальной точкой отсчета дерзкой субкультуры считается 22 октября 1976 года, когда вышел первый панк-сингл «New Rose» группы The Damned. Полтора месяца спустя, команда Sex Pistols выпустила песню «Anarchy In The UK». Весной и летом того года в Лондоне появляются всё новые и новые панк-бэнды, играющие энергичную и шумную музыку и заводя толпу своим, мягко говоря, нескромным поведением на сцене. Чуть позже, в середине 1970-х, эта городская культура пришла в СССР вместе с песнями отцов-основателей панка: Sex Pistols и Ramones, которые черпали вдохновение из творчества крайне популярных десятилетием раньше The Beatles и The Rolling Stones. Последние, кстати, задали стиль панк-сообществу не только в музыке, но и в одежде.

Группы Sex Pistols и Ramones стали основателями и символами панк-движения

На сцене панки выбирают агрессивный и вызывающий, а порой даже вульгарный стиль поведения, что и дало толчок к созданию особенного мировоззрения панков: критическое отношение ко всему, что их окружает. Панки стремятся к свободе и полной независимости, пропагандируюя принципы «не продаваться», «полагаться на самого себя» (DIY - Do it yourself - Сделай сам).

Немаловажную роль в формировании панка играет Игги Поп, солист группы The Stooges, известный своими многочисленными выходками на сцене. Именно он задал стиль поведения панков на сцене. Игги Поп стал родоначальником прыжка со сцены в толпу, или «стейдж дайвинга». Но это было только начало: музыканта рвало прямо на сцене, он резал себе грудь бритвой, а заканчивал концерт расстегнутой ширинкой. После этого в ходе концертов The Stooges Игги, традиционно выступавший с обнаженным торсом, часто наносил себе увечья, оскорблял зрителей, раздевался полностью и прыгал в толпу со сцены.

Впервые советские панки услышали о первых западных из обличительных статей в газетах Советского Союза и сюжетов советской передачи «Международная панорама», но вместо того, чтобы повиноваться тоталитарному персту и начать их презирать - выбрали в качестве идеала. Вот она – сущность «тру панка».

«Панки хой!» - Такие возгласы можно было услышать везде и всюду в 80-х годах прошлого столетия на просторах Советского союза. Именно тогда это приветствие панков пришло в русский язык из английского.

Кстати, есть несколько версий появления этого возгласа: по одной из них, русское «Хой!» берёт свои истоки от английского «Oi!», которое служило приветствием для кокни (уроженцы Лондона из средних и низших социальных слоёв). В конце 1970-х годов этим словом Гарри Бушелл, журналист музыкального журнала «Sounds», назвал направление панк-рока, которое провозглашало возврат к «истинным, пролетарским корням», пропагандировало активное противоборство власти и обществу. Когда это слово перешло в русский язык, к нему добавилась буква «х», что звучало очень неоднозначно и дерзко, потому что напоминало одно известное всем русское бранное слово.

По другой версии, слово «хой» образовалось от английского «oi-oi-oi». Эти возгласы звучали в песнях скинхедов в 70-х, что в итоге стало поводом для создания нового стиля: «ой», или «стрит-панк». Позже кричать «ой» стали уже все, кому не лень - чаще всего в хоровых подпевках. Первые возгласы «ХОЙ» на русской панк-сцене появились у Егора Летова (лидер группы «Гражданская оборона»).

Советские панки отличались друг от друга как по идеологии, так и по внешнему виду - в зависимости от места проживания. Панки Сибири, например, были выходцами из движения хиппи, в котором вскоре разочаровались и стали яро отрицать. Таллинские панки были абсолютно идентичны стокгольмским и лондонским. Московские панки были на любой вкус, в зависимости от любимых групп и локации тусовки, а панки Ленинграда (первые в СССР) устраивали панк-перформансы и вели богемный образ жизни. Первым панком в СССР считается лидер питерской группы «Автоматические удовлетворители» Андрей Свин Панов, который испражнялся прямо на улицах и в парадной Бориса Гребенщикова, а также совершал половой акт с выхлопной трубой автобуса. Он был одним из лидеров питерской панк-тусовки, в которой, среди прочих состоял даже юный Виктор Цой.

Панки страны Советов

Панк = хиппи + много агрессии

Панк стал неординарным ответом на кризис хиппи-движения и на «обмякшую» музыку того времени, отошедшую от энергии и ритма традиционного рок-н-ролла. Себя они называли «детьми помойки» в противовес хиппи - «детям цветов».

Мировоззрение панков довольно близко к хипповскому однако, если идея хиппи укладывается в лозунг «Долой деньги, мир и так бесконечно прекрасен!», то у панков это скорее «Мир все равно отвратителен, так что ему уже ничего не поможет». Панки, в отличие от хиппи, довольно агрессивны, и по политическим взглядам считаются анархистами (с легкой руки «Sex pistols», выпустивших культовый сингл «Anarchy in the UK»).

Внешний вид

Лук панков всегда эпатирует: яркие неестественные цвета волос, ирокезы, выбритые виски, много лака, чтобы волосы стояли торчком. Моду на ирокезы, кстати, ввела британская панк-группа The Exploited.

Рваные джинсы с цепями, заправленные в тяжёлые ботинки Dr. Martens и кеды Converse. Манеру носить кеды начала группа Ramones, а они переняли её у мексиканской шпаны - латиносов. Кожаная куртка-косуха была заимствована панками как атрибут байкеров из 50-х, когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимы друг от друга.

Атрибутику панков в массы и модную индустрию ввела английский дизайнер Вивьен Вествуд. Кстати, мода на панк-лук стала чрезвычайно актуальна в последние три года. Сегодня ни один модный лукбук не обходится без рваных джинс, чёрных косух, белых или красных конверсов, олдскульных маек с логотипами панк-рок групп. А в последние пару лет в моду вернулись и выбритые виски.


Панк-рок фестивали

При относительном многообразии панк-рок фестивалей все они продолжают своё существование не более двух-трёх лет. На них собирается не более 150 участников. А проводятся панк-фесты по большей части в лесу или на заброшенных заводах - минимум удобства, зато сколько драйва и впечатлений: «Тройка-фест», «Варнак-фест», «Горизонталь», «Hellsummer fest»,«Интересная панк-эстетитка», Boyscout Fest.

В основном же панки собираются на гигах панк-рок групп – концертах без сидячих мест с возможностью моша и слэма.

Панки на гиге. Stage dive

Панки сегодня

Большинство сегодняшних приверженцев субкультуры панков заявляют, что пришли к ней благодаря творчеству «лёгких» поп-панк-бэндов: Sum41, Simple Plan, Blink 182, Fall Out Boy. Даже если сравнить их песни с песнями тех же самых представителей поп-панк творчества Ramones, песни первых звучат куда более мягко и попсово. Также поп-панк отличается отсутствием политической направленности, свойственной панк-року в первую очередь, а также общим позитивным направлением.

Сегодня панк как контркультура больше не существует: теперь это стопроцентная молодёжная субкультура, ведь образ жизни, поведение, политические взгляды панков не стоят в оппозиции по отношению к существующей социальной системе, политическому строю или морально-нравственным ценностям. Внешний вид панков сейчас стал лишь данью уходящей моде.

Возможно, сегодня сама культура панка практически перестала существовать в том виде, в каком, она появилась. Однако вместе с этим она породила большое количество новых движений. Примерно с начала 2000-х в мире начали появляться некие «пост-панки». Нельзя сказать, что они следуют идеям 80-90-х, так как старые идеи неактуальны сейчас, но и нельзя сказать, что они и полностью безыдейные. Пост-панк продолжает развиваться, и ещё никто не знает, что будет с этим перерождающимся социальным явлением завтра.