Меню
Бесплатно
Главная  /  Хозяйке на заметку  /  Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв» (Ж. Ренан) (ЕГЭ обществознание). Паспорт проектной идеи(2)

Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв» (Ж. Ренан) (ЕГЭ обществознание). Паспорт проектной идеи(2)

Я намерен проанализировать вместе с вами идею, ясную с первого взгляда, но вызывающую опасные недоразумения. Формы человеческого общества крайне разнообразны. Огромные скопления людей, как Китай, Египет, самый древний Вавилон; племена, вроде еврейского, арабского; такие города, как Афины и Спарта; союзы различных стран вроде империи Ахеменидов, римской, каролингской; общины без отечества, удерживаемые только религиозной связью, как, например, общины израелитов, огнепоклонников; такие нации, как Франция, Англия и большинство современных европейских автономий; конфедерации вроде шведской, американской; родство расы или языка, установившееся между различными ветвями германцев или славян, - вот существующие или существовавшие группы, которых нельзя смешивать друг с другом без огромных неудобств. В эпоху французской Революции думали, что учреждения небольших независимых городов, - например, Спарты и Рима, - можно применить к нашим огромным нациям с тридцатью или сорока миллионами людей. В наши дни делают ещё большую ошибку, смешивая расу с нацией и приписывая этнографическим или, скорее, лингвистическим группам верховенство, подобное верховенству действительно существующих народов. Постараемся внести больше точности в эти трудные вопросы, в которых малейшее смешение смысла слов в начале рассуждения может привести в конце концов к самым пагубным ошибкам. Наше дело очень сложно, - так же сложно, как вивисекция; мы будем поступать с живыми, как обыкновенно поступают с мертвыми. Поэтому в обсуждение вопроса мы внесем холодность, совершенное беспристрастие.

I

Начиная с конца римской империи или, лучше, со времени разложения империи Карла Великого, западная Европа разделилась, по-видимому, на нации, из которых некоторые в из-

вестные эпохи старались захватить в свои руки гегемонию над другими нациями; но такие гегемонии никогда не были продолжительны. То, что не удалось Карлу V, Людовику XIV, Наполеону I, наверное, не удастся никому и в будущем. Учреждение новой римской империи или империи Карла Великого стало невозможным. Разделение Европы зашло слишком далеко, чтобы попытка к универсальному господству не вызвала немедленно коалиции, которая скоро возвращает гордую нацию в её естественные границы. Некоторое равновесие установилось на долгие времена. Франция, Англия, Германия, Россия, не смотря на возможные случайности, ещё в течение многих сотен лет будут историческими индивидуальностями, главными частями шахматной доски, клетки которой постоянно изменяются в своем значении и величине, но никогда не смешиваются друг с другом.

В этом смысле нации, отчасти, новое явление в истории. Древность не знала их; Египет, Китай, древняя Халдея совсем не были нациями. Это были группы людей, управляемые сыном солнца или сыном неба. Не было египетских граждан, как не было граждан китайских. В классической древности были республики и муниципальные государства, конфедерации местных республик, империи, но не было нации в том смысле, как мы её понимаем. Афины, Спарта, Сидон, Тир являются незначительными центрами удивительного патриотизма, но всё это незначительные города с относительно малой территорией. Галлия, Испания, Италия, до поглощения их римской империей, являлись совокупностями народностей, часто связанных между собою, но без всяких центральных учреждений, без династий. Империи: ассирийская, персидская, империя Александра также не были отечествами. Никогда не было ассирийских патриотов; персидская империя представляла обширное феодальное общество. Ни одна нация не ведет своего происхождения от поразительной деятельности Александра, имевшей, однако, так много следствий для общей истории цивилизации.

Римская империя скорее могла бы быть отечеством. За своё великое благодеяние - прекращение войн - римское владычество, сначала столь суровое, скоро стало пользоваться общей любовью. Это была великая ассоциация, синоним порядка, мира и цивилизации. В последний период империи у возвышенных умов, у просвещенных епископов, у ученых было истинное чувство «римского мира», противоположное угрожающему хаосу варварства. Но империя, в двенадцать раз превышавшая современную Францию, не составляла государства в современном смысле. Разрыв Востока и Запада был неизбежен. Опыты галльской империи в III веке не увенчались успехом. Только германское нашествие ввело в мир принцип, послуживший впоследствии основанием цивилизации.

В самом деле, чем были германские народы со времени своих великих нашествий в V веке вплоть до последних норманнских завоеваний в X веке? Они мало изменили сущность рас, но навязали династии и военную аристократию более или менее значительным частям старой Западной империи, которые

получили имена рас-завоевательниц. Отсюда Франция, Бургундия, Ломбардия, а позже Нормандия. Быстрое преобладание Франкской империи создает на время единство Запада, но эта империя окончательно рушится около середины IX века. Верденский договор намечает в принципе неизменные деления, и с тех пор Франция, Германия, Англия, Италия, Испания, часто уклоняясь в сторону и претерпевая массу приключений, устремляются к своему национальному существованию, которое теперь распускается на наших глазах.

Что же, в самом деле, характеризует эти различные государства? Смешение составляющих их народов. В только что перечисленных странах нет ничего подобного тому, что вы найдете в Турции, где турок, славянин, грек, армянин, араб, сириец, курд теперь так же различны, как и в день завоевания. Такой результат обусловливается главным образом двумя обстоятельствами. Прежде всего тем, что германские народы приняли христианство при первых же мало-мальски правильных сношениях с греческими и латинскими народами. Раз победитель и побежденный исповедуют одну и ту же религию или, ещё лучше, раз победитель принимает религию побежденного, то уже не может возникнуть турецкая система, т.е. абсолютное различие людей по религиям. Второе обстоятельство то, что завоеватели забывают свой собственный язык. Внуки Хлодвига, Алариха, Альбиона, Роллона говорили уже на языке римлян. Это в свою очередь было следствием другого важного обстоятельства: франки, бургунды, готы, ломбарды, норманны привели с собою очень мало женщин своей расы. В течение нескольких поколений их начальники женились только на германских женщинах; но их наложницами и кормилицами их детей были латинянки. Благодаря этому, lingua francica, lingua gothica существовали очень не долго со времени утверждения франков и готов в римских землях. Не так было в Англии. Несомненно, англосаксы во время своего нашествия привели с собой своих женщин; британское население бежало перед ними, да, кроме того, латинский язык никогда не преобладал в Британии. Вообще, если бы в V веке в Галлии говорили на галльском языке, Хлодвиг и его соплеменники никогда не оставили бы германского языка ради галльского.

Отсюда вытекает тот важный результат, что, не смотря на крайнюю суровость нравов германских завоевателей, навязанное ими государство с веками сделалось образцом нации. Франция вполне законно сделалась названием страны, в которую вошло едва заметное меньшинство франков. В X веке в первых народных песнях, являющихся таким совершенным зеркалом духа времени, все жители Франции являются французами. Идея различия рас в населении Франции, столь ясно выступающая у Григория Турского, совсем не выступает у французских писателей и поэтов, следовавших после Гуго Капета. Различие знатного и простого человека также оттеняется крайне сильно, но это различие отнюдь не является этнографическим; это - различие в храбрости, обычаях и наследственно передава-

емом воспитании; никому не приходит в голову, что основа этого различая - завоевание. Ложная система, по которой знать обязана своим происхождением привилегии, данной королем за великие, оказанные нации услуги, так что всякий знатный только получил это отличие, - эта система укоренилась, как догма, начиная с XIII века. Тоже было результатом почти всех норманнских завоеваний. В конце одного или двух поколений норманнские завоеватели не отличались от остального населения; но их влияние не было от этого менее глубоким - они дали завоеванной стране знать, военные привычки, отсутствовавшей прежде патриотизм.

Забвение или, лучше сказать, историческое заблуждение является одним из главных факторов создания нации, и потому прогресс исторических исследований часто представляет опасность для национальности. В самом деле, историческое исследование проливает свет на факты насилия, бывшие при начале всех политических образований, даже весьма благодетельных по своим последствиям. Единство всегда создается насильственно; союз Северной и Южной Франции является результатом истребления и террора, господствовавших почти в течение целого века. Король Франции, бывший, если можно так выразиться, идеальным типом векового кристаллизатора, создавший лучшее национальное единство, какое когда-либо существовало, потерял свой престиж при более внимательном исследовании; созданная им нация проклинает его, и в настоящее время только образованные люди знают, каково его значение и что он сделал.

Эти великие законы истории западной Европы становятся понятными только благодаря контрасту. Многие страны пали в предприятии короля Франции, которое ему удивительно удалось довести до конца отчасти благодаря своей тирании, отчасти - справедливости. Под короной Св. Этьена мадьяры и славяне остались такими же различными, как и восемьсот лет тому назад. Вместо того чтобы устранить различные элементы своих владений, дом Габсбургов поддерживал их различие и иногда даже взаимную вражду. В Богемии чешский и немецкий элемент наложены друг на друга, как масло и вода в стакане. Турецкая политика разделения национальностей по религиям имела очень серьёзные последствия: она вызвала разрушение Востока. Возьмите город вроде Салоник или Смирны; вы найдете там пять или шесть общин, из которых каждая имеет свои воспоминания и который не имеют между собою почти ничего общего. Но сущность нации именно в том, чтобы все индивидуумы имели много общего, чтобы все они многое позабыли. Ни один француз не знает, бургунд он, алан или вестгот; всякий гражданин Франции должен забыть Варфоломеевскую ночь, убийства на Юге в XIII веке. Во Франции нет и десяти фамилий, которые могли бы доставить доказательна своего французского происхождения, да и то эти доказательства были бы недостаточны, благодаря тысяче неизвестных скрещений, которые могут разбить все системы генеалогов.

Современная нация - исторически результата целого ряда фактов, действующих в одном и том же направлении. Единство реализуется то династией (Франция), то непосредственным желанием провинций (Голландия, Швейцария, Бельгия), то общим духом, постепенно побеждающим капризы феодализма (Италия, Германия). Всегда глубокая причина предшествовала подобным образованиям. В подобных случаях принципы проявляются совершенно неожиданными случайностями. Мы видели, как в наши дни Италия была объединена своими поражениями, а Турция - обессилена своими победами. Всякое поражение подвигало Италию вперёд, всякая же победа губила Турцию, так как Италия - нация, а Турция (за исключением Малой Азии) не является таковой. Слава Франции - в том, что она провозгласила во время французской Революции, что нация существует по своей воле. Мы не должны находить дурным, если нам подражают. Принцип наций - наш принцип. Но что же такое нация? Почему Голландия - нация, а Ганновер и Великое Герцогство Пармское - не нации? Как Франция продолжает считать себя нацией, хотя созданный ею принцип исчез? Почему Швейцария с её тремя языками, двумя религиями, тремя или четырьмя племенами, нация, тогда как столь однородная Тоскана не нация? Почему Австрия государство, а не нация? Чем принцип национальностей отличается от принципа рас? Эти вопросы стремится уяснить всякий сознательный ум, чтобы быть в согласии с самим собой. Дела этого мира не управляются уже рассуждениями этого рода; но рассудительные люди стремятся пролить свет и на эту область, чтобы рассеять смущение, в котором обретаются поверхностные умы.

II

По мнению некоторых теоретиков-политиков, нация - это прежде всего династия, представляющая древнее завоевание, сначала принятое, а потом забытое массой народа. По мнению этих политиков, группировка провинций, созданная династией, её войнами, её браками, её договорами, оканчивает своё существование вместе с создавшей её династией. Совершенно верно, что большинство современных наций было создано фамилией феодального происхождения, которая заключила брачный договор с землей и была своего рода ядром централизации. Границы Франции в 1789-м году не были ни естественными, ни необходимыми. Широкий пояс, который капетингский дом прибавил к узким границам Верденскаго договора, был личным приобретением этого дома. В эпоху этих присоединений не имели представления ни об естественных границах, ни о праве наций, ни о желании провинций. Союз Англии, Ирландии и Шотландии был также делом династии. Италия только потому так долго не сделалась нацией, что среди её многочисленных правящих домов до нашего века ни один не стал центром единства. Странное явление представляет малоизвестный, полуитальянский остров

Сардиния, получивший королевский титул . Голландия, образовавшаяся самостоятельно, актом героического решения, тем не менее вступила в тесные брачные отношения с Оранским домом и подверглась величайшим опасностями в день распадения этого союза.

Но абсолютен ли такой закон? Конечно, нет. Швейцария и Соединенные Штаты, образовавшиеся благодаря постепенным прибавкам, не имеют основания в династиях. Я не стану обсуждать этого вопроса по отношению к Франции. Для этого нужно было бы знать тайну будущего. Скажем только, что великое французское королевство было настолько национально, что на другой же день после его падения нация могла существовать без него. Кроме того, XVIII век изменил буквально всё. После долгих веков унижения, человек возвратился к античному духу, к уважению самого себя, к идее своих прав. Слова: «отечество», «гражданин», опять получили свой смысл. Только поэтому могла совершиться самая смелая операция, которая когда-либо производилась в истории; эту операцию можно сравнить с попыткой физиолога оживить в первоначальном единстве тело, у которого отняты мозг и сердце.

Нужно, следовательно, допустить, что нация может существовать и без династического принципа, и что даже нации, образованные династиями, могут отделиться от этих династий, не переставая, однако, существовать. В настоящее время нельзя поддерживать старый принцип, принимавший во внимание только право принцев; кроме права династий есть право наций. На каком же критерии основано это национальное право? По какому признаку оно узнается? Из какого осязаемого факта оно проистекает?

I. Из расы, - отвечают с уверенностью некоторые. Искусственные разделения, результат феодализма, браки владетельных принцев, конгрессы дипломатов не имеют вечного значения. Прочным и постоянным остается раса народов. Вот что составляет право, законность. Например, германская семья, по указанной теории, имеет право возвратить в свое лоно разъединённых членов германизма, если даже последние не желают этого присоединения. Права германизма на такую-то провинцию сильнее права жителей этой провинции на самих себя. Таким образом создается первичное право, аналогичное «божественному» праву королей: принцип наций заменяет этнографический принцип. Но это весьма крупная ошибка, которая погубила бы европейскую цивилизацию, если бы сделалась господствующей. Поскольку справедлив и законен принцип наций, постольку принцип первичного права рас узок и полон опасностей для истинного прогресса.

Мы признаем, что в древнем племени и городе раса имела первостепенное значение. Древние племя и город были только расширением семьи. В Спарте, Афинах все граж-

«Единство национальностей – залог процветания»

Номинация «Единство национальностей – залог процветания Саратовской Губернии» (сочинение)

Давайте жить дружно!..

Учащаяся 11 класса

МОУ «СОШ с. Рефлектор Ершовского района

Саратовской области»

Домашний адрес: 413536, с. Рефлектор,

Саратовской области

Научный руководитель:

Канатова Ирина Максатовна,

Учитель истории МОУ «СОШ с. Рефлектор

Ершовского района Саратовской области»

Адрес: 413536, с. Рефлектор,

Ул. Гагарина, 7 Ершовского района

Саратовской области

Тел.: 89173292957

Рефлектор - 2010

Нация есть душа, духовный принцип…

Как и индивидуум,

Нация является целью многих усилий и жертв…

Ж. Ренан

Если посмотреть на карту мира, то мы увидим более 200 государств, в которых проживают представители самых различный национальностей. Каждая нация имеет свою культуру, свои традиции, обычаи, язык… Это порождает проблемы, иногда недопонимание, которое может вылиться в конфликт. Некоторые конфликты длятся десятилетиями, и это вызывает тревогу.

Россия всегда была и остается многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов. Они развивались различными путями. Мой народ - казахи сами добровольно приняли российское подданство и вошли в состав данного государства, ища в нем надежную защиту. На территории нашей страны мирно соседствовали и уживались представители самых различных наций и народностей, составляя одну большую семью…

Достаточно вспомнить страницы истории. Например, Великую Отечественную войну 1941-1945гг., когда на защиту Отечества встали представители многих национальностей. Среди Героев Советского Союза есть и русские, и украинцы, и белорусы, и молдаване, и казахи, и татары, и узбеки и многие-многие другие. И не важно, какова численность, важно то, что в годину испытаний, наша страна стала дружной единой семьей, старающейся защитить свою землю, свой дом, своих детей, свой очаг.

Национальное самосознание, на мой взгляд, должно быть присуще каждому народу. Я считаю, что в нас должно быть воспитано чувство национальной гордости. Не нужно стыдиться принадлежности к той или иной нации, нужно знать историю, традиции, обычаи своего народа, нужно изучать язык и культуру своей национальности. Это не приведет к изоляции. Я считаю, что культурный человек никогда не будет националистом, он никогда не позволит принижать достоинство людей других национальностей. Ведь каждый народ привнес что-то свое неповторимое в культурную сокровищницу человеческой цивилизации. Все мы пользуемся многими открытиями и изобретениями разных народов мира. Сейчас государства стремятся к интеграции, как в экономической, политической, так и культурной жизни.

Безусловно, необходимо сохранять свою специфику, неповторимость, уникальность культуры. Но ни в коем случае не возводить высокие стены и не отгораживаться от всего мира. Умные головы это давно поняли. Яркий тому пример – Европейский Союз, в который входит множество разноговорящих государств.

И самое обидное то, что развалилось огромное государство, сверхдержава под названием СССР. Произошел раскол в советском обществе. Для кого-то он был очень болезненным. Мою маму по праву можно назвать «Рожденная в СССР». Она с грустью вспоминает о том времени, когда не было границ между союзными республиками, и в любой момент можно было без всяких проблем поехать в Уральск или Таллинн. Когда все жили одной большой дружной многонациональной семьей, когда само слово СССР вызывал восторг и гордость. Когда устраивались праздники и фестивали дружбы народов, и дети в национальных костюмах пели свои песни и читали стихи. Когда самые достойные ездили в Артек и приобретали друзей из разных республик и государств. Не было никаких скинхедов и им подобных.

Одной из серьезнейших проблем на сегодняшний день, на мой взгляд, является миграция. Москва превратилась в большую стройку гастербайтеров из бывших союзных республик, где в положении бесправных рабов работают узбеки, таджики, украинцы, молдаване… Из-за отсутствия работы у себя дома, они вынуждены оставлять свои семьи и на долгие месяцы, годы, уезжать на заработки, наниматься на любую работу, за которую платят гроши. Здесь их ожидает и унижение и оскорбления и просто обман. Мне это напоминает мину замедленного действия, и это пугает.

Статья 19 Конституции РФ гласит: «… Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Новый Закон «О противодействии экстремистской деятельности» запрещает пропаганду национальной исключительности и национального превосходства, он запрещает любые действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной вражды.

Одной из серьезнейших составных частей политической деятельности государства является национальная политика, которая должна регулировать межнациональные отношения. Необходимо сближение, сотрудничество наций, учет интересов разных народов, предупреждение и предотвращение межнациональных конфликтов.

Еще в 1996 году была принята «Концепция национальной политики Российской Федерации» В 2007 году правительством Саратовской области был принят закон «Об областной целевой программе «Национально-культурное развитие народов Саратовской области на 2008 – 2010 годы».

На территории Саратовской области проживают представители 135 национальностей. Ершовский район тоже является многонациональным, самыми многочисленными нациями являются: русские – 75%, казахи – 9%, украинцы – 4,9%, татары – 4,7%.

Необходимо последовательно реализовывать все принципы национальной политики: равноправие и гарантию прав всех национальностей, содействие и развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации…

Этот принцип тесным образом переплетается со статьей 26 (2) Конституции РФ, где говорится о том, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Особенно приятно, когда это подкрепляется конкретными делами.

В 2010 году на базе пятой школы г. Ершова провели праздник Дружбы народов, на котором дети представляли музыкальные номера (песни, танцы), блюда разных национальностей. Наша школа представляла татарскую культуру. За национальный головной убор, выполненный своими руками, в сложнейшей технике (вышивка бисером) под руководством учителя технологии Сиротиной О.В. ученица 8 класса Аубекирова Настя заняла 1 место.

На мой взгляд, это шаг к возрождению добрососедских традиций, к популяризации культуры разных народов. Всегда говорят, что дети – будущее страны. Если мы научимся дружить, не заостряя внимания на цвете кожи, разрезе глаз, религиозной принадлежности, научимся уважать людей разных национальностей, принимать их культуру, тогда будущее у нашей страны точно есть.

По моему мнению, необходимо больше проводить подобных фестивалей, печатать газеты, литературу на языках разных национальностей, открывать национальные школы, чтобы дети имели возможность выучить еще и родной язык, то есть на деле заниматься интернациональной политикой.

Моя семья – многонациональная. Мы – казахи. Один из маминых братьев женат на украинке, а мамины двоюродные сестры вышли замуж: одна за казаха, другая – за азербайджанца, третья – за армянина, мамины тети замужем: одна - за русским, другая - за украинцем, а мама вышла вторичным браком за ингуша. Полный интернационал. Можно сказать, СССР в миниатюре.

Школу, где я учусь, можно по праву назвать интернациональной.

У нас обучаются дети 10 национальностей: русские, казахи, чеченцы, лезгины, азербайджанцы, татары, болгары, корейцы, чуваши, немцы. Много детей, которые рождены в смешанном браке. На это мы смотрим абсолютно спокойно. У нас нет ссор на национальной почве, никто и никогда не принижал национальное достоинство другого.

Совсем недавно я наблюдала замечательную картину в нашей школе, когда на празднике один из учеников пел песню на татарском языке, ему хлопали от души. Известные русские задушевные песни подхватывал зал. А другой мальчик танцевал «Лезгинку», так в зале стояли такие овации, которым мог бы позавидовать любой артист, и так притопывали, что казалось, все сорвутся с мест и пойдут в дружный пляс.

Опыт свидетельствует, что мирное сосуществование народов возможно. Мир меняется, и это требует создания более гибкой национальной политики на государственном уровне.

Так и хочется сказать словами добрейшего Леопольда из мультфильма детства наших родителей – «рожденных в СССР»: «Ребята, давайте жить дружно!»

Приложение №1

Чуваши – 1 ребенок

Немцы -1 ребенок

Болгары – 1 ребенок

Лезгины – 2 ребенка

Азербайджанцы – 3 ребенка

Корейцы – 4 ребенка

Чеченцы – 4 ребенка

Татары – 8 детей

Казахи – 14 детей

Русские – 60 детей

Наша школа

98 детей

Приложение №2

Я провела соцопрос среди учащихся старших классов (9 – 11) по мною составленной анкете.

1.Ты гордишься своей национальностью?

2. Знаешь ли ты свой родной язык, свою национальную культуру?

3. Как ты относишься к представителям другой национальности?

а) уважительно б) враждебно в) равнодушно

4. Ваши взаимоотношения в классе, школе между детьми разных национальностей

а) дружеские б) враждебные

5.Ты хотел бы, чтобы Российская Федерация оставалась многонациональным государством?

6. Как ты считаешь, в многонациональном государстве у всех наций должны быть равные права?

7. Как ты относишься к националистическим группировкам (скинхедам и им подобным)?

а) отрицательно б) положительно

В опросе приняли участие 34 человека: 8 учащихся 8 класса, 9 учащихся 9 класса, 7 учащихся 10 класса, 10 учащихся 11 класса.

Все однозначно давали утвердительный ответ на 1 вопрос, то есть дети гордятся своей национальной принадлежностью. К сожалению, большинство детей не знают своего национального языка (кроме русского).

Большинство опрошенных уважительно относятся к представителям других национальностей, за то, чтобы РФ оставалась многонациональным государством, чтобы нации и народности имели равные права, отрицательно относятся к националистическим группировкам. И это радует.


Автор поднимает проблему этнических общностей. Ж. Ренан хотел сказать, что нации, как и индивидууму требуется развиваться, прилагать множество усилий, чтобы пройти испытания, что нация – это человек и сообщество людей и их общая культура, а как сообщество – итог многих усилий и жертв.

Например, Россия всегда считалась многонациональным государством, как до распада СССР, так и после.

Во время ВОВ под одними знаменами шествовали различные народы: русские, казахи, украинцы и т.д. Все эти, совершенно не похожие друг на друга народы, объединились и защищали свою Родину, свой дом и семью. Для них не было важно какие у человека обычаи и традиции, какой язык и какой веры он поддерживается. Они шли под единым фронтом, не смотря ни на что.

Так в произведении «Пир стервятников» автор Д. Мартин описывает вымышленный народ, который на протяжении своей истории, своего развития до целой нации, был подвластен королю, династия которого захватила эти земли столетия назад. Увы, этническое самосознание их базировалось на покорности и полном послушании, а революционные и патриотические идеи просто губились на этапе их зарождения представителями их же нации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Сочинение по высказыванию Ж.Ренана (1823-1892), французского писателя «Нация есть душа, духовный принцип… Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв» 3.67 /5 (73.33%) 3 votes

«Нация есть душа, духовный принцип… Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв»

Ж.Ренан (1823-1892), французский писатель.

«Нация – это социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи». Такое определение этому слову дается в одном из толковых словарей.
Любая нация состоит, прежде всего, из людей. Они представляют ее душу, ее состав. От них же и в первую очередь зависит судьба, развитие, культура нации. Развитие нации происходит лишь со временем. На него влияют как политические конфликты, так и смена руководителя, эпоха, влияние из-за границы.
Например, русские. На эту нацию очень сильно повлиял и запад и восток. В начале девятого века Византия сильно повлияла на русскую нацию своей верой. Ведь нация вбирает в себя чужой опыт и не становится другой нацией, а обогащается и видоизменяется. Как и люди, нация претерпевает многие усилия и жертвы. Нация не исчезает: в ней что-то появляется и что-то уходит, но она становится только крепче и богаче. Изменения для каждой нации просто необходимы, без них возможна ее гибель, ведь ничто не должно стоять на месте, все должно развиваться и обогащаться.
А так же, нация – это самосознание народа. Ведь бывает и так, что люди проживающие на одной территории, не чувствуют себя единым целым. А бывает и наоборот, к примеру, у евреев. Проживая, на довольно-таки далеком расстоянии, они не теряют связь между собой и продолжают быть связанными друг с другом. Но случается и так, что многочисленные диаспоры, проживающие в одном месте, не становятся единой нацией, не обобщаются друг с другом. Чаще всего нация и дух народа проявляются перед лицом общего врага — все люди объединяются и живут единым. Например, во время войны, в столь тяжелое и трудное для всех время, люди объединялись в единую армию, позабыв о прошлых ссорах и конфликтах. Война, в этом плане, сыграла роль объединителя народа.
Героическое прошлое, великие люди, слава- вот главный
капитал, на котором основывается национальная идея. Иметь общую славу в
прошлом, общие желания в будущем, совершить вместе великие поступки,
желать их и в будущем - вот главные условия для того, чтобы быть народом.


Социальная сфера.
Полиэтничный мир.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цель урока: повторение и обобщение знаний по теме «Социальная сфера», а так же выработка умений и навыков написания эссе, как одного из заданий в Едином Государственном Экзамене по обществознанию.
Задачи урока:
Образовательные – повторить и обобщить знания по теме «Социальная сфера»; умение выявлять социальную проблему, работать с понятиями, документами, приводить аргументы теоретического и практического уровня
Развивающие – дальнейшее развитие коммуникативной и критической компетенции учащихся Воспитательные – коммуникативная культура.
Ход урока
I.Организационный.II.Установочный.На сегодняшнем уроке мы будем повторять и обобщать знания по теме «Социальная сфера» через написание эссе, как одного из заданий в Едином Государственном Экзамене по обществознанию. Сформулируйте собственные цели урока.
III. Основной
СЛАЙД 1. титульный. В новостях по 5 каналу была озвучена статистика, что 79 % опрошенных россиян против национальных анклавов. Эти цифры заставляют задуматься.
СЛАЙД.2. Поэтому темой нашего эссе будут слова французского писателя.
Ж.Ренан сказал
Нация есть душа, духовный принцип…
Как и индивидуум, нация является
целью многих усилий и жертв.
СЛАЙД. 3. Прежде, чем мы приступим к обсуждению, предлагаю вам познакомиться с критериями оценивания эссе. Обращаю ваше внимание на то, что если не раскрыты смысл и проблема выбранного высказывания, то эссе далее не проверяется.
СЛАЙД.4. Давайте вспомним план написания эссе.
Первая трудность, с которой вы сталкиваетесь, - это определение смысла и проблемы.
СЛАЙД.5. Что такое проблема? Проблема – это некое противоречие. Проблема – это вопрос. Что есть в действительности и как должно быть в идеале.
Давайте попробуем определить проблемы в нескольких высказываниях. СЛАЙД. 6. Молодость-это время для усвоения мудрости, старость – время для её применения. Ж.Ж. Руссо.
СЛАЙД.7. Одна нация должна строить свои отношения с другой нацией так же, как один человек по отношению к другому человеку. П.К.Буаст.
УЧАЩИМСЯ. Что есть в действительности – национальные конфликты. Как должно быть в идеале– отношения между нациями должны строиться на основе толерантности и взаимном уважении национальных интересов.
СЛАЙД. 8.Обращаемся к нашему главному изречению сегодняшнего урока. Нация есть душа, духовный принцип…Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв.
УЧАЩИМСЯ. В чем смысл высказывания? Какую проблему поднимает автор? Проблему сущности нации, как исторической общности. Становление нации, сохранение её самобытности, национального достоинства, так, чтобы не свести всё это к проповедованию идей национализма. Сохранение души нации, как самого святого. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ищем аргументы.
УЧАЩИМСЯ. При написании эссе вам нужно освятить несколько аспектов проблемы. Какие?
Ответы. Что такое нация, какие усилия необходимы для сохранения нации, и чем должна жертвовать нация на благо себя и других.
СЛАЙД 9.(с аспектами, цветной). Начнём обсуждение с первого аспекта. Что такое нация и «душа нации»?
Мы с вами живём в полиэтничном мире. По данным ученых в мире насчитывается от 3 до 5 тысяч этносов, от многомиллионных до малочисленных. Например, в Ленинградской области проживает народ водь численностью всего 100 человек.
СЛАЙД. 10. Давайте познакомимся с характеристикой этноса, т.е. народа, которую дал русский ученый – этнолог, историк Лев Гумилев (документ)
ВОПРОСЫ:
1.Какие из указанных Л.Н.Гумилевым признаков применимы при определении этноса.
2.Как Гумилёв предлагает подходить к определению этноса, если нет ни одного признака, применимого ко всем случаям? Что подразумевается под словами «мы такие-то, а все прочие – другие» (национальное самосознание).
Итак, мы обозначили признаки этноса. А какими характеристиками обладает нация?
УЧАЩИМСЯ. Перечислите наиболее часто выделяемые признаки нации. После ответов учащихся:
СЛАЙД.11 УЧАЩИМСЯ. Какой из признаков нации мы можем назвать «душой»?
Что подразумевается под национальным самосознанием.
Ответы…
СЛАЙД.12 нац.самосознаниеЧто мы подразумеваем под национальным менталитетом.
Ответы…
СЛАЙД.13.нац. мент.
Приведите примеры (характеры народов).
СЛАЙД. 14. Я зачитаю вам отрывок из повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» описывается разговор одного из героев с мальчиком. О каком элементе национального менталитета идёт речь, и почему он так важен (сплачивает национальную общность):
«-Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся.
-Кто испортится? Люди?
- Да.
- Почему?
- Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и дети детей о нем не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что все равно дети об этом не будут знать»
УЧАЩИМСЯ. Что подразумевают под национальными ценностями, «сокровищами», как назвал их русский философ И. Ильин (язык, песни, сказки, традиции, история народа и т.д.). Примеры.
Ответы.
СЛАЙД. 15. (сокровища). Видимо был прав Гоголь, когда сказал, что «истинная национальность состоит не в описании сарафана, а в самом духе народа».
СЛАЙД.16 (признаки нации). УЧАЩИМСЯ. Таким образом «душа нации»–это…? Национальное самосознание, которое включает в себя национальный менталитет, историческая память, национальные ценности. То есть личность осознает себя как неотделимую частицу нации.
СЛАЙД. 17 с высказыванием второго аспекта проблемы.
Современные люди стали кочевниками – по профессии ли, по зову ли души, а то и по экономическим соображениям. У современного человека исчезает понятие этнического дома. Какие усилия необходимо предпринимать нации для того, чтобы не исчезнуть, не раствориться глобализированном мире.
Благодаря национальному самосознанию человек очень остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов. Осознание национальных интересов, побуждает личность к деятельности.
УЧАЩИМСЯ. Каковы тенденции национальных отношений существуют на сегодняшний день?
Ответы.
СЛАЙД. 18. Приведите примеры национальной дифференциации и интеграции. Насколько каждая из них важна. Приведите примеры государств из прошлого и настоящего, в которых бы нац. дифференциация была бы гипертрофирована? Какие? Ваше отношение.
СЛАЙД 19. с третьим аспектом проблемы.
УЧАЩИМСЯ. На какие «жертвы» вынуждена идти любая нация? Как вы думаете, что подразумевал Ренан под словом «жертвы»?
Ответы.
Мы должны видеть не только духовный путь своего народа, но и видеть его слабости и несовершенства. Любить свой народ не значит льстить ему, а честно и мужественно бороться с его слабостями.
Учащимся. Философ В.С.Соловьев «Мы должны хотеть истинного блага всем другим народам, как и своему собственному, преодолев…бессмысленную и невежественную национальную вражду»…
Означает ли это, что мы должны равно любить свой и другой народ? Почему? Потому что нация зиждется на национальной гордости, общности исторического пути.(подсказка мать будет любить соседского ребенка как своего?)
СЛАЙД.20. Русскому философу Ильину принадлежат слова: «Национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и плоское самодовольство; она не должна внушать народу манию величия». Почему, чем опасно? Как должны строиться отношения с др народами?
А потому надо быть толерантными по отношению к другим народам.
СЛАЙД.21 ВЫВОД. Возвращение к проблеме. Так что же такое нация? Сарафан или душа? Т.о. становление нации, так же как и становление личности, это огромный труд, труд души.
СЛАЙД 22. Спасибо за внимание.
IV. Рефлексивно-оценочный. Насколько понятнее для вас стала работа по созданию эссе?
V. Информационный. Д.з. эссе по одному из высказываний прозвучавших на уроке.