Меню
Бесплатно
Главная  /  Все для дома  /  Как найти покой внутри себя. Как обрести душевный покой

Как найти покой внутри себя. Как обрести душевный покой

Душевное равновесие – то, чего не так просто достичь и сохранить в суетном XXI веке. Однако существуют принципы, следуя которым можно стать по-настоящему цельным и гармоничным человеком. Они просты и сложны одновременно, но на пути к истинной цели нет ничего невыполнимого.

Принятие, осознание, видение

«Если хочешь быть счастливым – будь им!», – учил нас Козьма Прутков. Действительно, каждому человеку по силам обрести душевное спокойствие и равновесие, но для этого необходимо овладеть нехитрыми техниками. Остановимся на самых действенных.

Итак, правило №1: таким, какой ты есть. Всегда найдётся персонаж красивей, богаче, умней… Но это вовсе не значит, что нужно изнурять себя завистью к чужим достижениям. Наоборот, пора осознать: каждый человек, со всем его набором достоинств и недостатков, уникален. А значит, себя необходимо ценить как неповторимую личность, достойную своей, а не чужой жизни.

Правило №2: «всё пройдёт, и это тоже». Произнесённое царём Соломоном тысячи лет назад, оно никогда не утратит своей актуальности. Поэтому не стоит серьёзно относиться к проблемам: лучше осознайте их бренность и мимолётность. Неприятности пройдут, а и душевный баланс – задача не из лёгких.

Правило №3: научиться видеть прекрасное в мелочах. Капли дождя, лениво стекающие по оконному стеклу; грозовая туча необычной формы; «парашютики» одуванчиков, разлетающиеся в разные стороны… В каждой мелочи может таиться источник вдохновения. Научившись видеть эти маленькие радости, можно обрести и душевное спокойствие.

Медитируйте

Один из самых мощных и древних способов найти себя в этом мире – медитация. Именно с её помощью буддисты достигают состояния нирваны, то есть полного покоя.

Есть множество различных техник, но начинать нужно с простейшего. Для этого понадобятся:

  • помещение с мягким светом;
  • удобный коврик;
  • комфортная одежда;
  • «белый шум».

Сядьте на коврик, скрестив ноги и положив руки на колени ладошками вверх. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на душевном состоянии; почувствуйте поток энергии, который струится по телу, перетекая от органа к органу. Представьте его в виде густого золотого потока. Постарайтесь не думать ни о чём. Очистив своё сознание, вы ощутите необыкновенную лёгкость, а со временем сможете осваивать более сложные техники и находить в медитации душевное спокойствие.

Письмо к Вселенной

В жизни каждого из нас есть и хорошее, и плохое. Однако психология человека такова, что он лучше запоминает негативные моменты. Задача гармоничной личности – найти силы перестроиться на позитивный душевный лад. Специально для этого существует техника «письмо к Вселенной».

Её суть проста. Раз в месяц необходимо взять ручку, бумагу и написать душевное послание-благодарность Вселенной. В нём следует отметить всё хорошее, что случилось за данный период. Причём важны не только крупные события, но и так называемые мелочи. Ведь и встреча со старым приятелем, и хорошая тренировка, и прочтение интересной книги, обогатившей ваш внутренний мир, – всё это является кусочками человеческого счастья.

Зафиксировав на бумаге эти события, обратитесь со словами благодарности к Вселенной, праотцам, судьбе – кому угодно! Главное, чтобы посыл был искренним. Постепенно, письмо за письмом, вы сможете обрести нечто новое в жизни – душевное спокойствие.

Понять, простить и отпустить

Ещё один способ восстановить мир в душе – простить тех, кто когда-либо нанёс вам обиды. Это мужественный и важный шаг, позволяющий очистить душу от дурных воспоминаний и комплексов. Чтобы пойти по пути прощения и обрести спокойствие, необходимо понять: обидевший вас человек – несовершенен, он совершил дурной поступок и, возможно, сам страдает из-за него. Простив, вы окажете благо не только себе, но и ему.

Столь душевные поступки очищают карму и позволяют достичь гармонии. «Отпустите» бывшего мужа-изменщика; перестаньте думать о коллеге, подставившем вас; забудьте об однокласснике, оскорбившем когда-то… Душевное равновесие того стоит!

Творческий подход

Гармония должна быть не только душевной, но также интеллектуальной и физической. Чтобы не только чувствовать, но и быть интересным человеком, необходимо развиваться. Отточить свой ум, расширить кругозор, обрести спокойствие можно следующими путями:

  • чтение классической, современной и научной литературы;
  • посещение выставок, театра, музыкальных концертов;
  • просмотр «глубоких» кинофильмов;
  • путешествия по городам и странам, изучение культуры, традиций и языков.

Обрести постоянное душевное равновесие помогает и творчество. В каждом человеке таится художник, поэт, писатель или музыкант, только свой дар нужно развить. Если это удастся, то в своих произведениях вы сможете отразить не только богатый внутренний мир, но и те страхи и комплексы, которые мешают двигаться вперёд.

Спорт, спорт, спорт!

Следующий способ обрести гармонию – занятия спортом. Учёные доказали: душевное спокойствие чаще всего испытывают люди, которые нагружают себя физическими нагрузками. Дело в том, что активные движения способствуют насыщению организма кислородом; притоку крови к жизненно важным органам, включая головной мозг; выработке гормонов радости – серотонина и эндорфинов. Именно поэтому поход в спортзал бодрит человека, дарит ему уверенность и спокойствие.

Отдельная история – танцы. Они развивают не только тело, но также фантазию и духовность человека. Неудивительно, что танцующие люди так часто чувствуют себя счастливыми.

От улыбки станет всем светлей

Существует ещё несколько правил, следуя которым вы сможете достичь желанное душевное равновесие.

  1. Не пытайтесь изменить близких людей. Просто наслаждайтесь тем, что они находятся рядом и любят вас. Принимайте свою вторую половинку, детей и родителей такими, какие они есть!
  2. Для верующих людей один из способов обрести душевный покой – это молитва, поход в церковь, беседа с духовником.
  3. Обходите стороной негатив. Откажитесь от просмотра «жёлтых» ток-шоу; не участвуйте в скандалах; старайтесь решить все вопросы миром.
  4. Больше времени проводите на природе. Помните: душевное равновесие напрямую связано со свежим воздухом, пеньем птиц, ароматом цветов и журчаньем воды.
  5. Умейте во время остановиться. Утомились на работе? Сделайте паузу, прикройте глаза, подумайте о хорошем… Много работы по дому? Устраивайте хотя бы один день отдыха и лени в месяц. Организм и психика человека – сложно устроенные инструменты, и без коротких передышек они могут разладиться.
  6. Как можно чаще улыбайтесь и смейтесь!

Таким образом, душевное спокойствие и равновесие – это не мечта, которую сложно осуществить, а реальность, и к ней следует стремиться. И тогда и ваша жизнь, и жизнь окружающих людей станет намного лучше!

В этой суете жизни нам часто банально не хватает покоя. Кто-то просто очень впечатлительный и все время нервничает, кого-то одолевают проблемы и трудности, плохие мысли.

Остановитесь, вздохните, оглянитесь вокруг, пора обрести осознанность в этой жизненной гонке.

Смею дать вам несколько советов о том, как обрести покой в душе, все они довольно просты и доступны для исполнения.

  1. Отдавайте – получайте!

Если в вашей жизни появились какие-либо трудности и вам кажется, что против вас настроен весь мир, не плачьте и не страдайте. Найдите другого человека, который нуждается в помощи, и сделайте все, чтобы решить его проблемы.

  1. Не требуйте и научитесь прощать!

Не злитесь, забудьте обо всех своих претензиях, старайтесь не встревать в ссоры и споры.

  1. Не расстраивайтесь по пустякам!

Жизнь во многом определяется внутренним состоянием человека. Если на душе у него темно и пусто – то и она будет печальной, если хорошо и ясно – то она будет радужной и полной перспектив.

  1. Взгляните на жизнь по-другому!

Не огрызайтесь, не обороняйтесь, не превращайтесь в современных «зомби» или «роботов», которые думают только о том, насколько плоха их жизнь. Помните, что все ваши мысли материальны. Загадывайте только хорошее, и это непременно отразится на вашем настроении и вашей реальности.

  1. Не делайте из себя жертву!

Освободитесь, наконец, от иллюзии, будто вы загнаны в угол какими-либо неблагоприятными обстоятельствами или агрессией окружающих. Ваша жизнь – в ваших руках!

  1. Не осуждайте!

Хотя бы день-другой не критикуйте никого.

  1. Живите настоящим!

Радуйтесь тому, что именно сейчас происходит с вами. Сидите за компьютером? Отлично! Захотели чая? Прекрасно! Налейте и попейте. Не проецируйте свои негативные мысли на будущее.

  1. Перестаньте играть и притворяться!

Не нужно никого обманывать. Плачьте, когда вам хочется плакать, и смейтесь, когда вам действительно смешно. Снимите, наконец, с себя маску и покажитесь остальным таким человеком, какой вы на самом деле.

  1. Делайте то, что захотели именно вы, а не другие

Перестаньте действовать по чьей-то указке, прислушайтесь к себе и поймите, чего вы хотите на самом деле.

10. Познавайте и любите самих себя!

Общайтесь наедине с собой, ищите мотивы своих поступков и желаний. Не осуждайте и не критикуйте себя. Ведь вы – такой человек, который есть, и это прекрасно.

11. Делайте упражнения!

  • Сделайте вдох, досчитайте до 4 и плавно выдохните.
  • Запишите собственные мысли и 3 самых лучших жизненных события на бумагу.
  • Сядьте на крыльцо или на лавочку и просто отдохните, созерцайте и ищите положительные и красивые моменты в окружающем вас пространстве.
  • Представьте себя парящим над землей в прозрачном защитном пузыре.
  • Поговорите с внутренним «Я».
  • Сделайте массаж головы.

Даже эти простые упражнения помогут вам отвлечься от проблем, успокоиться и думать позитивно.

12. Медитируйте!
Уединение и молчание, созерцание природы – один из лучших способов обрести душевный покой и гармонию, используйте его.

13. Не позволяйте «приходить» дурным мыслям!

Избавляйтесь от всего, что вас может расстроить. Используйте принцип замещения. Приходит плохая мысль? Срочно найдите что-то позитивное, что вытеснит ваши плохие мысли. Наполняйте окружающее вас пространство радостью и позитивом.

14. Слушайте спокойную музыку!

Она поможет расслабиться и замедлит ход мыслей.

15. Смотрите на огонь свечей или камина!

Он дарит внутреннюю улыбку и энергию магического тепла, просто завораживает.

Кроме всего вышеперечисленного вы можете слушать пение птиц и звуки дождя, нюхать свежие цветы, созерцать звездное небо и падающий снег, релаксировать, заниматься йогой, принимать ванну с благовониями, делиться улыбками и любовью.

Помните, что великие Самураи всегда побеждали благодаря именно внутреннему покою и способности видеть прекрасное в окружающем. По их словам, из лабиринта не сможет найти выхода только тот, кто ищет его в панике и беготне. Тот же, кто внутренне спокоен, всегда увидит с высоты как сам лабиринт, так и выход из него.

Счастья вам и душевного покоя!

Как обрести душевный покой в бушующем мире страданий, тревог, волнений, постоянных проблем и т.п.?Как сохранить христианский душевный покой в ситуациях, когда нас раздражают люди или выводят из себя различные ситуации?

Часто мы чувствуем себя утомленными и тогда понимаем, что означают слова Христа: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (). Кто молод, тот не может ощутить этого в полной мере: на нем нет бремени, но зрелый человек и сам прошел через множество опасностей, скорбей, трудностей, неудач, бессилия, и годы добавляют ему усталости, тягот, и ему хочется отдохнуть, переложить куда-нибудь этот груз, освободиться от него.

Кто по-настоящему может дать облегчение - это Христос. Больше никто. Всё остальное, что мы делаем, - это человеческое, оно может помочь нам лишь до какой-то степени, например: мы можем отправиться в путешествие, уехать в деревню к хорошему другу, еще в какое-нибудь приятное место. Это тоже помогает и успокаивает нас, но только не глубоко. Только Христос может по-настоящему упокоить душу человека, потому что Он Сам - Покой наших душ.

Как мы говорим на Святой Литургии, «сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Предадим Христу всю тяжесть нашего «я» и «я» окружающих нас людей, свои заботы, тревоги, терзания, страхи, скорби, боль, жалобы - выгрузим всё это в руки Божии и предадим себя Христу Богу.

Как не раз говорил старец Паисий, мы похожи на человека, держащего на спине мешок, набитый старьем. И Бог приходит и вырывает его у нас из рук, чтобы мы не таскали этот мешок, полный всякого непотребства, мусора и нечистот, но мы его не выпускаем. Мы хотим держать его при себе и всюду, куда идем, таскать с собой. Но вот Бог приходит и вырывает его:

Да оставь ты его, выпусти, выбрось ты этот мешок, полный всякой всячины! Брось ты его, не таскай на себе. Ну что ты в него вцепился? Зачем он тебе? Чтобы ты так и терзался и мучился попусту?

Но мы - нет, ни за что не свете не выпускаем его! Как упрямые дети, крепко сжимающие что-нибудь и не желающие этого отдать.

На Святую Гору Афон пришел как-то молодой человек, чтобы стать монахом, однако терзался какими-то затруднениями. И однажды, когда он был в храме, старец посмотрел на его лицо и сказал:

Посмотри на этого молодого человека: он не дает ни одному помыслу убежать от себя!

То есть он не допускает, чтобы какой-нибудь помысл отбежал от него и он остался бы на 5 минут без помыслов.

Его ум как мельница, постоянно перемалывающая что-то. Он кладет в нее материал, кладет камни, и та выдает пыль и песок.

Он подозвал его и сказал:

Иди сюда! Ну что ты сидишь, как телевизионная антенна, принимающая все волны, посылаемые с передатчика! Оставь хоть какую-то, пускай бежит! Твой ум как мельница, которая постоянно вращается. Следи за тем, что ты вкладываешь в свой ум! Естественно, если будешь вкладывать камни, то выйдут пыль и песок и поднимется пыль столбом. Поэтому вложи хороший материал в свой ум. Вложи хорошие, благие помыслы, благие понятия, вложи молитву, потому что так ты только изводишь себя. Ведь всё, что ты без конца перемалываешь, ложится на тебя, а не на кого-нибудь, и ты изводишь себя напрасно.

Человек должен научиться следить за собой, чтобы в его уме не было беспорядка, которому нет конца и который нас разрушает: ведь наш ум может разрушить нас и создать нам множество проблем. Поэтому надо повернуться к Богу посредством молитвы, исповеди, смирения, и оставить всё, занимающее нас, в руках Божиих, и обрести мир. И вы найдете покой душам вашим.

Христос пришел в мир, чтобы утешить нас, а не чтобы запутать, привести в смятение. Дать нам покой, отдохновение, потому что Он знает, что мы утомлены, и чем больше времени проходит, тем больше устаем. Это великое искусство, и Церковь им владеет.

Как-то я говорил с одним психологом, и он меня спросил:

А сколько человек ты принимаешь в день?

Я ответил ему:

Сейчас, когда постарел, я много не выдерживаю: 50–60, до 70-ти в день. А когда жил в монастыре Махера и был помоложе, то иногда бывало по 150: начинал в 4 утра и заканчивал в 7–8 вечера или позднее.

Он мне сказал:

То, что ты делаешь с собой, - это нехорошо, это очень жестоко. Нам нельзя принимать больше десяти человек в день. Как психологи, принимающие людей, мы принимаем самое большее десятерых, больше мы не выдерживаем.

Да, но только у нас есть одно преимущество - как только мы выходим из исповедальни, всё исчезает. Это удивительное явление. Ведь мы слышим столько всего! Вы только подумайте, что слышит духовник. Ничего приятного, и прежде всего, нам никто не говорит приятных вещей. Это как у врача. Есть ли кто-нибудь из идущих к врачу, кто сказал бы ему:

Доктор, я пришел, чтобы ты посмотрел меня, а то я что-то слишком уж здоров!

Нет. Одни только болезни, раны, кровь, боль. И к духовнику мы не пойдем, чтобы изложить ему свои добродетели, достижения, радостные события в жизни, а одно только плохое, скорбное, непотребное, одни неудачи. А ты ведь человек, сколько можно без конца слушать одно только плохое и грехи?

Как-то один ребенок спросил меня:

Господин, кто-нибудь приходил к тебе сказать, что совершил убийство?

Я сказал ему:

И ты не остолбенел?

Не остолбенел.

Он удивленно посмотрел на меня:

А если серьезно?

Да я серьезно.

И если бы он был один… Многие люди сегодня обременены, и на свете так много проблем. Но мы всё это не задерживаем в себе, и поэтому наш желудок и сердце не страдают, мы не падаем под тяжестью человеческой боли, а всё это передаем Христу, потому что Христос - это Божий Агнец, берущий и несущий грех мира, и наш грех тоже. Христос - это Тот, Кто реально присутствует там и принимает весь этот груз. А мы ничего не делаем, мы просто служители, мы совершаем свое служение, ну а там - Христос, принимающий всякого человека.

Это я говорю вам не только по своему опыту человека исповедующегося, то есть верующего, исповедующегося раз в 2–3 месяца, но и как человек, исповедующий людей уже более 35 лет, исповедавший тысячи человек. И говорю вам, что это таинство, которое мы совершаем по 50 раз на день, а часто и ежедневно, до состояния полного истощения, однако я совершенно убежден, что Христос присутствует там. Мы постоянно видим это: Он принимает людей, Он выслушивает людей, Он отвечает людям, Он исцеляет человека, а мы - зрители всего этого.

Как кассир в банке, через руки которого проходят миллионы рублей за день, но они - не его. Он их берет, записывает, отправляет начальнику - просто исполняет эту работу. То же самое и с духовником. Он свидетель, он свидетельствует там о Божием присутствии, он орудие, которое использует Бог. Но совершает великое таинство исцеления человека, отвечает на то, что человек спрашивает, совершает тайну спасения человека Христос.

Это самый большой опыт, который только может быть у человека. Я это часто говорю, когда рукополагаю священников, что с этого момента ты будешь видеть, как Бог действует твоими руками. Бог для тебя будет каждодневной реальностью. Это чудо, каждодневное чудо, повторяющееся сотни раз в день, когда происходят все эти вмешательства Бога (как говорят отцы) без того, чтобы ты что-нибудь делал. Ты просто исполняешь внешнюю часть этой связи человека с Богом, а в действительности Христос, взимающий грех мира, принимает груз - наш и всего мира.

Но, чтобы почувствовать это, надо сначала понять, что Христос забирает и наши грехи - духовников, священников, епископов, а если Он берет мои грехи, то берет и грехи всех людей. И я не могу вознегодовать или усомниться в том, что Он понесет грехи брата моего. Потому что наш личный опыт - это огромное доказательство того, что Христос пришел в мир спасти грешников, как говорит святой апостол Павел, из которых я - первый ().

Если Христос терпит и спасает меня, если не отринул и не убрал меня с глаз долой, тогда я могу потерпеть какого угодно человека, ведь, без всякого сомнения, мой брат лучше меня. Что бы он ни сделал. Потому что, без всякого сомнения, ниже меня нет никого. Так должен чувствовать себя человек, что «ниже меня нет никого».

Хотя нам и кажется, что это тяжело, но на самом деле это очень облегчает, потому что чем больше человек смиряется пред Богом, тем больше признаёт, что Бог - его Спаситель, и благодарит Его за то, что Он спас его, что стал Человеком ради нас, что терпит нас. И когда я говорю «терпит», то имею в виду себя, а не других, себя, каждого из нас в отдельности.

Так, когда я это чувствую, то чем больше это чувствую, тем легче мне становится, и чем больше плачу и рыдаю о своем убожестве и окаянстве, тем большее утешение ощущаю. Это тайна Церкви. Ты находишь радость не в мирской радости, а в боли. Там, где видна боль, где видна скорбь, там, где виден крест, там, где видна усталость, там утешение. Там, на Кресте, радость. Как мы говорим, «ибо вот, Крестом пришла радость всему миру».

В скорби, в покаянии, в подвиге покаяния со смирением человек получает отдохновение. Это нечто парадоксальное. В Церкви чем больше человек плачет, тем больше радуется. Чем больше научается искусству слез, плачу на молитве, тем больше он отдыхает и очищается. Слезы в духовном пространстве - это ключ, открывающий нам тайны Божии, тайны благодати Божией. И чем больше он плачет, тем больше радуется, веселится, утешается, очищается и получает отдохновение.

Наша надежда и вера - во Христе, Он наш отдых. Без Него мы не отдыхаем. Никто не может дать нам отдохнуть. И то, что, как мы думаем, дает нам отдохнуть, утомляет нас невообразимо. Человек думает, что если он будет богат, то будет чувствовать себя приятно. Однако богатство - это беспощадный, безжалостный, жестокий тиран, в нем нет никакой радости. Оно бремя, которое, как тень, постоянно тебя преследует.

Человек может думать, будто мирская слава дает облегчение, когда у тебя в миру есть большая слава, имя, сила. Но ничего подобного, ничего абсолютно: всё это усталость, груз, обман, терзающие нас невообразимо. Ничего из этого не может принести облегчение человеку, он получает облегчение только близ Бога, только в том, что истинно, подлинно, только в том, что побеждает смерть. Всё остальное обречено на смерть, и это нас утомляет невообразимо, потому что прежде всего приносит нам неопределенность.

Что же может помочь мне? Могу ли я рассчитывать на свое здоровье? Какое здоровье? Ведь я даже не знаю, что будет со мной в следующую минуту. И, слава Богу, сегодня у нас столько болезней, подстерегающих нас. Столько опасностей, трудностей, напастей, страхов. Так кто же может дать мне определенность? Определенность - это ложное ощущение, которое вызывают в тебе эти мирские вещи.

Как говорится в Евангелии о последних временах, что на земле будет царить страх, сегодня страх, неуверенность - это огромное явление. Стоит заговорить с кем-нибудь о болезнях, он тут же скажет тебе: «Постучи по дереву, чтобы мы оставались здоровы!» Постучи по дереву. Да стучи ты по чему угодно: хоть по дереву, хоть по доске, хоть по железу, хоть по стене, по чему хочешь, но когда придет время постучаться в твою дверь болезни, тогда посмотрим, по чему ты станешь стучать. По чему бы ты ни стучал, ничего у тебя не получится.

Мы скрываем реальность, она нас ужасает. Всё это, в сущности, терзает нас, тогда как Христос реально есть Тихий Свет. Он Божий Свет, просвещающий человека, успокаивающий его, упокаивающий, дающий ему ощущение вечного Царства Божия. Когда у человека есть ощущение вечного Царства, то что может ужаснуть его, что может нарушить его настрой? Ничто его не пугает, даже сама смерть - для Божия человека всё это приобретает другое измерение.

Конечно, мы люди, и человеческое функционирует в нас, но, как говорит святой апостол Павел, у нас имеется надежда во Христе. Одно дело - мучиться безо всякой надежды, а другое - иметь надежду во Христе. Это мощная основа, на которой ты стоишь, и тебя трудно поколебать. Эта основа - Христос, наш Спаситель, к Которому мы имеем дерзновение, потому что ощущаем Его как своего: «Мой Христос», - говорили святые. И Христос, Спаситель всего мира, приводит нас к Богу. Став Человеком, Он привел весь мир к Богу Отцу.

Имея веру в Бога, во Христа, мы становимся непоколебимыми. Мы не колеблемся, не сдвигаемся с места, когда нас захлестывают волны искушений, маловерия, трудностей, когда наступают тяжкие времена. Ведь даже великим святым Бог попускает оказаться в очень трудных ситуациях, бывают невообразимо тяжелые моменты, когда Бог как будто оставляет людей и молчит, и ты чувствуешь, что ты один. И не только это, но всё зло разом обрушивается на тебя, и одно зло идет за другим, одно искушение идет за другим, одна неудача за другой, и ты уже не видишь Бога нигде. Ты Его не чувствуешь, как будто Он тебя бросил. Но у нас остается убеждение, что Бог присутствует.

Как старец Иосиф Исихаст говорил себе, когда его душили эти помыслы: «Всё то, что ты говоришь, хорошо. Есть масса логических подтверждений и доказательств, что всё это так, как ты говоришь. Но только где же тут Бог?» Где Бог? Разве Он оставит нас в таком положении? Да возможно ли, чтобы Бог оставил нас? Бог не оставляет нас никогда. И если мы жаримся в жизненных искушениях, то Бог тоже там, вместе с нами.

А потом, когда эти скорби пройдут, мы увидим, что самым плодотворным в духовном отношении периодом нашей жизни, когда Христос был реально с нами, - это был именно период многих скорбей. Там, среди многих скорбей, сокрыта Божия благодать, а не среди радостей.

Среди радостей тоже хорошо. И тут мы тоже благодарим Бога. Но только кто не скажет среди радостей: «Слава Богу»? Не правда ли, когда мы испытываем радость, то говорим: «Слава Богу! У нас всё хорошо!» Однако можем ли мы сказать: «Слава Богу, у нас всё плохо! Слава Богу, мы больны! Слава Богу, мы при смерти! Слава Богу, вокруг меня всё рушится. Но всё равно – слава Богу»? Как святой Иоанн , всегда говоривший и свою жизнь закончивший словами: «Слава Богу за всё!»

Великое дело - славословить Бога за всё: и за радостное, и за скорбное, и за легкое, и за трудное, и за успехи, и за неудачи. Но более всего за скорби. Скорби нас делают зрелыми, а когда у нас всё хорошо, то мы забываем - такова уж наша природа - мы забываем Бога, ближних, своих братьев и всех страдающих вокруг нас людей…

Митрополит Лимасольский Афанасий

Перевела с болгарского Станка Косова

Богословский факультет Великотырновского университета

Современные люди живут в спешке и суете. Мало кто может сохранять спокойствие и мир в сердце. Неправильный подход к жизни и самому себе, оборачивается тем, что человек теряет чувство контроля над своей жизнью и мыкается в поисках счастья и чувства удовлетворения. Но, есть и другой вариант. Вы можете жить, сохраняя душевное спокойствие. Как это сделать? Давайте рассмотрим 7 советов.

1. Все начинается с прощения. В первую очередь вам нужно простить самого себя. За что? За ошибки прошлого, потерянные возможности, за свои недостатки. Для этого нужно просто осознать, что вы вчерашний и вы сегодняшний - это 2 разные личности. Вчерашний вы поступили так, как позволял уровень вашего сознания, а сегодняшний уже приобрел опыт и стал мудрее. Не вините себя за ваше прошлое - это бессмысленно. Просто простите и поблагодарите жизнь за то, что вы смогли осознать и понять свои ошибки. Отпустите их и не оглядывайтесь назад.

2. Получите свободу от зависимостей , которые отягощают вашу душу. Кто-то не может справиться с курением, кому-то дороги социальные сети, а есть и те, у кого развилась зависимость от людей. Не бойтесь порвать с этими контролирующими зависимостями, и вы обретете легкость и свободу, которые являются основой душевного спокойствия.

3. Еще один компонент нашей жизни, который уничтожает душевное спокойствие - это спешка . Справиться с этим явлением немного сложнее, потому что потребуется время на формирование новых привычек. Планирование, умение отказывать, контроль своих обещаний, а также осознание ценности времени, помогут вам освоить навыки управления временем. Когда вы будете планировать свое время, не позволяя никому и ничему воровать его у вас, вы забудете о спешке и стрессе, который она провоцирует.

4. То, чем мы наполняем свою душу и разум, определяет наше внутреннее состояние. Если вы подвергаете себя излишним информационным нагрузкам, не следите за тем, что читаете, смотрите и слушаете, у вас будет всегда «каша в голове» и «коктейль из сложных эмоций». Начните сегодня контролировать поток информации, не допуская в свой разум то, что не приносит пользы, и ваш ум всегда будет ясным, а эмоции - контролируемыми.

5. Отдых необходим всем нам, чтобы восстанавливать свое душевное равновесие, энергию, силы. Его недостаток негативно сказывается на всех сферах нашей жизни, но в первую очередь страдает наша душа. Потеря гармонии и спокойствия из-за переутомления, просто неизбежна. Находите время на восстановление душевных и физических сил.

6. Необходимо научится видеть во всем положительные перспективы , извлекая из каждой ситуации все самое лучше. Какой бы негативной ни была ситуация, всегда есть что-то хорошее, что можно вынести из нее. Поэтому, перестраивайте свое мышление на поиски положительных моментов, и когда это станет вашей привычкой, вы всегда будете сохранять спокойствие и радость в душе.

7. Помните о самом важном - на наше душевное состояние влияют люди, с которыми мы сближаемся и проводим много времени. Поэтому, пересмотрите свой круг общения и постарайтесь отдалить себя от тех людей, которые всячески стараются нарушить ваше спокойствие, подорвать веру в успех и собственные силы! Замените их теми, кто помогает вам, заряжает позитивной энергией и наполняет радостью.


«Дайте взбаламученной воде успокоиться, и она станет чистой».(Лао Цзы)
« Никогда не спешите, и вы прибудете вовремя » . (Ш. Талейран)

Очередная статья из рубрики "на Каждый день" - тема спокойствия в жизни человека . Как сохранять спокойствие, почему спокойствие так полезно для жизни и для здоровья. Мы специально поместили эту статью в рубрику "на каждый день", так как считаем, что для каждого человека будет полезным вовремя успокоиться, привести свои мысли в порядок и просто расслабиться. Вынося какое-либо поспешное или эмоциональное решение мы порой разочаровываемся, жалеем о содеянном спустя время, чувствуя себя при этом виноватыми. Что бы таких ситуаций не происходило, необходимо взять данный навык себе на вооружение. Да и в целом на здоровье и успех в жизни, - спокойствие окажет самое благоприятное воздействие. В ясном и спокойном состоянии, человек способен более трезво оценить ситуацию, ощущать себя и мир. Попробуем разобраться с тем что такое спокойствие и примерим это чувство на себя.

Твои мысли подобны кругам на воде. В волнении исчезает ясность, но если ты дашь волнам успокоиться - ответ станет очевидным. (Мультфильм Кунг Фу Панда)

И так, какие преимущества даёт спокойствие:

Спокойствие придаёт силы – для преодоления внешних препятствий и внутренних противоречий.
Спокойствие даёт освобождение – он страхов, комплексов и неуверенности в себе.
Спокойствие показывает путь – для самосовершенствования.
Спокойствие даёт благорасположение – со стороны окружающих людей.
Спокойствие даёт уверенность – в собственных силах.
Спокойствие даёт ясность – мыслей и поступков.


Спокойствие – состояние разума, в котором не возникает внутренних конфликтов и противоречий, а внешние предметы воспринимаются одинаково уравновешенно.

Проявления спокойствия в повседневной жизни; бытовых ситуациях, дискуссиях, в семьях, экстремальных ситуациях:

Бытовые ситуации. Умение погасить начинающуюся ссору между приятелями или близкими людьми – это умение спокойного человека.
Дискуссии. Умение спокойно, не горячась и не теряясь, отстаивать свою позицию – умение спокойного человека.
Научные эксперименты. Только спокойная уверенность в собственной правоте помогает ученым идти к намеченной цели через серии неудач.
Экстремальные ситуации. Ясность ума и рациональность действий – те преимущества спокойного человека, которые повышают его шансы на спасение даже в самых сложных ситуациях.
Дипломатия. Необходимое качество для дипломата – спокойствие; оно помогает сдерживать эмоции и совершать только рациональные действия.
Семейное воспитание. Родители, воспитывающие детей в спокойной обстановке, без эксцессов и громких ссор – воспитывают в детях спокойствие.

Нельзя не согласиться:

Спокойствие – это умение сохранять ясность ума и трезвость рассудка при любых внешних обстоятельствах.
Спокойствие – это готовность всегда действовать рационально, опираясь на логические выводы, а не на эмоциональный всплеск.
Спокойствие – это самообладание и сила характера человека, которые помогают выжить при форс-мажоре и добиться успеха в обыденных обстоятельствах.
Спокойствие – это выражение искреннего доверия к жизни и окружающему миру.
Спокойствие – это доброжелательное отношение к миру и дружелюбное – к людям.

Если тебе кажется что время идет слишком быстро, замедли дыхание....



Как достичь спокойствия, как успокоиться прямо сейчас, как обрести спокойствие на практике

1. Сядьте на стул и полностью расслабьтесь . Начиная с пальцев ног и постепенно поднимаясь вверх, к голове, расслабьте каждую частицу своего тела. Подтверждайте релаксацию словами: «Пальцы моих ног расслаблены... пальцы на руках расслаблены... мышцы лица расслаблены...» и т.д.
2. Представьте свой разум в виде поверхности озера в грозу, когда вздымаются волны и клокочет вода . Но вот волны утихли, и поверхность озера стала спокойной и гладкой.
3. Уделите две-три минуты воспоминанию о самых прекрасных и спокойных сценах, которые вы когда-либо созерцали : например, горный склон на закате солнца или глубокая равнина, наполненная тишиной раннего утра, или полуденный лес, или отражение лунного света на водной ряби. Оживите в памяти эти картины.
4. Повторите медленно слова спокойствия, спокойно, мелодично ряд слов, выражающих мир и покой, например : спокойствие (произносите его не спеша, вполголоса); безмятежность; тишина. Вспомните еще какие-нибудь слова подобного типа и повторите их .
5. Составьте мысленный список тех случаев в вашей жизни, когда вы сознавали, что находитесь под защитой Бога, и вспомните, как Он, когда вы были взволнованы и напуганы, привел все в норму и успокоил вас . Затем прочтите вслух эту строку из старого гимна: «Так долго сила Твоя охраняла меня, что, знаю, она ТИХО и дальше направит меня».
6. Повторите следующую строфу, имеющую удивительную силу для релаксации и успокоения разума : «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он » (Книга Пророка Исайи 26:3). Повторите ее несколько раз в течение дня, как только у вас появится свободная минута. Повторяйте это, если есть возможность, вслух с тем, чтобы к концу дня вы успели произнести ее многократно. Воспринимайте эти слова как действенные, жизненно важные, которые проникают в ваш разум, а он посылает их оттуда в каждую область вашего мышления, как целительный бальзам. Это самое эффективное лекарство для устранения напряжения из вашего разума .

7. Позвольте дыханию привести вас в спокойное состояние. Осознанное дыхание, которое само по себе является мощной медитацией, постепенно подведет тебя к контакту с телом. Следуй вниманием за дыханием, за тем, как воздух входит и выходит из твоего тела. Вдохни и почувствуй, как при каждом вдохе и выдохе живот сначала слегка поднимается, а потом опускается. Если тебе достаточно легко дается визуализация, то просто закрой глаза и представь себя охваченным светом или погруженным в светящуюся субстанцию - в море сознания. Теперь вдохни этот свет. Чувствуй, как светящаяся субстанция наполняет твое тело и тоже делает его светящимся. Потом постепенно перенеси фокус в большей степени на чувство. Вот ты и находишься в теле. Только не привязывайся ни к какому визуальному образу.

Когда вы будете разрабатывать методы, предложенные в этой главе, тенденция к прежней манере поведения - рвать и метать - постепенно изменится. Прямо пропорционально вашему прогрессу будет нарастать сила и способность справиться с любой ответственностью в вашей жизни, что прежде подавлялось этой несчастной привычкой.

Учимся спокойствию - Как сохранять спокойствие в ответственный момент, и в трудных ситуациях, здравое рассуждение о спокойствии и эмоциях человека (местами, особенно в начале и в конце, ну и в середине местами):

Какие еще методы и способы обретения спокойствия существуют в жизни, куда идти за спокойствием, что поможет обрести спокойствие, где найти спокойствие:

Вера дает человеку спокойствие . Человек верующий всегда уверен в том, что все в жизни – и плохое, и хорошее – имеет смысл. Поэтому вера даёт человеку спокойствие. - "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас " (Евангелие от Матфея 11:28)
Психологические тренинги . Тренинги внутреннего спокойствия могут помочь человеку сбросить оковы неуверенности в себе и избавиться от страхов; следовательно – воспитать в себе спокойствие.
Самосовершенствование . Основа спокойствия – уверенность в себе; изживая комплексы и зажатость, культивируя самоуважение – человек приближается к состоянию спокойствия.
Образование . Для спокойствия необходимо понимание – чтобы понимать природу вещей и их взаимосвязь человеку необходимо образование



Избранные цитаты и афоризмы о спокойствии:

Из каких же элементов слагается счастье? Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело. (Михаил Булгаков)
Величайшим спокойствием сердца обладает тот, кто не заботится ни о похвалах, ни о хуле. (Фома Кемпийский)
Самая высокая степень человеческой мудрости – это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам. (Даниэль Дефо)
Душевное спокойствие – лучшее облегчение в беде. (Плавт)
Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. (Михаил Лермонтов)
Всё обычно идёт хорошо, пока мы спокойны. Это – закон природы. (Макс Фрай)

Что я полезного вынесу для себя и для жизни из данной статьи:
Если в жизни будут возникать какие либо сложности, я сначала успокоюсь, а потом приму верное решение....
Запомню цитаты о спокойствии, которые мне будут помогать в трудную минуту, в минуту не спокойствия....
Буду применять способы входа в спокойное состояние на практике....

Мы должны ценить спокойствие, если хотим прожить свою жизнь счастливо!

На этом все Дорогие Друзья, оставайтесь с нами - ваш любимый - сайт

Как сохранять спокойствие, польза спокойствия для здоровья или как перестать рвать и метать.

Многие люди безо всякой надобности усложняют себе жизнь, растрачивая попусту свою силу и энергию, поддаваясь бесконтрольному состоянию, которое выражается словами «рвать и метать».

А с вами случается такое, что вы «рвете и мечете»? Если да, то я нарисую вам картину этого состояния. Слово «рвать» означает кипение, взрыв, выпускание пара, раздражение, смятение, бурление. Слово «метать» имеет подобные значения. Когда я его слышу, мне вспоминается больной ребенок ночью, который капризничает и то кричит, то жалобно хнычет. Едва стихнув, он начинает снова. Это раздражающее, надоедливое, разрушительное деяние. Метать - это детский термин, но он описывает эмоциональную реакцию многих взрослых людей.

Библия советует нам: «... не в ярости Твоей...» (Псалом 37:2). Это полезный совет для людей нашего времени. Нам нужно перестать рвать и метать и обрести спокойствие, если мы хотим сохранить силы для активной жизни. А как этого добиться?

Первый этап - умерьте свой шаг или, по крайней мере, темп ваших шагов. Мы не осознаем, насколько возрос темп нашей жизни или скорость, которую мы себе задаем. Многие люди этим темпом разрушают свое физическое тело, но что еще печальнее, они разрывают в клочки также свои разум и душу. Человек может жить спокойной физической жизнью и в то же время поддерживать высокий эмоциональный темп. С этой точки зрения даже инвалид может жить в слишком высоком темпе. Этот термин определяет характер наших мыслей. Когда разум лихорадочно перескакивает с одной позиции на другую, он крайне возбуждается, и в результате вырабатывается состояние, близкое к вспышке раздражения. Темп современной жизни необходимо снизить, если мы не хотим потом страдать от вызванного им истощающего перевозбуждения и чрезмерного волнения. Такое перевозбуждение вырабатывает отравляющие вещества в теле человека и приводит к заболеваниям эмоционального характера. Отсюда возникают усталость и чувство разочарования, поэтому мы рвем и мечем, когда заходит речь обо всем, начиная с наших личных проблем и кончая событиями государственного или мирового масштаба. Но если влияние этого эмоционального беспокойства производит такое действие на нашу физиологию, то что уж говорить о действии, на ту глубокую внутреннюю сущность человека, которая называется душой?

Невозможно обрести спокойствие души, когда так лихорадочно нарастает темп жизни. Бог не может идти так быстро . Он не будет прилагать усилия, чтобы не отставать от вас. Он как будто говорит: «Иди вперед, если ты должен подстраиваться к этому глупому темпу, а когда истощишь свои силы, Я предложу тебе Свое исцеление. Но Я могу сделать твою жизнь очень наполненной, если ты сейчас замедлишь шаги и начнешь жить, двигаться и пребывать во Мне». Бог двигается невозмутимо, медленно и в совершенной гармонии. Единственным разумным темпом для жизни является Божественный темп . Бог способствует тому, чтобы все было сделано и сделано, правильно. Он делает все без спешки. Он не рвет и не мечет. Он пребывает в спокойствии, и поэтому действия его эффективны. Это же спокойствие предлагается и нам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам...» (Евангелие от Иоанна 14:27).


В известном смысле это поколение достойно жалости, особенно в больших городах, так как оно находится под воздействием постоянного нервного напряжения, искусственного возбуждения и шума. Но эта болезнь проникает также и в отдаленные сельские районы, поскольку воздушные волны передают это напряжение даже туда.

Меня рассмешила одна пожилая дама, которая при обсуждении этой проблемы сказала: «Жизнь такая будничная». Эта реплика очень удачно отражает давление, ответственность и напряжение, которые приносит нам повседневная жизнь. Постоянные настойчивые требования, возлагаемые на нас жизнью, провоцируют эту напряженность.

Кто-то может возразить: разве это поколение не привыкло к напряжению настолько, что многие чувствуют себя несчастными из-за непонятного для них дискомфорта, вызываемого отсутствием привычного напряжения? Глубокое спокойствие лесов и долин, столь хорошо известное нашим праотцам - непривычное состояние для современных людей. Темп их жизни таков, что во многих случаях они оказываются неспособными найти источники тишины и покоя, которые предлагает им материальный мир.

Однажды в летний полдень мы с женой отправились на длительную прогулку в лес. Мы остановились у прекрасного горного домика у озера Мохонк, расположенного в одном из чудеснейших природных парков Америки, - 7500 акров девственных гористых склонов, между которыми находится озеро, лежащее посреди леса подобно жемчужине. Слово мохонк обозначает «озеро в небе». Много веков тому назад некий великан приподнял эту часть земли, отчего и образовались отвесные утесы. Из темного леса вы выходите на величественный мыс, и ваши глаза отдыхают на обширных полянах, раскинувшихся между холмами, усеянными камнями и древними, как солнце. Эти леса, горы и долины и являются тем местом, куда следовало бы уходить от суматохи этого мира.

В этот полдень, во время прогулки, мы наблюдали, как летние ливни сменялись ярким солнечным светом. Мы промокли насквозь и начали взволнованно обсуждать это, поскольку необходимо было где-то отжать нашу одежду. А потом мы сошлись на том, что ничего страшного не случится с человеком, если его немного промочит чистая дождевая вода, что дождь так приятно холодит и освежает лицо и что можно посидеть на солнышке и обсохнуть. Мы шли под деревьями и разговаривали, а потом замолчали.

Мы слушали, слушали тишину. Откровенно говоря, в лесах никогда не бывает тихо. Там постоянно разворачивается невероятная по масштабам, но невидимая деятельность, однако природа не производит резких шумов, несмотря на гигантский объем своих трудов. Природные звуки всегда спокойны и гармоничны .

В этот прекрасный полдень природа возложила на нас свою длань исцеляющего спокойствия, и мы почувствовали, как напряжение уходит из нашего тела.
Как раз в тот момент, когда мы были во власти этих чар, до нас донеслись отдаленные звуки музыки. Это была быстрая нервная вариация джаза. Вскоре мимо нас прошли три молодых человека - две женщины и мужчина. Последний нес портативный радиоприемник. Это были городские жители, выехавшие для прогулки в лес и по привычке потащившие с собой свой городской шум. Они были не только молоды, но и приветливы, потому что остановились,

и мы очень мило с ними побеседовали. Мне хотелось попросить их выключить радио и предложить послушать музыку леса, но я понимал, что не имел права поучать их. В конце концов они пошли своей дорогой.

Мы поговорили о том, что они много теряют от этого шума, что могут пройти через это спокойствие и не услышать древней как мир гармонии и мелодий, подобных которым человек никогда не сможет создать: песню ветра в ветвях деревьев, сладчайшие трели птиц, изливающих в пении свое сердце, и необъяснимое музыкальное сопровождение всех сфер в целом.

Все это еще можно найти в деревенской местности, в наших лесах и бескрайних равнинах, в наших долинах, в величии наших гор, в шуме пенистых волн по прибрежному песку. Нам следовало бы воспользоваться их исцеляющей силой. Вспомните слова Иисуса: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного» (Евангелие от Марка 6:31). Даже сейчас, когда я пишу эти слова и даю вам этот добрый совет, я вспоминаю случаи, когда необходимо было напомнить себе и применить на практике ту же истину, которая учит, что мы должны ценить спокойствие, если хотим прожить свою жизнь счастливо.

Однажды осенним днем я и миссис Пил предприняли поездку в Массачусетс, чтобы повидать нашего сына Джона, который учился тогда в Дирфильдской академии. Мы сообщили ему, что приедем ровно в 11 часов утра, так как гордились своей доброй старомодной привычкой быть пунктуальными. Поэтому, заметив, что немного опаздываем, мы понеслись сломя голову через осенний ландшафт. Но тут жена сказала: «Норман, ты видишь тот сверкающий горный склон?» «Какой горный склон?» - спросил я. «Он только что был с другой стороны, - пояснила она. - Взгляни на это чудесное дерево». «Какое еще дерево?» - Я уже был за милю от него. «Это один из самых великолепных дней, какие я когда-либо видела, - сказала жена. - Можно ли представить такие изумительные краски, как те, что расцвечивают горные склоны в Новой Англии в октябре? В сущности, - добавила она, - это делает меня счастливой изнутри».

Это замечание произвело на меня такое впечатление, что я остановил машину и повернул назад, к озеру, находившемуся за четверть мили и окруженному крутыми холмами, одетыми в осенний наряд. Мы, усевшись на траву, смотрели на эту красоту и размышляли. Бог с помощью Своего гения и непревзойденного искусства разукрасил эту сцену разнообразными красками, которые мог создать только Он один . В неподвижной воде озера красовалась картина достойная Его величия, - горный склон незабываемой красоты отражался в этом пруду, как в зеркале. Какое-то время мы сидели, не говоря ни слова, пока, наконец, моя жена не прервала молчания единственным уместным в такой ситуации утверждением: «Он водит меня к водам тихим » (Псалом 22:2). Мы прибыли в Дирфильд в 11 часов утра, но не чувствовали никакой усталости. Наоборот, мы даже как будто основательно освежились.

Чтобы помочь уменьшить это повседневное напряжение, которое, как кажется, повсеместно является доминирующим состоянием у нашего народа, можно начать со снижения вашего собственного темпа. Для этого вам необходимо замедлить движения, успокоиться. Не раздражаться. Не тревожиться. Попробуйте сохранять спокойствие. Следуйте этому указанию: «... и мир Божий, который превыше всякого ума...» (Послание к Филиппийцам 4:7). Затем отметьте, как ощущение спокойной силы бьет внутри вас ключом. Один мой друг, которого заставили отправиться на отдых из-за приобретенного им «давления», написал мне следующее: «Во время этого вынужденного отдыха я многому научился. Теперь я понял то, чего не понимал раньше: в тишине мы осознаем Его присутствие. Жизнь может стать чрезвычайно взбаламученной. Но, как говорит Лао Цзы, дайте взбаламученной воде успокоиться, и она станет чистой ».

Один врач дал довольно эксцентричный совет своему пациенту, слишком обремененному заботами бизнесмену, из категории активных приобретателей. Он возбужденно рассказывал врачу, какой невероятный объем работы он вынужден проворачивать, и что делать это он должен немедленно, быстро, а не то...

«Да еще на вечер я приношу домой работу в портфеле», - возбужденно сказал он. «А почему вы приносите каждый вечер работу домой?» - спокойно спросил врач. «Я обязан ее сделать», - раздраженно бросил бизнесмен. «А не мог ли бы кто-нибудь другой сделать ее или помочь вам справиться с ней?» - спросил врач. «Нет, - выпалил пациент. - Только я один могу ее сделать. Она должна быть сделана правильно, и только я один могу сделать ее как надо. Она должна быть сделана быстро. Все зависит от меня». «Если я выпишу вам предписание, вы последуете ему?» - спросил врач.

Хотите верьте, хотите нет, но вот каково было предписание врача: пациент должен был в течение каждого рабочего дня выкраивать два часа для длительной прогулки. Затем раз в неделю он должен был полдня проводить на кладбище.

Удивленный бизнесмен спросил: «Почему я должен проводить полдня на кладбище?» «Потому что я хочу, чтобы вы побродили и посмотрели на надгробные камни на могилах людей, которые обрели там вечный покой. Я хочу, чтобы вы поразмышляли над тем, что многие из них находятся там потому, что рассуждали точно так же, как вы, словно весь мир держится на их плечах. Подумайте над тем серьезным фактом, что когда вы попадете туда на постоянное жительство, мир останется таким, как и прежде, и другие столь же важные особы, как и вы, будут делать ту же работу, которую вы делаете сейчас. Я советую вам сесть на одну из надгробных плит и повторить следующий стих: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи » (Псалом 89:5).

Пациент понял эту идею. Он умерил свой темп. Он научился передавать полномочия другим, достаточно авторитетным лицам. Он пришел к правильному пониманию собственной значимости. Перестал рвать и метать. Обрел спокойствие. И следует добавить, что он стал лучше справляться с работой. Он разработал более совершенную структуру организации, и признает, что сейчас его бизнес находится в лучшем состоянии, чем прежде.

Один известный промышленник очень страдал от перегрузок. По сути, его разум был настроен на состояние постоянно натянутых нервов. Вот как он описывал свое пробуждение: каждое утро он выпрыгивал из постели и тут же заводился на полные обороты. Он находился в такой спешке и возбуждении, что «делал себе завтрак из яиц всмятку только потому, что они быстрее проскакивают». Этот лихорадочный темп утомлял и изнурял его до изнеможения уже к середине дня. Каждый вечер он валился в постель совершенно разбитым.

Случилось так, что его дом оказался расположенным в небольшой рощице. Однажды ранним утром, будучи не в состоянии спать, он встал и сел у окна. А затем стал с интересом наблюдать за только что пробудившейся птичкой. Он заметил, что птица спит, спрятав голову под крыло, плотно прикрывшись перьями. Проснувшись, она высунула из-под перьев клюв, огляделась вокруг еще затуманенными от сна глазками, вытянула во всю длину одну лапку, одновременно растянув вдоль нее и крыло, раскрыв его в виде веера. Затем она втянула лапку и сложила крыло и повторила ту же процедуру с другой лапкой и крылом, после чего опять спрятала голову в перья, чтобы еще немножко сладко вздремнуть, и опять высунула голову. На сей раз птичка напряженно посмотрела вокруг, поворачивая голову назад, еще два раза потянулась, потом издала трель - трогательную, восхитительную песнь восхваления нового дня, - после чего слетела с ветки вниз, сделала глоток холодной воды и отправилась на поиски пищи.

Мой нервозный приятель сказал себе: «Если птицам подходит такой метод пробуждения, медленный и легкий, то почему бы он не сгодился и для меня?»

И он действительно проделал то же представление, включая и пение, и заметил, что песня оказала особенно благотворное действие, поскольку она служила своего рода разгрузочным средством.Э

«Я не умею петь, - ухмыльнулся он вспоминая, - но я практиковался: сидел спокойно в кресле и пел. В основном я пел гимны и веселые песенки. Вы только представьте - я и пою! Но я делал это. Моя жена решила, что я сошел с ума. Единственное, чем моя программа отличалась от птичьей, так это тем, что я еще и молился, ну а потом, как и птичка, я начинал чувствовать, что мне не мешало бы подкрепиться, а вернее было бы сказать, съесть основательный завтрак - яичницу с ветчиной. И этому я уделял положенное время. Потом с умиротворенным разумом я отправлялся на работу. Все это действительно способствовало эффективному началу дня, без всякого напряжения, и помогало отработать день в спокойном и раскрепощенном состоянии».

Бывший член университетской команды-чемпиона по гребле рассказывал мне, что тренер их команды, человек очень проницательный, часто напоминал им: «Чтобы выиграть в этом или любом другом соревновании, гребите неторопливо ». Он указывал на то, что поспешная гребля, как правило, сбивает взмах весла, а если такое случается, то команде потом очень трудно восстановить необходимый для победы ритм. А тем временем другие команды обходят незадачливую группу. Поистине это мудрый совет - «чтобы плыть быстро, гребите неторопливо» .

Для того чтобы грести неторопливо или работать неторопливо и поддерживать постоянный темп, который приводит к победе, жертва высоких темпов поступит разумно, если скоординирует свои действия со спокойствием Бога в собственном разуме, душе и, не мешало бы добавить, также в нервах и мышцах.

Вы задумывались когда-нибудь о важности присутствия Божественного спокойствия в ваших мышцах и суставах? Возможно, ваши суставы не болели бы так сильно, если бы в них присутствовало Божественное спокойствие. Ваши мышцы будут работать взаимосвязано, если их действием будет управлять Божественная созидательная сила. Каждый день говорите своим мышцам, суставам и нервам: «... не в ярости Твоей...» (Псалом 37:2). Расслабьтесь на кушетке или на кровати, подумайте о каждой жизненно важной мышце, начиная с головы и кончая пальцами ног, и скажите каждой из них: «Божественное спокойствие нисходит на тебя». Затем научитесь чувствовать, как спокойствие проходит по всему вашему телу. В надлежащее время ваши мышцы и суставы придут в полный порядок.

Не торопитесь, потому что то, чего вы действительно хотите, будет там в свое время, если вы будете работать в данном направлении без напряжения и суеты. Но если, продолжая следовать Божественному руководству и Его плавному и неторопливому темпу, вы не получите желаемого результата, значит, надо полагать, его и не должно быть. Если вы упустили его, то, возможно, это к лучшему. Поэтому старайтесь выработать нормальный, естественный, Богом определенный темп. Вырабатывайте и сохраняйте умственное спокойствие. Научитесь искусству избавляться от всякого нервного возбуждения. Для этого время от времени прекращайте свою деятельность и утверждайте: «Сейчас я выпускаю вон нервное возбуждение - оно вытекает из меня. Я спокоен». Не рвите. Не мечите. Вырабатывайте спокойствие.

Для того чтобы обрести это продуктивное для жизни состояние, я рекомендую выработать спокойный образ мышления. Ежедневно мы выполняем ряд необходимых процедур, связанных с заботой о нашем теле: принимаем душ или ванну, чистим зубы, делаем утреннюю гимнастику. Подобным же образом нам следует уделять какое-то время и определенные усилия на то, чтобы держать в здоровом состоянии и наш разум. Вот один из способов достижения этого: сесть в спокойном месте и пропустить через свой разум ряд успокаивающих мыслей. Например, какое-нибудь воспоминание об увиденной когда-то величественной горе или долине, над которой поднимается туман, о сверкающей на солнце речке, где плещется форель, или серебристом отражении лунного света на поверхности воды.

Хотя бы раз в сутки, предпочтительно в наиболее деловой период дня, намеренно прекратите на десять-пятнадцать минут всякие дела и отрабатывайте состояние безмятежности.

Бывают моменты, когда необходимо решительно сдержать наш безудержный темп, и я должен подчеркнуть, что единственный способ остановиться - это взять и остановиться.

Как-то я отправился в один из городов читать лекцию, о которой было заранее договорено, и у поезда был встречен представителями какого-то комитета. Меня тут же стремительно потащили в книжный магазин, где я вынужден был дать автографы. Затем так же стремительно меня потащили на устроенный в мою честь легкий завтрак, после того как я с большой скоростью проглотил этот завтрак, меня подхватили и доставили на собрание. После собрания на той же скорости меня привезли обратно в отель, где я переоделся, после чего был поспешно препровожден на какой-то прием, где меня встретили несколько сотен человек и где я выпил три стакана пунша. Затем меня опять быстро привезли в отель и предупредили, что в моем распоряжении двадцать минут на то, чтобы переодеться к обеду. Когда я переодевался, зазвонил телефон и кто-то сказал: «Поторопитесь, пожалуйста, мы должны мчаться на обед». Я взволнованно ответил: «Уже мчусь».

Стремительно выбежав из комнаты, я был так взвинчен, что едва смог попасть ключом в замочную скважину. Поспешно ощупав себя, чтобы убедиться, что полностью одет, я бросился к лифту. И тут остановился. У меня перехватило дыхание. Я спросил себя: «Для чего все это? Какой смысл в этой беспрерывной гонке? Ведь это смешно!»

И тогда я провозгласил свою независимость и сказал: «Мне все равно, попаду я на обед или нет. Мне все равно, выступлю я с речью или нет. Я не обязан идти на этот обед и не обязан выступать с речью». После этого я осознанно не спеша возвратился в свой номер и не спеша же отпер дверь. Затем позвонил сопровождающему, который ждал внизу, и сказал: «Если вы хотите есть, отправляйтесь вперед. Если вы хотите занять для меня место, то через какое-то время я спущусь вниз, но больше я не намерен никуда мчаться ».

Вот так я сидел, отдыхал и молился в течение пятнадцати минут. Я никогда не забуду того чувства покоя и удовлетворения от способности владеть собой, которое я испытывал, когда вышел из комнаты. Я как будто героически преодолел что-то, взял под контроль свои эмоции, а когда прибыл на обед, приглашенные только что покончили с первым блюдом. Я пропустил только суп, что, по общему заключению, не было такой уж большой потерей.

Этот случай дал возможность убедиться в удивительном действии исцеляющего Божественного присутствия. Я приобрел эти ценности очень простым путем - остановился, спокойно почитал Библию, искренне помолился и в течение нескольких минут заполнял свой разум успокаивающими мыслями.
Врачи вообще считают, что большинство физических недомоганий можно было бы избежать или преодолеть, постоянно практикуя философскую установку - не надо рвать и метать.

Один из известных жителей Нью-Йорка как-то рассказал мне, что его врач посоветовал ему приехать в нашу клинику при церкви. «Потому что, - сказал он, - вам необходимо выработать философский образ жизни. Ваши энергетические ресурсы выдохлись».

«Мой доктор говорит, что я закручиваю себя до предела. Он говорит, что я слишком напряжен, слишком натянут, что слишком рву и мечу. Он заявляет, что единственным подходящим для меня лечением является выработка того, что он называет философским образом жизни».
Мой посетитель встал и начал возбужденно ходить взад-вперед по комнате, а потом спросил: «Но как, черт возьми, я могу это выработать? Легко сказать, да трудно сделать».

Потом этот взволнованный джентльмен продолжил свой рассказ. Его врач дал ему определенные рекомендации для выработки этого спокойного философского образа жизни. Рекомендации оказались действительно мудрыми. «Но потом, - объяснял пациент,- доктор предложил, чтобы я повидался с вашими людьми, здесь, в церкви, поскольку он считает, что если я научусь использовать религиозную веру на практике, то это даст моему разуму умиротворенность и снизит кровяное давление, после чего я буду лучше себя чувствовать физически. И хотя я признаю, что предписание моего доктора имеет смысл, - жалобно заключил он, - но как пятидесятилетний человек, такой взвинченный по натуре, как я, может внезапно изменить привычки, которые приобретал в течение всей жизни, и выработать этот так называемый философский образ жизни?»
Действительно, это казалось нелегкой проблемой, поскольку этот человек представлял собой сплошной комок взвинченных до предела нервов. Он метался по комнате, бил кулаком по столу, говорил громким взволнованным голосом и производил впечатление крайне встревоженного, сбитого с толку человека. Очевидно, его дела находились в очень плохом состоянии, но параллельно с этим раскрывалось и его внутреннее состояние. Полученная таким образом картина давала нам шанс помочь ему благодаря тому, что мы смогли лучше понять его сущность.

Слушая его слова и наблюдая его позицию, я заново понял, почему Иисус Христос неизменно сохранял свое удивительное влияние на людей. Потому что у Него был ответ на такие проблемы, как эта, и я проверил этот факт, внезапно изменив тему нашего разговора. Без каких-либо вступительных слов я начал цитировать некоторые места из Библии, например: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея 11:28). И опять: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Евангелие от Иоанна 14:27). И еще: «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он» (Книга Пророка Исайи 26:3).

Я процитировал эти слова тихо, не спеша, вдумчиво. Едва я умолк, как тотчас заметил, что возбужденность моего посетителя улеглась. На него снизошло спокойствие, и мы оба какое-то время сидели в тишине. Казалось, что мы сидели так несколько минут, а может быть, меньше, но вот он глубоко вздохнул и сказал: «Забавно, но я чувствую себя намного лучше. Разве это не странно? Я думаю, что это сделали те слова». «Нет, не только слова, - ответил я, - хотя они, безусловно, оказали существенное влияние на ваш разум, но и что-то непостижимое, совершившееся после этого. Минуту назад Он прикоснулся к вам - Целитель - Своим исцеляющим прикосновением. Он присутствовал в этой комнате».

Мой посетитель не проявил никакого удивления при этом заявлении, а с готовностью и порывисто согласился - и на его лице была написана убежденность. «Верно, Он определенно был здесь. Я почувствовал Его. Я понимаю, что вы имели в виду. Теперь я знаю - Иисус Христос поможет мне выработать философский образ жизни».

Этот человек нашел то, что открывает для себя все большее число людей в настоящее время: простая вера и использование принципов и методов христианства дают мир и покой, а следовательно, и новую силу телу, разуму и духу. Это совершенное противоядие для тех, кто рвет и мечет. Оно помогает человеку обрести спокойствие и таким образом открыть новые ресурсы силы.

Конечно же, необходимо было научить этого человека новому образу мышления и поведения. Это было сделано частично с помощью соответствующей литературы, написанной экспертами в области духовной культуры. Например, мы давали ему уроки навыка посещения церкви. Мы показали ему, что можно воспринимать церковную службу, как своего рода терапию. Мы проинструктировали его относительно научного использования молитвы и релаксации. И в конце концов в результате этой практики он стал здоровым человеком. Всякий, кто хочет следовать данной программе и искренне использовать изо дня в день эти принципы, я уверен, сможет выработать внутреннее спокойствие и силу. Многие из этих методов представлены в данной книге.

Контроль над эмоциями в ежедневной практике исцеляющих методов является фактором первостепенной важности. Контроля над эмоциями нельзя достичь по мановению волшебной палочки или каким-то легким путем. Вы не можете выработать это просто чтением книги, хотя это часто и помогает. Единственным гарантированным методом является регулярная, упорная, научно обоснованная работа в этом направлении и выработка созидательной веры.

Я советую вам начинать с такой основательной и простой процедуры, как регулярная практика пребывания в физическом покое. Не шагайте из угла в угол. Не заламывайте рук. Не колотите кулаками по столу, не кричите, не ссорьтесь. Не позволяйте себе работать до изнеможения. При нервном возбуждении физические движения человека становятся судорожными. Поэтому начинайте с самого простого, прекратив всякое физическое движение. Какое-то время постойте неподвижно или сядьте, или лягте. И, само собой разумеется, разговаривайте только на самых низких тонах.

При выработке контроля над своим состоянием необходимо думать о тишине, поскольку тело очень чувствительно и отвечает на тот образ мыслей, который довлеет над разумом. Действительно, разум можно успокоить, успокоив в первую очередь тело. Другими словами, физическое состояние может вызвать желаемую ментальную позицию.

Как-то в своей речи я коснулся следующего случая, который произошел на собрании какого-то комитета, где я тогда присутствовал. На одного господина, слышавшего, как я рассказывал эту историю, она произвела сильное впечатление, и он принял эту истину близко к сердцу. Он попробовал использовать предложенные методы, а потом сообщил, что они оказались очень эффективными при выработке контроля над его привычкой рвать и метать.

Как-то я присутствовал на собрании, где разгоревшаяся дискуссия под конец стала довольно ожесточенной. Страсти разгорались, и некоторые из участников находились почти на грани срыва. Последовали резкие реплики. И вдруг один человек поднялся, не спеша снял с себя пиджак, расстегнул ворот рубашки и улегся на кушетку. Все были в изумлении, а кто-то даже спросил, не заболел ли он.

«Нет, - сказал он, - я чувствую себя прекрасно, но начинаю выходить из себя, а по опыту знаю, что трудно выйти из себя лежа».

Мы все засмеялись, и напряжение спало. Затем наш эксцентричный приятель пустился в дальнейшие объяснения и рассказал, как он научился проделывать с собой «один маленький трюк». У него был неуравновешенный характер, и когда он чувствовал, что выходит из себя и начинает сжимать кулаки и повышать голос, он тут же не спеша разводил пальцы, не позволяя им снова сжаться в кулак. То же самое он проделывал и со своим голосом: при повышении напряжения или нарастании гнева он умышленно подавлял звук своего голоса и переходил на шепот. «Ведь спорить шепотом совершенно невозможно», - со смехом сказал он.

Этот принцип может оказаться эффективным при контроле эмоционального возбуждения, раздражении и напряженности, - в чем многие убедились в ходе подобных экспериментов. Следовательно, первоначальный этап в достижении спокойного состояния заключается в отработке ваших физических реакций. Вы будете удивлены тем, насколько быстро это охладит накал ваших эмоций, а когда этот накал спадет, у вас уже не будет никакого желания рвать и метать. Вы даже не представляете себе, сколько сэкономите энергии и сил. И насколько меньше станете утомляться. Кроме того, это весьма подходящая процедура для выработки флегматичности, равнодушия и даже безразличия. Не бойтесь попробовать выработать инертность. Имея такие навыки, люди меньше подвергаются эмоциональным срывам. Высокоорганизованным личностям будет полезно подобное умение переключать свою реакцию. Но вполне естественно, что человек такого типа не захочет утратить такие качества, как чуткость и отзывчивость. Однако, выработав некоторую степень флегматичности, гармоничная личность приобретает лишь более сбалансированную эмоциональную позицию.

Далее приводится метод, состоящий из шести последовательных шагов, который лично я нахожу необычайно полезным для тех, кто хочет избавиться от привычки рвать и метать. Я рекомендовал этот метод очень многим людям, которые нашли его чрезвычайно полезным.

Мантра Вселенского спокойствия