Меню
Бесплатно
Главная  /  Материнство  /  Как называется губной инструмент. Музыкальный инструмент варган: история и фото

Как называется губной инструмент. Музыкальный инструмент варган: история и фото

Варга́н (этимология неясна: либо от орган (ср. чеш. varhan ), либо от древнеславянского варга - рот, уста ), русское название народного музыкального инструмента. Относится к самозвучащим язычковым музыкальным инструментам . По поверию алтайские шаманы играя на варгане могли перемещаться по трём мирам изменяя тембр и тип вибраций. При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит резонатором . Изменение артикуляции рта и дыхания даёт возможность менять тембр инструмента. Кроме того, новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, многочисленные глоточные, гортанные, языковые, губные и другие способы звукоизвлечения.

На территории России культура варганной музыки особенно развита на Алтае , в Башкирии (см. кубыз), в Туве и в Якутии .

На территории бывшего СССР варганы наиболее широко распространены в Казахстане , Киргизии .

Типы варганов

Выделяют два основных типов варганов - пластинчатый и дугообразный. На территории России наиболее распространены дугообразные варганы.

  • Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную или металлическую пластину. Его язычок вырезается в середине пластинки (например, вьетнамский дан мои).
  • Дугообразный (дуговой) варган выковывается из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце.

Существуют варганы с несколькими язычками (китайские коусяны).

Варганы разных народов

Алтайский комус

В XX веке алтайский варган сохранился только в отдалённых районах Горного Алтая, но благодаря мастерам он был восстановлен.

Башкирский кубыз

Известен башкирский варган - кубыз

Белорусский варган

Якутский хомус

Является одним из основных музыкальных и духовных инструментов. Мастера по производству хомусов занимали высокое социальное положение. Первый и самый крупный в мире музей хомусов находится в Якутске .

Гуцульская дрымба

Чаще всего используется в гуцульском музыкальном быту.

Балийский варган

Примечания

Литература

  • А. Плюшар . Энциклопедический лексикон , том 8. - Типография А. Плюшара ; С.-П., 1837 - с. 284 (Варганъ).

Ссылки

  • varganist.ru - Рассказы о варганах, мастерах изготовителях и исполнителях. Техника игры на варгане по нотам. Инструкции по изготовлению варганов.

Категории:

  • Музыкальные инструменты по алфавиту
  • Язычковые самозвучащие музыкальные инструменты
  • Русские народные музыкальные инструменты
  • Казахские музыкальные инструменты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Когда-то инструмент встречался среди русского народа и на Поволжье во 2 - 10 веках. Но обычай был практически утерян. Сегодня существуют мастера, которые возрождают традиционный русский варган.

Варган – является самым древним язычковым музыкальным инструментом. Он встречается в культурах большинства народов мира. Играют на нем прижимая к зубам или к губам и изменяя артикуляцию рта и дыхания. Ротовая полос служит в таком случае резонатором, и даёт возможность менять тембр инструмента. Новые оттенки в звучание вносят изменения положения диафрагмы, глоточные, гортанные, языковые, губные способы извлечения звука. Обычно варган делается из металла, дерева или кости. В России варганы широко распространены в Якутии, Туве и на Алтае.

Варганы бывают двух типов:

  1. Пластинчатый. Представляет собой тонкую, узкую пластину. Язычок вырезывается в её середине.
  2. Дугообразный. Обычно выковывается из железа. Представляет собой прут, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце. На территории России наиболее распространены именно дугообразные варганы.

Когда-то инструмент встречался среди русского народа и на Поволжье во 2 — 10 веках. Но обычай был практически утерян. Сегодня существуют мастера, которые возрождают традиционный русский варган. Тем не менее, несмотря на эти попытки, нет ни одной реконструкции найденных при раскопках образцов древнего русского инструмента. В летописях конечно упоминается о варгане как о военном музыкальном инструменте. Но быть может это несколько иной по конструкции варган, более пригодный для военной музыки, нежели тот, о котором говорится выше.

Стоит отметить, что практически во всех странах варган изобретался независимо, благодаря чему в каждой стране инструмент обладает набором неповторимых характеристик. Неизменным же остаётся только принцип извлечения звука. Варган имеет необычное, металлическое звучание, приятное уху. Оно успокаивает и настраивает на размышления. Конечно, Важно тембр и оттенки звука зависят не только от самого инструмента, но и от исполнителя. В руках разных людей варган всегда звучит по-разному. В России на Алтае под звуки варгана сочетают с горловое пение. Вибрации варгана могут вызвать состояние легкого контролируемого транса. Именно это его свойство используют в шаманских трансовых практиках.

Потенциал инструмента до сих пор не перестает удивлять своим многообразием и красочностью. Чтобы играть на варгане не требуется специального музыкального образования. Научиться извлекать из него звук просто, а совершенствоваться в навыке можно всю жизнь. В России игру на варгане возрождают как в кругу профессионалов, так и в кругу любителей.

Якутский хомус: как звучит древнейший музыкальный инструмент March 15th, 2017

Олена Подлужная - современный варган (хомус). "СКАЧКИ"

Удивительное сочетание современной музыки и инструмента, пришедшего из древности, завораживает. Его звучание - это голос сердца, который открывает дверцу в некие иные, непознанные миры.

Хомус - музыкальный инструмент, который пришёл из глубокой древности. Историки утверждают, что в том или ином виде этот инструмент существовал на всех континентах и у многих культур. Предположительно предком хомуса был охотничий лук. Человек упирался зубами в один его конец, а другой ставил на землю и извлекал звуки, дергая за тетиву.

Хомус был чрезвычайно популярен в России. Во время раскопок, проходивших в Великом Новгороде, археологи обнаружили хомусы 14-го века. А для народов Севера хомус был ещё и главным шаманских инструментом.

Сегодня центром изготовления варганов - Якутия. Причём якуты считают его не просто музыкальным инструментом, а способом выражения чувств, эмоций и настроения. Не обошли якутский варган стороной и современные музыканты. Послушайте композицию «Скачки» в исполнении Ольги Подлужной Уутай. Уникальное и гармоничное сочетание компьютерной электронной музыки и древнейшего на земле музыкального инструмента.

Recent Posts from This Journal


  • БЫЛ ЛИ ГЕНОЦИД РУССКОГО НАРОДА В СССР?

    Самое яркое политическое шоу 2019 года! Первые клубные дебаты SVTV. Тема: «Был ли геноцид русского народа в Советском Союзе?» Дебатируют русский…


  • М.В ПОПОВ VS Б.В. ЮЛИН - Фашизм на экспорт

    Дебаты на тему "Фашизм на экспорт" между профессором Поповым и военным историком Юлиным Проголосовать о том кто победил по вашему…


  • Маленькая девочка плачет по СССР: В Советском Союзе все было настоящее


  • Тупики капиталистической экономики

    Кризис - самое время избавляться от иллюзий, рожденных в период стабильности, когда казалось, что все действительное разумно, а все…


  • Насилие (над женщинами и детьми) и общественная безопасность. Антон Беляев

    Антон Беляев, специалист по математическому моделированию в области общественной безопасности и проектирования производств, бывший участник


  • Семейный раздел: что на самом деле изображено на картине

    Картина Василия Максимова "Семейный раздел" (1876) — типичная передвижническая картина, посвященная ушедшим реалиям. Основная…

В культуре каждого народа имеются свои традиционные музыкальные инструменты, соответствующие и отражающие жизненный уклад, быт, мировозрение. Хотя, у народа саха музыкальный инструментарий не был так богат и популярен, как устное народное и песенное творчество, все же один инструмент – хомус в настоящее время более чем известен во всем мире и считается одним из национальных брендов Якутии и здесь был основан Музей и Центр хомуса народов мира. К древним самобытным инструментам относятся кырыымпа, дүҥүр и несколько видов ударных инструментов.

Хомус – один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это известный в мире язычковый инструмент. Его корпус выполнен в виде кольца (тиэрбэс) и двух прямых концов с язычком (тыл) с закругленным кончиком. При игре хомус прижимают к зубам или зажимают ими, рот служит резонатором. Регулируется звук губами и языком.
Кырыымпа – одно-, двух-, трех- или четырехструнный смычковый инструмент. Его звук и тембр наиболее близко подходит для якутского этнического звучания. Композитор, исследователь музыкальной культуры якутов М.Н. Жирков пишет, что у якутов кылыһах-кырыымпа (кылысах-кырыымпа) существовала издревле. По мнению мастера-исследователя А.И.Чахова, традиционно инструмент должен покоиться на коленях исполнителя, а звук извлекается щипком или смычком (чаачар). Кырымпист, сидя держит инструмент на коленях, пальцами нажимает струны, иногда не доводя нажим до грифа, извлекая флажолетные звуки. Со временем исполнители освоили иные способы игры: с опорой на грудную клетку или держат вертикально на коленях. Предпочтение игры со смычком привело к укреплению в народной среде кырыымпы, а манера игры щипком дала основу для реконструкции инструментов таҥсыр и кылыhах. Игрой на кырыымпе сопровождали песни и танцы (осуохай) во время ысыаха и песни из эпоса олонхо. В настоящее время известны несколько разновидностей кыллаах-кырыымпы: кырыымпа-хоппо, кырыымпа-сэргэ, кырыымпа-кытыйа, кырыымпа-тойук.
Дүҥүр (дюнгюр) - (род шаманского бубна) – ритуальный атрибут шамана. ударный инструмент. Исследователи относят бубен к наиболее ранним типам музыкального инструментария. Шаманский бубен – «По понятиям якутского шаманизма, бубен является конем, а колотушка - кнутом для шамана. Бубен для шамана - Крылатый конь, на котором он перемещается по трехмерному миру". Якутский бубен состоит из элипсообразного деревянного обода, обтянутого кожей, с внутренней стороны железной крестовиной, увешанной колокольчиками. Ударяют «былаайах» - деревянной лопаточкой, покрытой шкурой.
Видное место в развитии якутского инструментария, как и в целом музыкальной культуры, занимает многогранная деятельность основоположника профессионального якутского музыкального искусства Марка Николаевича Жиркова. В результате музыкально-этнографических исследований, основываясь на устных рассказах знатоков старины, он собрал и дал описание 14 разных видов инструментов: якутский хомус и эвенкийский, эвенский хомус – варган; свирель или флейта; якутская тальниковая или деревянная дудка; ветряная сирена для сбора скота; якутский бубен; «улахан чардаат күпсүр» – большой кюпсюр, «дьөлөккөй күпсүр» – выдолбленный кюпсюр; поколотка с металлическими струнами и побрякушками; или тыал дуораанньык-резонирующий бубен или ветряной бубен; табыки различных вариантов; разнообразные щоркунцовые инструменты: хобо; звенящие атрибуты и побрякушки одежды и бубна шамана; щипково-струнно-ударный «Мааковский дүҥүр»; кырыымпа. Дальнейшее развитие якутского музыкального инструментария он видел в реконструкции самобытных якутских инструментов, в обогащение якутского музыкального инструментария за счет инструментов родственных азиатских народов и организация оркестра. Свою мечту М.Н. Жирков выразил в словах: "Наш народ должен иметь замечательную инструментальную музыку. Путь к этой культуре предстоит начать с создания якутского национального оркестра".
Идея создания оркестра начала претворяться в жизнь вначале 60-х гг., когда директор ДНТ ЯАССР Г.Г.Сыромятников съездил в Среднюю Азию для изучения способов изготовления и реконструкции якутских инструментов с целью создания оркестра. В результате в 1962 г. на фабрике музыкальных инструментов г. Москвы под руководством мастера-конструктора П.А. Шошина были изготовлены 4 комплекта оркестра якутских народных инструментов, состоявших из 24 инструментов струнно – смычковых (семейство кырыымпы-сэргэ), струнно-щипковых (кытыйа - таҥсыр, чороон - кылыһах) и ударно-шумовых (дүҥүр, иирэр дьаҕа) групп. Щипковые инструменты были изготовлены по образцу конструкции инструментов русского оркестра и имели разновидности: прима, альт, бас.
Знаменательным событием культурной жизни республики стало создание 31 марта 1963 г. в Якутском музыкальном училище оркестра якутских народных инструментов (рук. Н.А. Наумов). В его состав, как и в других оркестрах народов России, был введен баян. Уже в апреле оркестр принял участие в г. Хабаровске на научно-практической конференции по фольклору и развитию музыкального исполнительства народов Сибири и Дальнего Востока. Специально для этого оркестра Г. Комраковым была написана "Якутская увертюра". В 1964 г. оркестр с успехом выступил в Иркутске, Хабаровске, в Москве. Оркестр из Сунтарского района, сопровождавший известный танцевальный ансамбль Сергея Зверева - Кыыл Уола, с большим успехом выступил на Всероссийском смотре художественной самодеятельности в городе Москве и в Иркутске. Популярностью среди молодежи пользовался участник республиканских смотров и фестивалей студенческий оркестр народных инструментов (рук. Семенов П.П.) ансамбля "Сергеляхские огни", который выезжал на гастроли в Москву и Тувинскую АССР.
В 1967 г. бурятские мастера под руководством известного конструктора-изготовителя музыкальных инструментов Б.Д. Дугарова используя материалы М.Н.Жиркова и отдельные экземпляры существующих якутских струнно-щипковых и смычковых инструментов, внеся много от бурятского инструментария, создали вариант якутского оркестра. У щипковых инструментов верхняя дека была сделана из кожи, что не подходило для нашего климата. Некоторые конструктивные недостатки инструментов оказались неудобны для исполнителей. «Шошинские» и «Дугаровские» комплекты якутских национальных инструментов не получили широкого распространения и одобрения населения республики в связи с недостаточной спецификой национального звучания. Но в развитии якутского инструментария они сыграли в целом положительную роль, доказав, что оркестр якутских инструментов можно создать. Эти эксперименты подтолкнули многих местных мастеров на изготовление различных музыкальных инструментов.
Огромную роль в развитии и реконструкции якутского инструментария сыграли мастера – изготовители И.Д. Избеков-Уустаах, создал дьаҕа и күпсүр; А.И. Чахов, изготовивший варианты кылыһах кырыымпы – сэргэ, хоппо, кытыйа, автор наименований инструментов таҥсыр и кылыһах и давший описание технологии изготовления духовых инструментов айаан и ойдуо, автор книги «Саха былыргы инструменнара» и статьей. Основоположники республиканской мастерской по изготовлению национальных инструментов с. Бердигестях Горного улуса В.А. и М.В. Мохначевские создали однострунный тойук-кырыымпу, мас-хобо, хабардьа, шумовые инструменты бадьаайах, сиксиир, реконструировали духовые инструменты айаан и ойдуо, усовершенствовали күпсүр, таҥсыр, кылыһах и хоппо-кырыымпа. Большой вклад внес П.П.Семенов – энтузиаст, пропагандист якутского музыкального фольклора, руководитель Верхневилюйской экспериментальной мастерской по производству якутских музыкальных инструментов, автор статей о якутских музыкальных инструментах. Неоценим также вклад пропагандистов, энтузиастов, народных мастеров Л.Н.Турнина, П.И.Деляева, И.М.Неустроева, П.Е.Слепцова, С.И.Гоголев-Амынньыкы Уус, И.Ф.Захаров-Кылыадьы Уус и др. Появление реконструированных инструментов послужило основой для создания ансамблей и оркестров. Среди первых пропагандистов якутских инструментов выделяется семейный ансамбль исполнителей и мастеров – изготовителей Михайловых из Таттинского района. В 1972 году оркестр народных инструментов с.Верхневилюйск (мастера Т.И. Дойдуков, Д.И. Кузьмин) успешно выступил и стал лауреатом фестиваля народов Сибири в Иркутске. В 1975 г. на Всесоюзном фестивале самодеятельного художественного творчества одним из лучших стал оркестр с. Бердигестях Горного улуса (мастер В.А. Мохначевский). В 1976 г. на зональном смотре Всесоюзного фестиваля в г. Магадане они получили звание лауреата СССР и РСФСР. Оркестр якутских национальных инструментов Якутского музыкального училища под руководством Н.И. Кисленко превратился в один из крупных коллективов республики, подняв исполнительство на якутских инструментах на высокий уровень. В 1982 году он успешно выступил в Днях литературы и искусства Якутии в Москве и Ульяновске. В 1985 г. коллектив дал девять самостоятельных концертов с артистами театра оперы и балета в Монголии. Для этого оркестра специально были написаны композитором В.Ксенофонтовым сюита из 4 частей "Ысыах", «Оленьи скачки» А.Моргусова.
Особый вклад в изучении и развитии якутского инструментария внесли композиторы Г.А. Григорян, Н.С.Берестов, музыковеды - Г.Г.Алексеева, Э.Е. Алексеев, Н.Н.Николаева, Ю.И.Шейкин, А.П.Решетникова, деятели культуры – Н.И.Бойлохов, И.Е.Алексеев, С.С.Шишигин, П.П.Оготоев, преподаватели отделения народных инструментов ЯМУ – Р.П.Борисов, А.В.Каженкина и др.
В настоящее время в республике действуют и плодотворно работают ансамбли и оркестры при Детских школ искусств: оркестр национальных инструментов "Кылыһах" с. Бердигестях, с. Верхневилюйск (рук. Н.Н.Хобусаров), г. Вилюйска (рук. М.А.Тоноева), этнофольклорный ансамбль с. Техтюр Мегино-Кангаласского улуса (рук. В.В.Кузьмин), оркестр национальных инструментов фольклорного ансамбля «Сандал» с. Хатассы (рук. Семенова А.Т.), фольклорный ансамбль «Сэргэ» с. Татты (рук. Д.А.Попова). Высокое исполнительское искусство на якутских музыкальных инструментах демонстрируют участники и лауреаты многих международных фольклорных конкурсов - фестивалей, известные во всем мире этно-группы "Айархаан" (рук. А.М.Дегтярева) и "Көй дуораан" (рук. К. и Г. Хатылаевы). Огромную работу по сохранению и развитию якутских инструментов ведут также Музей хомуса народов мира (директор Н.С.Шишигин) и Музей музыки и фольклора народов Якутии (директор А.П.Решетникова), Международный центр варганной музыки (президент И.Е.Алексеев). Научно-исследовательской работой по якутскому инструментарию под руководством Ю.И.Шейкина плотно занимаются аспирантки АГИИК В.Е.Дьяконова, М.И.Шамаева. Неоценима также роль мастерских по изготовлению якутских инструментов с. Бердигестях (мастер Т.Т.Дьячковский), «Аартык» Таттинского улуса (рук. А.П. Лопатин) и мастеров Р.Г.Чемчоева, И.И.Готовцева, А.Е.Мандарова, И.К.Колодезникова, М.Н.Мальцева, П.Ф.Осипова, Н.Е.Орлова, П.М.Борисова и др. С этого года с целью развития якутского инструментария при МКиДР РС(Я) начала работу экспертная комиссия (руководитель С.П.Григорьев).

Анна Томская, артистка оркестра НТТ РС(Я),
преподаватель ЯМК (У) им.М.Н.Жиркова, член СТД РФ
отличник культуры РС(Я)

Цели урока:

  1. Познакомить с якутским народным инструментом Хомус.
  2. Расширить знания учащихся, развивать эмоциональные чувства
  3. проявить уважение к народной культуре.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой.

Оборудование: Компьютер, проектор, слайды, хомус, музыкальный центр, запись импровизации игры на хомусе,

  1. Организационный момент. Мотивационная начало урока. Постановка цели, Распевание.
  2. Вступительная беседа “Распространенный по всему свету музыкальный инструмент”.
  3. Основная часть: Музыкальный инструмент - Хомус
  4. Техника игры на хомусе.
  5. Заключительная часть

Ход урока

1. Добрый день (музыкальное приветствие)

Мы знаем виды музыкальных инструментов и их истории.

Скажите, какой инструмент у меня в руках?

Сегодня мы познакомимся и постараемся научиться играть на народном инструменте Якутии “Хомус”

2. Беседа “Распространенный по всему свету музыкальный инструмент”

Хомус – широко распространенный по всему миру. В одних странах его можно найти только в музеях, а в других его музыкальная судьба продолжается, получая новое современное звучание, новую жизнь. Превращая его в любимый всеми инструмент.

У якутского народа, наряду с другими видами музыкальных инструментов, с глубокой древности сохранился Хомус. Какие бывают хомусы в разных странах посмотрим в слайдах. (Слайд №4)

3. Основная часть урока: музыкальный инструмент – Хомус

Известны три разновидности хомуса:

  • деревянный;
  • железный;
  • двухязычный.

Традиционный классический железный хомус, широко распространенный в республике, состоит из подковообразного ободка в виде лиры с суживающимися двумя “щеками”. К середине ободка прикрепляется упругая стальная пластинка-язычок, находящийся между “Щеками”. Загнутая на конце на прямой угол часть вибрирующей пластинки называется чыычаах “птичка”, на кончике которой имеется эминньэх “круглое ушко”. (Слайд №2)

Хомусы изготовлялись из дерева, кости и железа. Из деревянных известны бамбуковые хомусы народов Азии, Африки. Северяне делали хомусы из кости, но наиболее широкое распространение во всем мире получили железные и медные хомусы. Бывают деревянные корпусом и металлическим языком. Существуют разновидности хомуса с одним, двумя, тремя, четырьмя язычками.

4. Техника игры на хомусе.

Хотите слушать волшебные звуки хомуса? (запись импровизации игры на хомусе)

Когда мастер-импровизатор играет на хомусе, звуки сливаются в настоящую музыку, очаровывающую любого человека, в каком бы ни уголка планеты он жил. Какие ассоциации у вас появились?

Веками обрабатывались исполнительские приемы. Чтобы научиться играть на хомусе, необходимо приобрести основные навыки:

  1. Научиться правильно, держать хомус
  2. Овладеть приемами ударов пальцами о язычок
  3. Правильно дышать
  4. Научиться видоизменять звук.

1. Научиться правильно, держать хомус

При игре на хомусе необходимо взяться левой рукой за кольцо корпуса хомуса и, приоткрыв зубы, освобождая место для колебания языка, прижать наружные щечки корпуса к зубам так, чтобы колебания язычка не передавались через корпус к зубам. Хомус звучит за счет колебания язычка, поэтому на всем протяжении игры необходимо следить за тем, чтобы колебания язычка не прекращались, а чтобы язычок колебался надо бить по нему согнутым указательным пальцем. (показываю) Надо соблюдать гигиену в игре на хомусе. Так как хомус сделан из железа, может дать негативную реакцию в полости рта. Поэтому перед игрой надо хорошенько его чистить салфеткой.

2. Овладеть приемами ударов пальцами о язычок

Основной удар производится вращением расслабленной кисти вокруг сустава против часовой стрелки, локоть при этом не двигается и опущена вниз. Согнутый указательный палец, совершая вращательное движение, задевает язычок спереди. Сила удара, его темп совпадают с ритмом музыки.

Если палец задевает язычок при обратном движении, удар называется обратным. При обратном ударе звук хомуса сильно не меняется, но такой удар считается разновидностью ударов.

3. Правильно дышать

Основным способом является вдыхание. Чтобы звуки хомуса слились в беспрерывную музыку, чтобы язычок не терял энергии и колебался, издавая звуки, не останавливаясь нужно вдыхать и выдыхать воздух во время игры.

При быстрой игре необходимо использовать дыхания и выдыхания воздуха, без помощи пальцев.

4. Научиться видоизменять звук.

Хомус с одним язычком играет на одной ноте. Этот звук, получаемый, без помощи органов речи называется основным тоном Хомус. Хомусист, беззвучно двигая органами речи, может извлекать множество различных обертонов.

Приемы игры на хомусе (слайд №3)

5. Заключительная часть.

Подошло время вспомнить, о чём мы с вами говорили сегодня на уроке и что нового вы узнали?

  • Какие виды бывают хомуса?
  • Можно ли научиться играть на хомусе.
  • Кому понравился музыкальный инструмент?

Прощание с учителем.