Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеи подарков  /  Как петь былины. Место возникновения былин

Как петь былины. Место возникновения былин

Слово БЫЛИНЫ происходит от слова БЫЛЬ.

Былины - это песни, в которых поется о том, что произошло в давнем времени. Былины, как мифы, не имеют авторов. Они создавались народом, исполнялись народными сказителями по памяти, как сохранилось от предков. Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого-либо исполнителя. На Севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины - слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа.

В былинах много исторически достоверных примет. В них воспевается Киев-град, упоминается Чернигов, Муром, Галич и другие древнерусские города. В ряде былин события разворачиваются в древнем Новгороде. Былины настолько достоверен в деталях реальной жизни, что по их описаниям историки восстанавливают старинный облик зданий, судят о том, как жили наши предки. Однако нельзя думать, что в былинах все изображается так, как было в действительности. В былинах много вымысла, фантазии. В них мы встречаем много отголосков мифов, сказок. Былины - это поэтические художественные произведения. Они правдивы не в исторических фактах, но в народном понимании истории, народном представлении о долге, чести, справедливости.

Прежде всего былины - это героические песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. Группа (цикл) былин, посвещенных событиям, связанным с Киевом, называется КИЕВСКИМИ. Другая группа былин - былины НОВГОРОДСКИЕ. В них изображена жизнь второго центра Древней Руси - Новгорода, герои этих былин - новгородцы. В них нет изображения вражеских нашествий, битв, они рисуют мирную жизнь. Это объясняется историческими условиями. Новгород был вольным городом, власть князя в нем была ограничена, многие вопросы общей жизни решались на новгородском вече. Находясь на выгодном торговом пути, Новгород вел большую торговлю со многими странами Европы. На его земли не нападали степные кочевники, его мало коснулось монголо-татарское нашествие.

Былины поэтически передают представления народа о событиях IX - XVII столетий. Как же сохранились они до наших дней?

"Открытие" былин

Первый сборник былин вышел в Москве в 1804 году под названием "Древние российские стихотворения". Впоследствии он переиздавался с добавлением к названию: "собранные Киршею Даниловым". Кто такой Кирша Данилов, до сих пор определенно не установлено. Это мог быть собиратель былин, или знаток и исполнитель, сам записавший известные ему былины, или человек, которому принадлежал рукописный сборник. Исследователи рукописи считают, что сборник составлен в середине XVIII века где-то в Сибири. Знаменитый сборник переиздавался 8 раз и оставался единственной книгой былин вплоть до середины XIX века. В это время былины были как бы заново открыты в живом исполнении.

Открытие "живых" былин принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову, сосланному в Олонецкий край (недалеко от Петербурга) в 60-х годах. Впервые Рыбников услышал живое исполнение былин на берегу Олонецкого озера: "Меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления. Сквозь дрему я рассмотрел, что шагах в трех от меня сидит несколько крестьян, а поет-то седой старик с окладистою белою бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением на лице. Присев на корточки у потухавшего огня, он оборачивался то к одному соседу, то к другому и пел свою песню, прерывая ее иногда усмешкою. Кончил певец и начал петь другую песню, тут я разобрал, что поется былина о Садке-купце, богатом госте. Разумеется, я сейчас же был на ногах, уговорил крестьянина повторить пропетое и записал с его слов".

Позже, в 80-х годах, начинает печататься выпуск "Песен, собранных П.В. Киреевским". Петр Васильевич Киреевский - один из самых известных собирателей русского фольклора. Он сумел объединить вокруг себя многих выдающихся деятелей культуры. Достаточно сказать, что фольклорные материалы ему передавали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.В. Кольцов. Свою собирательскую работу П.В.Киреевский начал еще в 30-е годы XIX века. В его выпусках собраны былины, записанные в разных местностях России: в Сибири, на Урале, в Поволжье, в ряде губерний средней России, а также в Олонецком крае.

Итак, мы познакомились с тем, как были "открыты" былины, как благодаря собирателям-фольклористам былины попали в научные сборники, чтобы затем их могли прочитать тысячи любителей фольклора.

Былины как вид эпической поэзии

Былины относятся к эпосу. Эпос - героические сказания, песни. Эпическая поэзия - одна из самых древних форм устной словесности. Былина как разновидность эпоса имеет особую поэтическую форму. Мы познакомимся с ее основными элементами:

Былинное пространство и время;

Былинный сюжет - изображение событий в развитии;

Былинный герой;

Построение (композиция) былины;

Художественные приемы (повторы, гипербола, эпитеты, язык);

Стих былины (понятие о тоническом стихе), основные напевы.

Мир в былине

- (художественное пространство и время былины)

Художественное пространство былины причудливо соединяет историческое и вымышленное описание мира, в котором разворачиваются события. Исторически узнаваем мир Древней Руси (Киев, Новгород, Чернигов, князь Владимир, печенеги, половцы - разорители русской земли). Но этот мир очень далек от реальности. Фантастичность, вымысел создают на основе реального мира мир поэтический, условный. Но и фантастичность, условность построения мира в былине имеют свои строгие законы.

Основой былинного мира являются три составляющие - "свой" мир (государство, город, семья) - враг-захватчик - герой-защитник.

Присмотримся к пространственной картине в былине "Илья Муромец и Сокольник". Действие происходит на богатырской заставе, Илья Муромец ранним утром обозревает пространство вокруг заставы:

Да смотрел он под сторону восточную, -
Да и стоит-то-де наш там стольный Киев-град;
Да смотрел он под сторону под летную, -
Да стоят там луга да там зеленыи;
Да глядел он под сторону под западну, -
Да стоят там да лесы темныи;
Да смотрел он под сторону под северну, -
Да стоят-то-де там да ледяны горы;
Да смотрел он под сторону в полуночу, -
Да стоит-то-де нашо да синё морё,
Да и стоит-то-де нашо там чисто полё,
Сорочинско-де словно наше Кулигово.

Обратите внимание на всеохватность картины. Грандиозная панорама охватывает не одно видимое глазу пространство, но чуть ли не всю землю, и застава тем самым оказывается ее центром. Русская земля - "своя" для былины, центр мирового пространства. Уже в этой картине мира мы встречаемся с гиперболой - характерным былинным приемом, суть которого в крайнем преувеличении, укрупнении изображаемого.

Простор, широта пространства свойственны былинному миру. Не только земное (горизонтальное) пространство входит в него. Часто перед нами раскрывается мир в мифологической трехчастной картине:

Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота окиян-море,
Широко раздолье по всей земли,
Глубоки омуты днепровские.

Былинный мир строится на противопоставлении "своего" и "чужого". Описание "чужого" мира опирается как на мифологическую, сказочную основу (пространство, принадлежащее змею, чудищу), так и историческую (пространство врагов-кочевников, захватчиков - Золотая орда, "земля татарская", Литва).

"Чужая" земля - средоточие зла, опасности. Она отделена от "своей" преградами, фантастическими опасностями:

Голая железная степь -
Такова земля у коана, оказывается.
Железный тополь без коры -
Таково дерево кезера, оказывается.
Чёрная река с девяносто притоками -
Волнуясь, текла,
Девяностогранная чёрная гора
Высоко поднялась,
Девяносто больших долин внизу лежали.

Эпитеты "железная", "чёрная" характеризуют пространство как зловещее, связанное с темными силами. "Своя" земля предстает в ярких светлых красках, необъятности и величии мирного покоя.

В киевских былинах "своя" земля связывается с "землей святорусской", центр ее - с городом Киевом. Главная фигура этого центра - киевский князь Владимир. Это не летописный герой, образ его можно назвать условным, собирательным. Когда, в каких временных границах происходят события киевских былин, какова протяженность былинной истории - неизвестно. Можно лишь допустить, что к моменту выхода богатырей на арену исторических событий киевское княжеское государство уже существовало в своем сложившемся виде. Дворец князя - центральное место, где разворачивается действие, чаще всего во время пира. Все сходятся вместе в это время - князья, бояре, купцы, духовенство, крестьяне, наконец, богатыри. Здесь каждому сословию - свое место, своя чаша "по роду", свое княжеское отношение.

Пространство в былине всегда соучастник действия: на перекрестках дорог происходят решающие встречи героев, около них попадаются камни с предупредительными надписями, одинокие деревья с вещими птицами на них, ямы или рвы, в которые попадает конь героя. Горы чаще всего связаны с враждебными силами, с миром смерти - они преграждают путь герою, грозят его уничтожить. Но иногда именно в горах герой получает богатырскую силу. Реки тоже играют очень важную роль в былинах. Река может быть препятствием, испытанием. Поединки часто происходят на мосту через реку - границе двух миров ("своего" и "чужого").

Время в былине, как и пространство, соединяет в себе фантастические и исторические признаки. Былина рассказывает о событии как о реальном, происходившем в давние исторические времена. Когда и как давно было то время - понять невозможно. Сказитель, певец, рассказывая о минувшем, отзывается о нем, живо оценивает происходившее, тем самым соединяет прошедшее с настоящим. Давнее время как бы заново разворачивается, возникает перед слушателями.

В самой былине время очень неопределенно - оно способно растягиваться и сжиматься, ускоряться и замедлять свой бег, "исчезать" и вновь появляться. Время в былине течет только вперед и соотносится только с одним рядом событий. В одно и то же время не могут происходить события в разных местах и с разными героями. Былинный рассказ строго следит за одним героем, либо переходит от одного к другому. В таком случае время для героя, о котором в данный момент не рассказывается, останавливается. Так, например, в былине "Илья Муромец и сын" Сокольник, узнав тайну своего рождения, возвращается домой, чтобы расправиться с матерью. После этого он приезжает на прежнее место и застает Илью Муромца в том же состоянии, в каком оставил его. Для Ильи, пока Сокольник действовал, время остановилось.

Часто время, как и пространство, гиперболизировано, неправдоподобно завышено: это относится к длительности поединков, поездок, разлук, заточений. Гиперболизируются отрезки времени, которые по своему характеру не могут длиться долго: "на девяносто лет пир устроили", "на девять лет свадьбу устроили, семь лет веселились".

Герой часто преодолевает пространство необыкновенно быстро, вопреки обычному сроку:

Конь под ним месячный путь
За полдня проходит,
Драгоценный конь годичный путь
За сутки проходит.

Одна из особенностей времени - "постоянный" возраст богатыря (Илья - "старый казак", Алеша - "млад"). Время роста предельно сокращено для богатыря, но и в нем поступки не соответствуют возрасту ("шести лет я сел на коня").

Время суток всегда связано с определенными событиями: утренний час знаменует начало каких-то важных дел, сон - время предсказаний, значима ночь перед важными событием и т.д.

Герой былины

Основное качество былинного героя - "богатырство". Это огромная, фантастическая сила. Внешне богатырь - обыкновенный человек, соразмерный окружающему человеческому миру, но он обладает сверхъестественной физической силой. Внешне богатыри явно проигрывают рядом с будущим соперником (Идолищем, Соловьём-разбойником), но именно "нормальный" человек-богатырь противостоит чудовищу, чужеземному богатырю, вражеским полчищам и побеждает их один или во главе небольшой богатырской дружины.

В основе своей богатырская сила составляет единство трех величин: возможностей самого богатыря, особенных качеств его коня и чудесных свойств оружия. Утрата коня приводит его хозяина на край гибели, и конь же чудесным образом спасает его, помогает излечится от ран, возвращает его к богатырским делам.

Добывание коня - важнейшее дело в богатырской жизни. Герой должен найти или вырастить единственного коня, ему предназначенного, в этом ему помогают другие герои, обладающие вещим знанием. Нераздельность богатыря и коня подчеркивается тем, что и богатырь должен соответствовать своему коню: особым образом ухаживать за ним, уметь укротить его, понимать его поведение. В былине "Первые подвиги Ильи Муромца" богатырю предстоит сдвинуть камень, чтобы найти предназначенного ему коня вместе с оружием, вышедший из-под камня конь спрашивает Илью, сможет ли он им владеть, и богатырь тут же показывает свое умение.

Возможности коня оказываются частью богатырской силы. Он проявляет свои фантастические способности, пока не отъединен от хозяина. Он участвует в уничтожении врага, но его принадлежность к богатырскому миру проявляется не только в его физической силе и умении воевать - он мудр и прозорлив, часто наделен речью и даром предвидения, предупреждает хозяина о предстоящих опасностях и возможной беде.

Оружие становится силой лишь в руках богатыря. В былинах оружие иногда обладает своей особой силой, но все-таки главным является подвиг богатыря. Это отличает сказочное оружие от былинного. Главное дело богатырь совершает сам.

В отличие от сказочного героя, истинная сущность которого долгое время оказывается скрытой под разными личинами, былинный герой рано заявляет о себе. Богатырское детство, отмеченное необыкновенно быстрым ростом младенца, проявлением физической мощи, богатырскими "шалостями", ранними мужскими занятиями (охота, война). К богатырским подвигам герой может приступить лишь по достижению известного возраста. Он совершает свой подвиг лишь в назначенный срок. Иногда богатырь владеет силой не с самого начала, но получает ее позже, как, например, Илья Муромец.

Главное содержание биографии былинных героев составляют их богатырские деяния, подвиги. Именно в них сосредоточен основной смысл былины. Поединок - центральный момент в богатырской истории. Иногда поединок ведется богатырем против огромного вражеского войска. Такая борьба сопровождается временным поражением, которое терпит герой, не слушая предупреждения, нарушая запрет. Так, Илья Муромец, действуя первоначально с успехом против полчищ Калина-царя, не слушает предупреждения коня и попадает в плен. Временное разъединение с конем лишает богатыря фантастической силы. Но богатырь устоял при встрече с чужеземным царем, не поддался на его предложения и посулы, и это возвращает ему прежние силы: он рвет "оковы железные", пробивается сквозь полчища врагов, соединяется с конем. К сражению подключаются другие богатыри и в этот раз герой побеждает.

Часто враг, принадлежащий к чужому миру, наделен особыми качествами, и для победы над ним мало одной физической силы. Богатырю помогает еще святая сила: Добрыне "случайно" попадается под руку "шапка земли греческой", с помощью которой он поражает Змея, Соколик тоже "случайно" попадает ножом в крест на груди Ильи Муромца, что предотвращает гибель богатыря. Чудесная помощь приходит в тот момент, когда герою грозит гибель.

Противник никогда не рисуется более слабым, чем герой: у них либо одинаковая сила, либо известно, что противник заведомо сильнее (или считает себя сильнее).

В некоторых былинах герой меняет облик, выдает себя до поединка за другого. В былине об Илье Муромце и Идолище Илья приходит в город, где хозяйничает Идолище, изменив облик: он меняется платьем и снаряжением со старцем - пилигримом Иванищем. Это не просто маскировка, но обозначение того, что Илья приобщается к святой силе (Иванище возвращается из паломничества в Иерусалим).

Подвиги богатырей всегда служат освобождению, защите родной земли, своего края (уничтожение вражеского нашествия, освобождение своей земли от чужеземного ига, сопротивление ему, освободительные походы в чужую землю, спасение невольников из плена и т.д.). Богатырь восстанавливает справедливость, поражая зло, которое, казалось, победило.

В былинах киевского цикла главные богатыри - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович приходят в Киев из Мурома, Рязани, Ростова. Киев воспринимался как центр Русской земли, как воплощение ее государства. Характерно, что главные богатыри не принадлежат к знати: Илья - сын крестьянина, Алеша - сын священника, Добрыня - сын рязанского богатыря. Не обладая никакими особыми званиями, богатыри - непременные частники дворцовых пиршеств, где подчас играют главную роль: их поведение, их слова за столом часто определяют дальнейший ход событий. Иногда богатыри получают задания от князя и даже против собственного желания отправляются на их выполнение. Здесь богатыри выступают как подданные правителя. В других случаях богатыри сами вызываются решить дело, которое не под силу княжескому окружению. Богатыри берегут свое звание, с которым связаны их независимость, самостоятельность, смелость поведения. По ходу событий им часто предлагают обогащение, получение власти (князь готов наградить их), но в отличие от сказочного героя, который в конце обретает высокое положение (часто становится царем), богатыри всегда остаются в своем прежнем состоянии.

У героя в былине есть неизменные правила поведения:

Герой при встрече с противником, как правило, действует прямолинейно и открыто (в редких случаях он прибегает к хитрости);

Герой никогда не пойдет на обман, вероломство, не поступится своим словом;

Герой всегда откликается на любой призыв "своих" и на любой вызов противника;

Герой действует непреклонно, целеустремленно и из возможных путей выбирает самый опасный;

Герой действует вопреки предупреждениям, запретам, предсказаниям;

Герой всегда почитает обычаи своей земли, семьи и рода.

Основные сюжетные темы былин:

Борьба героя с чудовищем,

Защита города от вражеской осады,

Борьба героя с чужеземным богатырем,

Отпор вражескому нашествию,

Сватовство героя, помощь героя в сватовстве,

Борьба героя за возращение похищенной жены,

Спасение героем сестры, брата, матери.

В центре былины обязательно находится борьба противостоящих сил и победа "своей" силы, воплощенной в образе богатыря.

Построение былины (композиция), былинный стих, основные художественные средства

Былины - песни, но песни особые. Еще их называют ЭПИЧЕСКИМИ ПЕСНЯМИ, то есть песнями, которые рассказывают о каких-либо событиях, объединенных между собою одними и теми же героями. События, изображенные в развитии, называются СЮЖЕТОМ. В былинах сюжет имеет определенное построение (КОМПОЗИЦИЮ).

Часто былины начинаются с запева, прямо не связанного с содержанием, но настраивающего слушателей на определенный лад. Далее следует краткое вступление - зачин, где указывается время и место действия:

Как во славном городе во Киеве,
У ласкового князя у Владимира
Было пированьице - почестен пир...

Потом следует основная часть былин - повествование о подвиге. Действие развивается неторопливо вплоть до своего пика, высшего напряжения - КУЛЬМИНАЦИИ. Развязка действия наступает мгновенно, в ней изображается поражение врага. Былину, как правило, венчает концовка, например:

Тут Илье и славу поют

Ай теперь ему, да после этого,
А теперь Садку да славу поют

Одно из непременных художественных средств былин - ПОВТОРЫ. Повторяются отдельные слова, строки, описания событий - прибытия и приема гостей, поединков, плачей, зловещих предзнаменований и пророческих снов. Так, в былине "Илья Муромец и Соловей Разбойник" четыре раза встречается описание страшного свиста Соловья, и от этих повторений сила разбойника кажется еще более могучей. Дорога Ильи Муромца в Киев представляется еще более трудной, когда мы встречаем повторение слова "заколодела":

Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела...

Повторения создают особую напевность и плавность былинной речи:

ВО свои берет ВО белы он ВО рученьки...
Да У славней У речки У Смородины...

Для былин характерны ГИПЕРБОЛЫ, которые как бы укрупняют изображение, помогают ярче, выразительнее показать силу и подвиг богатырей. Сила богатыря невероятно преувеличена: например, Илья Муромец легко, как перышко лебединое, поднимает палицу весом в 90 пудов. Взмахом руки он валит наземь полчища врагов. Добрыня играет на гуслях в Киеве, а напев слышен в Царьграде. Богатырский конь Ильи скачет "выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего". Так же преувеличенно рисуются в былинах и враги. Обычно богатырь сталкивается с несметными полчищами, которые "серому волку в три дня не обскакать", "черному ворону в день не облететь".

При помощи ЭПИТЕТОВ создавался особый - былинный, героический - поэтический мир. Богатырь определяется как святорусский, могучий; князь Владимир - как ласковый, славный, светлое солнце, красно солнышко. Враг называется поганым, злым, проклятым, безбожным. Определяемое слово часто употребляется с одним и тем же эпитетом. Такие эпитеты называются ПОСТОЯННЫМИ. Например: буйна голова, ретиво сердце, булатный меч, ноги резвые, кровь горячая, слезы горючие.

Даже суффиксы играют большую роль в изображении поэтического мира былин, они определяют и отношение исполнителя к своим героям Уменьшительно-ласкательными суффиксами награждались любимые герои - Илюшенька, Добрынюшка, Алешенька; уничижительными и увеличительными их противники - Идолище, Змеище.

Былины пелись особым образом. Существет много напевов былин. Они зависят и от местности, где былины создавались, и от манеры того или иного певца-сказителя. Читать былины совсем непросто. Произносить былинный стих так, как мы произносим современный, невозможно. Это объясняется тем, что былины созданы так называемым ТОНИЧЕСКИМ стихом (его еще называют былинным, народным). В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть примерно равное количество ударений. Например:

Как скакал-то Илья да со добра коня
Припадал-то он ко матушке сырой земле:
Как стучит ведь матушка сыра земля
Да под той же как сторонушкой восточной.

Во всех четырех стихах в этом былинном отрывке по три ударения, хотя количество слогов в стихах и количество слогов между ударениями не всегда равное. При чтении очень важно иметь в виду, что в былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее - на третий слог от конца.

Вопросы и задания: 1. По какому плану строится былина? Выделите основные части в былинах "Илья Муромец и Святогор", "Илья Муромец и Соловей Разбойник", "Добрыня и Змей". 2. Выпишите из прочитанных былин примеры повторений, гипербол, постоянных эпитетов. Каким целям они служат? 3. Найдите в былинах и сказках примеры постоянных эпитетов к словам:

леса........................ конь..................... дружинушка.......................

море....................... стрела................. головушка.........................

речка..................... лук....................... девица...............................

поле....................... гусли................... чудище..............................

солнце.................... молодец............... ворон...................................

Миф - сказка - былина - легенда

Сюжет о борьбе со змеем

Один из самых распространенных сюжетов о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче - сюжет о борьбе со змеем. Этот сюжет относится к числу бродячих сюжетов, то есть сюжетов, которые встречаются в мифах, сказках, эпосе многих народов мира.

В цикле (группе) былин о Добрыне победа над Змеем Горынычем - центральная тема. Это первый и главный подвиг богатыря. Многие черты роднят былинного змея со сказочным. Как и в сказке, его жилище расположено где-то в пещерах, в горах; он также связан со стихиями огня и воды, имеет несколько голов. Вместе с тем есть и отличия. В сказке, как правило, змей похищает одного человека, с которым герой находится в родстве или собирается породниться (невеста). В былине Добрыня освобождает от змея "полоны российские", землю русскую. Змей приобретает черты, свойственные половецким кочевникам - главному врагу русских южных земель. Древнерусские летописи неоднократно описывают вероломство половцев, нарушение ими клятв и несоблюдение договоров. Важной чертой былинного змея является и то, что он противник христианства. Недаром в первый раз Добрыня побеждает его "шапкой земли греческой" - монашеским куколем, а во время второго боя со змеем он обращается с молитвой к Спасу, в некоторых былинах слышит ободряющий "глас с неба".

Таким образом, в облике змея сочетались конкретные черты "поганых" (т.е. язычников) половцев и черты "врага рода христианского". Исторические основы образа змея определяются тем, что многие былины о Добрыне и змее были созданы в пределах Рязанской земли. Рязанская земля, расположенная на границе Руси со степью, на всем протяжении XI-XII веков находилась под угрозой половецкого нападения. Долгое время важна была для древнерусского государства и борьба с язычеством. Отражение исторической основы - борьбы с половцами - встречаем мы и в былинах об Алеше Поповиче, в центре которых борьба Алеши с Тугариным. Он часто называется змеевичем или змей, но, как правило, не наделен внешностью змея. Тугарин иногда называется идолищем, чудищем. В нем подчеркивается громадность, небывалая величина. В некоторых былинах он прямо изображается великаном. Иногда певцы называют Тугарина "поганым татарином" или просто отмечают: "не нашей веры был". Подобно змею, Тугарин обладает способностью летать по поднебесью. Но, в отличие от змея, о крыльях которого часто вообще ничего не говорится, Тугарин подвязывает себе бумажные крылья или обладает конем с такими крыльями. Былины, где встречаются упоминания о бумажных крыльях, историки легко датируют (определяют время создания). Бумага появилась на Руси в XIV веке. Ее необычность и качество (летучесть, промокаемость) привлекли внимание создателей былин. Имя "Тугарин" имеет различные истолкования. Некоторые исследователи считают, что это имя произведено от имени половецкого хана - Тугор-кана. Другие полагают, что это имя в звуковом смысле образовано от общей формы слова "татарин"-Тугарин.

Наряду с историческими источниками для понимания сюжета о борьбе со змеем важно учитывать и мифологические, а также сказочные и легендарные. В мифах мы впервые встречаем образ змея, летающего по небу, выпускающего огненные стрелы, дышащего огнем. Летающий огненный змей в мифах связан с природными силами огня, молнии, громовой тучи-горы. В былинах змей выезжает на битву как вооруженный воин, на славном богатырском коне, на плече у него сидит черный ворон (похититель живой воды), а позади бежит хорт (собака = ветер). Но, перенося человеческие формы на облачный мир, миф расширял их до исполинских размеров. Отсюда возникли сказания о великанах, к кругу которых принадлежит и змей. О Тугарине Змеевиче сказка говорит: он был богатырь в вышину трех сажень, выпивал и съедал он так же много, как и великаны, поедающие небесных коров и опорожняющие целые бочки дождевой воды. Согласно с изменчивыми фантастическими формами, какие принимают облака в быстром полете, воображение видело в них чудовищ со многими головами и раскрытыми пастями. Сказки и мифы изображают драконов и змей с тремя, шестью, двенадцатью головами. Шум грозовой бури сравнивается с шипением змей. Огненный змей поднимает страшный "свист и шип", голос его подобен завыванию вихрей. Молнии уподоблялись стрелам, копьям и воинской палице. Это же уподобление относится к змею как воплощению громоносной тучи. Знаменательно и русское название мифического змея - Горыныч. Оно происходит от слова "гора", и отечественная форма обозначает его как сына горы. Тучи в мифах- небесные горы, рождающие извилистые змеи-молнии.

В народных легендах образ Добрыни причудливо соединяется с Егорием Храбрым - святым Георгием Победоносцем, побеждающим змея - воплощение дьявольского, языческого мира - с молитвой и Божьей помощью. Чудо о Георгии и Змие отразилось во множестве народных легенд о Егории Храбром, духовных песен, былин.

В русских сказках змий нередко заменяется Кощеем бессмертным. Значение того и другого совершенно одинаково. Кощей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ, опасного похитителя, врага христианского мира. Оба они равно враждуют со сказочными героями и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом является змей, а в другом Кощей.

Как мы видим, один и тот же сюжет о борьбе со змеем, проходя через мифы, сказки, легенды, былины по-своему раскрывается в каждом случае, но везде сохраняет память о злейшем враге рода человеческого, о неизбежной победе над ним в том случае, когда поединок становится правым делом (мифы, сказки), благословленным святой силой (былины, легенды)

Православный мир в былинах. Былинное житие святаго праведного Илии Муромца, Печерского

На создание былин во времена христианства большое влияние оказали народные легенды и духовные стихи.

"Свой" мир в былинах обретает облик "Святой Руси". Эпитет "русский" становится неотделимым от эпитета "православный" (на фоне иноверцев-кочевников). Святые места (Царьград и Иерусалим) не противопоставлены Русской земле как чужие или далекие земли, но скорее включены в ее состав на основании духовной общности (Царьград может именоваться "славным батюшкой"). Иерусалим может быть включен в общую картину святорусского мира:

Широки раздолья ко Опскому,
Темния леса ко Смоленскому,
Чисты поля к Ерусололиму.

Связь со Святой Землей постоянно поддерживается в былинах паломническими хождениями и символизируется образом калик перехожих. Христианское освоение мира обозначено в былинах крестами (Илья "наехал на дороге пречудный крест", богатырь построил часовню на дороге).

Богатыри получают эпитет" святорусские" и защищают "Святую Русь", а не просто русское государство. Поведение богатырей подчинено христианским нормам. Вот как описывается вход богатырей в палаты князя Владимира:

Илья Муромец вошел в палату белокаменну;
Он крест кладет по-писанному,
Поклон-то ведет по-ученому,
На все три на четыре на стороны поклоняется.

Выход богатырей из княжеских палат в случае, если они отправляются выполнять важное поручение Владимира, также важен:

И оны Господу Богу помолилися,
На все стороны низко поклонилися.

Соответственно враги в былинах ведут себя противоположным образом. Калин-царь наказывает своему послу, наряду с передачей угроз князю, нарушать русский обычай:

Крест не клади по-писанному,
Поклонов не веди по-ученому
И не бей челом на все стороны.

Христианские ценности оказываются всегда выше всех других, выше личных обид. Так, князь Владимир обращается к заточенному им же в погреб Илье Муромцу:

А не мощь ли постоять да ты за Киев-град,
А за матушку стоять да свято-Русь землю,
А постоять ли то за церквы да соборныя,
А тьи кресты животворящие.

Угрозы врага связываются прежде всего с поруганием святынь: "спустить на дым" Божьи церкви, иконы - "на поплав воды", сделать в храмах "стойла лошадиные".

Поход богатырской дружины обязательно сопровождается молитвой:

Оны думушку-то думали за общая,
Оны звали себе Бога на помочь
И во-вторых еще Пречисту Богородицу.

Иногда в былинах ярко проявляется влияние духовных стихов, легенд: так в былины попадает "Святой Никола" в образе калики перехожего, он же выручает Садко из подводного плена; святой наказывает богатырю построить церкви в честь Спаса, Богородицы и "Миколы святителя".

Защищая Святую Русь, сами богатыри приобретают в былинах значение святых, подвижников. Подлинной основой былинного противостояния становится противостояние христианских и языческих сил.

Вершиной христианского былинного мира стал образ Ильи Муромца, связанного в народном сознании с преподобным Илией Муромцем, Печерским, "в двенадцатом веке бывшем", память которого отмечается Русской Православной Церковью 19 декабря (по старому стилю).

Былины о подвигах Ильи Муромца можно рассматривать как народное житие святого.

В житийных сведениях о подвижнике Киево-Печерского монастыря нет сведений о его военных подвигах. Однако современная церковная традиция учитывает память о нем как о канонизированном богатыре. Особое место в предании связано с троеперстным сложением преподобного Илии: "Он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как и принято теперь в Православной Церкви".

Во времена споров со старообрядцами паломники специально ходили в Киево-Печерский монастырь, чтобы убедиться в этом провидении святого.

Каким же предстает в былинном житии богатырь Илья Муромец - прообраз преподобного Илии Муромца?

В былинах Илья Муромец всегда старший, самый авторитетный богатырь: его слушаются не только другие богатыри, но и сам князь. Не в народной традиции ставить богатыря-крестьянина выше князя. Только христианский авторитет святости может оправдать нарушение строгого порядка. Илья, единственный из богатырей, кто может не соглашаться с князем и даже порицать его за греховные поступки, непреклонно следуя принципам нравственной справедливости.

Чудесное исцеление Ильи Муромца, сиднем сидевшего тридцать лет, является началом былинной жизни богатыря именно в духе жития. Илью Муромца исцеляют калики перехожие, иногда они оказываются святыми:

Пришла к нему нища братия,
Сам Исус Христос, два Апостола.

Важно и то, что странники ограничивают непомерную силу Ильи, осознание которой может привести к гордости, что и случается с остальными богатырями. В былине о гибели богатырей говорится, что они, возгордившись, бросили вызов на поединок небесным силам. В схватке с огненными ангелами они были уничтожены - убежали в горы и превратились в камни. Сила и мощь Ильи подчиняется православным христианским заветам. Наделяя Илью силой, калики говорят:

Бог тя благословит, Илья Муромец, силой твоей,
Так и стой за веру христианскую
И за дом пресвятой Богородицы;
На бою тебе смерть не писана,
Бейся же со всею силою неверною.

Момент неуязвимости героя известен по многим мифам и героическим сказаниям. В русских былинах он выглядит особым образом: Илья Муромец выступает Божьим избранником, а его богатырская судьба отмечена святым благословением. Этим объясняется и отсутствие в былинах об Илье Муромце мотива уязвимого места богатыря: с точки зрения христианской он неуместен. Даже князь, заточив Илью в погреб, моря его голодом, не считает, что может нанести вред богатырю. Дочь князя Владимира, заботящаяся тайно о заключенном богатыре, укоряет отца в том, что он "поморил" Илью "смертью голодною". В ответ она слышит:

А старому казаку на бою смерть не уписана,
И голодна смерть не уписана.

Выбор "смертной" дороги в былинах также часто определяется неуязвимостью Ильи в бою. Былины особенно подчеркивают смерть Ильи как смерть, достойную христианина. В одной из них, найдя клад, богатырь строит "церковь соборную" или три церкви: "Спасу Пречистому", "Миколе Можайскому", "Егорью Храброму". В другой - он строит монастырь. Иногда тут же у построенной церкви Илья окаменевает. Некоторые сказители считают нужным завершить рассказ о смерти богатыря упоминанием о нетленности его мощей. Илья Муромец как бы подменяется Илией Муромским, Печерским угодником: он заезжает в пещеры, где и умирает. В одном варианте былины его заносит в пещеры "неведомая сила ангельская".

В былинах отразились и конфликты между княжеской волей и христианскими задачами богатыря.

Илья часто ссорится с князем, но всегда готов помириться и забыть об обидах во имя самого главного. Илья, единственный из богатырей, кто разделяет службу князю и служение Святой Руси. В одном из вариантов былины о Калине-царе Илья Муромец говорит:

Я иду служить за веру христианскую
И за Землю Русскую,
Да за стольние Киев-град,
За вдов-сирот, за бедных людей,
А для собаки-то князя Владимира
Да не вышел бы я вон из погреба.

"Дух" и "власть", первоначально слитые в лице князя Владимира, позже разделяются, что во многом объясняется и собирательностью этого образа в былинах (в нем соединяется несколько поколений русских князей).

Еще один важный случай из жизни Ильи описан в былине об Илье и Идолище. Действие перенесено за географические пределы исторической Руси, но не за пределы Святой Руси - в Царьград. Былина сопоставляет два вида подвига - паломничество и богатырство. Богатырство возвышается до уровня святого служения. Переодевание святого в одежду калики перехожего - не маскировка (враг не узнает его), но прежде всего - приобщение к святой силе. Возможно, смена одежды - соединение смиренности и силы. В облике Ильи-калики поклонение святыням (долг паломника) совмещается с их защитой (долг богатыря).

Богатырская святость Ильи подчеркивается многими деталями: так, погреб князя Владимира, место заточения богатыря, в ряде былин приобретает облик кельи, а сам Илья занимается в ней традиционным монашеским делом: чтением духовных книг. В одной былине князь, не думавший застать Илью в живых, отпирает погреб:

А во погреби Ильюнюшка живой сидит,
Ай горит у Ильюни воскова свеча,
А читает он ведь книгу да Евангельё.

В другом варианте княгиня делает подкоп в погреб Ильи Муромца и приносит ему "свещи да воску ярова", "книги старопечатныи".

Илья Муромец в былинах наименее воинственен по сравнению с другими богатырями: он "не любит крови", по отношению к врагу проявляет "величавое благодушие", иногда даже прощает врага, что мало совмещается с законами былины. Русский писатель XIX К.С. Аксаков отмечал: "Сила и кротость, внешние битвы и мир внутренний, вследствие высокого православного строя его души, непобедимость богатыря и смирение христианина - вот отличительные черты Ильи Муромца".

В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые, однако, скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как «детские». А между тем былины, которые до недавнего времени еще можно было услышать в деревнях, вовсе не принадлежали к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми серьезными людьми для таких же взрослых серьезных людей. Переходя от поколения к поколению они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. А все, о чем рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда - то в далеком прошлом события.

Манера исполнения, текст звучит торжественно, что сразу вводит в атмосферу героических преданий, это нужно для того, чтобы уловить нечто общее между якутским эпосом и русскими былинами.

В старину олонхо создавали и исполняли певцы - олонхосуты, без музыкального сопровождения, которые пользовались особым почетом у народа за свой талант. Это были талантливые певцы, импровизаторы, обладавшие уникальной памятью запоминать наизусть многотысячные строки олонхо. Монологи героев олонхо поются, остальное декламируется в быстром темпе, но нараспев, близко к речитативу. Все олонхо исполняется одним человеком: олонхо- театр одного человека. Каждого персонажа олонхо певец исполнял не только как драматический актер, но также пел эти монологи особой мелодией. Олонхосуты - «профессионалы» занимались пением олонхо. Некоторые из них в осеннее и зимнее время и в голодный период весны выезжали в другие улусы петь олонхо. Якуты очень любили слушать хорошее пение. Собравшись в чью либо юрту, слушали олонхо. Публика притихала, женщины, расстроенные, побледневшие, толпились кучей где-либо на левой, женской, половине дома, мужчины задумчиво сидели вдоль стен на скамьях. Говорили шепотом, двигались осторожно, чтобы как бы не спугнуть дорогого гостя, на мгновенье посетившего их.

В старину былины исполнялись в сопровождении гуслей - струнного музыкального инструмента. Боян возлагая «свои вещие персты» на струны, пел о героических воинах прошлых лет. Боян – легендарный русский поэт – сказитель, вдохновляющий своим искусством российских дружинников в их битвах за родную землю.

Былины не пелись, а сказывались - произносились речитативом немного нараспев. Песня звучала медленно и плавно, степенно, чему соответствовал и образ самого сказителя: редко можно было встретить исполнителя моложе сорока лет. Обычно это были пожилые люди, лет пятидесяти - семидесяти.

В деревнях сказители пользовались почетом и уважением. Вокруг них всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и вниманием переживали истории богатырей. Особенно часто исполнялись былины долгими зимними вечерами, когда в крестьянской жизни наступало некоторое затишье.

Певец - сказитель жил со своими любимцами богатырями, жалел до слез немощного Илью Муромца, когда он сидел сиднем 30 лет, торжествовал с ним победу его над Соловьем Разбойником. Иногда он прерывал себя, вставляя от себя замечания. Жили с героем былины и все присутствующие. По временам возглас удивления невольно вырывался у кого-нибудь из них, по временам дружный смех гремел в комнате. Иногда прошибала слеза, которую он тихонько смахивал с ресниц. Все сидели, не сводя глаз с певца; каждый звук его монотонного, но чудного, спокойного мотива ловили они.

Сказители знали только сюжет, события, связанные с тем или иным богатырем, а также владели определенным набором таких вот общих мест, повторяющихся эпизод, из которых, как из кубиков, складывался как бы костяк, каркас былины. Все остальное рождалось на глазах слушателей. Поэтому даже один и тут же исполнитель не дважды повторить былину дословно, ничего не меняя в ней. Каждое исполнение былины было одновременно и процессом ее создания, а каждый исполнитель творцом. Иначе певцу пришлось бы держать в памяти многие тысячи стихотворных строк.

Таким образом, форма стихов олонхо и былинный стих - размеренны и плавны. Они как правило, не имеют рифмы, в них нет строго определенного числа слогов.

Структура эпопеи (Ньургун Боотур Стремительный) представляется такой: «Среднему миру» угрожают АбааЬылар, злые духи, обитающие в «Нижнем мире». Добрые духи, находящиеся в «Верхнем мире», подготовили героя, предназначенного для того, чтобы изгнать злых духов, угрожающих жизни обитателей «Среднего мира». Все три мира неразделимы, - хотя состоят из несовместимых элементов: «Верхний мир» - из воздуха, «Средний мир» - из земли и сухого огня, «Нижний мир» - из стоячей воды и гнилого огня. Появление посредника – единственное, что может спасти мать - землю и удержать ее в неизвестности. Этим посредником и является Ньургун Боотур, который призван восстановить гармонию миров. Главная идея олонхо - это защита своей родины от врагов, мир и покой на земле.

Художественно выразительные средства

Важную роль играют иллюстрации к произведениям. Сравнивая иллюстрации к двум национальным эпосам, можно находить много общего и во внешнем облике героев.

Богат язык якутского эпоса и русской былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник», насыщены эпитетами, метафорами, сравнениями, гиперболами.

Главные герои былин - богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным талантом.

Илья Муромец - это яркий образ русских богатырей, созданный народной фантазией. В него воплотились высокие духовные качества русского народа, любовь к родине, стойкость в борьбе с иноземными захватчиками, трудолюбие.

Героический эпос - олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» о подвигах богатыря Ньургун Боотура. Стремительный - это говорит о том, что он силен, смел, честен. Богатырь айыы, главный герой якутского эпоса - самоотверженный основатель этноса или его бескорыстный защитник. В портрете, внешнем облике богатыря айыы подчеркиваются сила, красота, ум.

Для того, чтобы изобразить мощь богатырей, показать величие их подвига, авторы олонхо и былин пользовались приемом преувеличения. Такой прием называется гиперболой.

Сравнениями изобилует весь текст олонхо: стройный, как копье; стремительный, как стрела; огромен, как утес; как большая рыба, зимой вытащенная из полыньи.

В тексте былины сравнением «как черна ворона» рисуется несметная враждебная сила, собравшаяся под Черниговом.

Большое место в олонхо занимают повторы. Наиболее часто повторяются эпитеты к именам героев, героинь, богатырей айыы и абааьы, а также к названиям стран и миров, к кличкам богатырских коней. Особенно сложны. Красочны и полны эпитеты богатырских коней. Постоянный перечень эпитетов коня при каждом упоминании имени героя является традицией олонхо.

И в былинах можно встретить обилие всякого рода повторов. Обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза или он совершает три подвига, из которых последний выделяется из остальных.

В олонхо представители племени «абааьы - айма5а» рисуются как злые и безобразные чудовища - это однорукие и однорогие циклопы. Они наделены все мыслимыми пороками (злобой, жестокостью, похотливостью, нечистоплотностью). Богатыри - абааьы нападают на людей, грабят и разрушают их страну, похищают женщин.

Так же описываются и главные противники богатырей в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» - они тоже особенные, исключительные. Это вполне естественно, ведь у богатыря должен быть равный противник, которого никто, кроме него, не победит.

В якутском эпосе богатырь – боотур перемещается вертикально: по особым проходам – аартык, своеобразным черным дырам, он попадает из одного мира в другой, третий.

Время действия былин тоже особенное. Главное его отличие от современности в том, что тогда все изображаемые в былинах чудеса невероятные события могли случиться и представлялись нормальными- мир существовал по другим законам.

Былинное время и течет по-другому, не как наше. Поэтому Илья, отправляясь в путь, «заутреню стоял во Муроме, а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град», и это не воспринимается как что- то невозможное. Зато некоторые важные события, вроде сборов в дорогу, поединка и.т.д., описываются медленно, подробно, обстоятельно, и время как бы замедляет свое течение, ненадолго приостанавливается.

3. Былины и исторические песни

Былины

В устном творчестве многих народов существует героический эпос . Древнегреческое слово «έπος ;» («эпос») переводится как «рассказ», «песня». Но к эпосу мы относим не любые рассказы и песни, а произведения длинные, подробно описывающие события, происходящие в большой период времени. К эпическим жанрам в литературе можно отнести роман .

Народный героический эпос — это собрание повествований о подвигах героев, придуманных народной фантазией. Эти герои могли вести своё происхождение и от реально существовавших людей, но в народном эпосе им приписывались фантастические подвиги.

Свой героический эпос есть и у больших, и у малых народов. Скандинавские саги, немецкая «Песнь о нибелунгах», финская «Кáлевала», калмыцкий «Джéнгар», якутский «Олонхó» — всё это повествования о подвигах народных героев.

Основные произведения русского героического эпоса — киевские былины . Название «былина» закрепилось в XIX веке. А до этого их чаще называли стáринами . Самые первые киевские былины появились, по-видимому, в Х–XI веках в период расцвета Киевской Руси . Иногда в их сюжетах отражены подлинные исторические события того времени, но они сильно приукрашены и становятся похожими на сказки.

Главные герои киевских былин — богатыри Илья Муромец , Добрыня Никитич и Алёша Попович — ведут борьбу с многочисленными иноземными врагами, с разбойниками и с фантастическими чудовищами (например, со Змеем). Частый персонаж былин — князь Владимир Красно Солнышко . В этом образе, видимо, соединились два киевских великих князя — , креститель Руси (умер в 1015), и (1053–1125). Богатыри преданно служат своему князю. Но если он несправедлив, они могут и восстать против него. Былины выражают мечту народа о могучем и бесстрашном богатыре — освободителе родины от врагов и защитнике народа.

Исполняли былины певцы-сказители . Когда-то в древней Руси их называли боянами (или баянами). Отсюда про-ис-хо-дит и название музыкального ин-ст-ру-мен-та. Правда, под баян былины никогда не исполнялись, а название дано инструменту в XIX веке просто в честь старинных певцов. Когда-то в старину былины исполнялись под мерный, не-то-роп-ли-вый перебор гуслей (гусли — русский народный щипковый многострунный инструмент типа ар-фы). В XVIII–XIX веках, когда учёные начали собирать и записывать былины, они исполнялись, как правило, без ак-компанемента .

Одна былина может длиться больше часа. Чтобы заставить людей с ин-те-ре-сом слушать её, нужно обладать актёрским талантом и иметь спе-ци-аль-ную выучку. Умение сказывать былины — это особая профессия. Чаще сказителями были мужчины, их искусство передавалось по на-след-ству — от отца к сыну, затем к внуку и так далее. Сказители странствовали по деревням. Для деревенских жи-те-лей приход сказителя был праздником. Всей деревней собирались послушать былину. Хорошего сказителя щедро одаривали.

Название «сказитель» происходит от слова сказывать . Действительно, былины и не поют, и не рассказывают, а именно сказывают. В былинном сказе есть и ритм , и мелодия , его можно записать нотами. Но его нельзя назвать пением. как и в древних обрядовых песнях, главным в былине является слово . В то же время напевы былин очень отличаются от напевов обрядовых песен. Музыкальные фразы здесь часто бывают очень длинными, потому что они точно следуют за фразировкой торжественного, неторопливого былинного стиха:

Ритм былинного напева гибко следует за изменчивым ритмом стиха, поэтому в нотных расшифровках былин часто возникают переменные размеры .

Напев былины не заслоняет слово, а укрупняет его, усиливает смысл. В нотной записи он кажется монотонным и заунывным, но талант и мастерство сказителей преображают его, делают повествование захватывающим и увлекательным. Собиратель и исследователь былин описал свои впечатления от исполнения сказителя: «Всё его пение — на каких-нибудь трёх нотах, но вибрации голоса удивительно помогают ему разнообразить напевы. По-видимому, ни с того ни с сего старик вдруг ускорит пение и точно расколет голос, а выйдет отлично и совершенно под лад содержанию».

Часто для плавности сказа вставляются дополнительные слоги («Что не ветры-то по полю развевалися, что не мелкие пески да рассыпалися»). Иногда своеобразно распеваются не только гласные, но и согласные звуки:

Кроме киевских известны новгородские былины. Их гораздо меньше. В этих былинах другие сюжеты и другие герои. Новгородская земля лежала в глубине Руси и была защищена от внешних врагов. Долгое время новгородцы почти не знали войн. В их былинах нет «военных» сюжетов, в них прославляются личные качества человека. Один из главных героев новгородских былин — гусляр и купец Садко , в котором соединились талант, ум, предприимчивость.

В более поздние времена, после объединения Руси, старые сюжеты и напевы разных былин переплелись между собой, образуя новые варианты.

Исторические песни (баллады)

С XIII века начинается один из самых мрачных периодов в истории России — монголо-татарское иго . Примерно в XIV веке появляется новый жанр народного эпоса — исторические песни . Они возникли как горестный отклик на страдания народа. Так же, как и былины, их называли в народе старинами и не делали различия между ними. Но различий этих очень много — и в сюжетах, и в мелодиях, и в характере исполнения.

Для обозначения жанра этих песен фольклористы пользуются западноевропейским термином баллада . Французские, английские, итальянские баллады — это эпические поэмы, как правило, трагического содержания. Трагические сюжеты характерны и для русских исторических песен-баллад. Это первое их отличие от праздничных, жизнеутверждающих былин.

Второе отличие, тоже очень важное: в балладах мы не найдём никаких сказочных преувеличений. Никто не орудует палицей-дубиной в тридцать три пуда (528 кг), нет там ни трёхглавых змеев, ни других заморских чудищ. Сюжеты исторических песен соответствуют жизненной правде и рассказывают о простых людях .

Все баллады грустные, с печальными концами. И эта печаль выражается не только словами, но и мелодией . Мелодия не просто подчиняется словам, как в былинах, но выражает общее настроение. Поэтому мелодии исторических песен более развитые и напевные . Это третье отличие баллад.

Есть и четвёртое отличие. Их слагали и пели не профессиональные сказители, а обычные, простые люди . И чаще — женщины. Правда, иногда и сказители включали баллады в свой репертуар (хотя они и не знали таких слов, как «репертуар» и «баллада»).

Одна из распространённых исторических песен — Песня про татарский полон.

Татарин взял в плен пожилую русскую женщину, чтобы она была служанкой ему и его жене. В его жене женщина узнала свою дочь, которую татары увели в семилетнем возрасте. Когда молодая жена татарина узнаёт, что служанка — её мать, она предлагает ей бежать.

1. Мать отказывается бежать, потому что не хочет расставаться с дочерью и внуком.
2. Они убегают вместе, их догоняют и казнят.
3. Их догоняют, возвращают и не казнят, но они умирают на чужбине от горя (смертью от горя может кончаться и первый вариант).

Есть несколько вариантов мелодии этой песни. Один из них, особенно интересный, использовали в своих произведениях М. А. Балакирев (Увертюра на три русские темы для симфонического оркестра) и Н. А. Римский-Корсаков (опера «Сказание о невидимом граде Китеже»).

[Дуван дуванили - делили добычу.]

В ритме этой мелодии есть некоторое сходство с былиной. Музыкальные фразы точно соответствуют фразам стиха и подчёркивают его ритм. Но интонации и лад гораздо богаче и разнообразнее. Обратите внимание: каждая из четырёх фраз — в новой тональности. Каждая музыкальная фраза вносит новую краску, новый оттенок.

А вот другой вариант этой баллады. В нём нет такой смены тональных красок, но фразы более гибкие и пластичные по ритму , в мелодии много слоговых распевов (один лог — точнее, одна гласная — растягивается на несколько нот). Эта мелодия уже меньше зависит от стиха.

Эта мелодия, видимо, более позднего происхождения. Она близка мелодиям лирических песен , о которых мы поговорим в следующей главе.

итак, что же вы узнали?

  • Что такое героический эпос? Приведите примеры героического эпоса разных народов. Назовите главных героев русского героического эпоса.
  • Когда появились киевские былины, каково их содержание? Какие существуют русские былины кроме киевских? В чём отличие их сюжетов? Назовите одного из главных героев этих былин.
  • Расскажите об исполнителях былин.
  • В чём особенности былинных напевов? Что общего между напевами былин и обрядовых песен? А в чём отличие?
  • Когда появились исторические песни? Как ещё их называют фольклористы? Почему?
  • Назовите четыре отличия исторических песен от былин.
  • Сравните два напева Песни про татарский полон. Какой из них кажется вам интереснее? Почему?


БЫЛИ́НА - один из жанров русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, героических событиях или примечательных исторических эпизодах истории Древней Руси. В первоначальном виде былины возникли в Киевской Руси. Для обозначения этих песен на севере России существовал термин "ст́арина", или "старин́а", "стар́инка". Как научный, термин "былина" был введен в первой половине XIX века на основании упоминаемых в "Слове о полку Игореве " "былинах сего времени".

Русские былины представляют собой одно из самых оригинальных явлений в мировом фольклоре и с точки зрения содержания, и с точки зрения формы. В них с потрясающей силой отразился дух независимого, могучего, трудолюбивого, сурового и добродушного русского народа, а их основными приметами стали врожденный патриотизм и неиссякаемая жизнерадостность. Былины отразили многие исторические события, связанные прежде всего с борьбой древнерусского государства против кочевников. При этом сказители не стремились передать хроникальную последовательность исторических событий, а при помощи художественного вымысла пытались донести до слушателей важнейшие моменты, посвященные славной истории Киевской Руси. Именно былины донесли до нас имена реально существовавших лиц: Владимира Святославовича, Владимира Мономаха , Добрыни , Алеши Поповича, Ильи Муромца , Садко , половецких и татарских ханов Тугоркана и Батыя.

Науке известно около ста сюжетов былин, которые остались разрозненными, но по месту действия (Киев, Великий Новгород) и по героям (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василий Буслаев) можно говорить о своеобразных былинных циклах.

Поэтический язык былин подчинен задаче изображения чего-то значительного, даже грандиозного. Былины исполнялись без музыкального сопровождения, речитативом, хотя в древности их, вероятно, исполняли под аккомпанемент гуслей.

Вот как передавал впечатление от услышанного исполнения былин их собиратель и выдающийся исследователь Павел Николаевич Рыбников (1831-1885): "Я улегся на мешке около тощего костра <...> и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления. Сквозь дрему я рассмотрел, что в шагах трех от меня сидит несколько крестьян, а поет-то седатый старик с окладистою белою бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением в лице. Присоединившись на корточках у потухавшего огня, он оборачивался то к одному соседу, то к другому, и пел свою песню, прерывая ее иногда усмешкою. Кончил певец, и начал петь другую песню: тут я разобрал, что поется былина о Садке-купце богатом госте. Разумеется, я сейчас же был на ногах, уговорил крестьянина повторить пропетое и записал с его слов. Мой новый знакомый <...> пообещал мне сказать много былин <...>. Много я впоследствии слыхал редких былин, помню древние превосходные напевы; пели их певцы с отличным голосом и мастерскою дикциею, а по правде скажу, не чувствовал уже никогда того свежего впечатления..." Повествование в былинах велось неторопливо и величаво. Сюжет разворачивался, как бы опираясь на многочисленные повторы ("черным-черно", "много-множество", "злодей-разбойник", "драться-ратиться" и т.п.). Главным художественным приемом былин следует признать гиперболу. Примечательно, что сами исполнители былин, по свидетельству собирателей, воспринимали гиперболы как достоверное изображение реальных событий и человеческих качеств.

На Руси длительное время существовала традиция рукописных сборников былин. В середине XVIII века на Урале или в Западной Сибири сложился получивший впоследствии всемирную известность сборник Кирши Данилова, который впервые увидел свет в Москве в 1804 году под названием "Древние русские стихотворения", а впоследствии многократно переиздавался. На сегодняшний день существуют десятки научных изданий русского эпоса, созданных на основе собирательской деятельности и кропотливой исследовательской работы видными отечественными фольклористами.

Не случайно сюжеты и образы былин отображены в отечественной классической литературе ("Руслан и Людмила" А.С. Пушкина, "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова , "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова, "Чужое горе", "Змей Тугарин", "Поток-богатырь" А.К. Толстого, "Волхв", "Александр Невский", "Песня про боярина Евпатия Коловрата" Л.А. Мея, "народные рассказы" Л.Н. Толстого), а также явились источником вдохновения целого ряда художников, композиторов, кинематографистов.

Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа. Древнее название былин на русском севере – «старина». Современное название жанра – былины – было введено ещѐ в первой половине XIX века фольклористом И.Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего времени».

Время сложения былин определяется по-разному. Одни учѐные считают, что это ранний жанр, сложившийся ещѐ во времена Киевской Руси (10-11 вв.), другие – жанр поздний, возникший в средние века, во время создания и укрепления Московского централизованного государства. Наибольшего расцвета жанр былин достиг в 17-18 веках, а к XX веку он приходит в забвение.

Былины, по замечанию В.П.Аникина, это «героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточнославянскую эпоху и развивавшиеся в условиях Древней Руси…»

Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Они выражали общественные нравственно-эстетические идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах жизненная основа соединена с вымыслом. Они обладают торжественно-патетическим тоном, их стиль соответствует назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории.

О высоком эмоциональном воздействии былин на слушателей вспоминал известный фольклорист П.Н.Рыбников. Впервые он услышал живое исполнение былины в двенадцати километрах от Петрозаводска, на острове Шуй-Наволок. После трудного плавания по весеннему, бурному Онежскому озеру, устроившись на ночлег у костра, Рыбников незаметно заснул...

«Меня разбудили, – вспоминал он, – странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления. Сквозь дрему я рассмотрел, что шагах в трех от меня сидит несколько крестьян, а поет-то седатый старик с окладистою белою бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением на лице. Присев на корточках у потухавшего огня, он оборачивался то к одному соседу, то к другому и пел свою песню, прерывая ее иногда усмешкою. Кончил певуц и начал петь другую песню; тут я разобрал, что поется былина о Садке-купце, богатом госте. Разумеется, я сейчас же был на ногах, уговорил крестьянина повторить пропетое и записал с его слов. Мой новый знакомец Леонтий Богданович из деревни Середки Кижской волости, пообещал мне сказать много былин… Много я впоследствии слыхал редких былин, помню древние превосходные напевы; пели их певцы с отличным голосом и мастерскою дикциею, а по правде скажу, не чувствовал уже никогда такого свежего впечатления».

Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине, народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, герои которых являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потрыск.

Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алѐша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.

В большинстве былин изображѐн мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические (Новелла – малый прозаический повествовательный жанр литературы). Героями этих былин были купцы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

Мир, изображѐнный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зелѐные, леса тѐмные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются тѐмные тучи, туман, гроза, меркнет солнце и звѐзды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и тѐмных сил. В нѐм борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

Каждому богатырю присуща определѐнная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но ещѐ и богатырь–дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алѐша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмѐт, так хитростью» – говорят про него былины.

Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, то есть гиперболизация (Гипербола – художественный приѐм, основанный на преувеличении тех или иных свойств предмета для создания художественного образа) и идеализация (Идеализация – возведение в абсолют качеств предмета или человека). Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный, и его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов страшные, безобразные.

В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк. Так через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей.

Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закреплѐнного текста. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов.

В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мѐртвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях.

Известный фольклорист XIX века А.Ф.Гильфердинг писал: «Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, эпическая поэзия в нѐм убита. А множество признаков убедили меня, что севернорусский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, – безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются. Былина сохраняла историческую память. Чудеса воспринимались как история в жизни народа».

В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копьѐ, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города. События развѐртываются и в древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич, Владимир Всеволодович Мономах. Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира-«красно солнышко».

В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является поэтической правдой. В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов, половцев на Русь. Разорение селений, полон женщин и детей, разграбление богатств.

Позднее, в 13-14 веках Русь находилась под игом монголо-татар, что тоже отражено в былинах. В годы испытаний народных он вселяли любовь к родной земле. Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников русской земли.

Но былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в еѐ социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются среди былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которых не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри отличаются от богатырей героического цикла прежде всего тем, что они не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Новгород избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В.Буслаев) и играть на гуслях (Садко), а сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с запада.

Новгородским богатырѐм предстаѐт Василий Буслаев . Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие. Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми», «мтужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем» Пилигримом – представителем церкви. Со своей дружиной он «дерѐтся-бьѐтся день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи». Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.

Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, оставшись грешником. В.Г.Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель».

Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». В.Г.Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический «апофеоз» Новгороду. Садко – бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой, он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.

Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем, они искусно построены, язык их своеобразен.

Особенности былины как жанра:

Былины созданы тоническим (его ещѐ называют былинным), народным стихом . В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных , имеющих чѐткий исторический смысл и обусловленных действительностью образов (образ Киева, стольного князя Владимира) с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порождѐнные исторической действительностью.

Нередко былина начинается с запева . По своему содержанию он не связан с тем, что излагается в былине, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

Былина обычно начинается с зачина , определяющего место и время действия. Вслед за ним даѐтся экспозиция , в которой выделяется герой произведения чаще всего с использованием приѐма контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создаѐтся путѐм раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приѐмов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки – «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т.д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесных повторов) имеются во всех былинах.

Большую роль в них играют гиперболы , используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также преувеличено описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.

В основной повествовательной части былины широко применяются приѐмы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы .

Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места . Переходные места это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при исполнении; постоянные места – устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т.п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.