Меню
Бесплатно
Главная  /  Мода и стиль  /  Какие картины написал герасимов. Русские художники. Герасимов Александр Михайлович. А так все начиналось

Какие картины написал герасимов. Русские художники. Герасимов Александр Михайлович. А так все начиналось

Александр Михайлович Герасимов родился 31 июля (12 августа) 1881 года в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск). Здесь, в маленьком уездном городе Тамбовской губернии, прошли его детские и юношеские годы. Сюда он часто приезжал на лето, уже став именитым художником.

В 1903-1915 годах Герасимов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его наставниками были крупнейшие русские живописцы: А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, К. А. Коровин. В. А. Серов. У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма, экспрессивный мазок, сочный колорит, который зачастую был у него слишком нарочитым.

Под влиянием К. А. Коровина начинающий живописец обратился к изучению художников-импрессионистов, что отразилось на его собственных картинах: «В саду. Портрет Нины Гиляровской» (1912. Дом-музей А.М. Герасимова. Мичуринск), «Букет цветов. Окно» (1914. Астраханская картинная галерея).

Окончив в 1910 году живописное отделение Училища, Герасимов поступил на архитектурное отделение и продолжал работать в мастерской Коровина. В 1915 году он окончил Училище со званием художника 1-й степени и архитектора. Герасимов был членом художественного объединения «Свободное творчество», внепартийного выставочного сообщества.

В период обучения художник обращался главным образом к пейзажной живописи, создавая произведения, лиричные по настроению: «Пчелы гудят» (1911), «Рожь покосили» (1911), «Белеет ночь» (1911), «Большак» (1912), «Зной» (1912), «Март в Козлове» (1914).

В 1915 году Герасимова призвали в армию. С 1918 года он жил в Козлове, участвовал в оформлении города для крупных советских праздников.

В 1925 году художник вернулся в Москву: в провинциальном городке не получишь всеобщего признания и славы. В столице он присоединился к АХРРу (Ассоциации художников революционной России). В творческом отношении это была наиболее рутинная организация художников. Ахровцы реализовывали советскую политизированную тематику в традиционных, к этому времени уже устаревших формах передвижничества. Себя они считали подлинными «реалистами», а всех же прочих – «формалистами» и «эстетами», непонятными и ненужными народу. Из недр АХРР вышел соцреализм.

К этому времени относится близкое знакомство Герасимова с Климом Ворошиловым. Сохранилась их переписка, в которой художник обращался к наркому с различными просьбами. Из советских партайгеноссе именно Ворошилов постоянно поддерживал живописца и продвигал его наверх (Герасимов А. Мои встречи с Климентом Ефремовичем Ворошиловым // Творчество. 1941. № 2.).

Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом. Среди его работ постепенно начинают преобладать изображения людей высокопоставленных. Особую известность Герасимов получил как автор многочисленных изображений В. И. Ленина, И. В. Сталина и крупных партийных бонз. Свою кисть он сознательно отдал на службу торжествующей коммунистической власти в обмен на личное преуспевание.

Незаурядный талант, жизнерадостная, «сочная» манера письма – все это по мере продвижения художника по карьерной лестнице обретало парадный лоск (Портрет К. Е. Ворошилова. 1927. Музей современной истории России). Его наиболее признанными полотнами стали «В. И. Ленин на трибуне» (1930. ГИМ; повторение 1947 в ГТГ) и «Выступление В. И. Ленина на Пленуме Моссовета 20 ноября 1922 года» (1930. ГИМ).

Успех и признание не заставили себя ждать. В начале 1936 года в Москве открылась персональная выставка Герасимова, на которой были показаны 133 произведения, начиная с самых ранних. Центральное место, конечно, занимали портреты партийных вождей, главное место на экспозиции было отдано «Выступлению И. В. Сталина на XVI съезде партии» (1933. Архив художественных произведений).

В отличие от многих других, Герасимову разрешалось выезжать за рубеж. В 30-е годы он побывал в Берлине, Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции, Стамбуле и Париже. За границей художник писал много этюдов («Айя-София». 1934. ГРМ) и постоянно посещал художественные выставки. Но «правильному» борцу за соцреализм не понравилось безыдейное, как он считал, искусство Европы. Французские художники, по уверению Герасимова, с интересом слушали его рассказы о «художественной деятельности в СССР». «Им казалась сказкой прекрасная жизнь и условия работы художников в Советском Союзе, где все виды искусства окружены заботой со стороны партии и правительства» (Сокольников М. А. М. Герасимов. Жизнь и творчество. – М., 1954. С.134.).

Во второй половине тридцатых и в сороковых годах появляются такие официально помпезные произведения Герасимова, как «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» (1938. ГТГ), «И. В. Сталин делает отчетный доклад на ХVIII съезде ВКП(б) о работе ЦК ВКП(б)» (1939. ГТГ), «Гимн Октябрю» (1942. ГРМ), «И. В. Сталин у гроба А. А. Жданова» (1948. ГТГ, Сталинская премия 1949 г.). Подобные «эпохальные» картины обычно создавались бригадным методом, то есть подмастерьями, – сам маэстро прописывал лишь ответственные детали. Его огромные по размерам холсты, полные плакатного пафоса, становились эталонами официального стиля советского искусства.

Его картины создавали образ «мудрого вождя» и играли важную роль в пропагандистских кампаниях. Художник безудержно льстил Сталину и в своих помпезных изображениях генсека, и в высказываниях о нем. Быть может, лишь чтобы поднять свой авторитет, он уверял, что Сталин в разговорах с ним «высказывал ценнейшие, для нас – художников, замечания, касающиеся самой темы нашего ремесла». Однако сам Сталин не считал себя знатоком живописи, скорее он был к ней равнодушен, если дело не касалось его собственных портретов (Громов Е. Сталин: власть и искусство. – М., 1998. С. 288, 305.).

Художник не покладая рук также писал портреты высокопоставленных лиц коммунистической партии и правительства (Портрет В.М.Молотова. [В.М. Молотов выступает на заседании в Большом театре 6 ноября 1947 года.]. 1948. ГТГ), военачальников и героев социалистического труда. Иногда Герасимов писал и представителей творческой интеллигенции: «Балерина О. В. Лепешинская» (1939), «Групповой портрет старейших художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова» (1944, Сталинская премия 1946 года). Портретировал он также свою семью – «Семейный портрет» (1934. Музей Республики Беларусь).

Для себя Герасимов занимался грубоватой и упрощенной эротикой, сохранились многочисленные этюды к незаконченным картинам «Деревенская баня» (1938, Дом-музей А.М. Герасимова, Мичуринск) и «Половецкие пляски» (1955, собственность семьи художника, Москва). На тему «Деревенской бани» Герасимов писал множество этюдов «для себя» на протяжении многих лет (Деревенская баня. Этюд. 1950. Собрание семьи художника). «Отводил душу» он и в работе над иллюстрациями к «Тарасу Бульбе» (1947-1952), в которых, возможно, искал потерянные пути к национальному романтизму начала века.

К концу 1930-х годов, в период массовых репрессий и становления тоталитарной сталинской системы, Герасимов добивается полного официального успеха и благополучия. Теперь он не только придворный, высоко оплачиваемый живописец, любимец Сталина, но и наделенный властью руководитель художественной жизни страны. Ему было доверено возглавлять и, главное, контролировать творчество других художников. Его назначили председателем правления Московского отделения Союза художников (1938-1940 гг.) и председателем оргкомитета Союза советских художников (1939-1954 гг.). Когда в 1947 году была создана Академия художеств СССР, то первым ее президентом по настоянию Ворошилова был назначен Герасимов – в этом кресле он продержался до 1957 года.

На всех постах Герасимов выказывал себя энергичным помощником партии в подавлении творческой интеллигенции. Он неукоснительно боролся с любыми отклонениями от соцреализма под ложным лозунгом «верности великим традициям русского реализма». Он твердо и последовательно боролся с «формализмом», против «преклонения перед выродившимся искусством буржуазии».

Как преданный сподручный Ворошилова, он активно способствовал закрытию в 1946 году Музея нового западного искусства, в здании которого разместился Музей подарков И. В. Сталину. В 1948 году в ходе дискуссии о формализме он неустанно выступал «за высокое идейное искусство», то есть за искусство выхолощенное и идеологическое. Герасимов риторически спрашивал и без обиняков отвечал: «Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? [...] всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше».

С особой яростью и с удовольствием он топтал импрессионистов. Верные люди Герасимова выискивали непокорных художников и доносили о них строгому блюстителю соцреалистического порядка. Разбирательство всегда было коротким и безапелляционным. Если художник писал мазками, то следовало обвинение в «импрессионизме». С этого момента любые произведения такого опального живописца уже никуда не принимались и он обрекался на голодное существование.

В то же время Александр Герасимов прекрасно понимал, что такое настоящее искусство и подлинное творчество. Когда его мысли были далеки от ответственных постов и высоких трибун, он создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. В этих работах сказалась, волей-неволей, живописная система его учителя Константина Коровина. Многие из них несут отчетливые следы импрессионистического письма: «Песня скворца» (1938. ГТГ), «Яблони в цвету» (1946. Собрание семьи художника). На мой взгляд, лучшее его произведение – «После дождя. Мокрая терраса» (1935. ГТГ). В нем художник явил подлинное живописное мастерство.

В быту Александр Михайлович был известен как мягкий и доброжелательный человек. В разговорах с близкими людьми он позволял себе весьма неортодоксальные высказывания. Молодым художникам он советовал: «Самое важное – это ухватить жизнь за хвост. Ее неповторимость. Не гонитесь за особо официальными полотнами. Деньги получите, а художника в себе потеряете».

К старости маститый художник словно уменьшился в росте и выглядел карликом, морщинистая желтая кожа свисала на лице складками, черные монголоидные глаза под дряблыми веками казались грустными. Ничего злодейского в его облике не было. О себе он говорил: «Я ведь чистейший русский! Но татары в моем роду, видимо, побывали основательно. Мне бы на коне сидеть, под седлом вяленую бастурму отбивать, пить, если захотел, конскую жилу подрезать, крови напиться. Впрочем, я и так крови всяких формалистов, и имажинистов, бубновалетчиков насосался вот так... больше не хочу, тошнит...».

Со смертью Сталина влияние Герасимова стало сходить на нет, а после XX съезда КПСС и разоблачения культа личности прежний властитель художников был отстранен от дел. В 1957 году он лишился поста президента Академии, картины с прежними вождями убрали в музейные запасники.

Опала Герасимова была воспринята интеллигенцией как один из симптомов хрущевской «оттепели». Однако сам художник, высоко ценивший свой талант, считал себя незаслуженно отторгнутым. Когда одна из его знакомых, художественный критик, встретила на улице бывшего главу соцреализма и спросила, как у него дела, тот ответил поразительной фразой: «В забвении, как Рембрандт». Однако он преувеличивал меру и своей отверженности, и своего таланта. Соцреалисты будут востребованы вплоть до падения партократии в 1991 году.

Феномен Герасимова и многих ему подобных художников советского периода неоднозначен. Герасимов – живописец, наделенный от Бога большим талантом. Любой мастер в своем творчестве, хочет он этого или нет, зависит от власти, от социокультуры, от сложившегося сообщества, от денег. До какой степени он может позволить себе пойти на компромисс, которого не избежать? Герасимов явно перешел невидимую демаркационную линию. Он стал служить не своему Таланту, а Вождям.

На экспозиции в Третьяковской галерее выставлены две герасимовские картины: «Мокрая терраса» и «И.В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле». Пример творческой альтернативы для будущих историков искусства. Но, быть может, потомки, когда покроются патиной времени преступления и несправедливости сталинской эпохи, увидят в них лишь большой живописный дар вне связи с политической конъюнктурой прошлого. И в еще ненаписанной истории русского искусства останется и «Мокрая терраса», и «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов». Как выдающиеся памятники своей эпохи. Ведь никому сейчас не придет в голову упрекать за царские портреты Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, И. Е. Репина, В. А. Серова.

Умер Александр Михайлович Герасимов в Москве 23 июля 1963 года; в том же году вышли и мемуары «воинствующего соцреалиста» («Жизнь художника»).

В марте 1977 года в Мичуринске был открыт мемориальный дом-музей художника. Это обширное двухэтажное кирпичное здание. Имеются сад, дворовые постройки, каретный сарай и амбар. Судя по всему, родители художника были зажиточными купцами, умевшими торговать с выгодой для себя. Сын пошел по их стопам.

Герасимов Александр Михайлович(1881-1963)

Художественное образование А. М. Герасимов получил в МУЖВЗ (1903-15), где его наставниками были крупнейшие русские живописцы рубежа XIX и XX вв. - А Е Архипов , Н. А. Касаткин , К. А. Коровин . У них он заимствовал широкую этюдную манеру письма, смелый мазок, сочный (хотя часто и грубоватый) колорит.

Окончив в 1910 г. живописное отделение, он, чтобы продолжить занятия у Коровина , поступил на архитектурное. После нескольких лет работы в родном Козлове, где прошли его детские годы, художник в 1925 г. вернулся в Москву. Здесь он присоединился к АХРР - ассоциации художников, совмещавших новизну советской политизированной тематики с традиционными живописными приемами; именно поэтому художники АХРР лишь себя называли "реалистами", всех же прочих - "формалистами" и "эстетами", непонятными народу.

Герасимов имел дар легко схватывать портретное сходство и ощущал себя в первую очередь портретистом, хотя нередко обращался и к пейзажной живописи, создав ряд тонких и лиричных по настроению пейзажей ("Март в Козлове", 1914; "После дождя. Мокрая терраса", 1935, и др.). Среди его портретов, индивидуальных и групповых, со временем начинают преобладать изображения людей высокопоставленных, руководителей государства и партии. Его большие холсты, не лишенные плакатного пафоса, - "В. И. Ленин на трибуне" (1930), "И. В. Сталин и К Е. Ворошилов в Кремле" (1938), "Гимн Октябрю" (1942) и др. - становятся образцами официального стиля советской живописи.

С конца 1930-х гг. Герасимов не только живописец, но и официальный руководитель художественной жизни страны, жесткий хозяин, возглавлявший основные творческие организации: председатель правления Московского отделения Союза художников (1938-40), председатель оргкомитета Союза советских художников (1939-54). На этих постах он был энергичным проводником, а отчасти и творцом художественной политики сталинских десятилетий.

В 1949–1960 руководил творческой мастерской станковой живописи в АХ СССР.
В 1947–1957 – президент АХ СССР.
Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, Лауреат Государственных премий СССР, награжден орденом В.И. Ленина, доктор искусствоведения. Получал многие правительственные награды.

Особую известность А.М. Герасимов получил как автор многочисленных портретов В.И. Ленина и И.В. Сталина. Занимая официальные посты в главных художественных организациях СССР в самые реакционные годы, проводил жесткую политику борьбы с любыми отклонениями от метода социалистического реализма. В 1950-е годы А.М. Герасимов писал: "Почему я должен был считать вкусы художников-формалистов выше моего вкуса? [...] всем своим нутром я понимал, что это какая-то гибель, меня тошнило от всего этого и вызывало ненависть, которая до сих пор не делается меньше […]". В то же время художник создавал камерные, лирические произведения, отдавая предпочтение пейзажу и натюрморту. В этих работах он выступал приверженцем системы живописи своего учителя

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Герасимов. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Герасимов, Михаил. Герасимов Михаил Михайлович Дата рождения: 8 августа 1936(1936 08 08) (76 лет) … Википедия

    - (1881 1963), советский живописец. Народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947). Председатель оргкомитета Союза советских художников (1939 54), президент АХ СССР (1947 57). Учился в МУЖВЗ (1903 15) у А. Е. Архипова и К … Художественная энциклопедия

    Советский живописец, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947), доктор искусствоведения (1951). Член КПСС с 1950. Учился в Московском… … Большая советская энциклопедия

    - (1881 1963) российский живописец, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947, президент в 1947 57). Многофигурные парадные композиции, историко революционные картины (Ленин на трибуне, 1929 30), портреты, пейзажи,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1881 1963), живописец, народный художник СССР (1943), действительный член АХ СССР (1947, президент в 1947 57). Многофигурные парадные композиции, историко революционной картины («Ленин на трибуне», 1929 30) и портреты сосуществуют в его… … Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Герасимов. Герасимов, Александр Михайлович (1881 1963) советский художник. Герасимов, Александр Михайлович (1861 1931) русский вице адмирал … Википедия

    - (1861 1930) вице адмирал. Окончил Морской корпус в 1882 г. В 1903 г. капитан 2 ранга и в Порт Артуре старший офицер эскадренного броненосца "Победа". Участник сражения на Желтом море 28 июля 1904 г. и обороны Порт Артура. После гибели… … Большая биографическая энциклопедия

    Герасимов, Александр: Герасимов, Александр Анатольевич (р. 1957) российский журналист, главный редактор радиостанции «Сити FM». Герасимов, Александр Васильевич (1861 1944) шеф жандармов. Герасимов, Александр Георгиевич (р. 1975)… … Википедия

Александр Герасимов - художник, известен в истории изобразительного искусства как великий создатель известных картин. Им было создано почти три тысячи художественных произведений. Большинство из этих произведений размещены в музеях и галереях стран бывшего Советского Союза.

Детство А. Герасимова

Родился Герасимов Александр Михайлович в 1881 году, 12 августа, в городе Мичуринске (раньше город Козлов). Его отец был простым крестьянином и продавцом скота. На юге своей страны он покупал животных, а в Козлове продавал их на площади. Кроме единственного дома в два этажа, у семьи художника ничего и не было. Работа отца не всегда была прибыльной, порой отец даже терпел большие убытки. В семье будущего художника всегда были определенные традиции, которых они неизменно придерживались.

Когда Александр Герасимов окончил церковную школу, он поступил в училище в Козлове. Отец обучал его семейному ремеслу. В самом начале 90-х С. И. Криволуцкий (выпускник Петербургской художественной академии) открыл в городе Козлове художественную школу. Именно в этот период молодой Александр Герасимов стал увлекаться и заниматься рисованием и начал посещать недавно открытую школу рисования. Когда основатель школы Криволуцкий увидел рисунки Герасимова, то сказал, что Александр должен поступить в Училище живописи в Москве.

Учеба Александра Герасимова

Родители были против того, чтобы их сын ехал учиться в Москву. Однако, несмотря на все запреты, Александр Герасимов все-таки поступает в столичное Училище живописи. После его успешного окончания Герасимов стал часто заходить в мастерскую Коровина. Но для ее посещения Александру необходимо было учиться на еще одном любом отделении училища. И Герасимов выбрал отделение архитектуры. Влияние А. Коровина очень сказалось на раннем творчестве художника. Его ранние работы покупал В.А.Гиляровский и этим психологически поддерживал и материально помогал юному художнику. С 1909 года А. Герасимов участвовал во всех выставках, которые организовывались в Училище.

В 1915 году после окончания Училища Александр Герасимов получил два диплома (архитектора и художника). Но единственное здание, которое он построил благодаря своему архитектурному образованию, - это здание единственного театра в городе Козлове. В том же году Александр ушел служить в армию, а вернувшись оттуда в 1918 году, сразу вернулся в Мичуринск.

Художественная деятельность А. Герасимова

В 1919 году Герасимов стал организатором Коммуны творчества художников Козлова. В этой коммуне были собраны все, кто хоть как-то относится к искусству. Данная организация регулярно проводила выставки, украшала и оформляла декорации в различных театральных постановках.

В 1925 году А. Герасимов уехал в столицу и поступил в АХРР. В этот же период времени он работал художником в театре Москвы. С 1934 года Александр ездит по художественным поездкам и командировкам в разные страны, например, Францию, Италию. Из своих творческих, художественных путешествий он привез очень много хороших набросков картин и этюдов. В 1936 году была открыта личная выставка художника в Москве. На этой выставке были показаны около ста известных произведений художника («Ленин на трибуне», «Портрет И.В. Мичурина» и др.). После успешного показа в Москве выставка была продемонстрирована в родном городе художника - Мичуринске.

В 1937 году известная работа Герасимова была продемонстрирована во Франции на мировой выставке и заслужила Гран-при.

В 1943 году Александр Герасимов стал Народным художником Советского Союза. За работу "Групповой портрет старейших художников" Герасимову в 1946 году вручили гос. премию, а в 1958 г. - золотую медаль.

Семья Александра Герасимова

Художник очень любил свой родной город и свою семью, хотя очень много лет прожил в столице - Москве. В Мичуринске остались жить родители художника, его сестра. В этом городе Герасимов женился, и родилась его прекрасная дочь по имени Галина. Александр был в разных странах, но всегда, когда возвращался из командировки, обязательно приезжал в Мичуринск. Он всегда говорил своей сестре, что никакие красивые и дорогие гостиницы в самых разных странах не сравнятся с родным домом, где он готов даже камни целовать.

Умер Александр Герасимов в 1963 году. В его честь в Мичуринске был открыт музей.


Имя легендарного художника Александра Герасимова, жившего и творившего во времена, когда в искусстве господствовал социалистический реализм, и по сей день вызывает жаркие споры и среди критиков, и среди искусствоведов. Многие считают его придворным художником, писавшим в угоду правительству, в чем есть весомая доля правды. Но есть факты, с которыми не поспоришь... Импрессионист по своей сути, Герасимов всю жизнь оставался тонким живописцем, превосходно писавшим натюрморты, цветы, лирические этюды, а также картины в стиле «ню».


Действительно, особую популярность и славу портретиста Александр Михайлович приобрел на заре советской власти. В те годы он создал огромное количество портретов вождей революции и их соратников. За что удостаивался и званий, и Сталинских премий, и руководящих должностей. И соответственно его руками правящая власть принимала жесточайшие меры по отношению к художникам, которые отклонялись от направления соцреализма в искусстве.

А так все начиналось...

Александр Герасимов (1881-1963) родом из города Козлова Тамбовской губернии, из купеческой семьи. Этот небольшой городишко на всю жизнь останется для Александра не только родным уголком земли, но и прибежищем, куда мастер будет сбегать со столицы, чтобы очистить душу, отдохнуть и вдохновиться. Там на протяжении всей жизни он будет писать полотна, которые будут волновать его лично, как человека и художника.

Ну, а в далеком 1903 году 22-летним юношей, он уедет из Козлова в Москву, учиться живописи. Его наставниками и учителями станут известнейшие живописцы 19 века - Константин Коровин, Абрам Архипов и Валентин Серов.

Грянувшая Первая мировая война перечеркнула планы будущего художника. В 1915 был мобилизован на фронт и в качестве нестроевого солдата прослужил два года на санитарном поезде, эвакуирующем тяжело раненых из зон боевых действий. Революция 1917 - также внесла свои коррективы в жизнь Александра Герасимова, он оставляет воинскую службу и уезжает в Козлов, где семь лет трудится декоратором в местном театре.

Придворный живописец

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-gera-0001.jpg" alt="Портрет И.В. Сталина." title="Портрет И.В. Сталина." border="0" vspace="5">


Затем последовали портреты Иосифа Виссарионовича по фото, позже - с натуры, а со временем художник создал "канонический облик Сталина". Писал он также и портреты первых лиц государства. И за все заслуги был щедро обласкан властью. Его политические произведения широко тиражировались, принося художнику гонорары. И по тем временам Герасимов был весьма обеспеченным человеком. И именно он стал первым президентом созданной в 1947 году Академии художеств СССР.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-gera-0008.jpg" alt="«Портрет К.Е. Ворошилова».

А в начале 50-х, все те же самые критики начали представлять художника совершенно в новом свете: карьеристом и лакеем, угождавшим самолюбию политических деятелей. После смерти Иосифа Сталина надломилась карьерная лестница Герасимова, а с приходом Хрущёва он становится неугоден новым властям. И вскоре художника постепенно освобождают от всех занимаемых должностей, а его картины убирают в запасники музеев, а некоторые просто уничтожают.

Обратная сторона медали.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-gera-00016.jpg" alt="«Портрет дочери».

И что интересно, Герасимов - выходец их купеческой семьи, всегда относивший себя к пролетариям, по своей сути был барином, любившим роскошь, умевшим красиво одеваться, превосходно говорить на французском языке. Видимо, поэтому время от времени он уезжал из Москвы в свой родной город, что бы побыть самим собой и поработать над тем, что угодно было его душе. Так как его душа, жившая вне времени, не подчинялась никаким законам существующего режима.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-gera-00019.jpg" alt="«После дождя. Мокрая терраса.»" title="«После дождя. Мокрая терраса.»" border="0" vspace="5">


На досуге писал художник и бытовые картины, и пейзажи, но больше всего его занимали натюрморты с цветами. Он создал целую серию работ с изображением цветов - от простых полевых и до изысканных букетов в шикарных интерьерах.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-gera-00017.jpg" alt="«Натюрморт. Полевой букет».

Любил художник писать и женщин, в том числе... парящихся в банях. Бытовые этюды из цикла «В бане» хотя и являлись зарисовками на тему новой советской жизни, но особо художником не афишировались. А еще писал Герасимов грациозных танцовщиц. Женская натура была его слабостью...

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-gera-0004.jpg" alt="«Портрет балерины О.В.Лепешинской» Автор: А. Герасимов." title="«Портрет балерины О.В.Лепешинской»

И наконец, невольно напрашивается вопрос: Почему же так строга критика и стоит ли упрекать художника за его стремление идти в ногу со временем? Он всего-то навсего отражал веяния той эпохи в которой жил, был ее лицом и зеркалом. И если копнуть глубже, то мировая живопись преисполнена портретами монархов и их приближенных, а так же вельмож, царей, полководцев. И что любопытно, ведь никому даже в голову не приходит обвинять их творцов в карьеризме, угодничестве, в сделке со своей совестью.

И невзирая ни на что, довольно много работ из художественного наследия Александра Герасимова (около 3 000) вошли в золотой фонд русского изобразительного искусства. И теперь они хранятся в музеях и картинных галереях бывшего Союза, а также в частных собраниях коллекционеров.

В продолжении темы о художниках, живших и творивших при советской власти,