Меню
Бесплатно
Главная  /  Поделки  /  Каков смысл названия рассказа судьба человека. Сочинение на тему Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека. Гибель семьи Соколова и усыновление Вани

Каков смысл названия рассказа судьба человека. Сочинение на тему Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека. Гибель семьи Соколова и усыновление Вани

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.

Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова.

Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему

Человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом.

М.А. Шолохов называл произведение «Судьба человека», не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь.

Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда «смерть мимо…прошла, только холодком от нее потянуло…» он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…»), так как теперь он ответствен за маленького мальчика.

Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни.

Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека» поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития.

Рассказ Михаила Александровича Шолохова “Судьба че­ловека” был написан в середине пятидесятых годов двадцато­го столетия. Это было время пересмотра идеологических ус­тановок сталинской эпохи, когда в жестких ограничениях цензуры возникли некоторые послабления. В частности, ста­ло возможным печатно говорить о людях, которые во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов оказались в плену у гитлеровцев. Раньше эти люди считались предателями и были ущемлены в своих гражданских правах. Многие, вер­нувшись из плена на Родину, после фашистских концлагерей попадали в сталинские, где условия, по свидетельствам пере­живших репрессии, были еще хуже, чем в фашистских. Типи­ческая судьба таких людей была показана Шолоховым в обра­зе Андрея Соколова.
Помимо обращения к запретной прежде теме, в рассказе Шолохова “Судьба человека” есть и другие признаки, отлича­ющие его от шаблонных произведений советской литературы о войне. В них принято было подчеркивать самоотвержен­ность советских воинов, сознательно идущих на подвиг во
Имя социалистической Родины и ее вождя

Сталина. Иными словами, непременным условием для писателей было изобра­жение героического характера в плакатном духе. А Андрей Соколов, несмотря на участие в молодые годы в гражданской войне, человек совершенно аполитичный, вполне равнодуш­ный к “великим социалистическим свершениям” и тому по­добной агитационной трескотне. Его патриотизм – чисто рус­ский, в нем почти незаметно “советское” влияние (разве что в Бога не верует). До войны он простой шофер, занятый исклю­чительно семейной жизнью и общением с друзьями, не прочь выпить. Когда начинается война, Андрей Соколов не торопит­ся отправиться добровольцем на фронт, что также было стан­дартом для плакатных героев советской литературы. Но когда получает повестку, то воспринимает ее как должное и отправ­ляется на войну с той же спокойной уверенностью в необходи­мости этого, как прежде выполнял свой служебный долг на работе. В то же время на фронте он проявляет незаурядное мужество, а когда вынужденно попадает в плен, то встречает своих смертельных врагов в ожидании пули лицом к лицу. Его смелость не показная, а естественная, что присуща была мно­гим русским людям. В первые дни плена он совершает еще один мужественный поступок: собственными руками уничто­жает предателя, который собирался выдать своего командира на казнь гитлеровцам.
Несмотря на всю кажущуюся безыскусность и правдивость рассказа Шолохова “Судьба человека”, заметны в нем и некая фальшь, человеческая и художественная неправда. По мень­шей мере, неполнота, недоговоренность.
К примеру, есть в рассказе щекотливый эпизод, на кото­ром автор умело не заостряет внимание читателя. Это служ­ба Андрея Соколова в фашистской армии. Из концлагеря во­еннопленный попадает в шоферы немецкого майора. Носит немецкую форму. Не объяснено автором, как это возможно, если он не знает немецкого языка. Известно, что в конце вой­ны у гитлеровцев катастрофически не хватало солдат и они вынуждены были к каким-то второстепенным, не ответ­ственным должностям подпускать пленных. Но чтобы совет­ского военнопленного держали не в тылу, а в действующей армии?. Очень сомнительно, чтобы такое могло происхо­дить в действительности. Вряд ли немцы были настолько доверчивы, чтобы не подозревать русского в стремлении при первом удобном случае отомстить за побои, унижения, не­посильный труд.
Героический переход линии фронта с пленным фрицем и ценными документами – только это дало возможность Соко­лову избежать фильтрационного, а то и концентрационного лагеря. В принципе он остался, с точки зрения советской вла­сти тех лет, изменником Родины: ведь Андрей Соколов служил в вермахте. Правда, он искупил свою вину смелым поступком, и все же судьба шолоховского героя в этом отношении оказа­лась нетипичной, просто исключительной – счастливее, чем у сотен тысяч других советских военнопленных: ему не при­шлось из немецкой неволи попасть в родную советскую.
Подводя итог анализу рассказа Шолохова “Судьба челове­ка”, можно сделать вывод, что для своего времени это было во многом правдивое изображение русского национального ха­рактера, но в условиях господства коммунистической идеоло­гии сказать всю правду о судьбах советских военнопленных писателю не удалось.

  1. В современном мире имя Шолохова благоговейно произносится всеми, кому дороги идеалы свободы и разума, справедливости и гуманизма. Шолохов изображает жизнь в борьбе разных начал, в кипении чувств, в радости и...
  2. Внутренний мир Григория, Аксиньи, Натальи, других героев раскрывается через восприятие ими природы, этого нельзя сказать о Дарье. И это не случайно, так чувство природы не играло роли в ее переживаниях....
  3. В конце 56г. М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ “Судьба человека”. Это рассказ о простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на...
  4. Роман-эпопея – разновидность романа, с особой полнотой охватывающая исторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни. Из справочника по литературе для школьников Ничто не...
  5. Образ Григория Мелехова – центральный в романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон”. О нем сразу невозможно сказать, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего пути....
  6. Вторая мировая война – это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число разрушенных сел и городов, трагедия Хиросимы и Нагасаки, потрясшая мир, заставили человека...
  7. История не стоит на месте. Постоянно происходят какие-то события, которые коренным образом влияют на жизнь страны. Происходят перемены в самой общественной жизни. А эти перемены самым прямым образом отражаются на...
  8. Так в горький смертельный час гражданской войны многие писатели 20 века в своих произведениях подымали проблему насилия и гуманизма. Особенно ярко это можно проследить у И. Бабеля в “Конной армии”,...
  9. Первая книга романа “Поднятая целина” была написана Шолоховым в 1932 году, а вторая книга – в 1959 году. Основу сюжета романа составила история создания и укрепления колхоза в одном из...
  10. Когда мы говорим “шолоховские герои”, перед нашими глазами встают Григорий Мелехов, Аксинья, Семен Давыдов, Андрей Соколов. Это люди разной судьбы, разных характеров, но за каждой жизнью, промелькнувшей на страницах шолоховских...
  11. Я все такой же, только Чуть-чуть погнутый. М. А. Шолохов Михаил Шолохов. Каждый открывает его по-своему. Одному близок Григорий Мелихов, удалой казак из романа “Тихий Дон”, другому полюбился дед Щукарь,...
  12. .Брестская крепость, 1941 год. Кто из нас не знает подвиг героев – пограничников, защищавших родную землю от фашистских оккупантов и ценой своей жизни более месяца сдержавших натиск гитлеровцев на Брестском...
  13. Роман М. А.Шолохова Тихий Дон вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие:...
  14. “Тихий Дон” М. Шолохова – произведение эпического размаха, посвященное одному из наиболее сложных этапов гражданской войны на Дону. Трагизм Гражданской войны показан Шолоховым в среде казачества, где отношение к власти...
  15. Рассказ М. А. Шолохова – одно из лучших произ­ведений писателя. В его центре – трагическая судьба конкретной личности, сопряженная с событиями ис­тории. Писатель концентрирует свое внимание не на изображении подвига...
  16. Если на время отстраниться от исторических событий, то можно отметить, что в основе романа М. А.Шолохова “Тихий Дон” лежит традиционный любовный треугольник. Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят одного и...В Поисках социальной правды ищет он ответа на неразрешимый вопрос о правде у большевиков (Гаранжи, Подтелкова), у Чубатого, у белых, но чутким сердцем угадывает неизменность их идей. “Земли даете? Воли?...
  17. Михаил Александрович Шолохов пришел в литературу с яркими, самобытными и суровыми произведениями о гражданской войне. Революция взломала и перевернула старый мир, и из глубины общества к свету, творчеству, созиданию нового...

Тема Великой Отечественной войны – одна из ведущих в русской литературе второй половины двадцатого столетия. Особое внимание ей уделил такой великий писатель как М. А. Шолохов. Предлагаю порассуждать над смыслом названия его рассказа «Судьба человека».

Что такое судьба? Думаю, каждый встречался с теми, кто в нее верит и считает жизнь предопределенной, и с теми, кто в судьбу не верит. Но в любом случае жизнь человека всегда в равной степени наполнена счастьем и бедами, белые полосы сменяются черными, как день сменяет ночь…

Вот и Андрей Соколов рассказывает своему слушателю о нелегком жизненном пути, который ему пришлось пройти.

Когда-то давно жил главный герой счастливо: имел желанную и любимую хозяйку-жену, сына и двух дочерей. Трудился добротно и на судьбу не серчал. Но всю его жизнь (также, как и жизнь других простых людей) в одно мгновение перевернуло одно страшное слово – война. Далее он едет на фронт, старательно несет службу, но вскоре попадает в плен. Все горести, свалившиеся на него, могли бы «сломать» любого рядового солдата, но не Соколова. Удары судьбы он принимал достойно, по-христиански, как подобает русскому человеку с большой буквы.

Показательным является эпизод поединка с Мюллером. Узнав о том, что Андрея вызывают к немецкому начальству, герой не только не струсил, но и пошел на смерть с гордостью, не позволив врагу увидеть страх в его глазах. А как стойко он держался перед столом, ломящимся от угощений, когда сам уже и забыл о человеческой еде! Все это показывает лучшие качества солдата и человека: смелость, мужество и силу духа.

Не малую роль в его храбрости играла вера: вера в лучшее, ожидание встречи с родными (во сне Андрей говорил с семьей). Но очередным ударом для него стала весть о смерти жены и дочерей. Тяжело перенеся потерю, герой теперь живет одной надеждой на мирную жизнь с сыном, но и Анатолия ему пришлось похоронить.

Измученный, избитый переменчивой злой судьбой Андрей Соколов охладел к жизни. Только маленький мальчик, которому пришлось пережить не меньше горестей, смог оживить солдата: встретившись с Ванюшей рассказчик понял, что чтобы построить счастливое будущее им просто необходимо держаться вместе. «Два осиротелых человека», отец и сын отправились в долгий путь по дороге жизни.

Итог: в произведении показана не просто жизнь отдельного солдата Андрея Соколова, а судьба человека вообще, воплотившего в себе все основные национальные типические черты. Испытания, которые пережил герой, - это испытания, выпавшие на долю целого поколения, прошедшего Великую Отечественную войну. От сюда и обобщение в название рассказа: «человек», а не просто «солдат» пережил все это.

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.

Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова.

Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом.

М.А. Шолохов называл произведение «Судьба человека», не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь.

Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда «смерть мимо…прошла, только холодком от нее потянуло…» он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…»), так как теперь он ответствен за маленького мальчика.

Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни.

Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека» поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития.

Рассказ М Шолохова “Судьба человека” по праву занимает одно из главных мест среди литературных произведений о Великой Отечественной войне. Талант писателя позволил ему с удивительной простотой и честностью рассказать о страшных событиях Великой Отечественной войны. Благодаря таким произведениям и спустя семьдесят лет после окончания войны наше поколение не забывает о подвиге советского народа. Название произведения на первый взгляд кажется очень простым, оно состоит лишь из двух слов. Но сколько смысла можно увидеть в них!

Всего хочется обратить внимание на слово “человек”. Еще М. Лермонтов писал: “История души человеческой. едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это действительно так! За громкими пафосными фразами, обобщениями, преувеличениями очень легко скрыть истину. Правду можно донести, опустившись на личностный уровень. И М. Шолохову это удалось, писатель показал нам войну глазами одного человека. На примере водителя Соколова читатель узнает, насколько важен труд каждого ради достижения общей цели.

Но в названии есть еще слово “судьба”, которое тоже несет в себе определенную смысловую нагрузку. Если проследить за жизнью Андрея Соколова можно понять, что судьба постоянно испытывала его на прочность. Наверно, одним из самых тяжелых испытаний за годы войны был плен. Только благодаря силе своего духа Соколов не сломался: “в скотину они не превратили меня как ни старались”.

Волею судьбы бойцу выдался случай бежать. Но она же лишила его самого дорогого – семьи. Как жить после этого, как не стать живым трупом. Но судьба в награду за все пережитые мучения дарит Андрею встречу с Ванюшей. “Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенных в чужие края.” Соколов и Ванюша спасли друг друга.

Теперь у бывшего сироты есть крыша над головой и любящий его человек, а у Андрея появился смысл жизни. Таким образом, название рассказа М. Шолохова несет глубокий смысл. В двух словах отразилась основная тема произведения: борьба человека с судьбой за право на жизнь, свободу и счастье.

Сочинения по темам:

  1. Стихотворение А. А. Вознесенского «Параболическая баллада» («Судьба, как ракета, летит по параболе») воплощает флибустьерский дух шестидесятничества. В центре произведения -...
  2. Проблема свободы всегда волновала художников слова. Именно свобода была притягательна для романтических героев. Ради нее они были готовы принять смерть....
  3. Положительные черты характера в мужчинах и женщинах У каждого человека свой характер. А характеры мужчины и женщины вообще различны. Какие...