Меню
Бесплатно
Главная  /  Все для дома  /  Картины мондриана. Синими, желтыми, красными: модное наследие Пита Мондриана. Красный, синий, желтый… Почему именно эти три цвета

Картины мондриана. Синими, желтыми, красными: модное наследие Пита Мондриана. Красный, синий, желтый… Почему именно эти три цвета

Питер Корнелис Мондриан, «Композиция с красным, желтым и голубым»

Пит Мондриан является одним из крупнейших идеологов абстракционизма, создателем «чистой» геометрической живописи, которая воплотила в себе представление голландского живописца и мыслителя об объективном искусстве, освобожденном от субъективности и призванном передавать уникальную и совершенно гармоничную первооснову всего.

Начало творческой деятельности Мондриана связано с реалистичными пейзажами, тяготением к эмоциональности Ван Гога. Уже на ранних этапах творчества Мондриан стремился к простым композициям с использованием однотонной ясной цветовой гаммы. Постепенно он начинает уходить от традиционного подхода к схематизации объектов, все более и более переходя к геометрической абстракции.

Большое влияние на творческий взгляд Мондриана оказали годы, проведенные в Париже, где начало XX в. породило отвлеченную живопись. Чистые геометрические формы наиболее полно отражают видение художником сути вещей. Несколько работ, выполненных в стиле аналитического кубизма, вошли в его «парижскую серию». Весьма характерна в этом смысле серия работ, выполненных в 1910-1911 гг., в которых кистью художника дерево постепенно лишается своей видимой формы, превращаясь в структуру из нескольких геометрических элементов.

Годы Первой мировой войны, проведенные Мондрианом на родине, в Голландии, приводят его к совершенно иному направлению в живописи. Художник приходит к выводу, что в основе всех вещей лежит некая идеальная гармония, универсальный порядок, на котором основывается построение этого мира. Стремясь уйти от видимого, денатурализируя окружающее пространство на полотне, художник раскрывает эту идеальную гармонию. С точки зрения Мондриана, в идеальных геометрических формах сокрыта искомая суть, поэтому его живопись, как и работы его последователей, ограничивается использованием первичных геометрических элементов - прямой линии и прямого угла. Цветовая же гамма произведений заключена всего в четырех цветах - черном, красном, желтом и голубом.

Далее Мондриан начинает искать равновесие тех самых первичных элементов, обнаруживая симметрию путем рассчитанного сочетания цвета и фигур. Цветные многоугольники, скоординированные согласно ощущаемому мастером распорядку, составляют его «Композицию с красным, желтым и голубым». Многоугольники отделены друг от друга прямыми черными линиями, сама же «раскраска» имеет характер заливки на чертеже, отметая таким образом всякое присутствие личности художника в картине. Это подчеркивается отсутствием как такового названия полотна. Примечательно, что его работы отличались друг от друга лишь нумерацией.

Поиск пропорции и равновесия геометрических фигур в «первичных» цветах вскоре нашло и свое непосредственное практическое применение в архитектуре и быту, компановкой цветных плоскостей занималось в начале века прикладное искусство. Неопластицизм, или прямоугольная живопись, основы которой заложил и теоретически обосновал Мондриан, получила весьма широкое распространение. Так, в 1917 г. был создан журнал «Де Стейл», развивавшийся под руководством самого Мондриана и видных голландских архитекторов, которые проповедовали идеи нового направления в искусстве. Журнал издавался на протяжении 14 лет, за это время неопластицизм превратился в самостоятельное, широко известное и в целом принимаемое направление.

Собственно говоря, именно журнал был призван доносить до широкого круга интересующихся живописью идеи Мондриана. В целом его живопись - это не столько парадоксальное направление в искусстве, сколько целое мировоззрение. Упрощение и обезличивание, культивируемые Мондрианом, должны согласно принципу абсолютной гармонии, переустроить этот мир, уводя его иллюзорным путем от противоречий.

Сам Мондриан говорил, что чувственный мир только обрекает человечество на бесконечные страдания, в которых каждый человек заперт в силу преобладания субъективности и противоречивости своей натуры над чистым мышлением. Люди обречены страдать до тех пор, пока не смогут взглянуть по-иному на мир вокруг и внутри себя самих, отказавшись от внешней материальности. Цивилизация, по мнению Мондриана, помогает человеку абстрагироваться от «природной формы», увидеть истинное, сместить материальную оболочку на демократическую организацию общества. Новое же искусство призвано помочь людям перестроиться - научиться видеть высшие формы отношения с миром.

В 1926 г. Мондриан формулирует 5 основных наставлений художникам-неопластикам, на которые они и должны опираться в своей работе. Собственно говоря, это 5 заповедей религии Новой Жизни, проповедовавшейся на протяжении всей жизни Мондрианом. Отказ от чувственного, математическое замещение всякого рода эмоционального и субъективного должны были преобразовать несовершенный мир и избавить его от страданий.

В 1938 г. Мондриан приезжает в Лондон, однако двухгодичный труд (картины, собранные в его мастерской) был уничтожен во время одной из фашистских бомбежек. Переехав в Нью-Йорк, он начинает ощущать пульс совершенно иного ритма жизни. Буги-вуги, бродвей, джангл - все это находит свое отражение в абстрактной геометрии мастера.

Палка, палка, огуречик, получился… самобытный и до абсурда упрощённый стиль Пита Мондриана (Pieter Cornelis Mondriaan) . Он нарочно создавал свои шедевры из элементарных линий и форм. Как известно, всё гениальное просто, и этот приём сделал стиль художника узнаваемым с первого взгляда.

Больше всего Мондриан известен своими работами начала 20-х годов прошлого века, где он упростил все формы до горизонтальных и вертикальных линий. Получившиеся прямоугольники художник заполнил основными цветами палитры. Пит представил своё ощущение мира в виде противоположностей: вертикали и горизонтали, плюса и минуса, динамики и статики, мужского и женского начала.

Асимметрический баланс его фигур символизирует единство и взаимное дополнение вселенских сил. Получилась полная абстракция. Эта серия картин настолько потрясла мир искусства, что попытки подражания гениальности Мондриана встречаются и по сей день - в моде, архитектуре, топографии и дизайне.

Парадоксальная простота линий и образов Мондриана стала основной идеей голландского движения De Stijl. Философия этого объединения состояла из совмещения искусства и реальности. Таким образом родился новый универсальный язык творчества, понятный каждому.

Вот самые известные аллюзии на его творчество: в 30-х годах французский модельер Лола Прусак (Lola Prusac) создала линейку чемоданов и сумок со вставками из красных, синих и жёлтых квадратов кожи. А в 1965 году Ив Сен-Лоран (Yves Henri Donat Mathieu-Saint-Laurent) представил знаменитые платья «Мондриан» - без воротника и рукавов, из трикотажного полотна, с декором в виде «цитат» из картин художника-абстракциониста.

В поисках комфортного для себя направления Пит пережил стадии луминизма, и кубизма. И вот, наконец, рождается неопластицизм - его собственная отрасль абстрактного искусства. Вместе с другими художниками из De Stijl Мондриан пропагандировал всепоглощающую абстракцию с ограниченной цветовой свободой. Их объединение всячески продвигало в мир идею об утопическом стиле, состоящем из плоских форм и динамического напряжения в работах. Намного позже, в 60-х, эту идею подхватят минималисты, выбрав для себя чёткость линий и ограниченность в выборе цвета.

Семья Мондриана была невообразимо далека от искусства. Отец Пита, директор местной школы, едва сводил концы с концами, пытаясь прокормить будущего великого художника, ещё двух сыновей, дочь и слабую здоровьем жену. Но, несмотря на это, к таланту ребенка в семье отнеслись с пониманием, и в двадцать лет Пит переехал из Амерсфорта в Амстердам, где началось его обучение в Академии художеств.

В двадцать пять лет Мондриану пришлось почти на год вернуться в родительский дом - молодой художник сильно повредил здоровье во время разгульного отпуска и вынужден был сражаться с пневмонией. Пит замкнулся в себе, но уединение принесло плоды: за это время он написал серию натуралистических пейзажей Винтерсвейка. Разумеется, они не имеют ничего общего с абстрактными картинами, которые впоследствии принесут ему известность. Ранний Мондриан придерживался консервативных традиций, но уже тогда в его работах просматривался ярко выраженный личный почерк. Даже людей он писал статичными, часто пользуясь линейкой.

Эта особенность принесла ему немало страданий. Мондриан дважды пытался получить престижную римскую стипендию, но оба раза провалился. Более того - добился лишь разгромной рецензии на своё творчество. Критика обвинила художника в отсутствии таланта и навыка и неумении изображать людей живыми. Отчасти так всё и было - фон и персонажи плохо сочетались друг с другом, безжизненные силуэты словно были приклеены к холсту.

Первым толчком к абстракции стало вступление Мондриана в голландское теософское общество. Мистицизм явно нравился художнику, однако он всегда стремился более реально воспроизводить духовное. Именно поэтому ни в коем случае нельзя относить его к теософам.

А вот эпицентр изменений пришёлся на 1911 год. Именно он стал важнейшим в карьере Мондриана. Художник посетил выставку современного искусства в Амстердаме, где на него произвели глубочайшее впечатление работы кубистов и . Сразу после этого Мордриан переехал во Францию и коренным образом изменил своё отношение к творчеству. Он начал работать в жанре высокого кубизма и превзошёл своих предшественников. Пит отказался от изображения предметов и природных элементов. Его кубизм аскетичен, беспредметен, почти бесцветен. С помощью геометрии Мондриан пытался исследовать законы мироздания и передавать их через живопись.

Самой скандальной работой Пита стала картина под названием «Победа буги-вуги» (Victory Boogie-Woogie), написанная в 1944 году.



Сегодня она считается воплощением неопластицизма и фирменного мондриановского стиля. Во время работы над ней художник заболел воспалением лёгких и умер, так и не завершив начатого. Однако считается, что именно «Победа» передаёт самые сокровенные мечты и стремления автора. Это венец его творения.

За семьдесят лет жизни Мондриан несколько раз менял направления творчества, много переезжал - Голландия, Франция, Англия, Америка - и показал работы на своей единственной выставке в Нью-Йорке незадолго до смерти. Сегодня художник единодушно признан отцом-основателем абстрактного искусства. Труды Пита пользуются огромным уважением исследователей. Но его влияние на мировую культуру выходит далеко за рамки изобразительного искусства и охватывает все виды творческой деятельности современности.

Пи́тер Корне́лис (Пит) Мондриа́н (нидерл. Pieter Cornelis (Piet) Mondriaan, МФА: [ˈpit ˈmɔndrijaːn], с 1911 - Mondrian, [ˈmɔndrijɑn]; 7 марта 1872(18720307), Амерсфорт, Нидерланды - 1 февраля 1944, Нью-Йорк) - нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи .

Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорте. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам.

Начинал преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы - пейзажи Голландии в духе импрессионизма . Увлёкся теософией Е. П. Блаватской. Глубоко воспринял искания кубизма на выставке кубистов в Амстердаме (1911). В 1912 переехал в Париж, в знак начала новой жизни изменил фамилию на «Мондриан».

Годы Первой мировой войны провёл на родине, в 1915 сблизился с художником Тео ван Дусбургом , основал с ним вместе движение «Стиль» (нидерл. De Stijl) и одноимённый художественный журнал. Журнал стал органом неопластицизма - утопии новой пластической культуры как предельной сознательности в скрупулёзной передаче обобщённой красоты и истины самыми аскетическими средствами, основными, первичными красочными тонами, линиями, формами.

Это нефигуративное направление Мондриан последовательно развивал во Франции, где прожил с 1919 по 1938, затем в Великобритании, а с 1940 - в США.

В американский период своего творчества Мондриан попытался приспособить принципы неопластицизма для передачи динамических эффектов («Буги-вуги на Бродвее»).

Мондриан скончался от воспаления лёгких 1 февраля 1944 г. и был похоронен на кладбище Cypress Hills в Бруклине, Нью-Йорк.

Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал лишь несколько месяцев и которое было тщательно воссоздано его друзьями и последователями на фото- и киноплёнке, стало как бы последней работой мастера, эти «Стенописи» демонстрировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Сан-Пауло, Берлине. Парижская квартира Мондриана, его трубка и очки запечатлены на минималистских фотографиях Андре Кертеса (1926), ставших эмблемными для современного фотоискусства.

Мондриан призывал к «денатурализации» искусства, к отказу от естественных форм и переходу к чистой абстракции. Начиная с 1913 года, картины Мондриана развивались в сторону абстрактных матриц, состоящих из чёрных горизонтальных и вертикальных линий. Постепенно расположение линий на холсте упорядочилось до такой степени, что они стали представлять собой правильные решётки с ячейками. Ячейки закрашивались основными цветами, то есть красным, синим и жёлтым. Таким образом, структуру картины образовывали дихотомии цвет - не-цвет, вертикаль - горизонталь, большая поверхность - малая поверхность, единение которых должно было символизировать равновесие сил в гармонии мироздания.
Несмотря на предельную ограниченность визуальных средств, творчество Мондриана оказало большое влияние на современников и породило новые направления в живописи и графике.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

О том, как соотносятся искусство и дизайн написано множество статей и сказано много слов. Считать ли дизайн искусством, или нет? И, таки, большинство теоретиков дизайна сошлись на том, что - да, считать!
Существует даже такое направление, как арт-дизайн. Предметы, к нему относящиеся, мало-функциональны и спорны, но как правило, быстро становятся объектом коллекционирования и стремительно растут в цене.
И, конечно же, великие художники всегда вдохновляли дизайнеров на создание разнообразных объектов дизайна.

Пит Мондриан, безусловно, один из ярчайших художников 20 века, один из основателей абстракционизма и теоретиков нового искусства повлиял на дизайн, как никто другой.
Его совершенные геометрические абстракции идеально ложатся на поверхности любых предметов, которые моментально возносятся от скучного утилитарного предмета - до высот арт-объекта, а также объекта восхищения и вожделения.
Ну, например, девочки.. Как вам такие платьица от Ив Сен Лорана? Коллекция "Mondrian", 1965 г.


Не правда ли, они вполне акутальны и сегодня, цена на немногочисленные оставшиеся оригиналы - зашкаливает!
А это уже творения современных фЭшн-дизайнеров...

В 1926 году Мондриан нарисовал эскиз интерьера комнаты будущего, как он представлял ее. Спустя 25 лет, Нью-Йоркская галерея The Pace воплотила замысел художника, создав эту комнату в оригинальной цветовой гамме художника.
Эскиз...

Воплощение...

Однако, если же начинать от самых истоков, то вначале был стул одним из первых, кто горячо принял идеи неопластицизма (капельку "-измов") и группы "Де Стиль", которую основал М., стал Геррит Ритвельд, который в 1917 году создал знаменитый «красно-синий стул», ставший впоследствии иконой конструктивизма.

Его же авторства Дом Шредера в Утрехте, который можно лицезреть в этом мульте также напоминает трехмерную живопись Мондриана.

Кстати, в Питере, на Мойке (это река) долгое время стоял домик-коробочка, раскрашенный в стиле Мондриана, сейчас его уже снесли.

А это кресло "The Charles" для Moooi моего любимейшего Марселя Вандерса, тоже, кстати, голландца, кресло - старенькое, а вот обивка-посвящение Мондриану - совсем свеженькая, если не ошибаюсь только что было представлено на Миланском салоне.

Будет ли особенным борщ, приготовленный на этой кухне - вот вопрос?

И, если вы эстет, то может быть вам будет приятнее осуществлять водные процедуры в такой ванной комнате? И, работать в таком кабинете?

Если вам остро не хватает искусства в интерьере вашего дома, или офиса - малярная лента и несколько банок краски - и пару часов работы. И вот, вы обладатель стены-в стиле Мондриана. Эффектно и незатратно!
Поп-культура тоже не осталась без влияний художника...
Как вам вино "Мондриан и Симпсоны"? Или - кусочек арт-кексика? Не заинстаграмить - невозможно..) Я нашла даже банку кока-колы "а ля Мондриан".

Мебель, сумки, подушки, плакаты, игры для детей и даже (!!!) маникюр в стиле живописи Мондриана продолжают победно шествовать по миру.
Контрастные основные цвета, которые характерны для стиля М. - это всегда драматично, а значит не может не вызывать эмоции. А все, что провоцирует сильные эмоции, чрезвычайно востребовано сегодня, поскольку мы пресыщены и скучаем.
Так что, дорогие дизайнеры! Если вы чувствуете кризис идей - обращайтесь к вечному - к искусству, и будет вам щАстье и вдохновенье!
Еще порция голландского арт-а - старого и нового

"Нет ничего конкретнее, чем линия, цвет, плоскость", эти слова Пита Мондриана в полной мере описывают последний период его творчества. "Геометрические" картины, пространство которых заполнено идеальными квадратами и прямоугольниками чистых цветов - апогей жизни и творчества голландского художника. Один из основоположников абстрактного искусства Мондриан в своем творчестве эволюционировал вместе с ХХ-м веком: от импрессионистских "пятен света" через острые углы кубизма он пришел к собственному стилю уже в самом конце жизни, продолжая творить вплоть до самой последней минуты.

В субботу в Третьяковской галерее на Крымском валу, в рамках кросс-культурного года Россия-Голландия, открывается выставка "Пит Мондриан. Путь к абстракции", в рамках которой будут представлены около 40 работ художника из коллекции Муниципального музея Гааги, где находится крупнейшее собрание его работ. Выставка, которая продлиться до 24 ноября, обещает стать одним из важнейших культурных событий этой осени и объектом пристального внимания горожан. Прежде чем занимать очередь в кассу, проект Weekend предлагает читателям проследить эволюцию творчества Мондриана на примере пяти его знаковых работ.

"Мельница в солнечном свете" (Mill in Sunlight). 1908

Пит Мондриан

Пит Мондриан. "Мельница в солнечном свете". 1908

Работу, которая сейчас находится в собрании Муниципального музея Гааги, можно считать одной из наиболее ярких иллюстраций раннего периода творчества Мондриана и его кратковременного увлечения импрессионизмом. В этой картине уже явно виден конфликт в творчестве художника, яркие пигменты, влияние фовизма и работ Ван Гога как бы противопоставляются традиционному голландскому мотиву, так часто встречавшегося в работах его предшественников и увлеченных классикой современников. Желто-голубой фон контрастирует с красно-синей мельницей, написанной нарочито грубыми мазками. Даже в этой работе проглядывает некая схематичность и геометричность композиции, к которой художник придет гораздо позже. Увидеть конкретно эту работу художника на выставке в Москве не удастся, но в Третьяковке будут представлены другие произведения этого периода.

Триптих "Эволюция" (Evolution). 1911

Пит Мондриан

Пит Мондриан. Триптих "Эволюция". 1911

С середины 1900-х годов Мондриан увлекся символизмом и теософскими течениями Рудольфа Штайнера и Елены Блаватской. Влияние этого увлечения заметно, например, в работе "Набожность" 1908 года, которую можно будет увидеть на выставке. Не увидят москвичи в этот раз, к сожалению, самое важное произведение этого периода - триптих "Эволюция". Знаковое произведение художника, в котором "теософский символизм соединяется с жесткостью линий". На картине показаны "три этапа познания", что отражает религиозные взгляды и моральные принципы Мондриана в тот период.

"Серое дерево" (The Grey Tree). 1912

Пит Мондриан

Пит Мондриан. "Серое дерево". 1912

В 1911 году Мондриан уехал в Париж, где прожил до июля 1914 года. Это период его увлечения кубизмом, работами Пабло Пикассо и Жоржа Брака. В этот период он отдает предпочтение графическим работам, оставляя цвету второстепенное значение в пику колористическому кубизму Фернана Леже и Робера Делоне. В этот период Мондриан постепенно отказывается от трехмерности изображения, оставляя лишь линии на плоскости холста. Одновременно художник не оставляет и свою давнюю серию вариаций мотива дерева, некоторые из этих работ можно также увидеть на выставке в Третьяковской галерее. В работе 1912 года "Серое дерево" уже видно как на место изогнутых линий приходят горизонтали и вертикали, пока еще прерываемые косыми линиями, от которых Мондриан откажется лишь в 1914. Этот мотив - взаимоотношений вертикального (мужского) и горизонтального (женского) - появился в его творчестве несколько раньше, но и в дальнейшем художник продолжал поиски идеальной гармонии между этими двумя началами в своих произведениях.

"Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным" (Composition with Red, Yellow, Blue and Black). 1921

предоставлено отделом по связям с общественностью Государственной Третьяковской галереи

Пит Мондриан. "Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным". 1921

Наиболее узнаваемые работы художника - его поздние абстрактные произведения, названия которых отличаются в основном нумерацией. Его "геометрическая" живопись - неопластицизм, как назвал свою живописную систему сам автор - во многом перевернула представления современников и потомков об искусстве. Самая известная его работа в этом направлении -"Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным", написанная в 1921 году. Именно об этой работе вспоминают в первую очередь, когда говорят о "мондриановской манере", и ее можно будет увидеть на выставке в Москве. В 1960-х Ив Сен-Лоран вдохновившись стилем художника (и "Композицией" 1921 года в частности) создал целую серию лаконичных платьев с абстрактными геометрическими узорами, которые сейчас стали одним из узнаваемых символов модного дома.

"Победа буги-вуги" (Victory Boogie Woogie). 1942-1944

Пит Мондриан

Пит Мондриан. "Победа буги-вуги". 1942-1944

Эту картину Мондриан закончил в 1943 году, вскоре после своего переезда в Нью-Йорк (в 1938 году он бежал в Америку из охваченной фашизмом Европы). Искусствоведы называют эту работу кульминацией стиля художника и принципов неопластицизма. В отличие от ранних абстрактных произведений, квадраты здесь мельче и ярче, здесь нет ни одного черного пятна, а ячейки чистого цвета лишь оттеняют белое пространство холста. В этой работе нашли отражение шумные достопримечательности и звуки Нью-Йорка 1940-х. Главная отличительная особенность картины - ее ромбовидная форма, холст повернут на 45 градусов. Сейчас картина находится в коллекции музея Гугенхайма в Гааге. Это последнее произведение художника, над которым он работал перед тем, как попасть в больницу. Мондриан скончался от воспаления легких 1 февраля 1944 года и был похоронен в Бруклине.

Узнать подробнее о творчестве художника можно будет на лекции "Пит Мондриан: Пионер абстрактной живописи" , которую прочтет эксперт по живописи художника, руководитель музея современного искусства Парижа Бриджит Леаль.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников