Меню
Бесплатно
Главная  /  Материнство  /  Кавказские языки. Федеральное агентство по образованию российской федерации

Кавказские языки. Федеральное агентство по образованию российской федерации

Многоязычный Кавказ уже давно привлекает к себе пристальное внимание лингвистов. Однако далеко не все представленные на его территории языки принято называть кавказскими: последний термин объединяет только коренные, т. е. не индоевропейские и не тюркские, языки Кавказа. Тем не менее насчитывается примерно 40 кавказских языков. Они распадаются на три группы: абхазско-адыгскую (западнокавказскую), картвельскую (южнокавказскую) и нахско-дагестанскую (восточнокавказскую) (см. схему).

Двенадцать кавказских языков являются письменными: грузинский, абхазский, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский, чеченский, ингушский, аварский, лакский, даргинский, лезгинский, табасаранский. Лишь один из них - грузинский - располагает многовековой.литературной традицией (его наиболее древние памятники восходят к V в. н э) Установлено, что некогда имел свою письменность один из лезгинских языков дагестанской группы - удинский (см. Агванское письмо). Остальные языки являются младописьменными, так как стабильную письменность они получили только в пореволюционное время, хотя эпизодические опыты письменной фиксации таких языков, как аварский, лакский, даргинский и лезгинский, относятся еще к XIV-XVI вв

Различия между группами кавказских языков очень велики. Так, яркую особенность абхазско-адыгских языков составляет их исключительное богатство согласными звуками при крайней бедности гласных, сложное спряжение глагола при слабой развитости именного склоиеиия. Картвельские языки выделяются высокой насыщенностью текста согласными, наличием категории залога, развитостью сложноподчиненных предложений. Для нахско-даге-станских языков типичны богатые системы согласных, богатейшие в мире падежные системы (насчитывающие иногда более 40 падежей), системы именных классов.

Генетические взаимоотношения отдельных групп кавказских языков до сих пор остаются невыясненными. Одни ученые полагают, что они родственны друг другу, и рассматривают их, следовательно, как единую языковую семью. Другие считают такое родство вероятным, но недоказанным и поэтому говорят о трех разных семьях. Трудности доказательства взаимного родства этих групп связаны с большими различиями входящих в них языков по своему грамматическому строю и особенно в лексике Из-за отставания этимологических исследований, наиболее заметного в области нахско-дагестанских языков, все еще невозможно приступить к поиску закономерных зву-косоответствий в праязыковом материале всех трех групп, которые показали бы объективно их родство. Негативно сказывается в этом плане тот факт, что только грузинский язык располагает здесь многовековой письменной фиксацией. Наконец, кавказоведам далеко не всегда удается отделить исконные факты этих языков от возникших в процессе их контактов.

Что касается внешних генетических связей кавказских языков, то они представляются еще менее определенно. Уже в старой ориенталистике не было недостатка в фантастических гипотезах, увязывавших эти языки со многими языковыми семьями и не выдержавших испытание временем. Из современных гипотез последнего плана, по существу, лишь одна - так называемая эвскаро-кавказская (предполагающая родство кавказских языков с баскским языком Испании) - все еще оперирует, подобно многим старым построениям, всей совокупностью этих языков. Другие гипотезы обычно связывают с внешним миром какую-либо одну из этих групп. Сравним ностратическую гипотезу (см. Праязык), сближающую картвельские языки с несколькими другими семьями Старого Света, а также гипотезы о родстве абхазско-адыгских языков с хеттским языком древней Анатолии и о родстве нахско-дагестанских с хурритско-урартскими языками древней Передней Азии. Слабости этих построений вытекают из того обстоятельства, что они разрабатываются, как правило, не кавказоведами.

Хотя науке известен целый ряд примеров длительного и интенсивного языкового контактирования на Кавказе (сравним, в частности, сильное воздействие грузинского языка на остальные картвельские), результаты межгруппового взаимодействия оказываются весьма скромными. В целом еще более слабым в силу конкретных исторических условий жизни носителей этих языков должно было быть их взаимодействие в отдаленном прошлом. Не удивительно поэтому, что выдвинутое еще в XIX столетии понятие так называемого кавказского языкового союза остается фактически не обоснованным.

На основании сопоставления ряда черт фонетического и грамматического строя картвельских и индоевропейских языков высказано предположение о том, что в древности они могли входить в единый языковой союз.

КАВКАЗСКИЕ ЯЗЫКИ, множество языков, не родственных индоевропейской, алтайской, уральской или семитской семьям, на которых говорят ок. 7 млн. человек. Интенсивные полевые исследования в первые десятилетия 20 в. позволили выделить около 40 отдельных языков. Из них только на грузинском говорит более 3 млн. человек; на мегрельском, аварском , адыгейском, кабардино-черкесском, чеченском, ингушском, даргинском и лезгинском говорят более 100 тыс. человек. Существуют языки, которые используются всего в нескольких селениях.

Кавказские языки делятся на три больших группы со множеством подгрупп и ветвей. Приблизительные оценки количества говорящих, основанные на переписи 1979, далее приводятся в скобках.

Картвельская (южная) группа разделяется на три ветви: грузинскую, включающую в себя грузинский язык (ок. 4 млн.); мегрело-чанскую, в которую входят мегрельский язык (ок. 500 тыс.), используемый в западной Грузии, и лазский язык (около 30 тыс., в основном в Турции); и сванскую, состоящую из сванского, или сванетского языка (ок. 35 тыс.), распространенного в горных долинах к северу от Кутаиси в западной Грузии.

Абхазо-адыгская (северо-западная) группа (около 900 тыс.) включает в себя абхазский, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский и убыхский языки. Абхазский язык (около 100 тыс.) используется в Абхазии, на побережье Черного моря на северо-западе Грузии. На абазинском языке (примерно 35 тыс.) говорят в Карачаево-Черкесской автономной республике на юге России. Адыгейский язык (104 тыс.) распространен на юге России в Адыгейской автономной республике и в примыкающих районах Краснодарского края. На кабардино-черкесском языке (около 650 тыс.) говорят в центральных районах самого юга России, особенно в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской автономных республиках, а также в Турции. Убыхский язык (25 тыс.) более не используется на Кавказе в результате широкомасштабной эмиграции кавказских мусульман в западную Турцию во второй половины 19 в.

Нахско-дагестанская (северо-восточная) группа подразделяется на нахскую ветвь (более 1,1 млн. до войн 1990-х годов) и дагестанскую ветвь (ок. 1,75 млн.). Нахская ветвь включает три языка: чеченский , ингушский и бацбийский. На чеченском (ок. 940 тыс. до войн) и ингушском (230 тыс.) говорят, соответственно, в Чеченской Республике и в Республике Ингушетия. Бацбийский язык используется лишь в одной изолированной деревне на западе Грузии.

Дагестанская ветвь нахско-дагестанской группы включает в себя около 30 языков, на которых говорят на юге России, вдоль побережья Каспийского моря, в автономной республике Дагестан и примыкающих к ней районах Грузии и Азербайджана. Она состоит из трех подгрупп и трех языков, не входящих ни в какие подгруппы. Важнейшим языком является аварский (ок. 600 тыс.), используемый в основном в южном и западном Дагестане и северном Азербайджане; этот язык используется также в качестве общедагестанского. Даргинский язык (365 тыс.) применяется на юге центрального Дагестана. На лакском языке (112 тыс.) говорят на севере центрального и в юго-западном Дагестане. Все эти три языка письменные. Языки лезгинской подгруппы (более 550 тыс.) распространены в бассейне р.Самур в южном Дагестане и северном Азербайджане. В нее входят лезгинский (ок. 460 тыс.) и табасаранский язык (95 тыс.), оба письменные, а также: рутульский, агульский, цахурский, удинский, крызский, будухский, арчинский и хиналугский языки. Языки андийской подгруппы (15 тыс.) используются в долинах рек Андийская Койсу и Аварская Койсу на юго-западе Дагестана. В их число входят андийский, ботлихский, годоберинский, багвалинский (или кванадинский), тиндинский, каратинский и ахвахский языки. Языки цезской подгруппы (13 тыс.) распространены в горах юго-западного Дагестана. Это цезский (или дидойский, или цунтинский), хваршинский, гинухский, бежтинский (или капучинский) и гунзибский (или хунзахский, или нахадинский) языки. Большинство лезгинских и цезских языков используются в маленьких изолированных общинах и имеют различные диалекты, различающиеся иногда настолько сильно, что ученые рассматривают их как отдельные языки.

Кавказские языки сильно отличаются по своей структуре от всех других языков этой части мира. Фонетическая система характеризуется относительной простотой гласных и необычайным разнообразием согласных, что можно показать на примере абазинского языка, где число согласных равно приблизительно 70. Кроме звонких и глухих или придыхательных, смычных и аффрикат, во всех этих языках есть гортанная смычка. Северные языки имеют огромное количество согласных, таких, как составные лабио-дентальные смычные, латеральные и ларингальные смычные, лабиализованные s и š , а также множество свистящих фрикативных звуков. В области морфологии в некоторых кавказских языках количество падежей в именах достигает необычайного числа, не имеющего параллелей в других известных языках; так, в табасаранском языке различается более 50 падежей (ср. 6 падежей в классической латыни или 21 в венгерском). В большинстве северо-восточных и северо-западных языков имена делятся на классы, соответствующие грамматическим родам в индоевропейских языках. В этих языках вполне обычны различия по признакам «одушевленный – неодушевленный», «человек – не человек», «женского пола – мужского пола», «достигший половой зрелости – не достигший половой зрелости» и сложные комбинации этих категорий. Однако самой сложной частью грамматик этих языков является глагол, в котором часто выражается не только лицо, время, вид и модальность, но и согласовательные классы подлежащего, прямого и косвенного дополнений.

Только один кавказский язык имеет статус литературного уже на протяжении многих веков – грузинский, официальный язык Грузии, непрерывная литературная традиция которого восходит к 5 в. н.э.

Попытки доказать родство всех кавказских языков не имели успеха. Родство северо-кавказских (абхазо-адыгских и нахско-дагестанских) предполагалось уже Н.С.Трубецким и было доказано С.Л.Николаевым и С.А.Старостиным (в 1994). Внешние родственные связи кавказских языков остаются предметом споров. Наиболее разработанными являются ностратическая гипотеза, связывающая картвельские языки с другими семьями Евразии, и сино-кавказская гипотеза С.А.Старостина, предполагающая родство северо-кавказских, енисейских и сино-тибетских языков. Не исключено родство северо-кавказских языков с баскским и с этрусским.

Словосочетание «кавказские языки», или «языки Кавказа», осмыслено только в географическом значении. Мы понимаем под этим языки людей, которые проживают на определенной территории - в кавказском регионе. Вы можете встретить работы или даже учебники, в которых словосочетание «кавказские языки» употребляется в генетическом смысле, то есть подразумевается, что это языки, между которыми есть родство. В современной науке такая точка зрения является абсолютно устаревшей.

1. Гора языков

Кавказ - интересная в языковом отношении территория, прежде всего потому, что языков там очень много, они очень разнообразны. Когда-то его назвали «горой языков», и это выражение используется до сих пор. Число языков, распространенных на Кавказе, официально оценивается примерно в 60. На самом деле их больше, потому что порой мы не можем отличить язык от диалекта. Многие диалекты следовало бы считать отдельными языками.

Эти примерно 60 языков относятся к нескольким языковым семьям, из которых три можно считать автохтонными. Автохтонные - это языки, у которых нет очевидных родственников за пределами Кавказа, которые целиком распространены именно на Кавказе, это языки народов, которые живут на Кавказе очень давно.

2. Автохтонные языковые семьи

Автохтонных языковых семей на Кавказе три: картвельская, западнокавказская и восточнокавказская. Эти семьи различаются по количеству и структуре языков.

Картвельская семья распространена в Закавказье, в основном в Грузии. Она небольшая по числу языков, но на языках этой семьи говорят несколько миллионов человек, в основном за счет грузинского языка, самого большого в семье. Кроме грузинского в данную семью входят три небольших языка. Это мегрельский и сванский, которые также распространены в Грузии, и лазский язык, на котором в основном говорят за пределами Грузии на южном берегу Черного моря в Турции.

Вторая автохтонная семья, распространенная на Кавказе, - это западнокавказская семья, ее еще называют абхазо-адыгской. Носители этой семьи в основном проживают на территории Российской Федерации на Северном Кавказе в его западной части. В семье насчитывают четыре живых языка: абхазский, адыгейский, абазинский и кабардинский (черкесский). Еще совсем недавно был жив пятый язык - убыхский. Последний его носитель умер в 1992 году в Турции. Он был потомком черкесов, которых выселили из России после Кавказской войны XIX века, то есть в 1860-е годы.

Наконец, самая большая по числу языков семья - нахско-дагестанская. В ней официально насчитывают около 30 языков, но именно здесь диалектное варьирование наиболее велико, и языков на самом деле заметно больше. Ее носители проживают в Чечне, Ингушетии, Дагестане, частично в Азербайджане и Грузии.

Это, может быть, самая интересная и самая известная семья именно потому, что в ней очень много языков, они разнообразны, многие из них совсем маленькие, вплоть до того, что в Дагестане много языков, которые называют одноаульными, то есть на которых говорят жители всего одного селения.

3. Индоевропейская семья на Кавказе

Кроме трех автохтонных семей на Кавказе распространены еще и так называемые неавтохтонные семьи, то есть такие, представители которых в основном живут в других местах. Это прежде всего индоевропейская семья. Во-первых, на Кавказе много людей, говорящих по-русски. К индоевропейской семье относится армянский язык, на котором говорит Армения - целое государство в Закавказье, а также несколько индоиранских языков, прежде всего осетинский и два небольших языка - татский и талышский, на которых говорят в Южном Дагестане и Азербайджане.

Языки всех автохтонных семей Кавказа имеют богатые системы согласных и сравнительно скромные системы гласных.

Кроме того, на Кавказе много представителей тюркских народов. Самый большой из тюркских языков - азербайджанский, есть также несколько языков поменьше: карачаево-балкарский, ногайский и кумыкский.

Совсем маленький и очень интересный народ, разбросанный по разным местам мелкими группами, - народ афразийской семьи, ее семитской ветви. Его представителей называют айсорами, или новоассирийцами. Многие из них живут даже и в Москве, но некоторые их поселения и группы есть еще и на Кавказе.

4. Родство кавказских языков

Многие лингвисты пытались найти единый корень у трех автохтонных семей Кавказа. В частности, в 1950-е годы была очень популярна иберийско-кавказская гипотеза, в соответствии с которой считалось, что все три автохтонные семьи Кавказа глубинно родственны, у них есть общий язык-предок. Эту гипотезу, в частности, продвигал известный грузинский лингвист Арнольд Чикобава, и долгое время она была весьма популярна. Сегодня большинство кавказоведов от нее отказалось.

В начале 1990-х была доказана совершенно другая гипотеза о родстве языков. Ее авторы - замечательные компаративисты Сергей Николаев и Сергей Старостин. Они доказали, что глубинно родственными являются две северокавказкие семьи, то есть абхазо-адыгская и нахско-дагестанская. Картвельские языки никакого отношения к ним не имеют, а, наоборот, на отдаленном уровне являются родственными индоевропейским - входят в ностратическую макросемью. Примерно такой точки зрения на данный момент придерживается большинство кавказоведов.

Есть ли у автохтонных кавказских языков какие-то общие лингвистические черты? На этот вопрос, наверное, можно ответить положительно, но следует признать, что таких черт довольно мало: автохтонные языки Кавказа довольно разнообразны.

5. Общие черты автохтонных кавказских языков

Многие называют речь горцев гортанной. Действительно, можно заметить, что в фонетических системах языков всех трех автохтонных семей довольно много ларингальных согласных, то есть согласных, которые произносятся при помощи гортани, локализуются в гортани. Также много так называемых абруптивных согласных, в образовании которых также участвует гортань. Именно за счет этого создается особый эффект их речи.

Языки всех автохтонных семей Кавказа имеют богатые системы согласных (западнокавказские языки в этом отношении - богатейшие в мире после койсанских языков в Ю жной Африке ) и сравнительно скромные системы гласных.

Очень интересная во всех трех автохтонных семьях морфология. Это синтетическая морфология с большим количеством грамматических значений, которые выражаются внутри слов.

Еще одна черта, которую можно приписать автохтонным семьям Кавказа, немного менее определенная. Можно сказать, что для них характерен не номинативно-аккузативный, а другой строй предложения - эргативный, иногда даже активный. Если даже мы рассмотрим самые обычные предложения, наиболее частотные в речи на любом языке, это будут предложения с непереходным глаголом, например «Мальчик бежит» или «Мальчик спит», «Мальчик упал», и предложения с переходным глаголом, где кто-то один совершает действие над кем-то или чем-то другим, например «Мальчик разбил окно», или «Мальчик сломал дерево», или «Мальчик нарисовал картинку». В русском языке и в других европейских языках легко заметить, что подлежащие непереходного глагола имеют ту же форму, что и подлежащие переходного глагола. То есть в приведенных примерах «мальчик» везде стоит в именительном падеже, а тот объект, которым он манипулирует, например «картинка» или «дерево», стоит в винительном падеже. Языки, которые устроены так, называются языками номинативно-аккузативного строя, и именно такими являются в большинстве случаев индоевропейские языки.

Однако есть языки, устроенные совершенно иначе. В них в тех же самых предложениях одинаковый падеж будет иметь подлежащее непереходного глагола, то есть «мальчик» в предложении «Мальчик бежит», и тот объект, с которым что-то происходит в предложениях с переходным глаголом. Например, в предложении «Мальчик нарисовал картинку» это будет падеж «картинки», то есть получится, что совпадает падеж «мальчика» в предложении «Мальчик бежит» и падеж «картинки» в предложении «Мальчик нарисовал картинку», а «мальчик», который «рисовал картинку», стоит в некотором другом, особом падеже - эргативном. Такие языки называются языками эргативного строя, и среди автохтонных языков Кавказа они преобладают.

Самое интересное, самое активное направление сейчас - это изучение разных идиомов нахско-дагестанской семьи.

К языкам эргативного строя относятся практически все западно- и восточнокавказские языки. В картвельских языках жизнь устроена еще более необычно. Там, как правило, одинаковым падежом оформляются все, кто действует активно, а все, кто действует пассивно, - некоторым другим падежом. То есть, например, если «Мальчик бежит» или «Мальчик разбил окно», то «мальчик» имеет один падеж, а «мальчик» в предложении «Мальчик упал» и то окно, которое разбито, - другой. Такая конструкция предложения называется активной. Она очень редка в языках мира и при этом довольно широко распространена в картвельских языках, то есть в грузинском и его родственниках. Но следует сказать, что в картвельских языках активная конструкция предложения - это не единственная возможность, там есть и другие конструкции, картвельские языки устроены очень сложно и увлекательно.

6. Перспективы исследований языков Кавказа

Языки Кавказа довольно хорошо изучены. Картвельские языки изучены относительно лучше просто потому, что в Грузии долгое время существует собственная лингвистическая традиция, которая постоянно занимается изучением грузинского языка и его родственников. Также картвельскими языками занимаются лингвисты других стран.

Самый необъятный материал для изучения в нахско-дагестанской семье, где до сих пор много идиомов, то есть диалектов или каких-то вариантов языка, которыми лингвисты еще совсем не занимались или занимались очень мало. Поэтому, мне кажется, самое интересное, самое активное направление сейчас - это изучение разных идиомов нахско-дагестанской семьи. Это может позволить решить и какие-то диахронические проблемы, то есть уточнить генетическую классификацию внутри этой семьи, уточнить реконструкцию праязыков разных уровней и праязыка всей нахско-дагестанской и затем северокавказской семьи.

Очень важное направление - это создание корпусов текстов на разных языках. Надо сказать, что кавказские языки в широком смысле слова уже начали участвовать в этом направлении. В частности, качественно сделан корпус армянского языка. Конечно, это неавтохтонный язык Кавказа, но тем не менее один из важных языков кавказского региона. Ведется работа над корпусами многих более мелких языков. В частности, коллеги работают над корпусом лезгинского языка и других языков нахско-дагестанской семьи. Но следует сказать, что языки западнокавказской семьи устроены морфологически очень сложным образом, и создание корпуса представляет собой сложную задачу, хотя и необходимую.

Кавказ - особая историко-этнографическая область с очень сложным этническим составом. Наряду с народами, насчитывающими миллионы человек, здесь обитают множество этносов, чья численность не превышает нескольких тысяч человек. Большая часть их принадлежит к северокавказской семье языков. Анализ лингвистических и археологических данных позволяет предположить, что предки народов северокавказской языковой семьи - автохтонное население Кавказа. Возведение абхазо-адыгской ветви к древнему хаттскому языку и связь нахско-дагестанских языков с хуррито-урартскими - темы, привлекающие многих лингвистов. Однако связи эти на данный момент гипотетичны, и о происхождении современных северокавказских этносов от населения Урарту и государства хаттов сегодня также можно говорить лишь как о гипотезе.

С древних времен и особенно в средние века население Северного Кавказа находилось в постоянном контакте с разного рода кочевыми племенами. В I тыс. до н.э. и в начале нашей эры степное Предкавказье служило кочевьем для ираноязычных киммерийцев, скифов, сарматов, затем аланов. В IV в. на Кавказ пришли гунны, за ними - тюркский племенной союз акациров. В V в. их сменили новые тюрки-сабиры. В VI в. из_за Волги пришли тюрки-авары. В начале VII в. в Предкавказье возникает мощная конфедерация разных тюркских племен под названием Великая Болгария. Потом были Хазарский каганат, печенеги, Аланское царство, Золотая Орда. Все эти кочевники влияли на язык и культуру северокавказских народов. Часть кочевников (тюркоязычных, ираноязычных) оседала в предгорьях и горах Кавказа, становясь соседями автохтонного населения.

Языки и письменность

Объединить нахско-дагестанские и абхазско-адыгские языки в северокавказскую языковую семью (надсемью) предложил лингвист С.А. Старостин. Он руководствовался наличием в этих языковых группах существенных лексических схождений. У этой гипотезы достаточно противников среди лингвистов, но в этнографическом плане вполне правомерно рассматривать северокавказские народы в единстве из-за сходных условий проживания и общих черт материальной и духовной культуры.

К языкам абхазско-адыгской группы принадлежат абхазский, абазинский, адыгейский, кабардино-черкесский и убыхский (в настоящее время считается вымершим). Абхазы живут в Абхазии, Аджарии, Турции и Сирии. В последних двух странах известны как черкесы. Есть абхазы и в России.

По языку и происхождению к ним близки абазины, живущие в Карачаево-Черкесской Республике, некоторых районах Ставропольского края и в Турции. Адыгейцы, кабардинцы и черкесы называют себя одинаково - адыгэ, адыги. Адыгейцы живут в Адыгее, некоторых районах Краснодарского края, в Турции, Сирии, Иордании и на Балканах. Кабардинцы и черкесы проживают в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, а также (как и адыгейцы) в Сирии и Иордании. Среди адыгских народов выделяют также шапсугов, проживающих в Туапсинском районе, Лазоревском районе г. Сочи Краснодарского края, а также в Турции, Сирии, Иордании. За границей России все адыги известны как черкесы.

К нахско-дагестанской ветви относятся языки вайнахские и дагестанские. Вайнахские - языки чеченцев, ингушей и бацбийцев. Бацбийцы в России не живут, все они сконцентрированы в единственном селе Земо-Алвани (Ахметский район, Грузия). Чеченцы живут в Чечне, а также в Дагестане (аккинцы). Расселены по многим регионам России, проживают также в Казахстане. Ингуши живут в самом мононациональном субъекте Федерации - Республике Ингушетия.

Дагестанскую группу составляют аваро-андо-цезские, лезгинские, лакско-даргинские, а также арчинский и удинский языки. Носители аваро-андо-цезских языков занимают западные районы Дагестана, лакцы и даргинцы живут к востоку от них, народы, говорящие на лезгинских языках, на юге Дагестана, в Северном Азербайджане и в отдельных районах Грузии. Современная письменность всех языков северокавказской семьи основывается на кириллице.

Основные занятия и материальная культура

Традиционные хозяйственные отрасли северокавказских народов - земледелие (выращивали просо, овес, кукурузу, ячмень), животноводство (отгонное, особенно популярно овцеводство), виноградарство и виноделие. Отлично развиты ремесла. Издавна широко распространены гончарное дело, производство металлической посуды, чеканка, изготовление ковров, бурок, ковка холодного оружия и его украшение. Далеко за пределами Дагестана, например, известен своими мастерами аул Кубачи: слова «кубачинский кинжал», «кубачинская сабля» не просто обозначают место изготовления оружия, а являются признанной во всем мире маркой - гарантией качества и высокого художественного уровня изделия.

Тип традиционного жилища на Северном Кавказе сильно зависел от типа местности. В горах это были, как правило, одно- и двухэтажные каменные дома с толстыми стенами, плоскими крышами, иногда с боевыми башнями. Застройка была плотная, ярусная. Крыша дома, построенного ниже по склону, часто служила двором для дома, построенного выше. Родственники, как правило, селились рядом, образуя целые семейные кварталы. На равнине традиционная северокавказская постройка - турлучная или саманная, с двухскатной или четырехскатной крышей.

Пища

Основу повседневного рациона народов Кавказа долгое время составляли пресные лепешки и кислый лаваш из пшеничной, ячменной, ржаной или овсяной муки. У адыгов вместо хлеба часто использовалась густая просяная каша. В горах, где было развито отгонное скотоводство, употребляли молочные продукты, особенно сыр. На равнине хлебо-молочная диета дополнялась овощами. Мясо ели редко. К настоящему времени существенно увеличилось потребление мясных блюд, овощей, фруктов.

Общество

В общественном укладе северокавказских народов долгое время сохранялись следы «военной демократии». Самоуправляемые сельские общины «вольные общества» были независимыми от феодалов не только в хозяйственном, но и в политическом отношении. Широко был распространен обычай аталычества, когда ребенка отдавали на воспитание в чужую семью до совершеннолетия. Не менее широко среди всех северокавказских народов были распространены (и отчасти сохраняются по сей день) различные обычаи избегания: женой - мужа в определенных ситуациях и его старших родственников, мужем - старших родственников жены и т.п. Огромную силу имеют обычаи, связанные с гостеприимством. Почти в каждом доме есть специальные гостевые комнаты (кунацкие). Большая патриархальная семья разрушилась к концу XIX в. Теперь на Северном Кавказе преобладает малая семья, в которой, правда, по-прежнему сильны патриархальные отношения.

Религия и духовная культура

В древности народы Северного Кавказа были язычниками - поклонялись огню, духам мест, явлений природы. С VI по XVIII в. в регион активно устремились православие и ислам. Сегодня большинство верующих представителей народов Северного Кавказа - мусульмане-сунниты. Немало и христиан. Прежние верования, правда, исчезли не полностью, влившись в местные варианты двух мировых религий в виде локальных обрядов и святых мест, староязыческих, но получивших мусульманское или христианское толкование.

Кавказские языки

Географические и исторические условия сделали Кавказский край любопытным этнографическим музеем. Нет другой местности на земном шаре, где, на сравнительно небольшом пространстве, скучивалась бы такая масса разноплеменных и разноязычных народов. В течение многих столетий Кавказский перешеек служил убежищем для племен, оттесняемых другими из сев. прикавказских степей - главного, в древние и средние века, пути из средней Азии в Европу. Попав однажды на С Кавказа, племена, теснимые другими, были, так сказать, припираемы к стене и не имели выхода, будучи заперты со всех сторон: с З им пресекали путь моря Азовское и Черное, с В - Каспийское, с Ю - сплошной высокий горный кряж. Подобные же условия существовали и на южн. склоне Кавказа. И здесь со стороны Колхиды, Иверии, Армении загонялись в горы побежденные племена, не имея выхода ни на В, ни на З. Таким образом Кавказский хребет становился "горою языков", и если в настоящее время языки и наречия считаются в нем десятками, то в глубокой древности их было еще более, так как многие народцы гибли в борьбе с суровыми природными условиями и с другими племенами, и от языков их не осталось и следа. Кавказское языковедение пришло к заключению, что между главными древними группами языков сев. и южн. склона Кавказа нет родства. Это указывает на то, что Кавказский хребет был действительно стеной, разделявшей народы, и что естественные бреши в ней редко были открыты для передвижения племен. Только сильным, многочисленным и воинственным народам удавалось вторгаться с сев. Кавказа в южный и время от времени производить. набеги на плодородные страны, прилегающие с Ю к Кавказскому хребту. Начало исследования Кавказа в лингвистическом отношении было положено еще в XVIII в., экспедициями Имп. акад. наук: академики Гюльденштедт, Гмелин и Паллас составили сборники слов на кавказских горских языках. В начале XIX века изучением и классификацией кавказских языков занимался ориенталист Юлий Клапрот ("Reise in den Kaukasus und nach Georgien", с приложением исследования о кавказских языках, 1812-1814; "Tableau historique, géograph., èthnogr. etc. du Caucase", 1827); но материалы, которыми он располагал, были скудны, недостаточно точны, и привели его к некоторым ошибочным заключениям. Эпоху в изучении К. языков составляют труды академика Шегрена, составившего первую научную грамматику осетинского языка ("Ossetische Sprachlehre nebst kurzem osset. deutschen u. deutsch. ossetich. Wörterbuche", СПб., 1844), академика А. Шифнера, издавшего несколько монографий по восточно-горским языкам (тушинскому, аварскому, удинскому) и особенно деятельность барона П. К. Услара, который с 1861 до 1875 г. исследовал ряд горских, дотоле почти неизвестных яз.: абхазский, чеченский, аварский, лакский, хюркилинский, кюримский и табасаранский. С литографированными трудами барона Услара знакомил европейскую науку акад. Шифнер, давая о них обстоятельные отчеты ("Ausführliche Berichte") на немецком языке. В недавнее время (1887-92) монографии Услара (кроме его исследования табасаранского языка) изданы в Тифлисе управлением Кавказского учебного округа (см. соотв. статью).

Языки населения Кавказа принадлежат к различным лингвистическим семьям. Срединную часть Кавказского края вообще и зап. часть Закавказья занимают группы народов, языки которых представляют отдельные семьи, не обнаруживающие в своем строении и лексическом составе сродства с какими-нибудь другими лингвистическими семьями. Таковы группы: картвельская (иначе иверская, или грузинская), зап.-горская и вос.-горская. Прочие языки, известные на Кавказе, принадлежат к семьям индоевропейской и урало-алтайской.

I. Группа картвельская. К ней принадлежат четыре языка: грузинский с его поднаречиями, мингрельский, лазский и сванетский. Лингвистические исследования обнаружили родство этих языков между собой, но все попытки отыскать родичей этой семьи языков оказались безуспешными. Грузинским языком (см. Грузия) говорят: а) собственно грузины, живущие в Тифлисской губ. и населяющие Карталинию и Кахетию, а также ингилойцы - грузины-мусульмане, живущие в Закатальском округе; б) грузины-горцы, живущие тоже в Тифлисской губ.: хевсуры, пшавы и большая часть жителей Тушетии; в) имеретины и гурийцы (в Кутаисской губ.); г) аджарцы, кобулетцы и вообще грузины, живущие в бывшей Батумской обл. Пособия для изучения грузинского языка - см. проф. А. Цагарели, "О грамматической литературе грузинского языка" (СПб., 1873). Мингрельским языком говорит, главным образом, картвельское население Кутаисской губ. Грамматическая литература: А. Цагарели, "Мингрельские этюды: I. Мингрельские тексты с переводом и объяснениями. II. Опыт фонетики мингрельского языка" (СПб., 1880); см. также: "Мингрельские тексты" (в "Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа", вып. II, отд. II, 1890 г., и вып. ХVIII, 1894 г., отд. I). Лазский язык - наречие лазов, занимающих часть Черноморского прибережья и левый берег нижнего течения Чороха в Батумском округе Кутаисской губ. Главная масса лазов живет в Турции, в так назыв. Лазистане. Наречия лазов и мингрельцев ближе между собою, чем с другими языками картвельской семьи. Сванетским языком говорит небольшое горное племя, живущее в верхних продольных долинах pp. Ингура и Цхенис-цхали. Попытки к грамматическому исследованию сванетского языка были сделаны П. К. Усларом (см. его статью в I вып. соч. Услара: "Этнография Кавказа", отд. II) и А. Греном (см. "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа", вып. X, 1890 г.).

II. К восточно-горской группе причисляются языки многочисленных племен, обитающих в Дагестане, на прилегающем к нему южном склоне Главного хребта и по северному скату Андийского водораздела. К этой группе принадлежат языки чеченцев, горцев Дагестана (лезгин) и удинов. Чеченский язык распространен в пределах Терской области. Разными наречиями этого языка говорят плоскостные чеченцы (в Грозненском округе), горные чеченцы (в Аргунском), ауховцы (в Хасав-юртовском) и ичкеринцы (в Веденском округе). Близки по языку к чеченцам ингуши, живущие во Владикавказском округе, и так наз. кистины, живущие в незначительном числе на севере Тионетского и Душетского уездов Тифлисской губ. Язык чеченцев был исследован Усларом и ак. Шифнером (см. Услар, "Этнография Кавказа. Языкознание. II", Тифлис, 1883; там же помещены в русс. переводе "Tchetschenzische Studien", академика Шифнера). В ближайшем родстве с чеченским находится язык неправильно названный тушинским, или тушским. Собственно тушинами называются горные грузины, живущие по верховьям Андийского-койсу (Тушинской Алазани) и отчасти на южном склоне Главного хребта, в верхней долине Кахетинской Алазани. Среди тушин в давние времена поселилось небольшое чеченское общество, называющее себя бацби (большая часть этих чеченцев, составлявших прежде цовское общество, перешла в недавнее время на Алазанскую равнину и поселилась близ сел. Ахмет). Язык этих чеченцев, названный академиком Шифнером, по примеру акад. Гюльденштедта, неправильно, тушским, происходит от чеченского, но в течение времени и под влиянием грузинского настолько разошелся с ним грамматически, что может считаться уже не наречием чеченского, но отдельным языком, близко родственным последнему (см. Шифнер, "Ueber die Thusch-Sprache", СПб., 1856). Многочисленные языки Дагестана, так наз. лезгинские, обнаруживают лингвистическое родство между собою. Некоторые из них более распространены, как, напр., аварский, кюринский, другие - менее (казикумухский, табасаранский); есть и такие, на которых говорят два-три селения. Все эти языки представляют множество говоров. Несмотря на капитальные труды по восточно-горским языкам барона П. К. Услара, о многих наречиях этой группы нет точных сведений, точно так же как не уяснены взаимные отношения некоторых языков, причисляемых к ней. Наиболее распространенным языком Дагестана может считаться аварский, употребляемый при взаимных сношениях почти всеми разноязычными лезгинскими племенами и обществами. Область его простирается в меридианном направлении через весь Дагестан, занимая нижнее течение Андийского-койсу, бассейны Аварского и Кара-койсу и южный склон Главного хребта почти на всем протяжении Закатальского окр. Всего гуще аварское население в Гунибском округе (в среднем Дагестане) и в Аварском (в зап. Дагестане). Материалы для изучения аварского языка: Schiefner, "Versuch über das Awarische" (СПб., 1862); его же, "Awariscbe Texte" (в "Mémoires de l"Acad. I. des sciences de St. -P.", VII S. T. XIX, № 6, 1873 г.); его же, "Ausführ. Bericht über Bar. P. v. Uslars Awarische Studien" (СПб., 1872); П. К. Услар, " Этнография Кавказа. Языкознание. III. Аварский яз." (Тифлис, 1889; грамматика, образование языка и сборник слов); "Аварские сказки и песни", собранный Айдемиром Чиркеевским (литограф., Темир-Хан-Шура, 1867); "Аварские сказки", записал и перевел Биакай Абдулаев, в "Сборнике матер." (XIV, отд. II, стр. 73-134). - Лакский, или казикумухский, язык распространен в пределах Кази-Кумухского округа, хотя здесь существуют и аулы, населенные представителями других языков: аварского, тюрко-азербайджанского и других. Жители одного селения Арчи говорят особым языком, приближающимся к аварскому. Лакский или казикумухский язык исследован П. К. Усларом ("Этнография Кавказа. IV. Лакский язык", Тифлис, 1890) и акад. Шифнером ("Ausf. Bericht über Bar. P. v. Uslars Kasikumüikische Studien" СПб., 1866). - Кюринский язык распространен по обоим берегам р. Самура в южн. Дагестане, а также в Кубинском у. Бакинской губ. и в некоторых селениях Нухинского у, Елисаветпольской губ. С кюринским языком, по словам туземцев, сродны наречия рутульцев и цахурцев, живущих в верхней части бассейна Самура. О кюринском языке см. Schiefner ("Ausf. Bericht über Bar. P. v. Uslars Kürinische Studien" СПб., 1873); Л. П. Загурского, "Заметки о кюринском языке" (в VIII вып. "Сборник сведений о К. горцах", Тифлис, 1875); кн. Лионидзе и С. Султанов, "Кюринские тексты" ("Сборник материалов для описания и пр." XIV, отд. 2-й). Говоры горцев восточной части Дагестана, живущих главным образом в Даргинском округе и в пограничных частях Темир-Хан-Шуринского, Кайтаго-Табасаранского и Кази-Кумухского, представляются наречиями одного языка, не имеющего общего названия. В виду наибольшей плотности населения, говорящего этим языком, в Даргинском округе, его можно назвать даргинским (или, по Вейденбауму, даргинско-кайтагским). Наречия этого анонимного языка соединяются (Загурским) в три группы: акушинскую (распространенную в Даргинском округе), кайтагскую (занимающую часть Кайтаго-Табасаранского округа) и вуркунскую (в среднем Дагестане). Из всех этих наречий Услар исследовал только одно, принадлежащее к кайтагской группе и названное им хюркилинским языком. Шифнер изменил это название в хюрканский язык. См. П. Услар, "Этнография Кавказа. Языкознание. V. Хюркилинский язык" (Тифлис, 1892); Schiefner, "Ausf. Bericht über Bar. P. v. Uslars Hürkamsche Studien" (СПб., 1871). Песни жителей Цудахарского селения близ Гуниба, говорящих на хюркилинском языке, напечатаны Б. Далгатом в "Сборн. материалов для описания и пр." (вып. XIX, отд. 2). Яз. жителей аула Кубачи (в верхнем Кайтаге), принадлежащий, по мнению Л. П. Загурского, к вуркунской группе даргинских языков, еще недостаточно исследован. К таким же малоисследованным языкам вост.-горской группы принадлежит табасаранский, распространенный в южн. Дагестане, в бассейне р. Рубаса. На С язык этот соприкасается с кайтагскими наречиями, на Ю - с кюринскими, с З к нему примыкает агульский язык (сродный, по показанию одних, с табасаранским, по показанию других - с кюринским), а на В область его отделяется от Каспийского моря прибрежной полосой, занятой тюркскими племенами. Вследствие близкого соседства и постоянных сношений с последними, табасаранцы усвоили себе их азербайджанское наречие и забывают понемногу свой родной язык. Исследование табасаранского языка было последним трудом бар. П. К. Услара, который не успел при жизни окончательно его обработать грамматически. Труд Услара продолжал Л. П. Загурский, но также не успел довести его до конца. К разряду народцев, ближайшее лингвистическое родство которых с другими восточно-горскими народами неизвестно, относятся еще: капучинцы в среднем Дагестане; крызцы, джекцы, будугцы и хиналугцы (названные так по названиям аулов). Джекцы, крызцы и будугцы (в Бакинской губ.), по показаниям туземцев, говорят наречиями кюринского языка; хиналугцы же, по отзывам кюринцев, говорят особым, непонятным для них наречием. Наконец, к восточно-горской группе причисляется удинский язык, сохранившийся в двух селениях Нухинского у. - Варташене и Ниже. Язык удинов, или удов, по исследованию акад. Шифнера, подходит ближе всего к кюринскому, но подвергся сильному влиянию татарского, а также заимствовал много армянских слов, под влиянием армяно-григорианской церкви, к которой принадлежит часть удинов (другие - православные). О языке удинском см. A. Schiefner, "Versuch über die Sprache der Uden" (СПб., 1863).

III. К западно-горской группе принадлежат языки абхазцев и черкесов. Абхазский язык, распадающийся на несколько наречий, распространен, по словам Вейденбаума, на низменной полосе между предгорьями Главного хребта и Черным морем, на пространстве приблизительно, от р. Охури до Гагринской теснины. Другая ветвь абхазцев, известная под названием абазинцев (абаза), живет, под разными наименованиями, в юго-вост. части Кубанской обл., более всего в Баталпашинском у. Из наречий абхазского языка исследовано одно бзыбское, бар. П. К. Усларом. См. его: "Этнография Кавказа. Языкознание. I. Абхазский язык" (Тифл., 1887); также A. Schiefner, "Ausf. Bericht über Bar. P. v. Uslars Abcbasische Studien" (СПб., 1863). Черкесский яз., или адыгский яз., - яз. кабардинцев, живущих в Терской обл. (в Большой и Малой Кабарде), на равнинах бассейна Малки и по правому берегу Терека до р. Курпа. Другие общества, принадлежащие к адыгскому племени, живут, под разными наименованиями, разбросанно, в южной части Кубанской обл., к сев. от абазинцев. Многочисленнее прочих абадзехи, бжедухи; крайне мало, вследствие выселений в Турцию, осталось бесленивцев и шапсугов. По словам составителя кабардинской грамматики, Л. Г. Лопатинского, адыгский язык делится на три наречия: 1) нижнеадыгское (кяхское). Представителей этого наречия осталось по черкесским селениям, растянутым длинной полосой по Кубани, весьма немного; 2) среднеадыгское, или беслениевское, составляющее переходную ступень между нижнеадыгским и кабардинским; 3) верхнеадыгское, или кабардинское, на котором говорят кабардинцы, единственное черкесское племя, сохранившееся в целости и после массовых выселений в Турцию, вызванных окончанием кавказских войн. См. Люлье, "Словарь русско-черкесский, с краткой грамматикой" (Одесса, 1846); "Русско-кабардинский словарь с указателем и краткой грамматикой", состав. Л. Лопатинским (Тифлис, 1890); кабардинские тексты с русским переводом, изданы Л. Лопатинским, в "Сборн. мат." и пр." (вып. XII, 1891); П. К. Услар, "Черновые заметки о черкесском язык. Этнография Кавказа" (Тифлис 1887, I, отд. II). К западно-горской группе принадлежит и язык убыхов, прежде занимавших часть прибрежья Черного моря, приблизительно между реками Хоста и Шахе, но затем почти поголовно ушедших в Турцию. О языке убыхов см. "Краткие заметки" Услара, в "Этнография Кавказа. Языкознание. I" (1887, отд. II). Вообще, взаимные родственные отношения языков, входящих в состав восточно-горской и зап. групп, еще далеко не уяснены наукой. Изучение этих языков затрудняется их звуками, которых артикуляция трудно достижима для нетуземцев, и своеобразным грамматическим строем, отличным от строя индоевропейских языков. Притом горские языки распадаются на множество наречий и говоров. Известный лингвист Фридрих Мюллер, изучавший строение некоторых кавказских языков по трудам Шифнера, предлагает следующую классификацию: А) Северно-кавказские языки: 1) абхазский и черкесский, 2) аварский, казикумухский арчийский, хюрканский (хюркилинский), кюринский, удинский, чеченский. Б) Южно-кавказские языки: грузинский, мингрельский, лазский, сванетский. Южно-кавказские языки представляют группу, которую можно назвать лингвистической семьей; но северно-кавказские не могут быть названы одной семьей, ввиду значительных различий их между собою и в формальном, и в лексическом отношений, хотя между ними наблюдаются и крупные сходства, напр. в обозначении родов, падежей, в некоторых чертах спряжения и проч. Отношение языков северно-кавказских к южно-кавказским остается до сих пор вопросом открытым (см. Fr. Müller, "Grundriss der Sprachwissenschaft", III т., II отд., В., 1887). Языки Кавказа, не входящие в состав картвельской семьи и обеих групп восточно-горской и западно-горской, принадлежать к семьям индоевропейской и урало-алтайской. К индоевропейской семье, именно к иранской ее ветви, принадлежат: а) язык осетинский, которым говорят осетины, живущие в Терской обл., в центральной части Кавказского хребта, в долинах, орошаемых отчасти средним течением Терека и притоками его с левой стороны. Часть этого народа живет и по ту сторону хребта, в верховьях Лиахвы, Ксанки, Риона, в Тифлисской и Кутаисской губ. Из современных живых иранских языков осетинский сохранил наиболее старины в своей фонетике и морфологии. Осетины по северную сторону хребта говорят на двух наречиях: иронском (тагаурском) и дигорском. Говор закавказских осетин представляет поднаречие иронского (см. Вс. Миллер, "Осетинские этюды", М., 1881-1887, где приведена и вся литература по изучению этого языка), б) Татский язык - наречие, близкое к новоперсидскому; таты живут главным образом в Бакинской губ., особенно в уездах Бакинском и Кубинском. а также в южном Дагестане - в Кайтаго-Табасаранском округе. См. Е. Вегezine, "Kecberches sur les dialectes persans"; Dorn u. Mirza-Schafy, "Beitr. zur Kenntniss der Iranischen Sprachen" (ч. I, СПб., 1860). Поднаречие татского яз. представляет язык кавказск. евреев горцев (см. Горские евреи). Материалы для изучения еврейско-татского языка (тексты и словарь) изданы В. Ф. Миллером (СПб., 1892); в) Персидский язык, которым говорят персияне, живущие в Бакинской губернии, в Тифлисе и в городах Терской области. г) Талышинский язык, представляющий одно из персидских наречий, распространен в Ленкоранском у. (см. Рисс, "О талышинцах, их образе жизни и языке", в "Записках кавказск. Отд. И. Р. Геогр. Общ.", 1855, кн. III). д) Курдский язык, хотя и близкий к новоперсидскому, но имеющий право на название самостоятельного языка. Курды живут на юге Закавказья, главным образом в Эриванской губ., Карсской обл. и некоторых уездах Елисаветпольской. В курдском языке различают два наречия: курманджийское и заза. Первое наречье принадлежит курдам, живущим в пределах России. О языке курдов см. П. Лерх, "Исследования об иранских курдах" (СПб., 1857); A. Chodzko, "Etudes philologiques sur la langue kurde" (Пар., 1857); A, Saba, "Dictionnaire kurde-français" (СПб., 1879); F. Justi, "Kurdische Grammatik" (1880); С. Егиазаров, "Курманджийские тексты" (в XIII кн. "Зап. Кавказ. Отд. И. Р. Геогр. Общ.", 2 вып., Тифлис, 1884); Л. П. Загурский (совместно с С. Егиазаровым), "Курманджийско-русский и русско-курманджийский словари" (в XII кн. "Зап. Кавк. Отд. Имп. Русск. Геогр. Общ.", вып. 2). - К индоевропейской семье, но к отдельной ее ветви, принадлежит язык армянский, на разных говорах которого говорят армяне в губ. Эриванской, Елисаветпольской, Бакинской, обл. Карсской и во многих городах Кавказского края. Далеко не все поднаречия и говоры живого армянского языка на Кавказе достаточно изучены. См. К. Патканов, "Исследования о диалектах армянского языка" (СПб., 1869); А. Томсон, "Лингвистические исследования. Очерк ахалцихского говора" (I, 1887); его же, "Историческая грамматика современного армянского языка г. Тифлиса" (СПб., 1890). Новогреческим языком говорят греки, живущие отдельными селениями в Тифлисской губ., в Черноморском крае и Карсской обл. На сев. Кавказе есть греческие поселения в Кубанской обл. и Ставропольской губ. Кроме перечисленных языков индоевропейская семья на Кавказе представлена еще языками русским, польским, чешским (в Черноморском окр.), литовским, немецким и молдаванским (в Черноморском окр.). Народы монгольской расы на Кавказе принадлежат к двум отраслям урало-алтайского семейства языков: монгольской и тюрко-татарской. Представителями первой являются калмыки, кочующие в степях Ставропольской губ. к Ю от В. Маныча (Большедербетовский улус). Часть калмыков кочует по временам в степях на лев. берегу Терека, в Грозненском окр. Народы, говорящие языками тюрко-татарской семьи на Кавказе, могут быть разделены на 2 группы: а) тюркские народы, живущие на сев. Кавказе, и б) закавказские тюркские народы. К первой группе принадлежать языки: а) ногайский которым говорят ногайцы, живущие между pp. Кумой и Тереком и при устье Сулака; кроме того небольшие поселения их находятся близ Пятигорска и при слиянии Зеленчука с Кубанью; б) трухменский - язык трухмен (трухмян, туркмен), кочующих в Ставропольской губ. у нижнего течения Калауса и Кумы; в) карачаевский, весьма близкий к ногайскому, - язык тюркских горцев, живущих у верховьев Кубани и речек, впадающих в Кубань; г) язык так наз. горских, или кабардинских, татар, близкий к карачаевскому и ногайскому. Горские общества, говорящие этим языком: балкарцы (или малкарцы), бизинги и хуламцы (в верхнем течении Черека), чегемцы (в ущелье р. Чегема) и урсубиевцы (в ущелье р. Баксана); д) кумыкский - язык кумыков, занимающих северную часть дагестанского прибрежья Каспийского моря приблизительно от устья Терека до Дербента. О языке кумыков, близком к языку ногайскому, можно, судить по кумыкским текстам, изд. в "Сборн. мат. и пр." (вып. XVII, отд. III, 1893; там же - "Русско-кумыкский словарь" М. Г. Афанасьева и "Кумыкско-русский словарь" М. В. Мохира). К закавказским тюркским языкам принадлежат: а) язык так наз. адербейджанских татар, составляющих главную массу населения восточной половины Закавказья. Это тюркское наречие, подвергшееся сильному влиянию персидского языка, называется адербейджанским по имени персидской провинции, пограничной с Закавказьем. Простота и доступность сделали это наречие международным языком для всего восточного Закавказья: б) язык турок (османлы), живущих в юго-западной части Закавказья, именно в Карсской обл., Артвинском и Батумском окр., Ахалцихском и Ахалкадакском уу.; в) язык туркмен (таракаманцев); этот тюркский народ, отличающийся по наречию от турок-османлисов, вышел из Турции и живет в нескольких селениях в Карсской обл. и Ахалцихском у.; г) язык карапапахов, как называют закавказских татар, перешедших в Карсскую обл. из пограничных губерний Закавказья. Научного, исследования большинства тюрко-татарских языков Кавказа еще не существует. Единственным представителем финской ветви служит на Кавказе язык эстов, которые лишь недавно в незначительном числе поселились в Александровском у. Ставропольской губ. и в Черноморском окр. К индийской ветви индоевропейской семьи относятся наречия К. цыган, оседлых и бродячих, известных в крае под названиями боша и карачи. О языке их см. К. П. Патканов, "Цыганы. Несколько слов о наречиях закавказских цыган: боша и карачи" (СПб., 1887). О классификации кавказских народов по языку, кроме названных выше сочинений, см. еще: Л. П. Загурский, "Этнологическая классификация К. народов" (приложение к "Кавказскому Календарю" на 1888); E. Г. Вейденбаум. "Путеводитель по Кавказу". Отд. I: "Очерк этнографии" (Тифлис, 1888).