Меню
Бесплатно
Главная  /  Материнство  /  Кем же был Антонио Сальери? Антонио сальери биография

Кем же был Антонио Сальери? Антонио сальери биография


Имя: Антонио Сальери (Antonio Salieri)

Возраст: 74 года

Место рождения: Леньяго

Место смерти: Вена

Деятельность: австрийский композитор, дирижёр и педагог

Семейное положение: был женат

Антонио Сальери - биография

Все мы знаем: Сальери - это тот, кто отравил великого , об этом писал сам Пушкин. Но еще при жизни русского классика современники недоумевали: «Александр Сергеевич, зачем вы оклеветали выдающегося композитора?»

Встать, суд идет! В 1997 году в миланском Дворце юстиции состоялся необычный судебный процесс. Скамья подсудимых была пуста. Рассматривалось дело об обвинении итальянского и австрийского композитора, музыканта и педагога Антонио Сальери в отравлении австрийского композитора и исполнителя-виртуоза Вольфганга Амадея Моцарта.

Прокуратура Италии представила письменные подозрения вдовы Моцарта Констанции («Он сказал, что хочет его отравить!»), показания секретаря Бетховена, медицинские справки и записки врача, в которых отмечены опухшие руки, как будто Моцарт был отравлен ртутью. И все же все эти улики косвенные, основанные на домыслах. После долгого процесса суд вынес вердикт: «Сальери не виновен».

Невысокий седой коренастый человек в черном плаще и широкополой шляпе медленно брел по улочкам Вены. Наконец, он дошел до дверей своего дома и достал ключ. Тут от стены отделилась тень и метнулась к нему, у его уха раздался громкий шепот:

Маэстро, не пугайтесь! Я только хотел узнать, не дадите ли вы мне несколько уроков музыки...

Перед композитором стоял неуклюжий подросток в короткой курточке и потертых штанах. От волнения он мял в руках снятую шляпу. Маэстро вспомнил, что видел этого мальчишку в воскресенье в церкви и обратил внимание на его красивый голос. Бедная одежда и стоптанные башмаки говорили о том, что ученику нечем платить за обучение.

Что ж, заходи, мой мальчик. Я как раз спешу на ужин. Потом ты сыграешь мне что-нибудь, и если это будет недурно, я стану учить тебя бесплатно. Как тебя зовут?

Франц Шуберт, герр.

Антонио Сальери - педагог и меценат, ученики

Антонио Сальери был не только выдающимся педагогом, но и великим благотворителем. В числе его учеников Франц Шуберт, Ференц Лист, Игнац Мошелес и другие одаренные музыканты. Многих он обучал бесплатно по причине их бедности. Кроме того, Сальери заботился о вдовах и детях композиторов, которые влачили жалкое существование, создал пенсионный фонд.

Ради этого он устраивал благотворительные концерты, к которым привлекал известнейших музыкантов Европы (к слову, Моцарт этими концертами пренебрегал). Фонду вдов и сирот венских музыкантов Сальери завещал часть своего состояния.

Это сейчас статский советник Антонио Сальери был осыпан почестями: член Шведской Академии наук, почетный член Миланской консерватории. Наполеон сделал его иностранным членом Французской Академии, а позже Бурбоны наградили орденом Почетного легиона. Однако он прекрасно помнил свое детство, отмеченное голодом и скитаниями.

Детство, семья композитора

Антонио действительно пришлось много пережить. Его отец был венецианским торговцем колбасами, но разорился. Мальчику исполнилось всего 13, когда он потерял мать, а потом и отца. Сироту приютил друг семьи сеньор Мочениго, а затем придворный композитор Иосифа II Флориан Гассман, который и увез Сальери в Австрию.

С детства занимавшийся музыкой и пением в церковном хоре, Сальери не отличался особой гениальностью. При этом все учителя отмечали его безупречный слух, редкое трудолюбие и волшебный голос.

Музыкальная биография, карьера

Гассман относился к Сальери как к сыну. Он дал ему не только музыкальное, но и всестороннее общее образование. Впоследствии Антонио Сальери справедливо считался самым образованным музыкантом Европы. Современники характеризовали его в своих воспоминаниях как любезного, доброжелательного человека и интересного собеседника.

Сальери быстро стал любимцем австрийского императора, его придворная карьера пошла вверх. В 20 лет Антонио сочинил свою первую оперу, а через четыре года занял один из главных музыкальных постов в Европе - должность придворного композитора камерной музыки и капельмейстера итальянской оперной труппы.

Близость к императору, полная творческая самореализация, успех у публики, слава и деньги - все пришло к Сальери сразу. Было ли что-то, чему он мог завидовать? Вряд ли...

Антонио Сальери - биография личной жизни

Хрупкая, очень красивая женщина задернула портьеры и зажгла свечи, чтобы ее супругу, лежащему на кровати, было комфортнее читать. Доктор велел Сальери соблюдать постельный режим, и тот воспользовался этим временем отдыха, чтобы между концертами побыть с семьей. Его любимая Терезия вышивала, сидя на стуле рядом с его постелью.

Две старшие дочери вязали в соседней комнате, а младшие возились на полу с куклами. Сын делал уроки за его письменным столом. Чуть позже Алоиз сел за фортепиано и играл вальс, а сестры радостно кружились...

В браке Сальери тоже был счастлив. Когда ему исполнилось 25 лет, он женился на 19-летней дочери венского отставного чиновника Терезии фон Хельферсторфер, которую и в поздние годы называл любовью своей жизни. У супругов родились восемь детей - семь дочерей и один сын.

К несчастью, три дочери умерли в детстве: уровень австрийской медицины в XVIII веке оставлял желать лучшего. Еще большим потрясением для музыканта стала смерть 23-летнего сына в 1805 году, а два года спустя он потерял и любимую супругу.

Сальери было 55 лет. Он знаменит, богат и одинок. Здоровье начинало подводить, придворная карьера близилась к раннему закату. Но судьба отмерила ему еще почти 20 лет - увы, не столь счастливых. И последним ударом, сломившим блистательного композитора и педагога, стал слух о его причастности к смерти Моцарта.

Безусловно, Сальери и Моцарт знали друг друга. Они не дружили, но и не враждовали. Более того, Сальери старался поддержать талантливого композитора, многими (но далеко не всеми!) произведениями которого восхищался. Он исполнял некоторые симфонии Моцарта, помог ему включить в репертуар оперу «Свадьба Фигаро».


Но вспыльчивый и нервный Вольфганг все равно писал письма отцу, жалуясь на придворный «итальянский» заговор против него во главе с Сальери. Это и послужило поводом для сплетен, будто бы Сальери ненавидел Моцарта, завидуя его дару. Однако отравить его он не мог - хотя бы потому, что смерть последнего имела совсем иную причину.

18 ноября 1791 года Моцарт дирижировал своей Маленькой Масонской Кантатой, а через пару дней вдруг почувствовал себя плохо и слег. Его мучения были ужасны: воспалились суставы рук и ног, он не мог ими даже пошевелить. По свидетельствам очевидцев, Вольфганг с детства страдал острой сердечной недостаточностью и неизлечимой в то время ревматической болезнью. Он и умер от приступа ревматической лихорадки.

Через несколько лет, с расцветом идей романтизма, родился миф о Моцарте - чудо-ребенке, покорившем Европу, гениальном музыканте, вознесенном буржуазией до небес. Но идеальный герой не может банально испустить дух в собственной постели от лихорадки - куда романтичнее, если он станет жертвой завистника-отравителя.


И на эту роль кто-то (их имена истории неизвестны) выбрал беспомощного полупарализованного старика Антонио Сальери. Спустя годы с легкой руки Пушкина, написавшего «Маленькие трагедии», Римского-Корсакова, положившего ее на музыку, и Шеффера, по пьесе которого Форман снял фильм, в эту клевету поверят многие.

Слухи, распущенные через 30 лет после смерти Моцарта, дошли до Сальери. Несправедливое обвинение пошатнуло его и без того слабое здоровье. С композитором случился припадок, после чего его поместили в госпиталь для сумасшедших. Тяжелое физическое состояние усугубилось душевным расстройством. Страдания Антонио Сальери прекратились полтора года спустя вечером 7 мая 1825 года.

Машина Уэллса

Имя Антонио Сальери благодаря стараниям некоторых деятелей искусства (в том числе А.С.Пушкина) стало почти синонимом «иуды», ибо вошло в историю как имя предателя и угрюмого убийцы, из зависти отравившего своего гениального коллегу Моцарта. Concepture пытается нарисовать реальный образ виднейшего композитора и педагога своего времени.

То, что имя Сальери стало ассоциироваться с завистью к таланту, можно назвать всего лишь досадным недоразумением, ведь речь идет о самом успешном и влиятельном композиторе своего времени, почитаемом учителе музыки, любимце венской публики. Однако это недоразумение загадочным образом выросло до масштабов такого живучего мифа, что фигура снедаемого тяжким пороком Сальери затмила реального Сальери - открытого, отзывчивого и веселого человека. Жизненный и творческий путь Сальери говорит о том, что посмертная слава композитора должна была стать совсем другой. В этой заметке мы приведем некоторые факты, касающиеся биографии и творчества композитора, которые помогут «оживить» настоящего Сальери и разрушить мрачный образ, созданный драматургией, беллетристикой и кинематографом XIX, XX и XXI веков.

1

Антонио Сальери, родившийся 18 августа 1750 года недалеко от Венеции, был обычным ребенком, в чьей внешности не угадывалось ничего демонического. Сохранилось такое описание юного Антонио: «Он был невелик ростом, ни толстый, ни тонкий, смуглый, с ярко-черными глазами и волосами. Одевался он модно, но избегал излишеств, очень любил конфеты и варенье, но при этом не любил вино и пил только воду. Он был щедр со всеми, очень религиозен и весел. Его хобби составляли литература и долгие прогулки в одиночестве, которые, возможно, помогали ему медитировать». Мальчик имел музыкальные способности, прекрасно пел, поэтому и был послан получать музыкальное образование, как и его брат. Антонио оказался необычайно усердным учеником и достиг больших успехов в освоении музыкального искусства. Уже в детстве Антонио Сальери узнал, что значит подарок судьбы, когда оставшись полным сиротой, познакомился с Гассманом, крупным композитором из Вены. Гассман был поражен талантом Антонио и забрал его с собой в Вену, чтобы завершить его образование. Так юный итальянец получил путевку в жизнь и разумно воспользовался ей, став ярчайшим представителем австрийской музыки.

2

Вторым покровителем молодого композитора, высоко оценившим его первые работы, стал непревзойденный мэтр Кристоф Виллибальд Глюк. Как видно, талант и трудолюбие Сальери буквально сразу открыли ему ворота в музыкальную элиту Австрии, а о большем нельзя было и мечтать. Мотив зависти в свете этих фактов теряет всяческую достоверность, ведь мастерство Сальери признал сам император Иосиф II. Итогом головокружительной карьеры Сальери стало его назначение придворным капельмейстером камерной музыки вместо умершего Гассмана. Так, в 24 года Сальери занимает один из самых важных музыкальных постов в Европе! Причем одним из тех, кто не принимает успех Сальери, является ни кто иной, как Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея Моцарта, которого Сальери якобы убьет в конце своей жизни. И связано это скорее с завистью со стороны Моцартов, ведь отцу до сих пор не удалось получить выгодную при дворе должность для себя или продвинуть своего сына. Австрийский музыковед Леопольд Кантнер пишет: «В чем состояли претензии Моцарта к Сальери? К примеру, он пишет, что в глазах императора Сальери имел большой вес, а сам он, Моцарт, никакого. Не надо, однако, думать при этом, будто дело обстояло так, что Сальери втерся в доверие к императору, оттеснив Моцарта. Было как раз наоборот. Это Моцарт пытался оттеснить Сальери, чего ему не удалось».

3

Многие биографы обращают внимание на то, что Сальери был очень дружелюбным и открытым к общению человеком, имевшим множество друзей. Да и Моцарта, безусловно, он считал гением и всегда по-дружески вел себя с ним. Конечно, определенное соперничество существовало между всеми композиторами уровня Сальери и Моцарта, но оно не выходило за рамки сцены и тем более не могло дойти до убийства. Тем более заслуги Сальери перед австрийским обществом всегда поощрялись, удостаивались благодарности множества людей. Музыкальная и общественная деятельность Сальери давала вполне ожидаемый результат, что подтверждают полученные им титулы: член Шведской академии наук, почетный член Миланской консерватории, кавалер высшей награды Франции - ордена Почетного легиона, член Королевской Академии изящных искусств.

4

У Антонио Сальери на уме была не только одна музыка. В 1775 году он женился на Терезии Хельферсторфер, которую называл не иначе, как «ангелом, которого Бог назначил моей женой». Поженились они по обоюдному согласию и были счастливы в браке, пережив при этом смерть 5 из своих 8 детей. Конечно, это наложило печать трагизма на семейную жизнь Сальери, однако он всегда был образцовым семьянином, очень ревностно оберегавшим своих домочадцев. Чтобы проникнуться той степенью любви, которую Сальери питал к семье, достаточно прочитать отрывок из его воспоминаний: «В семь часов жена и дети совершали вечерние молитвы и снова продолжали свои разнообразные занятия. Попозже вечером сын садился за фортепиано и, если кто-то из сестер просил, играл вальс, и девочки радостно кружились. В девять жена и слуга приходили ко мне, чтобы погреть паром мою больную ногу или выполнить другие предписанные врачом процедуры. Одна из старших дочерей затем приносила мой суп, и через полчаса жена, сын и семь моих дочерей собирались вокруг. Жена целовала меня, остальные целовали мне руку и желали спокойной ночи. Как легко, радостно пролетали эти вечера!».

5

В пользу Сальери говорит и то, что он был набожным человеком, который думал не только о достижении материальных благ. Его можно смело назвать деятельным христианином, о чем свидетельствует множество фактов. Например, он устраивал благотворительные концерты, давал бесплатные уроки и занимался делами вдов и сирот музыкантов. Сальери оказывал материальную помощь одаренным детям, семьям своих учителей. К тому же Сальери не акцентировал на этом особого внимания, не относился болезненно к своей персоне, считал себя простым человеком со своими слабостями, о которых не стеснялся говорить. На одной из партитур Сальери написано его рукой: «Маленький Реквием, сочиненный мною, ничтожнейшим из созданий, Ант. Сальери». А в одном из последних писем он клятвенно заверял, что никогда не желал плохого Моцарту и что не подумал бы скрывать правду сейчас, перед лицом смерти.

6

Сальери оставил большое музыкальное наследие: 35 опер, множество месс, симфоний, кантат, концертов и других произведений. По количеству опер он опередил самого Моцарта, и нельзя сказать, что по качеству без всяких сомнений оперы австрийского вундеркинда выигрывают. Многие произведения Сальери не уступают по качеству лучшим в истории композиторам, поэтому и пользуются до сих пор успехом у публики. При этом Сальери вовсе не «поверял алгеброй гармонию», его работы отличаются новаторскими решениями, некоторые из которых перенял и Моцарт. Сухим математиком в музыке Сальери точно не был. Биографы упоминают, что вдохновение он искал на оживленных улицах, среди живого общения, а вовсе не сидел в кабинете за книгами.

7

Немаловажно, что на музыкальной арене Вены Сальери никогда не терпел поражение от Моцарта, а вот Моцарт довольно часто проигрывал подобные поединки. Так, своеобразный поединок между Сальери и Моцартом состоялся 7 февраля 1786 года в Шёнбруннском дворце, где в один вечер были представлены их небольшие комические музыкальные произведения. В итоге Сальери одержал безоговорочную победу над соперником, и рассудили композиторов вовсе не интриги, а искушенная венская публика. Нечто подобное происходило между ними и ранее, и опять победителем выходил Сальери: постановка его оперы «Пещера Трофонио» заставила отложить премьеру оперы Моцарта «Волшебная флейта».

8

В 1816 году вся Вена отмечала 50-летие творческой деятельности маэстро Сальери. Праздником руководил сам император, который наградил композитора золотой медалью. Сальери, который и в 66 лет сохранил удивительную работоспособность и плодотворность, представлял свои новые произведения, которые исполняли его прославленные в будущем ученики.

9

О педагогическом таланте Сальери свидетельствует ярчайшая плеяда композиторов, которых он воспитал и способности которых мог вовремя увидеть. Среди его учеников - известные ныне всему миру Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Франц Шуберт, Карл Черни, Луиджи Керубини, Ян Непомук Гуммель, Джакомо Мейербер, Игнац Мошелес, Франц Ксавер Зюсмайр, Иозеф Вайгль, Петер фон Винтер и даже младший сын Моцарта Франц Ксавер Вольфганг Моцарт. Ученики Сальери всегда питали к нему самые лучшие чувства, ценили за то, что в кругу учеников учитель поощрял все самое «ясное и святое». Как писал Шуберт, Сальери «сумел подняться над неестественным бредом нашего времени». Творчество знаменитых учеников маэстро, впитавшее самое лучшее из творчества самого Сальери, тоже можно назвать огромным вкладом в мировую культуру.

10

XX век стал периодом возрождения интереса к творчеству Сальери. Многие театры вновь ввели его оперы в свой репертуар, а в Леньяго (в родном городе Сальери), открылся «Театр Сальери». Оказалось, что и сегодня музыка Сальери звучит современно и способна заинтересовать слушателя нашего времени. Конечно, легенда никуда не ушла, никакое опровержение скорее всего не сможет пересилить миф, настолько уж он оказался очаровательным.

P.S. В 1997 году Миланская консерватория инициировала процесс по обвинению Сальери в убийстве Моцарта. Заслушав свидетелей обвинения и защиты (исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, а также специалистов-медиков), суд вынес композитору оправдательный приговор «за отсутствием состава преступления».

1) М.Брион - «Повседневная жизнь Вены во времена Моцарта и Шуберта».

2) Б.С.Штейнпресс - «Антонио Сальери в легенде и действительности».

Антонио Сальери родился три столетия назад, 18 августа 1750 года в семье довольно обеспеченного торговца. Кроме самого Антонио, у его родителей было несколько детей. Маленький Антонио еще с юных лет проявлял свой талант к музыке, а его взрослый брат Франческо обучал его музицировать на скрипке. Сам же Франческо был учеником мастера Джузеппе Тартини. Но на скрипке любовь Сальери к музыке не остановилась. Став постарше, он начал тренироваться на органе в городском храме, где служил падре Мартини. В возрасте 13 лет у Сальери скончалась мать, а позже – и отец. Подросток-сирота отправился жить к друзьям отца. Семейство Мочениго было довольно обеспеченным и известным в Венеции, и Сальери переехал в этот прекрасный город, где решил продолжить музыкальное обучение. Так, с 1765 года он выступал в хоре при соборе Св. Марка. Спустя год Сальери приглянулся королевскому композитору Иосифу Гассману, и тот увез юношу в Австрию.
В Вене началась настоящая Сальери биография. Там он начал работать клавесинистом-концертмейстером в опере. Гассман слыл прекрасным педагогом и многому сумел научить Сальери. Он не только преподавал ему музыку, он учил его и стандартным школьным предметам, и даже университетской программе. Не случайно спустя многие годы Фридрих Рохлиц напишет об Антонио в некрологе как о невероятно образованном музыканте. Кроме того, Гассман входил в круг приближенных к императору, который питал слабость к музыкантам. Благодаря Гассману Сальери тоже стал принимать участие в музыкальных вечерах с императором, и это стало стартом для его настоящей карьеры. Также Гассман представил Антонио известному в то время писателю Пьетро Метастазио, который дома у себя постоянно собирал известных артистов и представителей интеллигенции. Еще один знакомый Сальери того времени благодаря Гассману – это Кристоф Глюк, который в последствии стал последователем Антонио.
В 1774 Гассман скончался, и Антонио стал работать музыкантом при королевском дворе и капельмейстером в опере Вены, а в 1788 стал королевским капельмейстером. Это самая высокая должность в музыкальной сфере Вены, и самый значимый пост в Европе. Эту должность Сальери продолжал занимать до 1824 года, пережив смену трех императоров. То, что Сальери имел такую блестящую карьеру, заслуга сразу нескольких его качеств. Во-первых, он был отличным дирижером и в Европе считался наиболее опытным и талантливым. Во-вторых, у него были прекрасный талант организатора, а в-третьих – незаурядные дипломатические качества.
Сальери также был успешен как композитор. Премьерная его пьеса, «Образованные женщины», которая была презентована в Вене в 1770 году, принесла ему успех. Затем он создал такие произведения, как «Трактирщица», «Армида», и прочие, и они с постоянной популярностью и ажиотажем ставились за пределами Австрии и внутри страны. Только в 1774 году «Армида» ставилась в Петербурге местным капельмейстером Томмазо Траэттой, хотя тогда капельмейстеры, в основном, ставили лишь произведения собственного сочинения.
Драматическая, новаторская «Армида» стала первой оперой, где были отображены революционные решения Глюка. В 1778 году тот самый Глюк, который считал Сальери своим преемником, заказал Антонио оперу, которая призвана была открывать сезон в театре «Ла Скала». Так появилась опера «Признанная Европа». Затем была написана «Школа ревности» - эта опера оказалась самой успешной из всех произведений Сальери. В течение 30 лет ее ставили около 60 раз, с постановками практически во всех странах Европы.
Глюк не просто вселил в Сальери свои идеи, он помогал в его карьере. Так, с помощью Глюка Сальери создавал музыкальное сопровождение для оперы «Данаиды», которую Глюк сам не мог написать из-за плохого здоровья. Опера была презентована в 1784 году, и на тот момент Сальери стал любимцем парижан и самой Марии-Антуанетты. В 1786 году Антонио познакомился с Бомарше, и результатом этого общения стала опера «Тарар», которая вызвала небывалый ажиотаж. В 1795 году Сальери создал «Пальмиру, царицу Персидскую». После этого произведения не меньший успех получили «Три шутки». В 1788 году Сальери стал королевским капельмейстером при императоре Иосифе, но затем императором стал его брат Леопольд, и Сальери сам попытался подать в отставку, но император не дал отставки, а только снял с него должность капельмейстера оперы в Италии.
Как и многих прочих гениальных композиторов, которые слишком популярны были в юные годы, Антонио как композитор рано закончил свою деятельность. Его последняя опера, «Негры», не была так популярна, как его ранние произведения, и Антонио отошел от композиторства, и стал работать в общественных и педагогических сферах. Он работал дирижером на благотворительных концертах, входил в Венскую консерваторию, был статским советником.
В старости Сальери подозревали в причастности к гибели Моцарта. Но Сальери полностью опровергал такие слухи. Потом он попробовал покончить жизнь самоубийством и был отправлен в психиатрическую лечебницу.


Одна из маленьких трагедий А. С. Пушкина была задумана как «Зависть», а позже была названа «Моцарт и Сальери» . По сюжету, Сальери завидовал успеху и таланту Моцарта и поэтому его отравил. Именно это произведение породило легенду, которая является наибольшим заблуждением относительно двух композиторов: на самом деле у Моцарта было гораздо больше поводов завидовать Сальери, и последний не участвовал в отравлении гения!



Между двумя композиторами действительно существовала неприязнь, поводом для которой было постоянное соперничество. Речь шла не о масштабах таланта, а о положении в обществе. В XVIII в. часто устраивали творческие состязания. Так, например, 6 февраля 1786 г. в одном конце Оранжереи императорского дворца Шенбрунн ставилась опера Сальери, а в другом конце – Моцарта. Оба произведения были написаны по заказу императора Иосифа II, оба были о тяжбе между певицами за одну роль. Но опера Моцарта провалилась, а опера Сальери имела успех у публики.



В 1774 г. скончался придворный композитор Гассман. Незадолго до этого в Вену приезжал Моцарт в надежде стать преемником Гассмана, он добился аудиенции у императрицы Марии Терезии, об этой встрече его отец написал: «Императрица вела себя очень мило, но не более того». Должность придворного композитора и капельмейстера итальянской оперы получил Сальери.



Успех Сальери в XVIII в. был просто ошеломительным, его оперы ставили гораздо чаще, чем Моцарта. В глазах императора Сальери имел куда больший вес. Моцарт пытался оттеснить соперника, но ему это не удавалось. Следует учитывать и тот факт, что публика на тот момент воспринимала оперу иначе, чем современная, она ожидала от постановок узнаваемых сюжетов и знакомых интриг. Сальери прекрасно знал вкусы публики и умел ей угодить.



В 1781 г. Моцарт поселился в Вене. В том же году при дворе решался вопрос о музыкальном образовании молодой княгини Елизаветы, на пост претендовали Моцарт и Сальери. Предпочтение снова отдали второму, поскольку у Моцарта была репутация легкомысленного молодого человека, что вызывало опасения за честь и достоинство 15-летней княгини.



В письмах Моцарт постоянно обвиняет соперника во всех своих неудачах: «Император все испортил, для него существует только Сальери»; «Сальери не в состоянии преподавать фортепиано»; «У меня есть сведения, что готовится большая интрига, Сальери и его сообщники из кожи вон лезут» и т. д.



Сальери сознавал, что Моцарт был гением, он относился к нему по-дружески и без агрессии. Репутация Сальери как убийцы Моцарта основана прежде всего на пушкинской версии этого сюжета, хотя она и не соответствовала действительности. Возможно, причиной такой трактовки было то, что Сальери был автором оперы, в которой высмеивался Петр I, а к нему Пушкин относился с большим пиететом; а возможно, автор просто поверил слухам.



На данный момент существует около ста версий причин ранней гибели Моцарта, среди которых лидируют различные заболевания. Чаще всего называют ревматическую лихорадку и почечную недостаточность. Смерть Моцарта была мучительной – сильный жар, боль в суставах, отеки, сыпь. Врачи были бессильны, его лечили кровопусканием и вылили больше двух литров крови. 5 декабря 1791 г. великий композитор скончался. Ему было всего 35.

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
П. Чайковский

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

Борис Кушнер. В защиту Антонио Сальери

Часть 2: Ученики Сальери. Закат Мастера. Моцарт и романтизация гения.
| | | | | | | |

3. К счастью, помимо сочинения опер, Сальери имел много других занятий, заполнивших остаток его жизни. Он обучал композиции и пению многочисленных учеников, играл огромную роль в организации венской музыкальной жизни и сочинял церковную музыку. Уже в начале 1800-х годов у него стали проявляться признаки депрессии, резко усилившиеся к старости. В 1804 году он сочинил Requiem, имея в виду самого себя. Видимо, Сальери всерьёз считал, что скоро умрёт.

Музыкальным преподаванием Сальери занялся ещё в годы своего ученичества, и тогда это было одним из главных источников его существования. Впоследствии Сальери давал свои уроки бесплатно (исключение составляли ученики из богатых семей). Деятельность эта продолжалась около 50-ти лет. Вне всякого сомнения, Сальери был одним из лучших музыкальных педагогов Вены в области пения, композиции и теории музыки. Среди его многочисленных учеников — Бетховен, Гуммель, Мошелес, Черни, Мейербер, Шуберт, Лист, Франц Ксавер Моцарт (младший сын Вольфганга Амадея Моцарта (Mozart Franz Xaver Wolfgang, 1791-1844)). Ученики тепло отзывались о Мастере. Имеется интересная статья, показывающая «крупным планом» педагогические методы Сальери на примере его занятий с Шубертом (Maurice J.E. Brown, Schubert and Salieri. — The Monthly Musical Review, London, Nov. -Dec., 1958). Сальери заметил выдающийся талант Шуберта, когда тот ещё мальчиком пел в Придворной Капелле, и стал давать ему (разумеется, бесплатные!) уроки у себя дома. В июне 1812 года, 15-летний Шуберт (Schubert, Franz, 1797-1828) начал изучать с Сальери контрапункт. Сохранилось большое количество ученических композиций Шуберта с замечаниями и поправками Сальери. С какой тщательностью относился композитор, занимавший самую высокую позицию в Вене, к урокам, которые он давал безвестному тогда мальчику! Шуберт всегда считал себя учеником итальянского мастера. Характерно, что Шуберт посвятил учителю 5 песен на стихи Гёте, оп. 5. И это несмотря на то, что Сальери не одобрял тяготения своих учеников к немецкой песне. Бетховен (Beethoven, Ludwig van, 1770-1827) рассматривал Сальери как одного из своих учителей. Ученик Сальери, известный пианист и композитор Мошелес (Moscheles, Ignaz, 1794-1870) уже в 1858 году вспоминал:

«Мне не приходилось встречать Шуберта у Сальери, не припоминаю такого, но я хорошо помню то интересное обстоятельство, что однажды видел в доме Сальери лист бумаги, на котором огромными бетховенскими буквами было написано „Ученик Бетховен был здесь!“» (Thayer, Life of Beethoven. — Princeton University Press, Princeton, New Jersey, 1970, стр.399).