Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеи подарков  /  Краткая биография ван гога. Самые интересные факты из жизни ван гога Ван гог биография и творчество интересные факты

Краткая биография ван гога. Самые интересные факты из жизни ван гога Ван гог биография и творчество интересные факты

Винсент Ван Гог родился в голландском городе Гроот-Зундерте 30 марта 1853 года. Ван гог был первым ребенком в семье (не считая родившегося мертвым брата). Отца звали Теодор Ван Гог, мать - Карнелией. Семья была у них большая: 2 сына и три дочери. В роду Ван Гога все мужчины, так или иначе имели дело с картинами, либо служили церкви. Уже к 1869 году, даже не закончив школу, он стал работать в фирме, которая продавала картины. По правде говоря, у Ван Гога не получалось хорошо продавать картины, но зато он обладал безграничной любовью к живописи, а также ему хорошо давались языки. В 1873 году, в 20-летнем возрасте, он попал в , где провел 2 года, которые изменили всю его жизнь.

В Лондоне Ван Гог жил припеваючи. У него было весьма хорошее жалование, которого хватало на посещение различных картинных галерей и музеев. Он даже купил себе цилиндр, без которого просто нельзя было обойтись в Лондоне. Все шло к тому, что Ван Гог мог бы стать преуспевающим торговцем, но...как это часто бывает, на пути его карьеры стала любовь, да, именно любовь. Ван Гог до беспамятства влюбился в дочку своей квартирной хозяйки, но узнав что она уже обручена, очень замкнулся в себе, стал безразлично относится к своей работе. Когда он вернулся в его уволили.

В 1877 году Ван Гог стал снова жить в , и все больше находил утешение в религии. После переезда в он начал учиться на священника, но вскоре бросил учебу, так как обстановка на факультете его не устраивала.

В 1886 году в начале марта Ван Гог переезжает в Париж к совему брату Тео, и живет у него на квартире. Там он берет уроки живописи у Фернана Кормона, и знакомится с такими личностями как , и многими другими художниками. Очень быстро он забывает весь мрак голландской жизни, и быстро завоевывает уважение как художник. Рисует четко, ярко в стиле импрессионизма и постимпрессионизма.

Винсент Ван Гог , проведя 3 месяца в евангелисткой школе, которая находилась в Брюсселе, стал проповедником. Он раздавал деньги и одежду, нуждающимся беднякам, хотя сам не был достаточно обеспеченным. Это вызвало подозрение у начальства церкви, и его деятельность была запрещена. Он не унывал, и находил утешение в рисовании.

К 27-ми годам, Ван Гог понял в чем его призвание в этой жизни, и решил что должен во что бы то ни стало стать художником. Хоть Ван Гог и брал уроки рисования, но его можно с уверенностью считать самоучкой, потому что он сам штудировал многие книги, самоучители, срисовывал . Сначалу он думал стать иллюстратором, но затем, когда брал уроки у своего родственника-художника - Антона Моуве, написал свои первые работы маслом.

Вроде бы жизнь стала налаживаться, но снова Ван Гога начали преследовать неудачи, причем любовные. Его кузина Кея Вос стала вдовой. Она ему очень нравилась, но он получил отказ, который долго переживал. К тому же из-за Кеи он поссорился очень серьезно со своим отцом. Эта размолвка была причиной переезда Винсента в Гаагу. Именно там он знакомится с Клазиной Марией Хоорник, которая была девушкой легкого поведения. С ней Ван Гог прожил почти год, причем неоднократно ему приходилось лечиться от венерологических заболеваний. Он хотел спасти эту бедную женщину, и даже думал жениться на ней. Но тут уже вмешалась его семья, и мысли о браке были попросту развеяны.

Вернувшись на родину к родителям, которые к тому времени уже переехали в Нёнен, его мастерство стало совершенствоваться. Он провел на родине 2 года. В 1885 Винсент поселился в Антверпене, где посещал занятия в Академии искусств. Затем, в 1886 году, Ван Гог снова возвращается в Париж, к своему брату Тео, который на протяжении всей жизни помогал ему, как морально так и финансово. стала вторым домом для Ван Гога. Именно в ней он и прожил всю свою оставшуюся жизнь. Он не чувствовал себя тут чужим. Ван Гог много пил, и имел очень взрывной характер. Его можно было назвать человеком, с которым трудно иметь дело.

В 1888 он перебрался в Арль. Местные жители были не рады видеть его в своем городке, который находился на юге Франции. Они считали его ненормальным лунатиком. Не смотря на это Винсент нашел здесь друзей, и чувствовал себя вполне хорошо. Со временем ему пришла мысль создать здесь поселение для художников, чем он и поделился со своим другом Гогеном. Все шло хорошо, но между художниками произошла размолвка. Ван Гог бросился на ставшего уже врагом Гогена с бритвой. Гоген еле унес ноги, чудом оставшись в живых. От злости неудачи Ван Гог отрезал себе часть левого уха. Проведя 2 недели в психиатрической клинике он снова вернулся туда в 1889 году, так как его стали мучать галлюцинации.

В мае 1890 году он окончательно покинул приют для душевно больных и отправился в Париж к своему брату Тео и его жене, которая только родила мальчика, которого назвали Винсентом в честь его дяди. Жизнь стала налаживаться, и Ван Гог был даже счастлив, но его болезнь вернулась снова. 27 июля 1890 года Винсент Ван Гог сам выстрелил себе в грудь из пистолета. Он скончался на руках своего брата Тео, который очень его любил. Спустя пол года умер и Тео. Братья похоронены на кладбище Овера рядом.

Винсент Ван Гог. Биография. Жизнь и творчество

Нам неизвестно – кем был Винсент Ван Гог в прошлой жизни... В этой жизни от родился совсем еще мальчиком 30 марта 1853 года в деревне Гроот Зюндер в провинции Северный Брабант около южной границы Голландии. При крещении ему было дано имя Винсент Виллем в честь его дедушки, а приставка Гог, возможно, идет от названия маленького городка Гог, что стоял у дремучего леса по соседству с границей...
Его отец, Теодор Ван Гог, был священником, и, кроме Винсента, в семье было еще пятеро детей, но только один из них имел для него огромное значение - младший брат Тео, чья жизнь запутанным и трагическим образом переплелась с жизнью Винсента.

То, что в случае с Винсентом судьба избрала фактор неожиданности, сделав чрезвычайно знаменитым и почитаемым автора, при жизни безвестного и презираемого, начинает проявляться, как кажется, уже в событиях 1890 года, решающего для несчастного художника, в июле закончившегося для него трагически. А начинался этот год с наилучших предзнаменований, с той первой, единственной и неожиданной продажи его картины "Красные виноградники в Арле".
В январском номере журнала «Меркюр де Франс» появилась первая восторженная критическая статья о его творчестве за подписью Альбера Орье. В мае он переселился из психиатрической лечебницы Сен-Реми-де-Прованс в городок Овер-на-Уазе, близ Парижа. Там он познакомился с доктором Гаше (художником-любителем, другом импрессионистов), который его высоко оценил. Там он за два с небольшим месяца написал почти восемьдесят полотен. К тому же признаки неординарной судьбы, чего-то предначертанного свыше, проявляются с самого рождения. По странному стечению обстоятельств, Винсент появился на свет 30 марта 1853 года, день в день ровно через год после того, как родился мертвым первенец Теодоруса Ван Гога и Анны Корнелиус Карбентус, получивший при крещении то же самое имя. Могила первого Винсента была расположена рядом с церковной дверью, через которую второй Винсент проходил каждое воскресенье своего детства.
Должно быть, это было не очень приятно, кроме того, в семейных бумагах Ван Гогов есть прямое указание на то, что имя мертворожденного предшественника часто упоминалось в присутствии Винсента. Но повлияло ли это каким-то образом на его "чувство вины" или его предполагаемое некоторыми ощущение себя "незаконным узурпатором", остается только строить догадки.
Следуя традиции, поколения Ван Гогов избирали для себя две сферы деятельности: церковную (Теодорус сам был сыном пастора) и торговлю произведениями искусства (как трое братьев отца). Винсент пойдет как по первому, так и по второму пути, но в обоих случаях потерпит неудачу. Однако и тот и другой накопленный опыт будет оказывать большое влияние на его дальнейший выбор.

Первая попытка найти свое место в жизни восходит к 1869 году, когда, в возрасте шестнадцати лет, Винсент поступает на работу - с помощью дяди, своего тезки (его ласкательно называют дядя Сент) - в филиал парижской художественной фирмы «Гупиль», открывшийся в Гааге. Здесь будущий художник впервые соприкасается с живописью и рисунком и обогащает опыт, который он получает на работе, познавательными посещениями городских музеев и обильным чтением. Все идет вполне удачно вплоть до 1873 года.
В первую очередь это год его перехода в лондонский филиал «Гупиля», отрицательно сказавшегося на его будущем творчестве. Ван Гог пробыл там два года и пережил болезненное одиночество, которое сквозит в его письмах к брату, все более и более печальных. Но худшее наступает тогда, когда Винсент, сменив ставшую слишком дорогой квартиру на пансион, который содержит вдова Луайе, влюбляется в ее дочь Урсулу (по другим данным - Евгению) и оказывается отвергнутым. Это первое острое любовное разочарование, это первая из тех невозможных связей, которые с постоянством будут омрачать его чувства.
В тот период глубокого отчаяния в нем начинает созревать мистическое понимание действительности, перерастая в прямо-таки религиозное исступление. Его порыв крепнет, вытесняя при этом интерес к работе в «Гупиле». И уже не поможет перевод в мае 1875 года в центральное отделение в Париже, поддержанный дядей Сентом в надежде, что такая перемена пойдет ему на пользу. Первого апреля 1876 года Винсента окончательно увольняют из парижской художественной фирмы, перешедшей к тому времени к компаньонам Буссо и Валадону.

Все больше утверждаясь в мысли о своем религиозном призвании, весной 1877 года Ван Гог переезжает в Амстердам к дяде Иоганнесу - директору городской верфи - для того, чтобы готовиться к вступительным экзаменам на теологический факультет. Для него, с восторгом читавшего «О подражании Христу», стать слугой Господа означало прежде всего посвятить себя конкретному служению ближнему, в полном соответствии с евангельскими постулатами. И велика была его радость, когда в 1879 году ему удалось получить должность светского проповедника в Ваме, шахтерском центре в Боринаже на юге Бельгии.
Здесь он преподает шахтерам Закон Божий и самозабвенно помогает им, добровольно обрекая себя на нищенское существование: живет в лачуге, спит на полу, питается только хлебом и водой, подвергает себя телесным истязаниям. Однако местным властям не по вкусу такие крайности, и они отказывают ему в этой должности. Но Винсент упрямо продолжает свою миссию христианского проповедника в расположенном неподалеку селении Кем. Теперь у него нет даже такой отдушины, как переписка с братом Тео, которая прерывается с октября 1879-го по июль 1880 года.
Затем постепенно в нем что-то меняется, и его внимание обращается к живописи. Эта новая стезя не столь неожиданна, как может показаться. Во-первых, занятие искусством для Винсента было не менее привычным, чем чтение. Работа в галерее «Гупиль» не могла не повлиять на оттачивание его вкуса, а во время пребывания в различных городах (в Гааге, Лондоне, Париже, Амстердаме) он никогда не упускал возможности походить по музеям.
Но в первую очередь именно его глубокая религиозность, его сочувствие к отверженным, его любовь к людям и к Господу находят свое воплощение через художественное творчество. «Надо понять определяющее слово, содержащееся в шедеврах великих мастеров», - пишет он Тео в июле 1880 года, - «и там окажется Бог».

В 1880 году Винсент поступает в Брюсселе в Академию художеств. Однако из-за непримиримого характера он весьма скоро ее бросает и продолжает художественное образование самоучкой, используя репродукции и регулярно занимаясь рисунком. Еще в январе 1874 года в своем письме Винсент перечислял Тео пятьдесят шесть любимых художников, среди которых выделялись имена Жана Франсуа Милле, Теодора Руссо, Жюля Бретона, Констана Труайона и Антона Мауве.
А сейчас, в самом начале своей художественной карьеры, его симпатии к реалистической французской и голландской школе девятнадцатого века ни в коей мере не ослабли. К тому же социальное искусство Милле или Бретона, с их народнической тематикой, не могло не найти в нем безоговорочного последователя. Что касается голландца Антона Мауве, тут была еще одна причина: Мауве, наряду с Иоганнесом Босбоомом, братьями Марисами и Йозефом Израэльсом, был одним из крупнейших представителей Гаагской школы, наиболее значительного художественного явления в Голландии во второй половине XIX века, которая объединила французский реализм Барбизонской школы, сформировавшейся вокруг Руссо, с великой реалистической традицией голландского искусства XVII века. Мауве был еще к тому же дальним родственником матери Винсента.
И именно под руководством этого признанного мастера в 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), Ван Гог создает свои две первые живописные работы: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (ныне в Амстердаме, в Музее Винсента Ван Гога) и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами» (Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт).

Для Винсента все как будто складывается к лучшему, да и семья вроде бы довольна его новым призванием. Но в скором времени отношения с родителями резко ухудшаются, а затем и вовсе прерываются. Причиной тому опять-таки его бунтарский характер и нежелание приспосабливаться, а также новая, неуместная и вновь неразделенная любовь к кузине Кее, которая недавно потеряла мужа и осталась одна с ребенком.

Сбежав в Гаагу, в январе 1882 года Винсент встречает Христину Марию Хоорник по прозвищу Син, проститутку старше его возрастом, алкоголичку, с ребенком, да еще беременную. Находясь в апогее своего презрения к существующим приличиям, он живет вместе с ней и даже хочет жениться. Несмотря на финансовые трудности, он продолжает быть верным своему призванию и завершает несколько произведений. В большинстве своем картины этого самого раннего периода - пейзажи, в основном морские и городские: тематика вполне в традиции Гаагской школы.
Однако ее влияние ограничивается выбором сюжетов, поскольку для Ван Гога не были свойственны та изысканная фактура, та проработка деталей, те в конечном счете идеализированные образы, которые отличали художников этого направления. С самого начала Винсент тяготел к изображению скорее правдивому, чем прекрасному, стараясь в первую очередь выразить искреннее чувство, а не просто добиться добротного исполнения.

Винсент Ван Гог - великий художник, о котором сегодня знает каждый человек на Земле. Но когда-то о нем совершенно никто не знал: его путь к вершине славы б...

От Masterweb

30.05.2018 10:00

В наши дни мало кто не знает о великом художнике Винсенте Ван Гоге. Биография Ван Гога суждено было быть не слишком длинной, но насыщенной событиями и полной лишений, кратких взлетов и отчаянных падений. Немногим известно, что за всю жизнь Винсенту удалось продать за существенную сумму лишь одну свою картину, и только после его смерти современники признали огромное влияние нидерландского постимпрессиониста на живопись XX века. Биография Ван Гога кратко может быть изложена в предсмертных словах великого мастера:

Печаль никогда не кончится.

К сожалению, жизнь удивительного и самобытного творца была полна боли и разочарования. Но кто знает, может, если бы не все жизненные потери, мир бы никогда не увидел его потрясающих работ, которыми до сих пор восхищаются люди?

Детство

Краткая биография и творчество Винсента Ван Гога были восстановлены стараниями его брата Тео. У Винсента почти не было друзей, так что все что мы теперь знаем о великом художнике, рассказано человеком, безмерно его любившим.

Винсент Виллем Ван Гог родился 30 марта 1853 года в Северном Брабанте в деревне Грот-Зюндерт. Первенец Теодора и Анны Корнелии Ван Гог умер в младенчестве - Винсент стал самым старшим ребенком в семье. Через четыре года после появления на свет Винсента был рожден его брат Теодорус, с которым Винсент был близок до конца жизни. Кроме того, у них также был брат Корнелиус и три сестры (Анна, Элизабет и Виллемина).

Интересным фактом в биографии Ван Гога является то, что рос он непростым и упрямым ребенком с экстравагантными манерами. При этом за пределами семьи Винсент был серьезным, мягким, задумчивым и спокойным. Он не любил общаться с другими детьми, но односельчане считали его скромным и приветливым ребенком.

В 1864 году он был отправлен в интернат в Зевенбергене. Этот отрезок биографии художник Ван Гог вспоминал с болью: отъезд причинил ему множество страданий. Это место обрекло его на одиночество, так что Винсент занялся учебой, но уже в 1868 году оставил обучение и вернулся домой. По сути, это все формальное образование, которое успел получить художник.

Краткая биография и творчество Ван Гога до сих пор бережно хранится в музеях и немногочисленных свидетельствах: никто и подумать не мог, что несносный ребенок станет по-настоящему великим творцом – пусть даже его значение было признано только после его смерти.

Работа и миссионерская деятельность


Через год после возвращения домой Винсент поступает на работу в гаагский филиал художественно-торговой фирмы своего дяди. В 1873 году Винсента переводят в Лондон. Со временем Винсет научился ценить живопись и понимать ее. Позднее он переезжает на Хакфорд Роуд, 87, где снимает комнату у Урсулы Лойер и ее дочери Евгении. Некоторые биографы добавляют, что Ван Гог был влюблен в Евгению, хотя факты говорят о том, что он любил немку Карлину Хаанебик.

В 1874 году Винсент уже работал в парижском филиале, но вскоре он вновь возвращается в Лондон. Дела у него идут все хуже: через год он вновь переводится в Париж, посещает художественные музеи и выставки, и наконец, набирается смелости, чтобы попробовать себя в живописи. Винсент охладевает к работе, загоревшись новым делом. Все это приводит к тому, что в 1876 году его увольняют из фирмы за плохую работу.

Тогда в биографии Винсента Ван Гога наступает момент, когда он снова возвращается в Лондон и преподает в интернате в Рэмсгейте. В тот же жизненный период Винсент много времени посвящал религии, у него появляется желание стать пастором, пойдя по стопам отца. Чуть позднее Ван Гог переходит в другую школу в Айзлворте, где стал работать учителем и помощником пастора. Там же Винсент прочитал свою первую проповедь. Интерес к писанию рос, он вдохновился мыслью проповедовать бедным.

На Рождество Винсент отправился домой, где его упросили не ехать обратно в Англию. Так он остался в Нидерландах помогать в книжной лавке в Дордрехте. Но эта работа его не вдохновляла: в основном он занимал себя зарисовками и переводами Библии.

Родители поддержали желание Ван Гога стать священником, отправив его в Амстердам в 1877 году. Там он поселяется у своего дяди Яна Ван Гога. Винсент упорно учился под присмотром Йоганесса Стрикера - знаменитого теолога, готовясь к экзаменам для поступления на отделение теологии. Но очень скоро он бросает занятия и покидает Амстердам.

Желание отыскать свое место в мире привело его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошел курс проповеди. Существует также мнение, что Винсент не окончил полный курс, поскольку его прогнали из-за неопрятного вида, вспыльчивого нрава и приступов гнева.

В 1878 году Винсент на полгода стал миссионером в поселке Патюраж в Боринаже. Здесь он навещал больных, читал Писание для тех, кто не умел читать, учил детей, а ночами занимался рисованием карт Палестины, зарабатывая на пропитание. Ван Гог планировал поступить в Евангельскую школу, но оплату обучения он посчитал дискриминацией и отказался от этой идеи. Вскоре его отстранили от сана проповедника – это стало болезненным ударом для будущего художника, но и немаловажным фактом биографии Ван Гога. Кто знает, возможно, если бы не это громкое событие, Винсент стал бы священником, и мир бы никогда не узнал талантливого художника.

Становление как художника


Изучая краткую биографию Винсента Ван Гога, можно сделать вывод: судьба будто подталкивала его всю жизнь в нужном направлении и вела к занятиям рисованием. Ища спасения от уныния, Винсент вновь обращается к живописи. Он обращается за поддержкой к брату Тео и в 1880 году отправляется в Брюссель, где посещает уроки в Королевской Академии изящных искусств. Спустя год Винсент вынужден вновь оставить учебу и вернуться в семью. Именно тогда он решил, что художнику не нужен никакой талант, главное – усердно трудиться не покладая рук. Поэтому он продолжает занятия живописью и рисунком самостоятельно.

В этот период Винсент испытывает новую влюбленность, на этот раз обращенную к его кузине, вдове Кее Вос-Стрикер, которая гостила в доме Ван Гогов. Но та не ответила взаимностью, однако Винсент продолжал ухаживать за ней, чем вызвал негодование родных. В итоге ему велели уехать. Ван Гог испытывает очередное потрясение и отказывается от попыток наладить дальнейшую личную жизнь.

Винсент уезжает в Гаагу, где берет уроки у Антона Мауве. Со временем биография и творчество Винсента Ван Гога наполнилась новыми красками, в том числе в живописи: он экспериментировал со смешением разных техник. Тогда появились на свет такие его работы, как «Задворки», которую он создал с помощью мела, пера и кисти, а также картина «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога», написанная акварелью и мелом. Большое влияние на становление его творчества повлияла книга Шарля Барга «Курс обучения рисунку», литографии из которых он усердно копировал.

Винсент был человеком тонкой душевной организации, и, так или иначе, тянулся к людям и эмоциональной отдаче. Несмотря на свое решение забыть о личной жизни, в Гааге он все же вновь предпринял попытку создания семьи. Он встретил Христин прямо на улице и проникся ее тяжелым положением настолько, что предложил ей поселиться в его доме вместе с детьми. Этот поступок окончательно разорвал отношения Винсента со всеми его близкими, но с Тео у них сохранились теплые отношения. Так у Винсента появилась подруга и модель. Но у Христин оказался кошмарный характер: жизнь Ван Гога обернулась кошмаром.

Когда они расстались, художник отправился на север, в провинцию Дренте. Он оборудовал жилище под мастерскую, и целые дни проводил на воздухе, создавая пейзажи. Но сам себя художник не называл пейзажистом, посвящая свои картины крестьянам и их повседневной жизни.

Ранние работы Ван Гога относят к реализму, но его техника не вполне укладывается в это направление. Одна из проблем, с которой столкнулся Ван Гог в своем творчестве – это неспособность правильно изобразить фигуру человека. Но это только сыграло на руку великому художнику: это стало характерной чертой его манеры: трактовка человека как неотъемлемой частицы окружающего мира. Это четко прослеживается, например, в работе «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель». Человеческие фигуры подобны горам вдали, а завышенный горизонт словно давит на них сверху, не давая выпрямить спины. Похожий прием можно заметить и в его более поздней работе «Красные виноградники».

В этот отрезок своей биографии Ван Гог пишет цикл работ, среди которых:

  • «Выход из протестантской церкви в Нюэнене»;
  • «Едоки картофеля»;
  • «Крестьянка»;
  • «Старая церковная башня в Нюэнене».

Картины созданы в темных оттенках, которые символизируют болезненное восприятие автором людских страданий и ощущение всеобщей подавленности. Ван Гог изобразил тяжелую атмосферу безысходности крестьян и печальные настроения деревни. В то же время у Винсента сформировалось собственное понимание пейзажей: по его мнению, через пейзаж выражается душевное состояние человека через связь людской психологии и природы.

Парижский период

Художественная жизнь французской столицы процветает: именно туда стекались великие художники того времени. Знаковым событием стала выставка импрессионистов на улице Лафит: впервые показывают работы Синьяка и Сера, которые провозгласили начало движения постимпрессионизма. Именно импрессионизм произвел революцию в искусстве, сменив подход к живописи. Это течение представило конфронтацию академизму и устаревшим сюжетам: во главе творчества встают чистые цвета и само впечатление от увиденного, которые переносятся в дальнейшем на полотно. Постимпрессионизм стал заключительным этапом импрессионизма.

Парижский период, длящийся с 1986 по 1988 год, стал самым плодотворным в жизни художника, его собрание картин пополнилась более чем 230 рисунков и полотен. Винсент Ван Гог формирует собственный взгляд на искусство: реалистический подход уходит в прошлое, сменяясь стремлением к постимпрессионизму.

Со знакомством с Камилем Писсарро, Пьером-Огюстом Ренуаром и Клодом Моне цвета на его картинах начинают светлеть и становиться все ярче и ярче, став, в конце концов, настоящим буйством красок, характерной для его последних работ.

Знаковым местом стала лавка папаши Танги, где продавались художественные материалы. Здесь многие художники встречались и выставляли свои работы. Но нрав Ван Гога по-прежнему был непримирим: дух соперничества и напряжение в обществе нередко выводило импульсивного художника из себя, так что вскоре Винсент ссорится с друзьями и принимает решение покинуть французскую столицу.

Среди знаменитых работ парижского периода следующие картины:

  • «Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»»;
  • «Папаша Танги»;
  • «Натюрморт с абсентом»;
  • «Мост через Сену»;
  • «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик».

Прованс


Винсент отправляется в Прованс и проникается этой атмосферой до конца жизни. Тео поддерживает решение брата стать настоящим художников и присылает ему деньги на жизнь, а тот в благодарность отправляет ему свои картины в надежде, что брат сможет их выгодно продать. Ван Гог поселяется в гостинице, где живет и творит, периодически приглашая позировать случайных посетителей или знакомых.

С наступлением весны Винсент выбирается на улицу и рисует цветущие деревья и оживающую природу. Идеи импрессионизма постепенно покидают его творчество, но остаются в виде светлой палитры и чистых красок. В этот период своего творчества Винсент пишет «Персиковое дерево в цвету», «Мост Англуа в Арле».

Ван Гог работал даже ночью, однажды проникнувшись мыслью запечатлеть особые ночные оттенки и свечение звезд. Он работает при свете свечей: так были созданы знаменитые «Звездная ночь над Роной» и «Ночное кафе».

Отрубленное ухо


Винсент загорается идеей создания общего дома для художника, где творцы могли бы создавать свои шедевры, живя и работая сообща. Важным событием становится прибытие Поля Гогена, с которым Винсент вел продолжительную переписку. Вместе с Гогеном Винсент пишет наполненные страстью работы:

  • «Желтый дом»;
  • «Жатва. Долина Ла-Кро»;
  • «Кресло Гогена».

Винсент был вне себя от счастья, но этот союз кончается громкой ссорой. Страсти все накалялись, и в одно из своих отчаянных помутнений Ван Гог, по некоторым свидетельствам, нападает на друга с бритвой в руках. Гогену удается остановить Винсента, и в итоге тот отрезает себе мочку уха. Гоген покидает его дом, в то время как тот завернул окровавленную плоть в салфетку и вручил ее знакомой проститутке по имени Рашель. В луже собственной крови его нашел друг Рулен. Хотя рана вскоре затянулась, глубокий след на сердце пошатнул психическое здоровье Винсента на всю жизнь. Вскоре Винсент оказывается в психиатрической лечебнице.

Расцвет творчества


В периоды ремиссии он просился обратно в мастерскую, но жители Арля подписали заявление мэру с просьбой изолировать душевнобольного художника от мирных жителей. Но в больнице ему не запретили творить: до 1889 года Винсент работал над новыми картинами прямо там. За это время он создал более 100 рисунков карандашом и акварелью. Полотна этого периода отличаются напряжением, яркой динамикой и противопоставлением контрастных цветов:

  • «Звездная ночь»;
  • «Пейзаж с оливами»;
  • «Пшеничное поле с кипарисами».

В конце того же года Винсента пригласили поучаствовать в выставке «Группы двадцати» в Брюсселе. Его работы вызвали бурный интерес у ценителей живописи, но это уже не могло обрадовать художника, и даже хвалебная статья о «Красных виноградниках в Арле» никак не осчастливило измученного Ван Гога.

В 1890 году он перебрался в Опер-сюр-Урз, что под Парижем, где впервые за долгое время повидался с семьей. Он продолжил писать, но стиль его становился все более мрачным и гнетущим. Отличительной чертой того периода стал искривленный и надрывный контур, который прослеживается в следующих работах:

  • «Улица и лестница в Овере»;
  • «Сельская дорога с кипарисами»;
  • «Пейзаж в Овере после дождя».

Последние годы


Последним светлым воспоминанием в жизни великого художника стало знакомство с доктором Полем Гаше, который также любил писать. Дружба с ним поддерживала Винсента в самые сложные периоды его жизни – кроме брата, почтальона Рулена и доктора Гаше к концу жизни у него не осталось близких друзей.

В 1890 году Винсент пишет полотно «Пшеничное поле с воронами», а уже через неделю происходит трагедия.

Обстоятельства смерти художника выглядит загадочно. Винсент погиб от выстрела в сердце из собственного револьвера, который он носил с собой, чтобы отпугивать птиц. Умирая, художник признавался, что сам выстрелил себе в грудь, однако промахнулся, попав чуть ниже. Он сам добрался до гостиницы, где жил, ему вызвали врача. Доктор с сомнением отнесся к версии с попыткой самоубийства – угол вхождения пули был подозрительно низок, и пуля не прошла навылет, что говорит о том, что стреляли словно бы издалека – или, по крайней мере, с расстояния пары метров. Врач немедленно вызвал Тео – тот прибыл на следующий день и был рядом с братом до самой его кончины.

Существует версия о том, что накануне гибели Ван Гога художник серьезно повздорил с доктором Гаше. Тот обвинил его в несостоятельности, в то время как его брат Тео буквально умирает от съедающей его болезни, но все еще присылает ему деньги на жизнь. Эти слова могли сильно задеть Винсента – ведь он и сам чувствовал огромную вину перед братом. К тому же в последние годы Винсент испытывал чувства к даме, которые снова не привели к взаимности. Будучи максимально подавленным, расстроенный ссорой с другом, недавно выйдя из лечебницы, Винсент вполне мог решиться на самоубийство.

Умер Винсент 30 июля 1890 года. Тео бесконечно любил своего брата и с большим трудом переживал эту потерю. Он занялся организацией выставки посмертных работ Винсента, но не прошло и года, как он умер от тяжелого нервного потрясения 25 января 1891 года. Спустя годы вдова Тео перезахоронила его останки рядом с Винсентом: она посчитала, что неразлучные братья должны быть рядом друг с другом хотя бы после смерти.

Признание

Распространено ошибочное мнение, что при жизни Ван Гог смог продать лишь одну свою картину – «Красные виноградники в Арле». Эта работа была лишь первой, проданной за большую сумму – около 400 франков. Тем не менее существуют документы, свидетельствующие о продаже еще 14 картин.

Действительно широкое признание Винсент Ван Гог получил только после гибели. Его памятные выставки были организованы в Париже, Гааге, Антверпене, Брюсселе. Интерес к художнику стал расти, и в начале XX века начались ретроспективы в Амстердаме, Париже, Нью-Йорке, Кельне и Берлине. Его работами стали интересоваться, и его творчество стало оказывать влияние на молодой поколение художников.

Постепенно цены на картины живописца стали возрастать, пока не стали одними из самых дорогих полотен, когда-либо проданных в мире, наряду с работами Пабло Пикассо. Среди самых дорогостоящих его работ:

  • «Потрерт доктора Гаше»;
  • «Ирисы»;
  • «Портрет почтальона Жозефа Рулена»;
  • «Пшеничное поле с кипарисами»;
  • «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой»;
  • «Вспаханное поле и пахарь».

Влияние

В последнем письме к Тео Винсент писал, что, не имея собственных детей, художник воспринимал картины как свое продолжение. В некоторой степени это было правдой: он действительно имел детей, и первый из них – экспрессионизм, который в дальнейшем стал иметь множество наследников.

Многие художники в дальнейшем адаптировали черты стиля Ван Гога под свое творчество: Говарт Ходжкин, Виллем де Кенинг, Джексон Поллок. Вскоре пришел фовизм, который расширил область применения цвета, получил распространение экспрессионизм.

Биография Ван Гога и его творчество подарило экспрессионистам новый язык, который помог творцам глубже вникнуть в сущность вещей и окружающего мира. Винсент стал в каком-то смысле первопроходцем в искусстве модерна, протоптав новую дорожку в визуальном искусстве.

Кратко биографию Ван Гога рассказать практически невозможно: на его творчество за его, к сожалению, недолгую жизнь, повлияло столько разнообразных событий, что опустить хотя бы одно из них было бы кошмарной несправедливостью. Тяжелый жизненный путь привел Винсента на вершину славы, но славы посмертной. При жизни же великий живописец не знал ни о собственной гениальности, ни об огромном наследии, которое он оставил миру искусства, ни о том, как по нему в дальнейшем тосковали его родные и друзья. Винсент провел одинокую и печальную жизнь, отвергнутый всеми. Он нашел спасение в искусстве, но так и не смог спастись. Но, так или иначе, он подарил миру множество потрясающих работ, которые греют сердце людям до сих пор, столько лет спустя.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Винсент Виллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh). Родился 30 марта 1853 года в Грот-Зюндерт около Бреды (Нидерланды) - умер 29 июля 1890 года в Овер-сюр-Уаз (Франция). Нидерландский художник-постимпрессионист.

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор ван Гог (родился 08.02.1822), протестантский пастор, а матерью - Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги.

Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.

Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус ван Гог (Тео). Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры - Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862).

Домашние помнили Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. По словам гувернантки, было в нём что-то странное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти нечто стоящее.

Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера - был тихим, серьёзным и задумчивым. Он почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком. Когда ему исполнилось 7 лет, он пошёл в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома, у гувернантки. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, находившийся в 20 км от родного дома.

Отъезд из дома причинил много страданий Винсенту, он не мог забыть этого, даже будучи взрослым. 15 сентября 1866 года он начинает обучение в другом интернате - колледже Виллема II в Тилбурге. Винсенту хорошо даются языки - французский, английский, немецкий. Там же он получал уроки рисования. В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился в отчий дом. На этом заканчивается его формальное образование. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым...».

В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Сент»). Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. Первоначально будущий художник с большим рвением взялся за работу, добился хороших результатов, и в июне 1873 года его перевели в лондонский филиал Goupil & Cie. Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства Винсент начал разбираться в живописи и ценить её. Помимо этого он посещал городские музеи и галереи, любуясь работами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона. В конце августа Винсент переехал на Хакфорд Роуд, 87 и снял комнату в доме Урсулы Лойер и её дочери Евгении.

Есть версия, будто он был влюблен в Евгению, хотя многие ранние биографы ошибочно называют её именем матери, Урсулы. В дополнение к этой неразберихе с именами, которая существует уже десятилетия, последние исследования свидетельствуют о том, что Винсент был влюблен вовсе не в Евгению, а в немку по имени Каролина Хаанебик. Что же было на самом деле, остается неизвестным. Отказ возлюбленной потряс и разочаровал будущего художника; постепенно он потерял интерес к своей работе и начал обращаться к Библии.

В 1874 году Винсента перевели в парижский филиал фирмы, но после трёх месяцев работы он снова уезжает в Лондон. Дела у него шли всё хуже, и в мае 1875 он опять был переведён в Париж, где ван Гог посещал выставки в Салоне и Лувре и в конце концов сам начал пробовать свои силы в живописи. Постепенно это занятие стало отбирать у него больше времени, и Винсент окончательно охладел к работе, решив для себя, что «у искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». В результате в конце марта 1876 г. его уволили из фирмы Goupil & Cie по причине плохой работы, несмотря на покровительство родственников-совладельцев компании.

В 1876 году Винсент возвратился в Англию, где он нашёл неоплачиваемую работу в качестве учителя в интернате в Рэмсгейте. В это же время у него возникает желание стать священником, как и его отец. В июле Винсент перешёл в другую школу - в Айлворте (под Лондоном), где он выполнял работу учителя и помощника пастора. 4 ноября Винсент прочитал свою первую проповедь. Его интерес к Евангелию рос и он загорелся идеей проповедовать беднякам.

На Рождество Винсент поехал домой, и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Эта работа была ему не по душе; большую часть времени он проводил, делая наброски или переводя отрывки из Библии на немецкий, английский и французский.

Пытаясь поддержать стремление Винсента стать пастором, семья посылает его в мае 1877 году в Амстердам, где он поселился у своего дяди, адмирала Яна ван Гога. Здесь он усердно занимался под руководством своего дяди Йоганесса Стрикера, уважаемого и признанного теолога, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии. В конце концов он разочаровался в учёбе, бросил свои занятия и в июле 1878 уехал из Амстердама. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди (однако существует версия, что он не закончил полный курс обучения и был выгнан из-за неряшливого внешнего вида, вспыльчивого характера и частых приступов ярости).

В декабре 1878 года Винсент направился на полгода миссионером в посёлок Патюраж в Боринаже, бедном шахтёрском районе на юге Бельгии, где развернул неутомимую деятельность: посещал больных, читал неграмотным Писание, проповедовал, обучал детей, а по ночам для заработка рисовал карты Палестины. Подобная самоотверженность расположила к нему местное население и членов Евангелического общества, результатом чего было назначение ему жалования в пятьдесят франков. Пройдя полугодичный стаж, Ван Гог намеревался поступить в евангельскую школу для продолжения образования, но счёл введённую плату за обучение проявлением дискриминации и отказался от обучения. В это же время Винсент обратился к дирекции шахт с ходатайством от имени рабочих об улучшении условий их труда. Ходатайство было отклонено, а сам Ван Гог был отстранён от должности проповедника синодальным Комитетом протестантской церкви Бельгии. Это явилось серьёзным ударом по эмоционально-психическому состоянию художника.

Спасаясь от депрессии, вызванной событиями в Патюраже, Ван Гог снова обратился к живописи, всерьёз задумался об учёбе и в 1880 году при поддержке брата Тео уехал в Брюссель, где начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств. Однако через год Винсент бросил учёбу и вернулся к родителям. В этот период жизни он считал, что художнику вовсе необязательно иметь талант, главное - много и усердно трудиться, поэтому он продолжил занятия самостоятельно.

В это же время ван Гог испытал новое любовное увлечение, влюбившись в свою кузину, вдову Кее Вос-Стрикер, гостившую вместе с сыном в их доме. Женщина отвергла его чувства, но Винсент продолжал ухаживания, чем настроил против себя всех родных. В результате его попросили уехать. Ван Гог, испытав новое потрясение и решив навсегда отказаться от попыток устроить свою личную жизнь, уехал в Гаагу, где с новой силой окунулся в занятия живописью и стал брать уроки у своего дальнего родственника - представителя гаагской школы живописи Антона Мауве. Винсент много работал, изучал жизнь города, особенно бедных кварталов. Добиваясь интересного и удивительного цвета в своих работах, он иногда прибегал к смешению на одном холсте различных техник письма - мела, пера, сепии, акварели («Задворки», 1882, перо, мел и кисть на бумаге, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Крыши. Вид из мастерской ван Гога», 1882, бумага, акварель, мел, частное собрание Ж. Ренана, Париж).

В Гааге художник попытался создать семью. На этот раз его избранницей стала беременная уличная женщина Христин, с которой Винсент познакомился прямо на улице и, движимый сочувствием к её положению, предложил переехать к нему вместе с детьми. Этот поступок окончательно рассорил художника со своими друзьями и родственниками, но сам Винсент был счастлив: у него появилась модель. Однако у Христин оказался тяжёлый характер, и вскоре семейная жизнь ван Гога превратилась в кошмар. Очень скоро они расстались. Художник не мог больше оставаться в Гааге и направился на север Нидерландов, в провинцию Дренте, где поселился в отдельной хижине, оборудованной под мастерскую, и целые дни проводил на природе, изображая пейзажи. Однако он не очень увлекался ими, не считая себя пейзажистом - много картин этого периода посвящено крестьянам, их повседневному труду и быту.

По своей тематике ранние работы ван Гога могут быть отнесены к реализму, хотя манеру исполнения и технику назвать реалистичными можно лишь с определёнными существенными оговорками. Одной из множества проблем, вызванных отсутствием художественного образования, с которыми столкнулся художник, стало неумение изобразить человеческую фигуру. В конце концов это привело к одной из основополагающих особенностей его стиля - толкованию человеческой фигуры, лишённой плавных или размеренно-грациозных движений, как неотъемлемой части природы, в чём-то даже уподобляющейся ей. Очень хорошо это видно, например, в картине «Крестьянин и крестьянка, сажающие картофель» (1885, Кунстхауз, Цюрих), где фигуры крестьян уподоблены скалам, а высокая линия горизонта словно давит на них, не позволяя разогнуться или хотя бы поднять голову. Подобный подход к теме можно увидеть и в более поздней картине «Красные виноградники» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва).

В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884-1885), «Крестьянка» (1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Едоки картофеля» (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости. В это же время у художника сформировалось и собственное понимание пейзажа: выражение своего внутреннего восприятия природы через аналогию с человеком. Его художественным кредо стали собственные слова: «Когда рисуешь дерево, трактуй его как фигуру».

Осенью 1885 года ван Гог неожиданно покинул Дренте из-за того, что на него ополчился местный пастор, запретивший крестьянам позировать художнику и обвинивший его в аморальности. Винсент уехал в Антверпен, где снова начал посещать занятия живописью - на сей раз в живописном классе при Академии художеств. Вечерами же художник посещал частную школу, где рисовал обнажённых моделей. Однако уже в феврале 1886 ван Гог уехал из Антверпена в Париж к брату Тео, занимавшемуся торговлей произведениями искусства.

Начался парижский период жизни Винсента, оказавшийся очень плодотворным и богатым на события. Художник посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога Фернана Кормона, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена. В этот период палитра ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин»» (1887-1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Мост через Сену» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), «Папаша Танги» (1887, Музей Родена, Париж), «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик» (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам). В творчестве появились нотки спокойствия и умиротворения, вызванные влиянием импрессионистов.

С некоторыми из них - Анри де Тулуз-Лотреком, Камилем Писсарро, Эдгаром Дега, Полем Гогеном, Эмилем Бернаром - художник познакомился вскоре после приезда в Париж благодаря брату. Эти знакомства оказали самое благотворное влияние на художника: он обрёл родственную среду, которая его оценила, с увлечением принимал участие в выставках импрессионистов - в ресторане «Ла Фурш», кафе «Тамбурин», затем - в фойе «Свободного театра». Однако публика пришла в ужас от картин ван Гога, что заставило его снова заняться самообразованием - изучать теорию цвета Эжена Делакруа, фактурную живопись Адольфа Монтичелли, японские цветные гравюры и плоскостное восточное искусство вообще. На парижский период жизни приходится наибольшее количество созданных художником картин - около двухсот тридцати. В их числе выделяются серии натюрмортов и автопортретов, серия из шести полотен под общим названием «Башмаки» (1887, Художественный музей, Балтимор), пейзажи. Меняется роль человека в картинах ван Гога - его нет совсем, или же он является стаффажем. В работах появляются воздух, атмосфера и сочный цвет, однако художник по-своему передавал световоздушную среду и атмосферные нюансы, расчленяя целое, не сливая формы и показывая «лицо» или «фигуру» каждого элемента целого. Ярким примером такого подхода может служить картина «Море в Сент-Марье» (1888, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Творческие поиски художника привели его к истокам нового художественного стиля - постимпрессионизма.

Несмотря на творческий рост ван Гога, публика по-прежнему не воспринимала и не покупала его картины, что весьма болезненно воспринималось Винсентом. К середине февраля 1888 года художник решил покинуть Париж и перебраться на юг Франции - в Арль, где намеревался создать «Мастерскую Юга» - своеобразное братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений. Самую важную роль в будущей мастерской ван Гог отдавал Полю Гогену. Тео поддержал начинание деньгами, и в том же году Винсент переехал в Арль. Там окончательно определились своеобразие его творческой манеры и художественная программа: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя». Следствием этой программы стала попытка выработать «простую технику, которая, видимо, будет не импрессионистской». Кроме того, Винсент начал синтезировать рисунок и цвет, чтобы полнее передать саму суть местной природы.

Хотя Ван Гог и заявил об отходе от импрессионистских методов изображения, влияние этого стиля всё ещё очень сильно ощущалось в его картинах, особенно в передаче световоздушности («Персиковое дерево в цвету», 1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) или в использовании больших колористических пятен («Мост Англуа в Арле», 1888, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). В это время, подобно импрессионистам, ван Гог создавал серии работ с изображением одного и того же вида, правда, добиваясь не точной передачи изменчивых световых эффектов и состояний, а максимальной интенсивности выражения жизни природы. Его перу этого периода принадлежит также ряд портретов, в которых художник опробовал новую художественную форму.

Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах ("Жёлтый дом" (1888), "Кресло Гогена" (1888), «Жатва. Долина Ла-Кро» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Терраса кафе ночью» (1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле» (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва)), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)). Картины художника становятся более динамичными и напряжёнными по своему колориту («Сеятель», 1888, Фонд Э. Бюрле, Цюрих), трагичными по звучанию («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен; «Спальня ван Гога в Арле» (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).

25 октября 1888 года в Арль приехал Поль Гоген, чтобы обсудить идею создания южной мастерской живописи. Однако мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры: Гоген был недоволен безалаберностью Ван Гога, сам Ван Гог же недоумевал, как Гоген не хочет понять самой идеи единого коллективного направления живописи во имя будущего. В конце концов Гоген, искавший в Арле покоя для своей работы и не нашедший его, решил уехать. Вечером 23 декабря после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках. Гогену случайно удалось остановить Винсента. До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения (в частности, есть версия, что Ван Гог напал на спящего Гогена, и последнего спасло от смерти лишь то, что он вовремя проснулся), однако в ту же ночь художник отрезал себе мочку уха. По общепринятой версии, это было сделано в порыве раскаяния; в то же время некоторые исследователи считают, что это было не раскаянием, а проявлением безумия, вызванного частым употреблением абсента. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных с диагнозом «эпилепсия височных долей». Гоген спешно покинул Арль, не навестив Ван Гога в больнице, предварительно сообщив о произошедшем Тео.

В периоды ремиссии Винсент просил отпустить его назад в мастерскую, чтобы продолжать работу, однако жители Арля написали заявление мэру города с просьбой изолировать художника от остальных жителей. Ван Гогу было предложено отправиться в поселение для душевнобольных Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года. Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей. Основными видами полотен в этот период жизни становятся натюрморты и пейзажи, главными отличиями которых становятся неимоверное нервное напряжение и динамизм («Звёздная ночь», 1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк), противопоставление контрастных цветов и - в некоторых случаях - использование полутонов («Пейзаж с оливами», 1889, Собрание Дж. Г. Уитни, Нью-Йорк; «Пшеничное поле с кипарисами», 1889, Национальная галерея, Лондон).

В конце 1889 года его пригласили участвовать в брюссельской выставке «Группы двадцати», где работы художника сразу вызвали интерес у коллег и любителей живописи. Однако это уже не радовало ван Гога, как не обрадовала и первая восторженная статья о картине «Красные виноградники в Арле» за подписью Альбера Орье, появившаяся в январском номере журнала «Меркюр де Франс» в 1890 году.

Весной 1890 года художник перебрался в Овер-сюр-Уаз, местечко под Парижем, где впервые за два года увиделся с братом и его семьёй. Он по-прежнему продолжал писать, но стиль его последних работ изменился окончательно, став ещё более нервным и гнетущим. Главное место в творчестве занял прихотливо искривлённый контур, словно зажимающий собой тот или иной предмет («Сельская дорога с кипарисами», 1890, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Улица и лестница в Овере», 1890, Городской художественный музей, Сент-Луис; «Пейзаж в Овере после дождя», 1890, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Последним светлым событием в личной жизни Винсента стало знакомство с художником-любителем доктором Полем Гаше.

В 20-х числах июля 1890 года ван Гог написал своё знаменитое полотно «Пшеничное поле с воронами» (Музей ван Гога, Амстердам), а через неделю, 27 июля, произошла трагедия. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птичьих стай во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Благодаря этому он самостоятельно добрался до номера гостиницы, где жил. Владелец гостиницы вызвал врача, который осмотрел рану и сообщил Тео. Последний приехал на следующий же день и провёл с Винсентом всё время, до самой его смерти спустя 29 часов после ранения от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях.

По словам Тео, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»). Винсент ван Гог был похоронен в Овер-сюр-Уаз 30 июля. В последний путь художника провожали брат и немногочисленные друзья. После похорон Тео взялся за организацию посмертной выставки работ Винсента, но заболел нервным расстройством и ровно через полгода, 25 января 1891 года, скончался в Голландии. Через 25 лет в 1914 году его останки были перезахоронены вдовой рядом с могилой Винсента.




Период земной жизни Винсента Ван Гога составил всего 37 лет, но, даже поверхностно ознакомившись с его биографией, многие скажут: «целых 37 лет». Не прекращающаяся внутренняя борьба, острое ощущение несовершенства мира, а чего стоит отсутствие понимания и любви со стороны людей, даже самых близких, – уже этот крохотный список испытаний может сломать даже самую волевую личность, а перечень болезненных ударов в судьбе художника был намного длиннее и изощреннее.

Только через искусство бунтарю удавалось примириться с действительностью, и оно отплатило ему признанием и известностью, правда, уже после смерти гения.

Появившийся на свет 30 марта 1853 года Винсент Виллем Ван Гог, казалось, уже имел предначертанный путь. В его роду трудились на двух поприщах: служение церкви и торговля произведениями искусства, и никаких препятствий для продолжения семейной традиции, не намечалось: отец Винсента, Теодор, служил священником, а его трое братьев занимались торговым делом, представляя интересы художественных фирм. Уже в юном возрасте было заметно, что мальчик имеет талант к рисованию, а еще он любил читать, причем запоем, без каких-либо предпочтений. Неужели все так просто, и определенно? Но вот характер… С любовью выполненные пейзажи, затем подаренные друзьям, нежная ранимая душа, и взрывной характер, заметный иногда лишь по взгляду, горевшему мрачным огнем; были и ругательства, потоком льющиеся на того, кто выводил его из равновесия.

В возрасте пятнадцати лет Винсент оставил тяготившую его учебу, закончив на этом свое образование, а в 1869 году, когда ему выполнилось шестнадцать, начинает торговать картинами в гаагском филиале фирмы «Гупиль», причем весьма успешно. Служебное рвение было замечено, и наградой послужил перевод в лондонское отделение фирмы. Вероятно, если бы не любовная драма, приключившаяся с ним в Англии, Ван Гог сделал бы успешную карьеру в этом бизнесе.

Уволенный в 1876 году из «Гупиля», Винсент получает «откровение», что его истинное призвание – религия, хотя некоторое время он занимается преподаванием в школе, и это занятие ему нравится. Пастырское служение, к которому он ревностно приступает в начале 1879 года, не нашло поддержки Церковью и, после года полунищенского существования в шахтерском районе Бельгии, Боринаже, снова «озарение» – живопись.

Приехав к родителям в 1881-м в Эттен (Голландия), успев поступить и бросить Академию художеств в Брюсселе, Ван Гог создает «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами» – первые живописные работы.

Сбежав от родителей в Гаагу, он уже не расстается с живописью, стараясь работать в традициях Гаагской школы, но изображая в основном городские и морские пейзажи. Также здесь было положено начало серии работ голландского периода, где в большинстве изображались простые забитые люди; открыла этот период картина «Уборка картофеля».

В конце 1883 года Винсенту опять приходится жить с родителями, на этот раз в Нюэнене. В Северном Брабанте, за два года им были созданы сотни полотен и рисунков, а основными персонажами работ выступают все те же обездоленные крестьяне и ткачи. Наиболее известной картиной, датируемой 1885 годом, считается «Едоки картофеля», композиция, которую он рисовал не с натуры, что было не в его правилах.

Осенью 1883-го, перед переездом в Нюэнен, Винсент два с половиной месяца провел в Дренте, где его искусство обогатилось чувством грандиозного, и где он пришел к гармонии цвета и тонов. Семь живописных полотен этого краткого периода, передающих степные просторы, были выполнены уже другим художником, творчество которого пережило качественный перелом.