Меню
Бесплатно
Главная  /  Интересное  /  Лидер и руководитель: общее и отличия. Руководитель и лидер: есть ли отличия

Лидер и руководитель: общее и отличия. Руководитель и лидер: есть ли отличия

Лидерство и руководство – две основные формы управления. Они имеют определенные отличия, но и немало сходства. Например, общую цель – управлять группой и создавать в ней благоприятный .

Самой популярной является теория о том, что лидерами рождаются, а не становятся, то есть теория характера, или «великого человека». Под этим подразумеваются врожденные личности, помогающие человеку стать лидером.

Вторая теория – ситуационная. Согласно ей, одних врожденных особенностей недостаточно, нужны еще определенные условия внешнего мира и взаимосвязи этих условий и данной личности. То есть роль играет то, насколько ситуация позволяет лидеру проявлять себя.

Особенности лидеров

Самая главная особенность лидеров – харизма. Подробнее об этом читайте в статье . К другим отличительным чертам лидера относится:

  • высокий уровень притязаний;
  • высокая ;
  • самоуважение;
  • адекватная оценка слабых и сильных сторон своей ;
  • стремление к успеху (важность и ответственность), признанию, власти (управление людьми, направление их в определенное русло).

Конечно, без определенных компетенций и способностей набор таких качеств может дать совсем другой результат. Потому к другим качествам лидера относится:

  • выше среднего, умение решать сложные и абстрактные задачи;
  • самостоятельность, находчивость, деловая активность, готовность к действию, инициативность;
  • умение видеть ситуацию широко, рассматривать выше частного;
  • знания и опыт в конкретной сфере;
  • хорошее здоровье, развитое , ;
  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;
  • способность к (умение снимать напряжение);
  • коммуникабельность;
  • способность к психоанализу;
  • красноречивость;
  • визуальность (внешняя привлекательность).

Таким образом, все качества лидера можно поделить на общие, конкретные, личностно-деловые и психолого-педагогические.

Виды лидерства

Лидерство бывает эмоциональным, деловым и информационным.

Эмоциональное

Возникает на основе симпатий в группе между участниками и лидером. Эмоциональный лидер создает благоприятный психологический климат, вызывает доверие, снимает напряжение, вселяет уверенность. Это сердце группы. К нему всегда можно обратиться. Как правило, эмоциональный лидер возникает в неформальных группах.

Деловое

Такое лидерство встречается в формальных коллективах. Деловой лидер отличается высокой компетентностью, умением решать задачи, организовывать . Это руки коллектива. Деловой лидер налаживает отношения, тесно общается с руководством.

Информационное

Информационный лидер – мозг коллектива. Он хорошо ориентируется в потоках информации, высоко эрудирован. К информационному лидеру обращаются за помощью, советом. Он помогает искать информацию или сам отвечает на вопросы.

Идеальный вариант – сочетание всех трех типов в одном лидере, но такое бывает редко. Чаще встречается сочетание делового лидера и эмоционального или информационного.

По направленности лидерство может быть:

  • Конструктивное. Помогает достигать целей организации.
  • Деструктивное. Стремления лидера наносят ущерб организации.
  • Нейтральное. Не влияет на производительность.

Типы лидерства

Среди типов можно выделить вожака, лидера в узком смысле и ситуативного лидера:

  • Вожак действует внушением. Он активен, силен, физически развит, здоров, стремится к успеху, уверен в себе, отличается способностью к адаптации, умен, имеет развитое творческое начало и интуицию, тактичен, контактен и легок в общении.
  • Лидер обладает меньшим авторитетом, чем вожак. Он тоже убеждает и внушает, но еще и побуждает методом «делай как я».
  • Ситуативный лидер выдвигается в конкретной ситуации за счет своих сильных способностей, необходимых в данный момент.

По отношению коллектива к лидеру принято выделять такие типы:

  • «Один из нас». Он ничем не выделяется среди группы, но ей воспринимается как первый среди равных.
  • «Лучший из нас». Практически по всем качествам выделяется из группы, выступает образцом.
  • «Хороший человек». Ценится и выделяется коллективом за свои нравственные качества.
  • «Служитель». Рассматривается как посредник, представитель интересов.

Один и тот же лидер может по-разному восприниматься участниками коллектива, то есть относится сразу к нескольким типам. Вообще лидеры есть в любой группе, как официальные, так и неофициальные, как деструктивные, так и конструктивные. Например, известный всем еще со школы пример старост (формальный лидер) и хулиганов (неформальный лидер) класса.

Лидер и руководитель

Руководство – формальная позиция человека, не имеющая отношения к его личностным качествам, хотя на они влияют. Лидерство – положение, занимаемое человеком благодаря своим индивидуально-личностным особенностям. Пожалуй, это главное отличие.

Среди сходств можно выделить следующие:

  • ориентация на цели организации;
  • общение с людьми и группами людей;
  • мотивирование работников и иное влияние на них;
  • создание и поддержание благоприятного психологического климата.

Иногда руководитель и лидер рассматриваются как синонимы, если эти роли уживаются в одном человеке. Но так бывает не всегда. Возможно также выделение руководителем лидера или лидеров группы и выявление неформальных лидеров.

Лидер сам заинтересован и участвует в рабочем процессе. Он консультирует, дает советы, поддерживает обратную связь и подталкивает людей к самостоятельности, ведет за собой, показывает личный пример. Руководитель же может этого и не делать, он может даже не знать своих подчиненных лично. Лидеры не дают готовых решений, совместно с другими участниками коллектива они развивают

Лидерство может передаваться от одного человека к другому в зависимости от того, какие именно знания, умения, навыки, качества и способности нужны для решения актуальной проблемы.

Отличается характер власти руководителя и лидера. Руководитель наделен полномочиями, статусом. Лидер же завоевывает расположение группы и мотивирует их на успешное выполнение задач своим авторитетом и харизмой. Власть авторитета в разы сильнее власти полномочий. Но эту же власть проще потерять, так как она основана на уважении самой личности лидера.

Таким образом, можно выделить следующие отличия лидера и руководителя:

  • Руководитель организует всю деятельность, лидер в большей степени отвечает за психологические отношения по вертикали.
  • Руководитель назначается официально сразу после создания организации, лидер выдвигается стихийно через взаимоотношения участников группы.
  • Руководитель управляет всей деятельностью и внешними связями организации, лидер отвечает за общение, деятельность и характер отношений внутри группы.
  • Руководитель контролирует и властвует, лидер сам исполняет нормы организации.
  • Руководитель ориентируется на прописанные права, лидер – на морально-психологические нормы, возникшие в группе.
  • Руководство более стабильно, лидерство зависит от отношений и мнений участников коллектива, вследствие чего лидерство изменчиво.

Руководство – социальное влияние, в основе которого лежит принцип правовых отношений, распределения ролей, власть, контроль и дисциплина. Лидерство – психологическое влияние, основанное на восприятии, подражании, взаимопонимании и внушении. Это добровольное подчинение и свободное общение.

Руководитель – верхняя позиция в правовой социально-ролевой иерархии. Лидер – вершина в иерархии авторитета и престижа.

Особенности руководителя-лидера

Как я уже говорила, оптимальный вариант – сочетание руководства и лидерства в одном лице. Руководитель-лидер не приказывает и не давит на сотрудников. Он четко объясняет им цели и ведет за собой к этим целям. Кроме того, руководитель-лидер:

  • Способен воспринимать и принимать общие нужды и проблемы, брать на себя ответственность за их решение.
  • Способен организовывать совместную деятельность: формулирование актуальных для всего коллектива задач, создание условий для их исполнения, взятие ответственности, учет интересов и возможностей каждого участника, планирование работы с учетом этих особенностей, рассматривание и признание противоположных мнений, распределение обязанностей, мотивирование персонала.
  • Отличается , тактичностью, доверием, чуткостью: выслушает, поможет, разделит тайну, отстоит интересы, разрешит .
  • Умеет представлять от своего лица весь коллектив, выражать общее мнение, выступать с инициативой к вышестоящим организациям для удовлетворения нужд коллектива.
  • Умеет эмоционально и психологически воздействовать, привлекать людей без принуждений и приказов, убеждает и поощряет.
  • , чем вселяет веру в собственные силы всему коллективу.

В заключение хочу сказать, что одно наличие задатков и лидерских способностей не гарантирует ровным счетом ничего. Как мы видим, многие качества лидера приобретаются в процессе жизни. Способности помогают лучше и быстрее их развивать.

Специфика понятий лидерства в социальной психологии хорошо видна при анализе и сравнении двух феноменов - лидерства и руководства. Под лидерством ученые, исследовавшие этот вопрос, обычно имели в виду характеристику психологических отношений, возникающих в группе “По-вертикали”, то есть с точки зрения доминирования и подчинения.

Понятие же руководства относится к организации деятельности группы к процессу управления ею. Наиболее полно различия между этими понятиями отражены в работе Б.Д.Парыгина:

1. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет организацию официальных отношений группы как социальной организации..

2. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды (ею и является малая группа). Руководство - это элемент макросреды, т.е. оно связано системой общественных отношений.

3. Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается. Но так или иначе, этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленно осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры.

4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения в группе, в то время как руководитель - явление более стабильное.

5. Руководство подчиненными, в отличие от лидерства, обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых нет в руках лидера.

6. Процесс принятия решений руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.

7. Сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он является лидером, сфера деятельности руководителя шире, так как он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

В этом различия руководства и лидерства, но есть и общее:

1. Руководство и лидерство - средства координации отношений членов социальной группы.

2. Оба феномена реализуют процессы социального влияния в коллективе.

3. Руководству, как и лидерству присуща определенная субординация отношений. В первом случае отношения четко определены и закреплены должностными инструкциями, а во втором - отношения никак не очерчены.

Нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководство часто становится лидерством.

Лоутон А. и Роуз Э. считают, что лидеры - это те, кто превращает сослуживцев в людей, сотрудничающих с ним по убеждению.

В государственных учреждениях обычно считается, что намечать цели и брать на себя ответственность - дело политиков, а не государственных служащих. Лидерство на государственной службе - логическая несообразность в условиях демократии. Трудность с децентрализацией ответственности и подотчетностью в государственных учреждениях заключается в том, что по традиции отчета требуют от политика, а не от чиновника. Так что если в этой структуре и осуществляется лидерство, то оно совпадает с ролью и целями политика.

Внутри государственной службы выделяются четыре фактора, влияющие на лидерство:

Компетентность: административный персонал должен быть восприимчив к проблемам, решения которых ждут от него лидеры;

Организация управления: разумная организация горизонтальных связей, столь же важных, как и вертикальных. Следует искать оптимальный компромисс между конфликтующими целями, устранять ситуацию, когда одни органы действуют эффективнее, чем другие;

Тесная связь между бюрократией с одной стороны, лидерством и правительством с другой. Государственные служащие должны быть такими, чтобы на них можно было положиться. Но все зависит от того, какие требования предъявляются государственным служащим: если они завышены, то это деморализует. Сложность заключается в различии между карьерой политика и карьерой государственного служащего. Когда политик приходит “извне”, возникают трения. Воспитание лояльности государственных служащих различными средствами, но не в ущерб инициативности - таково очевидное требование, если лидеры ожидают от бюрократии помощи в достижении своих целей.

Бюрократия должна быть связана с населением, таким образом, трудности в реализации задач сводятся к минимуму.

Следует добавить, что лидеры должны иметь четкое представление о том, что заключается в руководстве, чтобы оказывать на остальных направляющее воздействие.

Еще важный момент, который можно отметить, состоит в том, что руководство должно шире рассматривать работу организации и не забывать, в какой среде функционирует организация. Лидеры всех уровней должны быть осведомлены об общих условиях, в которых протекает их работа.

Многие трудности в государственных учреждениях обусловлены формальной неразберихой, иерархической структурой, в которой развиваются эти взаимоотношения. Эти организации имеют тенденцию управляться приказами и комитетами, которые сами прибегают к директивному стилю руководства. Поэтому, чтобы определить наиболее подходящее руководство, необходимо знать структуру организации. Бесполезно выступать за более демократический стиль руководства, если структура не допускает соучастия и неформального руководства.

Говоря о руководстве, можно привести точку зрения американских исследователей Джонсона, Каста и Розенцвейга, которые определяют его как “основную силу в организациях, которая координирует деятельность подсистем и определяет их взаимосвязь с окружающей средой”. Определяя задачи руководителя, они утверждают, что руководитель должен превратить неорганизованные материальные ресурсы в полезное и эффективное предприятие. Руководством они называют процесс, посредством которого разрозненные ресурсы объединяются в единую систему для достижения поставленной цели. Управляя трудовыми и материальными ресурсами, для достижения целей системы руководитель обеспечивает производство продукции, координирует и интегрирует деятельность других сотрудников .

1. Планирование - включает в себя выбор целей организации, а также определение политики, программ, образа действий и методов их достижения, обеспечивает основу для принятия интегрированных решений.

2. Организация - направлена на объединение людей и материальных, финансовых и других ресурсов в систему таким образом, чтобы совместная деятельность производственного персонала обеспечивала решение задач, стоящих перед организацией. Включает в себя: определение тех видов административной деятельности, которые необходимы для достижения целей предприятия, распределение этих видов деятельности по подразделениям, предоставление прав и установление ответственности за их исполнение.

3. Управление - обеспечивает работу различных подсистем в соответствии с планом. Заключается в контроле деятельности подсистем с последующей коррекцией для обеспечения выполнения плана всей организации.

4. Связь - передача информации между центрами различных подсистем и организаций, обеспечивающими принятие решений и взаимный обмен информацией с внешним миром.

Выполнение каждой функции зависит от выполнения трех остальных. Таким образом, основная задача руководства заключается в интеграции всех четырех функций для обеспечения эффективного достижения общих целей системы.

Существует и несколько иная точка зрения, сводящаяся к тому, что функции руководства следует рассматривать через управленческие процессы - планирование, организацию, руководство людьми, мотивацию, контроль и, соответственно, выделяются следующие функции руководителя:

­ администраторская (прежде всего этап контроля);

­ стратегическая (планирование и прогноз возможных событий в сфере деятельности конкретного руководителя и социальной организации в целом);

­ экспертно - консультативная;

­ представительская;

­ воспитательная;

­ коммуникативно-регулирующая;

­ инновационная;

­ дисциплинарная.

Важную роль в процессе руководства играют планирование и прогнозирование. Планирование - это деятельность руководителя, направленная на предопределение планов на последний период времени, пробуждение к выполнению различных видов деятельности и определение необходимых для этого средств, в результате чего должны быть поставлены определенные цели. Прогнозирование - это деятельность руководителя, направленная на то, чтобы оценить, предвосхитить события и достичь желаемого результата.

Большую роль в планировании и прогнозировании играет политика организации. Политика организации - это деятельность руководителя по эффективному использованию инструкций и предписаний, направленная на экономию времени. Политика организации должна быть сформулирована так, чтобы сократить время в принятии управленческих решений. Умение принимать решения и способность творчески решать проблемы - важнейшие профессиональные качества руководителя, от которого зависит эффективность любой управленческой деятельности.

В управленческом руководстве каждому руководителю, лидеру необходимы также знания и умение коммуникативно-регулирующего общения. Каждый руководитель обязан создавать коммуникации в своем коллективе, чтобы с наименьшими затратами добиться желаемого результата.

Если говорить о коммуникации в управленческих системах, то нужно иметь в виду ее участников - людей, и, с учетом человеческого фактора, коммуникацию необходимо рассматривать особым образом, так как во всех аспектах деятельности, где затрагивается человеческий фактор, начиная с найма на работу и заканчивая уходом на пенсию, потребность в эффективной коммуникации является решающей.

Говоря о коммуникации, нельзя не затронуть проблему мотивации как руководителя, так и подчиненных. Руководитель заинтересован в высокой мотивации своих сотрудников, но не в меньшей степени объектом собственных забот должен являться он сам. Чем выше заинтересованность работника, тем лучше качество его работы.

Выделяют следующие принципы мотивации:

Участия;

Коммуникации;

Признания;

Делегирования;

Взаимности;

Вертикальной нагрузки.

В конечном итоге деятельность руководителя через вдохновение, поощрение заставляет подчиненных выполнять необходимую работу.

Одной из важнейших управленческих задач, а также важным этапом управленческого процесса является контроль. Контроль - это деятельность руководителя по изменению, регулированию и оценке полученных результатов.

Г.Кунц и О.Доннел определяют контроль как сравнение полученных результатов с нормативами.

Существуют следующие требования к контролю:

Постоянность;

Оперативность;

Объективность;

Открытость;

Экономичность.

Важным способом контроля является беседа руководителя с подчиненными. Каждый сотрудник желает установить контакт с начальником. Наличие контроля подчеркивает очевидную значимость контролируемой деятельности.

Контроль тесно связан с другими этапами управленческого процесса и своими результатами способен побуждать руководителя вносить в него необходимые коррективы.

При этом контроль обеспечивает функционирование в организации бесперебойной обратной связи (метод делегирования полномочий) - одного из важнейших условий эффективного руководства.

Руководитель, не умеющий и не желающий пользоваться методом делегирования, не может быть эффективным. Пока он не научится делать работу руками других, над ним постоянно будет висеть угроза развала работы.

Применение делегирования полномочий требует от руководителя определенной готовности:

Передавать право принятия решения другим;

Учитывать мнение других;

Мириться с ошибками других;

Доверять подчиненным;

Найти и использовать средства контроля над действиями подчиненных.

Делегирование (в пределах контроля) это не способ уйти от ответственности, это форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность. Делегирование облегчает работу руководителя, но не снимает с него обязанности принимать окончательное решение, той обязанности, которая и делает его руководителем.

В заключение можно отметить, что одним из важных инструментов в руках руководителя является информация, находящаяся в его распоряжении. Используя, передавая информацию и получая ее, руководитель организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его способности передавать информацию наиболее эффективным способом .

Из выше изложенного можно сделать вывод, что управленческое руководство и лидерство есть сложные и многогранные явления, состоящие из различных элементов. Основными их составляющими являются природа, коммуникации, организация деятельности, от которых в большой степени зависит эффективная работа организации.

Чтобы достаточно точно оценивать ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные задачи, полномочия и качество информации.

Главной задачей руководителя любого уровня является достижение целей организации путем умножения своих интеллектуальных и физических сил на коллективные усилия его подчиненных.

Руководитель, желающий получать все, что можно от подчиненных, как можно более эффективно работать, должен умело пользоваться и владеть лидерством в зависимости от требований и целей организации.

Существуют два типа управленцев, функции которых на первый взгляд схожи, но на самом деле имеют колоссальное различие. Речь идет о прирожденном лидере и обычном начальнике. Это все равно, что спросить, какова разница между апельсином и мандарином? Только в случае с руководителями разница более чем очевидна. А теперь попытаемся разобраться, почему многие люди считают, что между этими должностями нет никакого отличия.

Многие офисные работники настолько привыкли к корпоративной иерархии, что смотрят на менеджера снизу вверх и по умолчанию наделяют начальника статусом лидера. Начальник отдела - это просто дополнительные полномочия и определенное количество власти над другими сотрудниками. Мы же ведь не будем отрицать того, что любой рядовой офисный работник, находящийся в самом низу корпоративной иерархии, может иметь лидерские задатки, но вместе с тем не иметь полномочий.

Качества хорошего лидера, которые мы будем рассматривать далее, могут пригодиться и вне пределов офиса и с успехом могут применяться в семье, в социальной группе или во взаимодействии с друзьями.

Если же вы уже стали начальником отдела своей компании, то вам интересно будет ознакомиться с ключевыми моментами, которые помогут вам в дальнейшем стать хорошим лидером.

Лидер соотносит ежедневную работу с большими целями

В крупных компаниях офисные работники порой чувствуют себя винтиком в огромном механизме. Люди выполняют однотипную работу, сдают ее к определенному сроку, даже не подозревая, какова отдача и каков результат. Здесь и проявляется первое отличие между лидером и обычным управленцем. Нчальник отдела делает ставку на то, чтобы его подчиненные выполняли работу хорошо и сдавали ее точно в срок. Обычный менеджер убежден, что его работа заключается в правильном регулировании элементов механизма, под которыми мы подразумеваем рядовых сотрудников. Поэтому он концентрируется только на текущих задачах

Настоящий лидер всегда сохраняет в поле зрения главную цель. Он знает, что вся скучная и монотонная работа создана, чтобы в конечном итоге добиться хорошего результата. Лидер заботится о том, чтобы каждый из сотрудников знал о своем собственном вкладе в общее дело.

Лидер видит в сотрудниках людей

Руководитель отдела имеет место в своей организации, он убежден, что четкая иерархия создана для того, чтобы происходило движение по карьерной лестнице. Мелкий начальник всегда будет мечтать взять под свою опеку более крупный отдел. Именно поэтому всех своих сотрудников и подчиненных менеджер рассматривает исключительно с точки зрения должности.

Лидер склонен отбрасывать в общении с подчиненными всякие условности, видя в обычных сотрудников, прежде всего, людей. Он интересуется делами сотрудников, их мечтами и чаяниями, а свое общение строит на доверии. Такое непринужденное общение помогает лидеру хорошо узнать своих подчиненных для того, чтобы в дальнейшем более успешно использовать сильные и слабые стороны работников.

Лидер не присваивает себе достижения других

Менеджер это такой же сотрудник в компании, он имеет свои собственные цели и мотивы. Точно так же он приходит к своему начальнику с отчетом о проделанной работе. И если кто-то из рядовых работников добился хорошего результата или придумал гениальную идею, велик соблазн присвоить себе авторство. Если же весь отдел сработал хорошо, управляющий воспользуется возможностью в очередной раз показать, какой он гениальный начальник.

Лидер всегда найдет теплые слова для каждого из своих сотрудников и подчеркнет, что достижение цели - это, прежде всего, коллективный успех. Он с удовольствием упивается успехами своих подчиненных, ведь он знает, что чем больше успешных людей вокруг, тем лучше для коллектива.

Лидер берет ответственность на себя

Крайне важно уметь брать на себя ответственность за провал, даже если ошибки совершали рядовые сотрудники. Лидер никогда не станет обвинять кого-то из членов своей команды. Ведь он понимает, что это ему нужно было научить подчиненного делать свое дело правильно. Лидер воспринимает ошибки кого-то из членов группы как проблему функционирования системы, а за отладку системы, как известно, спрос с мастера.

Рядовой начальник находит источник ошибки и наказывает человека, который совершил промах.

Лидера волнует процесс, а не результат

Что важнее, процесс или результат? Обычный менеджер сразу скажет, что ничто, кроме результата, не имеет значения. Именно поэтому менеджер так щепетилен, если дело касается сроков или точного выполнения инструкции.

Однако если рассматривать картину процесса более углубленно, станет очевидным важность основательной фундаментальной работы. Поэтому лидер всегда смотрит глубже, он понимает, что результат - это лишь проявление усердия и трудолюбия.

Лидер мотивирует и вдохновляет

Заманчиво применить власть по отношению к подчиненному, когда он не укладывается в отведенные сроки. Да и авторитет не помешает, если нужно добиться от коллектива результата. Но лидер, прежде всего, имеет страсть и самоотдачу, он буквально «горит» на работе, вдохновляя всю свою команду.

Лидер поддерживает свою команду

Существует большая разница между раздачей заданий и желанием помочь своей команде при необходимости. Помните о том, что великие лидеры сами с блеском справляются со всеми задачами, что раздают своим подчиненным. И если возникнет необходимость, великий лидер не будет сидеть, сложа руки, он сам выполнит работу, поддерживая этим самым свою команду.

Все слышали про наличие лидеров и руководителей в различных социальных сообществах. Но как соотносятся эти термины, разбирается не каждый. Чтобы понять, чем отличается лидер от руководителя, нужно выяснить, что подразумевает каждый из терминов.

Смысл лидерства

Лидер - человек, который, в рамках какого-либо коллектива людей, пользуется признанным авторитетом, влиянием. Социальное влияние лидерства выражается в поддержке остальными членами общества при достижении какой-либо цели.

Лидерство характерно не только для выстраивания общественных отношений людей. Выделение вожаков свойственно и для мира природы. У большинства видов социальных животных происходит выстраивание иерархии, во главе которой стоит вожак. Яркими природными маркерами лидерства являются львы, гиены, волки, некоторые виды обезьян, дельфины.

Вожаки в животном мире получают приоритетный доступ к пищевым ресурсам, праву продолжения рода Взамен лидер поддерживает порядок в группе, защищает от внешних угроз и оберегает свой статус от посягательств конкурентов.

В обществе лидерство имеет похожие критерии. Качественный доступ к возможностям компенсируется ответственностью.

Человеческое лидерство стоит рассматривать как часть иерархической структуры членов какого-либо социума. Иерархия позволяет систематизировать, упорядочить и нормализовать отношения между людьми. Лидер должен направлять всю группу в нужном направлении, предотвращать конфликты, помогать в достижении целей и развитии, поощрять и наказывать. Лидерство позволяет «цементировать» иерархическую структуру, содержать её в порядке, предотвращать от развала и беспорядка.

Лидерство подразделяется на две группы: формальное и не формальное. При формальном лидерстве качества вожака подкреплены занимаемой им должностью. В случае неформального лидерства ключевая позиция занимается за счёт умений, навыков, ресурсов, которые не подкреплены наличием официального статуса руководителя.

Основные теории

В психологии выделяется четыре теории, которые отражают суть лидерства:

  1. Ситуационная. Лидер для решения задач использует один из четырёх стилей поведения в зависимости от ситуации. Выделяются следующие стили, которые определяются характером поведения: директивный (ориентация на задаче, минимум внимания людям), наставнический (сочетание внимания задаче и людям), поддерживающий (ориентация на людей, а не на задачу) и делегирующий (низкая ориентация и на людей, и на задачу).
  2. Функциональная (смотри «Функциональная теория»).
  3. Поведенческая. Лидерство определяется не личностными характеристиками, а характером подхода к группе. Градация типа поведения лидера по отношению к коллективу: от авторитарного до либерального.
  4. Интегральная. Сочетание командного и харизматического подходов при решении задачи.

Смысл руководства

Руководитель - специалист, занимающий должность, функциональные обязанности которой подразумевают контроль, принятие ответственных решений, направление работы подчинённых.

Основные стили

Выделяется несколько стилей руководства коллективом:

  1. Авторитарный. Решения принимает руководитель, система управления сильно централизована. Для членов коллектива определяющими факторами выступают исполнительность, соблюдение правил. Инициатива не приветствуется.
  2. Демократический (распределённый). Решение принимает вся группа.
  3. Либеральный. Руководитель легко делегирует принятие решение членам группы. Стиль способствует росту креативности и инициативности сотрудников.
  4. Нарцисстический. Лидер использует коллектив для решения личных задач в ущерб достижению общих целей.
  5. Токсический. Для мобилизации ресурсов группы лидер осознанно ставит подчинённых в худшие условия.

Конкретный стиль выбирается руководителем исходя из особенностей по следующим критериям:

  • мировоззрение;
  • особенности характера;
  • опыт.

Стили не являются универсальными единицами. Каждый из них оптимален для определённой ситуации, коллектива.

Для достижения цели важно оценивать условия и подбирать оптимальный стиль руководства. Авторитарный стиль подходит для решения экстренных, чрезвычайных задач. Он оптимален в ситуациях, когда квалификация лидера значительно превосходит знания, умения и опыт остальных членов группы.

Демократический стиль оптимален для сплочённых коллективов, в которых уровень компетенции всех членов группы находится на близком уровне.

Соотношений понятий

Наличие в группе и лидера, и руководителя имеет последствия различной значимости. При грамотном выстраивании отношений лидера и руководителя такой союз приведёт к усилению группы, повышению её эффективности, т. к. каждый будет решать свои задачи.

Руководитель решает организационные моменты, а лидер контролирует эмоциональную ситуацию в группе. Отсутствие понимания между лидером и руководителем приведёт к конфликтам, разладу в группе, снижению эффективности при решении задач.

Управленческая решётка

Стили руководства лежат в основе теории управленческой решётки Блейка-Моутона. Теория включает схему, в которую входят 5 стилей руководства. Созданная специалистами в области менеджмента Р. Блейком и Дж. С. Моутоном теория позволяет формировать способы и методы руководства в группах, выбирать оптимальные варианты управления в конкретных коллективах.

Функциональная теория

Британский специалист Джон Эрик Адер предложил функциональную теорию лидерства. Эта модель позволяет лидерство гармонично адаптировать для руководства.

Адер указывал, что руководство - это не процесс управления, а стратегии поведения, направленная на достижение цели. Лидерское поведение в руководстве подразумевает «три круга». Круги соответствуют 3 ключевым составляющим достижения целей:

  • задача;
  • команда;
  • личность.

Круги лидерства Джона Адера:

  1. Главный тип поведения, направленный на достижение целей и решение задач группы. Задача лидера - предлагать различные варианты.
  2. Процедурный тип поведения, направленный на стимулирование работы членов группы. Лидер контролирует обсуждения и направляет их в нужном направлении.
  3. Технический тип поведения, направленный на членов коллектива. Лидер следит за «климатом» в группе, выстраивает взаимодействие в группе.

Функциональная теория акцентирует внимание на процессах управления, а не на личности управленца- лидера. Такой подход позволяет оптимизировать процесс, сэкономить время на анализе личности руководителя, лучше понять характер процессов управления в коллективе.

Современное общество нуждается в хорошем управлении . Люди с мировым именем, которые стоят у власти и руководят массами, не всегда могут повести за собой людей. Качества лидера присутствуют далеко не у каждого индивида, они могут быть врождёнными или развитыми в процессе обучения.

Часто такие понятия как «руководитель» и «лидер» обобщают и считают синонимами. Не редкость когда в одном коллективе присутствуют представители сразу двух этих понятий. Для того что бы четко различать разницу между лидером и руководителем нужно разобраться в их отличительных чертах. Главная разница заключается в том, что лидер – это психоэмоциональный тип человека, а руководитель – социальное положение в обществе, согласно занимаемой должности. Похожи между собой начальник и лидер в том, что их «ярлык» выбирает общество. Не всегда начальник – это лидер, но всегда лидер – руководитель.

Руководитель – это человек, который занимает высокую руководящую должность и раздает приказы , согласно с видом деятельности, своим подчиненным. Он может командовать процессом на предприятии, или человеческим ресурсом в зависимости от вида работы. К органам руководства можно отнести правительство, директоров, глав компаний и корпораций.

Качества руководителя:

  1. Руководителя могут назначать вышестоящие инстанции, уполномоченные органы.
  2. Выполнения обязанностей является первоочередной обязанностью.
  3. Использует трезвый взгляд для решения вопросов.
  4. Не всегда является любимцем общества.
  5. Способность принуждать к выполнению действий, положением в рабочей иерархии.
  6. Интересы начальства и граждан могут отличаться.
  7. Несение материальной и правовой ответственности.
  8. Технические навыки, знание дела, высокий профессионализм.
  9. Отстраненность от общества в силу социального положения.
  10. Занимают должность директора, заместителя, частного предпринимателя.
  11. Всегда пользуется своим высоким положением.

Лидер – это человек, в котором совмещаться качества аналитики и души компании. Разбираясь в потребностях общества, он способен вести за собой людей. Сам лидер не всегда считает себя таким, может не пользоваться своим талантом. К лидерам относиться идеологические личности. Зачинщики бунтов и революций называют руководители, так как они стояли вол главе происходящих действий. Но по роду деятельности они являются лидерами.

Черты характера лидера:

  1. Открытость в общении, дружелюбие, способность расположить к себе людей.
  2. Является примером для подражания, выбирается обществом без произведения любых формальных действий.
  3. Действует в интересах людей.
  4. Не всегда руководствуется рациональным подходом, часто на его решения влияет эмоциональная сторона происходящего.
  5. Способность мотивировать к действию, без принуждения.
  6. Лидер всегда должен быть в чем то лучше ведомых. Это могут быть как физические, так и психологические преимущества.
  7. Непосредственное участие в делах коллектива.
  8. Ответственность за принятые решения.
  9. Может по желанию не пользоваться своими лидерскими качествами.
  10. Способность вести за собой народ, залаживается в тип темперамента при рождении.

Так же отличают формальное и неформальное лидерство .

  • В первом случае человек действует открыто и получает поддержку общества для реализации свих целей, его стремления сходятся с обще коллективным рвением, желаниями.
  • Не формальное лидерство близко к понятию «серый кардинал», человек не выступает на публику, а подталкивает своими идеями, выполняя продвижение мысли другими.

Что бы стать руководителем понадобиться годы учебы, правильная сфера деятельности, богатый жизненный опыт и рабочий стаж . В помощь могут прийти влиятельные связи или материальные сбережения. Лидер может завоевать сердца людей прейдя в первый день на новую должность. От него не требуется никакого вложения, общество выбирает проводника, за которым оно хочет следовать, руководствуясь внутренними размышлениями, симпатиями которые не всегда понятны на первый взгляд.

Можно научиться быть лидером. Для того что бы развивать в себе лидерские качества можно посетить специальные курсы и тренинги. Их цель научиться идти к цели, а главное развить веру в себя. Активная жизненная позиция, уверенность в себе, готовность к риску, инициативность помогут обрести звание лидера.

Общество 21 века нуждается в подборе кадров с лидерскими качествами. Большое количество менеджеров и директоров по роботе с персоналом составляют переходную ланку от начальства к населению.

Если в одном офисе присутствуют сразу два представителя понятий, скорее всего в коллективе будут значительные разногласия. Начальник не может дать подчиненным, того что дает им лидер. Это не значит, что руководитель вредит обществу, просто в силу не подходящего характера его способ правления не воспринимается должным образом, а идеи, даже если они направлены во благо, не будут услышаны обывателями. Лучший вариант для существования компании, предприятия или даже государства — это совмещении сразу двух понятий в одном человеке.