Меню
Бесплатно
Главная  /  Интересное  /  Лоррен картины. Лоррен клодкартины и биография. Отдых на пути в Египет

Лоррен картины. Лоррен клодкартины и биография. Отдых на пути в Египет

были близкими друзьями, перерисовали всё, что только было можно, необычайно плодовиты, у обоих очень много картин.

Лоррена во Франции так любили, что звали просто Клод. И все знали, что это – Лоррен. Клода Моне “Клодом” не называли, просто Клодом был Лоррен. Для рассказа о пейзажах художника очень важно иметь ввиду следующее.

Правила французской академии художеств

В 1648 году была открыта Академия во Франции. Первые, отучившиеся там художники стали академиками и именно они спорили и определяли, какие же художественные жанры могут существовать на французской земле. Натюрморту места не осталось совсем, остальные же жанры они расставили в следующем порядке: 1. Историческая картина (идеал – мифология, история, литература).
2. Парадный портрет.
3. Пейзаж. Презираемый жанр, но его признавали, когда в нём была сюжетная завязка.

Клод Лоррен. Пейзажи

Лоррен был одним из тех, кто писал пейзажи. Для того, чтобы поднять свой жанр на более высокий уровень, Лоррен вписывал в него мифологический или исторический сюжет. Тогда пейзаж считался историческим, а художник назывался историческим пейзажистом.

«Похищение Европы» – один из лорреновскх пейзажей, находящихся в экспозиции ГМИИ. Во всех своих пейзажах он изображает землю, воду – заливы или бухты, небеса, рассветы или закаты и варьирует их по-разному, фантазируя до бесконечности.

Все его пейзажи – сочинённые. И все строятся по следующим принципам:

– В пейзажах Лоррена всегда царит прекрасное лето.

– Действо разворачивается, как бы на сцене, у которой есть кулисы.И если кулисы вплотную примыкают с одной стороны, то с другой – отодвинуты вглубь.

– Три плана всегда построены по принципу геометрии и оптики.

– Трём разным планам соответствует три цвета – первый план – коричневато-зелёный, второй – доминирующий зелёный, третий – голубой.

Эти традиции Лоррена станут непререкаемыми в глазах французских академиков и будут, по сути, неизменны до тех пор, пока во Франции не появятся художники – барбизонцы, старавшиеся по новому посмотреть на жанр пейзажа. Они будут отвергнуты только импрессионистами. Последние станут трактовать жанр пейзажа совершенно по-новому.

Клод Лоррен. “Похищение Европы”


Эта картина написана на широко известный сюжет мифа о похищении Европы. Кстати, совершенно неправильно называть мифологию во множественном числе: «Мифы Древней Греции». На самом деле это был один бесконечный миф, разобраться в котором так никому до сих пор и не удалось. Из этого мифа были выделены некоторые эпизоды, которые многократно интерпретировались в искусстве и литературе. Сюжет о похищении Европы достаточно известен. Зевс, чтобы похитить прекрасную Европу, превратился в белого быка, вошёл в доверие к Европе – дочери финикийского царя, даже сам помог красавице оседлать себя, опустившись пониже, и унёс её на противоположный берег моря.

“Тот берег” и был назван в честь принцессы – Европой. Этот сюжет стал поводом Клоду Лоррену для написания пейзажа.

В этом пейзаже Лоррен создаёт своеобразную живописную кулису, помещая на первый план деревья, следуя принципам, о которых было сказано выше. Интересно, что Лоррена признают одним из предвестников импрессионизма, он также любил наполнять свои пейзажи светом и воздухом. Даже больше – главная фигура в композициях художника – свет, который всё на себя нанизывает. Лоррен однажды заметил, что косые лучи света, как на этом пейзаже, позволяют всё на себя нанизать, дать спаянную деталь построения. Лучи у него скользят, падают тени от персонажей, и, глядя на игру света, восстанавливается композиционный строй пейзажа. И если у Пуссена пейзаж немыслим без сюжета и сюжет взаимосвязан с окружением, то у Лоррена похищение девушки Зевсом никак не отражается на том, как трактован пейзаж. В нём нет никакого драматизма и художнику не важно, кого изображать, Зевса или Аполлона, Европу или Венеру. Для него включение мифа в пейзаж был поводом для написания пейзажа, трактовки пейзажа исторической картиной.

“Похищение Европы” происходит из собрания Б.Н.Юсупова. Это работа высочайшего качества. Лоррен часто не сам вписывал фигурки в пейзаж, а поручал это ученикам. В этом же полотне всё до мельчайших деталей выполнено самим Клодом.

Продолжение “ГМИИ. ФРАНЦИЯ XVII век. Портрет Аделаиды Савойской.”

Клод Лоррен родился 28 мая 1600 года в городе Шамань, Франция. С детства мальчик мечтал стать кондитером. Обучение в школе ему давалось с трудом. И, какое-то время отучившись, бросает учебу, чтобы освоить кондитерское мастерство.

В 1613 году оказался в Риме. Не зная итальянского нанялся слугой в дом художника - пейзажиста Агостино Тасси, который стал его первым учителем. Благодаря ему Клод усвоил некоторые технические приемы и навыки.

С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе и учился у другого художника, немца Готфрида Вальса. Через четыре года художник возвратился на родину, где начинает писать архитектурные фоны в заказных работах Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского.

В 1639 году испанский король Филипп IV заказал Лоррену семь работ, из которых, два пейзажа с отшельниками. Среди других заказчиков стали папа Урбан VIII, кардинал Бентивольо.

Через пять лет Клод Лоррен начинает «Liber veritatis», своего рода каталог, где рисует каждую из своих картин и отмечает имя владельца. В эту рукописную книгу вошло 195 работ художника. Книга хранится в Британском музее, в Лондоне.

Картину «Похищение Европы» Клод Лоррен написал в 1655 году. Она иллюстрирует сюжет из древнегреческой мифологии, повествующий о Европе, дочери царя Агенора, которую похитил бог-громовержец Зевс, превратившись в белого быка. Этот миф являлся очень популярным.

Его по-своему передавали многие художники того времени: одни ставили себе цель как можно точнее передать сцену похищения: динамичную и волнительную, в то время как других привлекала окружающая обстановка. Клод Лоррен принадлежал ко второй категории. Как и в картине «Утро», людям на этом полотне отведена незначительная роль. Основой является образ природы и ее единство с человеком.

Последняя работа Лоррена, «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя», находящаяся в музее Оксфорда, закончена в год смерти художника и считается настоящим шедевром.

Его талантом восхищались римские папы и кардиналы, аристократы и дипломаты, короли и богатейшие купцы. В картинах Лоррена библейские, мифологические или пасторальные сюжетные мотивы полностью подчинены изображению прекрасной, величественной природы. Для него природа являлась образцом возвышенного, совершенного мироздания, в котором царят покой и ясная соразмерность.

Работы Клода Лоррена

«Морская гавань» (ок. 1636), Лувр
«Пейзаж с Аполлоном и Марсием» (ок. 1639), Музей имени А. С. Пушкина
«Отплытие св. Урсулы» (1646), Лондон, Национальная галерея
«Пейзаж с Ацисом и Галатеей» (1657), Дрезден
«Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной»
«Похищение Европы»
«Полдень» (Отдых на пути в Египет)(1661), Эрмитаж
«Вечер» (Товий и ангел) (1663), Эрмитаж
«Утро» (Иаков и дочери Лавана) (1666), Эрмитаж
«Ночь» (Борьба Иакова с ангелом) (1672), Эрмитаж
«Вид берега Делоса с Энеем» (1672), Лондон, Национальная галерея
«Асканий, охотящийся на оленя Сильвины» (1682), Оксфорд, Музей Ашмола
«Пейзаж с танцами сатиров и нимф» (1646), Токио, Национальный музей западного искусства
«Пейзаж с Ацисом и Галатеей» из Дрезденской картинной галереи - одна из любимых картин Ф. М. Достоевского; ее описание содержится, в частности, в романе «Бесы».

Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain; 1600- 1682).

Клод Лоррен (фр. Claude Lorrain; настоящая фамилия — Желле или Желе (Gellee, Gelee); 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия — 23 ноября 1682, Рим) — знаменитый французский живописец и гравёр пейзажей.

Клод Лорен родился в 1600 году в независимом в ту эпоху герцогстве Лотарингия (Lorrain) в крестьянской семье. Рано остался сиротой. Получив начальные познания в рисовании от своего старшего брата, искусного гравёра на дереве во Фрайбурге, в Брайсгау, в 1613—14 гг. он отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси, усвоил некоторые технические приёмы и навыки. С 1617 по 1621 Лоррен жил в Неаполе учился перспективе и архитектуре у Готфрида Вельса, и совершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где после этого прошла вся жизнь Лоррена, за исключением двух лет (1625-27), когда Лоррен возвращается на родину и живёт в Нанси. Здесь он декорирует свод церкви и пишет архитектурные фоны в заказных работах Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского. В1627 году Лоррен опять уезжает в Италию и обосновывается в Риме. Там он живёт до самой смерти (1627—1682). Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Кроме того, Лоррен был великолепным офортистом; он оставил занятие офортом лишь в 1642, избрав окончательно живопись.

В 1637 французский посол в Ватикане покупает у Лоррена две картины, которые теперь находятся в Лувре: «Вид Римского Форума» и «Вид порта с Капитолеем». В 1639 испанский король Филипп IV заказывает Лоррену семь работ (ныне — в музее Прадо), из которых — два пейзажа с отшельниками. Из других заказчиков необходимо упомянуть папу Урбана VIII (4 работы), кардинала Бентивольо, принца Колонну.


Похищение Европы. 1667. Лондон. Королевская коллекция

В эпоху барокко пейзаж считался второстепенным жанром. Лоррен, тем не менее, получает признание и живёт в достатке. Он снимает большой, трёхэтажный дом в центре столицы, неподалёку от площади Испании (с 1650); с 1634 он — член Академии св. Луки (т. е. художественной академии). Позже, в 1650 ему предлагают стать ректором этой Академии, от такой чести Лоррен отказывается, предпочитая спокойную работу. Он общается с художниками, в частности — с Н. Пуссеном, соседом, которого он посещает часто в 1660-х, чтобы выпить с ним по стаканчику хорошего красного вина.
Лоррен не был женат, но имел дочь, Агнесс, родившуюся в 1653 г. Ей он завещал всё своё имущество.Лоррен умер в Риме в 1682.

Последняя работа Лоррена — «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя» (Музей в Оксфорде) закончена в год смерти художника, и считается настоящим шедевром.


Пейзаж с Асканием стреляющим в Оленя Сивиллы, 1682. Оксфорд. Ashmolean Museum


Пейзаж с нахождением Моисея.1638. Прадо



Суд Париса. 1645-1646. Вашингтон. Национальная галерея


Похищение Европы. 1655. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Остальные картины кликабельны*

Отплытие царицы Савской.1648.Национальная галерея, Лондон


«Морская гавань при восходе солнца»1674. Старая пинакотека.


«Гавань с виллой Медичи»


«Пейзаж с пастухами (Пастораль)»




«Вид Дельф с процессией паломников» Рим, галерея Дория-Памфили


«Осада Ла Рошели войсками Людовика XIII»


«Эгерия, оплакивающая Нуму»


«Пейзаж с кающейся Магдалиной»



«Пейзаж с Аполлоном, музами и речным божеством» 1652 Национальная галерея Шотландии



Вид Римской Кампаньи из Тиволи, вечером (1644-5)


«Пейзаж с Давидом и тремя героями»


«Пасхальное утро»


«Поклонение золотому тельцу»




«Пейзаж с нимфой Эгерией и царем Нумой» 1669.Galleria Nazionale ди Каподимонте.


«Пейзаж с пастухом и козами» 1636. Лондон, Национальная галерея



«Пейзаж с Аполлоном и Меркурием»1645 г. Рим, галерея Дория-Памфили


«Отплытие св. Павла в Остию»


«Одиссей передаёт Хрисеиду ее отцу» 1648 г. Париж, Лувр


«Деревенский танец»


«Прибытие Клеопатры в Тарсу» 1642, Лувр


«Изгнание Агари»


«Ацис и Галатея»


«Кампо Ваччино»


«Отплытие св. Урсулы»


«Пейзаж с бракосочетанием Исаака и Ревекки»


«Примирение Кефала и Прокриды»1645 г. Лондон, Национальная галерея


«Эней на острове Делос»1672 г. Лондон, Национальная галерея


«Пастух»


«Вилла в римской Кампанье»


«Бегство в Египет»

С небольшими дополнениями Лоррен следовал этому типу пейзажа всю свою жизнь, но он обогатил его столь непосредственными и своеобразными наблюдениями, благодаря которым на протяжении столетий появлялись новые решения в жанре идиллического пейзажа – прежде всего в построении непрерывно-целостного, наполненного светом пространства. Клод Лоррен ввел практику рисования пейзажа с натуры пером и акварелью. Клод чутко улавливал простор римской Кампаньи, внимательно изучая природные мотивы – деревья, покрытые плющом, тропинки, на которые падает то свет, то тень. Он постигал новый язык выражения эмоций, „слова" которого находил в естественной среде.

Сходным путем тогда шел только Рембрандт, который в те же самые годы делал пейзажные зарисовки, бродя в окрестностях Амстердама. Однако Клод поставил задачу вдохнуть в старую схему новую жизнь еще одним довольно оригинальным способом. Он выходил за город утром и вечером и, наблюдая в природе тональные переходы от среднего плана к самому дальнему, создавал цветовую гамму, смешивая цвета на палитре. Затем он возвращался в мастерскую, чтобы использовать найденное в соответствующих местах картины, стоявшей на мольберте. Использование тонального цвета и согласование его с природой – оба эти приема в то время были совершенно новыми. Они позволили Клоду решить поставленную им задачу с небывалой, подчас наивной открытостью. Идиллический пейзаж Клода был единственным жанром, который усвоили, сделав его своим, художники англоязычных стран. Именно данный импульс, вместе с непосредственным наблюдением природы позволил им внести большой вклад в искусство пейзажа и способствовал обновлению этого жанра в XIX веке.

Картина Клода Лоррена “Пейзаж с жертвоприношением Аполлону”.
Этот величественный, пространственный пейзаж – один из лучших образцов пейзажной живописи классицизма. Он тщательно скомпонован, мощные вертикали и горизонтали уравновешивают друг друга, а чередование света и тени помогает взгляду зрителя двигаться вдоль и в глубь композиции. Клоду Лоррену удалось передать торжественное величие Римской Кампаньи. Колорит, построенный на искусном сочетании оттенков зеленого, синего и коричневого, создает ощущение прозрачности атмосферы. Фигурки людей кажутся почти случайными в этом величественном окружении, они представляют сюжет из классической мифологии, в котором отец Психеи, принося жертву Аполлону, просит его найти мужа для дочери. Клод Лоррен был французом, но всю свою жизнь провел в Риме. Его пасторальные композиции и поэтическое видение были неизменным источником вдохновения для английских пейзажистов ХVIII-ХIХ столетий. Увидев воспроизведенный здесь пейзаж, Тернер отметил, что он "превосходит силу имитации в живописи". Скончался Клод Лоррен 23 ноября 1682 года в Риме.

Октябрь 15, 2012

Клод Желле, известный как Лоррен , посвятил свое творчество исключительно пейзажу, что являлось большой редкостью в современном ему искусстве. Несмотря на то что большую часть своей жизни художник провел в Риме, он, тем не менее, считается основоположником традиции именно французского пейзажа, заключающейся в интеллектуальном подходе к изображению природы.

Пейзаж с Асканием, убивающим оленя Сильвии

1682; 120х150 см
Музей Эшмолеан, Оксфорд

В своих картинах Лоррен представляет
мирное сосуществование людей и животных.
Исключением является его последняя работа,
где животное пало жертвой человеческой жестокости.

Похоже, Лоррен не искал легких путей к славе, ведь для того, чтобы оказаться на ее вершине, ему пришлось пересечь Альпы и провести остаток жизни в Риме в статусе эмигранта. Неужели художник не мог сделать блестящую карьеру у себя на родине, или, по крайней мере, в Лионе или Париже?

Рождение Лоррена-пейзажиста

Наверняка одной из главных причин, по которым Лоррен предпочел жить и работать на чужбине, являлась любовь к итальянской природе, красота и богатство которой потрясли его воображение еще в юности. Мягкий климат Италии, ее щедрое солнце, сочная зелень и многообразие ландшафтов делали эту страну настоящим раем для пейзажистов. Только в окрестностях Рима Лоррену посчастливилось открыть немало великолепных уголков природы, которые вполне могли служить фоном для сцен как светского, так и мифологического, и религиозного характера.

В своих первых «итальянских» картинах Лоррен отдает предпочтение деревенским пейзажам в стиле Пауля Бриля (1554- 1626) — фламандского живописца, на протяжении всей жизни работавшего в Риме. Виртуозность и своеобразие манеры этого мастера проявляются, прежде всего, в изобилии мотивов. В едином картинном пространстве он одновременно представлял множество природных явлений и стихий.

Крутые скалы и стремительные потоки горных рек, непроходимые лесные чащи и могучие стволы поваленных деревьев, оплетенные плющом, фрагменты руин древних построек и диковинные животные — все это присутствовало в его немного сумбурных, запутанных, но неизменно таинственных и завораживающих композициях.

Более поздние работы Лоррена демонстрируют его окончательный уход от стилистики Бриля и увлечение живописью Джорджоне, для которой характерны, с одной стороны, стремление к реалистичности, с другой — особая поэтическая атмосфера идиллического спокойствия...

Бракосочетание Исаака и Ревекки

1648; 149,2х196,9 см
Национальная галерея, Лондон

Герои античных мифов или библейских сказаний
зачастую определяли название пейзажей

Возвращаясь к начальному этапу карьеры французского художника, следует также отметить, что сильное влияние на формирование его стиля оказали не только венецианские мастера, но и Аннибале Карраччи. Так, по примеру венецианцев, Лоррен отдает предпочтение картинам мифологической тематики, а вслед за Карраччи, считавшим, что «несколько архитектонических элементов и пара деревьев исполнены большей поэзии, чем огромные замки и густые рощи», французский художник упорядочивает композицию своих пейзажей «освобождая» их от нагромождения мотивов.

В пятидесятых годах происходит эволюция стиля Лоррена: живописец обнаруживает стремление к монументальности и религиозной живописи. Работая в гораздо больших форматах, чем это было ранее, мастер все чаще отдает предпочтение ветхозаветным сюжетам. Практически во всех пейзажах Лоррена того времени присутствуют архитектурные элементы, призванные определять место и время действия.

Следующий период творчества мастера принято называть «античным», поскольку в его работах преобладала тогда именно древнеримская архитектура — а точнее, здания, хотя и стилизованные под античность, но в большинстве своем являющиеся плодом воображения художника. Именно к этому периоду относятся великолепные морские пейзажи Лоррена с просторными гаванями, принимающими белоснежные парусники и побережьями, «застроенными» этими фантастическими, псевдоантичными дворцами.

Лоррен — от идеального пейзажа к идиллии

Руководствуясь мыслью об изначально разумной организации мира, открывающейся в вечной красоте и вечных законах природы, Лоррен стремится создать свой идеально прекрасный его образ. Художник настолько детально изучил законы живописных соотношений природы, что мог создавать свои пейзажи с любыми сочетаниями деревьев, вод, строений, неба.

По свидетельству Зандрарта, «чтобы проникнуть в сущность искусства пейзажа , [Лоррен] старался разными способами подступиться к природе: лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно нарисовать зарю на рассвете и в часы заката; и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас темперировал [смешивал] свои краски согласно увиденному, бежал с ними домой и применял их к придуманной им картине, достигая тем высшей правдивости, не известной до него ».

Отдых на пути в Египет

1639; 100х125 см
Галерея Дория Памфили, Рим

Мост в античном стиле и современная Лоррену
деревушка в окрестностях Рима
являются прекрасным фоном для библейской сцены

Почти все лорреновские пейзажи имеют сюжетную мотивировку, или, по крайней мере, были задуманы как пейзажи со сценами из мифологии, древней истории или с сюжетами на библейские темы, поскольку для образованного зрителя XVII столетия миф, язык символов и аллегорий был своеобразным ключом к восприятию пейзажа, определял его тему и настроение. Однако нельзя не заметить, что в ранних картинах Лоррена персонажи сюжетов всегда играют лишь роль стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане, и нередко их написание художник поручает своим ассистентам или ученикам).

Но чем дальше, тем больше художник задумывается над этими взаимосвязями и, в конце концов, приходит к тому, что в теории искусства называется «идеальным пейзажем». В основе этого понятия лежит эмоциональная связь между предметом и его окружением, а точнее, между сценой на переднем плане и фоновой картиной природы. Лоррен перенимает концепцию пейзажа, выработанную Карраччи.

Не считая нескольких исключений, можно утверждать, что на всех картинах зрелого периода его творчества представлены пейзажи, волею художника, силой его воображения и мастерства, «сложенные» в единое целое из фрагментов натуральных зарисовок. Сочетания вымышленных и реальных мотивов природы позволяют художнику, в соответствии с его замыслом и представлением о красоте и гармонии, воссоздать неповторимую эмоциональную атмосферу, не являющуюся универсальной, но идеально соответствующую конкретной библейской или мифологической сцене.

Подобно Никола Пуссену, Клод Лоррен довольно часто пишет идиллические сцены. Неизменный коммерческий успех этих живописных идиллий объяснял еще итальянский архитектор и теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения Леон Баттиста Альберти (1404-1472): «Идиллический пейзаж оказывает благотворное влияние на зрителя. Его душа безгранично радуется при созерцании мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы».

Цена успеха Лоррена

Церковь Тринита деи Монти

1632; 14х205 см; карандаш, тушь, лавис
Эрмитаж, Санкт-Петербург

В XVII веке в Риме была широко распространена практика копирования работ известных мастеров с целью представления их подлинниками и продажи по соответствующей цене. Поскольку бизнес был очень выгодным с финансовой точки зрения, изготовителей подделок не слишком заботила моральная сторона этого сомнительного предприятия. Среди выдающихся художников было немало таких, которые смотрели на эксплуатацию своего имени и таланта сквозь пальцы, считая наличие подделок свидетельством настоящей славы.

Клод Лоррен придерживался другой точки зрения и старался всячески препятствовать появлению «своей» подписи на копиях — чаще всего весьма небрежных и далеких от оригинала. Чтобы избежать подделок, Лоррен исполнял копии своих живописных полотен в технике рисунка, сепии или гравюры и размещал их в специальном альбоме под названием «Книга истины» — «Liber Veritatis» (195 авторских копий; в настоящее время находится в Британском музее).

И когда очередной обманутый покупатель приносил только что купленную работу с подписью «Лоррен» и требовал ее идентифицировать на предмет подлинности, художник доставал этот альбом и, по свидетельству Бальдинуччи, «разница между оригиналом и подделкой оказывалась очевидной, поскольку украсть идею и подпись можно, но в точности овладеть стилем гениального пейзажиста — вряд ли».