Меню
Бесплатно
Главная  /  Интересное  /  "Лунная ночь" (картина, Крамской Иван). Описание романтичного шедевра. «Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи Иван николаевич крамской лунная ночь картина

"Лунная ночь" (картина, Крамской Иван). Описание романтичного шедевра. «Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи Иван николаевич крамской лунная ночь картина

08.05.2015

Описание картины Ивана Крамского «Лунная ночь»

Иван Николаевич Крамской - это известнейший русский художник. Именно он является автором картин, которые по сей день пользуются популярностью, среди ценителей искусства. Иван Николаевич писал много картин, сюжет которых разворачивался вечером или поздней ночью. Но одной из самых лучших картин подобного плана считается полотно под названием «Лунная ночь». На этом полотне очень точно передана красота и романтичность летней ночи. Что может быть прекрасней, чем теплая летняя ночь, сквозь сумрак которой, пробивается лучик полной луны. Главная героиня картины - женщина, одетая в сказочное белое платье. Женщина сидит на скамейке и по ее склоненной голове и задумчивому взгляду можно понять, что она о чем-то размышляет или мечтает.

Скамейка, на которой сидит женщина, находится напротив пруда. За спиной у миниатюрной красавицы высятся воинственные тополя. Тополя изображены на картине не полностью - создается впечатление, что их верхушки уходят далеко за границы картины. Женщина, находясь в раздумьях, разглядывает пруд. Она печальна и очень спокойна. Заметно, что она рада возможности уединиться от бесконечного будничного шума. Иван Николаевич Крамской очень хорошо передал зрителям естественность природы и ту атмосферу, которой пропитано местечко возле пруда. В основном, точной передаче атмосферы того места способствует большое количество бликов, которые использовал живописец. Ночное спокойствие и умиротворение, мечтательность женщины, сидящей возле пруда, и прорывающийся сквозь деревья, лунный луч - все это художник смог передать с большой искусностью. Не зря именно эту работу отметили критики, жившие в одно время с Иваном Николаевичем Крамским. Это полотно помогло критикам поставить Крамского в один ряд с такими легендами русской живописи, как

«Лу́нная ночь» - картина русского художника Ивана Крамского (1837-1887), написанная в 1880 году. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи (инв. 676). Размер картины - 178,8 × 135,2 см .

История [ | ]

Крамской начал работу над картиной «Лунная ночь» в 1879 году. Картина была представлена на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников») в Санкт-Петербурге в 1880 году .

В 1880 году картина была приобретена у автора Сергеем Третьяковым и стала частью его коллекции . В 1892 году, после смерти Сергея Третьякова, по его завещанию картина была передана в Третьяковскую галерею .

Описание [ | ]

Картина «Лунная ночь» считается одним из самых лирических полотен Крамского. На ней изображена женщина в белом платье, сидящая на скамье под деревьями при лунном свете .

В одной из ранних версий моделью для образа женщины была Анна Ивановна Попова (1860-1942), будущая жена Дмитрия Менделеева . Для окончательной версии картины художнику позировала вторая жена Сергея Третьякова - Елена Андреевна Третьякова (урождённая Матвеева) .

Отзывы [ | ]

Искусствовед Татьяна Курочкина в своей книге о Крамском писала, что в этой картине художник «стремился к созданию поэтического образа волшебной лунной ночи, гармонического единения человека и природы, к раскрытию таинственного очарования лунного света, пробуждающего грёзы в душе юной мечтательницы, задумчиво сидящей на скамье старинного парка». Тем не менее, она отмечала, что Крамскому «не удалось избежать налета некоторой искусственной театральности» .

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Государственная Третьяковская галерея - каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . - Москва: Красная площадь, 2001. - Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А-М. - С. 311. - 528 с. - ISBN 5-900743-56-X .
  2. Крамской Иван Николаевич - Лунная ночь (неопр.) (HTML) (недоступная ссылка) . Государственная Третьяковская галерея , www.tretyakovgallery.ru. Проверено 20 апреля 2014. Архивировано 3 мая 2016 года.
  3. Крамской Иван Николаевич - Лунная ночь, 1880 (неопр.) (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 20 апреля 2014.

Картина «Лунная ночь» была написана И. Крамским в 1880 году. Ночные пейзажи – не редкость в творчестве художника (вспомним его «Майскую ночь», «Вечер на даче», «Святочное гадание»). И в «Лунной ночи» - одной из самых известных его картин – Крамской вновь берется за решение сложной колористической задачи. Он стремится передать необычность ночного освещения – таинственного, изменяющего все окружающее до неузнаваемости.

Картина «Лунная ночь», по мнению многих, - один из самых ослепительных и ярких «ноктюрнов» Крамского. Перед нами на полотне – красивая молодая женщина в белом платье на скамье на берегу пруда в старом парке.

Лунная летняя ночь. Все вокруг залито серебристым лунным светом. Ничто не нарушает тишину. Женщина погружена в воспоминания, на ее лице – светлая грусть. Героине картины автор придал сходство с супругой С. Третьякова – покупателя картины и брата П. Третьякова.

Композиция картины достаточно оригинальна. Женская фигура белеет на фоне больших тополей – высоких, устремленных вверх. Они словно задают другой масштаб всем размышлениям, рассказывают о существовании другого пути за пределами обычной и привычной жизни.

Природа на полотне изображена в соответствии с традициями романтической школы русского пейзажа 19 века. В композиции картины, в экспрессии цвета очень заметно влияние друзей и соратников Крамского А. Куинджи и Ф. Васильева. Замечательно передано освещение – не только женской фигуры, но и всей пейзажной обстановки. Законченность всех живописных линий настолько безупречна, что может показаться даже чрезмерной.

Многие критики считали «Лунную ночь» Крамского произведением банальным, потакающим вкусам публики. На самом деле, идея полотна – намного глубже. Она связана с вопросами бытия, земных ценностей, призрачности земных чувств и красоты.

Помимо описания картины И. Н. Крамского «Лунная ночь», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.


«Лунная ночь на Днепре» (1880) – одна из самых известных картин Архипа Куинджи . Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу. Многие не верили в то, что свет луны можно так передать лишь художественными средствами, и заглядывали за полотно, разыскивая там лампу. Многие молча часами стояли перед картиной, а потом уходили в слезах. Великий князь Константин Константинович купил «Лунную ночь» для личной коллекции и всюду возил ее с собой, что имело печальные последствия.



Над этой картиной художник работал летом и осенью 1880 г. Еще до начала выставки распространились слухи о том, что Куинджи готовит что-то совсем невероятное. Любопытных нашлось столько, что по воскресеньям живописец открывал двери своей мастерской и пускал туда всех желающих. Еще до начала выставки картину купил великий князь Константин Константинович.



Куинджи всегда очень ревностно относился к экспонированию своих картин, но в этот раз он превзошел сам себя. Это была персональная выставка, и на ней демонстрировалась всего одна работа – «Лунная ночь на Днепре». Художник велел задрапировать все окна и осветить полотно направленным на него лучом электрического света – при дневном освещении лунное сияние смотрелось не так эффектно. Посетители входили в темный зал и, будто под гипнозом, замирали перед этой магической картиной.



Перед залом Общества поощрения художников в Петербурге, где проходила выставка, целыми днями стояла очередь. Публику приходилось пускать в помещение группами, чтобы избежать давки. О невероятном эффекте картины ходили легенды. Сияние лунного света было настолько фантастическим, что художника заподозрили в использовании каких-то необычных перламутровых красок, привезенных из Японии или Китая, и даже обвиняли в связях с нечистой силой. А скептически настроенные зрители пытались отыскать с обратной стороны полотна спрятанные лампы.



Конечно, весь секрет заключался в необычайном художественном мастерстве Куинджи, в умелом построении композиции и таком сочетании красок, которое создавало эффект сияния и вызывало иллюзию мерцающего света. Теплый красноватый тон земли контрастировал с холодными серебристыми оттенками, за счет чего углублялось пространство. Однако одним мастерством даже профессионалы не могли объяснить то магическое впечатление, которое картина производила на зрителей – многие уходили с выставки в слезах.



И. Репин говорил, что зрители застывали перед картиной «в молитвенной тишине»: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи». Поэт Я. Полонский удивлялся: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность?». А поэт К. Фофанов под впечатлением от этого полотна написал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже было положено на музыку.



И. Крамской предвидел судьбу полотна: «Быть может, Куинджи соединил вместе такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители? Вот во избежание такого несправедливого отношения в будущем, я бы не прочь составить, так сказать, протокол, что его «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом, и небо настоящее, бездонное, глубокое».



К сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины, так как до наших времен она дошла в искаженном виде. А виной всему – особое отношение к полотну его владельца, великого князя Константина. Он был так привязан к этой картине, что взял ее с собой в кругосветное путешествие. Узнав об этом, И. Тургенев пришел в ужас: «Нет никакого сомнения, что картина вернется совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям воздуха». Он даже пытался уговорить князя оставить картину на время в Париже, но тот был непреклонен.



К несчастью, писатель оказался прав: пропитанный солью морской воздух и высокая влажность губительно повлияли на состав красок, и они стали темнеть. Поэтому сейчас «Лунная ночь на Днепре» выглядит совсем по-другому. Хотя лунное сияние и сегодня действует на зрителей магически, а вызывает неизменный интерес.

Среди картин, с которыми связаны мистические легенды, хочется отметить полотна художника Ивана Крамского. Его работы были высоко оценены современниками и вызвали немало слухов о своем мистическом влиянии на зрителя.


Иван Крамской, "Русалки" (1871 год)

Картина "Русалки" была написана по мотивам повести Николая Гоголя "Майская ночь или утопленница". На картине изображены девушки-утопленницы, которые по славянскому поверью после гибели стали русалками.

Работая над полотном, художник поставил для себя задачу - передать неповторимую красоту лунного света. «Все стараюсь в настоящее время поймать луну... Трудная штука луна...» - писал Крамской.

Суеверные современники опасались, что гоголевский сюжет сведет художника с ума. На его картине в лунном свете оживает мир призраков. Гости иного мира - русалки предстают перед зрителем у пруда. Крамскому удалось создать фантастическую картину.

«Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло...» - отмечал художник.

«Крайнее правдоподобие фантастического сна» - восторженно писали критики.

Публика, уставшая от модного сатирического реализма, с интересом приняла работу Крамского.
«Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники... что появление произведения, подобного «Майской ночи» должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление»

Вскоре у загадочной лунной картины появились свои легенды. Говорили, что на выставке рядом с "Русалками" висела картина Саврасова "Грачи", которая ночью вдруг упала со стены.

По ночам в зале галереи Третьякова, который выкупил картину, слышалось печальное загробное пение, чувствовалась внезапная прохлада как от ночного пруда. Рассказывали, будто барышни, которые долго смотрели на картину, сходили с ума и бросались в реку.

Старая служанка посоветовала барину повесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее не падал свет. Старушка утверждала, что тогда русалки перестанут пугать живых. Удивительно, но как только картину убрали в темноту, загробное пение прекратилось.



"Незнакомка" или "Неизвестная", (1883 год)

Картина вызвала бурное обсуждение - кто эта таинственная особа, свысока смотрящая на публику? Аристократка или дама полусвета?

«Её наряд - шляпа „Франциск“, отделанная изящными легкими перьями, „шведские“ перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто „Скобелев“, украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет - все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Однако это не означало принадлежности к высшему свету, скорее наоборот - кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества»

Предполагают, что Крамского на написание картины вдохновила история крестьянки Матрены Савишны, в которую влюбился дворянин Бестужев. Молодой господин приехал в деревню в гости к тетушке и был очарован молодой служанкой Матреной, которую взяли из деревни. Бестужев решил жениться на Матрене несмотря на осуждение общества. Его родня в Петербурге обучила простую девицу этикету и танцам. Бывшая барыня однажды встретила Матрену в Петербурге, но служанка, ставшая благородной дамой, гордо проехала мимо своей госпожи.

Этот рассказ художник услышал от Матрены, когда гостил у Бестуживых. "Ах, какая встреча сейчас была у меня!" - хвасталась Матрена, рассказывая о том, как проехала мимо барыни.


Портрет Ивана Крамского работы Ильи Репина

Художник решил изобразить на картине эпизод, когда бывшая служанка встречает свою госпожу и дарит ей высокомерный взгляд.

Рассказывали, что любовь к "незнакомке" не принесла Бестужеву счастья, ему часто приходилось драться на дуэли с навязчивыми поклонниками своей супруги, и много несчастных покончили жизнь самоубийством из-за гордой красавицы. Она оказывала на мужчин удивительное магическое влияние.

Обеспокоенные родственники Бестужева добились, чтобы брак был аннулирован. "Незнакомка" вернулась в родную деревню, где вскоре скончалась.

Роковая слава нарисованной "незнакомки" создала репутацию проклятой картины.

Говорили, что покупателей картины преследовали несчастья - разорение, внезапная смерть близких, безумие. Несчастные владельцы утверждали, что картина высасывает из них все жизненные силы. Даже меценат Третьяков отказался покупать картину, опасаясь проклятья. В собрание Третьяковской галереи полотно поступило в 1925 году.

По одной из легенд Крамскому для "Незнакомки" позировала содержанка промышленника Саввы Морозова, которая погибла под колесами кареты, и теперь призрак ее бродит по улочкам Москвы.

Утверждали, что проклятье обрушилось на семью Крамского, его сыновья скончались в течение года после написания роковой картины. Если посмотреть на даты смерти детей Крамского, это легенду легко опровергнуть. Младший сын Марк умер в 1876 году задолго до написания "Незнакомки". Старшие сыновья: Николай (1863-1938) и Анатолий (1865-1941) пережили отца.


"Неутешное горе" (1884 год)

В память об умершем младшем сыне Крамской создал картину "Неутешное горе", на которой изображена скорбящая женщина в трауре у гроба.

"Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, - удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота. Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой - обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь, и там - тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта)" - писал критик Владимир Порудоминский.


Эскиз картины

Крамской передал картину в дар галерее Третьякова. «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее» - писал художник. Благородный Третьяков принял картину и настойчиво вручил гонорар Крамскому.

«Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее» - писал Третьяков.

«Совершенно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству. Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. Это не самообольщение, потому что я искренне сочувствовал материнскому горю, я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме потому, что больше 2-х лет эта форма не возбуждала во мне критики…» - рассуждал художник.


Эскиз картины

«Это не картина, а реальная действительность» - восхищался Репин изображенной глубиной чувств.

Легенда о призрачной женщине в черном, потерявшей ребенка быстро распространилась в фольклоре.
Она упоминается в поэме "Москва-Петушки" и преследует перепуганного героя в вагоне поезда «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек».


"Лунная ночь" (1880 год)

Лунный свет привлекал художника, который стремился "поймать луну". Интересно, что для картины позировали две дамы. Первой моделью художника была Анна Попова (жена Менделеева), а потом для картины позировала Елена Матвеева (жена Третьякова).

Игра лунного света на картине просто очаровывает зрителя.

В заключение хочу добавить, Иван Крамской создавал портреты царской семьи.


Портрет императора Александра III


Портрет императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III


Портрет императрицы Марии Александровны, мать Александра III