Меню
Бесплатно
Главная  /  Товары для детей  /  Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования» "Ёжик" (скомканной бумагой). Нетрадиционные техники: рисование мятой бумагой

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования» "Ёжик" (скомканной бумагой). Нетрадиционные техники: рисование мятой бумагой

Сегодня мы подготовили для вас необычный мастер класс по рисованию . Все привыкли использовать для творчества как правило только новые материалы. Наши детки в этом еще более консервативны, изрисованный или помятый лист по их мнению считается непригодным и откладывается в сторону.

А давайте попробуем сломать и свои и детские стереотипы и попробуем рисовать на мятой бумаге . Только где ж ее взять, пригодную для рисования и одновременно красиво-помятую? Вот сейчас мы с вами этим и займемся. Лучше, если взрослый сам проведет эту работу для маленького ребенка, ребята постарше, начиная лет с 5, могут справиться с такой работой, но лучше проводить ее под присмотром родителей, чтоб была возможность помочь и проконтролировать процесс.

Готовим материалы: альбомный лист, вода, кисточка, краски и салфетки.

Подготовим наш лист. Намочим салфетку и протрем ею альбомный лист. Не дожидаясь, пока вода высохнет, начинаем постепенно комкать и мять лист. Стараемся делать это аккуратно, чтоб не порвать бумагу.

Расправляем лист и пока он еще сырой, его поверхность стала неровной и, возможно, даже шершавой, и, пока она еще сырая, начинаем рисовать все, что захочется. Работы, выполненные на таком листе бумаги смотрятся совсем по-другому, чем на гладком фоне. Используя растушевку водой можно добиться очень необычных эффектов.

Вы можете создать фон для будущей художественной работы одновременно с процессом состаривания бумаги. Для этого намочите лист салфеткой или кистью, нанесите несколько цветовых пятен и сминайте бумагу, пока она не успела высохнуть.

Необыкновенный рельеф с переходами цвета готов, чтобы стать основой будущего рисунка.

Наша галерея

Мастер-класс по рисованию предназначен для занятий с детьми в изостудиях и на уроках изобразительного искусства. Работать в этой технике можно как с натуры, так и по памяти. Выигрышно смотрятся образы деревьев, листьев, овощей и цветов.

Назначение: выполнение конкурсной работы по изобразительному искусству на тему «Зеркало природы», которая в последующем станет прекрасным украшением интерьера комнаты.

Для работы нам понадобятся:

  • Бумага формата А3 (для первого раза можно взять А4). Советую попробовать на разной по фактуре бумаге. Для начала можно взять обычный альбомный лист
  • Акварель;
  • Палитра;
  • Кисти беличьи или колонок (набор);
  • Баночка с водой.

Ход работы:

1. Карандашом на гладкой сухой бумаге необходимо выполнить набросок выбранного объекта. Надо постараться работать тонкими линиями - паутинками, и если есть такая необходимость в использовании ластика - делать это аккуратно, не испортив фактуру бумаги.

2. Лист с готовым карандашным наброском нужно смять, скомкать изображением внутрь, чтобы не повредить поверхность рисунка и не испачкать.

3. Аккуратно руками расправить смятый лист бумаги на столе.

4. Необходимо заранее определиться с цветовой гаммой будущей работы. Я предлагаю использовать ограниченную палитру. Колорит будущей работы будет холодным, соответственно будут преобладать цвета: фиолетовый, синий, сиреневый, голубой. Начинайте рисовать со светлых тонов, постепенно продвигаясь к более тёмным и насыщенным. Работать лучше по слегка смоченной бумаге, так цвета будут плавно сливаться друг с другом согласно вашей задумке. Намачивать надо тот фрагмент рисунка, который предстоит сделать следующим.

5. По необходимости можно возвращаться к уже выполненным в цвете элементам рисунка для усиления светотени и добавления различных оттенков. Работая с ограниченным количеством цветов, мы концентрируемся на создании объёмного изображения, а не ломаем голову над выбором цвета.

6. Для того чтобы выделить центр композиции, необходимо выполнить фон в более спокойных холодных тонах. Сердцевины цветков проработать теплыми цветами методом «тычка», с усилением цвета в центре.

7. Поочерёдно закрашиваем листья крокусов. Для рисования листьев подойдут все оттенки зелёного цвета и немного холодных нот.Можно использовать 2 техники: рисование по заранее намоченной бумаге, а часть рисунка по сухой. На листьях крокусов я решила выполнить капельки росы. Для этого необходимо оставить эти места непрокрашенными.

8. Для создания воздушной перспективы необходимо более тщательно проработать цветы на переднем плане. Во время работы не надо забывать о светотени. Поэтому с теневой стороны от будущих капелек росы рисуем падающие тени. Во время выполнения работы в цвете, краска интересно стекается в созданные «трещины», создавая красивый кракелюр.

9. Пришло время выполнить в цвете капельки воды. Для этого с теневой стороны при помощи нежно изумрудного цвета рисуем тень на самой капле. Внимание! Контуры капли оставляем непрокрашенными.

С освещённой стороны показываем рефлексы фиолетового и золотистого цвета. Блик оставляем нетронутым.

10.Теперь рисунок необходимо просушить и прогладить с обратной стороны при помощи утюга.

Работа готова. На поверхности якобы образовалось множество трещин, картина похожа на полотна художников прошлого века.

Спасибо за внимание! Всем новых творческих побед!


Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования, а именно, рисовании мятой бумагой. Задачи: - познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования; - повысить уровень мастерства педагогов.


Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Нетрадиционные техники позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.


Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: Мелкой моторики рук и тактильного восприятия; Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; Внимания и усидчивости; Мышления; Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; Кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля.


Рисуем мятой бумагой Первый способ: лист бумаги смять, расправить, нарисовать задуманный рисунок любыми красками. На сгибах бумага сильнее впитывает краску, за счет чего получается интересный эффект мозаики. Второй способ: смять листочек бумаги, обмакнуть его в краску и рисовать методом "приманивания".

















Как нарисовать мятый лист бумаги.....Ну, уважаемые почитатели столь интересной, но довольно требовательной науки- рисунок, сейчас будет задание не из приятных, но весьма и весьма полезное. Очень даже понимаю, что вы сейчас будете чувствовать. Это упражнение просто очень рекомендуется делать время от времени и через него не раз проходят студенты художественных училищ. Упражнение позволяет развивать глазомер, закреплять пройденный материал, ну и по нему очень хорошо видно, на каком этапе "развития рисунка" вы сейчас находитесь. По простому- видите что уже умеете. Сегодня вы выполняете упражнение первый раз, надеюсь, не последний- дело за вами.

Ну что, настроились? Настраивайтесь очень сильно. Будем делать рисунок мятого листа бумаги, картона, с анализом плоскостей излома. Попросту сказать- будем проводить анализ плоскостей излома объема бумаги.

Кому трудновато- можете рисовать для начала мятый картон. Там изломов будет меньше и сами плоскости изломов получаются не мелкие.
Немного сомните лист картона формата А3 и положите красиво перед собой. Смотрите: каждая грань напоминает грань кубика- а мы уже учились рисовать и сам куб и вращали его в пространстве под различными углами. Когда вы это понимаете, задание не кажется таким сложным. Но зато это упражнение очень- очень полезно для развития глазомера.

Давайте я вам еще немного расскажу, перед началом работы, что такое глазомер. В двух словах и очень просто. Когда вы смотрите на натюрморт , вытянув карандаш перед собой- поворачивая его горизонтально и вертикально, вы делаете замеры относительно "лини" карандаша. Определяете условные углы. Так ваш глазомер не работает . Глазомер- это ваши зрительные навыки, то, что запоминает и анализирует только ваш глаз . Ваш глазомер замечает соотношения перед собой и помогает переносить их на бумагу. А вот с помощью карандаша или других сподручных средств, вы только проверяете себя. Дополнительно есть еще материал- как развить глазомер .

Вот фото того, что мы должны передать на бумаге. Давайте приступим к работе. И, наверное, мы постараемся сделать все наиболее понятно и начнем, все- таки, опять- же, с простого. Возьмем сначала небольшой лист белого картона, я беру плотный ватман. Сомните его примерно, как вам захочется, но не делайте слишком измятым. А теперь возьмем мягкий материал- уголь и начнем рисовать. Можете рисовать на куске обоев примерного размера А3- А2. Пока натягивать бумагу на планшет не нужно, просто закрепите ее на мольберте. И еще, вы должны сидеть так, что- бы мольберт стоял справа от того, что вы собираетесь изображать. В противном случае, вы будете загораживать картину своей рукой (для правшей). Для левши все наоборот.

Итак, закомпонуйте лист бумаги в пространстве листа. Так как мы уже начинаем рисовать такой- вот "натюрморт", то- есть, рисовать с натуры, то обязательно нужно показывать предметную плоскость . Наш лист бумаги ведь не висит в воздухе, правда? Он расположен на столе- предметной плоскости. Найдите место листа на предметной плоскости общим объемом- высота, ширина, общие очертания. После обозначьте нашего подопытного поконкретнее, проверив на соответствие объем бумаги на столе и в своем листе, и найдите место самым большим плоскостям и углам- по изгибам вашего картона. Лучше всего находить пропорциональные соотношения с помощью условных трех точек. Рисуйте не сильно нажимая углем на бумагу, берегите свет- учитесь понемногу делать чистый рисунок.

После того, как вы нашли основные объемы и основные пропорциональные соотношения плоскостей и граней мятого картона можно выделить более мелкие изломы и плоскости.

Уже только после всей этой проделанной работы начинаем ложить штрих- отделять свет от тени с помощью штриховки. Также как и с кубиками, которые мы вращали в пространстве, такой- же принцип рисования остается и здесь. Отделяем тень от света. Всю теневую часть мятого картона одарите штрихом- штрих вы уже немного научились ложить. Я начинаю обозначать самые темные тени- падающие и тень предметной плоскости, так как она будет ближе всего к нам, а значит- темнее. Более темных тонов в рисунке не будет. Потом ложу штрих на всю остальную теневую часть. Вот, тени мы обозначили, отделили свет от тени. На углах и пересечениях плоскостей всегда присутствует напряжение- делайте в этих местах акценты.

Далее разбираете свето- теневые отношения так- же, как и с кубиками на уроках 1, 2, 3. Ближние грани и плоскости к нам будут выделены сильнее, дальние- слабее. Изломы, которые ближе к нам будут выделены сильнее. Так- же и с тенями. Тени ближние к нам- темнее, те, которые уходят в воздух, в пространство- слабее. Рисуйте. Особое отношение к падающей тени- она будет сильнее собственной, но также, удаляясь в пространство, будет ослабевать.

Старайтесь работать неспешно, не давите сильно на стержень уголька. Не перечерните работу. Если перечернили, измазали работу и не знаете, что делать дальше- попробуйте снова, с учетом прошлых ошибок.

Предметная плоскость освещена, удаляясь в воздух она будет терять свою активность и будет становиться темнее. И чем дальше от освещения, тем менее активным будет ее свет. По отношению к стене предметная плоскость будет светлее. Вспомните кубик: вертикальная предметная плоскость освещена, задний план- стена будет в тени. Но не в такой активной, как тень предметной плоскости- обрыв стола. Если проецировать на кубик, то самая темная тень предметной плоскости будет теневая сторона куба.

С мятым листом бумаги будет происходить точно также. Изломы- как грани кубика будут выделены, углы активны, четко определена плановость граней- ближние активнее, дальние- слабее. Светотень будет распределяться по форме предмета- мятому листу. Свет на предметной плоскости будет самым активным, так как находится к мам ближе всего. Удаляясь вглубь пространства листа свет становится слабее, но всегда будет светлее любой тени.

Теперь давайте посмотрим, что у меня получилось:

Вот так мягким материалом, в данном случае углем можно нарисовать мятый лист бумаги. Теперь давайте анализировать, что- же такое у меня получилось.....
Вы ошибки видите? Кто сказал не вижу? Передний план выделен, это понятно. Грани и стороны видны, акценты расставлены. Но это ведь не все.
Давайте разбирать ошибки! Я хочу, что- бы вы учились видеть ошибки. В данном случае мои, ну а потом и свои разберете на примере моих. Смотрим на картинки ниже и анализируем:

Вот то, что мы запечатлели в самом начале. Смотрим, что получилось:

Ну как, похоже? Как обстоят дела с моим глазомером? Никак. Разбираем:
1. Синим показано, что предметная плоскость не найдена.
2. Красным показано, что с передачей света (свет удаляясь в пространство темнеет) у меня проблемы.
3. Зеленым показано, как найдены основные плоскости.
4. Желтым показано, как найден самый видимый ближний и активный угол.
5. Ну и коричневым на закуску- падающая тень. Пока хватит.

Глазомер в этом случае поработал очень и очень мало. Не решена и первостепенная задача- найти предметную плоскость и главные пропорциональные соотношения мятого листа (высота- ширина). Все остальное уже пошло не так. Да и ведение самой работы не верно.

А теперь немного отдохните и посмотрите на свою работу. Проанализируйте все так- же. Можете использовать сподручные средства (карандаш, линейка) для определения соответствия размеров и пропорциональных соотношений. Контролировать и корректировать работу глазомера можно.

Рисуем еще мятый лист бумаги- думаем, анализируем и стараемся

Теперь давайте работать более серьезно и ответственно, с учетом всех предыдущих ошибок. Надеюсь вы их запомнили раз и навсегда.

1. Приготовьте бумагу, натянутую на планшет и графитный карандаш. Разместите на расстоянии от себя в 1,5-2 метрах мятый лист, садитесь за мольберт. Дальше все как обычно- находите место вашего "мятого подопытного" в пространстве листа- планшета, определяете основные пропорции- высота и ширина, углы и место наибольшим плоскостям.

Когда определите место в пространстве листа всем плоскостям и изгибам- изломам, проще говоря- найдете конструкцию "подопытного", конструктивное начало, то немного отдохните. Через время посмотрите на работу еще раз- может нужно что подправить. Пропорции, пропорции и еще раз пропорции! Пока не найдены пропорциональные соотношения основных частей композиции и их деталей, переходить к штриховке нельзя.

2. Уже вторым этапом будет штриховка всех теней, присутствующих в нашей композиции с одним действующим лицом- мятым листом. Берем и отделяем все тени от света . Штрихом одной тональности, легонько, анализируя форму- на какие плоскости свет будет падать, а какие будут находиться в тени. Если штрих ложить трудновато, то можно делать короткие штрихи, как у меня. Заполняйте ими все поверхности, которые так или иначе, сильнее или слабее, но будут в тени.

Здесь я начинаю ложить штрих на самые большие поверхности- стену, ту часть предметной плоскости, которая находится в тени. Заметьте, что это напоминает строение кубика. Предметная плоскость- грань куба, которая находится на свету. Стена- в полутени, дальше излом предметной плоскости, который будет в тени.

Теперь ложу штрих на ту часть мятого листа, которая будет находиться в тени. Абсолютно все необходимые участки, которые будут в теневой части, покрываю штриховкой. Если сложно ровно ложить штрих, легонько опирайтесь мизинцем на планшет или поддерживайте руку под локоть, но не опирайтесь тыльной стороной руки на бумагу.

3. Дальше постараемся показать, как свет будет вести себя в нашем условном пространстве листа. Возьмемся опять- таки за самые большие и основные поверхности. Наш стол- предметная плоскость. Она будет находиться на свету. Но нам еще нужно передать ее горизонтальное положение. Учтем еще тот фактор, что удаляясь в пространство свет постепенно гаснет, угасает. Вот мы и оставляем самым светлым то, что будет наиболее ближе к источнику освещения. А все остальное будет гаснуть, темнеть. Отдаляясь от нас к стене предметная плоскость будет уходить в воздух и терять силу света . Отдаляясь от источника освещения предметная плоскость также будет получать меньше света и, естественно, темнеть.

Дальше переходим к стене. Стена находится у нас в полутени. В любом случае, если не влияют побочные факторы, ее тональность будет темнее чем предметная плоскость. И, так же как и в ситуации с предметной плоскостью, удаляясь от источника освещения, будет понижаться и степень ее освещенности- будет получать меньше света.

Теперь переходим к самой темной и насыщеной тени- излом пердметной плоскости. Этот участок будет не освещен, в полной тени. Но черным, естественно, мы его делать не будем. Так нельзя, на эту самую темную тень может влиять очень много факторов, которые позволяют самой темной тени в нашей композиции быть живой, воздушной, прозрачной. Но, по прежнему, самой темной. И пусть та ее часть, которая находится напротив наших глаз, будет самого темного тона, а те части ее, которые уходят от нас в стороны- немного терять свою силу. Самая контрастная часть будет так- же перед нами, ближе к нам.

Замечание: конечно, вы сейчас держите карандаш в руке как следует? Ну трудно, особенно по- началу, создать такие темные тени таким положением руки. Я разрешаю вам именно для этой цели взять карандаш так сказать "по- родному", как пишете, и положите штрих такой мощности, какой достойна эта тень. Но вмеру, конечно. Дырок не наделайте;)

Еще хочу кое- что добавить. Если вы посещали страницу по цветоведению , то уже знаете, как цвет ведет себя в пространстве. У нас цвета здесь нет. Но существуют четкие незыблимые законы как в живописи, так и в рисунке: свет удаляясь темнеет, гаснет . Тень удаляясь светлеет . Но! Самый темный полутон на свету по прежнему остается светлее самого светлого полутона в тени.

Вообще, как считается лучше, работу нужно вести сразу "по всем фронтам". Как рассеивать свое зрение, сразу осязая всю работу, так и вести рисунок не по деталям, а рисовать, затрагивая и предметную плоскость, и предметы натюрморта, и драпировку... Так рисунок получится цельным и так правильнее передавать свето- теневые отношения. Но здесь мы пока зададим основную "атмосферу" в листе, а потом подчиним ей нашего героя- "подопытного". Так проще понять, в каких тональных "рамках" он будет находиться.

Вот, сейчас намечаем падающие тени. Их будет две, одна от верхнего освещения, вторая от бокового и они красиво накладываются друг на друга, усиливая себя. Посмотрите- когда тень к нам ближе, где она начинается, там я делаю ее темнее, активнее. Удаляясь она становится мягче, немного светлее. Кстати, так и получается "положить" ее на плоскость.
Падающая тень будет темная, темнее всего, кроме тени предметной плоскости, где наложены одна на другую и падающая, и собственная.

4. Пространство в листе задано, сила карандаша исчерпана, нам понятно, в какой тональной градации будет находиться подопытный. Дальше разбираемся с самим мятым листом. Заметьте, общая собственная тень мятого листа бумаги будет темнее, чем полутон стены. Но в любом случае светлее, чем падающая тень. В этих рамках и работаем.

Не забывайте, что мятый лист это те- же самые стороны, грани, углы. А вот найти их размеры, повороты, наклоны- наша задача. Просто стараемся конструктивно разбирать подопытного, передавая все его нюансы свето- тенью.

На изломах форм делаем акценты, углы выделяем, пересечения плоскостей обозначаем. Так как свет ложится по форме, так и штрих так- же стараемся ложить по форме. И вообще, больше анализируем, меньше срисовываем.

Вот такой рисунок у нас получается. Уже намного лучше, чем первый раз, верно? Единственное, чего у меня здесь не затронуто вообще- это блики. Но сейчас и не надо. Скажу честно, это для начинающего нелегкое задание. Но тот, кто выдержал и закончил его, пусть и вышло не очень- получил очень необходимые навыки и вырос на одну ступеньку, без сомнения.
Молодец!!!

Лисята сегодня весь день увлеченно рисовали. Вот скажите, вы когда-нибудь слышали о рисунках на мятой бумаге? Оказывается, это очень просто и невероятно интересно! И нужны для этого всего-навсего краски и тонкая бумага... Подробнее читайте в нашем мастер-классе.

Обычно красками мы рисуем на гладком ровном листе ватмана. Это в идеале. Но то, что он должен быть гладким ровным, это уж точно. А вот и нет! На мятой бумаге рисовать то же можно. Причем еще и необычный эффект получается. Возникает имитация трещинок. Как будто картина нарисована несколько веков назад и краска на ней потрескалась. Работа в данной технике с моими воспитанниками у нас так и называется «старинные картины». Как это получается? Об этом пойдет речь в данном мастер-классе.

Для рисования по мятой бумаге потребуются:

Тонкий лист (например, ксероксной бумаги)
- акварельные краски
- кисть мягкая (номер на ваш вкус, какой предпочитаете рисовать)
- баночка с водой, графитный карандаш (простой)
- ластик

Как рисовать намятой бумаге

Для работы нам нужна тонкая бумага, т.к. нам ее нужно будет мять. А это сложно сделать с плотным ватманским листом. При смятии ватман может и треснуть и порваться. А нам этого не надо. Идеально для такой работы подойдет ксероксная бумага. А писчая слишком тонкая. Но, как вариант, с ребенком можно провести эксперимент: попробуйте выполнить работу в данной технике на разных видах бумаги (писчая, ксероксная, ватман, для акварели, картон). И сделайте вывод, какая бумага лучше подходит для данной технике. Таким образом, еще и пойдет знакомство ребенка с различными видами бумаги.

На листе бумаги простым карандашом выполняем рисунок. Рисунок должен состоять из крупных деталей. Мелкие в данной технике будет очень сложно выполнить в цвете.



Лист комкаем. Именно комкаем, а не складываем. Но аккуратно, чтобы он не порвался.



Разглаживаем лист на столе ладошками.



Приступаем к рисованию красками. Подойдет акварель, т. к. она требует много воды, в отличие, например, от гуаши. А воды для данной работы потребуется много.



Постепенно деталь за деталью раскрашиваем рисунок. На кисточку нужно брать много воды и много краски. Их излишки будут стекать в складки. И после высыхания складки станут ярче по сравнению с остальными местами. Так и получаются трещинки. Эту работу мы сплошняком раскрасили красками, т.е. не оставили белых мест. Есть другой вариант.





Начальные этапы: карандашный рисунок, смятие выполняем так же. А вот в цвете рисуем несколько иначе. На кисть берем много краски, а воды поменьше. При раскрашивании на кисть сильно не давим, раскрашиваем поверхностно. Таким образом, останутся белые не закрашенные места.





Сюжеты для таких рисунков можно выбрать любые.

После высыхания работ их, желательно, оформить в рамочки. Для этого нарезаем полоски из плотной бумаги шириной 2-3 см. И наклеиваем их по краю работы.



Предлагаем еще попробовать с бабочкой. Приятного вам совместного творчества с детьми!