Методическая разработка по чтению (1 класс) на тему: Викторина по произведениям К.И.Чуковского. Сценарий викторины
Подробности Опубликовано 31 Май 2014Игра-викторина «Сказки Корнея Чуковского»
Предварительно детям дается задание - подготовить чтение стихотворений К. И. Чуковского и показ инсценировок по его книгам. Можно показать инсценировки по началу книг «Муха-цокотуха», «Телефон» и «Путаница».
Затем ведущий спрашивает о характере всех этих произведений. Обычно дети дают ответы, что эти стихи - смешные, веселые, создающие хорошее настроение. Ведущий сообщает о том, что К. И. Чуковский родился 1 апреля 1882 года, а день первого апреля у нас принято считать днем шуток, может быть, поэтому все его сказки и стихи такие забавные. И сегодня темой для беседы станут произведения этого замечательного писателя, стихи которого знали еще мамы и папы, бабушки и дедушки нынешних детей.
Сначала можно загадать детям ряд загадок, которые сочинил К. И. Чуковский.
Потом ведущий предлагает познакомиться с содержанием «волшебной коробки», в которой находятся предметы, упоминавшиеся в сказках К. И. Чуковского. А дети должны вспомнить, из какой книги тот или иной предмет. Вовсе не обязательно, чтобы все предметы находились в своем натуральном обличии, можно использовать их рисованное изображение, как, скажем, галоши из сказки «Телефон».
Подобными предметами могут стать, например, игрушечные подушка, кусок настоящего мыла и кукольный крокодил (сказка «Мойдодыр»); воздушный шарик, пряник (сказка «Тараканище»), мотылек, термометр (сказка «Айболит»), чашка, стакан (сказка «Федорино горе»), денежка, фонарик, варенье, мед («Муха-цокотуха»).
Ведущий рассказывает о том, что свою первую сказку «Крокодил» Корней Иванович Чуковский сочинил случайно. Он вместе с сынишкой ехал в поезде, мальчик плохо себя чувствовал, плакал, и папа, чтобы утешить его, стал сочинять для него сказку про крокодила, который по городу ходил и по-турецки говорил - «крокодил, крокодил, крокодилович».
После этого идет показ инсценировок по сказкам К. И. Чуковского. Перед каждой сказкой ведущий рассказывает историю возникновения замысла о ней.
1. Корней Иванович так вспоминал об идее создания своей сказки «Айболит». «Однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
«О, если я утону, если пойду я ко дну,
Что станется с ними, больными
С моими зверями лесными?»
2. А вот другой случай из жизни Корнея Ивановича. «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и, совершенно неожиданно для себя, тихо ей сказал:
«Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд и срам!»
Как мы все хорошо теперь знаем, эти строчки потом вошли в известную книжку «Мойдодыр», в которой говорится про то, как от мальчика-замарашки убежали все вещи.
Следующий этап игры - ведущий предлагает добавить недостающее слово в названия стихов и сказок писателя К. И. Чуковского.
- «Муха-... (Цокотуха)»,
- «Котауси и...(Мауси)»,
- «Федорино...(горе)»,
- «Краденое...(солнце)»,
- «Чудо-... (дерево)»,
- «Приключения...(Бибигона)».
Ведущий сообщает, что всю свою жизнь Корней Иванович прислушивался к веселым словам и выражениям, которые говорят дети. С этой целью он постоянно ходил в гости к детям - в детские сады и школы, на праздники книг. У себя на даче он даже специально устраивал веселые детские праздники, на которые к нему приезжали знаменитые писатели, а в гости приходили все соседские дети. Из собраний своих записей детских высказываний он создал известную книгу, которая называется «От двух до пяти». Она много раз переиздавалась и выходила не только у нас в стране, и но и во многих других странах всего мира.
А из каких книг К. И. Чуковского эти строчки:
«Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костер зажигает,
Он страшное слово кричит:
- Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас! («Бармалей»)
«И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи». («Айболит»).
«Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица». («Мойдодыр»).
«А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит». («Путаница»).
«А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем, как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток, под мосток и молчок!» («Муха-цокотуха»).
«Он вбегает в трамвай,
Все кричат: - Ай, ай, ай! -
И бегом, кувырком, по домам, по углам:
- Помогите! Спасите! Помилуйте!» («Крокодил»)
Корней Иванович Чуковский был очень трудолюбивым человеком. Он рассказывал, что свои произведения для детей сочинял везде, где бы ни находился - в очередях, в трамвае, даже когда ждал приема у зубного врача. Чтобы не тратить время попусту, он придумывал новых героев, новые стихи и свои замечательные загадки. Давайте отгадаем еще несколько из них. (Идет отгадывание загадок К. И. Чуковского) .
Как уже говорилось, произведения этого автора знают и любят дети нескольких поколений. В одной смешной потешке, которую ему прочитали во время праздника Дня детской книги, говорилось: «Айболит» и «Мойдодыр» зачитали мы до дыр». Вот как велика популярность его книг. Но вы, наверное, не все знаете, что К. И. Чуковский был еще гениальным переводчиком. Он изучал зарубежную литературу и лучшие книги старался перевести на русский язык, чтобы с ними познакомились дети в нашей стране. Вот откуда к нам пришли и многие другие стихи - из народных английских, чешских, французских потешек. Давайте их послушаем.
(Идет чтение переводных стихотворений К. И. Чуковского - «Котятки», «Дождь», «Робин-Бобин-Барабек» и др.).
А для ребят, которые подрастали и становились чуть постарше, Чуковский перевел на русский язык еще много замечательных книжек - «Приключения Тома Сойера», Робинзона Крузо и барона Мюнхгаузена, «Рикки-Тикки-тави», «Принц и нищий» и множество других.
Поэтому давайте закончим нашу встречу с произведениями этого автора словами благодарности за то, что он так много сделал для нашей прекрасной Страны Литературии. (Все смотрят на портрет К. И. Чуковского и произносят: «Спасибо!»).
См. также:
Татьяна Изотова
Литературная викторина по сказкам К. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста
Литературная викторина по сказкам К . Чуковского для детей старшего дошкольного возраста
Цель :
1. Познакомить воспитанников с жизнью и творчеством К. И. Чуковского ,
выявить читательский интерес.
Задачи :
1. Развивать у детей мышление ,
1. Формировать у детей чувства любви к русским писателям поэтам.
3. Способствовать развитию у детей чувства юмора на основе сказок К . И. Чуковского .
4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к книгам.
Ход викторины.
Воспитатель :
Знаете, ребята, вот что вам скажу,
литературную викторину сегодня проведу ,
будете , вы сказки сегодня узнавать ,
и тот, кто сказку знает , нужно отвечать.
Но кто же сказки эти детям написал ? (ответы детей )
2. Вступительное слово
Воспитатель :
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев : Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский . (появляется портрет К. И. Чуковского )
Сейчас ему было бы 133года.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского .
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя . Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков .
Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед , К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок .
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского .
3. Сюрпризный момент (зазвонил телефон) . Воспитатель подходит к телефону,отвечает.
Воспитатель :
Ребята, это звонила бабушка Федора. Она говорит, что все сказки перепутались , и просит нас приехать на поезде и помочь. Но, чтобы попасть на поезд, нам нужны билеты. Для этого вам нужно подойти к столу, взять билет с номером и найти место в поезде с таким же номером. Под музыку дети разбирают билеты. Итак, в путь! (звучит мелодия «Весёлый поезд» )
Остановка(1)
Задание называется «Кто есть кто?» Я задаю вам вопрос, а правильный ответ вы можете проверить на слайдах.
1. От кого, ребята, посуда убежала, потому что
грязною быть не пожелала?
2. Она по полю шла, шла и вдруг денежку нашла?
3. Он поехал в Африку и вылечил зверей, кто же
это был, ответь нам поскорей?
4. Кто же таракана злого победил и просто
его сразу он и проглотил?
5. Кто первый в этой сказке на телефон звонил
и с кем по телефону он долго говорил?
6. Нелёгкая эта работа, когда тащили его из болота?
7. Муху кто спасёт из сказки , кто ответит без подсказки ?
Остановка(2)
Ребята, а ваши родители помнят сказки Чуковского ?
Игра «Чудесный мешочек» .
В этом мешочке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Давайте, поможем найти их владельцев. Родители достают предметы и называют персонажа из сказки .
1. Телефон – «У меня зазвонил телефон» .
2. Воздушный шарик – «Ехали медведи на велосипеде.
А за ними кот задом наперёд
А за ним комарики на воздушном шарике» (Тараканище) .
3. Мыло – «Вот и мыло подскочило, и вцепилось в волоса» (Мойдодыр) .
4. Блюдце – «А за ними блюдца…» . (Федорино горе) .
5. Калоша – «Пришли мне дюжину новых калош» (Телефон) .
6. Термометр – «И ставим и ставим им градусники» (Айболит) .
Остановка(3)
Игра-соревнование.
Деление на команды.
На столе лежат атрибуты из разных сказок К . Чуковского . Каждая команда должна отобрать те, которые подходят к их сказке .
1 команда-сказка «Мойдодыр» (мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста)
2 команда - сказка «Федорино горе» (тарелка, кастрюля, ложка, стакан)
1 команда - сказка «Муха-Цокотуха» (чашка, самовар, крендельки, мед)
2 команда - сказка «Айболит» (градусник, вата, фонендоскоп, шприц)
Остановка (4)
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
1. А с ним и зайчиха-мать,
Тоже пошла танцевать.
И смеется она и кричит :
«Ну, спасибо тебе, … (Айболит!»
2. А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки,
Скачут по … (дорожке)
3. Подошел Медведь тихонько,
Толканул его легонько :
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко … (скорей!»
4. Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит Маленький … (фонарик) .
5. А потом позвонили зайчатки :
Нельзя ли прислать … (перчатки?
6. А потом позвонили мартышки :
– Пришлите , пожалуйста, … (книжки!
7. Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает … (головой) .
8. Но однажды поутру
Прискакала кенгуру,
Увидала усача,
Закричала сгоряча :
«Разве это великан?
Это просто … (таракан!
Остановка (5)
«Собери пазл»
Воспитатель :
А теперь задания для всех вас другое
и совсем, конечно, очень не простое,
нужно пазлывам собрать, чтоб героя угадать.
На столах лежат пазлы для двух команд по сказкам : «Мойдодыр» и «Муха – Цокотуха» .
По команде дети должны собрать картинку и вспомнить отрывок из этой сказки .
Остановка (6)
«Чтение сказки »
Воспитатель :
А теперь садитесь на стульчики и слушайте внимательно сказку .
Чтение сказки «Чудо-дерево» .
Ребята, так что же висело на этом дерево? (ботинки и т. д.) Давайте мы с вами найдём эти предметы на столе (дети выбирают заранее вырезанные картинки) и украсим ими наше дерево. Аппликация «Чудо – дерево» .
Воспитатель :
Да, ребята, вас хвалю и всех- всех благодарю,а теперь вы все садитесь и друг другу улыбнитесь.
Под музыку выходит Федора – Егоровна.
Ой, ребятушки, спасибо! Какие вы умные, начитанные. Помогли вы нам, и теперь все сказки встали на свои места. Я за это принесла вам сладкое угощение. Кушайте на здоровье и не забывайте наши сказки !.
Публикации по теме:
Литературная викторина по русским народным сказкам для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Литературная викторина по русским народным сказкам в средней группе.» Цель: приобщать детей к народной культуре - знанию сказок Задачи:.
Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста Цель: сформировать полноценную фонетическую систему языка, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях.
Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского МАДОУ ДСКВ №14 «Умка» ,подготовила воспитатель Гарнатка А. А Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского Задачи: 1. Продолжать знакомить.
Литературная викторина «В гостях у сказки» для детей с ОНР старшего дошкольного возраста и их родителей Цель: Способствовать развитию речи детей путем создания эмоционально комфортного образовательного пространства на материале сказок. Задачи:.
Савельчева Тамара Вячеславовна
Цель:
1. Закрепить знания о произведениях К. И. Чуковского.
2. Развивать интерес к литературным произведениям, учить понимать их.
3. Формировать умение отвечать на вопросы по- разному, в зависимости от формы вопроса, учить- аргументировано строить рассуждения.
4.Побуждать употреблять в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения; закрепить умение согласовывать слова в роде, числе и падеже.
Материал: Табло с названием команд, фишки, 2 мольберта, фломастеры. Листы бумаги, кроссворд, призы, грамоты, воздушные шары.
Произведения: «Айболит», «Тараканище», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармолей», «Федорино горе».
Литературная викторина по сказкам К.И. Чуковского
Ход: В.: Добрый день, уважаемые гости и участники! Мы с вами на игре «Счастливый случай». Наша игра пройдет по произведению сказок К. И. Чуковского. У нас участвуют 2 команды.
1 команда….. Девиз команды….. Капитан команды…..
2 команда….. Девиз команды….. Капитан команды…..
(У каждого игрока эмблема команды на груди). Команды приветствуют друг друга (пожимают руки, проходят и садятся за столы, на столах эмблемы команд.)
В.: Напоминаю правила игры:
- Каждая команда отвечает на свои вопросы;
- Не выкрикивать;
- Если готовы отвечать, поднимите фишку, которая лежит у вас на столе;
- Помогайте своим товарищам.
Игра состоит из 4 геймов. Удачи!
1 гейм (звучит гонг).
«Разминка».
В.: Каждая команда отвечает на вопросы. Разыграем и право первого хода.
(капитаны вытягивают фишки).
В.: Кому досталась фишка с цифрой 1- отвечает первый. Сейчас мы узнаем какая команда лучше знает сказки К. И. Чуковского.
Вопросы 1 команде.
1. На чем ехали звери в сказке К. И. Чуковского «Тараканище»?
2. Кто принес Айболиту телеграмму из Африки и кто ее послал?
3. Какое слово постоянно твердил Айболит?
4. В какую игру играли Таня и Ваня в Африке со слонами?
5. Почему обиделся на Таню и Ваню бегемот?
6. Кого звери позвали на помощь, чтобы освободить солнце?
7. Что случилось с мочалкой на аллее?
8. В какой сказке «волки от испуга скушали друг друга»?
Вопросы 2 команде:
1. Кто потушил море в сказке «Путаница»?
2.Что случилось с луной в сказке К. И. Чуковского «Тараканище»?
3.Где жили больные зверята? (Африка на реке Лимпопо).
4.Чем лечил Айболит больных зверят? (гоголь - могол).
5.Кто помог Айболиту пересечь море? (кит).
6.Какое страшное слово произносил Бармалей?
7. Почему медведь не хотел идти выручать солнце?
8.Кто помог Тане и Ване и доктору Айболиту освободиться от Бармалея?
(Жюри подводит итоги 1 гейма)
Итоги 1 гейма выставляются на табло.
2 гейм (звучит гонг).
«Конкурс загадок» (домашнее задание).
В.: К. И. Чуковский писал не только сказки. Он написал целую книжку загадок, которая называется «25 загадок- 25 отгадок». Команды сейчас загадают их друг другу.
(Команды загадывают загадки, за правильный ответ присуждается очко.)
В.: Пока жюри подводит итоги 2 гейма, мы немного разомнемся.
Физ. Минутка. (участвуют игроки и болельщики).
Веселая игра на внимание «Я - не Я».
(Дети встают в круг: на «Я» - встать, руки вверх; «не Я» - присесть).
В.: -Кто любит шоколад?
- Кто любит мармелад?
- Кто не моет уши?
- Кто любит гранат?
- Кто любит виноград?
- Кто любит урюк?
-Кто не моет рук?
- Кто любит мороженое?
- Кто любит пирожное?
- Кто любит ириски?
- Кто лакает из миски?
- Кто любит помидоры?
- Кто жарит мухоморы?
- Кто любит кино?
- Кто разбил окно?
- Кто любит печенье?
- Кто любит варенье?
- Кто любит мед?
- Кто все время врет?
- Кто хочет пельмени?
- Кто хочет банан?
- Кто упрямый, как баран?
- Кто хочет «Кока- колу»?
- Кто вымоет всю школу?
В.: Молодцы! В группе мы еще поиграем в эту игру, чтобы стать внимательнее. А сейчас наша викторина продолжается.
(Жюри оглашает результаты 2 гейма.)
3 гейм (звучит гонг).
«Конкурс капитанов».
В.: Отгадайте из какой сказки отрывок:…..?
(Зачитываются отрывки из сказок - капитаны отвечают на вопросы по очереди).
Конкурс болельщиков «Нарисуй портрет».
В.: Отгадайте загадку и вы узнаете, чей портрет наши болельщики будут рисовать.
Жил разбойник злой- презлой
Всех, кто с ним встречался,
Он пугал ночной порой
И бегом спасался.
(Бармалей)
В.: Загадку отгадали правильно. Будем рисовать злого разбойника Бармалея. Но мы будем не просто рисовать, а рисовать с закрытыми глазами и на время. Все остальные поддержат художников.
(Звучит музыка.)
В.: Следующий портрет, чей мы будем рисовать, отгадайте вы сейчас.
Всех всегда лечить он хочет,
Лечит днем и лечит ночью.
Если руку ты ушиб,
Если горло заболело,
Одолел тебя вдруг грипп
Ты к нему направься смело.
(Доктор Айболит)
В.: У нас замечательные художники, отличные портреты у них получились. За это каждая команда получает по дополнительному очку.
4 гейм (звучит гонг).
«Кроссворд»
5.
Б
А
2. 3. Р.
1. П. У Т А Н И Ц А М
А Й 6. М О Й Д О Д Ы Р
Р. Б Л
А 4. С О Л Н Ц Е
К Л Й
Н И
И Т
Щ
Е
В.: Из какой сказки К. И. Чуковского?
1. Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята хрюкать!»
2. И вскричал гиппопотам:
«Что за стыд, что за срам!
Эй, быки и носороги
Выходите из берлоги…
И врага на рога поднимите!»
3. А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются
Так, что дубы сотрясаются.
4. Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало,
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
5. Посмотри в аэроплане
Кто- то по небу летит,
Это доктор, это доктор,
Добрый доктор Айболит!
6. Вдруг на встречу мой, хороший
Мой, любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.
И мочалку словно галку,
Словно галку проглотил.
(Подводятся итоги жюри, оглашают победителей).
В.: Наша викторина подошла к концу. Сегодня победила команда….., но у нас будут еще викторины, и у всех есть шанс стать победителем!
Полный текст материала Литературная викторина по произведениям К.Чуковского смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.
Цель: развитие познавательного интереса воспитанников.
Задачи:
Образовательные: обобщить знания детей по произведениям Корнея Ивановича Чуковского.
Развивающие: развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к произведениям К.И. Чуковского, внимание, речь, мышление.
Воспитательные: воспитывать любовь к книгам.
Ход занятия.
Организационный момент.
Добрый день, ребята и уважаемые гости! Рада приветствовать вас в этом зале. Сегодня мы собрались на литературную игру-викторину по произведе- ниям известного вам детского писателя, большого друга детей - Корнея Ивановича Чуковского.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
С ранних лет его произведения приносят всем радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши бабушки и дедушки не представляют своего детства без «Айболита», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи», «Телефона».
Литературная игра-викторина.
На литературной игре-викторине нас ждет много интересных конкурсов. За правильный ответ вы будете получать сказочный жетон. В нашей игре-викторине победит тот, кто получит больше всего сказочных жетонов. Победителя ждет награда-сюрприз.
Прежде чем начать нашу игру-викторину я напомню правила поведения на ней.
Правила поведения на литературной игре-викторине:
Вопросы надо слушать внимательно.
Не перебивать друг друга.
Если готов ответ, подними руку.
Ну, что готовы? Итак, начнем!
I тур «Знаешь ли ты сказки К.И. Чуковского».
Задание. Нужно правильно назвать сказку Корнея Ивановича Чуковского, посмотрев на иллюстрацию к сказке. (слайды)
Задание для гостей. Нужно узнать название сказки по ее отрывку.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
“Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!
«Муха-Цокотуха»
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица
!
«Айболит»
Плачет серый воробей:
“Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!”
«Краденое солнце»
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
«Мойдодыр»
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
«Путаница»
А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше
.
«Телефон»
"Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!"
«Федорино горе»
Звери задрожали,
В обморок упали.
Волки от испуга
Скушали друг друга.
Бедный крокодил
Жабу проглотил.
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ежа.
«Тараканище»
II тур “Из какой сказки предмет».
Задание. Посмотрите внимательно на экран и скажите, как называется предмет и из какой он сказки.
III тур «Внимательный читатель».
Задание. Ответить на вопросы.
1. Как звали доброго доктора? (Айболит)
2. На чем ехали медведи в сказке “Тараканище»? (на велосипеде)
3. Имя бабушки, от которой убежала посуда? (Федора)
4.Что просил прислать крокодил в сказке «Телефон»? (калоши)
5. Кто взял спички и поджег море в сказке «Путаница»? (лисички)
6. Что принесла Бабушка-пчела Мухе-Цокотухе на именины? (мед)
8. Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр»? (умывальник)
9. Кто доктора Айболита перевозил через море? (кит)
10. Кто освободил солнце в сказке «Краденое солнце»? (медведь)
11. Какого насекомого испугались все звери в сказке «Тараканище»? (таракана)
12.Какой праздник справляла Муха-Цокотуха? (именины)
13. Кого просил спасти носорог в сказке «Телефон»? (бегемота)
14. Кого укусила оса в сказке «Айболит»? (лису)
15. Сколько ночей не спал доктор Айболит, когда лечил зверей в Африке? (10 ночей)
16. Как звали акулу в сказке «Айболит»? (Каракула)
17. Кто потушил море в сказке «Путаница»? (бабочка)
18. На какой номер просили позвонить кенгуру в сказке «Телефон»? (по номеру 125)
19. Куда посадили мыши кошку в сказке «Путаница»? (в мышеловку)
20. Как ехал кот в сказке «Тараканище»? (задом наперед)
21.Что проглотил крокодил в сказке «Мойдодыр»? (мочалку)
22. Для кого слон просил шоколада в сказке «Телефон»? (для сына)
23. На каком транспорте ехали львы в сказке «Тараканище»? (на автомобиле)
24. Сколько пудов шоколада просил прислать слон в сказке «Телефон»? (пудов 5 или 6)
Игра на внимание «Я - НЕ Я» для всех детей.
Задание. На «Я» - руки поднимаем вверх, «НЕ Я» - приседаем.
- Кто любит шоколад?
- Кто любит мармелад?
- Кто не моет уши?
- Кто любит гранат?
- Кто любит виноград?
-кто любит зеленый лук?
- Кто не моет рук?
- Кто любит мороженное?
- Кто любит пироженное?
-Кто любит ириски?
- Кто лакает из миски?
- Кто любит помидоры?
- Кто жарит мухоморы?
- Кто любит кино?
- Кто разбил окно?
- Кто любит печенье?
- Кто любит варенье?
- кто любит мед?
- Кто все время врёт?
- Кто хочет пельмени?
- Кто хочет банан?
- Кто упрямый, как баран?
- Кто хочет «Кока-колу»?
- Кто вымоет всю школу?
IV тур «Продолжи фразу»
Задание. Участники викторины должны продолжить четверостишья из сказок К.И. Чуковского.
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало
Глянул заинька в окно
Стало заиньке ….. (темно) Веселится народ -
Муха замуж идет
За лихого, удалого
Нет - нет! Соловей Молодого …. (комара)
Не поет для свиней
Позовите-ка лучше … (ворону)
Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
"Вот вам телеграмма
Тут зайчиха выходила От ….. (Гиппопотама)
И Медведю говорила:
“Стыдно старому реветь -
Ты не заяц, а….
(медведь.) Муха криком кричит,
Надрывается.
А злодей молчит,
Я к Таврическому саду, ……. (ухмыляется)
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как … .(волчица) Мы живем на Занзибаре,
В Калохаре и Сахаре,
На горе Фернандо-По
Где гуляет Гиппо-по
А потом позвонили мартышки: По широкой ….. (Лимпопо)
- Пришлите, пожалуйста, …..
(книжки) Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами
И в зубах его И сушенными … .(грибами)
Не огонь горит, -
Солнце красное
Солнце ….(краденое) Вдруг из подворотни
Страшный великан
Рыжий и усатый
Я Федорушку прощаю, …….. (таракан)
Сладким чаем угощаю
Кушай, кушай, Федора …. (Егоровна) А слониха, вся дрожа,
Так и села на …. (ежа)
Вот обрадовались звери! Уж не буду, уж не буду
Засмеялись и запели Я посуду обижать
Ушками захлопали Буду, буду я посуду
Ножками …. (затопали) И любить и …. (уважать)
Загляника-ка ты в кадушку - Ох, нелёгкая эта работа -
И увидишь там … (лягушку) Из болота тянуть … (бегемота)
И всем по порядку Музыканты прибежали,
Даёт шоколадку В барабаны застучали
И ставит, и ставит им … (градусники) Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с … (комаром)
Рано утром на рассвете А за нею вилки,
Умываются мышата, Рюмки да бутылки,
И котята, и утята, Чашки да ложки
И жучки, и … (паучки) Скачут по … (дорожке)
Да здравствует мыло душистое! А вчера поутру
И полотенце пушистое Кенгуру:
И зубной порошок - Не это ли квартира
И густой … (гребешок) ….? (Мойдодыра)
Задание для гостей
Назовите, какой поступок совершил каждый из героев сказок Чуковского.
АЙБОЛИТ | ВЕРНУЛ СОЛНЦЕ В НЕБО |
ВОРОБЕЙ | ПОМЫЛ СВОЮ ПОСУДУ |
КРОКОДИЛ | ПОТУШИЛА МОРЕ |
КОМАР | ЗАЖГЛИ МОРЕ |
ФЕДОРА | ПРИУЧИЛ МАЛЬЧИКА К ПОРЯДКУ |
МЕДВЕДЬ | СПАС МУХУ-ЦОКОТУХУ |
БАБОЧКА | ПРОГЛОТИЛ ТАРАКАНА |
ЛИСИЧКИ | ВЫЛЕЧИЛ ЗВЕРЕЙ |
МОЙДОДЫР | ПРОГЛОТИЛ СОЛНЦЕ |
К.И.Чуковский писал не только стихи и сказки для детей, он писал ещё и загадки.
V тур «Загадки от К.И. Чуковского».
Задание. Отгадайте загадки, которые написал Корней Иванович Чуковский.
Паровоз Лежу я у вас под ногами,
Без колёс! Топчите меня сапогами.
Вот так чудо-паровоз! А завтра во двор унесите меня,
Не с ума ли он сошел - Чтоб дети могли поваляться на мне
Прямо по морю пошел! Барахтаться и кувыркаться на мне
(пароход) (ковер)
Была телега у меня, Два коня у меня,
Да только не было коня, Два коня
И вдруг она заржала, По воде они возят меня
Заржала - побежала А вода
Глядите, побежала Тверда,
Телега без коня! Словно каменная!
(грузовик) (коньки)
Ах, не трогайте меня: Маленькие домики по улице бегут
Обожгу и без огня! Девочек и мальчиков домики везут.
(крапива) (автомобиль)
Растет она вниз головою, Хожу - брожу не по лесам
Не летом растет, а зимою А по усам, по волосам
Но солнце ее припечет - И зубы у меня длинней
Заплачет она и умрет. Чем у волков и медведей.
(сосулька) (гребешок)
Я одноухая старуха, Вот иголки и булавки
Я прыгаю по полотну Выползают из-под лавки
И нитку длинную из уха На меня они глядят,
Как паутинку, я тяну. Молока они хотят.
(иголка) (ежик)
Мудрец в нем видел мудреца, Вдруг из черной темноты
Глупец - глупца, В небе выросли кусты
Баран - барана А на них-то голубые,
Овцу в нем видела овца, Пунцовые, золотые
И обезьяну - обезьяна Распускаются цветы
Но вот подвели к нему Федю Баратова, Небывалой красоты
И Федя неряху увидел лохматого. И все улицы под ними
(зеркало) Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными.
Итог литературной игры- викторины.
Вспомните, как называлась наша литературная игра-викторина?
Какие сказки Корнея Ивановича Чуковского вы знаете?
Награждение победителей литературной игры-викторины «Сказки и загадки Корнея Ивановича Чуковского»
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К. И. ЧУКОВСКОГО
705 " style="width:528.6pt;border-collapse:collapse;border:none">
Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара
)
«Муха – Цокотуха»
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону
)
«Телефон»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей
)
«Бармалей»
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит
)
«Айболит»
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей
)
«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу
).
«Федорино горе»
А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище
).
«Крокодил»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно
).
«Краденое солнце».
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю - хрю
)
«Путаница»
– С ранних лет стихи приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорино горе”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
II тур. «Кто есть кто».
Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор
)
Бармалей - (разбойник
)
Федора - (бабушка
)
Каракула - (акула
)
Мойдодыр - (умывальник
)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики
)
Цокотуха - (муха
)
Барабек - (обжора
)
Рыжий, усатый великан - (таракан
)
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
III тур. «Конкурс знатоков».
Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.
Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)
3. Имя мухи – именинницы.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
4. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
5. Умывальников начальник и мочалок командир.
Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
6. Кто вернул краденое солнце?
Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"
7. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)
8. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)
По вертикали:
Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ
Аукцион.
1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе» )
2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей» )
3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище» )
4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе» )
5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха» ).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы )
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку )
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10.Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков )
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца , вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде ,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” – вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде.
V тур. «Музыкальная страничка»
1. Бармалей
2. Муха –Цокотуха
3. Крокодил
4. Айболит
5. Федорино горе
6. Мойдодыр
7. Тараканище
8. Телефон
- рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.
VI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев».
Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)
Часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки . Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
VII тур «Героический поступок»
Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
VIII тур «Найди связь»
– На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
– Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
– Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
– Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
– Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг ?
Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Подведение итогов викторины.
Подготовила: учитель