Меню
Бесплатно
Главная  /  Психология  /  Милий алексеевич балакирев биография. Могучая кучка русских композиторов: Балакирев М а балакирев краткая биография

Милий алексеевич балакирев биография. Могучая кучка русских композиторов: Балакирев М а балакирев краткая биография

Всякое новое открытие была для него истинным счастьем, восторгом, и он увлекал за собою, в пламенном порыве, всех товарищей своих.
В. Стасов

М. Балакиреву выпала исключительная роль: открыть новую эпоху в русской музыке и возглавить в ней целое направление. Поначалу ничто не предвещало ему такой судьбы. Детство и юность протекли вдалеке от столицы. Музыке Балакирев начал учиться под руководством матери, которая, убедившись в незаурядных способностях сына, специально отправилась с ним из Нижнего Новгорода в Москву. Здесь десятилетний мальчик взял несколько уроков у знаменитого в то время педагога - пианиста и композитора А. Дюбюка. Затем снова Нижний, ранняя смерть матери, учение в Александровском институте за счет местного дворянства (отец, мелкий чиновник, женившись вторично, бедствовал с большой семьей)...

Решающее значение для Балакирева имело знакомство с А. Улыбышевым, дипломатом, а также великолепным знатоком музыки, автором трехтомной биографии В. А. Моцарта. Его дом, где собиралось интересное общество, устраивались концерты, стал для Балакирева настоящей школой художественного становления. Здесь он дирижирует любительским оркестром, в программе выступлений которого разные произведения и среди них симфонии Бетховена, выступает в качестве пианиста, к его услугам богатейшая нотная библиотека, в которой он проводит много времени, изучая партитуры. Зрелость приходит к юному музыканту рано. Поступив в 1853 г. на математический факультет Казанского университета, Балакирев через год оставляет его, чтобы посвятить себя исключительно музыке, К этому времени относятся первые творческие опыты: фортепианные сочинения, романсы. Видя незаурядные успехи Балакирева, Улыбышев везет его в Петербург и знакомит с М. Глинкой. Общение с автором «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы» было недолгим (Глинка вскоре уехал за границу), но содержательным: одобрив начинания Балакирева, великий композитор дает советы в отношении творческих занятий, беседует о музыке.

В Петербурге Балакирев быстро завоевывает известность в качестве исполнителя, продолжает сочинять. Ярко одаренный, ненасытный в знаниях, неутомимый в работе, он рвался к новым свершениям. Поэтому естественно, что, когда жизнь свела его с Ц. Кюи, М. Мусоргским, а позднее с Н. Римским-Корсаковым и A. Бородиным, Балакирев объединил и возглавил этот маленький музыкальный коллектив, который вошел в историю музыки под названием «Могучей кучки» (данным ему B. Стасовым) и «балакиревского кружка».

Каждую неделю друзья-музыканты и Стасов собирались у Балакирева. Они беседовали, много вместе читали вслух, но больше всего времени отдавали музыке. Ни один из начинающих композиторов не получил специального образования: Кюи был военным инженером, Мусоргский - офицером в отставке, Римский-Корсаков - моряком, Бородин - химиком. «Под руководством Балакирева началось наше самообразование», - вспоминал впоследствии Кюи. - «Мы переиграли в четыре руки все, что было написано до нас. Все подвергалось строгой критике, а Балакирев разбирал техническую и творческую стороны произведений». Задания давались сразу же ответственные: начинать прямо с симфонии (Бородин и Римский-Корсаков), Кюи писал оперы («Кавказский пленник», «Ратклиф»). Все сочиненное исполнялось на собраниях кружка. Балакирев поправлял и делал указания: «...критик, именно технический критик, он был удивительный», - писал Римский-Корсаков.

К этому времени сам Балакирев написал 20 романсов, среди которых такие шедевры, как «Приди ко мне», «Песня Селима» (оба - 1858), «Песня золотой рыбки» (1860). Все романсы были изданы и получили высокую оценку А. Серова: «...Свежие здоровые цветки на почве русской музыки». В концертах звучали симфонические сочинения Балакирева: Увертюра на темы трех русских песен, Увертюра из музыки к трагедии Шекспира «Король Лир». Написал он также немало фортепианных пьес и работал над симфонией.

Музыкально-общественная деятельность Балакирева связана с Бесплатной музыкальной школой, которую он организовал вместе с замечательным хормейстером и композитором Г. Ломакиным. Здесь все желающие могли приобщиться к музыке, выступая в хоровых концертах школы. Предусматривались также занятия пением, музыкальной грамотой и сольфеджио. Хором дирижировал Ломакин, а приглашенным оркестром - Балакирев, включавший в концертные программы сочинения своих товарищей по кружку. Композитор всегда выступал как верный последователь Глинки, а одним из заветов первого классика русской музыки была опора на народную песню как источник творчества. В 1866 г. из печати вышел составленный Балакиревым Сборник русских народных песен, работе над которым он отдал несколько лет. Пребывание на Кавказе (1862 и 1863) дало возможность познакомиться с восточным музыкальным фольклором, а благодаря поездке в Прагу (1867), где Балакиреву предстояло дирижировать операми Глинки, он узнал и чешские народные песни. Все эти впечатления нашли отражение в творчестве: симфоническая картина на темы трех русских песен «1000 лет» (1864; во 2-й ред. - «Русь», 1887), «Чешская увертюра» (1867), восточная фантазия для фортепиано «Исламей» (1869), симфоническая поэма «Тамара» , начатая в 1866 г. и законченная много лет спустя.

Творческая, исполнительская, музыкально-общественная деятельность Балакирева делает его одним из самых авторитетных музыкантов, и А. Даргомыжскому, ставшему председателем РМО, удается пригласить туда Балакирева на должность дирижера (сезоны 1867/68 и 1868/69). Теперь музыка композиторов «Могучей кучки» зазвучала и в концертах Общества, с успехом прошла премьера Первой симфонии Бородина.

Казалось, что жизнь Балакирева на подъеме, что впереди - восхождение к новым вершинам. И вдруг все круто изменилось: Балакирев был отстранен от дирижирования концертами РМО. Несправедливость происшедшего была очевидна. Возмущение высказали выступившие в печати Чайковский и Стасов. Всю энергию Балакирев переключает на Бесплатную музыкальную школу, пытаясь противопоставить ее концерты Музыкальному обществу. Но конкуренция с богато обеспеченным, находящимся под высоким покровительством учреждением оказалась непосильной. Одна за другой Балакирева преследуют неудачи, его материальная неустроенность переходит в крайнюю нужду, и это при необходимости содержать младших сестер после смерти отца. Возможностей для творчества не остается. Доведенному до отчаяния композитору приходят даже мысли о самоубийстве. Поддержать его некому: товарищи по кружку отдалились, каждый занятый своими замыслами. Решение Балакирева навсегда порвать с музыкальным искусством было для них подобно грому средь ясного неба. Не слушая их призывов и уговоров, он поступает в Магазинную контору Варшавской железной дороги. Роковое событие, разделившее жизнь композитора на два разительно несхожих между собой периода, произошло в июне 1872 г....

Хотя в конторе Балакирев прослужил недолго, возвращение его к музыке было долгим и внутренне трудным. На жизнь он зарабатывает фортепианными уроками, но сам не сочиняет, живет замкнуто и уединенно. Лишь в конце 70-х гг. он начинает появляться у друзей. Но это был уже другой человек. Страстность и кипучую энергию человека, разделявшего - пусть не всегда последовательно - прогрессивные идеи 60-х гг., сменили ханжеская, набожность и аполитичность, односторонность суждений. Исцеление после пережитого кризиса все не приходило. Балакирев вновь становится во главе оставленной им музыкальной школы, работает над завершением «Тамары» (по одноим. стихотворению Лермонтова), которая впервые прозвучала под управлением автора весной 1883 г. Появляются новые, преимущественно фортепианные пьесы, новые редакции (Увертюра на тему испанского марша, симфоническая поэма «Русь»). В середине 90-х гг. создается 10 романсов. Сочиняет Балакирев крайне медленно. Так, начатая в 60-е гг. Первая симфония была завершена лишь через 30 с лишним лет (1897), в задуманном тогда же Втором фортепианном концерте композитор написал лишь 2 части (завершил его С. Ляпунов), работа над Второй симфонией растянулась на 8 лет (1900-08). В 1903-04 гг. появляется серия прекрасных романсов. Несмотря на пережитую трагедию, отдаление от прежних друзей, роль Балакирева в музыкальной жизни значительна. В 1883-94 гг. он был управляющим Придворной певческой капеллой и а сотрудничестве с Римским-Корсаковым неузнаваемо изменил там музыкальное обучение, поставив его на профессиональную основу. Наиболее одаренные ученики капеллы образовали вокруг своего руководителя музыкальный кружок. Балакирев был также центром так называемого Веймарского кружка, собиравшегося у академика А. Пыпика в 1876-1904 гг.; здесь он выступал с целыми концертными программами. Обширна и содержательна переписка Балакирева с зарубежными музыкальными деятелями: с французскими композитором и фольклористом Л. Бурго-Дюкудре и критиком М. Кальвокоресси, с чешским музыкально-общественным деятелем Б. Каленским.

Симфоническая музыка Балакирева завоевывает все большую известность. Она звучит не только в столице, но и в провинциальных городах России, с успехом исполняется за границей - в Брюсселе, Париже, Копенгагене, Мюнхене, Гейдельберге, Берлине. Его фортепианную сонату играет испанец Р. Виньес, «Исламея» исполняет знаменитый И. Гофман. Популярность музыки Балакирева, зарубежное признание его главой русской музыки как бы компенсируют трагическую самоотстраненность от магистрального направления у себя на родине.

Творческое наследие Балакирева невелико, но оно богато художественными открытиями, которые оплодотворили русскую музыку второй половины XIX в. Тамара - одно из вершинных произведений национально-жанрового симфонизма и неповторимая лирическая поэма. В балакиревских романсах немало приемов и фактурных находок, которые дали прорастания за пределами камерной вокальной музыки - в инструментальной звукописи Римского-Корсакова, в оперной лирике Бородина.

Сборник русских народных песен не только открыл новый этап в музыкальной фольклористике, но и обогатил русскую оперную и симфоническую музыку многими прекрасными темами. Балакирев был превосходным музыкальным редактором: все ранние сочинения Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова прошли через его руки. Он готовил к изданию партитуры обеих опер Глинки (вместе с Римским-Корсаковым), сочинения Ф. Шопена. Балакирев прожил большую жизнь, в которой были и блестящие творческие взлеты, и трагические поражения, но в целом это была жизнь подлинного художника-новатора.

Милий Алексеевич Балакирев снискал славу человека, у которого лучше получалось создавать великих композиторов, чем великую музыку. Его « » не столь известна, как « » , а романсы теряются в тени вокальных шедевров . Но не будь Балакирева, вероятно, не было бы шедевров , и , не было бы русской музыки в том виде, как мы знаем ее сейчас.

Уроженец Нижнего Новгорода, сын титулярного советника, Балакирев проявил музыкальные способности уже в детские годы. Первой учительницей фортепианной игры стала для него мать. Когда мальчику было десять лет, мать во время летних каникул отправилась с ним в Москву, где Милий взял несколько уроков фортепианной игры у композитора Александра Дюбюка. По возвращении в родной город он начал учиться у дирижера и пианиста Карла Эйзериха.

Балакирев обучается в Александровском институте. Немалую роль сыграла в его судьбе встреча с дипломатом Александром Улыбышевым. Этот человек – музыкант-любитель, один из первых музыкальных критиков, автор биографии , познакомил молодого человека с классической литературой, а в любительском оркестре, созданном Улыбышевым, Балакирев осваивает на практике основы дирижирования и инструментовки. Репертуар оркестра был богат – в него входили даже симфонии Бетховена.

В 1853 г. Балакирев поступил в Казанский университет, но по прошествии года бросил его, чтобы заняться музыкой. Он создает романсы, а также фортепианные произведения. Улыбышев следит за успехами молодого композитора. В Санкт-Петербурге он представил Милия Алексеевича . Михаил Иванович одобрил сочинения Балакирева, дал ему несколько советов.

В столице Балакирев приобретает известность как исполнитель-пианист, продолжает он и сочинение музыки. Вскоре он знакомится с Цезарем Кюи и , а позднее – с и . Так возникло содружество молодых композиторов, которое критик Владимир Стасов чуть позже назвал «Могучей кучкой». Никто из этих людей не получил музыкального образования: офицер , моряк , химик , военный инженер Кюи, да и сам Балакирев, ставший душой этого сообщества, в консерватории не учился. Но, быть может, именно поэтому они могли сказать новое слово в искусстве, противопоставив засилью Запада, царившему в профессиональной музыке, произведения на национальной основе.

Друзья-композиторы каждую неделю собирались у Балакирева, играли на фортепиано в четыре руки множество произведений – и, разумеется, демонстрировали свои. Балакирев, по словам , показал себя «удивительным техническим критиком», тщательно разбирая все произведения, и в самообразовании своих друзей он сыграл решающую роль. Но, разумеется, он не ограничивался тем, что давал советы. К тому времени он уже создал два десятка романсов, которые высоко оценил Александр Серов. Известность приобрели его симфонические творения – в частности увертюра «Король Лир», а также фортепианные пьесы.

Балакирев совершает поездку по Волге и трижды посещает Кавказ, в ходе этих поездок он записывает народные песни. Результатом общения с бурлаками на Волге стал «Сборник русских народных песен». Милий Алексеевич создал Увертюру на темы трех русских песен, задумал симфонию, посвященную тысячелетию Руси, но эта работа завершена не была. Кавказские же впечатления отразились в произведениях, созданных годы спустя – «Исламее» и « ».

В 1862 г. композитор совместно с Гавриилом Ломакиным создал Бесплатную музыкальную школу. Существовавший в ней хор давал возможность приобщения к музыкальному искусству всем желающим. В этих концертах участвовал и оркестр, которым дирижировал Балакирев, включая в программы творения кучкистов. Дирижировал Милий Алексеевич и концертами Русского музыкального общества.

1870-е гг. стали для Балакирева тяжелыми: несправедливое отстранение от концертов РМО, материальные проблемы. Все это приводит к мыслям о самоубийстве. Этого композитор все же не сделал, но пришел к решению о «самоубийстве музыкальном» – он решает навсегда отказаться от творчества. Некоторое время он служит в железнодорожной конторе, потом зарабатывает частными уроками. Лишь к концу 1870-х гг. он постепенно приходит в себя: вновь начинает общаться с друзьями, снова возглавляет Бесплатную музыкальную школу, завершает « », создает фортепианные пьесы и романсы, а с 1883 г. в течение одиннадцати лет возглавляет Придворную певческую капеллу. Его стараниями при капелле был создан оркестр.

Музыка Балакирева исполняется не только в России, но и Брюсселе, Берлине и Копенгагене.

Балакирев умер в 1910 г. Его последнее произведение – Сюита для оркестра – осталась незавершенной, закончил ее Сергей Ляпунов.

Музыкальные Сезоны

Есть люди, которые олицетворяли целую эпоху. Такой личностью являлся Милий Алексеевич Балакирев, который был одной из ключевых и влиятельных фигур в развитии русской классической музыки. Человек, без которого бы все знания о музыке выглядели и звучали совершенно иначе. Краткая биография Балакирева Милия Алексеевича будет представлена вашему вниманию далее.

Детские годы

В метрических книгах Вознесенской церкви Нижнего Новгорода за 1836 год имеется запись о рождении сына в семье титулярного советника Балакирева Алексея Константиновича. Через несколько дней Балакирев, вместе со своей супругой Елизаветой Ивановной, в этой же церкви крестят мальчика и называют его Милием.

Мальчик получает классическое воспитание, присущее тому времени. В воскресное утро, а также праздничные дни в обязательном порядке вся семья посещала церковь. Мама Милия, Елизавета Ивановна, в комнате сына организовала уголок, в котором находились иконы. Мальчик очень гордился этой частью своей комнаты и проводил там много времени. Часто ребенок просто сидел в тишине и разглядывал образки.

Милий рос очень активным и любознательным ребенком. Ему не было и 6 лет, когда он начал интересоваться музыкой. Первым музыкальным инструментом, на котором он захотел научиться играть, стало фортепиано.

Елизавета Ивановна, увидев интерес сына к музыке, решается проверить его слух. Убедившись, что мальчик обладает абсолютным музыкальным слухом, она все свои силы направляет на развитие его музыкального таланта.

Первые годы обучения

Милий вместе с мамой отправляются в Москву на обучение. Удача им улыбается, ведь учит осваивать фортепиано мальчика сам Александр Дюбюка, один из известнейших педагогов и музыкантов того времени. Именно благодаря своему учителю, Милию удается очень быстро и виртуозно отполировать свою технику игры на музыкальном инструменте.

Через некоторое время мальчик возвращается домой в Нижний Новгород, но учебу не прекращает. Его наставником становится Карл Эйзерих, талантливый музыкант и дирижер. Под его началом проходят ежедневные уроки Милия.

В эти годы жизнь часто преподносит мальчику судьбоносные подарки. Один из них - знакомство с Александром Дмитриевичем Улыбышевым, истинным любителем и настоящим ценителем музыки. Новый знакомый по достоинству оценил талант Балакирева. Милий становится частым гостем в доме Улыбышева, где собирается музыкальная элита города. Именно под влиянием этих кружков формируется внутренний мир и идейные взгляды юноши.

В конце 40 годов XX века, когда Милию было всего 13 лет, он поступает в Нижегородский дворянский институт. Обучение длится 4 года, а после окончания института юноша переезжает в Казань. В течение двух лет Милий слушает лекции в Казанском университете на математическом факультете. Именно тогда появляются ранние труды талантливого юноши, романс «Ты пленительной неги полна» и концертное Allegro.

К этому времени мать юноши, которая всегда была его главной поддержкой и опорой, несколько лет как скончалась. Отец же, вступив в новый брак, в котором родились новые дети, еле сводил концы с концами. Для того чтобы хоть как-то держаться на плаву, Милий давал музыкальные уроки.

Знакомство с М. И. Глинкой

Все это время Милий Балакирев продолжает поддерживать тесные отношения с Улыбышевым. Надо отметить, что последний в жизни нашего героя сыграл очень важную роль. В своем поместье меценат содержал личный оркестр, на котором Балакирев впервые пробовал свою руку как музыкант. Он не только дирижировал бетховенскими симфониями, но и разбирался, как устроен оркестр и как руководить людьми. А на инструменте помещика Милий имел неограниченную возможность много заниматься и оттачивать свою технику. Позже состоятельный помещик привез Балакирева в Петербург и познакомил с Михаилом Ивановичем Глинкой.

Последний считается первым классиком русской музыки. Глинка тогда собирался уезжать из Петербурга насовсем. Однако встреча двух музыкантов все же состоялась, хотя и была очень короткой. Михаил Иванович похвалил Балакирева, пообещал великое будущее, а также сказал, что его ждет слава "второго Глинки".

С этого момента в музыкальных кругах пошла легенда о Балакиреве. О молодом, талантливом и пылком музыканте, который все умеет и многое знает, заговорил весь Петербург. Перед музыкантом открылись врата великих возможностей. В 19 лет Балакирев дал свой первый большой концерт перед избалованными петербургскими зрителями. Публика с восхищением приняла пианиста-виртуоза. Творчеством Милия Балакирева заинтересовались многие истинные ценители музыкального искусства.

Музыкальная школа Балакирева

В жизни композитора Милия Балакирева была еще одна страсть. Это страсть к учительству, желание передать свои умения кому-то другому, научить играть классическую музыку и писать свои произведения. Под влиянием этого желания и при поддержке императора Милий Алексеевич вместе со своим товарищем Гавриилом Якимовичем Ломакиным основывают музыкальную школу.

Однако в 1866 году Михаил Иванович Глинка приглашает Балакирева к совместной работе и сотрудничеству. Молодой гений переезжает в Прагу, где работает над операми "Руслан и Людмила" и "Жизнь за царя". Публика с восторгом принимает работу двух именитых музыкантов.

Судьбой же школы все это время занимался Ломакин. Однако в 1868 году он перекладывает все обязанности с себя на Милия Алексеевича, который на протяжении 6 лет оставался ее директором.

Балакирев и его ученики

Балакирев очень ответственно подошел к должности учителя в своей школе. Он мечтал о том, чтобы из стен его учреждения вышли десятки талантливых музыкантов, которые бы прославили его имя. Однако его учительство и наставничество носило крайне жесткий и авторитарный характер.

Первым из учеников, в котором Милий Алексеевич пытался воплотить свои амбиции, стал студент-химик Аполлон Гуссаковский. Юноша подавал большие надежды и готов был часы напролет заниматься музыкой. Балакирев многому обучил своего ученика, вложив в него много физических и моральных сил. Гуссаковский же после окончания института попрощался со своим наставником и уехал за границу. Больше они никогда не встречались.

Однако школа Балакирева получила популярность к тому времени. И молодые юноши толпами приходили на обучение. Среди учеников оказался офицер с Преображенского полка Модест Мусоргский. Знакомство с ним носило судьбоносное значение для Балакирева.

"Могучая кучка"

Офицер Мусоргский приводит с собой Александра Порфирьевича Бородина, врача из госпиталя, в котором он когда-то дежурил, тоже страстного любителя классической музыки. А чуть позже к ним примыкают инженерный офицер Цезарь Кюи, библиотекарь Владимир Васильевич Стасов и совсем молоденький подросток, будущий гардемарин Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Балакирев был в восторге от своих новых учеников. Для каждого из них он стал наставником. Однако в процессе работы и творчества мужчины стали единомышленниками. И Балакирев понимал, что в стенах школы дальше продолжать свою идеологию будет трудно.

Поэтому Милий Алексеевич, который жил в съемных квартирах, устраивает в них кружки и посиделки для своих новых друзей. Группировка музыкантов очень скоро стала известной и получила название "Могучая кучка". По сути, они представляли собой любительскую филармонию, стали народным проектом художественной самодеятельности.

Однако их суждения не всегда носили приемлемый характер. Целью "Могучей кучки" было выработать свой характерный стиль в музыке, который бы противостоял официальным музыкальным организациям, Императорскому русскому музыкальному обществу и консерватории.

Все члены группировки были музыкантами-самоучками. Они сочиняли музыкальные произведения, а Балакирев был главным критиком. Он вносил изменения, одобрял и поддерживал своих единомышленников. Часто, пользуясь своим авторитетом среди товарищей, Милий Алексеевич в резкой форме и достаточно агрессивно мог перечеркнуть все музыкальное сочинение.

Это и сказалось на дальнейшей судьбе "балакиревской группировки". Споры и недовольства внутри единомышленников возрастали. В результате в конце 60-х годов XIX века все члены "Могучей кучки" окончательно переругались. Группировка распалась, но все же оставила значительный след в русской музыке.

Музыкальная карьера Милия Алексеевича

После распада "Могучей кучки" Милий Алексеевич работал в ненавистном ему Императорском русском музыкальном обществе. Музыкант находится на вершине своей карьеры. Послушать именитого пианиста и дирижера приходит весь свет и элита Петербурга.

Однако радикальные взгляды на консерватизм в классической музыке, которую ему приходилось играть на концертах в этом заведении, поставили крест на его работе. Милий Алексеевич позволял себе в резкой форме высказываться в адрес руководства Императорского русского музыкального общества. Терпеть хамство дирижера никто не стал. После двух лет работы он был со скандалом уволен.

Балакирев остается один на один со своей музыкой. Дирижер возвращается к себе в Нижний Новгород и дает там концерт, на который приходит очень мало зрителей. Однако в это время он наконец-то заканчивает свою восточную фантазию "Исламей" на фортепиано. На тот момент только это произведение и несколько его увертюр были известны широкой публике.

Душевный кризис

Как свидетельствует биография Милия Балакирева, к 33 годам он изжил себя как музыкант. Он переживает тяжкий душевный кризис и пропадает из музыкального сообщества. Никто не знал, где он находится. Балакирев не поддерживал отношения ни с кем из друзей. Однако в узких кругах было известно, что музыкант поступил на государственную службу.

Он каждый день ходил на работу на товарную станцию Варшавской железной дороги. Его должность называлась чиновник магазинного управления. Он руководил складскими делами и грузовыми перевозками. На этой службе Балакирев, который в молодости был студентом математического факультета, быстро продвигается по службе.

Милий Алексеевич Балакирев, биография которого представлена вашему вниманию в статье, знакомится с кадровиком Варшавской железной дороги Тертием Ивановичем Филипповым, который являлся человеком известным в высших кругах. Балакирева и Филиппова объединяют и сближают религиозные взгляды и вера. В это время музыкант, который переживает душевный кризис, даже думает об уходе в церковь.

Тертий Иванович, когда встал вопрос об укреплении придворной певческой капеллы, предлагает кандидатуру Милия Алексеевича. Благодаря его авторитету среди верховных чиновников, Балакирева приглашают на новую должность.

Работа в придворной певческой капелле

Как только Милий Алексеевич занял должность руководителя придворной певческой капеллы, своим помощником он назначил Николая Андреевича Римского-Корсакова, который был человеком дельным и настоящим профессионалом. На него Балакирев возложил все музыкальные дела, сам же поначалу занимался исключительно административными вопросами.

Существующее на сегодняшний день в Петербурге здание академической капеллы по адресу Мойка, 20 было построено благодаря стараниям Милия Алексеевича. Он показал себя как ответственный чиновник.

Балакирев сделал очень многое для придворной капеллы. Он добился того, что при ней создали школу, в которой ученики получали качественное певческое образование. Были созданы музыкальные классы, в которых обучали игре на инструментах. Это давало возможность ученикам после окончания школы остаться работать здесь же, в оркестре.

Римский-Корсаков, который занимался отбором талантливых музыкантов в оркестр, создал отличную команду талантливых профессионалов. Балакирев же не преподавал в капелле, а только управлял этим сложным механизмом. Он держал под контролем все: от кухни заведения до организации учебно-образовательного процесса. В таком режиме он проработал в течение 11 лет, выйдя в 1884 году в отставку в чине статского советника.

Музыкальное наследие Балакирева

Уйдя на пенсию, Балакирев больше не думал о финансовых проблемах. Он посвятил всего себя сочинению музыкальных произведений. Через 4 года после отставки Милий Алексеевич заканчивает Первую симфонию, которая обсуждалась и игралась довольно продолжительное время.

Балакирев умер в 1910 году, оставив небольшое музыкальное наследие. Среди основных шедевральных произведений Балакирева Милия Алексеевича можно отметить:

  • симфоническую поэму "Тамара";
  • фортепианную фантазию "Исламей";
  • музыку к трагедии "Король Лир"
  • фантазию на тему оперы "Иван Сусанин";
  • первую симфонию C-dur;
  • а также множество романсов и песен.

Незаконченные же произведения Милия Алексеевича после его смерти дорабатывали и дописывали его единомышленники и ученики.

Милий Алексеевич Балакирев вошел в историю как один из первых критиков русской музыки. Его жизнь была чередой побед и неудач. Музыкант так и не создал семью, посвятив всего себя музыке. Помимо музыкальных достижений, Балакирев оставил свой след и как талантливейший чиновник и руководитель.

Г. в Нижнем Новгороде . Воспитывался в Казанском университете . Музыкальным образованием Балкирев обязан самому себе. В г. он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста. 18 марта г. он вместе с Г. А. Ломакиным основал «Бесплатную музыкальную школу», состоящую под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством; школа эта на первых же порах своего существования обнаружила оживленную деятельность. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин , а оркестровыми - М. А. Балакирев. 28 января г. после отказа Ломакина от управления школой, М. А. Балакирев, как один из ее учредителей, принял на себя этот труд и в качестве директора заведовал школой до осени г. В г. М. А. был приглашен в Прагу - заведовать постановкой опер «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила» Глинки , которые были даны под управлением Балакирева и благодаря его настойчивости и неустанной энергии имели огромный успех, в особенности опера «Руслан и Людмила».

Гл. сочинения: 2 симфонии, поэма «Тамара», сочинения для фортепиано (концерт, фантазия «Исламей», соната, мелкие пьесы), много романсов , сборник народных песен.

Лит.: Стрельников Н., Балакирев, Петроград, 1922.

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

М. А. Балакирев.

Балакирев Милий Алексеевич , русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально- общественный деятель. Родился в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижёра К. Эйзриха (Н. Новгород). Музыкальному развитию Б. способствовало его сближение с писателем и музыкальным критиком А. Д. Улыбышевым. В 1853-55 состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856 дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр. Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Балакирева оказала его дружба с критиком В. В. Стасовым. В начале 60-х гг. под руководством Б. складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка» . В 1862 Б. совместно с хоровым дирижёром Г. Я. Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. В 1867-69 был главным дирижёром Русского музыкального общества.

Балакирев способствовал популяризации опер М. И. Глинки: в 1866 дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867 руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».

Конец 1850-х - 60-е гг. были периодом интенсивной творческой деятельности Б. Сочинения этих лет - «Увертюра на три русские темы» (1858; 2-я ред. 1881), вторая увертюра на три русские темы «1000 лет» (1862, в поздней ред. - симфоническая поэма «Русь», 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й ред. - симфоническая поэма «В Чехии», 1906) и др. - развивают традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» (в частности, опора на подлинную народную песню). В 1866 был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.

В 70-е гг. Б. уходит из Бесплатной музыкальной школы, перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка. В начале 80-х гг. он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой «шестидесятнический» характер. В 1881-1908 Б. вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (1883-94) состоял директором Придворной певческой капеллы.

Центральная тема творчества Балакирева - тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Б. характерен также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской).

Основная сфера творчества Балакирева - инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Б. работал преимущественно в области программного симфонизма . Лучший образец симфонической поэмы Балакирева - «Тамара» (около , по одноименному стихотворению Лермонтова), построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. С именем Б. связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м гг. относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть - в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония.

Балакирев - один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Лучшее из фортепианных произведений Балакирева - восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском.

Видное место в рус. камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Балакирева.

Литература:

  • Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым, М., 1935;
  • Переписка Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым, в кн.: Римский-Корсаков Н., Литературные произведения и переписка, т. 5, М., 1963;
  • Письма М. А. Балакирева к М. П. Мусоргскому, в кн.: Мусоргский М. П., Письма и документы, М.- Л., 1932;
  • Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБ. 1912;
  • Киселев Г., М. А. Балакирев, М.-Л., 1938;
  • Кандинский А., Симфонические произведения М. А. Балакирева, М., 1960;
  • М. А. Балакирев. Исследования и статьи, Л., 1961;
  • М. А. Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962;
  • Балакирев. Летопись жизни и творчества. Сост. А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая, Л., 1967.
Эта статья или раздел использует текст Большой советской энциклопедии .

См. также

Ссылки

  • Балакирев Милий Сайт о жизни и творчестве композитора.

Милий Алексеевич Балакирев

Балакирев Милий Алексеевич (1836-1910) - российский музыкальный и общественный деятель, композитор, дирижер и пианист. Глава творческого объединения русских композиторов «Новая русская музыкальная школа» («Балакиревский кружок» или «Могучая кучка»), возникшего в 1856 г. и оформившегося в начале 1860-х гг.

В 1862 г. вместе с дирижером Г. Я. Ломакиным организовал в Петербурге бесплатную музыкальную школу и был ее руководителем (1868-1873, 1881 - 1908). В 1883-94 гг. - главный дирижер Имп. Русского Музыкального общества, управляющий Придворной певческой капеллой.

Популяризировал наследие М. И. Глинки в России и за рубежом. Автор музыки к трагедии В. Шекспира «Король Лир», двух симфоний (1897,1908), симфонических поэм «Тамара» (1882), «Русь» (1887), «В Чехии» (1905), камерно-инструментальных сочинений и романсов.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 28.

Балакирев Милий Алексеевич (21.12.1836-16.05.1910), русский композитор, дирижер, музыкальный и общественный деятель, глава творческого объединения русских композиторов “Новая русская музыкальная школа” (“Балакиревский кружок”, или “Могучая кучка”), возникшего в 1856 и оформившегося в н. 1860-х.

В 1853 - 55 Балакирев - вольнослушатель математического факультета Казанского университета. В 1855 переехал в Петербург, где стал встречаться с М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, дебютировал как композитор и пианист. В 1862 вместе с дирижером Г. Я. Ломакиным организовал в Петербурге бесплатную музыкальную школу и был ее руководителем (1868-73, 1881-1908). Главный дирижер Русского Музыкального общества, директор “Придворной певческой капеллы” (1883 - 94). В качестве дирижера опер “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила” Балакирев популяризировал оперное наследие М. И. Глинки в России и за рубежом. Балакирев - автор музыки к трагедии Шекспира “Король Лир”, симфонических поэм “Тамара”, “Русь”, “В Чехии”, восточной фантазии для фортепьяно “Исламей”, камерно-инструментальных сочинений и романсов, обработал ряд русских народных песен.

В. А. Федоров

БАЛАКИРЕВ, МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1837–1910), русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» – «Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в.

Балакирев родился 2 января 1837 в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье. Привезенный в Москву в возрасте десяти лет, он некоторое время брал уроки у Джона Фильда; позже большое участие в его судьбе принял А.Д.Улыбышев - просвещенный музыкант-любитель, меценат, автор первой русской монографии о Моцарте. Балакирев поступил на физико-математический факультет Казанского университета, но в 1855 встретился в Петербурге с М.И.Глинкой, который убедил молодого музыканта посвятить себя композиции в национальном духе, с опорой на русскую музыку - народную и церковную, на русские сюжеты и тексты.

«Могучая кучка» сложилась в Петербурге между 1857 и 1862, и Балакирев стал ее руководителем. Он был самоучкой и черпал знания главным образом из практики, поэтому отвергал принятые в то время учебники и методы преподавания гармонии и контрапункта, заменив их широким знакомством с шедеврами мировой музыки и подробным их анализом. «Могучая кучка» как творческое объединение просуществовала сравнительно недолго, однако оказала огромное влияние на русскую культуру. В 1863 Балакирев основал Бесплатную музыкальную школу – в противовес Петербургской консерватории, направление которой Балакирев оценивал как космополитическое и консервативное. Он много выступал как дирижер, регулярно знакомя слушателей с ранними произведениями своего кружка. В 1867 Балакирев стал дирижером концертов Императорского Русского музыкального общества, но в 1869 был вынужден оставить этот пост. В 1870 Балакирев пережил сильнейший духовный кризис, после которого он в течение пяти лет не занимался музыкой. Он вернулся к композиции в 1876, но к этому времени уже утратил в глазах музыкальной общественности репутацию главы национальной школы. В 1882 Балакирев снова стал руководителем концертов Бесплатной музыкальной школы, а в 1883 – управляющим Придворной певческой капеллы (в этот период им создан ряд церковных композиций и переложений древних распевов).

Балакирев сыграл огромную роль в становлении национальной музыкальной школы, но сам сочинял относительно немного. В симфонических жанрах им создано две симфонии, несколько увертюр, музыка к шекспировскому Королю Лиру (1858–1861), симфонические поэмы Тамара (ок. 1882), Русь (1887, 2-я редакция 1907) и В Чехии (1867, 2-я редакция 1905). Для фортепиано он написал сонату си-бемоль минор (1905), блистательную фантазию Исламей (1869) и ряд пьес в разных жанрах. Высокую ценность имеют романсы и обработки народных песен. Музыкальный стиль Балакирева опирается с одной стороны на народные истоки и традиции церковной музыки, с другой – на опыт нового западноевропейского искусства, в особенности Листа, Шопена, Берлиоза. Умер Балакирев в Петербурге 29 мая 1910.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Литература:

М.А.Балакирев: Исследования. Статьи. Л., 1961

Балакирев М.А. Воспоминания и письма. Л., 1962

М.А.Балакирев: Летопись жизни и творчества. Л., 1967