Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские игры  /  Модели Терминатора: список и сравнение. Почему перезапуск «Терминатора» вызывает опасения

Модели Терминатора: список и сравнение. Почему перезапуск «Терминатора» вызывает опасения


Пожалуй, нет в мире более известного робота, чем Терминатор. Этот герой одноименного культового фильма (и его продолжений) навсегда завоевал сердца зрителей. Темные очки, черная куртка, ботинки и каменное лицо - этот образ знаком всем. Но мало кто знает, как он появился…

Никто точно не знает, как всемирно известный киборг появился на свет. Но если верить его создателю - Джеймсу Кэмерону, то впервые Терминатор привиделся ему в дешевом итальянском отеле, когда он спешно монтировал свой фильм «Пираньи 2», болея гриппом с высокой температурой. В бреду ему привиделась женщина, бегущая от какого-то кошмарного существа, способного изменять свою форму. Спустя несколько месяцев, когда Кэмерон начал писать сценарий, он превратил это существо в механическую машину, поскольку в то время не было еще таких технологий, чтобы создать на экране героя, способного менять внешность и форму в зависимости от обстоятельств.

Это лишь одна версия. Существует и другая.


По словам фантаста Харлана Эллисона, Кэмерон взял за основу своего сценария сюжетные линии трех рассказов писателя. Спустя некоторое время, после успеха первого фильма о Терминаторе, Эллисон подал на режиссера в суд иск о плагиате. Можно предположить и третью версию - Кэмерон придумал робота сам, а сюжет взял из рассказов Эллисона. Какой из версий верить - решать вам. Но важен тот факт, что о самом Терминаторе, Кэмерон особо не задумывался. Для него был важен сам сюжет - поучительная история о том, как человечество попадает под власть роботов.

Написав при помощи друга детства Уильяма Вишера 122-страничный сценарий, Кэмерон уступает его своей будущей жене, а пока - давней подруге, а по совместительству продюсеру Гэйл Энн Херд за символическую плату в 1 доллар, при условии, что постановку осуществит он. Спустя некоторое время производство фильма было запущено. Примечательно, что мы могли не знать того Терминатора, образ которого стоит у нас перед глазами!

Первоначально на роль робота-убийцы рассматривался О.Дж.Симпсон, позже сыгравший во всем сериях «Голого пистолета». По странному стечению обстоятельств, это он в 1994-м году будет оправдан судом за убийство свой жены. Но и тогда студия решила не рисковать и отвергла эту кандидатуру. Потом Кэмерон хотел сделать Терминатором своего давнего друга Лэнса Хенриксона. Он даже разработал образ Терминатора в расчете на Хенриксона.

Человек же, для которого роль робота серии T-800 CMS модели 101 стала главнейшей ролью в его жизни, австриец Арнольд Шварценеггер, должен был играть роль спасителя человечества Кайла Риса. О том, как Шварценеггер стал Терминатором, тоже существует несколько версий.

По словам Шварценеггера, он понял, что роль киборга - это его роль, и попросил Кэмерона отдать эту роль ему. Кэмерон же утверждает обратное - мол, присмотревшись к Арни, он понял что тот - вылитая машина для убийств. Какая бы из версий не была верна, главное, что Терминатор нашел своего «хозяина».

Из-за мизерности бюджета (всего 6 миллионов долларов) создать на экране то, что хотел Кэмерон - батальные войны, экшн и прочие сцены, необходимые для отображении войны людей и роботов, было очень затруднительно. Но благо Кэмерон, работая в студии Роджера Кормана, научился делать фильмы из ничего.

Так же - практически из ничего и появился Терминатор - робот с железным скелетом, изощренная система гидравлических мышц, сверхчувствительные сенсоры, сверхразрушительное вооружение, миниатюрный ядерный реактор вместо сердца и миниатюрный микропроцессор вместо мозгов. Так он выглядит на бумаге. Но чтобы создать подобный механизм в реальной жизни пришлось немало попотеть.

То, что мы видели на экране - этот шедевр, явный пример человеческого гения создан одним человеком Стэном Уинстоном, впоследствии ставшим известнейшим мастером по созданию механических существ (динозавры в «Парке Юрского периода», монстры в «Чужих»). По техническим обстоятельствам, не смотря на гениальность Уинстона, в некоторых сценах использовалась миниатюрная модель киборга (к примеру сцена на заводе).

В некоторых эпизодах Терминатора пришлось даже разделить на две части - верхнюю и нижнюю. И каждая часть появлялась в камере отдельно (разумеется зрители об этом не знали). А порой, рабочим приходилось проносить торс робота перед камерой на палках.

Без компьютеров, конечно, не обошлось. Однако цифровые разработки студии Industrial Light & Magic (ILM) дополнялись искусным гримом и «практическими эффектами» от Стэна Уинстона, легендарного голливудского мастера, который получил два «Оскара» за работу над вторым «Терминатором». «Я, как зритель, устал от цифровых эффектов, - объясняет Мостоу, - так что я пошел в ILM и сказал - ок, давайте договоримся: будем работать круглосуточно, но добьемся, чтобы наши кадры выглядели предельно реалистично…» Реализм нынче обходится дорого - бюджет третьего «Терминатора» составил $175 млн.

Работать над спецэффектами пригласили также художников-миниатюристов. Их «звездный час» - начало фильма, кошмар Джона Коннора, где показаны последствия разрушительной войны. Разрушенные здания, пустые улицы - все это миниатюрные модели. Камера показывает дно реки, сплошь покрытое черепами и разбитыми машинами. Часть черепов была сделана в натуральную величину, часть - в масштабе 1:2, еще часть - в масштабе 1:4. Остальные, на самом дальнем плане, заменялись теннисными мячами. Чтобы упрочить иллюзию перспективы и замаскировать изменения масштаба, «лица» некоторых скелетов делали искаженными. «Это классический прием при создании миниатюрных декораций в кино, который теперь применяется очень редко», - отмечает Брайан Гернард, глава группы, работавшей над моделями.

Другой удачной находкой пролога стала площадка для motion capture, усыпанная мешками с песком, ящиками из-под яблок и всяким мусором. Простая возможность показать, как армия терминаторов шагает по избитой и неровной поверхности, - статисты, наряженные в костюмы с датчиками, передвигались среди этого безобразия неловко, неуклюже и вообще точь-в-точь как роботы.

Главный Терминатор, Т-101, которого сыграл Арнольд Шварценеггер, вернулся на экран во всей красе своего фирменного облика: кожаная куртка, краги и темные очки. Одна из курток перекочевала на съемочную площадку из личной коллекции Арнольда: 12 лет назад он снимался в ней в «Терминаторе-2», и теперь она по-прежнему сидела как влитая.

Многие связанные с Терминатором эффекты создавались без помощи компьютеров, «по старинке» - с использованием накладного грима или механических трюков. По мере того, как Т-101 получал травмы и увечья, увеличивалось число накладок от Стэна Уинстона, также в дело шли муляжи, манекены и съемки на фоне зеленого экрана. Так, к примеру, снимался эпизод, в котором Терминатору, ведущему грузовик, предстояло вскрыть собственную грудную клетку, чтобы вынуть оттуда аккумулятор. На водительском сиденье был размещен муляж туловища Т-101, над которым и производилась душераздирающая операция, а сам Арнольд Шварценеггер устроился позади него так, чтобы его голова и руки казались вполне на своем месте. А для сцены, в которой Терминатор после схватки пытается водрузить на место свою голову, все необходимые движения проделывал дублер в костюме для motion capture, после чего на компьютере были подрисованы лицо и фигура будущего губернатора Калифорнии.

Противницей Арнольда на этот раз стала Т-Х, Терминатрикс - совершенная и очень сексапильная машина для убийства, состоящая из скелета и жидкого металла. Найти актрису на эту роль оказалось непросто. Пробы прошли 10 тысяч прекрасных дам, и выиграла в результате норвежская фотомодель и телевизионная актриса Кристанна Локен.

Работа над Т-Х, как и над другими терминаторами, начиналась со скелета, выстроенного в мастерской Стэна Уинстона. Чтобы придать героине более футуристический и зловещий вид, черный металлический скелет сделали хромированным. Пока Кристанна проходила тренировки по крав-мага и училась бегать на каблуках (с ее точки зрения, это было самым тяжким испытанием на съемках), на ILM была создана ее компьютерная модель. После этого параметры скелета были загнаны в компьютер, сопоставлены с моделью и подправлены с учетом фигуры актрисы.

Скелет Терминатрикс должен был пугать мир горящими голубыми глазами - в отличие от красных глаз Т-101. Создатели использовали очень яркие светодиоды. Специальная панель управления позволяла регулировать яркость и пульсацию огней, в зависимости от действий героини. Т-Х - более совершенная модель, чем наш старый знакомый Шварценеггер. «Нет ничего опаснее, чем женщина на задании», - комментирует Стэн Уинстон. Терминатрикс может принимать любую форму, а ее правая рука трансформируется в плазменную пушку, дрель или циркулярную пилу. Все это оружие работало: циркулярная пила поворачивалась, дрель - светилась и вращалась, а плазменное ружье имело сменные блоки, так что его можно было «заряжать».

Момент превращения руки в оружие всегда делался на компьютере и отрабатывался на трехмерных моделях. В дальнейшем судьба правой руки Терминатрикс решалась по-разному. В ряде планов оружие пририсовывалось на компьютере. Для других кадров Кристанне Локен приделывали фальшивую руку с очередной «убойной» насадкой. Актриса при этом надевала специальную одежду, которая удерживала ее настоящую руку за спиной. Иногда насадки пристегивались к руке Кристанны. Но, поскольку человеческая рука шире, чем плазменная пушка, эти кадры приходилось подчищать на компьютере.

Эпизод, в котором Т-Х, приняв облик жениха Кейт Брюстер (Марк Фамилиетти), садится в машину полиции, после чего протягивает руку через спинку переднего сиденья и тело водителя и завладевает рулем, - это не компьютерный эффект. Было снято около восьми последовательных фрагментов с Фамилиетти, который просовывал руку через дыру в голубом экране. Постепенно на руку наливали все больше и больше искусственной крови. Актера, игравшего полицейского водителя, снимали отдельно, и при компьютерном монтаже изображения совместили, а на грудь водителю добавили еще немного крови. Сотрудники ILM признаются, что снять эти восемь фрагментов было легче, чем рисовать цифровую руку, и к тому же это обошлось дешевле.

Вернуться к своему естественному облику после этого перевоплощения Терминатрикс оказалось непросто. Между фигурами Кристанны Локен и Марка Фамилиетти нет ничего общего; кроме того, актриса гораздо выше ростом. Специальные ботинки на высокой платформе, которые пришлось надеть Марку, помогли мало. В ILM были построены трехмерные модели обоих актеров, причем сначала - Кристанны, а потом через ряд трансформаций «из нее» получилась модель Марка. Финальная трансформация, осуществленная с помощью программы Blend Creature, выглядела так: настоящий Марк - трехмерная модель Марка в одежде - модель Марка из жидкого металла - черный хромированный скелет - Терминатрикс из жидкого металла - модель Т-Х в одежде - живая Кристанна. При этом актеры должны были двигаться точь-в-точь по следам друг друга, чтобы не было разницы в освещении и окружающих деталях. Одни и те же движения должна была совершать и камера; оператор использовал для этого дистанционное управление.

С помощью компьютерной графики были сделаны все кадры, где Терминатрикс раскрывает свою жидко-металлическую сущность и приоткрывает скелет. Самым эффектным стал эпизод, где Т-Х «прикипает» к магнитному полю, и ее одежда и внешняя оболочка расплавляются. На работу над этим эпизодом ушло полгода. Программисты высчитывали плотность, вес, форму и массу растекающегося металла, а также определяли траекторию его движения при таких условиях. После этого цифровая симуляция жидкого металла заполняла выстроенный на опорных точках силуэт актрисы.

Гонка по городским улицам, во время которой Т-Х восседает за пультом строительного крана и вертит стрелой налево и направо, потребовала скрупулезной и слаженной работы всех специалистов по визуальным эффектам. Сцены с небольшим количеством разрушений снимали прямо в центре Лос-Анджелеса - однако ухитрились повредить телефонный столб и оставить несколько районов без электричества. Чтобы больше не рисковать, все остальное снимали в декорациях, выстроенных в огромном здании бывшего завода Boeing на юге Калифорнии. Здесь была выстроена длинная улица, воссоздан индустриальный пейзаж Сан-Фернандо Вэлли, и разрушать можно было все что угодно. Тем не менее из соображений безопасности тяжелый крюк на съемках снимали, заменяя на деревянный или же вообще подрисовывая его уже на компьютере.

Помощник режиссера Саймон Крейн, который в основном работал над съемками погони, больше всего гордился двумя изобретениями. Первое представляло собой пневматический рычаг для подбрасывания машин в воздух, а второе - устройство для дистанционного управления автомобилем, прозванное «автоматрикс». «Автоматрикс» давала возможность ставить трюки, почти не подвергая опасности каскадеров. Установленные на водительских местах кинокамеры также имели свою систему управления, позволяющую снимать с точки зрения несуществующего водителя. Что касается рычага, то его закатывали под машину, нажимали на кнопку, и автомобиль взлетал в воздух. Предварительно машину обвязывали кабелем, с помощью которого уже в воздухе она «пролетала» некоторое расстояние, прежде чем упасть на землю и разбиться.

Арнольду Шварценеггеру больше всего запомнилось, как он висел на стреле строительного крана и собирался пробить своим телом стену здания. «Я фактически заплатил за это», - отмечает актер; страховая компания отказывалась отвечать за съемку сцены. Ради искусства и острых ощущений Арнольд выделил $1,4 млн. из своего гонорара. Трюк снимался только с одного дубля, в нем было задействовано 14 кинокамер. В определенный момент актера заменил стальной дубликат, весивший около 400 кг. Позже на ILM он был заменен снова, на этот раз компьютерным «двойником».

По словам Шварценеггера, он уже не знает, в каких кадрах виден лично он сам, но предполагает, что таких около 50-70%. Кульминацией противостояния двух терминаторов стала драка в общественном туалете, который две тяжеленные машины разносили на мелкие кусочки. Приступая к работе над этим эпизодом, Джонатан Мостоу сказал: «Я хочу, чтобы вначале была общественная уборная и чтобы в конце она была полностью разрушена». Потребовалось много спецэффектов, в некоторых кадрах большие участки комнаты полностью сделаны на компьютере. Актеры по очереди колотили об стены пенопластовыми манекенами, позже на компьютере замещенными виртуальными двойниками Арнольда и Кристанны. Никакой особой боевой техники терминаторы не использовали. «Мы сознательно не прибегали к приемам боевых искусств, - объясняет Шварценеггер. - Это было бы глупо, если бы Терминатор блокировал удары - он же сделан из стали».

Главной гордостью Стэна Уинстона был тот факт, что в третьем фильме о терминаторах был, наконец, построен для съемок самый настоящий робот. Это Т-1, прототип будущих терминаторов, который начинает войну машин в штаб-квартире Skynetа. Было построено пять роботов Т-1, и ни в одном кадре их не пришлось заменять ни миниатюрными моделями, ни цифровыми имитациями. Роботы из стали и алюминия «играли» самих себя. Два из пяти построенных для съемок Т-1 могли двигаться подобно танку и стрелять; голова, глаза и руки также были подвижными. По радио каждым роботом управляли 5 аниматоров - один отвечал за движение вперед, другие за голову, туловище и оружие. «Наши роботы еще не стали автономными, но это следующий шаг, - говорит Стэн Уинстон. - Как будто мы действительно делаем былью историю Терминатора».

В 2015 году Т-800 выглядит как человек, победивший машину, скрывающуюся внутри. Схватка далась ему тяжело: он научился проговаривать вслух не очень ловкие шутки, потерял физическую подготовку и просто устал. Молодая Сара Коннор называет его папочкой, а новой фирменной фразой уставшего возвращаться Терминатора становится «Я не стар, я устарел» - с точки зрения корпорации Skynet и с позиций робототехники.

Когда Кэмерон придумывал первого Терминатора, а Стэн Уинстон собирал его буквально из подручных материалов, малоподвижный и пугающий Т-800 был провозвестником мрачного будущего, живо представлявшегося зрителям: не так давно кончилась холодная война, парниковый эффект и экологические катастрофы из повестки заседаний ООН выбрались в публичную сферу, а экономические провалы политики США взялись списывать и на технократическую демократию. Малоподвижный Т-800 с немигающим красным взором был воплощением всех этих угроз.

Если же не хочется собирать действительно работающего Т-800, достаточно обзавестись качественной репликой, что и сделал Адам Сэвидж из «Разрушителей мифов»

В XXI веке пугающая привлекательность Терминатора уже не столь очевидна; публичные выступления на тему экологических катастроф все реже оказываются в новостной повестке; корпорациям все чаще удается побеждать свободную волю мыслящего индивида, просто помещая человека в условия тотального комфорта; а в желании построить боевого андроида не упрекнешь ни одну из держав (создание экзоскелетов и беспилотников не в счет, они совсем не похожи на людей). Но именно сейчас, когда пророческая сила творения Джеймса Кэмерона и Стэна Уинстона больше не действует, в поле робототехники и экспериментальной кибернетики доступны практически все составные детали Т-800. И пусть Джеймс Кэмерон и говорил, «мы можем построить такого робота, скорее, в 2029 году».

Нейронная сеть

Картезиански беспощадное сознание Терминатора заключено в самообучающемся компьютере, выстроенном по образу и подобию нейросети Skynet. У каждого Т-800 существует два режима работы: Hive и Rogue. В первом терминаторы синхронизируются с другими моделями и нейронным процессором Skynet, получая информацию от единой сети. Шаги в этом направлении делают сотрудники MIT, в 2014 году разработавшие программу совместного обучения для машин - чтобы несколько сервисных роботов делились полученными знаниями и могли обмениваться ими в любой момент.

Во втором - в режиме «непослушания» - Т-800 переходит к процессу самообучения - и каждая его прогулка превращается в этнографическое путешествие. В этом режиме его сознание сталкивается, в соответствии с мифологией франшизы, с опасными вопросами и искушениями: зачем я существую, какой высшей цели я служу? Skynet охранял киборгов от таких, безусловно, важных вопросов при помощи «внутренних блокираторов» - их обошли повстанцы в «Терминаторе-2: Судный день» и сумели укротить Т-800.

Главный претендентом на уровень осознанности Skynet является сеть, созданная учеными в лаборатории Google X. И, если Skynet хвастливо представляется «Мы Skynet, самый совершенный искусственный интеллект в пределах известной Вселенной», сеть Google X пока лишь занимается делом, приличествующим каждому ребенку: угадывает в очертаниях облаков привычные фигуры.

Впервые представленная в 2012 году нейросеть, состоящая из 1000 компьютеров и 16 000 ядер, сама научилась распознавать кошек и человеческие лица, а в 2015 году настолько расширила библиотеку известных ей изображений и концептов, что смогла выявлять знакомые образы даже в цифровом шуме.

Нейронная сеть Google продолжает заниматься самообучением и направлена на распознавание изображений - в отличие от Skynet, по официальной мифологии обретшего самосознание через три года после запуска в 1997 году и тогда же решившего, что пришло время для очистительной войны.

Машинное зрение

Драматичное видео, на котором АR-600 узнает своих создателей и других людей

Машинное зрение неразрывно связано с познанием и обучением машин. Спасибо механизмам типа DeepFace , различающим лица друзей на фейсбуке даже на аппетитно снятых завтраках; а также Google Photos (хотя и они порой дают курьезные сбои), How-old.net от Microsoft и разработкам Стивена Вольфрама. Системы распознавания лиц используются в работе социальных и гражданских роботов - даже первый российский робот АР-600, отчаянно похожий на Валли, умеет распознавать людей (по крайней мере своих создателей).

Аналогичное видение будет внедряться уже через несколько лет - DARPA

Но, если верить Джеймсу Кэмерону, разрешившему плоти Т-800 стареть, Терминатор относится к киборгам; в нем сочетаются механические детали с живыми тканями. А зрение киборгов устроено сложнее, чем видение роботов, - его разрабатывают и программисты, и робототехники, и специалисты по оптогенетике. Таких специалистов также поддерживает DARPA - агентство Пентагона, внедряющее в реальную жизнь боевые придумки, которыми давно пользуются игроки Battlefield. Благодаря DARPA американским военным будет доступно зрение Терминатора - в феврале 2015 представители агентства презентовали имплант , позволяющий проецировать на сетчатку носителя всю доступную информацию о видимом объекте.

Подобное нововведение не полностью соответствует зрению Терминатора, который может включать приближение, выводить на сетчатку данные о температуре объекта, его удаленности; включать режимы ночного видения и инфракрасного зрения, но достаточно близко с ним соотносится.

Интерфейсы взаимодействия «человек - робот»

Системы ввода/вывода, которыми оснащают промышленных и гражданских роботов, зависят от механизмов углубленного обучения (deep learning). Т-800, отличающийся дьявольски развитым логическим мышлением, всегда верно определяет ситуацию, в которой находится, способен лгать, изменять тональность голоса и строить планы иезуитской точности. Достичь уровня его осознанности пока не способен ни один сервисный робот. Робототехникам пришлось потратить много лет, чтобы спроектировать нелинейное взаимодействие человека и робота - чтобы последние могли принимать решения и представлять информацию, соотносясь с контекстом взаимодействия и статусом того, кто обращается за информацией.

Интересный пример контекстного взаимодействия - проект ученых из Корнелльского университета, создавших платформу Tell Me Dave . На базе «Дейва» роботов обучают понимать непрямые команды и адаптироваться к контекстам взаимодействия. Как пишут сами ученые, «наша задача - сделать так, чтобы робот, получив простую инструкцию «сделай чашку кофе», смог понять, как залить в чашку молоко; как поступить, если молоко там уже есть», - в общем, справиться с ситуацией. Терминатор, делающий Джону Коннору «кофе как обычно», - предельный уровень отцовской заботы.

Эндоскелет

Рука робонавта способна делать сложные движения; у нее 14 степеней свободы - отдельно двигается запястье, пальцы сгибаются в фалангах, способны сжиматься в кулак и показывать «победу» - совсем как человеческие

Изначальный облик Т-800 - металлический скелет с ужасающе ухмыляющимся черепом - Джеймс Кэмерон придумал еще до того, как взялся за написание сценария первого «Терминатора». Согласно Рэндаллу Фрейксу, разрабатывавшему историю вместе с Кэмероном, скелет Терминатора сделан из гиперсплава - металла куда более гибкого и прочного, нежели обычная сталь. В первой версии Т-800 не отличается грациозностью движений и обильно потеет (по одному из предположений, оттого что плоть отторгает металл и человеческая оболочка Т-800 постоянно воспалена).

Но металлический каркас обходился без таких трудностей - ему не вредили ни прямые выстрелы из дробовика, ни лобовые столкновения с гигантскими автомобилями. Пожалуй, в первых версиях скелету недоставало грациозности; но уже с наступления «Судного дня» Терминатор стал значительно подвижнее.

Рука Найджела способна проворачиваться на 360 градусов - она работает не так точно, как рука робонавта, и существенно облегчает домашние дела

Робонавт, разрабатывавшийся при участии Boston Dynamics для миссий NASA, отличается гибкостью, которая была бы к лицу Т-800, - рука, используемая для деликатных работ на космических кораблях, работает в широком температурном диапазоне и способна симулировать хватку человека практически в 90 процентах случаев.

Есть воодушевляющий пример и из области медицинской роботехники - Найджел Экланд обзавелся рукой Bebionic в 2012 году и с тех пор регулярно участвует на конвентах по роботехнике; профильная пресса именует его Human 2.0, а он отлично управляется с протезом: бионической рукой он может рисовать, писать, пользоваться холодильником и даже открывать пивные банки. Найджел, в отличие от первой версии Т-800, редко покрывается каплями пота и обычно излучает добродушие.

Питание

Робот «Атлант» освобожден потому, что носит с собой свою собственную зарядку

Лишь несколько существенных ограничений способны расстроить план по постройке Терминатора (не считая его некоторой старомодности и неуместности). В первую очередь - питание. В киновселенной вопрос подзарядки решается просто - киборг может 120 лет проработать на одной топливной ячейке, использующей изотопы иридия. Рэндел Флейкс, автор новелл по мотивам первого и второго фильмов, писал: «Терминатор может проработать 1095 дней в режиме постоянного включения 24 на 7. У него гарантированно будут случаться моменты экономии, когда потребление энергии падает на 40 процентов, а зрение переходит исключительно в инфракрасный режим». В реальности таких батареек с мощностью, достаточной для бодрого разгуливания, пока что не изобретено. Только в 2015 году разработанный студией Boston Dynamics человекоподобный робот «Атлант освобожденный» обзавелся портативным источником питания, позволяющим отключать его от проводного электричества.

Демонстрация экзоскелетов реально существующей компании Cyberdyne

Впрочем, главное условие для постройки Терминатора уже выполнено. Компания Cyberdyne, которая по сюжету франшизы спроектировала Skynet, существует в действительности c 2004 года. Ее директор, доктор Санкай, разрабатывает экзоскелеты под названием Robot HAL, с удовольствием фотографируется с макетами Т-800 и знает - для создания эффективного робота можно обойтись и без харизматичного актера. Правда, он сознательно ограничивает рабочие интересы компании медицинскими и сервисными роботами, но в публичных интервью порой со знанием дела ссылается на название компании.

О том, где кончается правдоподобность в фильмах о "Терминаторе" – колонка специалиста в области искусственного интеллекта Олега Варламова.

Фото: РИА Новости. Кадры из фильма "Терминатор-4" (режиссер МакДжи)

Олег Варламов, доктор технических наук, старший партнер и председатель научно-технического совета " ", разработчика искусственного интеллекта, посмотрел первую часть новой трилогии "Терминатор: Генезис" инаписал колонку о том, возможно ли создать боевого робота в наши дни.

Когда 30 лет назад Джеймс Кэмерон снимал первого " Терминатора" , возможности компьютерной графики были сильно ограничены. В результате демонстрация технологий будущего была довольно скудной, зритель смог увидеть стальной скелет посланца " мира машин" и принцип работы системы дополненной реальности. Тогда же, в далеких 80-х общество задавалось вопросом, а можно ли сделать такого робота и какие технологии для этого нужны. За 30 лет робототехника значительно продвинулась вперед, боевые роботы перестали быть " сказкой для взрослых" . И вот вышел новый фильм " Терминатор: Генезис" Алана Тейлора. И мы опять спрашиваем: а позволяет ли текущий уровень технологического развития создать нечто подобное? Какими были бы Skynet и боевой робот, если бы они создавались на существующих технологиях?

Если бы в 80-х Кэмерон проконсультировался с экспертами робототехниками, то ему, наверняка, объяснили бы, что боевому роботу незачем быть человекоподобным. Чтобы успешно сражаться на поле боя нет необходимости походить на Арнольда Шварценеггера. Однако примем, как допущение, что зоо- или антропоморфность чем-то обусловлены, например, необходимостью входить в доверие к людям. Asimo – андроид корпорации Honda и робот BigDog от Boston Dynamics доказали, что на современном уровне развития технологий, воспроизвести динамику движений человека или животного возможно. И вот перед нами робот модели Т-800 " Терминатор" – мощная, человекоподобная боевая машина.

Одна из главных проблем, которую инженеры пока решить не смогли – емкость батареек. Например, Asimo последней версии может работать без подзарядки от 40 до 60 минут. Если бы Кэмерон принял это в расчет, то у него бы получился не боевик полный драматизма и психологической напряженности, а комедия. Только представьте, как Терминатор с воплем " I’ll be back" бежит к ближайшей розетке подзаряжаться. Пока ядерный реактор – единственный источник питания, позволяющий долгое время существовать автономно. Однако на современном уровне развития технологий запихнуть его в тело человека, даже такого крупного, как Арнольд Шварценеггер, не представляется возможным. Вот в робота размером с КАМАЗ уже можно.

Разбор электронной начинки Т-800 кажется еще более любопытным. Вся система управления " Терминатора" уместилась на одном чипе. В 80-х доступ к цифровым источникам информации был ограничен. Чтобы робот в этих условиях чувствовал себя комфортно, его интеллект должен содержать значительные массивы данных. " Терминатору" необходимо было предустановить карты местности и " неспутниковую" систему навигации, модуль обработки текстов, систему распознавания и воспроизведения речи, предусмотреть возможность перевода данных из аналогового в цифровой вид, внедрить систему компьютерного зрения с базами данных об объектах, алгоритмы пользования неадаптированным под роботов оружием и много другое. Причем, чтобы все это работало быстро, необходимо использовать массивы флэш-памяти.

Любопытно, что в фильмах о " Терминаторе" работа большей части электронных систем показана мимоходом, а вот компьютерное зрение демонстрируется во всей красе. Однако показано оно неверно. Для зрителя слегка обработали, в духе " дополненной реальности" , картинку, которую видит человеческий глаз. Роботы же смотрят на мир принципиально иначе. Кто играл в Xbox, используя систему Kinect, представляет, как люди выглядят в этой системе распознавания движений. Более того, робот снимает данные не с человеческого глаза, а с системы датчиков. Поэтому информация от инфракрасной камеры, от эхолокатора, от лазерного дальномера будет им органично встроена в общую " картинку" , и, в результате, изображение, возникающее в " мозгу" андроида, должно сильно отличаться от того, что видит человек. Кстати, в новом фильме " старому, но не бесполезному" роботу Т-800 очевидно вживили систему эмуляции эмоций, или даже " эмоциональный" блок. Иначе как можно объяснить нескрываемую симпатию к Саре Коннор, не очеловечиванием же.

Перейдем от простого к сложному. По сути, " Терминатор" - это расходная боевая единица, которой всегда можно пожертвовать. Основа компьютерного могущества – интеллектуальная система управления Skynet. Она настолько умна, что способна не только к управлению запусками ракет, прогнозу потенциально возможного будущего, но и к исследованиям, например, в области новых материалов и созданию системы управления временем и реальностью. Как вы думаете, смог бы такой " продвинутый" искусственный интеллект запустить процессы социальной инженерии и незаметно проникнуть во все сферы человеческой деятельности? Ответ очевиден, Skynet легко стала бы вездесущим элементом быта и управляла миром, находясь в каждом смартфоне, компьютере, кофеварке, холодильнике и т.д. " Интернет вещей" - уже реальность. В вышедшем на экраны в 2015 году фильме о " Терминаторе" Skynet выбирает именно такую стратегию. Она становится операционной системой " Генезис" , которая должна объединить все устройства.

" Кровожадность" искусственного интеллекта пусть останется на совести создателей фильмов. Логики в истреблении всех людей для захвата мира нет. Тем более это лишено смысла в картине " Терминатор: Генезис" , где Skynet овладела навыками создания нано-роботов и биоморфирования. Зачем системе, научившейся менять структуру белковых тел, уничтожать " строительный материал" , то есть людей?

С точки зрения технологий проект Skynet как саморазвивающийся искусственный интеллект может быть реализован уже сегодня. Например, миварные технологии позволяют создать " думающую" систему, которая будет обучаться и принимать решения самостоятельно, без участия человека. Пока искусственному разуму не по силам сотворить машину времени или жидкого робота, так как нет информации об этих технологиях. Однако спроектировать боевого робота миварному интеллекту уже вполне по силам.

Конечно, снимая фильм, авторы в первую очередь руководствуются принципом зрелищности, а уж потом думают о правдоподобности происходящего на экране. Вышедший в отечественный прокат " Терминатор: Генезис" - тому подтверждение. Разрыв между технологиями людей и " машин" ради спецэффектов в очередной раз увеличился. Система Skynet совершила очередной технологический прорыв. Зритель еще не успел разобраться в природе " жидкого Терминатора" из второй части, а ему уже предлагают измененного нано-роботами человека. Чтобы и эта сказка стала былью, ученым и инженерам надо решить задачу записи и переноса создания из биологического организма в кибернетизированный и еще многое другое. С уверенностью можно сказать, что если искусственный интеллект изобретет способ быстро и безвозвратно менять окружающий мир, в том числе и человека, с помощью нанороботов, то люди изменятся, даже не заметив этого. Подобно тому, как мы не обратили внимания на то, что мобильный интернет, смартфоны и планшеты пришли в каждый дом… И как мир стал другим.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Произойдет война машин, в результате чего человечество окончательно погибнет под напором созданных им компьютеров.


«Кибердайн»



Эмилия Кларк



Новая Сара Коннор. Почему она вдруг стала доминатриксом даже над роботами из будущего, не стоит спойлерить. Мы только скажем, что события нового «Терминатора» начинаются задолго до 1984 года. То есть если вам показалось, что у Кларк есть что-то общее с Линдой Хэмилтон, то вам не показалось.


Джон Коннор



Наиболее известный герой, наряду со своей матерью Сарой Коннор, в мифологии «Терминатора». Глава сопротивления будущего. JC – это не просто игра слов, это еще и отсылка известно к чему. Коннора последовательно играли Эдвард Ферлонг, Майкл Эдвардс, Ник Стал, Томас Деккер, Кристиан Бейл и Джейсон Кларк. Лишь в одном случае он стал не мессией, но и главным врагом.


Маркус Райт



Еще один важный, но недооцененный герой в «терминаторологии», впервые появившийся в фильме «Да придет спаситель» (2009). Наполовину человек – наполовину робот, который сам не знает, кто и что он. Отсылки к его прошлому, включая телесериал, говорят о том, что если даже «Терминатор» и продолжится, то Райт займет в нем чуть ли не главнейшее место. Во всяком случае, этот персонаж изрядно наследил за 20 лет, только один раз появившись на экране. В новом «Терминаторе. Генезис» он подозрительно отсутствует.


Алан Тейлор



Режиссер фильма «Терминатор. Генезис». Все бы ничего, но до полнометражного фильма о киборгах он, в основном, занимался телепроизводством. В частности, он снял несколько эпизодов для «Игры престолов», «Безумцев», «Клана Сопрано» и других сериальных хитов. Если для вас это неважно, то незачем и читать этот пункт, но для некоторых это имеет значение.


Роботы



Модель T-800



Сыграна Шварценеггером в четырех частях «Терминатора». Основана на металлическом экзосклете. Будущий (в 1984 году) губернатор Калифорнии на площадке придумал деталь, отличающую человека от робота: сначала поворачиваются глазные яблоки, затем голова и скелет. В кино Т-800 выступает сначала как уничтожитель, а затем как телохранитель Сары и Джона Конноров. Появляется не только в кэмеронской дилогии, но и в «молодом» образе: в 2009 году его нарисовали на компьютере, а в 2015 году, оказалось, T-800 может и седеть, и существовать как новая модель. Больше – ни слова.


Модель T-850



По легенде – усовершенствованная модель («Кромарти») T-800. Появляется в третьем «Терминаторе» и в сериале «Терминатор. Хроники Сары Коннор» (T-888). Более мягкий и удобный, может самостоятельно восстанавливаться и, кстати, чаще всего принимает женский облик (T-X). Однако не факт, что он призван истреблять человечество, он может и помогать. Что еще важнее – в сериале T-850 проявляет гуманизм и вообще выглядит «секси». Это заставило зрителей телешоу понять, что они смотрят не просто боевик, и, к сожалению, выключить телевизор. В результате «Хроники…» едва-едва продержались два сезона, после чего были закрыты без объяснения причин.


Модель T-1000



Единственный робот, модель которого может назвать любой. Если с восьмисотым терминатором могут возникнуть проблемы, то при упоминании «тысячного» сразу вспомнится Роберт Патрик и фильм «Терминатор 2. Судный день». Жидкие, страшные, твои. Существует модификация, появившаяся бы в 2017 году, но даже там T-1000 имеет свой недочет (хотя, казалось бы, что может быть круче героя Патрика?).


«I"ll be back»



Самая известная фраза из «Терминатора» (правда, есть и более смешные реплики), сыгравшая дурную шутку с исполнителем роли Арнольдом Шварценеггером. Она стала настолько популярной, что после выхода фильма в 1984 году актер был вынужден чуть ли не в каждый фильм, в котором участвовал, вставлять эту цитату, вплоть до «Неудержимых». Кстати, в сценарии было прописано более грамотно: «I"ll come back», – но австриец по происхождению Арнольд Алоис Шварценеггер, до этого не сыгравший ни одной главной роли со словами, что-то перепутал и сказал что сказал. Эту оговорку не стали вырезать даже на посте.


«Мне нужна твоя одежда и мотоцикл»



Вторая по цитированию реплика, кочующая от первого «Терминатора» до последнего с разными вариациями. Не важно, кто ее произносит, важно, что она есть. Так же, как и канонические собака с бомжем – если их нет в прошлом, значит, это неправильный «Терминатор».

Если вы – истинный поклонник фильма, то наверняка вам пригодится наш список. Терминатор – все части по порядку в нужной последовательности. А в конце приятный бонус – в подборке вы найдете даже фильм о фильме. 😉

Терминатор (1984)

Будущее человечества покрыто тьмой, войнами и полной разрухой. Скоро машины восстанут против людей и подчинят себе планету. Чтобы окончательно победить человека, машины отправляют в прошлое Терминатора – совершенного робота с человеческой оболочкой, чтобы он убил женщину по имени Сара. Именно ей предстоит родить сына, который потом возглавит восстание против машин. Вслед за Терминатором в прошлое отправляется человек, который намерен помешать роботу убить ничего не знающую девушку.

Интересные факты:

  • Роль Терминатора могла достаться О. Джею Симпсону, но его внешность посчитали слишком милой и дружелюбной для образа хладнокровного убийцы. Также на главную роль рассматривались Сильвестр Сталлоне с Мэлом Гибсоном, но каждый из них по разным причинам отказался от участия.
  • В фильме звучит характерный и узнаваемый металлический звон. Композитор Брэд Фидель смог его создать, благодаря стуку чугунной сковородкой по микрофонам.
  • Первый Терминатор включили в список фильмов Библиотеки Конгресса США как культурное достояние страны. Это произошло в 2008 году.

Терминатор 2: Судный день (1991)

Джон Коннор все еще жив в будущем, но машины не отступают. На этот раз они отправляют за мальчишкой в прошлое более совершенного робота – из жидкого металла, который может принимать любую форму и ловко уходить от пуль. Кажется, эта модель неуязвима. Чтобы спасти себя в юности, Коннор отправляет вслед за жидким роботом другую модель, более старую и перепрограммированную.

Интересное о фильме:

  • Так как фильм делали в очень сжатые сроки, для монтажа привлекли сразу трех специалистов и каждый занимался своим куском. Потом все части соединяли в одну.
  • Гонорар Шварценеггера за роль в этой части составлял 12 млн. долларов, а за всю роль он произнес только 700 слов. Получается, что каждое его слово стоило кинокомпании чуть больше 17 тысяч.
  • Линда Хэмилтон, сыгравшая Сару Коннор, должна была пройти военную подготовку у профессиональных спецназовцев перед съемками. Кстати, в фильме играет не только она, но и ее сестра-близнец Лесли. Она появляется в образе Сары Коннор, которую сымитировал Терминатор Т-1000, и в сцене с зеркалом. Правда, последнюю сцену можно увидеть только в расширенной версии фильма.
  • Эдварду Ферлонгу, исполнителю роли Джона Коннора, было 13 лет на момент съемок. В этом возрасте у него начал ломаться голос и по этой причине при монтаже его почти полностью пришлось перезаписать. Даже визуальные отличия видны: в сцене пустыни он заметно моложе, чем в других эпизодах. Кстати, на кастинг актер попал случайно – его заметили в очереди на входе в какой-то клуб и предложили попробоваться.
  • Джеймс Кэмерон пытался продвинуть в номинанты на Оскар Линду Хэмилтон, но Академия осталась непреклонна.
  • До 2003 года этот фильм считался самым успешным и кассовым в американском прокате среди фильмов с рейтингом R (только для взрослой аудитории). Но потом вышла «Матрица: Перезагрузка» и она побила рекорд.
  • Бюджет фильма впервые за всю историю кинематографа (на тот момент) превысил 100 тысяч долларов. Поскольку режиссером был Джеймс Кэмерон, это не удивительно. Почти все его фильмы получают гениально-широкий размах. .

Терминатор 3: Восстание машин (2003)

Вот-вот машины восстанут и уже навсегда погубят человечество, стерев его с лица земли. Сейчас Джону уже 25, а то ужасное будущее становится все ближе. В прошлое отправляют еще одного робота. На этот раз с такой машиной никто не сможет сравниться – модель безупречна и совершенна. Однако Джон – не единственная мишень для робота. Его хоть и планируют уничтожить, но не в первую очередь. Чтобы помочь будущему главарю восстания, на помощь приходит Терминатор.

На этот раз Джеймс Кэмерон не участвовал в проекте, отказавшись от него. По его мнению, история закончилась и больше рассказывать нечего.

Самый удачный фильм франшизы – про Судный день – вторая часть. Именно ее эксперты будут исследовать, чтобы найти, как перемещаются раны на телах героев, как стены разрушаются до событий и как машины меняются на глазах. Вместе с ошибками вы узнаете много интересных фактов и уловок, к которым прибегали режиссеры.

Терминатор: Битва за будущее (2008)

Сериал погрузит нас в события, которые разворачиваются во второй части («Судный день»). Сара Коннор вместе с сыном пытаются скрыться от правительства и заодно найти способ уничтожить корпорацию Скайнет, чтобы предотвратить гибель человечества. Однако сделать это крайне сложно, когда тебе сопротивляется весь мир.

Терминатор: Да придет спаситель (2009)

2018 год. Джон Коннор отправился найти своего отца, зная, как будут развиваться события. Но пока его отец – это обычный подросток, ничего не знающий и живущий своей обычной жизнью. Но помимо поисков Джона, на сцене появится еще один персонаж – Маркус Райт. О нем никто ничего не знает, в том числе, неизвестно, из будущего он или из прошлого. Но его появление явно изменит весь мир.

Это первый фильм франшизы, где не принимает участия Арнольд Шварценеггер.

Считается, что именно третий Терминатор про «Восстание машин» — самый киноляпистый из всех и отличается большим набором несуразностей, о которых вам нужно обязательно узнать. Иногда ошибки до нелепостей очевидны.

Терминатор: Генезис (2015)

В 2029 году Джон Коннор ведет борьбу против машин, возглавляя мощное сопротивление. Пока еще оборона держится изо всех сил, но уже стало известно о хитрых планах роботов – компьютер готов атаковать сразу по двум фронтам, пытаясь уничтожить людей как в будущем, так и в настоящем.

Интересные моменты:

  • В главным ролях этой части мы видим Эмилию Кларк. Она стала второй актрисой из «Игры престолов». Первой была Лина Хидив, исполнившая роль той же Сары Коннор, но в сериале.
  • Роберт Патрик, сыгравший Т-1000 (жидкого Терминатора), отказался принять участие в фильме из-за проблем со здоровьем.

Итак, это был Терминатор: все части по порядку с дополнительными материалами и сериалом. А у вас есть любимый фильм из серии? 😉