Меню
Бесплатно
Главная  /  Хозяйке на заметку  /  Мое любимое произведение М. А. Сочинение на тему: Повесть Собачье сердце М.Булгакова

Мое любимое произведение М. А. Сочинение на тему: Повесть Собачье сердце М.Булгакова

Работа добавлена на сайт bumli.ru: 2015-10-29

Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. Михаил Булгаков Собачье сердце

Проза Михаила Булгакова всегда точна и реалистична. Даже когда события полны мистики и более того, фантастики, им веришь безоговорочно – так тщательно и, вместе с тем, естественно они описаны. Это свойство творческой манеры Булгакова, вкупе с глубиной затрагиваемых вопросов, делает его текст неизменно привлекательным для читателя.

В повести "Собачье сердце" мы видим Москву 1924 года. Город предстает холодным, ветренным и неприютным. Вообще в своих произведениях Булгаков создал точный и при этом неповторимо своеобразно отраженный образ российской действительности послереволюционного времени. Его манера изображения тяготеет к гротеску, но именно это позволяет обнажить и подчеркнуть противоречия и несообразности, свойственные этому времени.

Повествование начинается с внутреннего монолога Шарика, вечно голодного, горемычного уличного пса. Он очень неглуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времён нэпа с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой "с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак", "где играли на гармошке и пахло сосисками". Весь продрогший, голодный пёс наблюдает жизнь улицы и делает умозаключения: "Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь". Повар попадается разный. Например, покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас".

Пес добр, он сочувствует бедной барышне-машинистке, замёрзшей, "бегущей в подворотню в любовниковых фильдеперсовых чулках". "Ей и на кинематограф не хватает, на службе с неё вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину её столовских сорока копеек завхоз украл…" В своих мыслях-представлениях Шарик противопоставляет бедной девушке образ торжествующего хама - нового хозяина жизни: "Я теперь председатель, и сколько ни накраду - все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо". "Жаль мне её, жаль. А самого себя мне ещё больше жаль", - сетует Шарик.

Другой полюс повести - профессор Преображенский который пришёл в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная интеллигенция. Недавний москвич, Булгаков этот район знал и любил. Сам он поселился в Обуховом (Чистом) переулке, здесь написаны "Роковые яйца" и "Собачье сердце". Здесь жили люди, близкие по духу и по культуре.

Прототипом профессора Филиппа Филипповича Преображенского считают родственника Булгакова по матери, профессора Н.М Покровского. Но, в сущности, в нем отразились тип мышления и лучшие черты того слоя русской интеллигенции, который в окружении Булгакова назывался "пречистенской". Булгаков уважительно и любовно относился к своему герою-ученому, профессор Преображенский - воплощение уходящей русской культуры, культуры духа, аристократизма. Но вот ирония времени: гордый и величественный Филипп Филиппович, который так и сыплет старинными афоризмами, светило московской генетики, гениальный хирург, занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам и бойких старцев.

Итак, Преображенский видит Москву глазами потомственного интеллигента. Его возмущает, что с лестниц пришлось убрать ковры, потому что по этим лестницам начали ходить люди в грязных калошах, а водку нельзя больше покупать в магазине, потому что "бог их знает, чего они туда плеснули". Но самое главное - он не понимает, почему все в Москве говорят о разрухе, а при этом лишь поют революционные песни да смотрят, как бы сделать плохо тому, кто живет плохо тому, кто живет лучше. Ему не нравятся бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамство, самодовольство новых хозяев жизни. "Это - мираж, дым, фикция" - так оценивает профессор новую Москву.

В связи с профессором в повести начинает звучать одна из ведущих, сквозных тем творчества Булгакова - тема Дома как средоточия человеческой жизни. большевики изничтожили Дом как основу семьи, как основу общества, повсюду идёт яростная борьба за жилплощадь, за квадратные метры. Может быть, поэтому в булгаковских повестях и пьесах устойчивая сатирическая фигура - председатель домкома? Он, преддомкома, - истинный центр малого мира, средоточие власти и прошлого, хищного быта.

Таким уверенным в своей вседозволенности администратором является в повести "Собачье сердце" Швондер, человек в кожаной тужурке, чёрный человек. Он в сопровождении "товарищей" является к профессору Преображенскому, чтобы изъять у того лишнюю площадь, отобрать две комнаты. Конфликт с непрошеными гостями становится острым: "Вы ненавистник пролетариата!" - гордо сказала женщина. "Да, я не люблю пролетариата", - печально согласился Филипп Филиппович".

И вот, наконец, происходит главное событие повести: вместе с учеником и ассистентом доктором Борменталем, профессору удаётся пересадить собаке гипофиз человека. В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо-нелюдь, целиком унаследовавшее пролетарскую сущность своего "предка", пьяницы Клима Чугункина. Безобидный Шарик превращается в человека с улицы. Первые произнесённые им слова были руганью, первое отчетливое слово - "буржуи". А потом - слова уличные: "не толкайся!", "подлец", "слезай с подножки" и т.п.

Чудовищный гомункулус, человек с собачьим нравом, "основой" которого был люмпен - пролетарий Клим Чугункин, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Усмешка жизни в том, что, едва встав на задние конечности, Шариков готов утеснить, загнать в угол породившего его "папашу" - профессора. Это человекообразное существо требует от профессора документ о проживании, и Шариков уверен, что в этом ему поможет домком, который "интересы защищает". "Чьи интересы, позвольте осведомиться? - Известно чьи - трудового элемента. - Филипп Филиппович выкатил глаза. - Почему же вы - труженик? - Да уж известно, не нэпман".

Шариков наглеет с каждым днём. К тому же он находит союзника - теоретика Швондера. Именно он, Швондер, требует выдачи документа Шарикову, утверждая, что документ - самая важная вещь на свете. Формализм и бюрократия того времени преследуют нашу страну и по сей день. Страшно то, что бюрократической системе наука профессора не нужна. Ей ничего не стоит кого угодно назначить человеком, естественно, оформив это соответствующим образом и отразив, как положено, в документах. И вот новый член социалистического общества – Полиграф Полиграфович Шариков – получает вожделенную бумажку и с легкой руки Швондера немедленно становится маленьким начальником.

Люмпен Шариков инстинктивно "учуял" главное кредо новых хозяев жизни, всех Шариковых: грабь, воруй, растаскивай всё созданное, а также главный принцип создавшегося общества - всеобщая уравниловка, называемая равенством. К чему это привело - общеизвестно.

Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности - донос-пасквиль на профессора Преображенского. Нужно отметить, что уже тогда, в 20е годы, донос становится одной из основ социалистического общества.

Всегда спокойный Преображенский теряет самообладание, он уже доведен до предела, он измотан и подавлен. Пылкий Борменталь, всем сердцем любящий профессора, который ему почти как отец, готов чуть ли не убить распоясавшегося "пациента". И Филипп Филиппович сдается; вдвоем они повторяют операцию "наоборот", воскрешая славного пса. Тишина и покой снова воцаряются в квартире.

Подводя итог, мы видим, что Москва 20-х годов предстает в повести городом исчезающей русской культуры, городом, который все более заполоняется пролетариями, несущими с собой пошлость, агрессию и бескультурье. Преображенский – воплощение старой Москвы, Швондер – воплощение новой. Финал повести звучит оптимистично и почти торжествующе - прекратив существование Шарикова, профессор остановил разрушительный кошмар хаоса, привносимого Полиграфом Полиграфовичем, вернул равновесие в маленький мир своей квартиры – но вряд ли это победа, скорее затишье. Знание исторических реалий не позволяет надеяться, что профессору позволят долго наслаждаться обретенным покоем. Интересен образ Борменталя, как представителя поколения молодого – но не принадлежащего пролетариату. Интересен – и трагичен, потому что обречен. Борменталь молод, талантлив, наделен честной, страстной душой – но он и такие как он бессильны что-либо изменить в мире Швондеров. И снова - холодный, ветренный, неприютный город…

Я читала много произведений разных писателей. Но больше всего мне нравится творчество Михаила Афанасьевича Булгакова. К сожалению, он умер в 1940 году. Все его произведения своеобразны по стилю написания и структуре, все они легко читаются и оставляют в душе глубокий след. Особенно мне нравится сатира Булгакова. Я прочитала такие книги, как «Роковые яйца», «Собачье сердце» и самую замечательную, как мне кажется, книгу Булгакова «Мастер и Маргарита». Даже когда я в первый раз читала эту книгу, меня охватывало огромное количество впечатлений. Я плакала и смеялась над страницами этого романа. Так почему же мне так понравилась эта книга?

В тридцатые годы XX века Михаил Афанасьевич Булгаков начал работу над главной своей книгой, книгой жизни - «Мастер и Маргарита». Он сделал величайший вклад в литературу советского периода, написав такую замечательную книгу.

«Мастер и Маргарита» был написан как «роман в романе»: хронологически там изображены тридцатые годы в Москве, и также дан исторический план событий, происходящих два тысячелетия назад. Мне кажется, что такой своеобразный сюжет дан Булгаковым для того, чтобы сравнить психологию людей, их цели, их желания, чтобы понять, насколько преуспело общество в своем развитии.

Начинается роман со встречи на Патриарших прудах председателя МАССОЛИТа Михаила Александровича Берлиоза и молодого писателя Ивана Бездомного. Берлиоз критиковал статью Бездомного о религии за то, что Иван очертил Иисуса в своей статье очень черными красками, а Берлиоз хотел доказать людям, что «Христа на самом деле нет и быть не могло». Затем они встречают очень странного человека, по-видимому иностранца, который своим рассказом переносит их на два тысячелетия назад, в древний город Ер-шалаим, где знакомит их с Понтием Пилатом и Иешуа Га-Ноцри (немного измененный образ Христа). Этот человек пытается доказать литераторам, что Сатана есть, а если есть Сатана, то, следовательно, есть и Иисус. Иностранец говорит странные вещи, предсказывает Берлиозу его скорую смерть через отсечение головы, и, естественно, литераторы принимают его за сумасшедшего. Но впоследствии предсказание сбывается и Берлиозу, попавшему под трамвай, перерезает голову. Иван недоумевает, пытается догнать уходящего незнакомца, но бесполезно. Иван пытается понять, кто же этот странный человек, но он понимает это только потом, в сумасшедшем доме, что это сам Сатана - Воланд.

Берлиоз и Иван - только первые пострадавшие от рук дьявола. Далее в городе творится что-то невероятное. Кажется, что Сатана прилетел, чтобы всем испортить жизнь, но так ли это? Нет. Просто каждое тысячелетие сам дьявол приезжает в Москву, чтобы посмотреть, изменились ли люди за это время. Воланд выступает со стороны наблюдателя, а асе проделки вытворяет его свита (Коровьев, Бегемот, Азазелло и Гелла). Представление в варьете было устроено им только для того, чтобы дать оценку людям, и он делает вывод: «Ну что же… они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны… Ну легкомысленны… ну, что ж… квартирный вопрос только испортил их…» В результате действий Сатаны Воланда и его свиты в Москве выявляются лживость, жадность, надменность, коварство, чревоугодие, подлость, лицемерие, трусость, зависть и другие пороки общества Москвы тридцатых годов XX века. Но все ли общество такое низкое и алчное?

В середине романа мы знакомимся с Маргаритой, которая продает душу дьяволу во имя спасения любимого человека. Безграничная и чистая любовь ее настолько сильна, что перед ней не в силах устоять даже сам Сатана Воланд. Маргарита была женщиной, у которой было богатство, любящий муж, в общем, все, о чем могла бы мечтать любая другая женщина. Но была ли Маргарита счастлива? Нет. Ее окружали материальные блага, но душа всю жизнь страдала от одиночества. Маргарита - это мой идеал женщины. Она сильная духом, стойкая, отважная, добрая и нежная женщина. Она бесстрашная, потому что не побоялась Воланда и его свиты, гордая, потому что не стала просить, пока ее саму не попросили, и ее душа не лишена сострадания, потому что, когда должно было исполниться ее самое сокровенное желание, она вспомнила о бедной Фриде, которой обещала спасение. Любя Мастера, Маргарита спасает самое главное для него, цель всей его жизни - его рукопись.

Мастер был, наверное, послан Богом Маргарите. Их встреча, мне кажется, была предопределена: «Она несла в руках отвратительные тревожные желтые цветы… И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем невидимое одиночество в глазах! Повинуясь этому желтому знаку» я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам…»

Никем не понятые души Мастера и Маргариты находят друг друга, любовь помогает им выстоять, пройти все испытания судьбы. Свободные и любящие души их наконец принадлежат вечности. Им воздалось за их страдания. Хотя они не достойны «света» из-за того, что оба согрешили: Мастер не стал до конца бороться за цель своей жизни, а Маргарита ушла от мужа и вступила в сделку с Сатаной, - они заслужили вечный покой. Вместе с Воландом и его свитой они покидают этот город навсегда.

Так кто же все-таки Воланд? Положительный он или отрицательный герой? Его нельзя, мне кажется, считать ни положительным, ни отрицательным героем. Он - «…часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Он олицетворяет в романе дьявола, но своим спокойствием, рассудительностью, мудростью, благородством и своеобразным обаянием разрушает привычное представление о «черной силе». Поэтому, наверное, он и стал моим любимым героем.

Полной противоположностью Воланду в романе служит Иешуа Га-Ноцри. Это праведный человек, который пришел спасти мир от зла. Для него все люди добрые, «злых людей не существует, есть только несчастные». Он считает, что самый страшный грех - это страх. И действительно, именно страх потерять карьеру заставил Понтия Пилата подписать смертный приговор Иешуа и тем самым обречь себя на муки в течение двух тысячелетий. И именно страх перед новыми мучениями не дал Мастеру закончить дело всей своей жизни.

И в завершение я хочу сказать, что роман «Мастер и Маргарита» не только мне очень нравится, но и учит не быть такой, как все отрицательные персонажи этого романа. Он заставляет задуматься над тем, кто ты такой, что творится у тебя в душе, что ты хорошего сделал людям. Роман помогает понять, что надо быть выше всех неприятностей, стремиться к лучшему и ничего не бояться.

Повесть «Собачье сердце» была подарена М. Булгаковым читателю в тяжкие времена. Это одно из избранных произведений, изображает реалии тогдашнего, тоталитарного строя. Фантастическое и реальное в произведении переплетаются и завуалированно доносят читателю действительность происходящего на протяжении периода 30х гг. IX ст. Строки повествования наделяют читателя возможностью анализировать, соотносить последствия октябрьской революции, господство пролетариата.
Профессор Преображенский мечтал, планировал провести эксперимент «всей своей ». Суть обстояла в пересадке сердца животного умирающему человеку. Похожие эксперименты пользовались вниманием, проводились на территории советских государств. Результаты и сами операции замалчивались партийной верхушкой. Для проведения опыта профессор нашёл на улице дворового пса, заманил колбасой себе в дом, подготовил к операции. Опыт прошёл успешно.
Шариков - новоиспечённый гражданин тоталитарного строя, представитель пролетариата, борец за равенство и «справедливость». Считает себя уважаемым человеком, однако сохраняет повадки животного. Интеллектуал Преображенский пытается справиться с неуправляемым, экспрессивным характером своего подопытного. Окончательным переломом стали угрозы приватизации Шариковым части жилой площади, которая принадлежала профессору.
С помощью фантастического жанра повесть "Собачье сердце" раскрывает реальность послереволюционных событий. Во главе государство пролетариат изображается как некий эксперимент. Проводится аналогия с перевоплощением животного в человека, когда это противоречит самой природе. Шариков вобрал в себя все изъяны низких слоёв, которые наконец дорвались до власти, однако получив такую возможность реформировал всё неуклюже, надменно.
Иного пути как ликвидировать Шарикова у профессора не было, несмотря не потраченные усилия и упорство. Проводя параллель событий фантастического и реального, Шариков так и не смог стать человеком, а история подтвердила невозможность господства рабочего класса ускорив крах "коммунистического" строя.

Моя любимая повесть.

Моя любимая повесть М.А.Булгакова «Собачье
сердце». Я кратко опишу эту повесть и то что я о ней думаю.

«У-у-у-у-у-у-у!» - этими странными звуками
начинается повесть М.А.Булгакова. В них слышатся боль и страх
погибающего существа, способного оценить и «негодяя в грязном колпаке»
из столовой «Нормального питания», который плеснул кипятком и обварил
левый бок собаки, и поваров: «например, покойный Влас с Пречистенки».
Скольким он жизнь спас! Мне понравилось как Булгаков показывает Москву.
Он показывает ее так, как может ее увидеть дворовый пес.

Собака, живущая в ужасных условиях, способна
сострадать людям, оказавшимся в таком же, как она, положении.

В этой повести писатель ввел меня в атмосферу
жизни послереволюционной Москвы. А то, что эта неприглядная картина дана
глазами собаки, делает ее еще более ужасающей: голод, воровство, нищета,
болезни, жестокость, унижения. Ярко выражается смерть интеллигенции.

Один из главных героев повести – профессор
Преображенский – всемирно известный ученый, врач, умница, абсолютно
уверенный в том, что «разруха не в клозетах, а в головах». Фамилия
Преображенский не случайна. Филипп Филиппович не просто врач, он «маг»,
«волшебник», «чародей», преобразователь, который пытается найти способ
«улучшения человеческой породы». Идея преобразования мира стара и
благородна, ее поддерживали лучшие умы в истории, но это идея
преобразования, а не разрушения. С первых же страниц повести мы
погружаемся в атмосферу разрушения, опустошения, в мир, где все строится
по закону: «Кто был никем, тот станет всем». Но эксперимент профессора
Преображенского приводит к неожиданным результатам. Несчастный пес Шарик
становится гражданином Шариковым и с его появления в квартире профессора
начинается разруха, она принимает катастрофические размеры, и вместо
того, чтобы заниматься делом, оперировать, Преображенский вынужден
принимать Швондера, выслушивать угрозы, обороняться, писать бесчисленные
бумаги, чтобы узаконить существование Полиграфа Полиграфовича. Нарушена
жизнь всего дома.

Крах подобных экспериментов неизбежен, потому что
невозможно «очеловечить» то, что перестало быть человеком, потеряв
духовную и моральную основу, на которой строятся отношения между
обществом и личностью. Вот почему эксперимент с очеловечением собаки
провалился.

Эта повесть мне очень понравилась тем, что в ней много
блеска, выдумки, покоряющей художественной правды и в сатирических ее
главах, и в полной лиризма, грусти и гнева всей этой истории, не смотря
на то, что это первое литературное произведение, которое осмеливается
быть самим собой.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ЛАБОРАТОРИЯ № 25

СОЧИНЕНИЕ

На тему: Моя любимая повесть.

Ученицы 8 «Г» класса

Все пройдет. А звезды останутся.

М. Булгаков

Сегодня уже много сказано о М. А. Булгакове как о круп- ном мастере слова, авторе пьесы "Дни Турбиных", повести "Собачье сердце", романа "Мастер и Маргарита". А ведь начинал писатель с темы белой гвардии, поскольку Булгаков все это видел, знал, любил русскую интеллигенцию и хотел разобраться в ее трагедии.

"Роман этот я люблю больше всех моих вещей", - писал автор о "Белой гвардии". Правда, тогда еще не был написан вершинный роман "Мастер и Маргарита". Но, конечно, "Белая гвардия" занимает очень важное место в литературном наследии Булгакова.

Почему понравилось мне это произведение, которое я прочитала на одном дыхании? Самое важное, пожалуй, даже не в том, что писатель показал революцию глазами белых офицеров. Ценность романа М. Булгакова - в тончайшей эмоциональной ауре духовности, которая разлита в мире, окруженном кремовыми шторами, где, "несмотря на пушки", крахмальная и чистая скатерть, стоят на столе розы, где женщина - полубогиня, а честь - в верности не только андреевскому знамени, царю, но и товариществу, долгу перед младшими и слабыми. И еще эта книга волнует меня, как и писателя, тем, что она полна воспоминаний о родном Киеве.

Этот роман привлекает нас и сегодня именно силой и глубиной мыслей и чувств автора. Это светлая, поэтичная книга о детстве, отрочестве и юности, лирические сны и грезы об утраченном счастье.

И вместе с тем очевидно, что "Белая гвардия" - роман исторический, строгое и печальное повествование о великом переломе революции и трагедии гражданской войны, о крови, ужасе, неразберихе, нелепых смертях.

Словно с высоты времени озирает....