Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские болезни  /  Монгольские имена: список, значение. Монгольские имена Монгольские имена

Монгольские имена: список, значение. Монгольские имена Монгольские имена

МОНГОЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ

О некоторых монгольских собственных именах

Интересны и самобытны по своему происхождению и значению имена монголов. Об их особенностях и происхождении не раз упоминали в своих трудах многие ученые-востоковеды, А.М.Позднеев, Ю.Н.Рерих. В монгольских именах отразились обычаи, мировоззрение, традиции, бытовой уклад, различные культурно-исторические факторы, религиозные представления монгольского народа.

Личное имя имеет для монголов большое и символическое значение, что усиливается редким использованием в повседневной жизни фамилий и отчеств (едва ли не чаще употребляются вместе с личным именем научные степени, воинские звания и т. п.). Монгольские имена и имена, пришедшие через посредство монголов, употребляются не только в Монголии: до середины XX века они абсолютно преобладали над именами иного происхождения у калмыков, бурят и тувинцев, отчасти алтайцев и других народов Южной Сибири в России, и по-прежнему преобладают в населённых монголами районах Китая как среди монголов, так и среди бурят, ойратов, отчасти эвенков. Ряд фамилий по всему миру происходит от монгольских имён.

Монгольские личные имена в силу своей специфики представляют собой также богатый материал для истории монгольского языка. Ибо они способны надолго «консервировать» те или иные языковые явления, что привлекают большое внимание исследователей.

ГРУППЫ ИМЕН

Ту роль, которую для русских сыграла христианская культура (зародившаяся на Ближнем Востоке и пришедшая на Русь через Рим и Византию), для монгольских народов сыграла буддийская культура. Буддизм пришел к монголам из Индии опосредованно через Хотан и Тибет. Личные имена отражают как собственно монгольскую древнюю культуру, так и культурно-религиозное влияние буддизма, в первую очередь тибетской его традиции.

    По происхождению у монголов выделяются имена: собственно монгольские; монгольские, являющиеся переводом с тибетского; комбинированные монгольско-тибетские и монгольско-санскритские; тибетские; индийские. Небольшой процент исторически составляют китайские, тюркские и русские имена, связанные со смешанными браками, политическими курсами и др.

    По составу. Со времен позднего средневековья (примерно с XVII в.) приобретают значительную популярность имена из двух значимых компонентов, двусложных (в старописьменном написании), или комбинации двусложного и односложного (пример: Цагаан «белый» + Дорж «ваджра» = Цагаандорж или Доржхүү «ваджра+молодец»). Встречаются и трёхкомпонентные, и даже четырёхкомпонентные имена[источник?].

    По социальному статусу. Имя может говорить, что его носитель - охотник, оленевод (имена, связанные с дикими животными), простой скотовод из глуши (короткие, хотя часто тибетские); человек из семьи, где выше всего ценят историю Монголии (имена ханов и государственных деятелей) или учение Будды (имена учителей буддизма, божеств, священных книг).

    По функции имена могут выполнять роль оберега, например в семье, где часто умирали дети или новорождённый (до 3 лёт) ребёнок болел, ему давалось имя, которое не привлекало злых духов: Энэбиш (не этот), Тэрбиш (не тот) и др. Для идентификации в отсутствие фамилий всем детям в семье часто давались имена, имеющие одини и тот же первый компонент: Түмэнбаатар, Түмэнөлзий, Түмэндэлгэр.

ЛИЧНОЕ ИМЯ

Исследуя монгольские антропонимы, можно наблюдать, что в их разряд могут переходить слова, обозначающие самые разнообразные предметы и понятия. Значит, личные имена монголов возникли на почве переосмысления нарицательных имен. Подавляющее большинство собственно монгольских личных имен абсолютно совпадает в структурном и фонетическом отношении с теми нарицательными словами, от которых образовались имена собственные. Чаще всего в разряд антропонимов переходят слова эмоционально насыщенные, являющиеся названиями привлекательных предметов, слова, служащие для обозначения предметов материального и духовного мира человека.

Исконные личные имена монголов возникли в глубокой древности. Если женские имена символизируют красоту, величавость, доброту, кротость, то мужские имена в основном выражают силу, отвагу, мужество и храбрость.

БУДДИЙСКИЕ ИМЕНА

Среди буддийских имён есть группы синонимичных имён: от санскр. ваджра происходят Очир (заимствовано через согдийский и уйгурский языки), Базар (через тибетский), Дорж (тибетский перевод слова ваджра, на русском обычно передающийся как Дорчже, Дордже), от ратна (драгоценность) - Эрдэнэ, Радна, Ринчэн (тибетский перевод) и т.д. Каждый из этих вариантов может бытовать самостоятельно, или быть одним из компонентов в многокомпонентных именах: Очирбат (-бат по-монгольски означает «крепкий», встречается и отдельно: Бат, Бату/Батый), Базархүү (-хүү «молодец»), Ханддорж (первая часть в данном случае также тибетская) и др.

Часть имён происходит от названий и образов буддийского священного канона: Жадамба (Восьмитысячная, Сутра Праджняпарамиты в 8000 строф), Ганжуур, Данжуур, Алтангэрэл («золотой свет», в честь Сутры Золотого Света), возможно, Бадамцэцэг (цветок лотоса). Последний пример показателен тем, что это женское имя, производное от названия цветка, однако название лотоса (санскр. падма) (и его символическое значение) принесено буддизмом.

Именами могут становиться и наименования статусов священнослужителей: Багша, Хувраг, Банди, Хамба, Хутагт

Последнее время, по данным статистики, монголы стали все больше отказываться от иностранных имен , в том числе тибетских. Сегодня жителям дают имена с особенностями национальной традиции и истории.

МОНГОЛЬСКИЕ ИМЕНА СВЯЗАННЫЕ С НАЗВАНИЯМИ РАСТЕНИЙ

Подробнее познакомимся с именами, связанными с названиями растений. Это в основном женские имена. Пожелания для девочек - стать красивой, привлекательной, нежной - образуют обширную группу имен, образованных от названий растений, например: Сарнай - Роза, Хонгорзул - Тюльпан, Замбага - Магнолия, Сайханцэцэг - Красивый цветок, Болорцэцэг - Хрустальный цветок, Мунхнавч - Вечный лист и др.

Женские личные имена могут указывать на отношение к растению: Ургамал (Растение), Навч, Навчаа, Навчин (Лист), Дэлбээ (Лепесток), Навчцэцэг (Лист-цветок), Алимцэцэг (Яблоневый цветок) и др.

Есть личные имена, указывающие на время появления младенца: Даваацэцэг (Понедельник-цветок), Бям-бацэцэг (Суббота-цветок), Личные имена монголок так-же могут выражать и ситуацию, в которой родился ребенок: Амарцэцэг (Спокойный цветок), Ууганцэцэг (Первый цветок).

Имена детей могут быть связаны с настроением или пожеланием родителей: Баярцэцэг (Цветок-радость) Тумэнцэцэг (десять тысяч цветов), Цэцэгжаргал. (Цветок счастья), Гоёцэцэг (Красивый цветок). Такие имена, как Мунхцэцэг - Вечный цветок, Энхцэцэг - Мирный цветок, выражают пожелания долгой жизни и здоровья. Пожелания счастья, успехов в жизни, благополучия отразились в следующих именах: Баянцэцэг - Богатый цветок. Буяннавч -Л истблагодетель, Уранцэцэг - Искусный цветок, Батцэцэг - Крепкий цветок.

Пожелание видеть своих девочек изящными и привлекательными заключены в именах Хонгорзул Тюльпан, Оюуннавч - Бирюзовый лист, Ариун-цэцэг - Священный цветок.

Встречаются личные имена, возникшие в связи с поклонением Солнцу, Луне, звездам, Земле и т. п. Наранцэцэг - Солнечный цветок, Одонцэцэг - Звездный цветок, Туяацэцэг - Лучистый цветок, Гэрэлцэцэг - Светцветок, Байгалцэцэг - Природа - цветок, Хуранцэцэг - Дождь - цветок и др.

С глубокой древности монголы придавали священную символику различным цветам. Возможно в связи с этим появились личные имена, обозначающие цвета: Цагаанцэцэг - Белый цветок, Ягаанцэцэг - Розовый цветок, Улаанцэцэг - Красный цветок и т.д. В цветовой символике красный цвет выступает как символ любви, поэтому личное имя Улаанцэцэг может значить «Любимый цветок». Белый цвет, как известно, у монголов считается приносящим счастье и благополучие, значит, Цагаанцэцэг - это «Счастливый цветок».

И, наконец, личные имена могут указывать на отношение к материалу: Эрдэнэ-цэцэг - Драгоценный цветок, Сувданцэцэг - Жемчужный цветок, Мунгуннавч - Серебристый лист, Шурэнцэцэг - Коралловый цветок и др.

В составе перечисленных выше личных имен наиболее популярное, часто встречающееся слово «цэцэг» - цветок. Как видно, это слово, входящее в личные имена со сложной структурой, в основном выражает положительную эмоциональную окраску и ласковый оттенок.

Здесь уместно отметить, что в мужских именах названия растений встречаются крайне редко. Например: Гоньд - Тмин, Арвай - Ячмень, Ундэс - Корень.

Среди монгольских личных имен, связанных с названиями растений, встречаются имена иностранного происхождения. Например, к санскритским личным именам относятся Удвал (Водосбор зеленолиственный), Бадма (Лотос), к китайским- Лянхуа (Лотос), к тибетским - Нинжбад гар (Купальница), Сэржмядаг (Мак), Жамьянмядаг (Сосюрия) и др.

НЕОБЫЧАЙНЫЕ ИМЕНА

Необычные имена чаще всего монголы дают детям, которые болеют в юном возрасте, - считается, что это поможет ребенку выздороветь. Наиболее распространенные имена - Бяслаг - сыр, тугал - теленок, Онгоц-самолет. От имен, которые образованы от названий цветков, часто отказываются, - цветы не вечные. Чтобы человек жил долго и счастливо, дают длинное имя - например - Лувсандэнзэнпилжинжигмэд. За советом часто обращаются к ламе.

ИМЯНАРЕЧЕНИЕ

Имя может даваться буддийским священником, сверяющимся с гороскопом, родителями, старшими родственниками, исходя из даты рождения, благих и неблагих предзнаменований, сельскохозяйственного сезона, родоплеменного и фамильного происхождения, памяти предков, событий в стране и за рубежом и др.

Имена детям дают обычно в честь старших родственников, известных лам, буддийских божеств и святых, иногда в связи с конкретной ситуацией изобретается новое имя. После распада советской системы популярность получили имена ханов Монгольской империи.

Особо следует отметить обычай соименования близнецов. Рождение детей - близнецов у монголов толкуется как положительное явление, что нашло отражение в непременном соименовании их: если обе девочки - Бадралцэцэг («Вдохновение - цветок), Оргилцэцэг («Вершина - цветок»), если мальчик и девочка - Унур (Богатый) и Унурцэцэг (Богатый цветок) и др.
Читатели, очевидно, обратили внимание на то, что в личных именах отсутствует грамматическая категория рода. В противоположность русским монгольские женские и мужские личные имена различаются только лексически.

ОТЧЕСТВО, ФАМИЛИЯ

До начала ХХ века имя родовитого монгола состояло из трёх частей: родовое имя, отчество, личное имя. При социализме родовые имена были запрещены «для искоренения феодального наследия», и употреблялись только отчество и личное имя, причём именно последнее было идентификатором человека. Например, имя космонавта Гуррагча (Жүгдэрдэмидийн Гүррагчаа) (в обязательном порядке сначала отчество, представляющее собой имя в родительном падеже, затем имя) может сокращаться как Ж. Гүррагчаа, но не Жүгдэрдэмидийн Г.

С 2000 г. в Монголии вновь входят в обиход фамилии; частично они представляют собой прежние родовые имена, однако не всегда люди берут в качестве фамилии то родовое имя, что носили их предки до революции; оно может быть забыто, может отсутствовать по причине простого происхождения. Наиболее распространена среди монголов принадлежность монголов к роду Борджигин (монг. Боржгон), что является предметом гордости, но в качестве фамилии не придаёт отдельной семье уникальности. Многие изобретают фамилии соответственно роду деятельности. Так, уже упомянутый космонавт Гуррагча взял себе фамилию Сансар (в переводе - «космос»)

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ МОНГОЛЬСКИЕ ИМЕНА

Самые распространенные имена - Солонго, Бат-Эрдэнэ. Таким людям часто придумывают вторые имена, - чтобы было удобнее.

С. Нямцэцэг, специалист Главного управления гражданской регистрации: «Это самые распространенные имена и самые короткие в масштабах страны. Около 10 имен широко используются в Монголии. Например зарегистрировано 13395 граждан с именем Бат-Эрдэнэ.»

Зарегистрировано также 11029 Отгонбаяров и 10536 Батбаяров. Рейтинг наиболее популярных женских имен возглавили Алтанцэцэг и Оюунчимэг.

Использованы материалы Ш.НАРАНЧИМЭГ. Ш.НАРАНТУЯА.
"Новости Монголии" Изд. Агенства МОНЦАМЭ

Монголы – это группа родственных народов, связанные общей многовековой историей, культурой, традициями и обычаями. Говорят на монгольских языках, в которых очень много заимствований из тюркских языков. Населяют монголы, собственно, Монголию, а так же север Китая и некоторые регионы Российской Федерации: Бурятию и Калмыкию, Забайкальский край и Иркутскую область.

К вопросу выбора имени для ребенка это народонаселение подходит очень ответственно. Они трепетно относятся к традициям имянаречения и предпочитают исконно монгольские имена.

Значения и принципы наречения

Монголы придают наречению детей очень большое значение. Им важно, чтобы имя удовлетворяло и национальную идею, и привлекало к ребёнку внимание окружающих, а потому должно быть как можно более красивым и необычным.

Монголы считают, что человек с огромным количеством знакомых и друзей «широк, словно степь». А степь для монгола свята. Монгольские имена уникальны. На их образование повлияла богатейшая история и культура этого кочевого народа, очень сильно изменившего мир. Так или иначе, но деяния монголов сыграли свою роль в жизни многих других народов Земли.

Каждое монгольское имя несёт определённый смысл, детей могут назвать как просто в честь родственника или великого человека, так и в честь какого-либо животного, чтобы привить младенцу его характерные черты. Родители, ценящие историю, зачастую называли своих детей китайскими именами (немного видоизменёнными), а религиозные отец и мать называли младенцев как учеников Будды или же вообще напрямую брали имена из Священных Писаний.

Очень часто имена являются составными , то есть состоят из двух, трёх или даже четырёх слов. Например, Алимцэцэг, где алим – «яблоко», а цэцэг – «цветов», и вместе получается «яблоневый цветок» или «цветок яблони». Нямцо – «воскресенье», и Бямба – «суббота» – ещё один популярный вариант наречения ребёнка.

Детей просто называли по дню недели, в который они были рождены, или по времени суток: Шоно – «ночь», или же Оглоо – «утро». Почти отсутствуют заимствованные монгольские имена. Зато заимствований из монгольского в других языках предостаточно.

Список вариантов для мальчиков

Это самые популярные и необычные монгольские имена. Конечно же, их намного больше, но этот список даст общее представление о том, что же такое монгольское мужское имя.

  • Алтай – название Алтайских гор, дословно «золотая гора»; великодушный и не скупой человек;
  • Алтангэрэл – алтан – «золотой», гэрэл – «свет»; вместе – «золотой свет», «свет золота»; по значению не отличается от предыдущего;
  • Алтанхуяг – «золотая броня», «золотой доспех», «золотая кольчуга»; так нарекали будущих воинов с толстой, крепкой кожей»;
  • Арвай – «ячмень»; человек всем нужный и нежадный, способный на добрые поступки и выручающий в трудную минуту;
  • Айрат – монгольское название ойратов – «лесного народа»; так называли детей, рождённых в лесу или от родителя ойрата;
  • Амгалан – перевод говорит сам за себя – «спокойный», «уравновешенный»;
  • Арат – от монгольского «пастух»; сын пастуха, скорее всего будущий пастух.
  • Баатаржаргал – «богатырское счастье»; такое имя давали самым крупным младенцам, которые должны были стать великими воинами;
  • Баатачулуун – «богатырский камень»; то же самое, что и предыдущее имя;
  • Багабанди – «маленький послушник» – напротив, давалась самым маленьким младенцам, обычно младшим детям в семье, которые будут помогать родителям в хозяйстве;
  • Бадма – «лотос»; красивые не только внешне, но и внутренне дети, которых берегут родители;
  • Басаан, Басан – либо «пятница», то есть ребёнок родился в пятницу, либо «Венера» – то есть назван в честь богини любви и красоты;
  • Боян – «богатый» не только на материальные вещи, но и духовные.
  • Даваа – либо «понедельник», либо «Луна»; если второе – ребёнок со светлыми глазами или волосами;
  • Дамдинсурэн – хранимый Хаягривой, персонажем индуистской мифологии, религиозное имя;
  • Данзан – «держатель учения», сын умного и мудрого человека, должный перенять знания отца;
  • Джамбул – «крепость» – крупные при рождении мальчики, которым уготована судьба защитников всего племени;
  • Джаргал – «блаженство»; так нарекали долгожданных детей, наконец-то появившихся на свет;
  • Джучи – в честь сына Чингисхана;
  • Долгоон – дословно «спокойный», «тихий», «мягкий»;
  • Дордж – в честь оружия ваджра. В переводе с санскрита означает одновременно «молния» и «алмаз»;
  • Дэлгэр – так называли довольно тучных детей; «широкий», «обильный», «пространный».

Е:

Ердер – «драгоценность», считается одним из самых красивых имён; зачастую имя для детей родителей, которые долго время не могли зачать ребёнка.

  • Жадамба – религиозное буддистское имя, сутра Праджняпарамиты;
  • Жамьянмядаг – монгольское название растения Соссюрея из рода многолетних трав семейства астровых;
  • Жаргал – «счастье», «блаженство»; то же, что и Джаргал, то есть долгожданный ребёнок.
  • Кенз – от монгольского «последний»; так называли либо последнего ребёнка в семье по состоянию здоровья родителей, либо ребёнка, чья мать погибла при родах;
  • Кирей , Керей – то же самое, что и Гирей; черноволосый, темноволосый ребёнок.
  • Лхагва – либо «среда», либо «Меркурий», то есть названный в честь бога торговли и хлебного дела;
  • Лянхуа – ещё одно название для растения лотос, красивые внутренне и внешне юноши.
  • Монх-Оргил – дословно «вечная вершина», человек, добивающийся своей цели;
  • Мунх, Монх – «вечный»; так называли ребёнка, если хотели для него долголетия;
  • Мунхдалай – «вечное море» – обычно никогда не унывающие позитивные мальчики;
  • Мэргэн – «меткий стрелок», чаще всего дети лучников, должные продолжить дело отца;
  • Мягмар – либо «вторник», либо «Марс», то есть юноши, названные в честь бога войны.
  • Октай – «понимающий», младенцы с проникновенным взглядом, в будущем отдающие всех себя помощи другим людям;
  • Онгоц современное имя, означающее «самолёт»; мужчины, быстро добивающиеся успеха в жизни, но излишне шумные и неповоротливые, то есть упрямые;
  • Очир – дословно «громовой топор»; определённого смысла нет, но можно предположить, что такое имя давали свирепым воинам, чьё присутствие на поле боя нельзя было не заметить;
  • Очирбат – «сильный, как ваджра»; то же, что и Дордж;
  • Оюун – «умный», «мудрый», «просвещённый»; давалось детям самых умных в племени людей, обычно шаманов и оружейников;
  • Оюунгэрэл – «свет мудрости»; то же, что и Оюун.
  • Савр – «тяжёлая лапа», «медвежья лапа», «медвежья сила»; дети с крупными ладонями, в будущем сильные воины;
  • Сайын, Сайыт – «лучший», «важный»; ещё одно имя для долгожданного ребёнка, на которого возложены большие надежды;
  • Санал – «мечта»; в честь великого монгольского богатыря из эпоса «Джангар»; идеальный богатырь, обладающий всеми положительными качествами;
  • Сохор – «слепец»; дети, рождённые либо с проблемами со зрением, либо с гетерохромией – разным цветом глаз;
  • Сухэ-Батор – «богатырь с топором»;
  • Сэргэлэн – «веселый», «жизнерадостный», «весёлый», «беспечный»; дети, что начали улыбаться раньше остальных; по жизни идут с улыбкой и никогда не отчаиваются;
  • Сэржмядаг – имя в честь растения мак; красивые дети со смуглой или красноватой кожей;
  • Субедей – в честь одного из лучших полководцев Чингисхана.
  • Тархан – «умелец», «трудяга», «работяга» – очень трудолюбивый человек, посвятивший своей работе всю жизнь;
  • Тендзин – «держатель учения»; то же, что и Данзан;
  • Тугал – «теленок»; внешне слабый ребёнок, должный в будущем стать великим воином, самым настоящим быком;
  • Тумур – «железный», от татарского Тимур – сильный и решительный человек;
  • Тумурзориг – «железная решимость»; то же, что и Тумур;
  • Тумурхуяг – «железная броня»; то же, что и Ганхуяг;
  • Тургэн – «быстрый», «проворный»; так называли, собственно, самых быстрых и длинноногих в племени мальчиков;
  • Туя – «луч»; целеустремлённый мужчина.

У:

  • Улзий – «благоденствующий», то есть беззаботный и всегда счастливый человек;
  • Удвар – названный в честь растения водосбор; юноша, быстро обучающийся и впитывающий в себя знания на протяжении всей жизни;
  • Ундэс – «корень»; вдумчивый и основательно ко всему подходящий человек, не позволяющий себе отдохнуть;
  • Унур – «богатый»; обычно дети самых богатых людей племени.
  • Хаган – «великий правитель», «лучший повелитель»; снова имя для детей самых богатых или влиятельных представителей племени;
  • Халиун – «буланый», то есть названный в честь светло-рыжего коня с тёмным хвостом и с темной гривой;
  • Хулан – «дикая лошадь»; стремительный, целеустремлённый человек, всю жизнь чего-то добивающийся;
  • Хулгана – «мышь», неприметный, незаметный человек, но находящий выход из любых ситуаций;
  • Хунбиш – дословно «не человек»; имя, помогающее от сглаза.
  • Цагаан – «белый», обычно светловолосые юноши;
  • Цогтгэрэл – «свет пламени»; горячие и темпераментные мужчины;
  • Цэрэндорж – «ваджра долгой жизни», имя, призванное продлить человеку жизнь, особенно если он воин;
  • Цэрэн – «долгоживущий»; по смыслу то же, что и Цэрэндорж.

Шона – «волк»; мальчик, названный в честь этого животного, отличается свирепостью, воинственностью и стремлением всё делать для семьи.

  • Элбэгдорж – «изобильный дордже»; то же, что и Цэрэндорж;
  • Энэбиш – ещё одно имя,призванное защитить от сглаза; «не этот».

Как можно заметить, монгольские имена кардинально отличаются от имён соседствующих народов – китайцев или казахов, например. Они красивы и необычны, всегда несут за собой определённый смысл и уж точно запоминаются окружающим.

Лукавство тут ни при чем. Приведу наглядный пример, чтобы стало понятней о чем я говорил. Тюркские народы тоже осознают свое единство, но одновременно с этим не забывают о своей этнической уникальности. Еще проще - я тюрк и я казах, одно другому не мешает, а даже дополняет.

Процессы деления и унификации монгольского монолита происходили задолго до возникновения самой идеи коммунизма в уставших европейских мозгах. Зачем обвинять РКП (б) в несуществующем грехе? Да, они использовали нужные для их национальной политики различия, но расколоть единый этнос - это слишком.

Приведу еще один пример - В Китае, прямо на границе с Казахстаном, в Джунгарских воротах (станция Алашанькоу), есть Бортала-Монгольская автономная область. Жители этой области - потомки джунгар, сами отличают себя от монголов Внутренней Монголии и РМ, называя (мы разговаривали по-казахски) их монголами, а себя калмаками. Значит, они ощущают себя отдельным народом, хотя область и названа монгольской. Здесь уж русских коммунистов совсем не в чем обвинить.

И последнее, лично от себя. Не знаю почему, но мне постоянно приходится оправдываться перед вами в различных прегрешениях, что самую малость напрягает. Предлагаю следующее - по определению считать, что я не пытаюсь обидеть монголов, и, может быть, с переменным успехом, но стараюсь быть объективным. Как минимум, собакой никого не назвал. Так беседа пойдет более гладко.

ladno, budu nadeyat"sa. miru mir! hehe.

naschet bortalinskih mongolov, tam jivut potomki chaharov kotorye byli poslany tuda Cinskim pravitel"stvom nesti ohrannuyu slujbu granicy s Rossiei. Chahary poddannye poslednego velikogo hana Ligdena. oni ochen" silno podverglis" oiratazaciu i teper" govoryat na oiratskom dialekte. to chto est" razlichie mezhdu kalmykami i buryatami i halhascami ochevidnyi fakt.

no yavlyayas" oiratom, buryatom v toje vremya mojet byt i mongolom.

mongoly iz vnutrennei mongolii i oiraty iz sin"czyana v dialektologicheskom otnoshenii silno otlichayutsa. svyazuyushim zvenom yavlyaetsa halhasskii. i v tozhe vremya kalmyckii i buryatskii raznyatsa ochen" po proiznosheniu (chto li) i opyat" taki mezhdu nimi postavish" halhasskogo, i vse obrazuetsa.

i vse taki tyurkskii mir ogromen i raznoobrazen ih svyazyvaet tol"ko yazyk(proshu ne kidat" kamnyami eto ya k slovu:)). a nas vse(no pochti vse identifikatory etnichnosti).

esli Vam naprimer nadobno podcherkivat" chto vpervuyu ochered" vy Kazahi, Kyrgyzi, Uzbeki a potom uj Tyurki, to u nas na pervuyu ochered" stoit Mongol. (ochen" raznym i mnogim prichinam)

iz za plohogo znanii velikogo moguchego inogda ne mogu tochno sformulirovat" svoe mnenie. esli est" voprosy budu rad otvechat" i otstaivat" svoyu tochku zrenii.

S proshedshim prazdnikom Nouruz!

В списке монгольских мужских имен можно найти как исконно национальные, так и культовые буддийские имена, и имена, заимствованные у разных народов.

Традиционные старинные наречения чаще всего имеют нарицательный характер прозвищ и связаны с явлениями и предметами окружающего мира, природой, животными, растениями (Чулуун – «камень», Сохээ – «топор», Туя – «луч», Байгал – «природа», Шона – «волк», Ундэс – «корень»). Монгольские мужские имена и их значения нередко указывают на особенности владельца – внешность, характер, род деятельности (Арат – «пастух», Гирей – «черный, черноволосый», Цоохорбанди – «веснушчатый», Тургэн – «быстрый»). Личные имена часто носили характер пожеланий хорошей судьбы, долголетия или качеств, присущих мужчине – отваги, силы, мудрости (Ганбаатар – «стальной богатырь», Хаган – «великий правитель», Мунх – «вечный», Оюун – «мудрый»).

С 13 века среди монголов постепенно начинает распространяться буддизм, и вместе с ним ламаистские имена – тибетские, санскритские, индийские. Религиозные наречения в основном означают ключевые понятия и символы буддийской философии, ранги священнослужителей, исчисление буддийского календаря, названия небесных светил (Намдаг – «святой», Самдан – «глубокомыслящий», Даваа – «понедельник, луна»). Нередко ламаистские наречения в процессе употребления образовывали новые составные имена путем присоединения традиционных монгольских имен (например, Пурэвбаатар – «богатырь, рожденный в четверг», где Пурэв с тибетского - «четверг», Баатар с монгольского – «богатырь»).

Среди мужских монгольских имен иногда встречаются заимствованные наречения различного происхождения: греческие, тюркские, арабские, китайские. Это объясняется взаимодействием монголов с другими народами Азии и Европы в разные исторические периоды. Представители нации нередко используют и русские имена, употребляемые как в полном, так и в сокращенном виде (Борис, Боря).

Новые имена монголов

Монгольский именослов постоянно пополняется новыми вариантами, которые образуются от уже имеющихся имен. Например, Тумурхуяг – «железная броня» произошло от имен Тумур – «железный» и Хуяг – «броня». Двойные имена могут состоять из монгольского и тибетского имени, из двух монгольских или двух тибетских имен (Цэрэнчимэд – образовано от тибетских имен Церэн и Чимэд, означающих «долголетие» и «бессмертный»). Одна основа может порождать множество имен: например, от -бат («сильный, крепкий») образованы имена Батболд, Оуюнбат, Баттумур и пр.

Красивые мужские монгольские имена

Красивые монгольские имена для мальчиков не только колоритны и звучны, но и отражают настоящие мужские качества, символизирующие внутренний стержень и физическую крепость, достоинства характера, добрые пожелания: Октай – «понимающий», Амалан – «спокойный», Сайн – «хороший, благо», Джиргал – «счастье, судьба», Ганзориг – «стальная сила воли». Красивые наречения могут означать названия небесных светил, красивых предметов: Алтай – «золотая луна», Наран – «солнце», Эрдэн – «драгоценность».

Популярные, необычные и редкие мужские имена монголов

Необычные имена монголов рождаются благодаря значимым событиям или фантазии родителей ребенка. Так, после полета в космос монгольского космонавта, появились оригинальные имена Санчир – «Сатурн», Сансар – «космос». Иногда мальчиков нарекают длинными именами, состоящими из нескольких имен. Такие неординарные варианты трудно запоминать и произносить, самым длинным именем стало Номинчулуунухаанзаяаменхэрдэнээнхтэгэлдэр (лазурит+камень+ум+судьба+вечный+драгоценность+мир+совершенство). Совсем экзотичные и редкие имена получаются от смешения иностранных и национальных имен: например, Максимиланалександрбодьгэрэл.

В последнее время среди монголов востребованы старинные имена монгольских ханов, самыми частотными из которых оказались Темуужин, Чингисхан. В списке популярных мужских монгольских имен последних лет ведущие места занимают национальные и буддийские наречения, такие как Бат-Эрдэнэ, Батбаяр, Отгонбаяр, Лхагвасурэн. Пользуются спросом короткие имена: Бат – «крепкий», Оую – «ум», Нар – «солнце».

Современные традиции

Сегодня монголы по-прежнему используют тибетские и санскритские имена, реже - русские и пришедшие через русский язык европейские варианты. Однако большинство современных родителей отдает предпочтение старинным национальным именам, придерживаясь древних традиций имянаречения.

Пока ребенок еще не родился, родители придумывают ему имя. Имена монгольского происхождения в последнее время становятся популярными даже у русскоязычного населения. Тайна имени несет в себе много значений. Считается, что от того, какое имя получил ребенок, во многом зависит его судьба. Поэтому психологи рекомендуют к выбору имени подходить ответственно.

История появления монгольских имен

Образование имени в Монголии всегда отличалось своей простотой, независимо от того, монгольские имена мальчиков это или девочек. За последние VII веков они не претерпели изменений и состоят из личного имени, которое младенец получает от родителей, и фамилии, переходящей в наследование от отца к детям. В случае возникновения проблем монгол мог поменять имя, ну, а если веских причин не было , то он оставался с ним до самой смерти.

Только к середине XIII века в литературе появляется упоминание о том, что монгольские имена мужские еще сопровождались и прозвищами. Например: Дува-Сохор (Дува в переводе с монгольского языка слепой, то есть получается слепой Сохор). Прозвища использовали простолюдины, а высшие чины и знать к имени прибавляли титулы. В нем появляются такие личные имена, как нор и овог.

Отчество у монгольского народа есть, но фигурирует оно только в документах и то не у всех. В народе можно услышать такое обращение - «Самбу сын Соднома». К наиболее древним именам можно отнести: Баатар (богатырь), Тимур (мудрый). Именно их можно встреть в старинных монгольских сказаниях и сочинениях. Кроме того, древние имена возвращаются и сейчас. Ими стараются назвать новорожденного, подчеркнув мужественность или силу рода.

Монгольские имена во многом обязаны своим происхождением соседству других стран. Очень часто можно встретить женские буддийские имена, тибетские имена мальчиков, и их значение рассмотрим ниже.

Происхождение имен в Монголии

Огромное значение в жизни монгольского народа сыграла буддийская культура. Пришла религия в страну из Индийского государства, и поэтому при формировании личных имен большое значение имела не только буддийская религия, но и тибетские традиции. Согласно им имена подразделяются в зависимости от:

Ученые, занимающиеся историей и тайной происхождения монгольских имен, выявили, что кроме всего прочего имя может быть связано с обычным предметом. Женские имена были носителями красоты, доброты, а мужские, в свою очередь, храбрости и отваги.

Имена монгол популярны повсеместно - ими называют детей в США, Китае и даже России. Список имен огромный, поэтому действительно можно выбрать именно то, что больше всего соответствует новорожденному малышу.

Популярные женские имена

Женщины в странах Востока, буддийской и тибетской культуры занимают не совсем привилегированное место в обществе. Но при этом имя, которое дают новорожденной девочке, действительно может быть очень красивым. Монгольские женские имена и их значения:

Приставка цэгэг чаще всего встречается у женщин, ведь они являются олицетворением красоты, верности и надежды.

Приставки частицы к монгольским именам

Старшее поколение у монголов в большом почете и поэтому интересно и то, как монголы обращаются к старшему поколению. Они обязательно добавляют частицу уважения: эмэ - бабушка, эгч - старшая сестра.

Если русская девушка выходит замуж за монгола , то, на первый взгляд, не совсем понятно: отсутствует отчество или фамилия. Поэтому чаще всего за основу новой фамилии жены будет браться имя мужа или его отчество.

Любое имя, которое дается малышу при рождении, должно быть обдумано заранее. Если русский человек больше ссылается на гороскоп, даты рождения Святых, то у монгольского народа все зависит от того, к какому социальному слою они относятся, и от необходимости дать ребенку красивое имя.

Внимание, только СЕГОДНЯ!