Меню
Бесплатно
Главная  /  Семья и отношения  /  Нарисуем (китайского) дракона. Уроки рисования- "китайская живопись" -мк от алексея малькова

Нарисуем (китайского) дракона. Уроки рисования- "китайская живопись" -мк от алексея малькова

На протяжении многих тысячелетий китайская живопись продолжает развиваться и процветать. Именитые китайские художники, создающие картины в традиционном стиле гохуа, продают свои творения на аукционах за огромные суммы, составляющие не один миллион долларов.

Одним из наиболее востребованных и любимых художниками жанров является пейзаж. Именно он занимает особое место во всей китайской живописи , дух которой обитает на склонах молчаливых гор и в долинах быстрых рек.

Традиционный китайский пейзаж является основой для обучения всем техникам живописи восточной культуры. Благодаря сравнительно небольшому набору изобразительных средств, достигается невообразимая полнота, рельефность и выразительность картины. Такие произведения искусства обладают не только внешней красотой, но и внутренней наполненностью, включающей и поэзию, и философию, и каллиграфию, и даже музыку.

Пейзажная живопись – базовый стиль китайской эстетики

Основные положения китайской живописи разрабатывались на протяжении многих столетий, что определило исключительный, своеобразный и неповторимый стиль развития изобразительного искусства Китая. Уместно будет вспомнить знаменитый аналитический трактат «Слово о живописи из сада с горчичное зернышко » первый том которого вышел в в 1679 году и был посвящен пейзажной живописи.

Каждая работа китайского художника содержит в себе и отображает основы философии Древнего Китая.

В самом названии китайского пейзажа — «шань-шуй» — заложено описание природного ландшафта, характерного для данной территории, где иероглиф «шань» 山 обозначает гору, а «шуй» 水 — воду.

Китайская пейзажная живопись изображает окружающую действительность в виде безграничного, одушевленного и многогранного мира, в котором невидимо, но ощутимо присутствует единое, великое и могущественное Божество.

Именно элемент духовности позволяет зрителю в полной мере ощутить внутреннюю и внешнюю гармонию, которая оказывает положительное воздействие на психологическое состояние человека в целом.

Тонко чувствуя все особенности природы Китая, художники с годами смогли выработать особенные приемы в живописи, способные полноценно передать их в процессе создания картины.

Чаще всего, пейзаж выполнялся на шелке с помощью туши. Для создания впечатления сумерек художник использовал приглушенные оттенки, полутона и краски. Своеобразная асимметричность композиции, мягко изогнутые линии русла реки, потоков водопада, ветвей деревьев придавали пейзажу особую утонченность. Невероятное сочетание разных природных энергий – деревьев, скал, воды, тумана и облаков – передавали зрителю всеобъемлющую и гармоничную картину мира.

Важной деталью является то, что сам по себе китайский пейзаж – это не реальное отображение какого-либо участка местности, а собственное творение автора, плод его восприятия окружающей действительности, фантазии. Создавая картину, художник будто бы отправляется в путешествие в свой внутренний мир, сквозь призму которого он отображает размышления, воспоминания и восприятие действительности. Благодаря данному приему зритель, изучающий пейзаж, в определенной степени также является его создателем, поскольку пытается разгадать «секрет» художника через собственные эмоции и мироощущение.

Духовный смысл пейзажа нередко дополняют философские высказывания либо поэтические строчки, исполненные идеальной каллиграфией.Даже печать полностью подходит сюжету, внутреннему состоянию художника или местности, в которой создавалась картина.

Особенностью китайского пейзажа является четкая прорисовка деталей внизу ближнего плана картины (фигурок людей, камней, деревьев, кустарников), отделяемых от изображений на дальнем плане воздушными облаками, пеленой тумана или водой. Данный прием позволяет создать ощущение полноты и простора. В картину гармонично вписываются крохотные силуэты людей: уставших путников с поклажей, прозябших рыбаков в маленьких лодках, умиротворенных отшельников на извилистой тропке.

Художественные приемы присущие китайскому пейзажу позволяют чудесным образом безмолвно передавать отдаляющиеся крики отдаляющихся птиц, тишину и спокойствие осенней природы либо ее пробуждение и оживление весной.

Интересно, что китайские художники работая над пейзажем не оставляют очерченных границ, что позволяет нам догадываться о задумках мастера.

В древности картины представляли собой шелковые или бумажные полотна, порой достигающие нескольких метров. Хранили их, приклеивая на плотную бумагу, которую сворачивали вокруг деревянного валика и помещали в специальный футляр. Доставали их исключительно для просмотра, и разворачивали постепенно, давая зрителям полностью прочувствовать каждую деталь пейзажа.

Кстати в этом и кроется одно из основных отличий китайской живописи от европейской. Китайская живопись символична и зрителю предлагается прочитать картину и понять.

Свиток с пейзажем – икона для китайца

Как найти общие черты у пейзажа и иконы, как увидеть философский смысл и как подобает «обходить» существующие испокон веков правила?

Разобраться во всех этих нюансах можно лишь при помощи полноценного и глубокого изучения техник и методов традиционного воспроизведения пейзажа, чтения древних философских текстов и классических канонов живописи. Именитые мастера гохуа считали, что лишь усвоив незыблемые основы и следуя умению древних виртуозов, можно усовершенствовать собственные навыки и даже развить уникальный авторский стиль.

Также приобрести подобные навыки можно пройдя курс китайской живописи в нашем клубе Две империи, после которого каждый сможет самостоятельно создать пейзаж в той технике и того размера, который придется по душе. А в дальнейшем – осваивать новые и более сложные приемы и методы современной китайской живописи.

Знаменитые художники прошлого

Один из самых известных китайских художников XX века 齐百石 (1 января 1864 - 16 сентября 1957) - настоящее имя Чунь Чжи, родился в бедной семье. Долгое время помогал своей семье, занимаясь домашним хозяйством. Но благодаря своему таланту и упорству, благодаря своему неординарному подходу к китайской живописи, он стал известным и популярным художником с мировым именем. Ци Байши часто называют Пикассо из Китая.

Ци Байши был разноплановым художником, он творил в разных жанрах традиционной китайской живописи. Ему принадлежат много пейзажей.

(张大千 Zhang Dagians, 1899 -1983) еще один величайший мастер традиционной китайской живописи. «Гений пяти столетий» — так назвал Сюй Бэйхун мастера в предисловии к сборнику работ Дацяня.

Чжан Дацянь — замечательный художник и каллиграф прожил не простую жизнь, много раз менял место жительства, жил в различных странах, в конце жизни поселился на Тайване, где и умер.

В своем завещании Чжан Дацянь дом и все предметы подарил Тайбэйскому музею Гугун. Там и был создан мемориал.

Этот художник, сумел добиться высочайших вершин в искусстве. На счету живописца свыше 40 тыс. произведений! Тем не менее, его работы одни из самых продаваемых в мире.

Благодаря новой техники прерывистой туши и широких мазков кисти, Чжан Дацянь подтолкнул китайскую пейзажную живопись к новому этапу своего развития.

Сюй Бэйхун 徐悲鸿 Xú Bēihóng (1895 -1953), китайский художник и график, представитель шанхайской школы. Родился в семье художника и поэта. Долгое время жил во Франции и изучал европейское искусство. Там же во Франции и была заложена реалистическая манера живописи. Много путешествовал по Европе. Его смело можно назвать реформатором в китайской живописи, так как он один из первых объединил традиции китайской живописи и европейской.

В Китае существует музей, посвящённый жизни и творчеству великому мастеру, отцу современной китайской живописи.

Прежде всего художник известен своими картинами великолепно написанных лошадей, большинство из которых были созданы в традиционном китайском стиле, то есть тушью или акварелью на шелке или бумаге.

Но так же Сюй Бэйхун написал множество картин в жанре китайского пейзажа. В основно произведения создавались в технике монохромных пейзажей, но в его творчестве есть и несколько цветных пейзажей.

В этом уроке мы рассмотрим, как нарисовать водяного дракона и как нарисовать восточного, китайского дракона карандашом поэтапно, посмотрите их скелет и строение тела.

Эти два дракона похожи, только одни живут в воде, а другие являются небесными драконами. Их тело имеют змеино-образную форму с маленькой головой, короткими лапами и длинным хвостом.

1. Ниже приведены 3 изображения со скелетом, мышцами и общим видом двух драконов в сравнении. У китайского дракона(восточного) лапы очень небольшие по сравнению с его телом, он обладает магией, которая дает ему возможность летать без необходимого физиологического строения тела. Нажмите на картинку, чтоб увеличить ее.


2. Сравнение голов водяного дракона с китайским.

У водного дракона зубы расположены в два ряда в форме игл, имеется выдвигающиеся челюсть, которая предназначена для перекусывания, на них зубы очень прочные. Также у водного дракона есть еще пара клыков с парализующим ядом. Для защиты глаз предназначены прозрачные веки, покрыт дракон шероховатой чешуей со слизью.

Особенностью китайского дракона являются ярко выраженные ноздри, из которых он выпускает огонь. Зубы его расположены в один ряд. Глаза смотрят вперед, как у человека.

3. Приведены примеры построения задних и передних лап.

4. Нарисуем водяного дракона. Чертим основу тела линией, кружочками выделяем места головы, грудной и задних областей. Изображения увеличиваются.

Прорисовываем голову, тела, ласты и хвост.

Стираем вспомогательные линии и наводим контуры водного дракона, детализируем и выполняем штриховку.

Китайский художник и фотограф Дун Хун-Оай родился в 1929 году, а скончался в 2004 году в возрасте 75 лет. Он оставил после себя невероятные работы, созданные в стиле пикториализма, — удивительные фотографии, похожие на произведения традиционной китайской живописи. Ниже вы найдете небольшую коллекцию этих изумительных фотографий.

(Всего 25 фото)

1. Дун Хун-Оай родился в 1929 году в городе Гуанчжоу, провинции Гуандун, Китай. Он уехал из страны в семь лет после неожиданной смерти своих родителей.

2. Как самый младший из 24 детей, Дун отправился жить в китайское сообщество в Сайгоне, Вьетнам. Позже он несколько раз посещал Китай, но больше никогда не жил в этой стране.

3. По прибытии в Сайгон Дун стал учеником студии фотографии китайских иммигрантов. Там он научился основам фотографии. Он также полюбил фотографировать природу, что и делал часто с помощью одного из фотоаппаратов из студии. В 1950 году в возрасте 21 года он поступил во Вьетнамский национальный художественный университет.

4. В 1979 году между социалистической Республикой Вьетнама и Китайской народной республикой открылась кровавая граница. Вьетнамское правительство начало репрессивную политику в отношении этнических китайцев, проживающих на территории страны. В результате, Дун стал одним из миллионов «лодочников», которые бежали из Вьетнама в конце 70-ых – начале 80-ых.

5. В возрасте 50 лет, не зная английского и не имея никого из родных и друзей в США, Дун прибыл в Сан-Франциско. Он даже смог приобрести небольшую комнату для проявления фотографий.

6. Продавая свои фотографии на местных уличных ярмарках, Дун смог заработать достаточно денег, чтобы периодически возвращаться в Китай, чтобы пофотографировать.

7. Более того, ему представилась возможность некоторое время обучаться под руководством Лун Чин-Саня в Тайване.

8. Лун Чин-Сань, скончавшийся в 1995 году в возрасте 104 лет, разработал стиль фотографии на основе традиционного китайского изображения природы.

9. Веками китайские художники создавали величественные монохроматические пейзажи, используя простые кисти и чернила.

10. Эти картины не должны были изображать природу в точности, они должны были передать эмоциональную атмосферу природы. В последние годы империи Сун и в начале империи Юань художники начали сочетать три на одном холсте разных формы искусства… поэзию, каллиграфию и живопись.

11. Считалось, что этот синтез форм позволял художнику полностью выразить себя.

12. Лун Чин-Сань, родившийся в 1891 году, учился именно этой классической традиции в живописи. В какой-то момент своей долгой карьеры Лун начал экспериментировать с передачей импрессионистского стиля искусства на фотографию.

13. Сохранив многоуровневый подход к масштабу, он развил метод расслоения негативов, которые соответствовали трем уровням отдаленности. Лун научил этому методу Дуна.

14. Пытаясь еще ближе имитировать традиционный китайский стиль, Дун добавил к фотографиям каллиграфию.

15. Новые работы Дуна, созданные на основе древней китайской живописи, начали привлекать внимание критиков в 1990-ых.

16. Ему больше не нужно было продавать свои фотографии на уличных ярмарках; теперь его представлял агент, а его работы начали продавать в галереях по всей территории США, в Европе и Азии.

17. Ему больше не пришлось зависеть от отдельных клиентов; его работы теперь были востребованы не только частными коллекционерами произведений искусства, но и корпоративными покупателями и музеями. Ему было около 60, когда он впервые в жизни достиг какого-то уровня финансового успеха.

18. Пикториализм – это движение в фотографии, появившееся около 1885 года после обширного представления процесса фотографии на неувлажненной печатной форме. Своего пика движение достигло в самом начале 20-го века, а период спада пришелся на 1914 год, после появления и распространения модернизма.

19. Термины «пикториализм» и «пикториалист» стали широко применяться после 1900 года.

20. Пикториализм соприкасается с идеей, что художественная фотография должна имитировать живопись и гравюру того века.

21. Большинство таких фотографий были черно-белыми или в оттенках сепии. Среди использовавшихся способов были: неустойчивый фокус, особые фильтры и просветление линзы, а также экзотические процессы печатания.

23. Целью подобных техник было – достичь «личного выражения автора».

24. Несмотря на эту цель самовыражения, лучшие из таких фотографий шли параллельно со стилем импрессиониста, а не в ногу с современной живописью.

25. Оглядываясь назад, можно также увидеть близкую параллель между композицией и живописным объектом жанровых картин и фотографий в стиле пикториализма.

Добрый день! Сегодня мы продолжим тему драконов на нашем сайте, новый урок рисования на эту тему уже готов специально для вас. В какой-то момент мы вдруг решили, что драконов на нашем сайта катастрофически мало, и теперь мы потихоньку наполняем ваш любимый ресурс про рисование этими пресмыкающимися и одновременно с этим летающими созданиями. А в данный момент у нас на очереди очаровательный китайский дракон, давайте же нарисуем его!

Шаг 1

Если вы хотели узнать, , вам обязательно нужно начать с такого вот эскиза. Внимательно перерисовываем все изгибы тела нашей ящерицы. Важный момент — туловище не должно иметь случайных сужений или расширений, оно одинаково в толщину кроме момента, когда оно начинает плавно и равномерно сужаться в сторону хвоста.

Шаг 2

От головы к ногам мы обычно двигаемся в плане направления прорисовки, если рисуем кого-то, у кого есть ноги. У нашего дракона они, конечно же, есть, но тело ими не заканчивается, а заканчивается, как видите, хвостом. Поэтому прорисовывать китайского дракона мы будем от головы к хвосту. А в этом шаге наметим контуры ушей, рогов, обозначим чёрточкой положение глаз и нарисуем витиеватые, закрученные усы.

Шаг 3

Наши художники предлагают нам в этом шаге прорисовать лицо дракона, стереть все направляющие линии и окантовать усы — каждый ус значительно сужается от ноздри к кончику. В целом, простой этап, наверное, глаза могут вызвать небольшие сложности. И поэтому именно глаза мы решили вынести на крупный план:

Общий план будет таков:

Шаг 4

Пасть должна быть усеяна мелкими, острыми зубами, рисуем их. Далее прорисовываем ушную раковину, кончики ушей с заострёнными краями волос. Здесь же рисуем рога нашего китайского дракона, она должны иметь плавный, изящный изгиб. Да, у китайских драконов весьма специфичная внешность. Вы искали классического средневекового дракона из сказаний европейских стран? Не проблема, у нас есть и такой — милости просим на урок про то, .

Шаг 5

Рождённый ползать летать не может? Мы не знаем, про кого это, потому что наш дракон отлично умеет ходить. А чтобы это показать, необходимо прорисовать его лапы. Точнее, не прорисовать, а только наметить. Кстати, по форме в этом шаге они весьма похожи на куриные.

Шаг 6

Китайский дракон склизкий и гадкий? Вовсе нет, он — мягкая и пушистая няшка, такой же классный, как надежды на светлое будущее при старике Мао. Верхняя часть туловища у нашего дракона и вправду пушистая и покрыта мехом, необходимо обозначить это. Самую верхнюю линию туловища делает «пушистой» при помощи длинных штрихов, которые слегка отходят от контура. Прорисовываем кисточку на хвосте.

Шаг 7

Прорисовываем горизонтальные сегменты внутренней части тела дракона. Обратите внимание, к хвосту сегменты должны очень сильно участиться.

Шаг 8

Во время шага, в котором мы намечали контуры лап китайского дракона, они были весьма похожи на куриные лапы. Так вот, сейчас они станут похожи на них ещё больше, потому что мы прорисуем острые, загнутые вниз когти и наметим складки кожи.

Шаг 9

Нанесём небольшую тень на поверхность, а также затеним участки туловища, наиболее близко расположенные к лапам. Да, сложной структуры тени здесь не наблюдается, нужные места просто нужно слегка заштриховать умеренно мягким (не таким мягким, как характер старика Мао) карандашом.

Корявые ветви с прекрасными розовыми цветами – традиционный мотив в восточной живописи. С удовольствием предлагаю вам мастер-класс из собственного опыта занятий живописью гохуа.

В Японии рисуют сакуру – дикую вишню. В Китае – дикую сливу.

Признаюсь, я плохо отличаю первое от второго. Даже в ботаническом смысле.

И отличить китайскую живопись го хуа от японской суми-е мне тоже не так уж просто. Надеюсь, к этому знанию я ещё приду.

Мастер-классы по восточной живописи:

Пока же отличие, которое я наблюдаю, состоит в том, что китайская живопись более насыщена элементами, в ней всё “ярко и много”. Как в жизни.

Японское искусство более условно, наполнено символическими смыслами. Оно часто минималистично. Одна ветвь, несколько бутонов – очень простые композиции в противовес китайской пышности и роскоши.

Однако этот вариант, взятый мной из китайского пособия по рисованию дикой сливы, достаточно прост и похож на японский сюжет с изображением сакуры.

Книга эта написана на китайском, поэтому прошу прощения у ее создателей, что не могу указать авторов.

Живопись гохуа: пишем сливу мэй

1. Рисуем основную ветвь.

Движение кисти быстрое, с остановками на поворотах ветви. Кисть прижимается к бумаге всей свое поверхностью, двигаясь торцом.

2. Добавляем тонкие ветви.

Тонкие ветви рисуются кончиком кисти. Движение от основной ветки. Каждую мелкую ветвь “отращиваем” от основной – т.е. кисть ставится у большой ветки и движется в сторону с уменьшением нажима. Таким образом веточка становится тоньше к своему окончанию. Кое-где оставляем зазор между линиями, чтобы вставить цветы.

3. Добавляем цветы.

Их логика – у основания ветки цветы более крупные, распустившиеся, затем полураспустившиеся, затем точки – бутоны.

Более подробный разбор цветов.
Сначала рисуются розовые лепестки. По мере высыхания – тычинки и чашелистики.

4. Прорисовка цветов.

Черной тушью прорисовываются тычинки, шипы на ветках, остовы цветочков.

5. Финальная часть – каллиграфия и печать.

В традиционной живописи Дальнего Востока каллиграфия ценится выше, чем живопись.
Подпись, стихотворная строчка или высказывание добавляются в финале.
Завершает работу авторская печать.
Буду рада вашим комментариям! Если материал понравился, поделитесь им в соцсетях!