Меню
Бесплатно
Главная  /  Досуг  /  Народные сказки о животных: список и названия. Русские народные сказки про животных

Народные сказки о животных: список и названия. Русские народные сказки про животных


Оглавление

1. Русские народные сказки о животных. Особенности, строение и характеристики героев сказок о животных. Кумулятивные сказки 3
2. Ш. Перо. История создания сборника «Сказок моей матушки Гусыни…». Сказка «Красная Шапочка» 6
3. Маленькие рассказы Л.Н. Толстого. Их воспитательная направленность и огромное эмоциональное воздействие на детей. Анализ рассказа «Косточка» 8
4. Веселые сказки в стихах – основной жанр творчества Чуковского для детей. История создания, основные идеи, главный конфликт, элементы сатиры, художественные особенности сказки «Мойдодыр» 10
Список литературы 13

1. Русские народные сказки о животных. Особенности, строение и характеристики героев сказок о животных. Кумулятивные сказки

Русские народные сказки о животных – самая древняя группа сказок, в основе которых лежат тотемистические и анимистические культы. Эти сказки связаны с архаическими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. В дошедших до нас сюжетах эти мифологические элементы переосмыслены иначе. Сказка показывает, что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными, символизирующими силу. Так появились отрицательные персонажи русских сказок. Каждому этому герою свойственен свой индивидуальный характер и только ему присущие черты.
Характеристика животных в сказке включает в себя несколько ярко выраженных персонажей, олицетворяющих силу и хитрость, злобу и грубую силу.
В животном мире сказок существует особый тип героя – трикстер, плут и обманщик. Лиса в сказках выступает главным трикстером. Это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. В русских сказках трикстеру противопоставляется персонаж-простак. Им может быть волк, которого лиса с успехом одурачивает, петух («Кот, петух и лиса«), или слабый заяц, которого она выгоняет из своей избы («Лиса и заяц«). Первоначально в мифе именно его необычное поведение способствовало сотворению мира и обретению знания. В отличие от мифа, лиса-трикстер часто наказывается за свои проделки, особенно, когда она нападает на слабых беспомощных героев. Например, Лиса в сказке «Лисичка со скалочкой» спасается бегством и прячется в нору.
Волк в сказках традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым, поэтому его часто одурачивают персонажи сказок похитрее, например, Лиса. Противопоставление этих двух сильных животных характеров встречается во многих сказочных сюжетах, и почти во всех волк, являясь недогадливым и недальновидным, снова и снова дает себя обмануть. Однако, в древних культурах образ волка ассоциировался со смертью, поэтому в сказках этот животный персонаж зачастую кого-то съедает («Волк и семеро козлят») или нарушает спокойную жизнь животных («Зимовье зверей«). Но в итоге добрые сказочные персонажи русских сказок всегда обманывают или побеждают волка. Например, волк в сказке «Лисичка-сестричка и волк« остается без хвоста.
Медведь в сказках представляет собой воплощение грубой силы. Иногда он свиреп, иногда – наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью над другими животными, но, тем не менее, характером отличается простоватым. Наличие физической силы у данного животного персонажа практически исключает ум – медведь в сказках глуп и оказывается одурачен слабыми животными. Можно увидеть параллель образа медведя с образом богатых помещиков во время крепостного права. Поэтому люди и другие животные, символизирующие в сказках свободный и хитрый русский народ, часто пытаются обхитрить и одурачить медведя. Например, медведь остается ни с чем (сказка «Мужик и медведь«) или вовсе оказывается съеденным толпой народа («Медведь - липовая нога«). В некоторых сказках медведь ленив, спокоен и очень ценит свой покой. Также встречаются сказки, в которых медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, помогающий людям. Например, медведь одаривает подарками Машу, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые любят трудолюбие и честность.
Существует не очень обширный вид сказок, которые обладают настолько специфическими композиционными и стилевыми особенностями, что выявление их в особый разряд не вызывает никаких сомнений. Это так называемые кумулятивные сказки.
Кумуляция - циклическое повторение и расширение сюжетных узлов - один из основных приёмов создания сказочного текста. Троекратная проверка героем силы с помощью палицы - кумуляция, посещение героем медного, серебряного, золотого дворцов - кумуляция, троекратная битва со змеем - кумуляция. Особенно много кумулятивных сказок значится в разделе сказок о животных.
Композиция кумулятивных сказок независимо от форм ис¬полнения чрезвычайно проста. Она слагается из......

1. Арзамасцева И. Н. Детская литература. – М.: Академия, 2008.
2. Детская литература: Учебник для студентов вузов. / Под. ред. Зубаревой Е.Е. – М.: Высшая школа, 2004.
3. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей.- М., 2009.
4. Латова Н.В. Чему учит сказка. // Литература в школе. 2003. № 4.
5. Сетин Ф.И. История русской детской литературы. - М., 2001.

Учащиеся 6 класса Ханжина Полина, Терешко Ангелина НОУ "Школа-интернат № 12" ОАО "РЖД" г. Пермь

Во всем мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо. Появились сказки задолго до изобретения книг и даже письменности.

Ученые по-разному толковали сказку. Ряд исследователей фольклора сказкой называли её, что «сказывалось». Известный сказковед Э. В. Померанцева приняла эту точку зрения: «Народная сказка - эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное или бытового характера с установкой на вымысел».

Сказки о животных существенно отличаются то других видов сказочного жанра. Появлению сказок о животных предшествовали рассказы, непосредственно связанные с поверьями о животных. Русский сказочный эпос о животных не очень богат: по данным Н. П. Андреева (этнограф, искусствовед), имеется 67 типов сказок о животных. Они составляют неполных 10% всего русского сказочного репертуара, но вместе с тем этот материал отличается большой самобытностью. В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери. Всё это неправдоподобно, фантастично.

Появление различных персонажей в русских сказках о животных изначально обусловлено тем кругом представлений животного мира, который характерен для наше территории. Поэтому закономерным является то обстоятельство, что в сказках о животных мы встречаемся с обитателями степей, лесов, полей. В сказках о животных звери сами являются главными персонажами, а отношения между ними определяют характер сказочного конфликта.

Сравнить образы и поведение диких животных из русских сказок с представителями настоящих животных, их повадками.

Задачи:

1. Выяснить, какие животные становятся героями сказок.

2. Какие образы они воплощают?

3. Какими характерами они наделены?

Гипотеза:

Характеры сказочных диких животных соответствует характерам их реальных прототипов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 12» среднего (полного) общего образования

ОАО «РЖД»

Исследовательская работа на тему

Животные в русских народных сказках

образы и прототипы

Работу выполнили

Ханжина Полина,

Терешко Ангелина,

Учащиеся 6 класса

школы-интерната № 12

ОАО РЖД

Руководитель:

Щурова Л.В.

учитель русского языка

и литературы

Пермь 2014

1. Введение………………………………………………………………………………3

2. Персонажи в животном эпосе……………………………………………………….4

3. Прототипы сказочных героев……………………………………………………….7

4. Заключение…………………………………………………………………………..10

5. Литература…………………………………………………………………………...11

Введение.

Во всем мире люди рассказывают сказки, развлекая друг друга. Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо. Появились сказки задолго до изобретения книг и даже письменности.

Ученые по-разному толковали сказку. Ряд исследователей фольклора сказкой называли её, что «сказывалось». Известный сказковед Э. В. Померанцева приняла эту точку зрения: «Народная сказка - эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное или бытового характера с установкой на вымысел».

Сказки о животных существенно отличаются то других видов сказочного жанра. Появлению сказок о животных предшествовали рассказы, непосредственно связанные с поверьями о животных. Русский сказочный эпос о животных не очень богат: по данным Н. П. Андреева (этнограф, искусствовед), имеется 67 типов сказок о животных. Они составляют неполных 10% всего русского сказочного репертуара, но вместе с тем этот материал отличается большой самобытностью. В сказках о животных неправдоподобно спорят, разговаривают, ссорятся, любят, дружат, враждуют звери. Всё это неправдоподобно, фантастично.

Появление различных персонажей в русских сказках о животных изначально обусловлено тем кругом представлений животного мира, который характерен для наше территории. Поэтому закономерным является то обстоятельство, что в сказках о животных мы встречаемся с обитателями степей, лесов, полей. В сказках о животных звери сами являются главными персонажами, а отношения между ними определяют характер сказочного конфликта.

Цель исследовательской работы:

Сравнить образы и поведение диких животных из русских сказок с представителями настоящих животных, их повадками.

Задачи:

1. Выяснить, какие животные становятся героями сказок.

2. Какие образы они воплощают?

3. Какими характерами они наделены?

Гипотеза:

Характеры сказочных диких животных соответствует характерам их реальных прототипов.

Персонажи в животном эпосе.

Наблюдая за составом зверей, которые выступают в качестве действующих персонажей в животном эпосе, мы отмечаем преобладание диких лесных животных. Это, прежде всего, лиса, волк, медведь, заяц, а так же птицы – журавль, цапля, дрозд, ворона, дятел. Домашние животные появляются в соединении с лесными, а не как самостоятельные персонажи. Примеры: кот, петух, овца, собака. Ведущими персонажами, как правило, являются лесные звери, домашние же животные играют подсобную роль.

Сказки о животных – самая древняя группа сказок. Эти сказки связаны с архаическими мирами, в которых животные персонажи стояли у истоков творения мира. В дошедших до нас сюжетах эти мифологические элементы переосмыслены иначе. Сказка показывает, что раньше люди пытались объяснить явления, происходящие в природе, и испытывали священный трепет перед животными, символизирующими силу. Так появились отрицательные персонажи русских сказок. Каждому этому герою свойственен свой индивидуальный характер и только ему присущие черты. Характеристика животных в сказке включает в себя несколько ярко выраженных персонажей, олицетворяющих силу и хитрость, злобу и грубую силу.

Сказки о животных строятся на элементарных действиях, на неожиданном для партнёра, но ожидаемом слушателями конце. Отсюда шуточный характер сказок о животных и необходимость в хитром и коварном персонаже, каким является лиса, и глупом и одураченном, каким у нас обычно представляет волк. Итак, под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых основными субъектами, действующими лицами выступают только животные.

В животном мире сказок существует особый тип героя – плут и обманщик.

Лиса в сказках выступает главной обманщицей. Излюбленным героем русских сказок стала лиса: Лиса Патрикеевна, лисица красавица, лисица – масляна губица, лиса – кумушка, Лисафья. Это устойчивый образ, в котором доминирует хитрость, склонность к обману и уловкам. Лиса пойдет на всё, чтобы получить своё – будет притворяться слабой и беспомощной, пускать в ход всё своё обаяние и красноречие. В русских сказках ей противопоставляется персонаж-простак. Им может быть волк, которого лиса с успехом одурачивает, петух или слабый заяц, которого она выгоняет из своей избы. Первоначально в мифе именно его необычное поведение способствовало сотворению мира и обретению знания. В отличие от мифа, лиса-обманщица часто наказывается за свои проделки, особенно, когда она нападает на слабых беспомощных героев. Например, Лиса в сказке «Лисичка со скалочкой» спасается бегством и прячется в нору.

Вот она лежит на дороге с остекленевшими глазами. Околела, решил мужик, пнул её – не ворохнётся. Обрадовался мужик, взял лису, положил её в воз с рыбой: «Будет старухе воротник на шубу» - и тронул лошадь, сам пошел впереди. Лисица выбросила всю рыбу и ушла. Когда лиса стала обедать, пришел волк. С чего бы ей волка угощать! Пускай сам наловит. Лисицу мгновенно осеняет: «Ты, куманёк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама и на хвост нацепляется, сиди и приговаривай: «Ловись, рыбка, …» Предложение несуразное, дикое, и чем оно страннее, тем охотнее верится в него. Но волк послушался. Лиса чувствует полное превосходство над недоверчивым и глупым кумом. Образ лисы дорисовывают другие сказки. Беспредельно лживая, она пользуется доверчивостью. Играет на слабых струнах друзей и недругов. Много проделок и проказ на памяти у лисы. Она гонит зайца из лубяной избы, уносит петуха, выманивая его песней, путём обмана меняет скалочку на гусочку, гусочку на индюшку и т.д. вплоть до бычка. Лиса – притворщица, воровка, обманщица, злая, льстивая, ловкая, хитрая, расчётливая. В сказках она всюду верна этим чертам своего характера. Её хитрость передана в пословице: «Когда ищешь лису впереди, то она позади». Она изворотлива и лжёт напропалую до той поры, когда лгать уже нельзя, но в этом случае она пускается на самую невероятную выдумку. Лисица думает только о своей выгоде.

Если сделка не сулит ей приобретений, она не поступится ничем своим. Лиса мстительна и злопамятна.

В сказках о животных одним из главных героев является волк , традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Это полная противоположность лисы. В сказках волк глуп, его легко обмануть. Нет, кажется, такой беседы, в какую ни попал бы этот незадачливый, вечно избиваемый зверь. Так, лиса советует волку ловить рыбу, опуская хвост в прорубь. Козёл предлагает волку разинуть пасть и стать под гору, чтобы он мог пригнуть в пасть. Козёл опрокидывает волка и убегает. Волк в сказках вечно голодный и одинокий. Он всегда попадает в смешное, нелепое положение.

Однако, в древних культурах образ волка ассоциировался со смертью, поэтому в сказках этот животный персонаж зачастую кого-то съедает («Волк и семеро козлят») или нарушает спокойную жизнь животных (« Зимовье зверей »). Но в итоге добрые сказочные персонажи русских сказок всегда обманывают или побеждают волка. Например, волк в сказке « Лисичка-сестричка и волк » остается без хвоста .

В многочисленных сказках выведен образ медведя . Медведь, оставаясь по – прежнему главной фигурой лесного царства, предстаёт перед нами медлительным, неудачником, глупым и неповоротливым. Он постоянно хвастает своей силой, хотя

с толком применить её не может. Его тяжести не выдержал даже теремок. В сказках медведь не умён, а глуп, он воплощает в себе большую, но не умную силу. Иногда он свиреп, иногда – наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью над другими животными, но, тем не менее, характером отличается простоватым. Наличие физической силы у данного животного персонажа практически исключает ум – медведь в сказках глуп и оказывается одурачен слабыми животными. Можно увидеть параллель образа медведя с образом богатых помещиков во время крепостного права. Поэтому люди и другие животные, символизирующие в сказках свободный и хитрый русский народ, часто пытаются обхитрить и одурачить медведя. Например, медведь остается ни с чем (сказка « Мужик и медведь ») или вовсе оказывается съеденным толпой народа (« Медведь – липовая нога »). В некоторых сказках медведь ленив, спокоен и очень ценит свой покой. Также встречаются сказки, в которых медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, помогающий людям. Например, медведь одаривает подарками Машу, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые любят трудолюбие и честность.

Сказки, в которых присутствуют мелкие звери, преимущественно юмористические. Заяц в сказках скор на ногу, несмышлён, труслив и боязлив. Ёжик медлительный, но рассудительный, не поддаётся на самые хитроумные уловки своих противников.

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у "крупных" животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.

Мысль сказочных историй о зверях переходит в пословицы. Лисица со своими сказочными чертами плутовки, хитруньи – пройдохи предстала в пословицах: «Нанималась лиса на птичий двор беречь от коршуна, от ястреба», «Лиса хвоста не замарает». Глупый и жадный волк тоже перешел из сказок в пословицы: «Не клади волку пальца в рот», «Быть тебе волком за твою овечью простоту». А вот пословицы о медведе: «Селён медведь, да в болоте лежит», «В медведе думы много, на вон нейдёт». И здесь медведь наделён огромной, но неразумной силой.

В сказках воспроизводится борьба и соперничество зверей. Борьба, как правило, кончается жестокой расправой над противником или злой насмешкой над ним. Осуждаемый зверь часто попадает в смешное, нелепое положение.

Прототипы сказочных героев

А теперь рассмотрим повадки и образ жизни настоящих животных, руководствуясь книгой «Жизнь животных» немецкого зоолога Альфреда Брема. Благодаря живым описаниям «образа жизни» и «характера» животных, труд Брема стал для многих поколений читателей лучшим популярным руководством по зоологии. Брем отрицает преимущественную хитрость лисы и утверждает исключительную хитрость волка. Волки охотятся не в одиночку, а сообща. Они бродят обычно небольшими стаями по 10-15 особей. В стае строгая иерархия. Вожаком стаи почти всегда является самец (волк-«альфа»). В стае его можно узнать по приподнятому хвосту. Среди самок также есть своя волчица-«альфа», которая обычно идет впереди вожака. В моменты опасности или охоты вожак становится во главе стаи. Далее по социальной лестнице располагаются взрослые члены стаи и одиночные волки. Ниже всего стоят подросшие волчата, которых стая принимает только на второй год. Взрослые волки все время проверяют силу вышестоящих волков. В результате этого молодые волки, взрослея, поднимаются выше, а стареющие волки все ниже. Столь развитая социальная структура значительно повышает эффективность охоты. Волки никогда не подстерегают добычу, они загоняют ее. Преследуя добычу, волки разделяются на небольшие группы. Добыча делится между членами стаи соответственно рангу. Старые волки, не способные участвовать в совместной охоте, следуют за стаей в отдалении и довольствуются остатками ее добычи. Остатки пищи волк зарывает в снег, а летом прячет про запас в укромном месте, куда позже возвращается, чтобы доесть несъеденное. Волки имеют очень острое обоняние, улавливающее запах на расстоянии 1,5 км. Волк – существо хищное, хитрое, умное, изворотливое, злое.

Изучив материал о повадках лисы, мы нашли некоторые сходства со сказочной лисой. Например, настоящая лиса, как и сказочная, любит наведываться в курятник. Она избегает сухих таежных лесов, предпочитая леса в районе сельскохозяйственных угодий. И норку себе ищет уже готовую. Может занять нору барсука, песца, сурка. Хвост лисы тоже упоминается в сказках. И действительно, пушистый хвост можно считать ее особенностью. Лиса действует им как рулём, делая резкие повороты во время преследований. А еще она им укрывается, свернувшись во время отдыха клубочком и уткнув нос в его основание. Оказывается, в этом месте расположена благоухающая железа, издающая запах фиалки. Предполагают, что этот пахучий орган благоприятно влияет на обоняние лисицы, но точное его назначение пока остается невыясненным. Лисица-мать охраняет лисят и не подпускает никого близко. Если, например, около норы появится собака или человек, то лисица прибегает к «хитрости» - старается отвести их от своего жилища, увлекая за собой.

А вот герои сказок журавль и цапля. Не о сказочном, а о настоящем сером, или обыкновенном, журавле в книге Брема «Жизнь животных» говорится: «Очень чуток журавль к ласке и обиде – обиду он может помнить месяцы и даже годы». Сказочный журавль наделён чертами реальной птицы: ему скучно, он памятлив на обиду. О цапле в этой же книге говорится, что она злобна и жадна. Это объясняет, почему цапля в народной сказке думает прежде всего о том, чем будет кормить ее журавль. Она зла, как настоящая, не сказочная цапля: недобро приняла сватовство, ругает сватающегося жениха: «Ступай прочь, долговязый!»

В сказках, в поговорках говорится: «Труслив, как заяц». А между тем зайцы не столько трусливы, сколько осторожны. Им необходима эта осторожность, так как в ней их спасение. Природное чутье и способность быстро убегать большими прыжками в сочетании с приемами запутывания своих следов компенсируют их беззащитность. Впрочем, заяц способен давать отпор: если его настигает пернатый хищник, он ложится на спину и отбивается сильными ударами задних ног. Мать-зайчиха кормит не только своих детенышей. Вообще всех обнаруженных зайчат. При появлении человека, притворяясь раненой, больной, старается привлечь к себе внимание, стуча ногами о землю.

Медведь в сказках предстает перед нами медлительным, неповоротливым. А между тем неуклюжий на вид медведь исключительно быстро бегает – со скоростью 55 км/ч, превосходно плавает и в молодости хорошо лазает по деревьям (к старости он делает это неохотно). И. оказывается, медведь активен в течение всего дня, но чаще по утрам и вечерам. У них хорошо развито чувство обоняния, а зрение и слух довольно слабые. В сказках медведь воплощает в себе большую силу, и его реальный прототип одним ударом лапы способен сломать спину быку или бизону.

Анкета по сказкам

В анкетировании участвовало 70 человек из1 -7 классов. Учащимся были заданы следующие вопросы:

1. Что такое сказка?

2. Какие виды сказок вы знаете?

3. Название самых известных сказок о животных.

4. Какие животные чаще всего являются героями этих сказок?

5. Какая черта характера человека показана в сказочном животном?

Вывод.

Изучая животный эпос, мы должны остерегаться очень распространённого заблуждения, будто сказки о животных действительно представляют собой рассказы из жизни животных. Как правило, они имеют очень мало общего с действительной жизнью и повадками зверей. Правда, до некоторой степени животные действуют согласно своей природе: лошадь лягается, петух поёт, лиса живёт в норе, медведь медлителен и сонлив, заяц труслив и т. д. Всё это придаёт сказкам характер реализма.

Обрисовка животных в сказках иногда настолько убедительна, что мы с детства привыкли подсознательно определять характеры животных по сказкам. Сюда относится представление, будто лиса – животное исключительно хитрое. Однако всякий зоолог знает, что это мнение ни на чём не основано. Каждое животное хитро по-своему.

Звери вступают в содружество и водят компанию, какая невозможна в природе.

Но всё-таки хочется заметить, что в сказках есть и множество таких деталей в изображении зверей и птиц, которые подсмотрены народом из жизни лесных обитателей.

Искусство народной сказки состоит в тонком переосмыслении подлинных повадок зверей и птиц.

Изучив историю сказок о животных, мы подходим к выводу: сказки о животных чаще всего принимают форму рассказов о людях под личиной животных. В животном эпосе находит широкое отражение человеческая жизнь, с её страстями, алчностью, жадностью, коварством, верностью, благодарностью, то есть представлена широкая гамма человеческих чувств и характеров.

Сказки о животных – «энциклопедия жизни» народа, отразившая общечеловеческие темы и нравственные понятия.

Литература

  1. Андреев Н.П. Сказочный эпос о животных. Москва, Дет.литература, 1996г.
  2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Москва, Просвещение, 2000г.
  3. Брем А. Жизнь животных. Москва, Современник, 1990г.
  4. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. Москва. Просвещение, 2005г.
  5. Пропп В.Я. История изучения сказки. Москва, Просвещение, 1986г.
  6. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. Москва, Просвещение, 1999г.

Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. Образовано от слова «каза́ть». Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века - кощуна.

Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что сказка несёт в себе огромную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую основана на уважении к своим предкам.

Фольклорная сказка - жанр литературного творчества; эпический жанр письменного и устного народного творчества. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел.

В сказках проявляется характер народа, его мудрость и высокие моральные качества.

Фольклорная сказка, в основе которой лежит традиционный сюжет, относится к прозаическому фольклору (сказочная проза). На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных

2. Волшебные сказки

3. Бытовые сказки

Русская народная сказка о животных – это один из древнейших фольклорных жанров. В нём переплелись отголоски мифов о тотемных животных, рассказов о происхождении зверей и птиц, преданий об отношениях между миром людей и миром животных и т. д. Здесь запечатлен многовековой опыт человека по освоению мира природы, постижению важнейших законов его бытия.

Сказки о животных существенно отличаются от других видов сказочного жанра. Специфика их проявляется прежде всего в особенностях фантастического вымысла. По мнению Я. Гримма, на возможность появления животного вымысла повлияли воззрения первобытных людей. При разложении этого эпоса выделились сказка о животных и басня.

Аникин В.П. в своей книге «Русская народная сказка» утверждает, что появлению собственно сказок о животных предшествовали рассказы, непосредственно связанные с поверьями о животных. В этих рассказах действовали будущие главные герои сказок о животных. Эти рассказы ещё не имели иносказательного смысла. Под образами животных подразумевались животные. Такие рассказы непосредственно отражали обрядово-магические и мифические понятия и представления. Рассказы мифического характера отличались жизненным назначением. Можно предполагать, что они рассказывались с наставительными целями и учили, как относиться к зверям. С помощью соблюдения известных правил люди стремились подчинить животный мир своему влиянию. Такова была начальная стадия зарождения фантастического вымысла. Позднее на нём основывались сказки о животных.



В русской народной «животной» сказке взаимно отражают друг друга два мира – мир людей и мир зверей. Сказки о животных «вводят человека в круг первых жизненно важных представлений, объясняют сущность многих явлений, знакомят с характерами и взаимоотношениями людей». Это порождает особого рода условность повествования. Животное и человек в анималистических сказках взаимозаменяемы, переносимость функций с одних персонажей на другие делает первичным действие, а не совершающего его субъекта.

Возможность взаимозамен персонажей порождает в фольклоре тождественные по смыслу образы и параллельные сюжеты. Так, совпадают начала сказок «Кот, петух и лиса» и «Баба-Яга и Жихарь»: в первой лиса уносит петуха, выманивая его песней, а кот отправляется его спасать; во второй Жихарь утащен Бабой-Ягой, выманившей его песней, а на помощь ему спешат кот и воробей. Практически тождественны по сюжету, композиции и идейному смыслу сказки «Лисичка со скалочкой» и «Старуха-лапотница», в которых героини путем обмана меняют скалочку/лапоть на курочку, курочку на гусочку, гусочку на индюшку и т. д. вплоть до бычка/девочки.

В.Я. Пропп, давая определение сказкам о животных, предложил: «Под сказками о животных будут подразумеваться такие сказки, в которых животное является основным объектом или субъектом повествования. По этому признаку сказки о животных могут быть отличаемы от других, где животные играют лишь вспомогательную роль и не являются героями повествования».

Сказочный животный эпос – образование особое, мало похожее на рассказы из жизни животных. Животные здесь действуют в согласии со своей природой и выступают носителями того или иного характера и производителями тех или иных действий, которые должны быть отнесены прежде всего к человеку. Поэтому мир зверей в сказках является формой выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь.

Для русских анималистических сказок характерна иносказательность, где она возможна благодаря использованию аллегорической (басенной) образности. Отсюда основные темы русских сказок о животных – человеческие характеры, достоинства и пороки людей, типы человеческих взаимоотношений как в бытовой, так и в социальной сфере, вплоть до резкой социальной сатиры на общественное устройство.

Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

Для детей сказка - это удивительная, но вымышленная история о волшебных предметах, чудовищах и героях. Однако если посмотреть глубже, то становится понятно, что сказка - это уникальная энциклопедия, отражающая быт и нравственные устои любого народа.

За несколько сотен лет люди придумали огромное количество сказок. Наши предки передавали их из уст в уста. Они изменялись, исчезали и возвращались снова. Причем могут быть абсолютно разные персонажи. Чаще всего герои русских народных сказок - животные, а в европейской литературе главными героями чаще являются принцессы и дети.

Сказка и ее значение для народа

Сказка - это повествовательная история о вымышленных, не происходивших в действительности событиях с участием вымышленных героев и волшебных персонажей. Сказки, сочиненные народом и являющиеся творением фольклорных традиций, существуют в каждой стране. Жителям России ближе русские народные сказки о животных, царях и Иване-дураке, жителям Англии - о лепреконах, гномах, котах и т.д.

Сказки обладают мощнейшей воспитательной силой. Ребенок с пеленок слушает сказки, ассоциирует себя с персонажами, ставит себя на их место. Благодаря этому у него вырабатывается определенная модель поведения. Народные сказки о животных учат бережному отношению к братьям нашим меньшим.

Стоит также отметить, что русские сказки бытового характера включают в себя такие слова, как "барин", "мужик". Это пробуждает в ребенке любопытство. С помощью сказок можно заинтересовать ребенка историей.

Все, что вкладывается в ребенка в детстве, остается с ним навсегда. Правильно воспитанный на сказках малыш вырастет порядочным и отзывчивым человеком.

Композиция

Большинство сказок написаны по одной системе. Она представляет собой следующую схему:

1) Зачин . Здесь описывается место, где будут происходить события. Если о животных, то в зачине описание начнется с леса. Здесь же читатель или слушатель знакомится с основными героями.

2) Завязка . На этой стадии сказки происходит главная интрига, которая превращается в начало сюжета. Допустим, у героя возникает проблема и он должен ее решить.

3) Кульминация . Ее еще называют вершиной сказки. Чаще всего это середина произведения. Обстановка накаляется, происходят самые ответственные действия.

4) Развязка . На этом моменте главный герой решает свою проблему. Все персонажи живут долго и счастливо (как правило, народные сказки имеют хорошую, добрую концовку).

По этой схеме строится большинство сказок. Ее же можно найти в авторских произведениях, только со значительными дополнениями.

Русские народные сказки

Они представляют собой огромный блок фольклорных произведений. Русские сказки разнообразны. Их сюжеты, действия и герои отчасти похожи, но, тем не менее, каждая по-своему уникальна. Попадаются порой одни и те же народные сказки о животных, названия их при этом разные.

Все русские народные сказки можно классифицировать следующим образом:

1) Народные сказки о животных, растениях и неживой природе ("Терем-теремок", "Курочка-ряба" и т. п.)

2) Волшебные ("Скатерть-самобранка", "Летучий корабль").

3) "Ехал Ваня на коне...")

4) ("Про белого бычка", "У попа была собака").

5) Бытовые ("Барин и собака", "Добрый поп", "Хорошо да худо", "Горшок").

Классификаций существует довольно много, мы же рассмотрели предложенную В. Я. Проппом, одним из выдающихся исследователей русской сказки.

Образы животных

Каждый человек, выросший в России, может перечислить основных животных, которые являются персонажами русских сказок. Медведь, волк, лисица, заяц - это герои русских сказок. Животные живут в лесу. У каждого из них есть свой образ, в литературоведении именуемый аллегорией. Например, волк, которого мы встречаем в русских сказках, всегда голоден и зол. Это всегда Из-за своей злости или жадности он часто попадает впросак.

Медведь - это хозяин леса, царь. Его в сказках обычно изображают справедливым и мудрым правителем.

Лисица - это аллегория хитрости. Если в сказке присутствует это животное, то кому-то из других героев точно быть обманутым. Заяц - это образ трусости. Он, как правило, является вечной жертвой лисы и волка, намеревающихся его съесть.

Итак, именно таких героев нам представляют русские народные сказки про животных. Посмотрим, каким образом они себя ведут.

Примеры

Рассмотрим некоторые народные сказки о животных. Список огромен, постараемся проанализировать лишь некоторые. Для примера возьмем сказку "Лиса и Журавль". Она повествует о Лисе, которая звала Журавля к себе на обед. Приготовила она каши, размазала по тарелке. А Журавлю кушать неудобно, поэтому каши ему не досталось. Такова была хитрость экономной Лисы. Журавль пригласил Лису на обед, наварил окрошки и предложил покушать из кувшина с высоким горлом. Но Лиса так и не добралась до окрошки. Мораль сказки: как аукнется, так, к сожалению, и откликнется.

Интересна сказка про Котофея Ивановича. Один мужик привез кота в лес и оставил там. Его нашла лиса и вышла за него замуж. Стала она всем зверям рассказывать, какой он сильный и злющий. Волк и медведь решили придти на него посмотреть. Лиса предупредила, что лучше им спрятаться. Залезли они на дерево, а под ним положили мясо быка. Пришли кот с лисой, кот набросился на мясо, стал приговаривать: "Мяу, мяу...". А волку и медведю кажется: "Мало! Мало!". Подивились они, захотели поближе посмотреть на Котофея Ивановича. Шелохнулись листья, а кот подумал, что это мышь, и вцепился им в морды когтями. Волк с лисой убежали.

Таковы русские народные сказки про животных. Как видно, лиса всех обводит вокруг пальца.

Животные в английских сказках

Положительными героями в английских сказках выступают курочка и петух, кошка и кот, медведь. Лиса и волк всегда являются отрицательными персонажами. Примечательно, что, по исследованиям филологов, кот в английских сказках никогда не бывал отрицательным персонажем.

Как и русские, английские народные сказки о животных делят персонажей на добрых и злых. Добро всегда побеждает зло. Также произведения имеют дидактическое назначение, т. е. в конце всегда есть нравственные выводы для читателей.

Примеры английских сказок про животных

Интересно произведение "Кошачий король". Оно повествует о двух братьях, живших в лесу с собакой и черным котом. Один брат однажды задержался на охоте. По возвращению он начал рассказывать чудеса. Говорит, что видел похороны. Множество котов несли гробик с изображенной короной и скипетром. Вдруг черный кот, лежащий у ног, поднял голову и вскрикнул: "Старый Питер умер! Я - кошачий король!". После этого прыгнул в камин. Больше его никто не видел.

В пример приведем комичную сказку "Вилли и поросенок". Один хозяин доверил своему глуповатому слуге отнести поросенка его другу. Однако друзья Вилли уговорили его зайти в трактир, и пока он выпивал, они в шутку подменили поросенка на собаку. Вилли подумал, что это шутка дьявола.

Животные в других жанрах литературы (басни)

Стоит отметить, что русская литература включает не только русские народные сказки про животных. Она также богата баснями. Животные в этих произведениях обладают такими качествами людей, как трусость, доброта, глупость, зависть. Особенно животных в качестве персонажей любил использовать И. А. Крылов. Его басни "Ворона и лисица", "Мартышка и очки" известны всем.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование животных в сказках и баснях придает литературе особенный шарм и стиль. Причем в английской и русской литературе героями являются одни и те же животные. Только их истории и характеристики совершенно различны.

Викторина «Животные – герои сказок»

Викторина по сказкам для учащихся начальной школы

Сердобинцева Валентина Фёдоровна, заведующий библиотекой МБОУ СОШ №11, г. Новый Уренгой, ЯНАО

Описание материала : Трудно представить жизнь без сказок. Их любят и читают не только дети, но и взрослые. В сказках животные разговаривают человеческим голосом и совершают поступки, которые присущи людям. В сказках высмеиваются все человеческие пороки, а зло всегда наказано. Предлагаю Вам викторину для учащихся начальной школы по русским народным сказкам о животных. Викторину можно использовать на уроках по литературному чтению, а также во внеурочной деятельности. Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям, библиотекарям.
Цель : Расширить знания детей о сказках, воспитать нетерпимость к порокам людей.
Задачи: Научить понимать занимательность сюжетов сказок, уметь делать выводы. Развивать речь
и образное мышление. Сформировать устойчивый интерес к чтению.
Демонстрационный материал:
Выставка книг «В стране сказок». Рисунки детей на тему сказок. Запись песни «Маленькая страна»: музыка И.Николаева, слова И.Резника.
Ход мероприятия :
Звучит запись песни.
Библиотекарь :
Ребята! Сегодня мы поведём разговор о сказках. Я думаю, все вы любите сказки, знаете их. Посмотрите, какие замечательные герои сказок на ваших рисунках! Сколько разных сказок вы читали. Чему учат сказки? (Ответы детей) Правильно, сказки учат быть добрыми и справедливыми, ненавидеть злодеев, презирать хитрецов. В сказках с давних времён идёт непримиримая борьба между добром и злом. Сказка не просто выдумка – народная или авторская. Это занимательный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории, которая происходит с героями.
В сказках о животных звери не только разговаривают человеческим голосом, но и поступают как люди, думают как люди. Сегодня мы с вами вспомним сказки, в которых герои – животные.
Герой сказок – лиса
1. Какие сказки вы знаете, где высмеивается глупость, жадность лисы?
(«Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев»)
2. В какой сказке добрая лиса отнесла домой внучку бабушке и дедушке?
(«Снегурушка и лиса»)
3. Чем угощали спасительницу?
(творогом, молоком, яйцами и курочку на дорогу)
4. Кто ещё из зверей предлагал Снегурушке отвезти её домой?
(медведь, волк)
5. Кто учил волка ловить хвостом в проруби рыбку?
(лиса, «Лисичка-сестричка и волк»)
Сказка «Лиса и дрозд»
1. Почему дрозд испугался лисицы?
(лиса грозилась съесть дрозда и его деток)
2. Чем накормил дрозд лису?
(пирогами и мёдом)
3. Что вёз по дороге мужик?
(пиво в бочке)
4. Как дрозд напоил лису?
(дрозд рассердил мужика, и он вышиб из бочки гвоздь, а пиво полилось на дорогу)
5. Какие новые желания появились у лисы?
(она захотела, чтобы дрозд её насмешил, а затем испугал)
6. Как была наказана лиса за свою жадность и глупость?
(её разорвали собаки)
Сказка «Кот и лиса»
1. Почему мужик отнёс кота в лес?
(он был большой баловник)
2. Каким именем представился кот лисе?
(Котофей Иванович)
3. Что принесли в подарок Котофею Ивановичу волк и медведь?
(волк – барана, медведь - быка)
4. Кого они отправили с поручением к лисе и коту?
(зайца)
5. Где спрятались волк и медведь от кота?
(волк – в кустах, медведь – на дереве)
Герой сказок – медведь
1. В какой сказке мужик и медведь делили урожай?
(«Мужик и медведь»)
2. Что сеял мужик?
(репу, рожь)
3. В какой сказке девочка жила в избушке медведя?
(«Маша и медведь»)
4. Почему вол, баран и петух из сказки «Медведь и петух» убежали в лес?
(потому, что сын просил отца их убить)
5. Где хранил медведь мёд в сказке «Медведь и лиса»?
(на чердаке)
6. Кто съел весь мёд медведя?
(лиса)
Сказка «Медведь и собака»
1. Почему хозяин прогнал собаку?
(он стал старый и перестал сторожить дом)
2. Кто кормил собаку в лесу?
(медведь)
3. Кто помог вернуться собаке домой?
(медведь)
4. Как отблагодарил собака медведя?
(он носил ему угощения со стола хозяина)
5. Почему медведю пришлось убегать из гостей?
(он громко начал петь и всех напугал)
Герой сказок - заяц
1. В какой сказке заяц спас ворону?
(«Заяц – хваста»)
2. Чем хвастался заяц?
(своими усами, лапами и зубами)
3. Почему зайцы в сказке «Зайцы и лягушки» решили утопиться в озере?
(потому, что им надоело жить в страхе)
Сказка «Лиса и заяц»
1. В какой сказке лиса выгнала зайца из его избушки?
(«Лиса и заяц»)
2. Какая избушка была у зайца, а какая у лисы?
(у зайца – лубяная, у лисы – ледяная)
3. Кто из зверей помогал зайцу выгонять лису?
(собака, медведь, бык, петух)
4. Кто выгнал лису из чужой избушки?
(петух)
Герой сказок – волк
1. В какой сказке волк изменил голос и проглотил козлят?
(«Волк и коза»)
2. Как отблагодарил волк журавля за своё спасение в сказке «Журавль и волк»?
(волк съел журавля)
3. Кого хотел съесть волк, в сказке «Волк и бараны»?
(жеребёнка, баранов, ишака)
4. В какой сказке козёл перехитрил всех волков и убежал домой?
(«Хитрый козёл»)
Сказка «Овца, лиса и волк»
1. Почему овца убежала от хозяина?
(он обвинял её во всех проказах барана)
2. Кого встретила на своём пути овца?
(лису, волка)
3. Как лиса и овца избавились от голодного волка?
(лиса направила его в капкан)
Сказка «Иван-царевич и серый волк»
1. Как звали царя из сказки?
(Берендей)
2 .Сколько сыновей было у царя?
(3 сына)
3. Кто воровал золотые яблоки в саду царя?
(Жар-птица)
4. Какое задание поручил царь своим сыновьям?
(найти Жар-птицу)
5. Почему волк стал служить Ивану-царевичу?
(потому, что он съел его коня)
6. Где нашёл Жар-птицу Иван-царевич?
(в замке царя Афрона)
7. Что потребовал царь Афрон взамен Жар-птицы?
(привезти ему златогривого коня)
8. Какую службу нужно было сослужить царю Кусману?
(привезти дочь царя Далмата Елену Прекрасную)
9. В кого превращался Серый волк?
(коня златогривого, Елену Прекрасную)
10. Кто убил Ивана-царевича?
(родные братья)
11. Кто оживил Иван-царевича и как?
(Серый волк окропил его мёртвой и живой водой)
Вопросы для обсуждения:
1.Кто в сказках из лесных жителей:
А) самый хитрый и почему
(лиса, всех обманывала)
Б) самый злой
(волк, всех съедал или угрожал съесть)
В) самый трусливый
(заяц, всех боялся)
Г) самый сильный
(медведь, он большой, сильный и его боялись)
2. А бывают ли в сказках волк и лиса добрыми, а заяц храбрым? Приведите примеры.
(Да. «Иван-царевич и серый волк», «Заяц-хваста», «Снегурушка и лиса» и другие)
3. Все вы знаете сказку «Репка». Кто помог вытянуть репку?
(мышка)
4. Как вы думаете, мышка была самая сильная? О чём эта сказка?
(Мышка не самая сильная, но если всем вместе взяться за работу, всё получится. И даже самая малая
сила не бывает лишней)
5. В сказках герои часто попадают в беду. Давайте вспомним, по какой причине это происходит. И чему
учат эти сказки:
А) «Волк и коза»
(Козлята открыли двери волку, и он их проглотил. Нельзя открывать двери дома незнакомым)
Б) «Лиса и кувшин»
(Лиса решила утопить кувшин и сама утонула. Прежде чем что-то делать, нужно хорошо подумать)
В) «Коза-дереза»
(Коза обманула старика, обидела зайчика и за это поплатилась.Нельзя обманывать и обижать слабых)
Г) «Колобок»
(Колобок убежал от дедушки и бабушки и лиса его съела. Нельзя уходить без разрешения далеко от
дома, это опасно)
Д) «Лиса и журавль»
(Лиса пожалела угощения для журавля, а он ответил ей тем же. Нельзя жадничать и поступать плохо)
Сказки учат нас добру и справедливости, вселяют чувство оптимизма и радости. Читайте сказки, учитесь на чужих ошибках и постарайтесь не делать своих. Обратите внимание на выставку литературы «В стране сказок». Сколько интересных, занимательных сказок на ней представлено. Приходите в библиотеку, ждём вас. В следующий раз мы с вами поговорим о волшебных сказках.

Список использованных материалов
1. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева /Вступ. статья В. Аникина; ил. Н.Каминского. - М.: Правда, 1982.- 576с.: ил.
2. Русские народные сказки /Сост., вступит. Ст. и примеч. В.П. Аникина; Рисунки Е. Коротковой, Н.Кочергина, И.Кузнецова, К.Кузнецова, В.Милашевского, Б.Шахова; Оформление Б.Школьника.- И.: Дет. лит.,1986.- 543 с.: ил.
3. Мои любимые песни (Электронный ресурс).- 2001, SIMAZ