Меню
Бесплатно
Главная  /  Рецепты  /  Непревзойденный творец мелодий. Фридерик шопен краткая биография Фридерик шопен произведения

Непревзойденный творец мелодий. Фридерик шопен краткая биография Фридерик шопен произведения

Фредерик Франсуа Шопен (фр. Frédéric François Chopin; польск. Fryderyk Franciszek Chopin, Фредерик Францишек Шопен). Родился 1 марта (или 22 февраля) 1810 года в деревне Желязова-Воля, близ Варшавы - умер 17 октября 1849 года в Париже. Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог.

Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Среди сочинений Шопена 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-1844), фантазия (1842), 4 баллады (1835-1842), 4 скерцо (1832-1842), экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано, песни.

Шопен, до отъезда на запад, жил на территории, являющейся частью Российской империи, в силу того, что Польша перестала существовать как государство еще в 1795 году, а Варшава, по итогам Наполеоновских войн, находилась на территории, отошедшей к Российской Империи.

В 1830 году прибыла весть о вспыхнувшем восстании за независимость в Польше. Шопен мечтает вернуться на родину и принять участие в боях. Сборы закончены, но по дороге в Польшу его застала страшная весть: восстание подавлено, руководителя взяли в плен. Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!», - так он написал в своем дневнике. Последний концерт на публике Фредерика Шопена состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне. Композитор завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу.


Отец композитора - Николя Шопен (1771-1844), из простой семьи, в юности переселился из Франции в Польшу.

С 1802 года он жил в имении графа Скарбека Желязова-Воля, где работал воспитателем детей графа.

В 1806 году Николя Шопен женился на дальней родственнице Скарбеков Текле Юстине Кшижановской (1782-1861). Род Кшижановских (Кржижановских) герба Свинка ведёт своё происхождение с XIV века и владел деревней Кшижаново около Косцяна.

К роду Кшижановских принадлежал, в том числе, Владимир Кржижановски, племянник Юстины Кшижановской. По сохранившимся свидетельствам, мать композитора получила хорошее образование, владела французским языком, была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фредерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям.

Осенью 1810 года, спустя некоторое время после рождения сына, Николя Шопен переселился в Варшаву. В Варшавском лицее он, благодаря протекции Скарбеков, получил место после смерти преподавателя пана Маэ. Шопен был учителем французского и немецкого языков и французской литературы, содержал пансион для воспитанников лицея.

Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи любовью и благотворно сказывались на развитии одаренных детей. Кроме Фредерика в семействе Шопенов было три сестры: старшая - Людвика, в замужестве Енджеевич, бывшая его особенно близким преданным другом, и младшие - Изабелла и Эмилия. Сёстры обладали разносторонними способностями, а рано умершая Эмилия - выдающимся литературным талантом.

Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно , он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.

В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ - написала газета, - ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание».

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды. Пианист Войцех Живный (1756-1842), чех по происхождению, начал заниматься с 7-летним мальчиком. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

Окончив училище и завершив продолжавшиеся семь лет занятия у Живного, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Йозефа Эльснера.

Покровительство князя Антона Радзивилла и князей Четвертинских ввело Шопена в высшее общество, которое было впечатлено обаятельной внешностью и изысканными манерами Шопена.

Вот что об этом говорил Ференц Лист: «Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подёрнуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закруглённый; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомлённый, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них была такая печать кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя… В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова «скука», не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза» .

Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов, способствовали его развитию.

С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда 5 ноября 1830 года. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби - тоски по родине. К этому прибавилась в конце тридцатых годов любовь к , которая дала ему больше огорчения, чем счастья вдобавок к расставанию с невестой.

Проехав Дрезден, Вену, Мюнхен, он в 1831 году приехал в Париж. В пути Шопен написал дневник (так называемый «Штутгартский дневник»), отражающий его душевное состояние во время пребывания в Штутгарте, где его охватывало отчаяние из-за краха Польского восстания. В этот период Шопен пишет свой знаменитый «Революционный этюд».

Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро. Были композиторы, которые не признавали его талант, например, Калькбреннер и Джон Филд, но это не мешало Шопену приобрести множество преданных поклонников, как в артистических кругах, так и в обществе. Любовь к преподаванию музыки и пианизма была отличительной чертой Шопена, одного из немногих великих артистов, которые посвятили этому много времени.

В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ болезни лёгких (с наибольшей вероятностью, это был туберкулез). С этим временем совпадает связь с Жорж Санд (Аврора Дюпен). Пребывание на Мальорке вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от приступов болезни. Тем не менее, многие величайшие произведения, в том числе 24 прелюдии, созданы именно на этом испанском острове. Зато он много времени проводил в сельской местности во Франции, где у Жорж Санд было имение в Ноане.

Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г. помимо того, что вызвал у него значительный стресс, лишил его возможности отдыхать в Ноане.

Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон - концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Успех, нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат, а главное, периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, - всё это окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Париж, Шопен умер 5 (17) октября 1849 года.

О Шопене глубоко скорбел весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Согласно желанию покойного, на его похоронах известнейшими артистами того времени был исполнен «Реквием» Моцарта - композитора, которого Шопен ставил выше всех других (а его «Реквием» и симфонию «Юпитер» называл своими любимыми произведениями), а также была исполнена его собственная прелюдия № 4 (ми-минор). На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Луиджи Керубини и Беллини. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну церкви Святого Креста.

Жизнь его сложилась трагически. Она (жизнь) как бы разделена на 2 части. Первые 20 лет он прожил в Польше (до 1831 г.), а потом вынужден был уехать из Польши навсегда. Всю оставшуюся жизнь Шопен жил в Париже, тоскуя по Родине. Есть 2 особенности его творчества: 1) Родина приобрела для него значение недостижимого романтического идеала, мечты, по которой он томился всю жизнь. Шопен - композитор-лирик. 2) Романтические порывы, томления в его музыке всегда сочетаются с ясной логикой, отточенностью формы. Шопен всегда отвергал необузданность, нарочитость и преувеличение. Он не выносил ошеломляющих эффектов. Лист сказал: "Шопен не выносит излишеств и необузданности". Шопен любил Баха, Моцарта. Музыка Шопена отличается артистизмом, одухотворенностью, тонкостью. Он не любил Бетховена.

Шопен создал свой фортепианный стиль, в котором сочетается и виртуозность, и тонкий, глубокий лиризм. Он создал новые типы звучания фортепиано, новый колорит звучания фортепиано, новая техника в педали.

Шопен переосмыслил разные жанры фортепианной миниатюры. Прелюдия стала самостоятельной, а не вступительной пьесой. По глубине прелюдия или экспромт приближаются к драме. Он сделал много нового в жанре этюда. Каждый этюд - романтическая миниатюра, и вместе с тем каждый этюд - путь к овладению новыми техническими приемами.

Ноктюрн и вальс. Есть ноктюрны трагические по звучанию (c-moll) со сложным непрерывным развитием. Вальсы и блестящие, концертные, виртуозные, и есть глубоко лирические.

Шопен создал новые жанры романтической миниатюры на основе польских танцев - мазурка, полонез, краковяк.

Создал новые жанры крупной формы. Это: скерцо, которое до того входило в состав симфонического цикла (у Бетховена со 2-й симфонии); баллада, которая до этого была в немецкой поэзии. Это - сложные жанры, в которых присутствует синтез разных форм, и, в том числе, даже циклических. Шопен - величайший мастер мелодии. Мелодические истоки у него разные. Его мелодии сочетают черты национальной польской песенности и классику итальянского Бельсанта. В мелодиях есть и певучесть, и декламационность, и сложное инструментальное развитие. Особое своеобразие мелодиям Шопена придает орнаментика. Эти украшения тематически важны. Истоками своеобразия служит скрипичное народное варьирование и виртуозное итальянское пение. Гармонический язык усложняется, но гармонии очень певучие, они как бы сложены из певучих голосов. Особенности гармонии: Отдаленные тональности, альтерации, энгармонические модуляции, модуляции в далекие тональности. Это подготовило Листа, Скрябина и других более поздних композиторов.

Жизненный путь

Шопен родился под Варшавой в Желязовой Воле в очень культурной семье. Отец - бывший офицер армии Костюшко. Отец работал в варшавском лицее. Мать была очень музыкальная. У Шопена очень рано проявилось тяготение к фортепиано. 1-й концерт он дал в 8 лет. 1-й учитель по фортепиано - Войтех Живный. Он привил любовь мальчика к классике. В 13 лет он поступил в лицей отца. Изучал польскую литературу, эстетику, историю. В лицейские годы Шопен писал стихи, пьесы, хорошо рисовал (особенно карикатуры). У него был врожденный туберкулез.

Лучшие дня

Музыкальная жизнь в Варшаве была довольно интенсивной, оживленной. Ставились оперы польских композиторов, а так же Россини, Моцарта и др. Шопен слышал Паганини, Гуммеля (пианист). Гуммель оказал влияние на ранний фортепианный стиль. В Варшаве были разные музыкальные кружки. Шопен в них выступал.

1826-1829гг.

Учеба в Главной Школе Музыки (Консерватория). Занимался по классу композиции у Эльснера. Сочинять Шопен начал рано (еще до консерватории). Писал полонезы, вальсы.

Раннее творчество

1-я группа произведений: Основные произведения концертные, виртуозные и несколько сложные, пышные, для фортепиано с оркестром.

2-я группа: миниатюры - вальсы, мазурки, полонезы.

Высшее достижение этого периода - 2 фортепианных концерта. В 1828 г. Шопен первый раз выехал в концертную поездку за границу. Был в Берлине, Вене, Праге и Дрездене. В 1830 г. он наметил с друзьями новую концертную поездку. Осенью он поехал в Вену, а потом в Париж. В это время в Праге назревало восстание, которое Шопен горячо поддерживал. По дороге в Париж - в городе Штутгарде он узнал о разгроме восстания. Это его потрясло. Он рвался на родину, но его удержали друзья.

После этого творчество Шопена изменилось. Появился невиданный до этого драматизм. Написал бурный этюд - c-moll, который он назвал Революционным (этот этюд был написан там же - в Штутгарде). Впечатление о разгроме восстания выразилось затем и в других произведениях (1-я баллада, прелюдии a-moll и d-moll).

30-40 гг.

Главный период творчества. Париж в 30-40 годы стал культурным центром Европы. Туда стекались все знаменитости: Бальзак, Стендаль, Гюго, Мериме, Мюссе, Делакруа (художник, который написал единственный портрет Шопена), Гейне, Мицкевич, Лист, Россини, Доницетти, Беллини и др. Там были знаменитые оперные певцы: Паста, Малибран, Виардо, а так же там были: Берлиоз, Обер, Галеви. В Париже выступали пианисты-виртуозы: Калькбреннер, Тальберг, а так же Паганини. В Париже Шопен сблизился с поляками. Вступил в польское литературное общество. Прежде всего Шопен завоевал Париж как пианист. У него был тончайший звук. Шопен был очень слаб, поэтому его F воспринималось как i . Он очень хорошо передавал тонкость колорита. У него было удивительное rubato. В дальнейшем Шопен мало выступал в концертах. Он играл в основном для своих друзей- поляков.

1836-1837гг.

Годы романа с полькой Марией Водзиньской. Ее родители не дали им пожениться. После смерти Шопена нашли пачку писем с Марией.

1838-1847гг.

Годы совместной жизни с писательницей Жорж Санд (псевдоним). Она носила мужские костюмы, курила трубку, была похожа по характеру и складу ума на мужчину. Они не женились. У Жорж Санд было 2 ребенка (не от Шопена).

Годы рассвета творчества. Жорж Санд познакомила Шопена с лучшими людьми Парижа. Зимой Шопен давал частные уроки, а летом жил на заработанные деньги и занимался творчеством.

В 1838 г. Шопен и Жорж Санд поехали на остров Майорка. Там была романтическая атмосфера, которая вдохновила его на 2-ю балладу, полонезы и 3-е скерцо.

До 1838 г. Шопен писал почти исключительно миниатюры: мазурки, этюды, полонезы, вальсы, ноктюрны. Крупная форма в период до 1838 г. - 1-я баллада, 1-е и 2-е скерцо. После 38 г. у Шопена обнаруживается стремление к драматическим и крупным жанрам: 2, 3 и 4 баллады, сонаты b-moll и h-moll, фантазия f-moll, полонез-фантазия, 3 и 4 скерцо. Даже миниатюры становятся драматическими и большими (ноктюрн c-moll, полонез As-dur).

В 1847 г. - разрыв с Жорж Санд. Остальные годы - постепенное угасание творчества. В 1848 г. Шопен поехал на гастроли в Лондон. Там он давал уроки, немного выступал в салонах. Последний раз выступал на польском балу. Умер Шопен от туберкулеза на руках своей сестры. На похоронах исполняли реквием Моцарта. По завещанию Шопена его сердце перевезли в Варшаву. С середины 40-х гг. в его творчестве появились новые тенденции: спокойная созерцательность, светлая гармония. Музыкальный язык более сложный. Появляется больше полифонических приемов. Многослойность мелодии. Гармония хроматизирована. Отсюда начинается путь к музыкальному эмприссионизму (Дебюсси и др.). Это воплощено в его "Колыбельной".

Юстина Кжижановска (1782–1861),
мать польского композитора Фредерика Шопена

Юстина Кжижановска происходила из семьи обедневших шляхтичей. Она рано потеряла родителей. Семья графини Людвики Скарбек, находившаяся в родстве с Кжижановскими, взяла осиротевшую девочку к себе на воспитание. В доме Скарбеков Юстина получила прекрасное образование. По сохранившимся свидетельствам, мать Шопена владела французским и немецким языками, была чрезвычайно музыкальна, прекрасно играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Повзрослев, Юстина стала помогать графине вести большое хозяйство в поместье Жилеза–Воля.

Отцом Шопена был француз-эмигрант Николя Шопен, сын виноградаря. Сохранилось его письмо французской родне, из которого следует, что он эмигрировал в Польшу, чтобы уклониться от призыва в армию. В Польше Николя якобы оказался в повстанческом войске Тадеуша Костюшко. Однако известно, что в действительности он работал на табачной фабрике. За время проживания в Польше ему удалось освоить польский язык. Заметив, что французский язык у польской шляхты в большой моде, он занялся его преподаванием.

У графини Людвики Скарбек было пятеро детей. К этим детям и пригласили Николя Шопен в качестве учителя французского. Об отце Шопена биографы писали, что он был основательным и экономным, опрятным и исполнительным - «хороший учитель французского, но без особого блеска». «Его отношение к искусству было прозаичным. Позже он (Николя) сделает попытку освоить скрипку, но ни в коем случае его нельзя было назвать артистичной личностью».

Возвращаясь к знакомству Юстины с будущим отцом Фредерика Шопена, надо заметить, что их брак состоялся только через четыре года. Николя долго присматривался к «пани мажордом», как шутливо называли Юстину домашние. Она была скромной девушкой, но с изысканными манерами, некрасивой, но обаятельной и рассудительной. Их свадьба состоялась в 1806 году. Невесте было 24 года, жениху - 35.

Отношения Николя и Юстины строились не на страстной любви, а на глубоком уважении друг к другу. Графиня Скарбек выделила молодожёнам один из флигелей в своей усадьбе. В 1807 году у них родилась старшая дочь Людвика, а 22 февраля 1810 года появился мальчик - будущий великий композитор. Фредерик родился слабым и болезненным ребёнком. Своей беспомощностью он сразу приковал к себе всё внимание матери.

К этому времени сыновья Скарбеков подросли и пришло время отдавать их в учебное заведение. Графиня Людвика с помощью знакомых подыскала для Николя место преподавателя французского языка в Варшавском лицее. А Юстина на деньги графини открыла пансион для мальчиков из благородных семей. В числе первых шести пансионеров были двое сыновей Людвики Скарбек. Пансион Юстины славился в Варшаве как самый лучший. Плата за проживание в нём была очень высокой. Мать Шопена создала прекрасные условия не только для проживания юных аристократов, но и для их всестороннего развития. Юстина заботилась о досуге своих питомцев. Мальчики постоянно были заняты музыкой, живописью и домашним театром.

Юстина - сильная, умная, талантливая женщина была всецело предана мужу и детям. Особым вниманием и заботой она окружила маленького Фредерика. Из-за частых болезней мальчик был лишён подвижных игр и занятий, присущих его возрасту, и чтобы он не скучал, мама развлекала его при помощи музыки и чтения книг. Юстина подарила сыну счастливое детство, наполнила его чудесной польской музыкой и пением. Звуки полонеза и мазурки вызывали у Фредерика неописуемый восторг. Незнакомые чувства переполняли его душу, когда он слушал, как поёт мама. Его эмоции поочередно менялись от бурных проявлений радости до душераздирающего плача. Так, через безграничную любовь и музыку Юстина раскрыла душу своего маленького сына. В четыре года она начала обучать Фредерика игре на пианино.

Своей матери Шопен был обязан и первыми музыкальными впечатлениями, и привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям, и первыми уроками игры на фортепиано. К пяти годам маленький Шопен уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные с Юстиной, и с удовольствием разыгрывал дуэты со своей старшей сестрой Людвикой. Кроме Фредерика в семье было три дочери: Людвика, Эмилия и Изабелла.

Юстина - выдающаяся личность, неутомимая труженица и любящая мать, заботилась о материальном положении семьи и старательно раскрывала таланты детей. Все дочери в семье Шопенов, как и Фредерик, под руководством Юстины получили прекрасное домашнее образование, великолепно играли на пианино. Однако центральное место в жизни матери занимал сын. Только у сыновей могла быть карьера и признание в обществе; дочерей, даже очень талантливых и образованных, родители готовили к замужеству и успешному материнству.

В 1817 году, в возрасте семи лет состоялось первое выступление маленького пианиста. Биографы как бы ставят в упрёк матери Шопена, что она не присутствовала на этом концерте. Хотя известно, что в это время она тяжело болела. Мудрая мама вручила Фредерику талисман, чтобы он был спокоен и уверен в её любви. Юстина сшила своими руками для его дебютного костюма широкий кружевной воротничк. Белоснежная импозантная деталь эта выгодно выделяла его среди остальных юных дарований, одетых в стандартные чёрные костюмчики с короткими брючками и белыми носочками. Впечатлительный мальчик испытал настоящую эйфорию от своего наряда. Как об этом вспоминал сам Шопен, в этот день он наслаждался счастьем не из-за восхищения его игрой на пианино, а из-за комплиментов по поводу его прекрасного воротничка. Эти комплименты он с восторгом описывал часами. Так Юстина открыла Шопену ещё один чудесный мир - мир высокой моды, что в будущем сыграет немаловажную роль в его карьере.

К сожалению, как сказал Ярослав Ивашкевич, издавший одну из лучших биографий Ф. Шопена, «…меньше всего мы знаем о его матери, хотя должны были знать больше всего. Влияние матери на Фредерика, очевидно, было самым значительным». По воспоминаниям современников, «дом Шопенов был исключительно приятный, а его душой была мать Фредерика Шопена, женщина обаятельная и мягкая, что, впрочем, она передала своему единственному сыну. От неё он унаследовал и талант к музыке». (Е. Косцельская).

Как было принято во все времена, мало кто из исследователей уделял внимание биографиям матерей великих людей. По всеобщему убеждению, существовавшему вплоть до XXI века, причиной гениальности человека могла быть только его врожденная особенность или генетическая предрасположенность, унаследованная от отца, деда или прадеда, исключительно по отцовской линии. Мысль о том, что человеческий гений – это результат творчества матери гения, никогда не посещала ни историков, ни исследователей. По этой причине мы сегодня почти ничего не знаем ни о родословных матерей великих людей, ни о жизни самых влиятельных женщин мира – Гениальных Матерей.

Зато отцам великих людей часто приписывались несуществующие достоинства и заслуги. Так, например, отец Шопена, впервые взявший в руки скрипку в сорокалетнем возрасте, почувствовал себя новым Леопольдом Моцартом. Он стал водить Фредерика выступать на званых вечерах, светских салонах, а бывало, и во дворцах - желающих услышать игру «польского Моцарта» было более чем достаточно.

Это было время, когда в Европе и России после феномена Амадея Моцарта возникла «мода» на юные дарования. Правящая элита сделала заказ обществу на высокое искусство, и за него хорошо платили. Бедные родители выбивались из сил, собирая последние деньги, чтобы купить музыкальный инструмент и нанять учителя для своего чада. В то время, как отцы муштровали детей (Моцарт), а порой и били (Паганини, Бетховен), Гениальные Матери с любовью и нежностью раскрывали души гениев в своих детях, творили судьбы великих людей. Собственно, отцы начинали замечать одарённого ребенка среди своих порой многочисленных отпрысков, когда тому исполнялось уже 5–7 лет. Благодаря Гениальным Матерям, целое созвездие великих музыкантов, художников, поэтов и писателей осветило Европу и Россию в XIX веке. По этим причинам все самые великие деятели искусств рождались примерно в одно и то же время, в одних местах.

Совершенно очевидно, что все «чудо-дети» не родились гениальными музыкантами, художниками или поэтами. Просто им больше повезло: они стали любимцами своих матерей с первых минут своего рождения. Одни - потому что были рождены после смерти брата или даже двух (Шекспир, Моцарт, Бетховен, Гоголь, Глинка, Куприн), другие - потому что были первенцами или единственными сыновьями (Рафаэль, Шопен, Пастер, Пикассо), третьи - потому что родились недоношенными и нежизнеспособными (Кеплер, Ньютон, Вольтер), четвёртые - потому что были самыми младшими (Вагнер, Менделеев, Махатма Ганди).

И эта Материнская любовь оказалась той всемогущественной творческой силой, которая как бы распечатывала, раскрывала потенциал ребёнка. Чем сильнее любовь и мощнее личность матери, тем грандиознее её творение. Никто из гениев, попав младенцем в ситуацию «маугли», не смог бы даже заговорить. Раскрытые дети могут стать великими с одинаковым успехом в любой из наук и искусств, где бы смогла самовыражаться их душа. В случае с Фредериком Шопеном свою роль сыграла среда, в которую он был погружён с самого рождения, которую, опять же, создала для него мать.

Это детство гениев никто никогда не изучал, а сами они, как и обычные люди, ничего не помнят об этом периоде своей жизни и уверены, что уже родились такими.
Что касается Шопена, мы можем только догадываться, какая колоссальная работа была проделана Юстиной Кжижановской.

В 13 лет Фредерик поступил в лицей, который закончил через три года. Там он проявил все свои разносторонние способности. Он свободно говорил и читал на французском и немецком языках, прекрасно рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его артистический талант был настолько ярким, что он мог бы стать превосходным театральным актером.

После лицея Фредерик поступил в консерваторию, и с этого же времени началась его артистическая деятельность. Шопен стал выступать с концертами в Вене и в Кракове. 1 ноября 1830 года он уехал из Варшавы, и, как оказалось, навсегда. В начале Фредерик прибыл в Дрезден, затем немного пожил в Вене, и наконец, решил уехать в Англию, проездом через Париж. Впоследствии, когда Шопен окончательно поселился в Париже, он часто шутил: «Я здесь только проездом».

В 1832 году Фредерик Шопен был уже одним из самых популярных Парижских пианистов. «Я вращаюсь в самом высшем обществе - среди князей и министров. Каким образом я к ним попал, я и сам не знаю: это случилось как-то само собой» (Из письма Шопена другу).

В Париже Фредерик обрёл настоящую славу. Его виртуозная игра на пианино, изысканные манеры и чуть утомлённый голос произвели потрясающий эффект на избалованных французов. Его неподражаемый стиль в одежде: шёлковые плащи, перчатки из кожи ягнёнка светло-лавандового цвета, известного как цвет Шопена, – всё это создало не только неповторимый образ гениального композитора, но и породило целое направление в парижской моде. Судьба Шопена складывалась, казалось бы, на редкость счастливо: его, аристократа по материнской линии, великого музыканта, принимали и встречали как князя. Он давал многочисленные концерты, заключал выгодные контракты с издателями. Его уроки игры на фортепиано были самыми дорогими, люди к нему записывались в очередь. Фредерик Шопен быстро и с редкой для музыканта лёгкостью вошёл в избранный круг людей искусства.

В августе 1835 года произошло самое радостное для Шопена событие: в Карлсбаде (ныне Карловы Вары) состоялась его долгожданная встреча с родителями. «Наша радость неописуема. Мы обнимаемся - и что же можно ещё? Мы вместе ходим, ведём мамочку под руку... Ласкаемся и покрикиваем друг на друга... Вот оно осуществилось, это счастье, счастье и счастье». (Из письма мужу сестры). Это счастье продлилось почти месяц. Простившись с родителями, Шопен больше никогда их не увидел.

Всё в жизни Фредерика произошло так, как задумала его Гениальная Мать. Это она научила его любить музыку, раскрыла его творческие способности. Всё предусмотрела Юстина. Даже то, что Шопен воспитывался и дружил с мальчиками из благородных семей, живущих в её пансионате, даже кружевной воротничок, который стал началом его неповторимого образа - всё было её творением. И всё сбылось. Кроме счастья…

В феврале 1837 года Юстина Кжижановска написала из Варшавы в Париж своему сыну Фридерику: «Нет такого счастья на земле, которого я бы тебе не пожелала, дорогой Фрыцко. Сердце моё переполнено чувствами... Пани Водзыньска говорила мне, что ты обещал ей рано ложиться спать, чему я очень рада, так как это необходимо для твоего здоровья; однако ты не сдержал данного ей слова. Это особенно важно сейчас, когда свирепствует такой сильный грипп. Пиши нам часто, ибо, поверь мне, что как только проходит месяц, а от тебя нет письма, то каждый из нас начинает обманывать других, выискивая причины, объясняющие твое молчание, и успокаивая друг друга, а про себя думая иное. Не беспокойся о нас, береги своё здоровье - оно важнее всего для нашего счастья. От души обнимаю тебя, бесконечно привязанная Мать».

Разлука с матерью и с Родиной стала для композитора причиной постоянной скрытой тоски. По-настоящему Фредерик Шопен был спокоен и счастлив только рядом с мамой. К тоске по дому и семье прибавилась любовь к Жорж Санд, которая принесла больше горя, чем счастья, и подорвала и без того слабое здоровье Шопена. Он мечтал о своей семье и безупречной женщине, всецело преданной мужу и детям, которая была бы похожа на его мать. Как говорила Жорж Санд о Фредерике Шопене, «мать была его единственной страстью и единственной женщиной, которую он действительно любил».

Фредерик Шопен был гениальным польским композитором и одним из замечательных пианистов первой половины 19 века.
Его отец, француз по происхождению, был гувернером в доме графов Скарбеков, а затем преподавателем варшавского лицея; мать – полька из обедневших дворян. Шопен учился в лицее, где преподавал его отец, и одновременно посещал варшавскую Главную музыкальную школу. С самых ранних лет он поражал своим исключительным музыкальным дарованием и девятилетним мальчиком уже выступал публично в концертах.
Первым его учителем игры на фортепиано был чех Адальберт Живный, замененный впоследствии известным варшавским композитором, директором Главной музыкальной школы – И. Эльснером, автором ряда популярных в то время опер в итальянском стиле. Рано также выявились у Шопена композиторские способности, и, когда он в 1830, уже законченным и прославленным пианистом, покидал Варшаву, в его портфеле находилось много произведений, в том числе несколько изданных. После кратковременного пребывания в Вене и Мюнхене, где он с большим успехом выступал как пианист, Шопен отправился в Париж, центр музыкальной жизни того времени. Он скоро занял выдающееся положение среди парижских музыкантов и вошел в дружеские отношения с самыми знаменитыми современниками: Листом, Берлиозом, Беллини, Мейербером, Бальзаком, Г. Гейне, Делакруа и другими. Исключительное значение приобрело для него знакомство с Жорж Санд, с которой его связывало глубокое чувство, прервавшееся, во многом, в силу политических расхождений.
Зарекомендовав себя первоклассным пианистом и композитором, Шопен сделался одним из самых модных учителей игры на фортепиано в аристократических польских и французских домах. В качестве виртуоза он выступал очень редко и то главным образом в салонах – в небольших помещениях перед немногочисленной, "избранной" аудиторией. Одной из причин этой сдержанности в области концертной деятельности была слабость его здоровья, приведшая к тяжелому легочному заболеванию. Последние годы жизни были, по существу, мучительным увяданием. Умер и похоронен Шопен в Париже.
За исключением очень немногих произведений, Шопен писал только для фортепиано.
Друзья настаивали, чтобы Шопен от чисто фортепианного творчества перешел к сочинению крупных симфонических произведений и прежде всего создал подлинную народную оперу. Но он все же ограничивался исключительно сферой фортепиано. И это не было случайно. Большие формы симфонического или оперного творчества, рассчитанного на широкую аудиторию, остались для него чуждым, следовательно, непосильным делом. Однако, не покидая аристократического салона, он превратил фортепиано в оркестр. С гениальной изобретательностью он открыл широчайшую гамму красочных возможностей фортепианных звучаний, достигнув непревзойденного до сих пор мастерства современного пианизма. Шопен сумел из этого инструмента извлечь как мощные звучания, по своему впечатлению не уступающие оркестровым, так и нежнейшие оттенки, отражающие тончайшие психологические движения. С другой стороны: песенность, построенная на польских народных интонациях, делает шопеновские произведения понятными для массового слушателя.
Сложившееся мнение о том, что творчество Шопена в целом сентиментально, является односторонним. Шопен не прошел мимо влияний того чувствительного направления, которое характерно для всего искусства первой четверти 19 века. Элементы этого направления можно найти во всех произведениях Шопена. В основном все же они характерны для первого периода его творчества, когда он еще не освободился от влияний Фильда, Гуммеля и итальянских оперных композиторов (Россини и других). В лучших произведениях среднего и позднего периода его творчества, в балладах, полонезах, скерцо и прелюдиях, сентиментализм порой сменяет подлинный трагизм, коренящийся в польской романтической героике.
Влияние Шопена на музыкальное творчество огромно. Это влияние проявилось в области развития гармонического стиля европейской музыки и музыкальной формы в целом. Оно заметно в гармониях вагнеровского "Тристана", в крупных фортепианных и оркестровых сочинениях Листа. Трудно найти композитора во второй половине 19 и начале 20 веков, который в той или другой мере не подвергся бы влиянию Шопена. В истории русской музыки оно ярче всего сказалось на творчестве Скрябина и его последователей.

Фредерик Францишек Шопен (на французский манер Фредерик Франсуа Шопен) родился 1 марта 1810 года (по некоторым сведениям 22 февраля 1810 года) в деревне Желязова-Воля, недалеко от Варшавы. Отец – Николя Шопен (1771-1844) был родом из простой французской семьи и приехал в Польшу заниматься преподавательской деятельностью. В 1810 году был воспитателем у детей графа Скарбека. Мама – Юстина Кшижановская (1782-1861) была дальней родственницей графа Скарбека. Родители дали дочери хорошее образование.
Через полгода после рождения сына Николя и Юстина переезжают в Варшаву, где и проходит детство и юность будущего композитора. С раннего детства Фредерик был окружен любовью и заботой родителей, что позволило рано проявиться его гениальному таланту. С 7 лет мальчик занимался музыкой с пианистом Войцехом Живным. В 1818 году, когда Шопену было 8 лет, пришла первая известность – в одной из варшавских газет очень положительно написали про его «Полонез». К двенадцати годам превосходил многих польских исполнителей в мастерстве игры на пианино. Когда Живной посчитал, что больше ничему не сможет научить юное дарование, новым учителем Шопена стал композитор Юзеф Эльснер. В 1826 году начинает обучаться в консерватории по классу композиции и одновременно с этим продолжил занятия с Эльснером. Своему учителю Шопен посвятил сонату для фортепиано, написанную им в 1828 году. В 1829 году оканчивает консерваторию.
В 1829 году первые концерты в Вене. После концертного турне, Фредерик Шопен ненадолго возвращается в Варшаву в 1830 году и дает тут три своих концерта, после чего отправляется в турне по Европе. На этот раз он навсегда покинул родной город, по которому он тосковал всю оставшуюся жизнь. В 1830 году в Польше началось восстание, которое было подавлено в 1831 и это заставило композитора переехать жить в Париж. Именно в этот период Шопен пишет известные первый и второй концерты, и посвящает польской революции свой знаменитый «Революционный этюд».
В 1832 году Шопен дает свой первый концерт в Париже, который имел огромный успех. Шопена часто начинают приглашать в разные салоны. Так начинается его вхождение в аристократический круг Парижа. Здесь он знакомится с Листом, Мендельсоном, Берлиозом и другими выдающимися личностями. В это же время Шопен начинает заниматься преподавательской деятельностью. В 1837 году Шопен, на фоне разрыва отношений со своей невестой Марией Водзинской, знакомится с Жорж Санд (Аврора Дюпен), роман с которой продлится десять лет. Отношения между композитором и писательницей были сложны для обоих, но именно в это время Шопен пишет большинство своих величайший произведений. В конце тридцатых годов Шопен заболевает, предположительно туберкулезом. В надежде на улучшение состояния Фредерик и Аврора проводят лето на одном из островов Средиземного моря. Хотя поездка и не принесла улучшения здоровья, но позволила Шопену написать свои знаменитые прелюдии. С 1831 по 1844 года Шопен создает известные четыре баллады, которые и по сегодняшний день являются одними из самых исполняемых в мире. В 1840 году публикуется соната для фортепиано №2, третья часть которой получила широкую известность, как «Траурный марш».
В 1846 году отношения между Шопеном и Санд ухудшаются, и в 1847 году происходит окончательный разрыв. Желание сменить обстановку и начавшаяся революция во Франции подтолкнули композитора к переезду в Лондон. Вскоре после своего последнего концерта в Париже в 1848 году Шопен покидает Францию. В Великобритании он исполняет свои произведения в салонах высшего света и занимаясь с учениками, но климат ухудшает состояние здоровья и в 1849 году Шопен вынужден вернуться в Париж. В 1849 году пишет четвертую мазурку из 68 сочинения, которая становится его последним творением.
Умер Фредерик Францишек Шопен 17 октября 1849 года в своей парижской квартире, вскоре после возвращения из Лондона. Похоронили композитора на парижском кладбище Пер-Лашез, а его сердце, согласно его завещанию, в колоне костела Святого Креста в Варшаве.