Меню
Бесплатно
Главная  /  Идеи подарков  /  Никакой сложности в закрытии отверстий на дудке нет. Теперь требуется обратить внимание на чистоту звука

Никакой сложности в закрытии отверстий на дудке нет. Теперь требуется обратить внимание на чистоту звука

Светлана Пономарёва
Учимся играть на свирели в детском саду

Учимся играть на свирели в детском саду

Пономарёва Светлана Николаевна

музыкальный руководитель

ДОУ ЦРР Детский сад «Счастливое детство »

Новоусманского района Воронежской области

Так несмело, неумело,

Но ведь мастера нашла!

Подарил ей мастер трель,

Превратив её в свирель .

(Н. Пикулева) .

Свирель – один из древнейших музыкальных инструментов, оставшийся при этом неизменным до сих пор. Имеет множество разных названий в различных странах. В России называется «сопилка» , но более известен под названием «свирель » . Является национальным народным инструментом в десятках государств. Очень распространён в странах причерноморья и средиземноморья от Украины до Португалии. Тысячелетиями свирель являлась неизменным атрибутом пастухов. Пастухи и подпаски очаровывали мелодичными напевами своих рожков и свирелей , подобно Лелю из сказки – пьесы Александра Островского «Снегурочка» . И умели они не только играть , но и делать свои инструменты.

Вспомните :

«Я пойду, пойду погуляю,

Белую берёзу заломаю :

Срежу я с берёзы три пруточка –

Сделаю из них я три гудочка…

Теперь не надо заламывать берёзки – давайте лучше охранять зелёных друзей.

«Гудочки» - свирели изготовила Завидовская фабрика игрушек.

С воронкой – раструбом КЛАРНЕТ

Или без раструба СВИРЕЛЬ

Известны миру сотни лет,

Такой свирелью в старину ,

Крестьянских коз со всех дворов

Сгоняли в поле на стерню. Ведь сочная трава лугов

Была для барских лишь коров…

В эпоху Римской империи свирели вместе с барабанами были главными инструментами военных оркестров. Это сочетание оказалось столь удачным, что до сих пор часто используется в военных маршах.

У свирели очень характерный хрипловатый нежный звук, поэтому она обычно используется как солирующий инструмент. Для неё в разное время писались серьёзные музыкальные произведения.

При всех этих достоинствах игра на свирели проста .

При обучении игры на свирели с дошкольниками я использую свирели , изготовленные Завидовской фабрикой игрушек. Она представляет трубку длиной около 30 см со свистковым устройством с одной стороны и с шестью отверстиями. При первых отверстиях закрываются пальцами левой руки, а с четвёртого по шестое – пальцами правой руки.

Звукоизвлечение произносится лёгким певческим дыханием, близким к слогу «ХА» или «ТУ» , а если дунуть чуть СИЛЬНЕЕ – звук будет ОКТАВОЙ ВЫШЕ. Под текстами песен помечено, СКОЛЬКО отверстий надо ЗАКРЫТЬ для данного слога.

Ва - си - лёк, ва - си - лёк,

Мой- лю – би- мый - цве - ток.

Как говорил Гамлет – «…играть на свирели очень просто… Нужно только зажимать пальцами дырки, дуть ртом в конец свирели и из неё польётся волшебная музыка…»

Не зря именно на этом инструменте учат играть детей не только в музыкальных школах, но даже в детских садах . Это не сложно.

Обучая детей подготовительной группы игре на свирели я использую незаменимое пособие педагога – музыканта Эдельвены Яковлевны Смеловой непреклонной в своём стремлении возродить наши корни – свирельное и балалаечное искусство, чтобы миллионы Анечек и Ванечек снова стали ЛЕЛЯМИ.

Её система приобщения к музицированию общедоступна и демократична, способствует познанию мира через музыкальное творчество разных времён и народов.

Эта система с успехом применялась Смеловой в Шри Ланке, стране самобытной культуры, своеобразной, не похожей на нашу письменность и записи нот.

Эдельвена Смелова одержима идеей обучения ВСЕХ! нотной грамоте : «Ведь нот всего семь! – меньше, чем цифр и букв, - не устаёт доказывать она».

И с этим я соглашусь с ней, целиком и полностью поддерживаю её.

Тетрадь для дошкольников и младших школьников «Играем на свирели , рисуем и поём» А. И. Конч ставит своей целью – научить ребёнка музицировать на свирели по цифрам (донотный период) и через инструментальное исполнение развивать координацию его слуха и голоса. Это пособие подготовлено к программе «Приемственность» ,

А. И. Конч предлагает последовательность разучивания.

Чтобы играть на чудо – инструментах, не обязательно сразу осваивать нотную грамоту, достаточно научиться считать хотя бы до семи.

И кем бы ни стали наши дети, у них должны быть ловкие пальцы, чуткое сердце и добрая душа.

Литература :

1. Конч, А. И. Играем на свирели , рисуем и поём. Тетрадь для дошкольников и младших школьников. – М.: ГНОМ и Д, 2011. -72с.

2. Смелова, Э. Я. Ежеквартальный детский музыкальный журнал «ХОРОВОД» М.: Инкоцентр, 2011. – 15с.

3. Петелин А. С., Горькова Л. Г. Развитие творческих способностей детей средствами музыки. – Воронеж, ВОИПКРО, 2003.

4. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду . – М.: Просвещение. 1981.

5. Ветлугина Н. А. Детский оркестр . – М.: Просвещение.

6. Кононова Н. Г. обучаем игре на детских музыкальных инструментах. -1990.

7. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение : Владос, 1994.

8. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду – М ., - 1985.

9. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. –Ростов – на – дону : Феникс, 2008. – с. 42.

10. Метлов Н. А. Музыка – детям. – М.: Просвещение, 1985.

ПРИОБЩЕНИЕ К МУЗИЦИРОВАНИЮ

МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ИГРЫ НА СВИРЕЛИ

Эдельвена Яковлевна Смелова

Детский музыкальный инструмент СВИРЕЛЬ имеет своих предшественников в любой культуре мира, у любой народности. Названия у разных народов разные: по–украински - сопилка, по-молдавски - флуераш, по-грузински - саламури, у кубинцев - кена...

А суть одна: это была камышовая или тросниковая трубка с отверстиями для пальцев, закрывая и открывая которые, изменяют воздушный столб, а с ним и высоту звука.

Много подобных свистулек из бамбука и в Азии. А недавно аналог такого духового инструмента из кости был обнаружен в раскопках 35000-летней давности на юге Германии.

Работая педагогом без малого 30 лет в Музыкальной школе Обнинска, я искала пути облегчении освоения нотной грамоты учащимися хорового отделения, куда родители часто приводили мальчиков «ограждая от улицы». Музыкальных инструментов дома у большинства из них не было, и в те давние времена о такой игрушке как блок-флейта Карла Орфа даже мечтать не приходилось. Я сама узнала об этом инструменте только в семидесятые годы благодаря эстонским коллегам, с которыми было тесное сотрудничество. Для улучшения интонации учащихся необходим был «эталон звукоряда». Короткий звякающий звук металлофонов ребятами плохо фиксировался. Грубые гармошки требуют для звукоизвлечения выхода и входа, что никак не подходит по гигиеническим соображениям. Кстати, они тоже были немецкими и довольно дорогие. Привлекли пластмассовые дудочки – кларнетики и свирели, но их непонятный настрой исключал возможность использования.

Попытки поковырять отверстия привели к превращению кларнетика в ЗВУКАРИК, а книжка «БУВАРЬ-ЗВУКАРЬ» сама собой собиралась в самоучитель нотной азбуки.

У СВИРЕЛЕЙ же, напротив, приходилось заливать некоторые отверстия лаком для ногтей. А поскольку отверстий только ШЕСТЬ, эта игрушка виделась мне пригодной для до нотного периода.

Вместе с моими рукописными цифровками, исправленные свирели, успешно использовали музработники наших детских садов. Игровая форма на начальном этапе обучения помогала снять напряжение, сосредоточив внимание на звуке, на мелодии, на ритме.

И звукарик, и свирель задуманы для хоровиков, а не для духовиков у которых совершенно другие приемы звукоизвлечения и обязательно свои инструменты!!

Звукоизвлечение на СВИРЕЛИ производится ПЕВЧЕСКИМ дыханием, так необходимым не только хоровикам.

Само руководство игры на свирели занимает всего пять строчек :

Сосчитаем бугорки с отверстиями на стволе СВИРЕЛИ от мундштука: их – ШЕСТЬ.

ТРИ ПЕРВЫХ отверстия закрываются пальцами ЛЕВОЙ руки, а с ЧЕТВЕРТОГО по ШЕСТОЕ – пальцами ПРАВОЙ руки. Под текстами песен помечено, СКОЛЬКО отверстий надо ЗАКРЫТЬ для данного слога.

Под цифрами – графическое изображение РИТМА.


Освоить это способен любой ребенок, наученный прочитать и сосчитать. Поэтому я рекомендую начинать занятия с 5 -6 лет. Роль учителя, в качестве дирижера, сводится к организации а наличие фонограмм усиливает эффективность совместного творчества.

Данная технология с успехом используется многими учителями уже более 25-ти лет. Что дает использование моей методики, превосходно сформулировано методистом Е.А. Рисовой из НМЦ С-Петербурга:

«Игра на свирели дает удивительные результаты в развитии музыкальных способностей учащихся: улучшается чистота интонирования и качество вокального звука, развиваются музыкальная память и вокальное дыхание. Игра на свирели как активная дыхательная гимнастика способствует оздоровлению детского организма. Развитие мелкой моторики и координации пальцев, массаж их окончаний приводит к улучшению речи ребенка, более свободному чтению, улучшению почерка, грамотному письму, лечению дисграфии. Обучение игре на свирели по методике Э.Я. Смеловой дает детям возможность играть мелодии песен и попевок уже с первых уроков без овладения нотной грамоты. Через 2-3 месяца занятий ребенок может сыграть репертуар из 15-20 мелодий. Таким образом, дети приобщаются к активному музицированию, играют и поют народную и композиторскую музыку, исполняют темы из классических произведений. Дети активно погружаются в огромный мир музыки, приобщаясь к музыкальной культуре».

Однако, снабдить учителя только методикой в данном в данном случае недостаточно: способ требуе средств, т.е. качественный инструмент из разрешенного для детей материала. Свирели должны приобретаться в двойном количестве – одна для работы в классе, другая – для тренировки дома. Книжка-самоучитель на каждой странице содержит новую информацию, на которой учителю стоит сосредоточить внимание учащихся на уроке в классе; пауза, реприза, ритм. Первая же песня включает тему «направление движения мелодии: вниз, вверх, на месте ». На свирели идеально соответствуют направления движения пальцев и мелодии: пальцы шагают вниз по пенечкам с отверстиями – и звуки тоже идут вниз. Здесь же можно коснуться понятия тоника .

Руководителю обучения необходимо неукоснительно следить за правильным положением рук: переучивать всегда труднее, чем научить сразу. Никто не станет переставлять клапаны на кларнете или саксафоне, где левая рука всегда над правой. (И вообще все музыканты – «левши»).

В методике большую роль играет ритмическая картинка , по которой можно проследить повторность, характерную для многих народных мелодий. На примере русской народной песни «Сени» определить движение мелодии скачком.

Понятие лада – веселый и грустный, мажор и минор – можно иллюстрировать песнями «Курочка», «Мишка с куклой», «Перепелочка» и «Березка». Здесь возможно вспомнить про тонику и дать понятие об устойчивых и неустойчивых ступенях. Особо перегружать теоретическими премудростями на начальном этапе музицирования не стоит, а лучше накапливать репертуар, развивая музыкальную память. Ведь СВИРЕЛЬ – игра в музыку, расширяет кругозор, подобно накоплению запаса слов перед обучением чтению и письму.

Для СВИРЕЛИ, мною сделано уже около тысячи переложений, в их числе изданы малыми тиражами «Свирель поет мелодии Детства», «Свирель поет мелодии Рождества», «Свирель поет любимые напевы». Готовится к изданию «Свирель поет Мелодии Опер и Симфоний», «Свирель поет 100 напевов народов Мира».

Я безмерно благодарна многочисленным учителям музыки, использовавшим мой метод, подарившим тем самым тысячам ребятишек радость общения с прекрасным миром музыки, радость ощущения себя творцом.

Опыт убеждает, что обучать нотной грамоте следует на избранном традиционном инструменте, тогда позиция пальцев на нем и нотные знаки на нотоносце переходят в условный рефлекс. Работая в Торонто в CameronPublicSchool, на втором году обучения, в 3-ем и 4-ом классах, я ввела нотную запись, вернувшись к песне А.Островского «пусть всегда будет солнце», с которой в книжке дан «ключ».Затем последовали задания с переложениями знакомых и незнакомых и незнакомых мелодий с нотной записи в цифровую, и запись цифровки нотами.

На первом занятии самоучителя «Блокфлейта для начинающих» мы подробно рассмотрели основы игры на блокфлейте и вы готовы уже схватить свою блокфлейту и задать ей жару. Похвально! И, перед тем как взять блокфлейту в руки, давайте пронумеруем пальцы на руках.

Ничего сверхъестественного делать не будем. Пальцев на руках останется, по-прежнему, десять.
Но номера им дадим как на рисунке:

нумерация пальцев для расположения на дудочке

На сайте «Свирельки» будем придерживаться такой нумерации пальцев потому, что «Свирелька» подходит для обучения игре на разных продольных флейтах. И в игре на этих флейтах участвуют разное количество пальцев. На блокфлейте, например, играют девять пальцев — мизинец левой руки (пятый палец) в игре не участвует. На хроматической сопилке задействованы все десять пальцев. В общем, пальцы мы пронумеровали и теперь берем блокфлейту в руки.

Блокфлейта для начинающих. Расположение рук

Левая рука располагается сверху, правая снизу (если не указано по другому, то берем так все продольные флейты):

руки на блокфлейте

Располагаем пальцы на блокфлейте:

  • Первым пальцем закрываем единственное отверстие снизу блокфлейты.
  • Второй, третий и четвертый пальцы располагаются на трех верхних отверстиях.
  • Пятый палец отдыхает во всякое время, когда вы играете на блокфлейте.
  • Шестой палец поддерживает блокфлейту снизу. Ему, хоть, отверстий и не досталось, но без него блокфлейта имела бы неустойчивое положение или, вообще, выпала бы из рук …
  • Седьмой, восьмой, девятый и десятый пальцы закрывают оставшиеся четыре отверстия блокфлейты.

На некоторых блокфлейтах два нижних отверстия сделаны сдвоенными. То есть, вместо одного отверстия для девятого и десятого пальцев сделаны по два отверстия разного диаметра. Вот и хорошо! Плотно закрываем их все как показано на рисунке:

расположение пальцев на блокфлейте

Обратите внимание на положение локтей. Локти разводим в стороны, не прижимаем, отводим их от туловища, чтобы можно было свободно двигать руками при игре на блокфлейте.

Теперь важная информация для раздела «блокфлейта для начинающих»!

Закрывать отверстия на блокфлейте следует подушечками слегка согнутых пальцев. Не надо ставить пальцы «молоточками» как на клавишах фортепиано. На блокфлейте пальцы распрямлены. Поэтому разогните свои пальцы! И никакого напряжения. Держать пальцы следует свободно. Главное, это полное закрытие отверстия. Если отверстие закрыть пальцем не плотно, в него будет проходить воздух и звук блокфлейты изменится. Это вы услышите немедленно. Кстати, даже, если давить на отверстия блокфлейты изо всей дури, но, при этом отверстия закрыть не полностью, игры не получится. Поэтому перечитайте этот абзац ещё раз и поймите — пальцы держим свободно, чуть сгибаем и «подушечками» плотно закрываем нотные отверстия блокфлейты.

Никакой сложности в закрытии отверстий на дудке нет.

Нужна всего лишь тренировка. Тренировка слаженности дыхания и пальцев. Дыхание плавное, пальцы слегка согнуты (распрямлены) без напряжения плотно закрывают отверстия. В моменты, когда пальцы закрывают или открывают отверстия, дыхание замирает. Иначе ноты будут смазаны. Появится противный шипящий/свистящий звук.

На самом деле, это дольше объяснять. На первом занятии нашего самоучителя было продемонстрировано видео, где можно было увидеть правильное расположение пальцев юной блокфлейтистки. Теперь посмотрите как это делает блокфлейтист — профессионал. Запись смотрите до конца. Она короткая. Все внимание на пальцы блокфлейтиста и на его рот. Смотрите как он располагает пальцы и как от вдыхает воздух на паузах:

Если поняли как правильно ставить пальцы на блокфлейте, поставьте лайк:


Берите в руки дудочку и начинайте практиковаться. С самых простых мелодий. «Свирелька» тут просто незаменима.

И помните, что пальцы на блокфлейте ставят вот так:

пальцы на отверстии блокфлейты

На блокфлейте, на сопилке, на свирели и на других продольных флейтах пальцы ставим так!
Обратите внимание на большие пальцы рук. Если они располагаются на нотных отверстиях блокфлейты, то их тоже ставят прямо (под углом 45 градусов), а не «молоточком». Молоточек на блокфлейте, это всегда брак в игре!

Все, без исключения, профессиональные музыканты играют гаммы. Всегда. И вы так поступайте. Даже, когда вам покажется, что вы само совершенство в игре на блокфлейте, продолжайте играть гаммы. И диатонические и хроматические. Обязательно!

Резюме урока «блокфлейта для начинающих »:
1. Пальцы свободно располагаются подушечками на отверстиях блокфлейты полностью закрывая их.
2. Регулярно (лучше каждый день) играем гаммы, даже, если вам кажется, что блокфлейта для начинающих это пройденных этап. Ноты гамм найдете на сайте «Свирельки».

Для самых нетерпеливых, кто хочет играть на блокфлейте немедленно посмотрите урок от проекта ««Музыка для всех»» из Якутии. На этом уроке показано как держать блокфлейту и извлекать из нее музыкальные звуки.
Урок ведет Лена:


Спасибо Лена! Ждем новых уроков!Просим обратить внимание, что на видео пальцы, которые не закрывают отверстия на блокфлейте сильно подняты над инструментом. Здесь это вполне допустимо, чтобы было лучше видно положение тех пальце, которые участвуют в игре. Вам же, при обучении и в дальнейшем при игре необходимо придерживаться метода — пальцы располагаются над своими отверстиями и лишь немного приподняты над ними.

И ещё, на видео показаны первые ноты на блокфлейте. Это немного опережает наш самоучитель, но вполне допустимо, чтобы вы их пробовали сыграть. Они простые. У вас получится!

Теперь начинаем извлекать из блокфлейты первые звуки.

Перейдите на страницу:

Занятие 3

Музыкальная пауза.

Пете 4 года. Посмотрите для вдохновения. Блокфлейта для начинающих:

Перейдите на страницу:

Занятие 3

Блокфлейта для начинающих

Оставьте свой комментарий:

Занятие 2 : 19 комментариев

  1. Наталья

    Здравствуйте, посоветуйте, пожалуйста,модель инструмента для девочки,левша,7 лет,только начинает

  2. Дмитрий

    Хотел бы научиться играть на духовых инструментах, хотя бы на уровне начинающего.
    Не знал как подступиться. Самоучитель для начинающих самое то!

  3. Василий

    А у вас подобная программа для обучения на флейте Пана есть?

  4. Ольга

    Начали пользоваться программой.
    Вообще учится играть ребенок (6 лет), а заодно и я (мама). Играем на блокфлейте сопрано (не барочная) если я ничего не путаю.
    Программа очень понравилась, сначала ребенок играл просто по нотам потом на небольшом темпе включили и исполнение в программе, сейчас оттачиваем мастерство и наращиваем постепенно темп. Очень-очень здорово.

Всем привет!:)
Сегодня будет необычный, не свойственный для моего блога пост. Тем не менее, очень нужный многим людям, которые наверняка найдут в нем ключ к решению своих задач.

Дело в том, что пару дней назад я совершенно спонтанно и неожиданно для себя купил в музыкальном магазине… музыкальный инструмент. Нет, не большой и не дорогой, но самый настоящий. Этим музыкальным инструментом оказалась обычная блокфлейта.

Блокфлейта

Таким образом, мне просто захотелось подудеть в большую свистульку с дырками, позаписывать ее чудные звуки и даже вставлять их изредка в качестве сэмплов в свои музыкальные треки. Поэтому как-то раз идя с работы я зарулил в музыкальный магазин, чтобы купить ее. Стоит она от 176 рублей, но цена более-менее качественной модели начинается только от 500. Лучше брать блокфлейту фирмы Yamaha серии 2х или 3х, барочной или немецкой системы – на небольшую разницу в аппликатуре этих двух систем не обращайте серьезного внимания: она минимальна. Свистулька фирмы Hohner стоит дороже, в районе 1500-2000 рублей.

А вообще – берите то, что вам будет по душе и по карману. В любом случае, мы – чистый лист, и правила любой из блокфлейт будем принимать как должное. Переучиваться нам не с чего. А пластмассовый звук, если такой будет иметь место, все равно так или иначе присутствует в моделях низшего ценового сегмента. Дорогие деревянные модели вряд ли кто будет покупать – а вдруг не понравится учиться в принципе? Или разонравится инструмент. Поэтому берем то, что нравится. МОЖНО недорогое, можно.

С или F, или как я ложанулся

Единственный аспект: просите продавца, чтобы блокфлейта была в ключе “ДО мажор” , или попросту С . Для подобных инструментов написано подавляющее количество учебников и видеоуроков, в том числе и представленная ниже книжка, и также звучит она куда более приятнее, чем блокфлейта в ключе “ФА” (F) . Я поспешил и купил именно такую – в “фа”. Вы, конечно, тоже можете взять любую, а при занятиях брать ноты согласно аппликатуре вашего инструмента, но лично мне блокфлейта в ключе ФА звучит очень высоко. Еще бы: самый низкий звук, который она способна издать – это фа второй октавы. Сопраниссимо.
Про систему – барочную или немецкую – еще раз повторю, сильно не переживайте. Отличия в аппликатуре незначительны и указаны в инструкции к инструменту. Выучите так, как того потребует инструмент.

Итак, с выбором инструмента определились, купили. Домой принесли. Подудели, может быть, даже. Что дальше. Вот тут и наступает пора представить на ваш суд один очень неплохой самоучитель по игре на блокфлейте.

Самоучитель игры на блокфлейте для начинающих

Эта книга попалась мне в руки совсем недавно, когда я так же решил освоить диковинный для себя инструмент. Искал долго, пересматривал какие-то видеоуроки, смотрел выступления флейтистов, разучивал километры каких-то аппликатур… В общем, всё оказалось выше моих сил, каша в голове образовывалась крутая, и тут я познакомился именно с этой книгой. Называется она “Без музыкалки - самоучитель для сачков” и предназначена на самых-самых зеленых представителей класса самоучек – без нотной грамоты, без слуха и каких бы то ни было прочих заявок в крутые музыканты, автор страница за станицей, упражнение за упражнением постепенно раскрывает для нас весь мир этого замечательного инструмента.

Скачать книгу “Без музыкалки - самоучитель для сачков”

Скачать книгу можно из моего Яндекс.Диска – вот .
Распечатайте и принимайтесь за обучение! Кстати, книжка бесплатна, так что ничего у автора я не украл. Я только лишний раз высказал ему свое признание.

Кстати, распечатайте и аппликатуру:

Аппликатура блокфлейт Ямаха в ключах “С” и “F”.
Для обоих систем – барочной (английской) и немецкой (немецкой (прим. Кэпа).

Повесьте на стенку и учите. Учите. Учите. Ставьте пальцы, играйте “Чижика-пыжика” , читайте книжку и играйте. Одним словом – занимайтесь. Блокфлейта – это тот инструмент, который отплатит сполна своей преданностью и мелодизмом, если к ней отнестись с душой, за очень и очень небольшие затраты. Как материальные, так и умственные:)

То есть больше вам ничего не нужно. БОЛЬШЕ. НИЧЕГО. НЕ НУЖНО.
Только инструмент, книга и аппликатура. И усидчивость. И терпение. И желание. ВСЁ.

Upd. Заниматься нужно под метроном!

Чувство ритма, игра в ансамбле, под гитару – все эти навыки замечательно нарабатываются, если учиться под метроном. Это касается не только блокфлейты, но и любого другого инструмента. Поэтому не пренебрегайте этим простым решением, и КПД ваших занятий будет в разы выше.

Скачать метроном, которым сам пользуюсь: .

Этот пост был частью нового проекта Алаборна музыкальному обучению игре на инструментах, нотной теории и основам гармонии, технике вокала. Следите за новостями в моем блоге и дальше будет только лучше.

Игра на флейте. Занятие 1.

На котором (вы не поверите) вы будете уже вовсю дудеть и для этого сначала узнаете:

  • как устроена современная поперечная флейта;
  • что и как в ней называется;
  • правила обращения с флейтой, чтобы не повредить инструмент;
  • что такое игра на флейте — положение губ, языка, как и куда дуть.

Ещё вы научитесь правильно собирать и разбирать поперечную флейту и, наконец, проделаете свои первые игровые упражнения на флейте.

Занятия в самоучителе объемные. Сколько времени уйдет на освоение материала зависит от вашей подготовки. Больше времени уделяйте практике. Не торопитесь переходить к новым занятиям пока не освоили предыдущие. Возвращайтесь к пройденному материалу снова и снова. Видеоролики с учебными материалами просматривайте полностью (они короткие). Видео с музыкальными произведениями даны для ознакомления, смотрите их по желанию и возможности уделить время.

Поперечная флейта состоит из трех частей: головка, тело и колено.

Головка флейты

Верхняя часть флейты называется: головка флейты (мундштук).

Собственно игра на флейте это извлечение звука вдуванием воздуха через головку.
Для этого головка флейты имеет отверстие для вдувания воздуха - дульце .

Дульце окружено губками - накладкой, которая позволяет правильно приложить инструмент к губам флейтиста, чтобы извлекать (выдувать) ноты.

Со стороны дульца головка поперечной флейты закрыта коронкой (венцом) - резьбовой заглушкой, закрывающей доступ внутрь головки.

Начинающим флейтистам строго не рекомендуется отвинчивать коронку от головки, потому что под ней находится настроечная пробка . Если сдвинете пробку, собьется настройка инструмента и тогда придется обращаться к настройщику, потому что без опыта сами настроить флейту не сможете и игра на флейте станет некрасивой.

Настроечная пробка, это самая обыкновенная пробка. На самом деле настоящая пробка наподобие той, какой затыкают бутылки. Только она снабжена винтом-рефлектором , которым двигают эту пробку внутри головки так, чтобы флейта строила - звук инструмента попадал точно в ноты и игра на флейте была чарующей.

Кстати, если в открытый конец головки вставить шомпол обратным концом (без тряпочки) и посмотреть в дульце, можно увидеть засечку на шомполе прямо посредине дульца. Но даже то, что вы видите эту насечку, ещё не сделает вас настройщиком флейты, поэтому запомните - коронку не трогать!

Тело флейты

Вторая часть поперечной флейты - самая длинная - называется: тело флейты (корпус).

Тело содержит отверстия для извлечения нот, ведь, игра на флейте идет по нотам. Закрывают и открывают отверстия клапаны. Когда-то в давние времена отверстия на флейте закрывали пальцами. Так до сих пор играют на продольных флейтах - блокфлейте, свирели, тин вистле и прочих дудках.

На поперечной флейте от этого пришлось отказаться. Дело в том, что, если разместить отверстия на теле флейты так, как удобно для пальцев, это приведет к несовершенному строю инструмента. В частности, Вольфганг Амадей Моцарт из-за нестройности тогдашней флейты недолюбливал её. Впрочем, это не помешало гению сочинить три прекрасных концерта для флейты.

Музыкальная пауза.
На страницах самоучителя «Игра на флейте» представлены лучшие музыкальные произведения для флейты созданные выдающимися композиторами. Вы можете наслаждаться этой прекрасной музыкой. Только помните — вас ждет игра на флейте, поэтому не затягивайте паузу 😉
Продолжение занятия ниже.
Моцарт. Все три концерта для флейты. На этом занятии представляем:
«Концерт № 1 для флейты соль-мажор» (W.A.Mozart — Flute Concerto No 1 in G major)

0:39 Allegro maestoso
9:22 Adagio ma non troppo
19:28 Rondo: Tempo di Menuetto
дирижер — Gabriel Chmura
соло флета — Łukasz Długosz
оркестр Национальной филармонии. Польша
филармония ВаршаваКонцерт № 2 для флейты. Моцарт. На следующем занятии самоучителя.

Чтобы улучшить строй флейты, в ходе длительных экспериментов, удалось найти правильные размеры и расположение отверстий в корпусе инструмента. Флейта зазвучала! Однако, оказалось, что закрывать отверстия пальцами, при таком расположении, совсем не удобно и игра на флейте стала никакой. Мастерам пришлось придумывать приспособления для управлениями отверстиями. Особенно хорошо такие приспособления получилось у немецкого инструментального мастера Теобальда Бёма.

Теобальд Бём, будучи сыном ювелира, перенял у отца познания в механике и применил их для создания механизма управления отверстиями флейты. Вот что у него получилось (флейта в разобранном виде):


Такая конструкция почти без изменений сохранилась и у современных флейт. Поэтому современную поперечную флейту часто и заслуженно называют — флейта Бёма.

В механизме флейты используется множество винтиков, клапанов, подушечек, осей и рычажков. Посмотрите на эту тонкую работу. В вашей флейте все точно так же. Относитесь к ней бережно.

Механизм флейты достаточно хрупок.

Поэтому при обращении с флейтой соблюдайте эти простые правила:

  • не кладите поперечную флейту на клапана, всегда кладите её на ровную поверхность клапанами вверх;
  • не прилагайте усилий когда прикасаетесь к деталям механизма и к клапанам;
  • оберегайте флейту от ударов;
  • не кладите флейту туда, где на неё могут сесть или откуда ей могут опрокинуть домашние животные;
  • пока вы не мастер по ремонту флейты, не крутите никаких винтов в механизме, иначе сдвинете клапана и флейта из музыкального инструмента превратится в экспонат.

Чтобы плотно закрывать отверстия на корпусе, клапана снабжены подушечками. Раньше подушечки делали из войлока и обтягивали их «бычьим пузырем». Теперь, конечно, материалы современные и долговечные, но тем не менее, после каждой игры на флейте, берите тряпочку и шомпол и протирайте флейту.

Ещё раз, читайте медленно и запоминайте: после каждой игры на флейте берите тряпочку и шомпол и протирайте инструмент.

Колено флейты

Третья часть - нижнее колено флейты также как и тело содержит отверстия и клапана.

Колено бывает двух типов: до и си.

Оно определяет у поперечной флейты самую нижнюю ноту:

  • до первой октавы или
  • си малой октавы.

Их легко различить по внешнему виду: на рисунке повыше изображено колено си - у него три «кругляшка». Ниже на картинке изображено колено до - у него «кругляшка» только два.

При сборке флейты будет говориться о «стержне для клапанов колена». Найдите эту деталь прямо сейчас. Сделать это легко, потому что на колене всего один стержень и на нем закреплены все рычажки и клапана этой части флейты.

С устройством флейты разобрались и теперь:

Попробуем извлечь первые звуки на флейте. Да-да, прямо сейчас, не собирая инструмент, начнем дудеть. для этого берем головку флейты двумя руками — коронка слева, дульце вверх.

Удерживая головку горизонтально подносим дульце ко рту. Губки флейты устанавливаем под нижнюю губу так, чтобы они легко прижимались к мякоти нижней губы. Дульце располагается точно посредине звуковой щели в центре губ.

Некоторые начинающие флейтисты используют такой прием: поворачивают дульце к себе, охватывают его двумя губами, затем отворачивают дульце от себя и вверх и одновременно растягивают губы.

В любом случае, лучше подойти к зеркалу и подвигать дульце, чтобы оно оказалось точно на своем месте как на картинке:

Конечно, отращивать усы для игры на флейте вовсе не обязательно, но, ещё раз обратите внимание, располагать дульце флейты надо именно так как показано на картинке: строго посредине губ. Могут быть индивидуальные особенности, о которых рассказано ниже на этой странице.

Нижняя губа частично закрывает дульце. Если вы еще не у зеркала, то прямо сейчас идите к зеркалу и прикладывайте флейту (пока только головку флейты) ко рту, чтобы запомнить и натренировать правильное положение. Отнимите дульце от губ и снова приложите. И еще раз для проверки навыка.

Получилось? Надо чтобы получалось «автоматически».

Еще одна картинка с правильным положением дульца флейты у губ флейтиста:

Теперь пробуем дуть.

Дуть следует так, чтобы вся струя воздуха попадала в дульце и, ударяясь о его край, резонировала. Если не поняли о чем речь, не беда. Читайте дальше.

Проделайте подготовительное упражнение. Поставьте ладонь как картинке и легко подуйте на неё:

Обратите внимание на положение губ на картинке. Примите такое же. Тренируйтесь у зеркала. У некоторых людей щель для воздуха располагается не посередине рта. Это их особенность. Переучиваться дуть по другому им не следует. Такие люди располагают дульце также посередине щели для воздуха, пусть даже и не посередине рта.

Можно ещё потренироваться на бутылках. Это вполне серьезно! Дуть в бутылку надо так, чтобы воздушная струя резонировала. Только наполните (не полностью) бутылку водой — иначе вам и особенно ребенку может не хватить сил «раздуть» пустую бутылку до резонанса.

Не подумайте, что это шутка. Вот как ребята играют на бутылках:

Ваша задача на головке флейты или на бутылке поймать положение губ и выдуваемой струи так чтобы получился звук. На это может уйти какое-то время. Но все равно получится. Главное настойчивость и упорство.

А мы возвращаемся к нашей поперечной флейте и осваиваем технику извлечения звука из головки.

Вспомогательные упражнения

Делайте продолжительные ровные выдохи по 10 — 15 секунд каждый выдох. В начале каждого выдоха помогайте себе языком — произносите слог ту («т» произносится без звука, одним языком). Получится дополнительная атака в начале выдоха. Игра с такой атакой называется деташе. Начинать обучение будем именно с этого приема игры.

Помните, что задача дудения на головке найти устойчивое правильное положение губ и приспособиться к дульцу.

Первые дни можно дудеть только в головку не собирая флейту целиком и обязательно делать тренировочные упражнения по сдуванию пушинки с ладони — по 20 — 30 «сдуваний» за упражнение. На ладони вы легко поймете куда направляется струя воздуха и научитесь регулировать её направление губами.

Кроме того, следует ежедневно делать гимнастику для губ:

  • растянуть концы губ;
  • втянуть несколько раз поочередно сначала верхнюю, затем нижнюю губу (помогаем челюстями);
  • затем втягиваем обе губы и сжимаем их.

Приятная новость

На головке флейты можно извлечь не один, а четыре звука! Научитесь это делать.

Закройте ладонью правый конец головки. Высота тона будет меняться в зависимости от скорости выдоха. Выдыхайте слабее при игре нижних нот, и сильнее для исполнения высоких нот. Дуйте спокойно — звучит низкий звук (1 октава), резко усильте скорость струи воздуха — звук станет намного выше (3 октава). Вот как это будет:


Освободите правое отверстие головки. Направьте струю воздуха примерно в середину дульца — звук пониже (2 октава). Измените направление струи вперед дальше от себя — звук повысится (4 октава)

Можете потренироваться и сыграть простую мелодию только на головке:

Сборка флейты

Пришло время собрать флейту.
Достаем инструмент из футляра и готовимся к сборке. Первым делом, осматриваем места сочленения и удаляем с них возможные загрязнения. Чем чище они будут, тем легче соберем флейту и, что особенно приятно, легко разберем её после игры. Места сочленения рекомендуется периодически смазывать.

Части флейты собираются без усилий. Соединять их следует легкими вращательными (туда-сюда) движениями. Дело в том, что металл, из которого изготовлена флейта довольно мягок и, кроме того, ещё и тонок. Поэтому при сборке и разборке флейты усилий не прилагаем. Особое внимание обращаем на бережное отношение к деталям механизма клапанов.

Головку флейты устанавливаем так, чтобы дульце находилось на одной линии с клапанами корпуса. Это легко проверить, если посмотреть на флейту со стороны колена.

На корпусе и головке флейты производителем иногда проставляются отметки (маркеры), которые облегчают находить правильное положение головки. Если таких отметок на вашем инструменте нет, то никто не запрещает нанести их самостоятельно. Только не царапайте инструмент. Лучше нанесите такие метки, например, маленькими штрихами лака для ногтей.

Нижнее колено присоединяем к корпусу также бережно. Положение колена такое, чтобы стержень для клапанов на колене приходился посредине ближайшего на корпусе клапана.


Если еще не поняли, что по чему выравнивать, посмотрите как это должно быть:

Поперечная флейта собрана и готова к игре.

Для извлечения нот, необходимо знать как правильно закрывать/открывать клапаны на флейте, чтобы извлекать ноты. Порядок расположения и чередования пальцев на музыкальном инструменте называется аппликатура. Заучить аппликатуру поперечной флейты поможет обучающая программа «Свирелька», которая покажет аппликатуру для каждой ноты мелодии в реальном времени.

Ознакомиться со Свирелькой можно совершенно бесплатно, заполнив форму.