Меню
Бесплатно
Главная  /  Здоровье  /  Образ молчалина в рассказе горе от ума. В помощь школьнику

Образ молчалина в рассказе горе от ума. В помощь школьнику


Алексей Степанович Молчалин - один из главных героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Молчалин служит секретарём Фамусова и пользуется его доверием в служебных делах. Он видит цель своё жизни в чинах, богатстве и карьере. Высшее счастье его «и награжденья брать и весело пожить». Для достижения свои целей Молчалин заводит связи с влиятельными людьми, считая, что это лучший способ подняться по карьерной лестнице. Трепеща перед Фамусовым, всегда говорит, учтиво прибавляя «с» (с бумагами-с»). С влиятельной Хлестаковой играет в карты, восторгаясь её собакой:

Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка.

Я гладил всё его – как шёлковая шёрстка.

Он добивается своего, Хлестакова называет его «мой дружок» и «мой родной».

Молчалин обладает говорящей фамилией.

«Вот он на цыпочках и небогат словами» - говорит о нём Чацкий. Молчалин не высказывает своего мнения:

В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь.

Он немногословен, фразы – обрывочны, особенно в общении с людьми по чину выше его. И даже с любящей его девушкой – Софией он молчалив:

Из глубины души вздохнёт,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит.

Несмотря на это, Молчалин свободно разговаривает с Лизой, признаваясь ей в своих чувствах, рассказывает Чацкому о своей низменной позиции. Поэтому мы можем сказать, что немногословность не столько черта характера Молчалина, сколько ещё один способ достижения целей. Не зря Чацкий говорил, что Молчалин дойдёт «до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Кроме того, Молчалин свято чтит наставление отца: «угождать всем людям без изъяны»

Таким образом, мы можем сказать, что Чацкий не ошибался, говоря: «Молчалины блаженствуют на свете».

Характер Молчалина раскрывается постепенно, в отношениях с другими людьми.

Так, с Фамусовым он услужливый и тихий молодой человек. Он зависит от Фамусова, поэтому очень скромен. В общении же с Лизой он гораздо эмоциональнее «Весёлое созданье ты! Живое!»). Он откровенно признаётся Лизе в своей любви, при этом оскорбляя Софью. Он цинично называет её: «плачевной нашей кралей». При этом во время общения с Софьей Молчалин почтителен, он прикидывается влюблённым в девушку и ухаживает за ней для продвижения по службе.

В комедии Молчалин противопоставлен Чацкому, истинно влюблённому в Софью. И мы видим, как медленно развязывается драматический узел между Молчалиным, Софьей и Чацким. Также Молчалин - главная фигура в борьбе Софьи и Чацкого. Ведь Чацкий, называя Молчалина глупым, обидел любимого Софьи. И она отомстила, выставив Чацкого сумасшедшим. Ещё мы не можем не заметить, Молчалин – один из главных лиц в последней сцене, где всё встало на свои места. Софья узнала об истинных намерениях Молчалина, он же начал униженно ползать на коленях не потому, что почувствовал вину пред Софьей, а потому, что испугался за свою карьеру. Когда же появился Чацкий, он вовсе сбежал. Здесь в полной мере раскрылась вся трусость и подлость Молчалина.

В итоге мы можем сказать, что Молчалину всегда найдётся место в фамусовском обществе.

Обновлено: 2017-10-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» поэт выводит образ Молчалина, значение которого не утратило своей актуальности и в наши дни. Черты подхалима, втихомолку с помощью неприкрытой откровенной лести выбивающегося в люди, первым подметил Н.В.Гоголь, а М.Е.Салтыков-Щедрин в присущей писателю гротескной манере изображает Молчалина чиновником с обагренными кровью руками, стремящимся подняться по карьерной лестнице, расталкивая на ходу более умных и достойных.

Образ Молчалина особенно ярко вырисовывается в его общении с другими персонажами пьесы и, прежде всего, в отношениях с Софьей. Молчалин понимает, что, изображая любовь к дочери Фамусова, он заручается ее поддержкой и предстает перед Софьей несмелым и скромным влюбленным. Девушка не улавливает его притворства, а отсутствие искренних и страстных чувств воспринимает, как сдержанность и трезвость ума. Молчалин понимает, что появление Чацкого в доме Фамусова грозит его отношениям с Софьей, а значит и его карьере. Он всячески пытается укрепить свои позиции. Молчалин инсценирует падение с лошади, прикидываясь перед Софьей пострадавшим настолько, что влюбленная в него девушка лишается чувств. Он настолько лицемерен, что сразу поднимается и отряхивается, как только Софью в обморочном состоянии уносят в дом.

Циничности Молчалина нет предела. Невзирая на возможное разоблачение, он нагло пристает к Лизе, не обращая внимание на ее отказ и упреки на то, что Молчалин с горничной - повеса, а с барышней - скромник. Подлый по своей натуре, Молчалин старается всячески очернить Чацкого в глазах Софьи, изображая его болтливым и несерьезным, готовым высмеять кого угодно бестактным человеком. Поддавшись его пагубному влиянию, Софья начинает смотреть на Чацкого глазами Молчалина. Она вступает в спор с Чацким и доказывает ему, что Молчалин порядочный и добродетельный молодой человек. Она даже пытается противопоставить добродетельного Молчалина насмешливому и острому на язык Чацкому. Это противопоставление, вложенное в уста Софьи приобретает значительно более глубокий смысл, чем противопоставление характеров и черт двух соперников. Это противопоставление двух различных жизненных позиций. С одной стороны человек искренний, порядочный, не терпящий притворства, лести, не смешивающий удовольствия и работу, с другой - жалчайшее создание, глупец, ничего путного из себя не представляющий, добивающийся успехов грязными и подлыми окольными путями. Не стесняясь, Молчалин сам говорит о том, что он выполняет завещания своего отца угождать всем во избежании зла, будь то хозяин, начальник, слуга, швейцар или собака дворника. И Молчалин строго следует заветам отца не только на словах. Он дает возможность выиграть в карты знатной барыне Хлестовой, гладит и нахваливает ее собачку, добиваясь расположения именитой дамы.

Особого внимания заслуживает речь Молчалина, подобострастная с теми, кто занимает высшее положение в обществе и снисходительно-пренебрежительная с теми, от кого он не зависит. Молчалин немногословен и осторожен, он тщательно и усердно подбирает нужные слова с учетом того, к кому обращается. В разговоре с Фамусовым он почтителен и всегда подчеркивает свое стремление к работе, к Хлестовой обращается с неприкрытой лестью. В то время как с Софьей Молчалин ночи напролет скромничает и только держит ее за руку, с Лизой он не подбирает слова, а напрямую и грубо требует от нее близости. С Чацким Молчалин тоже не церемонится, он показывает ему свое превосходство, кичится своими карьерными и любовными успехами и, даже, пытается призвать Чацкого последовать его примеру и побывать у влиятельной Татьяны Юрьевны, чтобы добиться чинов. Чацкий справедливо и с сожалением констатирует, что в существующем обществе бессловесные пользуются особым расположением начальства, могут далеко пойти и добиться степеней известных.

Финальная сцена пьесы развенчивает скрытые замыслы Молчалина, и Софья отвергает его. Однако Москва того времени отдавала предпочтение подобным Молчалиным, которые продвигались по служебной лестнице с помощью лести и услужливости, а умных и энергичных Чацких всячески отвергала. "Горе от ума" идет на сцене многих театров и проблемы карьеризма, поднятые в этой пьесе остаются актуальными и поныне. Это доказали многие актеры, исполнявшие роль Молчалина, в том числе первый водевильный актер Н.О.Дюр в 1831 г. и К.Ю.Лавров, показавший Молчалина вторым главным героем сюжета грибоедовской комедии в 1962 г.

Обновлено: 2011-05-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


«Молчалины блаженствуют на свете». Крылатая фраза живет и сегодня. В изменившихся условиях современного мира «Молчалиных» узнать и встретить несложно.

Образ и характеристика Молчалина в комедии «Горе от ума» поможет понять, какие черты не претерпели изменений, кто скрывается под маской двуличного скромника.

Молчалин и Фамусов

Алексей Степанович Молчалин – секретарь Фамусова, хозяина дома, в котором развиваются события комедии. Фамусов приютил бедного дворянина из Твери, дал ему чин асессора, устроил официально на службу в «Архивы». Молчалин немолод, взрослый мужчина («мы с вами не ребяты… ») доволен таким положением. Он числится на архивной службе, получает повышения, но не покидает дом Фамусова. В Алексее хозяин разглядел черты делового человека. Все остальные служивые в доме - родственники. Способность угодить становится основой характера Молчалина. Простой по происхождению, вероятно, выходец из семьи мещан, получив чин, Алексей приобрел право на потомственное дворянство. За 3 года службы он успел получить 3 награждения. Такой карьерный рост – показатель терпения и стремления мужчины подняться любыми путями как можно выше и быстрее.

Положительные черты характера

Грибоедов представляет реальные персонажи, поэтому в них есть положительные и отрицательные качества. Молчалин – не исключение.

Скромность. Не многие могут похвастаться умением общаться с людьми разного возраста и уровня образованности. На балу у Фамусова Молчалин выдерживает причуды и унижения сварливых старух, глупость пьяных гуляк, жеманство молодых дам.

Застенчивость и тактичность. Алексей, находясь рядом с дочерью хозяина, не проявляет наглых или резких действий. Он тактично терпит отношение Софии, умело скрывает свои истинные чувства.

Неразговорчивость.
Умение молчать – это для многих недостижимое качество. От их болтовни устают. Здесь ситуация другая:

«он дойдет до степеней известных, /Ведь нынче любят бессловесных…».


Воспитанность и вежливость. Молчалин ведет себя корректно в разных ситуациях. Он легко приносит извинения, строит фразы так, чтобы не возникало желания его журить, ругать.

Умение дружить.

«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел».

Мирно улаживает любые проблемы и споры, для других способен забыть про себя.

Спокойствие. Молчалина сложно вывести из себя. Он не высказывает нервозности, беспокойства даже в самых сложных ситуациях: утренняя встреча с хозяином, падение с лошади.

Отрицательные качества личности

Среди представителей высшего света Алексей Степанович застенчив и робок, но это только личина, маска. За ней скрываются черты, которые не красят мужчину:

Услужливость. Молчалин стремится угодить всем вокруг себя, надеясь произвести приятное впечатление, извлечь выгоду. Отец завещал ему угождать всем людям, но сын пошел дальше. Он пресмыкается не только перед людьми, но и перед животными хозяев. Цель такого поведения – добиться продвижения по службе и в личных отношениях.

Двуличность. Поведение мужчины меняется от ситуации и окружения. С кем общается по статусу, так себя и ведет. С графиней Хлёстовой любезен, с горничной – развязен.

Не умение любить. Молчалин выстраивает свои отношения ради выгоды. Он любит «по должности». О таком чувстве стало очень известно в современную эпоху, когда заводят романы для обмана и наживы. Секретарь умело играет роль влюбленного, покоряет умную и образованную девушку. Софья готова ради него пойти против молвы и мнения отца, но ответное чувство обманно.

Отсутствие собственного мнения. Молчалин ни разу не высказался. Он избрал тактику молчания, которая нравится окружающим. Постепенно потерял возможность иметь свои сужденья.

Образ Молчалина легко пережил века. Для многих ценность денег, должности и положения в обществе выше честности, патриотизма и человеческого достоинства. Чем резче становится видно расслоение общества по достатку, тем больше появляется «Молчалиных», готовых за деньги продать свою душу.

Горе от ума - известная комедия А. С. Грибоедова, в которой фигурируют дворяне, живущие в начале 19 века. В данный период идеи декабризма и консервативные взгляды стали провоцировать разногласия. Основой тематики является противостояние современного времени и уже ушедшего века, идеалы заменялись новыми, что отражалось на людях плачевно. При этом большая часть представителей комедии относятся к сторонникам ушедшего века, в эту категорию включены как имеющие вес в обществе личности, так и те, кто старается услужить. И Молчанов относится к тем, кто услуживает не по своей воле.

Характеристика героя

Молчалин Алексей Степанович - мужчина, он молод и работает секретарем Фамусова. Среди его основных черт имеется глупость, подлость в сочетании с хитростью, его целью является извлечение преимуществ для себя. Для этого он подстраивается под мнение других и встречается не с женщиной, которую любит, а с Софьей Фамусовой.

Среди положительных качеств можно выделить:

  • скромность. Как видно по его реакции на поведение пьяных, унижения и жеманство, герой может выдержать любые причуды;
  • тактичность. Алексей скрывает эмоции и не показывает некорректных действий по отношению к дочери хозяина;
  • умение промолчать;
  • вежливость. Умеет верно сформулировать фразы, правильно себя поставить;
  • умение завести дружеские отношения;
  • спокойное восприятие. Даже в самых неприятных ситуациях не выставляет напоказ эмоции.

Отрицательные качества также есть:

  • застенчивость - только маска, на самом деле герой двуличен, он ведет себя в зависимости от окружения;
  • угождает и заискивает ради выгоды. Романы также строятся с целью наживы, даже достаточно умная София готова быть с ним, но Молчалин только притворяется;
  • своего мнения не имеет, больше молчит.

Психологический склад ума Мочалина определяет целую категорию людей, они готовы на все ради повышения и забывают про свое мнение ради этого. Алексей постепенно потерял возможность судить логически и просто соглашался с общественностью, доходя в своей лести до максимума.

Образ героя в произведении

Алексей небогат и является дворянином из Твери, проживает в доме хозяина и в тайне имеет любовные отношения с его дочерью. Молчалин не может дотянуться до статуса зятя, ведь не имеет чинов и звезд, он нравится обществу, поскольку профессионально услужлив. Образу молодого дворянина он отвечает полностью, поскольку старается угодить всем, кто хоть как-то может повлиять на его карьеру. Сам он считает, что небольшие чины не дают возможности иметь собственное суждение.

Роль в обществе

На публике истинное лицо Молчалина скрыто, зато, общаясь с Лизой, он показывает себя, ведь яркий контраст скромника и тихони с повесой просто невозможно не заметить. Этот человек представляет опасность, поскольку двуличен. В нем нет любви и даже уважения к Софье, он боится открыть отношения, при этом строит настоящий спектакль. Он считает, что злые языки страшнее пистолета, а Софья наоборот не волнуется о мнении других. Молчалин живет так, как ему советовал отец - всем угождает.

Алексей гордится успешностью, наличием важных связей, и даже дает совет вести себя аналогично Чацкому, поскольку считает, что его поведение верное. Хотя взгляды героя и консервативной дворянской знати одинаковы, он несет вред для общества. Обманув дочку Фамусова и являясь ее любовником скорее как по должности, чем из чувств, он портит девушке жизнь. Молчалин имеет точное соответствие идеалам из ушедшего века, он легко адаптируется под ситуацию и дорожит только богатствами и званиями.

Что показывает собой Молчалин?

Основа характера персонажа - двуличие и хитрость, такие могут блаженствовать, и дойти до степеней известных, поскольку людям нравится такое безмолвие. Актуальность затронутой особенности героя остается, его образ сохранился до наших дней, повышения, обогащение для многих гораздо важнее таких вечных понятий, как достоинство, честность или любовь к родине. Молчалин четко делит людей по статусу и относится к ним соответственно.

В комедии Молчалин не слишком важен для развития сюжетной лини, он олицетворят общий дух людей того времени, показывая их унижение перед стоящими выше чинами. Также образ позволяет ярче показать Чацкого, ведь он противоположен по характеру, и выделяется сильной душой, гордостью и уверенностью.

1.00 /5 (20.00%) 1 vote

«Вот он, на цыпочках

и не богат словами.

Молчалины блаженствуют на свете».

Одна из самых излюбленных тем писателей XIX столетия – это выбор жизненного пути молодыми людьми и их становление в обществе. Яркое разнообразие судеб героев рисуется в таких всемирно известных романах прославленных авторов, как «Обломов» и «Обыкновенная история» И. А. а, «Евгений Онегин» А. С. а, «Человеческая комедия» Бальзака, «Красное и черное» Стендаля и многих других. К числу этих бессмертных творений относится и «Горе от ума» А. С. а. И это даже не роман, а «высокое» комедийное произведение, в котором, тем не менее, очень мало смешного, исключая единичные ситуации, зато затронуты важнейшие для того времени нравственные и социально-политические проблемы, многие из которых актуальны и в наше время.

Каким должен быть достойный человек? Как он должен прокладывать свой жизненный путь? Что на этом пути нельзя никогда позволять себе и что можно делать? И что же важнее для человека – его карьера или достоинство? Именно на эти и многие другие вопросы отвечает А. С. в своей комедии «Горе от ума». И некоторые ответы, признаться, довольно странные, мы слышим из уст одного из героев произведения – Алексея Степановича Молчалина.

По своему социальному положению и происхождению он не относится к московской знати. «Безродного пригрел и ввел в свое семейство, дал чин асессора и взял в секретари» столичный вельможа Фамусов. Даже фамилия этого героя характеризует его поведение: это молчаливый молодой человек, вкрадчивый, благообразный, скромный. Он старается всем угодить, любит сентиментальные стихотворения и искусно играет на флейте. Любой зритель или читатель комедии скажет: «Что же в этом страшного?». Действительно, страшного в этом ничего нет, тем более, что, читая комедию, мы убеждаемся в том, что благопристойные мысли и такое же благопристойное поведение Молчалина – это хорошо подобранная маска, за которой скрывается фальшивый, лицемерный и подлый человек. В одну из минут откровенности Молчалин признается, что живет по заветам отца, который учил его «угождать всем людям без изъятья», поэтому он угождает даже собаке дворника.

Главная жизненная цель Молчалина – добиться богатства, чинов и сделать блестящую карьеру. Свой жизненный идеал, высшее счастье, этот герой видит в том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить». Молчалин уверен, что все средства хороши на пути к этой цели. При этом он использует самый эффективный способ выслужиться – это угодничество, низкопоклонство и лесть. Он предупредителен и почтителен с Фамусовым, всеми способами угождает влиятельной госпоже Хлестаковой и почти не отходит от богатых стариков, постоянно играет с ними в карты и развлекает.

Лицемер и льстец, Молчалин притворяется, что влюблен в Софью (что же тут удивительного – ведь она дочь его благодетеля и начальника) и тут же признается Лизе, что хозяйскую дочь любит исключительно «по должности». Жизненные принципы Молчалина бесстыдны и просты. Это самоуничижение, отказ от собственного мнения и своего человеческого достоинства: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь» или: «Ведь надобно зависеть от других». Молчалин понятия не имеет, что такое искренность, честность, честь, и подличает даже просто так, по привычке, или на всякий случай.

И что самое интересное, такое поведение приносит Молчалину успех: всего лишь секретарь, он не только проживает в доме своего начальника и покровителя, но и принят в высшем обществе. Кроме того, «умеренность и аккуратность» за короткое время обеспечили Молчалину «три награжденья» по службе, поддержку и расположение влиятельных господ.

Вполне понятно, что такой «жизненный опыт» Молчалина является приговором не только герою комедии, но и обществу, которое поддерживает и одобряет его поведение. Люди, которые организовали травлю искреннего, справедливого и целеустремленного Чацкого, которые объявили его, образованного и умного человека, сумасшедшим, не считают постыдным покровительствовать бесчестному подлецу и общаться с Молчалиным, что прекрасно характеризует нравы высшего общества.

После общения с фамусовским обществом Чацкий сделал один из самых горьких выводов: «Молчалины блаженствуют на свете». Будучи подлым человеком, Молчалин вовсе не смешон и не беспомощен, скорее, он страшен. И в комедии значение этого персонажа определяется двумя обстоятельствами.

Во-первых, А. С. изображает человека, который, живя по подобным принципам, обязательно «дойдет до степеней известных» в фамусовском обществе. Ему не повредит даже разоблачение: ползая на коленях и униженно кланяясь, Молчалин все-таки отыщет путь к сердцу своего покровителя, при этом есть кому заступиться, да и Фамусову нужен такой человек. Так что «деловой секретарь» непотопляем.

Во-вторых, повествуя о «становлении» Молчалина, А. С. клеймит московское высшее общество, которое является олицетворением общественного строя «фамусовской» России, разоблачает «мучителей толпу». Это «толпа» панически боится людей с несгибаемыми, твердыми характерами и передовыми взглядами, и не принимает их, как многочисленных «Молчалиных». Только «великая способность нравиться» вывела многих «в люди» в том беспринципном обществе.

Автор комедии уверен, что избранная Молчалиным стратегия нужна ему до поры, до времени. Добившись определенных высот, он обязательно сбросит маску почтительности и скромности, и тогда будет горе тем, кто окажется на его пути. К большому сожалению, «Молчалины» не ушли в прошлое, и сегодня такой человек может легко скрываться под маской скромности и благопристойности, человек, который не брезгует никакими средствами ради достижения собственных целей и который умеет угодить всем и каждому. А. С. , автор бессмертной комедии «Горе от ума», учит нас разбираться в людях и видеть под маской истинное лицо человека.