Меню
Бесплатно
Главная  /  Товары для детей  /  Обсуждение образов купцов Кнурова и Вожеватова. V. Обсуждение образов купцов Кнурова и Вожеватова Сочинение на тему Василий Вожеватый

Обсуждение образов купцов Кнурова и Вожеватова. V. Обсуждение образов купцов Кнурова и Вожеватова Сочинение на тему Василий Вожеватый

Одним из главных героев пьесы А.Н Островского «Бесприданница» является Василий Данилыч Вожеватов. Ниже мы попытаемся детальней охарактеризовать его образ, основываясь на внешности и чертах характера.

Вожеватов – симпатичный, харизматичный молодой человек, являющийся представителем стабильно развивающейся торговой компании, следовательно, юноша с неплохими денежными средствами. Его внешний вид превосходен. Он одет с иголочки, на европейский манер, богато и аристократически. Одним словом, он собирательный пример типичного купца девятнадцатого века.

Из черт характера, пожалуй, самой главной считается меркантильность. Самое главное для него в жизни – деньги, за которыми он не видит белого света. В общениях с людьми он руководствуется только собственным холодным расчетом, надеясь урвать с них выгоду. И к людям его отношение складывается в пропорции высокое финансовое состояние – уважение, низкое – хамство. Неудивительно, что даже сам Островский негативно относится к своему герою.

Автор легко мог сделать так (и имел полное на это право!), что Лариса выйдет за него замуж и, возможно, наладит его будущее, но Островский холодно обходит Вожеватова стороной, как бы приговаривая его к своеобразному наказанию. Автор подталкивает читателя на мысль, что таким людям, как Вожеватов, неизвестно любовное чувство. Он холоден, словно лед, он практичен, словно нож, он расчетлив, как профессор математики.

И уж тем более он хочет жениться на Ларисе не потому, что без ума любит ее, но потому, что может поиметь с этого дела прибыли. Это подтверждает тот факт, что сам герой характеризует взаимоотношения с Ларисей не как любовные, а как дружеские. Да и дружескими-то их назвать язык не поворачивается, поскольку в глазах Вожеватова, человека, который живет принципом «Цель оправдывает средства», героиня – лишь средство – не более того.

Например, он способен незаметно подсунуть Ларисе лишний бокал спиртного, втайне от ее матери. Или привести любовные романы, которые могут его зарекомендовать перед девушкой как утонченного романтика. И так далее.

Когда речь заходит о Вожеватове, стоит помнить, что этот человек глубоко безнравственный. Общаясь с людьми, он либо развлекается, либо любуется собой. А иногда и совмещает все это.

Когда Ларисе необходимо понимание и близкая душа, герой не понимает ее (не хочет, верней), оправдываясь тем, что ничего не сможет сделать. Однако, вовремя игры с Кнуровым, игры, на кон которой Вожеватов поставил Ларису, он радуется, что проигрывает. Денежных трат же меньше будет…

Сочинение на тему Василий Вожеватый

Один из главных героев пьесы «Бесприданница» Островского А. Н. - Вожеватов Василий Данилыч.

Молодой человек является представителем очень состоятельной европейской фирмы, любит одеваться по-европейски. Один из тех немногих людей, с которыми Вожеватов нормально контактирует - Купец Кнуров. Их отношения построены на схеме «делай только деньги». Они являются типичным представителями купеческой знати девятнадцатого века. И именно поэтому автор выбрал такую фамилию для главного героя, ведь словом «вожеватый» раньше называли очень богатого и состоятельного человека.

Главную роль в жизни Василия Даниловича играют деньги. Его отношение к другим людям зависит непосредственно от их положения в обществе и также от материальной обеспеченности. Вожеватов смотрит на всех свысока. По этой же причине другой герой Карандышев подвергается постоянным издевкам со стороны Вожеватова из-за своего положения. Василый Данилыч считает его полным неудачником, который ничего и никогда не добьется в своей жизни.

Ему не свойственно любить, по отношению к девушкам он холоден и в отношениях он видит лишь материальную выгоду. Наглядным примером этого является Лариса, которую он знает буквально с детства, с которой он обращается как с вещью. Хотя он мог спокойно жениться на ней. Вожеватову нравиться лишь проводить свое время в обществе красивой девушки, но как только она просит его оказать ей помощь он с равнодушием ее бросает наедине со своими проблемами со словами: «уважаю я вас и рад бы… я ничего не могу».

Вожеватов равнодушен и холоден ко всему, что происходит вокруг него. Он совершенно наплевательски относится к чувствам девушки, ведь для него это просто обычное развлечение. И именно в его голову пришла идея того, чтобы решить судьбу девушки с помощью монеты. Однако тут стоит отметить прямолинейность Вожеватова, ведь он говорит всю правду о чувствах к Ларисе, ничего не утаивая и не скрывая. Что же касается самого автора, то он относится к Василию Данилычу с особым презрением, ведь деньги убивают в нем человечность.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Герды в сказке Снежная королева Андерсена сочинение

    В сказке «Снежная королева» олицетворением добра и света является главная героиня – девочка Герда

  • Каждый человек в своей жизни сталкивался с плохим настроением. Еще никому не удавалось его избежать. Испортить его может как что-то серьезное, например, болезнь или сбои в работе аэропорта, так и что-то простое

  • Образ и характеристика Хорошего Дела в повести Детство Горького сочинение
  • Сочинение Жизненный путь Чичикова (Мертвые души)

    Жизненный путь Чичикова весьма богат на разнообразные события и по-своему не повторим. Павел Иванович – личность безнравственная, но, однако образованная и воспитанная, мошенник, но довольно догадливый и настойчивы

  • Сочинение Мой верный друг собака 5 класс

    Каждому человеку знакомо выражение «собака – друг человека». И, действительно, это существо – одно из самых преданных и способных на многие подвиги ради людей. Собаки относятся к домашним животным

Кнуров, Вожеватов и Лариса

Кнуров и Вожеватов являются типичными представителями купеческого сословия XIX века. Этими героями руководит холодный расчет, и главное в их жизни--- деньги.

Отношение к людям Кнурова, как и Вожеватова, определяется их материальным положением. Поэтому поведение Карандышева вызывает неодобрение у купцов, и доходит даже до открытых издевательств.

Нельзя не упомянуть также и о говорящих фамилиях, ведь это краткие характеристики героев. «Кнур» значит кабан, хряк. Кнуров даже прогуливается исключительно «для моциону», чтобы нагулять аппетит и съесть свой шикарный обед. Он скрытен, немногословен, но Гаврило говорит про него: «Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы?…А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее». Мокий
Парменыч отличается также целеустремленностью, добиваясь Ларисы, хотя его отношение к ней свинское. По его мнению, Лариса – это «дорогой бриллиант», требующий дорогой оправы, поэтому Кнуров предлагает девушке унизительное положение содержанки.

Вожеватов, в отличие от Кнурова, был молод и мог жениться на Ларисе.
Но ему неведомо чувство любви, он холоден, практичен и язвителен. «Да в чем моя бли- зость?» -- говорит Вожеватов.--«Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери [матери Ларисы] иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают». И добавляет: «Я ведь насильно не навязываю. Что ж мне об ее нравственно- сти заботиться; я ей не опекун». Василий Данилович безответственно относится к Ларисе, она для него как игрушка. Когда девушка просит помощи у
Вожева- това, он говорит: «Лариса Дмитриевна, уважаю я вас и рад бы… я ничего не могу. Верьте моему слову!» Кстати, именно Вожеватову приходит в голову решить судьбу Ларисы с помощью орлянки.

Итак, можно сказать, что в этом произведении А.Н.Островский хотел показать, что делают деньги с людьми. Даже в названии пьесы уже угадывается, о чем пойдет речь. Деньги убивают любовь, совесть, заставляют смотреть свысока на тех людей, у которых их нет. Монета решает судьбу человека в прямом и переносном смысле.

Пьеса Островского «Бесприданница» была написана в 1874 – 1878 годах. Премьера спектакля состоялась осенью 1878 года. Пьеса является ярким примером психологического реализма в русской литературе. В «Бесприданнице» Островский вывел на первый план конфликт между материальным миром, миром денег (представленным Паратовым, Вожеватовым, Кнуровым, Огудаловой) и духовным, миром любви (отображенным в образе Ларисы Дмитриевны). Ведущей темой пьесы является тема «маленьких людей».

Главные герои

Лариса Дмитриевна – бесприданница, дочь Огудаловой, очень красивая молодая девушка, которая прекрасно поет и умеет играть на нескольких инструментах.

Сергей Сергеич Паратов – «блестящий барин из судохозяев, лет за 30», расчетливый мужчина, которого безответно любила Лариса.

Юлий Капитоныч Карандышев – «молодой человек, небогатый чиновник», мужчина с болезненным чувством собственного достоинства, жених Ларисы, который в конце произведения застрелил девушку.

Другие персонажи

Василий Данилыч Вожеватов – « очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы», для которого самым важным в жизни являются деньги, с малых лет знаком с Ларисой.

Мокий Пармевыч Кнуров – «из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием», женатый мужчина, который хочет стать «другом»-покровителем Ларисы.

Харита Игнатьевна Огудалова – «вдова средних лет», мать Ларисы, любит «пожить весело», нужные средства выпрашивает у женихов дочери.

Робинзон – актер, приехавший с Паратовым.

Гаврило – «содержатель кофейной на бульваре».

Иван – «слуга в кофейной».

Действие первое

Явление 1

События пьесы происходят в большом городе Бряхимове на Волге. Действие начинается на Городском бульваре у кофейни.

Явление 2

Вожеватов рассказывает Кнурову, что собрался купить у Паратова пароход «Ласточку» , но все не может дождаться Сергея Сергеевича. Гаврило заверяет Василия Данилыча, что Паратов точно приедет, так как для него уже приготовлена лучшая в городе четверня.

Вожеватов распоряжается подать им шампанское в чайных приборах и «за чаем» рассказывает Кнурову, что известная в городе красавица-бесприданница Лариса Дмитриевна выходит замуж за Карандышева. Кнуров удивлен, ведь Карандышев девушке не пара. Вожеватов объяснил, что Лариса Дмитриевна согласилась на скромный брак после того, как она пережила прошлогоднее увлечение Паратовым, который, отбив всех ее женихов, неизвестно куда исчез. После него сватались «старик с подагрой» , вечно пьяный управляющий какого-то князя и кассир, устроивший у них дома громкий скандал. Не выдержав, Лариса Дмитриевна сказала, что выйдет за первого же, кто посватается. Вот давно бывавший в их доме Карандышев «и тут как тут» с предложением и теперь «рад-то, сияет, как апельсин» . Кнуров жалеет Ларису Дмитриевну, говоря, что она «создана для роскоши» – «дорогой бриллиант дорогой и оправы требует» .

Явление 3

К мужчинам присоединяются Карандышев и Лариса с матерью. За чаем Карандышев, важничая, на равных обращается к Кнурову и Вожеватову, приглашая их сегодня к себе на обед. Харита Игнатьевна объясняет, что этот обед устраивается для Ларисы.

Явление 4

Оставшись вдвоем с Ларисой Дмитриевной, Карандышев обвиняет девушку в чрезмерной вольности во время общения с Вожеватовым. Мужчина называет дом Огудаловых «цыганским табором» , чем доводит девушку до слез.

Лариса говорит, что в их «таборе» были и благородные люди – такие как Сергей Сергеевич Паратов. Карандышев, который относится к Паратову с неприязнью, спрашивает, чем он хуже Сергея Сергеевича. Лариса Дмитриевна отвечает, что Паратов – это «идеал мужчины» . Внезапно раздается пушечный выстрел (салют, которым встречали прибывшего Паратова). Лариса Дмитриевна пугается и просит увести ее.

Явления 5 – 6

Паратова не было в городе целый год. Сергей Сергеевич приехал в сопровождении Робинзона – провинциального актера Счастливцева Аркадия. Паратов как-то подобрал его с необитаемого острова, на который Аркадия с другом высадили после того как они устроили дебош на пароходе. Кнуров интересуется, не жаль ли Сергею Сергеевичу «Ласточки» . Паратов ответил: «что такое «жаль» , этого я не знаю» , «найду выгоду, так все продам, что угодно» , и тут же рассказал, что скоро женится очень богатой девушке, которой в приданое дают золотые прииски. А поэтому перед свадьбой хочет хорошо повеселиться.

Явление 7

Вожеватов договаривается с Гаврилой, чтобы тот вечером устроил им прогулку по Волге и пикник, но в последний момент вспоминает, что вечером их пригласил к себе Карандышев.

Действие второе

Явление 1

Дом Огудаловой, основная примета интерьера – фортепьяно, на котором лежит гитара.

Явление 2

К Огудаловой приезжает Кнуров. Мокий Пармевыч, узнав, что Карандышев беден, высказывает свое возмущение по поводу предстоящего брака. По мнению Кнурова, в Ларисе нет «земного» , «житейского» , она создана «для блеска» . Кнуров считает, что девушка быстро бросит мужа, и тогда ей понадобится солидный богатый «друг» , а он для девушки ничего не пожалеет. Уходя, Кнуров распоряжается, чтобы Огудалова заказала дочери хороший подвенечный «гардероб» , а счета отправила ему.

Явление 3

Лариса говорит матери, что хочет как можно быстрее уехать в деревню «пусть там и дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем» . Девушка берет в руки гитару, напевая «Не искушай меня без нужды» , но инструмент расстроен. Увидев из окна цыгана Илью, девушка завет его в дом.

Явление 4

Илья сообщает, что приехал барин, которого ждали целый год.

Явление 5

Огудалова переживает, не «прозевали» ли они жениха, поторопившись со свадьбой. Лариса же отвечает, что с нее достаточно унижений.

Явление 6

К женщинам заходит Карандышев. Лариса спрашивает, когда они уедут в деревню, однако Юлий Капитоныч не хочет спешить, так как желает, как сказала Огудалова, «повеличаться» .

Карандышев осуждает нравы общества, возмущаясь, что в городе только и слухов о том, что приехал барин – Сергей Сергеич Паратов. В испуге Лариса просит сейчас же уехать в деревню. В это время к Огудаловым подъезжает сам Паратов.

Явление 7

Паратова принимает Огудалова, он ведет себя с ней шутливо-серьезно. Мужчина рассказывает, что год назад ему пришлось уехать, чтобы уладить дела с имуществом, а теперь он собирается жениться на невесте с приданым в полмиллиона. По просьбе Паратова Огудалова зовет Ларису.

Явление 8

Паратов, упрекая Ларису в том, что она его не ждала, сводит это к женской ветрености: «женщины» – «ничтожество вам имя» . Обидевшись, девушка признается, что все еще любит Сергея Сергеевича, а выходить замуж ей приходится из безысходности. Удовлетворив свое самолюбие, Паратов говорит, что теперь «во всю жизнь сохраню самое приятное воспоминание о вас, и мы расстанемся, как лучшие друзья» .

Явление 9

К ним присоединяются Огудалова и Карандышев. Паратов всячески пытается обидеть жениха Ларисы, и они ссорятся. Огудалова просит извинения и заставляет зятя пригласить Сергея Сергеевича на обед.

Явление 10

К Огудаловой приезжают Вожеватов и Робинзон. Вожеватов выдает Робинзона за англичанина.

Явление 11

Паратов, которому Карандышев очень не понравился, собирается «потешится» над мужчиной во время обеда.

Действие третье

Явление 1

Кабинет Карандышева, меблированный «с претензиями, но без вкуса» . На одной из стен «прибит ковер, на котором развешано оружие» .

Явление 2

Огудалова и Лариса обсуждают вечер Карандышева. Женщины не знали, куда деться от стыда. Карандышев думает, что удивил всех роскошью, но гости специально – для забавы его спаивают.

Явление 3

Тетка Карандышева жалуется женщинам на убытки от обеда, а после зовет их к себе. В кабинет заходят Паратов, Кнуров и Вожеватов.

Явления 4 – 5

Кнуров жалуется на ужасные блюда и вина («микстуру, которую он вином величает»). Мужчины смеются над глупостью хозяина, который первым из всех спился. Подпоить же его удалось благодаря помощи неразборчивого в выпивке Робинзона.

Явление 6

В кабинет входит Карандышев с сигарами. Он не замечает, что мужчины над ним подшучивают.

Явления 7 –8

Вошедшая Огудалова пытается сделать Карандышеву замечание, но он отвечает, что сегодня счастлив и торжествует. Паратов предлагает выпить на брудершафт и Юлий Капитоныч уходит за коньяком.

Явления 9 – 10

Паратов, Кнуров и Вожеватов собираются на прогулку на пароходе.

Явление 11

Паратов просит Ларису спеть что-нибудь. Карандышев пытается ей запретить, это возмущает девушку. Лариса с цыганом Ильей, который ей аккомпанирует, поют «Не искушай» . Все восхищены пением девушки. Карандышев уходит за шампанским – выпить за здоровье Ларисы.

Явление 12

Наедине Паратов говорит Ларисе, что она сокровище и он виноват перед ней за то, что променял ее на другую. Сергей Сергеевич уговаривает девушку поехать с компанией кататься по Волге. Лариса соглашается, назвав Паратова своим «повелителем» .

Явление 13

Все пьют шампанское за Ларису Дмитриевну. Карандышев произносит тост, называя самым важным достоинством девушки – умение «ценить и выбирать людей» , ведь она выбрала среди всех поклонников именно его. Карандышева отправляют за вином. В это время мужчины собираются и, забрав с собой Ларису, уезжают.

Явление 14

Вернувшись, Карандышев удивлен, куда делась Лариса. Иван сообщает ему, что девушка уехала с господами за Волгу на пикник. Карандышев в отчаянье: «Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!» Грозясь отомстить, мужчина хватает со стола пистолет и убегает.

Действие четвертое

Явление 1 – 2

Карандышев с пистолетом приходит в кофейню, где в это время находится Робинзон и пытается узнать у актера, куда делись его товарищи. Однако Робинзон делает вид, что не знает их.

Явление 3 – 5

Вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов сочувствуют Ларисе – мужчины понимают, что Сергей Сергеевич не откажется от выгодной женитьбы ради девушки, а после случившегося Лариса скомпрометирована.

Явление 6

Кнуров считает, что в сложившейся ситуации они обязаны принять участие в ее судьбе (мужчина хотел взять девушку с собой в Париж, теперь же представился удобный случай). Чтобы избежать соперничества мужчины подбрасывают монетку, и ехать с Ларисой Дмитриевной выпадает Кнурову.

Явление 7

Паратов благодарит Ларису за то, что она ездила с ними на пикник. Девушка просит ответить ей: теперь она жена его или нет? Сергей Сергеевич отвечает, что обручен и не может порвать невестой. Мужчина заверяет девушку, что ее жених в любом случае примет ее обратно.

Явление 8

Паратов дает распоряжение Робинзону, чтобы тот отвез девушку домой и уходит в кафетерий. Лариса просит помощи у Вожеватова, но он уклоняется, оставляя девушку с Кнуровым. Мокий Пармевыч предлагает Ларисе уехать с ним в Париж и полное обеспечение на всю жизнь. Лариса промолчала в ответ.

Явление 9

Оставшись одна, Лариса хочет броситься в море, но не решается покончить с собой.

Явление 10 – 11

Робинзон приводит к Ларисе Карандышева. Мужчина считает, что должен быть защитником девушки. Лариса говорит Карандышеву, что его покровительство для нее – самое тяжкое оскорбление. Мужчина упрекает ее в невзыскательности, рассказывая, что Кнуров и Вожеватов играли на нее «в орлянку» и вообще относятся к ней как к вещи. Лариса согласилась, что она вещь, но «слишком дорогая вещь» для Карандышева – «уж если быть вещью, так одно, утешение – быть дорогой, очень дорогой» .

Лариса просит позвать к ней Кнурова. Карандышев пытается ее уговорить уехать с ним, но девушка объясняет, что уже поздно и она никогда не будет его. Со словами «Так не доставайся ж ты никому» Карандышев стреляет в Ларису из пистолета. Со словами благодарности Лариса поднимает выпавший из рук Карандышева пистолет и кладет его на стол и сама медленно опускается на стул.

Явление 12

Прибежавшим на выстрел Лариса объяснила: «Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама» . За сценой начинают петь цыгане, Паратов велит всем замолчать, но Лариса, умирая под цыганский хор, просит: «Пусть веселятся, кому весело <…> вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю» .

Заключение

В «Бесприданнице» Островский изобразил трагическую судьбу девушки, умеющей искренне любить, но оказавшейся в обществе, где деньги ставятся во многом выше истинных чувств. Ни родная мать, ни будущий муж Карандышев, ни возлюбленный Ларисы Паратов не относились к ее чувствам серьезно – каждый из них хотел только воспользоваться девушкой. Смерть героини в конце произведения приносит нравственное очищение, несмотря на все случившееся, Лариса все равно всех любит.

Краткий пересказ произведения «Бесприданница» не до конца передает напряженный психологизм пьесы великого драматурга, поэтому советуем прочесть полный вариант драмы.

Тест по пьесе

После прочтения краткого содержания пьесы рекомендуем пройти этот небольшой тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 4439.

Драма в четырех действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет, одета изящно, но не по летам.
Лариса Дмитриевна, ее дочь, девица; одета богато, но скромно.
Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с громадным состоянием.
Василий Данилыч Вожеватов, очень молодой человек, представитель богатой торговой фирмы; по одежде европеец.
Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник.
Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, за 30 лет.
Робинзон, провинциальный актер Аркадий Счастливцев.
Гаврило, клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре.
Иван, слуга в кофейной.
Действие происходит в большом городе Бряхимове на Волге.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Бульвар на высоком берегу Волги, вход в кофейную, перед ней столы.
Вид на реку
ЯВЛЕНИЕ I
Иван приводит в порядок мебель у кофейной, Таврило стоит в дверях. Они переговариваются. На бульваре сейчас пусто, но вечером будет людно. Вон Мокий Парменыч Кнуров уже “проминает себя” для аппетита, уж очень много ест за обедом. А вон и Василий Данилыч показался... Кнуров подходит, садится за стол и вынимает из кармана французскую газету. Подходит Вожеватов.
ЯВЛЕНИЕ II
Вожеватов почтительно здоровается с Кнуровым. Он ходил на пристань встречать Паратова, да не встретил. Сообщает, что покупает у Паратова его пароход “Ласточку”. Иван, заметив вдали пароход, говорит Вожеватову, что это “Ласточка” и сразу видно - с хозяином. А вон и коляска к пристани едет, и цыган на козлах сидит рядом с извозчиком. “С шиком живет Паратов”, - говорит Кнуров. Наверное, и пароход продает задешево потому, что деньги понадобились. “Он ведь мотоват”. Кнуров и Вожеватов собираются ехать в Париж на выставку.
Вожеватов сообщает новость: Лариса Дмитриевна выходит замуж за Карандышева. По мнению Кнурова, он ей не пара. Вожеватов возражает: “...Что ж делать-то? Ведь она бесприданница”. Кнуров расстроен: “Огуда-ловы все-таки фамилия порядочная; и вдруг за какого-то Карандышева!.. Всегда полон дом холостых!.”. “Ездить-то... все ездят, потому что... барышня хорошенькая, поет, обращение свободное... Ну, а жениться-то надо подумавши”, - говорит Вожеватов. А что до того, что Огудалова умудрилась-таки выдать замуж двух дочерей, то старшую ее муж-горец зарезал по дороге от ревности, а у второй муж оказался шулером.
Кнуров и Вожеватов обсуждают материальное положение Огудаловои. Она небогата, но живет открыто, всех принимает. Деньги берет с тех, кому понравилась дочка, вообще с состоятельных гостей. “За удовольствие платить надо, - говорит Вожеватов, - а бывать у них в доме - большое удовольствие”. Кнуров с ним соглашается, хотя сам бывает у Огудаловои редко: “много у них всякого сброду бывает”. Он бы с удовольствием виделся с Ларисой Дмитриевной наедине. “Жениться надо”, - говорит Кнурову Вожеватов. Тот сообщает, что женат, “а хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку”. Вожеватов с ним согласен, но сам таких планов не строит, он хоть и молод, но “не зарвется, лишнего не передаст”, а чувства любви “в себе совсем не замечает”. Что до его близких отношений с Ларисой, то они вот в чем состоят: “Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают”. “Что ж мне об ее нравственности заботиться: я ей не опекун”, - добавляет Вожеватов. Он рассказывает, что женихи у Ларисы были и другие, но она, хоть и не глупа, в отличие от матери лишена хитрости, не скрывает своих чувств. В прошлом году влюбилась в Паратова, а он походил два месяца, да и исчез. Лариса чуть не умерла от горя, бросилась его догонять, мать с дороги воротила. Потом
было два жениха: какой-то старик с подагрой да вечно пьяный управляющий какого-то князя. А еще проворовавшийся кассир вертелся, сорил деньгами, его и арестовали в доме Огудаловой. Вот тогда Лариса и сказала матери, что пойдет за первого, кто посватается. Им и стал Карандышев. Он уже года три как ходит в дом Огудаловой, обращались с ним пренебрежительно. А сейчас сияет, как апельсин. Лариса хотела быстренько пожениться да уехать в “именьишко” Карандышева, а он вместо этого “таскает” ее по бульвару, смотрит на всех свысока. Кнурову жаль Ларису. По его мнению, “эта женщина создана для роскоши”. “Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует”, - говорит он. “И хорошего ювелира”, - добавляет Вожеватов. Он думает, что Лариса скоро бросит Карандышева. Появляются Карандышев, Огудалова, Лариса.
ЯВЛЕНИЕ III
Огудалова здоровается, Вожеватов подает ей и Карандышеву руку, а Кнуров едва кивает из-за газеты. Лариса садится на скамейке поодаль и смотрит в бинокль на Волгу. Вожеватов предлагает Огудаловой чаю. Карандышев вскидывается: кто же пьет чай в полдень! Он, к примеру, в это время выпивает рюмку водочки, съедает котлетку, запивает ее стаканчиком хорошего вина. На это Вожеватов замечает: “Нам так нельзя-с... разум потеряешь. Вам можно все, вы капиталу не проживете, потому что его нет...”. Карандышев зовет Ивана прислуживать у него за обедом, да чтоб почище оделся, и приглашает на обед Вожеватова, который шутовски спрашивает его, как ему одеться. Карандышев не понимает насмешки. “Как вам угодно, не стесняйтесь”, - говорит он. Он подходит к Кнурову, погрузившемуся в газету, и приглашает его к себе на обед. Тот удивлен. Вмешивается Огудалова, которая говорит Кнурову, что это обед для Ларисы. Кнуров принимает приглашение. “Я желаю, чтобы Ларису Дмитриевну окружали только избранные люди”, - гордо заявляет Карандышев.
Иван сообщает, что подходит “Ласточка”. Вожеватов и Кнуров решают не спускаться к пристани. Огудалова, приблизившись к Кнурову, намекает ему, что, мол, в связи со свадьбой очень велики расходы, а у Ларисы завтра день рождения. Кнуров понимает, что к чему, обещает заехать.
Вожеватов с Кнуровым и Огудалова уходят. Лариса подходит к Карандышеву.
ЯВЛЕНИЕ IV
Лариса, любуясь видами за Волгой, просит Карандышева уехать скорее в деревню. Карандышева больше интересует, о чем это она говорила с Вожеватовым, да еще называла его Васей, ему не нравится такая фамильярность. Лариса в свое оправдание говорит, что она с Вожеватовым знакома с детства. “Вам надо старые привычки бросить... Нельзя же терпеть того, что у вас до сих пор было”, - требует Карандышев. Лариса обижается: “У нас ничего дурного не было”. Карандышев не унимается. По его мнению, у Огудаловых был настоящий цыганский табор. Лариса просит Карандышева не попрекать ее бесконечно. Ей самой такая жизнь не нравилась, “так нужно было маменьке”. Если б она не искала тишины, не захотела бежать от людей - разве она пошла бы за него, Карандышева? Ларису манит скромная семейная жизнь, она хочет полюбить своего жениха. “Поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие, отнеситесь ко мне нежно, с лаской!” - просит она Карандышева. Тот просит прощения. Лариса замечает, что в таборе, о котором говорил Карандышев, были и хорошие, благородные люди. Карандышеву тут же приходит на ум Паратов. “Об людях судят по поступкам. Разве он хорошо поступил с вами? Ну чем я хуже Паратова?” - говорит он Ларисе. Лариса отвечает, что сравнение будет не в пользу Карандышева. Для нее Паратов - идеал мужчины. Она рассказывает, как Паратов на спор стрелял по монете, которую она держала в руке, и выбил ее. Карандышев замечает, что у Паратова нет сердца, оттого он так и смел. Но ведь Лариса видела, как Паратов помогал бедным. Карандышев соглашается наконец признать кое-какие достоинства Паратова, но что такое этот Вожеватов? Лариса просит жениха не ревновать ее ни к кому, она не любит и не полюбит никого. Вот если бы появился Сергей Сергеич и был свободен, ь тогда довольно было бы одного его взгляда... Но ведь он не явился... Слы-пен пушечный выстрел - это салютуют в честь Паратова. Лариса нервни-ает, хочет идти домой. Карандышеву тоже надо идти - у него званый обед. ЯВЛЕНИЕ V I Иван и Гаврило радуются: выстрелила пушка - значит, приехал барин (Сергей Сергеич, сейчас все будут здесь. Гаврило волнуется насчет того, чем 1их потчевать. Появляются щегольски одетый Паратов с дорожной сумкой через плечо, Робинзон, Кнуров, Вожеватов. Иван выбегает с веничком и бросается обметать Паратова. ЯВЛЕНИЕ VI Паратов говорит Ивану, что он с Волги, а там не пыльно. Иван делает это от избытка чувств, за что и получает рубль. Вожеватов не думал, что Паратов прибудет"на “Ласточке”, ведь она должна была идти с баржами. Паратов сообщает, что баржи он продал. Он представляет Кнурову и Вожеватову Робинзона. Это провинциальный актер Аркадий Счастливцев. Робинзоном Паратов зовет его потому, что подобрал его на голом острове, куда тот был высажен со своим другом, купеческим сыном, с парохода, на котором плыли, за то, что, перепившись, безобразничали. Впрочем, сделал Паратов это просто от скуки: “в дороге... всякому товарищу рад”. Держит он Робинзона в строгости: прежде чем получить хоть немного денег на выпивку, он должен выучить страницу французского текста. Паратов разрешает Кнурову и Вожеватову “пошутить” с Робинзоном. На вопрос Кнурова, не жалко ли ему продавать “Ласточку”, Паратов отвечает: “У меня... ничего заветного нет; найду выгоду, так продам что угодно”. Он собирается жениться на очень богатой девушке, берет в приданое золотые прииски. Но до свадьбы хочет как следует погулять. ЯВЛЕНИЕ VII Паратов подзывает по-французски Робинзона. Тот подходит. Вожеватов обращается к Робинзону на “ты”, тот оскорбляется, но узнав, что Вожеватов богат, позволяет ему обращаться с собой запросто и сам называет его Васей. Вожеватов предлагает съездить вечером на другой берег Волги, взять с собой цыган, сварить жженку. Паратоа приглашает Кнурова и Вожеватова отобедать у него, но они вспоминают о приглашении Карандышева. Так Паратов узнает, что Лариса выходит замуж. “Что ж... Это даже лучше... Я немножко виноват перед ней, то есть так виноват... ну, а теперь она выходит замуж, значит, старые счеты покончены, и я могу опять явиться поцеловать ручки у ней и тетеньки... Ведь я было чуть не женился на Ларисе - вот бы людей-то насмешил! Да, разыграл бы дурака”, - говорит Паратов и решает заехать к Карандышеву.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Огудалова
Лариса
Карандышев
Паратов
Кнуров
Вожеватов
Робинзон
Илья-цыган
Лакей Огудаловой
Комната в доме Огудаловых, приличная мебель, фортепьяно, на нем лежит гитара
ЯВЛЕНИЕ I
Огудалова одна, держит в руках коробочку. Зовет Ларису, та отвечает из другой комнаты, что одевается. Огудалова хочет показать ей, что привез Вася. Это дорогой подарок для Ларисы. Огудалова выглядывает в окно и видит Кнурова. Просит Ларису пока не выходить. Кнуров входит.
ЯВЛЕНИЕ II
Огудалова не находит слов, чтобы сказать, как она рада приходу Кнурова. Тот выражает сомнение, хорошо ли, что Огудалова выдает дочь замуж за бедного человека. По его мнению, и Карандышев тоже плохо поступает, женясь на бедной. Вот об этом Кнуров и хочет поговорить с матерью Ларисы. “Она создана для блеску”, - говорит он. Бедной полумещанской жизни Лариса, по его мнению, не выдержит, зачахнет. Хорошо, если догадается поскорее бросить мужа и вернуться к матери. Огудалова жалуется на бедность. Кнуров советует завести “доброго друга, солидного, прочного...”. Конечно, Лариса еще даже не вышла замуж, еще долго ждать, когда она разойдется с мужем. Но пусть Огудалова знает, что он, Кнуров, ничего для Ларисы Дмитриевны не пожалеет. Кнуров советует Огудаловой купить для Ларисы роскошный свадебный наряд, он все оплатит. Огудалова рассыпается в благодарностях. Но ей этого мало - она хотела бы и завтра дочери сделать сюрприз, показывает ему подарок Вожеватова. Кнуров дает ей денег и уходит. Появляется Лариса.
ЯВЛЕНИЕ III
Лариса рассматривает Васин подарок: “Недурно”. Этот отзыв коробит мать: “Это очень дорогие вещи”. Но Ларису они не радуют. Мать говорит ей, что надо шепнуть на ухо Васе: “благодарю”, да и Кнурову тоже. “За что?.. Все у тебя секреты да хитрости”. “Без хитрости на свете не проживешь”, - поучает дочь Огудалова. Лариса сообщает матери, что ее жених хочет баллотироваться в мировые судьи в глухом уезде. “Мне хоть в лес, да только поскорее отсюда вырваться”, - говорит она. Мать соглашается - в захолустье и Карандышев “мил покажется”. Лариса отвечает, что “он и здесь хорош, я в нем ничего не замечаю дурного”. Хотя, конечно, есть и лучше, Лариса это очень хорошо знает. “Есть, да не про нашу честь”, - заключает мать. “Теперь для меня и этот хорош... Я... все чувства потеряла. Давно уж точно во сне вижу, что кругом меня происходит... После той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем”, - говорит Лариса. Напевает: “Не искушай меня без нужды”. Входит Илья.
ЯВЛЕНИЕ IV
Лариса просит Илью настроить ей гитару. Тот жалуется, что единственный хороший тенор в хоре заболел - слишком лихо гулял. С улицы Илью кличут по-цыгански. Он кладет гитару, которую настраивал: “Некогда, барышня, барин приехал... Такой барин - ждем не дождемся...” Уходит.
ЯВЛЕНИЕ V
Огудалова гадает, кто же это за барин такой. Вдруг холостой? Уж не прозевали ли они жениха для Ларисы? “Ах, мама, мало, что ли, я страдала? Нет, довольно унижаться”, - говорит Лариса. “Мы люди бедные - нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом по-даить по-человечески”, - возражает мать. “Нет, не могу, невыносимо тяжело... Опять притворяться, опять лгать!” Входит Карандышев.
ЯВЛЕНИЕ VI
Огудалова говорит Карандышеву, что Лариса торопится в деревню, уже и корзину приготовила для грибов. Карандышев сердится: “Куда вы торопитесь, зачем?.. Или вы стыдитесь за меня, что ли?.. Дайте мне время устроиться, опомниться... дайте мне возможность почувствовать всю приятность моего положения! Я много... перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться... Венчаться - непременно здесь; чтобы не сказали, что я не жених вам, не пара, а та только соломинка, за которую хватается утопающий”. “Да ведь последнее-то почти так...” - говорит Лариса. У Карандышева на глазах слезы: “Пожалейте вы меня хоть сколько-нибудь! Пусть хоть посторонние-то думают, что вы любите меня, что выбор ваш был свободен”. “Самолюбие! Вы только о себе. Все себя любят. Когда же меня-то будет любить хоть кто-нибудь? Доведете вы меня до погибели”, - Лариса в отчаянии. “Мама, я боюсь...Если уж свадьба будет здесь, так... чтобы поменьше было народу...” Ни мать, ни Карандышев на это не согласны. Для Карандышева на первом месте его самолюбие. “Лариса Дмитриевна, три года я терпел унижения,., сносил насмешки... от ваших знакомых; надо же и мне... посмеяться над ними”. Огудалова пугается: уж не ссору ли собрался затеять Карандышев? Тот ее успокаивает, говорит, что никакой ссоры не будет. Он просто предложит тост за Ларису и поблагодарит ее публично за счастье, которое она ему сделала своим выбором, за то, что она оценила его. А то развелось вокруг фатов “со своим фанфаронством”, хвастаются своим богатством. Это не один только Вася такой, все хороши. Достаточно посмотреть, что в городе делается - извозчики кричат друг другу: “Барин приехал!”, половые в трактирах сияют, то же самое кричат, цыгане с ума сошли, у гостиницы толпа народу. А ведь барин-то, как слышал Карандышев, совсем промотался, последний парохо-дишко продал. “Да кто приехал-то?” - спрашивает Огудалова. “Ваш Сергей Сергеич Паратов”. Лариса, в испуге вскочив, просит Карандышева немедленно ехать в деревню. “Чего вы боитесь?” - спрашивает Карандышев. “Я не за себя боюсь... За вас”, - отвечает она. Карандышев видит в окно, что приехал Паратов. Лариса просит Карандышева уйти с ней вместе в другую комнату, просит мать “отделаться” от визитов Паратова. Лариса с Карандышевым удаляются. Входит Паратов.
ЯВЛЕНИЕ VII
Паратов шутливо-серьезен. На вопрос Огудаловой о положении его дел отвечает, что дела идут неважно, но живет он весело. Огудалова интересуется, куда он пропал так неожиданно год назад. Тот отвечает, что получил тогда неприятную телеграмму: управляющие его разорили. Но он “веселого расположения не утратил”. Решил жениться, берет приданое в полмиллиона. Паратов желает видеть Ларису Дмитриевну. Огудалова, пользуясь случаем, вымогает у него денег якобы на подарок Ларисе. Паратов обещает привезти завтра ей подарок получше того, что показала ему Огудалова. Та уходит позвать дочь.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Паратов заводит разговор о том, что, мол, ему интересно знать теоретически, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека, что женщины после поступка Ларисы много теряют в его глазах... и т. д. и т. п. Он просто вынуждает Ларису признаться, что она его любит. Появляются Огудалова и Карандышев.
ЯВЛЕНИЕ IX
Огудалова представляет Карандышева Паратову. Заходит разговор о ревности, и Юлий Капитоныч говорит, что он не ревнует Ларису, потому что она не давала ему повода, да и в дальнейшем, он надеется, такого не будет. Лариса сообщает, что они с Карандышевым скоро уедут в деревню. В ходе разговора Паратов приводит народную пословицу, говорит, что перенял ее от бурлаков. Карандышев возмущен: как это - говорить языком бурлаков! Он сам как человек образованный считает их образцом грубости и невежества. Паратов заявляет, что он как судохозяин вступается за них; он сам такой бурлак, а потому требует от Карандышева, чтобы тот попросил извинения. Тот отказывается. В ответ Паратов заявляет, что “поучит” Карандышева, а как - он подумает. Огудалова просит Паратова извинить Карандышева. Паратов вроде бы смягчается. Огудалова велит Карандышеву пригласить Паратова на свой званый обед. Входит Вожеватов.
ЯВЛЕНИЕ X
Вожеватов представляет “лорда Робинзона”. Карандышев в самом деле принимает его за английского лорда. Паратов просит Карандышева пригласить и его на свой обед. Тот самым почтительным тоном приглашает его. Карандышев собирается уходить - у него дела. Огудалова и Лариса уходят за ним в переднюю.
ЯВЛЕНИЕ XI
Вожеватов спрашивает Паратова, понравился ли ему жених Ларисы. *Чему тут нравиться?.. А еще разговаривает, гусь лапчатый... Да погоди, дружок, я над тобой, дружок, потешусь...” - говорит Паратов и решает для этой цели использовать Робинзона. Они уходят.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Ефросинья Потаповна, тетка Карандышева
Карандышев
Огудалова
Лариса
Паратов
Кнуров
Вожеватов
Робинзон
Иван
Илья-цыган
Кабинет Карандышева; меблирован с претензией, но без вкуса.
На стене ковер с оружием
ЯВЛЕНИЕ I
Иван в разговоре с теткой Карандышева объясняет, что к чаю нужны лимоны, а та удивляется и сердится на такое расточительство. Говорит, что вместо чаю морс клюквенный выпьют. Они выходят. Появляются Огудалова и Лариса.
ЯВЛЕНИЕ II
Лариса говорит матери, как ей стыдно за Карандышева и его жалкий обед: “Так бы убежала куда-нибудь. А он как будто не замечает ничего, он даже весел”. “Он никогда не видывал, как порядочные люди обедают. Он еще думает, что удивил всех своей роскошью. Вот он и весел”, - объясняет мать. Его нарочно подпаивают. Лариса удивляется, как Карандышев сам не видит этого, он же не глуп! На что Огудалова замечает, что Карандышев, хоть и не глуп, но самолюбив, не видит, что все над ним потешаются. “А ведь они меня терзают-то”, -говорит Лариса. Входит Ефросинья Потаповна.
ЯВЛЕНИЕ III
Тетка Карандышева жалуется на большие расходы, на дороговизну. Покупала она к обеду то, что подешевле, но все равно очень дорого. “Кады для начальника какого высокого али для владыки, ну, уж это так и полагается, а то для кого!” - возмущается она. Вот сосед женился, это да - сколько приданого взял. “Бежала б я отсюда куда глаза глядят”, - говорит Лариса матери. Ефросинья Потаповна между тем собирается идти пересчитывать серебро да запереть, а то “нынче народ без креста”. Все трое уходят. Появляются Паратов, Кнуров, Вожеватов.
ЯВЛЕНИЕ IV
Кнуров заявляет, что ничего не ел и поедет в клуб обедать. “Приглашают обедать известных людей, а есть нечего”, - говорит он. Кнуров замечает, что Карандышев раньше всех напился. Паратов ему объясняет, что так было задумано. Для этого использовали Робинзона. Он - “натура выдержанная... ему нипочем... А хозяин - человек непривычный... скорехонько и дошел до восторга”. Паратов собирается попросить Ларису спеть. Входит Робинзон.
ЯВЛЕНИЕ V
Робинзон падает на диван и жалуется, что отравился: “Не пройдет даром мне эта специя, я уже чувствую... На бутылке было написано "Бургонское", а в бутылке-то "киндер-бальзам" какой-то”. Услышав из гостиной голос Карандышева, требующего подать еще бургонского, Робинзон приходит в полное уныние. Паратов его утешает, обещает чего-нибудь получше. Входит Карандышев с ящиком сигар.
ЯВЛЕНИЕ VI
Паратов и Вожеватов открыто смеются над оружием Карандышева, но тот говорит, что надо осторожнее обращаться с пистолетом - он заряжен. Карандышев предлагает гостям сигары. “Да ведь, чай, дорогие?” - с насмешкой спрашивает Паратов. “Сорт высокий, очень высокий сорт”, - хвастается Карандышев. Гости, один за другим, смеются над хозяином, но тот ничего не замечает. Входит Огудалова.
ЯВЛЕНИЕ VII
Огудалова пытается потихоньку приструнить разошедшегося Карандышева, на что тот ей отвечает: “Я счастлив сегодня, я торжествую”. Огудалова просит Паратова прекратить издевательства над Карандышевым, ведь он обижает этим Ларису. Тот предлагает Карандышеву выпить на брудершафт. Они уходят.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Робинзон наблюдает через открытую дверь за тем, как те двое пьют на брудершафт. “Погиб Карандышев. Я начал, а Серж его докончит”, - говорит он.
ЯВЛЕНИЕ IX
Входит цыган и говорит, что господ заждались на бульваре. Вожеватов отвечает, что они сейчас придут. Паратов велит цыгану принести гитару: он намерен попросить Ларису спеть. Кнуров считает, что прогулка не будет веселой, если не поедет Лариса. “Дорого можно уплатить за такое удовольствие”, - говорит он. К нему присоединяется Вожеватов. Оказывается, Паратов думает о том же. А “на свете нет ничего невозможного”. Робинзона брать с со*бой не имеет смысла - “потешились - и будет”.
ЯВЛЕНИЕ X
Вожеватов зовет Робинзона и предлагает ему сегодня вечером ехать в Париж. Так что он сейчас завезет его домой отдохнуть, а сам съездит по делам. Робинзон в конце концов соглашается. Он сообщает, что Карандышев готовит им сюрприз. Входят Огудалова, Лариса, Карандышев и Иван.
ЯВЛЕНИЕ XI
На вопрос Паратова, почему она их покинула, Лариса отвечает, что ей нездоровится. К сообщению Паратова о том, что он пил на брудершафт с Карандышевым, она относится с полным доверием и даже благодарит его. Появляется Илья. Паратов просит Ларису спеть романс или песенку. Ведь он ее целый год не слыхал и вряд ли еще когда услышит. Карандышев против он не позволяет Ларисе петь. Он “запрещает”! “Вы запрещаете? Так я буду петь, госиода”, - говорит Лариса. Карандышев, надувшись, садится в углу. Все растроганы и восхищены пением Ларисы. Карандышев предлагает выпить шампанского за здоровье его невесты. Он пьян, громко кричит, требуя шампанского, Огудалова пытается его утихомирить. Паратов между тем посылает Илью проследить, чтобы катера были готовы. Вожеватов и Кнуров решают оставить Паратова наедине с Ларисой и уводят с собой Робинзона.
ЯВЛЕНИЕ XII
Паратов, страстно глядя на Ларису, уверяет ее, что проклинал себя, пока она пела, потому что потерял сокровище. Он, видите ли, ее потерял и сам страдает и ее заставил страдать, но благородные чувства еще шевелятся в его груди. “Еще несколько таких минут, да... еще несколько таких минут... и уж никакая сила не вырвет вас у меня... забывать весь мир и мечтать только об одном блаженстве... Послушайте: мы едем всей компанией кататься по Волге на катерах - поедемте!” Лариса теряется, она верит Паратову и решается ехать: “Едемте... Куда вам угодно... Когда вам угодно... Вы - мой повелитель”. Входят Огудалова, Кнуров, Вожеватов, Робинзон, Карандышев и Иван с шампанским.
ЯВЛЕНИЕ XIII
Паратов потихоньку сообщает Вожеватову и Кнурову, что Лариса согласна ехать с ними. Карандышев предлагает тост за Ларису, ее несравненный талант и ее умение выбирать и ценить людей: “Она меня поняла, оценила и предпочла всем”. Паратов предлагает тост “за здоровье счастливейшего из смертных, Юлия Капитоныча Карандышева”. Карандышев уходит за вином. Все собираются уходить. Паратов не будет ждать Карандышева, не станет пить с ним - так смешнее, по его мнению. “Прощай, мама!.. Или тебе радоваться за меня... или ищи меня в Волге. Видно, от судьбы не уйдешь”, - с этими словами Лариса уходит. Огудалова решает, что бросить Карандышева - невелика потеря. Входят Карандышев и Иван с шампанским.
ЯВЛЕНИЕ XIV
Карандышев оглядывает комнату, удивляется, что все уехали, просит Огудалову, чтобы она с Ларисой посидели еще. Иван сообщает, что Лариса Дмитриевна уехала с господами за Волгу на пикник. Карандышев сражен этим известием. Он набрасывается на Огудалову. Но та заявляет: “Я к вам привезла дочь, вы мне скажите, где моя дочь!” Карандышев говорит со слезами на глазах: “Жестоко, бесчеловечно жестоко! Да, это смешно... Я смешной человек... Я знаю сам... Да разве людей казнят за то, что они смешны? Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной - я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его!.. Как мне жить!.. И самого кроткого челове
ка можно довести до бешенства... и смирный человек решится на преступление, когда ему другого выхода нет... Для меня нет теперь ни страха, ни закона, ни жалости; только злоба лютая и жажда мести душат меня. Я буду мстить каждому из них, пока не убьют меня самого”. Карандышев хватает пистолет и убегает.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Паратов
Кнуров
Вожеватов
Робинзон
Лариса
Карандышев
Илья
Таврило
Иван
Цыгане и цыганки
Декорация первого действия. Светлая летняя ночь
ЯВЛЕНИЕ I
Робинзон с кием в руках и Иван выходят из кофейной.
Робинзон требует, чтобы Иван играл с ним в бильярд, но Иван не хочет, Робинзон с Ивана деньги берет, а когда сам проигрывает - не платит. Для Робинзона открыт кредит только на еду и питье. Робинзон обижен, что его не взяли на пикник, решает сделать заказ подороже, пусть потом расплачиваются. Иван замечает идущего по бульвару Карандышева и исчезает. Карандышев подходит.
ЯВЛЕНИЕ II
Карандышев спрашивает Робинзона, где его товарищи. “Кутят где-нибудь: что ж им больше-то делать?.. Думаю, к утру вернутся”. Карандышев отправляется на пристань.
ЯВЛЕНИЕ III
Иван переговаривается с Гаврилой у кофейной. Иван говорит, что под горой слышен шум, “эфиопы” загалдели. Наверное, приехали. Появляются Илья и хор цыган.
ЯВЛЕНИЕ IV
Цыгане очень довольны прогулкой. Говорят, что сейчас все придут сюда, наверное, всю ночь будут гулять. Все входят в кофейную. Появляются Кнуров и Вожеватов.
ЯВЛЕНИЕ V
Кнуров и Вожеватов разговаривают о Ларисе. Кнуров замечает, что положение ее незавидное. Вожеватов полагает, что Карандышев ее простит. Да только Лариса уже не та, что была прежде, считает Кнуров. Судя по всему, она имеет виды на Паратова. Тот, очевидно, дал ей определенные и серьезные обещания, иначе разве она поверила бы человеку, который уже раз обманул ее? “Сергей Сергеич ни над чем не задумывается: человек смелый”, - говорит Вожеватов. “Да ведь как ни смел, а миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет”, - заключает Кнуров. Оба приходят к выводу, что они ни в чем не виноваты, их дело сторона. Из кофейной выходит Робинзон.
ЯВЛЕНИЕ VI
Робинзон сообщает Вожеватову, что живет и питается за его счет. Вожеватов советует ему ехать в Париж одному - он даст денег на поездку. Робинзон отказывается - он не знает французского языка. И тут оказывается, что Вожеватов имел в виду не столицу Франции, а трактир “Париж”. Кнуров отвлекает Вожеватова от разговора с Робинзоном - он хочет ему что-то сказать. Вожеватов подходит к Кнурову, Робинзон прислушивается к их разговору. По мнению Кнурова, Лариса сейчас в таком положении, что они обязаны принять участие в ее судьбе. Вожеватов уточняет: “То есть вы хотите сказать, что теперь представляется удобный случай взять ее с собой в Париж?” Но кому? Он вынимает из кармана монету: “Орел или решка?” Выигрывает Ларису Кнуров. Он и Вожеватов уходят в кофейную, чтобы не мешать Паратову и Ларисе, которые идут сюда.
ЯВЛЕНИЕ VII
Паратов говорит Робинзону, чтобы тот не отлучался, он еще может пригодиться. Робинзон уходит в кофейную. Паратов благодарит Ларису за поездку, но та требует сказать ей, жена она ему теперь или нет. Паратов продолжает свое: Ларисе нужно ехать домой. Поговорить обстоятельно можно завтра. Лариса ехать домой отказывается: “Вы меня увезли, вы и должны привезти меня домой... Я должна или приехать с вами, или совсем не являться домой... Для несчастных людей много простора в божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге - выбирай любое место. Везде утопиться легко...” О Карандышеве, который способен равнодушно сносить насмешки и оскорбления и которого она не уважает, Лариса утверждает, что он для нее больше не существует. “У меня один жених: это вы”, - говорит Лариса Паратову. И слышит от него: “Но едва ли вы имеете право быть так требовательными ко мне”. Паратов объясняет, что просто поддался минутному увлечению, но он скован “неразрывными цепями” - обручен. “Что же вы молчали?” - Лариса опускается на стул. “Разве я в состоянии был помнить что-нибудь! Я видел вас, и ничего более для меня не существовало”, - отвечает Паратов. Лариса гонит Паратова прочь от себя. Из кофейной выходят Кнуров, Вожеватов и Робинзон.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Паратов приказывает Робинзону отвезти Ларису домой, но тот боится, что его убьет Карандышев. Вожеватов подходит к Ларисе. Она молит его о помощи, просит совета, что ей делать. Ведь они знакомы с детства, почти родные. Вожеватов наотрез отказывает ей - Ларису выиграл Кнуров, и он не может нарушить “купеческого слова”. Подходит Кнуров со своим предложением ехать с ним в Париж. Предлагает полное обеспечение на всю жизнь. Он положит ей такое громадное содержание, что все только раскроют рты от удивления и никто ее осуждать не будет. Лариса молчит. Кнуров советует ей подумать, почтительно кланяется и уходит в кофейную.
ЯВЛЕНИЕ IX
Лариса размышляет, стоя у решетки над обрывом: “Вот хорошо бы броситься!.. Ох, нет... Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала... Что меня держит над этой пропастью? Что мешает?” Она вспоминает предложение Кнурова... “Какая я жалкая, несчастная... Кабы теперь меня убил кто-нибудь... Как хорошо умереть... пока еще упрекнуть себя не в чем...”. Появляются Робинзон и Карандышев.

ЯВЛЕНИЕ X
Карандышев говорит Робинзону, что Лариса сама виновата и ее поступок заслуживает наказания.... Она сама могла заметить разницу между ним, Ка-рандышевым, и этими людьми. И судить Ларису имеет право только он один, и это его дело: простить ее или нет, но защитником ее он быть обязан. Карандышев просит Робинзона удалиться, что тот и делает с удовольствием.
ЯВЛЕНИЕ XI
Лариса, увидев Карандышева, гонит его от себя: он ей противен. Карандышев заявляет, что он всегда должен быть при ней, чтобы оберегать ее. Лариса отвергает его покровительство. Карандышев рассказывает ей, что Вожеватов с Кнуровым метали жребий, кому из них она будет принадлежать, словно вещь. Лариса потрясена: “Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь. А не человек. Я сейчас убедилась в этом, я испытала себя... я вещь! Наконец-то слово для меня найдено... Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину”. “Я ваш хозяин!” -восклицает Карандышев. Лариса истерически смеется: “Я слишком... дорога для вас... Уж если быть вещью, так одно утешение - быть дорогой, очень дорогой... Подите, пошлите ко мне Кнурова”. Карандышев падает перед Ларисой на колени, повторяет, что любит ее. Лариса обрывает его: “Лжете. Я любви искала и не нашла. На /меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. ...я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота”. Она гонит Карандышева прочь. Тот вытаскивает пистолет и со словами: “Так не доставайся ж ты никому!” - стреляет в нее. Хватаясь за грудь, она шепчет: “Ах! Благодарю вас!” - и опускается на стул. Карандышев в растерянности роняет пистолет, Лариса просит его положить оружие на стол, чтобы подумали, будто она застрелилась сама. Все выходят из кофейной.
ЯВЛЕНИЕ XII
Слышится цыганская хоровая песня. Паратов кричит, чтобы им велели замолчать. “Нет, нет, зачем... Пусть веселятся... Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо... умереть. Я ни на что не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю”, - говорит Лариса слабеющим голосом.
Громкий хор цыган.

«Бесприда́нница» - пьеса Александра Николаевича Островского . Работа над ней продолжалась в течение четырёх лет - с 1874 по 1878 год. Премьерные спектакли по «Бесприданнице» состоялись осенью 1878 года и вызвали протест у зрителей и театральных критиков. Успех пришёл к произведению уже после смерти автора.

Пьеса впервые опубликована в журнале «Отечественные записки » (1879, № 1).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ БЕСПРИДАННИЦА. Александр Островский

    ✪ А.Н. Островский «Бесприданница». Видеоурок по литературе 10 класс

    ✪ ЗА 5 МИН: Бесприданница Островский А.Н. / КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВСЯ СУТЬ

    ✪ 2000288 Chast 1 Аудиокнига. Островский Александр Николаевич. "Бесприданница"

    ✪ Что будет, если БРАК НЕРАВНЫЙ // БЕСПРИДАННИЦА и завидный жених

    Субтитры

История создания

В 1870-х годах Александр Островский занимал должность почётного мирового судьи в Кинешемском уезде. Участие в процессах и знакомство с криминальной хроникой давали ему возможность находить новые темы для своих произведений. Исследователи предполагают, что сюжет «Бесприданницы» был подсказан драматургу самой жизнью: одним из громких дел, всколыхнувшим весь уезд, стало убийство местным жителем Иваном Коноваловым своей молодой жены .

Приступая в ноябре 1874 года к новому сочинению, драматург сделал пометку: «Опус 40» . Работа, вопреки ожиданиям, шла медленно; параллельно с «Бесприданницей» Островский написал и издал ещё несколько произведений. Наконец, осенью 1878 года пьеса была закончена. В те дни драматург сообщил одному из знакомых актёров :

Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений.

Дальнейшие события также свидетельствовали о том, что новая пьеса была обречена на успех: она легко прошла цензуру, журнал «Отечественные записки» начал готовить произведение к публикации, труппы сначала Малого , а затем и Александринского театра приступили к репетициям. Однако премьерные спектакли в Москве и Петербурге завершились провалами; отзывы критиков изобиловали резкими оценками . Лишь через десять лет после смерти автора, во второй половине 1890-х годов, к «Бесприданнице» пришло признание зрителей; оно было связано прежде всего с именем актрисы Веры Комиссаржевской .

Действующие лица

  • Харита Игнатьевна Огудалова - вдова средних лет, мать Ларисы Дмитриевны.
  • Лариса Дмитриевна Огудалова - молодая девушка, окружённая поклонниками, но не имеющая приданого.
  • Мокий Парменыч Кнуров - крупный делец, пожилой человек, с громадным состоянием.
  • Василий Данилыч Вожеватов - молодой человек, знающий Ларису с детства; один из представителей богатой торговой фирмы.
  • Юлий Капитоныч Карандышев - небогатый чиновник.
  • Сергей Сергеич Паратов - блестящий барин, из судохозяев, лет за 30.
  • Робинзон - провинциальный актёр Аркадий Счастливцев.
  • Гаврило - клубный буфетчик и содержатель кофейни на бульваре.
  • Иван - слуга в кофейне.

Сюжет

Действие первое

Действие происходит на площадке перед кофейней, расположенной на берегу Волги . Здесь беседуют местные купцы Кнуров и Вожеватов. В ходе разговора выясняется, что в город возвращается судовладелец Паратов. Год назад Сергей Сергеевич спешно покинул Бряхимов; отъезд был настолько стремительным, что барин не успел попрощаться с Ларисой Дмитриевной Огудаловой. Та, будучи девушкой «чувствительной», бросилась даже догонять любимого; её вернули со второй станции.

По словам Вожеватова, знающего Ларису с детских лет, главная её беда - отсутствие приданого . Харита Игнатьевна, мать девушки, стремясь найти для дочери подходящего жениха, держит дом открытым. Однако после отъезда Паратова претенденты на роль Ларисиного мужа попадались незавидные: старик с подагрой , вечно нетрезвый управляющий какого-то князя и кассир-мошенник, которого арестовали прямо в доме Огудаловых. После скандала Лариса Дмитриевна объявила матери, что выйдет замуж за первого встречного. Им оказался небогатый чиновник Карандышев. Слушая рассказ коллеги, Кнуров замечает, что эта женщина создана для роскоши; она, подобно дорогому бриллианту, нуждается в «дорогой оправе».

Вскоре на площадке появляются мать и дочь Огудаловы, сопровождаемые Карандышевым. Жених Ларисы Дмитриевны приглашает посетителей кофейни к себе на званый обед. Харита Игнатьевна, видя презрительное недоумение Кнурова, поясняет, что «это всё равно, что у нас - обед для Ларисы». После ухода купцов Юлий Капитонович устраивает невесте сцену ревности; на его вопрос, чем же всё-таки хорош Паратов, девушка отвечает, что видит в Сергее Сергеевиче идеал мужчины.

Когда на берегу раздаётся пушечный выстрел, возвещающий о прибытии барина, Карандышев уводит Ларису из кофейни. Однако заведение пустует недолго: через несколько минут хозяин Гаврило встречает всё тех же купцов и Сергея Сергеевича, прибывшего в Бряхимов вместе с актёром Аркадием Счастливцевым по прозвищу Робинзон . Имя книжного героя, как поясняет Паратов, актёр получил из-за того, что был найден на безлюдном острове. Беседа давних знакомых строится вокруг продажи Паратовым парохода «Ласточка» - отныне её владельцем станет Вожеватов. Кроме того, Сергей Сергеевич сообщает, что собирается жениться на дочери важного господина, а в качестве приданого берёт золотые прииски . Известие о предстоящем замужестве Ларисы Огудаловой заставляет его задуматься. Паратов признаётся, что чувствует небольшую вину перед девушкой, однако теперь «старые счёты покончены».

Действие второе

События, разворачивающиеся во втором действии, происходят в доме Огудаловых. Пока Лариса переодевается, в комнате появляется Кнуров. Харита Игнатьевна встречает купца как дорогого гостя. Мокий Пармёныч даёт понять, что Карандышев - это не лучшая партия для такой блестящей барышни, как Лариса Дмитриевна; в её ситуации гораздо полезнее покровительство богатого и влиятельного человека. Попутно Кнуров напоминает, что свадебный наряд невесты должен быть изысканным, а потому весь гардероб следует заказать в самом дорогом магазине; все расходы он берёт на себя.

После ухода купца Лариса сообщает матери, что намерена сразу после свадьбы уехать с мужем в Заболотье - дальний уезд , где Юлий Капитоныч будет баллотироваться в мировые судьи . Однако Карандышев, появляясь в комнате, желания невесты не разделяет: его раздражает торопливость Ларисы. В запале жених произносит длинную речь о том, что весь Бряхимов сошёл с ума; извозчики, половые в трактирах , цыгане - все радуются приезду барина, который, промотавшись в кутежах, вынужден продать «последний пароходишко».

Следом наступает черёд Паратова нанести визит Огудаловым. Сначала Сергей Сергеевич душевно общается с Харитой Игнатьевной. Позже, оставшись наедине с Ларисой, интересуется, долго ли женщина способна жить в разлуке с любимым человеком. Девушке мучителен этот разговор; на вопрос, любит ли она Паратова, как прежде, Лариса отвечает - да.

Знакомство Паратова с Карандышевым начинается с конфликта: произнеся поговорку о том, что «один любит арбуз, а другой - свиной хрящик», Сергей Сергеевич поясняет, что русскому языку он учился у бурлаков . Эти слова вызывают возмущение Юлия Капитоновича, который считает, что бурлаки - это грубые, невежественные люди. Разгорающуюся ссору пресекает Харита Игнатьевна: она велит принести шампанского. Мир восстановлен, однако позже, в разговоре с купцами, Паратов признаётся, что найдёт возможность «потешиться» над женихом.

Действие третье

В доме Карандышева - званый обед. Тётка Юлия Капитоновича, Ефросинья Потаповна, жалуется слуге Ивану, что это мероприятие отнимает слишком много сил, да и расходы чересчур велики. Хорошо, что удалось сэкономить на вине: продавец отпустил партию по шесть гривен за бутылку, переклеив ярлыки.

Лариса, видя, что гости не прикоснулись к предложенным блюдам и напиткам, испытывает стыд за жениха. Ситуация усугубляется тем, что Робинзон, которому поручено напоить хозяина до полной бесчувственности, громко страдает из-за того, что вместо заявленного бургундского ему приходится употреблять какой-то «киндер-бальзам».

Паратов, демонстрируя приязнь по отношению к Карандышеву, соглашается выпить с соперником на брудершафт . Когда Сергей Сергеевич просит Ларису спеть, Юлий Капитонович пытается протестовать. В ответ Лариса берёт гитару и исполняет романс «Не искушай меня без нужды». Её пение производит сильное впечатление на присутствующих. Паратов признаётся девушке, что терзается из-за того, что потерял такое сокровище. Тут же он приглашает барышню ехать за Волгу. Пока Карандышев провозглашает тост в честь своей невесты и ищет новое вино, Лариса прощается с матерью.

Вернувшись с шампанским, Юлий Капитонович обнаруживает, что дом опустел. Отчаянный монолог обманутого жениха посвящён драме смешного человека, который, разгневавшись, способен на месть. Схватив со стола пистолет, Карандышев бросается на поиски невесты и её приятелей.

Действие четвёртое

Вернувшиеся с ночной прогулки по Волге Кнуров и Вожеватов обсуждают участь Ларисы. Оба понимают, что Паратов не променяет богатую невесту на бесприданницу. Чтобы снять вопрос о возможном соперничестве, Вожеватов предлагает решить всё с помощью жребия. Брошенная монета указывает, что на выставку в Париж Ларису повезёт Кнуров.

Тем временем Лариса, поднимаясь с пристани в гору, ведёт непростой разговор с Паратовым. Её интересует одно: жена она теперь Сергею Сергеевичу или нет? Известие о том, что возлюбленный обручён, становится для девушки потрясением.

Она сидит за столиком неподалёку от кофейни, когда появляется Кнуров. Он приглашает Ларису Дмитриевну во французскую столицу, гарантируя в случае согласия высочайшее содержание и исполнение любых капризов. Следом подходит Карандышев. Он пытается открыть невесте глаза на её приятелей, объясняя, что те видят в ней лишь вещь. Найденное слово кажется Ларисе удачным. Сообщив своему бывшему жениху, что он для неё слишком мелок и ничтожен, барышня запальчиво заявляет, что, не найдя любви, будет искать золото.

Карандышев, слушая Ларису, вынимает пистолет . Выстрел сопровождается словами: «Так не доставайся же никому!». Выбежавшим из кофейни Паратову и купцам Лариса угасающим голосом сообщает, что ни на что не жалуется и ни на кого не обижается.

Сценическая судьба. Отзывы

Премьера в Малом театре, где роль Ларисы Огудаловой исполнила Гликерия Федотова , а Паратовым был Александр Ленский , состоялась 10 ноября 1878 года. Ажиотаж вокруг новой пьесы царил невиданный; в зале, как сообщали позже рецензенты, «собралась вся Москва, любящая русскую сцену», в том числе писатель Фёдор Достоевский . Ожидания, однако, не оправдались: по свидетельству обозревателя газеты «Русские ведомости », «драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей» . Это был самый оглушительный провал в творческой биографии Островского .

Первая постановка на сцене Александринского театра, где главную роль сыграла Мария Савина , вызвала меньше уничижительных откликов. Так, петербургская газета «Новое время » признала, что спектакль по «Бесприданнице» произвёл на зрителей «сильное впечатление» . Однако говорить об успехе не приходилось: критик того же издания, некто К., сетовал, что Островский потратил много сил на создание мало кому интересной истории о «глупенькой обольщённой девице» :

Жестоко ошибается тот, кто ждал нового слова, новых типов от почтенного драматурга; взамен их мы получили подновлённые старенькие мотивы, получили множество диалогов вместо действия.

Не пощадили критики и актёров, участвовавших в «Бесприданнице». Столичная газета «Биржевые ведомости » (1878, № 325) отметила, что Гликерия Федотова «совсем не поняла роли и играла плохо». Журналисту и писателю Пётру Боборыкину , опубликовавшему заметку в «Русских ведомостях» (1879, 23 марта), в работе актрисы запомнились лишь «рисовка и фальшь от первого шага до последнего слова» . Актёр Ленский, по мнению Боборыкина, при создании образа слишком явный акцент сделал на белых перчатках, которые его герой Паратов надевал «без всякой надобности ежеминутно». Михаил Садовский , исполнивший на московской сцене роль Карандышева, представил, по словам обозревателя «Нового времени», «плохо задуманный тип чиновника-жениха» .

В сентябре 1896 года пьесу, уже давно снятую из репертуара, взялся реанимировать Александринский театр. Роль Ларисы Огудаловой в исполнении Веры Комиссаржевской вначале вызвала знакомое раздражение рецензентов: они писали, что актриса «играла неровно, в последнем акте ударилась в мелодраматизм» . Однако зрители поняли и приняли новую сценическую версию «Бесприданницы», в которой героиня была не между ухажёрами, а над ними ; пьеса постепенно начала возвращаться в театры страны .

Постановки

Главные герои

Лариса , входящая в галерею заметных женских образов литературы второй половины XIX века, стремится к самостоятельным поступкам; она ощущает себя личностью, способной принимать решения. Однако порывы молодой героини сталкиваются с циничной моралью общества, воспринимающего её как дорогую, изысканную вещь .

Девушку окружают четверо поклонников, каждый из которых пытается добиться её внимания. При этом, по мнению исследователя Владимира Лакшина , отнюдь не любовь движет Ларисиными ухажёрами. Так, Вожеватов не сильно сокрушается, когда жребий в виде брошенной монеты указывает на Кнурова. Тот, в свою очередь, готов ждать, пока в игру вступит Паратов, чтобы позже «взять реванш и увезти сломленную героиню в Париж» . Карандышев также воспринимает Ларису как вещь; правда, в отличие от соперников, он не желает видеть возлюбленную чужой вещью . Простейшее объяснение всех бед героини, связанное с отсутствием приданого, разбивается темой одиночества, которую несёт в себе молодая Огудалова; её внутреннее сиротство столь велико, что девушка выглядит «несовместимой с миром» .

Критики воспринимали Ларису как своеобразное «продолжение» Катерины из пьесы Островского «Гроза » (их объединяет пылкость и безоглядность чувств, приведшая к трагическому финалу); в то же время в ней обнаруживали черты других героинь русской литературы - речь идёт о некоторых тургеневских девушках , а также о Настасье Филипповне из «Идиота » и Анне Карениной из одноимённого романа :

Героинь Достоевского, Толстого и Островского сближают совершаемые ими неожиданные, нелогичные, опрометчивые поступки, диктуемые эмоциями: любовью, ненавистью, презрением, раскаянием.

Карандышев , как и Лариса, беден. На фоне «хозяев жизни» - Кнурова, Вожеватова и Паратова - он выглядит как «маленький человек », которого можно безнаказанно унижать и оскорблять. В то же время, в отличие от героини, Юлий Капитонович не жертва, а часть жестокого мира. Желая связать свою жизнь с Ларисой, он надеется рассчитаться с былыми обидчиками, продемонстрировать им своё моральное превосходство . Ещё до свадьбы он пытается диктовать невесте, как нужно вести себя в обществе; её ответный протест Карандышеву непонятен, углубиться в причины их разногласий он не может, потому что «слишком занят собой»