Меню
Бесплатно
Главная  /  Детские игры  /  Определение индекса групповой сплоченности. Тест"определение индекса групповой сплоченности" Ключ к тесту определения индекса групповой сплоченности Сишора

Определение индекса групповой сплоченности. Тест"определение индекса групповой сплоченности" Ключ к тесту определения индекса групповой сплоченности Сишора

Цель и инструкция . Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.

Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4)

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)

4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2)

5. Живу и существую отдельно от нее (1)

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы перейти (1)

2. Скорее перешел бы, чем остался (2)

3. Не вижу никакой разницы (3)

4. Скорее всего остался бы в своей группе (4)

5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5)

6. Не знаю, трудно сказать (1)

III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

3. Хуже, чем в большинстве классов (1)

4. Не знаю, трудно сказать (1)

IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

4. Не знаю. (1)

V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

4. Не знаю (1)

Уровни групповой сплоченности

  • 15, 1 баллов и выше - высокая;
  • 11, 6 - 15 балла - выше средней;
  • 7 - 11,5 - средняя;
  • 4 - 6,9 - ниже средней;
  • 4 и ниже - низкая.

Методика 8. Психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).

Цель: методика ориентирована на определение психологического климата по трем критериям - эмоциональному, моральному и деловому.

Инструкция . Испытуемым предлагается три вопроса:

  • а) Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?
  • б) Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?
  • в) Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?

Дается инструкция : «По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой».

  • Всегда волнует - 5
  • Чаще волнует - 4
  • Волнует в половине случаев - 3
  • Чаще не волнует - 2
  • Совсем не волнует - 1

Пусть испытуемый дал по предложенным вопросам следующие оценки: а - 4; б - 4; в - 3.

Обработка и интерпретация результатов:

Вычисляется средний балл группы: Х=(А + Б + В) / 3хП

где А, Б, В - балльные оценки по вопросам; П - число испытуемых. Пусть X = 3,8

Критерии оценки . Если:

  • а) X > 4,5 балла, показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла.
  • б) 3,5 < Х < 4,5- показатель психологического климата средний, оценка 2 балла.
  • в) В остальных случаях показатель психологического климата низкий, оценка 1 балл. В нашем случае Х = 3,8, оценка 2 балла.

Методика 9. Фотография класса.

Инструкция : учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить своё фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, обращайте внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

Методика 10 . Письмо островитянину.

Инструкция: учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудна, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют. Следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.

Методика 11. Шкала психологической близости.

Психологическая близость – это параметр, описывающей отношения человека с другими людьми. Степень ее различна для разных людей из привычного круга общения человека, и ее можно определить с помощью модифицированной шкалы «симпатической дистанции» Д.Фелдса .

Инструкция к тесту

Предложите респондентам выписать в столбик людей, с которыми они привычно и непреложно общаются в течение последних нескольких месяцев. После того как эта работа будет закончена, предоставьте им возможность оценить свою психологическую близость с этими людьми по приведенной ниже шкале. Шкала содержит 11 ступений, выражающих ту или иную степень близости оцениваемого человека в порядке ее уменьшения.

Тестовый материал

Шкала степени близости

1. Он мог бы быть моим лучшим другом.

2. Я не провожу различий между ним и близкими мне людьми.

3. Я мог бы открыть ему свою душу.

4. Я мог бы проводить с ним свое свободное время.

5. Я мог бы провести с ним отпуск.

6. Я мог бы пригласить его к себе в гости.

7. Я не стал бы обсуждать с ним важных проблем.

8. Я не доверил бы ему выполнение ответственных заданий.

9. Я уволился бы, если бы мне пришлось работать с ним.

10. Я не выпускал бы его в общество.

Психологическая близость респондента с тем или иным человеком обратно пропорциональна баллу, который респондент поставил этому человеку:

  • максимальная степень близости – 1 балл (первое суждение в шкале степени близости),
  • минимальная степень близости – 11 (последнее суждение в шкале степени близости).

Методика 12. Оценка психологической атмосферы в коллективе.

Инструкция к тесту

В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в вашем коллективе.

Тестовый материал

дружелюбие враждебность
согласие несогласие
удовлетворенность неудовлетворенность
продуктивность непродуктивность
теплота холодность
сотрудничество несогласованность
взаимная поддержка недоброжелательность
увлеченность равнодушие
занимательность скука
успешность безуспешность

Обработка и анализ результатов теста

Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.

Методика 13. Экспертная оценка сплоченности учебной группы.

Цель: Методика предназначена для определения групповой сплоченности ученических коллективов и может быть использована работниками образовательной сферы в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Инструкция к тесту

В методике дается семь психологических характеристик класса. Тестируемые учителя выбирают одно из трех предлагаемых утверждений (A, B, C), которое, по их мнению, наиболее всего отражает действительное состояние изучаемого класса.

Данный тест целесообразно проводить в начале и в конце учебного года для получения сравнительных результатов. В определении сплоченности группы (класса) должно быть занято 2-3 педагога.

Тестовый материал

Оцениваемые психологические характеристики учебных групп или классов:

1. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса:

А. Думаю, что всем учащимся тепло, уютно и комфортно в классе, они в кругу друзей.

В. Далеко не все чувствуют дружественную поддержку класса.

С. Есть в классе одинокие ребята.

2. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса:

А. В основном ребята дорожат классом.

В. Основная масса учащихся не задумывается о значении класса в своей школьной жизни.

С. Думаю, что есть такие ребята, которые хотели бы поменять класс.

3. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса:

А. Чувствуется, что в классе проявляется забота о каждом ученике.

В. Класс выходит в своей деятельности за рамки заботы о себе, о школе, проявляет заботу в больших масштабах.

С. Можно сказать, что класс беспокоят скорее внешние дела типа дискотек, нежели внутренние – защита каждого ученика.

4. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса:

А. Можно высказать удовлетворение от воспитательной работы в классе.

В. Думаю, что воспитательная работа в классе может быть дополнена некоторыми важными моментами.

С. Полагаю, что она требует коренного изменения.

5. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса:

А. Можно положительно оценить проводимые в классе коллективные творческие дела.

В. Надо бы чаще вводить в практику коллективные творческие дела.

С. Новые коллективные творческие дела классу не нужны.

6. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса:

А. Думаю, что в классе есть основа для общей дружбы.

В. В основном дружат группами, общего не получается.

С. Дружба всех в классе невозможна.

7. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса:

А. Думаю, что большинство ребят проявляет свои способности и интересы в классе.

В. В классе слишком ограничены возможности для проявления способностей ребят.

С. Есть много ребят в классе, способности и интересы которых еще не раскрыты.

Групповая сплоченность? чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, ? можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма? девятнадцать баллов, минимальная? пять). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

  • 1. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?
  • 1.1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).
  • 1.2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).
  • 1.3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).
  • 1.4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).
  • 1.5. Живу и существую отдельно от нее (1).
  • 1.6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).
  • 2. Перешли бы Вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?
  • 2.1. Да, очень хотел бы перейти (1).
  • 2.2. Скорее, перешел бы, чем остался (2).
  • 2.3. Не вижу никакой разницы (3).
  • 2.4. Скорее всего, остался бы в своей группе (4).
  • 2.5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).
  • 2.6. Не знаю, трудно сказать (1).
  • 3. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?
  • 3.1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
  • 3.2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
  • 3.3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
  • 3.4. Не знаю, трудно сказать (1).
  • 4. Какие у Вас взаимоотношения с руководством?
  • 4.1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
  • 4.2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
  • 4.3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
  • 4.4. Не знаю (1).
  • 5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в Вашем коллективе?
  • 5.1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).
  • 5.2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).
  • 5.3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).
  • 5.4. Не знаю (1) .
  • 1.5 Карта-схема Лутошкина

Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой Л.Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой? качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от плюс трех до минус трех).

Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком «плюс» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.

Надо иметь в виду, что оценки означают: плюс три? свойство, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда; плюс два? свойство проявляется в большинстве случаев; плюс один? свойство проявляется достаточно часто; ноль? ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени; минус один? достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа); минус два? свойство проявляется в большинстве случаев; минус три? свойство проявляется всегда.

Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.

Однако возможна и более простая оценка? через периодический замер эмоциональных состояний с помощью созданной тем же Л.Н. Лутошкиным методики цветописи, в которой учащимся предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе, ситуативное настроение и т. п. При этом используются следующие цвета: красный? восторженное настроение; оранжевый? радостное; желтый? светлое, приятное; зеленый? спокойное, уравновешенное; фиолетовый? тревожное, напряженное; черный? уныние, полное разочарование, упадок сил .

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА

Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма - 19 баллов, минимальная - 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

Тест

I. Как вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5. Живу и существую отдельно от нее (1).

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

II. Перешли бы вы в другую группу, если бы вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее перешел бы, чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего, остался бы в своей группе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

6. Не знаю, трудно сказать (1).

III. Каковы между членами вашей группы?

4. Не знаю, трудно сказать (1).

IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?


1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. Не знаю (1).

V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4. Не знаю (1).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ГРУППЫ

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в коллективе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет психологической атмосферы, - группового эмоционального состояния - которая, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которая, в свою очередь, создается ситуативными эмоциональными состояниями коллектива.

Для общей оценки некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой. Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой - качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью 7-балльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до –3).

Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем - справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.

Надо иметь в виду, что оценки означают:

3 - свойство, указанное слева, проявляется в коллективе всегда;

2 - свойство проявляется в большинстве случаев;

1 - свойство проявляется достаточно часто;

0 - ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно или то и другое проявляются в одинаковой степени;

–1 - достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);

–2 - свойство проявляется в большинстве случаев;

–3 - свойство проявляется всегда.

Положительные

особенности

Отрицательные

особенности

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

Преобладают подавленное настроение, пессимистический тон

Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии

Преобладают конфликтность в отношениях, антипатии

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

Группировки конфликтуют между собой

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают

сопереживание, участие всех членов коллектива

Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть

и злорадство

Преобладают одобрение и поддержка, упреки и критика высказываются с добрыми намерениями

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

Члены коллектива с уважением относятся к мнению других

В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу «один за всех, все за одного»

В трудных случаях коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность

Коллектив активен, полон энергии

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту

Коллектив разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно

Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива, надо сложить все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.


Однако возможна и более простая оценка - через периодический замер эмоциональных состояний с помощью созданной тем же методики цветописи, в которой учащимся предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данном коллективе, ситуативное настроение и т. п. (И тому подобное - потому, что возможности так называемых цветовых тестов очень велики, но их здесь невозможно раскрыть.) При этом используются следующие цвета: красный - восторженное настроение; оранжевый - радостное; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное, уравновешенное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - уныние, полное разочарование, упадок сил.

ДИАГНОСТИКА ДЕЛОВОГО, ТВОРЧЕСКОГО И НРАВСТВЕННОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ

Инструкция к тесту

При работе с тестом каждый член коллектива независимо друг от друга оценивает по 9-балльной шкале все 18 качеств, характеризующих, по его мнению, коллектив.

Тестовый материал

Деловые качества

1. Безответственность

Ответственность

2. Приспособленчество

Принципиальность

3. Отчужденность

Сотрудничество

4. Индивидуализм

Коллективизм

5. Формализм

Деловитость

6. Равнодушие

Удовлетворенность

Творческие качества

7. Равнодушие

Увлеченность

Целеустремленность

9. Консерватизм

Новаторство

10. Пессимизм

Оптимизм

11. Пассивность

Энтузиазм

12. Застой

Прогресс

Нравственные качества

13. Агрессивность

Доброжелательность

14. Лживость

Честность

15. Враждебность

Дружелюбие

16. Наказание

Поощрение

17. Социальная незащищенность

Социальная защищенность

18. Отсутствие условий для профессионального и культурного роста

Наличие условий для профессионального и культурного роста

Обработка и интерпретация результатов теста

Определяется средний балл по каждому блоку качеств, который и может служить оценкой делового, творческого или нравственного климата в коллективе».

Шкала уровней:

Очень низкий – 1 балл

Низкий – 2 балла

Ниже среднего – 3 балла

Чуть ниже среднего – 4 балла

Средний – 5 баллов

Чуть выше среднего – 6 баллов

Выше среднего – 7 баллов

Высокий – 8 баллов

Очень высокий – 9 баллов

ШКАЛА ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ

Инструкция

Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем коллективе. Для этого прочтите сначала предложения слева, затем - справа и после этого обведите в средней части листа ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.

Оценки: 3 - свойство проявляется в коллективе всегда; 2 - свойство проявляется в большинстве случаев; 1 - свойство проявляется нередко; 0 - проявляется

в одинаковой степени и то и другое свойство.

1. Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения

3 +2 +1 0 –1 –2 –3

1. Преобладает подавленное

настроение

2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

3 +2 +1 0 –1 –2 –3

2. Конфликтность в отношениях и антипатии

3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение,

понимание

3 +2 +1 0 –1 –2 –3

3. Группировки конфликтуют между собой

4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

3 +2 +1 0 –1 –2 –3

4. Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

5. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива

3 +2 +1 0 –1 –2 –3

5. Успех или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство

6. С уважением относятся

к мнению друг друга

3 +2 +1 0 –1 –2 –3

6. Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей

7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные

3 +2 +1 0 –1 –2 –3

7. Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива

8. В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение: «Один за всех - и все за одного»

3 +2 +1 0 –1 –2 –3

8. В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные

обвинения

9. Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители

3 +2 +1 0 –1 –2 –3

9. К похвалам и поощрениям

коллектива здесь относятся

равнодушно

10. Коллектив активен, полон энергии

3 +2 +1 0 –1 –2 –3

10. Коллектив инертен и пассивен

11. Участливо и доброжелательно

относятся к новым членам

коллектива, помогают им

освоиться в коллективе

3 +2 +1 0 –1 –2 –3

11. Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

3 +2 +1 0 –1 –2 –3

12. Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

3 +2 +1 0 –1 –2 –3

13. В коллективе заметно выделяются «привилегированные»;

Наблюдается пренебрежительное отношение к слабым

Обработка полученных данных

Осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), по том (–) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики: +22 и более - это высокая степень благоприятности социально-психологического климата; от 8 до 21 - средняя степень благоприятности социально-психологического климата; от 0 до 7 - низкая степень (незначительная) благоприятности; от 0 до (–8) - начальная неблагоприятность социально-психологического климата; от (–9) до (–10) - средняя неблагоприятность; от (–11) и ниже в отрицательную сторону - сильная неблагоприятность.

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

а) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;

б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так

и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).

Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).

ТЕСТ «ВОСПРИЯТИЕ ИНДИВИДОМ ГРУППЫ»

Самочувствие и оценка индивидом психологического климата во многом зависит от того, как он воспринимает группу, в которой ему приходится работать.

Межличностное восприятие в группе зависит от множества факторов. Наиболее исследованными из них являются: социальные установки, прошлый опыт, особенности самовосприятия, характер межличностных отношений, степень информированности друг о друге, ситуационный контекст, в котором протекает процесс межличностной перцепции, и т. д.

В качестве одного из основных факторов на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида к группе.

Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. В связи с этим исследование восприятия индивидом группы является важным моментом в исследовании межличностного восприятия, связывая между собой два различных социально-перцептивных процесса.

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа данного восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего:

1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».

2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником не обходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Имеет место потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».

Методика

На основании трех описанных гипотетических «типов» восприятия индивидом группы была создана специальная анкета, выявляющая преобладание того или иного типа восприятия группы у исследуемого индивида. В качестве исходного «банка» суждений при разработке анкеты был использован список из 51 суждения, каждое из которых отражает определенный «тип» восприятия индивидом группы. При создании анкеты использовались суждения из теста для изучения направленности личности и методики определения уровня коллектива. На основании экспертной оценки были отобраны наиболее информативные для решения поставленной задачи суждения.

Анкета состоит из 14 пунктов - суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. Анкета создана с учетом специфики учебных групп и применялась для исследования перцептивных процессов в группах интенсивного обучения , но при соответствующей модификации может быть применена и в других группах.

По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией.

Инструкция испытуемым

Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что «плохих» или «хороших» ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ.

Текст анкеты

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

А - знает больше, чем я;

Б - все вопросы стремится решать сообща;

В - не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А - используют индивидуальный подход;

Б - создают условия для помощи со стороны других;

В - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:

А - знают больше, чем я, и могут мне помочь;

Б - умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

В - помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

А - некому помогать;

Б - мне не мешают при выполнении задачи;

В - остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А - я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

Б - мои усилия достаточно вознаграждены;

В - есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

А - каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

Б - каждый занят своим делом и не мешает другим;

В - каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А - создают дух соперничества между учениками;

Б - не уделяют им достаточного внимания;

В - не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

А - возможность работы, когда тебе никто не мешает;

Б - возможность получения новой информации от других людей;

В - возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль школы должна заключаться:

А - в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

Б - в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

В - в подготовке людей, умеющих извлекать помощь из общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

А - предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

Б - предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

В - стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А - имел ко мне индивидуальный подход;

Б - создавал условия для получения иной помощи со стороны других;

В - поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

А - ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

Б - чувствуешь себя ненужным в группе;

В - тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

А - личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей;

Б - общий успех, в котором есть и моя заслуга;

В - успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы:

А - работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы;

Б - работать индивидуально с преподавателем;

В - работать со сведущими в данной области людьми.

Обработка результатов

На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы обозначается буквой «И», «прагматический» - «П», «коллективистический» - «К». Результаты каждого испытуемого записываются в виде следующего многочлена:

i И + m П + n К,

где i - количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия, m - «прагматическому», n - «коллективистическому».

Например: 4И + 6П + 4К.

Ключ для обработки анкеты

Тип восприятия индивидом группы

индивидуалистический

коллективистический

прагматический

Прочитайте вопросы и выделите ответ (обведите номер), который более всех соответствует Вашему мнению.

Тестовое задание

I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива.

2. Участвую в большинстве видов деятельности.

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других.

4. Не чувствую, что являюсь членом группы.

5. Живу и существую отдельно от нее.

6. Не знаю, затрудняюсь ответить.

II. Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы перейти.

2. Скорее перешел бы, чем остался.

3. Не вижу никакой разницы.

4. Скорее всего, остался бы в своей группе.

5. Очень хотел бы остаться в своей группе.

6. Не знаю, трудно сказать.

III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?

4. Не знаю, трудно сказать.

IV. Каковы у Вас взаимоотношения с руководством?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов.

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.

3. Хуже, чем в большинстве классов.

4. Не знаю.

V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в Вашем коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов.

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.

3. Хуже, чем в большинстве коллективов.

4. Не знаю.

Ключ к тесту определения индекса групповой сплоченности Сишора

Описание

Тест определения индекса групповой сплоченности Сишора позволяет оценить чрезвычайно важный параметр – степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое.

Тест состоит из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенной таблице.

Максимальная сумма баллов – 19, минимальная – 5.

Ключ к тесту


вопроса
Вариант
ответа
Балл
вопроса
Вариант
ответа
Балл
I 1 5 III 1 3
2 4 2 2
3 3 3 1
4 2 4 1
5 1 IV 1 3
6 1 2 2
II 1 1 3 1
2 2 4 1
3 3 V 1 3
4 4 2 2
5 5 3 1
6 1 4 1

Интерпретация результата

Уровни групповой сплоченности:

  • 16 баллов и выше – высокий уровень групповой сплоченности;
  • 12–15 баллов – выше среднего;
  • 7–11 – средний;
  • 5–6 – низкий.

Групповую сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое - можно определить не только путем расчета соответствующих индексов (см. ниже). Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них. Ответы эти кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма - 19 баллов, минимальная - 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

I. Как бы Вы оценили свою принадлежность к группе?

1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5. Живу и существую отдельно от нее (1).

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

II. Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам предоставилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1. Да очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее бы перешел, чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего, остался бы в своей группе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

6. Не знаю, трудно сказать (1).

III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы?

IV. Каковы у Вас взаимоотношения с учителями (руководителями группы)?

1. Лучше, чем в большинстве классов (групп) (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве групп (2).

3. Хуже, чем в большинстве групп (1).

4. Не знаю (1)

V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в Вашей группе?

1. Лучше, чем в большинстве групп (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве групп (2).

3. Хуже, чем в большинстве групп (1).

4. Не знаю (1).

Измерение нормативных предпочтений в группе

Данный тест О.И. Комиссаровой предназначен для исследования предпочтения индивидом различных типов норм, регулирующих процесс межличностного восприятия в группах со сложившейся системой межличностных отношений. Тест позволяет выделить два типа нормативных предпочтений: коммуникативный и деловой. На основе выделенных нормативных предпочтений у индивидов в группе складываются два типа нормативных предпочтений, которые предъявляются субъекту восприятия: коммуникативное и функциональное. Знание нормативных ожиданий помогает исследователю в объяснении ошибок, возникающих при восприятии другого, и позволяет более адекватно описывать процесс социальной регуляции поведения в группе.



Данный тест можно рассматривать и как один из инструментов, позволяющих прогнозировать поведение индивидов в группе, применяя дополнительно другие методики, можно ответить на вопросы: как строится процесс межличностного восприятия на основе нормативных ожиданий? почему это происходит и что можно изменить в поведении индивидов?

К процедуре исследования предъявляется ряд требований.

1. Исследование проводится в группе со сложившейся системой отношений, срок существования группы - не меньше 1 года.

2. Группа должна иметь известный опыт совместной деятельности.

3. Опросные листы заполняются каждым испытуемым индивидуально.

Методика состоит из опросного листа, содержащего 51 вопрос, и ключа. Исследователь раздает испытуемым опросные листы и зачитывает инструкцию:

Перед Вами опросный лист, содержащий ряд высказываний. Если Вы согласны с высказываниями, то поставьте знак «+»; если нет, то «–». В отдельных случаях допускается знак «минус-плюс», если Вы не уверены в ответе.

Опросный лист

1. Самое большое удовлетворение люди получают от высокой оценки своей работы.

2. Счастливы лишь те люди, которые приобрели в жизни настоящих друзей.

3. Все спортсмены стремятся к известности.

4. Рациональные люди часто страдают от дефицита общения.

5. Я не считаю себя человеком бескорыстным.

6. Лучшими преподавателями я считаю тех, кто хорошо знает свой предмет.

7. Каждый должен вести себя так, чтобы не вызывать недовольство окружающих.

8. Успехи студента зависят от его добросовестного отношения к своим обязанностям.

9. Любое дело никогда не заменит радости человеческого общения.

10. Иногда мне доставляет удовольствие посплетничать.

11. Чтобы нравиться другим, надо хорошо делать свое дело.

12. На работе между коллегами должны быть только деловые отношения.

13. Самое страшное для человека - чувство одиночества.

14. Когда я был ребенком, я любил, чтобы меня хвалили.

15. Большинство людей использует работу в группе как возможность проявить себя, получить оценку со стороны.

16. Лучшими друзьями человек считает тех, кто его понимает.

17. Основная роль школы должна заключаться в подготовке учеников к правильному выбору профессии.

18. Человек испытывает необычайный прилив сил, когда работает с симпатичными ему людьми.

19. Я помогаю только тем людям, к которым хорошо отношусь.

20. Я предпочитаю вести по телефону только деловые разговоры.

21. Мне не нравятся учреждения, где в интересах дела забывают об интересах сотрудников.

22. Критика моей работы окружающими отрицательно влияет на результаты.

23. Свободное время необходимо проводить в общении с друзьями.

24. Я стараюсь спланировать свой будущий день.

25. Хороший руководитель - прежде всего специалист в своей области.

26. Для большинства работа в группе - еще одна возможность пообщаться с новыми людьми.

27. Я предпочитаю книги о жизни известных людей.

28. Коллеги на работе должны быть в товарищеских отношениях.

29. Мне тяжело работать с людьми, которые не умеют сдерживать свои чувства.

30. Школа прежде всего должна воспитывать в учениках лучшие человеческие качества.

31. Мои лучшие друзья должны много знать и уметь.

32. Я часто говорю с другими о вещах, никак не связанных с моими деловыми интересами.

33. Человек способен на большие дела лишь тогда, когда его усилия достаточно вознаграждаются.

34. Ухудшение товарищеских отношений на работе отрицательно сказывается на деятельности сотрудников.

35. Я считаю, что ради дела можно пожертвовать отношениями сотрудников.

36. В незнакомой компании меня привлекают общительные люди.

37. Хороший руководитель, прежде всего, создает на работе атмосферу взаимопонимания.

38. Свободное время необходимо использовать для самообразования и любимых дел.

39. Успехи студента в значительной степени зависят от отношений с людьми, окружающими его в вузе.

40. Я считаю прямых и откровенных людей бестактными.

41. При условии одинакового финансового успеха я предпочел бы принять участие в конкурсе, чем организовывать его.

42. Самое большое удовольствие человек получает от сознания того, что находится в кругу близких друзей.

43. Люди слишком много времени тратят на выяснение отношений.

44. Я часто сужу о людях по первому впечатлению.

45. В жизни человек должен надеяться только на себя.

46. Главная задача учителя - построить хорошие взаимоотношения между учащимися.

47. Мне бывает трудно признать свои ошибки.

48. Люди, посвятившие жизнь любимому делу, достойны восхищения.

49. Для человека большое удовольствие - быть душой компании.

50. Мне всегда тяжело разочаровываться в людях.

Обработка результатов

Для удобства обработки результатов необходимо выделить номера вопросов, положительные ответы на которые позволяют предполагать наличие у индивида определенного типа нормативного предпочтения.

Вопросы 1, 3, 6, 8, 11, 13, 16, 18, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 39, 42, 44, 46, 49 связаны со сферой деловых предпочтений. Положительные ответы на эти вопросы позволили бы со 100 %-ной вероятностью отнести нормативные предпочтения индивида к деловой сфере.

Вопросы 2, 4, 7, 9, 12, 14, 17, 19, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 37, 38, 40, 41, 43, 47, 50, 51 связаны со сферой коммуникативных предпочтений. Кроме того, опросный лист имеет так называемую «шкалу искренности», которая включает в себя вопросы 5, 10, 15, 20, 45, 48. Пять и более отрицательных ответов по этой шкале позволяют судить о неискренности испытуемого.

Подсчитав количество положительных ответов по каждому типу нормативного предпочтения, результаты, полученные по каждому индивидуальному опросному листу, заносятся в таблицу, которая позволяет судить о соотношении различных типов нормативных предпочтений в группе.

Занятие 15. Социально-психологический климат
в группе

Цель: знакомство с методиками изучения психологического климата (психологической атмосферы) в группе, степени удовлетворенности членами группы различными сторонами жизни группы.

Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в группе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни. Складывается психологический климат за счет «психологической атмосферы» - также группового эмоционального состояния, которое, однако, имеет место в относительно небольшие отрезки времени и которое в свою очередь создается ситуативными эмоциональными состояниями группы.

В практике исследования психологического климата коллектива обычно используются методы поперечных срезов, т.е. проведение одноразового анкетирования по разным методикам, анализ результатов деятельности.

Для общей оценки некоторых проявлений психологического климата группы можно воспользоваться картой-схемой А.Н. Лутошкина.

Изучение психологического климата в группе

Оценки:

3 - свойство проявляется в группе всегда;

2 - свойство проявляется в большинстве случаев;

1 - свойство проявляется нередко;

0 - проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

№ п/п Свойства психологического климата А Оценка Свойства психологического климата В
Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения Преобладает подавленное настроение
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии Конфликтность в отношениях, антипатии
В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание Группировки конфликтуют между собой
Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности Члены группы проявляют к более тесному общению безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными членов группы или вызывают зависть, злорадство
С уважением относятся к мнению других Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей
Достижения и неудачи группы переживаются как собственные Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов
В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, «один за всех и все за одного» В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения
Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно
Группа активна, полна энергии Группа инертна, пассивна
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

Обработка результатов

Сложить оценки левой стороны в вопросах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 - сумма А ; сложить оценки правой стороны во всех вопросах - сумма В ; найти разницу С = А – В .

Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то мы имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. Если С более 25, то психологический климат благоприятен. Если С менее 25 - климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:

, где N - число членов группы.

Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле:

n (С ¡ –)/ N х 100%,

где n (С ¡ –) - количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный,

N - число членов группы.

Возможна и более простая оценка - через периодический замер эмоциональных состояний с помощью созданной тем же А.Н.Лутошкиным методики цветописи, в которой членам группы предлагают выбрать, с каким цветом у них ассоциируется пребывание в данной группе, ситуативное настроение и т.п. При этом используются следующие цвета: красный - восторженное настроение; оранжевый - радостное; желтый - светлое, приятное; зеленый - спокойное, уравновешенное; фиолетовый - тревожное, напряженное; черный - уныние, полное разочарование, упадок сил.

Методика А.Ф. Фидлера для оценки
психологической атмосферы в группе

Методика используется для оценки психологической атмосферы в группе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Ниже представлен бланк методики. Ответ по каждому из 10-ти пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак +, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который характеризует психологическую атмосферу в группе. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается и в сочетании с другими методиками (например, социометрией).

Пример бланка методики:

Уважаемый товарищ!

В таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак +, тем более выражен этот признак в Вашем коллективе.

1. Дружелюбие Враждебность
2. Согласие Несогласие
3. Удовлетворенность Неудовлетворенность
4. Продуктивность Непродуктивность
5. Теплота Холодность
6. Сотрудничество Несогласованность
7. Взаимоподдержка Недоброжелательность
8. Увлеченность Равнодушие
9. Занимательность Скука
10. Успешность Безуспешность