Меню
Бесплатно
Главная  /  Праздники  /  Почему "Полковнику никто не пишет"

Почему "Полковнику никто не пишет"

Год 1999-й. Алексей Балабанов работал над сиквелом нашумевшего "Брата". Особое внимание режиссёр уделял музыкальному сопровождению. В одном фильме собрались почти все звёзды русского рока: Nautilus Pompilius, "Крематорий", "Агата Кристи", "АукцЫон", "Сплин"... Однако Балабанову казалось, что чего-то не хватает. В поисках новых имён он связался с продюсером известной радиостанции Михаилом Козыревым, а тот привёз на киностудию полный чемодан с альбомами ещё не растиражированных исполнителей.

Михаил Козырев, журналист:

Я приезжаю на "Ленфильм", он меня встречает с широко раскрытыми глазами и говорит: "Давай весь фильм сделаем из песен этой группы!" Группа называлась "Би-2".

Песня "Полковнику никто не пишет" идеально легла на чикагскую историю. Кстати, изначально в этой сцене должна была сниматься группа ДДТ: неслучайно повсюду в кадре висят именно её афиши. Но Юрий Шевчук в последний момент отказался. Шура и Лёва из "Би-2" до сих пор благодарят его за это.

Мы были в восторге от первой части "Брата". Мы видели его по кабельному в Австралии. Приглашение на съёмки было просто культурным шоком!

"Полковник" стал главной темой российского блокбастера. После премьеры фильма о группе "Би-2" знала уже вся страна. В книжных магазинах начали спрашивать роман Габриэля Гарсиа Маркеса с уже знакомым названием "Полковнику никто не пишет". Фанаты надеялись, что книга даст ответ на вопрос, о чём поют Лёва и Шура.

Текст песни написал Егор Бортник, более известный как Лёва Би-2. Автор уверяет: из книги взято только название. Сама песня посвящена австралийскому городу Мельбурну, где музыканты в то время жили.

Шура и Лёва, основатели группы "Би-2":

- "Большие города, пустые поезда" - это наземное метро в Мельбурне. Мы ехали в пустом вагоне, смотрели на город, а потом написали первые строчки и подобрали ритм.

С клипом всё решилось само собой. Ещё во время съёмок фильма "Брат-2" договорились: Балабанов и Бодров смонтируют видео из эпизодов картины.

Шура и Лёва, основатели группы "Би-2":

Мы увидели первую версию клипа, перемонтировали, а потом встретили на фестивале Серёжу Бодрова и сказали ему: "Балабанов такую фигню сделал! Ужасный монтаж!" А Серёжа скромно так ответил: "Вы знаете, ребята, это я делал монтаж".

Тяжёлую гитару сегодня дополняет симфонический оркестр - и это лишь одна из версий. Музыканты всегда придумывают что-то новое, чтобы снова и снова удивлять своих слушателей, собирая таким образом полные стадионы.

Внешне ее сюжетная канва незатейлива – всего лишь сменилась в латиноамериканской стране в очередной раз власть, очередные столичные коррупционеры в который раз наживают состояния – а герой давно пролетевшей гражданской войны, престарелый полковник в отставке, влачит в маленьком провинциальном городке полунищенское существование…

Но его история, история маленького человека, в одиночку отстаивающего свое достоинство, становится историей преодоления одиночества, произвола и абсурда, царящих в мире.

Габриэль Гарсиа Маркес

Полковнику никто не пишет

Полковник открыл жестяную банку и обнаружил, что кофе осталось не больше чайной ложечки. Он снял с огня котелок, выплеснул половину воды на земляной пол и принялся скоблить банку, вытряхивая в котелок последние крупинки кофе, смешанные с хлопьями ржавчины.

Пока кофе варился, полковник с видом доверчивого ожидания сидел около печки и прислушивался к себе. Ему казалось, что его внутренности прорастают ядовитыми грибами и водорослями. Стояло октябрьское утро. Одно из тех, что трудно пережить даже такому человеку, как полковник, а ведь сколько он их пережил! Вот уже пятьдесят шесть лет – столько прошло после гражданской войны – полковник только и делал, что ждал. И октябрь был в числе того немногого, чего он дождался.

Жена полковника, увидев, что он входит в спальню с кофе, подняла москитную сетку. Этой ночью ее мучил приступ астмы, и теперь она была в сонном оцепенении. И все же приподнялась, чтобы взять чашку.

– Я уже пил, – солгал полковник. – Там оставалась еще целая столовая ложка.

В этот момент раздались удары колокола. Полковник вспомнил о похоронах. Пока его жена пила кофе, он отцепил гамак, в котором спал, скатал его и спрятал за дверью.

– Он родился в двадцать втором году, – сказала женщина, думая о покойнике. – Ровно через месяц после нашего сына. Шестого апреля.

Она дышала тяжело, прерывисто, отпивая кофе маленькими глотками в паузах между глубокими вздохами. Ее тело с тонкими, хрупкими костями давно утратило гибкость. Затрудненное дыхание не позволяло ей повышать голос, и потому все вопросы звучали как утверждение. Допив кофе, она все еще думала о покойнике.

– Ужасно, когда тебя хоронят в октябре, правда? – сказала она.

Но муж не обратил внимания на ее слова. Он открыл окно. Во дворе уже хозяйничал октябрь. Разглядывая сочную густую зелень, следы дождевых червей на мокрой земле, полковник вновь всеми внутренностями ощутил его мокрую пагубность.

– У меня даже кости отсырели, – сказал он.

– Зима, – ответила жена. – С тех пор, как начались дожди, я твержу тебе, чтобы ты спал в носках.

– Я и сплю в носках уже целую неделю.

Шел мелкий, докучливый дождь. Полковник был бы не прочь завернуться в шерстяное одеяло и снова улечься в гамак. Но надтреснутая бронза колоколов настойчиво напоминала о похоронах.

– Да, октябрь, – прошептал он, отходя от окна. И только тут вспомнил о петухе, привязанном к ножке кровати. Это был бойцовый петух.

Полковник отнес чашку на кухню и завел в зале стенные часы в футляре из резного дерева. В отличие от спальни, слишком тесной для астматика, зал был широким, с четырьмя плетеными качалками вокруг покрытого скатертью стола, на котором красовался гипсовый кот. На стене, напротив часов, висела картина – женщина в белом тюле сидела в лодке, окруженная амурами и розами.

Когда он кончил заводить часы, было двадцать минут седьмого. Он отнес петуха на кухню, привязал его у очага, сменил в миске воду, насыпал пригоршню маиса. Через дыру в изгороди пролезли несколько ребятишек – они сели вокруг петуха и принялись молча его рассматривать.

– Хватит смотреть, – сказал полковник. – Петухи портятся, если их долго разглядывать.

Дети не пошевелились. Один из них заиграл на губной гармонике модную песенку.

– Сегодня играть нельзя, – сказал полковник. – В городе покойник.

Мальчик спрятал гармонику в карман, а полковник пошел в комнату переодеться к похоронам.

Из-за приступа астмы жена не выгладила ему белый костюм, и полковнику не оставалось ничего другого, как надеть черный суконный, который после женитьбы он носил лишь в исключительных случаях. Он с трудом отыскал костюм на дне сундука, где тот лежал, завернутый в газеты и пересыпанный нафталином. Жена, вытянувшись на кровати, продолжала думать о покойнике.

– Сейчас он наверняка уже встретился с Агустином, – сказала она. – Только бы не рассказывал Агустину, как нам пришлось после его смерти.

– Должно быть, спорят там о петухах, – предположил полковник.

Он нашел в сундуке огромный старый зонт. Жена выиграла его в лотерею, проводившуюся в пользу партии, к которой принадлежал полковник. В тот вечер они были на спектакле; спектакль шел под открытым небом, и его не прервали даже из-за дождя. Полковник, его жена и Агустин – ему тогда было восемь лет – укрылись под зонтом и досидели до самого конца. Теперь Агустина нет в живых, а белую атласную подкладку зонта съела моль.

Последним летом прошлого века меня захватило в плен творчество колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса. Я перечитал почти все его творения, а некоторые не единожды. Год спустя на экраны вышел художественный фильм «Брат 2» режиссера Алексея Балабанова. В саундтреке к нему прозвучала композиция «Полковнику никто не пишет», названная по одному из самых популярных произведений Маркеса.

Стоит ли говорить, что меня сразу же заинтересовала история песни. Поначалу я сомневался, что она имеет отношение к знаменитой повести южноамериканского литератора, но оказалось, зря, так как некоторая связь существует.

История и смысл песни «Полковнику никто не пишет»

Лева из «Би-2» написал ее под впечатлением от стихотворения, которое по мотивам работ Маркеса сочинил Михаил Карасев. Он, приходясь дядей Шуре Би-2, в течение длительного времени помогал группе с текстами.

Впрочем, в песне осталась лишь одна строчка из оригинала, которая стала ключевой фразой в припеве: «Полковнику никто не пишет, полковника никто не ждет». Остальной текст Лева сочинил после весенней поездки на метро в Мельбурне, во время которой он почувствовал, насколько одиноким может быть человек в современном мире.

Именно эта песня прославила группу «Би-2». Михаил Козырев, продюсер нескольких отечественных радиостанций, предложил ее Алексею Балабанову, который как раз подбирал подходящие композиции для фильма «Брат-2». Тот не только включил «Полковнику никто не пишет» в саундтрек, но также пригласил музыкантов сыграть самих себя в картине.

Релиз и достижения

После громкого успеха «Брата-2» участники группы, как говорится, проснулись знаменитыми. Песня взлетела на вершины чартов и сделала их рок-звездами. Она входит в студийный альбом «Би-2».

Смотрим видеоклип «Полковнику никто не пишет» — Би-2 с кадрами из фильма «Брат-2»

  • Говорят, что песню «Полковнику никто не пишет» слушали непосредственно перед трагедией моряки подлодки «Курск».
  • Первую версию клипа на песню, которая очень не понравилась музыкантам группы, якобы монтировал актер Сергей Бодров-младший.
  • В 2003 году «Полковнику никто не пишет» исполнил симфонический оркестр МВД, посвятивший ее дирижеру Феликсу Арановскому.

Текст песни «Полковнику никто не пишет» — Би-2

Большие города,
Пустые поезда
Ни берега, ни дна —
Все начинать сначала
Холодная война,
И время как вода
Он не сошел с ума,
Ты ничего не знала

Полковнику никто не пишет,
Полковника никто
Не ждет

На линии огня
Пустые города,
В которых никогда
Ты раньше не бывала
И рвутся поезда
На тонкие слова
Он не сошел с ума,
Ты ничего не знала

Цитата о песне

Песня про одиночество…

Александр Уман (Шура из «Би-2»)

Повесть впервые вышла в свет в 1961 году. Произведение написано в жанре магический реализм. В нём рассказывается о жизни и переживаниях человека, который ждёт начисления ветеранской пенсии.

Сюжет, казалось бы, банален, но Маркес, благодаря проблемной теме, а также прекрасному раскрытию характера героев превратил данное произведение в шедевр.

Книга написана задолго до получения Нобелевской премии, но считается одной из самых кассовых его произведений. Чем же повесть нравится читателям? Попробуем в этом разобраться.

Действие происходит в Колумбии в маленьком городке. Идёт 1956 год. Главный герой — ветеран Гражданской войны, называемой Тысячедневной. Полковнику 75 лет. После смерти единственного сына он вместе с женой влачит жалкое существование.

Уже много лет он ждёт письмо из министерства о выплате обещанной пожизненной пенсии за боевые заслуги, но правительство никуда не спешит. Бюрократия. Тем не менее старик верит, что рано или поздно о нём вспомнят.

Их маленькой семье практически нечего есть. Полковник возлагает надежды на боевого петуха, который имеет все характеристики выиграть петушиные бои и выиграть для хозяина хоть какие-то деньги.

Они с женой недоедают, отдавая крохи питомцу. Вечерами он вспоминает о боевой юности и прежних хороших днях. Каждый день он ждёт письмо и каждую пятницу разочаровывается. В конце концов, наступил день, когда петуха не стало чем кормить, а жена заболела.

Петушиные бои начнутся только через 45 дней. Полковник старается держаться, не падать духом. Но куда уж дальше? Чем закончилась эта история вы можете узнать, прочитав произведение полностью . Читать Маркеса «Полковнику никто не пишет» можно в нашей электронной библиотеке.

Отзывы читателей

  • Произведение читать легко даже несмотря на реалистичное описание нищей жизни Полковника и его непростых и в то же время трогательных взаимоотношений с женой.
  • Книга полна драматизма зато в каждой строчке чувствуется вера в справедливость и надежда , что о тебе не забыли.
  • Главный герой — Полковник вызывает симпатию, ведь он, несмотря на трудности не сломлен. На примере таких персонажей можно учиться выдержке, несгибаемости перед обстоятельствами.
  • Произведение актуально и в наши дни . Оно позволяет задуматься и посочувствовать старикам, живущими с нами по соседству, ведь с тех пор почти ничего не изменилось. Ветеранов не чтят, о них забывают. Книга Маркеса «Полковнику никто не пишет» освещает проблему их «ненужности».
  • Сильный финал делает это произведение незабываемым.
  • В целом книгу большинство читателей к прочтению рекомендуют .

Произведение, безусловно, заслуживает вашего внимания. В нём много смысла и поучительных моментов. Читать бесплатно онлайн, книгу

Доброго времени суток, Татьяна!

Сейчас мы поговорим о знаменитом произведении Габриэля Гарсиа Маркеса "Полковнику никто не пишет", увидевшем свет в 1961 году.

Главным героем повести является семидесятипятилетний полковник, который после войны потерял сына, погибшего за распространение революционных идей, полностью обнищал, абсолютно потерял здоровье. Единственное, что у него осталось, - это петух, которого на протяжении всей повести он кормит и готовит к боям, надеясь за него получить достаточно денег для проживания.

Для того чтобы прожить, полковник с женой не надеются на пенсию, хотя каждую пятницу герой выходит встречать в порту корабль с почтой в надежде увидеть письмо, сулящее ему военную пенсию.

Пожилая пара раз за разом продает свои вещи: швейную машинку, часы. Они не пытаются показать роскошную жизнь и просто довольствоваться малым, они сводят концы с концами: "Теперь настал его черед заниматься хозяйством - сводить концы с концами. Часто приходилось стискивать зубы и выпрашивать кредит в соседних лавочках". Занятие хозяйством превращается из "экономики" в своем прямом значении в "экономию", причем на уровне страны. Время от времени жена настаивает на продаже петуха, хотя сама того не хочет, ведь петух - это единственное, что осталось от их сына и единственного кормильца в семье. Жена постоянно обвиняет полковника в его неуклюжести и неумении доказывать и получать свое: ее постоянные приступы астмы не мешают ей следить за хозяйством и пытаться обеспечить семью по минимуму обедом, который зачастую состоит из маиса (которым они кормят петуха).

Образ нищеты - это не только образ отдельной семьи, терпящей лишения, это также и образ всей Колумбии, замученной переворотами, нестабильностью в политике и экономике. Абсолютное хладнокровие со стороны правящей элиты по отношению к социальному вопросу погружают всю страну в голод и преследования, а "героям" остается жить надеждой. По аналогии с другими странами Латинской Америки, Колумбию не обошел стороной диктаторский режим, и диктатором стал Густаво Рохас Пинилья (1953 - 1957 гг.): в обстановке Ла Виоленсии - вооруженного конфликта в Колумбии - он осуществил военный переворот и стал президентом. Проводил политику под впечатлением происходивших в то же время действий в Бразилии и Аргентине. Начал преследовать либеральную и консервативную партии, запретил коммунистическую партию, проводил карательные операции против прокоммунистически ориентированных крестьянских районов, ввёл жёсткую цензуру СМИ.

В повести не только отражается голодная и нищенская жизнь Колумбии, есть и другая сторона: могущественные, властные и богатые. Например, такие, как кум полковника, который во время бедственного положения хотел купить того самого петуха у полковника и его жены за девятьсот песо, но память о сыне настолько сильна, что даже за такую большую сумму они отказываются распроститься с петухом. Кум хоть и старается помочь полковнику, но делает это с неохотой, постоянно его избегая, хотя и заботится о нем, например, когда они оба приходят на похороны друга Августина. Эта сплоченность также свойственна народу Латинской Америки: по своей природе люди склонны защищаться от внешних воздействий, будь то угроза от другой страны или диктаторская власть.

Образ жизни правящей верхушки, отделенной от бедных людей, сводится в одной сцене: когда проходят похороны друга Августина, его тело несут над полицейским участком, что по законам было абсолютно запрещено: " стоял алькальд. Он был в трусах и фланелевой рубахе, небритый, с опухшим лицом. Музыканты прервали похоронный марш - Говорит, нельзя проносить покойника мимо полицейской казармы - Но ведь это не бунт. - Мы просто хороним бедного музыканта". Люди, что-то значащие в этой системе, отводили таким, как полковник, роль отбросов общества, которым даже нельзя проносить труп "бедного музыканта" мимо полицейской казармы. А алькальд, небритый, в трусах и фланелевой рубашке, что само по себе уже выражает его презрительное отношение к нищим, вышел не посмотреть на процессию, а показать свое негодование из-за "развлечения для бедных". "Сорт" людей определялся положением во властной структуре, что как раз и предусматривает диктатура. И данное утверждение нельзя отнести к определенному городу или улице - оно является общим как для страны, так и для мира в целом.

Невозможность изменить ситуацию и усталость от всех безуспешных попыток что-то изменить приводит к тому, что в финале полковник уже не пытается быть таким оптимистичным, как на протяжении всей повести: он постиг всю правду о реальности, которая его окружает: сын умер, жена серьезно больна, он не нужен своей стране. Это не история про личность. Это история про страну, которая кипит и ревет в котле, который заварила сама в себе.

С наилучшими пожеланиями, Юлия.