Меню
Бесплатно
Главная  /  Интересное  /  Поморские староверы. Падает снег, каждая снежинка на своем месте

Поморские староверы. Падает снег, каждая снежинка на своем месте

Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) - современное официальное название брачного поморского согласия старообрядцев, не приемлющих священства (безпоповцев ). Как и многие безпоповские согласия, ДПЦ не имеет трехчинной иерархии; принятые у поморцев таинства ( , ) совершаются мирянами (духовными наставниками). Согласие старообрядцев-безпоповцев, которые после смерти последних дораскольных священников отказались от практики приема беглых попов (беглопоповство), то есть священников, переходящих из Русской Православной Церкви. В условиях отсутствия священства службы стали вестись избранными грамотными мирянами. На основе иноческого соловецкого устава был создан Поморский устав для ведения службы мирянам, в котором были опущены слова, произносимые священством. Также в Поморье на реке Выг был организован Выговский монастырь , ставший духовным центром всего согласия с конца XVII до середины XIX века. По ним и все согласие получило наименование Поморского . Выговский монастырь имел свои представительства в Петербурге и в Москве. В Петербурге представительством монастыря была Моленная на Моховой улице, закрытая властями в 1852 году. Выговская обитель прославилась составлением Поморских ответов , которые фактически стали апологетической основой для защиты Древлеправославия.

Местные общины поморцев стали в начале XIX века важными экономическими центрами Севера России. В течение всего XVIII века среди староверов-поморцев велась полемика о бессвященнословном браке, то есть о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства. В итоге был утвержден в Выговском общежительстве на Соборе 1798 года. Несогласные с этим решением получили наименование старопоморцев и постепенно влились в состав идеологически близких и согласий. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что со временем было признано и государством. Это привело к возможности законной передачи имущества по наследству и как следствие стало привлекательным для состоятельных староверов-безпоповцев.

Официальная церковная организация была образована после издания манифеста 17 апреля 1905 «О свободе вероисповедания». Первый Всероссийский собор поморцев прошел 1–10 мая 1909 года в Москве, Второй - в 1912 году. Церковное общество староверов-поморцев стало именоваться Старообрядческой Поморской Церковью . В XIX и XX веках в поморское согласие перешел ряд больших федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья, Прибалтики. Таким образом, в советское время поморцы стали самым многочисленным безпоповским согласием. Съезд христиан-поморцев в 1923 году разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Духовного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов. К концу 1930-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ прекратилась: многие наставники были репрессированы или находились на нелегальном положении. С тех пор «по нужде » стал широко распространен институт «наставниц » - женщин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин.

После присоединения Прибалтики к СССР местный поморский христианский центр (Высший старообрядческий совет), созданный в Вильно еще в 1925 году, не стал закрываться, что послужило началом легализации безпоповского старообрядчества в СССР. В 1966 и 1974 годах в Вильнюсе (Вильно) состоялись Соборы ДПЦ, имевшие фактически всесоюзный характер и собравшие большое количество делегатов. Последний Собор, состоявшийся в советское время, прошел в Вильнюсе в 1988 году, после чего начался процесс формирования поместных объединений ДПЦ в различных республиках. Приходы ДПЦ имеются в России, государствах СНГ, Литве, Латвии, Эстонии, Румынии, Польше, Англии. Известно лишь, что в начале XX века поморцев было около 1,5 млн. чел. Несмотря на то, что с 1920-х по 1950-е гг. наблюдался стихийный процесс присоединения общин федосеевского согласия к ДПЦ.

В мае 2006 впервые с 1912 года в Санкт-Петербурге (в Рыбацком) прошел III Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви, а в мае 2012 года также в Санкт-Петербурге, в на Тверской улице, состоялся IV Всероссийский Собор и Единый Собор ДПЦ, в работе которого приняли участие все поместные объединения ДПЦ.

По данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2012 года на территории России зарегистрировано 50 религиозных организаций ДПЦ. Кроме того, без регистрации действует еще более 200 общин и групп. За пределами России также имеется порядка 250 общин.

В настоящее время существует семь поместных объединений ДПЦ. Координационный орган - Единый Совет ДПЦ, созданный в 2001 году в Санкт-Петербурге, объединяющий духовные центры и отдельные общины на территории различных государств. Председатель Единого Совета - . Поместные центры - Российский Совет ДПЦ, Центральный Совет ДПЦ Латвии, Высший Совет ДПЦ Литвы, Центральный Совет ДПЦ в Республике Беларусь, Центральный Совет ДПЦ Украины, Союз старообрядческих общин Эстонии, Высший Совет ДПЦ Польши.

В Древлеправославной Поморской Церкви действует несколько общественных организаций, издается периодическая литература (газеты и журналы), проводятся молодежные и детские летние лагеря, действует два духовных училища (в Риге и Санкт-Петербурге), имеется две монастырские обители. Журнал-Календарь издается тиражом 10000 экз.

Старообрядцы в своем противостоянии с духовенством и стремлении чтить традиции древнего православия нередко доходили до крайностей. Они не подчинялись властям, обвиняли Церковь в ереси и убивали себя в надежде на спасение.

Поповцы и беспоповцы

Раскол в Русской православной церкви в 1650-60-х гг., связанный с реформами патриарха Никона, поставил приверженцев старого обряда в трудное положение – в их рядах не оказалось ни одного епископа. Последним был Павел Коломенский, умерший в 1656 году и не оставивший после себя преемников.

По канонам Православная церковь без епископа существовать не может, ведь только он уполномочен назначать священников и диаконов. Когда из жизни ушли последние священники и диаконы дореформенного поставления, пути старообрядцев разошлись. Одна часть староверов решила, что можно прибегать к помощи священников отрекшихся от никоновской веры. Они стали охотно принимать покинувших своего епархиального епископа священников. Так появились «поповцы».

Другая часть староверов была убеждена, что после Раскола благодать полностью покинула Православную церковь и всё, что им осталось, так это смиренно ожидать Страшного суда. Отвергнувших священство старообрядцев стали называть «беспоповцами». Он селились преимущественно на необжитых берегах Белого моря, в Карелии, Нижегородских землях. Именно в среде беспоповцев впоследствии и появляются самые радикальные старообрядческие согласия и толки.

В ожидании Апокалипсиса

Ключевым элементом в идеологии старообрядчества стали эсхатологические мотивы. Многие толки староверов, ограждая себя от «антихристовой власти», из поколения в поколение существовали в ожидании скорого конца света. Наиболее радикальные течения и вовсе пытались его приблизить. Готовясь к последним дням, они копали пещеры, ложились в гробы, умирали голодной смертью, кидались в омут, сжигали себя целыми семьями и общинами.

За всю свою историю старообрядчество истребило десятки тысяч своих приверженцев. Знаток старообрядчества и сектантства Александр Пругавин попытался определить число раскольников погибших в огне. По его подсчетам только до 1772 года сгорели заживо около 10 000 человек.

Нетовцы (Спасово согласие)

Это одно из самых больших беспоповских согласий. Общая численность нетовцев на конец XX века достигала 100 тыс. человек, преимущественно проживающих в Саратовской, Нижегородской, Владимирской областях, а также в Среднем Поволжье.

Нетовцы (слово говорит само за себя) отрицают православные святыни, обряды и многие таинства, уповают исключительно на Спасителя, который «сам ведает как нас бедных спасти». На протяжении своего существования они старались избегать любых контактов с Православной церковью, особенно если это касалось обряда погребения. Покойников хоронили в лесу, овраге или за оградой кладбища.

Таинство крещения нетовцы все же не отвергли. Они признают возможным совершать обряд крещения в Православной церкви, толкуя это весьма своеобразно: «хотя и еретик крестил, да поп в ризах, а не простой мужик». Впрочем, более строгие течения обходятся самокрещением, а некоторые заменяют этот обряд простым надеванием креста на новорожденного.

Спасово согласие требует от своих последователей достаточно сурового аскетизма в быту. К примеру, под запретом употребление продуктов на дрожжах, с хмелем, не едят они и картофель. Существует табу на яркую и пеструю одежду. Поговорка гласит: «на ком рубаха пестра, значит, душа его антихристова сестра», или «что не пестринка, то слуга бесинка».

Среди нетовцев были широко распространены самоубийства в виде самосожжений.

Ды́рники

Это одно из наиболее радикальных ответвлений в спасовом согласии, не признающее никаких духовных наставников. Они не почитают «новописные» иконы потому, что без священства их некому освятить, а «старописные» – потому, что они были осквернены от обладания еретиками. Дырники не имеют специальных богослужебных помещений. Молитва происходит либо под открытым небом, либо в помещении через специальное отверстие строго на восток. Молиться через окно или стену для них грех. Небольшая группа дырников сейчас проживает в Центральной Сибири.

Поморское согласие

История поморского согласия берет свое начало в 1694 году, когда была основана мужская община на реке Выг. В 1723 году Выговская обитель прославилась составлением «Поморских ответов». Эта полемическая книга впоследствии стала апологетической основой для защиты всего старообрядчества.

Поморцы требуют от своих последователей полного разрыва с официальной церковью, а всех приходящих к ним из православия обязательно перекрещивают. От таинств не отказываются, но делят их на необходимые для спасения (крещение, покаяние и причащение) и остальные, без которых можно обойтись.

Серьезные разногласия в среде поморцев возникали по поводу брака. Со временем практичность восторжествовала. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что привело к возможности законной передачи имущества по наследству.

В советские времена поморцы были самым многочисленным среди беспоповских согласий. Сегодня большие группы их последователей проживают в Вильнюсе, Риге и Москве.

Федосеевцы

В конце XVIII века в результате споров о надписи на кресте и о браке от поморского согласия отделились федосеевцы. В 1781 году Илья Ковылин (бывший крепостной князя Голицына) основал в Москве общину в районе Преображенского кладбища. Федосеевская община отличалась строгой дисциплиной и безоговорочным подчинением наставнику. Ее члены были обязаны соблюдать безбрачие и целомудрие.

Как и многие другие беспоповцы федосеевцы считают, что в мире больше нет благодати. «Всякую современную государственную власть мы расцениваем как сатанинскую, как ловушку антихриста», – говорят они. Из церковных таинств сохранены лишь крещение и евхаристия, которые совершаются мирянами. В силу непризнания православного священства федосеевцы практикуют сожитие без венчания.

Во время Великой Отечественной войны большое число федосеевцев сотрудничали с немецкими властями и активно противостояли Красной армии и партизанам.

Наиболее многочисленные группы федосеевцев проживают в Псковской, Новгородской, Ульяновской и Тюменской областях. Их общая численность около 200 тысяч человек.

Пастухово согласие

Зародилось в недрах поморского согласия, его основателем стал пастух Василий Степанов. В отличие от поморцев пастуховцы избегали всяческого общения с гражданскими властями. Отвергали деньги, паспорта и другие предметы с изображением государственного герба. Но во избежание разврата вынуждены были признать брак.

Крайняя степень неприятия внешнего мира накладывала на пастуховцев запрет на проживание в населенных пунктах, где находился хотя бы один государственный служащий, сторонник Православной церкви или представитель другого старообрядческого толка. Их нога никогда не ступала на каменные мостовые, как изобретения «века Антихриста».

Бегуны

В 1772 году в селе Сопелки близ Ярославля возник бегунский толк, как течение противостоящее «антихристовой власти». Основа учения бегунов – спасение от Антихриста, которого в отличие от большинства беспоповцев они воспринимали не как духовное явление, а как персонифицированную личность в облике Петра I.

Бегуны живут в ожидании «первого воскресения», когда Христос сразится с Антихристом. И «тогда наступит тысячелетнее царство Христа, Новый Иерусалим для жилища странников будет спущен с неба в то место, где моря несть к тому». Свою новую обитель бегуны видят около Каспийского моря, куда регулярно совершают паломничество.

Все бегуны «самокрещенцы», обязуются вести целомудренную жизнь, питаться только постной пищей. Они полностью отвергают брак, но при этом допускают блуд, считая его меньшим грехом.

Народная молва рассказывает о странном обычае бегунов, именуемом «красной смертью». Суть его в удушении умирающего красной подушкой с тем, чтобы он мученической смертью искупил не только свои грехи, но и грехи братьев по вере.

На протяжении столетий бегуны, преследуемые властью как «вредная секта» оставались малочисленной, разбросанной по глухим местам Сибири и Северного Урала группой.

Водяники

Водяники или старопоповцы принадлежат тем толкам, где полностью не отвергается священство. Они обличают староверов, принимающих священников за деньги, но признают переход духовного лица из православия в старообрядчество в случае, если священник отречется от «еретической веры».

Если член старопоповской общины заболел ему запрещено принимать лекарства. Суть лечения сводится исключительно к причащению богоявленской водой.

Воздыханцы

В 1870 году в Калуге башмачник Иван Ахлебинин основал общину, получившую позднее название воздыханцев. Члены данного толка отвергают любое внешнее поклонение богу, иконы, таинства и церковную иерархию, однако признают «толковые книги» – Евангелие, Деяния апостолов и Псалтырь.

Согласно верованиям воздыханцев сначала было царство Бога-отца, затем наступило царство Бога-сына, а спустя 8 тыс. лет от сотворения мира пришло царство Духа Святого. Эта доктрина нашла отражение в обрядах воздыханцев. На молитвенных собраниях они вместо крестного знамения воздыхают, поднимая глаза к небу и проводя по своему лицу рукой или платком.

Многие другие радикальные согласия и толки беспоповских староверов, существенно не отличаясь друг от друга, имеют лишь им присущие особенности. Так, последователи согласия разиней собравшись на молитву в день евхаристии, стоят раскрыв рот в ожидании, что их будут причащать ангелы.

Потемщики относятся к тем, кто признает обряд крещения, но совершают его только по ночам, как бы подражая Христу.

В Акулиновом согласии принято общежитие и безбрачие. Это служило неоднократным поводом для обвинения акулиновцев в разврате и свальном грехе.

Капитоновцы кшарского устава – сторонники радикальных подходов в самоубийстве за веру, участники массовых актов самосожжения.

Рябиновцы считают, что крест Христа состоял из кипариса, кедра и певга. Последнее дерево они связывают именно с рябиной, из которой и следует изготавливать крест.

Безпоповщина. Поморцы. October 25th, 2013

Для начала, стоило бы уточнить- что понятие "помор" и "поморцы", ето две большие разницы. Поморы- ето коренные жители северо-запада Руси, поморцы же -приверженцы Древлеправославной Поморской Церкви (ДПЦ). Название дано в связи с географическим местом нахождения при её возникновении. Как и Феодосеевцы, Поморцы развивались параллельно с началом обустройства "Выговской обители" (р.Выг). Расхождение произошло в связи с принятием браков и сотрудничестве с властями.
В конечном итоге, многие феодосеевские общины, практически вся Прибалтика и Польша, перешли к поморцам. Половой вопрос- победил "чистое житие"! Раз семейные отношения утряслись, возникли наследственные вопросы, появился стимул к накопительству благ земных, то пришлось и со властью анчихриста договариваться... в итоге- стали и за амператора молиться.
Как бы то ни было, но поморцы- ето огромный слой в культуре и истории России. Даже по внешнему виду,поморцев ни с кем не перепутаешь. Хочу выложить фотографии, которые еще не успели "забаянить" в сети.

Псков. Кузнецы-старообрядцы (поморского согласия) Кирилл Васильевич Васильев и Петр Андреевич Ефимов. 60-е.

Когда Курженская обитель была сожжена по приказанию Новгородского митрополита Питирима, заступившего место митрополита Макария и введшего новшества. Соловецкий монастырь, наконец, был взят приступом , казалось что пали последние оплоты Православия. Народ начал утекать, кто за границу, кто в Сибирь...на реке Выг начали селиться -"старцы" Соловецкого и других северных и внутреннемосковских монастырей.
По непосредственному благословению знаменитого пустынника, 124-летнего старца Корнилия, подвизавшегося в то время, уже около полутора десятка лет на реке Выг.Вдохновителем строительства "общежития" был Андрей Денисов (кн. Андрей Дионисиевич Мышецкий), а духовными руководителями — Даниил Викулин и священноинок Пафнутий Соловецкий.

«Прииде же к ним и отец Корнилий и с ними помолившеся Богу и положиша начало и сложишася во обще жити с Захарием, в лето от мироздания 7203 году, во осень после Покрова Богородицы. И собравшеся вси на место, где ныне часовня и столовая, и помолившеся Богу, и пеша молебен на месте, и начаша бревен сещи валнягу, около того места близ, и начаша столовую строити, тут же к столовой и хлебню присовокупиша и построиша в одной связи скоро (именно так начинал строиться и Соловецкий монастырь. - Б.К.), и собирахуся на богомоление в одну столовую, во одной половине братия, а в другой половине сестры... А братия построиша келию и живяху самым нужным пустынным житием, и уже собрася всех до сорока человек».
Инок Корнилий умирает через год после начала строительства обители, в 1695 году, в возрасте 125 лет, как бы исполнив полностью свою миссию в этой жизни.

Петр I относился к выговцам снисходительно и разрешил им молиться по старым книгам в связи с тем, что они согласились работать на его Повенецких железных заводах, воинственному императору надо было развивать металлургию. В Олонецком крае стали возникать один за другим заводы, шли усердные поиски железных руд, но рабочих рук не хватало. Тут-то и вспомнили о выговских пустынниках, и на Выг пришел указ, чтобы выговские насельники «в работы к Повенецким заводам были послушны и чинили бы всякое споможение по возможности своей». За эту услугу государству царь обещал пустынникам свободно «жити в той Выговской пустыни и по старопечатным книгам службы своя Богу отправляти». А.Д.Меншиков от имени Петра I дал выговцам обширные права как в жизни религиозной, так и экономической. Выговцы, в свою очередь, располагали к себе царскую власть тем, что посылали ко дворцу разные подарки: лучших оленей, заводских лошадей, быков, разную птицу и пр.

Выговская "медница"- производило и иконное литье. Его можно встретить по всей стране.

на этом мысу была пристань главного торгового порта уникальной страрообрядческой "республики" Выгореция.

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.

Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней рабской нищеты,
Но этот крест, но этот ковшик белый -
Смиренные, родимые черты!»
И. А. Бунин

У поморцев,сохранились традиции- погребения в домовине,надмогильных -"голубцов" и резных икон.

Поморская Церковь-распространилась практически по всей России, но основные места- Север-запад, Псков, Новгород, Прибалтика, Польша, Н-Новгород, Алтай...
кстати,мои предки,тоже были-поморского согласия и уехали на Алтай еще по своей воли. Потом уж, кады поповцы обрели свою трехчинную иерархию, перешли к Белокриницким. Мой прадед- Лев Михайлович Панкратов, Елена Ивановна, дочь- Пана.

Как ни странно, были общины и среди казаков.
Белгородская обл. 70-е

Так или иначе, но на мой взгляд, поморцев можно назвать, на современный лад- "безпоповщина-лайт". Браки хоть просто и благословляются наставником, внешне напоминают наши поповския. Да и к наставникам обращаются- о. Иоанн, а иногда и попами кличут.)))

Вот как раз,жаних кладет земные поклоны.

Кстати, до свадьбы, девки носят-одну косу (можно и без платка), во время свадьбы- её расплетают, заплетают две и потом их вместе соединяют. Потом одевается- кичка (пожизненно))), а сверху уже платок.

Поморское согласие- очень активное, строятся новые храмы, создаются общины (недавно в Англии появилась),есть детские лагеря для детей...

Установили недавно часовню в Пустозерске, на месте где сожгли св.Аввакума.

в Москве они находятся на Преображенке,по соседству с феодосеевцами.

ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ)

Современное официальное наименование Христианской Православной Церкви. По вероисповедальной принадлежности придерживается Российского Православия, существующего до отступнических реформ патриарха Никона в сер. 17 века. Другие названия бывшие в 17 - 20 вв.: Восточная Соборная Церковь, Церковное общество Христиан-Поморцев, Старообрядческая Поморская Церковь и др.
Древлеправославная Поморская Церковь (безпоповская) - является преемницей по Символу Веры "Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви" Христовой, исповедающей Святую Троицу и Спасителя мира Господа нашего Исуса Христа. Принявшая исповедание от Восточно-Кафолической Церкви и находившаяся в едином Церковном лоне Русского Православия до реформ Никона в середине 17 века. Не отвергающая священства, но лишившаяся его по условиям Последнего времени и пребывающая под Божественной Благодатью.
Таким образом, ДПЦ сохраняет все догматы и обряды дораскольной Древле-Православной Церкви, которые удалось сохранить в условиях вынужденного отсутствия священства. ДПЦ является Православной Церковью, не имеющей трехчинной иерархии. Преемственно сохраняются и совершаются избранными мирянами - духовными наставниками, таинства крещения и покаяния, проводятся богослужения и требоисполнения.
Основами вероучения являются: Священное Писание (канонические книги Ветхого и Нового Заветов) и Священное Предание (учение Святых Апостолов, Святых вселенских и поместных Соборов, Святых отцов).
В своей церковной деятельности ДПЦ руководствуется каноническими правилами, изложенными в книге Кормчей (Номоканоне), постановлениями поместных Соборов Православной Церкви в России, принятыми до сер. 17 века, постановлениями Всероссийских Соборов Поморской Церкви 1909 и 1912 годов.
Большую роль в сохранении Православной веры во время Никоновских реформ, сыграл Соловецкий монастырь, а также Выгорецкое общежительство находящиеся в Поморье в память о котором Церковь стала называться Поморской..
В настоящее время существует шесть поместных объединений ДПЦ, координационным органом является Единый Совет ДПЦ. На территории России имеется более 200 общин с числом прихожан от 10-15 до нескольких тысяч человек. Значительная часть общин не зарегистрирована. В Белоруссии действует 37 общин, на Украине - 45 общин, в Эстонии - 11, Латвии - 67, Литве - 27, Польше - 4, кроме этого в США - 4 общины, в Казахстане - 18, Киргизии - 3, в Молдове одна община. Есть сведения о группах Христиан-Поморцев в таких странах как: Румыния, Финляндия, Швеция, Германия, Франция, Бразилия, Аргентина. О других общинах и группах информации в настоящее время не имеется.
Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ. Ежегодно издается Церковный календарь ДПЦ и два раза в год Извещение РС ДПЦ.

Дата публикации: 2004-06-18 (17878 просмотра(ов))

Остальные материалы раздела Древлеправославная Поморская Церковь

  • Решения по вопросам, обсуждаемым на Первом Всероссийском слёте молодёжи Древлеправославной Поморской Церкви.